Что такое брикс: расшифровка, задачи и цели. Брикс: общая характеристика Брикс чем занимается

БРИКС – так называется собрание пяти развитых государств, территориально расположенных в разных уголках мира: в Америке (Бразилия), Африке (ЮАР), Азии (Индия, Китай) и Европе/Азии (Россия). Основное качество этих стран – все они находятся в состоянии непрерывного экономического роста, несмотря на разницу уровня развития. БРИКС не является союзом или организацией с общими комитетами и структурами. На данный момент его можно назвать элитарным клубом стран, которые собираются вместе для консультаций, взаимопомощи, обмена опытом, построении совместных проектов.

История создания БРИКС

Переговоры и встречи на уровне министерств иностранных дел произошли в 2006 году, на фоне обостряющихся кризисных тенденций. Это были только четыре страны, без ЮАР. Первый саммит четырех государств, тогда еще БРИК, собрался в 2009 году на территории Российской Федерации. С тех пор саммиты стали организовываться ежегодно, поочередно в каждом государстве, с активным участием их лидеров. К концу 2010 года в объединение включили страну Африки – ЮАР, и с февраля официальное название БРИК обогатилось последней буквой, образовав БРИКС.

Страны БРИКС

Удачный тандем развивающихся государств обуславливается в первую очередь соотношением сильных и недостающих сторон. Так, ресурс либо потенциал, который у одного государства в изобилии – заполняет нехватку либо неразвитость у партнера по БРИКС.

  • Сильная сторона России, важная для Китая и Индии, являются энергетические возможности страны.
  • Бразилия отличается хорошо развитым сельским хозяйством, поставками железной руды.
  • Индия – лидер экспорта специй и чая.
  • ЮАР – сокровищница золота и алмазов. Богата редкими минералами, такими как марганец и хром.
  • Китай – передовик по части высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Экономика БРИКС

Говоря об экономических показателях, приводят суммируемые данные стран-участниц саммитов. В БРИКС включены государства, самые густонаселенные в мире. Общий процент – 40% от населения земли. Территориально – 25% суши. По состоянию на 2013 год, общий ВВП – 16 трлн. 39 млн. дол. США. – 21% от мирового.

Со времен начала сотрудничества стран в рамках БРИКС, рост ВВП ежегодно прибавлял 6-7%. Этому способствовали программы по сближению отдельных секторов экономики стран, налаживание поставок импорта и экспорта на новые рынки сбыта, такие как страны Африки. Достаточно нестабильным для показателей роста стал прошедший год. Впрочем, не только для содружества, но и других стран, в том числе Европы и Америки.

Однако обозначились важные моменты, способные внести существенные изменения в экономическую карту мира. Так, планируется создание альтернативы МВФ. Банк развития БРИКС и пул валютных резервов, возможно не привязанные к международным валютам, будут в скором времени выполнять функции по кредитованию слабых мест в экономике государств, выделять средства под совместные научные проекты и производство.

Так, в очереди перспективных разработок, находятся отрасли микробиологии и фармакологии. Вторым важным приобретением для государств может стать энергетический союз, анализирующий изменения на мировом рынке и разрабатывающий стратегии по эффективному использованию ресурса для БРИКС-партнеров. Не последнюю роль отводится безопасности информационно-экономического пространства. Страны БРИКС готовы к разработке альтернативного канала международной сети интернет.

Задачи БРИКС

  • Взаимодействие между странами-участницами в вопросах экономического и культурного развития.
  • Поиск решений экономических проблем мирового и локального масштаба.
  • Мониторинг и выявление внешнеполитических проблем, поиск решений в кризисных политических ситуациях.
  • Усовершенствование технологии производства, научное развитие.
  • Повышение качества жизни граждан государств.
  • Решение вопросов экологии.

Общие итоги

Эксперты и институты, которые следят за развитием БРИКС, по-разному оценивают жизнеспособность взаимного сотрудничества государств. Это обуславливается разными темпа роста отдельных членов группы, низкими показателями прошлого года, изменениями в политической ситуации в мире. Однако, несмотря на сложности, БРИКС показывает консолидацию своих сил и готовность продолжать более тесное сотрудничество.

Пример этому – создание банка развития, активный поиск и открытие новых рынков сбыта, старт совместных инвестиционных проектов. Последние события на фоне общемировых разногласий, скорее могут поспособствовать сильных лидеров пяти государств к переходу, если не к отношениям в рамках союза, то к расширению сотрудничества в рамках группы БРИКС и за ее пределами.

Термин‑акроним БРИК был предложен в 2001 году Джимом О’Ниллом (Jim O"Neill) - руководителем отдела глобальных экономических исследований американской финансово‑инвестиционной компании "Голдман Сакс" для обозначения четырех экономик мира с наиболее динамично растущими объемами ВВП - Бразилии, России, Индии и Китая.

В связи с присоединением к БРИК ЮАР в декабре 2010 года группа стала носить название БРИКС (BRICS).

Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.

Вторая встреча на уровне министеров иностранных дел стран БРИК состоялась вновь "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью‑Йорке 24 сентября 2007 года. На ней были приняты решения о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске консультационного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также о налаживании регулярных контактов по линии посольств и постпредств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах, прежде всего в Нью‑Йорке. Таким образом, была заложена основа для выведения на постоянную основу четырехстороннего взаимодействия по линии МИД.

9 июля 2008 года "на полях" мероприятий "Группы восьми" в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырех стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.

В дополнение к межмидовским контактам был налажен диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан‑Паулу накануне мероприятий финансовой "двадцатки" прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран - согласовано совместное коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также контактов между их заместителями.

Важную роль в развитии четырехстороннего диалога стала инициативная линия правительства Санкт‑Петербурга, организовавшего в мае 2008 года международную конференцию "БРИК: прорыв в глобальную экономику 21‑го века" с участием представителей муниципальных властей и ведущих университетов городов‑побратимов Санкт‑Петербурга в Бразилии (Рио‑де‑Жанейро), Индии (Мумбаи) и Китае (Шанхай и Циндао). Бала достигнута договоренность проводить такие конференции ежегодно.

Для неформального обсуждения актуальных вопросов мирового развития и четырехстороннего взаимодействия был создан форум общественности стран БРИК . Первая конференция "Страны БРИК на политической карте мира: новые вызовы" с участием представителей экспертно‑политических центров и внешнеполитических ведомств четырех стран прошла в Москве 8‑9 декабря 2008 года.

Вершиной четырехстороннего диалога стал первый саммит стран БРИК, состоявшийся 16 июня 2009 года в Екатеринбурге. Во встрече на высшем уровне приняли участие президент России Дмитрий Медведев, президент Бразилии Луис Лула да Силва, премьер‑министр Индии Манмохан Сингх, председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.

По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли совместное заявление , а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

В итоговых документах саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран‑транзитеров энергоресурсов.

Лидеры четырех стран одобрили предложения по дальнейшему развитию диалога в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены не только встречи министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков. На саммите получил поддержку и начавшийся диалог четырех стран по проблематике международной безопасности.

Участники саммита обсудили такие темы, как взаимодействие в контексте международных усилий по преодолению глобального финансово‑экономического кризиса и задач посткризисного развития, в том числе в рамках процессов саммитов "Группы двадцати", актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и ядерную безопасность, проблематику изменения климата, новые перспективные направления сотрудничества в формате БРИК. Среди региональных вопросов - иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити.

По итогам консультаций лидеры БРИК приняли совместное заявление , в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально‑экономического развития Бразилии и Экспортно‑импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Путём создания сети экономических союзов на всех континентах БРИКС может взять на себя ведущую роль в формировании глобальной экономической интеграции на фоне убывающих интеграционных импульсов развитых стран.

Даже на фоне заметной активизации деятельности России в сфере создания экономических альянсов по всему миру роль БРИКС в этих усилиях российской экономической дипломатии в последние годы была незначительной. Несмотря на создание Нового банка развития и ряд инициатив, направленных на стимулирование экономических связей между членами БРИКС, есть ощущение, что процесс интеграции сталкивается с затруднениями.

Возможно, что для БРИКС, как и любого другого форума, служащего площадкой для дискуссий его участников, приобретённый формат является оптимальным, а размеры и потенциал его участников заставляют надеяться на то, что плодотворное взаимодействие ведущих развивающихся экономик мира получит дальнейшее развитие.

Одним из способов, позволяющих преодолеть ограничения и снять противоречия в развитии БРИКС, может быть смещение акцента с либерализации торговли или крупномасштабной интеграции его основных членов в пользу создания более широких рамок интеграции/сотрудничества в развивающемся мире. Они заполнили бы пустоты в интеграционном процессе и открыли бы новые возможности для сотрудничества стран БРИКС с партнёрами на всех континентах. Это в свою очередь может стать возможным благодаря уникальному характеру БРИКС, который представлен одной или несколькими крупными державами практически на всех континентах развивающегося мира.

Уникальность БРИКС состоит, во-первых, в том, что каждый его член одновременно является ведущей экономикой на своём континенте или в субрегионе в рамках соглашения о региональной интеграции: Россия − в Евразийском экономическом союзе, Бразилия − в МЕРКОСУР, Южная Африка – в Сообществе развития Юга Африки (САДК), Индия – в Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества (СААРК) и Китай − в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и возможном Региональном комплексном экономическом партнерстве (РКЭП). Все страны в этих региональных интеграционных механизмах, являющиеся партнёрами БРИКС, могут образовать так называемые «БРИКС+» − союзы, открытые для налаживания гибких и многопрофильных режимов сотрудничества (не только через либерализацию торговли) на двусторонней или региональной основе.

Во-вторых, каждая из региональных интеграционных групп, возглавляемая странами БРИКС, также имеет свою собственную сеть экономических союзов с третьими странами. Евразийский экономический союз имеет соглашение о свободной торговле с Вьетнамом, а МЕРКОСУР заключил соглашение о свободной торговле с Израилем. Страны и/или региональные блоки, заключившие соглашения с региональными блоками стран БРИКС, могут создавать объединения типа BRICS++, которые расширят возможности для создания потенциальных альянсов, полезных для партнёров и стран БРИКС. Охватывая сразу несколько систем таких союзов, БРИКС создаёт дополнительные возможности для интеграции и обеспечивает гибкость при выборе моделей членства, предоставляя каждой стране право варьировать степень своей интеграции в сеть и делать это поэтапно и постепенно.

По сути, сфера действия БРИКС+ образует внутреннее «региональное» партнёрское кольцо стран БРИКС, состоящее из ключевых региональных интеграционных блоков, таких, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с тремя ключевыми игроками в Евразии − Индией, Китаем и Россией, МЕРКОСУР, САДК/ЮТС и так далее. В более широкий формат БРИКС++ входят двусторонние союзы (с отдельными странами или региональными блоками) на основе договоров о зоне свободной торговли или других видов соглашений об экономической интеграции (в том числе в инвестиционной сфере). Форматы БРИКС+ и БРИКС++ увеличивают число объединений, в которых участвуют страны, входящие в расширенный круг, и создают основу для придания таким сделкам многостороннего характера на основе торговых или инвестиционных соглашений, заключённых этими странами с другими участниками. Если удастся нарастить экономический потенциал, расширенная сеть БРИКС сможет оказывать существенное влияние на развитие торговли и инвестиционные потоки в мировой экономике и стать центром привлечения этих потоков на основе «кумулятивной причинно-следственной связи» подобно тому, как это произошло в странах с развитой экономикой в предыдущие десятилетия.

В итоге путём создания сети экономических союзов на всех континентах БРИКС может взять на себя ведущую роль в формировании глобальной экономической интеграции на фоне убывающих интеграционных импульсов развитых стран. Наряду с поиском новых путей и укреплением новых альянсов БРИКС может играть роль «агрегационной платформы» для некоторых региональных торговых соглашений и других видов договоров, наподобие ТПП, который должен был стать агрегатом для региональных соглашений в странах Тихоокеанского региона.

Суть такой интеграционной сети будет отличаться от трансконтинентального проекта (аналог сети для развитых экономик), который должен был объединить Транстихоокеанское партнёрство с Трансатлантическим торговым и инвестиционным партнёрством. Сеть БРИКС способна обеспечить большее разнообразие и гибкость в том, что касается стандартов экономической интеграции, при соблюдении ключевых принципов − инклюзивности и открытости при приёме новых членов и применении новых подходов к интеграции. Результатом этого будет создание глобальной экономики, включающей различные модели развития, а не внедрение одной единственной модели или стандарта.

Страны БРИКС, расшифровка.

В неофициальное объединение БРИКС входит пять стран - Россия, Индия, Китай, Бразилия и ЮАР. Это и есть расшифровка БРИКС - B razil, R ussia, I ndia, C hina, S outh Africa.

Общий признак, объединяющий эти пять стран, в числе которых и Россия - постоянно развивающаяся экономика.

БРИКС не является официальной структурой, скорее, это некий «клуб» мирового масштаба, в рамках которого развивающиеся страны обмениваются опытом, создают совместные проекты, оказывают помощь друг другу - как материальную, так и консультационную.

История БРИКС.

Первые переговоры о создании этого объединения прошли в 2006 году. На тот момент в них участвовали представители только четырех стран - Бразилии, России, Индии и Китая. Через три года, в 2009, в России прошла первая встреча БРИК. После этого саммиты стали проводиться каждый год при активной поддержке глав государств, и каждая из стран по очереди принимала у себя высокопоставленных гостей.

В 2010 году в БРИК вошла Южно-Африканская республика (ЮАР), и в начале 2011 года союз приобрел тот состав и название, с которыми существует и сейчас -

Преимущества БРИКС.

Молодое объединение пяти стран успешно функционирует в первую очередь благодаря тому, что все его участницы выгодно дополняют друг друга.

К примеру, энергетические ресурсы и полезные ископаемые, которыми богата Россия, очень нужны Индии и Китаю. Бразилия славится достижениями в сельском хозяйстве - оттуда поставляется множество фруктов и овощей. Индия экспортирует чаи и пряные специи, в Южной Африке находятся богатейшие драгоценные залежи - золото, алмазы, редкий хром. А Китай известен всему миру ответственными и грамотными рабочими практически в любых сферах.

Экономическое развитие БРИКС.

В страны БРИКС входят одни из самых огромных стран мира - Россия, Бразилия, Китай. Экономика объединения оценивается по сумме показателей всех пяти стран-участниц. И экономические показатели весьма оптимистичны - в 2013 году ВВП стран БРИКС составил 21% от мирового показателя, или шестнадцать с половиной миллиардов долларов.

Такой хороший рост обусловлен множеством программ, направленных на энергетическое сотрудничество, на улучшение путей импорта и экспорта между странами.

Перспективы БРИКС.

В будущем страны БРИКС планируют развивать свое сотрудничество. Например, планируется создание валютного фонда, который может стать альтернативой мировому. Прилагаются усилия для создания совместных научных проектов, энергетического союза. Присутствует в планах и создание «своего» интернета - альтернативы мировой информационной сети.

БРИКС (BRICS) - группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно - Африканская Республика. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. 18 февраля 2011 г. после присоединения Южно - Африканской Республики группа БРИК трансформировалась в БРИКС (BRICS -Brazil, Russia, India, China, South Africa). Существуют разные взгляды на перспективы этого неформального клуба, особенно в мировой политике.

Символично, что аббревиатура очень похожа на английское слово, которое переводится как "кирпичи". Страны, входящие в БРИКС, и вправду становятся строительным материалом для каркаса мировой экономики, от прочности которого будет во многом зависеть устойчивое глобальное развитие.

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;

Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;

Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы;

Китай - в последние годы все увереннее выходит на ведущие позиции в мировом экспорте промышленной продукции;

Южно - Африканская республика - природные ресурсы.

В 2001 г. впервые появилась аббревиатура БРИК. Она была запущена в докладе группы экспертов американского инвестиционного банка «Goldman and Sax». Автором термина стал аналитик Д. ОНилл. В 2003 г. банк опубликовал развернутое прогностическое исследование, в котором указывалось, что к 2050 г. экономика стран БРИК по своему объему превзойдет экономику стран Запада, и тогда эти государства начнут оказывать доминирующее экономическое, а возможно и политическое влияние на мировое развитие. Последующие несколько лет продемонстрировали, что ждать 2050 г. не потребуется, все происходит гораздо быстрее. В прогнозе 2003 г. указывалось, что на страны БРИК будет приходиться 10% мирового ВВП к 2010 г., однако по факту уже в 2007 г. их показатель превысил 15%.

Развитию сотрудничества стран - лидеров развивающегося мира препятствовали сложившиеся стереотипы. Политическая элита этих государств, в том числе и России, привычно смотрела на Запад, а друг друга воспринимала по остаточному принципу. Все 1990 - е гг. считалось, что страны БРИК никакого принципиального интереса друг для друга не представляют. Известный либеральный экономист Евгений Ясин по поводу БРИК еще недавно заявлял: «Место БРИК в мировой экономике такое: Китай - мастерская мира, Индия - бюро добрых услуг, Бразилия - мировая ферма, а Россия - всемирная кочегарка (поставщик энергии)». Например, Бразилия в нашей стране с советских времен ассоциируется с футболом, карнавалом и растворимым кофе, а о том, что эта страна уже превратилась в крупную промышленную державу, в третьего в мире производителя самолетов, почти никто и не знал.

Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось в сентябре 2006 года, когда по инициативе президента России Владимира Путина "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью - Йорке состоялась первая встреча глав внешнеполитических ведомств в этом формате. Ее итогом стало подтверждение участниками заинтересованности в развитии многопланового четырехстороннего сотрудничества.

Вторая встреча на уровне министров иностранных дел стран БРИК состоялась вновь "на полях" сессии Генассамблеи ООН в Нью - Йорке 24 сентября 2007 года. На ней были приняты решения о проведении ежегодных полноформатных встреч руководителей внешнеполитических ведомств поочередно в каждой из стран, запуске консультационного механизма на уровне заместителей министров иностранных дел, а также о налаживании регулярных контактов по линии посольств в ключевых для многосторонней дипломатии пунктах, прежде всего в Нью - Йорке. Таким образом, была заложена основа для выведения на постоянную основу четырехстороннего взаимодействия по линии МИД.

8 июля 2008 года "на полях" мероприятий "Группы восьми" в Японии по инициативе российской стороны состоялась краткая встреча лидеров четырех стран, на которой они договорились о подготовке полномасштабного саммита БРИК.

В дополнение к межмидовским контактам был налажен диалог по линии министерств финансов. 7 ноября 2008 года в Сан - Паулу накануне мероприятий финансовой "двадцатки" прошла первая встреча руководителей финансовых ведомств четырех стран - согласовано совместное коммюнике с изложением общих подходов к проблематике мировой экономики, включая причины и пути преодоления глобального финансового кризиса. Была достигнута договоренность о проведении регулярных встреч министров финансов стран БРИК, а также контактов между их заместителями.

Важной ролью в развитии четырехстороннего диалога стала инициативная линия правительства Санкт - Петербурга, организовавшего в мае 2008 года международную конференцию "БРИК: прорыв в глобальную экономику 21 - го века" с участием представителей муниципальных властей и ведущих университетов городов - побратимов Санкт - Петербурга в Бразилии (Рио - де - Жанейро), Индии (Мумбаи) и Китае (Шанхай и Циндао). Была достигнута договоренность проводить такие конференции ежегодно.

Для неформального обсуждения актуальных вопросов мирового развития и четырехстороннего взаимодействия был создан форум общественности стран БРИК. Первая конференция "Страны БРИК на политической карте мира: новые вызовы" с участием представителей экспертно - политических центров и внешнеполитических ведомств четырех стран прошла в Москве 8 - 9 декабря 2008 года.

В июне 2009 г. в Екатеринбурге состоялся первый саммит глав государств четверки БРИК. На нем осуществлялась выработка согласованных позиций 4 стран по широкому кругу международных вопросов и укреплению институциональных основ коалиционной группировки. Во - первых, был зафиксирован его перевод на регулярную ежегодную основу. Следующий саммит будет проходить в Бразилии в 2010 г. Во - вторых, стороны договорились сообща отстаивать свои интересы на международной арене на основе принципов равноправия, поддержки многополярности и верховенства международного права. В - третьих, были согласованы позиции по борьбе с мировым экономическим кризисом. Наконец, в - четвертых, активизируется сотрудничество по широкому спектру вопросов (наука, образование, экономика, энергетика). Формат БРИК позволяет не допускать доминирования какой-то одной страны, например, Китая и позволяет принимать решения на равноправной основе. Сейчас БРИК быстро выделяется в отдельное самостоятельное и, пожалуй, наиболее перспективное направление внешней политики РФ.

По итогам саммита главы государств группы БРИК приняли совместное заявление, а также отдельный документ по глобальной продовольственной безопасности.

В итоговых документах саммита стороны высказали заинтересованность в дальнейшей координации взаимодействия в процессе формирования многополярного мира, поддержке идей и инициатив в отношении новой системы устойчивого роста, в укреплении и большей координации сотрудничества в энергетической сфере с участием производителей, потребителей и стран - транзитеров энергоресурсов.

Лидеры четырех стран одобрили предложения по дальнейшему развитию диалога в формате БРИК. Была достигнута договоренность о том, что на регулярную основу будут поставлены не только встречи министров иностранных дел, но и министров финансов, руководителей центральных банков. На саммите получил поддержку и начавшийся диалог четырех стран по проблематике международной безопасности.

Участники саммита обсудили такие темы, как взаимодействие в контексте международных усилий по преодолению глобального финансово - экономического кризиса и задач посткризисного развития, в том числе в рамках процессов саммитов "Группы двадцати", актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, включая международный терроризм и ядерную безопасность, проблематику изменения климата, новые перспективные направления сотрудничества в формате БРИК. Среди региональных вопросов - иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование и ситуация на Гаити.

По итогам консультаций лидеры БРИК приняли совместное заявление, в котором отразили общее видение современного этапа мирового развития. Кроме того, в рамках саммита Внешэкономбанк, Банк развития Китая, Национальный банк социально - экономического развития Бразилии и Экспортно - импортный банк Индии подписали Меморандум о сотрудничестве.

Несмотря на трудности и проблемы, с которыми сталкиваются страны БРИК в развитии контактов между собой, в целом процесс идет успешно и демонстрирует положительную динамику. Альянс БРИК стал весомым фактором в международной политике, засвидетельствовав крупные сдвиги, происходящие в расстановке сил на мировой арене.

В 2011 г. в состав организации была принята пятая страна - Южно - Африканская Республика. С принятием Южной Африки изменилось наименование интеграционного объединения - из БРИК он превратился в БРИКС. В повестку дня встал вопрос о присоединении к альянсу новых членов из числа крупных развивающихся стран. Наиболее очевидными кандидатами на эту роль выступают Индонезия, Мексика, Пакистан, Турция.

Саммит БРИКС, который состоялся в марте 2013 года, закончился всеобщими уверениями во взаимной дружбе на долгие времена, однако при переходе от общих планов сотрудничества к конкретным деталям выяснилось, что стороны совершенно по - разному смотрят на реализацию одних и тех же целей. Накануне саммита, официальные лица высказывали надежду, что будет принято окончательное решение по созданию Банка развития БРИКС. Этим надеждам сбыться не удалось.

По итогам саммита можно сказать, что планов по дальнейшему сближение экономики и политики БРИКС стало на порядок больше. Так, лидеры стран БРИКС подписали пакет документов, включая Этеквинскую декларацию и план действий, а также декларацию об учреждении консорциума экспертных центров стран БРИКС.