«Воевода» (ракета): характеристики межконтинентальной баллистической ракеты. Ракета "Сатана": технические характеристики

Ракетный комплекс Р-36М2 "Воевода" (15П018М) четвертого поколения с многоцелевой межконтинентальной ракетой тяжелого класса 15А18М разработан в Конструкторском бюро "Южное" (г.Днепропетровск) под руководством академика В. Ф. Уткина в соответствии с тактико-техническими требованиями Министерства обороны СССР и Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 09.08.83 г. Комплекс "Воевода" создан в результате реализации проекта совершенствования комплекса стратегического назначения тяжелого класса Р-36М (15П018) и предназначен для поражения всех видов целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в т.ч. при многократном ядерном воздействии по позиционному району (гарантированный ответный удар).

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года (грн. Домбаровский, командир О.И.Карпов). Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 11.08.1988 г. ракетный комплекс принят на вооружение.

Испытания комплекса со всеми видами боевого оснащения завершились в сентябре 1989 года.

Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов среди зарубежных РК. Высокий уровень тактико-технических характеристик делает его надежной основой СЯС в решении задач поддержания военно-стратегического паритета. До последнего времени РК являлся базовым по созданию асимметричных мер противодействия многоэшелонированной системе ПРО с элементами космического базирования.

Под руководством главного конструктора КБ Машиностроения (г.Коломна) Н.И.Гущина был создан комплекс (комплекс 171) активной защиты ШПУ РВСН от ядерных боевых блоков и высоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлен маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

На 1998 год было развернуто 58 ракет Р-36М2 (обозначение НАТО SS-18 "Satan" mod.5&6 ,РС-20В ).

Состав

С целью обеспечения качественно нового уровня ТТХ и высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения разработка РК "Воевода" велась в следующих направлениях:

  • дальнейшее повышение живучести ПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения РК;
  • расширение оперативных возможностей по переприцеливанию ракет, в т.ч. стрельбы по неплановым целеуказаниям;
  • обеспечение стойкости ракеты в полете к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов (ЯВ);
  • увеличение автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации.

Одним из основных преимуществ созданного РК является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ЯВ. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в ШПУ и значительного повышения стойкости ракеты в полете к поражающим факторам ЯВ (корпус ракеты вафельно-сварной конструкции из АМг-6 НПП с многофункциональным покрытием, введена схемно-алгоритмическая защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения при ЯВ и в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя после прохождения зоны высотных блокирующих ЯВ, форсирование по тяге двигателей I и II ступеней ракеты, повышение стойкости систем и элементов (см. фото1 , фото2 , фото3 , фото4 ).

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ЯВ, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ЯВ.

Эффективность, гибкость и оперативность боевого применения комплекса значительно увеличена за счет:

  • повышения точности в 1,3 раза;
  • применения зарядов повышенной мощности;
  • увеличения площади зоны разведения боевых блоков в 2,3 раза;
  • возможности пуска из режима постоянной боеготовности по одному из плановых целеуказаний, а также оперативного переприцеливания и пуска по любому неплановому целеуказанию, переданному из высшего звена управления;
  • увеличения в 3 раза длительности автономности;
  • уменьшения в 2 раза времени боеготовности.

В результате внедрения прогрессивных технических решений энергетические возможности ракеты увеличены на 12% по сравнению с ракетой 15А18 при выполнении условий ограничения по габаритам и стартовому весу, накладываемых Договором ОСВ-2.

Разработка РК (см. схему ) проводилась на основе созданной инфраструктуры предшествовавшего ему комплекса 15П018. При этом в максимальной степени использовались имеющиеся инженерные сооружения, коммуникации и системы. Высокоэффективная многоцелевая ракета на жидких высококипящих компонентах топлива, полностью ампулизированная, предназначена для поражения особо важных объектов, расположенных в диапазоне дальности от средней до межконтинентальной.

Ракета (см. фото ) разработана в габаритах и стартовом весе ракеты 15А18 по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней и системы разведения элементов боевого оснащения. На ракете сохранены схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов БО, показавшие высокий уровень технического совершенства и надежности в составе ракеты 15А18.

Реализованные для обеспечения ответно-встречного пуска уровни стойкости ракеты к ПФЯВ обеспечивают успешный пуск ее после непоражающего ЯВ непосредственно по ПУ и без снижения боевой готовности при воздействии по соседней ПУ. При этом достигнуто увеличение энергетических возможностей ракеты за счет:

  • улучшения характеристик двигателя, внедрения оптимальной схемы выключения ДУ;
  • выполнения двигательной установки II ступени в "утопленном" варианте в полости горючего;
  • улучшения аэродинамических характеристик.

Двигательная установка разведения представляет собой четырехкамерный ЖРД с поворотными камерами сгорания, которые выдвигаются в рабочее положение в полете. Универсальная жидкостная система разведения эксплуатируется в составе ракеты (в отличие от ракеты 15А18), что позволило осуществлять полную сборку ракеты в условиях завода-изготовителя, упростить технологию работ на боевых объектах, повысить надежность и безопасность эксплуатации.

Для ракеты разработан новый цельный головной обтекатель оживальной формы, обеспечивающий надежную защиту ГЧ от ПФЯВ, в т.ч. от крупных частиц грунта, и улучшение аэродинамических характеристик.

ТТТ предусматривали боевое оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

  • две моноблочные ГЧ с "тяжелым" и "легким" ББ;
  • РГЧ с десятью неуправляемыми ББ;
  • РГЧ смешанной комплектации в составе шести неуправляемых и четырех управляемых ББ с системой самонаведения по картам местности.

Управляемый боевой блок 15Ф178 разрабатывался для РГЧ смешанной комплектации. Выполнен в виде биконического тела минимального аэродинамического сопротивления. В качестве исполнительных органов управления полетом УББ на атмосферном участке были приняты отклоняемый конический стабилизатор - для тангажа и рысканья и аэродинамические рули крена. В полете обеспечивалось стабильное положение центра давления блока при изменении угла атаки. Ориентацию и стабилизацию УББ вне атмосферы обеспечивала установка реактивной тяги, работавшая на сжиженной углекислоте.

В составе боевого оснащения созданы высокоэффективные СП ПРО (ТЛЦ, ЛЛЦ, ДО), которые размещаются в специальных кассетах, применены термоизолирующие чехлы ББ.

Система управления - на базе двух высокопроизводительных ЦБК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе БД высокоточного ККП с использованием элементной базы повышенной стойкости к ПФЯВ. В СУ был реализован целый ряд принципиально новых идей:

  • обеспечение работоспособности после воздействия ядерного взрыва в полёте;
  • высокоточное индивидуальное разведение боевых блоков;
  • "прямой" метод наведения не требующий ранее подготовленного полётного задания;
  • обеспечение дистанционного нацеливания и т.д.

Решение этих задач обеспечивалось новым мощным бортовым вычислительным комплексом с использованием полупроводниковых "пережигаемых" постоянных и электронных оперативных запоминающих устройств. Основная элементная база разрабатывалась и изготавливалась в Минском производственном объединении "Интеграл" и обеспечивала необходимый уровень радиационной стойкости. Кроме стандартных блоков в состав бортового комплекса входил, впервые реализованный в СССР, блок специализированного запоминающего устройства на ферритовых сердечниках с внутренним диаметром 0,4 мм, через который прошивались 3 провода тоньше человеческого волоса. Для одного из видов боевых блоков было разработано и впервые в Советском Союзе прошло лётные испытания запоминающее устройство на цилиндрических магнитных доменах.

Требуемый температурный режим для непрерывно работающих приборов обеспечивается вновь созданной СТР (сброс тепла в объем ПУ).

Боевое применение обеспечивалось в любых метеоусловиях при температуре воздуха от -50 до +50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и в условиях ядерного воздействия по БРК

Тактико-технические характеристики

Общие характеристики
Максимальная дальность стрельбы, км:
- с РГЧ "тяжелого" класса
- с моноблочной ГЧ

11000
16000
Точность стрельбы, км ±0.5
Обобщенный показатель надежности 0.935
Стойкость ракеты к ПФЯВ в полете 2 уровень (обеспечивается ответно-встречный пуск)
Время пуска из полной боевой готовности, с 62
Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве (по безрегламентной схеме для ПУ) , лет 15
Ракета 15А18М
Диаметр, м 3
Длина, м 34.3
Стартовый вес ракеты, тс:
- с РГЧ
- с ГЧ "легкого" класса

211.4
211.1
Вес головной части, тс:
- с 10-блочной РГЧ
- с ББ "легкого" класса

8.73
8.47
Топливо:
- окислитель
- горючее

АТ
НДМГ
Вес топлива, тс:
- I ступени
- II ступени
- ступени разведения

150.2
37.6
2.1
Полетная надежность 0.974
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Go, кгс/тс 42.1
Характеристики ДУ
Тяга ДУ (на земле/в пустоте), тс:
- I ступени
- II ступени
- ступени разведения

468.6/504.9
- / 85.3
- / 1.9
удельный импульс ДУ (на земле/в пустоте), с:
- I ступени
- II ступени
- ступени разведения

295.8/318.7
- / 326.5
- / 293.1

Испытания и эксплуатация

Высокие боевые и эксплуатационные характеристики ракетного комплекса подтверждены наземными (в т.ч. физический опыт) и летными испытаниями. По программе совместных летных испытаний на 5 НИИП проведено 26 пусков, из них 20 успешных. Причины неуспешных пусков установлены. Проведены схемно-конструкторские доработки, позволившие устранить выявленные недостатки и завершить летные испытания 11 успешными пусками. Всего проведено 33 пуска, фактическая полетная надежность ракеты по совокупности проведенных пусков составляет 0,974.

В процессе СЛИ было принято решение исключить из обязательного состава боевого оснащения "тяжелый" ББ и РГЧ смешанной комплектации. ГЧ с "тяжелым" ББ готовилась к производству, но летным испытаниям не подвергалась. РГЧ смешанной комплектации испытывалась в составе ракеты 15А18М пусками по району "Кура" (3 пуска). Для продолжения летных испытаний были подготовлены две ракеты 15А18М, два носителя 8К65МР и полный комплект боевых блоков. Однако после 1991г. работы по УББ были закрыты. Такая же участь постигла и работы КБЮ по проникающим боевым блокам.

Экспериментальный проникающий блок был создан на базе аэродинамической конструкции штатного ББ 15Ф158У при участии ВНИИЭФ (С. Н. Лазарев, А. И. Рудаков, В. И. Уваров). В блоке устанавливался носовой проникатель из титанового сплава. Изготовление проникателя было освоено на Павлоградском механическом заводе. Отработка проведена на моделях стрельбой из артиллерийского орудия в грунт. Натурные образцы были испытаны в пусках по полигону "Аральск" на ракете 8К63 и по району "Кура" на ракете 15А18. В период 1989-1990 гг. были проведены ЛКИ пяти блоков с успешными результатами. Однако работы по штатному проникающему ББ, начатые на основе накопленного опыта, были закрыты после 1991 г.

Источники

  1. "Призваны временем. Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро "Южное"./ Под общей редакцией С.Н.Конюхова/. Д.: Арт-Пресс, 2004,-232с.
  2. Карпенко А.В., Уткин А.Ф., Попов А.Д. "Отечественные стратегические ракетные комплексы". СПб, Невский бастион-Гангут 1999 год.
  3. Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М (15А14) / Р-36МУ (15А18) / Р-36М2 (15А18У)
  4. С. Деревяшкин,А.Богатырев, "Сатана" - дочь "Воеводы" «Красная звезда». 21.04.2001
  5. Ракета носитель "Днепр" ICS "Космотранс"

Мощнейшая ракета на Земле на сегодня – это РС-36М или SS-18 «Сатана» (по классификации специалистов НАТО), по российской системе обозначений оружие называется «Воевода». Состоит на вооружении РВСН с конца 70-х годов и по сегодняшний день.

Это самая страшная ракета для потенциальных врагов, поскольку для нее нет недостижимой точки на Земле, и в считанные секунды ее боевой заряд сметет все живое в радиусе 500 км2. Поэтому на Западе РС-36М считается созданием дьявола. Наличие такого вооружения препятствует агрессии со стороны западных «партнеров» и служит сдерживающим фактором для развязывания глобальной войны.

История

Двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана» разрабатывалась на базе другой ракеты Р-36, но конструкторами были произведены существенные доработки. Проектировать оружие начали в 1969 году, сборка экспериментальных образцов завершилась к концу 1975 года.

В 1970 году в конструкцию внедрили изменения, касающиеся повышения надежности основных деталей и оборудования. В середине того же года все контролирующие инстанции одобрили окончательный проект «Сатаны» и КБ «Южное» получило разрешение на выпуск модернизированных РС-36М. Последние пробные запуски произведены в конце ноября 1979 года.

Ракета «Сатана» создавалась специалистами конструкторского бюро «Южное», руководитель М.К. Янгель, а после его ухода из жизни – В.Ф. Уткин. Была спроектирована совершенно уникальная межконтинентальная ракета с улучшенными техническими параметрами.

При запусках ракет, имеющих большую массу, специалисты сталкивались с проблемой их амортизации в шахтах.

Конструкторы легендарного КБ «Спецмаш» решили применить сжатый газ для придания ускорения на старте. Подобный принцип получил название минометного старта, что было применено впервые для оружия таких размеров и веса. Применение подобной схемы существенно снижает массу боевой единицы и затраты на ее запуск.

Кроме этого, специалисты создали амортизаторы, которые давали возможность запускать и более массивные ракеты, чем «Сатана». Благодаря уникальному способу запуска, РС-36М «Воевода» опередила минимум на 30 лет все существующие в мире ракетные системы.


К разработчикам из КБ «Южное» и КБ «Спецмаш» присоединились и москвичи из КБТМ. Руководитель проекта В. Соловьев предложил маятниковую систему крепления в ШПУ. Проект был одобрен Минобщемашем и разрешен к выпуску, но принята в окончательном виде все-таки разработка «Спецмаша» с минометным способом запуска с применением усиленных амортизаторов.

Окончательный проект Р-36М включал 4 типа боеголовок:

  1. одноблочная ГЧ 15Ф171 с ББ 15Ф172 – мощность более 20 Мт;
  2. РГЧ 15Ф173 включает10 неуправляемых скоростных боевых боеголовок (ББ) 15Ф174 – мощность каждой более 0,8 Мт;
  3. ГЧ 15Ф175 с “легким” ББ 15Ф176 – мощность около 8,3 Мт;
  4. разделяющаяся головная часть 15Ф177 с шестью неуправляемыми ББ 15Ф174 и четырьмя управляемыми ББ 15Ф178.

Были и другие разработки, но до серий они не дошли.

Технология установки в шахту и проведение испытаний

Для проведения полноценных испытаний модернизированного ракетного комплекса в 1971 году на Байконуре была создана специальная пусковая площадка. В процессе испытаний использовался муляж ракеты, поскольку испытать подобное оружие без катастрофических последствий для окружающей среды невозможно.


Испытатели проверяли способность «Сатаны» взлететь как минимум на высоту 20 метров. Также проверялась работоспособность двигателей и своевременность их запуска. Всего было произведено 43 запуска, 36 из которых прошли успешно, но 7 раз муляж ракеты падал на землю.

Конструкторы предусмотрели революционный для нашей страны метод установки по схеме завод – старт. Он предусматривал полную сборку «Воеводы» на заводе с последующим монтажом непосредственно в шахту.

В результате сократилось время нахождения комплекса без защиты.

Основной риск оставался только на этапе доставки комплекса к месту запуска. «Сатану» привозили железнодорожным транспортом, контейнер перегружали без использования подъемного крана на специальную транспортную тележку. Посредством этой тележки она доставлялась к ШПУ и автоматически монтировалась.


Стыковку непосредственно ракеты с ее боевой частью выполняли после ее заправки. Для этого в баки заливали около 180 тонн ядовитых и довольно агрессивных веществ. После соединения частей ракеты крышу ШПУ закрывали, опечатывали и сдавали под охрану караульным ракетчикам.

Особенности конструкции

Специально для новой ракеты КБ «Энергомаш» спроектировало двигатель РД-264, состоящий из 4-х ракетных установок РД-263 с одной камерой. Он устанавливался на первую ступень «Сатаны». Вторая ступень оснащалась однокамерным маршевым двигателем РД-0228, созданным специалистами КБ Химической автоматики, руководитель А. Конопатов.


Дальнейшее производство велось на Южмаше г. Днепропетровск. Дополнительно имеется четырехкамерный рулевой двигатель. Двигательные установки работают на несимметричном диметилгидразине с азотным тетраксидном окислителем. Промежуточный поддон разделяет бак с горючим и емкость с окислителем.

Ступени разделяются по принципу газодинамики – срабатывают разрывные болты, соединяющие части ракеты, выбрасываются газы наддува топливных баков через предназначенные для этого окна.

По корпусу проведена, защищенная кожухом, сеть кабелей и пневмогидравлическая система.

За точность стрельбы отвечает цифровая вычислительная система, установленная на борту «Сатаны». Боевое оснащение отличается повышенной надежностью, точностью попадания, ядерной безопасностью при хранении, пожаробезопасностью, стойкостью к различным видам излучений.

В случае применения потенциальными противниками ядерного удара по району базирования Р-36М, теплозащитное покрытие поможет преодолеть зараженную зону, а гамма-нейтронные датчики выключат силовую установку, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Ракета продолжит движение вне опасной зоны и поразит намеченную ранее цель. Таким образом, «Сатана» малоуязвима для ядерных сил неприятеля и систем противоракетной обороны.


Конструкторские решения улучшили такую характеристику, как точность стрельбы в три раза по сравнению с ранее созданной Р-36. Время подготовки к пуску сократилось практически в 4 раза. Защита пусковой установки была улучшена в 30 раз.

Тактико-технические характеристики

ТТХР-36М «Сатана» уникальны и до сих пор не имеют аналогов в мире. Ракета обладает отличными боевыми и техническими характеристиками. Самые значимые из них представлены в таблице.

Длина ракеты, м 34,3
Диаметр, м 3
Масса на старте, т 211,4
Масса головной части, т 8,47 – 8,73
Масса горючего, т 180
Жидкое топливо I ступени, т 150,2
Жидкое топливо II ступени, т 37,6
Жидкое топливо ступени разведения, т 2,1
Окислитель азотный тетраоксид
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Go, кгс/тс 42.1
Максимальная дальность полета ракеты, км 16000
Число ступеней 2
Коэффициент полетной надежности 0,974
Уровень надежности 2
Продленный срок эксплуатации, лет 25
Гарантийный срок службы, лет 15
Температура воздуха для возможности боевого применения ракеты от -50 до +50°С
Скорость ветра для возможности боевого применения, м/с до 25
Скорость полета ракеты, м/с до 3120
Количество боевых боеголовок в одной ракете 10
Система управления инерциальная автономная
Тип запуска Минометный старт из ШПУ
Радиус гарантированного точного попадания в цель, м 1 000

Несмотря на неоднократные попытки наших, так называемых, западных «партнеров», уничтожить или значительно уменьшить запас этих ракет в системе ядерного щита страны, «Воеводы до сих пор несут службу на рубежах России. Они будет работать на оборону страны в РВСН Российской Федерации до 2026 г.

Боевое применение

На вооружении России сегодня стоят 75 «Сатана». Ракеты заключают в себе 750 ядерных боезарядов. Всего ядерный щит РФ насчитывает больше чем 1670 боевых зарядов и половина из них – это «Сатана». Но с 2015 года часть ракет этой модификации постепенно заменяется более современными боевыми ракетными комплексами.

Боевое применение «Сатаны» не осуществлялось ни разу из-за того, что это очень мощное смертоносное оружие может нанести непоправимый ущерб экологии и человечеству в целом. Применение даже одной ракеты может привести к исчезновению, например, целого штата на территории США. В середине 80-х гг. производилась массовая замена Р-36М на усовершенствованные установки.

Вместо утилизации из-за ее дороговизны, было принято решение об их использовании для запуска искусственных спутников.

Р-36М недоступна электромагнитным импульсам, так как СУ «Воеводы» продублированы пневматическими и электронными автоматами. Для преодоления противоракетной обороны неприятеля «Сатану» оснастили ложными целями, как легкими, так и квазитяжелыми, дипольными отражателями и генераторами активных помех.

Благодаря усилиям советских ученых и конструкторов, работавших над созданием баллистического ракетного комплекса «Сатана» или «Воевода», было создано уникальнейшее и сильнейшее оружие на планете. Эти межконтинентальные ракеты являются гордостью Российских РВСН и в наше время.

Несмотря на огромные прилагаемые усилия, потенциальные противники Российской Федерации до сих пор не смогли создать ничего подобного по мощи и эффективности. России можно не опасаться за безопасность нашей Родины и ее жителей.

Видео

1975 (РГЧ)
15А18: 18 сентября
15А18М: 11 августа

Производитель ПО Южмаш Годы производства с 1970 года Единиц произведено 500
100 Р-36М2 Годы эксплуатации Р-36М до 1982 года Основные эксплуатанты СССР СССР /Россия Россия РВСН Модификации ракеты семейства Р-36М:
Р-36М (15А14)
Р-36М УТТХ (15А18)
Р-36М2 (15А18М)
Р-36М3 "Икар"
космические ракеты:
«Днепр» (15А18) (конверсионная) Основные технические характеристики

Р-36М:
Масса: 211,4 т
Диаметр: 3 м
Длина: 34,6 м
Забрасываемый вес: 8800 кг
Тип ГЧ: 1х25 Мт, 1х8 Мт или РГЧ ИН 8х1 Мт или 10х1 Мт
Максимальная дальность: 11000-16000 км
Обобщённый показатель надёжности: 0,935

Изображения на Викискладе

Ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной баллистической ракетой тяжёлого класса предназначен для поражения всех видов целей, защищённых современными средствами ПРО , в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Его применение позволяет реализовать стратегию гарантированного ответного удара .

Основные черты комплекса:

История создания [ | ]

Ракетный комплекс «Воевода»
с ракетой Р-36М2

Разработку стратегического ракетного комплекса Р-36М с тяжёлой межконтинентальной баллистической ракетой третьего поколения 15А14 и шахтной пусковой установкой повышенной защищённости 15П714 вело КБ «Южное ». В новой ракете были использованы все лучшие наработки, полученные при создании предыдущего комплекса - Р-36 .

Применённые при создании ракеты технические решения позволили создать самый мощный в мире боевой ракетный комплекс. Он значительно превосходил и своего предшественника - Р-36:

  • по точности стрельбы - в 3 раза.
  • по боеготовности - в 4 раза.
  • по энергетическим возможностям ракеты - в 1,4 раза.
  • по первоначально установленному гарантийному сроку эксплуатации - в 1,4 раза.
  • по защищённости пусковой установки - в 15-30 раз.
  • по степени использования объёма пусковой установки - в 2,4 раза.

Двухступенчатая ракета Р-36М была выполнена по схеме «тандем» с последовательным расположением ступеней. Для наилучшего использования объёма из состава ракеты были исключены сухие отсеки, за исключением межступенчатого переходника второй ступени. Применённые конструктивные решения позволили увеличить запас топлива на 11 % при сохранении диаметра и уменьшении суммарной длины первых двух ступеней ракеты на 400 мм по сравнению с ракетой 8К67.

На первой ступени применена двигательная установка РД-264 , состоящая из четырёх работающих по замкнутой схеме однокамерных двигателей 15Д117, разработанных КБЭМ (главный конструктор - В. П. Глушко). Двигатели закреплены шарнирно и их отклонение по командам системы управления обеспечивает управление полётом ракеты.

На второй ступени применена двигательная установка, состоящая из работающего по замкнутой схеме основного однокамерного двигателя 15Д7Э (РД-0229) и четырёхкамерного рулевого двигателя 15Д83 (РД-0230), работающего по открытой схеме.

Разделение первой и второй ступеней газодинамическое. Оно обеспечивалось срабатыванием разрывных болтов и истечением газов наддува топливных баков через специальные окна.

Благодаря усовершенствованной ракеты с полной ампулизацией топливных систем после заправки и исключением утечки сжатых газов с борта ракеты удалось добиться увеличения времени нахождения в полной боевой готовности до 10-15 лет с потенциальной возможностью эксплуатации до 25 лет.

Принципиальные схемы ракеты и системы управления разработаны исходя из условия возможности применения трёх вариантов ГЧ:

  • Лёгкая моноблочная с зарядом мощностью 8 Мт и дальностью полёта 16 000 км;
  • Тяжёлая моноблочная с зарядом мощностью 20-25 Мт и дальностью полёта 11 200 км;
  • Разделяющаяся ГЧ (РГЧ) из 8 боевых блоков мощностью по 1,3 Мт;

Все головные части ракеты оснащались усовершенствованным комплексом средств преодоления ПРО . Для комплекса средств преодоления ПРО ракеты 15А14 впервые были созданы квазитяжёлые ложные цели . Благодаря применению специального твердотопливного двигателя разгона, прогрессивно возрастающая тяга которого компенсирует силу аэродинамического торможения ложной цели, удалось добиться имитации характеристик боевых блоков практически по всем селектирующим признакам на внеатмосферном участке траектории и значительной части атмосферного.

Одним из технических новшеств, в значительной степени определившим высокий уровень характеристик нового ракетного комплекса, явилось применение миномётного старта ракеты из транспортно-пускового контейнера (ТПК) . Впервые в мировой практике была разработана и внедрена миномётная схема для тяжёлой жидкостной МБР. При старте давление, создаваемое пороховыми аккумуляторами давления , выталкивало ракету из ТПК и только после покидания шахты запускался двигатель ракеты.

Ракета, помещённая на заводе-изготовителе в транспортно-пусковой контейнер , транспортировалась и устанавливалась в шахтную пусковую установку (ШПУ) в незаправленном состоянии. Заправка ракеты компонентами топлива и подстыковка головной части производились после установки ТПК с ракетой в ШПУ. Проверки бортовых систем, подготовка к запуску и пуск ракеты осуществлялись автоматически после получения системой управления соответствующих команд с удалённого командного пункта. Чтобы исключить несанкционированный запуск, система управления принимала к исполнению только команды с определённым кодовым ключом. Применение такого алгоритма стало возможным благодаря внедрению на всех командных пунктах РВСН новой системы централизованного управления.

Система управления [ | ]

Разработчик системы управления (включая БЦВМ) - Конструкторское бюро электроприборостроения (КБЭ, ныне ОАО «Хартрон», город Харьков), бортовую ЭВМ производил Киевский радиозавод, серийно система управления выпускалась на заводах имени Шевченко и «Коммунар» (Харьков).

Испытания [ | ]

Бросковые испытания ракеты с целью отработки системы миномётного старта начались в январе 1970 года , лётные испытания проводились с 21 февраля . Уже на первых пусках по полигону Кура на Камчатке система управления позволила получить отклонение по азимуту-дальности 600х800 метров.

Из 43 испытательных запусков 36 окончились успешно и 7 окончились неудачей.

Моноблочный вариант ракеты Р-36М с «лёгкой» ГЧ был принят на вооружение 20 ноября 1978 года . Вариант с разделяющейся головной частью был принят на вооружение 29 ноября 1979 года . Первый ракетный полк с МБР Р-36М заступил на боевое дежурство 25 декабря 1974 года .

В 1980 году ракеты 15А14, находившиеся на боевом дежурстве, были переоснащены без извлечения из ШПУ усовершенствованными РГЧ, созданными для ракеты 15А18. Ракеты продолжили боевое дежурство под обозначением 15А18-1.

В 1982 году МБР Р-36М были сняты с боевого дежурства и заменены ракетами Р-36М УТТХ (15А18).

Р-36М УТТХ [ | ]

Разработка стратегического ракетного комплекса третьего поколения Р-36М УТТХ (индекс ГРАК - 15П018 , код СНВ - РС-20Б , по классификации МО США и НАТО - SS-18 Mod.4 ) с ракетой 15A18 , оснащённой 10-блочной разделяющейся головной частью, началась 16 августа 1976 года.

Ракетный комплекс создавался в результате реализации программы совершенствования и повышения боевой эффективности ранее разработанного комплекса 15П014 (Р-36М). Комплекс обеспечивает поражение одной ракетой до 10 целей, включая высокопрочные малоразмерные либо особо крупные площадные цели, расположенные на местности площадью до 300 000 км², в условиях эффективного противодействия средств ПРО противника. Повышение эффективности нового комплекса было достигнуто за счёт:

Компоновочная схема ракеты 15А18 аналогична схеме 15А14. Это двухступенчатая ракета с тандемным расположением ступеней. В составе новой ракеты без доработок использованы первая и вторая ступени ракеты 15А14. Двигатель первой ступени - четырёхкамерный ЖРД РД-264 закрытой схемы. На второй ступени используется однокамерный маршевый ЖРД РД-0229 закрытой схемы и четырёхкамерный рулевой ЖРД РД-0257 открытой схемы. Разделение ступеней и отделение боевой ступени - газодинамическое.

Основное отличие новой ракеты заключалось во вновь разработанной ступени разведения и РГЧ с десятью новыми высокоскоростными боевыми блоками, с зарядами повышенной мощности. Двигатель ступени разведения - четырёхкамерный, двухрежимный (тягой 2000 кгс и 800 кгс) с многократным (до 25 раз) переключением между режимами. Это позволяет создавать наиболее оптимальные условия при разведении всех боевых блоков. Ещё одна конструктивная особенность этого двигателя - два фиксированных положения камер сгорания. В полёте они располагаются внутри ступени разведения, но после отделения ступени от ракеты специальные механизмы выводят камеры сгорания за наружный контур отсека и разворачивают их для реализации «тянущей» схемы разведения боевых блоков. Сама РГЧ выполнена по двухъярусной схеме с единым аэродинамическим обтекателем . Также были увеличены объём памяти БЦВМ и модернизирована система управления, для использования улучшенных алгоритмов. При этом точность стрельбы была улучшена в 2,5 раза, а время готовности к запуску сократилось до 62 секунд.

Ракета Р-36М УТТХ в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) устанавливается в шахтную пусковую установку и находится на боевом дежурстве в заправленном состоянии в полной боевой готовности. Для загрузки ТПК в шахтное сооружение в СКБ МАЗ разработано специальное транспортно-установочное оборудование в виде полуприцепа высокой проходимости с тягачом на базе МАЗ-537 . Используется миномётный метод запуска ракеты.

Лётно-конструкторские испытания ракеты Р-36М УТТХ начались 31 октября 1977 года на полигоне Байконур . По программе лётных испытаний проведено 19 пусков, из них 2 неудачно. Причины этих неудач были выяснены и устранены, эффективность принятых мер подтверждена последующими пусками. Всего проведено 62 пуска, из них 56 - успешных.

18 сентября 1979 года три ракетных полка приступили к несению боевого дежурства на новом ракетном комплексе. По состоянию на 1987 год было развёрнуто 308 МБР Р-36М УТТХ в составе шести ракетных дивизий. На май 2006 года в состав РВСН входило 74 шахтные пусковые установки с МБР Р-36М УТТХ и Р-36М2, оснащённых 10 боевыми блоками каждая.

Высокая надёжность комплекса подтверждена 159 пусками по состоянию на сентябрь 2000 года, из которых только четыре были неудачными. Эти отказы при пусках серийных изделий обусловлены производственными дефектами.

Также было создано совместное российско-украинское предприятие по разработке и дальнейшему коммерческому использованию ракеты-носителя лёгкого класса «Днепр » на базе ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2.

Р-36М2 [ | ]

Ракета Р-36М2 без ТПК. Двигательная установка первой ступени закрыта поддоном.

9 августа 1983 года постановлением Совета Министров СССР КБ «Южное» была поставлена задача доработать ракету Р-36М УТТХ, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской противоракетной обороны (ПРО). Кроме того, было необходимо повысить защищённость ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва .

В результате применения новейших технических решений, энергетические возможности ракеты 15А18М увеличены на 12 % по сравнению с ракетой 15А18. При этом выполняются все условия ограничений по габаритам и стартовому весу, накладываемые договором ОСВ-2 . Ракеты этого типа являются самыми мощными из всех межконтинентальных баллистических ракет. По технологическому уровню комплекс не имеет аналогов в мире. В ракетном комплексе применена активная защита шахтной пусковой установки от ядерных боевых блоков и высокоточного неядерного оружия, а также впервые в стране осуществлён маловысотный неядерный перехват высокоскоростных баллистических целей.

По сравнению с прототипом, в новом комплексе удалось добиться улучшения многих характеристик:

Для обеспечения высокой боевой эффективности в особо сложных условиях боевого применения при разработке комплекса Р-36М2 особое внимание уделялось следующим направлениям:

  • повышение защищённости и живучести ШПУ и КП;
  • обеспечение устойчивости боевого управления во всех условиях применения комплекса;
  • увеличение времени автономности комплекса;
  • увеличение гарантийного срока эксплуатации;
  • обеспечение стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам наземных и высотных ядерных взрывов;
  • расширение оперативных возможностей по перенацеливанию ракет.

Одним из основных преимуществ нового комплекса является возможность обеспечения пусков ракет в условиях ответно-встречного удара при воздействии наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счёт повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости ракеты в полёте к поражающим факторам ядерного взрыва. Корпус ракеты имеет многофункциональное покрытие, введена защита аппаратуры системы управления от гамма-излучения , в 2 раза повышено быстродействие исполнительных органов автомата стабилизации системы управления, отделение головного обтекателя осуществляется после прохождения зоны высотных блокирующих ядерных взрывов, двигатели первой и второй ступеней ракеты форсированы по тяге.

В результате радиус зоны поражения ракеты блокирующим ядерном взрывом, по сравнению с ракетой 15А18, уменьшен в 20 раз, стойкость к рентгеновскому излучению повышена в 10 раз, гамма-нейтронному излучению - в 100 раз. Обеспечена стойкость ракеты к воздействию пылевых образований и крупных частиц грунта, имеющихся в облаке при наземном ядерном взрыве.

Стационарный ракетный комплекс 15П018М включает в себя 6-10 межконтинентальных баллистических ракет 15А18М , смонтированных в шахтных пусковых установках 15П718М , а также унифицированный командный пункт УКП 15В155 высокой защищённости.

Конструкция [ | ]

Ракета выполнена по двухступенчатой схеме с последовательным расположением ступеней. На ракете применяются аналогичные схемы старта, разделения ступеней, отделения ГЧ, разведения элементов боевого оснащения, показавшие высокий уровень технического совершенства и надёжности в составе ракеты 15А18.

В состав двигательной установки первой ступени ракеты входят четыре шарнирно закреплённых однокамерных ЖРД , имеющих турбонасосную систему подачи топлива и выполненных по замкнутой схеме.

В состав двигательной установки второй ступени входят два двигателя: маршевый однокамерный РД-0255 с турбонасосной подачей компонентов топлива, выполненный по замкнутой схеме и рулевой РД-0257, четырёхкамерный, открытой схемы, ранее уже использовавшийся на ракете 15А18. Двигатели всех ступеней работают на жидких высококипящих компонентах топлива НДМГ +АТ , ступени полностью ампулизированы.

Система управления разработана на базе двух высокопроизводительных ЦВК (бортового и наземного) нового поколения и непрерывно работающего в процессе боевого дежурства высокоточного комплекса командных приборов.

Для ракеты разработан новый головной обтекатель , обеспечивающий надёжную защиту головной части от поражающих факторов ядерного взрыва. Тактико-технические требования предусматривали оснащение ракеты четырьмя типами головных частей:

Термоядерные заряды покрыты слоем тяжёлого и плотного металла - урана-238 для защиты от проектировавшегося в то время лазерного оружия в США по программе СОИ, а также от кинетического и осколочно-фугасного противоракетного оружия.

В составе любого типа боевого оснащения применён КСП ПРО состоящего из ложных целей, генераторов активных радиопомех, дипольных отражателей (РЭБ).

Испытания [ | ]

Лётно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый пуск 21 марта закончился аварийно: из-за ошибки в системе управления не запустилась двигательная установка первой ступени. Ракета, выйдя из ТПК, тут же упала в ствол шахты, её взрыв полностью разрушил пусковую установку. Человеческих жертв не было.

Первый ракетный полк с МБР Р-36М2 встал на боевое дежурство 30 июля 1988 года, а 11 августа ракетный комплекс принят на вооружение . Лётно-конструкторские испытания новой межконтинентальной ракеты четвёртого поколения Р-36М2 (15А18М) со всеми видами боевого оснащения были завершены в сентябре 1989 года.

Пуски [ | ]

21 декабря 2006, в 11 часов 20 минут по мск, был произведён учебно-боевой пуск РС-20В. По словам главы службы информации и общественных связей РВСН полковника Александра Вовка, учебно-боевые блоки ракеты, запущенные из Оренбургской области (Приуралье), с заданной точностью поразили условные цели на полигоне Кура полуострова Камчатка в Тихом океане. Первая ступень упала в зоне Вагайского, Викуловского и Сорокинского районов Тюменской области. Она отделилась на высоте 90 километров, остатки топлива сгорели во время падения на землю. Пуск прошёл в рамках опытно-конструкторской работы «Зарядье». Пуски дали утвердительный ответ на вопрос о возможности эксплуатации комплекса Р-36М2 в течение 20 лет.

24 декабря 2009, в 9 часов 30 минут по мск, был произведён пуск РС-20В («Воевода»); пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Вадим Коваль сообщил: «24 декабря 2009 года в 9:30 мск РВСН проведён пуск ракеты из позиционного района соединения, дислоцированного в Оренбургской области». По его словам, пуск проведён в рамках опытно-конструкторской работы в целях подтверждения лётно-технических характеристик ракеты РС-20В и продления срока эксплуатации ракетного комплекса «Воевода» до 23 лет.

Р-36М3 «Икар» [ | ]

В 1991 году был разработан проект ракетного комплекса пятого поколения Р-36М3 «Икар» , но переговоры по Договору СНВ-1 и распад СССР привели к прекращению работ по этой теме.

Ракета-носитель «Днепр» [ | ]

«Днепр» - конверсионная космическая ракета-носитель , созданная на базе подлежащих ликвидации межконтинентальных баллистических ракет Р-36М УТТХ и Р-36М2 кооперацией российских и украинских предприятий и предназначенная для выведения до 3,7 тонн полезной нагрузки (космического аппарата или группы спутников) на орбиты высотой 300-900 км.

Реализацией программы создания и эксплуатации ракеты-носителя «Днепр» занимается Международная космическая компания ЗАО «Космотрас ».

РН «Днепр» используют в двух модификациях:

  • «Днепр-1» - использующую основные составные части МБР без доработок, за исключением переходника обтекателя.
  • «Днепр-М» - вариант РН, модернизированный установкой дополнительных двигателей ориентации и стабилизации, доработкой системы управления и применением удлинённого головного обтекателя, за счёт чего достигнуты более широкие возможности по выведению полезного груза, в том числе увеличенная максимальная высота орбиты.

Для запусков РН «Днепр» используются пусковая установка на площадке 109 космодрома Байконур и пусковые установки на базе Ясный 13-й Краснознамённой Оренбургской ракетной дивизии в Оренбургской области.

Тактико-технические характеристики [ | ]

Р-36М Р-36М УТТХ Р-36М2
Тип ракеты МБР
Индекс комплекса 15П014 15П018 15П018М
Индекс ракеты 15А14 15А18 15А18М
По договору СНВ РС-20А РС-20Б РС-20В
Код НАТО SS-18 Mod 1 «Satan» SS-18 Mod 3 «Satan» SS-18 Mod 2 «Satan» SS-18 Mod 4 «Satan» SS-18 Mod 5 «Satan» SS-18 Mod 6 «Satan»
Шахтная пусковая установка (ШПУ) ШПУ 15П714 типа ОС-67 ШПУ 15П718 ШПУ 15П718М
Основные ТТХ комплекса
Максимальная дальность, км 11 200 16 000 10 500 11 000 16 000 11 000
Точность (КВО), м 500 500 500 300 220 220
Боеготовность, сек 62
Условия боевого применения
Тип старта миномётный из ТПК
Данные ракеты
Стартовая масса, кг 209 200 208 300 210 400 211 100 211 100 211 400
Количество ступеней 2 2 + ступень разведения
Система управления автономная инерциальная
Габаритные размеры ТПК и ракеты
Длина, м 33,65 34,3 34,3
Максимальный диаметр корпуса, м 3
Боевое оснащение
Тип головной части «Тяжёлая» моноблочная «Лёгкая» моноблочная РГЧ ИН РГЧ ИН «Лёгкая» моноблочная РГЧ ИН
Масса головной части, кг 6565 5727 7823 8470 8470 8800
Мощность термоядерного заряда 18-20-25 Мт 8 Мт 10х500 Кт 8х1,3 Мт 8 Мт 10х800 Кт
КСП ПРО квазитяжелые ложные цели, генераторы активных радиопомех
История
Разработчик КБ «Южное»
Конструктор 1969-1971 гг.: М. К. Янгель
с 1971 г.: В. Ф. Уткин
В. Ф. Уткин
Начало разработки
Пуски
Пуски бросковых макетов
Всего пусков
Лётно-конструкторские испытания
Пуски с ПУ с 21 февраля 1973 с 31 октября 1977 г. c 21 марта 1986 г.
Всего пусков 43 62
Из них успешные 36 56
Принятие на вооружение 1978 г. 1979 г. 1980 г. 1988 г.
Изготовитель Южный машиностроительный завод

Сравнительная характеристика [ | ]

Общие сведения и основные тактико-технические характеристики советских баллистических ракет четвёртого поколения
Наименование ракеты РТ-2ПМ Р-36М2 РТ-23 УТТХ РТ-23 УТТХ (БЖРК)
Конструкторское бюро КБ «Южное»
Генеральный конструктор А. Д. Надирадзе , Б. Н. Лагутин В. Ф. Уткин
Организация-разработчик ЯБП и главный конструктор , С. Г. Кочарянц
Организация-разработчик заряда и главный конструктор ВНИИЭФ , Е. А. Негин ВНИИП , Б. В. Литвинов
Начало разработки 19.07.1977 09.08.1983 09.08.1983 06.07.1979
Начало испытаний 08.02.1983 21.03.1986 31.07.1986 27.02.1985
Дата принятия на вооружение 01.12.1988 11.08.1988 28.11.1989 -
Год постановки на боевое дежурство первого комплекса 23.07.1985 30.07.1988 19.08.1988 20.10.1987
Максимальное количество ракет, стоявших на вооружении 369 88 56 36
Максимальная дальность , км 11000 11000 10450 10000
Стартовая масса , т 45,1 211,1 104,5 104,5
Масса полезной нагрузки , кг 1000 8800 4050 4050
Длина ракеты , м 21,5 34,3 22,4 22,6
Максимальный диаметр , м 1,8 3,0 2,4 2,4
Тип головной части Моноблочная

Все последние годы наиболее крепким гарантом мира во всем мире являются ядерные силы сдерживания некоторых государств. На первый взгляд это кажется парадоксальным, но на самом деле ничего странного в этом нет. Все просто: ядерный потенциал страны не дает лишний раз повода усомниться в ее государственности и охлаждает «горячие головы», препятствуя самой возможности возникновения Третьей мировой войны.

Не стала исключением и наша страна, на страже интересов которой стоит ракета «Сатана». Сразу оговоримся, что «творением дьявола» ее называют исключительно на Западе: по российской номенклатуре это оружие величается «Воеводой».

Является прямым потомком ракеты Р-36. Была существенно изменена не только основная конструкция, но и полностью переосмыслен способ запуска: в результате ракета «Сатана» стала не только намного проще, но и в несколько раз надежнее. Упростилась и удешевилась процедура строительства, ремонта и модификации стартовых шахт.

Кроме того, конструкторы кардинально изменили процедуру перевозки и ее установки на боевое дежурство, что не только резко снизило количество ЧП и несчастных случаев, но и повысило защищенность всего комплекса в принципе.

Основные сведения

В кругу военных известна под индексом Р-36М - конструктивно-двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась боевой частью с десятью блоками. За разработку отвечали Михаил Янгель и Владимир Уткин, работавшие в легендарном КБ «Южное». Работы по проектированию этого вооружения начались 2 сентября 1969 года. Основной объем работ был выполнен до октября 1975 года. Со всеми испытаниями коллектив завода справился в срок до 29 ноября 1979 года.

Как ни странно, но на боевое дежурство ракета «Сатана» впервые была поставлена 25 декабря 1974 года, а на вооружение официально принята только 30 декабря 1975 года. Впрочем, эта ситуация для СССР уникальной не была: танк Т-44 официально на вооружение вообще принят не был, однако его активно эксплуатировали в десятках частей.

Двигатели

На первую ступень монтировался ракетный двигатель РД-264, который является «конгломератом» четырех однокамерных установок РД-263. Сама силовая установка проектировалась в КБ "Энергомаш", работами руководил Валентин Глушко. На вторую ступень устанавливался уже маршевый двигатель РД-0228. Его создавали в КБ химической автоматики. Руководил проектом Александр Конопатов. В состав используемого ракетного топлива входят: НДМГ и азотный тетраоксид. Отличается «минометным» способом запуска.

Что касается последнего термина, то он подразумевает выталкивание ракеты из пускового контейнера энергией банальных пороховых газов. Она выстреливается за пределы ракетной шахты, после чего включаются маршевые двигатели.

Ракета «Сатана» комплектуется автономной инерциальной системой управления. Ее проектированием занималось НИИ-692. Работами заведовал Владимир Сергеев. Важнейшую систему, отвечающую за преодоление вражеской ПРО, разработали в ЦНИРТИ. Вторая -боевая - ступень оснащается твердотельной двигательной установкой. Серийное производство ракет было развернуто на Южном машиностроительном заводе уже в 1974 году.

Начало работ

Именно авторству Михаила Янгеля принадлежит идея концепции минометного старта, который впервые был испытан на ракете РТ-20П. Эта идея была предложена талантливым инженером в 1969 году. Такой способ запуска дает множество преимуществ, главным из которых является значительное снижение массы ракеты. Но главный конструктор предприятия ЦКБ-34 категорически отказался принимать эту концепцию: он считал, что минометный способ запуска совершенно не подходит для старта ракет с массой более двухсот тонн.

В принципе, именно этой деталью ракета «Сатана» (характеристики которой расписываются в этой статье) сильно отличается от своих «коллег по цеху» как отечественного, так и западного происхождения.

Принятие идеи

В декабре 1970 года Рудяк (старый руководитель КБ) уходит, а его место занимает Владимир Степанов, который и сам «загорелся» идеей запуска тяжелых баллистических ракет посредством «минометной» схемы.

Сложнее всего оказалось решить проблему с амортизацией ракеты в ее шахте. Ранее в качестве «предохранителей» использовались гигантские металлические пружины из особого сорта стали, но вес новой ракеты просто физически не позволял их использовать и дальше. Тогда конструкторы решили пойти по «пневматическому» пути, применив для этой цели сжатый газ.

К газу не было претензий в части веса, но тут же возникла другая беда: как его удерживать в пусковом контейнере на протяжении всего срока службы ракеты? Работники КБ "Спецмаш" не только с честью смогли решить эту проблему, но и доработали стартовые установки под возможность запуска и более тяжелых ракет. Уникальные амортизаторы начали выпускать в Волгограде, на известном заводе "Баррикады».

Так ракета «Сатана», характеристики которой нами расписываются, стала еще более необычным оружием, которое опередило свое время как минимум на несколько лет.

Авторы прочих доработок

Параллельно разработкой новых технических решений занималось еще и Московское КБТМ, которым заведовал Всеволод Соловьев. Именно его коллективом был предложен уникальный вариант с маятниковой системой подвески ракеты в шахте. Уже в начале 1970 года был создан эскизный проект, а в мае он был одобрен и допущен к производству в Минобщемаше.

Заметим, что в конце концов был принят вариант от Владимира Степанова. В конце 1969 года был разработан полный технический проект ракеты Р-36М, который включал четыре варианта ее боевого оснащения: простая, легкая ГЧ, тяжелая ГЧ, а также разделяющаяся и маневрирующая разновидности. В марте следующего года в проект были внесены некоторые незначительные изменения, предусматривающие повышение уровня надежности основных конструкций.

Учтите, что один взрыв ракеты «Сатана» вполне мог стереть с лица земли целый американский штат среднего размера, так что США очень интересовались разработкой и испытаниями данного оружия, а во время тестирования ракет на прибрежных площадках запуска неподалеку всегда находилась пара-другая их разведывательных кораблей.

Опасность этого оружия - в уникальной системе маневрирования и особой головной части: когда она разделяется, в окружающее пространство выпускается несколько сот ложных целей. В результате большая часть радаров не в состоянии обнаружить ракету. Разумеется, эффективно с ней бороться чрезвычайно сложно.

В середине 1970 года проект модернизации был одобрен всеми необходимыми инстанциями, после чего КБ "Южное" дали «добро» на производство модернизированных комплексов. Так появилась на свет межконтинентальная баллистическая ракета «Сатана».

Эффективность новых технологических решений

Особенность ракеты в том, что ее помещали в транспортно-пусковой контейнер еще на заводе, монтируя туда все необходимое дополнительное оборудование. После этого конструкция устанавливалась на контроль-испытательный стенд, на котором проводились все требуемые виды проверок.

Когда на полигонах заменяли старые Р-36 на новую Р-36М, в шахте монтировался специальный металлический силовой стакан, туда же устанавливалось все необходимое пусковое и амортизационное оборудование. По сути дела, для замены ракеты после подготовительных работ требовалось сделать несколько сварных швов, чего в прежние времена невозможно было и вообразить.

Из конструкции пусковой шахты в этом случае полностью исключались решетки и газоотводные каналы, которые были попросту не нужны при минометном способе старта. Результатом такого подхода стало не только резкое снижение стоимости всего комплекса, но и повышение эффективности защиты шахт (они стали проще). В Семипалатинске при испытании новых технологий было убедительно доказано, что они и в самом деле имеют немало преимуществ.

Проектирование и разработка новых двигателей

Как мы уже и говорили, баллистическая ракета «Сатана» комплектуется силовой установкой из четырех однокамерных двигателей на первой ступени, а на вторую ступень ставится твердотопливный движок. Но! Уникальная ее особенность в том, что твердотопливная установка максимально унифицирована по своему устройству с жидкостными двигателями: фактически реальные отличия есть только в высотном сопле камеры. И это чрезвычайно важно, так как в результате стоимость техники удалось значительно снизить.

Многие смелые технические решения были обусловлены тем, что к разработке новой техники привлекли КБХА Конопатова. Дело в том, что нужно было решить некоторые проблемы, характерные для предшественника «Воеводы». В частности, требовалось избавиться от излишне сложного пускового механизма.

Именно благодаря Конопатову баллистическая ракета «Сатана» обзавелась четырьмя жидкостными двигателями на первой ступени (на Р-36 их было шесть штук), которые работали с использованием окислительного генераторного газа. Каждый из них выдает тягу в 100 тс, в камере сгорания показатели давления равняются 200 атм., удельный импульс тяги у поверхности земли равен 293 кгс.с/кг. Вектором тяги ракета управляет, поворачивая сам двигатель в нужном направлении.

Кстати, а на какое расстояние может доставить заряд ракета «Сатана»? Радиус поражения зависит от используемой боевой части:

  • Лёгкая моноблочная боевая часть имела мощность в 8 Мт, могла поразить цель на расстоянии до 16 тысяч километров.
  • Тяжёлый моноблочный вариант нес заряд мощностью 25 Мт, ракета могла улететь на 11200 километров.

Вот почему многими западными политиками была столь нелюбима ракета «Сатана». Сразу после развала СССР делались неоднократные попытки заставить Россию вообще избавиться от ядерного оружия. Кое в чем зарубежным «доброжелателям» улыбнулась удача: из приблизительно 153 шахт для «Воевод», которые были расположены на территории нашего государства, осталось не более половины. Впрочем, и этого арсенала хватает с лихвой. Шахты, которые располагались на территории Украины, были полностью демонтированы или просто заброшены. Белорусский арсенал сохранился.

Конструктивные особенности двигателя

Нужно заметить, что двигатель РД-264 имеет немало важных конструктивных особенностей. К ним относится новейшая система надува баков для ракетного топлива и окислителя, в состав которой входит генератор низкотемпературного типа, отсечные клапаны, а также датчики расхода и корректирующие устройства. Как мы уже отмечали, двигатель может отклоняться от центральной оси ракеты на семь градусов (для эффективного управления вектором тяги).

Проведение испытаний

Огромным преимуществом, которое имеет ядерная ракета «Сатана» (Россия), является возможность дистанционного перенацеливания непосредственно перед ее стартом. Для такого типа оружия данное нововведение имело важнейшее значение.

В 1970-1971 годах разрабатывался проект пусковой площадки на полигоне Байконур, на которой бы можно было начать проведение испытаний нового комплекса. Известно, что немало частей было взято из комплекса 8П867. Сам испытательный стенд был смонтирован на площадке № 42. С конца 1971 года начались так называемые бросковые испытания, в ходе которых отрабатывалась технология минометного запуска, которой и характеризуется ядерная ракета «Сатана».

Основной целью испытаний было получение результата, при котором бы корпус ракеты (заправленный щелочью) был выброшен из пускового контейнера на высоту не менее чем 20 метров. Важно было добиться еще и правильного срабатывания двигателей, установленных на поддоне, так как именно от них зависело, будет ли пусковая шахта сохранена в нормальном состоянии, не подвергшись воздействию крайне горячей струи сгорающих газов из сопла ракеты.

Всего пришлось произвести запуск ракеты «Сатана» девять раз, после чего все требуемые характеристики были получены. Вообще же за все время было произведено в пределах 43 пробных запусков, из которых 36 закончились удачно, а в семи случаях ракета падала. Конечно, в этом случае использовался ее муляж, максимально приближенный к реальности. В противном случае пришлось бы проводить полную деактивацию местности, так как ракетное топливо страшно ядовито.

Технология установки в шахту

Как мы уже упоминали, при проектировке была предусмотрена передовая схема "завод-старт", при которой российская ракета «Сатана» поставлялась с завода в полностью готовом состоянии, а затем монтировалась в пусковую шахту. Нужно отметить, что такой порядок в нашей стране был применен впервые, но практика доказала его высочайшую надежность.

Кроме того, так удалось во много раз сократить время, в течение которого ракета находилась в абсолютно не защищенном состоянии. Фактически «фактором риска» являлась только ее транспортировка к месту монтирования. Сама технология заключалась в проведении следующих работ:

  • Как только ракета прибывала железной дорогой, ее перегружали на транспортную тележку. Крайне важная особенность заключалась в том, что использовалась технология, при которой контейнер перетаскивали на транспортную тележку, не используя для этой цели подъемный кран. Затем ее транспортировали к самой шахте, где при помощи автоматизированной системы монтировали контейнер с ракетой в ШПУ. Все этапы продуманы так, что даже при близком ядерном взрыве ракета не пострадает, и ее можно будет использовать для атаки противника.
  • Проводились испытания электрических схем, нацеливание и ввод необходимого полетного задания.
  • Наиболее опасной и трудоемкой операцией была заправка ракеты. Из заправочных емкостей в баки ракеты требовалось залить порядка 180 тонн крайне ядовитых и химически агрессивных компонентов, так что весь персонал шахты в это время работал в защитных костюмах.
  • Только после этого производили стыковку с головной боевой частью. После этого начинали проводить заключительные операции по обслуживанию. Крыша шахты закрывалась, и все дополнительно проверялось, люки опечатывались, производилась сдача объекта караулу. Считалось, что с этого времени была исключена возможность несанкционированного доступа на объект.
  • Ракета ставится на боевое дежурство, с этого момента все управление ею возможно только из командного центра. Только боевой расчет мог инициировать пуск. Ракета «Сатана» снова внушает страх потенциальному противнику.

Дополнение

Заметим, что боевой расчет в общем-то не управляет вооружением самостоятельно, а только исполняет приказы вышестоящего начальства. Кроме того, на этот же персонал возложена ответственность за техническое обслуживание вверенного ему имущества. Заметим, что межконтинентальная ракета «Сатана» Р-36М стояла на вооружении до 1983 года.

После этого в ракетных частях ее начали постепенно менять на модель Р-36М УТТХ. В настоящее время устаревшую ракету собираются менять на «Сармата», но точной даты вступления в строй новой модели пока что не знает никто (включая разработчиков).

Р-36М - двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета. Оснащалась моноблочной ГЧ и РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. Проектирование начато 2 сентября 1969 года. ЛКИ проводились с 1972 года по октябрь 1975 года. Испытания ГЧ в составе комплекса проводились до 29 ноября 1979 года. Комплекс поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 года. Принят на вооружение 30 декабря 1975 года.Первая ступень оснащена маршевым двигателем РД-264, состоящим из четырёх однокамерных двигателей РД-263. Двигатель создан в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко. Вторая ступень оснащена маршевым двигателем РД-0228, разработанным в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. Компоненты топлива - НДМГ и азотный тетра-оксид. ШПУ ОС доработана в КБСМ под руководством Владимира Степанова. Способ старта - минометный. Система управления - автономная, инерциальная. Спроектирована в НИИ-692 под руководством Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Боевая ступень оснащена твердотопливной двигательной установкой. Унифицированный КП разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина.
Серийное производство ракет развернуто на Южном машиностроительном заводе в 1974 году.


2 сентября 1969 года вышло постановление правительства о разработке ракетных комплексов Р-36М, МР-УР-100 и УР-100Н, оснащённых РГЧ ИН, преимущества которых объясняются, главным образом, тем, что позволяет наилучшим образом распределить имеющиеся боевые блоки по объектам поражения, повышая возможности и обеспечивая гибкость планирования ракетно-ядерных ударов.

Разработка Р-36М и МР-УР-100 начата в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля, который предложил использовать минометный старт, "апробированный" на ракете РТ-20П. Концепция тяжелой ракеты холодного (минометного) старта была разработана Михаилом Янгелем в 1969 году. Минометный старт позволял улучшить энергетические возможности ракет без увеличения стартовой массы. Главный конструктор ЦКБ-34 Евгений Рудяк не согласился с этой концепцией, считая невозможной разработку системы минометного запуска для ракеты весом более двухсот тонн. После ухода Рудяка в декабре 1970 года Конструкторское бюро специального машиностроения (бывшее КБ-1 Ленинградского ЦКБ-34) возглавил Владимир Степанов, который положительно отнесся к идее "холодного" запуска тяжелых ракет с помощью порохового аккумулятора давления.

Главной оказалась проблема амортизации ракеты в шахте. Раньше амортизаторами служили огромные металлические пружины, однако вес Р-36М не позволял их применить. Было решено использовать в качестве амортизаторов сжатый газ. Газ мог удержать и больший вес, но встала проблема: как удержать сам газ высокого давления на протяжении всего срока службы ракеты? Коллективу КБ Спецмаш удалось решить эту проблему и доработать шахты Р-36 под новые более тяжелые ракеты. К выпуску уникальных амортизаторов приступил Волгоградский завод "Баррикады".

Параллельно с КБСМ Степанова доработкой ШПУ для ракеты занималось Московское КБТМ под руководством Всеволода Соловьева. Для амортизации ракеты, находящейся в транспортно-пусковом контейнере, КБТМ была предложена принципиально новая компактная маятниковая система подвески ракеты в шахте. Эскизный проект был разработан в 1970 году, в мае этого же года прошла успешная защита проекта в Минобщемаше.
В окончательном варианте принята доработанная шахтная пусковая установка Владимира Степанова.
В декабре 1969 года был разработан проект ракеты Р-36М с четырьмя видами боевого оснащения - моноблочная легкая ГЧ, моноблочная тяжелая ГЧ, разделяющаяся ГЧ и маневрирующая ГЧ.

В марте 1970 года разработан проект ракеты с одновременным повышением защищенности ШПУ.

В августе 1970 Совет обороны СССР одобрил предложение КБ "Южное" о модернизации Р-36 и создании ракетного комплекса Р-36М с ШПУ повышенной защищенности.

На заводе-изготовителе ракеты размещались в транспортно-пусковом контейнере, на котором было размещено и всё необходимое для пуска оборудование, после чего на заводском контрольно-испытательном стенде проводились все необходимые проверки. При замене отслуживших свой срок Р-36 новыми Р-36М в шахту вставлялся металлический силовой стакан с системой амортизации и оборудованием ПУ, а вся укрупненная сборка на полигоне, упрощённо, сводилась лишь к трем (поскольку пусковая установка состояла из трех частей) дополнительным сварным швам на нулевой отметке стартовой площадки. При этом выбрасывались из конструкции пусковой установки оказавшиеся ненужными при минометном старте газоотводящие каналы и решетки. В результате защищённость шахты заметно увеличилась. Эффективность выбранных технических решений была подтверждена испытаниями на ядерном полигоне в Семипалатинске.

Ракета Р-36М оснащена маршевым двигателем первой ступени, разработанным в КБ Энергомаш под руководством Валентина Глушко.

"Проектировщики скомпоновали первую ступень ракеты Р-36М в составе шести однокамерных двигателей, а вторую ступень - из одного однокамерного двигателя, максимально унифицированного с двигателем первой ступени - отличия были только в высотном сопле камеры. Все как и прежде, но... Но к разработке двигателя для Р-36М Янгель решил привлечь КБХА Конопатова... Новые конструкторские решения, современные технологии, усовершенствованная методика доводки ЖРД, модернизированные стенды и обновленное технологическое оборудование - все это мог КБ Энергомаш положить на чашу весов, предлагая свое участие в разработке комплексов Р-36М и МР-УР-100... Глушко предложил для первой ступени ракеты Р-36М четыре однокамерных двигателя, работающих по схеме с дожиганием окислительного генераторного газа, каждый тягой по 100 тс, давление в камере сгорания 200 атм, удельный импульс тяги у земли 293 кгс.с/кг, управление вектором тяги путем отклонения двигателя. По классификации КБ Энергомаш двигатель получил обозначение РД-264 (четыре двигателя РД-263 на общей раме... Предложения Глушко были приняты, КБХА была поручена разработка двигателя второй ступени для Р-36М". Эскизный проект двигателя РД-264 был выполнен в 1969 году.
К конструктивным особенностям двигателя РД-264 следует отнести разработку агрегатов наддува баков окислителя и горючего, состоявших из окислительного или восстановительного низкотемпературных газогенераторов, корректоров расхода и отсечных клапанов. Кроме того, этот двигатель имел возможность отклонения от оси ракеты на 7 градусов для управления вектором тяги.

Сложной была проблема обеспечения надежного запуска двигателей первой ступени при минометном старте ракеты. Огневые испытания двигателей на стенде начаты в апреле 1970 года. В 1971 году конструкторская документация передана на Южный машиностроительный завод для подготовки серийного производства. Испытания двигателей проводились с декабря 1972 года по январь 1973 года.

В ходе летных испытаний ракеты Р-36М выявилась необходимость форсирования двигателя первой ступени на 5 процентов. Стендовая отработка форсированного двигателя была завершена в сентябре 1973 года, и летные испытания ракеты продолжены.

С апреля по ноябрь 1977 года на стенде "Южмаша" была проведена доработка двигателя с целью устранения причин выявленных высокочастотных колебаний при запуске. В декабре 1977 года вышло решение Министерства обороны о доработке двигателей.

Маршевый двигатель второй ступени Р-36М разрабатывался в КБ химической автоматики под руководством Александра Конопатова. К разработке ЖРД РД-0228 Конопатов приступил в 1967 году. Разработка была завершена в 1974 году.

После смерти Янгеля в 1971 году главным конструктором КБ "Южное" был назначен Владимир Уткин.

Система управления МБР Р-36М разработана под руководством главного конструктора харьковского НИИ-692 (НПО "Хартрон") Владимира Сергеева. Комплекс средств преодоления ПРО разработан в ЦНИРТИ. Твердотопливные заряды пороховых аккумуляторов давления разработаны в ЛНПО "Союз" под руководством Бориса Жукова. Унифицированный командный пункт повышенной защищенности шахтного типа разработан в ЦКБ ТМ под руководством Николая Кривошеина и Бориса Аксютина. Первоначально был установлен гарантийный срок хранения ракеты 10 лет, затем - 15 лет.

Большим достижением новых комплексов являлась возможность дистанционного перенацеливания перед пуском ракеты. Для такого стратегического это новшество имело огромное значение.

В 1970-1971 годах в КБТМ были разработаны проекты двух наземных стартовых комплексов для обеспечения бросковых испытаний на площадке № 67 полигона Байконур. Для этих целей использовалось основное оборудование стартового комплекса 8П867. Монтажно-испытательный корпус построен на площадке № 42. В январе 1971 года начались бросковые испытания ракеты для отработки минометного старта.

Суть второго этапа бросковых испытаний состояла в том, чтобы отработать технологию минометного старта ракеты из контейнера с помощью порохового аккумулятора давления, который выбрасывал ракету, заправленную щелочным раствором (вместо реальных компонентов) на высоту более 20 м от верхнего среза контейнера. В это же время три пороховых ракетных двигателя, расположенных на поддоне, отводили его в сторону, так как поддон предохранял двигательную установку первой ступени от давления газов ПАД. Далее ракета, потеряв скорость, падала недалеко от контейнера в бетонный лоток, превращаясь в груду металла. Всего для исследования минометного старта проведены 9 пусков ракет.

Первый пуск по программе лётно-конструкторских испытаний Р-36М в 1972 году на полигоне Байконур оказался неудачным. После выхода из шахты она поднялась в воздух и вдруг упала прямо на стартовую площадку, уничтожив пусковую установку. Аварийными были второй и третий пуски. Первый успешный испытательный пуск Р-36М, оснащенной моноблочной ГЧ, проведен 21 февраля 1973 года.

В сентябре 1973 года вышел на испытания вариант Р-36М, оснащеннной РГЧ ИН с десятью боевыми блоками (в печати приводятся данные о варианте ракеты, оснащенной РГЧ ИН с восемью боевыми блоками).

Американцы внимательно следили за испытаниями наших первых МБР, оснащённых РГЧ ИН.

"Корабль ВМС США "Арнольд" во время пусков ракет находился у берегов камчатского полигона. Над тем же районом постоянно барражировал четырёхмоторный самолет-лаборатория В-52, оснащенный телеметрической и другой аппаратурой. Как только самолет улетал на дозаправку, на полигоне проводился пуск ракеты. Если же пуск во время такого "окна" осуществить не удавалось, то ждали до следующего "окна" или применяли технические меры по закрытию каналов утечки информации" . Закрыть эти каналы полностью было невозможно. Например, перед пуском ракет Камчатка предупреждала по радиосвязи своих гражданских летчиков о недопустимости полётов в определенный промежуток времени. Осуществляя радиоперехват, американские спецслужбы анализировали метеорологическую обстановку в районе и приходили к выводу, что единственной помехой полётам могут быть предстоящие пуски ракет.

В октябре 1973 года постановлением правительства КБ поручена разработка самонаводящейся ГЧ "Маяк-1" (15Ф678) с газобаллонной ДУ для ракеты Р-36М. В апреле 1975 года разработан эскизный проект самонаводящейся ГЧ. В июле 1978 года начаты летные испытания. В августе 1980 года испытания самонаводящейся ГЧ 15Ф678 с двумя вариантами аппаратуры визирования местности на ракете Р-36М завершены. Эти ракеты не были развёрнуты.

В октябре 1974 года вышло постановление правительства о сокращении типов боевого оснащения комплексов Р-36М и МР-УР-100. В октябре 1975 года завершены лётно-конструкторские испытания Р-36М в трех видах боевой комплектации и РГЧ 15Ф143.

Разработка головных частей продолжалась. 20 ноября 1978 года постановлением правительства принята на вооружение моноблочная ГЧ 15Б86 в составе комплекса Р-36М. 29 ноября 1979 года принята на вооружение РГЧ 15Ф143У комплекса Р-36М.

В 1974 году Южный машиностроительный завод в Днепропетровске приступил к серийному производству Р-36М, головных частей и двигателей первой ступени. Серийное производство боевых блоков 15Ф144 и 15Ф147 было освоено на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

25 декабря 1974 года ракетный полк вблизи города Домбаровский Оренбургской области заступил на боевое дежурство.

Ракетный комплекс Р-36М принят на вооружение постановлением правительства от 30 декабря 1975 года. Этим же постановлением были приняты на вооружение МБР МР-УР-100 и УР-100Н. Для всех МБР была создана и впервые применена унифицированная автоматизированная система боевого управления (АСБУ) Ленинградского НПО "Импульс". Вот как осуществлялась постановка ракеты на боевое дежурство.



"По проекту была предусмотрена схема "завод-старт", т.е. ракета транспортировалась с завода-изготовителя прямо на шахтную пусковую установку. Такой порядок был применен впервые, и была подтверждена высокая надежность систем ракеты. При этом во много раз было сокращено время на-хождения ракеты в незащищенном состоянии: только в пути следования. Таким образом, во время проведения ЛКИ технология подготовки ракеты к пуску заключалась в следующем:

1. С железнодорожной платформы контейнер перегружался на транспортную тележку (была применена бескрановая погрузка: контейнер перетягивался с платформы на тележку). Затем контейнер транспортировался на стартовую позицию, где аналогичным образом перемещался на установщик, который загружал контейнер в ШПУ на вертикальный и горизонтальный амортизаторы. Это позволяло перемещать его по горизонтали и вертикали, что повышало его защищённость (точнее - защищённость ракеты - прим. авт.) при ядерном взрыве.

2. Проводились электрические испытания, прицеливание и ввод полётного задания.

3. Производилась заправка ракеты -одна из трудоемких и опасных операций. Из подвижных заправочных емкостей в баки ракеты заливалось 180 т агрессивных компонентов, поэтому работать приходилось в средствах защиты.

4. Пристыковывались головная часть (РГЧ или моноблок). Затем приступали к заключительным операциям. Закрывалась поворотная крыша, все проверялось, опечатывались люки, и ШПУ сдавалась под охрану караулу. С этого времени несанкционированный доступ в ШПУ исключен. Ракета ставится на боевое дежурство, и с этой секунды ею может управлять только боевой расчёт командного пункта". .
Отметим, что боевой расчёт (дежурная смена) не "управляет ракетой", а исполняет приказы вышестоящих звеньев управления и следит за состоянием всех систем ракеты.
Боевые ракетные комплексы с МБР Р-36М размещались в ракетных дивизиях, имевших ранее на вооружении ракеты Р-36, и находились на вооружении до 1983 года.
С 1980 по 1983 год ракеты Р-36М заменены ракетами Р-36М УТТХ.