Управляемые авиационные бомбы. Современные управляемые авиационные бомбы

Впервые за 6 лет Сандийские национальные лаборатории в США провели серию испытаний бетонобойной ядерной бомбы, получившей обозначение B61-11. При этом была осуществлена съемка углубления бомбы в грунт (в рапиде). При этом бомба, естественно, не оснащалась ядерной частью и не взрывалась. Развитием проникающих авиационных бомб, которые также называют бетонобойными, в последние несколько лет заинтересовались во многих странах мира. С помощью такого можно достаточно легко уничтожить подземные бункеры, командные пункты или склады вероятного противника. Активнее всех разработкой боеприпасов такого типа занимаются Вашингтон и Тель-Авив. Ниже представлен небольшой обзор подобных авиационных бомб.

B61-11


Испытания ядерной бомбы B61-11 были проведены в США еще 20 ноября 2013 года, но Сандийские национальные лаборатории, которые занимались проведением испытаний, рассказали о них только в середине января 2014 года. В полигональных испытаниях применялась авиационная бомба без боевой части. Само испытание B61-11 осуществлялось при помощи специальной ракетной тележки, которая была установлена на рельсах. Данная тележка должна была разогнать бомбу до ее рабочей скорости (этот параметр является засекреченным). Перед проведением испытаний саму бомбу и тележку специально охладили до температуры, соответствующей большой высоте полета данного боеприпаса.

При этом каких-либо данных о проведенных испытаниях Сандийские лаборатории не приводят. Стоит отметить, что испытания такого рода не проводились в штатах с октября 2008 года. В тот раз у специальной ракетной тележки перед стартом произошло возгорание двигателя, один из работников лаборатории в результате этого инцидента получил сильные ожоги. До 2008 года подобные испытания проводились на регулярной основе. Проводятся они в рамках действующей в США программы поддержания ядерного арсенала в боеспособном состоянии, а также продления сроков службы боеприпасов.

Термоядерная авиационная бомба B61 была разработана еще в 1960-е годы прошлого века. С тех пор было изготовлено уже 11 ее модификаций, в настоящее время в разработке находится «Модель 12». Последний вариант – принятый на вооружение – B61-11 был разработан в 1997 году. Модификация 11 является противобункерной бомбой. Авиационные боеприпасы B61 – это бомбы переменной мощности от 10 до 340 кт. Последняя модификация данной бомбы, по сути, представляет собой старое зарядное устройство W-61-7, которое было упаковано в новый корпус иглообразной формы, который предварительно был усилен. Имеется информация, что усиление было выполнено за счет использования в конструкции корпуса бомбы обедненного урана.

B61-11 – это свободнопадающая авиационная бомба (основной носитель стратегический бомбардировщик B-2), она предназначена для сброса с большой высоты – 40 тысяч футов (около 12 200 м). Бомба не оснащается тормозным парашютом, поэтому к моменту ее столкновения с землей она может набрать очень большую скорость – до 610 м/с. Проведенные испытания показывают, что данная авиабомба в состоянии углубиться в сухой грунт средней плотности на глубину до 20 футов (6 м). Данная глубина невелика, но этого вполне достаточно для того, чтобы основная часть выделившейся при ядерном взрыве энергии (до 90%) ушла в сейсмическую волну. Мощности данной волны должно хватить для поражения любой хорошо защищенной подземной цели.

BLU-109/B

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день боеприпасов, находящихся на вооружении армии США, являются специализированные противобункерные бомбы с боевой частью BLU-109/B. Данные боеприпасы находятся на вооружении не только американских ВВС, но и ВВС Канады, Франции, Великобритании, Дании, Бельгии, Саудовской Аравии, ОАЭ и еще 7 стран мира. Масса боевой части составляет 240 кг, всей бомбы около 907 кг. Боеприпас имеет стальную оболочку толщиной 25,4 мм. Бомба в состоянии пробивать железобетонные конструкции толщиной до 1,8 м. При этом свободнопадающий боеприпас в основном используется с системами наведения на цель JDAM или Paveway III, которые превращают ее в управляемую авиационную бомбу – УАБ.


Авиационная бомба с JDAM и БЧ BLU-109/B получила индекс GBU-31. В ходе проведения испытаний данного боеприпаса его сбрасывали с истребителя F-16 с высоты 6 тысяч и 7,6 тысячи метров соответственно, на скорости полета 0,8 М. При этом бомбы смогли поразить точку прицеливания, при этом относ бомб составил 43,2 и 65 м соответственно. Согласно расчетам, которые были выполнены конструкторами компании «Боинг» УАБ GBU-31, оснащенная крылом, в состоянии обеспечить максимальный относ от точки сброса до 75 км, если высота сброса составит около 12 000 м, при этом скорость бомбы составит 0,9 М.

GBU-57 (MOP)

ВВС США используют тяжелую противобункерную бомбу GBU-57, начиная с ноября 2011 года, в том году их приняли на вооружение. При этом с момента принятия бомб на вооружение сразу же начался процесс их усовершенствования. По словам представителей Пентагона, мощности бомб недостаточно для поражения всех подземных бункеров, в первую очередь иранских. Работами над разработкой и усовершенствованием данной бомбы занимается авиастроительная корпорация «Боинг».

GBU-57 или MOP – Massive Ordnance Penetrator (MOP) - это корректируемая противобункерная авиационная бомба. Американцы специально разрабатывали данный боеприпас с целью борьбы с подземными и надземными укреплениями, расположенными на территории КНДР и Ирана, которые могли бы быть использованы для размещения ядерных объектов. Разработка данных бомб велась специалистами компании Boeing, начиная с 2007 года. Сообщается, что общая стоимость работ по проектированию MOP составила 400 миллионов долларов.


Длина сверхтяжелой авиабомбы МОР составляет 6 м, ее вес – 13 600 кг. Масса боевой части GBU-57 составляет 2,5 тонны. Так как данный боеприпас является корректируемым, на цель бомба выходит с помощью наводки по координатам GPS. Имеется информация, что первоначальный вариант данной авиационной бомбы в состоянии пробивать армированный бетон толщиной до 60 метров. При этом способности по пробитию бетона у усовершенствованного боеприпаса в настоящее время держаться в секрете.

GBU-28

В настоящее время GBU-28 считается одной из наиболее эффективных проникающих бомб, находящихся на вооружении американской армии. Является управляемой авиационной бомбой, которая изначально проектировалась для уничтожения высокопрочных подземных объектов, например командных пунктов вероятного противника. Бомба была создана в 1991 году. УАБ выполнена по аэродинамической схеме «утка» и оснащена раскрывающимся в полете крылом. Имеет полуактивную головку самонаведения на цель. Представляет собой образец удачной военной конверсии, так как производится с использованием 203-мм ствола снятой с вооружения САУ M110. Вес бомбы почти 2,3 тонны. Данный боеприпас в состоянии углубиться в грунт на глубину до 30 м и пробить железобетонное перекрытие толщиной 6 м. На испытаниях ушедший на 30-метровую глубину боеприпас решили даже не выкапывать.


Во время проведения испытаний в Сандийских национальных лабораториях в 1995 году данная УАБ после разгона на специальной ракетной тележке смогла пробить железобетонные плиты общей толщиной 6,7 м. При этом бомба сохранила достаточно кинетической энергии, для того чтобы после этого пролететь еще порядка 1,6 км. За способность бороться даже с очень толстыми перекрытиями, она получила прозвище «глубока глотка». В военных условиях данная бомба использовалась лишь дважды. Две бомбы были применены во время операции «Буря в пустыне» для поражения иракских военных бункеров возле Багдада. Одна бомба прошла мимо цели, вторая успешно поразила бункер командования на авиабазе Аль-Таджи, который ранее неоднократно бомбился, но без вывода его из строя.

В феврале 2012 года собственную бетонобойную бомбу представил Израиль, бомба получила обозначение MPR-500. Это боеприпас калибра 500 фунтов (227 кг). Данная бомба в состоянии пробивать бетонные перекрытия толщиной до 1 метра или пробить сразу до 4-х бетонных перекрытий толщиной по 200 мм каждое. При взрыве данной бомбы образуется очень большое количество осколков – до тысячи, которые разлетаются на расстояние до 100 метров, эффективно поражая живую силу противника. Выбор в пользу такого сравнительно небольшого калибра был сделан по причине того, что один самолет может нести большое количество таких бомб.


Израильская бетонобойная бомба является свободнопадающей, при этом она достаточно легко может с помощью специального комплекта трансформироваться в корректируемую бомбу. Боеприпас израильтяне разрабатывали с учетом имеющейся у них информации о постройке на территории Ливана подземных укреплений и бункеров, которые иногда располагают внутри обыкновенных жилых домов или школ.

БетАБ
В России бетонобойные бомбы имеются на вооружении ВВС, но не обладают такими выдающимися характеристиками, как американские боеприпасы. В настоящее время в нашей стране такие бомбы обозначаются как БетАБ. Данные бомбы представлены тремя основными версиями: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Все они отличаются конструкцией, массой боевой части и калибром. К примеру, масса БатАБ500У составляет 510 кг. Данная бомба используется для уничтожения ядерного оружия, командных пунктов управления, узлов связи, подземных складов боеприпасов, укрытий из железобетона. Бомба в состоянии пробить железобетонное перекрытие толщиной до 1,2 м или на 3 м уйти в грунт. Масса боевой части бомбы в тротиловом эквиваленте составляет 45 кг. Может использоваться с высот от 150 до 20 тысяч метров. Бомба оснащается стабилизирующим парашютом.


Другая версия БетАБ-500ШП оснащается боевой частью массой 77 кг. При этом в бомбе применяется реактивный ускоритель. В первую очередь, данный авиационный боеприпас предназначен для вывода из строя аэродромов противника – бетонных взлетных полос и рулежных дорожек. Данная бомба в состоянии пробить броню толщиной до 550 мм, железобетонные перекрытия толщиной до 1,2 м. Одна такая бомба в состоянии повредить до 50 квадратных метров ВПП. При этом при взрыве в среднем грунте она оставляет после себя воронку в 4,5 м в диаметре. В настоящее время БетАБ состоят на вооружении ВВС России и Индии.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/26/penetrating
http://vpk-news.ru/articles/16288
http://first-americans.ru/news-usa/353-gbu-57
http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/982-aviacionnaia-ypravli.html

Авиационная бомба или просто авиабомба — один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения.

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики.

Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

…9 сентября 1943 года. Муссолини арестован, жаждет перемирия правительство Италии, а итальянский флот идёт на Мальту сдаваться. В 15:41 в линкор «Рома» (46 000 т, девять орудий калибром 381 мм) попала немецкая бомба, носившая название Fritz-X (она же SD-1400). Прошив корпус, она разорвалась под котельными отделениями. Второе попадание
подорвало погреба боезапаса…

Самые мощные авиабомбы второй мировой: Tallboy и Grand Slam

Страна: Великобритания
Разработана: 1942
Масса: 5,4 т
Масса ВВ: 2,4 т
Длина: 6,35 м
Диаметр: 0,95 м

Барни Уэллис не стал известным авиаконструктором: его проект бомбардировщика Victory был отклонен британскими военными. Зато он прославился как создатель самых мощных боеприпасов Второй мировой. Знание законов аэродинамики позволило ему сконструировать в 1942 году авиабомбу Tallboy. Благодаря совершенной аэродинамической форме бомба быстро набирала скорость и даже преодолевала в падении звуковой барьер, если ее сбрасывали с высоты более 4 км.

Она могла пробить 3 м железобетона, углубиться в грунт на 35 м, а после ее взрыва оставалась воронка диаметром 40 м. Снаряженное торпексом – мощным ВВ на основе гексогена– детище Уэллиса продемонстрировало эффективность при применении по высокозащищенным целям (бункерам, тоннелям), а также по крупным кораблям.

Так, двумя попаданиями был сначала поврежден германский линкор «Тирпиц», отстаивавшийся в норвежском фьорде и представлявший огромную опасность для конвоев, шедших в СССР. 12 ноября 1944 года, получив еще два «Толлбоя», корабль перевернулся. Словом, бомбы эти были настоящим боевым оружием, а не бесполезной гонкой за рекордами, и в годы войны их применили не так уж мало – 854 штуки.

Такой успех гарантировал Барни Уэллису место в истории (впоследствии он получил рыцарский титул) и вдохновил его на создание в 1943 году самой мощной авиабомбы Второй мировой, в конструкции которой многое было заимствовано у Tallboy. Grand Slam также оказалась успешной, демонстрируя устойчивый (благодаря придаваемому стабилизаторами вращению) полет и высокую проникающую способность: прежде чем разорваться, она могла пробить до 7 м железобетона.

Правда, для Grand Slam не нашлось такой цели, как известный всему миру линкор, но ее попадания в защищенные пятиметровым слоем бетона укрытия для германских подводных лодок произвели должное впечатление. Разносила она и не поддававшиеся менее мощным бомбам акведуки и плотины. Взрыватель Grand Slam мог устанавливаться на мгновенное действие (для поражения целей ударной волной) или на замедление (для разрушения укрытий), но и в последнем случае здания «складывались» за сотни метров от взрыва: хотя ударная волна от заглубленной детонации была сравнительно слабой, колебания грунта смещали фундаменты.

Официально Grand Slam именовали более чем скромно – «Medium Capacity, 22000 lbs» – «средней мощности, 22000 фунтов» (имелось в виду среднее значение отношения веса бомбы и ее снаряжения), хотя в прессе она получила прозвище «Earthquake Bomb» («бомба-землетрясение»). Grand Slam поступила на вооружение Королевских ВВС в конце войны, и за оставшиеся до победы несколько месяцев британские летчики сбросили 42 такие бомбы. Стоила она довольно дорого, так что если цель обнаружить не удавалось, командование настоятельно рекомендовало экипажам не сбрасывать Grand Slam над морем, а садиться с ней, хотя это и было рискованно. В Королевских ВВС носителями огромных бомб были четырехмоторные «Галифаксы» и «Ланкастеры». Копии «Грэнд Слэм» изготавливались и в США.

Самая первая управляемая авиабомба: Fritz-X

Страна: Германия
Разработана: 1943
Масса: 1,362 т
Масса ВВ: 320 кг, амматол
Длина: 3,32 м
Размах оперения: 0,84 м

Fritz-X стал первым боевым образцом управляемого оружия. Его система наведения FuG 203/230 работала на частоте около 49 МГц, и после сброса самолет должен был выдерживать курс, чтобы оператор мог следить за целью и бомбой. При отклонении до 350 м по курсу и на 500 м по дальности полет бомбы можно было скорректировать.

Не маневрирующий носитель уязвим для истребителей и зенитного огня, но защитой служило расстояние: рекомендованная дистанция сброса, как и высота, составляли 5 км. Союзники спешно разрабатывали аппаратуру помех, немцы наращивали выпуск бомб, и кто знает, чем бы закончилось эта гонка, если бы не конец войны…

Самое первое серийное ядерное оружие: Мк-17/24

Страна: США
Начало производства: 1954
Масса: 10,1 т
Энерговыделение: 10–15 Мт
Длина: 7,52 м
Диаметр: 1,56 м

Эти термоядерные бомбы (Мк-17 и Мк-24 различались только типами плутониевых «запалов») – первые, которые можно отнести к категории настоящего оружия: с ними бомбардировщики В-36 ВВС США вылетали на патрулирование. Конструкция была не очень надежной (часть «запала» хранилась у экипажа, который устанавливал его в бомбу перед сбросом), но все подчинялось одной цели: «выжать» максимум энерговыделения (узлов, регулирующих мощность взрыва, не было).

Несмотря на замедление падения бомбы 20-метровым парашютом, не слишком скоростной В-36 едва успевал уйти из зоны поражения. Производство (Мк-17 – 200шт., Мк-24 – 105 шт.) продолжалось с июля 1954 года по ноябрь 1955-го. Были испытаны и их «упрощенные» копии, чтобы выяснить, можно ли в условиях ядерной войны использовать как суррогат термоядерного топлива гидриды лития, не прошедшие изотопное обогащение. С октября 1956 года бомбы Мк-17/24 стали переводиться в резерв, на смену им пришли более совершенные Мк-36.

Страна: СССР
Испытана: 1961
Масса: 26,5 т
Энерговыделение: 58 Мт
Длина: 8,0 м
Диаметр: 2,1 м

После взрыва этой «» на Новой Земле 30 октября 1961 года ударная волна трижды обогнула земной шар, в Норвегии было выбито немало стекол. Бомба не годилась для боевого применения и не представляла серьезного научного достижения, но, вероятно, помогла сверхдержавам ощутить тупик ядерной гонки.

Самая универсальная бомба: JDAM (Joint Direct Attack Munition)

Страна: США
Начало производства: 1997
Дальность применения: 28 км
Круговое вероятное отклонение: 11 м
Стоимость комплекта: 30–70 тысяч долларов

JDAM – это не совсем бомба, а комплект из навигационного оборудования и управляемого оперения, который позволяет превратить в управляемую практически любую обычную бомбу. Такая бомба наводится по сигналам GPS, что делает наведение независимым от погодных условий. Впервые JDAM применены при бомбардировках Югославии. Начиная с 1997 года компания Boeing выпустила более 2000 комплектов JDAM.

Самые первые бомбы объёмного взрыва: BLU-72B/76B

Страна: США
Начало производства: 1967
Масса: 1,18 т
Масса топлива: 0,48 т
Энергия ударной волны: эквивалент 9 т ТНТ

Первые примененные в боях (во Вьетнаме) объёмно-детонирующие бомбы. Горючее в BLU 72B – сжиженный пропан, в BLU 76B, применявшейся со скоростных носителей, – окись этилена. Объёмная детонация не обеспечивала бризантного эффекта, но оказалась эффективной для поражения живой силы.

Самая массовая ядерная бомба: В-61

Страна: США
Начало производства: 1962
Масса: 300–340 кг
Энерговыделение: тактические – 0,3–170 кт; стратегические – 10–340 кт
Длина: 3,58 м
Диаметр: 0,33 м

В 11 модификациях этой самой массовой бомбы – заряды переключаемой мощности: чистого деления и термоядерные. «Проникающие» изделия утяжелены «отвальным» ураном, мощные снабжены парашютами и срабатывают даже после удара об угол здания на околозвуковой скорости. С 1962 года их произведено 3155 штук.

Самая мощная серийная неядерная бомба: GBU-43 MOAB

Страна: США
Разработана: 2002
Масса: 9,5 т
Масса ВВ: 8,4 т
Длина: 9,17 м
Диаметр: 1,02 м

Отобрала у BLU-82 корону «величайшей бомбы», но, в отличие от экс-королевы, активно применявшейся при расчистке посадочных площадок, пока применения не нашла. Более мощное снаряжение (гексоген, тротил, алюминий) и система наведения, казалось бы, повышают боевые возможности, однако поиск подходящей цели для изделия такой стоимости вызывает серьезные трудности. Официальное название MOAB (Massive Ordnance Air Blast – тяжелая фугасная авиабомба) часто неофициально расшифровывают как Mother Of All Bombs, «мать всех бомб». В арсенале США имеется 15 единиц авиабомб MOAB.

Самый первый кассетный боеприпас: SD2 Schmetterling

Страна: Германия
Начало производства: 1939
Масса: 2 кг
Масса ВВ: 225 г
Размеры: 8 х 6 х 4 см
Радиус поражения живой силы: 25 м

Родоначальники кассетных боеприпасов, проверенные боями в Европе и Северной Африке. Люфтваффе применяли кассеты, содержавшие от 6 до 108 бомб SD2 (Sprengbombe Dickwandig 2 kg), которые комплектовались взрывателями различных типов: мгновенного и замедленного действия, а также «сюрпризами» для сапёров. Благодаря способу рассеивания суббоеприпасов, напоминающему порхание бабочки, бомба получила название Schmetterling («бабочка»).

/По материалам popmech.ru , ru.wikipedia.org и topwar.ru /

Авиационная бомба или - один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения.

История

Пилот Британских ВВС времен Первой Мировой осуществляет бомбометание

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики. Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

Классификация авиабомб

Осветительные авиационные бомбы (световые) САБ-100-55 и САБ-100-75

По назначению авиабомбы делят на

  • основные (предзначенные непосредственно для уничтожения целей)
  • и вспомогательные, создающие ситуации, способствующие решению боевых задач и задач учебно-боевой подготовки войск.

К последним относятся дымовые, осветительные, фотоавиабомбы (осветительные для ночного фотографирования), дневные (цветного дыма) и ночные (цветного огня) ориентирно-сигнальные, ориентирно-морские (создают цветное флюоресцентное пятно на воде и цветной огонь; в странах НАТО ориентирно-сигнальные и ориентирно-морские авиабомбы имеют общее название маркерных), агитационные (снаряжены пропагандистскими материалами), практические (для учебного бомбометания - не содержат взрывчатого вещества или содержат очень малый его заряд; не содержащие заряда практические авиабомбы чаще всего изготовляются из цемента) и имитационные (имитируют ядерную бомбу);

  • По типу действующего материала - на обычные, ядерные, химические, токсинные, бактериологические (традиционно бомбы, снаряжённые болезнетворными вирусами или их носителями, также относятся к категории бактериологических, хотя, строго говоря, вирусы не являются бактериями);
  • По характеру поражающего воздействия: осколочные (поражающее действие преимущественно осколками);

осколочно-фугасные (осколками, фугасным и бризантным действием; на Западе такие боеприпасы называются бомбами общего назначения);

    • фугасные (фугасным и бризантным действием);
    • проникающие фугасные - они же фугасные толстостенные, они же (западное обозначение) «сейсмические бомбы» (бризантным действием);
    • бетонобойные (на Западе такие боеприпасы называются полубронебойными) инертные (не содержат заряда взрывчатого вещества, поражая цель только за счёт кинетической энергии);
    • бетонобойные разрывные (кинетической энергией и бризантным действием);
    • бронебойные разрывные (также кинетической энергией и бризантным действием, но имеющие более прочный корпус);

Управляемая авиационная бомба, сброшенная самолетом Люфтваффе пробила 6 палуб британского крейсера HMS Uganda. Салерно 13, сентября 1943 г.

    • бронебойные кумулятивные (кумулятивной струёй);
    • бронебойно-осколочные/кумулятивно-осколочные (кумулятивной струёй и осколками);
    • бронебойные на основе принципа «ударного ядра»;
    • зажигательные (пламенем и температурой);
    • фугасно-зажигательные (фугасным и бризантным действием, пламенем и температурой);
    • осколочно-фугасно-зажигательные (осколками, фугасным и бризантным действием, пламенем и температурой);
    • зажигательно-дымовые (поражающее воздействие пламенем и температурой; кроме того, такая бомба производит задымление местности);
    • отравляющие/химические и токсинные (отравляющим веществом);
    • отравляюще-дымовые (официально эти бомбы назвались «курящиеся авиационные бомбы ядовитого дыма»);
    • осколочно-отравляющие/осколочно-химические (осколками и отравляющим веществом);
    • инфекционного действия/бактериологические (непосредственно болезнетворными микроорганизмами или их носителями из числа насекомых и мелких грызунов);
    • Ядерные (сначала назывались атомными) и термоядерные бомбы (первоначально в СССР их назвали атомно-водородными) традиционно выделяются в отдельную категорию не только по действующему материалу, но и по поражающему воздействию, хотя, строго говоря, их следует считать фугасно-зажигательными (с поправкой на дополнительные поражающие факторы ядерного взрыва - радиоактивное излучение и радиоактивные осадки) сверхбольшой мощности. Однако существуют и «ядерные бомбы усиленной радиации» - у них главным поражающим фактором является уже радиоактивное излучение, конкретно - образующийся при взрыве поток нейтронов (в связи с чем такие ядерные бомбы получили обиходное название «нейтронных»).

Авиабомба Tallboy («Верзила») использовалась при атаке линкора Tirpitz .

  • По характеру цели - например, "противобункерные" (Bunker Buster), противолодочные, противотанковые и мостовые авиабомбы (последние предназначались для действия по мостам и виадукам);

Tirpitz атакован Британскими бомбардировщиками 3 апреля 1944 г.

  • По массе, выраженной в килограммах или фунтах (для неядерных бомб) либо мощности, выраженной в килотоннах или мегатоннах) тротилового эквивалента (для ядерных бомб). Следует отметить, что калибр неядерной бомбы - это не её фактическая масса, а соответствие габаритам некоего стандартного боеприпаса (которым обычно принимается фугасная авиабомба того же калибра). Расхождение между калибром и массой может быть весьма большим - например, осветительная авиабомба САБ-50-15 имела калибр 50 кг при массе всего 14,4-14,8 кг. С другой стороны, авиабомба ФАБ-1500-2600ТС (ТС - «толстостенная») имеет калибр 1500 кг при фактической массе 2600 кг;
  • По конструкции боевой части - на моноблочные, модульные и кассетные (первоначально последние именовались в СССР «ротативно-рассеивающими авиационными бомбами»/РРАБ).
  • По управляемости - на неуправляемые (свободнопадающие, по западной терминологии - гравитационные - и планирующие) и управляемые (корректируемые).

Основные характеристики авиабомб

Калибр - номинальная масса бомбы, выраженная в килограммах с установленными геометрическими размерами. Для авиабомб СССР и России калибр указывается в условном обозначении бомбы после наименования типа.

Коэффициент наполнения - отношение массы снаряжения (взрывчатого вещества) к полной массе бомбы. Он изменяется в интервале от 0,1 до 0,7. Наибольший коэффициент наполнения у фугасных бомб, наименьший - бетонобойных, сейсмических и осколочных.

Аэродинамические характеристики авиабомбы , определяются её баллистическим коэффициентом. В СССР и России эталонной характеристикой определяющей этот коэффициент, принято значение характеристического времени падения авиабомбы - время падения авиабомбы, сброшенной в горизонтальном полёте носителя на скорости 40 м/с и высоте 2000 метров.

Показатели эффективности поражения авиабомб:

  • Частные - определяющие конкретный характер ущерба для цели: радиус и глубина воронки взрыва, толщина пробиваемой бомбой брони, радиус осколочного поражения, площадь зоны поражения для фугасных бомб и др.
  • Обобщённые - определяющие необходимое количество попаданий в цель для его уничтожения или вывода из строя на заданное время, приведённую площадь поражения и т. д.

Эксплуатационные характеристики - диапазон условий применения авиабомб: минимальные и максимальные значения скорости, высоты, угла пикирования и времени полёта; условия хранения, транспортировки, объём подготовки к боевому применению и т. д.

Подвеска авиационных бомб

Первоначально авиационные боеприпасы брались пилотом или другими членами экипажа в кабину, и просто руками выбрасывались при полёте над целью. В дальнейшем стали применяться различные дистанционные устройства подвески бомб на держатели, их приведения в активное состояние перед сбросом и непосредственно сам сброс.

Бомбовый отсек «Ланкастера». «Авро Ланкастер» - четырёхмоторный бомбардировщик ВВС Британии времен Второй Мировой.

При расположении боеприпасов внутри фюзеляжа (это называется "внутренняя подвеска") конструктивно предусматриваются специальные отсеки вооружения (грузовые отсеки), закрываемые в полёте створками. Внутри такого отсека, как правило, находятся кассетные бомбовые держатели (КД), представляющие собой раму с направляющими, электрозамками, механизмами подъёма грузов, цепями блокирования и сброса, и т.д. На каждую кассету может подвешиваться несколько авиабомб в ряд. Также достаточно широко применяются различные контейнеры, которые снаряжаются боеприпасами на земле специально обученными людьми и поднимаются в грузоотсек уже полносью готовыми к применению. В грузоотсеке могут находиться и другие виды держателей и различных устройств для перевозки и применения различных грузов - балочные держатели, катапультные устройства и др.

При расположении боеприпасов снаружи на конструкции самолёта ("внешняя подвеска") часто применяются универсальные многозамковые балочные держатели (МБД). Например, конструкция балочного держателя МБД3-У9 позволяет подвесить на него до девяти бомб калибра 250 кг. группами по три штуки. Также специализированные балочные держатели применяются для подвески ракетного оружия.

Процесс подвески авиабомб и грузов часто механизирован. Широко применяются лебёдки с ручным или электрическим приводом - в последнем случае для централизованного управления стандартными электролебёдками Бл-56 используется мобильный пульт управления на базе тележки ТСУЛ-56.

Необходимо отметить, что чем больше летательный аппарат, тем более гибко и универсально его боевое применение, допускающее множество комбинаций (вариантов загрузки) различными типами авиационных средств поражения (АСП). В отечественной авиации имеются машины, в которых предусмотрено до 300 различных вариантов загрузки, в зависимости от особенностей каждой конкретной задачи.

Образцы вооружения

Авиабомбы обычного снаряжения

  • ПТАБ-2,5-1,5 - самая массовая авиационная бомба СССР в годы Великой Отечественной войны.
  • ОФАБ-250-270 - самая массовая авиационная бомба в военной авиации современной РФ.
  • ФАБ-5000НГ - наиболее мощная и тяжёлая авиационная бомба СССР периода Великой Отечественной войны.
  • ФАБ-9000 - наиболее тяжёлая (вместе с бронебойной БрАБ-9000) и мощная неядерная авиационная бомба в СССР.
  • Grand Slam - наиболее мощная (из неядерных) и тяжёлая авиационная бомба Второй мировой войны (Великобритания).
  • GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast - самая мощная и тяжёлая серийная неядерная авиационная бомба. Является также самой мощной и тяжёлой серийной управляемой авиационной бомбой в мире (США).
  • Massive Ordnance Penetrator - самая мощная и тяжёлая (13600 кг) управляемая авиационная бомба в мире (США).
  • T-12 Cloudmaker - самая тяжёлая (калибр - 43 600 фунтов или 19 777 кг) неядерная (фугасная) авиационная бомба в истории. Для изготовления термоядерной Мк.17 использован её же корпус (США).
  • ОДАБ-9000 (РФ) - объёмно-детонирующая авиационная бомба повышенной мощности. Считается наиболее мощным неядерным боеприпасом в мире (44000 кг тротилового эквивалента).
  • ХБ-2000 - самая тяжёлая химическая авиационная бомба в истории (СССР).
  • GBU-44/B Viper Strike (рус. «Удар гадюки» ) - самая маленькая (19 кг) управляемая авиационная бомба в мире.
  • АО-8св-фс - самая маленькая фугасная авиационная бомба в истории (CCCР).
  • BLU-39 (химическая) - самая маленькая (около 82 граммов) авиационная бомба, доведённая до принятия на вооружение (США).
  • Bat bomb («Мышиная бомба», зажигательная) - самая маленькая (17 граммов) авиационная бомба в истории (выпускалась опытной серией, на вооружение не поступила). Предполагалось, что носителями этих бомб будут сбрасываемые с самолётов в специальных самораспаковывающихся контейнерах летучие мыши (США).

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160М должны стать основой нестратегического сдерживания противника в случае возможной агрессии против России. Предполагается, что все имеющиеся на вооружении бомбардировщики Ту-160 будут модернизированы еще до 2020 года. Модернизированная версия самолета отличается новыми двигателями с увеличенным ресурсом и надежностью, новым составом бортового и радиоэлектронного оборудования, новым вооружением. Эти самолеты получили возможность использования современных видов высокоточного .

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 с крылом изменяемой стреловидности поступили на вооружение дальней авиации в 1987 году. На начало 2013 года в составе ВВС России находилось 16 самолетов данного типа, все они базируются на авиабазе в Энгельсе. За изящество и красоту форм бомбардировщик получил прозвище «Белый лебедь», в странах НАТО самолет известен как Blackjack. Главной особенностью ракетоносца является использование крыла изменяемой стреловидности, что позволяет машине совершать сверхдальние перелеты в экономном режиме работы двигателей. Самолет может пролететь без дозаправки практически 14 тысяч километров. Максимальная взлетная масса гиганта - 275 тонн. Максимальная скорость полета - 2230 км/ч (для строевых частей ограничена 2000 км/ч для сохранения ресурса планера), крейсерская скорость - 917 км/ч. На борт «Белый лебедь» может брать до 45 тонн различных вооружений от свободнопадающих бомб до высокоточных крылатых ракет, в том числе и с ядерными боеголовками.


Стоит отметить, что в отличие от ядерных ракет, современные стратегические бомбардировщики являются гораздо более гибким инструментом убеждения и демонстрации силы. Взлетев с военной базы в Энгельсе под Саратовом, российские стратеги могут спокойно долететь до американского побережья, а также Великобритании, легко оказаться у берегов Австралии или в Индийском океане. В свое время для этих бомбардировщиков специально создавались аэродромы «подскока» - промежуточные базы, на которых технические службы могли пополнить запасы топлива, провести необходимое техобслуживание самолетов, а экипажи могли отдохнуть. Такие аэродромы, возможно, могут появиться и в Латинской Америке: в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе. В 2013 году два российских бомбардировщика Ту-160 совершали перелет в Венесуэлу, преодолев более 10 тысяч километров и проведя в воздухе 10 часов. Тогда бомбардировщики успешно приземлились на аэродроме Майкетия.

Авиационная бомба объемного взрыва

Одним из наиболее мощных на данный момент боеприпасов, которые могут использоваться с российских бомбардировщиков, является авиационная бомба объемного взрыва, испытания которой были проведены в 2007 году. В СМИ часто используется неофициальное и технически некорректное обозначение данного оружия - АВБПМ (Авиационная вакуумная бомба повышенной мощности). Другое неофициальное название данного боеприпаса - «Папа всех бомб». Оно является отсылкой к прозвищу американской авиабомбы GBU-43/B «Мама всех бомб». Данный авиационный боеприпас крупного калибра долгое время считался самым мощным неядерным боеприпасом в мире и находится на вооружении ВВС США.

Первыми презентовали сверхмощную авиабомбу именно американцы, которые в 2003 году провели серию испытаний и показали сам боеприпас GBU-43/B Massive Ordnance Air Blast Bomb (MOAB). Это была 11-тонная в тротиловом эквиваленте бомба, которая за свою разрушительную силу тут же была прозвана «матерью всех бомб». Разработкой авиабомбы занимались конструкторы из известной компании «Boeing», ее разработчиком считается Альберт Уимортс. Длина американской бомбы составляет 10 метров, диаметр - 1 метр. Общая масса 9,5 тонны, из которых 8,4 тонны приходится на взрывчатку. В качестве взрывчатки используется взрывчатое вещество H-6 - смесь тротила, гексогена и алюминиевого порошка, которая мощнее тротила в 1,35 раза. В тротиловом эквиваленте мощность взрыва GBU-43/B составляет 11 тонн. Этого достаточно для того чтобы обеспечить гарантированный радиус поражения - примерно 140 метров, при этом частичные разрушения объектов и строения наблюдаются на удалении до 1,5 километров от эпицентра взрыва.

Стоит отметить, что GBU-43/B - это управляемая фугасная авиабомба. MOAB была снабжена системой наведения KMU-593/B, которая включает в себя системы спутниковой и инерциальной навигации. Для управления полетом бомбы впервые в истории американских вооружений были применены используемые при выпуске российских боеприпасов, решетчатые стабилизаторы С. М. Белоцерковского. Первые испытания бомбы провели в 2003 году, на полигоне в штате Флорида было осуществлено два взрыва. Один экземпляр бомбы был отправлен в Ирак в рамках проведения операции «Несокрушимая свобода», но использовать бомбу так и не удалось, к моменту доставки бомбы активные боевые действия закончились.

При всех своих достоинствах у бомбы есть и существенный минус. Во время проведения испытаний бомба сбрасывалась с борта транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules. Внутри самолета бомба находилась на специальной платформе, которая вместе с самой бомбой вытягивалась через люк при помощи парашюта. После чего MOAB быстро, для того чтобы не потерять скорости, откреплялась от платформы и парашюта, начиная самостоятельное падение на цель. Такой вариант сброса возможен лишь в том случае, если у противника отсутствует система ПВО или на тот момент она уже полностью подавлена.

Российский ответ на «матерь всех бомб» последовал в 2007 году. Тогда по Первому каналу телевидения был показан новостной сюжет о том, как сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160 сбрасывает бомбу, показано падение бомбы с парашютом и сам взрыв. В сюжете также показываются последствия взрыва: руины многоэтажного дома, обломки военной техники, обожженная поверхность земли, напоминающая собой лунную поверхность. Стоит отметить, что из-за соображений секретности, сегодня нам неизвестно не только настоящее обозначение испытанного боеприпаса, но и его разработчики и производители. По сути, вся информация о бомбе - это ролик Первого канала, который был смонтирован из разных кусков. К примеру, самого момента сброса бомбы с Ту-160 на видео нет. Так что на данный момент единственным доказательством существования сверхмощной авиационной бомбы объемного взрыва является этот видеоролик, который можно посмотреть в сети.

В этом же ролике испытания прокомментировал тогдашний заместитель начальника Генерального штаба Александр Рукшин. По его словам, результаты испытаний созданной бомбы показали, что она по своим возможностям и эффективности соизмерима с ядерными боеприпасами. Одновременно с этим Александр Рукшин подчеркнул, что действие бомбы абсолютно не загрязняет окружающую среду в отличие от всех видов ядерных боеприпасов. По его словам, новый авиационный боеприпас позволит нашей стране обеспечить свою безопасность и будет способствовать противостоянию международному терроризму в любом регионе мира. Также он уточнил, что созданная авиабомба в состоянии заменить целый ряд разработанных ранее ядерных средств поражения малой мощности (тактических боеприпасов мощностью до 5 кт).

По имеющейся в открытом доступе информации, российская авиабомба весит более 7 тонн, но мощность ее взрыва достигает 44 тонн в тротиловом эквиваленте. При меньшей массе взрывчатого вещества мощность российского боеприпаса в 4 раза мощнее американской «Матери всех бомб». В пересчете на массу заряда мощность используемого в российском бомбе взрывчатого вещества (ВВ) превышает мощность тринитротолуола более чем в 6 раз.

Теоретический расчет зон поражения (исходя из мощности боеприпаса в тротиловом эквиваленте):

90 метров от эпицентра взрыва - полное разрушение даже укрепленных конструкций;
170 метров от эпицентра взрыва - практически полное разрушение конструкций из железобетона, полное разрушение неукрепленных конструкций;
300 метров от эпицентра взрыва - почти полное разрушение неукрепленных конструкций (жилые дома), а также частичное разрушение укрепленных конструкций;
440 метров от эпицентра взрыва - частичное разрушение неукрепленных конструкций;
1120 метров от эпицентра взрыва - ударная волна в состоянии разбить стеклянные конструкции;
2290 метров от эпицентра взрыва - силы ударной волны достаточно, чтобы сбить с ног человека.

Эффективное средство зачистки

Парадокс заключается в том, что эффект от объемного взрыва был известен еще за века до непосредственного изобретения объемно-детонирующих боеприпасов, которые в прессе часто ошибочно называют «вакуумными бомбами». Человечество столкнулось с этим раньше, чем произошел сам процесс понимания объемного взрыва. Тогда по неизвестным людям причинам происходили взрывы на шахтах, взлетали в воздух сахарные фабрики, мельницы, пилорамы. Что такое объемный взрыв? Смесь аэрозольного облака из природных газов и некоторых углеводородов: угольной пыли, сахара, муки, опилок с кислородом - была готовой к использованию бомбой. Нужно было лишь поднести детонатор в виде случайной искры или факела и происходил взрыв.
Название, которое прочно закрепилось в СМИ, возникло из-за способности объемно-детонирующего оружия создавать очень мощную взрывную волну и выжигать кислород на большой площади до состояния, которое близко к вакууму. При этом специалисты ООН признали подобные бомбы негуманным средством ведения войны, которое может вызвать чрезмерное страдание. Человек, который оказывается в зоне такого взрыва, получает чудовищные травмы. Однако еще один парадокс ситуации заключается в том, что против солдат противника данное оружие практически не использовалось.

Во время Вьетнамской войны американские пилоты и вертолетчики бомбили таким оружием преимущественно джунгли. Главная цель была в создании приемлемой по размерам посадочной площадки для вертолетов. Большего от такого вида бомб не требовалось - существующие на тот момент классические виды боеприпасов хорошо справлялись со своими непосредственными обязанностями.

Однако военные все же использовали объемно-детонирующие боеприпасы. К примеру, советские летчики в Афганистане сбрасывали на душманов объемно-детонирующие бомбы ОДАБ-500П, обладавшие весом в 500 кг. Бомбы сбрасывались с борта штурмовиков Су-25, преимущественно их использовали в долинах. В горной местности, где облако аэрозоля из таких бомб быстро рассеивалось, их применяли вместе с обыкновенными дымовыми бомбами. По воспоминаниям летчиков, густой дым от дымовых бомб не давал аэрозолю быстро рассеяться. При бомбардировке в горах использовалось следующее сочетание: на каждые 6 объемно-детонирующих бомб приходилось по две дымовых бомбы. Эффект от использования данных боеприпасов был страшным.

Российские ОДАБ - объемно-детонирующие авиационные бомбы действуют на основе так называемого объемного взрыва. Их разработкой и выпуском занимается московское предприятие ГНПП «Базальт». Данные бомбы предназначены для поражения целей и объектов, расположенных в складках местности или в полевых фортификационных сооружениях открытого типа, также они могут применяться для проделывания проходов в минных полях. Американская армия, как уже говорилось выше, использовала подобные бомбы для обустройства посадочных площадок в джунглях, а советские войска в Афганистане бомбили ими пещеры душманов в Тора-Бора и другие их подземные укрепления. В Советском Союзе, а затем и в России наиболее мощными авиационными боеприпасами до последнего момента являлись фугасная бомба ФАБ-9000 (фугасная бомба большого калибра, предназначенная для нанесения ударов по крупным сухопутным объектам и кораблям противника) и объемно-детонирующая бомба ОДАБ-1500.

Принцип действия ОДАБ и в частности ОДАБ-500ПМ основан на реализации объемного взрыва. При встрече такой бомбы с преградой происходит взрыв заряда обыкновенного ВВ. Это ведет к разрушению тонкостенного корпуса авиабомбы, а также доводит жидкое ВВ до газообразного состояния и обеспечивает создания аэрозольного облака, которое в состоянии легко проникать в негерметичные укрытия (блиндажи, окопы). Примерно через 100-140 мс происходит взрыв инициирующего детонатора, который находится в капсуле, прикрепленной к парашюту, происходит взрыв топливно-воздушной смеси.

Основным поражающим фактором таких бомб является ударная волна, во фронте которой образуется избыточное давление, которое может достигать примерно 3000 кПа (30 кгс/см). Такие бомбы эффективно борются с живой силой противника, в том числе и там, где она может быть надежно укрыта от воздействия осколков. Для бомб ОДАБ-500ПМ эффективный радиус поражения солдат противника составляет 30 метров на открытой местности и 25 метров в полевых фортификационных сооружениях, а также окопах. Помимо этого бомба обеспечивает поражение открыто расположенной авиационной техники противника в местах дислокации в радиусе 30 метров. Бомба может применяться при скоростях полета от 500 км/ч до 1100 км/ч с высоты 200-12000 метров и позволяет самолету-носителю маневрировать даже с очень большими перегрузками. Носителями авиабомбы ОДАБ-500ПМ в настоящее время являются все тактические самолеты, которые находятся на вооружении российских ВВС. Модификациями данной бомбы являются более мощные ОДАБ-1000 и ОДАБ-1500, отличающиеся большей массой.

Однако армии мира не спешат переходить исключительно на этот тип боеприпасов и этому есть свое объяснение. По словам Александра Парфенова полковника запаса, эксперта информационного центра «Оружие ХХI века», слабые стороны объемно-детонирующих боеприпасов заключаются в том, что они обладают одним поражающим фактором - ударной волной. Кумулятивным или осколочным действием по цели они обладать не могут. Более того, для осуществления объемного взрыва требуется большое количество свободного объема и кислорода, то есть такая бомба не сработает в безвоздушном пространстве, в грунте или воде. Также на подобного рода боеприпасы большое влияние оказывает погода и погодные условия. При наличии проливного дождя или сильного ветра топливно-воздушное облако, необходимое для объемного взрыва, не формируется или очень быстро рассеивается. А вести боевые действия исключительно при хорошей погоде, согласитесь, не совсем удобно и практично. Несмотря на эти недостатки, боеприпасы объемного взрыва способны оказывать сильное устрашающее воздействие на противника. По этой причине такие бомбы могут являться очень хорошим сдерживающим фактором, особенно если речь идет о борьбе с бандформированиями или террористами.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201503100737-jxy0.htm
http://svpressa.ru/society/article/40871
http://www.rg.ru/2007/09/21/a177330.html
http://www.airwar.ru/weapon/ab/gbu43.html
http://gorod.tomsk.ru/index-1189761946.php

Авиационные бомбы или авиабомбы – это один из основных видов авиационных боеприпасов, который появился практически сразу после зарождения боевой авиации. Авиабомба сбрасывается с самолета или другого летательного аппарата и достигает цели под действием силы тяжести.

В настоящее время авиационные бомбы стали одним из основных средств поражения противника, в любом вооруженном конфликте последних десятилетий (в котором применялась авиация, конечно) их расход составлял десятки тысяч тонн.

Современные авиационные бомбы используются для поражения живой силы противника, его бронетехники, боевых кораблей, вражеских укреплений (в том числе и подземных бункеров), объектов гражданской и военной инфраструктуры. Основными поражающими факторами авиабомб является взрывная волна, осколки, высокая температура. Существуют специальные виды бомб, которые содержат различные виды отравляющих веществ для поражения живой силы противника.

С момента появления боевой авиации было разработано огромное количество типов авиационных бомб, часть из которых используется и в наши дни (например, фугасные авиационные бомбы), а другие давно сняты с вооружения и стали частью истории (ротативно-рассеивающая авиационная бомба). Большинство типов современных авиабомб были изобретены до или во время Второй мировой войны . Однако нынешние авиационные бомбы все-таки отличаются от своих предшественников – они стали гораздо «умнее» и смертоноснее.

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) – один из наиболее распространенных видов современного высокоточного оружия, они совмещают в себе значительную мощность боевой части (БЧ) и высокую точность поражения цели. Вообще, следует отметить, что применение высокоточных средств поражения – это одно из основных направлений развития ударной авиации, эпоха ковровых бомбардировок постепенно отходит в прошлое.

Если спросить обычного обывателя, какие бывают авиабомбы, то вряд ли он сможет назвать больше двух-трех разновидностей. На самом деле арсенал современной бомбардировочной авиации огромен, в него входят несколько десятков различных видов боеприпасов. Они отличаются не только калибром, характером поражающего действия, весом взрывчатого вещества и назначением. Классификация авиационных бомб довольно сложна и основана сразу на нескольких принципах, причем в разных странах она имеет некоторые различия.

Однако прежде чем перейти к описаниям конкретных видов авиационных бомб, следует сказать несколько слов об истории развития этого боеприпаса.

История

Идея применять летательные аппараты в военном деле родилась практически сразу после их появления. При этом самым простым и логичным способом нанести вред супостату с воздуха было сбрасывание чего-либо смертоносного ему на голову. Первые попытки использовать аэропланы в качестве бомбардировщиков были предпринята еще до начала Первой мировой войны – в 1911 году во время итало-турецкой войны итальянцы сбросили несколько бомб на турецкие войска.

Во время Первой мировой войны для поражения наземных целей, кроме бомб, использовали еще и металлические дротики (флешетты), которые были более или менее эффективны против живой силы противника.

В качестве первых авиационных бомб зачастую использовали ручные гранаты, которые летчик просто бросал из своей кабины. Понятно, что точность и эффективность подобного бомбометания оставляла желать лучшего. Да и сами самолеты начального периода Первой мировой войны мало подходили на роль бомбардировщиков, гораздо большей эффективностью обладали дирижабли, способные брать на борт несколько тонн бомб и преодолевать расстояние в 2-4 тыс. км.

Первым полноценным бомбардировщиком ПМВ стал российский самолет «Илья Муромец ». Вскоре подобные многомоторные самолеты-бомбардировщики появились на вооружении всех участников конфликта. Параллельно шла работа над совершенствованием их главного средства поражения противника – авиационных бомб. Перед конструкторами стояло несколько задач, главной из которых был взрыватель боеприпаса – необходимо было добиться того, чтобы он срабатывал в нужный момент. Недостаточной была устойчивость первых бомб – они падали на землю боком. Первые авиационные бомбы часто изготавливали из корпусов артиллерийских снарядов разных калибров, но их форма не слишком подходила для точного бомбометания, да и стоили они очень дорого.

После создания первых тяжелых бомбардировщиков военным необходимы были боеприпасы серьезных калибров, способные причинить действительно серьезные урон противнику. Уже к середине 1915 года на вооружении российской армии появились бомбы калибра 240 и даже 400 кг.

В это же время появляются первые образцы зажигательных авиабомб на основе белого фосфора. Российским химикам удалось разработать дешевый способ получения этого дефицитного вещества.

В 1915 году немцы стали применять первые осколочные авиабомбы, чуть позже подобные боеприпасы появились на вооружении других стран-участниц конфликта. Российский изобретатель Дашкевич придумал «барометрическую» бомбу, взрыватель которой срабатывал на определенной высоте, разбрасывая на определенной площади большое количество шрапнели .

Резюмируя вышесказанное, можно прийти к однозначному выводу: всего за несколько лет Первой мировой войны авиационные бомбы и бомбардировщики прошли немыслимый путь – от металлических стрел до полутонных бомб вполне современной формы с эффективным взрывателем и системой стабилизации в полете.

В период между мировыми войнами бомбардировочная авиация стремительно развивалась, больше становилась дальность и грузоподъемность самолетов, совершенствовалась и конструкция авиационных боеприпасов. В это время были разработаны новые виды авиационных бомб.

На некоторых из них следует остановиться более подробно. В 1939 году началась советско-финская война и практически сразу авиация СССР приступила к массированным бомбардировкам финских городов. Среди прочих боеприпасов использовались так называемые ротативно-рассеивающие авиабомбы (РРАБ). Ее можно смело назвать прообразом будущих кассетных авиабомб .

Ротативно-рассеивающая авиабомба представляла собой тонкостенный контейнер, содержащий большое количество небольших бомб: фугасных, осколочных или зажигательных. Благодаря особой конструкции оперения ротативно-рассеивающая авиабомба вращалась в полете и разбрасывала суббоеприпасы по большой площади. Так как СССР заверял, что советские самолеты не бомбят города Финляндии, а сбрасывают голодающим продовольствие, то финны остроумно прозвали ротативно-рассеивающие авиабомбы «хлебницами Молотова».

Во время польской кампании немцы впервые применили настоящие кассетные авиабомбы, которые по своей конструкции практически не отличаются от современных. Они представляли собой тонкостенный боеприпас, который подрывался на необходимой высоте и освобождал большое количество маленьких бомб.

Вторую мировую войну можно смело назвать первым боевым конфликтом, в котором боевая авиация сыграла определяющую роль. Немецкий штурмовик Ju 87 «штука» стал символом новой военной концепции – блицкрига, а американские и английские бомбардировщики с успехом воплощали в жизнь доктрину Дуэ, стирая в щебень немецкие города вместе с их обитателями.

В конце войны немцы разработали и впервые успешно применили новый вид авиационного боеприпаса – управляемые авиационные бомбы. С их помощью, например, был потоплен флагман итальянского флота – новейший линкор «Рома».

Из новых типов авиабомб, которые впервые стали применяться во время Второй мировой войны, следует отметить противотанковые, а также реактивные (или ракетные) авиабомбы. Противотанковые бомбы – это особый тип авиационных боеприпасов, предназначенный для борьбы с бронетехникой противника. Они обычно имели небольшой калибр и кумулятивную боевую часть. Их примером могут служить советские бомбы ПТАБ, которые активно использовались авиацией РККА против немецких танков.

Ракетные авиабомбы – это вид авиационного боеприпаса, оснащенного ракетным двигателем, который придавал ему дополнительное ускорение. Принцип их работы был прост: «пробивная» способность бомбы зависит от ее массы и высоты сброса. В СССР перед войной посчитали, чтобы гарантировано уничтожить линкор, необходимо сбросить двухтонную бомбу с высоты четыре километра. Однако, если установить на боеприпас простейший ракетный ускоритель, то оба параметра можно уменьшить в несколько раз. Изготовить подобный боеприпас тогда так и не получилось, но ракетный способ ускорения нашел применение в современных бетонобойных авиабомбах .

6 августа 1945 года началась новая эпоха развития человечества: оно познакомилось с новым разрушительным оружием – ядерной бомбой . Этот тип авиационного боеприпаса до сих пор находится на вооружении разных стран мира, хотя значение ядерных авиабомб значительно уменьшилось.

Боевая авиация непрерывно развивалась в период Холодной войны, вместе с ней совершенствовались и авиационные бомбы. Однако чего-то принципиально нового в этот период придумано так и не было. Совершенствовались управляемые авиабомбы, кассетные боеприпасы, появились бомбы с объемно-детонирующей боевой частью (вакуумные бомбы).

Примерно с середины 70-х годов авиабомбы все больше становятся высокоточным оружием. Если во время вьетнамской кампании УАБ составляли всего лишь 1% от общего количества авиабомб, сброшенных американской авиацией на противника, то при проведении операции «Буря в пустыне» (1990 год) эта цифра возросла до 8%, а во время бомбежек Югославии – до 24%. В 2003 году в Ираке уже 70% американских авиабомб относились к высокоточному оружию.

Совершенствование авиационных боеприпасов продолжается и в наши дни.

Авиабомбы, особенности их конструкции и классификация

Авиационная бомба – это тип боеприпаса, который состоит из корпуса, стабилизатора, снаряжения и одного или нескольких взрывателей. Чаще всего корпус имеет овально-цилиндрическую форму с конической хвостовой частью. Корпуса осколочных, фугасных и осколочно-фугасных авиационных бомб (ОФАБ) изготовлены таким образом, чтобы при взрыве давать максимальное количество осколков. В донной и носовой частях корпуса обычно находятся специальные стаканы для установки взрывателей, некоторые виды бомб имеют и боковые взрыватели.

Взрывчатые вещества, которые используются в авиационных бомбах, весьма различны. Чаще всего это тротил или его сплавы с гексогеном, аммонийная селитра и др. В зажигательных боеприпасах боевая часть заполнена зажигательными составами или горючими жидкостями.

Для подвески на корпусе авиабомб имеются специальные ушки, исключения составляют боеприпасы малого калибра, которые размещаются в кассетах или связках.

Стабилизатор предназначен для обеспечения устойчивого полета боеприпаса, уверенного срабатывания взрывателя и более эффективного поражения цели. Стабилизаторы современных авиабомб могут иметь сложную конструкцию: коробчатую, перистую или цилиндрическую. Авиабомбы, которые применяются с малых высот, часто имеют зонтичные стабилизаторы, раскрывающиеся сразу после сброса. Их задача – замедлить полет боеприпаса, чтобы дать возможность летательному аппарату отойти на безопасное расстояние от точки взрыва.

Современные авиационные бомбы оснащаются разными типами взрывателей: ударного действия, неконтактные, дистанционные и др.

Если говорить о классификациях авиационных бомб, то их существует несколько. Все бомбы делятся на:

  • основные;
  • вспомогательные.

Основные авиационные бомбы предназначены для непосредственного поражения различных целей.

Вспомогательные способствуют решению той или иной боевой задачи или же они используются при подготовке войск. К ним относятся осветительные, дымовые, агитационные, сигнальные, ориентирно-морские, учебные и имитационные.

Основные авиационные бомбы можно разделить по типу поражающего воздействия, которое они наносят:

  1. Обычные. К ним относятся боеприпасы, начиненные обычным взрывчатыми или зажигательными веществами. Поражения целей происходит за счет взрывной волны, осколков, высокой температуры.
  2. Химические. К этой категории авиационных авиабомб относятся боеприпасы, начиненные химическими отравляющими веществами . Химические бомбы никогда масштабно не применялись.
  3. Бактериологические. Начинены биологическими возбудителями различных заболеваний или же их носителями и также никогда не использовались масштабно.
  4. Ядерные. Имеют ядерную или термоядерную боевую часть , поражение происходит за счет ударной волны, светового излучения, радиации, электромагнитной волны.

Существует классификация авиабомб, основанная на более узком определении поражающего действия, она используется чаще всего. Согласно ей, авиабомбы бывают:

  • фугасными;
  • осколочно-фугасными;
  • осколочными;
  • фугасными проникающими (имеют толстый корпус);
  • бетонобойными;
  • бронебойными;
  • зажигательными;
  • фугасно-зажигательными;
  • отравляющими;
  • объемно-детонирующими;
  • осколочно-отравляющими.

Это список можно продолжить.

К основным характеристикам авиабомб относятся: калибр, показатели эффективности, коэффициент наполнения, характеристическое время и диапазон условий боевого применения.

Одной из главных характеристик любой авиабомбы является ее калибр. Это масса боеприпаса в килограммах. Довольно условно бомбы делятся на боеприпасы малого, среднего и крупного калибра. К какой именно группе относится та или иная авиабомба во многом зависит от ее типа. Так, например, стокилограммовая фугасная бомба относится к малому калибру, а ее осколочный или зажигательный аналог – к среднему.

Коэффициент наполнения – это отношение массы взрывчатого вещества бомбы к ее общему весу. У тонкостенных фугасных боеприпасов он выше (примерно 0,7), а у толстостенных – осколочных и бетонобойных бомб – ниже (примерно 0,1-0,2).

Характеристическое время – параметр, который связан с баллистическими свойствами бомбы. Это время ее падения при сбросе с летательного аппарата, летящего горизонтально со скоростью 40 м/с, с высоты 2 тыс. метров.

Ожидаемая эффективность также довольно условный параметр авиационных бомб. Он отличается для разных типов этих боеприпасов. Оценка может быть связана с размером воронки, количеством очагов пожаров, толщиной пробитой брони, площадью зоны поражения и др.

Диапазон условий боевого применения показывает характеристики, на которых возможно проведение бомбометания: максимальную и минимальную скорость, высоту.

Виды авиабомб

Наиболее часто используемыми авиационными бомбами являются фугасные. Даже небольшая бомба калибра 50 кг содержит больше взрывчатого вещества, чем 210-мм орудийный снаряд. Причина очень проста – бомбе не нужно выдерживать огромных нагрузок, которым подвергается снаряд в орудийном стволе, поэтому ее можно сделать тонкостенной. Корпус снаряда требует точной и сложной обработки, что абсолютно не обязательно для авиабомбы. Соответственно и стоимость последней гораздо ниже.

Следует отметить, что применять фугасные бомбы очень больших калибров (выше 1 тыс. кг) не всегда рационально. С увеличением массы взрывчатого вещества радиус поражения растет не слишком значительно. Поэтому по большой площади гораздо эффективнее применять несколько боеприпасов средней мощности.

Еще одним распространенным типом авиационных бомб являются осколочные. Основной целью поражения подобных бомб является живая сила противника или гражданское население. Эти боеприпасы имеют конструкцию, которая способствует образования большого количества осколков после взрыва. Обычно они имеют насечку на внутренней стороне корпуса или готовые поражающие элементы (чаще всего шарики или иголки), помещенные внутрь корпуса. При взрыве стокилограммовой осколочной бомбы получается 5-6 тыс. небольших осколков.

Как правило, осколочные бомбы имеют меньший калибр, чем фугасные. Значительным недостатком этого вида боеприпаса является тот факт, что от осколочной бомбы легко спрятаться. Для этого подойдет любое полевое укрепление (окоп, ячейка) или здание. В настоящее время более распространены кассетные осколочные боеприпасы, которые представляют собой контейнер, заполненный небольшими осколочными суббоеприпасами.

Подобные бомбы приводят к значительным жертвам, причем больше всего от их действия страдает мирное население. Поэтому подобное оружие запрещено многими конвенциями.

Бетонобойные бомбы. Это весьма интересный тип боеприпаса, его предшественником считаются так называемые сейсмические бомбы, разработанные англичанами в начале Второй мировой войны. Идея была такова: сделать очень большую бомбу (5,4 тонны – Tallboy и 10 тонн – Grand Slam), поднять ее повыше - километров на восемь - и сбросить на голову супостату. Бомба, разогнавшись до огромной скорости, проникает глубоко под землю и там взрывается. В результате происходит небольшое землетрясение, которое уничтожает постройки на значительной площади.

Из этой затеи ничего не получилось. Подземный взрыв, конечно же, сотрясал почву, но явно недостаточно для обрушения зданий. Зато подземные сооружения он уничтожал очень эффективно. Поэтому уже в конце войны английская авиация подобные бомбы использовала специально для уничтожения бункеров.

Сегодня бетонобойные бомбы часто оснащают ракетным ускорителем, чтобы боеприпас набрал большую скорость и проник поглубже в землю.

Вакуумные бомбы. Эти авиационные боеприпасы стали одним из немногих послевоенных изобретений, хотя боеприпасами объемного взрыва интересовались еще немцы в конце Второй мировой войны. Массово использовать их начали американцы во время вьетнамской кампании.

Принцип работы авиационных боеприпасов объемного взрыва - это более правильное название - довольно прост. В боевой части бомбы содержится вещество, которое при детонации подрывается специальным зарядом и превращается в аэрозоль, после чего второй заряд поджигает его. Подобный взрыв в несколько раз мощнее обычного и вот почему: обычный тротил (или другое ВВ) содержит и взрывчатое вещество, и окислитель, «вакуумная» бомба использует для окисления (горения) кислород воздуха.

Правда, взрыв подобного типа относится к типу «горение», но по своему действию она во многом превосходит обычные боеприпасы.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них