Принципы применения авиабомб в современной войне. Фугасные авиабомбы (ФАБ)

Один из видов авиационных боеприпасов, сбрасывается с летательного аппарата (ЛА). Авиационные бомбы подразделяются на бомбы основного и вспомогательного назначения. Авиационные бомбы осн. назначения применяются для поражения различных наземных и мор. целей разрушающим действием взрыва, осколками и огнём; к ним относятся также состоящие на вооружении некоторых иностр. ВВС авиационные бомбы, предназначенные для поражения живой силы отравляющими веществами. Авиационные бомбы вспомогат. назначения применяются для решения спец. задач (освещение местности, постановка дымовых завес, разбрасывание агитац. литературы, имитация ядерного взрыва на учениях, сигнализация, обучение бомбометанию и др.).
Впервые авиационные бомбы были применены итальянцами во время итало-турецкой войны 1911-12. В России первые авиационные бомбы были разработаны В 1909-14. Система авиационных бомб конструктора В. В. Орановского состояла из 5 образцов осколочных авиационная бомб массой от 9 до 80 кг и 8 образцов фугасных авиационная бомб массой от 4,5 до 640 кг. В 1916 На вооружении русской авиации появилась зажигательная авиационная бомба конструкции полк. А.Яковлева. К нач. 30-х гг. в СССР были созданы практически все типы авиационных бомб осн. и вспомогат. назначения. В период Великой Отечеств, войны было создано лишь неск. образцов авиационных бомб (противотанковые, осколочно-фугасные). Разработка авиационных бомб в иностр. ВВС шла аналогичным путём. В послевоенные годы продолжается усовершенствование конструкций авиационных бомб, повышение эффективности их действия в различ. условиях боевого применения, создаются атомные (ядерные), управляемые и самонаводящиеся авиационные бомбы (см. Ядерная бомба , Управляемая авиационная бомба).
Авиационная бомба (рис. 1) состоит из корпуса, снаряжения и стабилизатора. Корпус, обычно овально-цилиндрич. формы с конич. хвостовой Частью, соединяет все элементы авиационной бомбы в единую конструкцию и предохраняет от разрушения её внутр. снаряжение. Корпуса авиационных бомб осколочного и фугасного действия при взрыве дробятся на осколки. В качестве заряда авиационных бомб используются различ. типы взрывчатых веществ (ВВ) - тротил и сплавы его с гексогеном, аммонийной селитрой и др. Авиационные бомбы зажигательного действия наполняются зажигат. составами или загущёнными горючими жидкостями. Авиационные бомбы вспомогат. назначения снаряжаются различ. пиротехническими составами. В донной и головной частях (реже сбоку) корпуса авиационных бомб имеются запальные стаканы для установки взрывателей. Для подвески у авиационных бомб имеются ушки. У авиационных бомб малой массы (менее 25 кг) они обычно отсутствуют, т.к. эти авиационные бомбы применяются из кассет и связок одноразового использования или контейнеров многоразового применения. Стабилизатор обеспечивает устойчивый полёт авиационной бомбы в воздухе после её сбрасывания с летательного аппарата. Для повышения устойчивости авиационной бомбы на траектории при околозвуковых скоростях полёта к её головной части приваривается баллистическое кольцо. Стабилизаторы современных авиационных бомб имеют перистую, перистоцилиндрическую и коробчатую формы. У авиационных бомб, предназначенных для бомбометания с малых высот (не ниже 35 м), могут применяться стабилизаторы зонтичного типа. При сбрасывании такой авиационной бомбы специальная пружина под действием возд. потока раскрывает лопасти стабилизатора, придавая ему форму зонта (рис. 2), в результате чего увеличивается время падения авиационной бомбы, что позволяет летательному аппарату уйти на безопасное расстояние от точки взрыва.
В некоторых конструкциях авиационных бомб безопасность летательного аппарата при бомбометании с малых высот обеспечивается спец. тормозными устройствами парашютного типа, раскрывающимися после отделения авиационной бомбы от летательного аппарата. Для подрыва заряда ВВ служат взрыватели: ударного действия, дистанционные, неконтактные и др.
Основные характеристики авиационной бомбы : калибр, коэффициент наполнения, характеристическое время, показатели эффективности и диапазон условий боевого применения. Калибром авиационной бомбы называется её масса, выраженная в кг. В зависимости от типа и массы авиационные бомбы условно подразделяются на бомбы малого, среднего и крупного калибра. У фугасных и бронебойных авиационных бомб к малому калибру относятся бомбы массой менее 100 кг, к среднему - 250-500 кг, к крупному - 1000 кг и более. У осколочных, осколочно-фугасных, зажигательных и противолодочных авиационных бомб соответственно к малому - менее 50 кг, среднему - 50-100 кг, крупному - более 100 кг. Миним. калибр существующих авиационных бомб менее 0,5 кг; максимальный - 20 т (американская авиационная бомба Т-12). Коэффициентом наполнения называется отношение массы снаряжения авиационной бомбы к полной её массе. У авиационных бомб с тонкостенным корпусом коэффициент наполнения достигает 0,7; у толстостенных (бронебойного и осколочного действия) - 0,1-0,2. Характеристическое время Θ - осн. показатель баллистических качеств бомбы - это время падения авиационной бомбы, сброшенной при нормальных атмосферных условиях с горизонтально летящего летательного аппарата с высоты 2000 м при скорости 40 м/с. Чем лучше аэродинамич. свойства авиационной бомбы и чем больше её масса, тем меньше Θ. Для существующих авиационных бомб оно обычно колеблется в пределах от 20,25 до 33,75 с. Величина Θ характеризует вид траектории авиационной бомбы и вводится в бомбардировочные прицелы при определении угла прицеливания. Ожидаемую эффективность боевого применения авиационной бомбы позволяют оценить показатели эффективности поражающего действия авиационной бомбы - частные (объём воронки, толщина пробиваемой брони, количество очагов пожара и др.) и обобщённые (среднее число попаданий, необходимых для поражения цели, и площадь приведенной зоны поражения, при попадании в к-рую цель выводится из строя). Эти показатели служат для определения величины ожидаемого ущерба, к-рый будет нанесён цели. Диапазон условий боевого применения включает данные о допустимых макс, и миним. значениях высоты и скорости бомбометания. Ограничения по макс. значениям высоты и скорости определяются условиями устойчивости авиационной бомбы на траектории и прочности корпуса в момент встречи с целью, а по минимальным - условиями безопасности собственного летательного аппарата и характеристиками применяемых взрывателей.
Авиационные бомбы основного назначения:
Фугасная авиационная бомба (ФАБ) - наиболее универсальный и распространённый тип авиационной бомбы., применяется для разрушения и уничтожения различ. целей (военно-пром. объекты, ж.-д. узлы, энергетич. сооружения, фортификац. укрепления, живая сила и техника и др.). Наиболее распространёнными являются фугасные авиационные бомбы ср. калибра. Поражение целей ФАБ достигается действием продуктов взрыва, ударной волны и осколков корпуса. ФАБ применяются с ударными взрывателями мгновенного (по целям, располож. на поверхности земли) и замедленного (по объектам, поражаемым взрывом изнутри, и заглубл. целям) действия. В последнем случае эффективность ФАБ усиливается сейсмич. действием взрыва. При взрыве ФАБ в грунте образуется воронка, размеры к-рой зависят от свойств грунта, калибра А. б. и глубины взрыва. Напр., при взрыве ФАБ калибра 500 кг в суглинке (на глубине 3 м) образуется воронка диаметром 8,5 м. Фугасные авиационные бомбы с взрывателями большого замедления применяются для минирования местности, при этом они иногда снабжаются вибрационными и противосъёмными устройствами, вызывающими взрыв при сотрясении грунта движущимся поездом, танком и т.п. или при попытке обезвредить бомбу.
Осколочная авиационная бомба (ОАБ, по принятой в практике маркировке - АО), как и фугасная, является бомбой многоцелевого назначения (рис. 3) и применяется для поражения различ. открытых, небронир. или малобронир. целей (живая сила, ракеты, самолёты на открытых стоянках, автотранспорт и др.). Калибры ОАБ от 0,5 до 100 кг. Осн. поражения (образование пробоин, воспламенение горючего и т. п.) наносятся при попадании в цели осколков корпуса бомбы. При дроблении корпуса ОАБ образуются осколки различ. массы (от сотых долей грамма до неск. сот граммов). Общее число осколков зависит от калибра; напр., у ОАБ калибра 100 кг 5-6 тыс. осколков массой более 1 г. Для повышения эффективности осколочного действия и обеспечения дробления корпуса на осколки заданной массы на внутренней или наружной поверхности корпусов некоторых ОАБ имеются насечки (канавки). В войне во Вьетнаме авиация США применяла т. н. шариковые бомбы, начинённые стальными и пластмассовыми шариками (рис. 4). Обычно ОАБ комплектуются ударными взрывателями мгновенного действия. Возможно применение неконтактных взрывателей, вызывающих срабатывание авиационной бомбы на определённом расстоянии от земли. При применении ОАБ малого калибра для постановки минных полей против живой силы они комплектуются минновибрационными взрывателями, взрывателями-ловушками или взрывателями со случайным значением времени замедления в диапазоне от 15 с до неск. часов.

Осколочно-фугасная авиационная бомба (ОФАБ) представляет собой осколочную авиационную бомбу с усиленным фугасным действием. Применяется по тем же целям, что и ОАБ, и по незаглубл. целям, обычно поражаемым ФАБ. Калибры ОФАБ 100-250 кг; комплектуются бомбы ударными взрывателями мгновенного действия или неконтактными, срабатывающими на высоте 5 -15 м.
Противотанковая авиационная бомба (ПТАБ) предназначена для поражения танков, самоходных арт. установок и др. объектов, имеющих броневую защиту, открыто располож. складов боеприпасов, ёмкостей с горючим, а также автомоб. и ж.-д. транспорта (рис. 5). Впервые была применена сов. авиацией в июле 1943 в Курской битве. Калибры совр. ПТАБ 0,5-5 кг, Поражающее действие ПТАБ создаётся кумулятивной струёй, образующейся в результате взрыва заряда, имеющего спец. форму (см. Кумулятивный эффект). Способна пробить броню и поразить находящиеся за бронёй живую силу, агрегаты, топливо и боеприпасы. Осколки корпуса ПТАБ могут поразить находящуюся вблизи живую силу.
Бронебойная авиационная бомба (БРАВ) применяется для поражения бронир. целей и объектов, имеющих прочную бетонную или жел.-бет. защиту. Калибры БРАВ от 100 кг до 1 т. При встрече с преградой БРАВ пробивает её и взрывается внутри цели. Форма головной части, толщина и материал корпуса (спец. легиров. сталь) обеспечивают целость авиационной бомбы в процессе бронепробивания.
Противолодочная авиационная бомба (ПЛАБ) предназначена специально для поражения подводных лодок. ПЛАБ малого калибра рассчитана на прямое попадание в лодку в надводном или подводном положении. Снаряжается ударным взрывателем, при срабатывании к-рого из корпуса ПЛАБ выбрасывается боевая часть оск.-фугасного действия, к-рая пробивает корпус лодки и взрывается с некоторым замедлением, поражая её внутреннее оборудование. ПЛАБ крупного калибра способна поразить цель при взрыве в воде на некотором расстоянии от неё действием продуктов взрыва и ударной волной. Комплектуется дистанц. или гидростатич. взрывателями, обеспечивающими взрыв на заданной глубине, или неконтактными взрывателями, срабатывающими в момент, когда расстояние между погружающейся ПЛАБ и целью минимально и не превосходит радиуса её действия.
Зажигательная авиационная бомба (ЗАБ) предназначена для создания очагов пожара и непосредств. поражения огнём живой силы и военной техники. Калибры ЗАБ обычно от 0,5 до 500 кг. ЗАБ малого калибра, как правило, снаряжаются твёрдыми горючими смесями на основе окислов различ, металлов (напр., термит), развивающими температуру горения 2000-3000 °С. Корпуса таких ЗАБ могут изготавливаться из электрона (горючий сплав алюминия и магния) и др. горючих материалов. Крупнокалибер. ЗАБ снаряжаются легко воспламеняемым горючим (бензин, керосин), загущённым до различ. консистенции (напр., напалм), либо различ. органич. соединениями. В отличие от незагущ. горючего такие огнесмеси при взрыве дробятся на сравнительно крупные куски (200-500 г, а иногда и более), к-рые, разлетаясь в стороны на расстояние до 150 м, образуют очаги пожара. В ЗАБ, снаряжённых загущ. огнесмесями, имеется разрывной заряд и фосфорный патрон; при срабатывании взрывателя огнесмесь и фосфор дробятся и перемешиваются, а самовоспламеняющийся на воздухе фосфор поджигает огнесмесь. Аналогичное устройство имеют и применяемые по площадным целям зажигательные баки, к-рые также снаряжаются вязкой (неметаллизир.) огнесмесью. В отличие от ЗАВ они имеют тонкостенный корпус и подвешиваются только на наружные держатели летательного аппарата.
Фугасно-зажигательная авиационная бомба (ФЗАБ) обладает комбинированным действием и применяется по целям, поражаемым и фугасными, и зажигат. бомбами. Снаряжается пиротехническими или др. зажигат. составами (в т.ч. термитными патронами) и ВВ. При срабатывании взрывателя происходит взрыв снаряжения и воспламенение термитных патронов, к-рые разбрасываются на значит, расстояние, создавая дополнит, очаги пожара.
Химическая авиационная бомба (ХАБ) предназначена для заражения местности и поражения живой силы стойкими и нестойкими отравляющими веществами (OB). Применение OB запрещено Женевским протоколом 1925. Однако на вооружении некоторых империалистич. гос-в имеются ХАБ, снаряжаемые OB различ. рецептур (зарин, синильная кислота, фосген и др.). Авиационные бомбы комплектуются ударными, дистанционными (взрыв на высоте 200 м) или неконтактными (взрыв на высоте 50 м) взрывателями. При взрыве заряда разрушается тонкостенный корпус ХАБ, жидкое OB дробится на мелкие капли и разбрасывается во все стороны, поражая людей и заражая местность и объекты стойкими OB или создавая облако нестойких OB, заражающих воздух. Известны также конструкции ХАБ малого калибра (0,4-0,9 кг), корпуса к-рых имеют сферич. форму и изготовлены из пластмассы. Такие ХАБ применяются без взрывателей; разрушение их корпуса и дробление OB происходит в момент удара о землю.
Авиационные бомбы вспомогательного назначения:
Светящая авиационная бомба (САБ) предназначена для освещения местности при возд. разведке и бомбометании с помощью оптич. прицелов ночью. Снаряжается одним или неск. факелами осветит, пиротехн. состава, каждый из к-рых имеет свою парашютную систему. При срабатывании дистанц. взрывателя вышибное устройство воспламеняет факелы и выбрасывает их из корпуса САБ. Снижаясь на парашютах, факелы освещают местность в течение 5-7 мин, создавая суммарную силу света в неск. млн. кандел (свечей).
Фотографическая авиационная бомба (ФОТАБ) применяется для освещения местности при ночном аэрофотографировании. Снаряжается фотосоставом (смесь алюминиево-магниевых порошков с окислителями) и разрывным зарядом. При срабатывании дистанц. взрывателя детонирует разрывной заряд, к-рый разбрасывает и воспламеняет фотосостав; кратковременная (0,1-0,2 с) его вспышка даёт силу света в неск. млрд. кандел.
Дымовая авиационная бомба (ДАВ) используется для постановки дымовых завес на местности. По конструкции аналогична ЗАБ. Снаряжается белым (пластифицированным) фосфором и небольшим разрывным зарядом. Взрыв заряда дробит фосфор, к-рый, воспламеняясь, создаёт дымовую завесу.
Имитационная авиационная бомба (ИАБ) служит для условного обозначения точки ядерного взрыва при обучении войск. Снаряжается разрывным зарядом, жидким горючим, вспышка к-рого имитирует огненную сферу ядерного взрыва, и белым фосфором, образующим при горении грибовидное облако дыма. Для имитации наземного или возд. взрыва применяются соответственно ударные или дистанц. взрыватели.
Агитационная авиационная бомба (АГИТАБ) предназначена для разбрасывания агитац. литературы. По принципу действия и устройству подобна разовым бомбовым кассетам, из к-рых в момент срабатывания дистанц. взрывателя выбрасываются листовки и брошюры.
Ориентирно-сигнальная авиационная бомба (ОСАБ) применяется для обозначения р-на сбора групп летательных аппаратов, маршрута полёта, решения навигац. и бомбардировочных задач и различ. условной сигнализации на земле, воде и в воздухе. ОСАБ, используемые днём, снаряжаются пиротехц. составами, при горении к-рых образуется окрашенное в тот или иной цвет дымовое облако; ночью применяются ОСАБ, снаряжённые спец. составами, дающими при горении пламя различ. цвета. Для создания сигнальных точек на земле ОСАБ комплектуется ударным взрывателем. Сигнальные точки в воздухе образуются снижающимся на парашюте факелом сигнального состава, к-рый выбрасывается из корпуса в момент срабатывания дистанц. взрывателя. ОСАБ, используемая на море, снаряжается флуоресцирующей жидкостью, к-рая при ударе о воду растекается в виде тонкой плёнки, образуя хорошо заметное пятно - сигнальную точку.
Практическая авиационная бомба (ПАБ, по принятой в практике маркировке - П) применяется для обучения лётного состава бомбометанию. По конструкции аналогична ОСАБ. Снаряжается пиротехц. составами ночного и дневного действия, к-рые обозначают точку её падения в виде вспышки фотосостава или облака дыма. Для обозначения следа траектории в воздухе ПАБ снаряжаются патронами с трассир. составами.
Лит.: Дорофеев А. Н., Кузнецов В. А., Сapкисян Р.С. Авиационные боеприпасы. М., 1968; Учебник механика Военно-Воздушных Сил. М., 1968; Гражданская оборона. М., 1963; Организация и вооружение армий и флотов капиталистических государств. Изд. 2-е. М., 1988; Вооруженные силы капиталистических государств. М., 1971.
Р.С. Саркисян.


2. Основные типоразмеры бомб в сравнении
  • 1: ФАБ-100
  • 2: ФАБ-250
  • 3: ФАБ-250-M46
  • 4: ОФАБ-250
  • 5: ФАБ-500M54
  • 6: ФАБ-500
  • 7: ФАБ-500-M62
  • 8: ФАБ-5000

Модели и типы бомб

Межтиповые виды бомб

Межтиповые виды бомб — типы бомб, особенности которых могут иметь все виды бомб.

  • Штурмовые — бомбы, имеющие раскрываемый тормозной парашют, который обеспечивает низковысотное бомбометание, без риска повредить свой самолёт осколками и исключает возможность рикошета замедлением) обеспечивая высокую точность бомбометания. Также обеспечивается больший разлёт осколков для ФАБ и ОФАБ, так как бомба падает с большим углом. Штурмовые бомбы могут иметь встроенное или приставное исполнение.
  • Термостойкие — Бомбы, имеющие теплозащитную конструкцию или теплозащитную оболочку, предназначены для подвески на высотные сверхзвуковые перехватчики, типа МиГ-25 и МиГ-31.

Фугасные

Фугасные авиабомбы — это авиабомбы, основным поражающим действием которых является действие фугаса. Они обладают наиболее мощным и универсальным поражающим действием среди авиабомб основного назначения. Масса ВВ в бомбе примерно составляет 50 %, также бомба имеет сравнительно прочный корпус для проникновения в грунт или в препятствия типа межэтажных перекрытий зданий и сооружений.
Основные поражающие действия

  • Газообразные продукты взрыва имеющие большое избыточное давление
  • Ударные волны в воздухе или грунте и сейсмические волны
  • Осколки при дроблении корпуса бомбы

Основные цели

  • Объекты тыла и коммуникаций
  • Военно-промышленные и энергетические объекты
  • Боевая техника
  • Живая сила

Современные ФАБ общего назначения имеют массу 250 кг и более. Они могут иметь несколько форм исполнения:

  • Тупоконечная — предназначены для наиболее эффективного размещения внутри фюзеляжа. Обеспечивается сброс на около- и дозвуковых скоростях и высоте до 15-16 км.
  • Большого удлинения — имею обтекаемую головную часть, предназначены в основном для самолётов с наружной подвеской в том числе и сверхзвуковых. Имеют меньшее лобовое сопротивление и более устойчивый.
  • Толстостенные — Предназначены для действий по особо прочным целям. Они отличаются более массивной и прочной головной частью, большой толщиной корпуса, и отсутствием головного очка под взрыватель и запального стакана.
Фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ФАБ-50ЦК 219 936 60 25 Цельнокованная
ФАБ-100 267 964 100 70
ФАБ-250 285 1589 250 99
ФАБ-250-М54 325 1795 268 97
ФАБ-250-М62 300 1924 227 100
ФАБ-250ТС 300 1500 256 61,4 Толстостенная, Бронепробиваемость 1м
ФАБ-250ШЛ 325 1965 266 137
ФАБ-500 392 2142 500 213
ФАБ-500Т 400 2425 477 191 Термостойкая
ФАБ-500-M54 450 1790 528 201
ФАБ-500-M62 400 2425 500 200
ФАБ-500ШН 450 2190 513 221 Штурмовая низковысотная
ФАБ-500ШЛ 450 2220 515 221 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ФАБ-1000 - - - -
ФАБ-1500 580 3000 1400 1200
ФАБ-1500Т - - 1488 870 ТЭ Термостойкая
ФАБ-1500-2500ТС - - 2151 436 ТЭ Толстостенная, бронепробиваемость 2500мм
ФАБ-1500-М54 - - 1550 675,6
ФАБ-2000 - - - -
ФАБ-3000 - - 3067 1387
ФАБ-3000-М46 - - 3000 1400
ФАБ-3000-М54 - - 3067 1200
ФАБ-5000 642 3107 4900 2207
ФАБ-5000-М54 - - 5247 2210,6
ФАБ-9000-М54 - - 9407 4297

Принципиальная схема ОФАБ Детонатор Взрывчатое вещество Корпус

Осколочно-фугасные

ОФАБ — осколочно-фугасная авиационная бомба представляет собой, обычную фугасную бомбу, но с меньшим наполнением ВВ около 30-35 %, и специальными средствами организованного дробления корпуса как пилообразная внутренняя сторона корпуса или система продольных и поперечных выточек.

Основные цели

  • Объекты боевой техники и вооружения
  • Военно-промышленные объекты
  • Живая сила
Осколочно-фугасные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ОФАБ-100-120 273 1300 133 42
ОФАБ-250Т 300 2050 239 92 Термостойкая
ОФАБ-250ШЛ 325 1991 266 92 Штурмовая, надповерхностный взрыв
ОФАБ-250-270 325 1456 266 97
ОФАБ-250ШН 325 1966 268 93 Штурмовая низковысотная
ОФАБ-500У 400 2300 515 159 Универсальная
ОФАБ-500ШР 450 2500 509 125 Штурмовая, с разделяющимися БЧ

Бетонобойные и противолодочные

БетАБ — бетонобойная авиабомба. Предназначены для эффективного поражения железобетонных укрытий и ВПП. Конструктивно делятся на 2 вида:

  • Свободного падения — предназначены для бомбометания с больших высот. Конструктивно близки к толстостенным фугасным бомбам.
  • С парашютом и реактивным ускорителем — предназначены для бомбометания с любых высот. Бомба за счёт парашюта наклоняется до 60°, парашют отстёгивается и включается ракетный ускоритель.

ПЛАБ — противолодочная авиабомба. Предназначена для поражения подводных лодок. Могут иметь разное исполнение. Бомбы большого калибра обычно имеют бесконтактный взрыватель и поражают цель фугасным действием на расстоянии. Бомбы малого калибра обычно используются в составе кассет и имеют контактный взрыватель и кумулятивное исполнение бомбы.

Бетонобойные и противолодочные
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
БетАБ-500 350 2200 477 76
БетАБ-500ШП 325 2500 380 77 Штурмовая, с реактивным ускорителем
БетАБ-500У 450 2480 510 45 ТЭ
ПЛАБ-250-120 240 1500 123 61

Зажигательные и объемно-детонирующие

ЗАБ — Зажигательная авиационная бомба. Предназначена для поражения огнём живой силы и боевой техники. Калибр зажигательных бомб не превышает 500 кг. Конструктивно зажигательные бомбы делятся на 2 типа:

  • С пиротехническим зажигательным составом — используется во всех бомбах меньше 100 кг, и в некоторых с калибром более 100. Пиротехническим составом как правило является термит со связующем веществом. Корпус обычно состоит из горючего металла электрон.
  • С вязкой огнесмесью — применяются для бомб калибром от 100 до 500 кг. Огнесмесью является органические горючие вещества загущенные до вязкого состояния специальными веществами. Огнесмесь в загущенном состоянии дробится при взрыве на крупные куски, которые несколько минут горят при температуре около 1000°С. Также в конструкцию бомбы входит патрон с фосфором и небольшой заряд ВВ, после детонации, фосфор на воздухе самовоспламеняется и поджигает огнесмесь.
  • ФЗАБ — фугасно-зажигательная авиационная бомба. Представляют собой комбинацию ФАБ и ЗАБ в одном корпусе. При срабатывании бомбы сначала детонирует зажигательная, а потом фугасная часть.
  • ЗБ — зажигательный бак. Представляют собой ЗАБ в тонкостенном корпусе без стабилизатора и без разрывного заряда ВВ. Разброс и дробление осуществляется посредством гидроудара, возникающего при ударе о преграду. Могут эффективно применяться только с низких высот.

ОДАБ — объёмно-детонирующая авиабомба. Обеспечивает большую эффективность по живой силе и легкоуязвимой технике, чем ФАБ. При встрече с препятствием срабатывает дисперегирующий заряд, разрушается корпус, дробится и разбрасывается горючее. Горючее испаряется и, смешиваясь с воздухом, образует облако топливовоздушной смеси. Через время необходимое для образования облака достаточного размера, вторичный детонирующий заряд ВВ подрывает топливовоздушную смесь.

Зажигательные и объемно-детонирующие
Аббревиатура Изображение Диаметр Длина Масса бомбы Масса ВВ Примечания
ЗАБ-100-105 273 1065 106,9 28,5
ЗАБ-250-200 325 1500 202 60
ЗБ-500ШМ 500 2500 317 260
ЗБ-500ГД 500 2500 270-340 218-290
ФЗАБ-500М 400 2500 500 86+49
ОФЗАБ-500 450 2500 500 250
ОДАБ-500ПМ 500 2280 520 193
АВБПМ - - 7100

Кассетные

РБК — разовые бомбовые кассеты. Представляет собой тонкостенные авиабомбы, предназначены для применения авиабомб малого калибра. Название состоит из сокращенного наименования и типа снаряжения. Некоторые РБК имеют в комплекте съёмный обтекатель позволяющий эффективно устанавливать РБК на самолёты как с внешней подвеской так и с внутреннем отсеком вооружения. РБК по способу разбрасывания боевых элементов делятся на два вида:

  • Обтюраторного типа — имеют в своей конструкции жестко закрепленный обтюраторный диск, который после срабатывания дистанционного взрывателя и воспламенения им вышибного заряда под действием пороховых газов отделяется от стакана и перемещается внутри корпуса бомбы вместе с центральной трубой вокруг которой размещаются мелкие авиабомбы. Отделяется хвостовой конус, и боевые элементы выходят за пределы кассеты.
  • С центральным воспламенительно-разрывным зарядом — в конструкции бомбы есть центральная перфорированная труба с ВРЗ и боковое ослабленное сечение, закрытое планкой. При срабатывании взрывателя, инициируется ВРЗ. Образовавшиеся газы разрушают корпус бомбы по сечению и разбрасывают авиабомбы, при этом достигается большая площадь рассевания авиабомб.

КМГУ — контейнер малогабаритных грузов. Предназначен для транспортировки и сброса БКФ с суббоеприпасами. Сам же КМГУ во время боевого применения находится на пилоне самолёта и не сбрасывается. Конструктивно КМГУ представляет собой обтекаемый корпус с управляемыми створками, отсеками для подвески БКФ и автоматикой позволяющий регулировать интервал сброса блоков.

Суббоеприпасы бомбовых кассет

В качестве суббоеприпасов кассетных бомб применяются бомбы сравнительно небольшого калибра. Из-за специфики их применения кроме вышеописанных типов бомб имеются также специализированные бомбы в настоящее время применяемые в основном только в бомбовых кассетах и КМГУ.

АО, ОАБ — осколочная авиационная бомба. Авиабомбы основным действием которых является осколки корпуса. Калибр бомб колеблется от 0,5 до 50 кг. Они предназначены для поражения живой силы, не- и легкобронированной техники. Старые авиабомбы имеют цилиндрический корпус с жестким стабилизатором обеспечивают нерегулярное дробление, современные бомбы имеют сферическую или полусферическую конструкцию, складывающийся стабилизатор, аэродинамические устройства, насечки для организованного дробления корпуса или уже готовые поражающие элементы.
Бомбы с готовыми осколками изготавливаются из двух полусфер, армированных стальными шариками. Внутри корпуса имеется разрывной заряд и контактный взрыватель.
Бомбы с насечками кроме того имеют взрыватель с замедлением. При встречи с преградой такая бомба разделяется на две части и через время необходимое для поднятие на несколько метров подрывается.

ПТАБ — противотанковая авиационная бомба. Предназначены для поражения бронированных объектов. Поражающим действием является кумулятивная струя образующиеся при помощи кумулятивной выемки внутри корпуса бомбы. Также при подрыве корпус бомбы образует осколки которые могут поразить живую силу и небронированную технику. Для эффективного воздействия кумулятивной струи взрыв должен происходить на расстояние называемым фокусным. Старые образцы бомб имеют контактный головной или донный взрыватель. Современные бомбы имеют головодонный взрыватель с датчиком цели.

Примечания РБК-500У ОФАБ-50УД осколочно-фугасная 450 2500 520 10 50 Универсальная РБК-500 АО2,5РТМ осколочная 450 2500 504 108 2,5 РБК-500 ОАБ2,5РТМ осколочная 450 2500 500 126 2,5 РБК-500 БетАБ бетонобойная 450 2500 525 12 - РБК-500У БетАБ-М бетонобойная 450 2495 480 10 - Универсальная РБК-500 ПТАБ-1М 450 1954 427 268 - РБК-500У ПТАБ противотанковая, кумулятивная 450 2500 520 352 - Универсальная РБК-500У СПБЭ-Д самоприцеливающийся противотанковая 450 2485 500 15 - Универсальная РБК-250 ЗАБ2,5М зажигательная 325 1492 195 48 2,5 РБК-500 ЗАБ2,5 зажигательная 450 1954 480 297 2,5 РБК-100 ПЛАБ-10К противолодочная 240 1585 125 6 10

«Зарубежное военное обозрение» №4.2005г (стр. 45-51 )

С. СЕМЕНОВ

Управляемые авиационные бомбы (УАБ) являются одним из основных видов высокоточного оружия (ВТО), поскольку они сочетают в себе высокую точность попадания, значительную мощность боевой части (БЧ). Об этом свидетельствуют статистические данные о повышении доли использования УАБ в локальных конфликтах. Так, если во время войны во Вьетнаме и в Юго-Восточной Азии (1966-1975) в период бомбардировок (1966-1973) эта доля составляла около 1 проц., то в период боевых действий многонациональных сил против Ирака в 1991 году (операция «Буря в пустыне») она возросла до 8 проц., достигнув уже приблизительно 35 проц. при проведении операции стран НАТО «Решительная сила» против Югославии с 24 марта по 20 июня 1999 года и около 70 проц. в ходе военной операции США и их союзников против Ирака в 2003 году (рис. 1).

Термин «высокоточное оружие» начал употребляться в 70-х годах в основном в связи с появлением противотанковых суббоеприпасов, с помощью которых возможно поражение бронеобъектов не только на поле боя, но и на достаточно больших расстояниях в местах их сосредоточения.

С момента боевого применения управляемых авиабомб в военном конфликте в зоне Персидского залива (январь-февраль 1991 года) их стали относить к ВТО. Под ВТО понимаются системы и комплексы с оружием в обычном оснащении, обеспечивающие избирательное поражение стационарных и подвижных целей одним выстрелом (пуском) с вероятностью не менее 0,5 при всех заданных условиях их боевого применения.

Следует заметить, что используемое в аббревиатуре ВТО словосочетание «высокоточное» характеризует существенный, но недостаточный признак для определения понятия «современное оружие». Так как эффективность поражения цели зависит от совокупности факторов, таких как точность попадания средства поражения, характеристик БЧ и взрывного устройства (ВУ), условий взаимодействия средства поражения и цели, то современные средства поражения следовало бы охарактеризовать таким понятием, как «высокоэффективное оружие» (ВЭО). Современные образцы ВТО имеют круговое вероятное отклонение (КВО) в пределах 1-5 м. Круговое вероятное отклонение равно радиусу круга, вероятность попадания в который составляет 0,50. Важной характеристикой поражающего свойства любого боеприпаса является отношение массы БЧ к его общей массе. Заметим, что для обычных неуправляемых авиабомб это отношение близко к единице, для авиационных управляемых ракет (УР) класса «воздух-земля» оно составляет 0,2-0,5, а для управляемых авиационных бомб - 0,7-0,9. При одинаковых общих массах УР обладают дальностью стрельбы, в 2-3 раза превышающей относ обычных УАБ. Однако в ряде случаев применение последних является более предпочтительным, например при поражении прочных и заглубленных целей. В целом УАБ управляемым ракетам, поскольку у них меньше средняя скорость полета к цели и диапазоны перегрузок для устранения ошибок наведения, а также допустимых начальных ошибок пуска. Кроме того, особенности относительного движения УАБ и самолета-носителя после сброса ограничивают их применение на малых высотах. УР имеют преимущество также, когда необходимо, в частности, поразить цель без захода самолета-носителя в зону объектовой противовоздушной обороны (ПВО), на дальности 100 км и более. Поэтому УАБ и УР класса «воздух-земля»

Это два вида управляемого высокоточного тактического оружия, которые, хотя и являются конкурирующими, все-таки имеют свои области применения и взаимно дополняют друг друга.

История создания и развития УАБ

Большая и интересная тема, требующая отдельного самостоятельного исследования. Отметим лишь следующее.

Первые УАБ были созданы в годы Второй мировой войны в Германии и США. Начало их боевого применения этими странами относится к 1942-1943 годам. Соединенные Штаты использовали УАБ также в боевых действиях во время войны в Корее (1950-1953), но в дальнейшем их развитию уделялось мало внимания. В СССР опытно-конструкторские работы (ОКР) по созданию УАБ начались еще в конце 30-х годов, но в годы войны были прерваны и возобновились только в 1947-м. Разработка УАБ завершилась принятием на вооружение в декабре 1955 года первой советской радиоуправляемой бомбы УБ-2000Ф. В разработке находились УАБ с тепловой и пассивной радиолокационной головками самонаведения (ГСН), а также телевизионно-командной системой наведения (СН). Однако в 1958 году НИОКР в этой области в Советском Союзе были прекращены.

Интерес к управляемым авиабомбам в СССР в 50-е годы угас в связи с усилением роли ракетного вооружения и созданием мощных ПВО, когда большинство важных целей стали недоступными для атаки авиацией с применением обычного бомбового вооружения. Однако события в Юго-Восточной Азии в середине 60-х годов привели США к необходимости возобновления НИОКР по созданию УАБ с учетом опыта проектирования ракет и новой элементной базы. В СССР к созданию современных УАБ (КАБ) вернулись в начале 70-х годов.

Следует подчеркнуть, что при зарождении этого вида вооружения во внимание принималась не главная особенность УАБ - обеспечение селективного (избирательного) поражения целей, а соображения, связанные с эффективным поражением цели: оперативно (за короткое время) выполнить боевую задачу минимальным числом самолетов-носителей с минимальным расходом боеприпасов, то есть своевременно поразить цель с минимальными затратами сил и средств. В то же время, по оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами (АБ) являются:

Повышение точности попадания в цель в 4-10 раз (рис. 2); сокращение расхода боеприпасов в 5-25 раз в зависимости от типа цели; уменьшение числа самолетовылетов в 2-20 раз и числа заходов на цель;

Уменьшение вероятности уничтожения самолетов-носителей системой ПВО противника; финансовых затрат на выполнение боевой операции в 2-30 раз; возможность избирательного поражения целей; сокращение времени, необходимого для поражения цели.

Высокоточное управляемое авиационное оружие, ярким представителем которого являются управляемые (корректируемые) авиационные бомбы, прошло два этапа своего развития: первый - это 40-50-е годы, второй - с конца 60-х годов и до настоящего времени.

Первый этап разработки был связан в основном с решением принципиальных вопросов выбора конструктивно-аэродинамических компоновок изделий, с построением систем наведения, управления и энергопитания и отработкой тактики их применения.

Возобновление работ по созданию УАБ (второй этап) диктовалось требованиями значительного повышения эффективности боевого применения бомбового вооружения в условиях высоких скоростей самолета-носителя при атаке целей и увеличения дальности сброса, что было вызвано созданием более совершенных объектовых систем ПВО. Второй этап работ осуществляется до сих пор под девизом интенсивного использования последних достижений в науке и технике и современных технологий с учетом преемственности в разработках. Лидирующее положение в области создания управляемых авиабомб в мире занимают США, где уже разрабатывают и апробируют в боевых условиях УАБ четвертого поколения. В соответствии с приведенным выше понятием «поколение КАБ (УАБ)» среди отечественных корректируемых бомб можно выделить два поколения: второе и третье. Принимая во внимание то обстоятельство, что создание отечественных КАБ происходило с учетом зарубежного опыта создания УАБ, первое их поколение по мировой классификации следует отнести ко второму поколению.

Хотя первая корректируемая авиабомба второго этапа отечественных разработок КАБ-500 и была снабжена флюгерной лазерной ГСН, но имела, в отличие от УАБ США первого поколения (в частности, типа «Болт-84»), автопилот, обеспечивающий стабилизацию стартовых возмущений после сброса с самолета-носителя, а также стабилизацию по крену. Таким образом, КАБ-500 была более совершенным образцом, чем первые американские УАБ.

С точки зрения системного подхода к выбору средств оснащения УАБ, как управляемый снаряд, является исполнительной частью ударного авиационного комплекса вооружения, на который возложены функции доставки авиабомбы в район цели, обнаружения и целеуказания объектов поражения, решения задачи определения момента пуска (сброса) УАБ и передаче необходимой информации в УАБ, управления УАБ при необходимости (например, при полуактивном или телекомандном методе наведения ее на цель) на траектории полета к цели. В связи с этим целесообразно определить суть понятия «управляемая авиационная бомба», с учетом которого будет вестись изложение всего последующего материала.

Но прежде, чем перейти к этому вопросу, рассмотрим влияние точности наведения УАБ (или любого боеприпаса) на вероятность поражения малоразмерной цели (рис. 3). Для обеспечения вероятности попадания в малоразмерную цель не менее 0,8 необходимо, чтобы точность наведения авиационного боеприпаса была σ = 5м (σ - среднеквадратичное отклонение, круговое вероятное отклонение Екво= 1,177а). Для современного ВТО точность наведения σ = 3 м считается стандартом.

Из графика, изображенного на рис. 4, видно, что число бомб п, необходимых для поражения малоразмерной цели с заданной вероятностью, резко возрастает, если боеприпас имеет точность наведения более 5 м.

Эффективность действия БЧ по данной цели и точность наведения боеприпаса взаимосвязаны, что определяется на этапе конструирования и отработки боеприпаса.

Из сказанного выше совершенно ясно, что точность наведения является одной из определяющих характеристик (признаков) при выработке определения понятия «УАБ». Известно также, что точность стрельбы неуправляемыми снарядами определяется точностью прицеливания (методические и инструментальные ошибки) и действием всех ошибок, носящих случайный характер по отношению к процессу прицеливания (разброс параметров сброса, ошибки оператора и внешние факторы - изменение ветра, температуры и плотности воздуха).

Существует несколько определений понятия «управляемая авиационная бомба». Согласно одному из них это - бомба, имеющая системы телеуправления и самонаведения, а другому - это управляемый снаряд.

По мнению российских военных специалистов, управляемая (корректируемая) авиабомба кроме стабилизатора имеет рули, иногда и крыло, а также систему управления по радио, лазерному лучу, путем самонаведения и т. д. Такие свойства управляемых авиабомб, как возможность изменения траектории своего движения, осуществление управляемого полета и поражение цели с высокой точностью, не входят в определение, так как эти функции обеспечиваются системой управления, которая введена в определение понятия «УАБ (КАБ)».

Руководствуясь классическим методом определения понятия через род и видовое отличие и опираясь на специфические существенные признаки, отличающие УАБ от всех остальных видов, входящих в указанный род, предлагается следующее определение этого боеприпаса: «Управляемая авиационная бомба - это авиабомба, снабженная системой управления, обеспечивающая минимальный промах относительно точки прицеливания». Здесь понятие «система управления» употребляется в широком понимании, включая систему наведения, в частности ГСН, автопилот и исполнительные устройства.

УАБ как объект (техническая система) состоит из следующих элементов: информационно-измерительного устройства, определяющего положение или направление бомбы относительно точки прицеливания (координатор или датчик цели); БЧ и ВУ; системы управления, выполняющей функции системы стабилизации и осуществляющей управление по сигналам информационно-измерительного устройства для изменения положения УАБ относительно центра масс в пространстве; органов управления (обычно аэродинамического типа); аэродинамического модуля; ускорителей различных типов и назначения.

Классификация УАБ. Авиабомбы как вид вооружения подразделяют на обычные (неуправляемые) и управляемые. В настоящее время окончательно сформировались два подвида УАБ, которые условно можно разделить на корректируемые и управляемые бомбы, оснащенные крылом.

Практический опыт разработки и применения зарубежных и отечественных УАБ, тенденции и перспективы их развития дают возможность классифицировать эти боеприпасы по различным признакам, полагаясь при этом на правило формальной логики, согласно которому деление возможно лишь по одному из них. Таких признаков может быть много (классификация УАБ по ним представлена в таблице).

В соответствии с установившейся мировой классификацией УАБ различают также по поколениям.

Предварительно заметим, что под поколением управляемых авиабомб принято понимать ряд (семейство, группу) УАБ, характеризующийся единым идеологическим замыслом при создании и такими общими конструктивно-технологическими решениями каждой из бомб этого ряда, как конструктивная компоновка, элементная база и прочее, которые определяют технические условия одного порядка, выраженные в качественно-количественных показателях, сохраняя при этом преемственность образцов УАБ от одного поколения к другому.

Общая характеристика современных разработок УАБ за рубежом. Ведущая роль в создании УАБ за рубежом принадлежит США, однако разработки в этой области ведут самостоятельно фирмы Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии и других стран.

Подобные НИОКР проводятся за рубежом с широкой интеграцией и в тесном сотрудничестве по согласованным комплексным программам. По состоянию на 1990-1992 годы на вооружении США и их союзников находились около 50 образцов УАБ с различными типами ГСН и БЧ, из них 60 проц. приходилось на долю первых. Основная номенклатура УАБ создана в Соединенных Штатах в рамках целевых программ «Уоллай», «Пэйв Уэй-1, -II, -III, -IV», НОВО и других. Фирмы-разработчики: «Тексас инструменте», «Мартин Мариэтта», «Селеско», «Хьюз эркрафт», «Рокуэлл интернэшнл».

Разработка УАБ в других странах ведется по тем же направлениям, что и в США, с использованием отдельных элементов американских систем и штатных БЧ авиабомб калибров 500, 1 000, 2 000 и 3 000 фунтов, при этом на начало 90-х годов на долю Франции приходилось

14 проц. разработок, ведущие фирмы «Матра», SAMP; имеются УАБ с лазерными и телевизионными ГСН; доля Бельгии составляла 8 проц.; ведущая фирма «Форт Зеебрюг» по лицензии фирмы «Рокуэлл интернэшнл», предпочтение отдается разработке УАБ с телевизионной ГСН; доля Израиля составляла 8 проц., ведущие фирмы IAI, «Рафаэль», «Элбит»; успешно ведутся разработки УАБ с различными ГСН - лазерными, телевизионными и тепловизионными, несмотря на закупку УАБ в США; доля Великобритании составляла 4 проц., ведущие фирмы «Портсмут авиэйшн», «Рэйел аэрок истеблишн» предпочтение отдается разработке УАБ с лазерными ГСН; доля Швеции составляла 2 проц., ведущая фирма «Эрикссон», предпочтение отдается УАБ с телевизионными ГСН; доля Австралии составляла 2 проц., ведущая фирма «Управление по науке и технике» министерства обороны Австралии; на долю Японии приходилось 2 проц., ведущая фирма «Мицубиси Дэнки», предпочтение отдается УАБ с лазерной ГСН.

Анализ современного состояния управляемого бомбового вооружения авиационных носителей был выполнен главным образом по разработкам США как наиболее мощной и лидирующей в развитии этой области ВТО страны. Но не менее интересна картина и в таких высокоразвитых странах, как Великобритания, Франция, Бельгия. Также был проведен анализ как по уже выполненным и принятым на вооружение разработкам, так и по разработкам США, Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции, Израиля, Австралии, Японии, ЮАР и совместно ведущимся Великобританией, США и Францией проектам, находящимся в стадии проектно-конструкторских исследований.

Приведенные в нем основные статистические данные по зарубежным образцам УАБ дают возможность провести различные исследования, например, установить распределение УАБ по странам, связать число бомб с различными типами СН, сформировать мнение о распределении УАБ с различными типами СН, в том числе по отдельным странам, а также сделать заключение о распределении числа УАБ по точности наведения для лазерных, телевизионных, тепловизионных и других СН.

Статистический анализ этих разработок на начало 90-х годов показывает, что основные тактико-технические требования к «образцовой» УАБ сводятся к следующему: калибр 1100-1 200 кг, система наведения - лазерная полуактивная, боевая часть - фугасная, точность наведения Екво = 5-6 м.

Максимальная дальность применения управляемых авиабомб различных типов и конструкций при сбросе на дозвуковой скорости составляет: при сбросе с высоты 900 м - 5 и 16 км (при оснащении УАБ ускорителем на твердом топливе), и при сбросе с высот 4-6 км - 10-12 км (при оснащении УАБ флюгерными и гиростабилизированными СН); с высоты 10-15 км - 15-20 км (при оснащении УАБ телевизионными системами наведения); при сбросе с малых высот - 37 км (при оснащении УАБ ускорителем) и с высоты 9-13 км - 40-80 км (при оснащении телевизионно/тепловизионно-команд-ными СН); с высоты 2-А км - 10-12 км (при оснащении инфракрасными, проти-ворадиолокационными СН и крылом); с высот 8-10 км - 24-75 км (при оснащении комплексированными инерциально-спутниковыми СН).

В период с 1992 по 1998 год в США основные работы по совершенствованию высокоточного оружия в части использования КРНС NAVSTAR для наведения в управляемых авиабомб проводились в рамках следующих программ:

- JDAM (Joint Direct Attack Muniton) - предусматривающей разработку УАБ на базе бомб Мк.83 и Мк.84, а также стандартных авиационных бомб других типов (GBU-31,-32, -36, -38);

- WAGE (Wide Area GPS Enhancements) - по расширению возможностей УАБ AGM-130, -130A, -130В при использовании КРНС NAVSTAR на обширных участках, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО противника;

-JSOW (Joint Stand Off Weapon) - по созданию управляемых авиационных кассет нового поколения типа AGM-154А, В и С, предназначенных для запуска вне зоны действия объектовой ПВО.

Специалистами фирм «Локхид-Мартин» и «Боинг» были разработаны варианты УАБ JDAM: GBU-31 (снаряжена Мк.84 или BLU-109, калибр 2 000 фунтов), GBU-32 (Мк.83 или BLU-110, калибр 1 000 фунтов). Фирма «Боинг» завершила испытания нового варианта УАБ -GBU-38 JDAM на основе авиабомбы Мк.82 (калибр 500 фунтов).

Анализ результатов боевого применения УАБ JDAM подтвердил необходимость улучшения точности наведения этих бомб путем их оснащения наряду с инерциальной системой управления (ИСУ) ГСН, что и предусмотрено очередным этапом программы разработки этого оружия. Кроме того, для увеличения дальности полета, которая сейчас составляет 16-24 км, рассматривается возможность оснащения УАБ складывающимся крылом. По мнению американских специалистов, это позволит увеличить дальность полета бомбы JDAM до 64-96 км.

Впервые УАБ JDAM были использованы для поражения заранее определенных целей с самолетов ВВС и ВМС, в том числе со стратегических бомбардировщиков В-2А «Спирит» в первые дни налетов на Югославию.

Развитие УАБ на современном этапе направлено главным образом на расширение условий и совершенствование тактики их применения, в том числе без входа в зону действия ПВО противника, на обеспечение автономности наведения, увеличение номенклатуры целей, повышение эффективности их поражения, дальнейшее уменьшение стоимости их производства и эксплуатации.

В то же время реализация указанных требований значительно увеличивает стоимость создания УАБ по сравнению с неуправляемыми бомбами или наиболее простыми бомбами первого поколения. Однако, как показывают исследования, несмотря на относительно высокую стоимость УАБ по критерию «стоимость/эффективность», их боевое применение дает преимущество в 1,5-30 раз в сравнении с обычными авиабомбами.

В условиях мирного времени или небольших локальных войн, не требующих большого количества боеприпасов, зарубежные разработчики полагают, что необходимо в полном объеме финансировать научные исследования и разработки в интересах создания перспективных УАБ; обеспечивать проведение НИОКР по созданию таких бомб, их наземную и летную отработку; изготавливать небольшие партии новых УАБ.

Такая техническая политика, по мнению западных военных аналитиков, позволяет находиться на высоком научно-техническом уровне, иметь отлаженное производство, эффективно решать боевые задачи в различных локальных конфликтах и при необходимости быстро развернуть производство УАБ в необходимых масштабах.

Тенденции в развитии УАБ. В заключение отметим характерные черты и пути развития современных УАБ, которые выделились в самостоятельный вид высокоточного авиационного вооружения, имеющий свое определенное место при ведении боевых действий. Анализ результатов использования такого вооружения в боевых конфликтах показывает, что в настоящее время отсутствует универсальный тип авиационного оружия класса «воздух-земля», способный поражать всю номенклатуру фронтовых объектов противника. Управляемые авиабомбы с лазерными, телевизионными и тепловизионными СН будут в ближайшем состоять на вооружении развитых стран, оставаясь приоритетным типом оружия для нанесения избирательных ударов по особо важным объектам, малоразмерным и прочным целям. Сопоставительный анализ основных характеристик зарубежных УАБ всех трех поколений показывает, что совершенствование этого вида оружия шло в основном за счет увеличения точности с 30 до 3 м (по круговому вероятному отклонению), расширения типов БЧ (от фугасной и кассетной до БЧ двойного действия, бетонобойной и специальной конструкции) и условий боевого применения по высотам и дальности, что позволило повысить боевую эффективность применения таких бомб с 0,7до 0,9.

Анализ основных тактико-технических характеристик УАБ зарубежных разработок за почти 30-летний период позволяют сделать некоторые выводы относительно дальнейших технических путей развития УАБ, исходя из их основного предназначения.

В общем виде основные требования к идеальной УАБ можно сформулировать следующим образом:

1. Возможность применения днем и ночью в любых погодных условиях.

2. Во зм ожность применения е широком диапазоне высот и скоростей, в том числе с малых и предельно малых высот.

3. Отсутствие ограничений на ТТХ самолета-носителя.

4. Возможность одиночного и залпового применения по одной или нескольким целям в одной атаке.

5. Оснащение универсальной мощной БЧ, обеспечивающей эффективное поражение большой номенклатуры целей.

6. Адаптация к целям за счет оснащения управляемым ВУ с избирательным действием у цели.

7. Применение без входа в зону действия ПВО противника (за счет увеличения дальности полета).

8. Унификация и модульность построения.

9. Относительно низкая стоимость, в том числе и при эксплуатации.

10. Минимизация связей с самолетом-носителем.

11. Автономность действия.

Весьма перспективным направлением развития УАБ в целях реализации требований пунктов 1,4,10,11 является использование в составе системы наведения УАБ бесплатформенной инерциальной системы управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR.

Необходимо отметить, что значительные достижения в повышении эффективности целеуказания за счет использования РЛС с синтезированием апертуры создали предпосылки для разработки УАБ, не оснащенных ГСН, в которых для наведения на цель используется командная радиолиния.

Характер современных зарубежных разработок показывает, что наметилась устойчивая тенденция в развитии УАБ по двум направлениям. Одно из них связано с созданием простых и дешевых образцов массового применения (УАБ по проекту JDAM), другое - с созданием сложных и дорогих образцов для выполнения важных боевых задач (по проекту JSOW). Между этими крайними направлениями работ существует область, которая предполагает совершенствование уже ранее разработанных и состоящих на вооружении образцов УАБ, например GBU-15, AGM-130, а также по программе «Пэйв Уэй».

Впервые за 6 лет Сандийские национальные лаборатории в США провели серию испытаний бетонобойной ядерной бомбы, получившей обозначение B61-11. При этом была осуществлена съемка углубления бомбы в грунт (в рапиде). При этом бомба, естественно, не оснащалась ядерной частью и не взрывалась. Развитием проникающих авиационных бомб, которые также называют бетонобойными, в последние несколько лет заинтересовались во многих странах мира. С помощью такого можно достаточно легко уничтожить подземные бункеры, командные пункты или склады вероятного противника. Активнее всех разработкой боеприпасов такого типа занимаются Вашингтон и Тель-Авив. Ниже представлен небольшой обзор подобных авиационных бомб.

B61-11


Испытания ядерной бомбы B61-11 были проведены в США еще 20 ноября 2013 года, но Сандийские национальные лаборатории, которые занимались проведением испытаний, рассказали о них только в середине января 2014 года. В полигональных испытаниях применялась авиационная бомба без боевой части. Само испытание B61-11 осуществлялось при помощи специальной ракетной тележки, которая была установлена на рельсах. Данная тележка должна была разогнать бомбу до ее рабочей скорости (этот параметр является засекреченным). Перед проведением испытаний саму бомбу и тележку специально охладили до температуры, соответствующей большой высоте полета данного боеприпаса.

При этом каких-либо данных о проведенных испытаниях Сандийские лаборатории не приводят. Стоит отметить, что испытания такого рода не проводились в штатах с октября 2008 года. В тот раз у специальной ракетной тележки перед стартом произошло возгорание двигателя, один из работников лаборатории в результате этого инцидента получил сильные ожоги. До 2008 года подобные испытания проводились на регулярной основе. Проводятся они в рамках действующей в США программы поддержания ядерного арсенала в боеспособном состоянии, а также продления сроков службы боеприпасов.

Термоядерная авиационная бомба B61 была разработана еще в 1960-е годы прошлого века. С тех пор было изготовлено уже 11 ее модификаций, в настоящее время в разработке находится «Модель 12». Последний вариант – принятый на вооружение – B61-11 был разработан в 1997 году. Модификация 11 является противобункерной бомбой. Авиационные боеприпасы B61 – это бомбы переменной мощности от 10 до 340 кт. Последняя модификация данной бомбы, по сути, представляет собой старое зарядное устройство W-61-7, которое было упаковано в новый корпус иглообразной формы, который предварительно был усилен. Имеется информация, что усиление было выполнено за счет использования в конструкции корпуса бомбы обедненного урана.

B61-11 – это свободнопадающая авиационная бомба (основной носитель стратегический бомбардировщик B-2), она предназначена для сброса с большой высоты – 40 тысяч футов (около 12 200 м). Бомба не оснащается тормозным парашютом, поэтому к моменту ее столкновения с землей она может набрать очень большую скорость – до 610 м/с. Проведенные испытания показывают, что данная авиабомба в состоянии углубиться в сухой грунт средней плотности на глубину до 20 футов (6 м). Данная глубина невелика, но этого вполне достаточно для того, чтобы основная часть выделившейся при ядерном взрыве энергии (до 90%) ушла в сейсмическую волну. Мощности данной волны должно хватить для поражения любой хорошо защищенной подземной цели.

BLU-109/B

Одним из наиболее распространенных на сегодняшний день боеприпасов, находящихся на вооружении армии США, являются специализированные противобункерные бомбы с боевой частью BLU-109/B. Данные боеприпасы находятся на вооружении не только американских ВВС, но и ВВС Канады, Франции, Великобритании, Дании, Бельгии, Саудовской Аравии, ОАЭ и еще 7 стран мира. Масса боевой части составляет 240 кг, всей бомбы около 907 кг. Боеприпас имеет стальную оболочку толщиной 25,4 мм. Бомба в состоянии пробивать железобетонные конструкции толщиной до 1,8 м. При этом свободнопадающий боеприпас в основном используется с системами наведения на цель JDAM или Paveway III, которые превращают ее в управляемую авиационную бомбу – УАБ.


Авиационная бомба с JDAM и БЧ BLU-109/B получила индекс GBU-31. В ходе проведения испытаний данного боеприпаса его сбрасывали с истребителя F-16 с высоты 6 тысяч и 7,6 тысячи метров соответственно, на скорости полета 0,8 М. При этом бомбы смогли поразить точку прицеливания, при этом относ бомб составил 43,2 и 65 м соответственно. Согласно расчетам, которые были выполнены конструкторами компании «Боинг» УАБ GBU-31, оснащенная крылом, в состоянии обеспечить максимальный относ от точки сброса до 75 км, если высота сброса составит около 12 000 м, при этом скорость бомбы составит 0,9 М.

GBU-57 (MOP)

ВВС США используют тяжелую противобункерную бомбу GBU-57, начиная с ноября 2011 года, в том году их приняли на вооружение. При этом с момента принятия бомб на вооружение сразу же начался процесс их усовершенствования. По словам представителей Пентагона, мощности бомб недостаточно для поражения всех подземных бункеров, в первую очередь иранских. Работами над разработкой и усовершенствованием данной бомбы занимается авиастроительная корпорация «Боинг».

GBU-57 или MOP – Massive Ordnance Penetrator (MOP) - это корректируемая противобункерная авиационная бомба. Американцы специально разрабатывали данный боеприпас с целью борьбы с подземными и надземными укреплениями, расположенными на территории КНДР и Ирана, которые могли бы быть использованы для размещения ядерных объектов. Разработка данных бомб велась специалистами компании Boeing, начиная с 2007 года. Сообщается, что общая стоимость работ по проектированию MOP составила 400 миллионов долларов.


Длина сверхтяжелой авиабомбы МОР составляет 6 м, ее вес – 13 600 кг. Масса боевой части GBU-57 составляет 2,5 тонны. Так как данный боеприпас является корректируемым, на цель бомба выходит с помощью наводки по координатам GPS. Имеется информация, что первоначальный вариант данной авиационной бомбы в состоянии пробивать армированный бетон толщиной до 60 метров. При этом способности по пробитию бетона у усовершенствованного боеприпаса в настоящее время держаться в секрете.

GBU-28

В настоящее время GBU-28 считается одной из наиболее эффективных проникающих бомб, находящихся на вооружении американской армии. Является управляемой авиационной бомбой, которая изначально проектировалась для уничтожения высокопрочных подземных объектов, например командных пунктов вероятного противника. Бомба была создана в 1991 году. УАБ выполнена по аэродинамической схеме «утка» и оснащена раскрывающимся в полете крылом. Имеет полуактивную головку самонаведения на цель. Представляет собой образец удачной военной конверсии, так как производится с использованием 203-мм ствола снятой с вооружения САУ M110. Вес бомбы почти 2,3 тонны. Данный боеприпас в состоянии углубиться в грунт на глубину до 30 м и пробить железобетонное перекрытие толщиной 6 м. На испытаниях ушедший на 30-метровую глубину боеприпас решили даже не выкапывать.


Во время проведения испытаний в Сандийских национальных лабораториях в 1995 году данная УАБ после разгона на специальной ракетной тележке смогла пробить железобетонные плиты общей толщиной 6,7 м. При этом бомба сохранила достаточно кинетической энергии, для того чтобы после этого пролететь еще порядка 1,6 км. За способность бороться даже с очень толстыми перекрытиями, она получила прозвище «глубока глотка». В военных условиях данная бомба использовалась лишь дважды. Две бомбы были применены во время операции «Буря в пустыне» для поражения иракских военных бункеров возле Багдада. Одна бомба прошла мимо цели, вторая успешно поразила бункер командования на авиабазе Аль-Таджи, который ранее неоднократно бомбился, но без вывода его из строя.

В феврале 2012 года собственную бетонобойную бомбу представил Израиль, бомба получила обозначение MPR-500. Это боеприпас калибра 500 фунтов (227 кг). Данная бомба в состоянии пробивать бетонные перекрытия толщиной до 1 метра или пробить сразу до 4-х бетонных перекрытий толщиной по 200 мм каждое. При взрыве данной бомбы образуется очень большое количество осколков – до тысячи, которые разлетаются на расстояние до 100 метров, эффективно поражая живую силу противника. Выбор в пользу такого сравнительно небольшого калибра был сделан по причине того, что один самолет может нести большое количество таких бомб.


Израильская бетонобойная бомба является свободнопадающей, при этом она достаточно легко может с помощью специального комплекта трансформироваться в корректируемую бомбу. Боеприпас израильтяне разрабатывали с учетом имеющейся у них информации о постройке на территории Ливана подземных укреплений и бункеров, которые иногда располагают внутри обыкновенных жилых домов или школ.

БетАБ
В России бетонобойные бомбы имеются на вооружении ВВС, но не обладают такими выдающимися характеристиками, как американские боеприпасы. В настоящее время в нашей стране такие бомбы обозначаются как БетАБ. Данные бомбы представлены тремя основными версиями: БетАБ-500, БетАБ-500У и БетАБ-500ШП. Все они отличаются конструкцией, массой боевой части и калибром. К примеру, масса БатАБ500У составляет 510 кг. Данная бомба используется для уничтожения ядерного оружия, командных пунктов управления, узлов связи, подземных складов боеприпасов, укрытий из железобетона. Бомба в состоянии пробить железобетонное перекрытие толщиной до 1,2 м или на 3 м уйти в грунт. Масса боевой части бомбы в тротиловом эквиваленте составляет 45 кг. Может использоваться с высот от 150 до 20 тысяч метров. Бомба оснащается стабилизирующим парашютом.


Другая версия БетАБ-500ШП оснащается боевой частью массой 77 кг. При этом в бомбе применяется реактивный ускоритель. В первую очередь, данный авиационный боеприпас предназначен для вывода из строя аэродромов противника – бетонных взлетных полос и рулежных дорожек. Данная бомба в состоянии пробить броню толщиной до 550 мм, железобетонные перекрытия толщиной до 1,2 м. Одна такая бомба в состоянии повредить до 50 квадратных метров ВПП. При этом при взрыве в среднем грунте она оставляет после себя воронку в 4,5 м в диаметре. В настоящее время БетАБ состоят на вооружении ВВС России и Индии.

Источники информации:
http://lenta.ru/articles/2014/02/26/penetrating
http://vpk-news.ru/articles/16288
http://first-americans.ru/news-usa/353-gbu-57
http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/982-aviacionnaia-ypravli.html

Авиационная бомба или просто авиабомба — один из видов авиационных боеприпасов, сбрасываемых с самолёта или другого летательного аппарата и отделяющийся от держателей под действием силы тяжести или с небольшой скоростью принудительного отделения.

К началу Первой мировой войны ни одна страна мира не имела серийных более или менее эффективных авиационных бомб. Тогда бомбами или бомбочками в обиходе называли также ручные гранаты и винтовочные (ружейные) гранаты. При этом выражение «аэропланная бомба» первоначально означало, собственно, тяжелую ручную гранату, которую сбрасывали с аэропланов летчики.

Часто в качестве авиационных бомб использовали артиллерийские снаряды калибра 75 мм и выше. Но к концу войны в 1918 году в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне современный вид.

…9 сентября 1943 года. Муссолини арестован, жаждет перемирия правительство Италии, а итальянский флот идёт на Мальту сдаваться. В 15:41 в линкор «Рома» (46 000 т, девять орудий калибром 381 мм) попала немецкая бомба, носившая название Fritz-X (она же SD-1400). Прошив корпус, она разорвалась под котельными отделениями. Второе попадание
подорвало погреба боезапаса…

Самые мощные авиабомбы второй мировой: Tallboy и Grand Slam

Страна: Великобритания
Разработана: 1942
Масса: 5,4 т
Масса ВВ: 2,4 т
Длина: 6,35 м
Диаметр: 0,95 м

Барни Уэллис не стал известным авиаконструктором: его проект бомбардировщика Victory был отклонен британскими военными. Зато он прославился как создатель самых мощных боеприпасов Второй мировой. Знание законов аэродинамики позволило ему сконструировать в 1942 году авиабомбу Tallboy. Благодаря совершенной аэродинамической форме бомба быстро набирала скорость и даже преодолевала в падении звуковой барьер, если ее сбрасывали с высоты более 4 км.

Она могла пробить 3 м железобетона, углубиться в грунт на 35 м, а после ее взрыва оставалась воронка диаметром 40 м. Снаряженное торпексом – мощным ВВ на основе гексогена– детище Уэллиса продемонстрировало эффективность при применении по высокозащищенным целям (бункерам, тоннелям), а также по крупным кораблям.

Так, двумя попаданиями был сначала поврежден германский линкор «Тирпиц», отстаивавшийся в норвежском фьорде и представлявший огромную опасность для конвоев, шедших в СССР. 12 ноября 1944 года, получив еще два «Толлбоя», корабль перевернулся. Словом, бомбы эти были настоящим боевым оружием, а не бесполезной гонкой за рекордами, и в годы войны их применили не так уж мало – 854 штуки.

Такой успех гарантировал Барни Уэллису место в истории (впоследствии он получил рыцарский титул) и вдохновил его на создание в 1943 году самой мощной авиабомбы Второй мировой, в конструкции которой многое было заимствовано у Tallboy. Grand Slam также оказалась успешной, демонстрируя устойчивый (благодаря придаваемому стабилизаторами вращению) полет и высокую проникающую способность: прежде чем разорваться, она могла пробить до 7 м железобетона.

Правда, для Grand Slam не нашлось такой цели, как известный всему миру линкор, но ее попадания в защищенные пятиметровым слоем бетона укрытия для германских подводных лодок произвели должное впечатление. Разносила она и не поддававшиеся менее мощным бомбам акведуки и плотины. Взрыватель Grand Slam мог устанавливаться на мгновенное действие (для поражения целей ударной волной) или на замедление (для разрушения укрытий), но и в последнем случае здания «складывались» за сотни метров от взрыва: хотя ударная волна от заглубленной детонации была сравнительно слабой, колебания грунта смещали фундаменты.

Официально Grand Slam именовали более чем скромно – «Medium Capacity, 22000 lbs» – «средней мощности, 22000 фунтов» (имелось в виду среднее значение отношения веса бомбы и ее снаряжения), хотя в прессе она получила прозвище «Earthquake Bomb» («бомба-землетрясение»). Grand Slam поступила на вооружение Королевских ВВС в конце войны, и за оставшиеся до победы несколько месяцев британские летчики сбросили 42 такие бомбы. Стоила она довольно дорого, так что если цель обнаружить не удавалось, командование настоятельно рекомендовало экипажам не сбрасывать Grand Slam над морем, а садиться с ней, хотя это и было рискованно. В Королевских ВВС носителями огромных бомб были четырехмоторные «Галифаксы» и «Ланкастеры». Копии «Грэнд Слэм» изготавливались и в США.

Самая первая управляемая авиабомба: Fritz-X

Страна: Германия
Разработана: 1943
Масса: 1,362 т
Масса ВВ: 320 кг, амматол
Длина: 3,32 м
Размах оперения: 0,84 м

Fritz-X стал первым боевым образцом управляемого оружия. Его система наведения FuG 203/230 работала на частоте около 49 МГц, и после сброса самолет должен был выдерживать курс, чтобы оператор мог следить за целью и бомбой. При отклонении до 350 м по курсу и на 500 м по дальности полет бомбы можно было скорректировать.

Не маневрирующий носитель уязвим для истребителей и зенитного огня, но защитой служило расстояние: рекомендованная дистанция сброса, как и высота, составляли 5 км. Союзники спешно разрабатывали аппаратуру помех, немцы наращивали выпуск бомб, и кто знает, чем бы закончилось эта гонка, если бы не конец войны…

Самое первое серийное ядерное оружие: Мк-17/24

Страна: США
Начало производства: 1954
Масса: 10,1 т
Энерговыделение: 10–15 Мт
Длина: 7,52 м
Диаметр: 1,56 м

Эти термоядерные бомбы (Мк-17 и Мк-24 различались только типами плутониевых «запалов») – первые, которые можно отнести к категории настоящего оружия: с ними бомбардировщики В-36 ВВС США вылетали на патрулирование. Конструкция была не очень надежной (часть «запала» хранилась у экипажа, который устанавливал его в бомбу перед сбросом), но все подчинялось одной цели: «выжать» максимум энерговыделения (узлов, регулирующих мощность взрыва, не было).

Несмотря на замедление падения бомбы 20-метровым парашютом, не слишком скоростной В-36 едва успевал уйти из зоны поражения. Производство (Мк-17 – 200шт., Мк-24 – 105 шт.) продолжалось с июля 1954 года по ноябрь 1955-го. Были испытаны и их «упрощенные» копии, чтобы выяснить, можно ли в условиях ядерной войны использовать как суррогат термоядерного топлива гидриды лития, не прошедшие изотопное обогащение. С октября 1956 года бомбы Мк-17/24 стали переводиться в резерв, на смену им пришли более совершенные Мк-36.

Страна: СССР
Испытана: 1961
Масса: 26,5 т
Энерговыделение: 58 Мт
Длина: 8,0 м
Диаметр: 2,1 м

После взрыва этой «» на Новой Земле 30 октября 1961 года ударная волна трижды обогнула земной шар, в Норвегии было выбито немало стекол. Бомба не годилась для боевого применения и не представляла серьезного научного достижения, но, вероятно, помогла сверхдержавам ощутить тупик ядерной гонки.

Самая универсальная бомба: JDAM (Joint Direct Attack Munition)

Страна: США
Начало производства: 1997
Дальность применения: 28 км
Круговое вероятное отклонение: 11 м
Стоимость комплекта: 30–70 тысяч долларов

JDAM – это не совсем бомба, а комплект из навигационного оборудования и управляемого оперения, который позволяет превратить в управляемую практически любую обычную бомбу. Такая бомба наводится по сигналам GPS, что делает наведение независимым от погодных условий. Впервые JDAM применены при бомбардировках Югославии. Начиная с 1997 года компания Boeing выпустила более 2000 комплектов JDAM.

Самые первые бомбы объёмного взрыва: BLU-72B/76B

Страна: США
Начало производства: 1967
Масса: 1,18 т
Масса топлива: 0,48 т
Энергия ударной волны: эквивалент 9 т ТНТ

Первые примененные в боях (во Вьетнаме) объёмно-детонирующие бомбы. Горючее в BLU 72B – сжиженный пропан, в BLU 76B, применявшейся со скоростных носителей, – окись этилена. Объёмная детонация не обеспечивала бризантного эффекта, но оказалась эффективной для поражения живой силы.

Самая массовая ядерная бомба: В-61

Страна: США
Начало производства: 1962
Масса: 300–340 кг
Энерговыделение: тактические – 0,3–170 кт; стратегические – 10–340 кт
Длина: 3,58 м
Диаметр: 0,33 м

В 11 модификациях этой самой массовой бомбы – заряды переключаемой мощности: чистого деления и термоядерные. «Проникающие» изделия утяжелены «отвальным» ураном, мощные снабжены парашютами и срабатывают даже после удара об угол здания на околозвуковой скорости. С 1962 года их произведено 3155 штук.

Самая мощная серийная неядерная бомба: GBU-43 MOAB

Страна: США
Разработана: 2002
Масса: 9,5 т
Масса ВВ: 8,4 т
Длина: 9,17 м
Диаметр: 1,02 м

Отобрала у BLU-82 корону «величайшей бомбы», но, в отличие от экс-королевы, активно применявшейся при расчистке посадочных площадок, пока применения не нашла. Более мощное снаряжение (гексоген, тротил, алюминий) и система наведения, казалось бы, повышают боевые возможности, однако поиск подходящей цели для изделия такой стоимости вызывает серьезные трудности. Официальное название MOAB (Massive Ordnance Air Blast – тяжелая фугасная авиабомба) часто неофициально расшифровывают как Mother Of All Bombs, «мать всех бомб». В арсенале США имеется 15 единиц авиабомб MOAB.

Самый первый кассетный боеприпас: SD2 Schmetterling

Страна: Германия
Начало производства: 1939
Масса: 2 кг
Масса ВВ: 225 г
Размеры: 8 х 6 х 4 см
Радиус поражения живой силы: 25 м

Родоначальники кассетных боеприпасов, проверенные боями в Европе и Северной Африке. Люфтваффе применяли кассеты, содержавшие от 6 до 108 бомб SD2 (Sprengbombe Dickwandig 2 kg), которые комплектовались взрывателями различных типов: мгновенного и замедленного действия, а также «сюрпризами» для сапёров. Благодаря способу рассеивания суббоеприпасов, напоминающему порхание бабочки, бомба получила название Schmetterling («бабочка»).

/По материалам popmech.ru , ru.wikipedia.org и topwar.ru /