Особенности становления гражданского общества в российской федерации. Гражданское общество в России

Гражданское общество западного типа, сформированное долгим процессом развития после Английской буржуазной революции, сегодня стало действительно базовым элементом нового социального организма. Достаточно посмотреть на объединяющуюся Европу, чтобы понять: сегодня рождается новая семья народов.

В то же время находящаяся на границе этого процесса Россия в очередной раз стоит перед выбором стратегии собственного развития. И властные структуры, и общество иногда совместно, иногда порознь, но пока не очень удачно, пытаются найти ответы на вопросы относительно будущего нашей страны. С одной стороны, объединение различных политических сил, которые участвуют в процессе разработки стратегии России в XXI веке, дает надежду, что это будет не однотонная стратегия: красная или белая. С другой - важно определить с самого начала, что эта стратегия в нашем патерналистском обществе должна ориентироваться не столько на государство, сколько на общество, поскольку ни одна реформа властных структур не даст эффективного результата, если не будет востребована обществом.

Несмотря на споры последних десяти - пятнадцати лет, термин "гражданское общество" сохраняет для нас скорее теоретический, чем практический характер. Даже многие известные либералы продолжают жалеть, что "государство не смогло взрастить гражданское общество". Это не только низкий уровень понимания процесса роста общественных институтов, это еще и показатель стабильности неэффективной системы общественного развития.

В России конца XX века гражданское общество по западному образцу отсутствует как по глубинным социальным причинам (длительное господство государства над обществом), так и по определению, поскольку у нас отсутствует возможность для самостоятельного существования институтов гражданского общества. Правда, необходимо еще определить, является ли гражданское общество универсальным для всех стран. Однако несомненно, что практически все российские институты гражданского общества, формально существующие, живут как благодаря сильному и подавляющему все вокруг себя государству, так и благодаря низкой общественной грамотности населения, зараженного иждивенческим вирусом. Общественные организации или выстраиваются в очередь работающих на государство, или в очередь действующих против него. Реальными же партнерами государства, способными полноценно работать вместе с ним на одну цель - благосостояние граждан, - наши общественные структуры так и не стали. Одна из причин в том, что у нас так и не сложилось высокоразвитое капиталистическое общество. Но у нас все-таки существует среда для зарождения полноценного гражданского общества. Что это за среда?

На уровне персональном - в первую очередь это представители нового среднего класса (менеджеры, управленцы, высококвалифицированные специалисты, адаптировавшиеся к новой ситуации работники умственного труда), которые уже по своему положению в общественной структуре наиболее склонны к неполитической и некоммерческой активности. К представителям среднего класса примыкает определенное число новой экономической элиты и с другой стороны, снизу, - прежние представители ИТР, которые так и не смогли встроиться в новую жизнь, но еще не потеряли надежды сделать это, особенно в связи с последними политическими изменениями.

На уровне проблем существует множество специальных направлений, для работы по которым требуется участие институтов гражданского общества. Это благотворительность, образование, новые технологии, средства массовой информации, культура, весь спектр "гуманитарных операций" и т.д. Показателен в этом отношении пример антитеррористической операции в Чечне, в ходе которой проблема работы негосударственных организаций стоит чрезвычайно остро. Если бы не только государственные, но и общественные организации могли на конкретных примерах подтвердить сущность действующего в республике режима террористов, если бы они смогли проводить работу среди мирного населения Чечни, то общественное мнение Запада было бы более лояльным к России.

Наконец, что особенно важно, существует западная модель гражданского общества. Значительное число наших граждан уже могло лично сравнить стиль жизни на Западе и в России. Но они пока не смогли вникнуть в сам процесс достижения высокого уровня жизни. При этом есть и позитивный момент - наши граждане теперь знают, что можно жить лучше и что мы можем, с одной стороны, ориентироваться на западную модель, а с другой, используя все недостатки ее работы и ее исторического становления, сделать выбор в пользу гражданского общества с российской спецификой. Тем более что подобные социальные институты в России были всегда. Достаточно вспомнить институт "сельской общины", или "мира", который был разрушен лишь во время сталинской коллективизации, да и то не окончательно. Ведь такой его важный элемент, как ориентация индивида на мнение общества, сохранился - для подтверждения этого достаточно побывать в российской глубинке.

В связи с этим кажется правильной постановка вопроса о развитии среды существования гражданского общества, о достижении полноценных гармоничных отношений его институтов с органами государственной власти. Только таким образом государство сможет не только освободиться от не свойственных ему функций, но и будет способным поддержать общественную инициативу, сделать ее многофункциональной, разноплановой, самодостаточной. Если же государство не возьмет на себя смелость идти в таком направлении, то у него нет другого пути, как вновь превратиться в механизм регулирования "всего и вся", на что современная Россия согласиться не может - слишком мало у нас ресурсов, слишком много у нас проблем. Будущее - за самостоятельной общественной инициативой. Опора исключительно на государство оставит нашу страну в XX веке, сделает ее анахронизмом.

Однако мне хотелось бы напомнить и о другой стороне проблемы взаимоотношений государства и общества. Гражданское общество пока еще существует при наличии государственных границ, а следовательно, и государственных интересов. И общество должно учитывать эти интересы, поскольку государство как механизм работает и на это общество тоже. Нельзя же рубить сук, на котором сидишь. Гражданское общество не имеет национальных границ и поэтому должно прочными узами через собственные институты содействовать позитивному внешнему курсу государства, содействовать экономическим, культурным и другим связям нашей страны на международной арене. Наша страна станет полноценным членом мирового сообщества только тогда, когда мнение нашего общества будет услышано во всем мире.

Для того чтобы достичь развитого состояния, необходимо также обозначить основные трудности на данном пути, главные проблемы среды нарождающегося гражданского общества в России, которые предстоит решать в новом веке. Придется обходиться без четких сроков.

Среда развития гражданского общества в нашей стране не самовоспроизводящаяся. Новой России, новой социальной общности - россиянам едва исполнилось 10 лет. Только лет через 7-10, когда в активную жизнь вступит поколение, сформированное уже в эпоху реформ и свободы, если к этому времени капитализм в России не умрет, можно будет сказать, что эта среда стала самовоспроизводящейся и просто так, сама по себе, она не погибнет. Сейчас же таких гарантий нет. И дело здесь не в традиционном подавлении государством общественных институтов. Скорее наоборот, государство вынуждено поддерживать стремление общества к самоорганизации. Иначе можно загубить на корню все наиболее важные ростки общественной инициативы. Так, мы всегда гордились русскими предпринимателями начала века. Однако редко когда задумывались, почему русское предпринимательство как институт оказалось таким слабым. А ведь сейчас происходит похожий процесс - ослабление нового российского бизнеса. Тогда, в начале века, уже второе-третье поколение бизнесменов бросало бизнес и уходило в культуру, меценатство (потому что стеснялось того, как их отцы зарабатывали деньги). Да и сейчас такие случаи не редки. Между тем посмотрите: крупнейшие западные страны являются примерами долгосрочного развития крупнейших корпораций от отца к сыну, от сына к внукам и т.д. Поэтому все, что хорошо для "Форда", хорошо для Америки. Пока в России не будет таких компаний, не будет создана и реальная ответственность бизнеса перед обществом.

Среда гражданского общества в России территориально фрагментирована. Эта среда есть только в десятке мегаполисов, а уже в большинстве областных центров (где 3-5 капиталистов, 50-100 лавочников и столько же интеллигентов на весь город) ее нет. Не говоря о том, что численно эта среда составляет максимум 10% от населения страны. Наша задача - создание условий для формирования среды гражданского общества в глубинке России.

Существующие институты гражданского общества очень слабо ориентированы внутрь России. Они ориентируются на средний класс Запада, а соотечественники из "большой России" воспринимаются как рудименты "тяжелого настоящего". Плюс к этому - отсутствие серьезной политической активности. Как результат - непонятно, будет ли эта среда заниматься формированием условий для своего существования и развития в России (то есть адаптировать к себе "большую Россию", вкладывать в нее деньги, время и усилия, чтобы закрепиться в ней) или же при первых "заморозках" готова будет сняться с насеста и эмигрировать, как значительная часть интеллигенции в 20-е гг.

Только когда общество будет бороться за себя не только с государством, но и с невежеством, неразвитостью инициативы, стремлением урвать побольше за счет других - только тогда гражданское общество сможет работать полноценно. Возрождение общества нужно начинать с повышения его культуры, а не с попыток откреститься от людей, которые не видят возможностей развития.

Сегодня перед гражданским обществом в России три пути, три сценария.

Сценарий уничтожения. В рамках этого сценария нас уже через пару-тройку лет настигнет ресурсный кризис (то есть вслед за нехваткой газа мы обнаружим, что у нас не хватает нефти, а потом еще чего-нибудь). Государство в таком случае должно резко усилиться для выполнения собственных социальных функций, причем в ущерб общественному развитию. Другого пути здесь нет. В этом случае гражданское общество в России обречено вместе со всей средой, в которой оно зарождается.

Реформаторский сценарий. Его представляет известная модернистская модель: импульсы развития, идущие из мегаполисов, достигают цели и творчески преобразуют всю страну или хотя бы ее большую часть (условно говоря, Россия повторяет путь послевоенных Южной Кореи или Японии).

Стабилизационный сценарий. Медленное продвижение вперед через трудный процесс постепенного выращивания новых российских институтов, которые учитывали бы и национальные традиции, уже устоявшиеся методы сотрудничества общества и государства.

Наш выбор, вызванный скорее общими причинами развития, - инерционный сценарий. То есть сегодня необходимо поддерживать начинающие расти институты, зафиксировать, что мы на верном пути. При этом следует понимать, что надо активнее работать, налаживать диалог и взаимодействие, поддерживать новые формы и т.п. Нельзя вырастить гражданское общество за двадцать-тридцать лет, слишком долгий этот процесс.

У нового поколения появился великий исторический шанс - построить Россию, которую не стыдно будет передать своим детям. В стратегию государственного и общественного развития России в XXI веке должны входить такие важнейшие установки, как достижение устойчивого развития общества и государства. При этом необходимо учитывать обязательное достижение гармоничного развития всех трех сторон в треугольнике "человек-общество-государство". Без понимания тесной взаимосвязи не получится полноценного развития ни одного из этих звеньев. Только таким путем мы сможем сформировать необходимые условия для дальнейшего развития в России полноценного гражданского общества. Именно на этом фундаменте должна базироваться новая национальная идеология, или консолидирующая национальная идея, о необходимости которой говорят уже долгие годы, но сформулировать которую российское общество пока не в состоянии. Если мы учтем ошибки, которые были сделаны в предыдущие годы, и постараемся взглянуть в будущее - в XXI век и новое тысячелетие исходя из наших общих интересов, мы сможем сформулировать ее как идеологию сильного общества сильных людей.

Сегодня в России существует отчуждение между социумом и властью, которое породило не только недоверие «низов» к «верхам», но и неприязнь «верхов» к «низам», прежде всего к любым формам самодеятельности общества, в силу неразвитости социальных интересов. Отсюда и постоянное стремление государства не взаимодействовать с институтами гражданского общества, а управлять ими, игнорировать импульсы снизу, пытаясь превратить гражданские движения и объединения в каналы односторонней передачи указаний «сверху вниз».

В современной России формирование гражданского общества происходит одновременно с переходом к демократической системе правления и рыночной экономике. И в данном переходе гражданское общество должно помочь России. Оно является неким «мотором» в развитии страны по направлению построения правового государства с рыночной экономикой. В настоящее время данная проблема стоит в центре внимания. Постоянно в своих выступлениях и обращениях высшее руководство страны, политические и общественные деятели акцентирует внимание на том, что необходимо создать действующее гражданское общество, а также необходимо взаимодействие государства и власти с институтами гражданского общества при формировании тех или иных базовых законопроектов.

В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем.

Президент Российской Федерации В. В. Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина». Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Сегодня общество может выражать свои интересы и подавать импульсы власти через различные каналы. Непосредственная связь с представителями власти местного, регионального и федерального уровней (отправка индивидуальных и коллективных писем, дни личного приема и т. д.). «Достучаться до власти» можно также через политические партии. Например, фракция ЛДПР создала интернет-проект, где люди могут отправить снятые самим видеоролики о случаях коррупции, нарушении прав и закона и т.д. После чего партия отправляет депутатский запрос в соответствующие органы государственной власти. Также подавать импульсы властям граждане могут через средства массовой информации и т.д.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.

2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

4. Последней особенностью, которую выделяет автор, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.

В развитии каждого правового государства существенную роль играет коллективный опыт, который образуется в процессе осознанной деятельности всего человечества и который, с одной стороны многообразен и, с другой специфичен для каждого данного общества.

Такой опыт есть, безусловно, и у России.

Россия, истоки культуры которой уходят в Византийскую империю, установила единовластие князя на многие столетия, сменившееся со временем самодержавием царя и переросшее в культ вождя в обществе.

По мнению В.Т. Пуляева, Россия, порождая монархическое правление, авторитаризм, культ личности, пробуждала к жизни и демократические процессы, которые своими корнями уходят в историческую память о вечевом правлении в Древней Руси XI - XII вв.Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 3.

В тот период нерушимой оставалась община, которая настолько окрепла за несколько десятилетий с начала XII века, что пересилила княжескую власть, подчинив ее полностью вечу.

Первым правовым сборником в истории Российского государства была «Русская правда», охранявшая достоинство и права человека.

Знала Россия и республику. Известно, что уже в XII в. Новгород (несколько позже и Псков) стал республикой. В политической жизни Новгорода и Пскова того времени прослеживаются многие атрибуты демократического устройства. По сути, вече здесь было носителем верховной власти. Оно выбирало всех высших должностных лиц. Князь был наемным должностным лицом, обязанностью которого была защита республики.

В середине XVI века в России появились Земские соборы, в основе деятельности которых лежало коллегиальное управление. При всем своем несовершенстве земские соборы являлись одним из элементов проявления демократии, выступали политическим противником единовластия в России.

Огромное значение имели реформы, проводимые в царствование Александра II. В.Т. Пуляев пишет, что планы государственного преобразования имели вполне демократическое содержание, поскольку они предусматривали защиту прав и свобод личности, выборные процедуры формирования властей и их разделение, становление системы местного самоуправления, выборность мировых судей.Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 5.

Попытка стать «самой свободной страной мира» была предпринята в России в 1917 г. Основой нового общественного и государственного строя стержнем новой политической системы стали Советы. Они выступали в качестве естественных наследников общинной, вечевой демократии и обозначались как демократия в «интересах большинства». Там же, С. 6.

В российской истории становления государства присутствовали конституционные проекты Д.М. Голицына, М.М. Сперанского, Н.М. Муравьева, П.И. Пестеля, идеи Б.И. Чичерина, концепция гражданского общества С.Л. Франка. Там же, С. 7.

Следует помнить, что в истории российского государства длительное время политика связывалась исключительно с борьбой интересов общественных классов и, как правило, сводилась к проявлениям только экономического потенциала. «В.И. Ленин прямо указывал, что «политика есть концентрированное выражение экономики». Тем самым политика понималась упрощенно, лишалась самостоятельного содержания». Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 7.

Современная Россия начала путь модернизации общества, суть которой в переходе к правовому государству, гражданскому демократическому обществу.

Формирование в России гражданского общества непосредственно связано с проблемой создания прочных гарантий прав и свобод человека. «Решение данной проблемы основывается на разработке и применении действенных приемов для их реализации в общественных отношениях». Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. // Государство и право. 2002. № 10. С. 17.

Необходимо определить понятие «права человека». С.В. Калашников пишет, что права человека - это мера его свободы, неотъемлемые свойства личности, зафиксированные в нормах международного и внутригосударственного права. Они обеспечивают наиболее существенные возможности развития человека, защиту его интересов. Там же, С. 17.

Особое внимание в условиях формирования гражданского общества в России следует уделить вопросам, связанным с исследованием внутригосударственных механизмов, в первую очередь конституционных гарантий, от укрепления и обеспечения которых государством будут зависеть формирование в стране гражданского общества, перспектива его роста, демократизация и благополучие.

В условиях России механизм действия гарантий и сами гарантии прав человека только формируются, так же как и гражданское общество.

В связи с этим основной задачей отечественной юридической науки, по мнению С.В. Калашникова, должны стать разработка и внедрение в правоприменительную практику действенных правовых (юридических) гарантий, направленных на обеспечение законных прав и свобод личности, предотвращение и сдерживание злоупотреблений властью со стороны государственных чиновников.

«Гарантии прав и свобод - это совокупность способов, средств и процедур, гарантирующих условия, при которых личность может реально защищать и отстаивать на законном основании предусмотренные Конституцией, законодательными актами и текущим законодательством свои интересы и права, признаваемые, соблюдаемые всем обществом и защищаемые государством».Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. // Государство и право. 2002. № 10. С. 18.

Следует отметить, что право в России исторически всегда ориентировалось на защиту государства (власти), а не на защиту отдельной личности. Человеческая личность, как правило, оказывалась бесправной. Это - вековой груз российского общества. Вот почему здесь люди пренебрегают правом больше, чем где-либо. «Еще А.И. Герцен отмечал, что русский человек, какого бы звания он ни был, обходит (или нарушает) закон всюду, где это можно сделать безнаказанно». Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 8.

12 декабря 1993 года в результате всенародного голосования была принята Конституция Российской Федерации, провозгласившая Россию демократическим, правовым и социальным государством, а человека, его права и свободы высшей ценностью, поставившая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства.

Создание российского государства как демократического, правового с республиканской формой правления не самоцель, а залог реального обеспечения и защиты прав, гарантий и свобод человека.

В.Т. Пуляев утверждает, что в любом государстве наиболее продуктивен тот характер власти, который позволяет максимально развиться народопроявлению, который максимально стимулирует самоорганизацию экономических и политических сил нации, создает условия для разворачивания назревших потенций заключенных в исторических пластах нации. Создавая правовое государство, организуя гражданское общество, Россия объективно находится в поиске новой гуманистической модели социального устройства, в центре которого должен стоять человек. Пуляев В.Т. Движение к гражданскому обществу: российский вариант. // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1. С. 16.

Одной из важнейших задач нынешнего этапа формирования гражданского общества является осуществление на практике приоритета прав человека и реальное признание самоценности каждой отдельно взятой личности. Именно через институты гражданского общества и при помощи права достижимы свобода и самореализация человека. «Формирование гражданского общества - главный путь к воплощению положения, закрепленного в ст. 1 Конституции РФ, то есть построения в России демократического правового государства». Орлова О.В. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе. // Государство и право. 2008. № 6. С. 107.

Смысл действия права в гражданском обществе состоит в том, чтобы обеспечить самостоятельность и независимость человека от государства как субъекта гражданского общества и одновременно гарантировать возможность для проявления его социальной (политической) активности, создать четкий механизм правовой защиты его прав и свобод. Там же, С. 107.

Поэтому в нынешних условиях формирования гражданского общества и правового государства в России обеспечение прав и свобод граждан связано в первую очередь с созданием сильной, доступной для граждан и независимой от кого-либо судебной власти.

Основным средством обеспечения свобод и прав личности, юридических лиц и государства должны стать возрастание роли, прежде всего судебных органов на всех уровнях при осуществлении различных видов судопроизводства. С.В. Калашников пишет о том, что важно, что уже сейчас социологические опросы, проведенные институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, показали, что 95.8% респондентов при изучении степени значимости судебной защиты в системе гарантий прав и свобод ставят ее на первое место. Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. // Государство и право. 2002. № 10. С. 22.

Главной функцией судебной власти должна стать защита прав и свобод личности, в основу которой заложен конституционный принцип - норма-гарантия, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ.

Особое значение для укрепления судебной власти и всей российской судебной системы, а также прав и свобод личности, режима законности, особенно в субъектах РФ, имеют Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды республик. «Конституционный суд РФ призван разрешать дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов, проверять конституционность закона, примененного или подлежащего применению». Там же, С. 22-23.

Определенным импульсом для формирования в России гражданского общества через укрепление судебной системы может служить усиление роли в обществе суда присяжных как альтернативы традиционной форме судопроизводства.

Современное российское общество переживает тот период, когда происходит переход от «общественного» к «индивидуальному» праву. Здесь речь идет о том, что «интересы личности удовлетворяются через реализацию субъективного права на основе формального равенства, отсутствия (по крайней мере, стремления к этому) государственного вмешательства в частную жизнь.Калашников С.В. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. // Государство и право. 2002. № 10. С. 23.

По мнению Л.Ю. Грудцыной, гражданское общество - это общество, в котором значительное место занимают собственники, имеющие свои частные интересы. Частная собственность - краеугольный камень в развитии гражданского общества. Поэтому нужно всячески содействовать образованию в стране «среднего класса». Грудцына Л.Ю. Частная собственность и гражданское общество в России. // Государство и право. 2008. № 6. С. 34.

Создание «среднего класса» (предприниматели, научно-техническая интеллигенция) имеет важное значение для формирования новой социальной структуры России. Для того чтобы создать в России «средний класс», должна измениться социально-экономическая система нашего общества, а ее изменению в позитивную сторону способствует возможность иметь в частной собственности имущество. «Сейчас в России «средний класс», по оценкам различных специалистов, охватывает 15-20% населения против 60-70% в странах Запада». Там же, С. 39.

По мнению Л.Ю. Грудцыной, Россия не обладает высокой степенью внутренней интеграции, характеризуется сложным этническим составом, высокой дробностью стратификации общества, поэтому представляется, что «внутренним интегратором» такого общества может стать институт права частной собственности.

Являясь вовлеченным в институты гражданского общества человек приобретает известную дистанцию от государства, учится самостоятельно мыслить и осознает собственные возможности, в частности в экономической сфере.

Современная правовая политика должна быть нацелена на утверждение ценности и уважения личности с учетом специфики российского общества и российского правосознания и менталитета, на совершенствование действующего законодательства и правоприменительной практики. «Формирование правовой политики в демократическом обществе невозможно без привлечения индивидов к законотворческой деятельности, без их способности критически оценивать принимаемые законы, а в ряде случаев и высказывать в той или иной форме свое недовольство». Орлова О.В. О роли права в самореализации личности в гражданском обществе. // Государство и право. 2008. № 6. С. 109.

В заключение следует обобщить особенности формирования гражданского общества в России. Во-первых, специфика правового регулирования в Российском государстве состоит в том, что в отличие от западных стран, в которых гражданское общество является основой формирования права, у нас изначально право закрепляет модель гражданского общества. Во-вторых, проводимая сверху демократизация фактически осуществляется без включения в нее самих людей, в значительной степени не затрагивает их интересы. В-третьих, законодательная политика нередко перестает отвечать общественным потребностям. Также нельзя не отметить, что отчуждение личности от государства и общества (которое было, есть и всегда будет) обусловлено как личностными качествами индивида и условиями жизни, так и тем, что политические институты отнюдь не горят желанием привлекать граждан к участию в политике.

Без повышения правовой культуры населения и профессиональной подготовки должностных лиц государственного аппарата, включая сотрудников органов внутренних дел и иных силовых структур, чрезвычайно трудно обеспечить эффективность реализации гарантий прав и свобод человека и гражданина. Решение данной проблемы связано с реализацией общеобразовательных программ, а также повышением квалификации кадров. Следовательно, формирование правового государства и гражданского общества невозможно без знания и уважения прав личностью, обществом и государством.

Структура гражданского общества

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня .

1) Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения и составляют первый уровень межличностных отношений. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

2) Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д., реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и другие.

3) Высший уровень межличностных отношений составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребностей в политическом участии, связанных с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Основными элементами современного гражданского общества являются:

1. Политические партии.

2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

4. Научные и культурные организации, спортивные общества.

5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

6. Независимые средства массовой информации.

7. Церковь.

В Российской Федерации, несмотря демократические преобразования, проблема формирования предпосылок гражданского общества пока решается медленно. Перераспределение собственности через приватизацию не привело, как ожидалось, к созданию многочисленного среднего класса. Собственность в большинстве своем хотя и перестала быть государственной, однако осталась в руках представителей прежнего правящего класса уже как частная собственность. Поэтому экономическая политика государства пока недостаточно стимулирует формирование предпосылок для увеличения численности среднего класса.

На пути формирования гражданского общества в России в настоящее время существует еще ряд трудностей, и прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части граждан России вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.


Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает и форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от исторически различных этапов.

Другим серьезным препятствием на пути формирования гражданского общества в России является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей и большинства бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура.

В этих условиях государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей.

В России гражданское общество имеет свои особенности становления.

Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.

В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:

1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.

Реформа местного самоуправления:

Создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;

Выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;

Часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.

Судебная реформа:

· устанавливалось равенство всех перед законом;

· вводилось разделение судебной и административной властей;

· устанавливалась несменяемость судей;

· вводились независимые адвокатуры;

· вводился суд присяжных.

2. Складывание многопартийности в России пришлось на начало 20-го века - также позднее, чем в странах Западной Европы и США.

3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.

4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.

5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.

В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:

Политические партии и движения;

Массовые общественные организации;

Ассоциации производителей и общества потребителей;

Конфессиональные общности;

Этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;

Творческие союзы и организации;

Спортивные объединения.

Можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития

В отечественной и зарубежной научной литературе обычно выделяют следующие факторы российской самобытности.

1. Природно-климатический. Чрезвычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ (125-130 рабочих дней), неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта господствующий класс создавал жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изъять ту долю совокупного прибавочного продукта, которая шла на удовлетворение потребностей самого государства и господствующего класса. Этим якобы обусловлена многовековая традиция деспотической власти российских самодержцев, в этом истоки крепостного права.

2. Геополитический. Обычно отмечают следующие геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:
а) обширные земельные резервы, которые обеспечивали благоприятные условия для оттока земледельческого населения из исторического центра России при усилении его эксплуатации. Это вынуждало государство ужесточать контроль за личностью земледельца, чтобы не лишиться источников дохода;
б) естественная открытость границ русских земель для иноземных нашествий с Запада и Востока. Это требовало от русского народа колоссальных усилий по обеспечению своей безопасности: значительных материальных затрат, людских ресурсов (при малочисленности и малой плотности населения);
в) оторванность от морской торговли вынуждала Россию продукты своего экспорта продавать задешево посредникам, а продукты импорта покупать у тех же посредников по завышенной цене. Чтобы пробиться к морям, Россия столетиями вела напряженные кровопролитные войны, вследствие чего роль государства и армии в обществе значительно возрастала;
г) уникальная в своем роде речная сеть Восточно-Европейской равнины сплачивала страну и политически, и хозяйственно, так как при огромных расстояниях и резком сезонном перепаде температур строительство и ремонт дорог были практически невозможны, а водные пути долго были единственным способом передвижения;
д) через территорию России проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу. Это обстоятельство создавало объективную заинтересованность многих стран в поддержании политической стабильности на территориях, расположенных вдоль этой великой магистрали.

3. Религиозный. И Запад, и Россия - страны христианские, однако христианство попало сюда через различных посредников: на Запад - через Рим, в Россию - через Византию. Одним из центральных понятий государственной идеологии Византии было понятие таксиса, сущность которого заключалась в сближении, соединении земного и небесного порядков. Соединяющей силой была власть императора, нормальное функционирование которой во многом снимало противоречие между сущим и должным. Тем самым в православии власть царя становилась гарантом как настоящего, так и будущего спасения.

4. Фактор социальной организации:
а) первичная хозяйственно-социальная ячейка - корпорация (община, артель, колхоз, кооператив и т. д.), а не частнособственническое образование, как на Западе;
б) государство не надстройка над гражданским обществом, как в западных странах, а его становой хребет;
в) сакральный характер государственности;
г) взаимопроницаемость, целостность, соборность государства, общества, личности, а не разделенность их, как на Западе;
д) главная опора государственности - корпорация служилой знати (дворянство, номенклатура).

Такая социальная организация отличалась чрезвычайной устойчивостью, воссоздавалась после каждого исторического потрясения, обеспечивая жизнеспособность русского общества, внутреннее единство его исторического бытия.

2. Понятие гражданского общества.

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т. д.) во всех сферах жизнедеятельности общества, а также совокупностью негосударственных отношений (экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и др.).

Гражданское общество возникает как выражение демократических отношений. Оно опирается на хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Объединения предпринимателей, т. е. организации гражданского общества, призваны решить реальные экономические задачи. Исключительное многообразие интересов граждан можно удовлетворить с наибольшим эффектом посредством организации и объединения граждан.

Условия функционирования гражданского общества:
а) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий. Свободный гражданин - основа гражданского общества. Социальная свобода создает возможность для самореализации человека в обществе;
б) гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
в) наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий его существования.

Основная функция гражданского общества - наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей общества.

3. Становление гражданского общества в Российской Федерации.

Развитие частной собственности и рыночных отношений делает необходимым возникновение гражданского общества. Проведение в России экономических реформ, направленных на создание свободной рыночной экономики, подтверждает это положение. На протяжении нескольких лет в нашей стране возникли десятки объединений предпринимателей, в их числе Российский союз промышленников и предпринимателей, Конгресс российских деловых кругов, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз акционерных обществ и многие другие. Однако спектр общественных интересов, в связи с которыми возникают организации гражданского общества, выходит далеко за рамки хозяйственной сферы и охватывает политические, культурные, правовые, научные и многие другие интересы.

Экономические, политические и юридические основы формирования гражданского общества в России зафиксированы в ее Конституции. В ней провозглашается, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1). В стране гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка добросовестной конкуренции, свобода экономической деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет и развивает гражданские права и свободы, провозглашенные в Конституции РФ. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1.1).

Становление российского гражданского общества означает не только обеспечение прав и свобод, но и гражданскую ответственность, опирается на всеобщее прямое и равное избирательное право, независимые суд и прокуратуру, совершенное законодательство. Крайне важным условием для развития гражданского общества в России является экономическая и политическая стабильность.

Рассмотрение вопроса о становлении гражданского общества в России позволяет сделать два вывода: 1) гражданское общество в нашей стране делает хотя и существенные, но первые шаги; 2) становление гражданского общества в России имеет свою специфику, но в целом процесс развивается в направлении, по которому прошли демократические страны Запада.