Что такое государство в истории. Чем отличается государство от страны? Для определения типа государства при формационном подходе учитывают

Термин « государства» появился в XVI веке. Его ввёл итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.

Сложность государства как социального явления приводит к многообразию его определения. Так как государство представляет собой сложное явление с древних времён предпринимались попытки дать определение понятия «государства». Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нём. Многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть».

Аристотель считал, что государство - «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Французский мыслитель Ж. Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства».

Английский философ Т. Гоббс определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Создатель идейно-политической доктрины либерализма Д. Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».

Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает» Гегель. Философия права. М. , 1990. С.279..

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса» Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С.171-172..

В немецкой литературе государство определялось в одних случаях как «организация совместной народной жизни на определённой территории и под одной высшей властью» (Р. Моль); в других - как «союз свободных людей на определённой территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин); в третьих-как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определённого правопорядка» (Л. Гумплович).

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Коркунов Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб. , 1984. С.240. , например, определяет государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считает, что «есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин.

В российской литературе разных периодов тоже можно найти немало определений государства. А.И. Денисов Денисов А. И. Основы марксистско-ленинской теории государства и права. М. , 1948. С.53., опираясь на выводы классиков марксизма-ленинизма, считал что «государство называется как раз та особая организация, по средствам которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть - диктатуру».

В учебной литературе также рассматриваются взгляды на государство. Авторы учебника «Теория государства и права» М. П. Карева, С.Ф. Кечекьян, А.С. Федосеев, Т.И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выводу, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредствам которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовых противников и защищает материальные условия своего существования от всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутри страны, так и за её пределами». Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нём государство рассматривается как «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны» Теория государства и права. М. , 1985. С.38..

В силу своих специфических признаков государство как институт или организация всегда отличалась от других, догосударственных «существовавших до него» и негосударственных «существующих наряду с ним» институтов и организаций. Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и политическими деятелями разных времён было высказано множество самых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

По-видимому, каждый подход отражает ту или иную характеристику государства, и только в совокупности эти подходы позволяют сформировать понимание государства как целостного социального института.

Ольга Нагорнюк

Чем отличается государство от страны?

Говоря о политическом устройстве общества, мы часто употребляем слова «государство» и «страна», считая их тождественными понятиями. Правильно ли мы поступаем? Ответить на этот вопрос мы сможем лишь после того, как разберемся, что такое государство, и какими отличительными признаками оно обладает.

Значение и этимология термина

Споры о том, что такое государство, ведутся учеными довольно давно, но до сих пор нет единого определения данного термина. Большинство ученых мужей называют государством политическое образование, обладающее суверенитетом, устанавливающее на своей территории определенный правовой порядок и имеющее механизмы управления, защиты и принуждения. Звучит непонятно, поэтому давайте рассмотрим конкретный пример — Российскую Федерацию.

РФ — независимое государство, признанное всеми странами мира и имеющее с ними дипломатические отношения. Другими словами, налицо наличие суверенного статуса. Граждане РФ подчиняются правовым нормам, прописанным в Конституции и государственных законодательных актах. Значит, в России присутствует установленный государством правовой порядок. РФ имеет армию для защиты, систему государственных органов для управления и полицию, выполняющую принудительные функции.

Слово «государство» имеет русские корни и происходит от слова «государь», которым в Древней Руси называли князя, правившего страной. «Государь» стало производным от слова «господарь», а оно, в свою очередь, является видоизмененным понятием от «господь». Происхождение последнего науке неизвестно, касательно же значения, все знают — это синоним к слову «бог».

Признаки государства

Что такое государство, мы прояснили. Давайте разберемся, имеет ли оно одинаковое значение с термином «страна». Если обобщить все определения, даваемые учеными, то можно сделать вывод: страной называют определенную территорию, имеющую политические границы. От государства она отличается отсутствием суверенитета. Например, Британские Виргинские острова, управляемые Великобританией, будучи страной, не являются государством.

Среди основных признаков государства, помимо наличия суверенитета, называют следующие:

  • публичную власть. Название «публичная» говорит о том, что данная власть выступает от имени народа. По сути, она представляет собой механизм управления (в лице чиновников) и принуждения (полиция, армия);

  • правовое регулирование жизни общества путем издания законодательных актов. Ни одно государство не может существовать без законов, иначе воцарится хаос;
  • экономическая деятельность, выражающаяся в наличии национальной валюты, существовании налогов и сборов, государственного бюджета, а также в ведении торговли;
  • государственный язык. Этот признак является одним из основных при идентификации народа как нации и страны как государства. Государственных языков может быть несколько, к примеру, в Швейцарии их четыре, но их статус должен быть закреплен конституционно;
  • государственные символы. Герб, флаг, гимн не являются основным критерием определения государства, но помогают его идентифицировать. Видя желто-голубое полотнище с трезубцем, вы понимаете, что это государственная атрибутика Украины, а триколор с двуглавым орлом прочно ассоциируется с Россией.

Зачем нужно государство? Его основная функция — создание комфортных условий для своих граждан. Такое возможно, когда в обществе решаются социальные и экономические проблемы и сохраняется целостность страны. Этим и занимается государство.

Формы правления и государственного устройства

Все мы знаем, что система власти в Великобритании, которой правит королева Елизавета II , отличается от Соединенных Штатов Америки, где высшим органом власти считается сенат, а Германия с ее централизованным управлением совершенно не похожа на систему федеративного управления, существующую в России.

Существуют две формы государственного правления:

  • монархия. Ее называют единовластием, поскольку при такой форме правления власть принадлежит одному лицу (королю, императору, царю, князю) и передается по наследству. Помимо Великобритании, монархии сохранились в Дании, Испании, Монако, Швеции, Нидерландах.

Монархии подразделяются на 2 вида: абсолютные и конституционные. Первые характеризуются наличием неограниченной власти у главы государства, а вторые представляют собой более мягкую форму правления, когда монарх не обладает всей полнотой власти, а вынужден ее делить с парламентом.

  • республика — такое государство, в котором власть выбирается народом. В качестве примеров можно привести США, РФ, Украину.

Республики тоже делятся на 2 типа: президентские и парламентские. В первом случае большей властью обладает президент, во втором — парламент. Российская Федерация является президентской республикой, а Израиль — парламентской.

На сегодня известны две формы государственного устройства: унитарное государство и федерация. В случае с унитарным государством административно-правовые единицы (области, округа, районы, провинции и пр.), на которые разделена территория страны, лишены статуса государственных образований. Примером могут служить Германия, Франция, Япония. У федерации все наоборот. Самыми яркими примерами являются РФ и США.

Современному человеку важно не только знать, что такое государство, но и осознавать себя полноправным его членом. Изучайте законодательство своей страны, и тогда, если государство не сможет защитить вас должным образом, вы сможете сделать это сами.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Многие даже понятия не имеют о том, что делать, если упал на рельсы метро: можно ли пытаться залезть обратно на платформу, в какую сторону туннеля идти, откуда к вагонам поезда подводится ток... Поэтому мы подготовили для вас подробную инструкцию о том, как себя правильно вести при падении в метро.

основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации. Главное назначение Г. заключается в организации политической власти и управлении обществом.

Любое Г. выражает и защищает интересы всего общества и интересы правящих кругов. Г. обладает признаками и чертами, отличающими его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с ним негосударственных (партийных, общественных и пр.) организаций.

Наиболее характерные черты Г.: а) наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными составными частями этого аппарата являются органы государственной власти, органы управления, суда, прокуратуры и др. Низшим звеном аппарата служит государственный орган; б) наличие наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей - армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью, придавая ей первостепенное значение; в) разделение населения по территориальным единицам. В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду. фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания. Жители, проживающие на территории Г., независимо от производственных связей являются либо гражданами (в условиях республики), либо подданными (в условиях монархии), либо лицами без гражданства или иностранцами, подпадающими под юрисдикцию Г., под действие его законов; г) вся территория Г. разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. Но назначение их и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории; д)суверенитет. Он означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны. А во-вторых, независимость ее на международной арене. В суверенитете находит свое политическое и юридическое выражение полновластие Г. В нем же выражается способность Г., независимо от других Г., формировать и проводить в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. В мире всегда существовали и существуют Г. с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается. а фактически в силу распространения влияния других Г., диктующих свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне Г. со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета допускается самим Г. по взаимной договоренности с другими Г., например, ради достижения определенных, общих для них целей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также, когда Г. объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации; е) займы и налоги. Первоначально они необходимы были лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на осуществляемые Г. различные программы: образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные; ж) каждое Г. выделяется своими символами, атрибутами (гимн, флаг и др.).

История Г. и теория его происхождения. Г. представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей обменными. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию.

По историческим типам государственно-правовые системы делятся на первичные и развитые. К первому типу относятся Г.. возникшие вследствие разложения первобытнообщинного строя: деспотии, сложившиеся в древности на Востоке(Египет); рабовладельческие Г. Средиземноморья (Римская империя, древнегреческие полисы - Афины, Спарта); феодальные государственные образования (Азия, Европа, в том числе Киевская Русь). На смену им приходят развитые типы государственно-правовых систем - капитализм со свойственными ему формами организации общества. Марксистско-ленинская теория XX в. добавляет сюда еще один исторический тип - «социалистическое Г.».

В первых известных истории цивилизованных обществах - Египте, Древнем Вавилоне - Г. существовали уже к III в. до н.э. Рабовладение в них не играло существенной роли. хотя развитию рабства (например, в Египте) способствовали многочисленные войны. Привилегированным положением в раннегосударственных образованиях пользовались, как правило, жреческое и воинское сословия. Земля в основном рассматривалась как государственная собственность.

В общественном строе многих ранних Г. (в частности, городов-Г. Древнего Вавилона) долгое время сохранялись пережитки родоплеменной организации, существенно ограничивавшие власть правителя: совет старейшин и народное собрание избирали главу Г., контролировали его деятельность, осуществляли суд и управление общественным имуществом. Такой способ организации Г. в фактически бесклассовом обществе К. Маркс и Ф. Энгельс назвали «азиатским способом производства», рассматривая его как один из вариантов возникновения Г.

Процесс образования Г. у многих народов был тесно связан с завоевательной политикой и объективной необходимостью спешного создания государственного аппарата для управления покоренными народами (Древний Китай, раннегерманское Г.).

Складывание развитой рабовладельческой системы отождествляется прежде всего с Г. Древней Греции (X в. до н.э. - III в. н.э.) и Рима (с VIII в. до н.э.). Эпоха классической Греции приходится на VI - IV вв. до н.э., а римское Г. наибольшего расцвета достигло в период Империи (I в. до н.э. - I в. н.э.).

Средневековая история Г. Центральной Европы начинается фактически с VII-VIII вв. н.э., поскольку главным образом в этот период здесь происходит формирование централизованных феодальных Г. (Франция, Италия, германские королевства и др.). Складывание первого государственного образования у восточнославянских народов (Киевская Русь) традиционно связывается с именами варяжского конунга Рюрика (IX в.) и его преемника князя Олега. В XII в. образовалось русское централизованное Г.

В эпоху нового времени, начало которой положила Английская буржуазная революция 1640-1653 гг., происходит превращение феодальных государств в буржуазные, капиталистические. В Европе этот процесс закончился в XX в. В 1917 г. на месте Российской Империи возникло первое социалистическое Г. К концу 70-х гг. число таких Г. достигло 15. После демократических преобразований конца 80-х - начала 90-х гг. сохраняются только 4 социалистических Г. (КНР, Вьетнам, КНДР, Куба).

В теории Г. и права существует множество разнообразных концепций происхождения Г. Авторы естественно-правовой теории (Г. Гоббс, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что Г. предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного «общественного договора», положившего конец «войне всех против всех». Г. в их трактовке - порождение воли народа, изобретение человеческого разума.

Органическая теория возникновения Г. (Платон, Аристотель) исходит из того, что общество и Г. - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне Г. невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Спенсера, Г. появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Классовый подход в определение Г. привнесли К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Г., по их определению, - результат борьбы классов, возникающих в ходе общественного разделения труда, формирования семьи и частной собственности, распада кровнородственных связей. «Самой чистой», классической формой возникновения Г. Энгельс, например, считал Афины в Древней Греции, где оно появилось «непосредственно из классовых противоречий». Первостепенное значение классики марксизма придавали насильственной стороне государственной власти - классовой диктатуре, смена которой означает смену отношений собственности и, следовательно, социально-экономической формации. Основная функция Г. - закрепление и охрана экономических и политических условий существования определенного класса. Отсюда трактовка Г. как машины для поддержания господства одного класса над другим.

Марксистская теория выделяет четыре основных типа Г. в зависимости от форм господствующей в них собственности: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое. Кроме того, Маркс и Энгельс рассматривают Г. так называемого «азиатского способа производства», которые по своим признакам не соответствуют определению классового Г.

Для рабовладельческой социально-экономической формации, в соответствии с теорией марксизма, характерно наличие двух основных классов общества - бесправных рабов и рабовладельцев, в собственности которых находятся все средства производства, включая самих рабов.

Феодальное общество характеризуется сосуществованием господствующего класса феодалов, в руках которых находится основное средство производства - земля, и класса крестьянства, лично зависимого от своих сеньоров (феодалов).

Основные классы капиталистического общества - пролетариат и буржуазия. Рабочие (пролетариат) лично свободны, но они лишены собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам. Теорию Маркса о капиталистическом способе производства Ленин дополнил учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма. Империализм в соответствии с ленинской теорией посредством концентрации и монополизации производства и капитала обеспечивает благоприятные экономические условия для обобществления средств производства и перехода к строительству социализма.

Социалистическое общество в соответствии с теорией марксизма-ленинизма - это первый этап становления коммунистической формации, своеобразный переходный период, цель которого - уничтожение классов. В отличие от всех предшествующих этапов развития классового общества он исключает эксплуатацию человека человеком, поскольку средства производства в нем «принадлежат трудящимся», т.е. находятся в общенародной собственности и потому служат для удовлетворения потребностей всех членов общества в соответствии с принципом «от каждого - по способностям, каждому - по труду».

Делая упор на роль классов в возникновении Г., Маркс и Энгельс оставляли как бы «за рамками теории» ими же самими описанный «азиатский способ производства», который, по сути дела, представляет собой альтернативный классовому способ становления Г. Кроме того, в некоторых ранних Г. критерий отношения к собственности (средствам производства) не играл существенной роли в процессе социальной дифференциации. Так, в Древней Индии общество делилось не на классы, а на касты, которые и определяли положение человека на социальной лестнице, независимо от степени его богатства.

Классовая теория не применима и ко многим современным постиндустриальным обществам, в которых нет классов в марксистском понимании, но существует сложная социальная структура: социальный статус человека в них определяется не столько его отношением к средствам производства, сколько его местом в системе производства и распределения.

Ленинское учение об империализме - кануне социалистической революции и социализме как первой стадии коммунистической формации также не выдержало испытания временем. Во-первых, закончилась крахом попытка перескочить через закономерные этапы исторического развития и превратить «слабое звено в цепи империализма» в «общество всеобщего благоденствия». Во-вторых, весь период социализма, по представлениям Ленина, должен быть периодом диктатуры пролетариата, т.е. периодом жесточайшей классовой борьбы и террора, что само по себе абсурдно с точки зрения «всеобщего блага». В-третьих, социализм как форма организации общественных отношений, безусловно, мог бы проявить известную жизнеспособность, если бы возник как результат эволюционного, а не агрессивно-революционного пути развития общественных отношений.

Наконец, как показывает история, цивилизованное индустриальное общество в состоянии породить новые эволюционные формы Г., которые будут существенно отличаться от известного нам социализма. Как справедливо замечает российский ученый В.А. Четвернин, «по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых».

В определенной степени позиции марксизма нашли отражение в концепции, связывающей возникновение частной собственности, классов и Г. с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция получила название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что Г., возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

Следует упомянуть также о взглядах немецкого социолога и философа М. Вебера (1864-1920), утверждавшего, что Г. не только обладает монополией на физическое насилие, но и является единственным источником «права» на насилие. Капитализм - с его рациональной религией (протестантизмом), рациональным производством и т.п. - Вебер считал наиболее разумным и жизнеспособным способом организации экономики.

Автор психологической теории возникновения Г. российско-польский социолог Л. Петражицкий определял общество и Г. как совокупность психологического взаимодействия людей и их объединений. Суть данной теории состоит в утверждении, что человек испытывает психологическую потребность жить в рамках организованного сообщества и принимать участие в коллективном производстве. Возникновение Г. в этом случае - следствие психологического развития человека, становления своеобразных «правовых эмоций».

От понятия «исторические типы Г.» следует отличать понятия «формы организации государственной власти» (монархия, республика) и «политический режим Г.» (парламентский, фашистский, тоталитарный и т.п.).

Г. в конституционном праве понимается как социально-политическая организация, действующая на определенной территории и обладающая на ней высшей властью. В зависимости от формы государственного устройства Г. может выступать как единое целое (унитарное Г.) либо как совокупность частично суверенных Г.. составляющих вместе суверенное Г. - федерацию.

Конституционный статус (характеристика) Г. - наиболее концентрированное выражение принципов, на которых, по воле конституционного законодателя, должно зиждиться данное Г. Как правило, характеристика Г. содержится в первой статье конституции и включает в себя такие определения (или некоторые из них), как «независимое», «суверенное», «демократическое», «правовое», «унитарное» («федеративное»), «социальное», «светское», «единое и неделимое», а также указание на форму правления («республика»). Например, «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (п. 1 ст. 1 Конституции РФ) или «Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая Республика, построенная на началах правового, светского государства» (п. 1 ст. 1 Конституции Кыргызстана). Содержание названных характеристик (принципов Г.) раскрывается более или менее подробно в тексте конституции и иных конституционно-правовых актах, а также в конституционно-правовой и общеправовой теории (см. Правовое государство. Светское государство, Социальное государство, Федерализм).

Конституционная характеристика Г. при всей ее лаконичности и кажущейся на первый взгляд стандартности на самом деле расставляет весьма существенные акценты, отражающие специфику данного Г. Так, в странах, где есть проблемы с территориальной целостностью (Молдова, Грузия и др.), определение Г. включает в себя указание на «единство и неделимость» или нечто аналогичное.

В конкретных правовых отношениях Г. выступает как совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии) с местными агентами (представителями) этих органов (префектурами, комиссарами и т.п.).

Г. в международном праве. Г. - первичный и основной субъект международного права, а также участник международных отношений. Г. представляет сочетание трех элементов: определенной территории, населения, на ней проживающего, и политической организации (власти). Основное качество Г., характеризующее его как субъекта международного права, - государственный суверенитет.

Первичность Г. как субъектов международного права выражается в том, что никто не создает их в качестве таковых, они существуют как объективная историческая реальность. С другой стороны, Г. сами могут создавать производные субъекты международного права - международные организации. Как первичный субъект Г. обладает универсальной международной правоспособностью. Именно Г. вырабатывают нормы международного права, устанавливают ответственность за их нарушение, определяют международный правопорядок и функционирование международных организаций. Эти возможности Г. ничем не ограничены, кроме как ими же созданными принципами и нормами международного права. Современная доктрина международного права выделяет следующие основные права Г.: право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных иммунитетов, равноправие с другим Г., право на индивидуальную и коллективную самооборону против вооруженного нападения. Основные обязанности Г.: воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела другого Г., уважать права человека, устанавливать на своей территории такие условия, которые бы не угрожали международному миру; решать свои споры с другим Г. мирными средствами; воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости другого Г., или иным образом, несовместимым с международным правом; воздерживаться от оказания помощи другому Г., которое нарушает предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения; добросовестно выполнять свои международные обязательства. Для международного права определенное значение имеет деление Г. на простые (унитарные) и сложные (федерации).

Г. - субъект гражданского права, один из видов участников гражданских правоотношений. В этих правоотношениях обладает особой целевой правоспособностью, которая в чем-то шире, а в чем-то уже, чем у физических или юридических лиц. Некоторые права могут принадлежать только Г., например приобретать имущество умерших, не имеющих наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. В отличие от других субъектов гражданского права может иметь в собственности любое имущество, в том числе и исключенное из гражданского оборота. В то же время Г. не вправе, например, передавать имущество по наследству, иметь свое фирменное наименование. Государственные органы не могут быть участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере. Они не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Помимо количественных имеются и качественные различия. Г. участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Отличительное свойство Г. как субъекта гражданских правоотношений - его суверенность (т.е. неподвластность кому бы то ни было). С этим свойством связан, например, иммунитет Г. во внешнеторговом обороте (см. Иммунитет государства).

Неполное определение ↓

Государство - это понятие, которое употребляется часто, которое знают почти что все, начиная с самого маленького возраста. С того еще возраста, когда царь-батюшка правит в сказках своим царством-государством. Но о том, что же это такое, рассказать могут далеко не все.

Ответить на вопрос о том, что такое государство, можно множеством способов. Вот некоторые из них:

  • государство - это организация политической власти, призванная обеспечить жизнедеятельность людей на своей определенной территории, обладающая органом принуждения и собирающая налоги и сборы для обеспечения своих внутренних и внешних функций;
  • государство - это сила, власть, организация, принуждающая человека к чему-то, и потому в своем начале несправедливая и неправильная.

И еще существует огромное количество вариаций, между тем дающих определенную и совершенно различную трактовку вопроса о том, что такое государство. В юриспруденции выделяется несколько признаков, которыми должно обладать государство:

1. Территория - четко закрепленная и хотя бы частично постоянная должна быть у любого государства.

Это условие порой хитро обходят обладатели таких организаций, как

Например, они регистрируют как территорию своего государства собственную квартиру или вообще сайт (никто не говорил, что территория должна быть реальной, а не виртуальной).

2. Право. Что такое государство - нечто упорядоченное, и как у любой организованной группы людей, у государства должны быть правила, т.е. право, законы, судебная система и т.д.

3. Аппарат принуждения - то есть полиция, ОМОН, ФБР, система штрафов и тому подобные вещи.

4. Публичная власть - важный Это люди, профессионально занимающиеся управлением, составлением законов, сбором налогов и больше ничем.

5. Налоги и сборы на эту социальные услуги, а также общественные нужды типа войны, голода, неурожая или, скажем, реставрации памятников, подготовки к Олимпиаде или ремонта дорог.

6. Идеология - факультативный пункт. Идеология в государстве - религия, философия или образ жизни. В случае отсутствия идеологии государство называется светским.

7. Социальные службы - т.е. школа, университеты, больницы и т.п.

8. Суверенитет - отношение государства с другими административными единицами.

Главным ответом на вопрос о том, что такое государство, является ли тот или иной объект государством или не является, считается признание или не признание его таковым. Признавать должны, конечно, другие страны и полномочные их представители.

Ученые расходятся не только в определении государства, но и в его происхождении. Теорий относительно формы существует несколько: теологическая (все создал Бог, авторы - Фома Аквинский и общественного договора (люди не могут без общества, вот и заключили договор, авторы - Жан - Жак Руссо, Д. Лорк, Г. Гоббс и некоторые другие), марксистская, расовая (государство - результат расового превосходства одних народов над другими, авторы - Губино, Ницше) и ряд других.

Государство как особая форма политической организации (т.е. отношений власти, централизованного управления) является объектом изучения, прежде всего, политологов и экономистов. Политологи рассматривают государство как главный центр политической власти, экономисты – как один из центров экономической власти.

С политологической точки зрения государство есть организованная часть общества, имеющая систему органов и учреждений власти, правовых норм и экономических связей, а также суверенную территорию. Наличие территориального аспекта при характеристике государства ведет к тому, что термин «государство» часто смешивают с термином «страна». Более правильным, однако, понимать государство как набор институтов (правил), регулирующих поведение индивида в обществе, и одновременно организацию , которая построена по принципу иерархии и следит за выполнением самых общих правил.

С экономической точки зрения государство есть особый субъект хозяйственной жизни, которому индивиды передают часть своих прав в некоторых сферах (контроль за защитой прав собственности, создание каналов обмена информацией и т.д.). Во всех этих сферах государство получает право легитимно (т.е. на основании законов, формулируемых обществом) осуществлять принуждение к исполнению общепринятых правил, в общем виде закрепленном в конституции (основном законе страны). Таким образом, по мнению экономистов, государство – это, прежде всего, верховный защитник прав собственности . Помимо контроля за выполнением правил другими экономическими субъектами (домохозяйствами и фирмами), государство может и само заниматься производством и распределением хозяйственных благ.

По поводу взаимоотношений власти и общества с 19 в. среди обществоведов существуют два основных подхода к объяснению того, что такое государство. Представители одного направления видят в государстве прежде всего инструмент насилия одной части общества над другой. Их оппоненты подчеркивают, напротив, роль государства как полезного для всех членов общества центра управления .

Первая точка зрения популярна среди леворадикальных ученых. Так, согласно определению В.И.Ленина , «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Вторая точка зрения восходит к классическому определению Макса Вебера , согласно которому государство представляет собой систему отношений господства/подчинения, опирающихся на легитимное насилие.

Сторонники этой позиции объясняют, зачем в принципе нужно государство, следующим образом. Если бы все люди были ангелами и обладали бы абсолютно равными точками зрения по одному и тому же вопросу (схожими предпочтениями), то в этом случае государство в нынешнем виде было бы лишним. Однако стремление разных людей к личной выгоде задевает интересы других людей, и конфликт не всегда разрешается в условиях переговоров сторон. В этой ситуации для избежания конфликтов нужна третья сила, которая может решить проблему на основании определенных правил. Иначе возникает «война одного против всех», о которой говорил еще в 17 в. английский философ Томас Гоббс . Другой аспект потребности в законном насилии связан со сложностью согласования вопросов даже в условиях доброй воли каждой из сторон. Поэтому вместо долгого поиска устраивающего всех компромисса часто выгоднее, чтобы некая внешняя сила, государство, быстро приняло решение, пусть даже оно и будет устраивать не всех.

Неразрывность государства и насилия ведет к тому, что люди вынуждены искать «золотую середину» между анархией без государства и его абсолютной властью.

Одна из крайних форм организации человеческого общества – это общество без государства , анархия . В условиях анархии не существует институтов, ограничивающих деятельность людей, и каждый поступает в соответствии со своими соображениями, не считаясь с мнением других. Но такая ситуация, опасна тем, что насилие государства будет заменено «кулачным правом» – еще худшим насилием.

Другая крайность – это абсолютная власть государства , ситуация тотального контроля с его стороны над всеми сторонами жизни индивида. В этом случае во главе общества стоит представленное группой людей или одним человеком правительство, которое обладает как всей полнотой власти, так и всей полнотой информации. Такой подход заложен Томасом Гоббсом в трактате Левиафан , где описан всезнающий диктатор, мудро правящий страной в интересах своих подданных. Гоббс полагал, что существует единственная возможность преодолеть анархический хаос: заключить конституционный договор (общественный договор), в соответствии с которым индивид добровольно отдает свою свободу под власть абсолютного властелина – «чудовища» Левиафана.

Очевидно, что в реальности границы вмешательства государства в дела граждан находятся в промежутке между крайностями анархии и государства-Левиафана.

Происхождение и эволюция государства

Социальная иерархия, связанная с разной степенью обладания властными полномочиями, возникла, вероятнее всего, одновременно с появлением человека и общества. Однако государство как форма политической власти появилось лишь несколько тысячелетий тому назад.

Образование государства органически связано с развитием собственнических отношений, поскольку оба этих процесса имеют общие предпосылки. Только после неолитической революции появилась возможность накапливать часть общественного продукта, необходимую для содержания профессиональных руководителей-администраторов и их помощников. Одновременно с этим обостряется необходимость защищать права собственности на ограниченные ресурсы, чем может эффективно заниматься только некая сила, стоящая над отдельными домохозяйствами и племенами. Антропологи выделяют вождество (чифдом) как промежуточный этап между относительно эгалитарным первобытным обществом и ранними государствами (Табл. 1). Примером подобного протогосударства может быть созданная в Южной Африке начала 19 в. «империя» Чаки Зулу.

Первые известные историкам государства возникли в 4–3-м тыс. до н.э. в Древней Месопотамии , Древнем Египте и Древнем Китае. Особенности развития хозяйственной жизни в этих регионах (необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений, проведения иных общественных работ) привели к быстрому росту организационной функции аппарата управления и обусловили высокую экономическую специализацию восточного государства. К.Маркс писал по этому поводу, что на Востоке государство имело три «ведомства» – военное, финансовое и общественных работ. Речь идет о трех основных видах деятельности типичных для древнего и средневекового Востока деспотических монархий – ведении оборонительных и наступательных войн, сборе налогов, организации общественных работ. Именно тогда появляются основные атрибуты любого государства: постоянная армия , необходимая для защиты прав собственности, и система сбора налогов (трудом или продуктами труда) с подданных.

Деспотизм восточного типа отличался от античных государств Древней Греции и Древнего Рима . В античных государствах существовали различные формы правления – не только монархия (Римская империя), но и аристократические (Спарта) и демократические (Афины) республики. Именно в Древней Греции философом Платоном впервые была предложена модель идеального государства – аристократического коммунизма. Платон и Аристотель положили начало и анализу реальных государственных систем, сравнивая разные формы правления в различных странах. Поскольку в античных обществах не требовалось проводить общественные работы, то государство здесь концентрировалось на выполнении чисто политических функций (включая организацию обороны и ведение войн), а также на защите прав собственности. Именно эти функции стали главными для всех западных государств вплоть до 20 в.

Падение Римской империи в 5 в. привело к образованию в Западной Европе множества феодальных монархических государств. Для начального периода их становления была характерна ситуация феодальной раздробленности: королевская власть была слаба, многочисленные полусамостоятельные феодалы вели войны друг с другом. В процессе централизации государственной власти в 12–13 вв. стала складываться сословно-представительная монархия, в которой каждое из трех сословий выражало свои интересы через органы сословного представительства (генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т.п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия, развившаяся в период 15–17 вв. в результате завершения образования централизованных государств. В эпоху феодализма существовали и города-государства с республиканской формой правления (Венеция, Генуя, Флоренция, ганзейские города в Северной Европе, Новгород в России и др.), где власть в городах-государствах принадлежала богатым горожанам (городским патрициям).

Буржуазное государство возникло в результате буржуазных революций 17–19 вв. – конституционные монархии в Англии и Голландии, демократические республики во Франции и Италии. Именно тогда стали закладываться основы современных демократических государств, основанных на приоритете интересов личности над интересами общества, на осознании того, что государство должно служить людям, а не наоборот. Этому во многом служили произведения таких ученых, как Т.Гоббс, Д.Дидро, К.А.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, А.Смит, Дж. Локк, сформулировавших понятия контрактного государства как антитезы эксплуататорскому государству . Многие теоретические идеи европейских мыслителей нашли практическое отражение в конституционных основах США.

Вплоть до середины 19 в. считалось, что правом участвовать в государственной деятельности обладают только взрослые и состоятельные мужчины. Расширение представлений о демократической государственности привело к постепенной ликвидации имущественного ценза, дискриминации по полу, возрасту, национальности и т.д. К концу 20 в. во всех развитых странах государство стало формально считаться общенародным, то есть действующим в интересах народа, под контролем народа и с участием народа. Фактически же параллельно с расширением принципов демократии происходило развитие систем лоббирования интересов элитных групп и манипулирования поведением избирателей через СМИ. Поэтому право участвовать в деятельности государства далеко не всегда можно фактически реализовать. Это вызывает серьезные опасения, поскольку с середины 19 в. роль государства в жизни общества заметно возросла – оно стало активным и постоянным участником экономической жизни общества.

Впрочем, в самом конце 20 в., под влиянием глобализации у национальных государств появились соперники в осуществлении централизованного руководства. Крупные транснациональные корпорации и надгосударственные организации (ООН , Европарламент, Международный валютный фонд и др.) играют все более важную роль в регулировании политических и экономических процессов. Есть мнение, что в 21 в. национальное государство как форма политической власти будет постепенно «растворяться», передавая свои функции местному самоуправлению и «мировому правительству». Тем самым сбудется прогноз основоположников марксизма об отмирании государства (см . ГЛОБАЛИЗАЦИЯ).

Функции государства

Вопрос о функциях государства (т.е. о том, какая же деятельность является для него основной) является одним из главных. Чисто политические функции государства – прежде всего, представительство интересов основных социальных групп, защита национального суверенитета – не вызывают сомнений. Главной проблемой является вопрос об экономических функциях государства: должно ли оно только лишь создавать общие «правила игры» и следить за их соблюдением (государство как «спортивный судья»), или же оно само обязано участвовать в хозяйственной жизни (государство как «играющий тренер»)?

В эпоху рождения капитализма главным считалось ограничить вмешательство государства в жизнь людей. Так, в 18 в. один из отцов-основателей экономической науки Адам Смит выделил следующие статьи расходов государства:

расходы на поддержание внутреннего и внешнего мира (оборона и обеспечение правопорядка);

расходы на осуществление государственного управления (верховной власти, чиновников и т.д.) и внешних связей;

расходы на судопроизводство;

расходы на образование, как начальное, так и высшее в соответствии с определенной потребностью общества, а также на переобучение.

Вместе с тем Смит отрицательно относился к непосредственному вмешательству государства в экономику (например, в ценообразование). По Смиту, «чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей степени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей».

Такой минималистский подход к функциям государства, отводивший ему роль «ночного сторожа», был свойственен классическому либеральному подходу. Однако в 20 в. этот подход, преобладавший в 19 в., стал подвергаться сильной критике.

Современные либералы указывают, что есть ряд важных для нормальной жизни общества задач, которые нельзя эффективно решить в рамках частных взаимоотношений индивидов. Поскольку рынок не способен решить данные задачи, то эти «провалы рынка» (market failure – термин, впервые введенный в начале 20 в. английским экономистом Артуром Пигу) должны компенсироваться деятельностью государства.

Уже с конца 19 в. государства развитых стран начали все более и более активно участвовать в экономической жизни (Джон Хикс назвал это «административной революцией»), пока в 1930–1950-е не сложились системы государственного регулирования, специфичные для разных национальных моделей экономики.

Исходя из перечня недостатков рынка, в современном рыночном хозяйстве выделяют четыре основные функции государства (рис. 1).

1. Обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночного хозяйства. Тем самым государство предоставляет агентам рынка общественные блага (особенно важны оборона и безопасность), регулирует побочные эффекты (например, предотвращает загрязнение окружающей среды), предоставляет потребителям и производителям информацию о рамочных условиях хозяйственной деятельности.

2. Стимулирование экономического роста путем сбалансированного и стабильного развития различных секторов экономики (структурная политика), атакже за счет общедоступного информационного обеспечения. Решая эту задачу, государство разрабатывает программы долгосрочного развития экономики, сглаживает негативные последствия экономических циклов, проводит активную макроэкономическую политику, модернизирует производство, бесплатно предоставляет экономическим субъектам многие виды ценной информации.

3. Защита конкуренции – защита в той мере, в какой она способствует экономической эффективности. Государственные службы вырабатывают «правила игры» в бизнесе (например, меры антимонопольного регулирования),следят за их выполнением и наказывают за их нарушение.

4. Социальная политика, которая заключается в целенаправленном перераспределении государством доходов и богатства для обеспечения социальной справедливости. Это направление деятельности государства наиболее дискуссионно, поскольку программы борьбы с бедностью неизбежно понижают стремление людей самостоятельно заботиться о себе. В 1960-х США провозгласили курс на построение «государства всеобщего благосостояния » (welfare state), выделяя огромные деньги на помощь бездомным, на решение проблем безработицы и т.п. Курс на развитие «социального государства» приняли и многие страны Западной Европы. Экономическая неэффективностьгосударственных социальных программ, снижение стимулов к труду определили сокращение этих программ в дальнейшем. Однако и в наши дни социальная ответственность перед теми, кто не может самостоятельно обеспечить себя средствами существования, является одной из важнейших черт современного государства. Обществоведы выделяют ряд моделей «государств благосостояния» – англо-саксонскую (США,Великобритания), рейнскую (Германия, Австрия), скандинавскую (Швеция, Норвегия) и др. Эти модели различаются, прежде всего, объемом и формами перераспределительной деятельности государства.

Усиление роли государства в экономической жизни общества находит свое отражение, в частности, в росте доли государственных расходов в валовом внутреннем продукте ведущих стран (табл. 2).

Либеральным критикам чрезмерного государственного регулирования удалось все же добиться того, что наряду с «провалами рынка» признают и «провалы государства» (failure government). Это означает, что деятельности государства внутренне присущи и недостатки – решая одни проблемы, государственное регулирование порождает новые, иногда еще более тяжелые.

Обычно выделяют два «провала государства».

1) Потеря части ресурсов. Государство, исполняя функции, делегированные обществом, недостаточно эффективно использует ресурсы, аккумулированные через систему налогообложения. Это связано с потерями из-за неэффективности работы государственного аппарата и его бюрократизации и коррумпированности. Отсутствие четких критериев эффективности деятельности госорганов ведет к тому, что в качестве таких критериев выступают разработанные самими же чиновниками стандарты, количественные показатели, ведущие к росту бюджетных расходов.

2) Использование собранных ресурсов в интересах не большинства, а меньшинства граждан. Деятельность групп давления (лоббизм) ведет к тому, что многие правительственные решения принимаются ради защиты интересов не рядовых граждан, а немногочисленных представителей верхушки общества (обычно, крупного бизнеса). При этом контроль за государственными органами бывает ограничен, а обладающие ценной информацией чиновники могут быть не заинтересованы в ее обнародовании.

Итак, хотя государственное регулирование составляет необходимый элемент современного рыночного хозяйства, оно отнюдь не является панацеей. Есть сферы экономики, где рынок в принципе малоэффективен (например, организация защиты прав собственности), но есть и сферы, которым вмешательство государства принципиально противопоказано (скажем, сфера бытовых услуг). Общее требование к государственному регулированию в современном рыночном хозяйстве обычно формулируется следующим образом: государство должно способствовать улучшению работы рыночного механизма, но не подменять его.

Типология государств

Есть много критериев, по которым можно типологизировать государства, существовавшие ранее и существующие в наши дни (табл. 3). Наиболее важный из них – это принципы взаимодействия между государством и индивидом.

В зависимости от того, что лежит в основе взаимоотношений между индивидом и обществом, добрая воля или насилие, различаются контрактное государствоиэксплуататорское (рентоискательское) государство (табл. 4).

Обществоведы отмечают «парадокс подчиненности». Гражданин, с одной стороны, участвует в управлении государством (прежде всего через систему выборов). С другой стороны, он должен сам подчиняться тем правилам, которые далеко не всегда его устраивают, поскольку он либо не участвовал в их принятии, либо его мнение не было учтено. В результате возникают две опасности:

1) обмана со стороны государства – оно может выйти за пределы полномочий, установленных общественным договором (конституцией), и, пользуясь монополией на применение насилия, опираясь на соответствующий аппарат, решать проблемы власть имущих, игнорируя потребности граждан;

2) обмана со стороны индивида – неисполнении законов и / или уклонения от финансирования деятельности государства путем неуплаты налогов.

В контрактном государстве эти потенциальные опасности сдерживаются. Когда же эти тенденции получают развитие, то перед нами – эксплуататорское государство.

Контрактное государство использует свое право на насилие лишь в пределах делегированных ему гражданами правомочий и в их интересах. Граждане при этом рассматривают уплату налогов не как повинность, а как обязанность.

Контрактное государство возникает при следующих трех предпосылках:

1) наличие конституции, задающей рамки деятельности государства, где четко оговариваются права и обязанности индивида и государства;

2) существование механизма участия граждан в деятельности государства, благодаря которому обеспечивается соблюдение и совершенствование норм конституции;

3) наличие механизмов контроля и сдерживания со стороны институтов гражданского общества (независимых профсоюзов, прессы, политических партий, органов местного самоуправления и т.п.) и альтернативных государственному механизмов разрешения конфликтов и гарантов исполнения обязательств (международные судебные и иные органы, оппозиционные партии и т.д.).

При соблюдении эти предпосылок часто говорят о существовании правового государства (это понятие синонимично понятию «контрактное государство»). В современном мире оно предполагает безусловное подчинение государства следующим принципам:

– народный суверенитет;

– нерушимость прав и свобод человека со стороны государства;

– связанность государства конституционным строем;

– верховенство конституции по отношению ко всем другим законам;

– разделение властей;

– независимость суда;

– свобода слова, совести, печати, собраний, митингов, шествий;

– приоритет норм международного права над нормами национального права.

В отличие от контрактного, у эксплуататорского государства обычно отсутствуют такие сдерживающие факторы. Эксплуататорское государство использует монополию на насилие для максимизации благосостояния (доходов и власти – все это часто объединяют понятием «политическая рента») правящей группы, действуя зачастую в ущерб интересам всего общества в целом. Однако даже в рамках эксплуататорского государства стабильность, предсказуемость и системность налогов являются обязательным условием существования – тогда граждане / подданные могут смириться с этим. Государство в этом случае похоже на «оседлого бандита», который не только на основе «права силы» взимает поборы на своей территории, но и защищает граждан, живущих на его территории, от набегов кочевников, от нападений других государств и т.д.

Крайним типом эксплуататорского государства считается тоталитарное государство – система насильственного политического господства, для которой характерно полное подчинение общества (экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни) власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, возглавляемый лидером или лидирующей группой (партией). Наиболее известные тоталитарные государства – фашистская Германия и СССР сталинских времен.

Эксплуататорский тип государства был типичен для доиндустриальных обществ, в эпоху нового времени нормой для развитых стран становится контрактное государство. Впрочем, наряду с перерастанием эксплуататорского государства в контрактное возможен и обратный процесс (как, например, формирование в 1920–1930-е фашистских государств в Италии и Германии).

По форме правления выделяют два основных типа государств – республику (парламентская или президентская) и монархию (абсолютная или конституционная). В современную эпоху наиболее распространены республиканские формы правления. Сохраняющиеся конституционные монархии (Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Испания, Япония, Непал и др.) чаще всего де-факто не отличаются от республик, поскольку монархи выполняют чисто представительские функции, почти не участвуя в политической жизни.

По характеру внутренних связей и форме государственного устройства выделяют два основных типа государственных структур – унитарное и федеративное государство.

Унитарное государство – это такая форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на унифицированные административно-территориальные единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.). В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д. Это создает организационно-правовые предпосылки для сильного влияния центральной власти на всей территории страны. Примеры унитарных государств – царская Россия, Бельгия, Голландия, Япония, Бразилия и др.

Отличия федеративного государства от унитарного заключается в наличии самостоятельных административно-территориальных единиц, как правило, обладающих собственным бюджетом, собственной системой законодательной и исполнительной власти и строящих отношения с федеральным центром на основе разграничения полномочий и ответственности. Федеративная структура государства складывается обычно в тех странах, где разные регионы сильно отличаются друг от друга по культурным традициям и уровню экономического развития. Россия является федеративным государством. Такое же устройство имеют США, Канада, Германия, Индия, Мексика. Крайней разновидностью федеративного государства является конфедерация , предполагающая еще более высокую самостоятельность регионов. Наиболее известная – Швейцария.

В зависимости от того, какова степень влияния церкви, выделяют светское и клерикальное государства. Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Клерикальное предполагает активное вмешательство церкви в «мирские дела», осуществление судебной деятельности. В настоящее время клерикальное государство существует в ряде мусульманских стран (Иран, Саудовская Аравия), где законы шариата господствуют над светскими законами. Но и в некоторых странах европейской культуры обычаи во многом подчинены церковным распорядкам. Например, в США принято приносить присягу на Библии, а в Израиле не-иудеям де-факто закрыт доступ к государственной службе.

Наряду с «чистыми» типами государств часто встречаются промежуточные, сочетающие черты разных типов. Идеальным образцом в современном мире считается контрактное государство, являющееся республиканским, федеративным и светским. Однако вряд ли хотя бы одно из почти 200 существующих в наши дни государств в полной степени соответствует этому идеалу.

Евгений Капогузов, Юрий Латов