Какая бывает зима для детей. Стихи про декабрь

Конспект организованной образовательной деятельности
«Зима. Признаки зимы» (для детей с тяжелыми нарушениями речи)

Мучкаева Ирина Валерьевна, учитель - логопед, МБДОУ МО «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 187 «Умка», г. Архангельск.
Описание материала: Предлагаю Вам конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Зима. Признаки зимы». Материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам логопедических групп.
Образовательная область: «Речевое развитие».
Форма проведения ООД: подгрупповое занятие (5 воспитанников).
Оборудование: сюжетные картинки с изображением зимы (2 шт.), игрушка снеговик (мягкая), предметные картинки (сосулька, снежинка, одежда людей), схема - план.
Цель: познакомить с основными признаками зимы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Расширить знания у детей о зиме, зимних признаках;
- Продолжать учить детей составлять простые распространенные предложения с помощью опорных схем;
- Развивать связную речь посредством проговаривания полного предложения.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать слуховое внимание посредством прослушивания загадки, стихотворения;
- Развивать зрительное восприятие, внимание в ходе рассматривания сюжетной картины;
- Продолжать отрабатывать навыки речевого дыхания в процессе выполнения задания «снежинка».
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение слушать педагога и сверстников.
Методические приемы: игровая ситуация, рассматривание сюжетной картины, беседа, диалог, проведение динамической паузы, использование упражнения по развитию речевого дыхания.I. Организационный момент
Учитель - логопед: Здравствуйте! Сегодня к нам на занятие пришел снеговик, он расскажет нам о зиме (педагог показывает игрушку - снеговика и сюжетную картинку с изображением зимы)
Учитель - логопед: Что изображено на картине? Какое время года?
Дети: зима
П. Основная часть
1. Сообщение темы
Учитель - логопед: Правильно! А как вы догадались, что это зима?
Дети: есть много снега
2. Объяснение темы
Учитель - логопед: Да, вы правы. Зима приходит, когда выпадает снег, появляются сугробы, лед, а также зимой бывает вьюга и метель. Что такое вьюга?
Дети: вьюга - когда ветер кружит вверх снег.
Учитель - логопед: Что такое метель?
Дети: метель – когда ветер как будто метет снег.
Учитель - логопед: А еще зимой люди надевают теплую одежду, так как на улице очень холодно, звери в лесу прячутся, бывает мороз. Что такое мороз? (показывает картинки).
Дети: когда на улице очень холодно, и он рисует на окнах красивые, причудливые узоры.
Учитель - логопед : Молодцы! Как вы, думаете, из чего состоит снег?
Дети: из воды и снежинок.
Учитель - логопед: Из снежинок появляется снег, сугробы, во время вьюги, метели снежинки кружатся и кружатся, то вверх, то вниз. Что это? (показывает картинку).
Дети: снежинка.
Учитель - логопед: Посмотрите и скажите, какая она?
Дети: она тонкая, прозрачная, ледяная, красивая, легкая, пушистая
(у каждого в руках игрушка - снежинка).
Учитель - логопед: Послушайте и отгадайте загадку:
Белоснежная сестричка
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет.
А потом земле усталой
Колыбельную споет.
О чем говорится в загадке?

Дети: о зиме.
Учитель - логопед : Как автор в этой загадке называет зиму?
Дети: белоснежная сестричка.
Учитель - логопед: Как вы понимаете: «Все укроет одеялом»
Дети: всю землю покроет снегом
Учитель - логопед: Какую колыбельную споет зима земле?
Дети: отвечают
3. Динамическая пауза
Учитель - логопед : Ребята, представьте себе, что вы снежинки. Подул ветер, и снежинки полетели (включается музыка, дети произвольно кружатся).
Ветер утих, и снежинки сели на землю, и стало кругом белым-бело.
4. Упражнение «Снежинка» (развитие речевого дыхания)
Учитель - логопед: Ой, ребята, смотрите, снежинки на моей одежде, на вашей. Сдуй¬те их.
Вдох носом и выдох: долгий; рот трубочкой.
Учитель - логопед: Молодцы! Садитесь на свои места.
5. Работа со стихотворением
Учитель - логопед: Послушайте внимательно стихотворение:
«Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К нам дорожку проведем.
Выйдет воспитатель на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?» (читается 3 раза).

Учитель - логопед: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: о зиме.
Учитель - логопед: Как описывает ав¬тор снег?
Дети: белый, мохнатый.
Учитель - логопед: Что делали дети во дворе?
Дети: расчищали двор от снега и льда лопатой.
Учитель - логопед: Что сказала воспитатель?
Дети: отвечают.
6. Работа по сюжетной картине
Учитель - логопед: Все ребята молодцы! Теперь посмотрите, какую картину нам приготовил снеговик (показываем сюжетную картину).
Учитель - логопед: Какое время года изображено на картинке?
Дети: зима.
Учитель - логопед: Почему вы так решили?
Дети: нарисовано много снега.
Учитель - логопед: Зима на картине какая?
Дети: белая, снежная, холодная, ...
Учитель - логопед: Снег зимой какой?
Дети: белый, пушистый, холодный...
Учитель - логопед: Сугробы зимой какие?
Дети: высокие, большие.
Учитель - логопед: Солнце зимой какое?
Дети: оно уже не такое яркое как, летом, оно уже не греет.
Учитель - логопед: Кого еще изобразил художник на картине?
Дети: детей.
Учитель - логопед : Зима веселое или грустное время года для детей?
Дети: веселое.
Учитель - логопед : Почему?
Дети: можно кататься на санках, коньках, с горки.
Учитель - логопед: Знаете ли вы, что зима может быть грустной? Для кого?
Дети: для птиц.
Учитель - логопед : Почему?
Дети: им нечего есть зимой, мало ягод, листьев.
Учитель - логопед : На дальнем плане изображены дети, чем они заняты?
Дети: ответы детей.
Учитель - логопед : Какие еще зимние развлечения вы знаете?
Дети: ответы детей.
Учитель - логопед: Ребята, попробуем составить небольшой рассказ, используя схему - план (на схеме: снежинка, сугроб, солнце, дети).
Дети: составляют рассказы по очереди.
III Итог
Учитель - логопед : Кто к нам сегодня приходил в гости? О чем мы сегодня говорили? Какая зима бывает? (холодная, снежная….).

Список использованной литературы:
1. Кармаева Э.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2012. - 191с.
2. Козырева О.А. Логопедические технологии.- Ростов н/Д: Феникс,2017.- 192с.
3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.

Окружающий природный мир. Класс «Особый ребенок» Тема: «Зима».

Цель : дать представление о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

    ОНУ

Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года говорится?

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно….

Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.

Труженик – крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки…

Иван Суриков

Посмотрите на картинку. Докажите, что на ней изображена зима.

Сегодня мы с вами поговорим о зиме.

    Изучение нового материала.

Назовите сегодняшнее число. Назовите месяц. Это первый зимний месяц. Второй зимний месяц –январь и третий – февраль.

    Сравнение двух картин (осенней и зимней природы)

Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.) Повесить карточку с признаком «холодно» на доску.
Игра «Магазин».
- А сейчас я вас приглашаю в магазин. (В крупе спрятаны картинки одежды) Достаньте картинку и назовите предмет. Купить можно то, что подходит для зимнего времени года. По одному человеку выходят и «покупают» одежду. Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться)

Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло. Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.
- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела.

Отгадайте загадку и узнаем еще один признак зимы.

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а … (снежинки)

Закончите предложение: зимой идет … (снег)

Снег – что это такое? (замёрзшая вода)

Как образуются снежинки, кто знает? - Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Показать слайд, на котором изображён момент из сказки.

Поднимите руки, кто знает эту сказку?

«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали.

Рисование снежинок.

Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

Физминутка.

А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.

Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

С какими трудностями сталкиваются звери и птицы зимой? Как они готовятся к холодам? - Как можно помочь им?

Сейчас мы с вами приготовим еду для птиц.

Практическая работа.

Покрошить хлеб в пакет (у каждого пакет с кусочком хлеба – дети крошат его в пакет) Салфеткой вытирают руки.

Рисование снегиря.

Мы крошками хлеба будем кормить снегиря. Разукрасьте птицу.

ИТОГ урока. Назовите основные признаки зимы.

Ирина Антонова
Конспект занятия «Признаки зимы»

Ход занятия:

Загадка : Снег на полях,

Лёд на реках,

Ветер гуляет.

Когда это бывает?

Молодцы, вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, о признаках , по которым мы определяем наступление этого времени года.

Когда зима приходит в наши края? А с какого месяца берет начало календарная зима? Как мы определяем, что зима уже наступила?

Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы рисует всегда снег . Снег - это не только краски : белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким тёмным и мрачным, как поздней осенью.

Рассмотреть иллюстрации о зиме.

А теперь поиграем в игру, называется она "Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму!"

Отвечая на вопросы педагога, дети выявляют основные признаки наступления зимы .

Что случилось?

1. Стало холодно.

2. Постоянный снеговой покров.

3. Замерзание почвы и водоёмов.

4. Дни короткие, ночи длинные.

5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.

6. Растения спят.

7. Некоторые животные меняют окраску.

Низкая температура воздуха, мало солнечного тепла.

Солнце светит меньше по времени.

Холодно, насекомые в спячке.

А теперь ребята давайте познакомимся с новыми зимними словами. Как вы думаете, что такое оттепель, метель и изморозь? (Ответы детей) .

Итоги занятия :

О каких признаках наступления зимы мы говорили ?

С чем связаны все эти изменения в природе?

Публикации по теме:

Целевая прогулка для детей старшего дошкольного возраста. «Признаки Зимы» «Признаки Зимы» Задачи -Закреплять знания детей о зимних явлениях; -Учить элементам спортивной игры «Хоккей»; -Развивать способности к.

Конспект целевой прогулки «Признаки весны» Цель прогулки: -обобщить и систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам. Задачи: -развивать познавательный.

Конспект итогового занятия по теме недели "Признаки весны" Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация. Цель:.

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе «Весна. Весенние признаки. Подснежник» Тема. Весна. Весенние признаки. Подснежник. Программные задачи. Расширять представления детей о временах года. Закрепить знания детей о весенних.

«Признаки осени». Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и связной речи у детей ТНР План - конспект занятия с использованием интерактивной доски. Организационная информация Тема урока «Признаки осени» Предмет, занятие Развитие.

Конспект логопедического занятия «Характерные признаки осени. Листопад» Цель: познакомить с понятием «листопад», расширять знания о признаках осени, способствовать развитию внимания, мышления, памяти, развивать.

Конспект НОД «Весна. Признаки весны» (2 младшая группа) Конспект НОД по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию "Весна. Признаки весны" 2 младшая группа Цель: закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей младшего дошкольного возраста «Признаки ранней весны» Задачи: Познание - Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках. - Обобщить знания о перелетных птицах, их повадках, образе.

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

Что можно рассказать детям о зиме?

1. Детям о зиме, о зимних месяцах:

  • загадки о зимних месяцах
  • первый месяц зимы-декабрь

2.Природа в декабре:

  • деревья,
  • снег,
  • птицы,
  • животные.

3. Какие праздники в декабре

4. Загадки и стихи про декабрь.

5.Пословицы и поговорки про декабрь.

Рассказываем детям о зиме и зимних месяцах

Зимой люди надевают теплые шапки, шарфы, теплую одежду, потому что на улице становится очень холодно. В народе зиму еще называют: Зима, Зимушка, Седая Чародейка.

Зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Загадки про зимние месяцы

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебром.

Запрягает Дед Мороз

Трех коней в тяжелый воз.

Как зовут их, вспоминай!-

…Март, Апрель иль теплый Май?

( Декабрь, Январь и Февраль )

Декабрь-первый зимний месяц и последний месяц года. В декабре солнце-редкий гость, погода пасмурная: ведь декабрь-самый темный месяц в году. Декабрь еще называют в народе Студень, Стужайло. В декабре ударят настоящие морозы. Ночи длинные, дни короткие. Выпадает снег, который покрывает деревья, дорожки, крыши домов.

Люди любят русскую зиму, радостно ее встречают. Очень красивые стихи написали русские поэты о зиме. (Чуть позже я их опубликую)

В парке, в лесу становится тихо, уютно. После снегопада на снегу можно увидеть следы. Чьи они? Вот прошли люди, а вот пробежала собачка. Поиграйте с малышами в следопытов. Можно ли узнать, в какую строну шел человек? Детям такая игра нравится. Они ищут следы животных, птиц на снегу, угадывают, чьи они.

Деревья зимой

Во время прогулок с детьми обратите внимание на деревья. Дети часто спрашивают: не холодно ли зимой деревья, ведь они стоят совсем голые, раздетые.

Вспомните с детьми, что происходит с деревьями весной, летом, осенью и скажите, что деревьям нужен отдых, чтобы набраться сил к весне и они как бы погружаются в глубокий сон. Летом деревья откладывают под кору особую ткань-пробковую. она не пропускает из деревьев ни воду, ни воздух. Чем старше дерево, тем толще этот слой, поэтому старые деревья легче переносят зимние холода и морозы. И еще у деревьев есть зимой защита-одеяло из снега.

После такого рассказа спросите, понимают ли дети пословицу: »Спасибо, мороз, что снегу нанес.»

Снег в декабре

Обратите внимание, как падает снег. Рассмотрите хлопья снега. Это отдельные снежинки, сцепленные вместе. А между ними находится воздух, поэтому снег пушистый и легкий.

Рассмотрите отдельные снежинки. Они такие красивые, по форме напоминают звездочки, цветы, иголочки. чаще у снежинок бывает шесть лучей. А на морозе снег скрипит, это ломаются снежинки.

Вечером с детками нарисуйте снежинки, вырежьте их из бумаги, загадайте загадки про снежинки.

В морозную погоду на окнах появляются красивые узоры. Говорят, что Дед Мороз их рисует. Полюбуйтесь таким зрелищем, рассмотрите узоры на своем окне.

В парке, возле домов можно увидеть много птичек-синиц, воробьев, сороку, ворон. птицы стараются зимой прилетать ближе к людям. семена засыпало снегом, птицам становится трудно искать корм. Поэтому им необходимо зимой подкармливать. За окном часто можно увидеть синичек. Им вешают кусочек сала, они с удовольствием его клюют. Сделайте птичкам кормушки, повесьте их возле дома и наблюдайте, какие птицы прилетят к вам в гости. По клювику птиц можно угадать, чем они питаются.

Мы возле своих домов часто наблюдаем за синичками-веселыми и подвижными птичками, прилетает дятел, долбит кору деревьев, сорока бывает частой гостьей, иногда прилетают вороны, они очень крикливые. Сорока на снегу оставляет очень интересные следы-следы ног и полоски-отпечатки длинных крыльев и хвоста.

Что делают в лесу зимой звери?

Медведь спит в своей берлоге. Белочки прыгают по деревьям, ищут семена в шишках. А в сильный мороз они прячутся в дупло. Зайцы обдирают кору деревьев. Волки бродят злые и голодные. Им трудно зимой отыскать пищу, мелкие грызуны спрятались в норки. У зверей зимой тоже теплая одежда-густая шерсть у лисы, волка, у белочки хвост становится пушистым, а зайчик меняет серую шубку на белую. на снегу его трудно заметить.

На речке вода замерзает, покрывается льдом, если мороз очень сильный.Рыбам в воде становится тяжело дышать под водой. Рыбаки часто делают окошки на льду, проруби.

Самый главный праздник декабря

Какой праздник мы празднуем в декабре? Новый год! Самый веселый и долгожданный праздник. Люди готовятся к нему, делают украшения для елки, готовят подарки своим родным и близким.

Дети ожидают чуда. Пишут Деду Морозу письма и ждут его с нетерпением. На Новый год наряжают елочку, украшают ее красивыми игрушками, гирляндами, дождиком. Дети водят хороводы, поют новогодние песни, читают стихи и отгадывают загадки. Новый год- веселый и красивый праздник.

Загадки про декабрь

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц тот пройдет-

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь )

»Году конец и начало зиме!»

Вот так загадку задали мне.

Морозы и вьюга,

И снег на дворе.

К нам в гости приходит зима…

(В декабре )

Ну, когда же Новый год

К нам с подарками придет?-

Пусть пришел бы к детворе

Он пораньше, …( в декабре )

Стихи про декабрь

Декабрь

В декабре, в декабре.

Все деревья в серебре.

Нашу речку словно в сказке.

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке,

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки

Серебром звезду зажег,

Добежавший до макушки,

Самый главный огонек.

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы кремлевской башни

Свой салют двенадцать раз.

(С. Маршак)

Декабрь

Дверь распахнула и вошла,

Укутав белым покрывалом,

Деревья, улицы, дома…

Декабрь-и зима настала!

Мелькнут листки календаря

Вон Новый год уже стучится…

От января до декабря

Все это снова повторится.

Заколдованный декабрь

Снежинки медленно летят,

Крупные, тяжелые.

Я не узнала старый сад,

Когда пришла со школы.

Он стал, как сказочный ларец,

Весь белый и резной.

Как заколдованный дворец

Царевны ледяной.

Пословицы и поговорки про декабрь

Декабрь-ветрозим, студень.

В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.

Декабрь месяц старое горе кончает, новому году счастьем дорожку стелет.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь-шапка зимы.

Декабрь-стужайло, на всю зиму землю студит.

Декабрь- месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Декабрь спросит, что летом припас.

Мы рассказали детям о первом месяце зимы-декабре. Наблюдайте за природой зимой, задайте детям вопросы:

1. Какая погода в декабре?

2. Что делают звери и птицы зимой?

3. Какой праздник мы отмечаем в декабре?

И в конце предлагаю вам картинки -разукрашки для детей. Дети любят раскрашивать.

Тем, кто дочитал статью до конца-мультфильм -старый и добрый.

Готовьтесь с вашими детками к Новому году, учите новогодние стихи, отгадывайте загадки, делайте подарки и украшения на елочку.

Пишите ваши комментарии, делитесь информацией с друзьями.