Скаут - это кто? Значение слова.  Волоколамский отряд Братства Православных Следопытов

Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева

Исторический факультет


Скаутское движение


Выполнила: студентка 2 курса

группы Ковалева Д.В

Проверила: преподаватель кафедры

Тютюкова О.Н


Красноярск 2013



Введение

Служение Богу

Скаутинг в России

Современность

Заключение

Список литературы


Введение


Полковник сэр Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании. Им в 1907 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys», .

Зародыши идеи скаутинга появились при осаде Мафекинга во время Второй бурской войны (1899-1902), где Баден-Пауэлл служил бригадным командиром.

На развитие скаутского движения оказали большое влияние работы Эрнеста Сетон-Томпсона и Дэниела Картера Бёрда.


Скаутское движение (англ. Scouting) - всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима.

Слово скаут (англ. scout) переводится с английского, как разведчик. Поэтому скаутинг также иногда называется разведчеством.



Название

Следопыт - это не просто перевод с английского слова скаут, но обращение к истории Святой Руси, наследниками которой мы себя ощущаем. Мы хотим, чтобы дети следовали в своей жизни тем путем, которым шли к Богу праведники и подвижники русской земли. По слову апостола Петра: «...если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» .

Цели Братства православных следопытов

Братство Православных Следопытов начинает свою историю с 6 декабря 1990 года, со дня основания Дружины православных скаутов святого благоверного князя Александра Невского.

Братство объединяет детей, молодежь и взрослых, стремящихся к подлинному личностному развитию. Личность - это образ Божий в каждом из нас, который дается нам как дар от рождения. Но чтобы этот образ развился, мы стремимся уподобиться, то есть стать как можно более похожими на Господа. На развитие нашей личности и уподобление ее Божественному образу нам отпускается вся наша земная жизнь, которую надо прожить так, чтобы каждый день становился еще одной ступенькой вверх. Но пройти эти ступеньки совсем нелегко. Часто мы срываемся вниз или топчемся на месте, не решаемся двинуться вперед, сделать усилие над собой. Хотя никто за нас и не сможет пройти наш путь, но, когда люди объединяются, то вместе им идти вперед легче.

Православные следопыты видят свое предназначение в служении.


Служение Богу


Служение Богу состоит в том, чтобы следовать заповедям и наставлениям Господа. В Священном Писании содержится все необходимое, чтобы избрать в жизни верный путь, и имеются наставления на всякий случай, чтобы этот путь пройти. Главная божественная заповедь заключается в словах Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10: 27)

Служение Отечеству и своим близким

Это служение требует от следопыта постоянной чуткости сердца и внимания к нуждам и заботам других людей. Следопыт стремиться быть полезным другим людям и готовится к этому. Чтобы быть действительно полезным, человеку в первую очередь необходима добрая душа и благие намерения. Но намерения непременно должны быть подкреплены самыми разнообразными знаниями, умениями и навыками, которые можно применить в практической деятельности. Для того, чтобы служение следопыта приносило людям пользу, следует закалять характер, воспитывать аскетическое отношение к материальным благам (то есть уметь пользоваться самым необходимым и довольствоваться малым).

Служение самому себе

Это служение не означает угождение собственным прихотям, а свидетельствует о глубоком понимании человеческой природы и того, что человеку в жизни необходимо более всего. А более всего мы нуждаемся в нравственном очищении, которое достигается путем покаяния и смирения, осознанием своей немощи. Современные подростки, стремясь быть «крутыми», бравируют друг перед другом физической силой, материальным богатством или просто наглостью. Но к ним обращены слова св. Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Жить по правде очень не просто, для этого душа должна постоянно трудиться. Если вы хотите побеждать в спорте, то вы будете изнурять себя ежедневными многочасовыми тренировками, несмотря на физическую усталость. Если вы хотите победить зло в себе, то необходимо приложить значительно больше усилий.


Скаутинг в России


В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (c 1919 имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. После этого разведчество в России начинает активно развиваться. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (гёрлскаутов). К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

В 1915 г. Николаем Адуевым был написан гимн скаутов - «Будь готов!», положенный на музыку редактором журнала «Вокруг света» Владимиром Поповым, являвшимся начальником первого Московского отряда скаутов (последнему также принадлежат слова и музыка популярной скаутской песни «Картошка», известной в СССР под видом пионерской песни). В том же 1915 г. Попов создал первый в мире музей скаутинга, а в следующем году организовал отряд речных скаутов.

Один из первых скаутских отрядов «Легион юных разведчиков» был создан преподавателем латыни первой Петербургской гимназии Василием Григорьевичем Янчевецким (будущим писателем Яном). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь - Правды) иИвановской (нынешней Социалистической), отряд был создан из числа её учеников.

После Октябрьской революции скаутское движение распадается. Если в областях, занятых белыми, сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции (многие скауты в частности были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине был арестован ЧК и расстрелян) - то на советской территории наблюдались попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с революционной идеологией («пионерское» движение Иннокентия Жукова и «юкистское» движение - «юных коммунистов-скаутов», принявших галстуки красного цвета). Наконец, существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» - следопытов леса, продолжавших туристически-натуралистские традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона. Однако комсомол, видя в скаутах своих соперников, резко отрицательно относился ко всем этим формам и уже в 1919 г. объявил им войну. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением (подробно см. в статье пионерское движение). Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической организации, перенявшей ряд внешних форм скаутинга. После этого скаутские организации в Советской России были запрещены. С ребят-скаутов срывали символику, «прорабатывали» на собраниях; пионеры избивали их и доносили на них в ОГПУ. Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан, а организаторы его - арестованы.

В апреле 1926 ОГПУ произвело массовые аресты скаутов (было арестовано около 1000 скаутских руководителей, отправленных главным образом в Соловецкий лагерь). Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например «Братство костра», члены которого пели:


Нас десять, вы слышите, десять!

И старшему нет двадцати

Нас можно, конечно, повесить,

Но надо сначала найти!


Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 г.

В результате, в СССР осталось только пионерское движение, которое было построено на основе скаутинга. Однако, за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную Организацию Русских Скаутов (НОРС) под руководством Пантюхова. Русских скаутов можно было найти в Западной Европе, Австралии, Южной и Северной Америке.

В 1990 году скаутское движение было официально разрешено. Началось возрождение русского скаутинга.

Приблизительная численность Российского скаутинга на 2007 год - 30 000 человек. Сейчас в России нет единой скаутской организации. Одними из самых крупных российских организаций можно назвать: Российская Ассоциация Навигаторов/Скаутов - Национальная организация России), Всероссийская Национальная Скаутская Организация, Российская Скаутская организация, Организация Российских юных разведчиков, Национальная Организация Российских Скаутов-разведчиков, Братство Православных Следопытов,Русский Союз Скаутов, Российская Ассоциация девочек-скаутов.


Современность


В настоящее время скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах и территориях, представленных через несколько скаутских ассоциаций на международном уровне. Последнее время очень существенным становится движение традиционного скаутинга. Скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

Скаутский метод

Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующем:

Воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой.

Патрульная система или система микрогрупп.

Личный рост участников (стимулирующие и развивающие программы) - специальные программы, призывающие участников к самосовершенствованию, через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм, таких, как специальности, разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры и пр.

Деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности.

Традиции (заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками).

«Обучение через дело» - метод, привнесённый в начале прошлого века из педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику.

Поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера. Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности.

Будь готов!

Девиз скаутов - «будь готов!» (англ. Be Prepared); по-английски он сокращается до первых букв так же, как фамилия основателя движения скаутов (B.P.).

Происхождение этой фразы связано с исходным патриотическим характером движения скаутов. Баден-Пауэлл писал 12 февраля 1908 в статье в журнале «Бойскаутинг»: «Будьте готовы умереть за свою страну, если потребуется; так что когда настанет момент, выходите из дома с уверенностью и без раздумья о том, убьют вас или нет.»

Скаутские законы и скаутское обещание

Один их принципов скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание.

Основа обещания - 3 принципа, на которых строится весь скаутинг:

Долг перед Богом

Долг перед Родиной и окружающими

Долг перед Собой

Скаутское обещание: «Честным словом обещаю по мер своих сил исполнять свой долг перед Богом, Родиной и ближними и выполнять законы православных следопытов».

Следопыт верен Богу, предан Родине, родителям и ближним.

Следопыт честен.

Следопыт стремиться быть полезным ближним.

Следопыт дружелюбен.

Следопыт вежлив и скромен.

Следопыт - друг природы.

Следопыт следует наставлениям своих родителей и руководителей.

Следопыт бодр и никогда не падает духом.

Следопыт трудолюбив и настойчив.

Следопыт чист в мыслях, словах и делах

Символика и традиции

Скаутская эмблема - лилия (трилистник). Лилия стала символом Скаутинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов.

Вставить рисунок

Скаутская лилия.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - лилию (трилистник).

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что левая рука ближе к сердцу.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутской клятвы. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Вымпел группы

Каждая группа (скаутский патруль) имеет свой вымпел. Более крупные элементы скаутского движения (патруль, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич группы

Призыв (клич) группы должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский фуляр (галстук)

Фуляр обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский фуляр завязывается специальным узлом - узлом дружбы. Также, вместо узла иногда используют специальный зажим. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование фуляра в самых разных целях: перевязать рану, снять горячий котелок с костра, натянуть веревку на переправе можно, защитив ладонь фуляром.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, которые скаут носит на своей форме, обозначают его достижения и той или иной скаутской «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.


Заключение

братство следопыт скаутский

Мировой социальный опыт свидетельствует о том, что именно дети - наиболее чувствительный «барометр» общественной, экономической и политической жизни своей страны. Дети и молодежь не защищены ни в моральном, ни в физическом, ни в материальном плане от катаклизмов перемен. Поэтому для каждой нации первостепенной задачей должна стать забота о подрастающих поколениях. Это понимали как древние властители, так и современные политики. Различной была лишь реакция на формирование духовных потребностей детей и молодежи.

Отказавшись от коммунистического прошлого, Россия декларировала новые принципы и социальные подходы.

Определяющими характеристиками текущего периода русской истории, на наш взгляд, можно считать следующие:

Оказались разрушенными отношения обобществленной собственности, управление которой являлось привилегией государственных институтов власти. Идет процесс утверждения иных, частнособственнических экономических отношений, при которых функция управления становится прерогативой финансистов.

. «Советское» общество, находившееся под контролем партийной номенклатуры, упразднено. Новая социально-экономическая общественная структура обретает четко выраженную природу, классовую, внутренне противоречивую и конфликтную, но вместе с тем способную динамично развиваться.

В общественном сознании изжита доктрина марксизма, претендовавшая на роль единственного морального и научного авторитета для русских. Обскурантизм коммунистической идеологии сменяется не заимствованными западно-либеральными прописями, а русской национальной идеей. На место официального атеизма становится традиционное для России мировоззрение, опирающееся на религиозные основы коренных народов страны, где безусловной доминантой выступает православие.

Имеющая непосредственное отношение к теме нашего исследования проблема подрастающего поколения оказалась среди первостепенных задач России. Проблему детства сложно переоценить, особенно если она актуализируется в период системных изменений и реформирования всего российского общества и государства с середины 1980-х гг. до конца XX века.

В настоящее время в России нет противодействия скаутскому движению со стороны государства. В то же время, история российского общества знает примеры, как в 20-е годы XX века государство вмешивалось в дела этого молодежного, общественного движения и организаций работающих по скаутскому Методу. Примечательно, что вмешивалось по просьбе другой молодежной организации, имеющей вполне определенную политическую окраску и структуру.

Так ЦК комсомола в 1921 г. просил ГПУ проследить и арестовать участников всероссийского скаутского совещания в Москве1. С этой позиции - противостояния общества и общественных групп, современные скауты России, как ни парадоксально, в состоянии удовлетворить претензии и традиционалистов (имперски -настроенной части общества), и модернистов-коспомолитов, желающих видеть российское общество, использующее лучшее из опыта мировой цивилизации и отдельных стран. Про-социалистически настроенной части общества определенно импонирует скаутская дисциплина и форма, вызывая непременные ассоциации с пионерской организацией в период ее расцвета.

Насущность и действенность скаутского Метода в России доказывается интересной исторической аналогией из преамбулы Декларации скаутмастеров Москвы 1922 г. можно найти удивительные по своей искреннености и актуальности для современной России положения: "Вопросы социального воспитания принимают сейчас чрезвычайно острую форму в связи с новой экономической политикой, вызвавшей сокращение сети государственных учреждений, обслуживающих детей, и толкающей их, в следствии этого, под разлагающее влияние улицы.

Распущенность, хулиганство, спекуляция и физическое вырождение огромной массы детей является в настоящее время настолько очевидным фактом, что пройти мимо него - значит закрыть глаза на печальное будущее подрастающего поколения.

В то же время современная постановка дела воспитания в детских домах, интернатах, и школах, не говоря уже о т.н. неорганизованных детей («детей улицы»), в силу, как общехозяйственной разрухи, так и отсутствия достаточного кадра педагогов, могущих воспринять и провести в жизнь принципы трудовой педагогики, не отвечает возложенным на нее задачам.

Практические работники педагогической системы «скаутинг» не раз уже указывали, что эта система вызвала широкое детское движение, построенное на началах самоорганизации и самодеятельности. При незначительной поддержке государства, может оказать весьма существенную помощь в решении сложной задачи социального (и физического) воспитания детей. Но достаточного серьезных попыток в этом направлении организации до сих пор еще не была.»

Скаутское движение мы рассматриваем как комплексный социально-культурный феномен в российской общественной жизни.


Список литературы


Что есть Скаутинг - книга для скаутского лидера (Всемирная Организация Скаутского Движения), 1992 г.

С. Воздвиженский - Скаутский метод (Петрозаводск, 2004).ru - Центральный сайт скаутов-разведчиков России

Кудряшов Ю. В. - Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч. изд.). - Архангельск: Издательство Поморского государственного университета, 1997 г.

Полчанинов Р. В. - Конспекты КНЕ. Сан-Франциско, 1997 г.

Курсовой материал для подготовки скаутских руководителей «История скаутского движения» Глава 2ая. Из архива О. Е. Левицкого, Санта-Роза, Калифорния, апрель 1995 г.

А. Шободоева. - Российский скаутинг: история, теория, практика. - Омск: изд-во госпедуниверситета, 1995

Роберт Баден-Пауэлл - «Скаутинг для мальчиков». Англия, Лондон. 1908 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Кого-то это может удивить, но слово "скаут" имеет сразу несколько значений. Каждое из них подробно разобрано в нижних абзацах.

Оригинальное значение слова "скаут"

Скаут - это участник юношеской и детской организации, которая была создана в первой половине 20-го века в Великобритании. Вскоре подобного рода организации появились и во многих других государствах. Членов скаутских компаний мужского пола называют "бойскаутами" (от слова boy - "мальчик"), а членов женского пола - гёрлскаутами (от слова girl - "девочка"). На территории советских стран аналогом скаутского движения была Всесоюзная пионерская организация. Отсюда следует, что в СССР "скаут" - это пионер.

Жизнь и традиции скаутов

В скаутских сообществах в основе воспитания находится скаутский метод. Смысл этого метода заключается в том, чтобы воспитывать члена организации не через "сухую" теорию, а через дело. Только практическое обучение способно развить в ребёнке все необходимо жизненные навыки. Кроме обретения опыта и новых практических знаний, такого рода деятельность позволяет лучше познать окружающий мир, его духовную и материальную стороны, а также в полной мере дать им свою личную оценку.

Скаут - это не просто участник развлекательного детского лагеря, а самый настоящий член серьёзной организации. Все скауты живут по специальным законам, в основе которых лежат такие моральные качества, как дружба, верность, честность, помощь, бережливость, тактичность, послушность, вежливость, трезвость мышления, любовь к жизни и уважение к мнению и собственности других людей.

Атрибуты и символы скаутов

Как и любая другая крупная организация, сообщество скаутов имеет свои отличительные знаки, выделяющие их на фоне других. Главный символ, который использует каждый скаут, это лилия. Это растение стало маскотом скаутского движения чуть ли не с самого момента его появления. Лилия скаута имеет сразу 3 значения:

  1. Лилия похожа на компасную стрелку, показывающую в сторону севера, то есть по правильному направлению.
  2. Три лепестка лилии отображают три главных скаутских обещания.
  3. Трилистник чем-то напоминает меч и крест ордена рыцарей, что, в свою очередь, намекает на доблесть и честь.

В скаутских движениях России на изображении трилистника присутствует Георгий Победоносец, убивающий злобного дракона, а под изображением - лента с надписью "Будь готов!". Немалую роль играет и цветовой окрас символики: белый и лиловый цвета означают помощь, лидерство и чистоту.

Галстук

Как уже говорилось ранее, скаут - это участник серьёзной организации, а у каждой серьёзной организации должны быть и свои отличительные черты в одежде. В случае со скаутством на ум сразу же приходит галстук - неотъемлемый атрибут всех участников этого движения. Его наличие обязательно, поскольку он является отличительным элементом для каждого скаутского отряда. Цвет галстука напрямую зависит от разных факторов: группировки, пола, государства, города и т. д. Галстуки завязывают либо дружеским узлом, либо подготовленным зажимом.

Форма

Форма - это ещё одна важная составляющая имиджа скаута. Она всегда должна быть стиранной и ухоженной, поскольку является своего рода лицом той или иной группы. Наряд для всех одинаковый. Он должен состоять из следующих элементов:

  1. Рубашка с кармашками и погонами. Её окрас должен соответствовать цвету отряда.
  2. Нашивки скаутской группы, находящиеся под нашивкой на левом рукаве.
  3. Красно-бело-синяя лента на левом погоне.
  4. Пилотка, берет или шляпа - любой из скаутских головных уборов.
  5. Кожаный поясок со значком сообщества.
  6. Значок "Лилия" (для тех, кто занимается разведкой).

Участникам отрядов положено носить форму во время различных праздников, собраний, уроков, осмотров и парадов. Парадное одеяние отличается от обычного только белым поясом.

Что означает слово "скаут" в футбольном сленге?

Как уже говорилось ранее, описываемый в статье термин имеет не одно описание. Значение слова "скаут" в футболе сильно отличается от того, что вы могли прочитать в предыдущих абзацах. Кроме того, в околофутбольной среде он имеет сразу два смысла:

  1. Скаут - это представитель какой-либо футбольной команды, занимающийся слежкой за талантливыми и перспективными участниками других известных клубов.
  2. Скаут - это представитель околофутбольной "движухи", которого посылают в разведку участники фан-группировки.

Как ни странно, но среди фанатов футбола слово "скаут" чаще используется во втором значении. Различные группировки, состоящие из поклонников каких-то определённых футбольных клубов, часто отправляют своих скаутов разведать информацию о других вражеских фанатских формированиях. Чтобы не выдать себя и своих товарищей, разведчик одевается в обычную одежду и старается вести себя, как обычный нейтральный гражданский. Цель всего этого проста как 5 копеек - найти повод для драки или начать разборки. Такие фаны способны узнать ценную информацию, которая может изменить ход дальнейшего фанатского побоища.

Впервые о скаутинге заговорили в Англии в 1907 году, когда лорд Баден-Пауэлл организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси. Детей захватила такая жизнь. И не только детей: по всему миру взрослые перенимали опыт Баден-Пауэлла и создавали свои скаутские патрули.

В России в 1908 году выходит перевод книги Баден-Пауэлла – у нас книга называется «Юный разведчик». А уже в следующем году молодой офицер Олег Пантюхов собирает первый патруль под названием «Бобр», и 30 апреля 1909 года считается днем рождения скаутинга в России.

Сейчас скаутинг это огромное движение – более 16 миллионов человек в 150 странах мира.
Что же стало причиной такой популярности? Что так притягивает миллионы девчонок и мальчишек в скаутинг?

Заповеди скаутов вобрали в себя всю мудрость, накопленную человечеством за историю: быть честным и правдивым, веселым и скромным, быть рыцарем, защитником бедных и слабых, бороться со злом в мире, жить для других, быть завтра лучше, чем вчера.

Жизнь для других, жизнь для себя, путешествия, полные приключений и испытаний, лишь преодолев которые можно стать настоящим человеком. Знаменитый клич мушкетеров: «Один за всех и все за одного». Братская помощь и взаимовыручка – вот залог успеха братства скаутов. Но даже если нет рядом друзей, которые могут помочь в трудной ситуации, не нужно отчаиваться поверь в свои силы, откажись от слова НЕВОЗМОЖНО. Все ВОЗМОЖНО, нужно лишь приложить усилия, работать над собой.

Скаутинг открыт для всех, вне зависимости от веры или расы. Он не представляет и не должен представлять какую-либо политическую партию или организацию. Вместе с тем скауты вносят посильный вклад в развитие своего общества, своей страны. Становиться скаутом или нет – решать тебе, но помни – стать скаутом несложно, трудно им оставаться.

Скаутский метод

В начале 90х годов скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали Обещание «…исполнять свой долг перед Богом и Родиной и жить по законам скаутов...»

Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.

Скаутская группа, патруль - один из наиболее педагогически апробированных, традиционных «клубов общения» детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом это пока еще «идеальная картинка» из жизни скаутов и не совсем соответствует российской действительности.

Во многих странах мира скауты находятся под патронатом государства, частного капитала, нам на такую помощь в достаточном количестве надеяться не приходится и мы рассчитываем только на свои силы, поддержку родителей скаутов. Но истинные скауты должны быть «Всегда готовы!» пройти этот путь. Наградой всем нам будет Новая Россия.

Что делают скауты?

Так что же они делают такого, что привлекает в скаутинг миллионы взрослых и детей во всем мире? Эти вопросы часто требуют от руководителя четкого и внятного ответа. Возможно, приведенная иллюстрация поможет в разъяснении и понимании этого.

Скаутинг - игра, игра в жизнь с объективными и придуманными нами, скаутами, правилами. Место этой игры - вся реальная жизнь со своими трудностями и проблемами, личными и корпоративными интересами и проч. Буквально, скауты делают все, что и остальные люди, но все то, что скауты делают наполнено особым смыслом, который и позволяет назвать эту «игру по особым правилам» - скаутингом.

Наглядный пример: группа славных ребят-туристов с замечательным опытным тренером-руководителем, заявляет:" Мы ходим в походы и лагеря, имеем свою систему иерархии, нашивки - значит мы скауты? Нет, вы просто хорошие туристы!

Другая ситуация: молодежный клуб при Храме; ребята уделяют много внимания изучению истории религии и России, прекрасно поют в церковном хоре, ведут активную религиозно-просветительскую работу, помогают в Доме престарелых, это ли не скаутинг?

Нет, это не скаутинг. И даже если они будут одновременно и туристами из упомянутой тур.секции - они не скауты. Но они в расстоянии шага от скаутинга! Для этого уже есть многое, что отличает их от других детей: умение работать в группе, соизмерять и контролировать свои действия, высокие духовные идеалы, готовность воспринять скаутинг и стать частью Движения.
Скауты используют то, что стало для этих ребят специализацией, как одни из многих обязательных скаутских требований. И это не означает «верхоглядства» скаутов, а гибкость и приемлемость скаутского Метода к различным детям, широту интересов скаутов, универсальность скаутской педагогики.

Опыт показывает, что существующие уже детские кружки, клубы, секции ВСЕГДА с трудом вживаются в работу скаутской организации. У них уже есть свой опыт, круг общения, устои и масса другого, что не совсем удачно сочетается с пребыванием в скаутинге. Подчас лучше не делать опрометчивого шага и не становиться из хорошего туриста - «плохим» скаутом.
Очень часто приходиться видеть, как старый туристский, походный опыт, слегка приправленный скаутскими терминами, с легким налетом педагогики выдавался (и выдается) за скаутский Метод.

Вот и другие отличительные черты скаутинга, отличные от других педагогических систем:

  • система «специальностей»; в Русском Союзе Скаутов существует более 80 специальностей для скаутов и более 40 для младших скаутов
  • скаутский Закон, Обещание, Заповеди; то, что было придумано почти столетие назад Основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения;
  • уникальный скаутский Метод, определенный как:
    прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учебу через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, к руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе;
  • ступенчатая система подготовки от младшего скаута до Скаутмастера; специальные методы и системы тщательной подготовки и тренировки скаутских руководителей.

В.Е. Черных «Твой скаутский путь»

По материалам В.С. Стрелова

История скаутинга в России начинается с 1908 года, когда Императору Николаю II прислали из Англии книгу Р. Баден-Пауэлла “ScoutingforBoys“. Государь прочитал ее и распорядился перевести на русский язык и издать Главному Штабу. На русском языке этой книге было дано заглавие “Юный разведчик”, что не совсем соответствовало английскому названию. Слово scout переводится на русский язык как разведчик, следопыт, первопроходец-пионер. То есть правильнее было бы «Разведка для мальчиков» или «Разведчество для мальчиков». Книга произвела сильнейшее впечатление на штабс-капитана лейб-гвардии 1-ого стрелкового батальона Олега Ивановича Пантюхова. Воспоминания юности, когда он был воспитанником Тифлисского Кадетского Корпуса и вместе с друзьями ходил в походы, и они вели беседы у костра, разбирали сложные вопросы, помогали нуждающимся, мечтали о служении России, подтолкнули его к мысли о создании организации молодежи. Еще не прошло и пяти лет со времени неудачной Русско-японской войны. Раны недавнего прошлого еще не были залечены у взрослых, и у многих из них настроение было подавленное, а молодежь, пожалуй, еще сильнее, еще острее переживала эти неудачи войны, и ей особенно хотелось “что-то” сделать для России. 30 апреля 1909 года в Павловске, в парке, состоялся первый сбор. Олег Иванович увлекательно рассказал собравшимся мальчишкам о своих приключениях, “разведках”, шалашах, лагерях и о привольной жизни на природе. Рассказал также о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла. Глаза у ребят “заблестели”, и он предложил желающим начать скаутскую “разведку”. Для начала был сформирован один патруль “Бобр”, а остальные - зачислены кандидатами. Так был сформирован первый отряд русских скаутов (юных разведчиков) в Павловске, а затем и в Царском Селе, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. В Петербурге под руководством Василия Григорьевича Янчевецкого была создана группа “Легион Юных Разведчиков”. В Москве штаб-ротмистр Захарченко сделал попытку создать организацию. Движение развивалось. Но еще достаточно медленно. Зимой 1910-1911 года в Петербург приехал Р. Баден-Пауэлл. Он был представлен Николаю II, и Государь имел с ним беседу. А в гостинице, по возвращению от Императора, состоялась встреча Р. Баден-Пауэлла с О. И. Пантюховым и В. Г. Янчевецким. Дружеская беседа продолжалась достаточно долгое время, и в конце Баден-Пауэлл пригласил О. И. Пантюхова посетить его английских скаутов. Развивающееся Российское Скаутское Движение получило поддержку и благосклонность Государя, а молодой наследник Алексей стал почетным скаутом Царскосельской дружины. Летом 1911 года Пантюхов ездил в Англию с визитом к Баден-Пауэллу и по пути виделся с бойскаутами Дании и Бельгии. Свои впечатления о поездке он описал в брошюре “В гостях у бойскаутов”. Работа по распространению Скаутинга велась достаточно интенсивно, несмотря на все трудности. Вскоре после начала 1-ой Мировой Войны в 1914 году было основано Общество Содействия Мальчикам - Разведчикам “Русский Скаут”. Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916 года. Через год уже в 143 городах России было, по самым скромным подсчетам, 30 тысяч скаутов, включая отряды девочек - скаутов. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.

1917 год, расколовших Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по Скаутингу. Часть скаутских руководителей, оставшихся на территории, контролируемой большевиками, были вынуждены заняться организацией отрядов “нового типа”. Так стали появляться группы, впоследствии названными “ЮК-скимн” или “ЮКи”, а затем “пионерскими”. Скаутское содержание было заменено тезисами пролетарского воспитания.

Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Но постепенно оставшиеся в России скаутские лидеры распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.

Уничтожив Движение в СССР, большевики пытались всеми силами опорочить его, представить в дурном свете. Было озвучен тезис, что Скаутское Движение, основанное английским генералом Баден-Пауэллом - это один из методов правящей буржуазии отвлечь внимание молодежи от борьбы рабочего класса против эксплуататоров. Посредством фальшивых лозунгов, призывов к патриотизму и братству человечества, Скаутское Движение вводит в заблуждение юношеское мышление.

Когда в 1953 году умер И. В. Сталин, английские скауты предложили познакомить группу высокопоставленных пионерских вожаков со Скаутингом более подробно. После ознакомительной поездки 25 ноября 1957 года Центральный Комитет комсомола разрешил внедрить трехуровневую систему со знаками мастерства. Официальный тон также изменился. В Большой советской энциклопедии 1956 года издания было признано, что в дореволюционной России Скаутское Движение существовало, но: “… скаутские отряды составляли незначительный процент мальчиков, в основном из буржуазных семей и семей служащих”. “В период войн иностранной интервенции и гражданской войны в СССР (1918-1920 годов) многие скаутские организации действовали на стороне Белой Гвардии”. Была также ссылка на эксперимент ЮК, или “юков”: “Попытки воскрешения Скаутского движения в Советской республике под видом так называемых “красных скаутов” не зашла далеко. Само понятие приспособления Скаутизма к задаче воспитания строителей нового коммунистического общества было нереалистичным”.

В издании 1976 года было дано больше информации в отношении русского Скаутинга. И также признано, что Н. К. Крупская, жена Ленина, в своей работе “РКСМ и Бойскаутизм” отметила “преимущества использования в практической работе коммунистических организаций некоторых форм скаутской деятельности, отвечающих интересам подростковой группы”. Но негативное отношение к Скаутингу сохранялось, и книги таких авторов, как Рыбаков, его “Кортик”, “Бронзовая птица” содействовали поддержанию отрицательного имиджа Скаутского Движения.

Когда в 1926 году последние отряды перестали существовать в России, казалось, что история Скаутинга в России закончилась; но точку ставить было рано.

В эмиграции первый отряд русских скаутов был основан уже полковником О. И. Пантюховым на острове Принкипо, вблизи от Константинополя, 25-ого марта 1920 года. А в 1921 году удалось организовать Совет Русских Скаутов. 30 августа 1922 года Организация Русских Скаутов за границей (ОРСГ) была принята в ВАМСД в качестве представителей русского Скаутинга в иностранных государствах при особом четком условии: “Как только ситуация в России изменится таким образом, что регулярный Скаутинг в соответствии с международными правилами станет снова возможен в этой стране, признание будет отменено”. В 1920-1930 годах был основан Национальный Штаб в Брюсселе (Бельгия). В этот период название движения было изменено на НОРС - Национальная Организация Русских Скаутов.

Во время 2-ой Мировой войны в странах, оккупированных нацистами, скаутские организации, в том числе и русская, были запрещены. Русские скауты, находясь на нелегальном положении, действовали даже там. Это была очень рискованная деятельность - десятки скаутов и их лидеров оказались в тюрьмах и погибли. Удивительно, но в России, оккупированной нацистами, в городе Пскове, русский скаутинг был возрожден теми, кто пережил уничтожение Скаутского Движения в 1922-1926 годах. Такое возрождение было небезопасным делом.

После войны возникли предпосылки возрождения Скаутского Движения в России. Так, во всяком случае, считал Международный Комитет. И опасаясь, что членство эмигрантской русской организации помешает этому, станет камнем преткновения, в ноябре 1945 года “продолжение деятельности русской ассоциации поставлено под вопрос”. Сталин попросил Черчилля оказать давление на Всемирное Движение, и “русские скауты были принесены в жертву”.

Русские скауты-разведчики остались верны своей принадлежности к России и не стали членами местных Национальных Организаций, сохраняя специфику, традиции и особенности Русского Скаутинга. О.И. Пантюхов в своих воспоминаниях писал: “Даже в те годы, когда, в течение более двадцати лет, наша Организация была членом Международного Скаутского Бюро в Лондоне и тогда “зависимости” не было никакой или не больше, чем “зависимость” французской почты от “Международного Почтового Союза”. Излишне говорить, что русские скауты всегда были и всегда остаются чисто русской, национальной, патриотической организацией, находящейся под благословением Святой Православной Русской Церкви”.

Прошли годы. После трагических событий в Чернобыле, когда Скаутские Организации Европы предложили свою помощь, и сотни детей из Советского Союза смогли побывать в скаутских лагерях за границей, поправить свое здоровье, отдохнуть, после очередного обращения ВОСД, правительство дало “добро” на возрождение Российского Скаутского движения.

С “перестройкой” появилась и возможность возрождения Скаутинга в России, вслед за Эстонией, Латвией, Литвой, Украиной и Арменией. В ноябре 1990 года в Москве прошла встреча представителей скаутских организаций, провозгласивших создание Ассоциации Возрождения Российского Скаутинга (АВоРС). До этого в 1989 году была создана группа Возрождения Российского Скаутинга, в советской прессе появилось большое количество материала о скаутах, в обществе проявлялся интерес к ним. В этом же году в СССР приехала группа руководителей из ОРЮР (США), проводились встречи с заинтересованной молодежью. В 1991 году в различных частях России проходят около 15 довольно крупных скаутских лагерей.

Движение стихийно стало распространяться по всей России, создавались все новые и новые отряды, организации на местах. При этом не было единого представления, что возрождать, какую модель Скаутинга, что значит “Российский Скаутинг”: перенимать западный образец или создавать свой, с учетом национальных и религиозных традиций и особенностей? Перенимать внешние формы современного западного скаутинга, чуть-чуть приспосабливая его к российским реалиям, которые, между прочим, в то время очень быстро менялись, или творить, основываясь на национальных “корнях”, учитывая опыт первых русских скаутов, преемственность? Это был период осмысления, самоопределения. Ситуация усугублялась еще и тем, что, это было время смены идеологий, старые ценности были разрушены, подорваны, а новые - не появились.

В 1992 году Священный Синод благословил создание детской организации. А уже в 1993 году на основе АНСО-ПС создается Федерация Православных Следопытов (ФПС). В 1998 году эта организация была переименована в Братство Православных Следопытов, а в 2003 году после перерегистрации как Межрегиональная детская личностно-развивающая общественная организация получила повторное благословение на деятельность во всех епархиях Русской Православной Церкви.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Скаутское движение.

    Скауты. Костер.

Субтитры

История мирового скаутинга

Основателем движения скаутов считается сэр Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл . В 1899 году полковник Баден-Пауэлл был назначен комендантом крепости Мафекинг в Южной Африке, которая после начала англо-бурской войны была осаждена армией буров. В гарнизоне было чуть больше тысячи солдат, и полковник организовал вспомогательную воинскую часть из местных мальчишек, которые взяли на себя в том числе разведку и доставку донесений через позиции врага. Полковник был поражен, что мальчики воевали не хуже взрослых, отличались отвагой, хитроумием, исполнительностью. Благодаря своим кадетам Баден-Пауэллу удалось продержаться с крошечным гарнизоном 207 дней, пока не подошло подкрепление. С этого момента полковник пришел к выводу, что начинать готовить военных разведчиков надо с детства. Став генералом и возвратившись в Англию, Баден-Пауэлл основал движение скаутов в 1907 году в Великобритании . В 1907 году был проведен первый лагерь на острове Браунси (Великобритания), а в 1908 году была издана всемирно известная книга «Scouting for boys».

Новаторство скаутинга было в том, что в нем соединили детей и взрослых в одной организации, в процессе совместной деятельности, общей длительной игры в разведчиков, в стремлении быть полезными другим людям, природе и миру в целом. У Баден-Пауэлла отношения между взрослыми и детьми строились как равноправные, где взрослый и ребенок играли каждый свою роль, ребенок добровольно соглашался с позицией и ролью взрослого, как старшего товарища, более знающего, более умелого. Взрослый вел за собой младшего. Так в скаутской организации отчасти была решена проблема антагонизма между взрослыми и детьми. Баден-Пауэлл понял стремление детей и подростков к неформальному общению, он уловил их желание объединиться между собой для реализации своих интересов и потребностей. Универсальность системы скаутинг заключается в её саморазвитии. Она соединяла подростков и взрослых в одну организацию независимо от религиозных конфессий, различных рас и этносов, не только католической Европы, но и православных народов, мусульманского мира. Фактически скаутинг заложил основы педагогики нового типа, которая впоследствии в СССР получила название неформальная педагогика в противовес формальному (обязательному) школьному образованию.

Однако изобретение самой идеи принадлежит не Баден-Пауэллу, а писателю и художнику Эрнесту Сетон-Томпсону , создавшему первый в мире детский отряд «Woodcraft indiens» - «лесных индейцев». Историю создания отряда Сетон-Томсоном красочно описал в своей биографии, в главе «Знатоки леса» В 1906 году Сетон-Томпсон отправил свои записки Баден-Пауэллу, который во многом основывался на опыте писателя, создавая скаутов. Баден-Пауэлл создал совершенно новую общественную молодежную организацию, за эти заслуги был возведён королём Англии Георгом V в звание барона с титулом "ЛОРД БАДЕН-ПАУЭЛЛ оф ГИЛВЕЛЛ" . Изначально скаутинг был задуман для подготовки мальчиков к службе в английской армии, и военные разных стран во многом приняли его систему. В первое время скаутинг как метод воспитания молодежи допризывного возраста распространялся среди стран-участниц Антанты, но затем он вышел за эти рамки, получил более широкое распространение среди стран мира из-за своей универсальности. К 1909 году в Англии уже насчитывалось 14 000 скаутов. В 1910 году возникла "параллельная" бойскаутам организация девочек и девушек – "гёрл-гайдов".

Большой вклад в движение скаутов внес художник Пьер Жубер (Pierre Joubert), сам ставший скаутом в 14 лет. В течение десятилетий он создавал великолепные иллюстрации к книгам и журналам о скаутах.

На развитие скаутского движения оказали влияние также работы Дэниела Картера Бёрда.

Скаутинг в России

В России скаутинг зарождается в 1909 году . Основатель российского (и далее советского) скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (c имевший титул Старший Русский Скаут). Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке. В следующем году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (известным впоследствии как детский писатель Ян). Гимназия находилась на углу Кабинетской (теперь - Правды) и Ивановской (нынешней Социалистической) , отряд был создан из числа её учеников.

В декабре 1915 года Цытович принял активное участие в организации Первого Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма», в вышеупомянутом докладе, Э. П. Цытович произнес несколько лозунгов, который впоследствии переняли пионерские организации СССР , вот что он писал :

Будем же надеяться на то, … что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!».

В 1915 году происходит первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику и т. п. русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах.

Нас десять, вы слышите, десять!
И старшему нет двадцати
Нас можно, конечно, повесить,
Но надо сначала найти!

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами эмиграции и Пантюховым до 1927 года.

Скауты живут по определенным законам. В каждой организации они сформулированы по-разному. В качестве примера приведем законы из Устава Организации российских юных разведчиков .

  • Разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам.
  • Разведчик честен и правдив.
  • Разведчик помогает ближним.
  • Разведчик друг всем и брат всякому другому разведчику.
  • Разведчик исполняет приказания родителей и начальников.
  • Разведчик послушен.
  • Разведчик вежлив и услужлив.
  • Разведчик друг животных и природы.
  • Разведчик бережлив и уважает чужую собственность.
  • Разведчик чист в мыслях, словах, делах, телом и душой.
  • Разведчик трудолюбив и настойчив.
  • Разведчик весел и никогда не падает духом.
  • Разведчик скромен.

Символика и традиции

Эмблема

Скаутская эмблема - трёхлепестковая лилия. Лилия стала символом Скаунтинга с момента его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними, перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображён Святой Е. .Он является покровителем русских скаутов.

Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент - трёхлепестковая лилия.

Скаутское рукопожатие

Скауты во всем мире пожимают руки левой, а не правой рукой, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племен. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым ты здороваешься.

Скаутский салют

Скаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутского обещания. Вариантом этого символа-салюта является скаутский знак, во время которого правая рука поднимается до уровня плеча, два пальца - большой и мизинец соединены, два или три, в зависимости от возраста скаута, плотно сжаты (указательный, средний и безымянный). Три пальца символизируют три основных принципа скаутинга. Большой палец и мизинец, соединенные вместе, говорят о том, что в скаутинге старший помогает младшим.

Звеновой флажок

Каждое звено (скаутский патруль) имеет свой флажок. Более крупные элементы скаутского движения (отряд, дружина, региональная, национальная организация) имеют собственное знамя.

Клич звена

Призыв (клич) звена должен быть простым и коротким, выражать общее настроение, общие цели и совместную деятельность.

Скаутский галстук

Галстук обязателен и является отличающим элементом для каждой скаутской группы; по цвету они могут быть разнообразными в зависимости от организации, пола, звания, могут иметь цвета флага, герба города, региона, страны. Скаутский галстук закрепляется зажимом, который скаут делает сам из кожи, дерева, коры или других природных материалов. Использование узла вместо зажима не приветствуется. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование галстука в самых разных целях: перевязать рану, снять горячий котелок с костра, натянуть веревку на переправе можно, защитив ладонь галстуком.

Скаутские знаки отличия

Особые знаки в виде нашивок, значков, лент и шнуров, которые скаут носит на своей форме, обозначают его принадлежность к той или иной организации, положение в ней, принадлежность к дружине, отряду, звену. Так же по скаутской форме можно определить достижения, разряд скаута или сданные им «специальности», например, в поварском деле, оказании первой помощи, спортивном совершенствовании и т. д.