Феликс распутин. Феликс Юсупов - Владимир Кошевой

Зимой 1917 года по указу Временного правительства создается госкомиссия по расследованию убийства Григория Распутина. Следователь Генрих Николаевич Свиттен пытается не просто раскрыть преступление, но и понять, кем же на самом деле был «старец». После многочисленных допросов у него сформировались несколько версий: от предположения о том, что Распутин был немецким шпионом, до версии о романе с императрицей. Ни одна из них не вызывает у следователя доверия. Свиттен знакомится с убийцей Распутина, Феликсом Юсуповым, который окончательно убеждает его в том, что старец обладал «сверхъестественной силой», которую «можно встретить лишь раз в сотни лет».

Григорий Р. Кадры со съемок

Герои сериала и их реальные прототипы

Григорий Распутин - Владимир Машков

Машков : «О Григории Ефимовиче написано огромное количество книг, сохранились подлинные документы, свидетельства очевидцев. Я провел много времени в архивах Юсуповского дворца, где мне очень помогли научные сотрудники музея.

Хотел почувствовать отношение людей к Распутину. Не официально, а по-человечески. Это было важно для меня как актера».

Феликс Юсупов - Владимир Кошевой

Кошевой : «Мне не раз говорили, что я похож на Юсупова. Когда была съемка в Юсуповском дворце, где был убит Григорий Распутин, ко мне подходили прекрасные служительницы и тихонько говорили хорошие, теплые слова, что все правильно, интересно. Как важны для артиста добрые отзывы!

Все-таки не столь важно, похож или не похож артист на исторического персонажа. Создать цельный образ, добиться нужного результата можно только совместными усилиями с режиссером и оператором, с художниками по гриму и костюмам».

Фрейлина Анна Вырубова - Екатерина Климова

Климова : «Я ощущала огромную ответственность, так как этот человек жил менее столетия назад. Ни в коем случае не хотелось, создавая художественный образ, исказить судьбу реального человека. Нас с ней мало что объединяет внешне и внутренне - таких ролей у меня еще не было. Эта работа занимала все мое существо с апреля по август».

Императрица Александра Федоровна - Ингеборга Дапкунайте

Дапкунайте : «Мы играем данную историю и рассказываем ее так, как она написана автором. Я могу очень много читать исторических фактов про свою героиню, но для сценария могут понадобиться только такие факты, а не другие. Я второй раз играю Александру Федоровну (впервые - в фильме "Потерянный принц" 2003 года. - прим. ред.). Любопытно, что в первой истории использовались совершенно иные качества характера императрицы. В этой - другие».

Супруга Юсупова княгиня Ирэн - Паулина Андреева

Актеры и режиссер о работе над фильмом «Григорий Р.»

Как проходили съемки

О подборе натуры и декораций

В основном съемки проходили в Санкт-Петербурге - там было задействовано более 20 объектов. Дворцовые интерьеры снимались в Елагином дворце, Царском селе, доме-музее Державина. Натурные съемки проходили в Летнем саду, Тифлисском переулке, на канале Грибоедова и Фонтанке.

Владимир Светозаров, художник-постановщик : «Улиц, где можно снимать, все меньше и меньше. Теперь все покрашено желтой краской, все первые этажи в решетках, ни одного метра, где бы не было железных дверей, кодовых замков, шавермы, асфальта, знаков, жалюзи и офисов. Это вызывает ужасные сложности. Хорошо сохранились разве что Менделеевская линия и улицы у Никольского собора, где теперь снимают много исторического кино».

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

Сцены сибирской жизни Распутина снимали в Великом Новгороде. Первоначально было принято решение использовать реальную башню Свято-Юрьева мужского монастыря, находившуюся на реставрации, но незадолго до начала работы съемки запретили, опасаясь, что они нарушат покой послушников.

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

После отказа было решено снимать в Антониевом монастыре, который сейчас относится к архитектурным памятникам и не является действующим. Вокруг каменной стены обители художники-постановщики возвели за два с половиной дня уникальную декорацию «строительных лесов», которые не касались ни крыши, ни самой стены, чтобы не повредить памятник.

Владимир Светозаров : «Там существует "экскурсионная" деревня, куда свезены с окраин новгородских областей старинные домики - Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы". Они выстроены в музейном порядке, там нет дворов, жизни, живности, стогов сена, деревенского быта. Видна экскурсионность, и чтобы это побороть, многое в ней достраивали: двор Распутина, двор старосты, улицу, заборы. К этому строительству была привлечена мощная бригада, которая работала на "Метро", "Царе", "Орде", "Обитаемом острове". 15 человек за трое суток создали "мир Распутина"».

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

В новгородских съемках приняли участие местные гуси, козы и утки. А вот корову и двух свиней пришлось везти из Питера, поскольку никто из жителей Новгорода не захотел расставаться со своим домашним скотом. Естественно, животные помучили съемочную группу: свиньи отказывались вовремя заходить в сарай, разбегавшихся кур была вынуждена ловить вся съемочная группа, а гусям невозможно было объяснить, что в кадре нужно стоять не полторы минуты, а час.

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

Зимой съемочная группа вернулась в Санкт-Петербург для съемок убийства Распутина. Снимали там, где оно реально и произошло, - в Юсуповском дворце на Мойке.

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

В финальных кадрах утопления в проруби в роли Распутина выступил не Владимир Машков и даже не каскадер, а загримированный манекен. Для того чтобы его изготовить, с лица Машкова специально снимали слепки.

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

О трюках и каскадерах

В фильме много эпизодов, где требовалось участие каскадеров-профессионалов. Один из них - сцена, где Распутин и послушник Денис (актер Игорь Лепихин) ведут ремонт монастырской крыши, и Денис срывается вниз.

Олег Корытин, постановщик трюков : «Для падения Дениса, которого дублировал Сергей Трепесов, было закуплено 600 картонных коробок, которые расставили для страховки каскадера на земле. Еле впихнули в "Газель". В Новгороде такого количества коробок не было, что-то привозили из Питера».

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

Владимир Машков, по свидетельствам членов съемочной группы, был максимально вовлечен в создание образа Распутина, в том числе готов был сниматься во многих сценах без помощи каскадеров.

Олег Корытин : «Володя великолепно подготовлен и морально, и физически. У него было две очень сложные, серьезные трюковые сцены. Первая - когда его дубинами избивают верховые мужики и топчут лошадьми. Он работал откровенно честно, подпускал к себе лошадей так близко, что в один момент увлекся, рукой махнул и лошадь задела его по руке. Ничего страшного не произошло, все в пределах нормы. Машков - рисковый человек, идет на обострение, чтобы добиться правдивости».

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

В этой сцене участвовали пять коней, все они более десяти лет работают в кино. Однако несмотря на то, что животные привыкли к выстрелам, огню и другим атрибутам съемок, с абсолютной точностью предсказать их действия не могут даже опытные каскадеры.

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

Олег Корытин : «Вторая сцена - убийство Распутина, когда актера избивали ногами. Конечно, на Машкова надели специальную защиту, прикрывавшую спину, руки, грудь, ноги. И лупили по нему каскадеры».

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

О костюмах и гриме

Татьяна Патрахальцева, художник по костюмам : «Мы долго обсуждали костюмы вместе с Ингеборгой Дапкунайте и с Екатериной Климовой. Единственное, о чем попросила Дапкунайте, чтобы ее императрица была одета в белое. Платья для монарших особ шили из батиста и тонкого льна. Такую материю для нарядов императрицы и фрейлин я искала по разным блошиным рынкам Европы. Над обувью пришлось потрудиться. У императрицы выступали косточки на ступнях, поэтому она носила туфли с широким носком и ввела эту моду во дворце. Для Ингеборги шили туфли на заказ, а Екатерина Климова носит в кадре настоящую обувь позапрошлого века. Шляпки для фильма сделала известная в Петербурге шляпных дел мастерица».

Изображение © Марс Медиа Энтертейнмент, ООО

Татьяна Патрахальцева : «Французские кружева изготовлены по историческим образцам. В Англии заказали жесткие воротнички, купили несколько цилиндров, канотье - все это делают там по технологиям того времени».

Убийство Григория Распутина стало одним из последних громких событий в истории Российской империи. Личность Распутина стала известной во всем мире, заодно принеся славу и тем, кто стал его убийцами.

Князь Феликс Юсупов не был главной фигурой заговора, однако его дом стал местом, где разыгралась эта историческая драма. В итоге это пошло князю на пользу — уже в эмиграции аристократ получил возможность зарабатывать на воспоминаниях об истории последних часов Григория Распутина.

Феликс Юсупов появился на свет 23 марта (по новому стилю) 1887 года в Петербурге, в семье княжны Зинаиды Николаевны Юсуповой и графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона . За два года до рождения Феликса его отец получил право именовать себя князем Юсуповым.

Феликс Юсупов оказался ярчайшим представителем последнего поколения имперской аристократии России. Он получил отличное образование, но государственной службе предпочитал веселое времяпрепровождение, доходившее порой до эпатажа.

Не обошлось в этом вопросе без влияния матери. У Феликса был старший брат Николай , и мать его очень хотела дочку. Настолько, что заранее сшила прелестное платьице для девочки. Рождение сына разочаровало Зинаиду Николаевну, и она нашла утешение в том, что наряжала Феликса в девочку. Продолжалось это в течение нескольких лет. «Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер», — писал Юсупов в мемуарах.

Николай II и мать Феликса Юсупова Зинаида Юсупова. Фото: РИА Новости / Николай Пашин

Племянница императора и жених в женском платье

Из-за этих ли игр в «дочки-матери», или по другой причине, но молодой Юсупов шокировал окружающих тем, что появлялся в публичных местах в женской одежде, и даже позволял себе петь в этом виде романсы перед публикой. Подобные развлечения Юсупов практиковал и в зрелом виде, хотя и значительно реже.

В результате за ним закрепились подозрения в нетрадиционной сексуальной ориентации, от которых Юсупов никак не мог избавиться.

Между тем, Феликс, окончив частную гимназию и пройдя обучение в Оксфорде, стал одним из самых завидных женихов России. В 1908 году его старший брат погиб на дуэли, и Феликс стал единственным наследником большого семейного состояния.

Возможно, именно состояние стало причиной того, что великий князь Александр Михайлович в 1913 году объявил родителям Феликса, что хочет выдать за него замуж свою дочь, княжну Ирину Александровну .

Ирина Александровна Романова приходилась племянницей Николаю II , и для Юсуповых такой брак был престижен.

Феликс Юсупов с женой Ириной. Фото: РИА Новости

Побег от кайзера

Идея, однако, многим показалась неудачной. Вдовствующая императрица Мария Федоровна , мягко говоря, не горела желанием выдавать внучку за «гомосексуалиста», пусть и богатого. Последнее слово осталось за Николаем II, который одобрил брак родственницы.

Венчание Феликса Юсупова и Ирины Романовой состоялось в феврале 1914 года. Вопреки опасениям, брак этот оказался на удивление прочным — они прожили вместе более 50 лет. Все, кто знал эту пару, утверждают, что чувство между ними было сильным и взаимным.

Проверка чувств началась уже свадебном путешествии, во время которого началась Первая мировая война. Когда молодые из Лондона приехали в Германию к родственникам Ирины, то получили «подарок» от кайзера Вильгельма — они были задержаны до окончания войны как военнопленные.

Отец Феликса подключил к делу деньги и связи и фактически организовал побег — Юсуповы успели выехать на территорию Дании до того момента, как в пограничные пункты пришел приказ схватить беглецов.

По прибытии в Петербург Феликс Юсупов должен был быть призван на военную службу, но избежал этого как единственный ребенок в семье. Оставаться совсем в стороне от происходящего было неприлично, и Феликс занялся устройством госпиталей в столице. В 1915 году Юсупов решил пройти офицерские курсы и получить чин. В том же году у пары родилась дочь, которую назвали Ириной.

Николай II (справа) принимает рапорт от командира лейб-гвардии кавалергардского ее величества государыни императрицы Марии Федоровны полка генерал-майора свиты князя Ф.Ф. Юсупова графа Сумарокова-Эльтон. Фото: РИА Новости

Заговорщик

Остававшийся в Петербурге, Феликс Юсупов был вовлечен в клубок интриг высшей аристократии. А высший свет в эту пору был крайне озабочен тем, что фигура Распутина порочит репутацию не только действующего императора и его супруги, но и монархии как таковой. Для того, чтобы решить возникшую проблему, аристократы замыслили избавиться от Распутина.

Близким другом Феликса Юсупова был великий князь Дмитрий Павлович , блестящий кавалерист и участник Олимпийских игр-1912. Дмитрий Павлович был на четыре года младше Феликса, и дружба их была окружена слухами — теми же, из-за которых едва не сорвалась женитьба Юсупова на Ирине Романовой. Дмитрий Павлович был сторонником решительных действий и привлек к своему плану друга. Третьим в этой компании стал 46-летний черносотенец, депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич , который, в отличие от своих молодых компаньонов, был решительным не только на словах, но и в делах.

Юсупов сблизился с Распутиным, который взялся излечить князя от «женственных» повадок и порочных наклонностей. Зная о неравнодушии «старца» к женской красоте, Феликс однажды пригласил Распутина к себе домой, дабы тот помог излечить Ирину от неврастении.

План не предполагал, что князю придется совершать какие-либо активные действия — Распутин должен был быть умерщвлен отравленными пирожными. Однако доктор, привлеченный к делу, не стал брать грех на душу, обработав сладкое безвредным составом, и заговорщики оказались в состоянии близком к панике.

Тогда Юсупов решился выстрелить в Распутина из браунинга, но сил, чтобы убедиться, мертв ли «старец», не оказалось ни у него, ни у других участников заговора. В итоге «оживший» Распутин едва не задушил Феликса, бежал, и был застрелен сохранившим остатки выдержки Пуришеквичем.

Эмиграция

Ни о каком сохранении тайны речь уже не шла — убийцы выдали себя с головой, и над Юсуповым замаячила угроза смертной казни. Такого приговора хотела императрица Александра Федоровна . Однако большинство представителей аристократии и многие из дома Романовых считали убийство благом для России. Их заступничество привело к тому, что Юсупова просто сослали в имение под Курском.

Даже это пошло ему на пользу — оказавшись в тени общественного внимания, Юсупов с семьей после Октябрьской революции выехал в Крым, откуда перебрался на Мальту. После непродолжительных скитаний по Европе, Феликс осел во Франции, купив особняк в Булонском лесу.

Большая часть семейного состояния осталась в России, а значит, была утрачена, но вывезенных ценностей хватило, чтобы, в отличие от другим эмигрантов, не впасть в откровенную нищету.

Статус «убийцы» как источник дохода

В начале 1920-х годов в Юсуповы открыли в Париже модный дом, который просуществовал около семи лет. После первоначального успеха затея перестала приносить прибыль.

Зато в 1930-х Феликсу Юсупову удалось добиться в суде компенсации от голливудской компании MGM, которая в фильме «Распутин и императрица» показала его жену любовницей «старца». Проигранный иск заставил деятелей Голливуда ввести в оборот ныне традиционное уведомление: «Все события на экране являются вымышленными, а сходство с реальными лицами — случайно».

До самых последних дней за князем Юсуповым охотились журналисты, для которых он был «убийцей Распутина», и не кем иным. С одной стороны, Феликса это задевало, но с другой — этот интерес великолепно обращался в доход. В 1927 году князь выпустил книгу «Конец Распутина», а в 1953 году — «Мемуары».

Феликс Юсупов с женой Ириной в эмиграции, 1930-й г.

Согласно основной версии, князь Феликс Юсупов, 29 декабря 1916 года хитростью заманил Распутина в свой дворец в Санкт-Петербурге. Там его потчевали отравленными угощеньями, однако яд не сработал, а потом Юсупов и Пуришкевич просто застрелили царского фаворита.

Заговор против императрицы

Организаторами покушения, помимо них, также являлся великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат Николая II, и известный адвокат и депутат Государственной Думы Василий Маклаков. Заговорщики ставили перед собой цель освободить императора, как признавался Юсупов, «от влияния Распутина и своей жены», что должно было сделать царя «хорошим конституционным монархом». Кузен императора Дмитрий Павлович в свою очередь верил, что убийство Распутина даст «возможность государю открыто переменить курс». Неизвестно, о каком курсе говорил великий князь, но можно утверждать, кто был, по мнению заговорщиков, главным препятствием - старец и императрица. Убрав старца, убийцы хотели убрать Александру Федоровну, которая благоволила Распутину.

Надо сказать, что семейство Романовых не очень жаловало императрицу Александру Федоровну: так, двоюродный дядя царя, великий князь Николай Михайлович почти в открытую говорил о «немецкой политике» императрицы, пренебрежительно в кулуарах именуя ее «Алисой Гессен-Дармштадтской».

Почти весь 1916 год прошел в газетной травле Распутина, которая выглядела организованной дескредитацией. Были даже публикации, наталкивающие читателей на конкретное умозаключение, что императрица состоит в любовной связи со своим "духовником". Вся это шумиха была ориентирована на царя, но тот молчал. Тогда заговорщики прибегли к крайней мере...

Главные выгодоприобретатели

Как известно, Распутин выступал против вступления России в Первую мировую войну и даже после вступления России в конфликт старался убедить царскую семью пойти с немцами на мирные переговоры. Большая же часть Романовых (великих князей) поддерживала войну с Германией и ориентировалась на Англию. Для последней же сепаратный мир между Россией и Германией грозил поражением в войне.

Лондон пытался воздействовать на императора с помощью родных, семейства Романовых. В 1916 году великие князья вдруг стали убеждать императора создать либеральное правительство, которое призвано было «спасти страну от революции». В ноябре 1916 года великий князь Михаил Михайлович Романов, живший в Лондоне, писал Николаю II: «Я только что возвратился из Букингемского дворца. Жоржи (король Великобритании Георг) очень огорчён политическим положением в России. Агенты Интеллидженс Сервис обычно очень хорошо осведомлённые, предсказывают в ближайшем будущем в России революцию. Я искренно надеюсь, Никки, что ты найдёшь возможным удовлетворить справедливые требования народа, пока ещё не поздно». Но царь держался, все больше погружаясь в планы по выходу из Первой мировой. Англичанам в такой ситуации нужно было придумывать какие-то нестандартные ходы. Смерть Распутина стала для них настоящим подарком. Николай II был деморализован, идеи и концепции по возможному миру с немцами были отложены в долгий ящик.

Во что был одет Распутин?

Подробности убийства Распутина изложены в воспоминаниях его непосредственных участников – Феликса Юсупова и «монархиста» Владимира Пуришкевича. Они почти детально повторяют друг друга, однако почему-то не совпадают в некоторых моментах с документами следствия по делу об убийстве Распутина. Так, в экспертном заключении вскрытия трупа описывается, что старец был одет в голубую шелковую рубашку, вышитую золотыми колосьями. Юсупов же пишет о том, что на Распутине была рубаха белого цвета, расшитая васильками.

Выстрел в "сердце"

Другое противоречие связано с характером огнестрельных ранений: Юсупов утверждает, что выстрелил в Распутина после того, как тот внезапно «ожил» после двух выстрелов Пуришкевича. Якобы последний, роковой, выстрел был сделан в область сердца. Однако в протоколах вскрытия говорится о трех ранениях на теле убитого – в областях печени, спины и голове. Смерть же наступила после выстрела в печень.

Контрольный выстрел

Однако даже не это самое важное. Дело в том, что, согласной существующей версии убийства Распутина, в него стреляли только два человека – Юсупов и Пуришкевич. Первый – из «браунинга», второй – из «саважа». Однако отверстие в голове убитого не соответствует калибру двух этих пистолетов. В 2004 году на BBC вышел документальны фильм «Кто убил Распутина?», построенный на расследовании некоего исследователя Ричарда Каллена. В фильме во все подробностях доказывается, что выстрел в голову сделал профессионал. В программе даже называлось имя этого человека – Освальд Рейнер, офицер английской Интеллидженс Сервис, друг Феликса Юсупова.

Последнее «благословение» старца

Григория Распутина похоронили в строящейся часовне Преподобного Серафима в Царском Селе. Его убийцы избежали сурового наказания: Юсупов отправился в ссылку в собственное имение в Курской области, а своего двоюродного брата Николай II отправил на службу в Персию. Вскоре грянула революция, царь был свергнут, а Керенский дал письменное разрешение вернуться Феликсу Юсупову в Санкт-Петербург. Уголовное дело было прекращено.

В марте 1917 года, в дни Великого поста, тело Распутина было извлечено из могилы, перевезено в Петроград, на Поклонную гору и там сожжено. Существует городская легенда, что когда гроб со старцем подожгли, труп, вероятно под воздействием пламени, приподнялся из гроба и даже сделал жест рукой толпе. С тех пор место у Поклонной горы считается проклятым.

Роковое совпадение

В разное время ходили легенды о так называемом проклятии Распутина, которое якобы нависает как над Санкт-Петербургом, так и над всей Россией. Но это, конечно, плод «народной мифологии». Кстати, все участники убийства, кроме Пуришкевича, прожили, может быть, не самую счастливую, но долгую жизнь.

Единственное, порой случались какие-то роковые совпадения, связанные с Распутиным. Например, скоропостижная смерть Бобби Фаррелла, участника группы Bonny M, исполнившей знаменитый хит Rasputin. Ночью 29 января 2010 года, в годовщину убийства Распутина, сердце шоумена остановилось в номере гостиницы после выступления на корпоративе “Газпрома”, на котором, разумеется, звучала знаменитая песня о старце. ..

Текущая страница: 1 (всего у книги 36 страниц)

Феликс Феликсович Юсупов
Загадка убийства Распутина. Записки князя Юсупова

Введение

Имя автора воспоминаний, князя Феликса Феликсовича Юсупова (младшего), известно многим читателям, прежде всего лишь тем, что тот принадлежал к одному из наиболее богатых аристократических семейств Российской империи, являлся главным организатором и одним из исполнителей убийства «святого старца» Григория Распутина. Сами записки воспоминаний были написаны князем в эмиграции в 1926 году. На следующий 1927 год они были опубликованы: «Распутин» в Нью-Йорке (США) и под названием «Конец Распутина» в Париже (Франция). Парадоксально, но факт, что именно убийство фаворита царской семьи в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в Петрограде сделали имя Феликса Юсупова одной из наиболее известных персон в России, чуть ли не «национальным героем», а по сути своеобразным «калифом на час» в массовой среде интеллигенции и обывателей. Однако вскоре за этим последовавшие события бурного 1917 года и крах Российской империи многих заставили провести переоценку своих взглядов на тот акт и увидеть в нем не столько геройский поступок, а начало конца – обвала устоев Державы и Отечества. Это обстоятельство, несомненно, оказалось решающим в том, что князь Феликс Юсупов, спустя много лет, взялся за перо, чтобы хоть как-то оправдаться перед российскими эмигрантами и беженцами, показать себя истинным патриотом, которым руководили только идеи спасения «трона и державы», а не разрушения страны. По этой же причине долгое время в Советском Союзе эти воспоминания находились в «спецхранах» и были доступны лишь узкому кругу специалистов.

Теперь о достоверности сведений воспоминаний князя Ф.Ф. Юсупова-младшего, а также о характере содержащихся в нем исторических фактов смогут судить многие. Все познается в сравнении. В частности, «другу» царской семьи Г.Е. Распутину, как личности, и распутиновщине, как явлению, во всем мире и в нашей стране, особенно в последние годы, посвящено большое количество работ: от воспоминаний, публикаций научных статей и монографий до авантюрных романов, художественных фильмов, в частности «Агонии», различных ток-шоу (нередко мистического содержания) и телевизионных сериалов. В последнее время можно нередко услышать утверждение, что среди тех, кто предрек начало Великой Отечественной войны, причем с точностью до года, был Григорий Ефимович Распутин-Новый (1869–1916). Простой крестьянин села Покровское Тобольской губернии, он обладал редкостными силами воздействия на психику людей, особенно не вполне уравновешенных. Среди тех, кто подпал под его влияние, были сам император Николай II и особенно императрица Александра Федоровна. В самом ли деле было так и не иначе? Многие задаются этим вопросом.

Как утверждали большевики, самое массовое и доступное для народа искусство – кино, а мы уточним, что в наше время «великих перемен» – телевидение. В последний период появился целый ряд документальных фильмов, которые касаются с той или иной степенью достоверности исторических фактов и обстоятельств убийства Г.Е. Распутина. Многие сведения в них использованы именно из воспоминаний и мемуаров князя Феликса Юсупова (1887–1967). В частности, среди фильмов следует отметить документальный сериал «Исторические хроники с Николаем Сванидзе»: фильм 1 «Григорий Распутин», фильм 2 «Александра Федоровна». Представляет интерес демонстрировавшийся в 2011 году телевизионный фильм «Распутин. Исповедь падшего ангела». Особый интерес представляет телевизионный документальный фильм «Кто убил Распутина?» (автор и сценарист Тим Робинсон). В фильме имеются сведения по Освальду Рейнеру, который был причастен к «ликвидации старца» от спецслужб Великобритании. В нем, в частности, говорится о некоторых рассекреченных документах английских архивов по этой теме, а также о нахождении альбома с фотографиями трупа Распутина в Санкт-Петербургском музее социальной (ранее политической) истории. В частности, в альбоме помещено 14 фотографий, запечатлевших труп Распутина, и 27 снимков, показывающих место его гибели. Дело с допросами свидетелей по факту убийства Г.Е. Распутина хранится в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ, бывший ЦГАОР СССР), но его показали мельком без цитирования и раскрытия содержания.

Как и в прежние времена, общественное мнение о личности Г.Е. Распутина делится на два противостоящих лагеря: от его искренних сторонников и почитателей до ярых противников и гонителей. Одни видят в нем «святого старца» и бессеребреника, а другие – авантюриста и проходимца. Гораздо меньше внимания в исторической литературе уделено тем людям, которые лишили жизни Распутина и как бы этим актом «во имя спасения царя и отечества» подтолкнули пагубный процесс разрушения Российского государства, которое и так напрягало все свои силы для достижения победы над внешним врагом в годы Первой мировой войны и приобретения вековой мечты – храма Святой Софии вместе с Царьградом, а до «виктории» было, как говорят, «рукой подать». Лидеры буржуазной и демократической оппозиции в лице «Прогрессивного блока», боровшиеся с самодержавным режимом и царским правительством за свои долгожданные права встать у руля государства, запугивали союзников по Антанте угрозой заключения «немецкой партией» царицы Александры Федоровны сепаратного мира с Германией, и якобы Распутин являлся ключевой фигурой и проводником подобных идей. В самом деле, являлся ли Распутин таким злым гением, влияющим на государственную политику царского правительства, как утверждала оппозиция?! Они прекрасно знали, что добиться уступок от царя можно только в критической ситуации – аналогичной 1905 году, – а готовящееся весеннее наступление русских и союзных армий на фронте 1917 года грозило похоронить их надежды на быстрое вхождение в реальную политическую власть. В результате военного заговора, явного обмана, подлога и шантажа им удалось получить негласную поддержку Антанты и одержать верх над царем в схватке за власть. Казалось бы, уже ничего не препятствовало общим намерениям идти к окончательной победе над австро-германскими войсками, ненавистным всем неприятелем, и поделить «лавры героев», а победителей, как известно, не судят. Однако выяснилось, что вчерашние критики царского правительства сами ни на что полезное не были способны, кроме речей цветистой демагогии и защиты собственных амбиций в борьбе за право управлять огромной страной. В короткий промежуток времени Временное правительство и руководитель масонской ложи «Великий Восток народов России» А.Ф. Керенский окончательно развалили армию и тыл, выпустили на свободу уголовников, шпионов, революционеров и экстремистов всех мастей, породили анархию и вседозволенность. Печальный итог всем хорошо известен. Все начиналось с критики Григория Распутина и «темных сил», а завершилось заговорами, масонскими ложами, переворотом, торжеством псевдодемократии и развалом государства. Большевики также демонизировали и использовали имя «старца» для своих корыстных планов с целью захвата и удержания власти, для пропаганды социалистических идей мировой революции против царской России и последнего самодержца императора Николая II. Теперь многим стало ясно, как Божий день, что критика Распутина являлась только ширмой для борьбы с устоями государственного строя Российской империи, а по большому счету в итоге – устранения англосаксами основного конкурента в лице Российской империи с мировой арены, за глобальное и единоличное влияние на процессы развития цивилизации на планете Земля. Посеявшие «ветер перемен» так называемой Февральской революции пожали бурю Октябрьского переворота большевиков 1917 года, поломавшего за короткое время многие радужные надежды, покалечившего и оборвавшего судьбы сотен тысяч наших соотечественников в разгоревшейся междоусобице.

Одно несомненно, что и монархисты, и либералы, оказавшись в эмиграции, слишком поздно поняли свои ошибки. Дело было не в Распутине и даже не в Николае II, которого враги пытались ложно обвинить в подготовке сепаратного мира и других грехах, а в том, что все они сами оказались клятвопреступниками и забыли долг присяги – «не щадя живота своего», охранять единым щитом державу и общие национальные интересы под девизом: «За Бога, Царя и Отечество».

Князь Феликс Юсупов-младший, как и большинство других сотен тысяч наших соотечественников, находясь на далекой чужбине, постоянно чувствовал щемящую ностальгию, огромную ответственность, непростительный грех за крах Российской империи и невольно произнес в своих мемуарах следующие горькие слова покаяния: «Ужасная смерть императора, убитого со всей семьей, смерть целого ряда членов Императорской фамилии, кровь миллионов русских людей и, наконец, великий подвиг русской Православной церкви, заплатившей тысячами жизней за свою верность христианской идее, – еще не всех нас научили пониманию нашего долга перед Родиной».

Воспоминания князя Феликса Юсупова состоят как бы из двух неравномерных частей: предисловия и самих воспоминаний. В предисловии автор обосновывает, почему он поступил именно так, как поступил, пытается анализировать обстановку того критического времени, всеми правдами и неправдами показать влияние Распутина и «темных сил» на царскую чету. Похоже, что до написания записок он прочитал много исторической литературы по этой теме, включая воспоминания А.А. Вырубовой (1884–1964), пытается парировать критические выпады представителей монархической эмиграции в свой адрес, а себя считал последовательным сторонником и защитником монархии. Он обрушился с беспощадной критикой на бывшую фрейлину императрицы, виня ее в приближении Распутина к Царской семье и других грехах, которых она не совершала. Невольно возникает вопрос, с какими воспоминаниями и другим рукописным наследием Анны Вырубовой (Танеевой) удалось ознакомиться князю Феликсу Юсупову. На нее в свое время был вылит большой ушат небылиц и всякой грязи, чем не гнушались пользоваться и страны Антанты, и Временное правительство. Известно, что большевики хоть и признавали кино массовым искусством для народа, но они были мастера на мистификацию, подлог и искажение русской истории во имя удержания захваченной власти. Известно, что в 1922 году в Париже А.А. Вырубова опубликовала свои воспоминания на русском языке: «Страницы из моей жизни». В Нью-Йорке вышло также издание на английском языке: Vyrubova (Taneeva). «Memories of the Russian Court. New York. The Macmillan Company», 1923. В Советской России бдительные большевики тоже взялись за «дело». В 1927 году ленинградский исторический альманах «Минувшие дни» начал печатать под редакцией О. Брошниовской и Зин. Давыдова «Дневник» А.А. Вырубовой». Однако его публикация очень скоро вызвала протест группы историков и литераторов. «Дневник» производил сомнительное впечатление. Обращали на себя внимание его вульгарный тон и обилие уже знакомых, встречавшихся в других мемуарах сюжетов. Заподозрили подделку Демьян Бедный, М.Н. Покровский, В.В. Максаков, Б.М. Волин, М.А. Цявловский (см.: «Вечерняя Москва». 1928. 13 марта. № 61). В 1928 году А.А. Вырубова поместила в эмигрантской газете «Возрождение» (№ 996, 23 февраля) заявление, что публикуемый в журнале «Минувшие дни» дневник не имеет к ней решительно никакого отношения и что она в жизни не вела дневников. Все тайное, как известно по русской поговорке, рано или поздно становится явным. Так со временем выяснилось, что участие в подлоге «дневника Вырубовой» (по заказу большевиков) принимали известный писатель А.Н. Толстой, историк П.Е. Щеголев и др. Однако подделку продолжали тиражировать и позднее – «Фрейлина Ее Величества: “Дневник” и воспоминания Анны Вырубовой». М., 1991. Многие сюжеты из него, из воспоминаний Феликса Юсупова и «желтой» прессы были использованы писателем Валентином Пикулем в произведении «Нечистая сила», а затем талантливо экранизированы Э. Климовым в популярном художественном фильме «Агония», где больше злого идеологического вымысла и карикатуры на царизм, чем правды. Стоит отметить, что полуграмотный Григорий Распутин вроде бы тоже не вел дневников, как фрейлина Анна Вырубова (Танеева), но «были найдены» сомнительные бумаги, которые печатаются в наше время как подлинные документы: «Дневник Распутина». М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2008. Воистину, имя им легион.

Князь Феликс Юсупов, вероятно, предварительно ознакомился и с проблемами русского сектантства, в частности хлыстовства, к которому причисляет Григория Распутина, хотя еще в дореволюционной России этот вопрос обсуждался Синодом почти открыто, и в то время были проведены специальные следственные действия и журналистские расследования. Грех «хлыста» с Распутина был снят за недоказанностью, и странно, что с этим незнаком автор воспоминаний. Временами создается впечатление, что предисловие воспоминаний «Конец Распутина» писал другой человек, возможно поднаторевший в политике журналист. Потому что, когда начинаешь читать сами мемуары, то ясно видно, что Феликс Юсупов разделял взгляды сторонников «Прогрессивного блока» и думской оппозиции, выступавших против царского правительства и устоев самодержавия. Едва ли тогда молодой князь отдавал себе отчет о всей палитре политических вопросов, экспертом которых пытается предстать перед читателем в своем предисловии, но, увы, задним числом. Он, как и многие люди в Российской империи в свое время, был подвержен массовым настроениям резкой критики существовавшего режима, не думая, что играет с огнем, а подстрекательские призывы к революционным преобразованиям в военное время реально вели к дворцовому или государственному перевороту, граничащему с непредсказуемым взрывом народного бунта и глобальной катастрофой.

Прежде чем читатель может познакомиться с текстом воспоминаний Юсупова, на наш взгляд, полезным будет составить представление, хотя бы в общих чертах, об их авторе и той эпохе, о которой пойдет речь. Каждому стоит попытаться в силу своих возможностей определиться во мнении, где в этих фрагментах воспоминаний содержится историческая правда, а где вымысел и фантазии автора, чтобы оправдать задним числом то, что было содеяно участниками заговора. Во всяком случае, создается впечатление, что Феликс Юсупов совсем не сожалеет о том, что участвовал в убийстве Распутина. Об этом, в частности, можно судить по его конкретным словам во введении к воспоминаниям: «Всякая форма власти, если она не будет тесно связана с лучшими основами нравственной жизни народа, окажется бессильной и непрочной и может вызвать повторение страшной катастрофы 1917 года, когда обрушилась многовековая твердыня престола, утратившего благодаря распутинству свой моральный авторитет».

Чтобы простому читателю было легче разобраться во всех хитросплетениях воспоминаний и изложенных событий, нами дается очерк о жизненном пути князя Феликса Юсупова-младшего и его семейства, о свойствах его характера, его поступках и специфике того неспокойного времени. Нами показываются посредством тематических комментариев к тексту воспоминаний взгляды на одни и те же события различных свидетелей и непосредственных участников их. Порой они противоречат тому, что утверждает князь Феликс Юсупов, а это повод для размышлений – все ли было так однозначно, как показано в его воспоминаниях. При написании исторического очерка и комментариев нами использованы многие источники, на которые даются сноски. Огромный родовой архив князей Юсуповых остался в России, но рассредоточен по нескольким архивохранилищам государственных архивов, отделам рукописей библиотек и музеев страны (ГА РФ, РГАДА, ОПИ ГИМ, ОР РГБ, ОР ГПБ, Пушкинский дом, музей-усадьба Архангельское, Гос. архив Крымской обл.). Отдельные документы Юсуповых и сведения о них можно обнаружить в РГИА, РГАЛИ, Государственном архиве Московской области и др. Имеются документы и за рубежом. Если читателя заинтересуют какие-то фрагменты исторических событий, то он по сноскам может найти необходимый ему материал в перечисленных выше библиотеках, музеях и государственных архивах. В приложениях нами даются отдельные исторические документы и другие источники, касающиеся событий, о которых рассказывается в тексте воспоминаний, а также помещены информационные сообщения из периодической печати тех лет, что позволяет, в какой-то мере, каждому из нас лучше почувствовать атмосферу и своеобразие далекой эпохи. Фрагменты цитируемых текстов источников воспроизводятся составителем в соответствии с правилами издания исторических документов. Для большей доступности восприятия текста источников рядовым читателем-составителем в квадратных скобках восстановлены не общепринятые сокращенные или пропущенные по смыслу слова. В круглых скобках в необходимых случаях даются наши пояснения, кратко обозначенные курсивом – В.Х. Даты событий даются по старому стилю, в необходимых случаях рядом проставлена датировка по новому стилю. Разница между новым и старым календарным стилем составляет в XX веке 13 дней. В конце издания в алфавитном порядке помещен аннотированный список тех имен, которые встречаются в тексте воспоминаний. К сожалению, полнота сведений об упомянутых людях не всегда равномерна, т. к. каждый из них оставил разный след в истории нашей Родины. К тому же в советский период как этих событий, так и реальных людей вроде бы и не существовало, а упоминались лишь отдельные незначительные исторические фрагменты на общем фоне картины «мрачного самодержавья» в Российской империи. Несомненно, что пройдет еще некоторое время, и многие сведения об этом периоде и свидетелях той эпохи будут более доступны нашему современному обществу по мере публикации исторических документов и окончательного раскрытия «спецхранов», еще мало доступных для исследователей ряда архивов (например, ЦА ФСБ РФ) в нашей стране и за рубежом.

В.М. Хрусталев
Феликс Юсупов и убийство Распутина
(Жизненный путь Феликса-младшего)

Феликс родился 11 (24) марта 1887 г. в Санкт-Петербурге. Его назвали в честь деда и отца, а чтобы их не путали близкие родственники, величали Феликсом-младшим или полушутя Феликсом III. Он был вторым и младшим из здравствующих детей в семье после своего старшего брата Николая (1883–1908), который позднее был убит на дуэли из-за графини Марины Александровны Гейден (1889–1969). Два его средних брата умерли еще в младенчестве. Таким образом, после гибели старшего брата Феликс остался единственным наследником титула и всего состояния. Известно, что Юсуповы принадлежали к богатому и древнему знатному роду. Хотя относительно второго утверждения некоторые историки выражают большие сомнения. На Руси издавна были лишь две законные княжеские династии – Рюриковичи и Гедиминовичи. Бояре в те стародавние времена зло острили насчет выскочек: «Придет татарин зимой, его жалуют шубой, а летом – князем». Так на службу к молодому царю Ивану Грозному (1530–1584) прибыл некий мурза Юсуф, назвавшийся ногайским ханом. По сведениям писателя-историка А.Б. Широкорада, «никакими документальными данными об этом Юсуфе историки не располагают, кроме того, что он умер в 1556 году»1
Широкорад А.Б. Судьба династии. М., 2009. С. 274–275.

Зато князь Ф.Ф. Юсупов-младший в своих многочисленных мемуарах возводит родословную своего предка Юсуфа непосредственно к пророку Мухаммеду. Потомки Юсуфа, как водится на Руси, крестились, обрусели и получили фамилию Юсуповы, от которых пошло несколько ветвей семейства. В роду Юсуповых бытовало поверье, что после перехода из ислама в православие их прародителю было видение и он услышал голос, который сказал ему: «Отныне за измену вере твоих предков будет оставаться только один наследник в семье. Если же детей будет больше, то они умрут, не доживая до 26 лет». Мистика это или родовое проклятие, но оно так и витало, и вершило суд в жизни знатного семейства.

О своем родном деде по линии отца князь Феликс Юсупов-младший писал коротко и ясно: «Мой дед Феликс Эльстон умер задолго до женитьбы родителей. Его называли сыном прусского короля Фридриха-Вильгельма и графини Тизенгаузен, фрейлины сестры короля, императрицы Александры»2
Юсупов Ф. Перед изгнанием: 1887–1919. М., 1993. С. 27.

Но не будем особенно углубляться во все детали генеалогического древа указанного рода, тем более, что этому скрупулезному и кропотливому делу были посвящены труды деда Феликса Юсупова-младшего по материнской линии – известного гофмейстера Императорского Двора князя Н.Б. Юсупова (1831–1891).

У генерал-адъютанта графа Феликса Николаевича (1820–1877) и Елены Сергеевны (1829–1901) Сумароковых-Эльстон родился сын Феликс Феликсович. Это был отец князя Феликса Феликсовича-младшего.

Юсупов Феликс Феликсович-старший (1856–1928) – князь (ногайского рода), граф Сумароков-Эльстон. Он известен тем, что в 1886–1904 гг. состоял адъютантом великого князя Сергея Александровича (1857–1905), а позднее продвинулся по военной службе: генерал-лейтенант, генерал-адъютант Свиты императора Николая II. Ему недолго довелось быть начальником Московского военного округа (5 мая – 19 июня 1915) и главноначальствующим в Москве (до 3 сентября 1915, когда вынужден был уйти в отставку в связи с произошедшим известным немецким погромом). Девиз графов Сумароковых – «Одним путем без изгибов». Его военная карьера и семейная жизнь все-таки сложились относительно удачно. Он с 1879 г. начал служить в лейб-гвардии Кавалергардском Ее Величества Императрицы Марии Федоровны полку, в 1882 г. был произведен в поручики с зачислением в гвардейскую кавалерию. В 1882 г. он, так же как и в свое время его отец, весьма выгодно женился на княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861–1939), единственной представительнице рода Юсуповых. В июне 1885 г. ему было дозволено принять титул и фамилию тестя, князя Н.Б. Юсупова (1831–1891). Всем хорошо известно, что по законам Российской империи, вступая в брак, княжна теряла свой титул и принимала титул и фамилию мужа. Тем не менее, как мы видим, для них было сделано редкое исключение. Мало того, Государь император Александр III издал 2 декабря 1891 г. жалованную грамоту, разрешавшую мужу и жене именоваться князьями Юсуповыми, графами Сумароковыми-Эльстон. Таким образом, он получил право для себя и жены с декабря 1891 г. именоваться князьями Юсуповыми графами Сумароковыми-Эльстонами и в дальнейшем княжеский титул и фамилию Юсуповых передавать только старшему в роде наследнику мужского пола по нисходящей линии и только после смерти носителя титула. В этом на первый взгляд очень счастливом браке в скором времени появилось четыре мальчика, но двое средних умерли в младенчестве. До совершеннолетия дожили старший Николай и младший Феликс.

По воспоминаниям Феликса Юсупова-младшего его отец «собой был очень хорош, высок, тонок, элегантен, кареглаз и черноволос. С годами он погрузнел, но статности не утратил. Имел более здравомыслия, чем глубокомыслия. За доброту любили его простые люди, особенно подчиненные, но за прямоту и резкость порою недолюбливало начальство. <…> Отец не готов был управлять колоссальным матушкиным состоянием и распоряжался им очень неудачно. Со старостью он тоже стал чудить, весь в мать, графиню Елену Сергеевну. С женой они были совсем разные, и понять он ее не мог. По природе солдат, ее ученых друзей не жаловал»3
Федорченко В.И. Свита российских императоров. Т. 2. М., 2005. С. 473; Князь Феликс Юсупов. Мемуары в двух книгах. М., 1998. С. 30–31.

Семья Юсуповых была хорошо известна царской чете. Так, например, во время коронации императора Николая II в Москве, в дневнике Государя 29 мая 1896 г. имеется запись: «Встали рано и в 8 ч. ровно мобилизовались верхом многочисленным обществом, все на казачьих лошадях и отправились в Архангельское, где хорошо покатались в лесу Юсуповых. Сам Сумароков показывал нам дорогу». Через два дня еще одна запись: «Обедали в 7 1 / 2 , так как к 9 час. должны были съехаться в Архангельском к Сумароковым в их театр. Итальянцы пели – давали оперу “Лалла-Рук” с Арнольдсон. После спектакля пошли пешком из их дому, с первой террасы смотрели на весьма красивый фейерверк. Ужинали со всеми приглашенными и в 2 часа уехали в Ильинское. Все было замечательно красиво и хорошо устроено, мне этот вечер напомнил прежние времена, когда происходили пиршества и увеселения у помещиков!»4
Дневники императора Николая II (1894–1918). Том 1 (1894–1904). М., 2011. С. 277–238.

Фрейлина императрицы Александры Федоровны баронесса С.К. Буксгевден (1883–1956) позднее в эмигрантских воспоминаниях писала об этих памятных днях: «Императрица и ее сестры посетили соседей, которых она знала с 1889 г. Среди них были князь и княгиня Юсуповы, которые дали чудесное театральное представление в честь Их Величеств в собственном частном театре в Архангельском, на которое приехало много гостей из Москвы. Все лучшие певцы и танцоры приняли участие в этом представлении, сцена выглядела замечательно, гости находились в ложах, а весь партер был превращен в одну огромную клумбу из чудесных роз. Это было развлечение со всем старым русским размахом и было соизмеримо по пышности со всеми fetes («торжествами» – фр. ) коронации»5
Буксгевден С.К. Жизнь и трагедия Александры Федоровны, Императрицы России. Воспоминания фрейлины в трех книгах. М., 2012. С. 89.

Князь Ф.Ф. Юсупов-старший имел множество общественных должностей, в том числе должности председателя Московского общества охоты, председателя Русского общества акклиматизации животных и растений, председателя Московского клуба автомобилистов.

Как свидетельствовал генерал-лейтенант В.Ф. Джунковский (1865–1938), бывший московский губернатор, «это был очень добрый и хороший человек», однако несколько упрямый, имел большой апломб и привычку “смотреть на все более чем легко” (“все это пустяки” – любимое его выражение)»6
Джунковский В.Ф. Воспоминания. Т. 2. М., 1997. С. 551.

Однако после конфликта, связанного с погромом и выступлениями против «немецкого засилья» в Москве в 1915 г., отношения между князем Ф.Ф. Юсуповым-старшим и заместителем министра внутренних дел В.Ф. Джунковским обострились.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) была последней из потомков знаменитого татарского рода. Им принадлежали несметные богатства. В начале ХХ века Юсуповы стали одними из самых богатых землевладельцев в России (250 тысяч десятин земли). Имели собственных 17 имений в различных губерниях, 5 заводов, в том числе сахарные, лесопильные и кирпичные, Должанский антрацитовый рудник в Донбассе, 8 доходных домов, несколько исторических дворцов-музеев – в Санкт-Петербурге, Москве, Царском Селе, в имении Архангельское под Москвой, в Кореизе (Крым). Юсуповы являлись акционерами Русского банка для внешней торговли, Белгородско-Сумской железной дороги, Мальцовского торгово-промышленного товарищества, Южно-русского общества по торговле домашним скотом, английской акционерной компании «Эльбрус». В 1914 г. ожидалось дохода со всего семейного имущества около 1,5 млн рублей. И сверх того у сына личный доход составлял около 180 тыс. рублей. Капиталы семьи хранились в банках России, Франции и Швейцарии.

Стоит заметить, что Феликс Феликсович Юсупов-младший приходился племянником председателю IV Государственной Думы М.В. Родзянко (1859–1924).

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова была дочерью почетного опекуна, гофмейстера князя Николая Борисовича Юсупова (1831–1891) от брака с графиней Татьяной Александровной Рибопьер (1828–1879). О своей матери Феликс Юсупов-младший писал: «Моя мать была очаровательна. Со стройной талией, тонкая, грациозная, с очень темными волосами, смуглым цветом лица и голубыми глазами, блестящими, как звезды. Она была не только умна, образованна, артистична, но исполнена самой обаятельной, сердечной доброты. Ничто не могло сопротивляться ее очарованию. Далекая от того, чтобы тщеславиться своей необычайной одаренностью, она была сама скромность и простота. <…>

Всюду, где появлялась мать, она приносила свет, ее взгляд сиял добротой и кротостью. Она одевалась со сдержанной элегантностью, не любила украшений и, хотя располагала лучшими в мире, появлялась в них только в особых обстоятельствах»7
Юсупов Ф. Перед изгнанием: 1887–1919. М., 1993. С. 29.

Княгиню Зинаиду Юсупову давно привечали в Царской семье. В дневнике императора Николая II от 17 апреля 1898 г. имеется запись: «Собирали первые голубые цветы в Баболове и оттуда пришли домой пешком. Княгиня Юсупова пила с нами чай»8
Дневники императора Николая II (1894–1918). Том 1 (1894–1904). М., 2011. С. 403.

О чарующем внешнем облике княгини можно судить по портрету известного художника В.А. Серова (1865–1911), который запечатлел ее в 1902 г., а также ее младшего сына в 1904 г. и всю семью.

Князь императорской крови Гавриил Константинович (1887–1955) в своих воспоминаниях отмечал: «Ее драгоценности равнялись по богатству, разнообразию и красоте драгоценностям Императриц»9
Великий князь Гавриил Константинович. В Мраморном дворце. Из хроники нашей семьи. СПб., 1993. С. 143.

Среди фамильных драгоценностей Юсуповых был бриллиант «Полярная звезда», диадема неаполитанской королевы, серьги французской королевы Марии Антуанетты и одна из знаменитых жемчужин «Перегрина», принадлежавшая некогда испанскому королю Филиппу II. С этой жемчужиной княгиня редко расставалась и даже изображена с ней на всех портретах.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, графиня Сумарокова-Эльстон являлась щедрой меценаткой. Как и многие дамы ее круга, она занималась благотворительностью, состояла в многочисленных обществах. В частности, она благотворительница, помощница попечительницы 1-й Васильевской школы Императорского женского патриотического общества в Санкт-Петербурге, помощница попечительницы петербургского приюта «В память 19 февраля 1861 года». Председательница Общества попечения об улучшении быта питомцев обоего пола Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. Она нередко помогала материально Елизаветинскому и Круповскому приютам, Ялтинской женской гимназии. Она была близкой подругой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918). Подмосковные имения Юсуповых в Архангельском и великого князя Сергея Александровича (1857–1905) в Ильинском находились рядом.

Семья Юсуповых старалась быть в центре внимания и продолжала поддерживать связи с Царской семьей. Так, например, в дневнике императора Николая II от 8 февраля 1900 г. имеется запись: «После раннего обеда поехали в Александровский театр, где итальянец Сальвини играл “Отелло” с нашими. Оттуда отправились на бал к Юсуповым. Ужин был накрыт для нас в их театре – это было очень красиво. Вернулись домой после 3 часов»10
Дневники императора Николая II (1894–1918). Том 1 (1894–1904). М., 2011. С. 518.

Княгиня З.Н. Юсупова могла бы стать хозяйкой политического салона – ее острый ум и прозорливость были общеизвестны и ценимы многими. Красота и сценическая одаренность позволили бы ей быть актрисой – К.С. Станиславский восхищался ее игрой на любительской сцене. Отзывы о ней современников, людей, разных по складу ума и характеру, были, как правило, восторженны.

Великий князь Александр Михайлович (1866–1933), друг царя с детства Сандро, писал в эмигрантских воспоминаниях о свекрови своей дочери:

«Княгиня Зинаида Юсупова часто делила наше общество во время наших пикников и увеселений. Наша дружба началась еще в семидесятых годах, в С.-Петербурге, когда мы по воскресеньям катались вместе на коньках. Женщина редкой красоты и глубокой духовной культуры, она мужественно переносила тяготы своего громадного состояния, жертвуя миллионы на дела благотворительности и стараясь облегчить человеческую нужду. Она вышла замуж за несколько лет до моей свадьбы и приехала в Ай-Тодор в сопровождении своего красавца сына Феликса. Тогда я не предполагал, что восемнадцать лет спустя моя маленькая Ирина будет его женой»11
Великий князь Александр Михайлович. Воспоминания. М., 1999. С. 197.

В жизни последнего из князей Юсуповых были как ослепительный блеск роскоши и скандальные любовные истории, так и жестокое убийство, эмиграция в Европу, бедность и громкий судебный процесс с известной голливудской студией «Metro-Goldwyn-Mayer»..

Юноша «с иконописным лицом византийского письма»

Его смело можно назвать представителем «золотой молодежи» начала XX века. Мальчик, родившийся в семье графа Феликса Сумарокова-Эльстона и княжны Зинаиды Юсуповой, был одним из богатейших наследников в царской России. Люди, знавшие его, отмечали красоту, грацию и изысканные манеры юноши.

Портрет молодого князя очень понравился Сергею Дягилеву. Фото: Public Domain

Когда ему было 17 лет, в усадьбу Юсуповых приехал художник Валентин Серов, чтобы написать портреты членов уважаемой семьи. Между ним и подростком установились хорошие дружеские отношения. Годы спустя Феликс писал в своих мемуарах, что они вели долгие разговоры, которые повлияли на его юный ум. Портрет молодого князя, на котором Феликс позировал с французским бульдогом, очень понравился Сергею Дягилеву, который взял в 1907 году картину в Венецию, где проходила выставка русской живописи.

«Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать», - вспоминал позже Феликс.

Но от славы Феликсу было не скрыться, к тому же он постоянно подбрасывал «паленья в огонь», устраивая дерзкие выходки. Так, к примеру, ни для кого не было секретом, что он любил наряжаться в женские платья. Более того, юношу «с иконописным лицом византийского письма», как отзывался о нем Вертинский, даже видели в одном из кабаре, где тот исполнял женскую роль вместо одной из «синеглазых актрис» театра «Аквариум». Узнать Феликса тогда помогли фамильные драгоценности, которые были надеты на миловидной «певице».

Да и о своих шалостях Юсупов говорил, не таясь. К слову, в своих мемуарах он подробно описывал прогулку с кузеном, когда забавы ради они решили прогуляться по Невскому, переодевшись в женские платья.

«В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада. В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по французски: «Мы заняты» — и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку — приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову…»

В этой же книге Феликс писал и об истоках своих необычных пристрастий. Так, по его словам, мать, ожидая ребенка, была уверена, что на свет появится девочка. В итоге было заготовлено розовое приданое. Когда же родился мальчик, Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой».

Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой». Фото: Public Domain

Брак с Ириной Романовой

Зная о скандальной славе Феликса в свете, сложно поверить, что царская семья одобрила его союз с Ириной Романовой, племянницей Николая II.

Свое первое знакомство с единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны Юсупов романтично описал в своей биографии. По его словам, он сразу понял, что эта девушка - его судьба:

Ирина была единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Фото: Public Domain

«Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви».

В то время Феликс был единственным наследником фамильного состояния Юсуповых: в 1908 году его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем.

Зная о баснословном состоянии жениха, родственники Ирины не захотели верить слухам, что Феликса, к примеру, связывают любовные отношения с великими князем Дмитрием Павловичем. В итоге свадьба состоялась в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. На пышной церемонии даже присутствовала императорская семья.

«Государь спрашивал меня через будущего тестя, что подарить мне на свадьбу. Он хотел было предложить мне должность при дворе, но я отвечал, что лучшим от его Величества свадебным подарком будет дозволить мне сидеть в театре в императорской ложе. Когда передали государю мой ответ, он засмеялся и согласился. Подарками нас завалили. Рядом с роскошными брильянтами лежали незатейливые крестьянские дары», - писал Феликс Юсупов.

На следующий год - в марте 1915 - у молодых людей на свет появилась дочь Ирина. Правда, новое семейное положение и рождение первенца не изменили репутации князя, который по-прежнему оставался главным героем светских сплетен.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова вошло в историю также благодаря громкому убийству, произошедшему в Петербурге в 1916 году.

17 декабря в Неве был обнаружен труп Григория Распутина, «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью.

Заключение судмедэксперта говорило о том, что «царского друга» убивали жестоко: «Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему»

Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.

В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.

Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.

Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность. Фото: creaitve commons

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем - харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада»:

«Мы иногда подолгу с ним беседовали. Считая меня своим другом, непоколебимо уверовавшим в его божественную миссию, рассчитывая на мое содействие и поддержку во всем, Распутин не находил нужным передо мною скрываться и постепенно открыл мне все свои карты. Он настолько был убежден в силе своего влияния на людей, что не допускал даже мысли о том, что я могу не быть в его власти.

Знаешь, милый, - сказал он мне однажды, - смышленый больно ты, и говорить с тобой легко, все сразу понимаешь. Захочешь - хоть министром сделаю, только согласись».

Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.

Стоит отметить, что в 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории, появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране - не более чем вымысел.

MGM выплатила чете Юсуповых огромную денежную компенсацию. Фото: Public Domain

Умер Феликс Юсупов во Франции в возрасте 80 лет. Его тело покоится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.