«Никто уступить не мог»: Анастасия Вертинская рассказала об отношениях с Никитой Михалковым и Олегом Ефремовым. Никита Михалков: «Я мог разве что набить морду кому-нибудь из очередных Настиных ухажеров

3 августа 2018, 18:45

Обстоятельства первой нашей встречи давно стерлись из памяти, запомнился лишь тот неопровержимый факт, что я был отвергнут. Точнее, даже не отвергнут, а просто не замечен. Словно и нет меня на свете. Мы пребывали, что называется, в разных «весовых категориях». После «Алых парусов» по Насте сходила с ума вся страна, стоило ей появиться где-нибудь, тут же вокруг нее образовывались восторженные толпы. Вскоре к роли Ассоль прибавилась не менее яркая Гуттиэре из «Человека-амфибии». Настя много гастролировала, с творческими бригадами объехала весь Советский Союз... Уже шла работа над «Гамлетом», Настя готовилась к съемкам. Подумать только! Шекспир, Козинцев, Офелия!..

А кем был я? Мальчиком из «Приключений Кроша» и «Туч над Борском»? Смешно! Несопоставимые величины!

Конечно, фильм «Я шагаю по Москве» пользовался успехом, меня начали узнавать на улицах, но это было несравнимо с популярностью Насти! Я понимал, что не бывать нам вместе: слишком уж высоко она взлетела...

Признаться, эта недосягаемость Насти тогда сильно меня «обломала», внутренне осадила. Там не было и призрачного шанса на победу!.. Я мог разве что набить морду кому-нибудь из очередных Настиных ухажеров. Так сказать, «для самоутешения». И бил.

Хотя многочасовое ожидание с букетом цветов у подъезда в надежде на случайную встречу не мой жанр, под Настиными окнами я выстоял достаточно. Не знаю, любила ли она меня когда-нибудь так, как я в нее был влюблен. В то время у нее был такой выбор! Такой пасьянс лежал перед ней... Она могла «снять с полки» любого. Но именитость ей была не важна и не нужна, она сама была дочкой Вертинского.

Что ж? Нет, так нет, не судьба. И, как это порой бывает в молодые годы, какое-то время я про себя повторял: «Ничего, когда-нибудь ты пожалеешь об этом. Вот стану...» – далее шли варианты: Героем Советского Союза, маршалом Жуковым, гениальным артистом, певцом и так далее и тому подобное. (Вообще, еще в школьные годы, когда было мне трудновато учиться и когда, надо сказать, совершенно заслуженно меня унизительно отчитывали учителя, мне снилось после, будто я Герой Советского Союза и в бурке на коне по лестнице въезжаю на четвертый этаж своей школы – мой конь приносит меня прямиком в класс моей главной обидчицы, математички, и я, приоткрыв полу бурки, небрежно демонстрирую ей Золотую Звезду Героя. Кстати, может быть, эти сны и послужили подсознательным прообразом сцены в картине «Урга», когда один из героев въезжает в гостиницу верхом на лошади.)
Вот так и Настя со временем должна была горько пожалеть «обо всем». А пока... нет, значит, нет. За ней в это время ухаживал то ли Андрей Миронов, то ли Смоктуновский (а может, и оба) – в общем, кто-то из людей недосягаемых. И может быть, Насте назло, а может, чтобы самому забыться, у меня даже случился роман с одной нашей общей подругой – Леной, талантливой балериной, впоследствии сделавшей блистательную карьеру в качестве хореографа лучших танцевальных пар в фигурном катании.

Когда вечеринка была уже в полном разгаре, раздался звонок в дверь, и в комнату вошла Настя в сопровождении Андрея Миронова. Они сели за стол – я оказался наискосок от них. Внешне все было чрезвычайно дружелюбно, спокойно и не предвещало неожиданностей. Но случайно глаза наши встретились, потом еще раз... И вот я снова почувствовал ее взгляд – теперь долгий и пристальный. Дальше провал, потеря сознания наяву.

Я очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Мы стояли у окна, обнявшись, и целовались, бесконечно и неудержимо... Если бы это было летним днем, я назвал бы случившееся солнечным ударом. Я никогда потом не спрашивал Настю, что тогда произошло, как не спрашивал ее и о том, почему она пришла туда – намеренно или случайно. Смешанное чувство удивительного счастья и страшного греха меня не покидало.

Мы соединились, и нам было невероятно, волшебно, а Лена в одночасье оказалась за скобками моей жизни... Ощущение вины перед ней не оставляло меня всю мою жизнь. Не оставляет до сих пор.

Не оправдываю себя, но с Настей мне попросту снесло крышу.

На день рожденья Вани мы уже не возвращались. Она меня буквально увела оттуда – хотя дело, конечно, не в том, кто кого увел, было ясно, если бы она этого не захотела, никогда в жизни ничего бы не случилось. Во мне не имелось той силы обаяния и многих других качеств, которые могли бы ее покорить. Но я помню ощущение того электрического вихря, того космического магнетизма, которое возникло...
С того момента, как мы вышли от Дыховичного, я уже летел кубарем, не разбирая дороги. Я даже не вполне отдавал себе отчет, что со мной происходит, на каком свете нахожусь...

Оглядываясь, понимаю, что не в состоянии вычленить из той кутерьмы отдельный день, неделю или даже месяц. Все слилось в сплошную гулянку – мы с Настей кочевали из одной компании в другую: пили, пели, говорили. Я, правда, еще дрался. Бесконечно! Пил и бил. За что? Да за все! За слово, за взгляд... Серьезного повода мне и не требовалось. Я, как пионер, всегда был готов, на боевом взводе. В милицию попадал – со счета сбиться можно.

К Насте я испытывал совершенно изумительные чувства, которые трудно выразить словами, как-то идентифицировать и определить. И очень боялся ее потерять. Многие молодые мужчины страшатся известия, что их девушка ждет ребенка, а я, узнав о Настиной беременности, был абсолютно счастлив. Шел по ночной Москве с идиотской улыбкой на лице и думал: "Все, теперь точно "не соскочит", будет моей, никуда не денется! Родился Степан, как две капли похожий на меня, и это положило конец сплетням, будто он не мой ребенок, а Андрея Миронова или Иннокентия Смоктуновского.

19 декабря одна из красивейших актрис нашего кино, Анастасия Вертинская, отмечает юбилей. Актриса восхитительно выглядит, и нет смысла говорить, сколько ей исполнится лет...

Ради такой, как Вертинская, можно свернуть горы. Что, в общем, всегда происходило вокруг этой прекрасной актрисы. Она стала и главной музой для мэтра нашего кино Никиты Михалкова. Не столько себе, сколько ей в свое время молодой Никита хотел доказать, что может стать блестящим режиссером и она будет им гордиться. Правда, быть только «женой гения» Вертинская не захотела. И все же... сегодня, спустя 20 лет молчания, бывшие супруги снова стали встречаться. Они поняли, сколько значат в судьбе друг друга. Мы расспросили Анастасию Вертинскую о ее жизни и поздравили с юбилеем.

«Никто не хотел уступать»

- Анастасия, мне всегда казалось, что вы сильная, волевая женщина и все мужчины как-то ниже вас.

Человек я волевой и энергичный, это уж точно.

- Наверное, поэтому вам сложно найти себе спутника?

Я не занимаюсь поиском спутников. Я человек занятой, у меня много дел, кроме поиска спутника. В 30 лет я поняла, что мне лучше не выходить замуж с моим-то характером.

- Наверняка есть мужчины, желающие связать свою судьбу с вашей?

Знаете, не выясняла. Покажите мне этих мужчин! (Смеется.)

- То есть вы больше заняты реализацией своих идей?

Не только. Я занята и своей семьей - своими детьми, внуками, мамой, племянницами, сестрой. Это всё семья.

- А Никита Сергеевич, ваш бывший муж, вычеркнут из вашей семьи?

Сейчас Никита Сергеевич, бесспорно, входит в мой ближний круг. Я хочу объяснить, что такое ближний круг для меня лично. Это не всегда те люди, которые около тебя в виде друзей или родственников. Никита Сергеевич - человек, за которого я молюсь в церкви. Я молюсь за него, за благополучие его детей, внуков. И не только потому, что он отец моего ребенка, а потому что он невероятно добрый человек, порядочный, не говоря уже о том

Что он великий режиссер. Это человек, который вошел в мой ближний круг. Человек, о котором я думаю, забочусь и желаю ему процветания. Он находится у меня в сердце, в душе!

- Мне по секрету сказали однажды, что Никита Сергеевич всю жизнь вас любит.

Не могу это прокомментировать... Я очень любила Наталью Петровну Кончаловскую. В долгие зимние вечера, когда мы сидели с ней на даче, маленький сын Степа спал, я многому у нее училась. Она была потрясающая женщина, она была писательницей, кулинаркой, шила абажуры, вязала маленькому Степе какие-то теплые свитера. Она многое умела. И она была умной женщиной, и властной, и сильной. Она была настоящая хозяйка дома. Мальчики (и Никита, и Андрон) на праздники собирались вокруг нее. Потому что она умела создать уют в семье, где не просто стол накрыт, а где все сделано с любовью. Такой была моя бабушка, таким был мой отец. Праздник никогда не был пустым, потому что все к нему готовились, все его ждали. И семья собиралась под этим абажуром. Это очень важно. Мой папа, например, обожал Рождество, в доме всегда была елка, всегда покупались игрушки, под елкой лежали подарки. И бабушка делала пасху, которую я до сих пор делаю сама. Никто этот рецепт повторить не может. И куличи пекли, эти запахи стояли. Это не просто был обед, это был праздник, связанный с определенной духовной формацией семьи, страны.

- А сейчас устраиваете в семье праздники?

Обязательно.

- Говорят, вы с Никитой Сергеевичем расставались из-за его диктата - он желал, чтобы женщина подчинялась...

Нет. Просто двум таким персонам сложно ужиться. Я была одержима желанием стать актрисой. Это у меня было на первом месте. Никита, бесспорно, прирожденный режиссер и должен был стремиться туда. Как правило, в таком альянсе кто-то должен уступить и чем-то пожертвовать. Но никто из нас к этому не был готов. Все равно в этом браке была очень большая любовь, в этом браке родился мой сын. Это очень важное событие для меня. Молодость, она же нерасчетлива. Это уже в зрелом возрасте ты можешь понимать, годится тебе кто-то в спутники жизни или нет. Конечно, та молодая страсть уже не повторится. Ведь жизнь идет, люди уже взрослые. Я уже бабушка, Никита уже дедушка. Но в душе что-то все-таки остается...

- Сильная любовь, пережитая в молодости, не исчезает?

Да. Творческие люди всегда питаются своей биографией. Когда играешь какие-то чувства, то на что опираться, если ты не прожил их? С Никитой Сергеевичем у меня сейчас очень теплые отношения, которые я ценю. Всегда рада, когда он звонит, говорит хорошие слова.

- Говорят, он сейчас уже не живет вместе со своей женой...

Не хочу это обсуждать!

- Часто в жизни бывает, когда спустя годы супруги воссоединяются.

Я не загадываю.

- А сейчас, смотря на прошлое, вы не жалеете о разрушенном браке?

Я вообще отношусь к типу людей, которые ни о каком прошлом не жалеют. Вот такой у меня ужасный характер. Я иду все время вперед. Я Стрелец по знаку зодиака, у меня в руке стрела, и конь несет меня вперед. Меня больше интересует будущее, чем прошлое. Прошлое уже было.

- А вам не хотелось бы сняться в фильмах Никиты Сергеевича?

Сидеть и хотеть того, чего нет, - это абсолютная бездарщина. Нужно хотеть то, что ты можешь получить.

- По-моему, вы можете получить роль у него, если захотите!

Вы задайте этот вопрос лучше Никите Сергеевичу. Не артист же выбирает режиссера, а режиссер выбирает артиста.

Наследие отца

- Анастасия, я читала, что вы стали ресторатором?

Не я ресторатор, а мой сын. И когда он начал этот бизнес, то он включил меня во все это. Потому что я очень люблю готовить, меня с детства обучала этому бабушка. Я просто ему помогаю. А еще я возглавляю благотворительный Фонд помощи актерам. Занимаюсь наследием папы. Переиздала его книгу мемуаров, «Дорогой длинной» называется. Сейчас выпускаю книгу его стихов. Отреставрировала его записи концертов .

Когда папы не стало, мне было 12 лет. Я его помню очень ярко. К нам он был невероятно щедр. Мы были семья, которую он получил уже в позднем, преклонном возрасте. Наверное, он это особенно ценил. В те редкие минуты, когда он приезжал на неделю-две, вся семья готовилась к его приезду, старались его не огорчать нашими двойками. Мы ему готовили всякие подарки в виде рисунков и прочего. Он все это хранил. Он был особенным человеком. Он осиротел очень рано и понимал, что такое жизнь без матери, без отца. Он был своего рода кочевник, видел разное лихо, понимал, что такое жизнь без семьи. Поэтому, скорее всего, он пытался максимум компенсировать это нам.

- Наверное, вам было сложно смотреть на современных мужчин, потому что отец задал очень высокую планку...

Я уже не ставлю перед собой эту задачу - анализировать мужчин. У меня в доме очень хорошие мужчины живут. У меня сын замечательный, который очень похож на Александра Николаевича. У меня два внука, мужчины замечательные, с которыми я часто бываю. У меня и друзья. Это образованные люди, добрые, интеллигентные. Сейчас у нас интеллигенция если и есть, то ее так мало, что это как островки какие-то.

- Современный театр вас не слишком радует?

В театре есть очень интересные работы и режиссеры, просто я уже не вернусь в театр. Эта структура мною вся изучена, исчерпана. Я с 15 лет в профессии, и все, что можно было, я про театр знаю.

- Может, вам просто как яркой индивидуальности в коллективе неуютно?

Да, вы правильно говорите. Тем более что все-таки я прожила свои юные и зрелые годы в коллективе, который называется советский театр. Это продукция только советская. Потому что в Европе театр контрактный, и, отыграв какую-то пьесу, можно перейти на другой спектакль в другой театр, с другой труппой работать. У нас считается, что советский репертуарный театр - это огромное завоевание нашего театрального искусства. Но все-таки это очень сложное существование, когда ты должен подчиняться воле одного человека и жить под его диктатом. В искусстве все-таки рабство - вещь добровольная.

- День рождения будете отмечать?

Обязательно, все же это юбилей. Хочу, чтоб в один из ресторанов моего сына пришли все мои друзья, дети и внуки, родные и близкие. Не широкий круг людей, но любимые и любящие. Я запрещаю говорить тосты на моем дне рождения - пусть будет дружеская встреча. Посидели, пообнимались - все по-семейному. Чтоб была семья.


О романах

У главной красавицы-загадки нашего кино Вертинской в жизни случались яркие романы. Актер Юрий Богатырев в интервью сам рассказывал, что был безумно влюблен в Вертинскую и собирался на ней жениться, но до загса так и не довел. Головокружительный роман был у Вертинской с Михаилом Козаковым. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает, какими сияющими глазами смотрели друг на друга актеры на озвучивании «Мушкетеров». Вертинская озвучила вместо Алферовой Констанцию. Роман Вертинской и Козакова обсуждала вся Москва, но их страсть быстро угасла, после чего они остались друзьями. Замуж Вертинская так и не вышла. Решила, что так ей комфортнее.

Был случай

Летом 1968-го Георгий Данелия снимал в окрестностях Тбилиси фильм «Не горюй». Эта картина впоследствии пользовалась успехом на Западе - ее приобрели 89 (!) стран. Когда на съемки прилетела Вертинская, чтобы сыграть Мэри Цинцадзе (кстати, Вертинская по материнской линии из грузинского княжеского рода), возникла проблема. В Москве в моду входили мини-юбки, и Вертинская появилась в тбилисском аэропорту в откровенном мини. Данелия испугался: для Москвы это было сенсацией, а на Кавказе могло иметь непредсказуемые последствия. Без сомнения, к актрисе нужно было приставлять охрану! Исполнитель главной роли 60-летний Серго Закариадзе (по фильму отец Мэри) до этого с Вертинской не виделся. Когда он приехал на репетицию и увидел Вертинскую в мини-юбочке, вызвал в коридор Данелия и спросил:

Кто эта девица? В каком публичном доме ты ее разыскал?!

Это Настя Вертинская, дочь Александра Вертинского. Она играла Офелию в «Гамлете» Козинцева.

Настенька! - потеплел Закариадзе. - Я ее на руках держал, когда она маленькая была! Только ты ее на улицу в таком виде не выпускай! И никому не говорите, что она мою дочь играет!

И действительно актрису охраняли пятеро мужчин, каждого из которых Данелия предупредил: на ноги не смотреть!

Мы позвонили Георгию Николаевичу, чтобы проверить эту информацию.

Так и было, - ответил он.

- А пригласили ее на роль, потому что мама актрисы грузинка по национальности?

Нет, мы даже с Ревазом Габриадзе и забыли об этом. Когда сели за сценарий, то, еще с первой страницы, знали, что Мэри будет играть Вертинская. Потому что героиня должна была быть красивой, аристократичной. А это именно Настя. Поздравляю Анастасию и желаю ей счастья и здоровья!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Никита Михалков ушел от жены?

Рассказывают, после расставания с Вертинской Михалков страшно страдал. И признавался одному своему другу, что все не может выкинуть ее из сердца. «Прошли годы, а Никита бывало выпьет, позвонит Насте и молчит, слушая ее голос», - поведал нам один приятель Никиты Сергеевича. Михалков всегда был полностью поглощен работой, которая стояла у него на первом месте. И с этим смирились его домочадцы. Он редко бывал дома, мало времени мог уделять жене. А этим летом пошли разговоры, что отношения с женой у Михалкова совершенно разладились, что он ушел от нее. При этом он возобновил свое общение и встречи с Вертинской.

Да. У Никиты Сергеевича личные семейные проблемы, - подтвердил нам его помощник.

Мы позвонили его супруге Татьяне.

Никиты Сергеевича нет дома и не будет, не звоните! - отрезала супруга.

Говорят, сегодня и до конца года Михалков проходит лечение в санатории. На выходные уезжает - но не домой. В окружении режиссера нам сказали, что он стал часто звонить Анастасии, они встречаются. Словно пропасть между ними исчезла.

из газеты комсомольская правда -http://www.kp.ru/daily/24413.3/585808/

И актриса Анастасия Вертинская расстались более 45 лет назад. Короткий брак подарил супругам единственного сына Степана, который стал известным ресторатором. Никита Михалков с 1973 года счастлив в браке со второй супругой Татьяной.

Степан Михалков подарил режиссеру и актрисе четверых внуков, младший из которых, Лука, появился на свет менее года назад. А вчера ресторатор сообщил о рождении у него первого внука, которого родила его старшая дочь.

25-летняя Александра Михалкова 22 декабря 2017 года вышла замуж за 23-летнего актера Петра Скворцова. Еще до свадьбы она сообщила подписчикам о своей беременности и несколько раз публиковала фотографии с округлившимся животом. Вчера старшая внучка Никиты Михалкова и Анастасии Вертинской подарила им правнука.

Александра Михалкова. Сентябрь 2017 года

«Когда дочь рожает тебе внука невольно вспоминаются моменты из недавнего прошлого. Кажется, что недавнего…».

Подписчики от души поздравили ресторатора с рождением первого внука, а один из них полушутливо отметил: «Никита Сергеевич в ответ на эту новость сказал: «Ну а вввообще что нового?!» (орфография и пунктуация авторов сохранены. — Прим. ред.).

Блестящая Анастасия Вертинская и верная подруга Татьяна Михалкова - он любил их обеих, но остался с той, которая сумела отойти на второй план.

Он всегда знал себе цену и чувствовал свое предназначение. Младший сын знаменитого советского литератора Сергея Михалкова и поэтессы Натальи Кончаловской, Никита воспитывался с мыслью о том, что семья, клан - главное в его жизни. А для крепкой семьи нужна надежная хранительница очага. Такую он и искал среди своих многочисленных поклонниц.

НАПЕРЕКОР АВТОРИТЕТАМ

фото: РИА Новости/Борис Кауфман
Поступление в Щукинское театральное училище для Никиты Михалкова было поступком логичным. Учеба в спецшколе с математическим уклоном у мальчика не задалась - не было способностей к точным наукам. Зато были способности актерские, которые не замедлили проявиться в студии при театре Станиславского.

Никита поступал, уже имея некоторый опыт в профессии: в 14 лет он снялся в фильме Василия Ордынского «Тучи под Орском» и в «Приключениях Кроша» Генриха Оганесяна. Учеба тоже не помешала работе. Что такое настоящая известность, Михалков понял после съемок в картине «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии.
Преподаватели «Щуки» столь раннего стремления студента к работе не оценили. В те времена съемки в кино во время учебы не поощрялись. В результате, с четвертого курса Никиту Михалкова отчислили - без оглядки на его фамилию и заслуги в кинематографе.

Тут-то и пришлась кстати его природная невозмутимость. Ни на секунду не усомнившись в собственной правоте, он поступил снова - но на этот раз уже на режиссерский факультет ВГИК.

РЕЖИССЕР В СОБСТВЕННОМ ДОМЕ

Щукинскому училищу Михалков остался обязан не только первым урокам профессии. Именно здесь училась девушка, увидев которую однажды, он уже не смог забыть. И был в этом не одинок - Анастастия Вертинская уже была известной актрисой. Снявшись в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии», она только и делала, что отбивалась от поклонников, а в училище пыталась доказать однокурсникам, что поступила не по блату, а благодаря таланту.
Эти ощущения отчасти были знакомы и самому Михалкову. Он не просто влюбился в Вертинскую, а искренне понимал и сочувствовал ей. Студенческий роман развивался бурно: вскоре Никита и Настя уже жили вместе на даче Михалковых, а через девять месяцев стали родителями сына Степана.

Когда молодые, наконец, оформили отношения в ЗАГСе, Сергей Михалков назвал брак сына «учебно-тренировочным» - и оказался прав.

Михалков стремился повторить ролевую модель собственной семьи: Настя с ребенком ждет его дома с вкусным ужином, а он посвящает себя работе и творчеству. Но Вертинская хотела как можно скорее вернуться из декрета на съемочную площадку.
«Настя – лидер. Она очень сильный человек, она прекрасна. Большую часть жизни мы проводили в милиции, я всегда из-за нее дрался, но отношения разрушились потому, что, находясь в одной профессии, мы испытывали абсолютно разные чувства», - признался однажды Михалков. Расставание прошло интеллигентно. Он всю жизнь помогал ей в воспитании сына Степана, а Вертинская до сих пор называет Михалкова своим единственным мужем - будто забыв о своих более поздних романах.

«ЖЕРЕБЦУЕТ!»

Никита Михалков к/ф «Жестокий романс»

Расставшись с Вертинской, Михалков целиком посвятил себя работе. Десятилетие с 1974-го по 1984-й стало самым плодотворным в его карьере. Фильмы выходили почти каждый год: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров»… Между режиссерскими проектами он успевал сниматься у коллег - роли в фильмах «Сибириада», «Пять вечеров», «Вокзал для двоих» стали одними из лучших в его карьере.

В 80-е режиссеры стали снимать фильмы специально «под Михалкова» - так, «Жестокий романс» Рязанова не состоялся бы без согласия на главные роли Мягкова и Михалкова. Те съемки он и сейчас вспоминает с удовольствием.
«Снималась картина на Волге, в Костроме, и это было чудесное время. В тех местах я впервые почти физически ощутил свои корни по отцовской линии, и вместо отведённых трёх недель я, отложив все дела, провёл там два месяца». Перед михалковским обаянием не могла устоять вся съемочная группа. Каждый вечер он устраивал банкеты за свой счет, плясал с цыганами, а однажды даже отправился на охоту на медведя.
«Опять жеребцует!», - комментировал поведение артиста Эльдар Рязанов. Конечно, начинающая актриса Лариса Гузеева в какой-то момент тоже попала под обаяние самого яркого мужчины на съемочной площадке. Но Михалков в те годы уже был, что называется, «глубоко женат». Сердце режиссера покорила молодая манекенщица Татьяна Соловьева.

СЕМЬЯ - НА ВТОРОМ МЕСТЕ

Никита Михалков и Татьяна Соловьева

Он увидел ее на какой-то премьере в Доме кино и сразу пригласил на свидание. Татьяна собралась на него по всем законам жанра: сделала яркий макияж со стрелками, волосы уложила в модную бабетту и в таком виде пришла в ресторан. Первое, что сделал Михалков при виде девушки - отвел ее в туалет умываться.

Этот эпизод сразу дал ей понять, какого мужчину она выбрала. Таня дождалась своего Никиту из армии, вышла за него замуж, родила детей - и стала той хранительницей семейных традиций, о которой он всегда и мечтал.
Надежда Михалкова, Никита Михалков, Татьяна Михалкова

«Кино и друзья для меня на первом месте, а семья – на втором. Татьяна приняла этот крест потому, что за этим, по всей видимости, стоит нечто большее. Я не могу допустить, чтобы мной кто-то владел, как только я чувствую натянутый поводок, я его рву», - объяснял Михалков в интервью много лет спустя. Сейчас их пара заслуженно считается одной из самых крепких среди российских знаменитостей. В 2018-м большая семья Михалковых отметит 45 лет со дня свадьбы Никиты Сергеевича и его Татьяны. Глава семьи по-прежнему полон творческих планов и режиссерских амбиций - не потому ли, что долгие годы чувствует за своей спиной надежный тыл?

Когда-то давно, в 1978 году, Анастасия Вертинская снялась в фильме "Безымянная звезда". Но для Никиты Михалкова она стала его "звездой пленительного счастья", в которую он был влюблен страстно, отчаянно и безоглядно. В отличие от своего старшего брата, Никита, хоть и был влюбчив, но совсем не умел казаться таким победительным плейбоем и гусаром, как Андрон. В юном отроческом возрасте он был, к примеру, сильно влюблен в Таню Тарасову , дочку знаменитого хоккейного тренера Анатолия Тарасова , ныне тоже известного тренера, правда, уже мастеров фигурного катания. Но на Никиту Таня никакого внимания не обращала, и он никак не смог эту ситуацию изменить. Потом были влюбленности, и сильные, в других девочек - Катю Москатову, внучку легендарного героя Гражданской войны Лену Щорс, потом в Люсю Савельеву, но завоевывать их он не умел.

Настоящие "взрослые" отношения у него сложились лишь с женщиной гораздо старше его, когда он уже учился в "Щуке". Она была красива, принадлежала к так называемым гранддамам, имя ее в богемных кругах Москвы знали все. Когда она согласилась встретиться с Никитой, тот был страшно счастлив. Но любви между ними не было, даже "бальзаковской", просто связь. "Из знакомства с ней, - потом вспоминал Никита Сергеевич,- я уже вынес кое- какие уроки..." Конечно, потом, тем более, когда он начал сниматься, девочек уже было много, но все его мысли были заняты Настей Вертинской , в которую он влюбился, посмотрев "Алые паруса", а потом еще прибавился и "Человек- амфибия". В Щукинском училище они стали учиться на одном курсе, однако Настя знала себе цену и близко к себе никого не подпускала, держа поклонников на расстоянии. По ней сходила с ума вся страна, за ней ухаживали такие знаменитости, как Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский. Михалков к тому времени тоже снялся уже и в "Приключениях Кроша", и в фильме "Я шагаю по Москве", но это было ничто по сравнению с Настиной популярностью.

И все же он добился тогда Настиного внимания, но... Но не сумел это внимание удержать. Замучил ее своей ревностью настолько, что она его в конце концов просто прогнала. Он уехал на съемки "Переклички", а когда вернулся, стал встречаться с балериной Леной Матвеевой , между прочим, подругой Насти. И все вроде бы было хорошо, Лена оказалась замечательным, умным и тонким человеком.

"Прошлое не вспоминал, старался даже не думать о Насте. Искренне верил, что вылечился от той болезни", - говорит в одном из своих интервью Михалков. Но прошлое не умерло. Однажды, на дне рождения у Ивана Дыховичного , куда он пришел с Леной, Никита встретил Настю. Что было потом, он, как говорит, даже не помнит. "Провал, потеря сознания наяву. Очнулся на лестничной клетке этажом ниже квартиры Дыховичного. Стоял с Настей у окна и целовал ее в губы... Все, обратно к Ване мы уже не возвращались. Мучительно понимал, что совершаю ужасный поступок, по крайней мере, по отношению к Лене, но ничего поделать с собой не мог.

Когда вспоминаю, до сих пор стыдно... На какой-то временной отрезок голова и ноги перемешались, не вполне отдавал себе отчет, что со мною происходит, на каком свете нахожусь. Оглядываясь назад, понимаю, что не в состоянии вычленить из той каши отдельный день, неделю или даже месяц. Все слилось в сплошную гулянку, мы с Настей кочевали из одной компании в другую, пили, пели, говорили. Я, правда, еще дрался. Бесконечно!.." О романе Михалкова с Вертинской знали, естественно, все, и через какое-то время молодые тогда режиссеры Андрей Смирнов и Борис Яшин пригласили их обоих сниматься в фильме "Шуточка" - экранизации одноименного рассказа Чехова. Однако сняться вместе влюбленным не удалось. Настя поняла, что ждет ребенка, и отказалась от съемок. На роль Наденьки была взята другая однокурсница Михалкова по "Щуке" - Нонна Терентьева. Известие о будущем ребенке отнюдь не обескуражило Никиту. Совсем напротив - он страшно обрадовался, теперь у него появилась гарантия, что Настя, в которую он был так безумно влюблен, останется с ним. Правда, поженились они, когда Степан уже родился. Но супружеская жизнь продлилась недолго, всего лишь три года - трудно двум сильным, ярким, талантливым личностям ужиться в одной берлоге. Причем быт, о который так часто разбиваются "любовные лодки", в данном случае оказался совершенно ни при чем. Во-первых, молодые жили с родителями Никиты, а Наталья Петровна была женщиной мудрой и умела ладить с невестками, во-вторых, Настя и сама была отличной хозяйкой. Как вспоминает Наталья Аринбасарова (в то время жена Андрона) в книге "Лунные дороги", "...У Настеньки была замечательная бабушка Лидия Павловна , она умело держала дом Вертинских, в строгости воспитывала внучек. Лидия Павловна - чудесная хозяйка, этот уютный талант передался и Насте. Наталье очень нравились грибы, которые готовила прекрасная Ассоль... Из плебеистых сыроежек Настена могла приготовить волшебной вкусноты блюдо. Она ничего не выбрасывала, все пригождалось на кухне..." Правда, Наталья Аринбасарова не рассказывает, что две юные невестки не всегда замечательно ладили между собой, терпимости Натальи Петровны им обеим явно не хватало. Через какое-то время они начали ссориться, что сказалось на общем микроклимате в семействе Михалковых-Кончаловских - ведь жили-то они в то время все вместе на даче на Николиной Горе.

Постепенно стали втягиваться в эти споры и мужья, что ситуацию отнюдь не улучшало. Снова мудрым верховным судьей пришлось выступить Наталье Петровне, которая строго заявила невесткам:

"Если вы мне поссорите моих сыновей, я вас прокляну!" Угроза помогла. Но даже мудрости Натальи Петровны не хватило, чтобы спасти браки своих сыновей. Андрон развелся с Натальей Аринбасаровой, Никита разошелся с Анастасией Вертинской. Как потом сказал в одном из своих интервью Никита Сергеевич, "...Настя ни разу в жизни не дала мне понять или почувствовать, что она мною восхищена или что ей нравится то, что я делаю...Она была сдержанна, иронична по отношению ко мне... Это не вызывало чувства обиды, но определенный мужской комплекс возникал... Но один момент был очень важный. Я уже учился во ВГИКе и хотел снимать картину о вологодских кружевницах. Уехал в Вологду и провел там невероятное, замечательное время! В пустой деревне, среди старух..."

"Поездка произвела столь ошеломляющее впечатление, что, вернувшись рано утром домой, не стал ждать, пока Настя проснется, а растолкал ее и принялся рассказывать о солдатских вдовах, потерявших мужей на войне, но продолжающих хранить им верность, о нравах, царящих в русской деревне, о хлебосольстве и гостеприимстве простых людей, встретивших нас, московских студентов, как ближайшую родню. Я говорил, говорил, говорил, а потом поднял глаза и увидел вежливую, чуть печальную улыбку......Реакция Насти меня надломила. Смешно, правда? Из сказанного совершенно не следует, будто я прав, а она - нет. Разбудил человека, нес какую-то ахинею и требовал живого участия. Настя могла сразу послать меня далеко-далеко, но не сделала этого... Встав на ее сторону, готов все понять и оправдать, но... Степень моего восторга и возбуждения была так высока, что отстраненность жены неприятно резанула. Какая-то струна внутри лопнула, и с этого момента трещина между нами стала расти".

Надо отдать должное Анастасии Вертинской: разойдясь с Никитой, она сохранила к нему уважение и никогда не сказала сыну ни одного дурного слова про отца. Потом она вышла замуж второй раз - за певца и композитора Александра Градского . Но и этот брак постигла та же участь. Как она считает,

"Я была одержима профессией. Ясно было, что мое призвание - это театр. И предлагать мне формулу "женщине главное быть женой..." было бессмысленно. Бессмысленно это и сейчас. Я совершенно от этого не страдаю, у меня нет ни какого комплекса одинокой женщины. Более того, мне было бы ужасно тяжело жить в браке - это бесконечная привязанность к мужу, к обстоятельствам его жизни. Брак - это аскеза. И я не готова на нее пойти..."