Город мусорщиков в каире - самое сильное впечатление от египта.

Кроме известного всем туристам, посещающим Каир, коптского (христианского) квартала, в столице Египта есть ещё один район, где живут христиане. Здесь расположен огромный пещерный монастырь, правда, совсем не древний, но его кафедральный собор, носящий имя Святой Девы Марии и Святого Симеона, является крупнейшим на Ближнем и Среднем Востоке религиозным христианским сооружением и может вмещать до двадцати тысяч человек! Называется он монастырь Святого Симеона Сапожника и посвящён Симеону Дубильщику, который жил здесь в десятом веке и почитается за спасение тысяч единоверцев.

Однако здесь никто экскурсий не устраивает. Называется этот район, расположенный у подножья горы Мукаттам, Город мусорщиков, или, как говорят местные, Маншият-Насира.

Трудятся здесь исключительно христиане-копты, которые образуют своеобразный, как бы сказал Гумилев, суб-этнос, эдакую социальную группу, называющиеся заббалины. Они совершенно бесплатно (то есть, не получая за это ничего от администрации города) собирают мусор со всего пятнадцатимиллионного Каира, свозят его сюда, сортируют и перерабатывают, зарабатывая деньги именно на переработке. И неплохо зарабатывают.

Процесс сортировки мусора от семьи к семье немного разнится, но сводится примерно к одному и тому же: по всему городу повозки, запряженные ослами, собирают мусор в огромные мешки, которые свозят свой «урожай» в определенные точки сбора, где мусор перекладывается на грузовики или пикапы. Дальше мусор отправляется непосредственно в Город мусорщиков и там сваливается на первый этаж. Тут проходит первичная сортировка, например, выбирается весь металл, а остальное перемещается на второй этаж, на котором выбирается вся бумага и пластик... Все ненужное спускается вниз и сжигается неподалеку. Верхние этажи используются под жилье.

После сортировки сырье отправляется как на местные перерабатывающие фабрики, так и на другие заводы Каира, где из них уже производят определённую продукцию.

Самое же интересное здесь то, что этот район – не просто фабрика по переработке мусора, и именно жилой квартал: тут много магазинчиков, кафе, аптек, парикмахерских, на улицах играют дети… Однако, ни детских садов, ни школ тут не видно. Есть, правда, эти заведения на территории монастыря, но мне не кажется, что они могут вместить всех детей района – видимо, учиться детвора все-таки ходит куда-то за пределы квартала.


























Когда среднестатистический россиянин выбрасывает пакет с мусором в мусорный бак, он, как правило, не задумывается о дальнейшей судьбе. При этом и в глубинке, и в крупных городах можно встретить людей, которые стремятся до приезда автомобилей-мусоровозов изучить содержимое контейнеров и забрать из них что-то на своё усмотрение. И сложно представить, что в мире есть город, все жители которого – мусорщики. Все до единого..

Заббалин – город мусорщиков


На самом деле города с таким названием не найти на Карте. Заббалин – это пригород Каира, столицы Египта. Уже добрых два века из поколения в поколение жители этого самопровозглашенного сообщества зарабатывают на хлеб исключительно вывозом, сортировкой и последующей переработкой мусора. Одна тонна мусора, вывезенного из Каира, обеспечивает 12 рабочих мест для людей обоих полов и любого возраста. Все имеет свои стадии: вывоз, сортировка, очистка и кропотливая переработка на специальных машинах.

Во что превращается мусор?


Одним из самых прибыльных ремесел Заббалина является переработка пластика. Конкурировать с ним могут лишь стекло и металл. После очистки пластиковые бутылки и другие виды упаковок очищают, а затем на специальных машинах (на которые заббалинцы копят деньги не один год) пластик перемалывается в пластиковую муку. Эта мука отправляется обратно в Каир, где из нее делают пластиковые ложки, вилки и другие предметы одноразового использования. Женщины Заббалина, как правило, ответственны за сортировку пищевых отходов. А самым прибыльным делом, разумеется, считается отбор стеклянной тары.

Рынок товаров со свалки

Очень часто заббалинцы находят в мусоре едва початые или вовсе никогда не открываемые тюбики декоративной косметики и средств по уходу за телом. Местные называют такие находки «бренды». Эти товары после мытья отправляются на местный рынок, где женщины стараются продать их соплеменникам, скандируя: «Покупайте! Не крадите, иначе вас накажет Господь!»

Самые древние христиане мира


Все жители Заббалина относят себя к религиозному сообществу коптов. Копты - самые древние христиане мира. Они считают, что их верование возникло еще при жизни Иисуса. Их основные мировоззренческие доктрины: жить в мире, не грешить, все решать между собой и только миром.




Преступность в сообществе напрочь отсутствует. Интересно то, что внутрь Заббалина не пускают полицию и любые другие госслужбы Каира. Заббалинцы все решают внутри общины. Власти Египта относятся к этому совершенно спокойно и не внедряются в жизнь Города Мусорщиков.


В Заббалине существует, по сути, две власти. Первая – совет старейший. В него входят самые старые жители города. Если у любого из жителей возникает любой спорный вопрос, он отправляется к старейшинам. Те дают наказ, как следует поступить в сложившейся ситуации, после чего все пожимают друг другу руки и отправляются восвояси.



Вторая власть – самопровозглашенный мэр Заббалина по имени Шехато Эль Магадиз. На границе между Каиром и Заббалином находится его большая вилла с удивительной красоты глиняной голубятней и нанятыми слугами. По слухам, он стал богатым, поскольку и его отец в прошлом, и он сам в настоящем заключили договоренности с Каиром относительно транспортировки со свалки обратно в столицу целых стеклянных бутылок. Шехато нередко выступает на местном телевидении. В своих обращениях он просит власти Египта выделить Заббалину более современное оборудование для транспортировки мусора, чтобы обеспечить полную безопасность мусорщикам.

Рабочий день


Начинают работать жители Заббалина порой с 7 лет. Родители каждого ребенка сами принимают решение, с какого возраста чадо станет полноправным мусорщиком. В среднем, дети начинают работать в возрасте 10 лет. Родители «побогаче» считают, что грешно заставлять ребенка работать ранее 14-15 лет.


Рабочий день мусорщика начинается обычно в полчетвертого утра. Каждый заббалинец имеет строго регламентированный доступ к мусоровозу определенной улицы столицы Египта. Никто и никогда не нарушает данные установленные правила.


Первый этап – транспортировка мусора к «рабочему месту». Там, на протяжении раннего утра, происходит сортировка мусора. Когда солнце уже ярко светит, начинается процесс очистки и последующей переработки. Таким образом, освобождаются от работы заббалинцы обычно ранним вечером.

Вечерний отдых в Заббалине

Распитие алкоголя в Заббалине допустимо, но не особенно приветствуется ввиду радикального христианства общины. В более чистых местечках Города Мусорщиков находятся кальянные, чайные, кофейни и закусочные. Местные жители после изнурительного рабочего дня приходят в эти заведения, чтобы поиграть в домино, поужинать, выпить чаю и покурить кальян.

Мусор в крови – польза или вред?


Большинство взрослых мужчин Заббалина жалуются на серьезные проблемы со спиной. Порой им приходится нести на 5 этаж здания 40-50 килограмм за раз. Тем не менее, заббалинцы не считают себя нездоровыми. Они верят, что огромное количество бактерий, которые неизбежно попадают в их организм каждый день (поскольку они вдыхают продукты разложения отходов), укрепляют их иммунитет.


«Мэр» и вовсе считает, что никогда не смог бы выглядеть так хорошо после 55 лет, если бы бактерии не укрепили иммунитет еще его деда и отца. Интересно то, что практически у всех заббалинцев сияющие белоснежные здоровые зубы.


Голуби на ужин

Половина жителей Города Мусорщиков имеют голубятни. Они разводят голубей весьма активно, чтобы использовать их в качестве… пищи. Любимое блюдо заббалинцев – жареное голубиное мясо с вареным рисом. Однако до того момента, как голубь станет ужином, заббалинцы относятся к нему как к питомцу – ласкают, называют по имени, разговаривают с ним. Местным аппетит ничто не может испортить: зловоние свалки они с рождения не замечают.


Вероятно, стоит задуматься всерьез о раздельном сборе мусора. В постсоветских странах этот вопрос на сегодняшний день стоит достаточно остро. В каждой стране есть свои «заббалинцы». Современная тенденция по раздельному сбору мусора облегчит труд многих «невидимых» трудящихся.

Тем, кого не прельщает пляжный отдых, стоит совершить - через пустыню от Красного моря к самой молодой в стране фараонов достопримечательности, незаслуженно забытой сегодня.

Говорят, что город - это единый организм.
Дома с обитающими в них людьми -его живые клетки. Электричество, водопровод, канализация - то, без чего не могли бы существовать эти клетки. Сады и парки - легкие города, центр - его сердце. Дороги - артерии города - снабжают и насыщают его органы - кварталы нужными материалами.
Жизнь этого живого организма не замирает ни на секунду и в процессе своей жизнедеятельности он вынужден избавляться от шлаков - мусора и отходов.
Если продолжать эту аналогию, то Маншият-Насир или Город Мусорщиков, так называют этот квартал Каира - печень старого и больного организма, возраст которого перевалил за десяток веков.






Попасть сюда несложно. Всего за полчаса можно дойти от Цитадели Саладина, одного из самых посещаемых туристами объектов Каира.




Уже со стен Цитадели вы разглядите на необозримой панораме десятимиллионного мегаполиса квартал с домами необычного красно-фиолетового цвета.





Другой вопрос - стоит ли сюда вообще идти и готовы ли вы к тому, что здесь увидите.




По статистике Каир порождает 6,5 тысяч тонн мусора в день, из которых 3-3,5 тысячи тонн собирают забаллины, так называют представителей особой социальной группы количеством около 40 тысяч человек, проживающих в районе Медина Зебела. Уже на протяжении многих лет они занимаются единственным делом, передающимся из поколения в поколение - сбором, сортировкой и переработкой мусора.






Район появился в 1969 году, когда городская администрация Каира постановила всех сборщиков мусора сконцентрировать в одном месте.




Мусор сюда привозят самосвалы, потом мешки с мусором развозят на машинах поменьше по дворам и домам, где уже семьями - от детей до стариков - все занимаются его сортировкой.




Свисающие с балконов и крыш груды мусора, мешки с отходами, перегораживающие и без того узкие улицы - это первое, что б росается в глаза, когда попадаешь на территорию этого мрачного квартала.


Мусором завалены все первые этажи зданий. Попасть на второй (жилой) этаж можно только через узкий проход. Запах соответствующий, насекомые и тучи мух тоже.



Металл, бумагу и картон, тряпье и пластмассу - все складывают в отдельные мешки. Что-то потом просто сжигают, от чего над кварталом стоит тяжелый запах горелого пластика, что-то увозят на перерабатывающие предприятия. Органический мусор идет на корм животных.




Тем временем на улицах идет обычная жизнь. Дети играют и шумят, мужчины чинно сидят и курят кальян, тут же продают фрукты и печеные лепешки, на первых этажах домов обычные продуктовые лавки и едальни.


Помимо людей на улицах полно животных - это козы и курицы, собаки, кошки, а также свиньи, которые тоже вносят свою посильную лепту в уничтожение отбросов.





И никто не обращает никакого внимания на огромные тюки, которые местами уже перекрывают проезд, свешиваются со всех балконов, лежат на крышах домов и во дворах.


Если добавить к этому мириады жужжащих мух, дохлых крыс и кошек под ногами и самое главное запах, который все это сопровождает, сложится вполне реальная картина апокалипсиса.





Дети среди мусорных гор находят поле для своих забав …



Основное население квартала - копты, сторонники одной из ветвей христианской церкви. Мусорщиками копты стали ещё во времена халифа Ал-Хакима. Это был правитель из династии Фатимидов, завоевавших Египет. Он положил конец относительно мирной жизни всех христиан и мусульман, живших в стране. Копты, в частности, лишились всего. Им было положено заниматься самой грязной и тяжёлой работой. Так мусор и стал их жизнью.






Парящие в проемах между домов, часовенки, сделаны из фанеры и картона. Они обклеены картинками, изображающими Создателя, украшены крестами и электрическими лампочками.




Смысл подобных конструкций вполне объясним - святые лики Иисуса не должны касаться грязи. А как это сделать в городе, который, кажется, только из нее и состоит.




Это жизнь? Или это только кажется жизнью?


Вернулась я домой с путешествия по Египту и слышу от знакомых вопрос "Что больше всего понравилось?" И я им неожиданно - город мусорщиков! Лицо вопрошающего резко меняет окраску, а на глазах появляется удивление. Итак, представьте себе город в огромном мегаполисе. В Маншият-Насир около 60 тысяч населения, тут есть свои больницы, школы, церкви, магазины, пекарни и т.д. И все эти люди поколениями занимаются одним делом - приемом и переработкой мусора со столицы. А живет в Каире и окрестностях около 25-30 млн людей. И что я делала в этом адском месте? Пила кофе посреди улицы с мусором и даже совершала шоппинг:) Да, сумасшедшая авантюристка!

Как только попадаешь сюда, сразу в нос бьет дикий запах вони. Это могут быть разложившиеся собачки-котики, а может сгнившие продукты, а может еще что-то. Все перемешалось в огромной свалке. Я даже рада, что в тот день забыла Айфон в отеле, а фотоаппарат в поездку не брала. Поэтому на всех фотографиях я - модель на фоне мусора:)) Спасибо за симпатичные кадры puerrtto , они надолго сохранят память об этом прекрасном месте, куда он меня затащил!

Коптский квартал Маншият-Насир - совсем не туристическое место, я бы даже прибавила приставку "анти". Находится здесь неприятно, а вечером просто небезопасно. И случаи, когда журналисты и фотографы отсюда не возвращались, бывали. Но сейчас революции в Египте прошли, у власти - военные, народ ведет себя не так агрессивно. А дети даже очень дружелюбно.


Населен "Город мусорщиков" в основном христианами-коптами, мусульмане такой грязной работой не занимаются. Даже не все таксисты желали нас сюда подвозить. По узким улочкам туда-сюда курсируют пикапы с громкими египетскими хитами, малышня резвится на тюках. Детский труд тут ничем не отличается от взрослого, с малолетства они лазают по мешкам с мусором, помогая разбирать или упаковывать. И по их глазам не скажешь, что несчастливое детство. Они ведь другого не видели...

У жителей этого района есть название - Заббалины, это отдельная социальная группа. Они - потомки фермеров, которых жизнь заставила в 30-40 хх годах переехать в Каир, когда сельское хозяйство перестало их обеспечивать. Поселились в заброшенном карьере у подножия горы Мокаттам, но власти не дали им право на аренду или выкуп земли. Поэтому изначально они жили в самодельных хижинах, сделанных из бочек. И постепенно стали неофициально заниматься сбором отходов в Каире. А карьер, в котором они живут, несет опасность оползнями. В 1993 году он унес 40 жизней, в 2008 - умерло 100 человек. Здесь высокий уровень заболеваемости и детской смертности, особенно от столбняка. Сейчас показатель снизился, а вот 30 лет назад каждый 4-й ребенок у Заббалинов при рождении умирал.

Их деятельность государство никак не регулирует. Препятствовать тоже было бы глупо, кто ж еще займется таким грязным делом? За смешные гроши они вывозят отходы со всего Каира и на 85% перерабатывают их рядом со своим домом или в нем же. Нижние этажи используются как раз для работы, а повыше - уже жилые квартиры. На крышах складируются тюки отсортированного вторсырья для вывоза. На домах стоят металлические помосты, где сжигают отходы, что приносит существенный вклад в загрязнение воздуха в Каире. А город по этому плохому параметру в лидерах в мире. Пищевые отходы используются как корм для свиней, поэтому мусульмане считают эту работу «нечистой». Мусор даже поднимают в мешках при помощи троса к себе в квартиру!!!

Присмотритесь к этому кадру, справа вы увидите магазин с женскими египетскими платьями. Я зашла внутрь, народу было битком, многие пришли просто подшить свою одежду. Тут было и мини-ателье, парнишка кому-то подшивал на машинке штаны. Ради интереса я спросила, сколько стоит платье. Не зная английского, он потянулся к калькулятору и напечатал цифру 70 паундов. Скажу сразу, больше ни в одном городе мне не предлагали за такие смешные деньги (7 евро) подобную одежду. То есть не соврали, как обычно делают арабы. Я решила поддержать местных ребят и купила понравившееся. Конечно, ни о какой примерке речи быть не могло, а в отеле я его тщательно отстирала от запаха и пыли. Потом надела высушенное и поняла, как же в нем комфортно, а все из-за легкости ткани.

Уже из Интернета я узнала, что район Маншият-Насир не подключен в газовой сети Каира, а значит, люди живут без горячей воды. В 2003 году впервые один предприниматель и исследователь предложил решить проблему при помощи солнечного нагревателя. Народ отозвался с энтузиазмом, было заказано 13 штук в начале. Но цена оказалась для многих непосильной - $650 еще в те годы. Но самое ужасное было не это... Люди стали думать, что такая вода, нагретая солнцем, принесет им новые болезни...

В 2009 году власти Каира решили уничтожить всех свиней в городе из-за свиного гриппа, для Заббалинов это было смерти подобно. Все органические отходы поедают свиньи. Да, их можно превратить в биогаз, но для этого снова нужны дорогостоящие установки. Из Заббалинов никого нет в правительстве, а значит, интересы 60 тысяч людей в столице некому представлять, защищать и чего-то требовать от государства. Не знаю всех подробностей про тот закон о свиньях, но они и по сей день съедают пищевые отходы в Городе мусорщиков.

Уже изрядно нагулявшись, неожиданно встретился нам добрый молодец, пригласивший присесть и испить чаю, кофейку. У меня был ступор. Как в данной обстановке и антисанитарии можно что-то пить? Но мой приятель успокоил - воду ж кипятят, поэтому нестрашно. Кофе был странным на вкус, но пить можно. Напротив находилась пекарня, но вид булочек, покрывающихся мусорной пылью - бебебе...

<Молодой парень вертел в руках недешевый телефон Самсунг, неплохо говорил по-английски и хвастался нам, что это его район, он тут родился и живет всю жизнь. Типа он царь и повелитель мусора:) На мой вопрос "Есть ли тут больница, школа?" он ответил "Больница то в городе есть, но лучше туда не попадать, вылечиться нереально, многие умирают" . Вообщем, 10-минутная беседа была странной. Он смотрел на нас с недоверием, спрашивая - не журналисты ли мы? Много странных вопросов задаем, туристам обычно такое не интересно. А может мы на местное КГБ работаем? Мой спутник вел с ним политическую беседу, тот уклонялся, не называя кого-то хорошим или плохим, про мусульман тоже плохого не говорил. Его страхи понять можно, в стране уже 3 года ничего хорошего не происходит, власть уже пару раз менялась, и лишний раз брякнуть лишнее или пожаловаться иностранцам может стоить ему дорого.

Этот район официально появился в 1969 году, когда гор.администрация Каира сконцентрировала всех сборщиков мусора около холмов Мокаттам неподалёку от Цитадели Саладина. Домовладельцы, рестораны, предприятия дают определённую плату сборщикам за вывоз мусора с их территории. По статистике Каир порождает 6,5 тысяч тонн мусора в день, из которых большую часть собирают Заббалины. Этот квартал - эпицентр распространения гепатита и проказой, а также зона экологического бедствия. Удивительно, как я осталась жива и здорова после посещения этой свалки... Но отмывалась вечером и отстирывала все тщательно, самой было противно, как стали вонять волосы и одежда.

Когда мужчины возвращаются в деревню с собранным мусором на пикапах, их ждут жены с детьми. Некоторые семьи специализируются на сортировке определенных материалов: бумаги, алюминия, стекла, пластика и т.д. Всего разделяют мусор на 16 различных типов. Ежедневно женщины и дети могут потратить до 10 до 12 часов на эту работу. Даже если они и купят жилье в другом районе Каира или переедут по работе, не будут счастливы как здесь. Это религиозная община, и они чувствуют себя тут братьями и сестрами, христиан тут около 90%, если не выше.


В верхней части квартала построен коптский православный монастырь Святого Симеона Сапожника. Его амфитеатр вмещает до 20 000 прихожан. Всего в пещерах спрятано 7 церквей. Когда мы пришли сюда, было ощущение, что уже на другой планете - более чистой и приятной:)))

На отвесных стенах скальной породы вырезаны и нарисованы сцены на различные евангельские и библейские сюжеты. Почитаемый коптской православной церковью святой Симеон (известен как «кожевенник», «башмачник») жил здесь в X веке и прославился тем, что сдвинул с места гору Мокаттам пред лицом халифа Ал-Муизза. В 1991 года в одной из церквей старой части Каира во время археологических раскопок были найдены его мощи, которые теперь хранятся в монастыре его имени в городе мусорщиков.

Здесь же расположен детский сад, школа и христианские учреждения. Мы попали сюда в обеденное время, когда учеба закончилась. Было очень много детей из Судана, видимо, беженцы. Но одеты опрятно и ярко, девочки в украшениях, с уложенными волосами и маникюром. От детей-арабов отличаются кардинально. Эдакие чистюли и красотки. Взрослые тоже были, может учителя или просто родители. Я просто терялась на фоне их колоритности.

Комплекс богато украшен и прекрасно оснащён, тут уже нет мусора, резвятся дети, влюбленные парочки назначают свидания, молодежь летает на Зип-Лайне. А я пользовалась случаем - делала фото с колоритными африканцами. У монастыря их было почему-то процентов 90, и лишь 10 - арабы.

В одной из церквей шло служение с танцами и проповедями пастора. Мы сели послушать.

На выходе увидели толпу зевак, подошли, а там происходило страшное действо - мужчина делал татуировки всем желающим. Самые настоящие, без никаких санитарных мер. Дети плакали, но шли в бой отважно. Иметь уникальное тату хотелось многим.

И тут образовалась другая толпа зевак - вокруг меня, это были арабские дети.

Минута славы быстро надоедает, хочется накричать на всех, чтобы убрали от меня телефоны и руки, и бежать куда подальше.

Всего несколько минут, и из чистого района с монастырем ты снова оказываешься в грязи и вони. Я пробыла в этом районе может час или два, только под конец мои нервы и рецепторы сдали - я захотела вырваться из "мусорного плена". Но постоянно задавала в голове вопрос "Как в этом дерьме можно жить и не желать выбраться из адского района, заняться нормальной работой в самом Каире?" Когда были на обратном пути, я уже не могла вынести соседства с машиной, наполненной костями. Воняло тухлятиной жутко, меня тошнило. Я закрыла нос, подождала пока она отдалится, но понимала - пешком нам выбираться еще полчаса. И тут случилось чудо - стала сигналить легковушка, двое парней показывали на свободные задние места. И наступило счастье - нас любезно и бесплатно подвезли до трассы.

Зачем мне надо было забираться в такие трущобы и смотреть на этот трэш в Египте?
У меня есть один ответ - чтобы начать по-настоящему ценить свою жизнь, страну проживания, условия жизни в ней, ее законы, мое образование, работу, зарплату и многое другое, что дает меня Черногория. Чтобы начать ценить чистый воздух и здоровую еду, хорошую экологию в стране, где я живу, нормальную воду, которую я пью из под крана. Поэтому меньше надо жаловаться, что все у нас плохо и больше находить плюсов. А когда я буду снова хандрить, подкиньте мне ссылку на этот пост:))

Года четыре назад, незадолго до революции на Тахрире, мне уже довелось побывать в этом вне всяких сомнений адском месте в восточной части Каира. В ту пору я еще не "освоил" самую грязную и нищую страну мира - и считал поэтому, что каирский город мусорщиков, называемый "Забаллин" (по - арабски: زبالين) это и есть свершившийся апокалипсис. Нет, это не просто грязный 100 тысячный пригород Каира, где тяжело дышать от смрада гниющих отбросов, а ходить приходится переступая через разбросанный везде мусор. Это целая система, образ жизни и замкнутая коптская христианская община, занимающаяся сбором мусора вот уже полтора столетия. Это не укладывается в голове, но по сей день мусор гигантского почти 30-и миллионного мегаполиса собирается и утилизируется почти исключительно "забаллинами", причем все делается в ручную прямо под окнами домов, в которых они же и живут. Они стаскивают со всего города весь мусор в свой квартал, сваливают его в гигантские кучи и начинают сортировку, отделяя бумагу от пищи, железо от стекла, древесину от полиэтилена.

Представляете, что будет, если к вам во двор свезти весь мусор вашего города и свалить его в кучу? Прикидываете каков будет запах? Более того, ведь мусор оказывает еще и неизбежное пагубное воздействие на здоровье живущих рядом с ним людей. Гуляя по этому месту, не переставал задавать себе вопрос - и каков уровень заболеваемости в этих местах, что за эпидемиологическая обстановка? Забегая вперед добавлю, что всего лишь за пару часов прогулки по этому месту, моя одежда не просто провоняла, а еще и нос наполнился черной грязью, глаза чесались, а к вечеру пробрал кашель и чихание. Судя по весьма корявым и хмурым людям, ковыряющимся в мусоре - ничего радостного в своей участи они не находят. Меж тем, мусорная жизнь имеет свою четкую систему, на первый взгляд незаметную.

Есть ли жизнь в мусоре?

Прежде всего, у каждой семьи есть свой пикап, на котором те свозят мусор. Привезенное сваливают в подвал первого этажа, где происходит первичная переработка. Вся семья выходит на дело: женщины, дети, старики. Они вытаскивают из кучи более-менее ценные вещи, как то: ножку от стула, бутылки, дырявый чайник, картонки, перегоревшие лампочки, куски провода. Отобранное передается выше, на второй этаж, где картон сортируется в упаковки, бутылки в ящики, чайник ремонтируется и так далее. Все что не подлежит никакому повторному использованию - сжигается чуть в стороне. Жуткий смрад от горящего мусора стоит над кварталом, создавая удручающий смог.

Примечательно, что забаллины - это исключительно христиане-копты, что является своего рода парадоксом для Египта, где небольшая община коптов (7-8% общего населения) как раз является наиболее передовой в контексте образованности и уровня жизни. Сложно сказать, почему сложилось так, что эту грязную и малоуважаемую работу выполняют именно эти люди, но факт остается фактом.

Забаллины достаточно дружелюбны, но их дружелюбие имеет свои границы: не стоит воспринимать их как обезъянок лазающих в куче мусора. Нет, вас никто не будет бить лишь за то, что вы пришли в их квартал. Но у них безусловно присутствует врожденный комплекс никем нелюбимых и гонимых. Собиратели мусора являются одной из самых презираемых в городе профессий: всегда грязные, уставшие, хмурые. Они знают какими их воспринимают окружающие, и поэтому забредший к ним турист с фотоаппаратом, фотографирующий их мусор и их самих, вызывает не самые дружелюбные чувства. Что бы лучше понять этот нюанс, задайте себе вопрос, как отнесутся жители городской свалки к странному типу с дорогой фотокамерой, фотографирующему их на фоне отбросов? Посему, посещая это место стоит проявлять уважение к их тяжелому и грязному труду и помнить, что это такие же люди как и мы с вами, а вовсе не зверюшки для красочной фотографии.

Перспективы на будущее

Все на свете меняется, и вечный город Каир - не исключение. Очевидно, что невозможна ситуация, при которой в гигантском мегаполисе вроде Каира не имелось никакой мало-мальски современной системы вывоза и уничтожения отходов. То, что было приемлемо в 19 веке, абсолютно дико в 21 веке. Меж тем, в Каире по сей день 50% всего мусора в ручную свозится в город Забаллионов и там складируется. Восточная часть Каира давно объявлена зоной экологического бедствия, поскольку Забаллины физически не способны совладать с растущими кучами мусора. В Египте всего одно место считается эпицентром распространения гепатита - каирский город мусорщиков, и именно здесь в последние годы выявлены случае заражения лепрой (проказой). По статистике Каир порождает 6,5 тысяч тонн мусора в день, из которых 3-3,5 тысячи тонн собирают забаллины. Но далеко не весь мусор они способны утилизировать должным образом. В газете Al-Ahram рассказывается о 500 тоннах пластмассы, которую забаллины просто сжигают открытым способом, от чего над восточной частью Каира постоянно возникают черные столбы дыма и вонь горящего пластика.

Очевидно, что давно уже следовало глобально решать проблему утилизации городского мусора, а не уповать на трудолюбивых, но давно не соответствующих духу времени Забаллинов. Можно задать вопрос - почему в Каире до сих пор не создана сеть экологически чистых заводов по переработке целлюлозы, меди, пластика и стекла? Ведь это не просто крайне важно для экологии каирцев, но и выгодно как бизнес само по себе. Ведь себестоимость сбора мусора ничтожно мала, а будучи переработанным, мусор превращается в абсолютно нормальные и привычные нам товары для хозяйства. Увы, бардак и повальная коррупция в египетском обществе сильнее любых разумных новаторских идей. Кроме того, возведение таких предприятий неизбежно приведет к повальной безработице в рядах сотен тысяч мусорщиков и росту социальной напряженности в городе, где и так не все благополучно. А раз так, то вечный город Каир долго еще будет задыхаться в собственных отходах, а в стены древних храмов и дворцов (уж не говоря о здоровье горожан!) будет намертво въедаться ядовитая пыль с горящих свалок.

Спонсор моего путешествия в Египет - компания