Международные организации в стандартизации. Международные организации по стандартизации и качеству продукции

ИСО (Международная организация по стандартизации) является крупнейшим в мире разработчиком Международных стандартов. ИСО это сеть национальных организаций по стандартизации 157 стран. Одну страну представляет одна организация, центральный аппарат находится в Швейцарии и координирует работу всей организации.

ИСО это неправительственная организация, которая связывает государственный и частный сектор, таким образом способствует консенсусу, который должен быть достигнут на основе решений, отвечающих требованиям бизнеса и потребителям общества.

Названию «Международная организация по стандартизации» дано сокращение «ИСО» от греческого isos, что значит «равный». Независимо от страны и языка краткая форма названия организации всегда звучит ИСО.

Стандарты ИСО обеспечивают желательные характеристики изделий и услуг, делают разработку, изготовление и поставку изделий и услуг более эффективными, безопасными и хорошего качества, тем самым способствуют торговле между странами, обеспечивают техническую базу и базу для защиты потребителей и пользователей в целом, в вопросах касающихся изделий и услуг - делают жизнь проще, предоставляя решения общих проблем.

Стандарты ИСО обеспечивают технологические, экономические и социальные преимущества:

  • для промышленности и торговли - поставщики могут разрабатывать и предлагать изделия и услуги, отвечающие техническим требованиям, принятым в международном масштабе;
  • для покупателей - совместимость техники предлагает широкий выбор товаров и услуг, благодаря конкуренции между поставщиками они только выигрывают;

Правительствам Международные стандарты обеспечивают технологическую и научную базу в области здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды. В торговле - равные условия всем конкурентам на рынке, для потребителей гарантирует качество, безопасность и надежность изделий и услуг.

Сторонами заинтересованными в международной стандартизации, являются все те группы, которые заинтересованы в ней потому, что они испытывают ее влияние, и поэтому хотят внести свой вклад в процесс разработки международных стандартов. Заинтересованные стороны участвуют в технической работе ИСО через национальные делегации, назначаемые странами-членами ИСО, или через сотрудничающие организации. Национальные организации обычно состоят из смешанных групп заинтересованных сторон, они представляют мнения, консолидированные на национальном уровне до того, как делегации примут участие в заседаниях ИСО. Основные группы заинтересованных сторон:

  • промышленные и промышленно-торговые ассоциации;
  • высшие учебные заведения, научные и академические организации;
  • потребители и потребительские ассоциации;
  • правительственные и регулирующие органы.

Стандарты ИСО разрабатываются техническими комитетами (подкомитетами или комитетами по проектам), включающими в себя специалистов из производственных, технических и экономических секторов, которые делали запрос о разработке и которые впоследствии введут их в действие. К этим специалистам могут присоединяться представители правительственных органов, испытательных лабораторий, потребительских ассоциаций, неправительственных организаций и академических кругов. Предложения о создании новых технических комитетов рассылаются всем национальным комитетам-членам ИСО, которые могут иметь статус постоянного (Р) члена комитета, наблюдатель (О), либо совсем не становится членом комитета.. Административную поддержку работе комитета оказывает Техническое руководящее бюро, которое само подотчетно Совету ИСО. Специалисты участвуют в разработке стандарта как члены делегации, которую формирует национальный комитет - член ИСО. От национальных делегаций требуется представлять не только мнения организаций, в которых работают специалисты, но и мнения других заинтересованных сторон. Согласно правилам ИСО национальному комитету - члену следует учесть точки зрения всех сторон, заинтересованных в разрабатываемом стандарте. Это позволит ему представить техническому комитету консолидированную, согласованную в национальном масштабе, позицию. Международные и региональные организации частного и государственного секторов могут обратиться с просьбой о предоставлении им статуса сотрудничающей организации, чтобы участвовать в разработке стандарта или быть информированными о ходе работы над ним. Такие организации могут представлять замечания по последовательным проектам стандартов, предлагать новые рабочие темы, но не имеют права голоса. Каждый рабочий день происходит семь технических заседаний ИСО. Между заседаниями специалисты продолжают разработку стандартов, используя электронные средства связи.

Каждый полноправный комитет - член может принять участие в разработке любого стандарта, который будет являться важным для его страны. Независимо от величины и стабильности экономики страна-член ИСО имеет один голос и равное право влиять как на направление работ ИСО в стратегическом плане, так и на содержание ее отдельных стандартов. Как неправительственная организация, ИСО не имеет юридического полномочия принуждать кого-либо к внедрению стандартов. Страны могут вынести решение о принятии стандартов ИСО, - в основном тех, которые касаются вопросов здравоохранения, безопасности или экологии, в качестве регламентов или ссылочных документов в законах, для которых они обеспечивают техническую базу. К тому же стандарты ИСО добровольные, они могут стать требованием рынка.

ИСО не занимается регулированием или законодательством. ИСО разрабатывает только те стандарты, на которые есть рыночный спрос. Обычно работа ведется специалистами из промышленных, технических и экономических секторов, в которых появился спрос на стандарты и которые потом вводят их в действие. Стандарты ИСО основаны на международном консенсусе среди специалистов в данной области. Принимая во внимание и развивающиеся технологии и развивающиеся интересы, ИСО требует периодического пересмотра своих стандартов каждые пять лет, чтобы принять решение: вести их дальше, актуализировать или отменить. Стандарты ИСО представляют собой технические соглашения, которые обеспечивают структуру для совместимости технологий в международном масштабе. На сегодняшний день ИСО разработано порядка 16 000 Международных Стандартов.


ИСО разработала схему представления различных видов имеющихся в наличии своих документов:

  • Стандарт ИСО (ISO)
  • Общедоступные технические требования ИСО/ОТТ (ISO/PAS)
  • Технические требования ИСО/ТТ (ISO/TS)
  • Технический отчет ИСО/ТО (ISO/TR)
  • Соглашение международного семинара СМС (IWA)
  • Руководство ИСО (ISO/Guide)

В своей работе ИСО руководствуется Стратегическим планом, утвержденным на пять лет. Члены ИСО являются единственными ее представителями в своих странах. Они подразделяются на три категории: комитеты - члены (полноправные члены), члены - корреспонденты и члены - абоненты. Право голоса имеют только комитеты-члены. Ежегодно проводится Генеральная Ассамблея, в которой принимают участие руководство ИСО и делегаты, выбранные комитетами-членами. Члены-корреспонденты и члены-абоненты могут участвовать в качестве наблюдателей. В число руководства входят: Президент, Вице-Президент (по политике), Вице-Президент (по техническому управлению), Казначей, Генеральный секретарь.

Структура ИСО

  1. ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    • 1.1 Руководство
    • 1.2 Делегаты от

Комитетов-членов;

Членов-корреспондентов;


· Постоянные комитеты при Совете

Стратегия

· Консультативные группы

· Техническое руководящее бюро


· Стратегические и технические консультативные группы и РЕМКО (REMCO)

· Технические комитеты

В Уставе ИСО сказано, что Генеральная Ассамблея является высшим органом власти ИСО, однако, большую часть управленческих функций выполняет Совет. Совет заседает дважды в год, и членами в нем по очереди становятся члены ИСО. Под руководством Совета работают несколько комитетов по разработке политики, чтобы обеспечить стратегическое руководство разработкой стандартов в пересекающихся областях. Это КАСКО (CASCO) (оценка соответствия), КОПОЛКО (COPOLCO) (политика в области интересов потребителей), ДЕВКО (DEVCO) (вопросы, касающиеся развивающихся стран). Техническое руководящее бюро (ТРБ) (TMB) подчинено совету ИСО и несет ответственность за общее руководство технической работой, в том числе по отношению к ряду консультативных групп по стратегическим и техническим вопросам. Страны - члены могут быть делегированы/выбраны в ТРБ (TMB) согласно критериям, установленным Советом. Деятельностью руководит Генеральный секретарь (главное административное лицо) который ответственен перед Советом. Центральный Секретариат ИСО и генеральный Секретарь находятся в Женеве вместе с необходимым штатом, который обеспечивает административную и техническую поддержку членам ИСО, координирует программу децентрализованной разработки стандартов и публикует результаты. Центральный Секретариат ИСО действует также как секретариат управляющих органов, комитетов по разработке политики и подчиненных им органов.

Основные цели и задачи. Международная организация по стандартизации создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически работа ее началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом как правопреемник распавшегося государства.

При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO ().

ПЛАКО подготавливает предложения по планированию работы , по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

СТАКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг, процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

О работе ИНФКО - см. гл. 3 "Информационное обеспечение работ по стандартизации".

ДЕВКО изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: "Сравнительные испытания потребительских товаров", "Информация о товарах для потребителей", "Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров" и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства /МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО оказывает методическую помощь путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся (эталонов). Так, подготовлен справочник по и несколько руководств: "Ссылка на в международных стандартах", "Аттестация . Общие и статистическое принципы" и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности по с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки международных стандартов. Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты (ТК); подкомитеты (ПК, которые могут учреждать ТК) и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности.

По данным на 1996 г. международная стандартизация в рамках проводится 2832 рабочими органами, в том числе 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ и 36 целевыми группами.

Ведение всех секретариатов ТК и ПК обеспечивают 35 комитетов-членов, в том числе за Россией закреплено 10 ТК, 31 ПК и 10 РГ.

Кроме ведения секретариатов заинтересованные комитеты-члены могут быть активными членами любого ТК или ПК, а также наблюдателями. Для первого случая в существует статус члена Р, а для второго - статус члена О. Россия - активный член - в 145 ТК, а наблюдатель в - 16 ТК.

Схема разработки международного стандарта сводится к следующему: заинтересованная сторона в лице комитета-члена, технического комитета, комитета Генеральной ассамблеи (либо организации, не являющейся членом ) направляет в заявку на разработку стандарта. Генеральный секретарь по согласованию с комитетами-членами представляет предложение в Техническое руководящее бюро о создании соответствующего ТК. Последний будет создан при условиях: если большинство комитетов-членов голосуют "за" и не менее пяти из них намерены стать членами Ρ в этом ТК, а Техническое руководящее бюро убеждено в международной значимости будущего стандарта. Все вопросы в процессе работы обычно решаются на основе консенсуса комитетов-членов, активно участвующих в деятельности ТК.

После достижения консенсуса в отношении проекта стандарта ТК передает его в Центральный секретариат для регистрации и рассылки всем комитетам-членам на голосование. Если проект одобряется 75% голосовавших, он публикуется в качества международного стандарта.

Разработка проекта стандарта в технических органах всегда связана с необходимостью преодоления определенного представителей отдельных стран (нередко это крупнейшие производители и экспортеры товаров) по техническим требованиям и нормам, которые должны включаться в содержание будущего международного стандарта. Высшим достижением для национального комитета-члена является принятие национального стандарта в качестве международного. Однако следует учесть, что при планировании работ в для включения в программу стандартизации учитываются следующие критерии: влияние стандарта на расширение международной торговли, обеспечение безопасности людей, защита . На основе этих положений должно быть представлено веское обоснование предложения.

По своему содержанию стандарты отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов. Таким образом, использование большинства международных стандартов предполагает, что конкретные технические требования к товару устанавливаются в договорных отношениях.

Стимулирование "сомоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты , что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

Забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

Года Россия вошла в Совет ISO.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO.

Сфера деятельности ISO касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ISO занимается проблемами сертификации.

ISO определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Состав ISO

На сегодняшний день в состав ISO входят 161 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ISO. Всего в составе ISO более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ISO может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ISO, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ISO и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ISO, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ISO входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

Совет руководит работой ISO в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ISO подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), СТАКО (комитет по изучению научных принципов стандартизации); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

ПРОФКО

ПРОФКО обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области. ПРОФКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.

КАСКО

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ISO и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO - Commitete on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН . Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ISO путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ISO по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Порядок разработки стандартов

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ISO. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ISO (ТК) и подкомитетами (ПК) в ходе шестистадийного процесса:

  • Стадия 1: Стадия предложения
  • Стадия 2: Подготовительная стадия
  • Стадия 3: Стадия комитета
  • Стадия 4: Стадия вопросов
  • Стадия 5: Стадия одобрения
  • Стадия 6: Стадия публикации

Таблица условных обозначений стадий даёт наглядное представление о стадиях разработки:

СТАДИЯ ПОДРАЗДЕЛ СТАДИИ
90
Подразделы стадии принятия решения
00
Регистрация
20
Начало основной работы
60
Завершение основной работы
92
Повторение предыдущей фазы
93
Повторение текущей фазы
98
Прекращение
99
Продолжение
00
Предварительная стадия
00.00
Предложение нового проекта получено
00.20
Предложение нового проекта рецензируется
00.60
Завершение рецензирования
00.98
Предложение нового проекта отвергнуто
00.99
Одобрение голосования за предложение нового проекта
10
Стадия предложения
10.00
Предложение нового проекта зарегистрировано
10.20
Начато голосование за новый проект
10.60
Завершение голосования
10.92
Предложение возвращено подателю на уточнение формулировки
10.98
Новый проект отвергнут
10.99
Новый проект одобрен
20
Подготовительная стадия
20.00
Новый проект зарегистрирован в рабочей программе ТК/ПК
20.20
Начато изучение рабочего черновика (РЧ)
20.60
Завершение периода подачи замечаний
20.98
Проект удалён
20.99
РЧ одобрен для регистрации в качестве ЧК (черновика комитета)
30
Стадия комитета
30.00
Черновик комитета (ЧК) зарегистрирован
30.20
Начато изучение/голосование за ЧК
30.60
Завершение периода голосования/подачи замечаний
30.92
ЧК возвращён в рабочую группу
30.98
Проект удалён
30.99
ЧК одобрен для регистрации в качестве ЧМС (черновика международного стандарта)
40
Стадия вопросов
40.00
ЧМС зарегистрирован
40.20
Начато голосование за ЧМС: 5 месяцев
40.60
Завершение голосования
40.92
Полный отчёт опубликован: ЧМС возвращён в ТК или ПК
40.93
Полный отчёт опубликован: итоги нового голосования за ЧМС
40.98
Проект удалён
40.99
Полный отчёт опубликован: ЧМС одобрен для регистрации в качестве ОЧМС (окончательная редакция черновика международного стандарта)
50
Стадия одобрения
50.00
ОЧМС зарегистрирован для официального одобрения
50.20
Начато голосование за ОЧМС: 2 месяца .
Окончательная редакция передана в секретариат
50.60
Завершение голосования.
Окончательная редакция возвращена в секретариат
50.92
ОЧМС возвращён в ТК или ПК
50.98
Проект удалён
50.99
ОЧМС одобрен для публикации
60
Стадия публикации
60.00
Международный стандарт готовится к публикации
60.60
Международный стандарт опубликован
90
Стадия пересмотра
90.20
Международный стандарт в стадии планового рецензирования
90.60
Завершение рецензирования
90.92
Международный стандарт требуется исправить
90.93
Международный стандарт подтверждён
90.99
Отзыв международного стандарта, предложенного ТК или ПК
95
Стадия отзыва
95.20
Начато голосование за отзыв
95.60
Завершение голосования
95.92
Решено не отзывать международный стандарт
95.99
Отзыв международного стандарта

Если в начале работы над проектом стандарта уже имеется более или менее завершённый документ, например, стандарт, разработанный другой организацией, некоторые стадии можно опустить. При так называемой «ускоренной процедуре» документ направляется непосредственно на одобрение членам ИСО в качестве черновика международного стандарта (ЧМС) (стадия 4) или, если документ был разработан международным органом стандартизации, признанным Советом ISO, в качестве окончательной редакции черновика Международного стандарта (ОЧМС, стадия 5), без прохождения предыдущих стадий.

Ниже приводится обзор всех шести стадий:

Более подробное описание процесса разработки международных стандартов см. в публикации «Директивы ISO/МЭК , Часть 1, Процедурные правила».

Стадия 1: Стадия предложения

Первый шаг в разработке международного стандарта - подтверждение того, что конкретный международный стандарт необходим. Новое предложение (НП) направляется на голосование членам соответствующего ТК или ПК, чтобы определить необходимость включения соответствующего пункта в программу работы.

Предложение принимается, если большинство У-членов ТК/ПК («участники») голосуют «за», и если по крайней мере пять У-членов заявляют о том, что примут активное участие в проекте. На этой стадии обычно назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия 2: Подготовительная стадия

Обычно для подготовки рабочего черновика ТК/ПК создаёт рабочую группу экспертов, председателем (созывающим членом) которой является лидер проекта. Могут приниматься различные редакции рабочих черновиков, до тех пор, пока рабочая группа не решит, что ею разработано наилучшее техническое решение рассматриваемой проблемы. На этой стадии черновик передаётся вышестоящему комитету рабочей группы для прохождения фазы выработки консенсуса.

Стадия 3: Стадия комитета

Как только первый черновик комитета готов, он регистрируется Главным Секретариатом ISO. Он рассылается для замечаний и, если необходимо, голосования У-членов ТК/ПК. Могут готовиться разные редакции черновика комитета, до тех пор, пока не будет достигнут консенсус по техническому содержанию текста. Как только консенсус достигнут, текст окончательно редактируется для представления в качестве черновика международного стандарта (ЧМС).

Стадия 4: Стадия вопросов

Черновик международного стандарта (ЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для голосования и замечаний в течение пяти месяцев. Он одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если критерии одобрения не выполнены, текст возвращается в исходный ТК/ПК для дальнейшего изучения, и исправленный документ снова публикуется для голосования и замечаний в качестве черновика международного стандарта.

Стадия 5: Стадия одобрения

Окончательная редакция черновика международного стандарта (ОЧМС) распространяется среди всех членов ISO Главным Секретариатом ISO для итогового голосования за/против в течение двух месяцев. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта. Текст одобряется для представления в качестве окончательной редакции черновика международного стандарта (ОЧМС), если две трети У-членов ТК/ПК высказываются «за», и не более одной четверти от общего количества голосов поданы «против». Если эти критерии одобрения не выполнены, стандарт возвращается в исходный ТК/ПК для пересмотра с учётом технических причин, представленных в поддержку голосов «против».

Стадия 6: Стадия публикации

Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ISO, который публикует данный международный стандарт.

Международная стандартизация - это совокупность организаций по стандартизации и продуктов их деятельности: стандартов, рекомендаций, технических отчетов и другой научно-технической продукции.

На этой страничке дана информация об основных международных (ИСО, МЭК, МСЭ, ЕОК ) и региональных (СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ ) организациях по стандартизации.

Международная организация по стандартизации ИСО (ISO) создана в 1946 году.Имеет неправительственный характер. При создании организации и выборе ее названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный. Вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО).

Главная цель ИСО - содействие стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности путем разработки международных стандартов . Членами ИСО являются не правительства, а национальные организации по стандартизации . Главными структурными подразделениями ИСО являются технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы, выполняющие основной вид деятельнсти - разработку международных стандартов.

Международная электротехническая комиссия МЭК (IEC) создана в 1906 году. Цель деятельности - содействие международному сотрудничеству по вопросам стандартизации в области электротехники, радиоэлектротехники и связи. В отличие от ИСО, МЭК состоит из национальных комитетов, которые представляют интересы всех отраслей промышленности. В качестве таких национальных комитетов выступают национальные организации по стандартизации.
Между ИСО и МЭК заключено соглашение по разграничению сфер деятельности. Бюджет ИСО и МЭК складывается из взносов стран и от продажи международных стандартов.

Международный союз электросвязи МСЭ (ITU) - это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих компаний по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Корни МСЭ уходят в 60-е гг. XIX в., когда была подписана первая Международная телеграфная конвенция (1865 г.). Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости. В ней зафиксированы базовые параметры (число строк разложения, формат кадра, система развертки) телевидения XXI века. Парк стандартов МСЭ составляет 1500 единиц.

Европейская организация по качеству ЕОК (EOQ) создана в 1957 году. Хотя по названию она является региональной, но фактически представляет собой мировую международную организацию. Цель деятельности - как межотраслевые проблемы качества (система управления качеством, методы оценки качества и др.), так и проблемы качества применительно к отрасли (авиационная, автомобильная, пищевая и др.).

Европейский комитет по стандартизации СЕН (CEN) создан в 1961 году. Основная цель СЕН - содействие развитию торговли товарами и услугами путем разработки европейских стандартов (евронорм, EN). Другие цели: единообразное применение в странах-членах СЕН международных стандартов ИСО и МЭК, сотрудничество со всеми европейскими организациями по стандартизации, предоставление услуг по сертификации на соответствие европейским стандартам (евронормам).
Один из принципов работы СЕН - обязательное использование международных стандартов ИСО как основы для разработки евронорм либо дополнение тех результатов, которые достигнуты в ИСО.

Европейский комитет по стандартизации в электротехнике СЕНЭЛЕК (CENELEK) создан в 1971 году. Основная цель организации - разработка стандартов на электротехническую продукцию. Стандарты СЕНЭЛЕК - необходимое средство для создания единого европейского рынка.

Европейский институт по стандартизации в области электросвязи ЕТСИ (ETSI) начал свою деятельность в 1988 году. Основная задача организации - поиск общих стандартов для создания комплексной инфраструктуры электросвязи. Эта инфраструктура призвана обеспечить полную совместимость любого оборудования и услуг, предлагаемых потребителям. По своему статусу это некоммерческая организация, деятельность которой регулируется французским законодательством (по местонахождению института).

Основными задачами развития международных связей в области стандартизации являются повышение качества и конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечение сотрудничества, с другими странами, участие в международном разделении труда.

Сотрудничество по международной стандартизации осуществляется по линии Международной организации по стандартизации (ИСО), Международной электротехнической комиссии (МЭК), Европейского комитета по стандартизации, (СЕН) и комитета по стандартизации в электротехнике (СЕНЭЛЕК), а также других международных и региональных организаций.

Многие стандарты ИСО и МЭК (более половины) применяют в нашей стране без переработки, с полным или частичным учетом требований международных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО) была образована в 1946 г. на заседании ООН. Цель создания ИСО – содействие развитию стандартизации в странах для облегчения международной торговли, взаимопомощи, для расширения сотрудничества в интеллектуальной, научной, технической и экономической отраслях. Сегодня в работе ИСО участвуют около 90 стран, включая Россию.

Высшим органом ИСО является Генеральная ассамблея, а между сессиями ассамблеи работой руководит Совет ИСО, куда входят представители национальных организаций по стандартизации. В число органов ИСО входят также Техническое бюро с комитетами, технические комитеты и Центральный секретариат.

Техническое бюро разрабатывает рекомендации совету ИСО по вопросам организации технической деятельности ИСО и рассматривает предложения по созданию и роспуску технические комитетов. Последние подразделяются на общетехнические: например, «Единицы измерения», «Терминология», «Допуски и посадки» и др., и для конкретных областей технически: например, «Станки», «Автомобили» и др.

Комитеты Технического бюро: Комитет по оценке Соответствия (КАСКО) курирует вопросы сертификации (рекомендации по организации испытательных центров, маркировки продукции, системам сертификации и др.), Комитет по защите прав потребителей (КАПОЛКО), Комитет научно-технической информации (ИНФКО), Комитет по оказанию помощи развивающимися странам (ДЕВКО), Комитет по изучению научных принципов стандартизации (СТАКО).

Проекты международных стандартов разрабатываются рабочими группами на базе технических комитетов. Проект международного стандарта считается принятым, если за него проголосовало 75% так называемых, «активных» членов ИСО в техническом комитете.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 г. Задачи МЭК: разработка стандартов в области электротехники, связи, радиоэлектроники.

Высший орган МЭК – Совет, в котором представлены национальные комитеты стран (42 страны). Органы МЭК: технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы.

Европейская организация по качеству (ЕОК). Создана в 1957 г. Цель ЕОК – разработка и пропаганда применения практических методов и теоретических принципов управления качеством продукции, процессов, услуг. Основная форма работы – конференции, семинары. Постоянные органы ЕОК – технические секции. Россия ведет два технических комитета: по стандартизации и управлению качеством и метрологическому обеспечению контроля качества.