Что происходит осенью с. Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список
































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Используемые сюжеты:

  • “Октябрь. Листопад”;
  • “Октябрь. Золотая осень”
  • “Сентябрь. Разноцветная осень” Из диска: “ Двенадцать месяцев. Осень”

Технологии:

  • Дифференцированное обучение.
  • ИКТ-технологии
  • Работа в группах

Цели урока

Расширить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений.

Учить учащихся наблюдать за природой.

Продолжить работу по формированию умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, находить причинно – следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения.

Развивать мышление, наблюдательность, речь.

Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав.

Воспитывать у учащихся любознательность, любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.

Развивать эмоциональное восприятие осенней природы, воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: проектор, экран, у учащихся зелёный и красный карандаши, кленовые листья – жетоны, маршрутные листы по количеству учащихся, таблички для 4 групп с причинами и следствиями изменения окраски листьев, карточки с вопросами для д/з, Парты расставлены попарно для 4 групп

Ход урока

1. Организационный момент СЛАЙД 1

2. Актуализация темы урока

У: - Сегодня мы превратимся в исследователей и отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения при работе в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!

Для сегодняшнего урока ребята приготовили стихи. (По одному человеку от группы) Послушайте их и постарайтесь определить тему урока. СЛАЙДЫ 2-5.

Просмотр сюжета: “Октябрь. Золотая осень”

Жёлтой краской кто-то
Выкрасил леса,
Стали отчего-то
Ниже небеса,
Ярче запылали
Кисточки рябин.
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
- Что случилось вдруг?
И ответил папа:
- Это осень, друг.
Наталия Антонова

Опустел скворечник,
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Все летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
Ирина Токмакова

Осенний трогая
Огонь,
Тянул я вверх
Свою ладонь.
Пожару осени,
Как другу,
Пожал
Пылающую
Руку.
Я пробирался,
Как во сне,
Сквозь заросли
Дождя
В огне.
Осталась
Память
У меня -
Букет oдин
Того
Огня.
Семен Островский

Кто догадался о чём пойдет речь на уроке? СЛАЙД 6

В чём заключается главная причина всех осенних изменений в природе?

3. Минутка календаря.

У. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Дайте характеристику погодных условий сегодня. СЛАЙД 7

О каких изменениях в природе говорят, проводя наблюдения над погодой.

У. – Какой день, по вашим наблюдениям, был самым холодным на этой неделе?

  • Какой день был самым теплым?
  • Что удивило вас в природе за неделю?
  • Объясните эти народные пословицы: СЛАЙД 8

Сентябрь кафтан с плеч срывает, тулуп надевает.

Октябрь – месяц близкой пороши.

Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме – родной батюшка.

У. - Какие вы знаете народные приметы об осенних месяцах?

На что обращают внимание все народные приметы? (на связь неживой и живой природы)

4. Планирование работы на уроке.

Мы превращаемся с вами в исследователей. И будем изучать одно из самых удивительных осенних изменений – изменения в жизни растений. На доске я выписала вопросы, на которые сейчас нам надо найти ответы. СЛАЙД 9.

Почему у хвойных деревьев нет листопада?

Что происходит осенью с травянистыми растениями?

Почему начинается листопад?

Почему происходит изменение окраски листьев осенью?

Просмотр сюжета: “Октябрь. Листопад”

Попробуйте их расположить в логической последовательности, чтобы получился план работы на уроке. Поработайте в группах.

Ученики обсуждают задание и приступают к обсуждению последовательности изучения темы. Приводят доводы и аргументы, отстаивают свою точку зрения.

У. – Я благодарю вас, ребята, самым последовательным мы признаем план, который записан в маршрутных листах. Я каждому раздаю такой лист. Внимательно рассмотрите его. СЛАЙД 10.

У. – Если вы получите ответ на данный вопрос и вам всё понятно, закрасьте квадратик зеленым цветом, если у Вас есть вопросы и что-то осталось непонятным, то красным.

Исследовательская работа непростая и мы должны настроиться на это, подготовиться к ней.

5. Физкультминутка для глаз . СЛАЙД 11

6. Изучение нового материала

У. – Какую примету осени описал Иван Бунин в стихотворении? СЛАЙД 12.

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

У. – Первой яркой приметой осенних изменений в жизни растений является изменение окраски листьев.

У. – Мы проводили наблюдения к сегодняшнему уроку на экскурсии:

  • Что изменяется в жизни растений осенью?
  • У каких деревьев листва краснеет, а у каких желтеет?
  • Какого цвета листва сирени осенью?
  • У какого дерева листва желтеет первой?
  • Как вы думаете, почему осенью меняется окраска листьев?
  • Где найти правильный ответ на этот вопрос?

Давайте обратимся к с.46 учебника, которая поможет узнать почему листья меняют цвет. (Читаем первый абзац).

У. – Теперь я предлагаю вам поработать в группах и расположить таблички по порядку. (Причины и следствия изменения окраски листьев: хлорофилл окрашивает листья в зелёный цвет; света и тепла становится меньше; разрушение хлорофилла; изменение окраски листьев). Проверим. СЛАЙДЫ 13 – 15.

У. – Мы ответили с Вами на первый вопрос, закрасьте квадрат зеленым или красным цветом. У кого есть вопросы, кому нужна помощь?

Дети, получившие первоначальное представление о листопаде, отвечают на вопросы менее успешных учеников. Сотрудничество продолжается до положительной рефлексии усвоенного материала каждым учеником.

У. – Вам нужно определить ключевое слово для следующего этапа урока. В этом вам поможет кроссворд в ТПО СЛАЙД 16.

У. – Проверим, что получилось. (Ключевое слово – листопад, слова – ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина. дуб) СЛАЙД 17

У. – Как вы думаете, почему опадают листья?

У. – Проверить ваши ответы поможет учебник (второй абзац текста на с.46 учебника).

У. – Выделите причины листопада. (понижение температуры воздуха и почвы; замедление сокодвижения; уменьшение испарения влаги; образование пробкового слоя).

У. – Какова главная причина осенних изменений в природе?

У. – К чему приводят изменения в неживой природе?

У. – Проверим вашу наблюдательность и любознательность. Листья каких деревьев представлены на слайдах? СЛАЙД 18

7. Физминутка СЛАЙД 19.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.

(И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.)

В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.

(И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.)

Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.

У . – Какой вопрос подготовила Оля?

Оля – Как деревья узнают, что скоро наступит зима?

У. – Какой вопрос подготовила Катя?

Катя - Одинаково ли опадают листья у деревьев?

(Пересказ текста из первого абзаца с.47 учебника.)

Ребята, в маршрутном листе самостоятельно отметьте, на сколько усвоен материал о листопаде.

У. – Всем известная с детства загадка: зимой и летом одним цветом. (ель и сосна) Как одним словом назвать эти деревья?

У. – О какой особенности хвойных деревьев говорится в загадке?

У. – Почему у хвойных деревьев нет листопада?

У. – Познакомимся со статьёй учебника с.47 второй абзац.

У. – Почему же хвоя лиственницы опадает? (У мягкой хвои лиственницы нет защитного слоя)

У. – Рассказ о лиственнице приготовил Игорь. СЛАЙД 20.

О сибирской лиственнице

С древнейших времен лиственница была известна, как превосходный строительный материал. Наиболее обширные площади она занимает в Сибири и на Дальнем Востоке. Образует чистые и смешанные с елью, пихтой и сосной насаждения.

Лиственница - дерево, обычно крупное, высотой до 35-50 м и диаметром до 1 м. Ее древесина лишь немного уступает дубовой по механическим свойствам и обладает замечательным качеством: она очень слабо подвержена гниению. Поэтому постройки из лиственницы стоят столетиями. Известно немало строений из лиственничной древесины, возраст которых превышает 500 лет. В доме из сибирской лиственницы снижается вероятность появления мигрени, неврозов, связанных со спазмами сосудов. На протяжении всего срока эксплуатации лиственница испаряет природные фитонциды, которые, попадая в дыхательные пути человека, предотвращает простудные и вирусные заболевания. Она способствует снижению артериального давления, повышается острота зрения, нормализуется обмен веществ.

На слайде представлены фотографии изделий из лиственницы. Это столб линии электропередач, мост, колесо, домашняя утварь.

У. – Есть вопросы к Игорю?

У. – Самостоятельно сделайте отметку в маршрутном листе.

У. – На какой вопрос нам предстоит найти ответ? Прочитайте в маршрутных листах.

У. – Вспомните и назовите известные вам травянистые растения.

У. – Чем травянистые растения отличаются от деревьев и кустарников?

У. – Какие растения ещё цветут осенью?

У. – Проверьте свои ответы, прочитав самостоятельно последний абзац текста на с 48 учебника.

У. – Завершите работу с маршрутными листами.

8. Закрепление.

А сейчас (при достаточном количестве времени) предлагаю посмотреть небольшой фильм. Слайды 21-32 (просмотр сюжета “ Сентябрь. Разноцветная осень”

9. Итог урока. Рефлексия.

У. – Почему осенью в природе происходят изменения?

В какой последовательности происходят изменения в природе?

Молодцы! Посмотрите свои маршрутные листы и скажите, какие вопросы были самыми интересными, самыми трудными.

Кто сегодня удивил вас на уроке? (Отвечают консультанты групп)

Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.

Хорошо, дружно работали в командах.

Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.

10. Домашнее задание.

У. – Вы очень хорошо поработали. Чтобы закрепить всё, что вы сегодня узнали, дома выполните задания. Я попрошу вас продолжить наблюдения за изменениями в жизни растений осенью. Задания будут распределены по группам.

1 группа.

  • Где быстрее сбрасывают деревья листву: в парках или в лесу?
  • У больных или у здоровых деревьев раньше начинается листопад?
  • Какие деревья, молодые или старые, первыми сбрасывают листву?

2 и 3 группы.

  • Учебник с.48.

4 группа.

  • Составить кроссворд “Осенняя клумба”.

Расскажите детям про осенние изменения в природе Для всестороннего развития дошкольников в детском саду и младших школьников крайне необходимо обращать внимание на природные изменения сезонов: весны, лета, осени, зимы. Например, с началом осени и нового учебного года можно провести урок "Осенние изменения в природе", наглядно объясняя в парке на прогулках или в классе с использованием собранного заранее материала тему обучения. Более взрослые дети ведут календарь изменения погоды, рисуя значки и проводя сравнение с предыдущими годами. В нем фиксируются осенние изменения в природе (картинки и гербарий прилагаются). По теме урока следует обращать внимание ребят на следующие моменты. Осенние изменения в неживой природе.Листопад Это величественное и красочное явление природы связано с биологическими изменениями, происходящими почти у всех дикорастущих деревьев в холодные периоды года. Листва опадает и дает возможность таким образом растениям отдохнуть, подготовиться к долгой зимней спячке, когда все жизненные процессы внутри дерева приостанавливаются, а соки перестают циркулировать. Без листьев деревья расходуют намного меньше воды, не скапливают на ветках много снега в период снегопадов. А значит, и риски механических повреждений снижаются. К тому же, вместе с листьями растения сбрасывают и всевозможных вредителей, которые затем погибают в период, когда настают холода. Можно сказать, что осенние изменения в природе начинаются с листопада. Но это - в живой природе (ведь деревья тоже живые существа, обладающие способностью дышать и расти). А как проходят осенние изменения в неживой природе, связанные с близким наступление холодов? Туманы Бабье лето - период недолгий, обычно заканчивающийся с наступлением октября. Появляются уже первые признаки ненастной погоды. Туманы, густые, липкие, напоминающие по своему виду молоко, наполняют осеннюю природу сыростью и прелым запахом. По своей сущности туман - густое облако, которое в результате перепада температуры образуется у самой поверхности почвы. Как только потеплеет - туман рассеется. Влага выпадет на пожухлую траву и листву в виде инея (если земля уже достаточно остыла). Иней К теме осенние изменения в неживой природе относится и такое явление, как иней. По сути своей - это мелкие частички росы, застывшие в виде снежинок. Они покрывают все поверхности тонким неровным колючим слоем. Это говорит о том, что в атмосфере появились первые заморозки и отрицательная температура. Ветры и облака Осенью холодный фронт атмосферы приносит с собой более холодные воздушные массы. Ветры реагируют на это и меняют свое направление, усиливаются, принося непогоду и осадки. Это время года иногда становится слякотным и протяженным, вызывая осенние изменения в природе. В свою очередь, кучевые дождевые облака приносят в себе огромное количество осадков. Если температура меняется достаточно резко, то можно и в начале осени почувствовать сильные ветры, увидеть и ощутить дожди со снегом, как следствие появления холодного циклона. Ледоход и гололед В конце ноября, бывает, температура воздуха падает до отрицательных значений. Водная поверхность различных водоемов сковывается первыми корочками льда. Это чаще всего происходит в прудах и озерах, где почти отсутствует течение. Лед не совсем еще окрепший, поэтому ветер и течения относят его, образуя так называемый осенний ледоход. Гололед, покрывающий почву в середине и в конце осени, образуется при легком морозе, который не дает дождю превратиться в снег. Земля еще не достаточно остыла, чтобы укрыться снежным покрывалом, предвестником сильных морозов. Наблюдая осенние изменения в природе, можно узнать, как подготавливается переход к зимнему периоду жизни, холодному и снежному. Когда все вокруг как бы замирает до следующей весны и наступления теплых дней.осенние изменения в живой природе Осенние изменения в живой природе О листопаде у деревьев и его значении для жизнедеятельности растений мы уже говорили в начале статьи. Следует подчеркнуть, что деревья относятся также к живой природе, так как живут и умирают, дышат и дают потомство. У растений осень - тщательная подготовка к зимнему периоду, когда все они (живущие в естественных условиях) впадают в зимнюю спячку: жизнедеятельность и обмен соками уменьшается многократно. Насекомые с наступлением холодов прячутся и впадают в спячку. Это защитная реакция на понижения температурных показателей. Множество насекомых (например, мухи или жуки) заползают в уютные щели и на первый взгляд кажутся мертвыми. Но это не так. С наступлением весны они оживут и снова будут летать. Холоднокровные животные "засыпают" в результате того, что не могут поддерживать температуру, необходимую для существования. Змеи, лягушки, рептилии и амфибии - все впадают поздней осенью в спячку. В самом начале осени птицы готовятся к перелетам в теплые края. Затем начинается их отлет. Зимующие пернатые никуда не улетают и усиленно кормятся в осенних лесах. Некоторые млекопитающие также впадают в спячку в конце осени-начале зимнего периода. Но связано это скорее не с наступлением холодов, а с отсутствием кормовой базы для них зимой. К таким животным относятся: медведь, барсук, сурок, еж, некоторые грызуны (суслик, хомяк, соня). Зимующие млекопитающие усиленно накапливают вес, чтобы в зимние холода расходовать собственный жир для обогрева и питания.

Тема: Изменения в природе осенью.

Цель: Дать учащимся представление о характерных признаках осени в неживой природе, расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц показать их связь с неживой природой. Формировать умение наблюдать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи в природе. Учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, активировать словарный запас детей.

Форма проведения: Экскурсия.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды, семена, осенние листья различных растений, рисунки с изображением птиц.

Ход урока.

    Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкой скок в ручеёк.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах.

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох.

Сидит «отчего?» на зелёном листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатром.

    Повторение изученного.

Ребята, какое сейчас время года?

Обратите внимание на небо. Какое оно?

Как греет солнце?

Расскажите о погоде сегодня (облачность, осадки, ветер, температура).

Когда вы выходили сегодня из дома, смотрели ли вы на градусник? Какую температуру показывал ваш термометр?

А теперь подумайте и ответьте на такой вопрос: в программе «Новости» сообщили, что в городе Петропавловске -1, а в городе Астане +2. Где теплее?

3. Работа по теме урока.

а) Осенние изменения в неживой природе.

Оглянитесь вокруг, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. Как они выглядели летом? Какой была погода летом? А когда наступает осень? Какой вывод можно сделать?

Вывод детей: Летом небо голубое лишь кое – где небольшие облака, осенью небо затянуто облаками и кажется ниже. Летом дожди кратковременные, теплые, с грозами, а осенью дожди затяжные, холодные. Летом погода тёплая, много солнечных дней; осенью температура воздуха понижается, ясных дней меньше (или почти нет), постоянно хмуро и пасмурно.

Вывод учителя: Похолодание, первые заморозки, появление инея, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – всё это осенние явления в неживой природе.

б) Как меняется осенью жизнь растений.

А теперь посмотрим, какие изменения происходят осенью в жизни растений. Какие деревья были летом? Некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад- с приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. Прислушайтесь к звукам. Что слышите? (шорох). Это осенние листья срываются с веток и кружась опадают на землю. Опишите свои чувства и ощущения.

Многие поэты воспевали в своих произведениях осень. Обратите внимание, какие краски увидел в лесу И. Бунин в своем стихотворении:

Лес, точно терем расписной

Лиловый, золотой, багряный.

Стоит над солнечной поляной

Завороженный тишиной.

С чем сравнивал лес И.Бунин? Почему?

А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях одновременно он начинается? Какие деревья раньше облетают, какие самые последние, какие деревья не сбрасывают листья? Обратите внимание, чем ниже становится температура воздуха, тем изменение окраски листьев становится интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно падают листья после заморозков. Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий. Ветви сломались бы от снега.

Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают свою листву, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять мало воды из охлажденной почвы. Кроме того, на узкой игольчатой хвое снег не сможет удержаться так, как на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль так же и расположение хвоинок. Они очень гладкие и, располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользящую поверхность. Сами ветки расположены к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Игра « Отгадай растение».

Оборудование: шишки сосны, ели, хвоинки сосновые и еловые, плоды и листья рябины, листья и семена клена и сирени, листья березы, яблони, плоды яблони.

Детям показывают листья, плоды или семена – они должны назвать растение и подбежать к этому растению.

в) осенние изменения в жизни животных.

Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом? А сейчас, посмотрите, больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся? (Предложить всмотреться в кору деревьев) У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии и изменении температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

Чем чаще питаются птицы? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для них основным кормом являются насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях меньше семян и плодов. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Каких перелетных птиц вы знаете?

Загадки о перелетных птицах

Что за весенняя птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два конца.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это?..

Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

Все ли птицы улетают в теплые страны? Какие остаются и как они себя ведут? Кроме воробьев к нам прилетают снегири, дятлы. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Загадки о зимующих птицах (после отгадки показывается рисунок с изображением птицы).

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю паучков.

В теплый край не улетаю

Чик – чирик! Не робей!

Я бывалый …

Трещала с самого утра:

Поррра, поррра! А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

и ставит подпись …

Перелётные птицы преодолевают огромные расстояния, летят без отдыха целый день, ночь, очень устают. Много птиц гибнет во время перелёта, попадают в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Игра «Отгадай животное» (после отгадки показывается рисунок с изображением животного).

Нам в класс принесли письма от животных. Но дождик размыл от имена тех, кто их прислал. Попробуем их угадать.

«Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать до весны. Но чтобы спокойно спать, надо накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладок мед! Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу».

«А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутьё, то никакая хитрость, не спасёт нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей- полёвок – находим без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка».

« Я очень интересный зверь. Только я умею строить на ручьях и речках плотины, как заправский лесоруб, валить толстые деревья и сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом всё переплавляю по воде к хатке и складываю большие кучи. Так я себе запасаю на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев».

«Врагов у меня полным – полно. И все - таки я живу – не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги, неприметная шубка. Глаза у меня «косые»- вижу ими не только вперед и по сторонам, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой шубки вырастает снежно – белая. Кормимся по ночам – так безопасней - веточками деревьев, корой их стеблей».

4. Итог урока.

О каких осенних изменениях в неживой природе мы говорили?

Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

Билет № 1

Солнце

В октябре дожди

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок снеговой покров,

«бабье лето».

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ КОСТИ СКЕЛЕТА (стр. 11 , 2 часть)

Билет № 2.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

Красиво явление в жизни растений – изменение окраски листьев осенью. Почему это происходит? В листьях есть особые красящие вещества, которые придают им цвет. Летом зеленый цвет листьям придает вещество хлорофилл. С приходом осени дни убывают, света и тепла становится меньше. Хлорофилл разрушается, и другие красящие вещества становятся ярче зеленого. Листья желтеют, краснеют, багровеют.

Почему в середине осени начинается листопад? В растениях замедляется движение соков, и им необходимо уменьшить испарение влаги. У деревьев и кустарников в месте соединения листа с веткой образуется мертвый пробковый слой. Он перекрывает доступ растительных соков в листья. И листья начинают опадать.

Что происходит осенью с травянистыми растениями? Однолетние травянистые растения с приходом осени засыхают и отмирают . У многолетних трав отмирает только наземная часть, а в земле остаются корни, корневища, луковицы.

В конце сентября обычно исчезает большинство насекомых . Они собрались в старых пнях и других укромных местах – вместе будут пережидать зиму. К зиме насекомые или погибают, или застывают. Когда начинают исчезать насекомые, собираются в дорогу насекомоядные птицы . Последними потянутся с севера на юг водоплавающие птицы : утки, гуси, лебеди. С криком, длинной цепью, углом или просто группой улетают наши перелетные птицы.

На смену им прилетают с севера зимовать кочующие птицы – это снегири, свиристели, сойки. Но по-прежнему будут суетиться в поисках пищи наши верные пернатые – оседлые птицы – это синицы.

У млекопитающие, например у волков, лисиц, зайцев, белок, начинается осенью линька. Меняют они легкую летнюю шерсть на густой мех. У многих поменяется и цвет шерсти. Так, у зайцев он изменится с серого на белый, у белок – с рыжеватого на голубоватый.

Бурые медведи, барсуки, ежи стараются накопить побольше жира, чтобы во время зимней спячки не голодать. Поздней осенью, с приходом морозных дней, скрываются они в берлоги, в норы, под вороха сухой травы и засыпают.

Земноводные и пресмыкающиеся тоже готовятся к зимовке. В осенние холода змеи и ящерицы, лягушки и жабы становятся менее подвижными . Они забираются под корни деревьев, под старые пни и застывают там с приходом морозов. Некоторые лягушки забираются в ил на дно водоемов.

КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ

С помощью физических упражнений и правильного питания можно влиять на прочность, упругость и даже на рост костей скелета. Для роста костей необходим «строительный материал» - минеральные соли. Поэтому полезно питание молочными продуктами, рыбой, яйцами. Важна для костей и . Без нее кости слабеют.

У человека с искривленным позвоночником внутренние органы смещаются и теснят друг друга. Чтобы избежать этого, необходимо следить за своей осанкой.

Осанкой называют привычное положение тела во время стояния, сидения или ходьбы. При правильной осанке голова и туловище составляют одну вертикальную линию, грудь слегка выдается вперед, плечи развернуты и слегка опущены, живот втянут. Не следует подолгу опираться грудью на край стола. Это мешает дыханию костей грудной клетки.

Кроме позвоночника, большую нагрузку испытывают кости ног. Очень важно, чтобы форма стопы была правильной и здоровой. Плоскостопие – это заболевание стопы, при котором ноги быстрее устают, болят при ходьбе и даже при стоянии. Помочь правильному развитию ног можно прогулками, бегом, физическими упражнениями. Следует обращать внимание и на обувь. Выбирать повседневную обувь надо с небольшим каблуком.

Билет № 3.

ЧЕМ ЗАНЯТЫ ЛЮДИ ОСЕНЬЮ

Чему радуются и о чем грустят люди осенью? Радуются синеве неба, последним полевым цветкам, красоте осенней природы. Грустят, глядя на караваны улетающих птиц. Но главная забота у людей осенью – это уборка урожая . Нельзя терять ни минуты. Надо управиться до дождей и холодов. Скосить и обмолотить зерновые культуры: пшеницу, ячмень, овес, рожь, гречиху, кукурузу. Собрать на полях, в огородах и садах овощи и фрукты. Сходить в лес по ягоды, грибы, орехи. Заготовить лекарственные растения : плоды боярышника, брусники, клюквы, корни одуванчика, лопуха, валерианы.

Надо позаботиться и о домашних животных. Сложить сено с лугов и сложить под навесы. Отремонтировать и утеплить жилищ а.

В садах, огородах, на полях убирают остатки растений, проводят работы по борьбе с вредителями. На полях проводят осеннюю вспашку земли и сеют озимые зерновые культуры. В огородах сажают под зиму чеснок, лук, морковь . В садах проводят посадку луковиц цветковых растений.

Чтобы сохранить созревший урожай , закладывают в хранилища картофель, морковь, свеклу. Солят и маринуют капусту, огурцы, помидоры. Сушат фрукты и грибы, варят варенье. После окончания осенних работ устраивают в городах и селах веселые праздники урожая. Говорят: «Осень дарит людям то, что вырастило лето». А всем ли поровну останутся подарки осени? Больше достанется тому, у кого руки, спина, ноги больше устанут. Кто пораньше вставал, подальше ходил да подольше бродил с корзинкой. Щедра осень только к трудолюбивым. «Кто земле кланяется, того она и кормит», «Сметану любить – корову кормить», - говорится в старинных поговорках.

НАЗВАТЬ И ПОКАЗАТЬ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Дыхание- это процесс поглощения из воздуха кислорода и выделения углекислого газа.

Носоглотка

Гортань

Трахея

Легкие

Бронхи

Билет № 4.

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА

Предметы, что нас окружают, ученые называют телами. Книга, ручка, пакет молока, мышонок, цветок, камень, капля воды – это все тела. Они различаются формой, размером, цветом и тем, из каких состоят веществ. Например, ваза для цветов сделана из стекла, школьный пенал – из кожи. При создании самолета используют разные вещества: металлы, резину, стекло, пластмассы.

Вещества могут быть жидкими, твердыми, газообразными . Молоко-жидкость, вещества камня находятся в твердом состоянии, воздух – газ.

Для своих изделий человек использует как естественные (природные), так и искусственные материалы . Например, стол и стул сделаны из древесины. Это природный материал. Расческа и шариковая ручка изготовлены из пластмассы – искусственного материала.

Все вещества состоят из маленьких частиц, между которыми есть промежутки. Мельчайшую частицу вещества назвалимолекулой. Молекулы так малы, что мы не видим их. Но каждая молекула-невидимка состоит из еще более мелких частицатомов.

Билет № 5.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ВОЗДУХ

Нашу Землю окружает толстый слой воздуха. Воздухом дышат все живые организмы. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Воздух помогает летать птицам и насекомым. С помощью воздуха мы говорим, поем и заставляем звучать духовые инструменты.

Воздух – смесь газов. В его состав входят азот, кислород, углекислый газ, водяные пары и другие газы. Кроме того, в воздухе могут присутствовать частицы пыли, пыльца растений, бактерии.

Состав воздуха может меняться. Люди, растения и животные в процессе дыхания поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ .

Может ли исчезнуть кислород из воздуха? Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром леса называют «Легкими» нашей планеты.

Билет № 6.

Билет № 7.

ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА

Почва – это верхний плодородный слой земли. Солнце, вода и ветер разрушают горные породы, превращая их в песок и глину. Разные бактерии и лишайники, продолжая разрушать песок и глину, создают условия для жизни мхов и других растений. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит триста лет, пока появится сантиметр такого слоя. Толщина слоя почвы бывает разной. В степях он около метра, на каменистых склонах гор – сего несколько сантиметров. В жарких пустынях, в холодных ледяных просторах Арктики почвенный слой может вообще отсутствовать.

КАК УХАЖИВАТЬ ЗА КОЖЕЙ

Необходимо регулярно смывать с кожи грязь, выделения пота, кожное сало и многочисленных микробов, так любящих размножаться на грязной коже. Ежедневно принимай душ. Не ленись: ведь кожа – твоя верная защитница .

Не принимай солнечные ванны без отдыха в тени. Опасайся получить тепловой удар и ожог кожи. При небольшом ожоге можно смазать поверхность кожи специальным кремом или эмульсией.

Если на коже появляется ранка, болезнетворные бактерии проникают в нее. Необходимо промыть ранку и обработать ее края раствором йода . Затем надо забинтовать ранку, чтобы остановить проникновение в нее новых бактерий.

Не носи тесной одежды – она мешает дышать коже. Тесная обувь зимой может привести к обморожению ног. Растирай обмороженный участок чистыми сухими руками до покраснения. Не растирай кожу снегом – могут появиться трещинки, через которые попадут грязь и микробы.

Билет № 8.

ЧТО МОЖЕТ РАЗРУШАТЬ ПОЧВУ?

Дождь пройдет, напоит поля, огороды, сады – урожай будет богатым. Но бывают ливневые дожди , которые губят будущий урожай, смывают плодородный слой почвы с посевами и молодыми всходами. Случается, что сильный ветер выдувает почву или суховей иссушает ее. Не только природные явления могут разрушать почвенный слой. Неправильно обрабатывая почву, неграмотно ухаживая за растениями, засоряя промышленными и бытовыми отходами, делают люди почву бесплодной. Пополняя почву большим количеством минеральных удобрений, излишне применяя ядохимикаты для борьбы с вредителями и сорняками, можно вырастить хлебные культуры, овощи и фрукты, которые будут вредными для здоровья.

КАК БЕРЕЧЬ ЗРЕНИЕ

Недостатки зрения можно исправить, развивая мышцы глаз, нося очки. Что может испортить зрение?

Плохое освещение, чтение лежа, многочасовое просматривание телевизионных передач, засорение глаз.

Не смотри широко раскрытыми глазами на Солнце.

Не бери острых, колющих предметов во время игр.

Книга или тетрадь должны находиться от глаз на расстоянии 23-30 сантиметров. Свет должен освещать слева.

Не три глаза грязными руками.

Если глаза воспалились, промой их заваркой чая или отваром ромашки.

Если соринка попала в глаз, отдали веко от глаза. Появившаяся слеза смоет соринку.

Билет № 9.

Стр. 46

Билет № 10.

КАК ЗИМУЮТ ЗВЕРИ

Ты уже знаешь, что тело большинства млекопитающих (зверей) покрыто шерстью. К зиме у многих животных заканчивается линька – обновление шерсти. Становится она густой и пушистой. У некоторых животных поменялся и еецвет . В зимнюю стужу белка прикрывается своим большим пушистым хвостом как одеялом.

Чем питаются зимой звери ? Белка припасла орехи, желуди, грибы, зерна. Да и семена еловых шишек могут ей пригодиться. Лисица промышляет мышей. Рысь затаилась на низких ветвях дерева. Не уйти лисе от этой крупной дикой кошки. Выискивают добычу и волки. Бродят семьями. Лоси бродят в заснеженном лесу в поисках молодых осинок, чтобы поглодать коры и веток.

Многое могут рассказать о путешествиях лесных обитателей разнообразныеследы на снегу. Но не найдете вы на снегу следов барсука, медведя, ежа. Попрятались они в свои норы и залегли в спячку до весны. Накопили подкожный жир , и зима им не страшна – жир греет и кормит. Летучие мыши висят кверху лапками и тоже спят.

Во время спячки температура тела у животных понижается , дыхание и сердцебиение замедляется. Грызуны, проснувшись, съедают часть своих запасов и опять засыпают, а проснувшийся медведь уже до конца зимы бродит в лесу. Страшно встретиться с голодным медведем-шатуном зимой. Удивительно, но именно зимой рождает медведица медвежат и выкармливает их молоком.

РАСТЕНИЯ – ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Всем растениям необходимы воздух, влага, свет, тепло, питательные вещества для развития. Все растения дышат, питаются, растут, размножаются, развиваются. Растения – живые организмы . Однолетние растения отмирают к зиме, многолетние – живут десятки, сотни, тысячи лет.

Какие органы есть у растений? Какие функции они выполняют? Как размножаются растения? Каждое цветковое растение имеет корневую систему, стебель, листья, цветки, плоды и семена. Они и являются органами дыхания, питания, размножения растения.

Билет № 11.

КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЦЫ.

Без тренировки мышцы быстро слабеют. Это хорошо знают спортсмены, музыканты, артисты цирка. Космонавтам после приземления сначала трудно не только ходить, но даже поднимать руку. Мышцы можно развивать, выполняя физические упражнения . Упражнения следует делать в проветренном помещении, начиная с небольшой разминки , через два часа после еды.

Нагрузку на мышцы надо увеличивать постепенно , развивая все мышцы, чтобы не нарушить пропорции тела. Упражнения с тяжелыми гантелями нельзя начинать раньше 13 лет, пока не окрепли кости!

После упражнений следует принять душ или обтереться мокрым полотенцем . Лучший отдых для мышц – крепкий сон на свежем воздухе.

Билет № 12.

Билет № 13.

КАК ПИТАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ.

В огородах наши предки выращивали лук, репу, морковь, свёклу, тыкву, капусту, огурцы. Разводили кур, уток, гусей. У более зажиточных хозяев был домашний скот: коровы, козы, свиньи, овцы.

Простые люди мясо ели редко, рыба была им более доступна. Летом и осенью в лесах заготавливали ягоды, грибы, орехи. Ставили ульи с роями пчел и собирали мед. На зиму солили в бочках грибы и огурцы, квасили капусту, вялили и солили рыбу и мясо.

Основной пищей крестьян, и горожан на Руси долгое время быхлеб – ржаной и пшеничный. Ели каши из гречневой крупы, пшённой, перловой. Приправляли их молоком, коровьим или льняным маслом, медом. Делали кисели из овсяной или гороховой муки.

Непременным праздничным угощеньем былипироги всевозможных размеров и с различными начинками. Пили мед, разбавленный водой, а также квас, пиво. Позже распространилось и чаепитие из самоваров.

Билет № 14.

Билет № 15.

ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ РАСТЕНИЯ.

Разнообразны растения нашей Земли. Среди них есть хвойные и цветковые, водоросли, мхи и папоротники.

Разные у них величина и форма стеблей, листьев, корней. У цветковых растений разнообразны цветки и плоды. Хвойные деревья различаются хвоинками. У ели они колючие и короткие. Длинные хвоинки сосны обыкновенной крепятся по две, кедровой – по пять. Мягкие хвоинки лиственницы растут пучком.

Условия роста растений разные. Теневыносливые растения развиваются в тени, светолюбивые – на солнечных местах. Теплолюбивые растения погибают при резком похолодании, холодостойкие – выдерживают заморозки. Есть растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Одним растениям нужна богатая перегноем почва, другие растут на песках, третьи обитают в воде.

Многие растения обладают лекарственными свойствами . Мяту, чистотел, зверобой с давних времен используют на Руси. Среди растений встречаются и ядовитые. Красавка, ландыш, белена могут вызвать смертельные отравления.

Билет № 1

ИЗМЕНЕНИЯ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ ОСЕНЬЮ

О чем чаще всего в конце лета и в начале осени говорят люди? Конечно, о понижении температуры воздуха и воды в водоемах, о появлении инея на земле и первых заморозках. Все эти изменения связаны с тем, что Солнце поднимается все ниже. Все меньше тепла и света. После 23 сентября дни становятся короче ночи.

В октябре уже начинаются туманы и затяжные дожди , а иногда и первый снег. Неуютно становится в лесу. Роскошный ковер из осенних листьев почернел. Грибов уже нет. К концу месяца уже стоят без листьев осинки, березки и могучие дубы.

В ноябре уже блестит тонкий хрупкий ледок у берегов рек и озер. Появляется и снеговой покров, но в теплые дни он может растаять. Наблюдаются частые туманы, но бывают и солнечные деньки, которые радуют теплом всех обитателей природы.

Пору теплой погоды осенью называли в старину «бабье лето». Обычно оно бывало с 14 по 21 сентября. Успевали переделать много дел в такие погожие дни.

А в ноябре говорили, что стучится в дверь чародейка-зима. По древнеславянскому календарю вересень, сентябрь, - месяц первого инея («врасенец» - иней). Листопадником назвали октябрь. Ноябрь в старину называли «грудень» - грудами (буграми) начинает замерзать земля.

Объекты и явления живой и неживой природы осенью, зимой, весной и летом: описание.

Осень – это золотое время года, которое приходит сразу после жаркого и солнечного лета. Маленькие детки замечают кардинальные изменения, как в погоде, так и в отношении к себе. С наступлением осени палящие лучи солнца заменяют дождливые дни, деревья начинают скидывать листья, а трава желтеет. Таким образом, природа готовиться к наступлению холодов и зимы.

Осенние признаки осени в живой и неживой природе: список

Для многих школьников осень ассоциируется с началом нового учебного года, в это время ребятишки встречаются со своими друзьями и одноклассниками, и одевшись в школьную форму идут получать новые знания.

Существуют такие признаки наступления осени:

  • Наверняка детишки заметили при наступлении осени, куда-то делось солнышко, а небо затянули тучки. Даже при солнечной погоде, уже не так тепло на улице (можно понять по том, как начинают одеваться люди). Легкие футболки и платья сменяются на жакеты и джинсы, а с наступлением октября-декабря многие одевают пальто и курточки.
  • Несмотря на то что лето жаркое, конечно, бывает ветреная погода. Но она больше радует, ведь когда дует тепленький ветерок — он освежает. А вот сильные порывы ветра в осеннее время, уже не такие приятные, ведь дует холодный ветер с такой силой, что срывает листья с деревьев.
  • Осень характерна частыми туманами, и мамы начинают следить за переменами погоды, ведь осенью часто меняется погода, а правильно одеваться очень важно в такое время, т.к. заболеть очень легко. Кстати, с переменой климата многие детки начинают болеть простудными заболеваниями, чего редко встретишь летом.
  • Наступившую осень можно увидеть по растениям, например, как краснеет виноград или смородина, желтеет каштан и многие другие деревья и кустарники. В сентябре уже можно собирать опавшие листья клена. Часто из них делают аппликацию или различные букеты. А вот по хвойном деревьям определить наступление осеннего период невозможно, Ведь такие деревья зеленые и летом и зимой.
  • Определить перемену погоды можно наблюдая за животными. Например, большинство птиц прячутся от холодов, улетая теплые края. Конечно, есть и такие, которым не страшен холод – это голуби, вороны и воробьи. А вот теплолюбивые птицы, учуяв наступления дождливой осени сразу же со своими птенцами улетают далеко на юг.
  • Есть звери, которые впадают в спячку, такие как – медведь, енот, барсук, еж и многие другие, особенно те, которые живут в норках. Заяц, лисица и белочки меняют свой окрас, таким образом им легче маскироваться от хищников. Как известно, белочки очень запасливы – поэтому на зиму подготавливают много орешков и желудей, чем будут кормиться на протяжении всех холодов. А собирают еду именно осенью, когда поспевают орехи и желуди. Это также можно наблюдать.
  • Надоедливые мухи, комары и многие насекомые также прячутся с наступлением малейших холодов.
  • А почему стал денек короче? Это также характеризует осень. Если солнышко садиться раньше обычного, то стоит ожидать наступление холодных деньков. Это признак осени в неживой природе.
  • Все ближе к зиме можно по утрам наблюдать иней. Это маленькие частички росы, которая замерзла на листьях и поверхности неровным колючим слоем.
  • Встречается осенью даже гололед, это бывает зачастую в конце ноября, когда температура воздуха показывает минусовые значения. К этому времени люди уже носят шапки, перчатки и шарфики. Погода сулит о том что зима уже «на носу».

Осень – это очень яркое и красивое время года, дороги укрыты золотым «одеялом», можно наблюдать прекрасные пейзажи и над тем как птицы ключом улетают в теплые края. Несмотря на то, что осенью царит дождливая погода, это дает нам возможность наблюдать за красотой природы.

Объекты и явления живой и неживой природы осенью: описание наблюдений

На территории нашей страны можно часто наблюдать перемены погода и природы, которая «подстраивается» под грядущие перемены. Многие явления которые мы наблюдаем, связанны именно с временами года и поэтому называются сезонными. Одна из самых прекрасных времен года – это осень.

В это период природа окрашена золотыми красками, все животные и растения готовятся к холодной зиме и можно наблюдать удивительнее перемены и явления. Для осени характерны такие основные изменения:

  • Туманы. Такое явление можно объяснить тем, что земля днем нагревается, а ночью уже минусовая температура, поэтому с восходом солнца наблюдается туман, роса и даже иней
  • Ливень. Осень ассоциируется именно дождливой погодой, а именно в этот период наблюдаются сильные дожди – другими словами, ливень
  • Ветер. Именно осенью можно столкнуться, выйдя на улицу, с сильными порывами ветра, которые часто сопровождается с дождем или даже градом
  • Темнеет раньше
  • Облачная погода
  • На водоемах и лужах можно наблюдать тонкий лед, но становиться, и тем более играть на нем очень опасно, лучше подождать зимы
  • Наступление зимы можно также характеризовать «бабьем» летом. В этот период на землю опускается тяжелый молочный туман, который наполняет воздух сыростью
  • В конце осени дождливую погоду разбавляет небольшой снегопад, после которого часто бывает гололед


Это характеристика неживой природы, которую можно наблюдать осенью, а вот к переменам в живой природе можно отнести:

  • Животные, например, лисица, белка и заяц меняют свой окрас
  • Многие животные впадают в спячку в конце осени
  • Птицы улетают в теплые края
  • Насекомые также прячутся от холодной погоды, уже не встретишь бабочек и божьих коровок, свист кузнечиков не услышать, пчелы не жужжат и не опыляют растения, комары и мухи также встречаются все реже
  • Листопад. Это первый признак того, что наступает золотая осень. Литья желтеют, а сильным порывом ветра деревья и кустарники освобождаются от них. Все дороги укрыты красивым золотым ковром

Осень – это чудесное время года, которое подготавливает природу и людей к холодной морозной зиме. Это время дает нам отдохнуть от жарких и душных летних дней. А вот первые, кто начинает реагировать на перемены климате – это растения. Ягоды и овощи полностью поспевают, а деревья одеваются в золотистую листву.

Зимние признаки зимы в живой и неживой природе: список

В ожидании Нового Года, многие детки знают, что наступила роскошное время года – зима. Подарки, праздник и Дед Мороз со Снегурочкой — это далеко не все показатели того что пришла зима. Конечно наступает она на месяц раньше – 1-го декабря. Это сказочное время, когда можно играть в снежки и лепить Снеговую бабу, на окнах мы встречаем потрясающие рисунки, а на улице красивая снежная погода.

В предвкушении наступления зимы, мы все в ожидании сказки, исполнения желаний и волшебства. Именно так у нас ассоциируется холодная зима. Но это далеко не все показатели, по которым можно определить наступление такого чудесного периода:

  • Во-первых, все одеваются достаточно тепло. В качестве верхней одежды служит пуховик или шуба, люди надевают теплые перчатки и шапки, а совсем уже в «лютую» погоду – огромные шарфы и термобелье. Очень важно одеваться как можно теплее в такую холодную погоду, ведь с легкостью можно простудиться и пропустить все зимние каникулы
  • Снегопады – это также основная характеристика зимнего периода времени
  • Зимнее небо достаточно тяжелое и как будто повисает, прямо над головой. В воздухе парит влага и морозная свежесть
  • Гололед. Ходить зимой или ездить очень опасно, для удобства многие люди одевают снегоступы, а автомобили «переобувают» в зимнюю резину. Ведь поскользнуться очень легко, а хуже — повредить ногу или руку


  • Если дует сильный ветер и падает снег, то получается метель. Наблюдать из окна за такой погодой очень увлекательно, а вот если попасть под сильный ветер со снегом, достаточно неприятно
  • В детстве мы все очень любили сосульки. И это еще один признак зимы. Другими словами, сосулька – это конусообразный кусок люда, которые чаще всего можно встретить на крышах домой или деревьях.
  • Животных, птиц и насекомых, к сожалению, можно встретить очень редко, ведь птицы улетают в более теплые края, животные уходят в спячку, а насекомые прячутся от суровых морозов, которые характерны для зимы
  • Дни значительно короче ночей

Несмотря, на холодные температуры и метелицы, зима – это чудесное время, во многие игры можно играть только благодаря снегу, который выпадает только зимой. Кататься на лыжах, санках, сноуборде, играть в снежки или лепить различные фигур из снега – это очень увлекательные и развивающие занятии возможны только зимой. Поэтому зимние каникулы не стоит проводить сидя у монитора компьютера, а лучше отлично провести свободное время с друзьями или в кругу семьи.

Объекты и явления живой и неживой природы зимой: описание наблюдений

Природа это все что на окружает и создано руками человека. Условно природу можно поделить на живую и неживую. К первой группе относятся растения, животные, грибы, человек, микробы. А вот к неживой природе: солнце, воздух, звезды, почва, осадки и др.

Зимой, летом, осенью и весной все явления плавно меняются, этим мы и можем определить сезоны времен года. Зима – это самое холодное время в году, но этим и самое прекрасное. Зимой открывается сезон веселых игр в снежки, дети катаются на горках и на санках, лепят снеговую бабу, и самое главное, каждый в ожидании сказочного Нового Года. Такое время можно определить по таким признакам:

  • В виде осадков чаще наблюдается снег. Снежинки падают на землю как и самостоятельно, так и хлопьями. А также только зимой можно увидеть снегопад – это обильное выпадение снега
  • Метель и пурга
  • Гололед. Конечно, все детишки любят кататься на коньках, но такое занятие достаточно опасное, поэтому можно играть на льду только в сопровождении взрослых
  • На крышах домов и ветвях деревьев можно найти сосульки. Поэтому нужно быть внимательным, и лучше не ходить под домами, ведь если температура станет выше — сосулька может легко растаять и упасть
  • Дед Мороз украшает красивыми узорами окна
  • Все реки и озера покрываются толстым слоем льда, что называется ледостав


В живой природе можно найти такие изменения:

  • Многие животные меняют свой окрас, например, заяц, белка и лиса
  • Медведи и ежи ложатся в спячку
  • Прилетают снегири и синицы, которые сменяют основную часть птиц
  • Люди одеваются в теплую одежду

Когда снег начинает таять, а узоры с окон исчезать, солнце начинает греть теплее, а день становиться длиннее – тогда зима начинает постепенно переходить в другое время года – весна. Какие еще есть признаки весеннего сезона, описано в следующем пункте.

Весенние признаки весны в живой и неживой природе: список

Весна ассоциируется с новой жизнью, ведь в этот период земля просыпается от зимней спячки, природа начинает расцветать, появляются первые еще совсем зеленые лепесточки и пучки. Это самое прекрасное время, яснее солнышко и небо чистое, а в воздухе парит свежесть.

Понять когда именно начинается весна, можно очень легко, есть большое количество явлений и процессов которые характеризуют такой сезон, например:

  • Появляются первые зеленые цветочки
  • Животные просыпаются от зимней спячки
  • Зайчики, белочки и лисички снова меняю окрас шубки, таким образом они маскируются под окружающую среду. Многие животные начинают линять
  • Появляются почки, а из них — цветочки
  • Слышно пение птиц, которые возвращаются с теплых краев
  • Весна – это время для рождения нового поколения у животных
  • Птицы начинают вить гнезда


Из неживой природы:

  • Первое – это таяние снега
  • Начинают журчать ручейки
  • Зимой грозы практически не бывает, а вот весной можно столкнуться с таким явлением
  • Ледоход – это явление происходит, потому что лед начинает таять и плавно перемещается по реках

Если проследить за тем что люди делают, то также можно увидеть изменения. Весна считается временем уборки, ведь после зимы стоит очистить свой дом. Также, идет подготовке к посадке огорода, особенно если человек живет в сельской местности.

Объекты и явления живой и неживой природы весной: описание наблюдений

После холодной зимы, все с нетерпением ждут тепленьких деньков. Буквально с первых же дней весны, начинают пригревать солнечные лучи, а вместе с тем и появляются цветочки, трава зеленеет, деревья распускают пучки, начинают петь птички. Другими словами Земля снова оживает и просыпается.

  • Первый признак – это тает снег. Сосульки тают и понемногу исчезают красивые узоры с окон.
  • День становится дольше.
  • Если зимой часто бывают свинцовые тучи, а небо серое и тусклое, то весной небо уже становится светлее, тучи расходятся и небо становится чистым и ясным.
  • Растения также реагируют на приход весны и демонстрируют это появлением зеленых листиков, почек, ели и ольхи распускают молодые шишки. Постепенно распускаются цветочки, появляются пчелы и другие насекомые.


  • Также весна ассоциируется с пушистыми «котиками» вербы, их несут в церковь на Вербное Воскресенье. Также, одним из самых важных праздников весны является 8 марта. Это международный женский день, а символом считаются такие цветы, как тюльпаны.
  • Птицы прилетают снова домой, и это слышно по прекрасному пению. Ласточки начинают вить гнезда и заводить потомство.
  • Животные меняют свой теплый наряд на более легкий. Вместе с тем, и окрас самой шерсти.
  • Люди также, меняют свой гардероб, шубы, теплые шапки и сапоги прячут до следующей зимы.

Веной также, есть увлекательнее занятия, например, ближе к майским праздникам, многие отравляются на рыбалку, за грибами, начинают жарить шашлыки и много отдыхать на природе, наслаждаясь прекрасной природой.

Летние признаки лета в живой и неживой природе: список

Конечно, все детки знают когда начинается лето, т.к. после тяжелого учебного года, наступают долгожданные летние каникулы. Именно поэтому лето самое любимое время в году. Многие уезжают в гости к бабушкам или на курорт с родителями. Море, пляж и много веселья – ожидает каждый ребенок. Но это не единственный показатель того, что наступило лето, существуют и такие изменения в живой и неживой природе, например:

  • Погодные условия. Ветер сухой, температура высокая, поэтому даже ночи летом достаточно теплые. Но если день очень жаркий, а небо чистое как слеза, в один момент может пуститься дождь с грозой, после которого часто можно увидеть радугу
  • По утрам на листьях и траве можно найти росу
  • Ветер может быть сильным с переменными порывами и частой сменой направления


Жаркие дни лета разбавляет и дождливая погода, а летний дождь делиться на несколько типов:

  1. Обыкновенный
  2. Кратковременный. Его называют еще слепым или грибным, сопровождается солнечной погодой
  3. Ливневый. Начинается внезапно. За очень короткое время выпадает большое количество воды. Сопровождается ветром и громом
  4. Градообразный. Вместе с каплями воды выпадают и частички града. Протекают мощно и быстро, что в следствии негативно влияет на сельское хозяйство
  • Трава имеет ярко-зеленый окрас
  • Летом поспевают ягоды и фрукты, распускаются цветы
  • Уже в начале лета можно собирать грибочки после дождя

Летом люди одеваются достаточно легко, носят солнцезащитные очки и шляпы, которые защищают от жарких солнечных лучей. В сельском хозяйстве лето – это очень важный период, агрономы и землевладельцы занимаются обработкой почвы, следят за своим огородом, собирают ягоды и занимаются консервацией на зиму.

Объекты и явления живой и неживой природы летом: описание наблюдений

По учебнику «Окружающий мир» детки начиная уже со второго класса, могут ознакомиться с различными аномалиями и изменениями окружающей среды. Все эти перемены плавно меняются вместе с сезонами года, поэтому их часто называют сезонными.

Основными из объектов и явлений, которые можно встретить летом это:

  • Жаркая погода
  • Сильные порывы теплого ветра
  • Дожди, после которых можно собирать грибочки
  • Гром – звуковое явление, которое часто сопровождается молнией
  • После дождя появляется радуга
  • По утрам можно наблюдать такое явление как роса
  • Растения одеты в зеленые лепестки, пахнет цветами, а плоды поспевают
  • Слышно пение птиц, жужжание пчел и звон сверчков
  • День длиннее ночи, и можно наблюдать за прекрасными звездами сквозь прозрачное и чистое небо.


Каждый сезон года по своему уникален и прекрасен:

  • Осенью вся природа, растения, животные и люди готовятся к холодам. Деревья желтеют и скидывают листья, животные делают запасы на зиму, меняют окрас, а некоторые готовятся к зимней спячке. Птицы улетают в более теплые края, а насекомые прячутся. Люди достают теплую одежду и зонты, собирают поспевшие плоды и ждут заморозков.
  • Зима же – это пора белоснежной сказки, и веселых игр на снегу. Вся поверхность земли покрыта толстым слоем снега и льда. Детишки и взрослые с началом зимы с нетерпением ждут новогодних праздников.
  • Весной земля просыпается от зимнего сна, все вокруг расцветает, а в воздухе парит свежий аромат. Птицы возвращаются, животные также меняют свои шубки и выползают со своих норок и продолжают свое потомство. Уже можно встретить насекомых, птиц и мошек. А люди потихоньку сажают огороды, сады и подготавливаются к жаркому лету.
  • Лето – любимое время года, т.к. начинаются долгожданные каникулы. Наконец-то, можно насладиться теплыми деньками, понежиться на солнце и покупаться на море. Уже в начале лета можно посмаковать вкусными ягодками и плодами. Летом можно собирать грибочки, ездить в лес за цветами и отдыхать на свежем воздухе.

Видео: Живая и неживая природа — объекты и явления, познавательное для детей