Проект о чем говорят названия грибов. Проект по развитию речи (старшая группа) на тему: Проект "Такие разные грибы"

Меньшенин Кирилл

Проект по биологии "Царство Грибы" был выполнен в рамках учебного проекта Intel "Царства живой природы". В данном проекте, творческое название которого "У кого есть шапка без головы, нога без сапога", учащийся смог самостоятельно провести исследование по выращиванию грибов на окне и доказать, что его царство - лучшее.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил: Меньшенин Кирилл учащи й ся 7а класса МОУ СОШ № 7 У кого есть шапка без головы, нога без сапога?

Гипотеза: мы считаем, что на окне можно вырастить грибы. на окошке грибы не растут?

План исследования: 1. Найдём в литературе информацию о Настоящих грибах (класс Зигомицеты). Докажем, что царство Грибы - лучшее. Проведём опыт по выращиванию грибов на окне. Сделаем вывод. Начинаем эксперимент.

Мы считаем наше царство Грибов самое лучшее, потому что помимо класса Зигомицеты к Отделу Настоящие грибы относится класс Базидиомицеты, наиболее широко известные представители которых – шляпочные грибы. Они очень вкусные и полезные для человека. А среди класса Дейтеромицетов известны многочисленные виды, синтезирующие биологически активные вещества, используемые в производстве различных ферментов, органических кислот и антибиотиков (например, пенициллин)

День первый Мы положили на окно кусок хлеба и стали каждый день наблюдать за ним.

День второй. Хлеб стал твердым и пах сыростью.

День третий. Хлеб стал очень твердым, начал появляется беловатый налёт.

День четвертый. На хлебе появляется плесень.

Мы вырастили на окне грибы, тем самым опровергнув народную мудрость: «На окошке грибы не растут». В ходе своей работы мы смогли доказать, что царство Грибы – лучшее!

Д.И.Мамонтов Мультимедийный курс « Открытая биология». В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».


Грибы – самые многочисленные живые организмы на Земле. Они встречаются - в почве, в воде и даже в воздухе. Современным биологам известно около 100 тысяч видов. При слове "гриб", сразу представляется корзина съедобных грибов знакомых с детства: разноцветных сыроежек, красноголовых подосиновиков, рыжиков и лисичек. Но грибы это не только те, которые растут в лесу, в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Появился серый налет на корочке хлеба, испортилось яблоко – все это работа грибов. Таков гриб мукор, образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным. Ученые считают, что плесень появилась на Земле 200 миллионов лет назад в числе самых первых живых организмов, несмотря на многочисленные исследования, она до сих пор остается не изученной. В своей работе я решил попробовать немного приоткрыть тайну "обыкновенной плесени". Мне было интересно узнать, как появляется плесень. Зачем нужны плесневые грибы человеку и какую пользу или вред они приносят?


Объект исследования – плесневые грибы. Целью моей работы является – изучение условий развития плесневых грибов. Моя гипотеза: относится ли к царству грибов плесень, и какую роль она играет в жизни человека. Актуальность данного исследования определяется широким распространением плесени на Земле, с каждым годом ученые, открывает новые свойства и особенности плесневых грибов. Я выбрал именно эту тему, потому что мне интересно понять, какое значение имеют в нашей жизни плесневые грибы и зачем они нужны.


Цель исследований: 1. Выяснить в каких условиях размножается плесневой гриб мукор. 2. На каком хлебе лучше размножается плесневой гриб мукор. Задачи: познакомиться с особенностями строения и способом питания плесневых грибов; провести экспериментальную работу по выращиванию плесневых грибов; расширить знания о значение грибов в жизни и хозяйственной деятельности человека.


Что такое плесень? Это особое царство живой природы представители, которого имеют как сходство, так и различия с бактериями, растениями, животными. Плесень или плесневые грибы принадлежат к классу оомицетов, несовершенных или сумчатых грибов. Это грибок хоть и крошечный, но очень быстро разрастающийся. Распространяется он с помощью микроскопических спор, которые летают по воздуху, выискивая подходящее для обитания место.


Гриб мукор. Мукор- аэробный гриб, но в некоторых случаях может жить в бескислородных условиях. Тип питания- сапрофитный. Мукоровые грибы широко распространены в природе, они постоянно обитают в почве, развиваются на органических остатках Часто мукор вырастает на кормах, пищевых продуктах, вызывая их порчу-плесневение При рассмотрении мукора через лупу или под микроскопом видны прозрачные ветвистые нити. Мицелий представляет собой одну многоядерную разветвлённую клетку, не разделённую перегородками












Выводы: 1. Проведя исследование, мы выяснили, что плесень развивается во влажной и теплой среде. В полиэтиленовых пакетах, сохраняется влага и тепло, следовательно, хранить в них хлеб не желательно. 2. На ржаном хлебе плесневые грибки развиваются медленнее, чем на белом. 3. Домашний белый хлеб высох, плесни на нем на 5-й день не образовалось.


Доказано научно…. Мукоровые грибки активно поселяются на хлебе – основном продукте питания человека, делая его непригодным для питания что воздух, в недостаточно или вовсе не проветриваемом помещении, содержит большое количество микроспор плесени, с которыми «наши фильтры» при дыхании, просто не справляются, благодаря чему, эта зараза благополучно оседает в наших легких и проникает глубоко в легочные ткани. что некоторые виды плесневых грибков способны вызывать аллергию, переходящую в астму и, даже, диатез у маленьких детей. Большинство из плесневых грибков активизируют механизм онкогенов. Что споры плесени способствуют: мигреням, отиту, риниту, бронхиту и бронхиальной астме, микотоксикозу, пищевым аллергиям и сердечно- сосудистым заболеваниям.


Наши рекомендации 1. Если хлеб хранить в полиэтиленовом пакете, то лучше в холодном месте. 2. Если нужно длительное хранение хлеба, его необходимо засушить. 3. Полезнее и экологичное хранить хлеб в льняной салфетке, как это делали наши предки. 4. Полезней для здоровья и медленнее подвергается поражению плесневого грибка серый и чёрный хлеб. 5. Защитить хлеб от ненавистного грибка можно следующим образом. Берем ватный тампон, капаем на него 5-7 капель йода, кладем в стеклянный чистый пузырек или пробирку, затыкаем чистым ватным тампоном и в пакет с хлебом. Пакет плотно завязываем. В таком состоянии хлеб может существовать неделю – плесень ему не страшна



Антоневич Елена
Проект «Царство грибов»

Проект «Царство грибов »

Возраст участников проекта : дети 4-5 лет.

Состав проектной группы : воспитатели и дети старшей группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Вид проекта : познавательно-игровой.

Сроки реализации проекта : 3-4 неделя сентября.

Проект разбит на четыре этапа : каждый включает в себя план деятельности по дням.

Проблема проекта : дети недостаточно знают о грибах произрастающих в лесах Смоленского края.

Актуальность темы проекта :

Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Не каждый современный родитель ходит со своими детьми в лес. А ведь невозможно познакомиться с природой достаточно близко, не побывав в лесу в разные времена года. Осенний лес необычайно красив. В сентябре в наших лесах настала грибная пора . Многие дети вместе с родителями ходили в лес за грибами . А в группе постоянно задавали вопросы о внешнем виде грибов , их названиях, строении, постоянно делали зарисовки, рассуждали о грибах . По-моему мнению возникла необходимость дать детям более глубокие и широкие знания о грибах . Было решено целенаправленно заниматься этой темой.

Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать проект «Царство грибов » . Шагая по ступенькам к финалу проектной деятельности , мы с ребятами узнаем много нового и интересного о родной природе, познакомимся с различными видами грибов , особенностями их произрастания и полезными свойствами, как для человека, так и для животных, птиц. Совместно с родителями оформим выставки в группе и украсим наш участок.

Предполагаемый результат :

Закрепление знаний и представлений детей о грибах ;

Расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о грибах ;

Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта , в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой) ;

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

1 этап –постановка целей и задач

Цель : расширить представление у детей о лесах родного края в целом и грибах в частности через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни детского сада, группы.

Задачи проекта :

Задачи развития ребёнка :

Формировать представления детей о грибах , об их строении, функциях и назначении частей, об их месте в лесном сообществе;

Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок о грибах )

Задачи педагогической деятельности :

Познакомить с разнообразием грибов ;

Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов ;

Формировать умение получать информацию из разных источников.

2 этап подготовительный

1. Составление плана совместной работы с детьми, родителями;

2. Разработка конспектов ОД;

3. Подбор материала и оборудования для ОД, бесед, игр с детьми;

4. Подбор художественного материала;

5. Подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам

«Грибы » ;

6. Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта ;

7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте , о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

3. План работы с детьми по осуществлению проекта «Царство грибов »

Образовательные области

Форма работы с детьми

Познавательное

Развитие ФЦКМ «Грибы »

Д/и «Найди пару»

Д/и «Найди похожий грибок »

Д/и «Собери в лукошко съедобные (несъедобные) грибы »

ФЭМП «В осеннем лесу -грибы »

Д/и «Какой по счёту?»

Д/и «Найди столько же»

Конструирование и ручной труд «Боровички»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «В лесу» .

Цель : развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым; уточнить особенности поведения в лесу и правил сбора в лес; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу.

Настольно-печатная игра лото «Грибы » .

Цель : расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

Словесные игры «Продолжи рассказ» , «Съедобные, несъедобные» .

Цель : расширять у детей знания об окружающем мире, учить различать съедобные и несъедобные грибы , развивать речь, память.

Игры – драматизации : ««Под грибом » (по В. Сутееву)

«Гриб – боровик » (инсценирование с использованием театра из бросового материала)

Беседа по ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы »

Художественно-эстетическое

Развитие Конструирование из природного материала «Братцы – грибочки »

Аппликация из цветной бумаги и сухих листьев «Осенний гость»

Пластилинография «Грибное лукошко » (различных грибов : подосиновик, лисичка, боровик.)

Рисование «Мухоморы» , «Опята»

Лепка «Пенёк опят»

Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель : учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки по показу воспитателя и других детей, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.

Физическое

Развитие П/и «У медведя во бору»

Физминутка «Мы идём в осенний лес»

Пальчиковая гимнастика «Мы грибочки собираем »

Речевое развитие Чтение и пересказ рассказа В. Катаева «Грибы »

П. Потёмкин «Мухоморы»

Н. Сладков «Мухомор»

Беседа : «Кому полезны грибы » ,

«Правила поведения в лесу» ,

«Какие бывают грибы » .

Чтение пословиц и поговорок о грибах , отгадывание загадок. Словесные игры : «Опиши словами гриб » ,

«Осень в лесу» ,

«Вспомни – назови» ,

«Один – много» ,

«Будь внимательным»

Мероприятия по работе с родителями :

1. Стендовая информация для родителей, консультация «Грибы » ;

2. Изготовление папки – передвижки на тему «Ядовитые грибы » (изготовление поделок из природного материала) ;

3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

4. Конкурс семейных поделок из природного материала «Грибная поляна » ;

5. Организация выставок детских работ;

6. Совместное творчество детей и родителей в изготовлении книжки – малышки;

7. Привлечение родителей к созданию фотогазеты «Мы грибники

4. Продукт проектной деятельности :

1. Семейные поделки из природного материала «Грибная поляна »

2. Фотовыставка «Мы - грибники »

Цель : развить интерес детей к сбору грибов , обсудить ценность грибов для человеческого организма, познакомиться с семейными традициями ребят, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.

3. Выставка детского творчества «Все грибочки хороши

Презентация проекта :

1. Исценировка сказки В. Сутеева «Под грибом » ;

2. Выставка поделок «Грибная поляна »

3. Фотовыставка «Мы грибники »

Результаты проектной деятельности :

В результате проекта у детей пополнились , систематизировались знания и представления о грибах , о многообразии грибов ;

На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками о грибах , у детей расширился и активизировался речевой запас;

Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы о грибах , иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом ;

Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №11»

по окружающему мир

на тему «Царство грибов»

Работу выполнил:

ученики 3 «А» класса

Руководитель проекта:

учитель начальных классов

Юлия Александровна Попцова

2015-2016 год

    Введение…………………………………………………………….....3 стр.

    Что такое грибы?..........................................................................4 - 5 стр.

    Практическая работа………………………………………………..6 стр.

    Заключение …………………………………………………………...7 стр.

    Список использованной литературы………………………………....8стр.

Введение

Во втором классе мы изучали тему «На воде и в лесу». В этой теме нами рассматривались опасности, которые нас могут подстерегать на воде и в лесу. И говоря о лесных опасностях, мы сразу определили, что грибы являются серьезной опасностью. Так как грибы ввиду своей распространенности и яркости привлекают не только животных, но и человека.

В третьем классе мы уже знакомились с темой «В царстве грибов». Где более подробно рассматривали грибы, как отдельный вид живых организмов.

Мы говорили о разнообразии грибного царства; о особенностях каждого вида; определяли съедобные и несъедобные грибы, а главное как отличать «двойников» данного царства.

Грибы очень вкусные, за ними «охотятся» не только животные, но и человек. Очень много людей любят ходить в лес и собирать грибы. Однако, не зная грибов можно положить в свою корзину несъедобный гриб. Это может привести к тяжелым последствиям. Необходимо уметь отличать грибы съедобные от несъедобных. Поэтому данная тема актуальна в настоящее время.

Исходя из выше изложенного, нами была определена цель нашей работы: рассказать о царстве грибов и его особенностях.

Задачи:

    Подробно изучить царство грибов.

    Подготовить сообщения по данной теме.

    Выполнить коллективную практическую работу «Книжка малышка».

    Создать альбом.

Что такое грибы?

Грибы известны людям с давних времен. Они были и есть неотъемлемая часть нашего рациона.

Грибы – царство живой природы, не относящееся ни к растениям, ни к животным. Грибы не имеют ни листьев, ни корней, поэтому они не относятся к растениям. У грибов нет систем органов, они не выращивают потомство, поэтому они не являются животными. Однако грибы дышат, питаются, растут и погибают, поэтому это часть живой природы.

Грибов на свете очень много, около сто тысяч видов. Они очень разные, иногда даже причудливые. Не многие знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба – это грибы. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства.

Строение грибов очень простое. Большинство грибов шляпочные и состоит из грибницы , находящейся под землей, шляпки и ножки . Под шляпкой у них могут быть пластинки или трубочки. В трубочках созревают споры гриба – крошечные «живые» пылинки. Споры у грибов служат вместо семян, т.е служат для размножения.

Шляпочные грибы очень важно уметь распознавать. Ведь именно их мы собираем в лесу. И не все они годятся для употребления в пищу человеку.

Различаю съедобные грибы и условно съедобные, ядовитые и другие несъедобные грибы. Съедобные – это грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные – это грибы, которые нужно сначала отварить, а потом слить воду (иногда неоднократно). Только тогда они годятся в употребление. Ядовитые грибы содержат яд, опасный, а иногда даже смертельный для человека. Другие несъедобные грибы яда не содержат, но очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различать их трудно. Поэтому нужно собирать грибы с человеком, который хорошо умеет различать грибы. Но и при том нужно быть осторожнее.

Приведем несколько примеров «двойников» в царстве грибов (см. таблицу №1)

Двойники грибного царства

Опята летние, луговые, осенние

Ложноопёнок коричнево – красный и серно – желтый

Опенок луговой – растет на лугах, располагается кругами. Мякоть бледно-желтая, приятно пахнет. Очень вкусный гриб.

Опёнок летний – растет на пнях и сухих стволах. Шляпка светлее в центре, темнее по краям. Пластинки кремовые, коричневые. На ножке бурое кольцо. Имеет приятный запах.

Опёнок осенний – растет на пнях, на стволах живых и погибший деревьев. Пластинки желтовато – белые, на ножке белое кольцо. Мякоть белая с приятным запахом.

Ложноопёнок коричнево – красный- шляпка кирпично – красная, темные пластинки, желтоватая мякоть с неприятным запахом.

Ложноопёнок серно – желтый – ядовитый гриб. Желтоватого цвета шляпка, зеленоватые пластинки, мякоть светло – желтая, неприяный запах.

Белый гриб

Жёлчный гриб (ложный белый)

Красивый, вкусный, изумительный аромат. Мякоть белая, на разрезе цвет не меняет. Шляпка коричневая, почти белая.

Несъедобный, но не ядовитый гриб. Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде темной сеточки. На разрезе мякоть розовеет.

Дождевик

Ложнодождевик

Круглый крупный гриб белого цвета. В молодом возрасте съедобен.

Очень похож на дождевик, но коричневого цвета, а внутри черно – фиолетовый. Ядовитый гриб.

Таблица №1

Царство грибов является относиться к разрушителям. Это играет большую роль в круговороте веществ в природе. Разрушая останки производителей и потребителей – они насыщают почву полезными веществами, что способствует продолжению жизни.

Практическая работа

Нами был изучен материал учебника. Затем каждый готовил сообщение о том или ином представители царства грибов, после чего выступали с сообщением перед классом.

Дальнейшая работы была построена следующим образом: разделившись на малые группы мы выполняли творческую работы по созданию «Книжки - малышки». Каждая группа представала по одной, а некоторые по две книжки. Содержание таких маленьких сборников самое разнообразное: информация о грибах, стихи, загадки кроссворды и филворды.

После коллективной работы, мы работали самостоятельно над альбом и памяткой одновременно. Выполнили большое количество рисунков по данной теме. Каждый рисунок сопровождался краткой статьей.

Данная работа рассчитана на младших школьников. Так содержит полезную информацию о грибах. Книжки - малышки могут прочитать школьники и познакомиться с царством грибов поближе. Иллюстрации являются красочным сопровождением нашей работы.

Заключение

Не смотря на то, что грибы известны очень давно, и наука шагнула далеко вперед, остается еще очень много вопросов. Царство грибов так же вызывает множество вопросов. Ведь данное царство «не стоит на месте». Ведь буквально каждый день появляются все новые виды грибов – съедобных и не съедобный. Бесчисленное разнообразие представителей данного царства позволяет постоянно изучать их. Ведь грибы годятся не только для употребления их в пищу, но и для изготовление лекарственных препаратов.

Не стоит рассматривать грибы только как опасность, но и обратить на хорошие качества этого царства. Ведь если в них не нуждается человек – в них нуждается природа.

Список использованной литературы

    Грибы. Иллюстрации. Т.Д. Никиточкина: М.: «Изобразительное искусство», 2005.

    Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

    Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

    От земли до неба: Атлас – определитель по природоведению и экологии для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2013.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
« Средняя школа № 2 г. Рудня »
Исследовательский проект на тему
«Удивительное царство грибов».
Выполнил: ученик 4-б класса
Минаев Максим
Руководитель:Терещенкова С.И.
2016 – 2017 учебный год

Содержание
стр.1
Введение ……………………………………………………
1. Что такое гриб?......................................................................
2. Гриб ­ это растение или животное?.....................................
3. Где живут грибы?..................................................................
4. Грибы съедобные………………….……………….……..
5. Ядовитые грибы……………………..…………….……….
6. Как правильно собирать грибы?..........................................
Заключение ……………………………...…………………
Литература………………………………………………….

1
Актуальность
Гриб – одно из самых интересных и таинственных явлений природы.
В.Л. Солоухин.
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает ­ повезло! (Гриб)
В августе я с родителями люблю собирать грибы. В нашем лесу их видимо
невидимо! Сбор грибов ­ это очень увлекательное занятие! У нас даже есть
свои корзинки. Но часто бывает так, что выходя из леса, папа, перебирая
собранные нами грибы, часть из них выбрасывает, объясняя тем, что они
ядовитые. Я хочу стать опытными грибником. А для этого решил побольше
о них узнать. Часто рассматривая грибы, я задаю себе вопрос, грибы ­ это
растения или нет. Если грибы – это растения, то почему у них нет

настоящих корней, стеблей и листьев. Если грибы –это животные, то
почему у них нет лап, зубов и других, типичных для животных признаков. А
может грибы – это особые живые организмы, которые сочетают в себе
признаки растений и животных. Все ли грибы в нашей местности можно
употреблять в пищу? Как собирать их правильно, чтобы не навредить
природе? Все это мне предстояло узнать.
2
Цель исследования:
узнать:
­ что такое грибы? (найти определение в словаре и специальной литературе)
­ гриб ­ это растение или животное? (найти сходство и различие)
­ где растут грибы?
­ какие грибы съедобные для человека, а какие несъедобные?
­ ­какие правила должен соблюдать грибник?
Задачи:
­ расширить знания о грибах;
­ проверить свои знания;
­ использовать знания в жизни;
­ разработать памятку «Как собирать грибы»
Объект исследования: грибы

Предмет исследования: многообразие грибов, произрастающих в
окрестностях Руднянского района
Гипотеза: Я предполагаю что бывают съедобные, несъедобные и ядовитые
грибы.
Методы исследования:
Наблюдение, сравнение, исследование, анализ литературы,
информационных ресурсов.
1.Что такое гриб?
Грибы ­ особый организм, не образующий цветков и семян,
размножающийся спорами. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка.)
Грибы ­ особое царство природы. Грибы непохожи на зеленые растения, у
них нет корня, стебля, листьев и цветков. Они не могут питаться, как
зеленые растения. Но и к животным они не относятся. (Учебник
«Естествознание».2 класс)
Грибы ­ самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений
грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться
углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ
атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютна
противоположна роли растений. (Энциклопедия для детей. Биология.).
Мы встречаем в лесах нашей области самые разнообразные грибы. Грибы
удивительные организмы. Существует наука, посвященная изучению
грибов. Она называется – “микология”.Микология (“микос” – гриб, “логос”
– наука).

2.Грибы – растения или животные?
Многие люди считают, что грибы ­ это особый вид растений, но на самом
деле грибы растениями не являются. До середины 20 века ученые
действительно относили их к растениям, но потом были сделаны
исследования, которые показали, что относить эти организмы к растениям
совершенно неправомерно.
На данный момент систематики выделяют грибы в отдельное
самостоятельное царство живой природы наравне с растениями, животными
и бактериями. Относятся они к низшим споровым растениям. Сейчас
насчитывается около 100 тысяч видов грибов.
Грибы не способны усваивать углекислоту из воздуха и питаются за счет
готового органического вещества, находящегося в почве. Грибы отличаются
от растений по целому ряду очень существенных признаков. Во­первых,
несложно заметить, что грибы никогда не бывают зеленого цвета, это
потому что в их клетках отсутствует пигмент хлорофилл, который
содержится только в зеленых растениях и в некоторых бактериях, и

благодаря ему растения способны самостоятельно вырабатывать
органические вещества из углекислого газа, содержащегося в воздухе и
воде, которую они поглощают с помощью своих корней. Грибы не способны
к фотосинтезу, и они, соответственно, не способны производить
самостоятельно органические вещества. Это один из самых главных
признаков, который отличает их от растений.
Несмотря на то, что эти организмы внешне ничем не напоминают животных
и, казалось бы, ничего общего между ними быть не может, тем не менее, это
не так. Между грибами и животными существует небольшое количество
общих черт. Например, грибы, так же как и животные, питаются только
готовыми органическими веществами, которые производят другие живые
организмы, в основном, это растения. Помимо всего прочего, в состав
клеток грибов входит особое вещество ­ полисахарид, который называется
хитин. Кроме грибов хитин был обнаружен и в клетках животных, в
частности, он входит в состав покровов насекомых.
С растениями же грибы роднит тот факт, что рост этих организмов
продолжается в течение всей их жизни. Сколько бы времени не
существовал гриб, то есть его грибница, она на протяжении всего этого
времени будет расти и увеличиваться в размере. То же самое происходит и
у растений. Даже тысячелетний дуб каждый год дает небольшой, но все­
таки прирост. И корневая система растения также будет расти на
протяжении всей его жизни.
Царство грибов имеет и свои признаки, характерные только для грибов. Это
грибница или мицелий. Грибница (мицелий) – это вегетативное тело гриба,
состоящее из ветвящихся нитей (гиф). Это основное состояние гриба.
Интересный факт!
­ Шляпка и ножка ­ это ПЛОДОВОЕ ТЕЛО гриба

­ Сам гриб скрыт под землей
­ ГРИБНИЦА и есть сам гриб!

3.Где живут грибы?
Грибы, как и люди, имеют привычки.
Живут в самой чаще лисички­сестрички,
Живут на опушке подружки­волнушки,
Пока не посолены в тесной кадушке.
Поганки открыто стоят на полянке,
Зато сыроежки попрятались в спешке,
Маслята устроились дружной семейкой,
У маленькой шляпки меньше копейки,
И крошек опят тонконогие стайки.
У старого пня собрались на лужайке.
Найдется и белый для зоркого глаза,
Хотя и не всюду хотя и не сразу.
Он в хвою зарылся, он мохом покрылся,
Забрался под кочку, сидит в одиночку.

А вот кто – то важный на беленькой ножке,
Он с красною шляпкой, на шляпке горошки.
С осанкою строгой глядит недотрогой;
Хоть царствовать впору ему, мухомору!
Живет без забот населенье лесное,
Живет под березкой, живет под сосною.
У каждого жителя нрав свой особый.
Их много в лесу, а найди­ка, попробуй!
(Викторов)
Виды грибов необычайно многочисленны и разнообразны: одни могут жить
в воде, другие преспокойно произрастают в темноте, третьи выносят очень
низкую или очень высокую температуру. В термальных водах и грязях
можно найти теплостойкие грибы, которые выдерживают температуру до
+55 градусов, а в полярной тундре встречаются грибы, переносящие зиму
до ­60 градусов. Для одних видов свет может быть фактором,
ускоряющим рост, у других при свете рост замедляется ­ например у
навозника.
Замечено, что наибольшее число самых разных грибов растет в лесистой
местности и особенно в конце лета и осенью.
Однако видовой состав грибов сильно отличается в зависимости от
характера леса. Все леса делятся на три вида: хвойный, лиственный и
смешанный. Разным типам леса соответствуют и разные виды грибов.
Нередко случается, что определенный вид гриба встречается только под
определённым деревом.
Некоторые грибы образуют своеобразную взаимовыгодную связь с
корнями тех или иных деревьев ­ это так называемый микоризный
симбиоз. (Что такое "микориза"?). Это "грибокорень", взаимовыгодное
сожительство (симбиоз) мицелия гриба с корнем высшего растения.)
Среди грибов, растущих в лесистой местности, одни живут за счет

гниющей лиственной подстилки или в подлеске, другие ­ на древесном
субстрате (ветки, корни, пни, стволы).
Каждая древесная порода так или иначе связана со "своими" микоризными
грибами, обычно растущими в лесах, где эта порода господствует. К тому
же в каждом лесу существует подлесок ­ трава, папоротники, мох, который
может вступать в более или менее тесную связь с грибами. Одни грибы
растут на сухих полянах, другие ­ во влажном мху.
Так в сосновом лесу растут говорушки, грибы­зонтики пестрые,
дождевики шиповатые, зеленушки, козляки, маслята, моховики, мокрухи,
рыжики, сморчки, сыроежки, лисички, опята и белый гриб.
В березовом лесу встречаются белые грибы и подберезовики, волнушки и
грузди, лисички и моховики, подосиновики, сморчки, сыроежки и опята
осенние.
В еловом ­ белые грибы, дождевики, рыжики еловые, моховики зеленые,
лисички, дождевики.
В осиновом лесу растут подосиновики, моховики, вешенки, опята,
подгруздки, сморчки.
В широколиственном лесу растут белые и каштановые грибы, лисички,
опята и грузди.
А волнушки розовые, дождевики шиповатые, подгрузки белые и сыроежки
растут в ольховом лесу.
Но это всё условно, поскольку леса у нас, в основном, смешанные. И разные
грибы могут соседствовать...
Кроме того грибы растут на пастбищах и равнинных лугах. Обычно
вершины гор ­ неблагоприятная среда для растений. Однако на некоторых,
не очень крутых склонах, живут ползучие кустарники, которые могут
вступать в симбиоз с микоризными грибами ­ совсем как в лесах.

Виды грибов, растущих в горах, примерно те же, что и на равнине, хотя
есть и сугубо горные виды, такие, как например сыроежка альпийская,
млечник ноздреватый и аманита снежная. Есть виды, растущие на границе
вечных снегов, где начинается высокогорная тундра, и где летнее таяние
снега временно даёт достаточно влаги для прорастания спор.
Корни каждого дерева имеют свою силу, поэтому именно под деревьями
можно найти большое количество грибов. В старину говорили, что грибы
без деревьев не могут расти. Под разными деревьями, растут разные грибы:
Берёза - подберезовик.
Дуб -груздь, рыжик, так же под дубом можно найти
сатанинский гриб (двойник белого гриба и дубовика);
Осина - осиновый груздь, осиновик, сыроежка;
Ель - белый гриб, белый трюфель, красный рыжик, груздь,
лисичка;

Сосна - боровик, белый гриб, маслёнок, моховик;
Лиственница - рыжик, маслёнок, моховик;
Кедр - пёстрая лисичка, рыжик;
Тополь - груздь, подберёзовик;
Граб - белый гриб.

4.Съедобные грибы
Съедобные грибы­ это обычно грибы, которые можно без риска для
здоровья употреблять в пищу. Съедобные грибы отличаются от
несъедобных и ядовитых строением, формой и цветом плодового тела, и
лишь в последнюю очередь запахом. Практически все «хорошие» грибы
имеют под шляпкой трубочки, похожие на губку, или же пластинки, в
которых содержатся споры. Кроме того, практически все грибы меняют
цвет мякоти при надавливании или на срезе. Поэтому перед походом в лес
стоит поинтересоваться, в какой именно цвет могут окрашиваться те или
иные съедобные грибы.
Боровик.

Белый гриб – мечта всех грибников. Гриб растет в берёзовых рощах, в
сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку растёт редко, чаще
группами. Боровик – красивый и крупный гриб, его ещё называют царём
грибов. Бери этот гриб, девочка, в свою корзинку, не пожалеешь!

Лисичка.
Лисички растут в смешанных лесах. Их можно варить, жарить, мариновать.
Есть одно интересное свойство у этих грибов – они никогда не крошатся и
не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот какие это грибы!
Подберезовик - является ближайшим родственником белого, однако
отличие состоит в том, что мякоть его при разрезе и сушке чернеет. В
разных местах этот гриб называют по­разному: березовик, черный гриб,
осовик, серый гриб, бабка, подобабок. В молодом возрасте он очень похож
на белый гриб.
Подос новик (красногол вик)
- по внешнему виду очень похож
ии
ои
на подберезовик, только шляпка красного цвета. Отсюда другие
названия - красный гриб, красноголовка, красная шапочка. Подосиновик
очень красив, и отыскать его всегда большая радость
Рыжик - это грибок, имеющий круглую шляпку с
концентрическими окружностями, крепенькую ножку с ямками и млечный
оранжевый сок. Гриб произрастает группами и в одиночку, виднеясь среди
опавшей хвои (сосновые и еловые боры), травы, под отдельно стоящими
соснами в смешанных и хвойных лесах Российской европейской части.
Опенок осенний,

есть леса. Растет большими группами на пнях, стволах, корнях хвойных и
или настоящий распространен почти повсеместно, где
лиственных деревьев, осенью - до заморозков
Сморчок обыкновенный - растет на севере лесной зоны в сосновых лесах,
особенно на вырубках, с апреля по май, изредка в июне.

5. Ядовитые грибы
Видов ядовитых грибов сравнительно мало, а смертельно ядовита только
бледная поганка.
Особое внимание следует обратить на то, что и съедобные грибы при
неблагоприятных экологических условиях могут стать ядовитыми.
Вырастая вблизи промышленных предприятий, химических комбинатов,
автомобильных трасс, где происходит выброс токсических веществ в воду и
атмосферу, грибы сильно ртуть, свинец, кадмий, другие тяжелые металлы и
тогда становятся опасными для здоровья.
Бледная поганка. Шляпка у молодых грибов полушаровидная (молодую
бледную поганку чаще всего путают с шампиньоном), затем плоско­
выпуклая, 7­10 см в диаметре, оливково­зеленая, бледно­зеленая до

беловатой, ровная, шелковистая, по краю иногда слаборубчатая. Ножка
белая с муаровым рисунком, с неопадающим кольцом. Мякоть белая, под
кожицей шляпки иногда зеленовато­желтоватая, слегка сладковатая на
вкус. Растет в широколиственных лесах. В средней полосе встречается
редко, чаще к югу. Смертельно ядовитый гриб.
Мухомор красный. Шляпка у молодых грибов шаровидная, затем до
плоской, ярко­красная, оранжевая, иногда до желтой с белыми крупными
хлопьями, впоследствии иногда исчезающими, очень редко совсем без них.
Мякоть белая, под кожицей желтая или красноватая, без запаха, с слегка
сладковатым вкусом. Растет чаще в березовых и сосновых лесах, на
различных почвах.
Ложный опенок серо­желтый. Шляпка 2­5 см в диаметре, желтая или
буровато­желтая, цвета дубленой кожи. Пластинки серно­желтые, затем
зеленоватые, наконец, черновато­оливковые. Ножка тонкая, полая, ровная,
желтая, волокнистая. Мякоть желтая, горькая на вкус. Растет на гнилой
древесине лиственных, реже хвойных пород, на пнях и около пней,
группами.
В Смоленской области чаще встречаются мухомор красный, ложный опенок
серно­желтый, бледная поганка.сомневаешься, незнакомый гриб лучше обойти;
 нельзя пробовать сырые грибы;

собирать лучше молодые грибы, так как в старых (перезревших)
могут накапливаться токсические вещества.
Б. В. Андрест, автор многих книг, рекомендует идти за грибами рано
утром: «Настоящий грибник встречает солнце в лесу с трофеями в
лукошке. Рано утром, когда нет еще солнечных лучей, гриб виднее. Хорошо
гриб искать по росе, влажная шляпка его блестит и среди листвы далеко
заметна. Рассвет - лучшее время сбора, недаром говорят: «Чтоб грибов
набрать, надо раньше встать». И это не единственная причина раннего
похода за грибами, так как тому, кто опоздал в лес, могут остаться только
обрезанные грибные ножки, а на рассвете грибы самые душистые и
крепкие». Грибы быстро портятся, поэтому перерабатывать их надо в день
сбора. Грибник в лесу должен быть заботливым хозяином. Срезал гриб, а он
червивый или не тот, за который вы его приняли, - не бросайте, а наденьте
его на сучок или веточку. Гриб высохнет - белка, лось, птицы им типам леса соответствуют и разные виды грибов. Кроме того, грибы растут
на пастбищах, равнинных лугах и даже на склонах гор.
3. Разделил грибы на 2 группы: съедобные и несъедобные. На картинках
внимательно рассмотрел грибы, которые растут в нашей местности.
Научился распознавать белый гриб, рыжик, подосиновик, груздь, путник,
подберезовик, маслята, моховики, волнушки, сыроежки и другие съедобные
грибы, встречающиеся в нашей местности. Особое внимание уделил
изучению ядовитых грибов, чтобы избежать отравления, а также
познакомил с ними одноклассников.
4. Изучил советы опытных грибников. Составил "Памятку начинающего
грибника" и повесил ее в классном уголке".
Я уверен, что следующей осенью соберу богатый урожай грибов, не
причиняя вреда природе и себе. Полученные знания мне в этом обязательно
помогут!
Литература
1. "Все о грибах". И. Кнооп
2. "Естествознание" . Учебник. 2 класс
3. "Словарь русского языка". С.И.Ожегов

4. "Энциклопедия для детей". Биология
http://indasad.ru/novosti­zametki/gribi­rasteniya­ili­zhivotnie
http://likonsta.ucoz.ru/publ/pogovorim_o_gribakh/gde_rastut_griby/gde_ra
stut_griby/29­1­0­151
http://mushroomer.info/archives/3
http://mushroomer.info/archives/1760