Башенные броненосцы типа “Пройссен”. Первые броненосные корабли

Бронено́сец - основной класс боевых кораблей во 2-й половине 19 - начале 20 вв. с башенной артиллерией крупного калибра и сильной броневой защитой. Он заменил парусный линейный корабль как сильнейшее военное судно. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели. Еще одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Г.-Ж. Пексаном (1783-1854). Для защиты от огня бомбических орудий тот же Пексан предложил использовать железные бортовые листы. Однако внедрение этого новшества задержалось невысоким уровнем металлургической промышленности. Лишь после Синопского боя (1853), в котором русская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова зажигательными бомбами уничтожила турецкий флот, во всех флотах окончательно пришли к убеждению в необходимости замены деревянных кораблей с парусным вооружением кораблями из железа с паровыми машинами.

Первым броненосным паровым кораблем нового типа (для плавания в открытом море) был французский панцирный броненосец «Глуар», спущенный на воду в 1859 году, киль и шпангоуты которого были металлическими, а обшивка - деревянной. В 1860 году в Англии на воду был спущен цельнометаллический броненосец «Уорриор». Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время Гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами «Монитор» и «Вирджиния».

Первые артиллерийские башни появились еще на заре броненосной эры - одной двухорудийной башней оснащался легендарный «Монитор». Однако для возможности кругового обстрела он был снабжен заваливающимися трубами, что не могло нравиться морякам, не желавшим терять ход во время боя. Для обеспечения кругового обстрела нужно было по крайней мере две башни. Впервые это было сделано в 1872 году на русском корабле «Петр Великий», снабженном четырьмя 12-дюймовыми пушками в 2 башнях. Тогда же броненосцы расстались с парусами - паровые машины стали достаточно надежны и экономичны.

К концу 19 века взгляды на новые корабли постепенно устоялись, приведя к возникновению эскадренных броненосцев - тяжелых артиллерийских кораблей, приспособленных к ведению артилерийского боя в составе эскадр. Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая 1905 года. Опыт русско-японской войны выявил недостаточность числа орудий главного калибра, большую разнокалиберность вспомогательной артиллерии, слабость бронирования броненосцев и их низкую живучесть. Поэтому их строительство прекратилось, и взамен их во многих флотах мира стали строить линейные корабли (линкоры). Последними кораблями, официально называемыми броненосцами, стали немецкие корабли типа «Дойчланд», которые в 1940 году были переименованы в тяжелые крейсеры. Однако, в некоторых флотах, главным образом скандинавских стран, небольшое количество броненосцев сохранялось до конца

6 июля 1902 года в России был спущен на воду эскадренный броненосец «Орел». Он был одним из последних кораблей данного типа. Его иностранные ровесники вскоре после введения в строй были сняты с вооружения по причине морального устаревания. «Орлу» повезло еще меньше – он попал в японский плен.

1. Россия

броненосец «Андрей Первозванный»

Строго говоря, самым мощным эскадренным броненосцем был «Андрей Первозванный». Но он поступил в состав Балтийского флота в 1912 году, когда уже вовсю шла эпоха дредноутов. И, по сути, уже не был никому особенно нужен. В 1924 году его передали в разделку на лом.

«Орел» же успел повоевать в русско-японской войне. И в 1902 году, в момент спуска на воду, на него возлагались большие надежды. Которые не оправдались отнюдь не по вине кораблестроителей.

«Орел» был одним из пяти эскадренных броненосцев серии «Бородино», заложенных в самом начале ХХ. века. При его создании были учтены характерные недостатки как отечественных, так и иностранных кораблей этого типа.

Броненосец имел высокий борт оптимальной формы, благодаря чему обладал прекрасной и низкой заметностью. Ярусное расположение орудий способствовало раннему обнаружению цели, ведению стрельбы с оптимальной дистанции и увеличению дальности стрельбы. При этом в любом секторе можно было вести огонь из 6-8 орудий. Оптимальная схема бронирования и использование крупповской брони позволили существенно повысить живучесть корабля. Так, в драматическом Цусимском сражении «Орел» получил 76 попаданий. Из них 5 – 305-мм снарядами, 2 – 254-мм, 9 – 203-мм, 39 – 152 мм. Но при этом не потерял плавучесть.

К еще одному существенному достоинству относилась высокая автоматизация корабля.

Вооружение «Орла» было для своего времени одним из лучших. Главный калибр представляли четыре 305-мм орудия. Имелись 12 пушек калибра 152-мм, 20 – 75-мм, 20 – 47-мм. Были также две 62-мм десантные пушки, а также 10 пулеметов «Максим», а также 4 торпедных 381-мм аппарата.

Суммарная мощность двух паровых машин равнялась 15800 л.с., скорость – 17,8 узлов. Экипаж состоял из 806 офицеров и матросов. Водоизмещение – 14400 тонн, длина – 121 метр.

2. Британия
«Лорд Нельсон»

Самым последним и самым мощным британским эскадренным броненосцем стал «Лорд Нельсон» спущенный на воду практически одновременно со вторым таким же кораблем «Агамемнон». Произошло это в сентябре 1906 года. А через два года броненосец был зачислен в королевский ВМФ.

«Лорд Нельсон» был спроектирован таким образом, чтобы повысить огневую мощь миноносцев-предшественников. Основной калибр был тем же самым – 305 мм. Но вспомогательная артиллерия была значительно усилена: вместо 152-мм орудий были использованы десять 234-миллиметровых. Также была существенно повышена бронезащита. Главный пояс, башни главного калибра и командная рубка имели 305-мм броню. По степени вертикальной защиты «Лорд Нельсон» был самым мощным кораблем не только британского, но и мирового флота начала прошлого века, превосходя даже первые дредноуты.

Наращивание корабельной артиллерии и защищенности корабля потребовало установки паровых машин мощностью 17,5 тыс. л.с. При этом достигалась скорость в 18,7 узлов.

«Лорд Нельсон» имел длину 135 м, ширину 24 м, осадку 8 м и полное водоизмещение 17800 тонн.

В этом броненосце впервые были использованы сплошные водонепроницаемые переборки в подводной части корабля. Связь между отсеками осуществлялась только в надводной части. Что снижало риск распространения затопления за пределы пробитого в бою отсека.

До Первой мировой войны броненосец находился в составе Флота митрополии, неся боевое дежурство вблизи территориальных вод Королевства. В 1915 году был переведен в Средиземное море, где принял участие в Дарданелльской операции. А в 1920 году в связи с устареванием был выведен из состава флота и продан на слом.

3. Япония
броненосец «Аки»

Если бы Япония не поиздержалась в ходе русско-японской войны, то броненосец «Аки», спущенный на воду в 1907 году, затмил по мощи знаменитый британский линкор «Дредноут». В соответствии с проектом, который пришлось скорректировать, на нем было бы установлено двенадцать 305-мм орудий. Установили лишь четыре. Но и в таком качестве он стал одним из мощнейших в мире кораблей своего класса.

Длина «Аки» равнялась 152 м, ширина 25 м, водоизмещение 20 тыс. т. Паровая машина развивала мощность 24 тыс. л.с. Обеспечивая этой махине скорость в 20 узлов.

Впечатляла и вспомогательная артиллерия, имевшая двенадцать 254-мм орудий.

Во время Первой мировой войны «Аки» в военных действиях участия не принимал. А в 1922 году в соответствии с Договором Пяти Держав (США, Италия, Франция, Великобритания и Япония) об ограничении морских вооружений броненосец превратили в плавучую мишень. И в 1924 году «Аки» был потоплен во время испытаний новых бронебойных снарядов.

4. Франция
Французский «Дантон»

Французский «Дантон» стал первым в серии из шести эскадренных броненосцев, в которую также вошли «Вольтер», «Дидро», «Кондорсэ», «Мирабо» и «Верньо». Все они были введены в строй летом 1911 года. Но, как и суждено было последним броненосцам, прослужили недолго в связи с наступлением эпохи дредноутов.

По скорострельности «Дантон» превосходил британский «Дредноут». За 10 минут он выпускал 200 тяжелых снарядов общим весом в 60960 кг. «Британец» же – лишь 120 снарядов общим весом 46320 кг. Это достигалось за счет использования двенадцати 240-мм орудий, которые имели рекордную по тем временам скорострельность: в минуту такое орудие выпускало два 220-килограммовых снаряда. Правда, на больших дистанциях это преимущество нивелировалось из-за снижения точности огня.

При солидных габаритах (длина – 146 м), высокой мощности 4-х турбинной силовой установки (22,5 тыс. л.с.) и развитой артиллерии, имевшей 4 калибра, экипаж состоял всего лишь из 680 человек.

«Дантон» и пятеро его «братьев» принимали активное участие в сражениях Первой мировой войны. «Вольтер» был поражен двумя торпедами, но остался на плаву. И прослужил в ВМФ Франции до 1935 года. «Дантон» же был потоплен немецкой подводной лодкой в марте 1917 года.

5. Австро-Венгрия
броненосец «Радецкий»

Германия по части создания броненосцев не блеснула. Ее «Дойчланд», имевший четыре 280-мм орудия и четырнадцать 170-мм, по огневой мощи был вполне посредственным кораблем. Заслуживала уважения разве что его бронезащита.

А вот соседняя Австро-Венгрия построила три броненосца семейства «Радецкий», конкурировавших с лучшими зарубежными кораблями этого типа. Так, например, огневая мощь вспомогательного калибра «Радецкого» уступала лишь мощности промежуточной артиллерии французского «Дантона».

Уникальная особенность конструкции заключалась в наличии бронированного двойного дна. Это должно было повысить защиту корабля от подводных взрывов.

По замыслу главного конструктора «Радецкий», заложенный в 1907 году, должен был обладать рядом параметров корабля дредноутного типа. Однако для реализации этой затеи необходимо было перестраивать доки. Правительство сильно торопилось, в связи с чем было предложено немедленно начать строительство корабля облегченного варианта. А этих вариантов более чем хватало: «Радецкий» был построен по четвертому из пяти разработанных проектных вариантов.

Получился не самый крупный в мире броненосец, имеющий длину 138 м, ширину 24 м, водоизмещение 15 тыс. т. Но обладающий прекрасными огневыми качествами. Орудия главного 305-мм калибра, спроектированные и изготовленные на заводе «Шкода», делали три первых выстрела за минуту. Затем, при подачи снарядов из погреба, — 2 выстрела. Вспомогательный 240-мм калибр имел скорострельность 2,5 выстрела в минуту.

Во время Первой мировой войны «Радецкий» и два его «брата-близнеца» — «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и «Зриньи» — участвовали в обстреле итальянского побережья. После поражения в войне перешли к Италии, где в 1920 году были проданы на слом.

Появление броненосцев

В основу броненосцев положены несколько научно-технических, промышленных и тактических новаций первой половины XIX в.

Во второй четверти XIX столетия паровая машина прочно прописалась на флоте, однако большие размеры паровых машин, высокий расход топлива, необходимость размещения тяжёлых гребных колёс по бортам и невысокая надёжность заставляли смотреть на паровую машину как на полезную, но не обязательную новинку, расширявшую возможности флота. Поэтому из боевых кораблей паровыми машинами оснащались только пароходо-фрегаты, появившиеся в первой половине XIX века. Они имели одну артиллерийскую палубу, паровой двигатель и дополнительное трёхмачтовое парусное оснащение.

Однако постепенно паровые машины избавлялись от большинства указанных недостатков, что позволило совмещать боевые качества традиционных линейных кораблей с маневренностью пароходов. Этому же способствовало и введение гребных винтов в 1840-х гг. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели.

Ещё одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Пексаном. В отличие от прежних бомбических орудий, стрелявших разрывными снарядами по палубам по навесным траекториям, новые могли также стрелять и в борт по настильным. Удачный разрыв бомбы, если он происходил вблизи борта, мог разрушить до 1 м² обшивки, что позволяло пустить на дно любой линейный корабль 20-25 удачными попаданиями. Бомбические орудия начали повсеместно внедряться, а в бою впервые были опробованы в 1848 г в ходе австро-прусско-датской войны. Синопский бой 30 ноября 1853 г. подписал приговор деревянным кораблям.

Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая в ходе Русско-японской войны - . Оно продемонстрировало не только недостатки в организации русского флота, но и возможности артиллерии главного калибра, которые раньше недооценивались, и которые легли в основу кораблей нового типа, названных по родоначальнику класса дредноутами, а позже - линкорами . В России броненосцы были в 1907 году просто переименованы в линкоры. В частности, броненосец «Князь Потемкин-Таврический» стал линкором «Св. Пантелеймон».

Мощнейшими в истории броненосцами можно считать японские серии «Кавачи» , «Аки» и «Сацума» , а также английские «Лорд Нельсон». Японские представляли собой промежуточные корабли, включающие в себя элементы и броненосцев (промежуточные и средние калибры артиллерии) и линкоров («Кавачи» чаще называют первым японским дредноутом, за 12-ть 12-дюймовых орудий главного калибра, однако стволы их были разной длины и соответственно баллистики, поэтому такая классификация не совсем верна), говорили скорее об отставании самых восточных кораблестроителей как в плане инженерной мысли, так и экономических возможностей. Английские, заложенные ещё до дредноутов, были пережитком прошлого.

Наследники броненосцев

Наследниками эскадренных броненосцев стали линкоры (первоначально называвшиеся дредноутами), появившиеся в результате дальнейшего усиления артиллерии и роста размеров. Более лёгкие броненосцы ещё в 1870-х годах стали предшественниками бронированных крейсеров . Последними кораблями, официально называемыми броненосцами (

Германская броненосная канонерская лодка "Веспе". С гравюры того времени.

К концу 1880-х гг. германский броненосный флот состоял из 7 фрегатов ("Гроссер Курфюрст", "Кёниг Вильгельм", "Фридрих Карл", "Кронпринц", "Кайзер", "Дойчланд", "Пройссен", "Фридрих дер Гроссе"; 6 корветов: "Ганза", "Ольденбург", четырех типа "Саксен" и 13 канонерских лодок).

В 1884 году, по выполнении программы 1873 года, при обсуждении вопроса дальнейшего развития флота было признанно такое количество построенных броненосных кораблей достаточным, даже и в случае основания новых военно-морских баз во вновь занятых колониях (германская Юго-Западная Африка, Того, Камерун, острова Полинезии). Признавая целесообразным увеличивать количество боевых судов первой линии, морское министерство Германии не желало допускать и уменьшения их числа. Если какое-нибудь из судов устареет, было решено взамен безотлагательно приступать к постройке нового.

3. Первые броненосцы Германии
Броненосный таран "Принц Адальберт"

Первый броненосец, включённый в состав военно-морского флота Пруссии.

Назван в честь Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.) – младшего брата короля Фридриха Вильгельма II* инициатора создания германского флота, прусского адмирала, с 1853 г. командующего флотом.

"Принц Адальберт" – один из двух кораблей ("Хеопс" и "Сфинкс"), строившихся во Франции для Конфедератов (южные штаты Америки в период Гражданской войны). Уже после спуска на воду "Хеопс" перекупила (в январе 1865 г.) Пруссия за 620900 талеров или 1 863 тысячи марок. 10 июля корабль прибыл в Германию, 29 октября 1865 г. был переименован в "Принц Адальберт" и 9 июня 1866 г. после перевооружения вступил в состав флота, но вскоре зачислен в блокшивы. 23 октября 1871 г. из-за ветхости корпуса его причислили к порту.

28 мая 1878 исключён из списков флота и в том же году разобран в Вильгельмсхафене. Механизмы корабля, ещё вполне работоспособные, продали. Вторично броненосный корабль с таким именем был зачислен в списки германского флота уже в начале XX века. Это был броненосный крейсер, активный участник войны на Балтике в 1914-1915 гг.

Второй корабль этого типа, "Сфинкс", после неудачной попытки Дании перекупить его, был передан Южным Штатам Америки, но вскоре попал в аварию, перешёл в состав флота Северных Штатов, назывался "Стоунвэл Джексон" ("Stonewal Jackson"). Позднее его продали Японии, где он был назван "Кокецу-Кан", и впоследствии переименован в "Адзума".

Броненосный таран "Принц Адальберт" (Наружный вид. 1870 г.)

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 1479 т официальное, 1440 т нормальное, 1560 т полное, длина 50,48 м (по конструктивной ватерлинии), 52,36 м (между перпендикулярами), 56,96 м (наибольшая), ширина 8,78 м, 9,92 (конструктивной ватерлинии), осадка 4,94 м (носом), 5,02 м (кормой), высота борта 5,78 м, глубина интрюма 5,18 м.

Корпус – композитный, набор собран из железных конструкций и поверх деревянной обшивки был покрыт тонкими медными листами для защиты от обрастания подводной части. Носовая часть имела сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивался в стороны от диаметральной плоскости, образуя между обеими ветвями обводы в виде арки.

Корабль имел 2 гребных вала 2 винта и 2 руля. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневьШи казематами и позади кормового находился тонкий фальшборт, который во время боя убирался.

Корпус "Принца Адальберта" строился некачественно и во время службы постоянно протекал из-за плохой подгонки деталей набора и обшивки. Из-за этого недостатка корабль получил прозвище "хромой принц" (сам принц Адальберт был хромым).

Сравнительные тактико-технические характеристики броненосных таранов "Принц Адальберт" и "Аффондаторе" (Италия)
Основные характеристики "Принц Адальберт" "Аффондаторе "
Г од спуска на воду 1864 г. 1865 г.
Основные размерения (м):
(длина х ширина х осадка) 52,36 х 8,78 х 4,94 93,8 х 12,2 х 6,35
Водоизмещение 1 560 т 4 307 т
Мощность механизмов 1 200 л.с. 2 717 л.с.,1 винт
Скорость 9,5-10,1 узла 12 узлов
Бронирование 114 мм Б, 127 мм
Вооружение(число калибр) 3 210 мм 2 229 мм Армстронга

"Принц Адальберт" имел пояс из кованого железа толщиной 127 мм по ватерлинии который крепился к тиковой подкладке и борту. Суммарная толщина борта (вместе с бронёй) – около 0,7 м. Артиллерия защищалась 114-мм бронёй, также на тиковой подкладке. Крепление брони оказалось очень плохим и, в итоге её пришлось перевешивать и укреплять. Корабль имел два броневых каземата на верхней палубе носовой и кормовой. Носовой был образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закруглённым броневым траверзом (т.е. в плане имел треугольную форму). Кормовой располагался перед грот-мачтой (восьмиугольный с закруглёнными углами, в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса.

Механизмы и котлы корабля изготовила фирма "Mazeline" в Гавре. На корабле были установлены две горизонтальные двухцилиндровые паровые машины простого расширения, 2 котла коробчатой формы. Два четырёхлопастных винта развивали 72 оборота/мин. на полном ходу. На пробах достигли полную скорость 9,5 узла при мощности 1200 л.с. и 10,1 узла наибольшую. Запас угля составлял 96 т, дальность плавания – 1200 миль при скорости 8 узлов. Время полной циркуляции составляло около 4 минут, что в то время считалось неплохим результатом.

"Принц Адальберт" имел удовлетворительную устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами, хотя таранный форштевень поднимал очень большой бурун. Первоначально "Принц Адальберт" получил парусное вооружение брига (площадь парусов 740 кв. м), но позже был переоснащён в марсельную шхуну (площадь парусов – 677 кв. м). Грот-мачту первоначально установили внутри каземата, но позже перенесли дальше в корму. Руслени стояли снаружи корпуса.

Первоначально было установлено 3 170-мм (36-фунтовых) орудия, из них одно в носовом броневом каземате, имевшем 5 орудийных портов и 2 в неподвижных башнях в кормовом каземате, имевшем 2 порта (по диагонали). В 1865 г. корабль перевооружили на новые орудия Круппа: 1 210 мм/19 калибров (боекомплект 76 снарядов) стояло на орудийной платформе в носовом каземате с 3 портами, 2 210 мм/25 калиб- . ров (боекомплект 142 снаряда) стояли на орудийной платформе в кормовом каземате по диаметральной плоскости.

Экипаж "Принца Адальберта" насчитывал 10 офицеров и 120 матросов.

Монитор "Арминиус"

Арминиус – вождь древнегерманских племён, организатор войны против римлян.

Корабль был приобретён Пруссией на средства, собранные по добровольной подписке, объявленной на создание немецкого военного флота. Стоимость составила 62890 талеров (1 886847 марок). "Арминиус" прослужил недолго – с 1872 г. переклассифицирован в учебное судно машинистов, а с 1882 г. в тендер при крейсере "Блюхер". С 1881 г. часто использовался в качестве ледокола в Киле. 2 марта 1901 года исключён из списков флота и продан на слом за 72 тысячи марок. В 1902 г. его разобрали в Гамбурге.

Проект корабля разработал кэптен английского флота Купер Кольз (автор проекта печально знаменитого "Кэптена"). Построен фирмой "Сэмюда Бразерс" в Лондоне.

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 1725 т официальное, 1653 т нормальное, 1829 т полное, 1609 т у модернизированного корабля, длина 61,6 (по конструктивной ватерлинии), ширина 10,9 м (по конструктивной ватерлинии), осадка: 4,32 м носом, 4,55 м кормой (после модернизации уменьшилась до 4,25 м), высота борта 5,67 м по миделю. Над водой корпус возвышался всего на 1,25 м.

Железный корпус "Арминиуса" со шпироном в носовой оконечности разделялся на восемь отсеков. Корабль был почти идентичен датскому монитору (впоследствии броненосцу береговой обороны) "Рольф Краке", по типу которого был построен в 1865 году и русский двухбашенный монитор "Смерч".

Бронировался корабль кованым железом, уложенным на тиковую подкладку (стандартная практика судостроения того времени). Плиты изготовил завод Брауна в Шеффилде. Бронировалась вся площадь надводного борта. Ниже ватерлинии пояс опускался на 0,9 м. Толщина брони колебалась от 76-мм у оконечностей до 114-мм в центральной части (на 229-мм тиковой подкладке). Обшивка корпуса состояла из железных листов толщиной в 2 мм.

Итак, снова 1895 год. На этот раз строим новый российский Императорский флот (далее - РИФ) в пределах экономических и технических возможностей России.

Распускались цветы, поднимались травы, и, казалось, не только лишь природа, но и вся земля Русская, от Балтики до Тихого Океана, радовалась восхождению на трон новаго Царя - Николая Второго. Царский поезд умиротворяющее стучал колесными парами по стыкам рельсов, приближаясь к Севастополю. Нет ничего удивительного, что весною 1895 года молодой Государь решил провести смотр, переговорить с моряками, осмотреть южные морские рубежи своей Державы.


Однако, насладившись яркими флагами, надраенными медяшками и бравой выправкой моряков, Император Всероссийский этим не удовлетворился, а изъявил желание посмотреть на корабли в деле. Таковое желание вызвало немалое изумление командующего Черноморским флотом вице-адмирала Николай Васильевича Копытова.
- Как же-с? В каком то есть деле?
- Да. Желаю осмотреть боевую подготовку. Велите, вице-адмирал, нескольким броненосцам, ну например четырем, выйти сей же час в район учений, и открыть огонь.
- Не возможно! Немыслимо, Ваше Императорское Величество - пролепетал сконфуженный командующий. - На кораблях нет практических снарядов, в недостатке уголь, не разведены пары.
- Невозможно, Николай Васильевич, для русского дворянина не выполнить повеление Государя Императора, а немыслимо, господин вице-адмирал, русскому офицеру не исполнить приказание верховного главнокомандующего. Извольте выполнять - ответил Государь

К сожалению, ход событий предположение командующего подтвердил - на выходе из гавани два броненосца - «Чесма» и «Екатерина II» столкнулись, и были принуждены немедленно отправиться в судоремонт. Слава Богу, обошлось без жертв. Вышедшие же через 14 часов с горем пополам «Синоп» и «Двенадцать апостолов» щит поразить не смогли. Но истинное потрясение испытал государь, когда командир «Двенадцати апостолов» отказался продемонстрировать стрельбу казематных 47мм орудий: «На море - свежо, Ваше Императорское Величество: не мыслю повергать Вашу священную особу опасности, а при открытии орудийных портов корабль может принять воду и потерять остойчивость».

Возвращался Николай Второй в настроении самом отвратительном, и по прибытии в Санкт-Петербург немедленно вызвал к себе Морского министра Николая Матвеевича Чихачева. Николай Матвеевич полагал, что готов ко всему - от мягкого порицания до позорной отставки, но, как оказалось - к такому не готов. Николай Второй, не слушая возражений, повелел провести внезапную проверку боевого готовности Балтийского Флота «прямо сейчас», чтобы уже через 2 часа вести артиллерийский огонь по щитам. Надо ли говорить, что не через 2, ни через 22 часа ни в какой щит никакой снаряд не попал, о чем государя известил назначенный им порученец из свитских. Не обошлось и без происшествий, теперь еще более значительных - эскадренный броненосец «Гангут» сел на камни, да так сильно, что спасти корабль не удалось.

Нечего и говорить, что по Флоту пронеслась череда отставок с занимаемых должностей. Потеряли посты многие сильные мира сего, начиная от Чихачева и заканчивая многими адмиралами. Морским министром был назначен Генерал-адмирал Алексеев.

Боевая подготовка

Коренным образом была реорганизована боевая подготовка. Особое внимание решено было уделить эскадренному маневрированию - как при управлении с ходовых мостиков, так и при управлении из боевых рубок. Маневрирование на боевых кораблях временно приостановили, найдя ему более дешевую альтернативу.

Для обучения эскадренному маневрированию на каждый флот срочно поставили по 20 однотипных паровых катеров, и они под управлением адмиралов и капитанов первого ранга в назначенных районах изображали под надзорам инструкторов учебных центров эскадренные эволюции, разнообразные строи пеленга, фронта, перестроения из одной колонны в две, и прочие тактические морские премудрости. Боевые же корабли в учебный период 1895 и 1896 года ходили в море не чаще прежнего, зато с 1897 года число выходов в море увеличили втрое.

Для приучения же командиров кораблей к управлению из боевой рубки (к чему нужна была привычка и изрядное воображение, ибо обзор оттуда почитай что и никакой), на побережьях Черного и Балтийского моря были устроены потешные деревни, состоящие из 40 обычных деревенских изб каждая, расположенные в две линии на расстоянии 100 шагов друг от друга, и в версте линия от линии. Интерьер избы весьма напоминал боевую рубку, тут же были установлены и муляжи разнообразных корабельных устройств, вплоть до машинного телеграфа. В каждой избе на время учений находились командир корабля, штурман и инструктор учебного центра. Для связи при каждой избе находилась вышка с сигнальным прожектором, куда во время учения забирался сигнальщик, и его дублер с сигнальными флажками. Командующий эскадрой, получая водные от инструктора, передавал команды вестовому, вестовой бежал к сигнальщику и тот передавал команды на все корабли-избы своей эскадры. В сенях второй инструктор время от времени передавал по звукопроводной трубе или телефону вводные (в виде доклада командиру корабля по команде) о повреждениях машины либо корпуса, и прочих неприятностях.

Для обсуждения же вопросов кораблестроения было созвано Особое совещание из министров военного, иностранных дел и управляющего морским министерством для выяснения вопросов будущего развития флота, в связи с политическими и военными требованиями момента (далее по тексту- Совещание), которое собиралось всегда под председательством Николая Второго. В июне на повестку дня был избран вопрос о строительстве эскадренных броненосцев, основной задачей каковых было определено завоевание господства в море путем линейной баталии с противником.

Броненосцы

Обсуждение броненосцев
Особенности развития научно-технического прогресса тех лет было то, что корабли устаревали еще в стапельный период, так что для строительства новых кораблей проекты кораблей прежних серий использовать было категорически нельзя. Но корабль, построенный по новому проекту, почти неизбежно приносил технические проблемы, связанные с недостаточной проработанностью проектных решений и новизной поставленных перед кораблестроителями и их поставщиками задач.

Тем не менее, надо было найти выход, и он был найден - для строительства новой серии русских кораблей было решено использовать проекты «новейших» эскадренных броненосцев. Под «новейшими» (с учетом небывалой ранее стремительности научно-технического прогресса) решено было понимать никак не те, что уже приняты в эксплуатацию каким-либо флотом, но только лишь строящиеся в настоящий момент (уже заложенные, но еще не введенные в эксплуатацию) эскадренные броненосцы мира.
Проект было решено использовать «как есть», или с самыми минимальными изменениями.

Совещание в июне 1895 года под председательством Его Императорского Величества Николая Второго, рассмотрело основные характеристики таковых броненосцев, упрощения ради сведенные в таблицу:

Для Австро-Венгрии; Аргентины; Норвегии; Китая; Испании; Нидерландов; Финляндии; Чили; Швеции в 1895 году эскадренные броненосцы не строились

Как оказалось, российские, немецкие и британские броненосцы типа "Маджестик" отличались недостаточной скоростью хода, что ставило их противников в более выигрышное положение, позволяя им формировать удобное тактическое построение. Итальянский тип «Аммиральо ди Сан-Бон», а также британский «Ринаун», превосходя конкурентов в скорости хода, давали недостаточную огневую мощь и защиту.

Вполне гармоничным проектом выглядели строящиеся в Англии японские броненосцы типа Фудзи: 18-узловой ход, 12-дюймовый калибр и мощная броня в центре корабля (оставлявшая, впрочем, оконечности почти без защиты, ежели не считаль за таковую карапасную бронепалубу толщиной 63мм). Однако, их орудия калибра 305/40 давали совершенно недостаточную по нынешним временам скорострельность 0,25 выстрела в минуту, и к тому же размещались в барбетах, а не башнях.

Французский тип «Шарлемань» демонстрировал иной подход. Скорость и оружие главного калибра (305-мм орудия со скорострельностью 1 выстрел в минуту в бронированных башнях) отвечали всем возможным требованиям. Всего броненосец нес 820 тонн гарвеевской брони (Несколько меньшая толщина бронепояса компенсировалась тем, что он защищал весь корабль, а не только его среднюю часть, как это было принято в английской школе кораблестроения. Две бронепалубы в сочетании с кофедармами давали превосходную защиту от снарядов противника на дальних дистанциях боя:

К проекту французского броненосца можно было высказать, по большому счету, две серьезные претензии:


  • Во-первых, средний калибр составляли откровенно неудачные 138-мм/45 Mle.1893 (бронебойные, полубронебойные и фугасные снаряды которого весом 35-30 килограмм уносились на впечатляющую дальность 15000 метров, но орудие демонстрировало совершенно неудовлетворительную скорострельность 4 выстрела в минуту).

  • Во-вторых, вызывало недоумение неразумное вооружение мощных боевых марсов, на которых в разные стороны торчали по 4 единицы 47-мм пушки Гочкиса

И, тем не менее, из всех строящихся броненосцев, французский тип «Шарлемань» представлял собой, по оценке Особого совещания, наиболее гармоничный, сбалансированный эскадренный броненосец, к тому же имеющий несколько меньшее водоизмещение, а, следовательно, и стоимость, чем английские образцы:

Вооружение броненосцев
Главный калибр

Что касается 305-мм корабельной пушки, то в России ее проектирование было начато в 1891 году, и как раз в марте 1895-го были проведены успешные испытания стрельбой первого образца. 305/40 башенные установки для БР “Сисой Великий”, “Полтава”, “Петропавловск” и “Севастополь” планировались к сдаче с мая по сентябрь 1895 года. Вес снаряда был определен в 331,7 кг Фактическое время заряжания орудия на “Сисое Великом” 2 мин 22 с.
Теперь были приобретены и чертежи французских орудий главного калибра - 305-мм/40 Mle.1893 со скорострельностью один выстрел в минуту. Вопрос о полном или частичном копировании французской пушки был оставлен Особым совещанием на совести ОСЗ, но скорострельность двенадцатидюймовок требовалось довести до 1 выстрела в минуту.
Расширена также была и номенклатура 305-мм снарядов, вес которых теперь составлял 349 килограмм. Кроме бронебойных, на вооружение РИФ поступили полубронебойные и фугасные снаряды.

Средний калибр

Как известно, в начале 1891 года во Франции русской делегации была продемонстрирована стрельба из 120/45-мм и 152/45-мм пушек системы Канэ. Стрельба из них производилась унитарными патронами, и французы ухитрились получить огромную скорострельность - 12 выстр./мин - из 120-мм пушек и 10 выстр./ мин из 152-мм.
С 1892 года ОСЗ, а несколько позже Пермский завод приступили к серийному выпуску орудий Канэ, и орудиями этими русский флот был полностью доволен.

Проектирование броненосцев
Для Русского Императорского флота (далее - РИФ) было решено купить рабочие чертежи эскадренного броненосца тип «Шарлемань». Первый корабль серии получил имя "Апостол Андрей"

В проект эскадренного броненосца для русского флота было решено внести небольшие изменения относительно французского прототипа: было решено заменить Гарвеевскую броню на более совершенную крупповскую той же толщины, а также поменять артиллерию среднего калибра на недавно принятые на вооружение пушки Канэ. Вместо 10х1 138/45 и 8х1 100/45 для РИФ было предусмотрено 8х1 152/45 (как раз по числу казематов) и 10х1 120/45 (8 со щитами на палубах надстройки и 2 в казематах надстройки). На боевых марсах вместо 20 единиц 47-мм пушек Гочкиса решили поставить ранее отклоненные ГАУ 75/70 пушки Канэ во вдвое уменьшенном числе. Артиллерия мелкого калибра уменьшилась до 10 единиц, но, по мнению Особого совещания, выросла в качестве. Характерно, что обслуживалось как 47мм, так и 75 мм орудия орудийной прислугой по 4 человека каждое, так что штат орудийной прислуги мелкокалиберной артиллерии несколько уменьшился.
Совещание, поразмыслив, отказалось на броненосце от торпедных аппаратов и мин заграждения, что вкупе с заменой 24 мелкокалиберных пушек на 10 вспомогательных калибра 75мм, что позволило сократить экипаж с 694 до 650 человек.

Строительство броненосцев
В момент утверждения проекта в России в строю состояли 8 броненосцев, и в постройке находились еще 6:

Для постройки было применено новаторское решение - одновременно были заложены в США, Франции и Германии и России по 2 корабля, с тем, чтобы наиболее отличившемуся с точки зрения качества и сроков постройщику заказать еще 4 броненосца.
8 единиц эскадренных броненосцев типа «Апостол Андрей» были заложены в ноябре 1895 года, спущены на воду в разных странах в период 1896-1897 года, и вступили в строй в период 1898-1901, а один даже в 1902 году.
Первым ко всеобщему удивлению оказался американский заводчик Крамп, который после сдачи русскому флоту своей пары броненосцев и заложил (в соответствии с договором) четверку броненосцев в 1898 году, которую спустил на воду в 1899 и сдал флоту в 1901-1902 годах, обогнав, таким образом, самого медлительного постройщика броненосцев (Николаевское адмиралтейство) в два раза.
Таким образом, вместо 11 броненосцев РИ в данной АИ было построено 12 броненосцев несколько меньшего суммарного водоизмещения, и к тому же раньше:

Корабли серии (позже названной первоапостольской) имели однотипные названия:
1. Апостол Андрей
2. Апостол Пётр
3. Апостол Иоанн
4. Апостол Иаков Зеведеев
5. Апостол Филипп
6. Апостол Варфоломей
7. Апостол Матфей,
8. Апостол Фома,
9. Апостол Иаков Алфеев
10. Апостол Фаддей
11. Апостол Симон Кананит,
12. Апостол Павел

Оценка проекта

Русские броненосцы первоапостольской серии представляли собой самый массовый проект корабля водоизмещением более 10000 тонн вплоть до 1917 года

Вооружение и скорость хода броненосцев типа "Апостол Андрей" вполне отвечали требованиям своего времени. Бронирование их в целом было слабее большинства броненосцев на рубеже XIX и XX, и могло оправдать себя только в одном случае - при столкновении с японским флотом, который преимущественно вел огонь фугасными снарядами с большой дистанции. В этих условиях двойная бронепалуба и многоярусные корабельные надстройки побуждали начиненные шимозой неприятельские снаряды к преждевременным подрывам, которые существенного вреда боевой устойчивости русских броненосцев принести не смогли.

Немалую роль в успешном применении этого достаточно спорного типа кораблей в ходе воспоследовавшей Русско-Японской войны 1904-1905 годов сыграло то, что офицеры и матросы в учебные периоды 1900, 1901 и 1902 годов досконально изучили их достоинства и недостатки, и в ходе многочисленных маневров научились использовать первые и по возможности учитывать вторые. Так, например, тип "Апостол Андрей" смертельно боялся перегруза, и перед боем с 1902 года было принято решение проводить экстренную разгрузку угля в море.