Грифон мифология. Грифон-мифическое существо? В современной культуре

Грифон - эта птица будто бы такая большая, что легко может поднять в воздух любого вооруженного человека. У нее четыре ноги, как у льва, с большими острыми кривыми когтями. Задняя часть тела совершенно черная, передняя красная, крылья белые: голова, нос, рот - как у орла, глаза же огненные. Как пишут, гнездо она устраивает на вершинах высоких гор.

Гнездо из чистого золота, и золото эта птица очень бдительно охраняет. Нисколько не боится других животных, смело нападает на них и побеждает всех, кроме льва и слона . Когда видит приближающегося человека, набрасывается на него, опасаясь за своих детенышей. Живет она в диких, пустынных местах, где много золота, и из за этого золота собираются тысячи две человек и приходят ночью, когда грифон спит. Собирают золото тихо, в темноте, потому что, если птица проснется, то убьет всех до одного.
Через три-четыре года люди снова приходят попытать счастья в тех местах, где живет птица грифон».

Дав подробное описание грифона, Мишкольчи утверждает, что «такой птицы нет нигде в мире» и считает, что... Но дадим слово самому Мишкольчи. Здесь интересна каждая строчка, поскольку речь идет не только о грифоне: «Невозможно установить, кто выдумал эту птицу. Большинство современных книгописателей все свои описания берут из старинных книг, не давая себе труда в них разобраться и пишут не то, что сами знают, но выдают за свое написанное другими. Пишут не столько во славу божию, сколько для собственной славы, желая показать, что они тоже умеют книги писать».

Что еще можно сказать о грифоне ? Известно, что это сказочное животное было популярно у древних греков. Родилось оно, вероятно, на Востоке - его изображения встречаются в разрушенном Александром Македонским Персеиоле. Имеются изображения грифона на фресках в парадном зале кносского дворца па острове Крит. Увидеть грифона мы можем и сегодня - на гербах. Однако наибольшая популярность грифона приходится, пожалуй, на средние века, когда его изображали на бесчисленных дворянских гербах. Впрочем, грифон был геральдическим животным и Будапешта - на гербе города красовались два грифона. Но что такое грифон? Птица? Трудно сказать. У него есть крылья, орлиная голова и в то же время ноги льва. Иногда на дворянских гербах его изображали с львиной головой, и тогда от птицы у грифона оставались только крылья.

Встречается описание грифона и в современных книгах по естествознанию, и этот «грифон» уже не сказочное существо. Но довольно интриговать читателя. Речь идет о белоголовом сипе (один из видов грифов), которого иногда называют грифоном. Когда-то эта редкая сейчас в Европе птица жила и в Венгрии. В наши дни белоголовые сипы довольно широко распространены в Северной Америке и в Азии. Размах крыльев этой птицы достигает 2,6 метра.

Старинные авторы называли грифоном южноамериканского кондора. Вот что писал о нем Янош Фельди: «Это самая большая из всех летающих птиц. Размах крыльев 15 футов (около 5 метров)
Цвет черно-белый. Гнездится на скалах в горах. Летает очень быстро. Питается животными и выбрасываемой морем дохлой рыбой
Часто похищает телят, овец и десятилетних детей». Когда читаешь такую литературу, создается впечатление, что излюбленная пища кондоров - десятилетние дети. И это читатели принимали за чистую монету, о чем свидетельствует то, что почти во всех книгах о природе и в авторитетных описаниях путешествий содержались истории, подобные следующей: «Мне самому довелось в этом убедиться, когда я путешествовал по Швейцарии. Однажды мы с охотником на серн отправились в горы. Мы поднялись ну вершину
высокой скалы и я стоял, очарованный волшебным пейзажем, как вдруг охотник схватил меня, показывая другой рукой куда-то вдаль.

Взглянув в направлении, в котором указывал охотник, я в ужасе отступил назад. Там, на склоне горы, спал пастушонок. Рядом с ним опустился огромный гриф и уже приготовился крыльями столкнуть ребенка в пропасть, но в этот момент отважный охотник выстрелил и к счастью, не промахнулся. Страшная птица упала замертво.
Мальчик же бросился на колени и, воздев ручонки к небу, благодарил Бога за спасение от верной смерти. Какое это было трогательное зрелище!» (А. Б. Райхенбах).

В оправдание старинных авторов можно было бы сказать, что, как утверждает Гумбольдт - кондор иногда нападает на крупных млекопитающих. Если это так, то кондор может быть опасным и для ребенка. Но в это вряд ли можно поверить, так как кондор питается, прежде всего, падалью. Как и все грифы.

Cирены и гарпии

Мишкольчи пишет: «Говоря о грифоне, следует упомянуть еще сирен и гарпий. Они служили древним поэтам для изображения беспутных блудливых женщин и алчных, жестоких воров».
Ну что ж, поговорим теперь о гарпии. Вообще-то, о ней следовало говорить во множественном числе, так как гарпии безобразничают не в одиночку, а целыми шайками.

Начнем с того, что гарпии не совсем птицы: у них крылья птицы, а голова собачья. «Это крылатые собаки Зевса, которым отведена особая роль. В те далекие времена, когда аргонавты плавали у берегов Тракии, там жил старый ясновидец по имени Финей. Боги лишили его зрения за то, что он открывал людям все, что Зевс хотел сохранить в тайне. Но слепота не была его единственным несчастьем. Как только бедный Финей садился за стол, тут же появлялись гарпии. Они спускались с неба и хватали со стола лучшие куски. Остатки же пищи они так загаживали своими испражнениями, что из-за ужасного зловония за столом невозможно было сидеть. Злосчастный Филей умер бы с голоду если бы аргонавты не избавили его от гарпий».

Прообразом для гарпий, вероятно, послужили вороватые павианы. У них, правда, нет крыльев, но голова у них похожа на собачью, да и воровству их не надо учить. Они производят опустошительные набеги на сады.
Теперь обратимся к сиренам. Читатели, возможно, удивятся, что мы говорим о сиренах в главе, посвященной птицам, поскольку общеизвестно, что сирены - водные животные. Это так, но в греческой мифологии сирены - птицы . «У них есть крылья и они стаями летают вокруг кораблей, очаровывая своим пением моряков.

Пробовали они свои чары и на аргонавтах. Однако позднее Одиссею удалось перехитрить их. Одиссей хотел непременно услышать пение сирен. Но это было смертельно опасно, ведь те, кто слушал сирен, следовали за ними, а корабль, как правило, разбивался о скалы.
Одиссеи залепил своим спутникам уши воском, себя же попросил привязать к мачте и велел не развязывать, пока корабль не уйдет далеко от тех мест, где обитали сирены».
На греческих вазах сирены изображались крылатыми существами с головой женщины. Истоки легенды неизвестны. Возможно, возникновению легенды способствовали сопровождавшие корабли чайки или буревестники.


"Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение"
Мирча Элиаде
Грифон - мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы - «пантеру».

Образ грифона встречается и в христианской традиции.

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.




В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».


Пресс-грифон, подаренный А.С.Пушкиным А.А.Дельвигу. 1-я четверть XIX в. Золоченая бронза.

Пресс подарен в 1829 г. вместе с четверостишием: «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?..». После смерти А.А.Дельвига пресс хранился у его жены, позже – у ее родственницы А.А.Барановой, от которой перешел в Государственный Литературный музей. Экспонируется в Музее-даче А.С.Пушкина.



Сотни тысяч мифических существ насчитывает история всех стран и религий. Реальны ли они? Ответ на этот вопрос скрыт в летописях и древних манускриптах.

Но, тем не менее, до наших времен дошли исторические сведения о существе, которое именовалось Грифон. Кто это? Действительно ли он существовал?

Как выглядел грифон

Грифон является мифическим существом с необычной внешностью. Он имел голову, когти и крылья орла, а тело — льва.

Будучи птицей, он легко поднимался в воздух сам, и мог поднять тяжелый груз в своих когтях. Как и у льва, грифон имел 4 лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями.

Окрас грифон так же имел специфический: задняя половина туловища была черной, а передняя красной, крылья белые. Однако голова, нос и рот пылали огненным цветом. Проживает грифон в местах диких и пустынных.

Гнезда грифонов были из чистого золота, а располагались высоко в горах, на неприступных вершинах. Бдительно охраняя его, грифоны набрасывались на людей, если те приближались к нему.

Страх перед другими животными грифону неизвестен: наоборот, он смело нападет на любого зверя, кроме льва и слона.

Грифон – символичное животное. Он выступает в качестве главы двух сфер: земли – лев и воздуха – птица орел.

Сочетая в себе 2 мощнейших животных Солнца, он имеет благоприятный характер: грифон несет в себе силу, бдительность, возмездие.

Некоторые исследователи считают, что грифоном именовали южноамериканского кондора – вполне реальную птицу, не имеющую никакого отношения к мифам.

Происхождение

Существует 3 версии, рассказывающие о том, где впервые появился грифон.

  1. Древневосточная , а именно индийское происхождение. Грифон был призван охранять золото страны. Флавий Филострат был уверен, что мифические животные действительно проживали в Индии и считались посвященными Солнцу, так как художники изображали солнечную колесницу, запряженную четырьмя львами с орлиной головой.
  2. Шумеро-аккадская мифология (Лугальбанда). Здесь говорилось об огромной птице Анзуд, по описаниям похожей на грифона. Анзуд была посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась к добру или злу, а считалась началом того и другого.
  3. Древняя Греция . Считается, что грифон был очень популярен у древних греков. Местом рождения, вероятно, был Восток, так как найдены изображения в разрушенном Персеиоле и на фресках острова Крит.

Птица Анзуд в шумерской мифологии

Символизм разных стран

Роль стража приписывается грифону в мифах разных стран. Словно , он стережет путь к спасению, расположившись рядом с Древом Жизни. Не только сокровища охраняет грифон, но и сокровенные тайны и знания.


Так же мифические животные являлись победителями змея и , являющихся воплощением демонов. Некоторые исследования даже связали с грифонами вознесение Христа.

По некоторым данным Данте мог символизировать и Папу, возносящегося к престолу. В силу своей двойственной природы считался символом слияния духовной и светской власти Папы.

В это же время существо становится любимым геральдическим изображением.

Обширное исследование, рассматривающее флаг Тартарского Цесаря и образ грифона, было проведено группой ученых.

В «Книге о флагах», изданной в 1705 году, голландским картографом Карлом Аллардом описывается флаг следующим образом:

Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом.

Некоторые рисунки, хранящие изображение флага, действительно показывают существо, похожее на дракона. Но другие источники содержат зарисовки, на которых отчетливо виден клюв, что идет в разрез с представлениями о драконах.

Собрание флагов, изданное в США в 1865 году, содержит в себе рисунок, на котором видно, что татарский флаг изображает существо с птичьей головой. Значит ли это, что именно грифон помещен на флаг?

Очевидно, да. Тому есть некоторые доказательства. Герб Малой Тартарии (Крымское ханство) изображает трех черных грифонов на желтом или золотом фоне.

Именно эта иллюстрация подтверждает, что на флаге Тартарии изображен грифон, или грифъ в русских книгах.

Рисунок имперского флага Тартарии, сделанный в США в 19 в.

Раскопки скифских курганов принесли множество различных предметов с грифоном в качестве изображения. Датируются находки 4-6 веком до н.э. Места артефактов: Тамань, Крым, Кубань, Алтай, район Аму-Дарьи, ХМАО, близ Днепропетровска.

  • 17 век, Великий Устюг: крышки сундуков украшены изображениями грифонов.
  • 11 век, Новгород: вырезанные грифы на деревянных колоннах.
  • 11 век, Сургут: медальоны с рисунками грифов.
  • Тобольск и Рязань: чашки и браслеты.

Изображение грифона на стене храма «Покров на Нерли»

Удивительно, но грифоны украшают ворота и стены древних храмов.

  • Владимир, Дмитриевский собор 12 века.
  • Юрьев-Польский, Георгиевский собор.
  • Церковь Покрова-на-Нерли.
  • Суздаль, ворота храмов.
  • Грузия, Мцхет. Барельеф с грифоном в церкви.

Но не только в храмах найдены изображения мифического зверя. В 13-17 веках этот образ широко использовался князьями и царями.

  • Шлем Ярослава Всеволодовича,13 век.
  • Царский ковчег, 15 век.
  • Теремной дворец Московского Кремля,17 век.
  • Великий стяг Ивана Грозного, 16 век.
  • Налучие царских саадаков.
  • Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
  • Держава Российского Царства/Держава Мономаха.

Интересный факт. Древнерусское название грифона не только див, но и ног, иног, нагай, ногай.

Грифон на гербе Крыма

Получается, что на большей части территории России изображение грифона использовалось с 4 века до н.э. до 17 века. А непрерывный период существования данного символа составляет более 2250 лет!

Так же символ грифона до сих пор используется в геральдике некоторых европейских государств: Мекленбург, Латвия, Поморское воеводство Польши и др.

Обширное исследование образа грифона на флаге Цесаря Татарского привело к следующим выводам:

  1. Грифон/гриф/грив/див/ног/ногай – не заимствованный символ. Он мог быть объединительным и сакральным для славянского, тюркского и угорского народов.
  2. Широко использовался на гербах, предметах и храмах в Российской Империи, пока не был предан забвению при Петре 1.
  3. Грифон, как символ язычества, применялся и в культовых целях, но с укреплением христианской и исламской религии ушел из ритуалов.

Заключение

По всему выходит, что грифон – абсолютно мифическое существо, но откуда же тогда такая популярность в использовании его изображения?

Быть может, когда-то грифы – полуорлы-полульвы — действительно существовали, охраняя золото и символизируя амбивалентное начало?

Не исключено, но это тайна так и останется неразгаданной.

Ктесий в "Индике" писал об индийских грифонах, охранявших золото.

« В Индии также есть золото. Но его добывают не в реках, промывая песок, как, например, в реке Пактолос. Золото находится в многочисленных и высоких горах, на которых обитают грифы - четырёхфутовые птицы размером с волков, с лапами и когтями подобными львиным. Всё их тело и крылья покрыты чёрными перьями, лишь грудь красная. Из-за них золото трудно добывать, несмотря на то, что его чрезвычайно много ." Ктесий "Индика".
В жизнеописании легендарного пифагорейца Аполлония Тианского, написанного Флавием Филостратом в начале III в. н.э. говорится, что грифоны клювом высекают золото из скал и строят из него гнезда. Грифоны также «почитаются посвящёнными Солнцу (Helios)- потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряжённою четвёркой грифонов» .

Грифоны в декоративно-прикладном искусстве


Первые изображения грифонов встречаются в III тысячелетии до нашей эры. В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом; Ассирия (XVII-VII вв. до н.э.) иногда заменяла у грифонов львиную голову головой орла с гребнем. Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива (часто перьевая) и изображение птичьей головы на кончике хвоста. Персидские львиные грифоны (с задними орлиными лапами) изображались со спиралевидными рогами. Такие же грифоподобные существа с рогами были найдены в комплексе луританских бронз (II-I тысячелетие до н.э.) в Западном Иране.
Грифоны были непременными персонажами скифского «звериного стиля».

Читайте об изображениях грифонов в захоронениях скифов в работе О.Ткаченко «Хранители священной земли»

В Древней Греции грифонов, по-видимому, впервые упомянули поэт VI в. до н.э. Аристей из Проконесса в поэме «Аримаспея», Эсхил (525 до н. э. - 456 до н. э.) в «Прометее» и Геродот в «Истории». Изображения грифонов часто встречаются в гербах. В частности, грифон изображён в гербе рода Романовых.
Наиболее часто встречаются изображения одиночных грифонов. В древнегреческом и скифском искусстве также довольно широко распространён сюжет борьбы грифонов с аримаспами, появившийся около VI в. до н.э. Грифоны периодически изображались запряжёнными в колесницы, управляемые различными божествами, чаще всего Аполлоном.

© А.В. Колтыпин, 2012

При перепечатке данной работы гиперссылка на сайт или http://earthbeforeflood.com обязательна

Читайте работы

Темные века, полные существ, порожденных мифами, давно позади. Но до сих пор будоражат воображение художников и поэтов великолепные создания человеческого воображения.

Одним из таких прекрасных и таинственных образов является грифон - существо с головой орла, львиным телом и хвостом змеи. От звука его голоса вянут цветы, жухнет растительность, а все живые существа вокруг падают мертвыми. Грифоновы глаза пронзительные, ярко-желтые, а шкура золотистого цвета, с красноватым оттенком.

Происхождение этого вымышленного животного ни в одном из ныне известных мифов не раскрыто.

Впервые грифон упомянут Геродотом еще в 5 веке до н.э. Согласно версии греческого историка, грифоны живут на севере, в стране Гиперборее. Там они охраняют найденное ими золото от аримаспов - сказочных северных жителей. Грифоны вообще питают к золоту и другим сокровищам большую слабость: даже свои гнезда строят из золота, отделывая изнутри разными ценностями.

Греки наделили грифонов потрясающей воображение силой. Более сильными животными признаны лишь львы и слоны! Грифон легко может поднять над землей повозку, запряженную двумя волами или всадника вместе с лошадью. Лошадей, кстати, грифоны по какой-то неизвестной причине, всегда ненавидели: увидев лошадь, грифон считал своим долгом напасть на нее.

Крылатый герой мифов и легенд

С символической точки зрения грифон не менее интересен, чем с физиологической. Грифон - прежде всего символ победы над небесной и земной стихиями. Сильный и храбрый, жесткий, величественный и в то же время справедливый - грифон является воплощением пылающего Солнца. Отсюда вытекает, в основном, положительная трактовка образа. Так, например, грифон считается победителем драконов и василисков, которые олицетворяют зло. Грифон - это хранитель не только сокровищ, но и тайных сакральных знаний.

Существует миф о том, что грифон может присниться человеку во сне и задать ему три вопроса. В том случае, если испытуемый затруднится с ответом, на другой день грифон снова явится ему во сне и заберет себе его душу. Защититься от проделок грифонов можно было, положив под подушку какой-нибудь металлический предмет.

В древнегреческих мифах грифон часто изображался рядом с богом Солнца Аполлоном. Более того, Аполлон восседал на грифоне верхом.

В колесницу богини правосудия также были впряжены грифоны, символизировавшие скорую расплату за совершенные грехи. Вращение Колеса Судьбы также было уделом грифонов.

«Прижились» грифоны и в Египте. Здесь они олицетворяли путь воина-победителя, попирающего ногами тупы побежденных. Внешний облик грифона вызывал ассоциации с богами Гором и Ра.

Согласно одной из версий о происхождении грифонов, родиной их является Индия. Там они запряжены в колесницу Солнца и охраняют волшебные индийские сокровища.

Грифоны в искусстве

Некоторые исследователи и сейчас уверены, что грифоны до сих пор обитают в некоторых неисследованных областях Земли. Однако ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию возможным не представляется.

Но вот где точно грифоны жили и продолжают жить, так это в искусстве.

С глубокой древности грифонов изображали на монетах, оружии, саркофагах. Сюжеты, как правило, разнообразием не отличались. Чаще всего это грифон, сражающийся с каким-либо сильным противником. Знаменитым образ грифона стал, благодаря геральдике: на некоторых гербах орел с львиным телом красовался в течение многих столетий.

В кинофильмах грифонов можно увидеть крайне редко. Последний раз существо, напоминающее собой грифона, «снялось» в одном из фильмов о юном волшебнике «Гарри Поттере».

Более популярен грифон в живописи. Многие художники, работающие в этом жанре, делают грифонов героями своих картин.

По-настоящему «живыми» грифоны стали в компьютерных играх. Безо всяких ограничений игроки могут как сами становиться грифонами, так и использовать этих чудесных существ в качестве транспортного средства.