Румынский флот: возвращение на круги своя. Неуловимый монитор

1.Активный на базе Зее-Бурейской бригады речных кораблей КАФ в Благовещенске.Фото из фондов бывшего музея истории КАФ.40-е.

Монитор тип «Активный» (проект СБ-30)

Заложен в Киеве на заводе «Ленинская кузница» (№ 300) в 1934 году. Заводской № 102. . Строился для Днепровской флотилии. Но политическая обстановка заставила срочно перебросить этот корабль на Амур. 7 мая 1934 в разобранном виде отправлен по железной дороге в Осиповский затон под Хабаровском. Там, на заводе им. Кирова (№ 368), его достроили и 23 августа 1934 спустили на воду. «Активный» вступил в строй 16 октября 1935 и 24 октября 1935, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Амурской флотилии (АКФ). "Активному" на Днепре служить не довелось.Его,не спуская на воду,секциями перевели на Дальний Восток.Там в Осиповском затоне его собрали,28 августа 1934 г. спустили на воду,16 октября 1935 г.сдали флоту.Капитальный ремонт и модернизация с 1 октября 1938 по 1 июля 1941.Участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9 августа -2 сентября 1945 года.12 января 1949 г. отнесен к подклассу речных мониторов,11 апреля выведен из боевого состава переименован в Кенга и переформирован в учебное судно.С 11 июня 1953 разоружен,исключен из списков ВМФ и 15 сентября 1953 передан Амурскому речному пароходству ММРФ для использования в служебно-вспомогательных целях.
В отличие от своих предшественников(мониторов типа "Шквал" корабль имел ту особенность, что 2 102-мм орудия артиллерии главного калибра разме-щались в башне, являвшейся, по существу, единственной надстройкой мо-нитора, а над ней располагались все посты управления огнем. 2 45-мм ору-дия в башнях меньшего размера находились в носу и корме, и только зе-нитное вооружение на верхней палубе не было защищено. Как и все оте-чественные мониторы, «Активный» имел дизельную энергетическую установку мощностью 300 л.с., скорость хода 8 — 9 уз. Жизненно важные части корабля прикрывались броней толщиной 16 — 20 мм. Проведенные испытания выявили ряд недостатков: на ходу монитор зарывался носом, плохо слушался руля, вращение боевой рубки вместе с башней сильно зат-рудняло управление кораблем.По целому ряду причин, желая уменьшить силуэт и обеспечить кру-говой сектор стрельбы, боевую рубку разместили прямо на крыше башни, и та вращалась вместе с ней. То есть как бы совместили главный команд-ный пункт корабля и пост управления стрельбой: считалось, что так ко-мандиру БЧ-2 будет легче управлять огнем по речной цели. Однако для управления кораблем это оказалось крайне неудобно.


Краткая историческая справка и ТТХ по материалам книги "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России." Черников И.И.

К краткой исторической справке можно добавить,что информации об "Активном" сохранилось крайне мало,тем более о деталях его модернизаций и о боевой службе.Колличество известных фотографий монитора вообще не больше десяти.Потому найденные в прозапрошлом году сники "Активного" стали для меня и моего друга большой радостью и наградой в ходе нескончаемых поисках осколков прошлого КАФ.


2."Активный" на зимней стоянке в Осиповском затоне,в годы войны.Публикуется впервые.

речные мониторы типа «Железняков» (проект СБ-37)

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Построенные корабли

Проект СБ-37 - серия из 6-ти советских речных мониторов «Железняков» , «Флягин» , «Мартынов» , «Жемчужин» , «Левачев» , «Ростовцев» , строившихся в СССР в 1934-1936 годах специально для действий на реках Припять, Дунай, Днепр. Главные конструкторы М. М. Бойко, А. Б. Байбаков. Все корабли построены на заводе «Ленинская кузница» (завод №300) в Киеве. Корабли принимали активное участие в боях Великой Отечественной войны. А один из них - монитор «Железняков» стал легендарным.

Общие сведения

Корабли типа «Железняков» (проект СБ-37) относятся к классу мониторов - плоскодонных, низкобортных кораблей с мощным артиллерийским вооружением. Предназначены для подавления береговых батарей, разрушения береговых объектов противника, переправ, мостов и высадки десанта. Зоной действия мониторов являются реки, озера и прибрежная морская зона. Характерными особенностями мониторов являлись: плоское дно, малая осадка, очень низкий надводный борт (всего 60-90 см), размещение немногочисленных тяжелых орудий во вращающихся башнях с почти круговым обстрелом, бронирование всей надводной части (бортов, палубы, башен).

История создания

В связи с обострением обстановки в Европе в начале 30-х годов в СССР было принято решение о создании Днепровской военной флотилии для противодействия Польской пинской флотилии . При этом возникла необходимость в усилении флотилии хорошо вооруженными кораблями с низкой осадкой для действия в реке Припять.

Предшественники

В 1930-1932 гг. в Киеве, на заводе «Ленинская кузница», по заказу СБ-12 был построен монитор «Ударный» (конструкторы: А. Б. Байбаков, М. М. Бойко). «Ударный» был вооружен двумя дальнобойными 130-мм морскими орудиями , расположенными в полубашнях по линейно-возвышенной схеме, с характерным силуэтом. Став флагманом Днепровской военной флотилии монитор имел мощный, внушительный вид, свойственный скорее морским кораблям .

Но противопульное бронирование, большая осадка и высокий силуэт делали корабль плохо приспособленным для предполагаемого театра военных действий - верхнего течения реки Припять. Потому, несмотря на отличный внешний дизайн, концепция такого монитора не получила на Днепре дальнейшего развития, и конструирование речных кораблей пошло по иному пути.

На формирование облика будущих «днепровских» мониторов влияли многие факторы, среди которых основными стали: планируемый театр военных действий (р.Припять) требовал небольшую осадку и длину корпуса не более 45 м; предполагаемый противник - 6 польских мониторов с орудиями калибра 75-100 мм - вынуждал использовать противоснарядное бронирование хотя бы самых важных корабельных постов; столкновение во встречном бою с флотилией противника, обуславливало размещение артиллерии с возможностью одновременной стрельбы всех орудий в нос или корму;

Удаленность от морских баз снабжения диктовала применение унифицированных с армией боеприпасов; разнообразный характер решаемых задач (поражение бронированных речных кораблей противника, полевых укреплений, площадных открытых и даже воздушных целей) требовало установки достаточно скорострельных орудий со сбалансированными баллистическими характеристиками и широкой номенклатурой боеприпасов.

В результате этих, порой - взаимоисключающих, требований появился компромисс - монитор «Активный» (заказ СБ-30, конструктор А.Л. Николаенко), построенный в 1934 г. на той же «Ленинской кузнице». Особенностью проекта было соединение в одной (единственной) надстройке двухорудийной башни главного калибра, поворачивающейся на 360°, и на ее крыше боевой (она же - ходовая) рубки.

В ходе несколько запоздалой межведомственной борьбы (башня главного калибра уже была выполнена в металле), монитор все же получил в качестве главного калибра 102-мм морские орудия, а не 107-мм пушки армейского образца, как предлагалось Артиллерийским управлением Красной армии. В связи с обострением политической обстановки на Дальнем Востоке недостроенный «Активный» по частям был перевезен на Амур и собран в Хабаровске на заводе им. Кирова (завод №368).

Эксплуатация выявила ряд конструктивных недостатков монитора: на ходу он зарывался носом, плохо слушался руля, и наконец, было трудно управлять кораблем из вращающейся вместе с башней ходовой рубки.

Учтя этот опыт, конструкторским судо-механическим бюро завода «Ленинская кузница» был разработан улучшенный проект для заказа СБ-37 (главный конструктор М.М. Бойко, конструкторы А.Б. Байбаков, Лавров, Остроущенко, Филер, Эпштейн).

Предпосылки к созданию

Мониторы проекта СБ-37 специально проектировались для верхнего тече­ния Днепра и Припяти, и в целом вполне соответствовали своему региону по габаритам и, главное, по осадке. Естественно, что при их создании ис­ходили из того, что по ту сторону границы, у Польши, к тому времени также имелись шесть мониторов. При вдвое меньшем водоизмещении польские корабли несли по 3 75-мм пушки или 3 100-мм гаубицы. Уже сам факт применения гаубиц в качестве главного калибра говорит о том, что основным предназначением своих мониторов поляки видели содействие войскам, а не бой с советскими ко­раблями. Можно сказать, что эти корабли в большей степени отвечали ведению военных действий на реке Припять, чем отечественные. С вводом в строй в 1936-37 гг. шести мониторов типа «Железняков», советское командование сочло, что Днепровская флотилия наконец полу­чила необходимую боевую устойчивость.

Проектирование

В процессе проектирования возникло большое напряжение в отношениях между проектан­тами и заказчиками. Дело в том, что еще в начале XX столетия при проек­тировании амурских башенных канонерских лодок возникли предложе­ния вооружить их не корабельной, а полевой артиллерией. В пользу этого существовало два основных аргумента. Во-первых, настильная траекто­рия не позволяла поражать цели на обратных склонах, да и обрывистые берега, характерные для большинства рек, сильно затрудняли выбор ог­невых позиций, тем более закрытых. В этих условиях наличие на кораб­лях гаубиц значительно расширяло сферу применения корабельной ар­тиллерии. Во-вторых, для речных кораблей с флотской артиллерией при­ходилось создавать свою систему снабжения боеприпасами, зачастую дуб­лирующую армейскую. Однако тогда этот вопрос всерьез не рассматри­вался. С одной стороны, специфика Амура с его обширными плесами и низменными островами не вносила каких-либо существенных ограниче­ний по применению корабельной артиллерии. С другой стороны, у ар­мейцев в то время не существовало достойных аналогов 152-мм и 120-мм корабельным пушкам, да и их система снабжения на Дальнем Востоке сама во многом зависела от речных путей сообщения. При проектировании «Ударного» вопрос о вооружении речного мо­нитора полевой артиллерии опять поднимался, но и на этот раз армейцы нечего достойного предложить не смогли. А вот когда калибр уменьшился до 102 мм, возникла совершенно резонная идея установить на корабли модернизированные 107-мм полевые орудия образца 1910-1930 гг. При этом, хотя применение раздельно гильзового заряжания могло снизить скорострельность, упрощалось снабжение мониторов боеприпасами с ар­мейских складов.

Описание конструкции

общий вид мониторов проекта СБ-37

В силуэте корабля доминировала башня главного калибра - бронированная девятигранная (лоб башни с амбразурами орудий, был сделан из двух листов брони, отсюда «лишняя» грань).

Башня представляла собой вращающуюся железную конструкцию, покрытую броней, через которую проходила броневая рубка, защищенная колпаком из 8 вертикальных бронеплит, составляющих одно целое с вращающейся конструкцией. К задней стенке прикреплялась дальномерная рубка, в которой на тумбе размещался 9-футовый дальномер ДМ-3 Barr and Stroud , из числа закупленных еще до революции. Попасть в дальномерную рубку можно было только через лаз из башни главного калибра. Высота собственно башни - 2,76 м, по крыше дальномерной рубки - 3,92 м. От лобовой до кормовой стенки башни - 3,75 м.

По сравнению с заказом СБ-30 башня была несколько смещена к корме, но на полном ходу корабль все же зарывался носом. К правой стенке башни крепилась стрела (7,5 м) и лебедка крана, по левой стенке шел трап на ходовой мостик. На кормовой стенке был неподвижно закреплен бронированный дальномерный пост - бронированная рубка с размерениями 1,17x2,15x3,65 м, дополнительно поддерживаемый двумя откосами.

Восьмигранная боевая (ходовая) рубка высотой 2,0 м неподвижно крепилась на 750-мм трубе, жестко закреплённой на днище корабля и проходящей через башню главного калибра. Внутри трубы шел трап, с помощью которого через прорезанные в трубе лазы можно было попасть из рубки в башню главного калибра или в трюм.

К крыше башни главного калибра крепился П-образный ходовой мостик, на который можно было попасть с палубы по трапу на левом борту башни или через бортовые двери боевой рубки и далее по трапу в трубе. В свою очередь, на крыше боевой рубки (по левому борту) был оборудован сигнальный мостик и по центру установлен 60 см прожектор.

Продольный разрез проекта СБ-37

План-схема трюма проекта СБ-37

Поперечный разрез проекта СБ-37

План-схема 6-го отсека проекта СБ-37

Боевая рубка имела двери в бортовых гранях и пять больших амбразур, прикрываемых двухстворчатыми бронезаслонками со смотровыми щелями. На сигнальный мостик можно было попасть с ходового мостика по скоб-трапу на задней стенке рубки. К этой же стенке крепилась фок-мачта с марсовой площадкой.

Круглые пулеметные башни имели прямоугольный люк в крыше. Четыре бронированные створки прикрывали амбразуру, позволявшую вести огонь из 7,62-мм пулемета М-1 при возвышении до 80°.

На одном из мониторов в июле 1939 г. в качестве кормовой пулеметной башни четко просматривается шестигранная башенка броневика (без колпака) с 37-мм пушкой Гочкиса.

Кроме того, из пометок на экспликации чертежа общего вида монитора заказа СБ-37 от 5 июня 1936 г. видно, что прорабатывалась возможность установки в пульбашнях 12,7-мм пулеметов ДШК. Но от этого варианта отказались из-за малых размеров уже изготовленных башенок.

Модернизации и переоборудования

В ходе эксплуатации монитора стало ясно, что ни универсальные башенные установки 40-К, ни зенитные М-1 в пулеметных башнях, не могли в полной мере обеспечить ПВО корабля.

Поэтому в 1939 году была проведена модернизация ПВО, вместо открыто установленного 7,62-мм пулемета «Максим» установили пулеметную установку М-4 (4х7,62-мм пулемета «Максим»), называемую в то время «комплексная зенитная установка».

Установка монтировалась открыто на тумбе, всегда позади башни главного калибра и всегда по правому борту.

Точка установки на палубе определялось на каждом мониторе индивидуально, и варьировалась от 54-го до 66-го шпангоута.

Боекомплект 7,62-мм пулеметов составлял 3000 патронов на ствол.

В 1940 году носовую башню 40-К с одной пушкой заменили на похожую 41-К. Конструкторы ухитрились втиснуть в башню 41-К вместо одного два орудия 21-К.

Во время ремонта в Поти в 1943-1944 гг. на мониторе "Железняков" вместо снятых Максимов было установлено 2 27-мм зенитных автомата и 3 12,7 мм пулемета Виккерс

Список кораблей

Название Место постройки Заложен Спущен на воду Введён в эксплуатацию Судьба
«Железняков» 25 ноября 1934 22 ноября 1935 27 октября 1936 10 июля 1967 года установлен в Парке Моряков на набережной Днепра в Киеве в качестве памятника-мемориала.
«Флягин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 30 декабря 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе Дарницы ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Мартынов» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 8 декабря 1936 18 сентября 1941 года взорван экипажем в районе реки Конской в 4 км выше Благовещенска ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Жемчужин» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 ноября 1936 12 августа 1941 был взорван экипажем ввиду больших повреждений полученных в ходе боя.
«Левачёв» верфь «Ленинская кузница», г. Киев 31 июля 1934 1935 27 октября 1936 В ночь с 18 на 19 сентября 1941 года взорван экипажем в районе с. Десенки под Киевом ввиду невозможности прорыва в низовья Днепра.
«Ростовцев» Корабли ВМФ СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны
  • Григорьев В. В. И корабли штурмовали Берлин. - М.: Воениздат, 1984.

Галерея

Вот что хотите со мной делайте - нравится вот такая картинка, а соответственно - и кораблик, на ней изображенный:

Речные мелкосидящие броненосные канонерские лодки типа «Фетхюль-Ислам»: « Feth -ü l Islam », « Iskodra », « B ö g ü rtlen », « Semendire » и « Podgorice »

Официально классифицировались как мониторы (Zirhli duba). Заказаны в 1863 г. фирме «Форж э Шатье де ля Медитерране» («F. & Ch. de la Mediterranée») в Ла-Сене (пригород Тулона); построены в 1864-1865 гг., хотя, по некоторым сведениям, последние корабли сданы заказчику лишь в 1868 году. Стоимость постройки составила от 550 до 450 тыс. франков за корабль.

Низкобортные - общая высота корпуса от киля до верхней палубы составляла около 3,25 м. Орудия размещались в закрытой бронированной надстройке. Оснащались одноцилиндровыми паровыми машинами высокого давления. На испытаниях развивали скорость до 9,5 уз. Высота пояса составляла 2,7 м в средней части (по всей видимости, сюда включена высота бронированного каземата) и 1,4 м - в оконечностях, под воду он заглублялся на 0,9 м. При этом доля броневой защиты у этих мониторов оказалась наивысшей среди всех турецких броненосных кораблей - 36,2 %.

Водоизмещение:335 т
Размерения:30,5 /31,5х9,8х1,7 м
Корпусжелезный
Силовая установка:2 одноцилиндровые паровые машины, 2 котла, 290 и.л.с.
Скорость: 8 уз
Уголь:20 т
Бронирование: борт 75 мм, каземат 75 мм
Вооружение: 2 - 150-мм дульнозарядных Армстронга, 6 - 76-мм дульнозарядных Армстронга
Экипаж: 50 чел.

«Ишкодра» и «Подгориче» в 1865-1871 гг. базировались на оз. Шкодер (Скадарское), но к началу время русско-турецкой войны все корабли находились на Дунае. 3.5.1877 «Семендире» и «Фетхюль-Ислам» участвовали в перестрелке с русскими батареями у Измаила, получив легкие повреждения, а 8.6.1877 - в прорыве из Мачина (Мэчин) в Гирсов (Хыршова). «Подгориче» дважды (20.6.1877 и 23.6.1877) был безуспешно атакован русскими минными катерами «Шутка» и «Мина».

«Ишкодра» и «Подгориче» 16.7.1877 захвачены русскими войсками при штурме Никополя (Нигболу); 6.10.1877 включены в состав Российского Императорского флота под названиями «Систово» и «Никополь»; 20.12.1879 разоружены и сданы Николаевскому порту на хранение; 23.11.1889 исключены из состава флота, после чего «Никополь» сдан на слом, а «Систово» эксплуатировался в качестве несамоходной баржи (сначала №6, затем №66) до середины 1910-х гг.

«Фетхюль-Ислам» 11.5.1877 участвовал в спасении уцелевших членов экипажа броненосца «Люфтю-Джелиль», потопленного русской артиллерией. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1884 г. прошел капитальный ремонт с перевооружением и служил в качестве брандвахтенного судна в Стамбуле, а с 1901 г. - в Стиние; в 1908 г. исключен из состава флота; в 1909 г. продан на слом.

«Бёгюртлен» в 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1880 г. исключен из состава флота; в 1886 г. продан на слом.

«Семендире» 28.6.1877 поврежден русской артиллерией во время обстрела Рущука. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1879 г. переименован в «Мемдухие»; с 1880 г. служил в качестве брандвахтенного судна в Тарабия; в 1902 г. исключен из состава флота; в 1909 г. продан на слом.

"Фетхюль-Ислам" (Оттоманская гравюра 1875 г. )

"Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна в Стиние, Босфор, 1902 г.


"Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна в Сайире, Босфор, 1902 г.

Ударный

Исторические данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерийское вооружение

  • 2–130-мм установки Б-7
  • 2x2–45-мм башенные установки 41 К
  • 4 х 4–7,62-мм пулеметные установки М-4

Боекомплект

  • 130-мм - 200 шт
  • 45-мм - 1000.

Первый советский речной монитор «Ударный» - спроектированный еще вначале 20х годов, открывает историю создания советских речных мониторов . Спущен на воду в 1932 году. Участвовал в боях против немцев. Был потоплен 20 сентября 1941 г. в результате неравного боя в Егорлыцком заливе, отбиваясь от немецких бомбардировщиков.

История создания

Учитывая оперативно-стратегическое положение Днепра как естественной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также его правых притоков, выводящих непосредственно к государственной границе, в июне 1931 г. на базе отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия. Речных кораблей для нее не было, но в конце 1930 г. в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею для Днепровской военной флотилии» по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали «Ударный».

Конструкция

Он представлял собой плоскодонное, относительно широкое низкобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башенноподобными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы «Максим».

МОНИТОР «УДАРНЫЙ»: 1 - гюйс-шток со штаговым огнем, 2 - крамбол, 3 - носовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 4 - рубка, 5 - башенка двухметрового дальномера, 6 - прожектор 60 см, 7 - радиоввод, 8 - пост управления зенитным огнем (полутораметровый дальномер), 9 - прожектор 45 см. 10 - топовый огонь, 11 - подъемный корректировочный пост, 12 - клотиковый огонь (верхний - красный, нижний - белый), 13 - фок-мачта, 14 - флагманский огонь, 15 - верхний кильватерный огонь, 16 - кожух дымовой трубы. 17 - счетверенный 7,62-мм зенитный пулемет (4 шт.), 18 - рында, 10 - трап, 20 - вентиляционная головка (4 шт.), 21 - кормовой 45-мм полуавтомат типа «41-К», 22 - подбашенная рубка, 21 - лучевая радиоантенна, 24 - кормовой якорно-швартовный шпиль, 25 - флагшток, 26 - нижний кильватерный огонь, 27 - кормовой якорь Холла, 28 - швартовный клюз (2 шт.), 29 - носовой якорь Холла, 30 - шпигат, 31 - привальный брус (2 шт.), 32 - спасательный круг (8 шт.), 33 - забортный трап, 34 - газовыхлоп главного двигателя (2 шт.), 35 - перо руля (2 шт.), 36 - оттяжной ролик (2 шт.), 37 - носовой якорный шпиль, 38 - трап, 39 - швартовная вьюшка (2 шт), 40 - кнехт (6 шт.), 41, 43, 44, 46 - люки, 42 - багор, 45 - баллоны (6шт.), 47 - корзина (4шт.), 48 - шлюпбалка (2 шт.), 49 - Ял-4, 50 - вентиляционная головка (33 шт.), 51 - киповая планка (4 шт.), 52 - палубный клюз (3 шт.), 53 - горловина, 54 - палубные ящики, 55 - сходня, 56 - 130-мм носовое орудие типа «Б-7», 57 - наметка, 58 - 130-мм кормовое орудие типа «Б-7», 59 - шлюпбалка, 60 - моторный катер, 61 - световой люк, 62 - трапбалка, 63 - световой люк (4 шт.). 64 - фонарь машинного отделения, 65 - лагун (2 шт.), 66 - световой люк (2 шт.), 67 - башенка счетверенного зенитного пулемета (4 шт.), 68 - сваи (2 шт.), 69 - цепной стопор Легофа (3 шт.), 70 - кошма, 71 - лом (2 шт.), 72 - ведро (2 шт.), 73 - трап (2 шт.), 74 - аварийный пластырь, 75 - огнетушитель (4 шт.), 76 - пожарный гидрант (3 шт.), 77 - корзина с пожарным рукавом (3 шт), 78 - бортовые отличительные огни, 79 - ручная лебедка для подъема мачты, 80 - скоб-трап (6 шт.), 81 - гребной винт (2 шт.), 82 - кронштейн гребного вала (2 шт.), 83 - стабилизатор (2 шт.), 84 - гребной вал (2 шт.), 85 - туннель гребного вала.

Энергетическая установка

Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы МАН общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.

Корпус

Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных отсеков. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн.

Вооружение

Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблем и отличался, прежде всего, своей архитектурой. Хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для «Ударного» создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Далее стал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.

Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда на это мало обращали внимание, так как считали, что течение реки превалировало над ветровым сносом.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера «Барр и Струд», размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, «Ударный» мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный 1,5-м зенитный дальномер.

Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах - чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу II мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже безнадежно морально устарели, а потому «Ударный» оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Окраска корабля

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный («графитовка»); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

История службы

25 июня 1941 года.

«Мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Донской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.

Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.

Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат».

Последний бой.

Утро 20 сентября 1941 года выдалось туманным и дождливым, так что стягивавшиеся к селу Ивановка (расположившемся на берегу Егорлыцкого залива), фашистские силы не заметили стоявшего на рейде монитора «Ударный». Не заметили, пока тот не обрушил на врага всю свою мощь, фашистам пришлось остановиться, а затем и отступить. Однако к полудню туман рассеялся и в атаку на «Ударный», ринулись немецкие бомбардировщики. Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов, но за ним последовали второй, третий, четвертый… Моряки продолжали неравный бой до конца, уже лишенный хода, получивший множество повреждений корабль ожесточенно поливал врага огнем.

Тут произошло одно примечательное событие, неизвестно по чьей инициативе орудия главного калибра стали бить по юнкерсам шрапнелью, однако ошарашенные лётчики на время прекратили свои атаки. Но вскоре налёты возобновились, уже ничто не могло спасти «Ударный», слишком неравными были силы, один корабль против двух десятков бомбардировщиков. Командир дивизиона капитан-лейтенант В. А. Кринов отдал приказ посадить уцелевших в единственную оставшуюся невредимой шлюпку, после чего корабль опустился на дно.

Память

Перед зданием музея истории судостроения в городе Николаеве установлена поднятая аквалангистами орудийная башня «Ударного». Помимо нее, участникам экспедиции по местам боевой славы удалось достать со дна залива кормовой государственный герб легендарного монитора, счетверенные пулеметные установки, матросские дневники, письма, фотографии... Все это стало сейчас достоянием истории - бесценные реликвии хранятся в музеях Краснознаменного Черноморского Флота и обороны Одессы.

В 1971 году на берегу Егорлыцкого залива аквалангисты Одесского медицинского института имени Н. И. Пирогова установили памятник героям-морякам. На открытие мемориала приехали ветераны Дунайской флотилии, родственники погибших. Трижды прогремели залпы артиллерийского салюта, легли на воду венки из живых цветов, приспущен к набегающей волне овеянный славой Военно-морской флаг. Минута молчания...

Галерея

Днепр, могучая река длиною в 2201 километр, исстари являлась естественной западной границей русской земли. Использование Днепра как есте­ственной рокадной магистрали на юге-западе страны, а также то, что правые притоки реки выходят непосредственно к государственной границе, привел к тому, что в июне 1931 г. на базе Отдельного отряда судов реки Днепр вновь создается Днепровская военная флотилия СССР. Речных боевых кораблей для нее не было, изначально там служили мобилизованные гражданские суда, но в конце 1930 г. в Киеве на заводе "Ленинская кузница" заложили полноценный военный корабль - "самоходную плавучую батарею для Днепровс­кой военной флотилии" по пр. СБ-12. Еще до спуска на воду в 1932 г. ее переклассифицировали в монитор и назвали "Ударный".


Монитор "Ударный" представлял собой плоскодонное, относительно широкое низ­кобортное судно с частичным противопульным бронированием. Из-за значительного превышения массы корпуса строителям не удалось
выполнить главное требование заказчика - обеспечить осадку не более 49 см. В результате при водоизмещении 385 т осадка составляла 0,8 м. Он имел на вооружении 2 130-мм орудия в носовой части за башеннопо­добными щитами, 4 45-мм в двух башнях и 4 счетверенных пулемета системы "Максим".
Корпус имел смешанную систему набора и одиннадцать главных от­секов. Днище и палубы набирались, в основном, по продольной системе, борта - по поперечной. В форпике, втором, десятом и одиннадцатом отсеках весь набор выполнялся поперечным. Корпус клепаный. Сварка применялась лишь при изготовлении некоторых дельных вещей и небольших цистерн. Первоначально на корабле установили четыре дизеля фирмы MAN общей мощностью 400 л.с., обеспечившие скорость хода около 9 уз. или 16,7 км/ч. В 1939 г. при ремонте с модернизацией монитор получил два серийных дизеля 38-КР-8 Коломенского завода.
Первый монитор советский постройки оказался уникальным кораблём и отличался, прежде всего, своей архитектурой, хотя эстетические изыски в то время мало кого беспокоили, а ориентировались лишь на эффективность применения оружия.

С артиллерией для нового корабля определились быстро, тем более что особого выбора не было: реально из современных морских артиллерийских систем имелись только 130/55 и 102/60 орудия. Естественно выбрали более мощные и специально для "Ударного" создали одноорудийные башенные установки Б-7. При заданном водоизмещении на мониторе могли разместить только две такие башни. Таким образом, встал вопрос об их размещении, но для этого требовалось определиться с приоритетами предполагаемых боевых задач.

С точки зрения живучести, равномерного распределения нагрузки и у дифферентовки корпуса наиболее предпочтительным являлось размещение орудий главного калибра в оконечностях корабля. Если считать главным предназначением монитора поддержку войск на берегу и речной бой, то такое расположение орудий оставалось вполне приемлемым, так как для противоборства с кораблями противника требовалось максимально усилить обстрел носовых и кормовых курсовых углов (в отличие от моря в условиях роботы на извилистом фарватере монитор, как правило, не мог привести цель на свой траверз), а значит какая-то группа артиллерии, носовая или кормовая, окажется вне сектора стрельбы. Но в то время для мониторов виделась еще одна типовая задача: прорыв укрепленного района противника и уничтожение его переправ. Вот тут предпочтение для сектора стрельбы однозначно отдавалось носовым курсовым углам.
Исходя из предполагаемых боевых задач, сошлись на концентрации артиллерии главного калибра в носу. Здесь тоже существовали варианты. Первый из них напрашивался сам собой - двухорудийная башня. Такие имели амурские, а также бывшие австро-венгерские мониторы. Однако советские моряки разместили 130-мм орудия по линейно-возвышенной схеме. Явным недостатком этого стало увеличение высоты и силуэта, что не только осложняло маскировку и увеличивало площадь корабля как цели, но и ухудшало маневренные качества Дело в том, что большая парусность предполагает сильный ветровой снос, с которым тем труднее бороться, чем меньше имеет скорость корабль. А сравнительно тихоходные мониторы, как правило, выполняли огневые задачи на стопе или на малых ходах. Впрочем, тогда считалось, что течение реки превалировало над ветровым сносом и в случае с речным монитором парусностью можно пренебречь.

Первый советский монитор получил схему приборов управления стрельбой Гейслера в обеспечении 2,4-м дальномера "Барр и Струд", размещенного в дальномерной рубке. ПУС обеспечивали прицельную наводку орудий и не имели никаких счетно-решающих приборов. Таким образом, "Ударный" мог вести огонь только по видимым целям, или невидимым, но только при стоянке на якоре или швартовых. Однако приборы Гейслера обслуживали и зенитную артиллерию, так как для замера дистанцию имелся специальный зенитный дальномер с базой в полтора метра.
Расположение зенитной артиллерии позволяло сосредоточить на любом направлении огонь не менее одной башни 41-К со спаренными 45-мм пушками и двух пулеметных установок, а на траверзных курсовых углах чуть ли не всех зенитных средств. То есть все сделали почти классически, но только к началу Второй Мировой войны 45-мм полуавтоматы и 7,62-мм пулеметы как зенитные огневые средства уже устарели, а потому "Ударный" оказался фактически безоружен перед воздушным противником. Но на момент вступления корабля в строй в 1934 г. об этом еще не догадывались.

Корпус до ватерлинии, надстройки, орудийные башни, пулеметные башенки с пулеметами, люки, труба, корректировочный пост, мачта, флагшток, шлюпбалка и кат-балки - светло-серый (шаровый) цвет; подводная часть корпуса корабля и командирского катера, рули, половины спасательных кругов, левый отличительный огонь и полоса на трубе - красный; правый отличительный огонь - зеленый; верхняя палуба - черный ("графитовка"); палуба мостика на средней надстройке покрыта деревянными рыбинами; ватерлиния корпуса корабля и катера, шпили, киповые планки и кнехты, половины спасательных кругов, отличительный огонь на мачте - белый; верхний обрез трубы, якорные цепи, роульсы для проводки якорных цепей, клюзы и якоря - черный; винты, кормовой государственный герб, звезды на носу корабля, рында и поручни трапов - бронзовые; стволы орудий - вороненые.

В составе Днепровской флотилии монитор "Ударный" служил до 1940 года. После присоединения к СССР Западной Белоруссии и Западной Украины в руках Красной армии оказалось подавляющее большинство вымпелов бывшей Пинской флотилии Польши. Состояние этих трофеев было приемлемым и они были введены в состав речной флотилии. Таким образом в Днепровской флотилии оказалось сконцентрировано излишнее количество артиллерийских кораблей, в то время как на Дунае, по которому проходила новая граница СССР, бронированных речных кораблей не было. Для соблюдения баланса в количестве речных боевых кораблей с Королевством Румыния и усилением южной границы в июне 1940 года Днепровская флотилия была расформирована, её корабли и суда вошли в состав новообразованных Дунайской и Пинской военных флотилий. Монитор "Ударный" оказался на Дунае и базировался на Измаил.

Речные мониторы Дунайской военной флотилии "Ударный" и "Мартынов" в пункте базирования в Измаиле. Снимок сделан румынской морской разведкой

Великая Отечественная война для "Ударного" началась 25 июня 1941 года. Сводки с фронта сообщали, что "мощный удар по фашистской переправе нанесли мониторы и катера Дунайской речной флотилии в 15 километрах от города Д. Командование противника несколько раз пыталось организовать переправу через реку, но каждый раз неудачно. Наши лётчики быстро находили места скопления противника и громили его. 24 июня фашисты, маскируя переправу своих войск, устроили в разных местах реки несколько ложных переправ.
Наша разведка разоблачила задуманный агрессорами манёвр. Не успели сапёры врага закончить установку понтонного моста и начать пропуск войск, как из-за поворота реки показались советские мониторы и катера. Первыми залпами артиллеристы разбили мост, на который уже вступили 9 вражеских танков и несколько десятков мотоциклов. Танки и мотоциклы оказались в реке. Затем советские корабли открыли огонь по лодкам с пехотой противника. Потоплено 26 лодок, на которых находилось до 500 солдат и офицеров. Две лодки были протаранены катерами.
Разгромив мост, мониторы открыли огонь по подходам к реке. К нашему берегу успели проскочить шесть лодок, с которых высадилось более 100 фашистских солдат. Их встретила огнём подоспевшая к месту боя наша мотопехота и уничтожила. Бой у переправы закончился полным разгромом противника. Весь берег реки устлан сотнями фашистских трупов, разбитыми автомашинами, орудиями и мотоциклами. Враг потерял 9 танков, 29 автомашин, до 40 мотоциклов, 8 орудий и свыше 800 солдат"
.


"Ударный" на довоенном смотре, вид с кормы

Отходя от официальных идеологически выдержанных сообщений, нужно сказать, что на начало 1941 года Дунайская военная флотилия Черноморского флота имела в своём составе 5 мониторов, 22 бронекатера проекта 1125, 7 катеров-тральщиков (по советской классификации - речные тральщики), 6 полуглиссеров, 1 минный заградитель, 17 судов обеспечения. Также флотилии были оперативно подчинены 1 истребительная эскадрилья ВВС ЧФ, 5 артиллерийских батарей, 1 зенитно-артиллерийский дивизион и другие части Дунайского сектора береговой обороны Черноморского флота (ДуСБО ЧФ). Кроме того, на Измаил базировался 4-й Черноморский отряд пограничных судов (4 ЧОПС) Морской пограничной охраны НКВД СССР, имевший более 30 пограничных катеров (в том числе типа "МО"), которые влились во флотилию после начала боевых действий.
Мониторы "Ударный" (флагман флотилии), "Железняков", "Жемчужин", "Мартынов" и "Ростовцев" составляли ударную силу Дунайской флотилии. В первые месяцы Великой Отечественной войны они участвовали в оборонительных сражениях на Дунае и Южном Буге, в Днепро-Бугском лимане и Керченском проливе. Уже 25-26 июня моряки-дунайцы вместе с пограничниками высадили десанты на захваченный врагом берег в районах мыса Сатыл-Ноу и Старой Килии и удерживали занятую территорию до приказа об отходе в Одессу. Это был месяц напряженных боев, беспрерывного отражения атак превосходящих сил противника, месяц ежедневного, ежечасного героизма каждого участника десанта, каждого члена команд боевых кораблей. Давая оценку действиям моряков, нарком Военно-Морского Флота СССР Н. Г. Кузнецов 16 июля 1941 года телеграфировал командующему флотилией контр-адмиралу Н.О. Абрамову: "Дунайская военная флотилии действовала храбро и решительно, полностью выполнила поставленные перед ней задачи, показав прекрасные образцы боевой работы. Уверен, что славные дунайцы и впредь будут бить противника так же, как они били его на Дунае" .

После прорыва кораблей флотилии в Одессу, а затем перехода в Николаев, мониторы "Жемчужин" и "Ростовцев" были направлены под Киев, где они сражались в составе Пинской флотилии, а монитор "Мартынов" принял участие в обороне Никополя. Их судьбы сложились трагически - после форсирования немцами Днепра корабли оказались отрезанными от основных сил флотилии. Израсходовав весь боезапас, моряки взорвали свои корабли и сражались на суше.

Монитор "Ударный" же избежал участи "Жемчужина", "Мартынова" и "Ростовцева" и был перебазирован на Тендровский боевой участок.
11 сентября 1941 года на Каховском плацдарме Вермахт прорвал фронт обороны советской 9-й армии и захватили Очаков, Николаев и Херсон, отрезав тем самым корабли Дунайской флотилии и Тендровский боевой участок от главных сил Красной Армии. Расположенная у трассы единственной морской коммуникации между осажденной Одессой и Севастополем, Тендра стала ключом к морским воротам Одессы. Именно поэтому сюда были стянуты все вспомогательные части флотилии. Заняв оборону на рубеже Збруевка, Чулаковка и Железный порт, они обеспечивали эвакуацию войск и боевой техники на Тендру. Моряков-дунайцев, оборонявшихся в Кинбурнских песках, поддерживали артиллерийским огнем мониторы "Ударный", "Железняков", и бронекатера.

"Ударный" под командованием капитан-лейтенант М.Д. Прохорова дал свой последний бой 19 сентября 1941 года, находясь в мелководном Ягорлыцком заливе Чёрного моря. Пользуясь погодными условиями - туманом со стороны моря - он обстреливал подъездные дороги к селу Ивановка, остановив немецкую механизированную колонну и нанеся ей значительный ущерб в материальной и живой силе. Однако к полудню туман рассеялся, монитор стал прекрасно видимой мишенью и в атаку на него были отправлены немецкие пикировщики "Юнкерс" Ju-87. Считается, что атаку на корабль совершили самолёты из 6-й эскадрильи (6 Staffel) 77-го крыла пикирующих бомбардировщиков (Sturzkampfgeschwader 77, Stg 77)


Эмблема 77-го штурцкампфгешвадера

Первый же из них был сбит огнем зенитных пулеметов. Остальные самолёты, видя, что нос монитора фактически не имеет зенитного вооружения, атаковали его практически безнаказанно, так как единственная находившаяся на носу башня со спаренными 45-мм скорострельными пушками была выброшена взрывом бомбы за борт. По воспоминаниям выживших моряков, во время авианалёта орудия главного калибра "Ударного" стреляли по самолётам шрапнелью.
Нужно отдать должное высокому боевому духу, выучке и дисциплине экипажа небольшого корабля - растерянности и паники не возникло после очередного захода пикировщиков, когда бомбы накрыли боевую рубку и там погибли командир монитора, комиссар и большинство офицеров. Пулеметчики Иван Харитоненко, Павел Борульник и Иван Любенко, истекая кровью, не покинули своих постов и продолжали отстреливаться из зенитных пулемётов. Командир отделения живучести Илья Горулев вместе с машинистами Дмитрием Яковлевым и Николаем Бабьяком, старшиной I статьи Дмитрием Петрушковым и другими матросами под градом осколков заделывали многочисленные пробоины, чтобы корабль мог оставаться на плаву и вести бой.
11 бомб попали в монитор, одна из низ вызвала детонацию погребов башен главного калибра. Одна из башен взрывом была выброшена за борт. Окутанный клубами дыма "Ударный" начал быстро тонуть. Командир дивизиона живучести монитора капитан-лейтенант В.А. Кринов отдал приказ погрузить раненых в единственную уцелевшую шлюпку и покинуть тонущий корабль. Прикрывая отход товарищей, оставшиеся на борту моряки усилили огонь по самолетам. Умирающий, охваченный огнём монитор продолжал сопротивляться: очередной "Юнкерс" был сбит оставшимся на борту после ухода шлюпки зенитчиком Александром Магницким. Этот сбитый "лаптёжник" стал последней жертвой речного корабля - с развевающимся военно-морским флагом "Ударный" лёг на дно.

Командир монитора "Ударный" капитан-лейтенант И.А. Прохоров

В 1963 году остов "Ударного" был обнаружен аквалангистами подводной экспедиции по поиску затонувших кораблей. Осмотревшие впоследствии затонувший корабль аквалангисты спортивного клуба "Садко" из г. Николаева, в своем отчете отмечали, что "Ударный" стоит на дне на ровном киле, погруженный в грунт по ватерлинию. Башни орудий главного калибра разрушены. Ствол одного из орудий взрывом вырван из башни и лежит на грунте вдоль борта. Спаренная 45-мм зенитная установка сорвана с фундамента и лежит на палубе. Впоследствии эта башня была поднята и установлена в г. Николаеве перед Музеем судостроения и флота.


В 1977 году на морском берегу в Покровке нашли человеческие останки. Бывший председатель сельсовета Павел Книга принял решение перезахоронить их там, куда не достает море. Рядом поставили деревянный крест. Впоследствии об этой могиле узнал директор местной школы Александр Кучеренко. Он выяснил, что на побережье похоронен старшина второй статьи с монитора "Ударный" Виктора Прокофьевича Савченко. С тех пор ученики Покровской школы переписываются с теми моряками, кто остался жив. Постепенно удалось собрать уникальный материал о мониторе "Ударный"
В 1983 г. с монитора подняли также 130-мм орудие главного калибра. Ранее поднятые кормовой герб, звезды и счетверенная зенитная пулеметная установка были переданы в Одесский историко-краеведческий музей. Фактические координаты 46°25"N 31°53"E. Глубина около 4 метров. Возвышение над грунтом 3,5 метра.

16 июня 2018 года начались . Пиротехников возглавил начальник группы - водолазный специалист ГПР и СВР АСО СН ГУ ГСЧС Украины в Херсонской области, подполковник службы гражданской защиты Андрей Кочетов. 6 августа 2018 года работы по разминированию монитора "Ударный" были благополучно завершены. Всего на поверхность подняли и уничтожили 1129 боеприпасов различных калибров. Также водолазами были подняты со дна лимана . Все поднятые артефакты отреставрированы и ныне находятся в Национальном музее-заповеднике "Битва за Киев в 1943 году".

За многочисленные дополнения, указания и сведения по монитору "Ударный" огромное спасибо хочу сказать Сергею Гафарову из киевской общественной организации "Товарищество ветеранов разведки Военно-Морского Флота" - без его помощи этот пост не случился бы!