История развития танкостроения. Советские танки и бронетехника

Начало танкостроению было положено во время Первой мировой войны. Поражающие воображение современников машины появились на Западном фронте. Боевые действия между Германией, Францией и Великобританией несколько лет оставались позиционными. Солдаты засели в окопах, а линия фронта почти не двигалась. Прорвать позиции противника существовавшими средствами было практически невозможно. Артподготовка и марш-броски пехоты не давали нужного результата. История танкостроения началась благодаря британцам. Именно они первыми стали использовать не имевшие аналогов самоходные машины.

Великобритания

Первый английский танк Mark I появился в 1916 году, когда экспериментальную модель выпустили в количестве 100 боевых единиц. У этой модели было две модификации: с пулеметами и пушками. История танкостроения началась с «блина комом». Mark I был малоэффективным. В его пулеметы не могли бороться с немецкими огневыми точками.

Несмотря на то что те танки были несовершенными, они продемонстрировали, что у нового вида вооружения есть серьезные перспективы. Более того, первые модели приводили немецких солдат, никогда не видевших ничего подобного, в ужас. Поэтому Mark I использовался скорее в качестве психологического оружия, чем боевого.

Всего в этом британском "семействе" появилось девять моделей. Серьезным прогрессом отметился Mark V. Он обзавелся четырехскоростной коробкой передач и специальным танковым двигателем под названием «Рикардо». Это была первая модель, которой управлял только один человек. Произошли и другие изменения. В корме появился дополнительный пулемет, и увеличилась рубка командира.

Франция

Успехи англичан вдохновили французов продолжить эксперименты союзников. История танкостроения многим обязана модели "Рено FT-17". Французы выпускали ее в 1917-1918 гг. (было выпущено почти 4 тысячи единиц). Об эффективности FT-17 говорит хотя бы то, что их продолжали эксплуатировать даже в начале Второй мировой войны (двадцать лет для танкостроения - это колоссальный срок).

Чем объяснялся такой успех "Рено"? Дело в том, что это был первый танк, который получил классическую компоновку. Управление машиной велось из ее передней части. В центре находился боевой отсек. Сзади располагалось моторное отделение. Такое техническое и эргономическое решение как нельзя лучше раскрыло боевой потенциал FT-17. История развития танкостроения сложилась бы иначе, если бы не эта машина. Большинство историков считает ее самой удачной моделью, использовавшейся на фронтах Первой мировой войны.

США

Американская история танкостроения началась благодаря усилиям генерала Джона Першинга. Он прибыл в Европу в 1917 году вместе с экспедиционными силами США, после того как те объявили войну Германии. Познакомившись с опытом союзников, их техникой и позиционной войной, о которой в Америке не подозревали, генерал стал добиваться от своего руководства внимания к теме танков.

Армия США закупила французские "Рено" и использовала их в боях под Верденом. Американские конструкторы, получив иностранные машины, провели небольшую модификацию. После Первой мировой войны танковые войска США были расформированы из-за дороговизны. Затем несколько лет вообще не выделяла средств на создание новых машин. И только в 1930-х гг. появились первые экспериментальные модели собственного производства. Это был M1931 (боевая машина T11). Его так и не взяли на вооружение, но опытные работы дали американским конструкторам необходимую пищу для размышлений перед дальнейшими изысканиями.

Эволюция американской техники затормозилась еще и из-за Великой депрессии, серьезно поколебавшей экономику страны. Серьезное финансирование к инженерам и конструкторам пришло только с началом Второй мировой войны, когда власти поняли, что, возможно, им не удастся отсидеться за океаном, и придется отправлять войска в Европу.

В 1941 году появился "M3 Стюарт". Данный легкий танк был выпущен в количестве 23 тысяч единиц. Этот рекорд в своем классе так до сих пор и не побит. История мирового танкостроения не знает более модели, выпущенной в таком количестве. «Стюарты» не только использовались американской армией, но и поставлялись союзникам: в Великобританию, Францию, Китай и СССР по ленд-лизу.

Германия

Бронетанковые войска в Германии появились только в эпоху Третьего рейха. заключенный по итогам Первой мировой войны, запретил немцам заводить свой собственный боеспособный парк. Поэтому во время своих машин Германия не имела. И только пришедшие к власти в 1933 году нацисты раскрутили военный маховик. Первое время легкие танки выпускались под видом тракторов. Впрочем, вошедшие во вкус немецкие власти быстро перестали скрываться. Что касается параллелей между танками и тракторами, то схожая практика существовала в Советском Союзе, где в 1930-е гг. было построено множество тракторных заводов, которые в случае наступления войны можно было легко переделать под танковые.

В 1926 году Германия и СССР заключили соглашение, по которому будущие военные немецкие специалисты стали обучаться в специализированной школе под Казанью. Позже этот костяк приступил к созданию техники у себя на родине. Первым немецким танком стал Panzer I. Эта модель оказалась основой немецкого парка.

К началу Второй мировой войны в Германии было более трех тысяч танков, а перед нападением на СССР на одном только Восточном фронте было сосредоточено больше четырех тысяч машин. Немцы первыми использовали тяжелую технику в качестве штурмовой. Многие танковые дивизии СС получили именные названия («Дас Рейх», «Тотенкопф» и т. д.). Значительная их часть была уничтожена. Всего за войну Третий рейх потерял около 35 тысяч машин. Ключевым немецким средним танком была «Пантера», а тяжелым - «Тигр».

СССР

В середине 1920-х гг. началась история советского танкостроения. Первой серийной моделью в СССР оказался МС-1 (другое название - Т-18). До этого в распоряжении Красной армии находились только трофейные машины, захваченные во время гражданской войны. С наступлением мира были организованы работы по проектированию тяжелого позиционного танка. Их свернули в 1925 году, когда после очередного совещания в РККА военные решили направить все ресурсы на создание малой маневренной модели. Ею и стал МС-1, созданный в 1927 г.

Вскоре появились и другие советские танки. К 1933 году было запущено производство легких Т-26 и БТ, танкеток Т-27, средних Т-28 и тяжелых Т-35. Проводились смелые эксперименты. История танкостроения СССР начала 1930-х гг. прошла под знаком конструирования плавающих танков. Они были представлены моделями Т-37. Эти машины получили принципиально новый винт. Его особенностью были поворачивающиеся лопасти. При движении на плаву они обеспечивали задний ход.

История танкостроения СССР была бы неполной без средних танков Т-28. Благодаря им стало возможным качественное усиление общевойсковых соединений. Т-28 предназначались для прорыва оборонительных позиций противника. Танк весил 28 тонн и внешне выделялся трехбашенной установкой вооружения (в нее входили три пулемета и пушка).

В 1933-1939 гг. выпускался 50-тонный Т-35. Его создали в качестве боевой машины для качественного усиления атаки при прорыве полос укреплений. В тот момент история советского танкостроения перешла на новый этап, так как именно Т-35 первым получил столь многочисленное вооружение. Его устанавливали в пяти башнях (всего пять пулеметов и три пушки). Однако у этой модели были и недостатки - в первую очередь неповоротливость и слабое бронирование при больших размерах. Всего было выпущено несколько десятков Т-35. Некоторые из них использовались на фронте на начальном этапе Великой Отечественной войны.

1930-е годы

В 30-е годы прошлого века советскими инженерами и конструкторами активно проводились опыты, связанные с созданием колесно-гусеничных танков. Подобное устройство машин усложняло ходовую часть и силовую передачу, однако отечественным специалистам удалось справиться со всеми вставшими перед ними трудностями. В конце 1930-х гг. был создан гусеничный средний танк, получивший название Т-32. В дальнейшем на его основе появилась главная советская легенда. Речь идет о Т-34.

Накануне Великой Отечественной войны конструкторы больше всего внимания уделяли двум качествам машин: подвижности и огневой мощности. Однако уже гражданская война в Испании в 1936-1937 годах показала, что необходимо модернизировать и другие характеристики. В первую очередь этого требовали броневая защита и артиллерийское вооружение.

Результаты смены концепции не заставили себя ждать. В 1937 году появился Т-111. Он стал первым советским танком, оснащенным противоснарядной броней. Это был серьезный прорыв не только для отечественной, но и для всей мировой индустрии. Характеристики Т-111 были таковы, что он предназначался для поддержки пехотных частей. Однако модель так и не была запущена в массовое производство по ряду конструкторских причин. Она оказалась непрактичной с точки зрения монтажа и демонтажа деталей из-за блокированной подвески и других особенностей машины.

Интересно, что история советского танкостроения и танков СССР отличалась от иностранной хотя бы отношением к легким танкам. Везде им отдавали предпочтение из-за экономических причин. В СССР была дополнительная мотивация. В отличие от других стран, в Советском Союзе легкие танки использовали не только для разведки, но и для непосредственного боя с противником. Ключевыми советскими машинами данного типа были БТ и Т-26. До нападения Германии они составляли большую часть парка Красной армии (всего построили около 20 тысяч единиц).

Конструирование новых моделей продолжалось и во время Великой Отечественной войны. В 1941 году был разработан Т-70. Этот танк стал самым выпускаемым за всю войну. Наибольший вклад в победу он внес во время Курской битвы.

После 1945 года

К первому поколению послевоенных танков относятся те, разработка которых началась еще в 1941-1945 годах и которые не успели начать эксплуатировать на фронте. Это советские модели ИС-3, ИС-4, а также Т-44 и Т-54. История американского танкостроения этого периода оставила после себя M47, и "M46 Паттон". К этому ряду также относится британский «Центурион».

Легкие модели к 1945 году окончательно стали узкоспециализированными машинами. Так, советская модель ПТ-76 предназначалась для водных условий боя, американский «Уокер Бульдог» создавался для разведки, «Шеридан» конструировался для легкой транспортировки авиацией. В 1950-е гг. на смену средним и тяжелым танкам приходят основные боевые танки (ОБТ). Так называются многоцелевые модели, сочетающие хорошую защищенность и огневую мощь. Первыми в этой когорте стали советские Т-62 и Т-55 и французские AMX-30. История танкостроения США сложилась так, что класс основных боевых танков в Америке начался с M60A1 и M48.

Второе послевоенное поколение

В 1960-1970-е годы наступила эпоха второго поколения послевоенных танков. Что отличало их от предшественников? Новые модели создавались инженерами, во-первых, с учетом существования усовершенствованной модернизированной противотанковой техники, а во-вторых, в условиях применения оружия массового поражения.

Эти танки обзавелись комбинированной броней, состоящей из нескольких слоев и производимой из разных материалов. В первую очередь она защищала от кинетических и кумулятивных боеприпасов. Кроме того, экипаж получал комплект защиты от оружия массового поражения. Танки второго поколения стали оснащаться массой электроники: баллистическими вычислителями, лазерными дальномерами, системой управления огнем и т. д.

К подобной технике относились Т-72, M60A3, «Чифтен», «Леопард-1». Некоторые модели появлялись как результат глубокой модификации машин первого поколения. Советские танки того периода по своим характеристикам ничуть не уступали предполагаемым противникам, а в чем-то даже значительно их превосходили. Однако с 1970-х годов стало заметным отставание в оснащении электроникой. В результате начала на глазах устаревать. Особенно заметным этот процесс был на фоне конфликтов на Ближнем Востоке и в других странах, где происходили вспышки глобальной Холодной войны.

Современность

В 1980-х гг. появилось так называемое третье послевоенное поколение. С ним связана история российского танкостроения. Ключевой особенностью подобных моделей стала высокотехнологичность защитных средств. К третьему поколению относятся «Лекрерки» Франции, «Леопарды-2» Германии, «Челленджеры» Великобритании, «Абрамсы» США.

История танкостроения России символизируется такими машинами, как Т-90 и Т-72Б3. Данные модели корнями уходят в далекие 1990-е годы. Т-90 также получил название «Владимир» в честь своего главного конструктора Владимира Поткина. В 2000-х годах этот танк стал самым продаваемым основным боевым танком во всем мире. В лице этой модели история развития танкостроения в России перевернула еще одну свою славную страницу. Впрочем, отечественные конструкторы не остановились на своем достижении и продолжили уникальные технические изыскания.

В 2015 году появился новейший танк Т-14. Его отличительной особенностью стали такие элементы, как необитаемая башня и гусеничная платформа «Армата». Впервые Т-14 был продемонстрирован широкой публике на Параде Победы, посвященном 70-летию окончания Великой Отечественной войны. Модель выпускается "Уралвагонзаводом".

Получив в руки готовые образцы зарубежной бронетехники и освоив их в производстве, советские специалисты сразу оказались в русле мирового танкостроения, но вынуждены были какое-то время придерживаться двух его направлений: британской школы танкового дизайна и конструкторской школы У. Кристи. Эти два направления на все предвоенное десятилетие определили характер советских разработок в этой области, и в тоже время именно к его концу наши инженеры научились работать самостоятельно.
Впрочем, в самом начале этого пути - кстати, так уже было с тем, что заимствовалось с Запада в годы Петровских реформ, - русские весьма робко подходили к тому, чтобы как-то улучшить доставшиеся им машины.
Так, на опытный образец танка «Виккерс 6-тонный», известный под ТММ-1, с самого начала решили поставить три пулемета, а не два, как на английском танке, и на одного человека увеличить экипаж. Но даже улучшенный вариант ТММ-2 не удовлетворил военных, и в серию пошел именно «Виккерс» с самыми минимальными переделками.

Советский опытный легкий танк ТММ-1

Как и английский прототип, Т-26 имел две независимо вращающиеся башни с пулеметами. По мнению англичан, такое размещение вооружения должно было обеспечить максимальный темп стрельбы в оба борта, что для пехотного танка считалось особенно важным.
А с мнением англичан в СССР считались на самом высоком уровне. Так, например, ознакомившись с закупленным в Англии танком «Виккерс-6 тонн», М. Тухачевский написал следующее (стиль и орфография сохранены): «Касаемо осмотренного мною недавно английского танка Виккерса, нашел его как нельзя лучше подходящим задаче сопровождения при атаке вражеских окоп... Расположение башен танка бок о бок очень выгодно позволяет танку развивать сильный побортный огонь при пересечении окоп и траншей, от которого никак не укрывает бруствер... Нетрудно понять, что двухбашенная и трехбашенная схемы потому и приняты англичанами, что очень перспективны и наиболее выгодны для преодоления вражеской обороны среди своей пехоты».
Но очень скоро выяснилось, что вопреки мнению М. Тухачевского танку чаще всего приходится вести огонь по одной цели, а в данном случае сосредоточить огонь по одному борту было нельзя.
Особенно это стало заметно, когда в 1932 г. в правой башне разместили 37-мм орудие. Огневая мощь танка вроде бы увеличилась, но теперь башни мешали друг другу в распределении силы огня. Хотя таких танков и было выпущено всего около 1600, в дальнейшем от двухбашенного варианта решили отказаться, и Т-26 образца 1933 г. получил уже одну башню, вооруженную 45-мм танковой пушкой 1932 года и спаренным с ней пулеметом ДТ. Командирские танки оснащались антенной в виде поручня вокруг башни, но опыт боев показал, что противник, заметив такой танк, в первую очередь стреляет именно по нему, из-за чего поручневую антенну заменили на штыревую, которая была не столь заметна издали.
В 1936 г. танк получил пулемет в кормовой нише башни, а в 1937 г. еще один - зенитный, установленный над люком командира. Тогда же танки Т-26 оснастили конической башней, а с 1939 г. поставили наклонные бронелисты на подбашенную коробку. Мощность двигателя постепенно росла, но увеличился также и вес танка, из-за чего надежность ходовой части неуклонно снижалась. Наконец, для усиления защиты около сотни танков в ходе советско-финляндской войны срочно добронировали, навесив на них экраны. При этом толщину нижней лобовой части корпуса и передней стенки довели до 60- мм. Иногда эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены и вследствие малой подвижности представляли собой хорошую цель.

Выпуск Т-26 прекратили в пер-вой половине 1941 г., но в июле - августе 1941 г. в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела корпусов. Всего Красная армия получила более 11 000 Т-26 23 серий или модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и саперные танки-мостоукладчики.


Советский танк Т-26, модель 1932 г.

В 30-е гг. Т-26 послужил основой для разработки первых отечественных САУ, например, СУ-1 и СУ-5-1 с 76, 2-мм пушкой, СУ-5-2 с 122-мм гаубицей и СУ-5-3 с 152-мм мортирой. Был сконструирован «артиллерийский танк» АТ-1, имевший 76,2-мм орудие и даже 76-мм самоходная зенитная установка СУ-6. Интересно, что в ходовой части этой машины был использован еще один средний каток, имевший сточную подвеску. По обеим сторонам корпуса шарнирно укреплялись борта для защиты расчета при движении, которые, когда они откидывались горизонтально, служили площадкой для действия расчета. СУ-6 могла уходить с позиции без перехода в походное положение, необходимо было лишь поднять у нее передний броневой щиток.


76,2-мм опытная зенитная самоходная установка СУ-6 (на базе легкого танка Т-26) СССР

На испытаниях было отмечено, что раскачивается при стрельбе, что наводка сбивается, а двигатель сильно перегревается. То, что данную зенитную СУ очень легко превратить в противотанковую, конструкторы не заметили, хотя для этого достаточно было понизить линию наводки орудия в горизонтальном положении и установить на стволе дульный тормоз, смягчающий силу отката. Самое интересное, что в годы войны, заполучив в руки трофейные танки Т-26 и французские пушки образца 1897 г., немцы так и сделали, хотя, понятно, что не от хорошей жизни.
Кстати, короткоствольная 76,2-мм пушка на танке впервые в нашей стране была также установлена на танке Т-26А (артиллерийском). Т-26 плавал с надувными поплавками и даже ходил по дну реки (танкТ-26ПХ - «подводного хода») с трубой, через которую «дышал» двигатель, словом, сыграл роль лаборатории, на которой опробовались многие решения, получившие потом самостоятельную жизнь.

Танкам БТ довелось прожить в Красной армии не менее яркую жизнь, хотя по сравнению с Т-26 их освоение промышленностью проходило куда тяжелее. Первый танк БТ-2 не слишком отличался от своего американского прототипа, однако даже в таком виде его изготовление оказалось очень трудным делом. Низкое качество резины приводило к ее отрыву от стального бандажа опорных катков, в то время как колеса с американской резиной выдерживали пробег в 1000 км без каких-либо заметных повреждений. Предназначавшихся для этого танка штатных 37-мм пушек Б-3 постоянно не хватало из-за полукустарного характера их производства, а военпреды постоянно браковали выпускавшиеся корпуса и башни. Дошло до того, что 350 из 610 изготовленных в 1932-1933 гг. танков БТ-2 пушек не имели и вооружались только пулеметами. При этом монтаж пулеметных установок производился силами воинских частей. В одном из донесений военпреда о выполнении заказа на 1933 год прямо говорилось, что, «несмотря на выполнение программы (вместо 1000 машин по плану сдано 1005), качество машин нельзя признать хорошим... За первое полугодие забраковано 5-8 % машин в месяц, за второе - 9-41 %, что говорит о снижении внимания к качеству, особенно по сборке».

Правда, тогда предпринимались попытки кардинально усилить вооружение легких танков вообще и БТ в частности. Так, 6 июня 1931 г. И. А. Халепский утвердил задание на проектирование колесно-гусеничного танка по типу Кристи, который при массе в пределах 14 т, бронировании 13-20-мм и скорости не ниже 40 км/ч - на гусеницах и 70 км/ч - на колесах должен был вооружаться 37-мм и 76-мм пушками и двумя пулеметами. Причем одну пушку и один пулемет предполагалось установить во вращающейся башне, а остальные - в корпусе. Экипаж машины - не менее 3 человек. Согласно этим требованиям опытно-конструкторское и испытательное бюро РККА, руководимое Н. И. Дыренковым, разработало проект и построило в натуральную величину макет танка Д-38. 18 ноября 1931 г. проект рассмотрели, однако он был признан неудовлетворительным.
В следующем году, используя опыт работы над Д-38, КБ Дыренкова изготовило и установило на танк БТ-2 башню увеличенного размера с 76-мм полковой пушкой укороченным откатом (ранее устанавливавшуюся на СУ-1) и пулеметом ДТ в раздельных установках. 25 марта 1932 г. машина проходила испытания на артиллерийском полигоне Пролетарской дивизии, но из-за неудачной конструкции артустановки и заедания погона башни при выстрелах этот вариант дальше опытного образца так и не пошел.

В 1933 г. Завод «Красный путиловец» спроектировал цилиндрическую башню с 76-мм пушкой, единую для танков Т-26 и БТ, но и она была отвергнута из-за целого ряда недостатков. Все кончилось унификацией башен для танков Т-26 и БТ, получивших башню с 45-мм пушкой образца 1932 г., имевшей начальную скорость бронебойного снаряда 760 м/с и спаренным с ней пулеметом ДТ. Интересно, что калибр 45-мм появился в РККА все из тех же традиционных для наших военных соображений экономии. Дело в том, что на военных складах России скопилось огромное количество 47-мм бронебойных снарядов морских 47-мм пушек Гочкиса. При стачивании старых ведущих поясков калибр снаряда становился 45 мм. Так что это запасливых царских адмиралов нужно благодарить за то, что они, сами того не подозревая, оказали советскому танкостроению существенную помощь в обеспечении его боеприпасами!
С новой башней танк стал несколько тяжелее, но скорость и бронирование у него не изменились. Воевать БТ-5 довелось на реке Хал-хин-Гол, а также во время гражданс¬кой войны в Испании 1936-1939 гг., в Польше и в советско-финляндскую кампанию. Всего в 1933-1934 гг. было выпущено 1884 БТ-5.


БТ-5 5-го механизированного корпуса, 1935 г.

Что же касается эксплуатации этих машин в предвоенное время, то она выявила множество недостатков и у БТ-2, и у БТ-5. Из-за отсутствия надлежащего количества запасных частей для двигателей и запасных траков до 50 % машин было приказано содержать в войсках в неприкосновенном запасе, 25 % эксплуатировать наполовину и только 25 % - полностью.
Однако за свои прекрасные скоростные качества танкистам они полюбились, а многие из них научились на своих машинах даже прыгать с разгона через препятствия на 15-20 метров, а некоторые и на все 40!
В 1935 г. начали выпуск нового танка БТ-7, который имел новый двигатель и целый ряд других усовершенствований.
Первые образцы выпускались с цилиндрической башней, которую вскоре заменили конической, боекомплект танка зависел от того, была ли па нем установлена радиостанция. Механизм наведения пушки в 1938 г. усовершенствовали, введя стабилизацию линии прицеливания в вертикальной плоскости. В 1936-1937 гг. на части танков установили 76,2-мм пушку КТ с начальной скоростью снаряда 381 м/с (БТ-7А), которых было выпущено 155 единиц.
По сравнению с БТ-5 новая машина обладала улучшенной формой корпуса, утолщенной броней, большим запасом топлива и, следовательно, дальностью хода.
Техническая надежность этих машин особенно выросла после установки в 1939 г. на танки последней модификации БТ-7М дизельного двигателя В-2. Сразу же увеличилась скорость и запас хода, поскольку дизельный двигатель оказался прежде всего значительно экономичнее бензинового. Производство БТ-7М прекратили в связи с переходом на выпуск Т-34 весной 1940 г., а всего в СССР было выпущено более 8 тысяч танков БТ разных модификаций!


Советский танк БТ-7, 1935 г.

Подобно Т-26 на их базе создавались опытные огнеметные и даже радиоуправляемые танки -«телетанки» по терминологии того времени, танки-мостоукладчики СБТ, имевшие башню от танка Т-38 и мостовой пролет длиной 9 м. В 1935 г. на танке БТ-5 испытывали комплект металлических, а позднее - резиновых поплавков для преодоления водных препятствий. Как и в случае с Т-26, имелся вариант танка БТ-5 для подводного хождения - БТ-5ПХ, оснащенный воздухопитательной трубой для двигателя и комплектом резиновых уплотнений для герметизации танка. Глубина погружения его при этом составляла 5 м.
Танки БТ, и главным образом БТ-7, вместе с Т-26 были основными танками в частях РККА в предвоенный период. Они воевали у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Польше, Финляндии, а также широко использовались в самом начале Великой Отечественной войны.

В 1942-1943 гг. отдельные танки БТ-5 и даже БТ-2 все еще участвовали в боях. Вместе с ними дрались и БТ-7, причем и те, и другие в свой последний бой вместе с Т-26 вышли на Дальнем Востоке, где в 1945 г. им вновь довелось воевать с японскими войсками.
Первым средним танком Красной армии, в котором столь же очевидно влияние английской танковой школы, явился Т-28, созданный и 1931 -1934 гг.
Опытный танк имел три башни, главная из которых была вооружена 45-мм орудием, но на серийных машинах в главной башне установили короткоствольную 76,2-мм пушку. Кроме нее в башне было еще 2 пулемета -один спереди, другой сзади, причем передний наводился отдельно от пушки. Еще два находились в малых пулеметных башенках по обе стороны от места механика-водителя, что как считали конструкторы, обеспечивало максимальный темп стрельбы в оба борта, а также вперед.
Среднее удельное давление на грунт 0,66-0,72 кг/см2, - для такой машины было невелико, а удачный выбор элементов подвески обеспечивал плавный ход и достаточно хорошую проходимость. Саму подвеску прикрывал броневой фальшборт, что в это время стало характерной особенностью средних и тяжелых танков СССР.
В 1938 г. на Т-28 установили более мощную 76,2-мм пушку со стволом длиной 26 калибров, а на последних экземплярах цилиндрическую башню заменили конической.
Во время «зимней войны» с Финляндией (1939-1940 гг.) выявилась недостаточная бронезащита, и часть танков срочно добронировали при помощи дополнительных бронеэкранов. Толщина лобовой брони корпуса и башни достигла 50-80-мм, бортовой и кормовой - 40 мм, масса танка возросла до 31-32 т.
На Т-28 испытывали навесной противоминный трал, а в 1938 г. изготовили инженерный ИТ-28 с 13-метровым мостом грузоподъемностью 50 т. Боевая масса ИТ-28-38 т, экипаж - 5 человек, 2 пулемета, наведение моста осуществлялось за 3 минуты. Т-28 выпускались до 1940г. (всего более 600 единиц), и они также участвовали в боях начального периода Великой Отечественной войны.
Т-35 предназначался для качественного усиления войск при прорыве особо сильно укрепленных позиций противника. Его проект разработали в 1932 году, в следующем году после испытаний опытного образца и доработки приняли на вооружение и приступили к серийному производству. В войска он начал поступать в 1934 г., до 1939 г. РККА получила около 6С машин.
Т-35 был самым сильным по вооружению, единственным в мире серийным пятибашенным танком. Башня танка была унифицирована с танком Т-28 и имела вращающийся с ней полик и электропривод для грубой наводки. В двух башнях с 45-мм пушками имелись спаренные пулеметы и в еще двух только пулеметы. Такое расположение вооружения позволяло сосредоточивать огонь 76,2-мм, и 45-мм пушек и 3 пулеметов вперед-назад и по любому борту. 8 опорных катков малого диаметра были сблокированы по два и имели резиновые бандажи. Ходовая часть защищалась 10-мм броневым фальшбортом. Среднее удельное давление на грунт - 0,78 кг/см2 - для такой тяжелой машины было небольшим. Все Т-35 оснащались радиостанциями: сначала поручневыми, а затем штыревыми.

Последние танки этого типа имели лобовую броню толщиной 50 мм и конические башни, но даже такая модернизация была не в силах поднять их боевую мощь. Дело в том, что эксплуатация этих машин выпуска 1933-1936 гг. выявила их крайне низкую надежность и слабые тяговые характеристики. Так, по донесениям командиров Т-35, «танк преодолевал подъем только в 17 градусов, не мог выйти из большой лужи». Движение по мостам было строго регламентировано, так как танк на мостах мог застрять. В общем, внешне танк получился эффектным, но боевая ценность этого монстра оказалась очень невелика.
Традиционно считается, что Т-35 создавался по типу английского танка «Индепендент», однако в архивных документах нет сведений о том, что комиссия Халепского им интересовалась. Не исключено, что советские конструкторы пришли к идее пятибашенного танка самостоятельно, хотя хорошему специалисту часто достаточно только взглянуть на какую-нибудь машину, чтобы проникнуться ее концепцией так, как если бы он ее сам и придумал.





Советский тяжелый танк прорыва Т-35, 1934 г.

В общем, к концу 30-х гг. танки у нас имелись самые разные, но дело было в том, что выпускались они на основе тех доктрин, что родились в других государствах. Поэтому творческого поиска, который вели конструкторы в нашей стране, они отнюдь не отменили. Вот только одним из них сделать свои машины удалось, в то время как для многих других подобные эксперименты закончились обвинениями во вредительстве со всеми вытекающими из этого последствиями. Судьба изобретателя Н. Цыганова в этом смысле является особенно наглядной, хотя при иных обстоятельствах его вполне могли бы назвать по меньшей мере «русским Кристи».

1

Трефилова И.Л. (г. Тула, МБОУЦО № 6)

1. «Огневая подготовка» часть 2 – »Основы устройств вооружения» под ред. В.М. Шишковского.

2. «Подготовка офицеров запаса сухопутных войск» по ред. Ю.А. Науменко.

3. «Энциклопедия Терра», раздел Танки мира.

4. Кочетков Д. И., «С закрытыми люками», Москва, 1962.

Как многие современные дети, я очень люблю играть в компьютерные игры. Благодаря одной из игр, я увлёкся изучением военной техники. Мне стало интересно узнать о том, как были созданы танки, кто и в какой стране их изобрёл, какие танки установлены в моём городе.

Актуальность темы

Тема моей работы актуальна на сегодняшний день, ведь оборона и защита нашей страны напрямую зависит от нашей боевой техники. В процессе исследования данной темы невозможно не затронуть тему Великой Отечественной Войны, память, о героях которой должна всегда жить в наших сердцах.

Гипотеза. Предполагаю, что лучшие боевые танки были созданы в СССР и им принадлежит одна из главных ролей в победе против ВОВ.

Главная цель моей работы - узнать об истории появления танков, их роли в Великой Отечественной войне, выяснить особенности танков, определить в какой стране был создан лучший танк.

  • Проанализировать энциклопедический материл по теме исследования;
  • Определить, какие танки были лучшими;
  • Выяснить, марки каких танков установлены в нашем городе и области.

Объект исследования: военная техника.

Предмет исследования: танки

Методы исследования:

  • Литературный - использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы, интернет - ресурсов.
  • Поисковый - работа в архивах библиотеки.
  • Теоретический анализ.

С древних времен человечество постоянно изобретало и совершенствовало оружие, с помощью которого можно было защитить себя и уничтожить врага.

Рис. 1. Самоход» Блинова

Нашу страну по праву можно назвать родиной мирового танкостроения. И хотя первые танки, были построены не у нас, а в Англии, это утверждение справедливо. Ведь основная отличительная деталь любого старинного и современного танка - гусеница - родилась на берегах великой русской реки Волги. Уроженец села Никольского крестьянин Федор Абрамович Блинов в 1878 году получил патент («привилегию») на «Вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Эта конструкция и стала родоначальницей гусеничного движителя. Талантливый ученик Блинова - Яков Васильевич Мамин в 1903 году сконструировал и двигатель внутреннего сгорания, работавший на сырой нефти.

Автором первого российского проекта танка стал Василий Дмитриевич Менделеев, сын Дмитрия Ивановича Менделеева. Этот проект вошел в историю как «танк Менделеева» и был представлен к рассмотрению 24 августа 1916 года.

По всем показателям это была грозная и величественная боевая машина, которой были по плечу самые трудные и опасные боевые задания. Но ни сам проект, ни его тщательная проработка не заинтересовали военное ведомство.

История танкостроения

Большим толчком к развитию танкостроения стала Первая мировая война. Именно в это время ни одна из противоборствующих сторон не могла продвинуться вперед, так как линии обороны стали неприступными. Преодолеть их можно было лишь с помощью мобильных и хорошо защищенных средств. Так появилась идея создания танка. Хотя во время Первой мировой войны русских танков на полях сражений так и не появилось.

Начало советскому танкостроению было положено осенью 1919 года, Совет военной промышленности РСФСР принял решение наладить впуск отечественных танков по образцу французского «Рено» FT. В конце 1919 года трофейный танк, которому предстояло послужить образцом, привезли на Сормовский завод. Уже с августа 1920 года начался выпуск первых советских танков, разработанных на основе «Рено». Эти танки получили название «Борец за свободу товарищ Ленин» (легкий танк М).

Первым же серийным танком СССР стал легкий танк МС-1 (Т-18), который был принят на вооружение летом 1927 года.

В тридцатые годы основу советских танковых соединений составляли колесно-гусеничные танки БТ, имеющие для того времени высокие боевые и технические характеристики. Опыт, полученный в это время работы над бронетехникой, позволил подняться на новый, более качественный уровень. В 1938 году появился колесно-гусеничный прототип А-20 (БТ-20), а затем и полностью гусеничный танк А-32 (Т-32). После ходовых испытаний предпочтение было отдано гусеничному прототипу А-32, и он получил наименование - Т-34. Этому танку, созданному в конструкторском бюро под руководством Михаила Ильича Кошкина, и предстояло стать лучшим средним танком Второй мировой войны.

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству.

Рис. 4. Танки: А-8 (БТ-7М) А-20 Т-34 (обр. 1940 г.) Т-34 (обр. 1941 г.)

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка. «Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение - ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И.С. Конев). Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Конечно же Т-34 был не единственным танком СССР во Второй мировой войне, кроме него были еще легкие танки: Т-40, Т-50, Т-60, Т-70; тяжелые - серии КВ (Клим Ворошилов) и ИС (Иосиф Сталин). Разработка танка ИС-3 или как еще его называли «Кировец-1″ началась летом 1944 года. Ею занялись сразу два конструктора. Конкурентами стали главный инженер Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) Михаил Фёдорович Балжи и Жозеф Яковлевич Котин стоявший во главе Опытного завода №100.

Оба проекта были отправлены на утверждение народному комиссару танковой промышленности В.А.Малышеву. Ознакомившись с обоими, было решено башню взять из проекта М.Ф.Балжи. Её особенностью являлся низкий силуэт и форма, что в сочетании с крепкой лобовой броней, представляло собой весьма грозное оружие. А корпус из проекта Ж.Я.Котина. Его решено было сделать из верхних двух плит катаной, гомогенной брони под углом, а по середине сверху накрывалась маленькой крышей, треугольной формы, в ней был расположен люк механика-водителя. Нижняя бронеплита располагалась под наклоном. Потом такое расположение броневых листов стало называться «щучий нос» из-за их схожести. Следует отметить, что директор завода, когда писал указ о построении опытного образца, назвал танк «Победа», но такое название отклонили в пользу названия танка ИС-3. Испытания проходили под надзором маршала танковых войск СССР П.А. Ротмистровым. Под конец испытаний он лично сел в танк и произнес слова: Вот такая машина нужна армии!

После испытаний маршал Жуков и Василевский предоставили проект И.В.Сталину, который подписал документ о принятии на вооружение и производстве его на ЧКЗ. Первая партия танков сошла с конвейера в мае 1945 года. Тяжелые танки ИС 3 не принимали участие во время Второй мировой войны.

Впервые ИС-3 был показан на Берлинском параде союзных войск ВМВ 7 сентября 1945 года. Показанный тогда ИС-3 на фоне американских Першингов, был просто великолепен, Красная армия тогда дала понять, что они не лыком шиты и могут еще раз.

В настоящее время нет, и в ближайшей перспективе не предвидится, появление более дешевой и мощной системы вооружения, которая могла бы сравниться с танком по своим характеристикам, и была бы способна обеспечить высокую маневренность, защиту от огня противника, огневую мощь и возможность действовать в любых условиях в различных видах боя.

Танки, установленные в городе тула и области

\Великая Отечественная война прошлась по тульской земле разрушительным ураганом. Здесь шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими захватчиками. Тридцать три района Тульской области были полностью заняты вражескими войсками, шесть - частично оккупированы.

Тула должна была стать плацдармом для нападения на Москву. Так хотел Гитлер. Он в очередной раз не учел несгибаемого духа советского народа. Бои под Тулой в очередной раз доказали: и один в поле воин, если он советский.

С северо-запада на Москву нацелилась мощная группировка из 2-х танковых групп и некоторых других частей. На тульско-каширском направлении действовала танковая армия. На нем действовал армейский корпус, усиленный танками. Всего для овладения Москвой была выделена 51 дивизия, в том числе 13 танковых. Осенью 1941 года советские войска выдержали героическую оборону Тулы, и их подвиг вошел в историю Великой Отечественной войны. Танковая армада генерала Гудериана дала здесь свой последний бой и проиграла.

Создание танка оказало огромную помощь нашей стране в войнах. Практически в каждом городе в память о прошедшей войне на постаменты были установлены разные модели танков. Наш город тоже не стал исключением.

В Туле и Тульской области установлены 3 танка:

1. Танк ИС-2, находится в г. Щекино, Тульской области, рядом с кинотеатром «Сокол». В результате боевых действий в районе Щекино войсками 50-й и 10-й армий были разгромлены части 2-й танковой армии Гудериана и 296-й пехотной дивизии «Оленья голова».

2. Танк ИС - 3, находится в г.Тула, пос.Косая Гора, рядом с КМЗ.

3. В Могелёвском сквере г. Тулы установлен легендарный танк Т-34.

Эти танки были установлены в память 50 армии, 32 танковой бригады и 112 дивизии, освободивших Щекинский район и принимавших участие в обороне г.Тулы. Проявившим героизм при разгроме немецко-фашистских войск. А именно войска Гудериана, который пытался «лобовым» ударом овладеть Тулой и прорваться к Москве. В ходе ожесточённых боёв войска 2-й немецкой армии понесли большие потери, были обескровлены, а их ударная сила - танки - в основном была уничтожена. Их танковая армия уже не могла не только наступать, но и обороняться. Это подтверждается тем, что Гудериан принял трудное для него решение «отвести свои далеко выдвинутые вперед части на реки Дон, Шат, Упа».

Заключение

Проанализировав проделанную работу, я сделал ряд выводов:

1. Основная отличительная черта деталь любого танка - гусеница - была изобретена на берегах реки Волги.

3. Первый отечественный танк начали выпускать с августа 1920 года и назывался он «Борец за свободу товарищ Ленин», а первым серийным танком стал легкий танк МС-1 (Т-18),который был принят на вооружение летом 1927 года.

4. Самым лучшим предстояло стать гусеничному танку Т-34 ,против которого были бессильны гитлеровские танки.

5. С помощью ИС-3, Красная армия дала понять, что они не лыком шиты и могут ещё раз пройтись по Европе.

6. Тановое строительство в СССР внесло огромный вклад в победу над фашистской Германией.

7. В нашем городе установлены два легендарных танка: Т-34, ИС-3 в память о героической защите южных рубежей столицы СССР.

Библиографическая ссылка

Козлов К. РАЗВИТИЕ ТАНКОСТРОЕНИЯ В СССР И РОЛЬ БОЕВЫХ ТАНКОВ В ВОЙНЕ // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 6. – С. 57-61;
URL: http://school-herald.ru/ru/article/view?id=459 (дата обращения: 02.03.2019).

Технические предпосылки для создания танка появились еще в конце XIX столетия к тому времени были изобретены гусеничный движитель, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы. Первый гусеничный трактор на паровом ходу создал еще в 1888 году американец Бэтером. Накануне Первой мировой войны, как уже отмечалось, появился промышленный гусеничный трактор «Холт», который можно считать непосредственным предшественником танка.

Но одних предпосылок было мало — недоставало насущной потребности. Только начавшаяся в 1914 году Первая мировая война жестко определила эту необходимость. Когда противники бросили в наступление миллионные армии, они никак не предполагали, что пулеметы и пушки буквально сметут идущие в атаку полки и дивизии. Громадные потери заставили солдат в конце концов скрыться в окопах и блиндажах. На Западе фронт застыл и превратился в сплошную линию укреплений, протянувшуюся от Ла-Манша до границы со Швейцарией. Война зашла в так называемый позиционный тупик. Выход из него пытались найти при помощи артиллерии — тысячи орудий в течение нескольких дней, а то и недель перепахивали снарядами каждый метр неприятельских позиций. Казалось, там не осталось ничего живого. Но как только атакующая пехота выбиралась из окопов, уцелевшие пушки и пулеметы обороняющихся вновь наносили ей чудовищные потери. Вот тогда-то на поле боя и появились танки.

Мысль создать боевую гусеничную машину, способную передвигаться по пересеченной местности через окопы, рвы и проволочные заграждения, впервые высказал в 1914 год\" английский полковник Суинтон. После обсуждения в различных инстанциях военное министерство в целом приняло его идею и сформулировало основные требования, которым должна была отвечать боевая машина. Она должна была быть небольшой, иметь гусеничный ход, пуленепробиваемую броню, преодолевать воронки до 4 м и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/ч, иметь пушку и два пулемета. Основным назначением танка было разрушение проволочных заграждений и подавление пулеметов противника. Вскоре фирма Фостера за сорок дней создала на базе гусеничного трактора «Холт» боевую машину, получившую название «Маленький Вилли». Его главными конструкторами были инженер Триттон и лейтенант Вильсон.

«Маленький Вилли» был испытан в 1915 году и показал неплохие ходовые качества. В ноябре фирма «Холт» приступила к изготовлению новой машины. Конструкторам предстояла трудная проблема не утяжеляя танка, увеличить его длину на 1 м, чтобы он мог преодолевать четырехметровые окопы. В конце концов это удалось достигнуть за счет того, что обводу гусеницы придали форму параллелограмма. Кроме того, оказалось, что танк с -трудом берет вертикальные насыпи и крутые возвышения. Чтобы увеличить высоту зацепа, Вильсон и Триттон придумали пустить гусеницу поверх корпуса. Это значительно повысило проходимость машины, но одновременно породило ряд других затруднений, связанных, в частности, с размещением пушек и пулеметов. Вооружение пришлось распределить по бортам, а чтобы пулеметы могли стрелять по курсу в сторону и назад, их установили в боковых выступах спонсонах. В феврале 1916 года новый танк, названный «Большой Вилли», с успехом прошел ходовые испытания. Он мог преодолевать широкие окопы, двигаться по вспаханному полю, перебираться через стенки и насыпи высотой до 1, 8 м. Окопы до 3, б м не представляли для него серьезного препятствия.

Корпус танка представлял собой коробку-каркас из уголков, к которым на болтах крепились бронированные листы. Броней была закрыта и ходовая часть, которая состояла из малых неподрессоренных опорных катков (тряска в машине была ужасной). Внутри «сухопутный крейсер» напоминал машинное отделение небольшого корабля, по которому можно было ходить, даже не пригибаясь. Для водителя и командира в передней части имелась отдельная рубка. Большую часть остального пространства занимали мотор

«Даймлер», коробка передач и трансмиссия. Для пуска двигателя 3-4 человека команды должны были вращать огромную пусковую рукоять, пока мотор не заводился с оглушительным ревом. На машинах первых марок внутри размещались еще и топливные баки. С обеих сторон двигателя оставались узкие проходы. Боеприпасы находились на полках между верхней частью двигателя и крышей. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и пары бензина. Вентиляция не предусматривалась. Между тем жар от работающего двигателя вскоре делался невыносимым температура достигала 50 градусов. Кроме того, при каждом выстреле пушки танк наполнялся едкими пороховыми газами. Экипаж не мог подолгу оставаться на боевых местах, угорал и страдал от перегрева. Даже в бою танкисты иной раз выскакивали наружу, чтобы вдохнуть свежего воздуха, не обращая при этом внимания на свист пуль и осколков. Существенным недостатком «Большого Вилли» оказались узкие гусеницы, которые вязли в мягкой почве. При этом тяжелый танк садился на грунт, пни и камни. Плохо было с наблюдением и связью — смотровые щели в бортах не обеспечивали осмотра, зато брызги от пуль, попавших вблизи них в броню, поражали танкистов в лицо и глаза. Радиосвязи не было. Для дальней связи держали почтовых голубей, для ближней — специальные сигнальные флажки. Не было и внутреннего переговорного устройства.

Управление танком требовало значительных усилий водителей и командира (последний отвечал за тормоза гусениц правого и левого борта). Танк имел три коробки передач - одну основную и по одной на каждом борту (каждая из них управляла специальной трансмиссией). Поворот осуществлялся или торможением одной гусеницы, или переключением одной из бортовых коробок передач в нейтральное положение, в то время как на другом борту включали первую или вторую передачу. С остановленной гусеницей танк разворачивался почти на месте.

Впервые танки были применены в бою 15 сентября 1916 года у деревни Флер-Курс лет в ходе грандиозного сражения на Сомме. Наступление англичан, начатое в июле, дало ничтожные результаты и весьма ощутимые потери. Тогда-то главнокомандующий генерал Хейг решил бросить в бой танки. Всего их было 49. но на исходные позиции вышло только 32, остальные из-за поломок остались в тылу. В атаке участвовали всего 18, но за несколько часов они продвинулись вместе с пехотой в глубь немецких позиций на 5 км на фронте такой же ширины. Хейг был доволен — по его мнению, именно новое оружие сократило потери пехоты в 20 раз против «нормы». Он немедленно направил требование в Лондон сразу на 1000 боевых машин.

В последующие годы англичане выпустили несколько модификаций Мк (таково было официальное название «Большого Вилли»). Каждая следующая модель была совершеннее предыдущей. Например, первый серийный танк Мк-1 имел вес 28 тонн, передвигался со скоростью 4, 5 км/ч, был вооружен двумя пушками и тремя пулеметами. Экипаж его составляли 8 человек. Более поздний танк МкА имел скорость 9, б км/ч, вес -18 тонн, экипаж - - 5 человек, вооружение - - 6 пулеметов. МкС при весе 19, 5 тонн развивал скорость 13 км/ч. Экипаж на этом танке состоял из четырех человек, а вооружение — из четырех пулеметов. Последний, созданный уже в 1918 году, плавающий танк Mkl имел вращающуюся башню, экипаж из четырех человек и вооружение из трех пулеметов. При весе в 13, 5 тонн он развивал на суше скорость 43 км/ч, а на воде — 5 км/ч. Всего англичане изготовили за годы войны 3000 танков 13 различных модификаций.

Постепенно танки были приняты на вооружение и другими воюющими армиями. Первые французские танки были разработаны и выпущены фирмой «Шнейдер» в октябре 1916 года. Внешне они мало походили на своих английских собратьев — гусеницы не охватывали корпус, а располагались по его бортам или под ним. Ходовая часть подрессоривалась специальными пружинами, что облегчало работу экипажа. Однако из-за того, что верхняя часть танка сильно нависала над гусеницами, проходимость «Шнейдеров» была хуже, и они не могли преодолевать даже незначительные вертикальные преграды.

Самым лучшим танком Первой мировой войны стал «Рено» FT, выпущенный фирмой «Рено» и имевший вес всего 6 т, экипаж из двух человек, вооружение — пулемет (с 1917 г пушка), максимальную скорость — 9, б км/ч.

«Рено» FT стал прообразом танка будущего. На нем впервые нашла свое разрешение компоновка основных узлов, которая до сих пор остается классической: двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления -- впереди, вращающаяся башня — в центре. На танки «Рено» впервые стали устанавливать бортовые радиостанции, что сразу повысило управляемость танковыми соединениями. Ведущее колесо большого диаметра помогало преодолевать вертикальные препятствия и выбираться из воронок. Танк имел хорошую проходимость и был прост в управлении. В течение 15 лет он служил образцом для многих конструкторов. В самой Франции «Рено» состоял на вооружении до конца 30-х годов, а по лицензии его выпускали еще в 20-ти странах.

Немцы также попробовали освоить новое оружие. С 1917 года фирма «Бремерваген» начала производство танка A7V, однако их массовый выпуск немцы так и не смогли наладить. Р1х танки участвовали в некоторых операциях, но в количествах, не превышавших нескольких десятков машин.

Напротив, страны Антанты (то есть собственно Англия и Франция) имели к концу войны около 7 тысяч танков. Здесь бронированные машины получили признание и прочно утвердились в системе вооружения. Ллойд-Джордж, английский премьер в годы войны, говорил: «Танк был выдающимся и потрясающим новшеством в области механической помощи войне. Этот окончательный английский ответ на немецкие пулеметы и траншеи без сомнения сыграл очень важную роль в ускорении победы союзников». Танки широко применялись англичанами в боевых действиях. В ноябре 1917 года впервые была проведена массовая танковая атака. В ней участвовали 476 машин при поддержке шести пехотных дивизий. Это был огромный успех нового вида оружия. Стреляя из пушек и пулеметов, танки снесли проволочные заграждения и с ходу преодолели первую линию окопов. Всего за несколько часов англичане продвинулись в глубь фронта на 9 км, потеряв при этом всего 4 тысячи человек. (В предыдущее британское наступление под Ипром, продолжавшееся четыре месяца, англичане потеряли 400 тысяч человек и сумели вклиниться в немецкую оборону всего на 6-10 км). Французы тоже несколько раз массированно использовали танки. Так, в июле 1918 года более 500 французских танков участвовало в бою под Суассоном.

Разработка перспективного российского танка (объект 195) велась УКБТМ (ОАО «Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения», г. Н-Тагил) в рамках темы «Совершенствование-88», но, по ряду причин успеха не достигла.

Также не решен вопрос оснащения российских танков тепловизионными приборами наблюдения и прицеливания (ТВП) нового поколения соответствующих современным аналогам. Сейчас можно с достаточной уверенностью предположить, что разработки в рамках федерально-целевой программы «инфравид» успеха не достигли, российские танки оснащаются изделиями зарубежного производства.


На ряду с разработкой перспективного танка ведутся и ОКР по модернизации уже созданных в рамках ОКР «Мотобол» и «Рогатка-1». Головные исполнители работ: ОАО ВНИИтрансмаш", ФГУП "УКБТМ", ФГУП "КБТМ", ОАО "Спецмаш".

Исследования направлены на комплексную модернизацию существующих танков по характеристикам огневой мощи и подвижности, однако воплощения в серийном производстве и модернизации они практически не имеют.

Ключевые аспекты модернизации по вышеуказанным программам - создание новой трансмиссии, которая сможет обеспечивать превосходство над серийно выпускаемыми машинами по всем основным показателям и совершенствования огневой мощи танка с обеспечением характеристик дающих вероятность поражения современных образцов противника с вероятностью близкой к 100%.

Проблема совершенствования огневой мощи включает как системы управления огнем, так и решения по повышению могущества боекомплекта.

В эфире радиостанции "Эхо Москвы" представитель ГАБТУ Владимир Войтов, заявил, что «так называемого объекта 640 не существует, и разработок не велось». Продолжением концепции заложенной в «объект 640» стала разработка «Бурлак».

На ряду с разработкой в УКБТМ танка с новой компоновкой «Объект 195» в ООО КБТМ (г. Омск) велась разработка менее радикального проекта перспективного танка в рамках темы «Бурлак», которая по последним данным также приостановлена.

Наиболее просто реализуемым перспективным вариантом развития российских танков являются разработки КБТМ в рамках создания единого боевого отделения с двухпоточным механизмом автомата заряжания с полной автоматизацией размещенного в танке боекомплекта (36 выстрелов и более). Разработаны ТЗК (транспортно-заряжающий контейнер) различной вместимости – 14…32 выстрела.


Унифицированное боевое отделение с двухпоточным АЗ (ОКР Бурлак). Башня может быть установлена на новых танках, а также на модернизируемых танках, таких как Т-72, Т-80, Т-90 и их модификациях, повышая их защищенность. На боковой стенке башни закреплен легкобронированный отсек для размещения автономной зенитно-пулеметной установки, который с фронтальной проекции закрыт защитным модулем.

Основным преимуществом решений в рамках ОКР «Бурлак» является комплексный подход к вопросам обеспечения защищенности танка и его огневой мощи.

Это достигнуто путем инновационных решений, реализующих в рамках существующей компоновки и без принципиальных изменений шасси и боевого отделения создать танк, обладающий характеристиками перспективного на базе существующих технологий и глубоких изменений серийного производства. Компоновочные решения, предлагаемые в рамках «Бурлак» позволяют повысить живучесть танка при поражении боекомплекта, с размещением его в изолированном отсеке, снабженном вышибными пластинами.

Размещение ТЗК в кормовой части башни танка позволяет добиться уравновешенности башни и, следовательно, дальнейшего усиления броневой защиты лобовой проекции.

Особенности новой башни:

· модульное бронирование - быстросъемные защитные модули и могут быть заменены при боевых повреждениях силами ремонтных подразделений в полевых условиях. Кроме того, при дальнейшей модернизации ранее выпущенных танков старые защитные модули могут быть заменены новыми, более эффективными, созданными с учетом последних технологических достижений в области броневой защиты.

· увеличенный внутренний объем до 2,5 м3 за счет чего возможно разместить комплекс бортового оборудования, отвечающий современным требованиям командной управляемости и улучшить эргономику боевого отделения.

· башня выполнена с возможностью установки съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания.


Быстросъемные защитные модули представляют собой комбинацию динамической и "пассивной" защиты. Защитные модули не ухудшают условий посадки и покидания танка механником-водителем.

Реализация мер по усилению броневой защиты башни танков Т-90А и Т-80У затруднено из-за большого момента неуравновешенности башни.

Новое боевое отделение «Бурлак» разработано для производства вновь изготовляемых танков с новой башней и для модернизации уже созданных (Т-90, Т-80) без замены башни.

Размещаемый за башней танка ТЗК обладает высокой защищенностью, но даже в случае его поражения экипаж останется невредимым, а танк может быть отремонтирован даже в полевых условиях. Установка динамической защиты на бортах башни танка обеспечит защиту от противотанковых средств противника (РПГ) значительно превышающей уровень серийных танков.


Применение нового съемного броневого транспортно-заряжающего контейнера с автоматическим механизмом заряжания позволяет применять современные снаряды повышенного могущества (увеличенной длины). Другое преимущество это отдельное размещение боекомплекта от экипажа, что значительно повышает безопасность экипажа и танка в целом. Работает как со стандартными выстрелами так и с новыми повышенного могущества раздельного заряжения.


Так может выглядеть модернизированный танк Т-80У с комплексом ДЗ «Реликт» и новым автоматом заряжания. Размещенный за башней автомат заряжания потребовал разработки нового оборудования подводного вождения танка (ОПВТ).

В конвейере AЗ танка Т-72Б/Т-90 размещено только 22, а остальные 21 выстрел - в немеханизированных боеукладках в корпусе и башне, пополнение конвейера новыми выстрелами производится вручную, требует значительных усилий и затрат времени (скорострельность при заряжении из немеханизированной укладки 1,5 – 2 минуты), что в боевой обстановке повышает вероятность поражения противником и потому является существенным недостатком.

Предложенным вариантом модернизации решается задача повышения боевой эффективности танков Т-72, Т-80 и Т-90 до уровня современных требований за счет установки забашенного AЗ. В башне танка с боевым отделением размещен второй автомат заряжания, оборудованный транспортером карусельного типа (аналогично АЗ танка Т-72) с кассетами для укладки снарядов, расположенный у днища корпуса танка.

Таким образом, в модернизированном танке весь боекомплект танка автоматизирован, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса. При наличии танков противника заряжание осуществляется выстрелом повышенного могущества из забашенного автомата заряжания, в других случаях выстрелами из АЗ размещенного у днища корпуса.

Для интенсификации освоения модернизированных (по результатам ОКР «Бурлак») танков Т-72Б, Т-72Б1, Т-80У, Т-80БВ, Т-90 (Т-80 «Бурлак», Т-90 «Бурлак») разрабатывается комплекс компьютеризированных учебных средств.

Цели модернизации

Танки Т-72 и их модификаций, включая Т-90 перестают отвечать современным требованиям, исходя из следующего: в современных отечественных и зарубежных танках, включая "Леклерк", "Абрамс", модификациях "Леопард-2", существенно повысилась защита лобовой проекции. Эффективность бронебойных снарядов, в ответ на усиление защиты, также повышалась за счет увеличения, главным образом, активной части с подкалиберным сердечником, выполняемым из металла высокой плотности, например, обедненного урана, а также за счет придания более высокой начальной скорости снаряду путем использования более мощного заряда. В автомате заряжания Т-72 разместить такие удлиненные снаряды, тем более унитарные выстрелы, не представляется возможным.


Автомат заряжания Т-72 и его модификации Т-90 размещен в башне у днища танка, снабжен транспортером карусельного типа и оборудован механизмом подъема выстрелов. Длина снаряда ограничена габаритами транспортера.

Повышение поисковых и прицельных возможностей комплекса вооружения реализовано за счет увеличения обзора командира танка с применением панорамных наблюдательно-прицельных систем, в том числе управляющих дополнительным вооружением объекта. Обнаружение, распознавание и сопровождение цели в автоматическом режиме до ее гарантированного поражения комплексом управляемого вооружения танка с применением автоматического сопровождения цели.

Если в разработках «Бурлак» виден комплексный подход к вопросам огневой мощи и защите танка, то в разработках УКБТМ выбран другой путь.

В новом варианте АЗ разработки УКБТМ кассеты вращающегося транспортера размещены вертикально, это не только не улучшит защищенность и эргономику боевого отделения танка, но и приведет к противоположному результату. Не решенным останется и вопрос дальнейшего усиления бронезащиты башни из-за большого момента неуравновешенности.

Преимущества модернизированного танка:
Комплекс технических решений, направленных на повышение уровня защищенности при модернизации в т.ч. по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки для топлива, вышибные пластины и т.п).
Полностью механизированный боекомплект в ТЗК и АЗ у днища корпуса танка, при поражении забашенного АЗ (ТЗК) танк способен продолжать бой используя АЗ размещенный у днища корпуса.
Надежная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда.
Возможность применения выстрелов повышенного могущества с БПС повышенного удлинения с сердечником из сверхплотных однокомпонентных и композиционных материалов и усовершенствованных УР.
Повышения эффективности борьбы с живой силой и воздушными целями.
Использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой.
Повышение уровня командной управляемости, установлена информационно-управляющая система, в которую интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки.
Усовершенствованное СУО за счет расширения поисковых и точностных показателей, установки панорамы, равновозможных комплексов управления у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок".

Использованы материалы патентов РФ № 2169 336, 2165617, 2233418, 43633, 2202756, 2215965, 2366882, 2204776.