Стрелковое оружие войска польского. Польская кампания - танковая война (польские танки)

Польша стала первым объектом нападения во В торой мировой войне.

Участие Польши во В торой мировой войне состояло из трёх компонентов:

Оборонительные военные действия против Германии 1 сентября - 6 октября 1939;

Боевые действия регулярных частей польской армии в Западной Европе, Северной Африке, Южной Европе, Восточной Европе (1939-1945);

Борьба в условиях оккупации (1939-1945).

Сентябрь – октябрь 1939

Планы и силы сторон

В географическом и военном отношении у Германии имелись все предпосылки для быстрой победы над Польшей. Германские земли - Восточная Пруссия, Померания и Силезия окружали большую часть Польши с севера и запада. Распад Чехословакии расширил районы стратегического развёртывания германских вооружённых сил, позволив использовать Словакию, дружественную Германии.

Немецкая группа армий «Юг» (генерал-полковник фон Рундштедт ) состояла из 8-й, 10-й и 14-й армий. Она должна была наступать из Силезии в общем направлении на Варшаву (10-я армия - 2 танковые, 8 пехотных, 3 лёгкие дивизии, генерал-полковник фон Райхенау ). 14-я армия (2 танковые, 6 пехотных, 1 лёгкая, 1 горная дивизии, генерал-полковник Лист) - в направлении на Краков, её должны были поддерживать вооружённые силы Словакии. 8-я армия (4 пехотные дивизии, 1 полк войск СС, генерал-полковник Бласковиц ) имела целью Лодзь.

Немецкая группа армий «Север» (генерал-полковник фон Бок) состояла из 3-й армии (1 танковая, 5 пехотных дивизий, генерал-полковник фон Кюхлер ) и 4-й армии (1 танковая, 2 моторизованные, 6 пехотных дивизий, генерал-полковник фон Клюге ). Её цель - одновременным ударом из Восточной Пруссии и Померании разгромить польские силы в районе северной Вислы.

Всего для войны против Польши были развёрнуты 44 немецкие дивизии (в том числе 6 танковых и 2 моторизованных), 1-й воздушный флот (генерал авиации Кессельринг ) и 4-й воздушный флот (генерал авиации Лёр) - всего около 2 тысяч самолётов.

Главнокомандующим польскими силами был маршал Рыдз-Смиглы . Его план - оборонять западную границу Польши и вести наступательные действия в Восточной Пруссии.

На границе с Восточной Пруссией были размещены армия «Модлин » (4 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады, а также в районе Сувалки - 2 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады). В Польском коридоре - армия «Поморье» (6 пехотных дивизий).

Против Померании - армия «Лодзь» (4 пехотные дивизии и 2 кавалерийские бригады).

Против Силезии - армия «Краков» (6 пехотных дивизий, 1 кавалерийская и 1 моторизованная бригады).

За армиями «Краков» и «Лодзь» - армия «Пруссия» (6 пехотных дивизий и 1 кавалерийская бригада).

Южную границу Польши должна была оборонять армия «Карпаты» (из резервных соединений).

Резервы - 3 пехотные дивизии и 1 кавалерийская бригада - у Вислы в районе Варшавы и Люблина.

Всего в составе польских вооружённых сил было 39 пехотных дивизий, 2 моторизованные бригады, 11 кавалерийских бригад, 3 горные бригады.

Боевые действия

1 сентября 1939 года, в 4:45 утра, немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн » начал обстрел польского форпоста Вестерплятте . Там дислоцировалась одна польская охранная рота, и её недельная оборона стала символом сопротивления Польши.

Однако уже в первые три дня кампании польские вооружённые силы проиграли несколько сражений в приграничных областях. Немецкие моторизованные части прорвали оборонительные позиции польских армий «Лодзь» и «Краков».

В результате ударов немецкой авиации польская армия «Модлин » была дезорганизована и стала хаотически отступать на восточный берег Вислы. Армия «Лодзь» не смогла удержать позиции на реках Варта и Видавка . Положение армий «Пруссия» и «Краков» также стало критическим.

6 сентября польское верховное командование приказало армиям «Поморье», «Познань», «Лодзь» и «Пруссия» отступить на позиции у Вислы.

8 сентября немецкие танки подошли к Варшаве. В этот же день маршал Рыдз-Смиглы приказал всем польским войскам по возможности отходить на восток, чтобы установить оборону против немцев возле границы с Румынией. Маршал надеялся, что в этом лесном регионе, в условиях наступающей осени, быстрое продвижение немецких моторизованных частей замедлится. Кроме того, маршал надеялся, что через Румынию пойдут поставки вооружений от западных союзников.

10 сентября польские армии «Познань» и «Поморье», под командованием генерала Кутржебы , начали контрнаступление с рубежа реки Бзура . Первоначально это имело успех для поляков, но уже 12 сентября немцы вновь перешли в наступление и нанесли полякам тяжёлые потери. Войска Кутржебы пытались отступить к Варшаве, но были окружены немцами. В ночь на 17 сентября остатки армии «Познань» попытались прорваться через позиции немцев, но лишь немногим удалось достичь Варшавы и Модлина .

12 сентября немецкие войска достигли Львова. 14 сентября начались бои в Брестской крепости (немцы взяли эту крепость 17 сентября). 16 сентября польские силы были окружены в районе Люблина.

На рассвете 17 сентября войска СССР пересекли восточную границу Польши. Маршал Рыдз-Смиглы приказал польским войскам, располагавшимся на границе с СССР (17 пехотных батальонов и 6 кавалерийских эскадронов) отходить к границе с Румынией, не вступая в бои с Красной Армией, кроме случаев нападения с её стороны. Вопреки этому приказу, оборона Гродно длилась до 22 сентября, Львова до 23 сентября.

18 сентября президент, правительство и главнокомандующий вооружёнными силами покинули территорию Польши. Тем не менее, бои продолжались.

Гарнизон Варшавы прекратил сопротивление 28 сентября, после сильных авиаударов и артобстрелов. 29 сентября прекратились бои в Модлине . 2 октября прекратилось сопротивление поляков на полуострове Хель . 6 октября завершились бои, которые вела против немцев оперативная группа «Полесье».

В ходе этой кампании поляки потеряли убитыми около 70 тысяч человек, немцы - около 14 тысяч убитыми.

Однако Польша не капитулировала, её правительство и часть вооружённых сил продолжили свою службу в изгнании.

Польские вооружённые силы в изгнании

Польские части во Франции и Норвегии

Польские воинские части во Франции начали формироваться после подписания 21 сентября 1939 года франко-польского протокола.

Главнокомандующим польскими силами во Франции стал генерал Владислав Сикорский. В конце 1939 года были сформированы польские 1-я и 2-я пехотные дивизии.

В феврале 1940 года была сформирована отдельная горная стрелковая бригада (командир - генерал Зигмунт Бохуш-Шышко ). Эта бригада была включена в состав англо-французских экспедиционных сил, намеченных к отправке в Финляндию для войны против СССР. Однако 12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был заключён мир, и бригада была отправлена в начале мая 1940 года в составе экспедиционного англо-французского корпуса в Норвегию для войны против немцев.

Там польская бригада успешно штурмовала занятые немцами посёлки Анкенес и Ниборг , немцы были оттеснены к шведской границе. Однако из-за наступления немцев во Франции силы союзников, включая поляков, покинули Норвегию.

В то время, когда отдельная горная стрелковая бригада была отправлена в Норвегию, польская 1-я пехотная дивизия (3 мая 1940 переименованная в 1-ю гренадерскую дивизию) под командованием генерала Бронислава Духа была отправлена на фронт в Лотарингию. 16 июня польская дивизия была почти окружена немцами и получила приказ французского командования отступить. 19 июня генерал Сикорский приказал дивизии отступать на юг Франции или , если удастся, в Швейцарию. Однако этот приказ было трудно выполнить, и потому достичь юга Франции удалось только 2 тысячам поляков, в Швейцарию ушли около тысячи. Точные потери дивизии неизвестны до сих пор, но было убито не менее тысячи поляков , ещё не менее 3 тысяч ранено.

В Лотарингии также сражалась польская 2-я пехотная дивизия (переименованная во 2-ю стрелковую дивизию) под командованием генерала Пругар-Кетлинга . 15 и 16 июня эта дивизия прикрывала отход французского 45-го корпуса к швейцарской границе. Поляки перешли в Швейцарию 20 июня и были интернированы там до конца В торой мировой войны.

Помимо пехоты, в польских вооружённых силах во Франции была 10-я броне-кавалерийская бригада под командованием генерала Станислава Мачека . Она была размещена на фронте в Шампани. С 13 июня бригада прикрывала отход двух французских дивизий. Затем по приказу бригада отступила, но 17 июня была окружена. Сумев прорваться через немецкие линии, бригада затем была эвакуирована в Британию.

Кроме вышеупомянутых польских частей, в боевых действиях во Франции участвовали несколько польских противотанковых рот, приданных французским пехотным дивизиям.

Польские 3-я и 4-я пехотные дивизии в июне 1940 были в стадии формирования и не успели принять участие в боях. Всего в конце июня 1940 польские вооружённые силы во Франции насчитывали около 85 тысяч.

Когда поражение Франции стало очевидным, главнокомандующий польскими силами решил эвакуировать их в Британию. 18 июня 1940 генерал Сикорский вылетел в Англию. На встрече в Лондоне он заверил британского премьер-министра Уинстона Черчилля, что польские войска не собираются сдаваться немцам и хотят воевать до полной победы. Черчилль распорядился об организации эвакуации польских войск в Шотландию.

В то время, когда Сикорский был в Англии, его заместитель генерал Соснковский попросил французского генерала Денена помочь эвакуироваться полякам. Француз ответил, что «полякам нужно самим нанимать суда для эвакуации, и платить за это надо золотом» . Он также предложил, чтобы польские войска сдались в плен немцам, как и французские.

В итоге эвакуироваться в Британию удалось 17 тысячам польских солдат и офицеров.

Польские части в Сирии, Египте и Ливии

В апреле 1940 в Сирии была сформирована польская Карпатская стрелковая бригада под командованием полковника Станислава Копаньского (из бежавших через Румынию польских солдат и офицеров).

После сдачи французских войск в Сирии немцам, французское командование приказало сдаться в немецкий плен и полякам, однако полковник Копаньский не подчинился этому приказу и увёл польскую бригаду в британскую Палестину.

В октябре 1940 бригада была передислоцирована в Египет.

В октябре 1941 польская Карпатская бригада была высажена в осаждённом немцами ливийском городке Тобрук , чтобы помочь оборонявшейся там 9-й австралийской пехотной дивизии. В декабре 1941 союзные войска ударили по немецким и итальянским войскам, 10 декабря осада Тобрука была прекращена. 14-17 декабря 1941 польская бригада участвовала в сражении в районе Газалы (в Ливии). Из 5 тысяч бойцов поляки потеряли убитыми и ранеными более 600.

Польские части в Британии

В августе 1940 британский премьер-министр Черчилль подписал польско-британское военное соглашение, позволявшее польским войскам дислоцироваться в Британии. Польские вооружённые силы в Британии получили такой же статус, как и войска стран Британского содружества, и получили право на формирование новых польских частей.

К концу августа 1940 польские сухопутные силы в Британии состояли из 5 стрелковых бригад (3 из них были укомплектованы практически только командным составом, из-за недостатка рядовых).

28 сентября 1940 польский главнокомандующий генерал Сикорский отдал приказ о формировании 1-го польского корпуса.

В октябре 1941 4-я стрелковая бригада была переформирована в 1-ю отдельную парашютную бригаду (под командованием полковника Сосновского ). В феврале 1942 началось формирование польской 1-й танковой дивизии (под командованием генерала Мачека ).

После гибели генерала Сикорского в 1943 году, главнокомандующим польскими войсками стал генерал Соснковский .

Польские части в СССР (1941-1942)

30 июля 1941 года генерал Сикорский и советский посол в Лондоне Майский подписали польско-советское соглашение о совместных боевых действиях против Германии.

4 августа 1941 польский генерал Владислав Андерс, назначенный Сикорским командующим польскими войсками в СССР, был выпущен советскими властями из заключения в Лубянской тюрьме.

12 августа 1941 президиум верховного совета СССР своим декретом объявил амнистию для всех граждан Польши, находившихся в заключении в СССР.

СССР дал согласие на формирование частей польских вооружённых сил - 2 дивизий общей численностью 25 тысяч. Затем по требованию Сикорского численные ограничения были сняты. К ноябрю 1941 численность поляков, собранных в учебных лагерях, достигла 44 тысяч.

3 декабря 1941 генерал Сикорский, прилетевший в СССР, встретился в Кремле со Сталиным. В итоге их переговоров численность польской армии в СССР была установлена в 96 тысяч, и было получено разрешение эвакуировать 25 тысяч поляков за пределы СССР.

В марте 1942 начальник тыла Красной Армии генерал Хрулёв информировал генерала Андерса, что польская армия в СССР будет получать только 26 тысяч пищевых рационов в день. Андерс на встрече со Сталиным добился получения 44 тысяч пищевых рационов в день и разрешение эвакуировать польских военнослужащих из СССР.

К апрелю 1942 в Красноводск дл я эвакуации в Иран было переправлено 33 тысячи поляков-военнослужащих, а также почти 11 тысяч гражданских поляков, в том числе 3 тысячи детей.

Второй этап эвакуации поляков из СССР состоялся в августе 1942.

Всего из СССР было эвакуировано 78,6 тысяч военных и 38 тысяч гражданских поляков.

Польские части на Ближнем Востоке

В сентябре 1942 польские части, эвакуированные из СССР, были дислоцированы в северном Ираке. Они были сведены в 3 пехотные дивизии и 1 танковую бригаду, образовавшие 2-й польский корпус. В июле 1943 корпус был передислоцирован в Палестину.

7 декабря 1943 британское командование приняло решение отправить 2-й польский корпус в Италию.

Польские части в Италии

24 марта 1944 командующий 2-м польским корпусом генерал Андерс получил приказ от британского командования прорвать немецкие позиции в районе Монте-Кассино , взять штурмом монастырь и занять городок Пьедимонте и тем самым расчистить дорогу на Рим. К этому моменту союзные войска трижды безуспешно штурмовали Монте-Кассино .

В апреле 1944 2-й польский корпус состоял из 3-й Карпатской стрелковой дивизии (командир - генерал Дух), 5-й Кресовой пехотной дивизии (генерал Сулик ), 2-й танковой бригады (генерал Раковский) и 2-й артиллерийской группы. Численность корпуса - 46 тысяч солдат и офицеров.

4-е сражение за Монте-Кассино началось 11 мая. После ожесточённых боёв с оборонявшимися немецкими 1-й парашютной и 5-й горной дивизиями, утром 18 мая поляки взяли монастырь и подняли над ним полковое знамя 12-го Подольского уланского полка и флаг Польши (позже по приказу генерала Андерса был водружён и британский флаг).

Утром 19 мая был очищен от немецких войск весь массив Монте-Кассино . Победа поляков обеспечила 13-му британскому корпусу проход в долину Лири .

25 мая канадские, британские и польские части прорвали немецкую «Линию Гитлера».

Всего за время сражения в районе Монте-Кассино 2-й польский корпус потерял тысячу человек убитыми и 3 тысячи ранеными.

После короткого отдыха генерал Андерс получил приказ двинуть польский корпус по Адриатическому побережью, чтобы захватить портовый город Анкону .

Тяжёлые бои на этом направлении начались 21 июня. 17 июля поляки начали штурм Анконы . 18 июля 2-я танковая бригада отрезала Анкону на северо-западе, затем Карпатский уланский полк вошёл в город. Порт, как требовалось командованием, был взят неповреждённым. В сражении за Анкону поляки потеряли более 600 убитыми и почти 2 тысячи ранеными. Взятие порта позволило британской 8-й армии продолжить наступление на Болонью.

Затем польский корпус получил приказ прорвать немецкую «Готскую линию», что было выполнено в августе 1944.

К концу 1944 2-й польский корпус был усилен двумя пехотными бригадами, 2-я танковая бригада была переформирована во 2-ю Варшавскую танковую дивизию.

В январе 1945 американский командующий 15-й группой армий, генерал Кларк, приказал союзным частям готовиться к последнему наступлению в Италии. Поскольку генерал Андерс был назначен на пост верховного командующего польскими вооружёнными силами, командующим 2-го польского корпуса стал генерал Бохуш-Шышко .

Наступление началось 9 апреля 1945. 21 апреля поляки взяли штурмом Болонью, потеряв более 200 убитыми и более 1200 ранеными.

Польские части в Нормандии, Бельгии и Голландии

1-я танковая дивизия

Польская 1-я танковая дивизия под командованием генерала Станислава Мачека была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав канадского 2-го корпуса канадской 1-й армии.

Главной боевой задачей канадского корпуса в августе 1944 был захват района вокруг города Фалез и соединение с американскими частями, наступавшими от Аржантана .

В ходе Фалезского сражения польская 1-я танковая дивизия способствовала союзным войскам окружить значительные силы немцев (сама дивизия взяла в плен более 5 тысяч немцев). Потери поляков составили более 400 убитыми и 1 тысяча ранеными.

В конце августа 1944 польская дивизия наступала, с тяжёлыми боями, на восток. 6 сентября поляки прошли франко-бельгийскую границу и взяли город Ипр. Затем поляки взяли города Тилт , Гент, Локерен , Сент-Николас .

16 сентября поляки пересекли бельгийско-голландскую границу. Генерал Мачек получил приказ взять Антверпен. Задача была выполнена, но затем польская дивизия три недели вела бои против перешедших в контрнаступление немцев. Затем, в октябре, поляки продвинулись в Голландию и взяли город Бреда (городской совет Бреды объявил всех бойцов польской дивизии почётными гражданами города, и после окончания В торой мировой войны многие ветераны польской 1-й танковой дивизии поселились там).

8 ноября 1944 поляки достигли берега реки Маас. Там продвижение прекратилось - до 14 апреля 1945, когда польская дивизия после пятидневных боёв прорвала оборону немцев и вошла на территорию Германии. 6 мая 1945 поляки захватили немецкую военно-морскую базу в Вильгельмсхафене .

1-я отдельная парашютная дивизия

17 сентября 1944 союзники начали операцию «Маркет Гарден » - высадку воздушного десанта в Голландии.

18 сентября на северный берег Рейна была десантирована часть польской 1-й парашютной бригады, чтобы помочь осаждённой в Арнеме британской 1-й воздушно-десантной дивизии. Однако из-за плохих погодных условий удалось десантировать лишь немногим более 1 тысячи польских парашютистов. Остальная часть бригады была десантирована 23 сентября, но в 30 км от первого десанта. Лишь небольшой части поляков удалось соединиться с британцами.

В целом эта операция союзников была неудачной. Поляки потеряли там более 200 погибшими и пропавшими и более 200 ранеными.

Польский флот за рубежом

Польские военно-морские силы продолжили воевать на западе после сентября 1939, поскольку еще до начала В торой мировой войны 3 (из четырёх) польских эсминца - «Блискавица », «Гром» и «Бужа» - были направлены в Британию. После начала войны 2 (из пяти) польские подлодки прорвались из Балтики в Британию - «Вильк » и «Оржел ».

Сотрудничество между польскими военно-морскими силами и британским флотом было установлено военно-морским соглашением от ноября 1939. Вскоре после этого военно-морские силы Польши арендовали у Британии несколько кораблей - 2 крейсера («Дракон» и «Конрад»), 6 эсминцев «Гарланд », «Пиорун », «Краковяк», «Куявяк », «Шлензак », «Оркан ») и 3 подлодки («Сокол», «Ястшемб », «Дзик »).

Подлодка «Оржел » в апреле 1940 потопила немецкий транспорт «Рио де Жанейро », участвовавший в высадке немецких войск в Норвегии.

Эсминец «Пиорун », совместно с флотилией британских эсминцев, участвовал в 1941 в преследовании немецкого линкора «Бисмарк».

В 1942 эсминец «Шлензак » оказывал артиллерийскую поддержку высадке канадско-британского десанта в Дьеппе .

Подлодки «Сокол» и «Дзик » действовали в Средиземном море и получили прозвище «Страшные близнецы».

Польские военные корабли обеспечивали высадки войск союзников в Нарвикской операции (1940), в Северо-Африканской (1942), в Сицилийской (1943) и Итальянской (1943). Они также эскортировали караваны союзников, доставлявшие вооружение, продовольствие и другие материалы в СССР.

Всего польские военные моряки потопили несколько военных кораблей противника (немецких и итальянских), в том числе 2 немецкие подводные лодки, сбили около 20 самолётов и потопили около 40 транспортных судов.

Около 400 (из общей численности около 4 тысяч) польских военных моряков погибло. Большинство оставшихся в живых по окончании В торой мировой войны остались жить на Западе.

Польская авиация за рубежом

После сентябрьской кампании 1939 года, многие польские военные лётчики постарались перебраться во Францию. В ходе обороны Франции польские пилоты сбили около 50 немецких самолётов, 13 поляков-лётчиков погибли.

Затем польские лётчики переправились в Британию. В битве за Британию (июль-октябрь 1940) участвовали 145 польских пилотов истребителей. Были сформированы 2 польские эскадрильи в составе британских ВВС (302-я и 303-я, поляки также служили в других британских эскадрильях).

Польские пилоты достигли больших успехов - 303-я эскадрилья стала одной из самых результативных среди британских ВВС, сбив 125 немецких самолётов. Всего в ходе битвы за Британию поляки сбили 201 вражеский самолёт.

Летом 1940 были сформированы 2 польские бомбардировочные эскадрильи, вскоре общее число польских эскадрилий в Британии достигло 15: из них 10 истребительных, 4 бомбардировочных и 1 эскадрилья наведения артиллерии.

Группа польских лётчиков воевала в Северной Африке в 1943 (так называемый «Цирк Скальского »).

Польские лётчики бомбили Германию (15 килотонн бомб), в том числе Берлин, Рур и Гамбург, и сбрасывали вооружение и боеприпасы для партизан в Польше (426 вылетов) и других стран (909 вылетов).

Всего за время войны польские лётчики совершили из Британии 73,5 тысячи боевых вылетов. Они сбили 760 немецких самолётов и 190 ракет Фау-1, потопили 2 подводные лодки.

Самыми результативными из польских пилотов были Станислав Скальский , Витольд Урбанович, Евгениуш Хорбачевский и Болеслав Гладыш, сбившие по 15 и более вражеских самолётов каждый.

Потери польских ВВС составили до 2 тысяч погибшими. После окончания В торой мировой войны большая часть польского лётно-технического персонала (всего в мае 1945 было более 14 тысяч) осталась жить на Западе.

Борьба в оккупированной Польше

Сопротивление поляков началось уже с первых дней немецкой оккупации. Возникли «Тайная боевая организация», «Польская организация борьбы за свободу», «Организация Белого Орла». Несколько частей регулярной польской армии стали вести партизанскую войну. Самые значительные из них - отряд майора Хенрика Добжаньского в районе Кельце и отряд подполковника Ежи Дабровского в районе Августова .

Позже подпольной Народной партией были созданы Народные батальоны и Народная военная организация. Народные батальоны нападали на экономические объекты в оккупированной Польше, уничтожали административный аппарат немцев, устраивали засады на дорогах. Максимальная численность бойцов Народных батальонов достигала 100 тысяч.

В феврале 1942 генерал Сикорский сделал распоряжение о создании Армии Крайовой , под командованием генерала Ровецкого . Предполагалось, что в АК войдут НБ и НВО, но частичное объединение с ними осуществилось лишь в 1943 году.

Активные действия АК начались с 1943 года. АК устраивала диверсии на железных дорогах, передала западным союзникам информацию о немецком ракетном полигоне Пенемюнде (в результате союзники разбомбили полигон), освободили заключённых из тюрьмы в Варшаве, убивали высокопоставленных немцев, в том числе убили немецкого генерала Кучеру.

Крупнейшей военной акцией АК стало Варшавское восстание в 1944 году.

Восстание началось 1 августа 1944 года. АК располагало в районе Варшавы примерно 50 тыс. бойцов, однако из-за трудностей с мобилизацией в начале восстания участвовало около 25 тысяч, из которых имели оружие около 10 %. К началу восстания немецкий гарнизон в Варшаве насчитывал около 20 тысяч. С 4 августа немецкие силы в Варшаве были увеличены до 50 тысяч, за счёт частей немецкой 9-й армии, занимавшей оборону на востоке от Варшавы, а также русской дивизии войск СС, казачьих и азербайджанских частей Ост-труппен . Командовал немецкими силами в Варшаве обергруппенфюрер СС Эрих фон дем Бах.

Повстанцы сумели захватить ряд немецких объектов в Варшаве и некоторые районы города. Однако немцы удержали свои казармы и контроль над транспортными узлами. С 5 августа немцы стали отвоёвывать районы Варшавы. Вскоре повстанцы были изолированы в нескольких отдельных очагах (Старый Город, центр, Мокотов , Жолибож ).

К 30 сентября немцы подавили сопротивление во всех крупных очагах. Повстанцы потеряли убитыми 18 тысяч, ранеными 25 тысяч. Немецкие потери - 17 тысяч убитыми и 9 тысяч ранеными.

Польская армия, созданная в СССР (1943-1945)

В марте 1943 года Сталин решил создать новую польскую армию для последующего установления в Польше просоветского режима. В мае 1943 Сталин назначил командующим этой польской армией (в составе одной пехотной дивизии) отставного (с июня 1939 года) подполковника Зигмунта Берлинга , а политическим комиссаром - Ванду Василевскую, которой Сталин присвоил звание полковника. (Берлинг был освобождён по амнистии в августе 1941 из советской тюрьмы, записался в польскую армию генерала Андерса, был назначен начальником штаба дивизии, но в 1942 дезертировал из польской армии и остался в СССР. Василевская, дочь министра довоенной Польши, после занятия Львова Красной армией в 1939 приняла советское гражданство, вступила в ВКП(б), была назначена членом Верховного совета СССР и стала советской писательницей.)

В июне 1943 польская пехотная дивизия имени Тадеуша Косцюшко была сформирована. 10 августа Сталин распорядился о формировании польского корпуса в составе 2 пехотных дивизий, танковой бригады, артиллерийской бригады, авиационного полка и корпусных частей. В тот же день Сталин присвоил Берлингу звание генерала и назначил его командующим польским корпусом.

1 сентября 1943 1-я польская пехотная дивизия была отправлена на фронт, в распоряжение советской 33-й армии. 7 сентября Берлинг получил приказ прорвать немецкую линию обороны. 10 октября его дивизия пошла на прорыв (против одного немецкого полка). Дивизия продвинулась на несколько километров , но на следующий день немцы отбросили её на исходные позиции. Часть личного состава дивизии (в основном из силезцев) перешла на сторону немцев. Так называемая «Битва за Ленино » стоила дивизии имени Косцюшко 510 убитыми и 765 пропавшими.

В январе 1944 польский корпус был отправлен в район Смоленска. 13 марта 1944 Сталин решил развернуть польский корпус в армию. Для этого корпус был передислоцирован на Украину, в Сумы. Там численность польской армии была доведена до 78 тысяч.

28 июля 1944 польская 1-я армия заняла боевые позиции на восточном берегу Вислы и получила приказ маршала Рокоссовского форсировать реку. В ночь на 1 августа это попыталась сделать 2-я польская дивизия. В итоге одна рота переправилась через Вислу, ещё одна рота смогла достичь одного из островков посреди реки. Все части, пытавшиеся форсировать Вислу, понесли тяжёлые потери.

Днём 1 августа через Вислу пытались переправиться 1-я и 2-я польские пехотные дивизии. В итоге 2-й полк 1-й дивизии был практически полностью уничтожен. 2 августа армия не пыталась наступать, поскольку все 9 попыток форсирования Вислы окончились неудачей. 3 августа попытки 2-й дивизии переправиться были остановлены немецкой артиллерией.

В середине сентября 1944 польская армия насчитывала около 60 тысяч. С 16 сентября возобновились попытки переправиться через Вислу. За 4 дня на западный берег удалось перебраться около 900 поляков. 19 сентября польский плацдарм был уничтожен немцами. 22 сентября маршал Рокоссовский приказал Берлингу прекратить попытки форсировать Вислу.

12 января 1945 началось новое советское наступление, в котором участвовала 1-я польская армия. 17 января были освобождены руины Варшавы.

В конце января 1945 польская армия (93 тысячи человек) дислоцировалась в Померании . В феврале она перешла в наступление. В феврале-марте 1945 польская армия вела тяжёлые бои с целью взятия города Кольберга (после включения в состав Польши переименованного в Колобжег ).

В апреле 1945 была организована 2-я польская армия под советским командованием - в основном из частей Армии Крайовой . Она была переброшена к реке Нейсе , которую форсировала 17 апреля. На следующий день немецкие войска под командованием фельдмаршала Шёрнера , шедшие на защиту Берлина, частично отбросили, частично окружили части 2-й польской армии.

13 апреля 1945 части 1-й польской армии достигли реки Одер. 20 апреля немецкие войска оставили позиции на западном берегу Одера и стали отступать на запад.

Литература:

The Poles on the Battlefronts of the Second World War. Warszawa , 2005.

Примечание: Я написал эту статью в декабре 2009 и опубликовал её в русской Википедии . Но поскольку там может править любой желающий (хоть с добрыми, хоть со злыми намерениями), решил опубликовать и на своём сайте, для сохранности.

Польские бронетанковые войска первыми во Второй мировой войне были вынуждены соперничать с немецкими панцерваффе - одним из основных инструментов стратегии блицкрига. Сражения в ходе сентябрьской кампании 1939 года показали, что в техническом плане легкие танки 7ТР вполне способны противостоять немецким «панцерам». Но соотношение численности германских и польских танков не оставило полякам никаких шансов.

Польские бронетанковые силы накануне Второй мировой войны

Уже в ходе Первой мировой войны стало понятно, что боевые столкновения XX века будут «войнами моторов» - как в воздухе, так и на земле. Однако это не значило, что все страны лихорадочно начали наполнять свои арсеналы боевыми аэропланами и танками. Проигравшим войну государствам новые военные машины не полагались по условиям мирных договоров, а у стран-победителей, особенно у Англии и Франции, на первый план выступила противоположная проблема – нужно было что-то делать с огромным числом построенных боевых машин, ставших ненужными в мирное время. Обе страны радикально сокращали свои огромные армии, созданные в военное время. У массовых английских «ромбов» и французских Renault FT в рамках этого сокращения было три пути: утилизация, консервация и экспорт. Неудивительно, что танковые войска многих стран мира «начинались» именно с этих боевых машин.

Справедливым это было и для армии Второй Речи Посполитой. В рамках поставок вооружения и военного снаряжения во время Советско-польской войны Польша получила от главных держав Антанты в том числе и танки. Впоследствии поляки закупали и производили несколько типов бронемашин, но даже к началу новой мировой войны в польской армии насчитывалось несколько десятков пращуров танков классической компоновки – Renault FT.

Желание Войска Польского иметь многочисленные танковые войска ограничивалось промышленными и экономическими возможностями государства. Потребности и возможности в итоге были уравновешены таким компромиссом: основными бронемашинами польской армии к 1939 году стали недорогие танкетки ТК-3 и TKS .

При этом, разумеется, поляки имели представление о том, что происходит в армиях сопредельных государств. То, что Германия, СССР и Чехословакия делали ставку на «полноценные» башенные танки, причём в большинстве случаев – с пушечным вооружением, вынудило и Польшу ввязаться в «гонку вооружений» на этом направлении. Закупка за границей небольших партий новых французских R-35 и английских «танковых бестселлеров» «Виккерс» Mk. Е в конце концов увенчалась созданием и производством отечественных лёгких танков 7ТР на базе «британца».

Укомплектованные разнообразными образцами техники, польские бронетанковые войска мирного времени включали в себя:

  • 10 бронебатальонов;
  • 11-й экспериментальный танковый батальон в учебном центре в Модлине;
  • 10-ю моторизованную кавалерийскую бригаду;
  • два отряда бронепоездов.

Довоенные польские бронебатальоны были крупными подразделениями со сложной структурой и разнородным вооружением. Непосредственно перед началом боевых действий в августе 1939 года поляки в рамках мероприятий по мобилизации армии провели в том числе и реструктуризацию своих бронетанковых войск. К началу войны семи танковым и четырём лёгким дивизиям вермахта Войско Польское могло противопоставить следующие силы:

  • 2 батальона лёгких танков, укомплектованных машинами 7ТР (по 49 танков в каждом);
  • 1 батальон лёгких танков, укомплектованный французскими R-35 (45 танков);
  • 3 отдельных роты лёгких танков (по 15 французских Renault FT);
  • 11 бронебатальонов (в составе – по 8 бронеавтомобилей и по 13 танкеток ТК-3 и TKS);
  • 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток ТК-3 и TKS);
  • 10 бронепоездов.

Кроме того, в составе двух моторизованных бригад (10-й кавалерийской и Варшавской бронемоторизованной) имелось по роте из 16 английских лёгких танков «Виккерс» Mk. Е и по две роты танкеток ТК-3/ТКS.

Принимая во внимание тот факт, что средних танков на вооружении польской армии не было вовсе, а также то, что по вооружению 7ТР превосходил немецкие лёгкие PzKpfw I и II, можно с некоторой долей условности утверждать, что лёгкий 7ТР на фоне многочисленных польских танкеток мог выполнять роль среднего танка.

«Виккерс шеститонный» и броневая афера

С 1926 года польское военное министерство поддерживало контакты с британской фирмой «Виккерс-Армстронг». Англичане предложили несколько моделей своих боевых машин (Mk.C и Mk.D), но полякам они не понравились. С мёртвой точки дело сдвинулось, когда фирма «Виккерс» построила танк Mk.E («Виккерс шеститонный»), которому суждено было стать одной из важнейших вех в истории мирового танкостроения. Причём с новым танком, который был создан в 1928 году, поляки начали знакомство ещё до его рождения: в январе 1927-го их делегации было показано новое перспективное шасси, а в августе 1927-го военные приняли предварительное решение о покупке 30 ещё не существующих танков.

Высокая цена новой британской машины вынудила поляков обратить внимание на французские танки «Рено» NC-27 , которые, в свою очередь, были очередной попыткой вдохнуть жизнь в стремительно устаревающий Renault FT. Попытка сэкономить не увенчалась успехом. 10 закупленных во Франции машин произвели на польских военных такое удручающее впечатление, что было окончательно решено вернуться к «Виккерсам». Ещё одной возможной альтернативой, вызывавшей живой интерес у поляков, был колёсно-гусеничный танк Кристи , но американский конструктор не сумел вовремя выполнить свои обязательства по поставке заказанной копии в Польшу.

Фирма «Виккерс» выпускала танки Mk.E в двух модификациях – однобашенной «В» со смешанным пушечно-пулемётным вооружением и двухбашенной «А», пулемётной. После испытаний прибывшего в Польшу образца в сентябре 1930-го года поляки приняли решение о приобретении 38 (в некоторых источниках указывается цифра 50) двухбашенных танков одновременно с лицензией на их дальнейшее производство.

Предназначенные для Польши танки «Виккерс» Mk.E модификации А в монтажном зале завода «Виккерс» в Ньюкасле. Танки доставлялись в Польшу без вооружения и уже на месте на них устанавливались пулемёты 7,92 мм wz. 25 «Готчкисс». Июнь 1932 года.
http://derela.pl/7tp.htm

Справедливости ради, следует отметить, что новое польское приобретение обладало существенными недостатками. Ещё в ходе предварительных испытаний в 1930 году оказалось, что слабым местом «британца» был бензиновый двигатель «Armstrong-Siddeley» мощностью в 90 л.с. с воздушным охлаждением. С его помощью танк мог двигаться с крейсерской скоростью в 22–25 км/ч, но на максимальной скорости в 37 км/ч через 10 минут мотор перегревался.

Вторым не менее важным недостатком было бронирование «Виккерса» (инцидент известен в Польше как «броневая афера»). По прибытии в Польшу заказанных танков оказалось, что их броня имеет более низкую стойкость, чем было указано в технических характеристиках. 13-мм лобовые бронеплиты в ходе испытаний были пробиты огнём крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта с расстояния в 350 метров, заявленного в ТХ. Скандал удалось уладить снижением стоимости танков партии – с первоначальных 3800 фунтов до 3165 фунтов за машину.

16 «Виккерсов» получили в одну из башен крупнокалиберный 13,2-мм пулемёт, а ещё 6 - короткоствольное 37-м орудие. Впоследствии часть английских танков (22 машины) была переоборудована в однобашенные, с 47-мм короткоствольным орудием в качестве основного вооружения и спаренным 7,92-мм пулемётом.

После советско-польской войны в СССР всерьёз считали, что Польша вынашивает агрессивные планы в отношении своего восточного соседа. Опасаясь способности Польши достичь превосходства в танках (впрочем, способности мнимой – промышленные и финансовые возможности Второй Речи Посполитой позволили ей построить всего менее 150 полноценных танков), Советский Союз внимательно следил за развитием польского танкового вооружения. Возможно, одним из следствий такого внимания стал «синхронный» интерес со стороны СССР к «Виккерсу» Mk.E и танку Кристи (по крайней мере, в польских источниках эти события подаются именно под таким углом). В итоге, танк Кристи стал «прародителем» нескольких тысяч советских танков БТ-2, БТ-5 и БТ-7 (и экспериментального польского 10ТР), а «Виккерс» - основой для тысяч Т-26 и 134 польских 7ТР.

Как уже отмечалось выше, вместе с партией «Виккерсов» английской сборки поляки приобрели и лицензию на их производство. Лицензия не распространялась на двигатель; впрочем, мотор с воздушным охлаждением был для танка явно неудачным. Для замены поляки выбрали швейцарский дизельный двигатель с водяным охлаждением Saurer мощностью 110 л.с., который уже производился в Польше по лицензии. В результате этого достаточно случайного выбора (просто Saurer оказался единственным двигателем, подходящим по размеру и мощности из производившихся в Польше в то время) 7ТР стал первым дизельным танком в Европе и одним из первых – в мире (после японских машин).

Использование дизельного двигателя в танкостроении, как известно, в конце концов стало общепринятым. Его преимуществами являются менее легковоспламеняющееся топливо, лучший крутящий момент и более низкое потребление топлива, что положительно сказывается на запасе хода. Что касается случая с 7ТР, то у швейцарского дизеля был и существенный недостаток: его габариты и водяные радиаторы потребовали расширить вверх моторное отделение, «горб» которого стал в итоге самым очевидным отличием польского танка от «Виккерса» и Т-26.

Со вторым недостатком британского танка – недостаточным бронированием – поляки тоже решили бороться, но в итоге обошлись полумерами: вместо 13-мм гомогенных бронелистов в лобовой проекции были установлены 17-мм поверхностно закалённые. Люк водителя имел толщину всего в 10 мм, борта – от 17 мм в передней части до 9 мм в задней. Задняя часть корпуса выполнялась из бронелистов толщиной 9 мм (6 мм в ранних сериях), при этом на машинах ранних серий в задней стенке силового отделения имелись вентиляционные отверстия-жалюзи для системы охлаждения. Двойные башенки имели круговое 13-мм бронирование. Разумеется, ни о какой «противоснарядности» не было и речи.

Новая машина, которая исходно приобрела название VAU 33 (Vickers-Armstrong-Ursus, или, по другой версии, - Vickers-Armstrong Ulepszony), получила укреплённую подвеску и новую трансмиссию. Танк оснащался четырёхступенчатой коробкой передач (плюс одна задняя передача). Уже на этом этапе его масса выросла до семи тонн, что и стало причиной переименования в 7ТР («семитонный польский», по аналогии с «Виккерсом шеститонным»).

Два прототипа 7ТР в двухбашенном варианте под названиями Smok (Дракон) и Słoń (Слон) были построены в 1934–35 годах. Оба они были изготовлены из мягкой неброневой стали и использовали часть купленных у фирмы «Виккерс» деталей.

В марте 1935 года была заказана первая серия двухбашенных 7ТР с пулемётным вооружением – для их оснащения использовались башни, снятые с переделываемых в однобашенные варианты «Виккерсов». Это решение было заведомо временным, так как с окончательным вариантом башни и пушки военные все ещё не определились. 47-мм английская пушка однобашенного «Виккерса» была отклонена, так как имела плохую бронепробиваемость. Англичане предложили новую шестиугольную башню с более мощной 47-мм орудием, но и это предложение поляки отвергли. А вот шведской компании «Бофорс», которая предложила создать новую башню на основе башен танков L-30 и L-10, они ответили согласием. Что и не удивительно – неплохая 37-мм шведская пушка той же фирмы «Бофорс» уже стояла на вооружении польской армии как стандартное противотанковое буксируемое орудие.

Шведская двухместная башня в Польше была подвергнута переделке. Она получила кормовую нишу для установки радиостанции и дополнительного боекомплекта, а также оптику польского производства, в том числе и перископ кругового обзора конструкции Рудольфа Гундлаха, патент на который был продан фирме «Виккерс», и впоследствии подобные перископы стали стандартными для танков союзников. Вспомогательным вооружением танка стал 7,92-мм пулемёт wz.30 с водяным охлаждением (в двухбашенном варианте вооружение состояло из двух таких пулемётов). С 1938 года в башнях танков командиров батальонов, рот и взводов устанавливались польские радиостанции N2/C. Всего до войны поляки успели произвести 38 этих радиостанций, из которых не все были установлены на танки. Башня танка 7ТР в однобашенном варианте имела толщину 15 мм со всех сторон и на маске пушки, 8–10 мм на крыше. Защитный кожух системы охлаждения пулемёта спереди имел толщину 18 мм, вокруг ствола – 8 мм.

Серийный 7ТР в однобашенном варианте имел массу в 9,9 тонн, в двухбашенном – 9,4 тонны. Максимальная скорость движения машины составляла 32 км/ч, запас хода – до 150 км по дороге, 130 км – по пересечённой местности (в советских источниках указываются цифры 195/130 км). Экипаж 7ТР состоял из трёх человек в обоих вариантах. Боекомплект 37-мм орудия составлял 80 снарядов.

Производство

Несмотря на расхождения в деталях, касающихся размеров партий и точных сроках их производства, в основном источники сходятся в оценке общего числа произведённых 7ТР. С учётом двух прототипов, было выпущено 134 танка этого типа. Финансовые возможности польского министерства обороны позволили ему закупать по одной роте танков в год. После первого заказа из 22 машин в 1935 году, в 1936-м было произведено 16. Такие черепашьи темпы (на 1937 год было заказано 18 7ТР) были явно недостаточными. Только благодаря продаже четырёх рот старых французских Renault FT республиканцам в Испанию (фиктивно их продали Китаю и Уругваю) стало возможным в 1937 году сделать большой дополнительный заказ на 49 новых танков. Но здесь уже желания военных сковывались производственными возможностями польских заводов, на сборочных линиях которых танки 7ТР вынуждены были «конкурировать» с артиллерийскими тягачами С7Р. В итоге тягачей польская промышленность успела произвести к началу войны больше, чем танков – около 150 штук.

Всего до начала Второй мировой войны и в её ходе (11 танков поступили в войска уже в сентябре 1939-го) было создано 132 серийных танка 7ТР, в том числе 108 в однобашенной и 24 – в двухбашенной модификациях (альтернативные цифры – 110 и 22).

Количество серийных танков 7ТР, произведённых по заказам:

Хотя интерес в приобретении 7ТР высказывали такие страны, как Швеция, Болгария, Турция, Эстония, Нидерланды, Югославия, Греция и, возможно, республиканская Испания, из-за ограниченных промышленных мощностей и приоритета поставок для своих вооружённых сил польские танки на экспорт не поставлялись.

Боевое применение и сравнение с однотипными машинами

Две роты танков 7ТР (всего 32 машины) были включены в состав оперативной группы «Силезия» и в октябре 1938 года участвовали во вторжении в Тешинскую Силезию – спорную с Чехословакией область, которая по условиям международного арбитража в июле 1920 года была присоединена к последней. Чехословакия, которая в это же время подверглась вторжению со стороны Германии в результате Мюнхенского сговора, не оказала никакого сопротивления полякам, поэтому участие 7ТР в конфликте носило скорее психологический характер.


Польский танк 7ТР из состава 3-го бронебатальона (танк 1-го взвода) преодолевает чехословацкие противотанковые укрепления в районе польско-чехословацкой границы.
waralbum.ru

В сентябре 1939 года польские танки достаточно успешно применялись против германских войск. По совокупности боевых характеристик они значительно превосходили немецкие танки PzKpfw I (что было ясно ещё из опыта применения этой «башенной танкетки» во время войны в Испании против советского Т-26, «двоюродного брата» 7ТР), немного - PzKpfw II и были вполне сопоставимы с PzKpfw III и чехословацкими LT vz.35 и LT vz.38, которые также использовались вермахтом. Оба лёгких танковых батальона, укомплектованных 7ТР, неплохо зарекомендовали себя в столкновениях с немецкими танковыми и лёгкими дивизиями, хотя, разумеется, в силу небольшого своего числа не смогли существенно повлиять на ход боевых действий.


LT vz.35 вермахата, подбитый польским 37-мм орудием (либо лафетным, либо танковым). Видно, что белый крест замазан грязью – немецкие танкисты таким образом пытались маскировать эти отличные маркёры для прицеливания http://derela.pl/7tp.htm

Например, 4 сентября две роты 2-го польского лёгкого танкового батальона участвовали в обороне на южной окраине Петркова-Трыбунальского, где уничтожили 2 бронеавтомобиля и 6 танков 1-й танковой дивизии вермахта, потеряв при этом один танк. На следующий день все три роты батальона пытались атаковать 4-ю танковую дивизию немцев, разгромив автомобильную колонну 12-го пехотного полка и уничтожив около 15 вражеских танков и боевых бронированных машин в ходе самого крупного танкового боя польской кампании. При этом потери польской стороны составили не менее 7 танков ТР. В связи с подавляющим превосходством немцев, в том числе и в танках, в дальнейшем польским частям пришлось отойти.


«Ломающая» стереотипы о польской кампании 1939 года фотография – польский танк 7ТР на фоне германской кавалерии
http://derela.pl/7tp.htm

Захваченные 7ТР использовались немцами во Франции (где их в 1944 году обнаружили американцы), а также в контрпартизанских операциях на территориях современных Польши, Литвы и Беларуси. Кроме того, два или три повреждённых 7ТР захватила в ходе вторжения в Польшу РККА. Из нескольких неисправных танков собрали один, который в октябре 1940 года в Кубинке был подвергнут испытаниям. Интерес у советских конструкторов вызвали дизельный двигатель, броневая защита маски орудия и пулемёта, а также перископ кругового обзора системы Гундлаха, конструктивные решения которого впоследствии использовались при производстве советских аналогов.

Боевые действия показали, что 7ТР имел примерно равные шансы на победу при боестолкновениях с немецкими (и чехословацкими) пушечными танками, находившимися на вооружении вермахта. Результаты танковых боёв в итоге зависели в основном от нетехнических факторов - таких, как внезапность, численное превосходство, подготовка отдельных экипажей, командирские навыки и слаженность подразделений (часть польских экипажей была укомплектована непосредственно перед началом войны военнослужащими запаса, не имевшими опыта управления бронетехникой). Ещё одним существенным фактором было более широкое применение радиосвязи в танковых войсках вермахта.

Определённый интерес может вызвать сравнение 7ТР с ещё одним участником событий сентября 1939 года - другим прямым «потомком» «Виккерса» Mk.Е советским Т-26. Последний был лучше вооружён (45-мм противотанковая пушка против 37-мм орудия у 7ТР). Вспомогательное вооружение польской машины состояло из одного пулемёта, на советской их было два. Приборы наблюдения и прицеливания лучшими были у 7ТР. Что касается двигателя, то если на польский танк ставился вышеупомянутый 110-сильный дизель, советский Т-26 обходился 90-сильным бензиновым мотором, а весил в некоторых модификациях даже больше польского аналога.

Литература:

  • Janusz Magnuski, Czołg lekki 7TP, «Militaria» Vol.1 No.5, 1996
  • Rajmund Szubański: «Polska broń pancerna 1939».
  • Игорь Мельников, Взлёт и падение 7ТР,
Французские танки Второй мировой войны
Танк "Рено" R-35 Танк "Гочкис" Н-35
Танк "Рено" Д-2 Танк "Сомуа" S 35
Танк "В1"

Танки Польши

Французские танки Второй мировой войны

Развитие бронетанковой техники во Франции оказалось под влиянием двух обстоятельств. Во-первых, сыграло свою роль то, что по окончании первой мировой войны французская армия имела в своем распоряжении самый большой танковый парк в мире. Одних только легких танков "Рено" было более 3000 тысяч единиц. По этой причине считалось нецелесообразным производить новые танки, достаточно было модернизировать имеющиеся. Это привело к тому, что за 17 лет, прошедших с конца войны, французской промышленностью было произведено только 280 танков.

Второе обстоятельство, сыгравшее важную роль в развитии танков и бронетехники Франции, заключалось в том, что французское верховное командование смотрело на танки с позиций 1918 г. Под влиянием этих устаревших взглядов французы медлили с созданием бронетанковых дивизий и было склонно применять танки небольшими группами. Ситуация начала меняться лишь в начале тридцатых годов, когда начальником генерального штаба Французских вооруженных сил стал генерал Л.М.Вейган. Согласно утвержденной им программе, предусматривалась моторизация пяти пехотных дивизий и пяти кавалерийских бригад и создание одной легкой механизированной дивизии. Развитием этой программы стал принятый в 1936 г. план строительства Вооруженных сил, который предусматривал создание 3 легких механизированных, 2 танковых дивизий и 50 отдельных танковых батальонов. Этот же план предусматривал создание и производство танков новых типов.

В итоге к началу второй мировой войны французская армия имела свыше 2000 танков, а к маю 1940 года их количество достигло 3500 единиц. В основном это были легкие танки "Рено" К35 и "Гочкис" Н35, средние Д2 и S35, тяжелые В1. Для французского танкостроения было характерно следующее:

  • вследствие доминирующей в течение многих лет концепции использования танков в основном для поддержки пехоты предпочтение отдавалось броневой защите, вооружение и подвижность танков были недостаточны;
  • широко применялись литые броневые детали, в том числе пол ностью литые корпуса (как на танке "Сомуа" S35) и башни;
  • в качестве силовых установок использовались бензиновые дви гатели со сравнительно малой мощностью;
  • сравнительно небольшие размеры башен, вследствие чего число находящихся в них членов экипа жа составляло 1-2 человека. Это ухудшало управление танком и затрудняло использование установленного в башне вооружения;
  • в силовых передачах использовались механические коробки передач и механизма поворота дифференциального типа. В ходовой части - балансирные подвески и металлические мелкозвенчатые гусеницы.

Оценивая танки Франции и другую бронетехнику этой страны, можно утверждать, что в количественном и качественном отношении они, как минимум, не уступали танкам вермахта. Печальная участь, постигшая французских танкистов, заключалась в основном в ошибках организационного плана: танки были "распылены" по пехотным дивизиям, из 3 легких механизированных дивизий удалось создать только 2, танковая дивизия находилась в состоянии формирования и не оказала влияния на ход войны. Поскольку из подвижных соединений французскому командованию удалось сформировать только легкие механизированные дивизии, представляется целесообразным рассмотреть их организацию.

В состав легкой механизированной дивизии входили разведывательный полк, одна стрелковая бригада в составе трех стрелковых батальонов и одного артиллерийского полка и одна танковая бригада. Стрелковые батальоны имели в качестве транспортных средств полугусеничные вездеходы и мотоциклы. В состав каждого батальона входило по 20 танков, предназначенных для поддержки стрелков на поле боя. Танковая бригада в составе трех батальонов имела более 160 танков. Хотя для того времени такая организация легкой механизированной дивизии была вполне приемлемой, принципы ее использования только в качестве тактического средства поддержки пехоты, оказывающей решающее влияние на исход сражения, были ошибочными.

Польские танки Второй мировой войны

Перед второй мировой войной тактические взгляды польского военного руководства находились под сильным влиянием французкой военной мысли. Это относится и ко взгядам на использование танков лишь в качестве средства поддержки пехоты и кавалерии. Особенностью армии Польши являлось преувеличенное значение, которое придавалось кавалерии. Кавалерийские отряды рассматривались как основная ударная сила армии, а подразделения танков и бронеавтомобилей были лишь составной частью этих бригад.

На 1 сентября 1939 года, то есть к моменту нападения Германии на Польшу, танковый парк Польши насчитывал 867 танков и танкеток, в том числе 50 "Рено" R35, 67 "Рено" FТ (модернизированные танки времен первой мировой войны), 38 "Виккерс" - 6 тонн, 135 танков польского производства 7ТР (на основе конструкции "Виккерс" - 6 тонн) и 577 танкеток ТК-3 и ТК-9, созданных в Польше по образцу английской танкетки "Карден-Лойд" Мк VI. Кроме того, имелось 100 бронеавтомобилей, из них 14 образца 1929 года и 86 образца 1934 года. Большая часть этой техники оценивалась как устаревшая.

Танковая промышленность Польши ко второй мировой войне не была развита до уровня, сопоставимого с уровнем развития этой промышленности в мировых державах, однако она была способна выпускать не только танкетки и бронеавтомобили, но и такие сложные боевые машины, как танк 7ТР. Хотя при этом речь шла о производстве техники по лицензиям, исходные конструкции, как правило, значительно изменялись польскими конструкторами, в них вносилось много новшеств, повышавших их боевую ценность.

Вооруженные силы Польши состояли из сухопутных войск и военно-морского флота. Согласно конституции 1935 г. верховным главнокомандующим являлся президент, но фактически вооруженные силы, как и вся власть в стране, после смерти Пилсудского находились в руках военного и политического диктатора, генерального инспектора вооруженных сил маршала Э. Рыдз-Смиглы.

Армия и флот комплектовались на основе закона о всеобщей воинской повинности, принятого 9 апреля 1938 г. По состоянию на 1 июня 1939 г. вооруженные силы Польши насчитывали 439 718 человек, из них в сухопутных войсках - 418 474, авиации - 12 170 и военно-морском флоте - 9074 человека.

В это число не входят части корпуса пограничной охраны. Пограничные войска состояли из полков и бригад. В мае 1939 г. они насчитывали 25 372 человека. Подсчитано на основании ежемесячных отчетов фактического состояния вооруженных сил Польши.

Численность обученных резервов достигала 1,5 млн. человек.

В социальном отношении польская армия в подавляющем большинстве (около 70 процентов) состояла из крестьян при незначительной прослойке рабочих. До 30-40 процентов составляли представители национальных меньшинств (украинцы, белорусы, литовцы и другие). Система комплектования вооруженных сил носила ярко выраженный классовый характер и призвана была сделать их послушным орудием в борьбе против революционного движения и в войне против Советского социалистического государства.

Правящие круги Польши в течение длительного времени воспитывали армию в духе враждебного отношения к Советскому Союзу и трудящимся самой Польши. Войска часто использовались для подавления революционных выступлений народных масс Польши, национально-освободительного движения белорусов, украинцев и литовцев. В отдельных гарнизонах имелись особые части, специально предназначенные для этих целей.

Польская буржуазия рассчитывала тщательно продуманной системой идеологической обработки личного состава обеспечить надежность своих вооруженных сил, оградить их от проникновения революционных идей и настроений.

Система обучения и воспитания солдат и офицеров была направлена на то, чтобы сгладить существующие противоречия между социальным составом армии и ее предназначением, изолировать солдат от народных масс, отвлечь их от политики, притупить классовое сознание и превратить в слепых исполнителей воли господствующих классов. Объявив армию вне политики, военное руководство запрещало солдатам и офицерам состоять в политических партиях, участвовать в митингах, на собраниях и в других общественно-политических мероприятиях и кампаниях. Реакционное правительство беспощадно преследовало военнослужащих за участие в революционном движении и настойчиво внушало им якобы установленную богом и религией необходимость защиты буржуазно-помещичьего строя Польши, слепого подчинения его законам.

Основной организующей силой польской армии являлся офицерский и унтер-офицерский состав. Офицерский корпус почти полностью подбирался из лиц, принадлежащих к господствующим и привилегированным слоям и классам. Руководящая роль в армии среди польского офицерства принадлежала пилсудчикам, преимущественно бывшим легионерам. В 1939 г. из 100 генералов 64 являлись легионерами, более 80 процентов должностей армейских инспекторов и командиров корпусных округов Выло укомплектовано приближенными Пилсудского. Важнейшие командные должности в армии занимали люди, военные познания которых не выходили за рамки опыта антисоветской войны 1920 г. Именно пилсудчики являлись наиболее откровенными носителями буржуазно-помещичьей идеологии и политики реакционного режима в армии.

Поскольку польская военная доктрина рассматривала будущую войну как преимущественно континентальную, главная роль в ней, а следовательно, и в строительстве вооруженных сил отводилась сухопутным войскам. В состав сухопутных войск входили пехота, кавалерия, корпус пограничной охраны, а также авиация.

Основу сухопутных сил составляли пехотные дивизии, распределявшиеся по корпусным округам. Пехотная дивизия состояла из трех пехотных полков, полка легкой и дивизиона тяжелой артиллерии, подразделений обеспечения и обслуживания. В ней насчитывалось до 16 тыс. человек. По сравнению с немецкой пехотной дивизией она не имела достаточного количества артиллерии (42-48 орудий и 18-20 минометов в основном устаревших конструкций). В дивизии было 27 37-мм противотанковых орудий, значительно меньше, чем в немецкой дивизии. Слабой была и противовоздушная оборона - всего четыре 40-мм зенитных орудия.

Польская военная теория рассматривала кавалерию как основное маневренное средство для достижения решительных целей. Кавалерия должна была восполнить отсутствие в армии технических подвижных средств. Именно на нее, "королеву армии", возлагалась задача сломить волю противника к сопротивлению, парализовать его психологически, ослабить дух.

Все кавалерийские формирования были сведены в 11 бригад; штатная численность каждой бригады составляла 3427 человек. В отличие от пехотных дивизий штаты кавалерийских бригад в военный период оставаясь почти такими же, как в мирное время. Ударная сила кавалерийской бригады была невелика: ее огневая мощь равнялась силе огневого залпа одного польского пехотного полка.

В состав бронетанковых войск входили: моторизованная бригада (сформированная в 1937 г.), три отдельных батальона легких танков, несколько отдельных разведывательных танковых и бронеавтомобильных рот, а также подразделения бронепоездов.

Моторизованная бригада состояла из двух полков, противотанкового и разведывательного дивизионов, а также подразделений обслуживания. В ней насчитывалось около 2800 человек. Бригада имела на вооружении 157 пулеметов, 34 орудия и миномета, 13 разведывательных танков. На время войны бригада усиливалась танковым батальоном из резерва главного командования и другими подразделениями.

Всего в польских вооруженных силах в июле 1939 г. насчитывалось 887 легких танков и танкеток, 100 бронеавтомобилей, 10 бронепоездов. Основная часть танкового парка по своим тактико-техническим данным была непригодна для эффективного использования в боевых условиях.

Военная авиация состояла из шести авиационных полков, двух отдельных воздухоплавательных батальонов и двух дивизионов морской авиации. Всего в воздушном флоте к началу войны было 824 боевых самолета всех типов, большинство из них по своим летно-техническим характеристикам уступали самолетам главных европейских государств. В 1939 г. на вооружение поступили бомбардировщики польского производства типа "Лось" с более высокими летными качествами, но к началу войны в войсках их было всего лишь 44.

Авиация предназначалась прежде всего для сопровождения пехоты и танков в бою и кавалерии в ее рейдах. Однако во всех случаях роль армейской авиации сводилась главным образом к неглубокой разведке противника, а в отдельных случаях - к бомбовым ударам по его войскам. Использование авиации для проведения самостоятельных операций фактически не предусматривалось. Возможности бомбардировочной авиации недооценивались, ей не уделялось должного внимания.

Военно-морские силы подразделялись на военный флот (корабельный состав) и береговую оборону. В их состав входили 4 эскадренных миноносца, 5 подводных лодок, минный заградитель, 6 тральщиков и 8 батальонов береговой обороны, имевших на вооружении 42 полевых и 26 зенитных орудий.

К выполнению задач в войне против фашистской Германии флот не был готов. В его составе недоставало судов для действий в прибрежных водах, отсутствовали эскортные корабли. В судостроении главное внимание уделялось строительству дорогостоящих тяжелых кораблей. Проблеме обороны баз с суши и воздуха польское командование не придавало большого значения.

Проведенный главным штабом в 1935-1936 гг. анализ боеспособности армии в сравнении с армиями СССР, Германии и Франции показал, что польские вооруженные силы находились на уровне 1914 г. и значительно отставали по всем основным показателям.

Разработанный в Польше план модернизации и развития армии, рассчитанный на шесть лет (1936-1942 гг.), предусматривал значительное укрепление основных видов вооруженных сил, расширение промышленной и сырьевой базы страны, строительство оборонительных сооружений и т.д. Однако отсутствие заранее установленной единой концепции развития и модернизации армии приводило в конечном счете к выполнению лишь отдельных мероприятий этого плана.

За первые три года реализации этого плана произошло лишь некоторое количественное изменение в вооружении и оснащении армии, однако пропорции родов войск остались прежними. Все виды вооружения и боевой техники, за исключением материальной части военно-морского флота, были в значительной степени изношенными, устаревшими. Не хватало самолетов, танков, полевой артиллерии и стрелкового вооружения.

Таким образом, численность и организационная структура армии, ее вооружение, система комплектования, обучения и воспитания личного состава не соответствовали требованиям подготовки страны к обороне в условиях надвигавшейся войны.

Накануне второй мировой войны наиболее агрессивная группировка империалистических государств (Германия, Италия, Япония) взяла на вооружение доктрину тотальной, "молниеносной" войны. Эта доктрина предусматривала мобилизацию всех ресурсов государства и нанесение внезапных молниеносных ударов по фронту и тылу противника с целью достижения победы в самое короткое время. На службу этой стратегии были поставлены заблаговременная милитаризация экономики и всей общественной жизни, использование внезапности вероломных нападений, звериная жестокость, установление в мире "нового порядка", колониальное рабство для побежденных.

Другая группировка капиталистических государств (Англия, Франция, США, Польша), располагавшая огромным экономическим потенциалом, руководствовалась военными доктринами, которые больше склонялись к стратегии истощения. Вследствие этого экономические и финансовые возможности Англии, Франции и США не были использованы для подготовки вооруженных сил в такой мере, как это было сделано в странах фашистского блока.

Немецко-фашистская военная машина оказалась подготовленной ко второй мировой войне значительно лучше. Гитлеровская армия, получившая высокую профессиональную выучку и имевшая опытный, тщательно подобранный командный состав, оснащенная новейшими по тому времени военной техникой и оружием, представляла смертельную угрозу для человечества.

В ходе боевых действий Второй мировой войны германские войска захватили в оккупированных странах значительное количество разнообразных бронированных машин, которые затем широко использовались в полевых войсках Вермахта, войсках СС и различного рода охранных и полицейских формированиях. При этом часть из них переделывалась и перевооружалась, а остальные применялись в оригинальном исполнении. Число принятых немцами на вооружение бронированных боевых машин иностранных марок колебалось по разным странам от единиц до нескольких сотен.

На 1 сентября 1939 года в польских бронетанковых войсках (Вгоп Pancerna) насчитывалось 219 танкеток ТК-3, 13 - TKF, 169 - TKS, 120 танков 7ТР, 45 - R35, 34 - Vickers Е, 45 - FT17, 8 бронеавтомобилей wz.29 и 80 - wz.34. Кроме того, некоторое количество боевых машин разных типов находилось в учебных частях и на предприятиях. 32 танка FT17 входили в штат бронепоездов и использовались как бронедрезины. С этим танковым парком Польша и вступила во Вторую мировую войну.


В ходе боевых действий какая-то часть техники была уничтожена, а уцелевшая досталась в качестве трофеев Вермахту. Немцы довольно быстро ввели в состав Панцерваффе значительное количество польских боевых машин. В частности, танками 7ТР укомплектовали 203-й отдельный танковый батальон. Вместе с танкетками TKS танки 7ТР поступили и в 1-й танковый полк 1-й танковой дивизии. В боевой состав 4-й и 5-й танковых дивизий вошли танкетки ТК-3 и TKS. Все названные боевые машины приняли участие в победном параде, устроенном немцами в Варшаве 5 октября 1939 года. При этом танки 7ТР 203-го батальона были уже перекрашены в стандартный серый цвет Панцерваффе. Впрочем, как оказалось, эта акция носила чисто пропагандистский характер. В дальнейшем в боевых частях Вермахта трофейная польская бронетехника не использовалась. Танки Panzerkampfwagen 7ТР(р) и танкетки Leichte Panzerkampfwagen TKS(p) вскоре отдали в распоряжение полиции и охранных частей войск СС. Некоторое количество танкеток TKS было передано союзникам Германии: Венгрии, Румынии и Хорватии.

Захваченные бронеавтомобили wz.34 использовались немцами исключительно в полицейских целях, так как никакой боевой ценности эти устаревшие машины не имели. Некоторое число броневиков данного типа было передано хорватам и использовалось теми против партизан на Балканах.

Парк трофейного имущества. На переднем плане - танкетка TKS, на втором - танкетка ТК-3. Польша, 1939 год

Брошенный без каких-либо видимых повреждений легкий танк 7ТР. Польша, 1939 год. Этот танк выпускался в двух вариантах: двухбашенном и однобашенном. Вермахтом ограниченно использовался только второй вариант, вооруженный 37-мм пушкой