Ричард Роджерс: хай-тек и экология среды. Здание Lloyd"s в лондонском Сити

Лорд Ричард Роджерс (Richard Rogers), барон Риверсайдский (Baron Rogers of Riverside) - британский архитектор, один из основателей стиля хай-тек в архитектуре. Лауреат Императорской (2000 г.) и Притцкеровской (The Pritzker Architecture Prize, 2007) премий.

Родился во Флоренции 23 июля 1933 года. В 1938 эмигрировал вместе с семьей в Англию. В 1959 году закончил Школу Архитектурной Ассоциации, где учился у Стерлинга и Смитсона, и отправился в США, чтобы продолжить свое образование в Йельском Университете (США; 1961–1962). Там он познакомился с Норманом Фостером (Norman Foster). В 1963 году, вернувшись в Англию, они основали вместе со своими подругами (в последствии – жёнами), Сью Роджерс (Su Brumwell, архитектор и социолог) и Венди Фостер (Wendy Cheesman), архитектурную мастерскую «Team 4». Именно в этот период критики назвали их творчество «хай-тек». Это стилевое определение остается общепринятым в отношении как Роджерса, так и Фостера, и по сей день.

В 1967 году мастерская распалась. Последним крупным осуществленным проектом этого бюро была фабрика по производству электроники компании «Reliance Controls», Swindon (графство Уилтшир, 1967) - это здание явилось одним из важных предварений «хай-тека»; В том же году Роджерс, после расторжения партнерства с Фостером, открывает со своей супругой новое бюро, «Ричард & Сью Роджерс», которое разрабатывало концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели (дома фотографа Х.Спендера, в Алтинге, Эссекс, 1967–1968, и родителей Роджерса (Dr Rogers House) в Уимблдоне, Большой Лондон, 1968). В 1970 Роджерс начинает работать вместе с Ренцо Пьяно (Renzo Piano), с которым побеждает в 1971 в конкурсе на проект Центра Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971 - 77). Эта постройка стала своего рода манифестом нового направления в архитектуре, разновидности хай-тека, в которой техническая инфраструктура здания подчеркивается и даже выносится на фасад. Оно получает название "bowellism" от английского "bowels" - внутренности.

В 1977 Роджерс основывает собственное бюро в Лондоне - Richard Rogers Partnership.

В 1981-1989 году - председатель совета директоров Галереи Тейт.

В 1985 Роджерс получил Золотую Медаль Королевского института Британских архитекторов (RIBA).

В 1991 был удостоен королевой Елизаветой II дворянского звания. В 1996 получил титул баронета и пожизненное пэрство.

В 1990-е Роджерс обратился к проблемам градостроительства: опубликовал несколько работ на эту тему, работает в сотрудничестве с правительством Великобритании, занимая пост Главного советника по городской реконструкции. Изложил свое творческое кредо в книге Архитектура: современный взгляд (Аrchitecture: A Modern View, 1991).

В 2000 награжден престижнейшей международной премией Praemium Imperiale, присуждаемой Японской Ассоциацией искусства.

2006 - премия «Золотой лев» Х Венецианской архитектурной биеннале; Премия Стерлинга (Stirling Prize - самая престижная архитектурная премия Великобритании. Премия присуждается зданию, а не архитектору. Награду в размере £20 тыс. присуждают за построенные архитекторами Европейского союза здания, которые эксперты RIBA признают самым весомым вкладом в британское зодчество за последний год.). В шорт-лист премии вошли целых два здания Ричарда Роджерса (терминал Барахаса в Мадриде и Национальная ассамблея Уэльса в Кардифе) и одно Захи Хадид (здание научного центра Phaeno в немецком Вольфсбурге) - победил терминал аэропорта Барахас в Мадриде.

В 2007 году награждён Притцкеровской премией (The Pritzker Architecture Prize). Жюри отметило его за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов», как указано в постановлении оргкомитета премии. Председатель жюри премии лорд Пеламбо назвал Роджерса «создателем не просто больших городских зданий, но и нового стиля архитектурного экспрессионизма».

Сейчас компания Роджерса называется Rogers Stirk Harbour + Partners, её филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.

Самыми известными работами Роджерса в настоящий момент являются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport, 1997-2005), отмеченный почетной премией Stirling Prize в 2006-м, Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971-77), Дом Миллениум в Гринвиче (Millennium Experience, 1996-99), Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне (Lloyd"s of London, 1978-1986), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (European Court of Human Rights, 1989-95), Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе (National Assembly for Wales, 1998-2005), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке.

Ричард Роджерс известен не только своими архитектурными проектами, но и своеобразной архитектурно философией, в которой выделяется его тезис о социальной ответственности архитектора. Он одержим урбанизмом, много теоретизировал о кризисе современного урбанизма. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека. Оказалось, что идеал этого родившегося во Флоренции авангардиста, чьё мировоззрение выросло на идеях 1968 года,- экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла, придуманного британскими социалистами-утопистами.

Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс, а также дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Далее, все больше делая упор на новые технологии и материалы, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».

Сам сэр Роджерс не раз говорил, что города будущего «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».

В основе этих образов лежит идея «тотального дизайна», придающего традиционным отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер – с выделением сборных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. Все созданные Роджерсом здания так или иначе иллюстрируют эту основную идею модернизма – «здания как машины».

«Города, - говорит Роджерс, - предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции». По мнению английского архитектора, города - это обрамление общества, сердце нашей культуры.

очень политизированный архитектор. Он политический активист, активный сторонник Лейбористской партии. Кое-кто даже обвиняет его в популизме. В своем лондонском архитектурном бюро, например, он ввел правило, согласно которому зарплата директоров не может превышать зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника более чем в шесть раз.

«Я не верю в личную собственность архитектурных проектов», - говорит он. Здания, которые он строит, отличаются комбинацией элементов хай-тек, прозрачности и кажущейся невесомости архитектурной конструкции. Они полны света, совмещая публичные и приватные пространства. «Моя страсть к архитектуре вызвана верой в то, что она непосредственно влияет на качество жизни и при этом соединяет науку и искусство», - объясняет Ричард Роджерс.

Самый интересный из последних его проектов - мадридских международный аэропорт «Барахас», построенный в 2005 году. Его здание, образованное волнами стальных крыльев, с крышей, покрытой бамбуковыми рейками, - зримый образец коммуникативной архитектуры, прославившей английского архитектурного философа.

Сэр Ричард Роджерс действительно гордость британской архитектуры, и даже скандал с его Millennium Dome, когда консерваторы во главе в принцем Чарльзом активно намекали на то, что заказ на этот грандиозный проект архитектор получил благодаря давней дружбе с Тони Блэром, не слишком испортил его репутацию.

Parc 1, Yeouido, Seoul, South Korea (Проектируемый комплекс будет включать в себя два офисных здания, гостиницу и торговый центр. Сеул, Южная Корея), 2008-2011
Chelsea Barracks, London, England, UK (Проект жилого комплекса в Челси, Лондон), 2008-2009 Oxley Woods, Milton, England, UK (проект района социального жилья Оксли), 2007-2010 Metropolitana Linea 1 Capodichino, Naples, Italy (проект станции метрополитена в Неаполе), 2006-2012
175 Greenwich Street, New York, USA (одно из офисных зданий в проекте восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке), 2006-2011 The Leadenhall Building, London, England, UK (проект офисного здания), 2002-2011 Ching Fu Group Headquarters, Kaohsiung, Taiwan (офисное здание), 2005-2007
Bodegas Protos (Винный завод), Peñafiel, Spain, 2004-2008 Mossbourne Community Academy, London, England, UK (здания академии Mossbourne, Лондон), 2002-2004 Chiswick Park, London, England, UK (здания различного назначения), 1999-2010
Hesperia Hotel and Conference Centre, Barcelona, Spain (отель и конференц-центр Hesperia, Барселона, Испания), 1999-2006 Roppongi Grips, Tokyo, Japan (образовательный центр), 1999-2005 Waterside, London, England, UK (офисное здание), 1999-2004
National Assembly for Wales, Cardiff, Wales, UK (Национальная Ассомблея Уэльса), 1998-2005 Antwerp Law Courts, Antwerp, Belgium (Дворец Правосудия, Антверпен, Бельгия), 1998-2005 Madrid Barajas Airport, Spain, Madrid (4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас), 1999-2005
Amano Research Laboratories, Gifu, Japan (научно-исследовательский центр), 1997-1999 Nippon Television Headquarters, Tokyo, Japan (офисное здание Центрального телевидения Японии, Токио), 1996-2004 Broadwick House, London, England, UK (офисное здание), 1996-2002
Ashford Designer Retail Outlets, Ashford, England, UK (торговый центр), 1996-2000 Millennium Experience, London, England, UK (Дом Миллениум в Гринвиче), 1996-1999 Minami Yamashiro Primary School, Kyoto, Japan (Здания начальной школы Ямаширо, Киото, Япония), 1995-2003
Montevetro, London, England, UK (жилой комплекс), 1994-2000 Tower Bridge House, London, England, UK (офисное здание), 1993-2005 Lloyd"s Register, London, England, UK (офисное здание), 1993-2000
Daimler Chrysler, Berlin, Germany (офисное здание Даймлер Крайслер, Берлин), 1993-1999 88 Wood Street, London, England, UK (офисное здание), 1993-1999 Thames Valley University, Slough, England, UK (Университет Таймс), 1993-1996
Techno Plaza, Gifu, Japan (Научно-исследовательский институт, Япония), 1993-1995 Bordeaux Law Courts, Bordeaux, France (Дворц Правосудия, Бордо, Франция), 1992-1998 Channel 4 Television Headquarters, London, England, UK (Офисное злание телевизионной компании 4 канал, Лондон), 1990-1994
European Court of Human Rights, Strasbourg, France (Европейский суд по правам человека в Страсбурге), 1989-1995 Marseille International Airport, Marseille, France (Интернациональный аэропорт, Марсель, Франция), 1989-1992 Kabuki Cho, Tokyo, Japan (офисное здание), 1987-1993
Reuters Data Centre, London, England, UK (офисное здание), 1987-1992 Centre Commercial St Herblain, Nantes, France (оптово-розничный магазин, Нант, Франция), 1986-1987 Billingsgate Market, London, England, UK (Культурно-образовательный центр), 1985-1988
Linn Products, Glasgow, Scotland, UK (фабричные здания), 1985-1987 Thames Wharf Studios, London, England, UK (Студия Таймс), 1984-1991 Thames Reach Housing, London, England, UK (Резиденция Таймс), 1984-1987
Inmos Microprocessor Factory, Newport, Wales, UK (фабрика микропроцессоров фирмы ИНМОС в Ньюпорте), 1982-1987 Patscentre, Princeton NJ, USA (фабричные здания), 1982-1985 Maidenhead Industrial Units, Maidenhead, England, UK (фабричные здания), 1982-1985
Fleetguard Factory, Brittany, France (фабричные здания), 1979-1981 Lloyd"s of London, London, England, UK (Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне), 1978-1986 PA Technology Laboratory, Melbourn, England, UK (технологическая лаборатория Кембриджского университета в Мельбурне, Англия), 1975-1983
Centre Pompidou, Paris, France (Центр Помпиду в Париже, премия Stirling Prize в 2006-м), 1971-1977 Dr Rogers House, London, England, UK (Дом родителей Роджерса в Уимблдоне, Большой Лондон), 1968-1969

… Ричард Роджерс - 31-й лауреат премии, учрежденной в 1979 году фондом Hyatt, который возглавляет владелец мировой гостиничной империи Томас Притцкер. Ричард Роджерс – архитектор сегодняшней, а не прошлой эпохи. Достаточно напомнить, что именно ему британское правительство поручило проектирование главного здания «миллениума» - «Купола тысячелетия» на окраинах Лондона, на крышу которого падал Пирс Броснан, когда в последний раз был Джеймсом Бондом. Так что Ричард Роджерс был тем, кто официально открывал для человечества новое тысячелетие в архитектурном смысле.

И почему-то, как выясняется, его всегда пропускали. Надо полагать, в списках претендентов на Притцкеровскую премию (которые всегда закрыты) он болтается уже лет пятнадцать, но каждый раз премия его обходила. Это заставляет как-то не по-праздничному взглянуть на его архитектуру.

Вопрос не в том, почему получил Притцкеровскую премию основатель хай-тека, а в том, почему он не получал ее раньше. Принцип хай-тека в архитектуре довольно прост и восходит к определению Ле Корбюзье: «Архитектура - машина для жилья». Ричард Роджерс понял этот принцип очень буквально, и в архитектуре стал максимально подчеркивать то, что роднит ее с машиной, то есть механизмы. Во-первых, раму, на которой все крепится, во-вторых, все системы жизнеобеспечения (водопровод, канализацию, воздуховоды и кондиционеры, электрику), которые он стал выводить на фасад здания, чтобы их было хорошо видно, в-третьих, те элементы здания, которые можно заставить двигаться, - козырьки, жалюзи, эскалаторы, двери. А то, что архитектуру от машины отличает - недвижные стены, - стал уничтожать, заменяя их сплошным остеклением или металлическими панелями. В результате здание стало походить на завод – прямоугольную конструкцию из стальных стержней, опутанных проводами и трубами для доставки того, что в нем нужно, и удаления того, что уже не нужно.

Ставка здесь была на совершенство технических решений, которые должны привлекать внимание к зданию сами по себе. В этом есть своя логика. Скажем, принято бесконечно восхищаться какой-нибудь сложной технической деталью швейцарских часов, например, турбийоном, и платить большие деньги за обладание ею. Почему современный калоизмельчитель, который позволяет располагать санузлы не рядом со стояками, а где удобно, и является техническим изобретением, ничем не уступающим по сложности турбийону, должен вызывать меньшее восхищение?

Но почему-то оказалось, что сами по себе технические достижения хотя и радуют, но все же не являются достаточными для того, чтобы признать здание шедевром. Роджерс построил десятки научно-исследовательских центров, банков, офисов, аэропортов, судов, даже несколько жилых домов, и каждое его здание вызывало восхищение в узком кругу архитектурных журналов, но настоящим хитом не становилось. Исключение составляют Центр Помпиду, который был первым зданием хай-тека, однако здесь его опередил Ренцо Пьяно, и Центр Ллойд в Лондоне (1993), который, надо сказать, действительно очень изящное здание, но слишком камерное рядом с тем, что стало принято строить в Лондоне в 1990-е.

Возможно, причиной этой сдержанной реакции на творчество господина Роджерса являлось то, что он слишком хороший инженер и довольно скромный шоумен. Достаточно взглянуть на унылый «Купол тысячелетия», который по сути является цирком шапито, поражающим своими размерами и длиной канатов, но очень раздражающим километрами грязного брезента. Редкое тысячелетие удавалось встретить такой неказистой палаткой. Основной принцип архитектуры Роджерса - «здания должны быть читаемыми: зритель должен сразу понимать, как они построены». В ней присутствует некоторая излишняя ясность. Скажем, его ученик Норман Фостер берет и изгибает козырек крыши здания так, чтобы солнце, проходя мимо него, заглядывало в окна в течение максимально долгого времени, и рассказывает, что экономит таким образом много электричества. Учитывая, что в Лондоне не очень много солнечных дней, а чтобы сделать такой изгиб кровли, нужно истратить столько энергии, сколько здание не сэкономит за все время своего существования, это довольно бессмысленное действие. Зато каждый, кто видит здание, как раз не понимает, почему оно так устроено, потому что соотносит его не с движением планет, а в лучшем случае с движением автобусов (этот изогнутый козырек Фостер сделал в здании автовокзала в Лондоне). Так что в здании есть некоторая загадочность. А у Роджерса сразу все ясно. Вся загадочность заключается только в том, чтобы определить, по какой трубе идут электрические сигналы, а по какой – вода, и это довольно быстро понимаешь по звуку.

Это излишне честный мастер. Любой маркетолог объяснит вам, что если вы хотите сделать утюг для широкого спектра потребительниц, то он должен содержать в себе что-то необъяснимое, таинственное, какую-то отгонялку злых духов неглаженности и призывалку добрых духов поглаженности. Ричард Роджерс делает все свои здания по принципу «это офис - только офис, и ничего более офиса», поэтому не может рассчитывать на внимание широких масс и членов разнообразных жюри.

Все его ученики и последователи делают из хай-тека чудеса, таинственных техногенных идолов, и, видимо, поэтому его все время и обходили. Ну а в этом году архитектурные чудеса временно кончились. И пришлось давать премию крепкой инженерной основе современности.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский государственный архитектурно-строительный университет» (ТГАСУ)

Кафедра «Дизайн архитектурной среды»


Ричард Джордж Роджерс


Выполнила:

Земцова Е.В.

Проверила:

доцент Колосова И.И.



Введение

Биография Ричарда Роджерса

Работы Ричарда Роджерса

1 Центр Помпиду

2 Аэропорт Мадрида

3 Миллениум Дом в Гринвиче

Заключение

Приложение


Введение


Ричард Роджерс, Барон Роджерс Риверсайд (англ. Richard George Rogers; 23июля 1933, Флоренция) - британский архитектор, который в сотрудничестве с Ренцо Пиано и Норманом Фостером создал стиль «хай-тек». Лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Королева Великобритании произвела его в бароны (Baron Rogers of Riverside). Ричард Роджерс был удостоен ордена Почетного легиона в 1986 году, посвящен в рыцари в 1991 году и сделал пожизненным пэром в 1996 году.

Учился в Архитектурной школе в Лондоне, потом вместе с Фостером в Йельском университете. Позднее они создали бюро «Team 4» совместно со своими жёнами Шу Роджерс и Венди Чисман. В 1967 году они разошлись. Роджерс присоединился к Ренцо Пиано, выигравшему конкурс на строительство Центра Помпиду в Париже в 1971 году. Это здание стало манифестом нового стиля и установило стиль Роджерса, в котором большинство инженерных систем (водоснабжение, отопление, вентиляция, лестницы и лифты) были выведены в экстерьер, оставляя свободными интерьер и внутренние помещения. Сегодня Центр Помпиду считается достопримечательностью, хотя в то время критики отнеслись к дизайну «наизнанку» настороженно.

Ричард Роджерс возглавляет компанию «Rogers Stirk Harbour Partners» (ранее «Richard Rogers Partnership»), которую он основал в 1977 году, и имеет офисы в Лондоне, Барселоне, Мадриде, Нью-Йорке и Токио. Этой Компанией были выполнены известные проекты - штаб-квартира страховой компании «Ллойд» в Лондоне (1979-1984), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (1984), выставочный зал Милленниум-доум в Лондоне (1999), проект восстановления Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.


1. Биография Ричарда Роджерса


Ричард Джордж Роджерс, Барон Роджерс Риверсайд - британский архитектор, известный благодаря своим проектам в стиле модернизма и функционализма. Вероятно, самыми прославленными его творениями являются Центр Помпиду в Париже, здание компании «Ллойд» и выставочный центр Миллениум Доум в Лондоне, а также Европейский суд по правам человека в Страсбурге. За свои работы Ричард Роджерс был награждён Королевской золотой медалью, медалью Томаса Джефферсона, медалью Минервы и получил приз Стирлинга и Притцкеровскую премию.

Родился Ричард Роджерс во Флоренции двадцать третьего июля 1933-го года. В 1959-ом году он закончил лондонскую Архитектурную школу, а в 1962-ом году стал выпускником Йелького университета. Во время учёбы он познакомился с Норманом Фостером и со своей будущей женой Шу Брумвэл. Совместно они основали фирму «Team 4» при участии Венди Чизман (будущей жены Фостера). Ричард Роджерс и Норман Фостер заработали репутацию архитекторов, создающих проекты в стиле хай-тек.

В 1967-ом году фирма «Team 4» распалась, однако Ричард Роджерс продолжал работать вместе с Шу Роджерс, а также с Джоном Янгом и Лори Эббот. В 1968-ом году архитектор получил заказ на создание дома и студии для дизайнера Хамфри Шпендера возле городка Молдон в графстве Эссекс и предложил проект стеклянного куба с использованием двутаврововых металлических балок. Ричард Роджерс продолжил развивать свои идеи по изготовлению сборных конструкций и упрощению их, занимаясь созданием дома для своих родителей. В основе его работы лежала концепция дома, полностью готового к сборке. Впоследствии Ричард Роджерс объединил усилия с итальянским архитектором Ренцо Пиано, и это сотрудничество оказалось очень плодотворным. Роджерс быстро взобрался по карьерной лестнице после того, как он, Пиано и Джианфранко Франчини победили в конкурсе на строительство Центра Помпиду в июле 1971-го года.

Это здание стало фирменной маркой Ричарда Роджерса, который стремился поместить все бытовые системы (водопровод, отопление, вентиляцию, лестницы) на внешнюю сторону строения, освобождая внутреннее пространство от лишних деталей и создавая простор для экспозиций. В то время, когда открылся центр (в 1977-ом году), этот стиль, называемый некоторыми критиками «боуэллизмом» (от слова «недра», или же «кишечник»), был не слишком популярен, однако сегодня Центр Помпиду является символом Парижа наряду с Эйфелевой башней. Ричард Роджерс продолжил развивать стиль «наизнанку», работая над зданием компании «Ллойд» в Лондоне, строительство которого было завершено в 1986-ом году. Тогда же этот противоречивый стиль, созданный архитектором Роджерсом, обрёл популярность и подтвердил своё право на существование.

После работы с Пиано в 1977-ом году Ричард Роджерс основал свою компанию «Ричард Роджерс Партнершип» («RichardRogersPartnership») совместно с Марко Голдшмидом, Майком Дэйвисом и Джоном Янгом.

В 2007-ом году на базе этой компании была создана новая, носящая название «Роджерс Стирк Харбор и Партнёры» («RogersStirkHarbour + Partners»). Офисы этой компании находятся в Лондоне, Барселоне, Мадриде и Токио.

Ричард Роджерс посвятил большую часть своей последующей карьеры развитию архитектуры со ставкой на урбанизм и долговечность. Ранней иллюстрацией этих идей стала выставка в Королевской академии 1986-го года, называвшаяся «Лондон, каким он мог бы быть». Помимо работ Ричардса там были представлены проекты Джеймса Стирлинга и бывшего партнёра Ричарда Роджерса Нормана Фостера. На экспозиции вниманию широкой публики архитекторами предлагались проекты по перестройке большой части центра Лондона, которые, тем не менее, были отклонены городскими властями в виду непрактичности предложений.

В 1995-ом году Ричард Роджерс стал первым архитектором, начавшим читать курс лекций («ReithLectures»), транслировавшихся по радио BBC. Позднее на их основе была выпущена книга «Города для маленькой планеты». В 2011-ом году лекции стали доступны для широкой публики.

В 1998-ом году по просьбе британского правительства Ричард Роджерс создал Службу по городским делам для того, чтобы выяснить причины упадка городов Великобритании, обеспечить их безопасность, придать им красоту и живучесть. В результате работы этой службы была выпущена белая книга «О городском возрождении», содержащая более ста рекомендаций для будущих городских дизайнеров. Кроме того, Ричард Роджерс в течение нескольких лет занимал должность председателя правления Большого Лондона по делам городского строительства. С этого поста архитектор ушёл в 2009-ом году и занял пост председателя совета попечителей Архитектурного фонда. С 2001-го по 2008-ой годы Ричард Роджерс был главным советником мэра Лондона Кена Ливингстона по вопросам градостроительства. В 2008-ом году новый мэр Лондона Борис Джонсон попросил архитектора продолжать начатое, но Роджерс всё же оставил пост в октябре 2009-го года и стал советником мэра Барселоны по делам городского планирования.

Ричард Роджерс продолжает создавать противоречивые и канонические проекты. Возможно, самой известной такой работой стал выставочный центр Миллениум Доум, спроектированный совместно с инженерной компанией «Бюро Хапполд», строительство которого завершилось в 1999-ом году. Вокруг стоимости и содержания экспозиций этого центра разразились горячие политические и общественные дебаты, хотя строительство самого здания обошлось всего в сорок три миллиона фунтов.

В мае 2006-го года Ричард Роджерс был назначен архитектором для строительства Третьей Башни нового Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке, заменившего старый Всемирный Торговый Центр, разрушенный во время атаки одиннадцатого сентября 2001-го года.

Тем не менее, и у такого успешного архитектора случаются неудачи. Нескольким свежим проектам Ричарда Роджерса не суждено было воплотиться в жизнь по финансовым причинам. К таким проектам, например, относится перестройка Центральной Библиотеки Бирмингема, которая после отклонения предложения Роджерса была поручена компании «MAKEArchitects», основанной Кеном Шаттлвортом.


2. Работы Ричарда Роджерса


2.1 Центр Помпиду


Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (фр. Centre national dart et de culture Georges-Pompidou), в просторечии Центр Жоржа Помпиду (фр. Centre Georges-Pompidou), Центр Помпиду или Бобур - культурный центр в квартале Бобур 4-го округа Парижа между кварталами Ле-Аль и Маре. Открыт с 1977 года, создан по инициативе французского президента Жоржа Помпиду. Деятельность центра посвящена изучению и поддержке современного искусства и искусства XX века в различных его проявлениях (изобразительныe искусства, танец, музыка и пр.)

Центр является третьей по посещаемости культурной достопримечательностью во Франции после Лувра и Эйфелевой башни. В 2006 году музей посетило 6,6 миллионов человек. Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки. Обширную площадь перед Центром Помпиду облюбовали художники, бродячие артисты, музыканты и циркачи. Справа от Центра Помпиду небольшую площадь Стравинского украшает одноимённый экстравагантный фонтан.


2.2 Аэропорт Мадрида


В целом постройка, включающая в себя двойной терминал, две взлётно-посадочные полосы, парковку на 9,5 тысяч машин и диспетчерскую башню, обошлась в 6 миллиардов евро. Комплекс площадью в 1100 000 квадратных метров можно также назвать одним из крупнейших сооружений в Европе. Длина здания - 1,2 километра, но из одного конца в другой можно попасть за три минуты - на подземном поезде, управляемом компьютером, без машиниста. Считается, что через несколько лет новый терминал, рассчитанный на приём 35 миллионов человек ежегодно, сделает Барахас вторым по величине европейским аэропортом и главным транспортным узлом, связывающим Европу с Латинской Америкой. Эта сложнейшая многоуровневая структура могла бы стать тяжеловесным непроходимым лабиринтом. Роджерс превратил её в прозрачную рощу, где невозможно заблудиться: волнообразная крыша из бамбуковых пластин, парящая на окрашенных во все цвета радуги столбах-деревьях, не просто фантастически красива, но придаёт этой махине пространственную ясность и, кроме того, пропускает свет в самую глубь здания и спасает его от летней жары. Критики в один голос признали новый терминал Барахаса образцом экологической и эстетической безупречности.

Так, что выбрав именно это здание, жюри во второй раз с момента основания премии Стерлинга угадало, что когда-нибудь оно попадёт в словарь 100 шедевров архитектуры XXI века.


3 Миллениум Дом в Гринвиче


Купол тысячелетия (англ. The Millennium Dome) - крупное здание в виде купола, построенное для выставки Millennium Experience, приуроченной к празднованию наступления третьего тысячелетия. Расположено на полуострове Гринвич в юго-восточном Лондоне. Выставка была открыта для посетителей с 1 января по 31 декабря 2000 года.

Проект стал объектом критики, поскольку ожидаемое количество посетителей не было достигнуто, из-за чего возникли финансовые сложности. Выставка и сопутствующий комплекс в настоящее время не существуют, а купол вошел в состав развлекательного комплекса.

Через западный край Купола тысячелетия проходит нулевой меридиан. Ближайшая станция метро - Норт-Гринвич.


Заключение


В 1981-ом году Ричард Роджерс был посвящён в рыцари королевой Елизаветой II. В 1996-ому году он получил титул барона, а сегодня занимает должность пэра в Палате лордов. Кроме того, в 2008-ом году талантливый архитектор был удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

роджерс архитектор британский модернизм

Список использованных источников


1.#"justify">.#"justify">.#"justify">Приложение


Иллюстрация 1- Ричард Джордж Роджерс.


Иллюстрация 2 - Центр Помпиду


Иллюстрация 3- Аэропорт Мадрида

Иллюстрация 4- Миллениум Дом в Гринвиче


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В рубрике «Икона эпохи» мы рассказываем о художниках, режиссёрах, музыкантах и других представителях творческих профессий, которым удалось создать узнаваемый стиль и ощутимо повлиять на современную культуру. На этой неделе речь пойдёт о британском архитекторе Ричарде Роджерсе, которому 23 июля исполнилось 80 лет. Look At Me разобрался, как один из создателей стиля хай-тек и автор проекта Центра Помпиду в Париже повлиял на современную архитектуру и дизайн.

Ричард Роджерс

Richard George Rogers

1933, Флоренция

британский архитектор

Ранние годы и центр Помпиду

Ричард Роджерс родился во Флоренции, но затем переехал в Лондон, где закончил Architectural Association School of Architecture . Затем молодой архитектор продолжил обучение в Йельском университете, где познакомился с Норманом Фостером и Су Брамвелл, своей будущей женой. Вернувшись в Великобританию, Роджерс, Фостер, Брамвелл и присоединившаяся к ним Уэнди Чизмэн основали коллектив Team 4. Четвёрка архитекторов в основном проектировала частные дома - например, дом для родителей Cу Брамвелл. Кроме того, в конце 1960-х Роджерс построил дом для своих родителей в Уимблдоне. Его нельзя причислить к стилю хай-тек, но определённые черты фирменного стиля Роджерса в нём уже присутствуют - например, архитектор до сих пор любит яркие интерьеры.


Центр Помпиду

В 1967 году группа Team 4 распалась, и Роджерс начал сотрудничать с итальянским архитектором Ренцо Пиано. В 1971 году вместе с Пиано и Джанфранко Франчини Роджерс разработал проект Центра Помпиду в Париже и выиграл конкурс на его постройку. В 1977 году музей открылся для посетителей. Несмотря на то что сначала Центр подвергался критике (статья в Le Figaro о нём была озаглавлена «В Париже есть свой монстр, как в озере Лох-Несс»), со временем он стал главной постройкой в стиле хай-тек и одной из достопримечательностей Парижа.

Что так шокировало жителей Парижа и журналистов в конце 1970-х? Все коммуникации и лифты Центра Помпиду были вынесены наружу и окрашены в яркие цвета, так что весь фасад опутывала сеть разноцветных труб и ёмкостей. Формально такое решение объяснялось тем, что архитекторы не хотели загромождать внутреннее пространство музея и оставляли место для произведений искусства (самой разной формы и размера) - это позволяло устраивать масштабные выставки. Однажды архитектурный критик Алан Колкахун (Alan Colquhoun) заметил, что для коммуникаций и лифтов не нужно столько места, сколько они занимают на фасаде Центра Помпиду. Этот приём не был функциональным - Роджерс, Пиано и Франчини восхищались технологиями и хотели сделать технические системы здания частью эстетики.

Хай-тек и 1980-е

Здание компании Lloyd"s

В последующие десятилетия Роджерс оставался верен стилю хай-тек. Среди самых знаменитых построек в этом стиле - здание компании Lloyd"s (1986) в Лондоне и фабрика по производству микрочипов компании Inmos (1982) в Уэльсе, построенные по его проекту. Как и в случае с Центром Помпиду, вынос коммуникаций наружу объяснялся рационально. В офисе Lloyd"s их решено было не размещать внутри, чтобы построить огромный атриум в центре здания; на фабрике же все коммуникации помещены на крыше здания, чтобы в производственном цехе не было ничего лишнего. Тем не менее, лифты и трубы на фасаде обеих построек выполняют и эстетическую функцию - невозможно представить себе Lloyd"s Building без этих внешних элементов.


Фабрика по производству микрочипов компании Inmos

Центр Помпиду, здание Lloyd"s и фабрика Inmos в Ньюпорте являются примерами стиля хай-тек, а Ричарда Роджерса (наряду с Норманом Фостером и Ренцо Пиано) принято считать одним из главных теоретиков и практиков этого направления в архитектуре. Для этого стиля характерно использование новых технологий, а также вынесение коммуникаций на фасад здания. Кроме того, для стиля Роджерса характерно использование ярких цветов: даже монументальное серое здание компании Lloyd"s увенчано голубыми трубами.

Урбанистика и сотрудничество с лондонскими властями

В 1980-е хай-тек ассоциировался с деньгами и властью. В этом стиле построено множество офисов крупных корпораций. В 1990-е хай-тек перестал быть столь популярным. Роджерс продолжает проектировать жилые комплексы, офисы, торговые центры и аэропорты по всему миру, но с начала 1990-х он уделяет больше внимания урбанистике. Его взгляды наиболее полно сформулированы в книге «Cities for a Small Planet», которая вышла в 1997 году. Роджерс уверен, что в основе градостроительных планов всегда должен лежать гуманизм, а города могут быть приятными местами для жизни. Несмотря на то что сейчас эти утверждения не кажутся нам революционными, для Великобритании 1990-х концепция Роджерса была действительно новой.

При Маргарет Тэтчер городская инфраструктура почти не развивалась, а идеалом населённого пункта был не оживлённый город с большой плотностью застройки, а местность с низкой плотностью населения и небольшими домами на одну семью. Роджерс призывал инвестировать деньги в городское строительство, создавать новые общественные пространства и развивать общественный транспорт, и его идеи были услышаны. Мэр Лондона Кен Ливингстон, советником которого был Роджерс, провёл транспортную реформу, ликвидировал пробки, приостановил приватизацию общественного транспорта и инициировал проведение различных тематических фестивалей.

Таймлайн: Ричард Роджерс

Ричард Роджерс, Норман Фостер, Венди Чизман и Су Брамвелл создают Team 4.

Коллектив Team 4 распадается.

В Париже открывается Центр Помпиду.

Роджерс основывает архитектурное бюро Richard Rogers Partnership, которое затем превратится в Rogers Stirk Harbour Partners

Построена фабрика Inmos в Ньюпорте (Уэльс).

Построено Lloyd’s building в Лондоне.

Выходит книга «Cities for a Small Planet».

Роджерс становится лауреатом престижной Притцкеровской премии.

Открывается новый терминал аэропорта Хитроу Heathrow Terminal 5.

Влияние

One Hyde Park

Облик современного Лондона

С начала 1990-х Роджерс занимался урбанистикой, а в 2000-е у него появилась возможность применить свои идеи на практике. Архитектор был советником мэра Лондона Кена Ливингстона, а затем занимал эту должность и при мэре Борисе Джонсоне. Роджерс также подготовил два правительственных доклада о возрождении Лондона «Towards an Urban Renaissance» и «Towards a Strong Urban Renaissance». Архитектор выступал за повышение плотности населения в городе, джентрификацию, создание большого количества общественных пространств, появление новых музеев, галерей и ресторанов. Многие его идеи воплотились в жизнь: за последнее десятилетие в Лондоне действительно выросло количество арт-площадок и крупных жилых комплексов в центре города. Некоторые из них спроектировал сам Роджерс - например, недавно был построен его комплекс One Hyde Park . Кроме того, некоторые здания архитектора превратились в достопримечательности. Так, его Lloyd"s Building давно стало местом паломничества туристов.

Выставка Richard Rogers RA: Inside Out

Выставка к 80-летию Роджерса посвящена не его постройкам, а политическим, социальным и этическим факторам, которые повлияли на знаменитого архитектора. Контекст всегда был важен для Роджерса, и он всегда уделял много времени не только архитектуре, но и теории архитектуры и урбанистике. Он не раз говорил, что больше всего его вдохновляет современность, и что архитектура должна отвечать требованиям времени и быть похожей на подсолнух, который поворачивается в сторону солнца. На выставке представлены архивные материалы, иллюстрирующие, как различные теории и события повлияли на основные проекты Роджерса.

Abe Rogers Design напоминают этот интерьер, и это неудивительно: Эйб Роджерс уже долгое время живёт в доме в Уимблдоне, где также находится и его студия.

Lloyd"s of London, London, England, UK (Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне), 1978-1986 Fleetguard Factory, Brittany, France (фабричные здания), 1979-1981 Maidenhead Industrial Units, Maidenhead, England, UK (фабричные здания), 1982-1985 Patscentre, Princeton NJ, USA (фабричные здания), 1982-1985 Inmos Microprocessor Factory, Newport, Wales, UK (фабрика микропроцессоров фирмы ИНМОС в Ньюпорте), 1982-1987 Thames Reach Housing, London, England, UK (Резиденция Таймс), 1984-1987 Thames Wharf Studios, London, England, UK (Студия Таймс), 1984-1991 Linn Products, Glasgow, Scotland, UK (фабричные здания), 1985-1987 Billingsgate Market, London, England, UK (Культурно-образовательный центр), 1985-1988 Centre Commercial St Herblain, Nantes, France (оптово-розничный магазин, Нант, Франция), 1986-1987 Reuters Data Centre, London, England, UK (офисное здание), 1987-1992 Kabuki Cho, Tokyo, Japan (офисное здание), 1987-1993 Marseille International Airport, Marseille, France (Интернациональный аэропорт, Марсель, Франция), 1989-1992 European Court of Human Rights, Strasbourg, France (Европейский суд по правам человека в Страсбурге), 1989-1995 Channel 4 Television Headquarters, London, England, UK (Офисное злание телевизионной компании 4 канал, Лондон), 1990-1994 Bordeaux Law Courts, Bordeaux, France (Дворц Правосудия, Бордо, Франция), 1992-1998 Techno Plaza, Gifu, Japan (Научно-исследовательский институт, Япония), 1993-1995 Thames Valley University, Slough, England, UK (Университет Таймс), 1993-1996 88 Wood Street, London, England, UK (офисное здание), 1993-1999 Daimler Chrysler, Berlin, Germany (офисное здание Даймлер Крайслер, Берлин), 1993-1999 Lloyd"s Register, London, England, UK (офисное здание), 1993-2000 Tower Bridge House, London, England, UK (офисное здание), 1993-2005 Montevetro, London, England, UK (жилой комплекс), 1994-2000 Minami Yamashiro Primary School, Kyoto, Japan (Здания начальной школы Ямаширо, Киото, Япония), 1995-2003 Millennium Experience, London, England, UK (Дом Миллениум в Гринвиче), 1996-1999 Ashford Designer Retail Outlets, Ashford, England, UK (торговый центр), 1996-2000 Broadwick House, London, England, UK (офисное здание), 1996-2002 Nippon Television Headquarters, Tokyo, Japan (офисное здание Центрального телевидения Японии, Токио), 1996-2004 Amano Research Laboratories, Gifu, Japan (научно-исследовательский центр), 1997-1999 Madrid Barajas Airport, Spain, Madrid (4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас), 1999 -2005 Antwerp Law Courts, Antwerp, Belgium (Дворец Правосудия, Антверпен, Бельгия), 1998-2005 National Assembly for Wales, Cardiff, Wales, UK (Национальная Ассомблея Уэльса), 1998-2005 Waterside, London, England, UK (офисное здание), 1999-2004 Roppongi Grips, Tokyo, Japan (образовательный центр), 1999-2005 Hesperia Hotel and Conference Centre, Barcelona, Spain (отель и конференц-центр Hesperia, Барселона, Испания), 1999-2006 Chiswick Park, London, England, UK (здания различного назначения), 1999-2010 Mossbourne Community Academy, London, England, UK (здания академии Mossbourne, Лондон), 2002-2004 Bodegas Protos (Винный завод), Peñafiel, Spain, 2004-2008 Ching Fu Group Headquarters, Kaohsiung, Taiwan (офисное здание), 2005-2007 The Leadenhall Building, London, England, UK (проект офисного здания), 2002-2011 175 Greenwich Street, New York, USA (одно из офисных зданий в проекте восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке), 2006-2011 Metropolitana Linea 1 Capodichino, Naples, Italy (проект станции метрополитена в Неаполе), 2006-2012 Oxley Woods, Milton, England, UK (проект района социального жилья Оксли), 2007-2010 Chelsea Barracks, London, England, UK (Проект жилого комплекса в Челси, Лондон), 2008-2009 Parc 1, Yeouido, Seoul, South Korea (Проектируемый комплекс будет включать в себя два офисных здания, гостиницу и торговый центр. Сеул, Южная Корея), 2008-2011



Лорд Ричард Роджерс (Richard Rogers ), барон Риверсайдский (Baron Rogers of Riverside) - британский архитектор, один из основателей стиля хай-тек в архитектуре. Лауреат Императорской (2000 г.) и Притцкеровской (The Pritzker Architecture Prize, 2007) премий.

Родился во Флоренции 23 июля 1933 года. В 1938 эмигрировал вместе с семьей в Англию. В 1959 году закончил Школу Архитектурной Ассоциации, где учился у Стерлинга и Смитсона, и отправился в США, чтобы продолжить свое образование в Йельском Университете (США; 1961–1962). Там он познакомился с Норманом Фостером (Norman Foster). В 1963 году, вернувшись в Англию, они основали вместе со своими подругами (в последствии – жёнами), Сью Роджерс (Su Brumwell, архитектор и социолог) и Венди Фостер (Wendy Cheesman), архитектурную мастерскую «Team 4». Именно в этот период критики назвали их творчество «хай-тек». Это стилевое определение остается общепринятым в отношении как Роджерса, так и Фостера, и по сей день.

В 1967 году мастерская распалась. Последним крупным осуществленным проектом этого бюро была фабрика по производству электроники компании «Reliance Controls», Swindon (графство Уилтшир, 1967) - это здание явилось одним из важных предварений «хай-тека»; В том же году Роджерс, после расторжения партнерства с Фостером, открывает со своей супругой новое бюро, «Ричард & Сью Роджерс», которое разрабатывало концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели (дома фотографа Х.Спендера, в Алтинге, Эссекс, 1967–1968, и родителей Роджерса (Dr Rogers House) в Уимблдоне, Большой Лондон, 1968). В 1970 Роджерс начинает работать вместе с Ренцо Пьяно (Renzo Piano), с которым побеждает в 1971 в конкурсе на проект Центра Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971 - 77). Эта постройка стала своего рода манифестом нового направления в архитектуре, разновидности хай-тека, в которой техническая инфраструктура здания подчеркивается и даже выносится на фасад. Оно получает название "bowellism" от английского "bowels" - внутренности.

В 1977 Роджерс основывает собственное бюро в Лондоне - Richard Rogers Partnership.

В 1981-1989 году - председатель совета директоров Галереи Тейт.

В 1985 Роджерс получил Золотую Медаль Королевского института Британских архитекторов (RIBA).

В 1991 был удостоен королевой Елизаветой II дворянского звания. В 1996 получил титул баронета и пожизненное пэрство.

В 1990-е Роджерс обратился к проблемам градостроительства: опубликовал несколько работ на эту тему, работает в сотрудничестве с правительством Великобритании, занимая пост Главного советника по городской реконструкции. Изложил свое творческое кредо в книге Архитектура: современный взгляд (Аrchitecture: A Modern View, 1991).

В 2000 награжден престижнейшей международной премией Praemium Imperiale, присуждаемой Японской Ассоциацией искусства.

2006 - премия «Золотой лев» Х Венецианской архитектурной биеннале; Премия Стерлинга (Stirling Prize - самая престижная архитектурная премия Великобритании. Премия присуждается зданию, а не архитектору. Награду в размере £20 тыс. присуждают за построенные архитекторами Европейского союза здания, которые эксперты RIBA признают самым весомым вкладом в британское зодчество за последний год.). В шорт-лист премии вошли целых два здания Ричарда Роджерса (терминал Барахаса в Мадриде и Национальная ассамблея Уэльса в Кардифе) и одно Захи Хадид (здание научного центра Phaeno в немецком Вольфсбурге) - победил терминал аэропорта Барахас в Мадриде.

В 2007 году награждён Притцкеровской премией (The Pritzker Architecture Prize). Жюри отметило его за «феноменальную интерпретацию модернистского увлечения зданием как машиной, акцентом на ясность и прозрачность архитектуры, гибкость проектов», как указано в постановлении оргкомитета премии. Председатель жюри премии лорд Пеламбо назвал Роджерса «создателем не просто больших городских зданий, но и нового стиля архитектурного экспрессионизма».

Сейчас компания Роджерса называется Rogers Stirk Harbour + Partners, её филиалы расположены в Токио, Мадриде и Барселоне.

Самыми известными работами Роджерса в настоящий момент являются 4-й Терминал мадридского аэропорта Барахас (Madrid Barajas Airport, 1997-2005), отмеченный почетной премией Stirling Prize в 2006-м, Центр Помпиду в Париже (Centre Pompidou, 1971-77), Дом Миллениум в Гринвиче (Millennium Experience, 1996-99), Здание штаб-квартиры страховой компании Ллойд в Лондоне (Lloyd"s of London, 1978-1986), Европейский суд по правам человека в Страсбурге (European Court of Human Rights, 1989-95), Национальная ассамблея Уэльса в Кардиффе (National Assembly for Wales, 1998-2005), проект восстановления Мирового торгового центра в Нью-Йорке.

Ричард Роджерс известен не только своими архитектурными проектами, но и своеобразной архитектурно философией, в которой выделяется его тезис о социальной ответственности архитектора. Он одержим урбанизмом, много теоретизировал о кризисе современного урбанизма. Когда город, заставленный глухими железобетонными коробками и заполненный транспортными потоками, превращается в выморочное пространство, лишенное воздуха и украденное у земли и человека. Оказалось, что идеал этого родившегося во Флоренции авангардиста, чьё мировоззрение выросло на идеях 1968 года,- экологическая чистота и социальная прозрачность, симбиоз красоты итальянского ренессансного города и рациональности города-коммуны из прозрачного стекла, придуманного британскими социалистами-утопистами.

Вместе со своей супругой Сью Ричард Роджерс разрабатывал концепцию свободно трансформируемого жилого пространства, применяя в качестве главного материала легкие полимерные панели. Так в 1967–1968 гг. появились дом фотографа Спендера в графстве Эссекс, а также дом родителей Роджерса в Уимблдоне (Лондон). Далее, все больше делая упор на новые технологии и материалы, он логически приходит к принципу хай-тека в архитектуре, который основывается на определении Ле Корбюзье, что «архитектура – это машина для жилья».

Сам сэр Роджерс не раз говорил, что города будущего «больше не будут, как сегодня, делиться на изолированные зоны одного вида деятельности, а будут представлять собой многоуровневые города прошлого. Районы для проживания, работы, покупок, обучения и развлечения будут перекрывать друг друга, и объекты различного назначения будут располагаться в постоянно меняющихся, модернизирующихся и переделывающихся зданиях».

В основе этих образов лежит идея «тотального дизайна», придающего традиционным отношениям между формой и функцией динамически-игровой характер – с выделением сборных элементов в качестве ключевых деталей архитектурной фабулы. Все созданные Роджерсом здания так или иначе иллюстрируют эту основную идею модернизма – «здания как машины».

«Города, - говорит Роджерс, - предназначены для общения людей, и если мы не обустроим их для этого, мы столкнемся с кризисом социальной интеграции». По мнению английского архитектора, города - это обрамление общества, сердце нашей культуры.

очень политизированный архитектор. Он политический активист, активный сторонник Лейбористской партии. Кое-кто даже обвиняет его в популизме. В своем лондонском архитектурном бюро, например, он ввел правило, согласно которому зарплата директоров не может превышать зарплату самого низкооплачиваемого сотрудника более чем в шесть раз.

«Я не верю в личную собственность архитектурных проектов», - говорит он. Здания, которые он строит, отличаются комбинацией элементов хай-тек, прозрачности и кажущейся невесомости архитектурной конструкции. Они полны света, совмещая публичные и приватные пространства. «Моя страсть к архитектуре вызвана верой в то, что она непосредственно влияет на качество жизни и при этом соединяет науку и искусство», - объясняет Ричард Роджерс.

Самый интересный из последних его проектов - мадридских международный аэропорт «Барахас», построенный в 2005 году. Его здание, образованное волнами стальных крыльев, с крышей, покрытой бамбуковыми рейками, - зримый образец коммуникативной архитектуры, прославившей английского архитектурного философа.

Сэр Ричард Роджерс действительно гордость британской архитектуры, и даже скандал с его Millennium Dome, когда консерваторы во главе в принцем Чарльзом активно намекали на то, что заказ на этот грандиозный проект архитектор получил благодаря давней дружбе с Тони Блэром, не слишком испортил его репутацию.

… Ричард Роджерс - 31-й лауреат премии, учрежденной в 1979 году фондом Hyatt, который возглавляет владелец мировой гостиничной империи Томас Притцкер. Ричард Роджерс – архитектор сегодняшней, а не прошлой эпохи. Достаточно напомнить, что именно ему британское правительство поручило проектирование главного здания «миллениума» - «Купола тысячелетия» на окраинах Лондона, на крышу которого падал Пирс Броснан, когда в последний раз был Джеймсом Бондом. Так что Ричард Роджерс был тем, кто официально открывал для человечества новое тысячелетие в архитектурном смысле.

И почему-то, как выясняется, его всегда пропускали. Надо полагать, в списках претендентов на Притцкеровскую премию (которые всегда закрыты) он болтается уже лет пятнадцать, но каждый раз премия его обходила. Это заставляет как-то не по-праздничному взглянуть на его архитектуру.

Вопрос не в том, почему получил Притцкеровскую премию основатель хай-тека, а в том, почему он не получал ее раньше. Принцип хай-тека в архитектуре довольно прост и восходит к определению Ле Корбюзье: «Архитектура - машина для жилья». Ричард Роджерс понял этот принцип очень буквально, и в архитектуре стал максимально подчеркивать то, что роднит ее с машиной, то есть механизмы. Во-первых, раму, на которой все крепится, во-вторых, все системы жизнеобеспечения (водопровод, канализацию, воздуховоды и кондиционеры, электрику), которые он стал выводить на фасад здания, чтобы их было хорошо видно, в-третьих, те элементы здания, которые можно заставить двигаться, - козырьки, жалюзи, эскалаторы, двери. А то, что архитектуру от машины отличает - недвижные стены, - стал уничтожать, заменяя их сплошным остеклением или металлическими панелями. В результате здание стало походить на завод – прямоугольную конструкцию из стальных стержней, опутанных проводами и трубами для доставки того, что в нем нужно, и удаления того, что уже не нужно.

Ставка здесь была на совершенство технических решений, которые должны привлекать внимание к зданию сами по себе. В этом есть своя логика. Скажем, принято бесконечно восхищаться какой-нибудь сложной технической деталью швейцарских часов, например, турбийоном, и платить большие деньги за обладание ею. Почему современный калоизмельчитель, который позволяет располагать санузлы не рядом со стояками, а где удобно, и является техническим изобретением, ничем не уступающим по сложности турбийону, должен вызывать меньшее восхищение?

Но почему-то оказалось, что сами по себе технические достижения хотя и радуют, но все же не являются достаточными для того, чтобы признать здание шедевром. Роджерс построил десятки научно-исследовательских центров, банков, офисов, аэропортов, судов, даже несколько жилых домов, и каждое его здание вызывало восхищение в узком кругу архитектурных журналов, но настоящим хитом не становилось. Исключение составляют Центр Помпиду, который был первым зданием хай-тека, однако здесь его опередил Ренцо Пьяно, и Центр Ллойд в Лондоне (1993), который, надо сказать, действительно очень изящное здание, но слишком камерное рядом с тем, что стало принято строить в Лондоне в 1990-е.

Возможно, причиной этой сдержанной реакции на творчество господина Роджерса являлось то, что он слишком хороший инженер и довольно скромный шоумен. Достаточно взглянуть на унылый «Купол тысячелетия», который по сути является цирком шапито, поражающим своими размерами и длиной канатов, но очень раздражающим километрами грязного брезента. Редкое тысячелетие удавалось встретить такой неказистой палаткой. Основной принцип архитектуры Роджерса - «здания должны быть читаемыми: зритель должен сразу понимать, как они построены». В ней присутствует некоторая излишняя ясность. Скажем, его ученик Норман Фостер берет и изгибает козырек крыши здания так, чтобы солнце, проходя мимо него, заглядывало в окна в течение максимально долгого времени, и рассказывает, что экономит таким образом много электричества. Учитывая, что в Лондоне не очень много солнечных дней, а чтобы сделать такой изгиб кровли, нужно истратить столько энергии, сколько здание не сэкономит за все время своего существования, это довольно бессмысленное действие. Зато каждый, кто видит здание, как раз не понимает, почему оно так устроено, потому что соотносит его не с движением планет, а в лучшем случае с движением автобусов (этот изогнутый козырек Фостер сделал в здании автовокзала в Лондоне). Так что в здании есть некоторая загадочность. А у Роджерса сразу все ясно. Вся загадочность заключается только в том, чтобы определить, по какой трубе идут электрические сигналы, а по какой – вода, и это довольно быстро понимаешь по звуку.

Это излишне честный мастер. Любой маркетолог объяснит вам, что если вы хотите сделать утюг для широкого спектра потребительниц, то он должен содержать в себе что-то необъяснимое, таинственное, какую-то отгонялку злых духов неглаженности и призывалку добрых духов поглаженности. Ричард Роджерс делает все свои здания по принципу «это офис - только офис, и ничего более офиса», поэтому не может рассчитывать на внимание широких масс и членов разнообразных жюри.

Все его ученики и последователи делают из хай-тека чудеса, таинственных техногенных идолов, и, видимо, поэтому его все время и обходили. Ну а в этом году архитектурные чудеса временно кончились. И пришлось давать премию крепкой инженерной основе современности.

«Моя страсть к архитектуре вызвана верой в то, что она непосредственно влияет на качество жизни и при этом соединяет науку и искусство», - говорит Ричард Роджерс

Ричард Роджерс родился в 1933 году во Флоренции - городе, где концентрация художественных шедевров столь высока, что любой, соприкоснувшийся с этой чарующей красотой, навсегда уносит в своем сердце образ прекрасного. А человек, наделенный творческим потенциалом, может превратить этот опыт в новое произведение искусства. Работы британского архитектора Ричарда Рождерса подчеркнуто современны и технократичны, но стремление к совершенству формы, образа, конструкции в них «родом из детства».

Уже в пятилетнем возрасте Ричард с семьей переехал жить в Англию, но все детские и юношеские годы он регулярно посещал любимую Италию. Особый интерес к архитектуре проявился у мальчика под влиянием родного дяди Эрнесто Роджерса, известного итальянского архитектора, в разные годы бывшего редактором таких авторитетных архитектурных изданий, как «Domus» и «Casabella». Внимание Роджерса-младшего к итальянской архитектуре Ренессанса способствовало выбору профессии. В 1955 году молодой человек поступил в Architectural Association, самую известную архитектурную школу Лондона. Но, проучившись до 1959 года у таких мастеров британской архитектуры ХХ века, как Джеймс Стерлинг и Питер Смитсон, Роджерс покинул Архитектурную ассоциацию без диплома. Продолжением собственного профессионального образования в 1961-1962 гг. Роджерс занялся в Йельском университете в США под руководством Пола Рудолфа. Пребывание в Америке оказало большое влияние на молодого архитектора. Его особенно впечатлили масштабы и высокая технологичность нового строительства, что отразилось в эстетике его собственных проектов.

Заокеанский опыт расширил для Роджерса понимание возможностей современной архитектуры. Там же состоялась и судьбоносная для всей современной архитектуры встреча Роджерса с другим . Вернувшись в Британию в 1963 году, два британца совместно с женами, тоже молодыми архитекторами, организовали проектное бюро - «Team 4». Проект индивидуального жилого дома в Корнуолле принес новой мастерской первую известность. Следующей резонансной работой бюро стал проект фабрики электроники компании «Reliance Controls Factory» в Суиндоне, Уилтшир, которая многими исследователями считается первой полноценно реализованной постройкой в .

В этой работе Роджерс обозначил свои базовые принципы построения архитектурного объекта и эстетические предпочтения, последовательно развиваемые им по сей день. Увлеченность Роджерса инженерной стороной архитектурного проектирования позволила ему в последующие годы с успехом справляться с созданием многочисленных фабрик и лабораторий (реализованных в Великобритании, Франции и США), оттачивая владение выбранными художественными и техническими приемами.

Следующий этап творческого сотрудничества также оказался исключительно плодотворным, принесшим Роджерсу поистине мировую известность и славу. Это тандем с восхитительно талантливым итальянцем Ренцо Пиано. Будучи родом из Генуи, Пиано отражал несколько иную сторону классического наследия Италии, но горячо поддерживал инженерно-технические эксперименты Рождерса. Их совместное бюро, учрежденное в 1970 году, через год выиграло конкурс на создание нового культурно-выставочного центра в Париже.

Центр Жоржа Помпиду в Париже. Построен по новаторскому проекту Р. Пияно и Р. Роджерса, выбранному из 680 конкурсных работ. Сооружение хоть и имеет строгий прямоугольный объем, но общий силуэт его нечеток. А из-за вынесенных на фасад всех конструктивных, инженерных и транспортных систем создается впечатление, что здание вывернуто наизнанку.

В результате этого творческого союза в 1977 году появилось одно из самых эффектных и популярных зданий второй половины ХХ века - Центр Жоржа Помпиду. Конкурсный проект 1971 года, отобранный авторитетным жюри из 681 работы международных команд, был реализован довольно быстро, хотя и потребовал радикальной реконструкции прилегающего района. Вывернутые наизнанку коммуникации и эстетизированная инженерная начинка концептуального здания стали началом огромной популярности нового стиля хай-тек в современной архитектуре.

Некоторые критики полагали, что проект «вывернутого» здания стоит воспринимать только в духе постмодернистской тотальной пародии и смешения непривычного (в данном случае применения облика раскрашенного нефтеперегонного завода для культурно-выставочного центра). Но высокотехнологичная эстетика в сочетании с более доступным ремонтом отдельных наружных элементов, а также вариативность использования внутреннего пространства быстро стали исключительно востребованными во многих странах, а архитектура Роджерса предлагала самые изысканные и технически совершенные вариации этой темы.

К моменту завершения строительства Центра Помпиду (1977) Роджерс основывает собственное бюро в Лондоне - «Richard Rogers Partnership». Вершиной творческого самовыражения уже признанного мастера становится в лондонском Сити, открытое в 1986 году. В этом сооружении совершенство технических решений не подкрепляется никакими другими излишествами - цветом или игрой фактур разных материалов отделки. В других своих постройках - и до, и после «Ллойдс», Роджерс активно использует цветовые контрасты. Но в данном проекте его увлечение возможностями металлических конструкций и прозрачного стекла возведено в абсолют. «Ллойдс» завораживает красотой и разнообразием техногенной эстетики: ажурный рисунок конструктивных элементов, затейливые переплетения системы винтовых лестниц, вентиляционных труб и прозрачных лифтов, благородный стальной оттенок всех видимых частей сложных фасадов сделали здание уникальным эстетическим манифестом, непохожим на любую иную постройку в Лондоне.

Особенности собственной творческой манеры Роджерс объясняет неизменной приверженностью таким принципам, как использование наружного конструктивного каркаса, максимальной гибкости планировки, полной сборности и конструктивных элементов, и элементов отделки. Критики определяют подобный последовательный подход к современному проектированию термином «бовеллизм» (произошедшим от английского «bowels» - «внутренности»), представляющим особую авторскую версию хай-тека и всей высокотехнологичной архитектуры с максимально раскрытыми для обозрения инженерными системами здания.

Роджерс вообще никогда не боялся слишком смелых проектов. И если эксперименты с «Ллойдс» или Центром Помпиду в конечном итоге оказались весьма удачными, то другой авантюрный проект - постройка купола Тысячелетия (1999) так и не окупил всех затрат (около 800 млн фунтов), а главное, масштабный купол не заслужил особой любви горожан. Конечно, это сооружение - по существу одна гигантская кровля - по сей день остается самым масштабным постоянным куполом мембранной подвесной конструкции (диаметр - 365 м), поражающим воображение туристов при водных экскурсиях по Темзе.

Как всегда у Роджерса, конструкция купола проста и элегантна: двенадцать металлических мачт поддерживают сферическое покрытие из синтетического материала. С позиций «бовеллизма» - «здания наизнанку» - все точно и выверено, конструктивная идея выражена предельно понятно, визуальные акценты над единым светлым куполом создает яркий желтый цвет опор. Но в функциональном смысле купол оказался практически бесполезным, а строительство бессмысленных монументов, пусть даже и в честь смены тысячелетия, остается в современном мире непозволительной роскошью. На протяжении целого десятилетия после открытия эффективно использовать этот символ торжества инженерной мысли как востребованное культурно-выставочное пространство не очень удавалось.

В итоге, ни эффектные трюки Пирса Броснана в роли Джеймса Бонда на крыше «Миллениума», ни попытки развить и благоустроить прогулочные пешеходные участки вокруг постройки (к лондонской Олимпиаде Роджерс спроектировал и построил мост Up at the О2 с длинным выносом в сторону Темзы и возможностью экстремального подъема на 50 м на смотровую площадку над куполом, 2012) не помогли сделать купол более популярным сооружением. Самому Рождерсу вся эта затея стоила потери некоторой доли его авторитета как самого влиятельного культурного и общественного деятеля Великобритании. Тем с большим рвением он занялся собственно проектированием и пропагандой собственных взглядов на архитектуру во всем мире.

Сегодня компания Роджерса называется «Rogers Stirk Harbour + Partners», ее филиалы расположены в Барселоне, Мадриде и Токио. Сам сэр Ричард Роджерс, получивший от королевы Елизаветы II сначала личное дворянство (1991), а затем пожизненный титул барона Риверсайдского и пэрство (1996), - авторитетный общественный деятель Великобритании и живая легенда мировой архитектуры.

Роджерс - обладатель множества архитектурных премий и наград, среди которых Золотая медаль Королевского института британских архитекторов (RIBA) (1985), приз Буннера Американской академии искусств (1989), медаль Томаса Джефферсона (1999), Императорская премия Японской ассоциации искусства (2000), «Золотой лев» 10-й Венецианской Архитектурной биеннале (2006), дважды - премия Стерлинга (2006 и 2009) и «Оскар» архитектурного мира - Притцкеровская премия (2007). Кроме того, Франция признала заслуги британского архитектора перед французской нацией, вручив ему орден Почетного легиона в 1986 году.

Общественная деятельность Роджерса тоже весьма заметна: в 1981 году он на целых 9 лет становится председателем совета директоров галереи Тейт, много работает над популяризацией программ социального жилья, а с 1996 года активно выступает в парламенте с продвижением идей социальной ответственности архитектора и разработкой соответствующей законодательной базы (сэр Ричард представляет интересы Лейбористской партии в палате лордов). Еще в 1989 году Роджерс публикует свои эстетические воззрения, понимание роли архитектора и его ответственности в современном мире в книге «Архитектура: современный взгляд». Позднее он неоднократно развивает эти идеи в выступлениях, лекциях и публикациях о современной архитектуре.

Всеми своими работами Роджерс пытается создать совершенный город - такое публичное пространство, где все организовано для удобства человека. Поэтому в его проектах большие общественные зоны и развитые пешеходные связи. Для него в городе важна развитая инфраструктура общественного транспорта и обилие социального жилья. При этом Роджерс постоянно напоминает о том, что архитектура является наиболее общественным из искусств, а архитектор - социально ответственной фигурой, обладающей инструментами и знаниями для того, чтобы делать жизнь людей лучше уже сегодня. В 1990-е годы зодчий опубликовал несколько работ по проблемам градостроительства, сотрудничал с правительством Великобритании, занимая пост главного советника по городской реконструкции.

Уже позднее на этих принципах в мастерской Роджерса был разработан масштабный генплан для района Вуд-Ворф (2008) в Лондоне. Это была 15-летняя программа превращения старого промышленного района площадью 7 гектаров в процветающую зону смешанной застройки, аналогичную преобразованию Кэнери-Ворф в Докленде. Проект предполагал строительство 6 офисных и 6 жилых башен суммарно на 1668 квартир, почти треть из которых попадала в категорию социального жилья. Роджерс также планировал устроить парк на набережной нового канала и возвести в районе различные объекты инфраструктуры, центр здравоохранения и мультимедийную библиотеку. Хотя отдельные планы по развитию этого района были осуществлены (в частности, построен транспортный терминал по проекту Фостера), обширный замысел архитектора так и не был реализован.

Эстетические идеалы Роджерса-градостроителя предполагают логичность структурных связей, камерность и человеческий масштаб итальянского ренессансного города, сформированный в рациональной геометрии застройки из прозрачного стекла, металла и пластика. Он проектирует сквозные городские пространства, объединенные принципами экологической чистоты и социальной прозрачности всей застройки.

Достигнув несомненного признания и авторитета, Роджерс активно занялся собственно проектным творчеством. Уже в новом веке он особенно успешно проектирует самые разные здания по всему миру. Несмотря на несомненную помощь команды, авторский почерк мастера по-прежнему узнаваем. Эстетика стекла и металла, свобода и мобильность внутреннего пространства - основы его творческой манеры. У Роджерса нет специальных декоративных элементов, вся эстетика рассчитана на показ совершенства самих конструкций. Часто предметами особенного любования становятся детали инженерной начинки зданий. Единственное, что архитектор активно внедряет в качестве особых акцентов, сообщающих постройке более четкий ритм и выразительность, - это цвет. Таким цветовым пятном может служить открытая винтовая лестница (как в небоскребе в Мехико) или несущие вертикальные конструкции, как в куполе Тысячелетия или фабрике в Суиндоне. Иногда ярким цветом выделяются структурные элементы фасадов - как в Конгресс-центре Джекоба Джервица в Нью-Йорке (2008) или в . Еще более эффектно цвет структурных элементов работает в интерьере, подчеркивая зонирование пространства ().

В работах Ричарда Рождерса нет особенно выраженной типологии зданий. Он поистине универсальный архитектор, с равным мастерством проектирующий небоскребы и малоэтажные жилые дома, фабрики и аэропорты, суды и больницы, офисы и музейные здания. Реконструкция исторической арены в Барселоне, строительство многофункционального высотного комплекса в Сиднее, транспортного терминала в Италии или создание сборных односемейных жилых «кубов» для малоимущих англичан в британской провинции - для него одинаково важные задачи.

Разработке вариантов сборных жилых ячеек и секционных домов Роджерс вообще посвящает много сил и времени. В разные годы он спроектировал и построил в Англии жилой дом для своих родителей (1969), сборный дом Y-cube (2014), жилой дом «Homeshell» (2013), серию домов блокированной застройки Оксли Вудс (2008), представив свое видение образа современного компактного семейного дома. А разработкой темы смешанной и жилой застройки в составе многоэтажных комплексов Роджерс занимался не только в Британии (например, как в жилом комплексе Нео Бэнксайд в Лондоне, 2012), но и в других странах.

Работа в знаковых исторических зданиях и ансамблях для зодчего всегда вызов, для приверженцев высокотехнологичной архитектуры - вызов вдвойне, поскольку изначально возможен только контрастный подход к выбранной эстетике. Но если хай-тековый купол - перекрытие двора исторического здания Британского музея (проект 1998 года Н. Фостера) буквально поднимается над историческим обликом здания, уходя от прямого визуального противостояния стилей, то новый корпус для выставок, реставрации и хранения экспонатов, спроектированный Роджерсом в 2010-2014 годах, все же воспринимается как компромисс и некоторая уступка консервативным настроениям защитников наследия. С северо-западной стороны архитектор пристраивает к историческому зданию пять павильонов из литого стекла и светлого камня, продолжающих комплекс вдоль заднего и бокового фасадов.

Несмотря на подчеркнутую современность общего облика, в новом музейном комплексе все же нет открытых коммуникаций и прочих провокативных эскапад, присущих, например, Центру Помпиду. А четко выраженный в первоначальном варианте каркас оказывается скрыт наружной облицовкой.

При реконструкции арены для боя быков в Барселоне архитектору удалось отстоять присутствие хай-тек-элементов во внешнем облике постройки, что выигрышно продемонстрировало историю и современность в новом целостном облике здания. Но все же более органично роджерсовский хай-тек и его производные выглядят в своем незамутненном бескомпромиссном великолепии, как в проекте спортивной арены на 50 тысяч человек в Каракасе (Венесуэла). Вот где и красота открытых инженерных конструкций, и яркий цвет, и масштаб - все работает на единый замысел. Стадион должен быть закончен в 2017 году.

Парламентские и судебные комплексы - еще один значительный пласт в творчестве Роджерса. Национальная ассамблея Уэльса (1998-2005) в Кардиффе выстроен как длинная секционная лестница, приглашающая и уводящая под изогнутый навес внутрь парламентского здания с главным круглым залом. Сложная конфигурация самого навеса из стали и светлых пород дерева, плавно перетекающего из интерьера во внешнее пространство, вызывает ассоциации с морем, к набережной которого обращено здание. Лестница раскрыта на площадь и усиливает ощущение прозрачности и доступности строения, противопоставляя его цельный образ пластической дробности и нарочитой фактурности соседней исторической ратуши из красного кирпича. При этом здание считается одним из самых экологически чистых и экономных в эксплуатации сооружений во всей Европе.

Еще в 1980-е годы Роджерс начал активно продвигать свою архитектуру в Японии, где высокотехнологичная эстетика и социальная направленность удачно наложились на общественные настроения того времени. За несколько десятилетий Роджерс реализовал в Токио самые разные проекты, от научно-исследовательского центра в Гифу (1999) до штаб-квартиры Центрального телевидения Японии, Токио (1996-2004).

Штаб-квартиры различных корпораций и фирм принесли работам британского архитектора наиболее широкую географию. Если в 1970-1980-е годы по его проектам были реализованы офисы преимущественно в Великобритании (например, резиденция «Таймс», 1987, или информационный центр «Ройтерс» в Лондоне, 1992), то начиная с 1990-х годов Роджерс проектирует и в Азии (офис «Чинг Фу групп» на Тайване, 2007), и в Латинской Америке (штаб-квартира BBVA Bancomer, Мехико, 2016), и в Австралии (офисный комплекс Барангару Саус, строится). В большинстве случаев это высотные башни (обычно от 170 до 220 м) в органичной для Роджерса художественной стилистике и конструктивной логике хай-тека, усиленные яркими цветовыми акцентами.

Естественно стилистика хай-тека востребована в сегменте промышленной архитектуры и транспорта. Про обилие фабрик в портфолио Роджерса мы уже упоминали. А вот его разнообразные решения для сооружений транспортной инфраструктуры заслуживают особого разговора. Наиболее крупные из них - новый терминал Хитроу в Лондоне, аэропорт в Барахосе, Испания, общественный центр и станция скоростного трамвая в Скандиччи, Италия (2013), проект комплекса 3-го терминала Таоюаньского международного аэропорта для Тайваня (2015).

Образ лондонского терминала от Роджерса - это торжество утилитарного техницизма и невозмутимости британского духа. Итальянская постройка больше компромисс между фактурным и материальным привычным окружением вокзала и ультрасовременной Штаб-квартира bbva Bancomer. Общий вид стеклометаллической инженерией. Испания - еще

одна страна, где Роджерс строит много и разнообразно. Но 4-й терминал аэропорта в Барахосе больше других сооружений этого ряда демонстрирует авторскую манеру Роджерса. Главным конструктивным и одновременно художественно-выразительным элементом здания служит форма причудливо выгнутой кровли, в торце напоминающей кокетливую верхнюю губку красавицы. Впечатление усилено ярким красным и желтым цветами контура и поддерживающих опор. Притом терминал полностью рационален и функционирует как и должно работать сложное инженерно-транспортное сооружение. Именно за этот терминал (и Ассамблею в Уэльсе) Роджерс получил премию Стирлинга и несколько других наград в 2006 году.

И последнее, что нужно подчеркнуть в рассказе о Ричарде Роджерсе, - это его умение все теми же средствами высокотехнологичной и даже техногенной архитектуры создавать удивительно яркие символичные образы. Благодаря образной выразительности здания «Ллойдс» вот уже четвертый десяток поражающий воображение самых искушенных зрителей, Роджерс получил заказ на участие в конкурсе на новую 80-этажную башню (383 м) для Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, который с блеском реализовал в 2006-2014 годах.

Строительство нового здания на участке разрушенного Всемирного торгового центра в Нью-Йорке было самой главной задачей 2000-х годов для архитекторов всего мира. После трагедии 11 сентября требовалось воссоздать позитивный образ места. Решать эту задачу позвали именитых и титулованных мастеров. Роджерс сумел спроектировать и довести до завершения свой высотный объект, «Башню 3», так, будто тот всегда являлся частью контекста города и возвышался на этом месте. А его исключительно современный хай-тековский облик с фирменными эстетизированными элементами, конструкциями на фасадах, внес изысканную ноту в новый ансамбль небоскребов вокруг главной доминанты комплекса – башни Свободы (541 м, 2014, Д. Либескинд, Д. Чайлдс).