Прокачка су 100 что ставить. Военное обозрение и политика

Оборудование

Данная тактика игры является самой предпочтительной для данной ПТ-САУ, так как коэффициент маскировки СУ-100 чуть ли не самый лучший в игре. В сочетании с маскировочной сетью , стереотрубой и досылателем эта машина станет отличным засадным снайпером.

Снаряжение

Первый и второй слоты снаряжения заполняются стандартными аптечкой и ремкомплектом на случай критов, в третий же может быть поставлен либо огнетушитель , либо подкрученный регулятор оборотов/ленд-лизное масло . Огнетушитель является менее предпочтительным, так как при возгорании снимается почти удвоенный урон с машины, что приводит почти к немедленному уничтожению, если учесть, что данную ПТ бросает к танкам 7-8 уровня. Следовательно, следует выбрать между менее дорогим, но более опасным регулятором и более безопасным, но дорогим маслом. Оба выполняют одну и ту же функцию, разница лишь в результате. При использовании первого имеется вероятность сломать двигатель, что негативно скажется на выживаемости СУ-100, поэтому рекомендуется использовать масло, более дорогое, но более надёжное. Собственно, само масло позволит разгоняться СУ-100 намного быстрее, что является несомненным плюсом при своевременном занятии позиции перед атакой противника.

Боекомплект Весь боекомплект загружается бронебойными снарядами. Есть смысл взять несколько осколочно-фугасных на случай сбития захвата.

Оборудование

Выбирая эту тактику игрок должен понимать, что СУ-100 перестаёт быть ПТ-САУ. Она становится чем-то между ПТ и СТ, призванной поддерживать атаку союзных тяжёлых танков, продавливая фланг. Следовательно, неизбежно усиление огневой мощи танка и его ходовых качеств. Этому способствуют досылатель , усиленные приводы наводки и вентиляция .

Снаряжение

В данном случае снаряжение остаётся стандартным, а именно: аптечка , ремкомплект , огнетушитель . Прибегая к данной тактике ведения боя каждая единица прочности крайне важна, как и каждый выстрел этой ПТ-САУ, поэтому она должна жить как можно дольше.

Боекомплект Полностью заполняется бронебойными снарядами. При такой игре вернуться на базу уже не получится, а орудие Д2-5С пробивает абсолютно все танки уровня, который может встретиться этой ПТ.

Оборудование

Выбирая эту тактику игрок должен понимать, что СУ-100 не перестает быть ПТ-САУ, но призвана быть одновременно более активной на подобие СТ, для поддержки и прикрытия атаки союзных тяжёлых танков и при обороне базы. Следовательно, она использует активный свет и свою маскировку для занятия более удобных и лучших позиций. В некоторых случаях способна заменить ЛТ. Этому способствуют просветленная оптика и вентиляция . Прибегая к данной тактике "активной засады" ведения боя, вы сможете подавлять наступление противника, нанося серьезный урон при обороне базы.

Снаряжение

Снаряжение остаётся стандартным, а именно: аптечка , ремкомплект , огнетушитель .

Боекомплект Заполняется бронебойными, подкалиберными снарядами для пробития более бронированной техники уровнем выше, и несколько осколочно-фугасных, на случай сбития захвата базы. При такой игре, есть возможность вернуться на базу.

Оружие победы, самоходка Малешкина

СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно - в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю.

Предпосылки к созданию

Первой САУ класса истребителей танков, запущенной в серийное производство в СССР, стала СУ-85. Она была создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом1943 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

29 августа 1943 года было издано распоряжение ГКО о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств. В исполнение распоряжения в сентябре - октябре на Уралмашзаводебыл, в числе ряда других САУ на базе Т-34, выполнен эскизный проект установки 122-мм пушки Д-25 в изменённом корпусе СУ-85. Дальнейшая проработка проекта показала, что такая переделка вызовет увеличение массы САУ на 2,5 тонны, а также снижение боекомплекта и скорострельности. В целом изучение представленных вариантов показало, что установка на САУ по типу СУ-85 122-мм пушки или 152-мм гаубицы Д-15 вызовет перегрузку ходовой части и снижение подвижности машины, поэтому решено было оставить эти орудия для вооружения тяжёлых танков и САУ. С другой стороны, интерес вызвал проект увеличенной рубки с усиленным бронированием, применённый на СУ-Д-15.

Альтернативным направлением, на которое возлагались надежды в тот период, стала разработка длинноствольных 85-мм орудий с большей начальной скоростью снаряда - «большой мощности» по терминологии того времени. Но хотя был изготовлен и испытан ряд таких орудий, в том числе и САУ, работы в этом направлении окончились неудачей - новые орудия на стрельбах показали совершенно неудовлетворительную живучесть, часты были случаи разрыва ствола. Вдобавок, результаты обстрела трофейных германских танков выявили низкую эффективность высокоскоростных, но лёгких 85-мм снарядов против установленной под рациональными углами наклона брони высокой твёрдости, по сравнению с тяжёлыми снарядами бо́льших калибров. Наконец, проработки показывали, что вооружение из 85-мм пушки не использовало полностью всех возможностей САУ на шасси Т-34.

Создание прототипа

Проведённые в начале ноября 1943 года МВТУ, Уралмашзаводом и Техуправлением НКВ расчёты показали, что наиболее рациональным являлся переход к 100-107-мм калибру. Поскольку выпуск 107-мм орудий, таких как пушкаМ-60, был прекращён ещё в 1941 году, было решено создавать новое танковое и самоходное орудия на основе баллистики морской 100-мм пушки Б-34, о чём 11 ноября был издан соответствующий приказ НКВ. Разработка проекта САУ с ним была осуществлена в конструкторском бюро Уралмашзавода по инициативе главного конструктора Л. И. Горлицкого. Главным инженером проекта был назначен Н. В. Курин. Эскизный проект САУ был передан НКТП иУСА 5 декабря 1943 года. По итогам его рассмотрения ГКО 27 декабря принял постановление № 4851 о вооружениитяжёлого танка ИС и средней САУ 100-мм орудием, обязывавшее ЦАКБ разработать проект соответствующего орудия для установки в СУ-85. НКТП же приказом № 765 от 28 декабря обязал Уралмашзавод:

К 15 января 1944 года - закончить проектные работы по САУ на базе Т-34, вооружённой 100-мм пушкой конструкции ЦАКБ;
к 20 февраля - изготовить прототип САУ и провести его заводские испытания с пушкой, которую должен был поставить завод № 92 к 25 января;
к 25 февраля - передать прототип на государственные испытания.
Однако по изучении присланных ЦАКБ чертежей разработанного ими орудия С-34, изначально предназначавшегося для вооружения тяжёлого танка ИС-2, на Уралмашзаводе пришли к выводу, что из-за слишком больших размеров орудия по ширине размещение его в корпусе СУ-85 потребовало бы слишком серьёзной переделки конструкции САУ, включавшей увеличение ширины корпуса, изменение его формы и переход на торсионную подвеску. ЦАКБ настаивало на подобном варианте, не соглашаясь на внесение изменений в конструкцию своего орудия, но по расчётам Уралмашзавода, переделка САУ приводила бы к увеличению её массы на 3,5-3,8 тонны по сравнению с СУ-85 и отодвижению сроков готовности по меньшей мере на три месяца, что категорически не устраивало заказчика. В результате, как и ранее в подобной ситуации, возникшей при проектировании СУ-85, Уралмашзавод связался с заводом № 9, в результате совместной работы с конструкторами которого была создана 100-мм пушка Д-10С, подходившая для установки в корпус СУ-85 без внесения в последний значительных изменений и при этом имевшая меньшую массу, чем С-34. В связи с этим в январе 1944 года Управлением самоходной артиллерии были выдвинуты уточнённые требования к проекту САУ, получившей к тому времени обозначение СУ-100, предусматривавшие вооружение пушкой Д-10С, увеличение толщины лобового бронирования до 75 мм, применение новых смотровых приборов Mk.IV (МК-IV) и командирской башенки, при сохранении массы САУ в пределах 31 тонны.

Однако к пушке Б-34, боеприпасы которой предполагалось использовать, имелись только осколочно-фугасные и дистанционные осколочные снаряды, и, как выяснилось к тому времени, окончание разработки бронебойного снаряда к ней ожидалось не ранее второго полугодия 1944 года. Неизбежная задержка с готовностью САУ позволила начальнику ЦАКБ В. Грабину настоять на создании самоходной установки с пушкой С-34. В результате последовавших переговоров НКТП 30 апреля издал приказ об изготовлении к 8 мая прототипа с этим орудием, получившего обозначение СУ-100-2, и проведении его сравнительных испытаний совместно с СУ-100. При этом НКВ и ГАУ всё же сочли внесение глубоких изменений в корпус СУ-85 неприемлемым и разрешили заводу произвести минимальные переделки орудия для возможности его установки в существующий корпус САУ, хотя бы и с рядом дефектов. При этом внесение в конструкцию С-34 всех изменений, необходимых для его эффективной установки в СУ-85, делало бы её почти идентичной специально разработанной для этой цели Д-10С.

Тем временем, прототип с орудием Д-10С, получивший обозначение «Объект 138», был изготовлен Уралмашзаводом совместно с заводом № 50 в феврале 1944 года и успешно прошёл заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. После этого прототип 3 марта был отправлен на государственные испытания наАНИОП, в ходе которых машина прошла 864 км и совершила 1040 выстрелов. В итоге государственная комиссия признала её годной для принятия на вооружение после внесения в конструкцию некоторых доработок, и 14 апреля Уралмашзаводу было дано распоряжение о начале немедленной подготовки к серийному производству новой САУ.

Истребитель танков СУ-85
Прототип СУ-100-2 был изготовлен заводом № 9 в апреле - мае 1944 года с использованием орудия, снятого с опытного танка ИС-5. Параллельно с этим завершён второй прототип СУ-100, построенный с учётом улучшений, рекомендованных комиссией. 24-28 июня он прошёл государственные испытания на АНИОПе. По итогам испытаний, в ходе которых САУ прошла 250 км и совершила 923 выстрела, государственная комиссия рекомендовала её для принятия на вооружение, отметив, что СУ-100 обеспечивает поражение танков «Пантера» и «Тигр» с дистанции 1500 м вне зависимости от точки попадания, но пробивает только бортовую броню САУ «Фердинанд», хотя и с дистанции до 2000 м. СУ-100-2 прибыла на АНИОП в начале июля и в том же объёме прошла государственные испытания, по итогам которых была признана худшей по сравнению с СУ-100 и не рекомендована к принятию на вооружение. СУ-100 же была принята на вооружение РККА приказом ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года.

Серийное производство

Пока на Уралмашзаводе разворачивалась подготовка к производству СУ-100, по предложению Л. И. Горлицкого был разработан проект переходной САУ СУ-85М, представлявшей собой корпус СУ-100 с вооружением из 85-мм пушки Д-5С-85, устанавливавшейся на СУ-85. Помимо модели орудия, СУ-85М отличалась от СУ-100 лишь аналогичными СУ-85 поворотным механизмом, походным креплением и маской орудия, прицелом и боеукладкой на 60 85-мм выстрелов. СУ-85М позволяла раньше внедрить улучшения СУ-100 - более мощное лобовое бронирование и лучшие приборы наблюдения - в серийном производстве, но основной причиной появления этой не запланированной ранее САУ стала небоеспособность в тот период 100-мм орудия, выпуск бронебойных снарядов Б-412Б к которому был освоен только в ноябре 1944 года. Первая СУ-85М была изготовлена в июле 1944 года, а в августе она полностью сменила СУ-85 на сборочных линиях Уралмашзавода. Выпуск СУ-85М продолжался до ноября того же года, в течение трёх месяцев - параллельно с СУ-100, небоеспособными в тот период из-за отсутствия бронебойных снарядов; всего было выпущено 315 САУ этого типа.

СУ-100 раннего выпуска с литой носовой балкой
Серийное производство самой СУ-100 началось на Уралмашзаводе в сентябре 1944 года. Первые выпущенные машины были идентичны второму прототипу, и в дальнейшем в ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились в основном технологические изменения. Так, была ликвидирована балка, соединявшая лобовые бронеплиты, а соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на способ «в четверть», а с кормовым листом броневой рубки - с «в шип» на «встык». Помимо этого, было усилено соединение рубки с корпусом, а ряд ответственных сварных швов был переведён насварку аустенитными электродами.

Данные об объёмах и сроках выпуска СУ-100 несколько разнятся. Так, достоверно известно, что выпуск СУ-100 на Уралмашзаводе вёлся по меньшей мере до марта1946 года, с темпом около 200 машин в месяц в военное время. Всего за этот период было выпущено 3037 машин. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 - в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. В западных источниках, основывавшихся на донесениях разведки США, приводятся данные о выпуске СУ-100 в СССР с 1948 по 1956 год с темпом около 1000 САУ в год, но советскими данными это не подтверждается, и, как отмечает Барятинский, могло явиться следствием принятия разведкой производившейся в тот период модернизации СУ-100 за выпуск новых машин. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также возобновлён в Чехословакии, где в 1951-1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

Дальнейшее развитие

Несмотря на отрицательные результаты предварительной проработки возможности создания средней САУ со 122-мм пушкой, работы в этом направлении были продолжены. Одной из причин этого стала задержка с разработкой бронебойного снаряда к Д-10С, освоение в производстве которого ожидалось не раньше осени 1944 года, в то время как все необходимые боеприпасы к 122-мм пушке Д-25 производились ещё с 1930-х годов. В мае 1944 года на Уралмашзаводе был разработан проект САУ СУ-122П, опытный образец которой был изготовлен к сентябрю того же года. От серийной СУ-100 она отличалась лишь установкой 122-мм пушки Д-25С с 26 выстрелами к ней. По результатам испытаний прототипа, СУ-122П была признана годной для принятия на вооружение, но в серийное производство поставлена так и не была. Причины этого не указывались, но как указывает М. Барятинский, это могло явиться следствием того, что немногочисленные преимущества СУ-122П в ролиистребителя танков перевешивались её недостатками: хотя 122-мм пушка по сравнению со 100-мм имела несколько большую фактическую бронепробиваемость по броне германской бронетехники, а также отличалась более мощным осколочно-фугасным снарядом, САУ с ней отличалась меньшим боекомплектом и значительно снизившейся скорострельностью, а увеличившийся вылет ствола создавал ещё большие проблемы по сравнению с СУ-100; кроме этого, существовали опасения, что отдача 122-мм пушки может оказаться слишком сильной для шасси Т-34-85. На этом, в связи с практическим исчерпанием возможностей САУ на базе Т-34 с передним расположением боевого отделения, развитие этой линии, идущей с СУ-122, прекратилось. В дальнейших работах по средним САУ использовались уже заново спроектированные базовые шасси, а внимание конструкторов перешло к компоновке с кормовым расположением боевого отделения.

Описание конструкции

Общая схема СУ-100
Компоновка СУ-100 в целом повторяла компоновку базового танка: САУ имела расположенные в лобовой части объединённые отделение управления и боевое отделение, и расположенное в корме моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж СУ-100 состоял из четырёх человек: механика-водителя, командира, наводчика и заряжающего.

Броневой корпус

СУ-100 имела дифференцированное противоснарядное бронирование с применением рациональных углов наклона брони. Броневой корпус САУ выполнялся конструктивно как единое целое с рубкой и собирался при помощи сварки из катаных листов и плит броневой стали толщиной 20, 45 и 75 мм. Лобовая часть корпуса состояла из двух соединённых клином плит: верхней, толщиной 75 мм, расположенной под наклоном в 50° к вертикали, и 45-мм нижней, имевшей наклон в 55°. Поначалу плиты соединялись между собой через литую балку, как и на базовом танке, но на машинах поздних выпусков перешли к непосредственному соединению плит. Борта корпуса выполнялись из 45-мм бронеплит и в нижней части были вертикальными, верхняя же их часть в районе моторно-трансмиссионного отделения располагалась под наклоном в 40°, тогда как в районе боевого отделения плиты, образовывавшие борта рубки, имели наклон лишь в 20°. В вырезе в правой бортовой плите рубки монтировалась командирская башенка цилиндрической формы, также выполнявшаяся из 45-мм бронеплиты. Корма корпуса была образована верхней и нижней 45-мм плитами, располагавшимися под наклоном, соответственно, в 48° и 45°, тогда как 45-мм же корма рубки была вертикальной. Днище и крыша корпуса и рубки, как и надгусеничные полки, изготавливались из 20-мм бронелистов. Маска орудия состояла из литых подвижной и неподвижной частей сложной формы и имела в лобовой части толщину до 110 мм.

Место механика-водителя находилось слева в лобовой оконечности корпуса, командир располагался в башенке справа от орудия, позади него находился заряжающий, а место наводчика размещалось слева от орудия. Для посадки и высадки экипажа в бронекорпусе имелись: люк в крыше командирской башенки и люк механика-водителя в верхней лобовой плите, аналогичные таковым на Т-34-85, и люк в кормовой части крыши рубки, на машинах ранних выпусков - двустворчатый, со второй створкой в кормовой плите рубки, как на СУ-85, но в дальнейшем от второй створки отказались. Кроме этого, в правой части днища боевого отделения имелся десантный люк. Двустворчатый люк в передней части крыши рубки служил для установки орудийной панорамы. Помимо этого, в лобовой плите над люком механика-водителя, а также в бортах и корме рубки имелись закрывавшиеся броневыми заглушками отверстия для стрельбы из личного оружия. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше рубки. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии, как и на базовом танке, осуществлялся через люки в крыше моторно-трансмиссионного отделения и откидную верхнюю кормовую плиту.

Вооружение

Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имевшая длину ствола в 56 калибров / 5608 мм. Орудие обеспечивало бронебойному снаряду начальную скорость в 897 м/с, а его максимальная дульная энергия составляла 6,36 МДж / 648 тс·м. Д-10С имела полуавтоматический горизонтальный клиновой затвор, электромагнитный и механический спуски и компенсирующий механизм пружинного типа для обеспечения плавности наводки в вертикальной плоскости. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, располагавшихся над стволом орудия слева и справа, соответственно. Масса ствола орудия с затвором и открывающим механизмом составляла 1435 кг.

Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Максимальная длина отката при выстреле не превышала 570 мм. Наведение на цель при стрельбе прямой наводкой осуществлялось при помощи телескопического шарнирного прицелаТШ-19, имевшего увеличение 4× и поле зрения 16°, а при стрельбе с закрытых позиций - при помощи панорамы Герца и бокового уровня. Техническаяскорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту.

Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке, размещённых на стеллажах в задней части (8) и с левого борта (17) боевого отделения, а также на полу справа (8). В годы Великой Отечественной войны в боекомплект орудия входили выстрелы с остроголовыми и тупоголовыми калиберными бронебойными, осколочными и осколочно-фугасными снарядами. В послевоенные годы в боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее - с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Для ближней самообороны САУ комплектовалась двумя 7,62-мм пистолетами-пулемётами ППШ-41, 1420 патронами к ним в 20 дисковых магазинах, 4 противотанковыми гранатами и 24 ручными осколочными противопехотными гранатами оборонительного типа Ф-1. С конца 1950-х годов ППШ был заменён автоматом АК-47. В годы Великой Отечественной войны СУ-100 иногда в полевых условиях дополнительно оснащались ручными пулемётами, но штатной такая конфигурация не была.

Средства наблюдения и связи

Наилучший обзор среди членов экипажа имел командир, располагавший для этого командирской башенкой, аналогичной применявшейся наТ-34-85. По периметру башенки имелись пять смотровых щелей, обеспечивавших круговой обзор, с быстросменными защитными триплексными стеклоблоками с внутренней стороны но без броневых заслонок. Помимо этого, во вращающейся крыше башенки был установлен перископический смотровой прибор Mk.IV (МК-4). Аналогичным прибором, размещавшимся в левой створке люка орудийной панорамы, обладал наводчик. Механик-водитель в небоевых условиях мог вести наблюдение за местностью через свой люк, в бою же ему для этого служили два перископических смотровых прибора в крышке люка, имевшие броневые заслонки. Для заряжающего единственным средством наблюдения могла служить смотровая щель в корме башни.

При модернизации, проводившейся в конце 1950-х - начале 1960-х годов, прибор МК-4 командира был заменён на бинокулярную командирскую панораму ТПКУ-2. В отличие от МК-4 с его однократным увеличением, ТПКУ-2Б имел пятикратное увеличение и поле зрения в 7,5° по горизонту, позволяя распознавать цели на дальности до 3 километров, а также был снабжён координатной и дальномерной шкалами. Также при модернизации СУ-100 оснащались пассивным прибором ночного видения механика-водителя БВН, работавшим за счёт подсветки фарой ФГ-10 с инфракрасным светофильтром. При модернизации во второй половине 1960-х СУ-100 оснащались более совершенным бинокулярным прибором ТВН-2, обеспечивавшим дальность наблюдения в 50-60 метров и поле зрения в 30°, при подсветке фарами ФГ-10 или ФГ-125.

Для внешней связи на СУ-100 устанавливалась радиостанция 9РМ или 9РС. 9РМ представляла собой комплект из передатчика,приёмника и умформеров (одноякорных мотор-генераторов) для их питания, подсоединяемых к бортовой электросети напряжением 12 В. С технической точки зрения она являлась дуплексной ламповой коротковолновой радиостанцией выходной мощностью 20 Вт, работающей на передачу в диапазоне частот от 4 до 5,625 МГц (соответственно длины волн от 53,3 до 75 м), а на приём - от 3,75 до 6 МГц (длины волн от 50 до 80 м). Разный диапазон передатчика и приёмника объяснялся тем обстоятельством, что для двусторонней связи «САУ - САУ» предназначался диапазон 4-5,625 МГц, а расширенный диапазон приёмника использовался для односторонней связи «штаб - САУ». На стоянке дальность связи в телефонном режиме (голосовой, амплитудная модуляция несущей) при отсутствии помех достигала 20 км, в движении она уменьшалась до 15 км. Телеграфный режим передачи информации у радиостанции 9Р отсутствовал. На основной части СУ-100 устанавливалась радиостанция 9РС, отличавшаяся от 9РМ исполнением в одном компактном блоке, возможностью питания от бортовой электросети напряжением 24 В, а также несколько меньшей максимальной дальностью связи - 18-20 км с места и 12-15 км в движении. Для внутренней связи САУ оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-3-бисФ. При модернизации во второй половине 1960-х САУ оснащалась радиостанцией Р-113.

Двигатель и трансмиссия

СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны
СУ-100 оснащалась четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем жидкостного охлаждения, модели В-2-34. Максимальная мощность двигателя - 500 л. с. при 1800 об/мин, номинальная - 450 л. с. при 1750 об/мин, эксплуатационная - 400 л. с. при 1700 об/мин. Пуск мотора производился стартеромСТ-700 мощностью 15 л. с. (11 кВт) или сжатым воздухом из двух баллонов. Дизель В-2-34 оснащался двумя воздухоочистителями типа «Циклон», два трубчатыхрадиатора системы охлаждения двигателя устанавливались по обе стороны от него. Внутренние топливные баки на СУ-100 располагались по бортам корпуса, в промежутках между кожухами пружин подвески, их общая ёмкость составляла 400 л. Кроме них САУ комплектовалась четырьмя наружными дополнительными цилиндрическими топливными баками ёмкостью 95 л. каждый, располагавшимися по два вдоль бортов моторно-трансмиссионного отделения и не связанными с топливной системой двигателя. С конца 1950-х годов на СУ-100 устанавливались доработанные двигатели В-2-34М или В-2-34М11, вместе с более совершенными связанными с ними системами, прежде всего воздухоочистителями ВТИ-3 с эжекционным отсосом пыли.

В состав трансмиссии СУ-100 входили:

Многодисковый главный фрикцион сухого трения «сталь по стали»;
пятиступенчатая механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерён (5 передач вперёд и 1 назад);
два многодисковых бортовых фрикциона с сухим трением «сталь по стали» и ленточными тормозами с чугунными накладками;
два простых однорядных бортовых редуктора.
Все приводы управления трансмиссией - механические, механик-водитель управлял поворотом и торможением САУ двумя рычагами под обе руки по обеим сторонам своего рабочего места.

Ходовая часть

Ходовая часть СУ-100 была почти идентична базовому танку Т-34. Применительно к одному борту, в её состав входили 5 двускатных опорных катков большого диаметра (830 мм) с резиновыми бандажами, имевших подвеску Кристи, ведущее колесо и ленивец. Поддерживающие катки отсутствовали, верхняя ветвь гусеничной ленты опиралась на опорные катки машины. Ведущие колёса гребневого зацепления располагались сзади, а ленивцы с механизмом натяжения гусеницы - спереди. От базового танка и остальных серийных САУ на его базе ходовая часть СУ-100 отличалась лишь усилением подвески передних катков путём установки их на трёхшарикоподшипниках и увеличения диаметра проволоки пружин подвески с 30 до 34 мм. Гусеничная лента состояла из 72 штампованных стальных траков шириной 500 мм с чередующимся расположением траков с гребнем и без него. Для улучшения проходимости на траки могли устанавливаться грунтозацепы различной конструкции, крепившиеся болтами к каждому четвёртому или шестому траку. Со второй половины 1960-х на СУ-100 устанавливались штампованные опорные катки от танка Т-44М.

Противопожарное оборудование

Самоходно-артиллерийская установка оснащалась стандартным для советской бронетехники тетрахлорным переносным огнетушителем. Тушение пожара в машине требовалось выполнять в противогазах - при попадании тетрахлорида углерода на горячие поверхности происходила химическая реакция частичного замещения хлораатмосферным кислородом с образованием фосгена - сильнодействующего ядовитого вещества удушающего действия.

Организационно-штатная структура

В РККА СУ-100 поступали на вооружение самоходно-артиллерийских полков и самоходно-артиллерийских бригад. Полки являлись основной тактической единицей самоходной артиллерии. Самоходно-артиллерийские полки СУ-100 комплектовались по принятому в 1944 году штату № 010/462, по которому полк насчитывал 318 человек и имел 21 САУ. Структура такого полка была следующей:

Командир полка
Штаб полка
Взвод управления с командирской СУ-100
4 батареи СУ-100 по 5 машин в каждой
Рота автоматчиков
Сапёрный взвод
Службы тыла:
Взвод боепитания
Ремонтный взвод
Транспортный взвод
Полковой медицинский пункт
Хозяйственное отделение
Формирование самоходно-артиллерийских бригад началось в конце 1944 года в связи с трудностями управления самоходно-артиллерийскими полками, число которых к тому времени превысило две сотни, и организации их снабжения и массированного применения. Средние самоходно-артиллерийские бригады формировались на базе отдельных танковых бригад и комплектовались СУ-100, первоначально заменявшимися СУ-85М, по штатам № 010/500, 010/462, 010/526, 010/527, 010/504-506 и 010/514, согласно которым в них насчитывалось 1492 человека и 65 средних и 3 лёгких САУ. Структура бригады включала в себя:

Командир бригады
Штаб бригады
Рота управления с двумя командирскими СУ-100
разведывательная рота с тремя лёгкими САУ СУ-76
3 полка СУ-100 по штату № 010/462
Зенитно-пулемётная рота с девятью ДШК
Службы тыла:
Рота технического обеспечения
Отдел контрразведки «Смерш»
Отдельный стрелковый взвод «Смерш»
Польские средние самоходно-артиллерийские полки, включая укомплектованный СУ-100, также комплектовались по образцу советского штата № 010/462.

Эксплуатация и боевое применение

Великая Отечественная война

Первые СУ-100 были направлены на фронтовые испытания в сентябре 1944 года и получили удовлетворительную оценку войск за высокие возможности орудия и хорошую маневренность. Но так как освоение в производстве бронебойного снаряда БР-412Б затянулось до октября того же года, первоначально серийные СУ-100 поступали лишь в военно-учебные заведения, и лишь в ноябре были сформированы и отправлены на фронт первые вооружённые ими самоходно-артиллерийские полки. В конце года были сформированы первые самоходно-артиллерийские бригады, вооружённых СУ-100: 207-я Ленинградская, 208-я Двинская и 209-я.

Без учёта фронтовых испытаний осенью 1944 года, по данным Управления Самоходной артиллерии, впервые СУ-100 были применены в бою в январе 1945 года в ходеБудапештской операции. В условиях, когда советские войска вели стратегическое наступление, СУ-100 нередко применялись при завершении прорыва тактической глубины обороны противника в роли штурмовых орудий, как например, в Восточно-Прусской операции, где были задействованы 381-й и 1207-й самоходно-артиллерийские полки. При этом самоходно-артиллерийские части шли в атаку либо с хода, либо с подготовкой в сжатые сроки.

Первые самоходно-артиллерийские бригады СУ-100 были отправлены на фронт в начале февраля 1945 года: 207-я и 209-я - на2-й Украинский, а 208-я - на 3-й Украинский фронт. В целом, из-за сравнительно позднего появления, применение СУ-100 на большинстве участков фронта носило ограниченный характер. Наиболее массово СУ-100 были применены в ходе Балатонской операции, когда они были использованы при отражении контратаки 6-й танковой армии СС 6-16 марта 1945 года. При этом были задействованы 207-я, 208-я и 209-я самоходно-артиллерийские бригады, а также несколько отдельных самоходно-артиллерийских полков СУ-100. СУ-100 в ходе операции сыграли значительную роль в отражении германских танковых атак и показали себя высокоэффективным средством в борьбе с германской тяжёлой бронетехникой, включая и тяжёлые танки «Тигр II». В боях 11-12 марта, из-за больших потерь советских танков, в их роли задействовались СУ-100, но из-за их уязвимости в ближнем бою был отдан приказ об оснащении каждой САУ ручным пулемётом для самообороны от вражеской пехоты. По итогам операции СУ-100 заслужили чрезвычайно высокую оценку командования.

К марту 1945 года 4 танковая армия 1-го Украинского фронта получила 1727-й самоходно-артиллерийский полк, который принял активное участие в Верхне-Силезской операции, в частности, в отражении контрудара элитной парашютно-танковой дивизии «Герман Геринг» 18 марта. Всего за период операции с 15 по 22 марта потери составили 15 (в том числе 4 безвозвратно) СУ-100 из 21 имевшейся на момент начала операции машины; большинство потерь было понесено от артогня противника, а три самоходки застряли в болоте.

В ходе подготовки к Берлинской операции, в конце марта 1945 года 1-я гвардейская танковая армия получила 27 СУ-100, кроме того, 14 апреля армии был подчинён 11-й танковый корпус, имевший 14 САУ этого типа. 2-я гвардейская танковая армия получила в конце марта 31 СУ-100, а в начале апреля - ещё 15 машин этого типа. 4-я гвардейская танковая армия к моменту начала Берлинской операции также была пополнена техникой и имела в своём составе 28 СУ-100 (10 машин в 6-м механизированном корпусе и 18 в 10-м танковом корпусе в составе 416-го гвардейского самоходно-артиллерийского полка). С самого начала берлинской наступательной операции СУ-100 приняли в ней самое активное участие, что приводило к неизбежным потерям - так, 17 апреля при прорыве в районе Зееловских высот 1-я гвардейская танковая армия потеряла 2 СУ-100 (в том числе одну сгоревшей), 19 апреля - 7 машин данного типа. 2-я гвардейская танковая армия с 16 по 21 апреляпотеряла 5 СУ-100, 4-я гвардейская танковая армия с 16 по 22 апреля - 18 СУ-100 (в том числе 6 безвозвратно, причём две машины стали жертвами фаустпатронов). Применялись СУ-100 и непосредственно при штурме Берлина, в частности, вступая в бой за город, 1-я гвардейская танковая армия имела 17 боеготовых СУ-100. В условиях городских боёв, самоходки придавались отдельным стрелковым частям и подразделениям в целях их усиления; так, по состоянию на 24 апреля из состава 95 танковая бригада 9 танкового корпуса (7 Т-34-85 и 5 СУ-100) была придана 7 стрелковому корпусу. По состоянию на 28 апреля, в составе штурмующей Берлин 3-й ударной армии имелось 33 СУ-100 в составе 1818-го, 1415-го и 1049-го самоходно-артиллерийских полков и 95-й танковой бригады. По итогам Берлинской операции, 2-я гвардейская танковая армия потеряла безвозвратно 7 СУ-100, в том числе 5 машин непосредственно в городе, 3-я - 4 СУ-100, 4-я - 3 СУ-100 (с 23 апреля по 2 мая). Основной причиной потерь стал артогонь противника.

Модернизированная СУ-100 с характерными деталями в виде штампованных катков от Т-44 и дополнительных ящиков для снаряжения на бортах
В марте - мае 1945 года была сформирована четвёртая вооружённая СУ-100 самоходно-артиллерийская бригада - 231-я, но в боевых действиях в Европе она принять участия уже не успела. Помимо боевых действий на советско-германском фронте, 208-я и 231-я самоходно-артиллерийские бригады в составе 6-й гвардейской танковой армии участвовали в боевых действиях против Японии в августе 1945 года.

Послевоенное применение в СССР

После окончания войны СУ-100 активно использовалась Советской армией ещё в течение нескольких десятилетий. С конца 1950-х и по вторую половину 1960-х годов СУ-100 проходили постепенную модернизацию параллельно с базовым танком Т-34-85. В ходе модернизации САУ получили более современные приборы наблюдения и радиостанцию, более надёжную модификацию двигателя и ряд менее значительных изменений.

СУ-100 использовались советскими войсками при подавлении Венгерского восстания в 1956 году и в ходе операции «Дунай» в1968 году. По мере передачи другим странам, списания изношенных машин и постановки САУ в парки на длительное хранение, к 1980-м годам СУ-100 в войсках практически не осталось. Тем не менее, они ещё использовались Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане в 1979 - 1980-х годах.

В 1981 году на Борисовском танкоремонтном заводе 121 СУ-100 была оборудована аппаратурой разработки 38 НИИИ БТТ, превращавшей их в автоматические самоходные мишени, способные к прямолинейному движению и стрельбе единственным заряженным в орудие холостым выстрелом. Переоборудованные таким образом СУ-100 использовались в учениях «Запад-81», «Запад-83», «Запад-84» и «Осень-88». Уже после фактического снятия с вооружения снятые с хранения СУ-100 участвовали впарадах Дня Победы 1985 и 1990 годов. Семёрка СУ-100 прошла и в исторической части юбилейного парада 2010 года вместе с девятью Т-34-85.

СУ-100 в других странах

СУ-100 в военном музее в Свиднике в Словакии
В годы Второй мировой войны СУ-100 союзникам СССР практически не поставлялись. Народная армия Польши 1 мая 1945 годаначала формирование 46-го полка самоходной артиллерии, вооружение которого должны были составлять СУ-100, но до 9 маяполк получил только 2 машины. После этого поставки были прекращены, так как по состоянию на 1949 год в наличии значились всё те же 2 САУ. В 1951-1952 годах Польшей была закуплена в СССР партия вооружения, включавшая 173 СУ-100 и ИСУ-122М. По состоянию на 31 декабря 1954 года в польских войсках насчитывалось, по разным данным, 25 или 26 СУ-100. В Чехословакию советские СУ-100 начали поступать лишь в послевоенный период, ещё более тысячи произведённых в самой Чехословакии САУ, за вычетом поставок другим странам, поступили в Народную армию Чехословакии в 1950-х годах. СУ-100 поставлялись и другим союзникам СССР по Варшавскому договору. Национальная народная армия ГДР по состоянию на 1 марта 1956 года располагала 23 САУ, которые оставались на вооружении самоходно-артиллерийского полка 9-й танковой дивизии до начала 1960-х годов. Партию СУ-100, в числе прочего вооружения, закупила в СССР Болгария в 1952-1956 годах. Кроме этого, имели СУ-100 на вооружении Румыния и Албания. В последней СУ-100 оставались на вооружении по меньшей мере до 1995 года. Единственной из европейских стран, куда СУ-100 поставлялись за пределы Варшавского договора, стала Югославия, получившая несколько десятков САУ этого типа. В ходе распада Югославии СУ-100 использовались в последовавшей гражданской войне, оказавшись в армиях противоборствующих государств.

Использовалась

Флаг СССР СССР.
Флаг Албании Албания - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг Алжира Алжир - 50 СУ-100 на консервации, по состоянию на 2012 год.
Флаг Анголы Ангола - некоторое количество СУ-100 в небоеспособном состоянии, по состоянию на 2012 год.
Флаг Болгарии Болгария - 100 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1956 году, сняты с вооружения.
Флаг Венгрии Венгрия - 50 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1950 по 1951 годы, сняты с вооружения.
Флаг Вьетнама Вьетнам - некоторое количество СУ-100 остаётся в войсках, по состоянию на 2012 год.
Флаг ГДР ГДР - 50 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1956 году
Флаг Египта Египет - 150 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1955 по 1958 годы, сняты с вооружения.
Флаг Йемена Йемен - 30 СУ-100, по состоянию на 2012 год.
Флаг Ирака Ирак - 250 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1959 по 1963 годы, сняты с вооружения.
Флаг КНР КНР - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг КНДР КНДР - 100 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1965 по 1968 годы, данные о наличии на 2007 год отсутствуют.
Флаг Кубы Куба - 100 СУ-100, по состоянию на 2012 год.
Флаг Мароко Марокко - 8 СУ-100, по состоянию на 2012 год.
Флаг Монголии Монголия - 10 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1952 году, сняты с вооружения.
Флаг Польши Польша - не менее 25 или 26 СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг РумынииРумыния - 23 СУ-100, на хранении по состоянию на 2012 год
Флаг Северного Йемена Северный Йемен - 50 единиц СУ-100 поставлено из СССР в 1961 году
Флаг Сирии Сирия - 80 единиц СУ-100 поставлено из СССР в период с 1959 по 1960 годы, сняты с вооружения.
Флаг Словакии Словакия - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг Чехии Чехия - некоторое количество СУ-100, сняты с вооружения.
Флаг Чехословакии Чехословакия - порядка 1000 СУ-100, перешли к Чехии и Словакии.
Флаг Югославии Югославия - некоторое количество СУ-100, перешли к образовавшимся после распада государствам.

Ареной наиболее активного боевого применения СУ-100 в послевоенном периоде стал Ближний Восток. При перевооружении египетской армии после арабо-израильской войны 1948 года, СССР через Чехословакию в числе прочей бронетехники поставил в Египет в 1953 году 100 СУ-100. Эти САУ были использованы египетскими войсками в ходе Суэцкого кризиса в 1956 году. При этом, по израильским данным, в ходе операции «Кадеш» египтянами были потеряны 6 СУ-100. Четыре СУ-100, выделенные в отдельное подразделение из 53-й артиллерийской батареи, применялись египетскими войсками в качестве мобильной артиллерии при обороне Порт-Саида, но были подбиты британскими парашютистами 5 ноября. Несколько СУ-100 имелись в составе египетских войск, отправленных в Йемен для поддержки республиканского восстания. Сам Йемен тоже получил в дальнейшем несколько десятков САУ.

К 1967 году СУ-100 всё ещё оставались на вооружении Египта и в ходе Шестидневной войны использовались при отраженииизраильского наступления на Синайском фронте, в ходе которого была потеряна 51 СУ-100. Сирия между 1964 и 1967 годами получила от СССР некоторое количество СУ-100, которые в сирийской армии были введены в состав противотанковых рот, придававшихся бронетанковым и механизированным бригадам. В египетской армии, в каждой из пяти пехотных дивизий, сосредоточенных для наступления на Синайском фронте в Войне Судного дня в 1973 году, имелось по батальону СУ-100. Сирия также использовала их в ходе войны, с самого начала наступления сирийских войск на Голанских высотах СУ-100 двигались в авангарде войск среди боевых порядков пехоты. По некоторым данным, СУ-100 имелись также на вооружении Ирака перед началом Иракской войны.

СУ-100 поставлялись СССР в Китай, КНДР и Вьетнам, но данные об их боевом применении в вооружённых конфликтах в том регионе, в частности, во Вьетнамской войне, отсутствуют. После 1959 года СУ-100 поставлялись и на Кубу, и в 1961 годукубинские САУ использовались при отражении вторжения в заливе Свиней. Некоторое количество СУ-100 получили Алжир и Марокко, а также Ангола, где они использовались в ходе гражданской войны.

К 1960-м годам появление в боекомплекте невращающихся кумулятивных и подкалиберных снарядов с отделяющимся поддоном вновь сделало СУ-100 опасным противотанковым средством, чья эффективность снижалась лишь устаревшей системой управления огнём и неадекватной более бронезащитой. Подкалиберный снаряд имел дальность прямого выстрела 1660 метров по цели двухметровой высоты и с дистанции до 2000 метров мог поражать лоб башни всех серийных западных танков 1960-х годов, хотя против их лобовой брони корпуса он был менее эффективен из-за свойственной снарядам такого типа склонности к рикошету при значительных углах наклона брони. Кумулятивный же снаряд отличался меньшей дальностью прямого выстрела и точностью, но мог пробивать броню практически всех серийных западных танков вне зависимости от места попадания, вплоть до появления машин с комбинированной бронёй в конце 1970-х - начале 1980-х годов.

Усиление огневой мощи СУ-85 было основной проблемой уже с самого начала ее выпуска. Этот вопрос предполагалось решить путем установки п корпус СУ-85 морской 100-мм пушки С-34. Однако внушительные размеры этой пушки не позволяли установить ее в корпус САУ. Требовалось совершенно новое орудие.

САУ СУ-100

Вновь к разработке самоходной установки, обладавшей более мощным вооружением, чем САУ СУ-85 приступили после появления в середине 1944 г. новой 100-мм пушки Д-10 С, созданной под руководством Ф.Ф. Петрова.
Конструкция самоходного шасси на базе Т-34 уже была испытана на предыдущих установках СУ-122 и СУ-85. Специалистам "Уралмаша» оставалось лишь заняться проблемами размещения нового орудия в броневой рубке.


САУ СУ-100

Однако ЦАКБ настаивало на применении орудия С-34. и образец такой машины с индексом СУ-100-2 был изготовлен и проходил испытания на полигоне в Горохово. В результате он был признан худшим, и все усилия были сосредоточены на разработке СУ-100 с пушкой Д-10С.

Первая машина увидела свет в сентябре 1944 г. Проведенные полигонные испытания показали, что бронебойный снаряд нового орудия способен поражать броню толщиной более 139 мм на расстоянии около 2 км. А на дальности около километра пушка и вовсе
могла пробить танк практически насквозь.


САУ СУ-100

Конструктивно СУ-100 не отличалась от своих предшественников, особенно от СУ-85 поздних выпусков. Различия были по сути только в орудии и измененной его броневой маске.

Корпус самоходной установки был сварен из броневых листов с большими углами наклона; лобовой лист - 50". к вертикали, боковые стенки боевой рубки - 20". В сплошном верхнем лобовом листе имелся люк для установки пушки, толщина ее броневой маски составляла 75 мм. Наклонные бортовые листы рубки выходили за пределы рубки до уровня надгусеничных попок, что позволило увеличить объем боевого отделения.В лобовом наклонном листе имелся люк для механика-водителя, оснащенный смотровыми приборами.

Боевое отделение было совмещено с отделением управления и расположено в броневой рубке. В ней размещались органы управления машиной, танко-переговорное устройство, радиостанция, вооружение, боекомплект, носовые топливные баки. В переднем левом углу рубки находилось рабочее место механика-водителя, за его сиденьем - место наводчика, справа от пушки - место командира машины, а в левом заднем углу - место заряжающего.


САУ СУ-100

Экипаж занимал свои места через прямоугольные люки в крыше рубки, командир располагался в неподвижной командирской башенке с перископическими смотровыми приборами и пятью смотровыми щелями в стенках. Щели закрывались бронестеклами. На крыше рубки в задней части располагались два вентилятора под выпуклыми броневыми колпаками.

Силовое и трансмиссионное отделение было расположено непосредственно за боевым и отделено от него перегородкой. На подмоторной раме располагался дизель В-2-34 мощностью 500 л.с. Неплохие характеристики этого мотора позволяли машине массой более 30 т развивать скорость до 55 км/ч. В силовом отделении были расположоны главный фрикцион, пятиступенчатая коробка передач, бортовые фрикционы с тормозами и бортовые передачи. Здесь же были установлены два внутренних топливных бака. Емкость же всех внутренних топливных баков СУ-100 составляла 400 л.
Устройство ходовой части было полностью аналогично танку Т-34.


САУ СУ-100

В правой передней части в лобовом листе устанавливалась 100-мм пушка Д-10 С. которая имела два прицела: телескопический и панорамный. Внешняя бронировка пушки литая, крепилась к лобовому листу корпуса болтами. Крепление и места установки орудия защищались подвижной броневой сферической маской.

Тест-драйв Зенкевичем САУ СУ-100

Практическая скорострельность пушки составляла 5-6 выстрелов в минуту. Боекомплект состоял из 33 снарядов - фугасных, бронебойных и подкапиберных, а также патронов для личного оружия экипажа и гранат.


САУ СУ-100

Для связи с остальными машинами на поле боя СУ-100 оснащалась ультракоротковолновой радиостанцией 9РМ, которая обеспечивала связь на дальности около 25 км.

В опытном порядке осенью 1944 г. были изготовлены и проходили испытания установки ЭСУ-100, оснащенная электротрансмиссиеи. ЭСУ-122Л со 122-мм пушкой Д-25Т

В августе 1943 г. Л.Горлицким бып предложен проект САУ с задним расположением боевого отделения. Считалось, что машина с такой компоновкой будет более маневренной. В марте она была построена и получила индекс «Уралмаш-1». В ее конструкции широко применялись узлы or нового танка Т-44. Однако к концу испытаний война закончилась, и машина на вооружение принята не была.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-100

СУ-100 применялась Красной Армией в боях осенне-зимней кампании 1944 г. и на завершающем этапе войны в 1945 г. Достаточно масштабно СУ-100 использовались при отражении немецкого контрнаступления у о. Балатон (Венгрия) в марте 1945 г. На остальных участках фронта применение СУ-100 носило ограниченный характер.

До конца 1944 г. на «Уролмаше» было выпущено 500 машин СУ-100 За время Великой Отечественной войны изготовили 2495 установок этого типа. Всего же на этом заводе за годы войны было выпущено более 6000 средних самоходных установок СУ-100 как одна из самых удачных и известных боевых машин времен Великой Отечественной по праву заняла место на постаменте около этого завода.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ СУ-100

Производство самоходки СУ-100 не прекращалось до 1947 г.. и позже эта машина еще долго состояла на вооружении Советской Армии. В 1960 г. была
проведена модернизация машины, в результате которой она получила усовершенствованный дизель В-2-34М, новые радиостанции, приборы ночного видения и новые опорные катки от Т-54. Возможно, некоторое количество СУ-100 находится в парках воинских частей и по сей день.

СУ-100 состояли на вооружении армий других стран Варшавского договора вплоть до 1980-х годов. Они поставлялись также в Албанию, Алжир, Анголу, Вьетнам, Кубу, КНДР. Производство СУ-100 по лицензии продолжалось в Чехословакии до 1952 г. Известно, что самоходки принимали участие а арабо-израильских войнах.

_______________________________________________________________________________________
Источник данных: автор Архипова М.А. "Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР"

Называют простое орудие установленное на колёсное или гусеничное самоходное шасси и предназначенное исключительно для стрельбы с закрытых позиций. Поэтому, если быть юридически точным, конструкция обозначенная как СУ-100 должна называться или штурмовым орудием или противотанковой самоходкой. Но не будем придираться к названиям а рассмотрим историю создания артиллерийской установки.

История создания СУ-100

В производстве уже находилась самоходная установка СУ-85. Её главной задачей была борьба с танком ТИГР. Дело в том что появление этого танка на поле боя вызвало панику среди командного состава нашей армии. Бороться с ним могла только 85 миллиметровая зенитная пушка и 57 миллиметровая противотанковая, которая на тот момент не выпускалась. Быстро поставить ствол от зенитной пушки в танк Т-34 не получилось. Для неё была нужна башня увеличенного размера, а знаменитая наклонная бортовая броня танка (которую всегда представляют как гениальное изобретение советских танкостроителей) не позволяла этого сделать. Ещё одним узким местом был станок, вернее его отсутствие, который бы смог нарезать зубчатый венец на башне увеличенного размера. Таких станков было всего два, не на заводе, а во всём Советском Союзе. Оба станка были то ли английские то ли американские (ещё один привет тем кто думает что мы сами выиграли войну) и были они полностью загружены изготовлением башен на танки серии ИОСИФ СТАЛИН. А вот в самоходную установку с коробчатой боевой рубкой ствол от зенитной пушки поставили без проблем. Но проблема с танком ТИГР решена была не полностью. Дело в том что бронебойный снаряд зенитного орудия пробивал бортовую броню тигра толщиной 82 миллиметра с дистанции 1500 метров. А лобовую броню толщиной сто миллиметров пробивал с дистанции тысяча метров. А вот бронебойный снаряд тигра калибром 88 миллиметров пробивал ВСЁ с дистанции полтора километра. Для особо дотошных объясняю. ВСЁ это (идём с низу в верх) не закалённая носовая балка толщиной 150 миллиметров, лобовая наклонная броня, маска пушки - это для Т-34 и для СУ-85. Для танка КВ ВСЁ это лобовая броня с экраном, общей толщиной сто пять миллиметров.
Поэтому захотелось чего нибудь более мощного. В своих публикациях о вооружении СУ-100 многие авторы так простенько заявляют - вышло решение создать танковую пушку с баллистикой морского орудия Б-34. Вы представляете что такое баллистика Б-34 (то есть 900 метров в секунду для калиберного снаряда) для сорок третьего года? Это чуть чуть полегче чем полёт на Луну сегодня. Морскому орудию проще там нет ограничений по весу, один ствол с затвором у Б-34 весил четыре тонны. Попытки создать сухопутный вариант сто миллиметровой пушки с высокой начальной скоростью в виде зенитного орудия тянулись примерно с тридцать третьего года. Ближе всех к успеху оказалась модель К-73. Так что вариантов было много но на СУ-100 поставили танковую пушку Д-10С девятого завода. Которая стала долгожителем и устанавливалась на многие модели танков но именовалась уже Д-10Т. Вес ствола с затвором составлял примерно полторы тоны. Затвор клиновой полуавтоматический. То есть при досылании снаряда клин затвора закрывается сам откидывая руку заряжающего. После выстрела он открывается выбрасывая гильзу. На улице здоровый человек может пятнадцать раз в минуту выстрелить из орудия с таким затвором. А вот в танке не более шести, а в среднем получается четыре выстрела. Всё зависит от того стоит танк или двигается и из какой укладки надо доставать снаряды.

Устройство СУ-100

Для создания новой самоходной установки применили корпус СУ-85 с минимальными изменениями. Главным отличием было наличие новой командирской башенки, которая выходила за габариты боевой рубки.

Сравнение двух самоходок, у новой по правому борту видна цилиндрическая командирская башенка.

Самоходная установка СУ-100 имела наклонное бронирование, выполненное из катанных броневых листов различной толщины. Лоб боевой рубки имел толщину 75 миллиметров у верхнего листа и 45 у нижнего. Верхний броневой лист имел наклон пятьдесят градусов а нижний пятьдесят пять. Борта корпуса и рубки собирались из броневых листов толщиной 45 миллиметров. Боковые поверхности рубки имели наклон двадцать градусов, а борта корпуса были вертикальными. И во всех бортах боевого отделения были сделаны дырки (назвать их отверстиями рука не поднимается) для стрельбы из пистолета. Внимательно рассматривайте фотографии эти дырки хорошо виды, хотя иногда они заткнуты броневыми пробками.



На фотографии хорошо видно что за счёт вентилятора выступающего за габариты двигателя сам двигатель поднят от пола корпуса на тридцать сантиметров сильно увеличивая этим и высоту и вес корпуса. В носовой части видна не закалённая носовая балка. В кормовой части бесит наклонная броня, если спереди она не сильно помогает то чего её на корму наклонную вешать? Туда прямо просится прямая броня (в верхней части) и треугольный бензобак литров на триста. А так его (бензобак) поставили в боевом отделении что бы при попадании у экипажа совсем шансов не было.

Обратите внимание - со стороны упитанного мужчины, выше и правее фары расположена горловина бензобака. С другой стороны, над люком механика-водителя, дырка для стрельбы из пистолета. В маске пушки находится отверстие для прицела.

Место механика-водителя находилось слева от орудия, командир самоходки располагался в башенке справа от орудия, сзади от него располагался заряжающий, а наводчик размещался позади механика-водителя слева от орудия. Для посадки и высадки экипажа в бронекорпусе самоходки имелись: люк в крыше командирской башенки и люк механика-водителя в верхней лобовой плите и люк в кормовой части крыши боевой рубки. Кроме этого, в правой части днища корпуса СУ-100 имелся десантный люк. Двустворчатый люк в передней левой части крыши боевого отделения служил для установки орудийной панорамы. Помимо этого, в лобовой плите над люком механика-водителя, а также в бортах и корме рубки имелись закрывавшиеся броневыми заглушками отверстия для стрельбы из личного оружия. То есть ещё на стадии проектирования прогнозировалось что боевая машина будет брошена пехотой на произвол судьбы. Вентиляция боевого отделения осуществлялась при помощи двух вентиляторов, установленных в крыше боевого отделения. Доступ к агрегатам двигателя и трансмиссии у СУ-100, как и танке Т-34, осуществлялся через люки в крыше моторно-трансмиссионного отделения и откидную верхнюю кормовую плиту.

Ходовая часть полностью взята от танка Т-34 со всеми его недостатками. Вес самоходки вырос до 31 тонны, а за счёт лобовой броневой плиты и длиной пушки был смещён вперёд. Поэтому пружины на древней подвеске свечного типа стали делать из более толстой проволоки. Длинное орудие затрудняло маневрирование, особенно на поле боя.



На фотографии хорошо видно, что хоть высота моторного отделения Т-34-85 и СУ-100 одинаковы, общая высота самоходки существенно меньше за счёт отсутствия башни.

Вооружение и боекомплект СУ-100

Самоходная установка вооружалась орудием Д-10 длинною пятьдесят шесть калибров. Начальная скорость фугасного снаряда весом 15.6 килограмм была 900 метров в секунду. Бронебойные калиберные снаряды из за большего веса развивали чуть меньшую скорость. Мощность снаряда составляла чуть более шести миллионов джоулей. Его удар не пробивал а проламывал броню высокой твёрдости, поэтому броня против снарядов крупных калибров делается более пластичной но соответственно менее твёрдой. Было отмечено новое явление, экипажи часто бросали танки не имеющие сквозных поражений. Оказалось что звук удара мощного снаряда об броню вызывает у экипажа состояние похожее на контузию.

Пушка крепилась в рамке, а сама рамка крепилась на лобовом листе. Угол поворота был весьма ограниченный. Двадцать градусов вверх, три вниз и шестнадцать в горизонтальной плоскости.



Боекомплект самоходки составлял тридцать три снаряда. Обратите внимание - остроголовый бронебойный снаряд (крайний слева) внешне выглядит намного тупее тупоголового (крайний справа). На этом внешнем несоответствии прокололись многие двоечники танковой школы. Остроголовый снаряд очень склонен к рикошету, но намного проще в производстве.









На фотографиях показаны послевоенные снаряды для пушек калибра сто миллиметров. Подкалиберный с отделяемым поддоном, не вращающийся, со стреловидными убойными элементами.

Самоходная артиллерийская установка СУ-100 в боях

Выпуск СУ-100 начался в конце сорок четвёртого года с темпом двести машин в месяц. И тут НЕОЖИДАННО выяснилось что бронебойные снаряды для пушки Д-10С не выпускаются (привет тем кто считает что при Сталине был порядок). Поэтому в бой самоходки вступили только ранней весной сорок пятого года. Главное своё сражение СУ-100 приняли в районе озера Балатон против лучших танковых германских дивизий. Из засад они действовали отлично, а вот открытый бой они проигрывали потому что броня не помогала и побеждал тот кто первый попадал. У немцев из плюсов были лучшая оптика и выучка расчёта при большей скорострельности - я уже писал что ТИГР являлся лучшей противотанковой самоходкой. У нас из минусов был малый угол поворота пушки.

Привет, танкисты!!! Давайте поговорим о советской ПТ-САУ 6-ого уровня: СУ-100.

История разработки

СУ-100 была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 - начале 1944 года как дальнейшее развитие СУ-85, ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на заводе Уралмаш в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951-1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа. Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно - в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю Основным оружием СУ-100 являлась 100-мм нарезная пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имевшая длину ствола в 56 калибров / 5608 мм. Орудие обеспечивало бронебойному снаряду начальную скорость в 897 м/с. Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8° (в игре у нас ±12°). Техническая скорострельность орудия составляла 4-6 выстрелов в минуту. В годы Великой Отечественной войны бронепробиваемость Д-10С позволяла ей поражать лобовую броню большинства германских танков и САУ. Д-10С оказалась способна пробивать лобовую броню «Тигра» и «Пантеры», включая верхнюю лобовую плиту последней, которая пробивалась на дистанции 1500 метров, превосходя расчётные возможности орудия. Бортовая броня немецких танков, даже на самых тяжёлых серийных образцах вертикальная или расположенная с незначительными углами наклона и не превышавшая 82 мм, как и лобовая броня основных массовых средних танков и САУ - Pz.Kpfw.IV и StuG.III/IV, пробивалась с расстояния 2000 метров и более, то есть практически на всех реальных дистанциях боя. Определённую проблему для 100-мм пушки представляла лишь лобовая броня танка «Тигр II» и выпущенных малыми сериями САУ «Фердинанд» и «Ягдтигр». Вместе с тем, как показали испытания обстрелом бронекорпуса трофейного «Тигра II», проведённые в Кубинке, попадание в лобовую броню 3-4 бронебойных или осколочно-фугасных 100-мм снарядов с дистанции 500-1000 метров приводило к образованию в ней трещин, сколов и разрушению сварных швов, приводивших в конечном итоге к выходу танка из строя. Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

(СУ-100 с орудием 100 мм Д-10С)

Прокачка

Характеристика орудий:

Орудие 85 мм Д-5С

13,3-13,6 Скорострельность (выстр/мин)
120/161/43 Средняя бронепробиваемость (мм)
160/160/280 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 85 мм Д-5С-85БМ

10-10,5 Скорострельность (выстр/мин)
144/194/44 Средняя бронепробиваемость (мм)
180/180/300 Средний урон (ед.)
0,34 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 100 мм Д-10С

8,45 Скорострельность (выстр/мин)
175/235/50 Средняя бронепробиваемость (мм)
230/230/330 Средний урон (ед.)
0,4 Разброс на 100 м (м)
2,3 Время сведения (сек)

Орудие 122 мм Д2-5С

4,69 Скорострельность (выстр/мин)
175/217/61 Средняя бронепробиваемость (мм)
390/390/465 Средний урон (ед.)
0,43 Разброс на 100 м (м)
2,9 Время сведения (сек)

Характеристика радиостанций:

Радиостанция 9Р

325 Дальность связи (м)

Радиостанция 9РМ

525 Дальность связи (м)

Характеристика двигателей:

Двигатель В-2-34

500 Мощность двигателя (л.с.)

Двигатель В-2-34М

520 Мощность двигателя (л.с.)
15% Вероятность пожара при попадании

Характеристика ходовых:

Ходовая СУ-100

37,4 Максимальная нагрузка (т)
34 Скорость поворота (град/сек)

Ходовая СУ-100-60

38,7 Максимальная нагрузка (т)
36 Скорость поворота (град/сек)

Основные ТТХ:

580 Прочность
50 Максимальная скорость (км/ч)
75/45/45 Бронирование корпуса (лоб/борт/корма в мм)
350 Обзор (м)

Любое орудие устанавливается на стоковую ходовую. Если Вы, катаясь на СУ-85, исследовали орудие 85 мм Д-5С-85БМ, то ездим с ним, если нет, то мучаемся со стоковым орудием и копим 16.500 звездочек на историческое орудие 100 мм Д-10С (это орудие является достойным представителем СУ-100, но об этом напишу ниже). Далее исследуем орудие 122 мм Д2-5С за 17.000 опыта. Ну и в конце топ двигатель, топ ходовую, ну и 85 мм Д-5С-85БМ (если не исследовано). Топ рация нам достается от СУ-85. Совету сразу исследовать СУ-152 и СУ-100М1 (даже если Ваша цель какая-то одна ветка советских ПТ-САУ, открытый танк 7-ого уровня никогда не помешает).

(орудия сверху вниз: 85 мм Д-5С, 85 мм Д-5С-85БМ, 100 мм Д-10С, 122 мм Д2-5С)

Экипаж и перки

Командир, наводчик, механик-водитель, заряжающий.
Первым перком командиру лампочку, остальным ремонт. Вторым командиру ремонт, остальным маскировку, а потом сбрасываем и берем всем боевое братство. Третьим качаем то, что изначально было вторым. Четвертым перком командиру радиоперехват, наводчику снайпера, мех-воду виртуоза, заряжающему бесконтактную бк.

Модули

Естественно ставим рога, досылатель и приводы\вентиляцию на выбор.

Танк в игре

СУ-100, как и его предшественник СУ-85, это классический пример ПТ-САУ. Никаких особенностей, позволяющих этой машине делать «необычные» вещи в бою, нету. И как играть на это технике, думаю, знает любой танкист имеющий от 1к боёв. Находим куст и работаем по чужому засвету. Естественно надо знать все кусты, где можно набить дамаг и принципы маскировки, что позволит Вам не получать ненужный урон (все это приходит с ростом боевого опыта). Запас прочности у СУ-100 - 580 единиц, поэтому помним о правиле «трех плюх». Вопреки броне верней лобовой детали в 75 мм. и наклона в 50 градусов, соуровневые танки пробивают нас без проблем. Если ставить корпус ромбом, увеличивая тем самым приведенную броню, можно избежать урона. НЛД имеет 45 мм. и наклон 55 градусов, т.е. туда нас пробью наверняка. Самое прочное место во лбу – стык бронелистов (120 мм.) и маска орудия (75 мм.). Ну и всем известный люк в ВЛД, где 65 мм., и куда нас пробивают все, кто попадет.

(взято из программы WOT Tank Viever)

(взято из программы WOT Tank Viever, люк)

Вся задняя часть танка – это двигатель и баки, если обстреливают бока или корму, то большая вероятность крита или пожара. Также частенько «радует» боеукладка, расположенная в передней части танка.
Но в этом разделе я хотел бы уделить больше внимание теме выбора орудия для СУ-100. Что лучше: 100 мм. историческое орудие или 122 мм.? Предупреждаю ярых фанатов этой ПТшки: все нижеизложенное чисто ИМХО. Начнем.

В итоге мы получаем, что 122 мм. орудие выиграло только по одному показателю: средний урон. Но без сомнения, этого хватит, чтобы переплюнуть все плюсы 100 мм. орудия. Представим ситуацию: стоите Вы шотный в кустах, а на Вас едет КВ-1С с 350 ХП, он Вас не видит. Если Вы выстрелите орудием 122 мм., то наверняка КВ-1Са шотните. С орудием 100 мм. Вам понадобиться второй выстрел, чтобы добить КВ-1Са, но КВ-1С к этому времени Вас засветит и добьет. Но стоит помнить, что респ врага не рядом с Вами, а на другой стороне карты, и пока он едет к Вам, Вы будете работать по нем с дальних и средних дистанций, стоя в кустах и оставаясь вне засвета. С ролью снайпера 100 мм. орудие справляется лучше. Пробития в 175 ед. ббшкой у обоих орудий хватает для 6-ого и 7-ого уровня, а вот если Вас забросит в 8 уровень, то пробить в лоб того же Lowe в НЛД с пробитием 217 мм., при условии, что тот стоит ромбом, очень сложно. А вот 235 вполне хватает, чтобы весь 8-й лвл наказывать. Опросив 20 своих друзей, ездивших на СУ-100, выяснил: 16 из них все бои проездили с 122 мм. орудием и ни о каком 100 мм. орудии даже слышать не хотели. А вот остальные 4 друга утверждали: «Все кто ездит с 122 мм. орудием – нубы». Лично я, откатав пару боев с топовым орудием заметил, что у меня резко упал средний дамаг на танке, и оставшиеся бои так и проездил с 100 мм. пушкой. Ну и, естественно, вывод: 122 мм. и 100 мм. орудие в равной степени хороши. Да, в какой-то конкретной игровой ситуации 122 мм. орудие проявит себя лучше, а в другой – наоборот. Но в целом выбор орудия должен зависеть от стиля игры. Для этого надо поиграть и с тем орудием, и с другим, а потом просто сравнить результаты. Где результаты лучше, там и Ваше орудие . Ну и на последок, по традиции, предлагаю Вам ознакомиться с данным ВОДом: