Соотношение государственного и национального интересов. Национально-государственные интересы российской федерации Россия в зеркале политологии

Внешняя политика того или иного государства определяется множеством детерминант, включая уровень социально-экономического и общественно-политического развития, географическое положение страны, ее национально-исторические традиции, цели и потребности обеспечения суверенитета и безопасности и т.д. Все они в переложении на внешнюю политику фокусируются в концепции национального интереса.

Что же такое национальный интерес? Каковы его сущность и системообразующие параметры? Как он соотносится с понятием "государственный интерес"? Какова взаимосвязь национального интереса с национальной безопасностью? По этим и некоторым связанным с ними другим вопросам в последние годы развернулись довольно оживленные дискуссии.

Национальный интерес - категория абстрактная и субъективная, поскольку ее параметры определяются картиной мира и ценностной системой, господствующей в данном обществе и государстве. Реальность национального интереса выявляется в процессе и по мере его осуществления. А это, в свою очередь, предполагает наличие волевого и деятельностного начал, а также средств для реализации поставленных государством целей. С данной точки зрения политику можно рассматривать как важнейшее средство реализации национальных интересов.

Государственные интересы понимают преимущественно как национальные интересы, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. Подразумевается, что представители гражданского общества, независимой общественности оказывают влияние на государственную политику. Внутренние задачи, частные интересы граждан имеют приоритет при формировании внешнеполитического курса. “Что хорошо для граждан, то хорошо для государства” - таков принцип подхода к государственным интересам в странах с развитым гражданским обществом.

Мы же будем использовать понятие "национально-государственные интересы".

Главная составляющая национально-государственного интереса - это императив самосохранения государства. Контуры, внешняя упаковка национального интереса во многом определяются идеалом, отражающим ценности данного общества, но все же сам этот идеал немыслим без основополагающего императива самосохранения. Существует некий комплекс критических параметров, нарушение которых дает основание говорить о том, что государство не способно отстаивать свой суверенитет и самостоятельность. При разработке национальных интересов и принятии на их основе тех или иных внешнеполитических решений руководители государств учитывают объективные экономические, политические, географические и иные факторы, внутриполитические интересы, политические маневры различных социально-политических сил, заинтересованных групп, организаций и т.д. Учитываются также и возможные реакции на эти решения на международной арене со стороны тех государств, которые они, так или иначе, затрагивают.


Таким образом, главной детерминирующей силой внешнеполитической деятельности является национальный или государственный интерес. Но сама концепция национального интереса пронизана ценностными нормами и идеологическим содержанием. В формулировании интересов и в формировании внешнеполитической стратегии, призванной их реализовать, немаловажное значение имеет система ценностных ориентаций, установок, принципов и убеждений государственных деятелей - восприятие ими окружающего мира и оценка места своей страны в ряду остальных государств, составляющих мировое сообщество.

Таким образом, национально-государственный интерес - это интегрированная характеристика конкретно-исторического компромисса между различными социальными группами и слоями общества, правящей элитой по поводу характера, объема, иерархии и путей реализации основополагающих потребностей, связанных с обеспечением функционирования и развития нации как единого социального организма.

На формирование и становление национального интереса непосредственное влияние оказывают геополитические, национально-этнические, религиозные и другие особенности, исторически присущие данному народу и представляющей его интересы элите. Вследствие этого не только содержание, направленность, но и формы, методы достижения национально-государственных интересов имеют свою национальную специфику.

Следовательно, национально-государственные интересы определяются социальной, экономической и политической природой субъектов политики, их местом в социальной структуре (внутренней и внешней) и, главное, всей совокупностью культурно-ценностных, мировоззренческих позиций. Вследствие этого национально-государственные интересы не могут быть фиксированными и неизменными - интересы меняются в зависимости от изменений в самом субъекте (изменения в правящей элите, изменение в расстановки социальных или политических сил внутри страны), в окружающей социальной среде (в системе международных отношений, в других странах), в системе ценностных ориентаций субъекта (трансформация элиты может вызвать значительные изменения в ценностных ориентациях нации в целом. В таком качестве национальные интересы являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей. Они имеют самую тесную взаимосвязь с идентичностью конкретной нации.

Итак, национально-государственный интерес - это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства, следование которому позволяет не только сохранить нацию как целое, но и обеспечить ей достаточно устойчивые перспективы роста.

Необходимо отметить, что национально-государственный интерес представляет собой целостную систему интересов, основанную на целостности потребностей функционирования и развития нации как органического целостного организма. Системность национально-государственных интересов предполагает наличие их структуры, функциональных связей, иерархии.

Структура системы национально-государственных интересов обусловлена спецификой проявления и преломления национально-государственных интересов в различных сферах жизнедеятельности человека, общества и государства.

С позиций иерархии системы национально-государственных интересов правомерно выделить коренные, основные и второстепенные интересы. Чем выше уровень интересов, тем меньше вероятность для поиска компромиссов в их реализации, тем ожесточеннее борьба за их достижение.

Основные интересы связаны с наиболее важными проблемами обеспечения жизнедеятельности и развития нации. К ним можно отнести, например, проблемы военной безопасности, экономического развития, социальной защиты граждан, воспитания и т.п.

Второстепенные интересы , хотя и лежат в русле всей системы национально-государственных интересов, тем не менее, имеют либо более отдаленные перспективы, либо охватывают те сферы жизнедеятельности, которые напрямую не связаны с обеспечением благоприятных условий для функционирования и развития нации. Например, проблемы, связанные с исследованием дальнего космоса, археологические изыскания и многие другие, хотя и необходимы для нормального развития нации, но напрямую не вызывает угрозу национальным интересам. Исходя из этого, второстепенные национально-государственные интересы могут быть на время отложены, либо реализация их осуществляется по усеченной программе.

Коренные национальные интересы напрямую связаны с самим существованием нации как социального организма, как целостной системы. К ним относятся вопросы целостности, национально-культурной самоидентификации, безопасности существованию нации, без их реализации ни одна нация не в состоянии просуществовать сколько-нибудь длительного времени, поэтому именно эти интересы составляют высший уровень всей системы национально-государственных интересов, ее стержень, и они никогда и ни при каких обстоятельствах не могут быть принесены в жертву любым другим интересам.

Могут меняться формы и средства достижения коренных интересов, главные интересы уходить на второй план, а второстепенные занимать их место, но в любом случае все эти эволюции будут совершаться вокруг коренных интересов нации.

Определение национальных интересов любого отдельно взятого государства предполагает обязательный учет интересов других государств, а в чем-то и интересов всего мирового сообщества.

Следует, однако, отметить, что государство не может обеспечить реализацию всех целей в полном объеме. В большинстве случаев это связано с трудными переговорами или торгами с другими государствами. Зачастую основополагающие национальные интересы, связанные с безопасностью и самосохранением государства, невозможно реализовать в одиночку, без союзов и коалиций с другими государствами. Например, разгром гитлеровской Германии и милитаристской Японии стал возможен именно потому, что Советскому Союзу, США и Великобритании, несмотря на огромные идеологические различия, удалось создать коалицию для противодействия общему врагу. Эта цель была достигнута благодаря не только разработке дееспособной стратегии совместного ведения военных действий, но и созданию для ее осуществления мощной производственно-технической базы.

Национально-государственные интересы.

1) Национально-государственные интересы – понятие для обозначения совокупности общих интересов в едином государственном пространстве, которая характеризуется следующими признаками:
1) определяется экономическими и геополитическими отношениями государства, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности и т.д.
2) складывается в процессе исторического развития

2)В западной политологии национальные интересы отождествляются с государственными, поскольку западные страны представляют собой мононационалные государства. Нация представляет собой двуединство гражданского общества и государства, поэтому национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречия между интересами государства и гражданского общества и включает в себя такие параметры, как приобретение ресурсов и повышение материального благосостояния населения.
В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка в понимании национальных интересов.

3) В российской политологии различается фиксированное (неизменное, постоянное) и переменное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в экономической, социальной сферах общественной жизни т.д.
Выделяют два уровня национальных интересов государства:
ü уровень главных внешнеполитических интересов – связан с обеспечением государственной безопасности и целостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства, что обеспечивается всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.
ü уровень специфических интересов – охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере международных отношений.

4) В настоящее время в России, заявившей о переходе к правовому государству и гражданскому обществу, основные интересы личности, личности, общества и государства являются единой системой национальных интересов. Национально-политические интересы России также охватывают область экономики, внутриполитическую, международную, оборонную и информационную сферы, социальную область, духовную жизнь и культуру.
В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующее:
завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. реорганизация постсоветского пространства и создание вокруг него пояса дружественных государств;
дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;
предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.

Национальные интересы

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

(national interest) Интересы государства, обычно определяемые его правительством. Можно выделить два наиболее распространенных случая использования термина. 1. Политики, желающие получить поддержку своим действиям. Обычно люди бывают привержены национальной идее как социальной и политической общности, поэтому декларируемая забота о национальных интересах представляет собой мощное средство для получения поддержки. Понятие "национальные интересы" особенно действенно в вопросах внешней политики, т.к. вызывает у многих образ нации (или национального государства – nation state), защищающей свои интересы, которым угрожает опасность в анархичной международной системе. Во внутриполитических ситуациях это понятие звучит менее убедительно, и здесь политики обычно используют другие подходы. 2. Средство анализа внешней политики, в частности политическими реалистами (realism) вроде Ганса Моргентау. В этом случае термин аналогичен внешнеполитическому варианту "общественных интересов", т.к. подразумевает наиболее благоприятную для нации систему отношений с другими государствами. Термин по своей сути не только подчеркивает возможность угрозы для нации со стороны внешней анархии, но и указывает на то, что ограничивает свободу действий государства (договора, различные интересы, мощь других государств и иные факторы вне пределов национального контроля, например, географическое положение или зависимость от внешней торговли). Реалисты пользуются термином при оценке национальной безопасности как сердцевины национальных интересов. "Государственные интересы" и "интересы национальной безопасности" – это взаимосвязанные понятия. Аналитическое использование понятия "национальные интересы" подчеркивает роль государства как воплощения национальных интересов. Однако пока не существует единой методики, позволяющей определить интересы нации. Некоторые исследователи утверждают, что они объективно определяются положением государства в международной системе и могут быть выведены на основе изучения его истории, успехов и неудач в политике. Другие полагают, что национальные интересы субъективно интерпретируются правительством. В этой версии термин подобен риторической фразе, приводимой некоторыми политиками: национальный интерес – это то, что сами политики считают национальным интересом.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Национальные интересы

это осознанные потребности государс­тва, определяемые экономическими и геополитическими отношениями данного государства в данную эпоху, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катаст­роф и т.д.

Сам термин "национальный интерес" пришел в российскую поли­тологию из западной англоязычной политической литературы, в кото­рой он имеет значение "государственного интереса". Национальные интересы – понимают преимущественно как интересы государственные, поскольку западные страны представляют собой мононациональные государства (не столько в этническом аспекте, сколько в социальном). Нация представляет двуединство гражданского общества и государства. По умолчанию национальный интерес предстает как обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. В осмыслении национального интереса теоретический приоритет имеет школа "политического реализма", в которой интерес определя­ется прежде всего внешнеполитическими условиями. Исключение из концепции национального интереса внутриполитических факторов "ре­алистами" объясняется тем, что данная группа проблем относится к сфере так называемого "общественного интереса", т.е. интереса, определяемого различными сегментами гражданского общества.

В отечественной же политологии выявляются расхождения принципиального порядка как в понимании этой категории, так и в формулировании национальных интересов.

Содержание национальных интересов в большей степени будет раскрыто в контексте внешнеполитических условий.

По отношению к окружающему внешнему миру национальные интересы вы­ражаются в совокупности внешнеполитических интересов государства, которые различаются по своей важности для его жизнедеятельности.

Различается фиксированное (неизменное постоянное) и перемен­ное содержание национального интереса. Неизменная часть включает задачу обеспечения внешней безопасности государства. Переменное же содержание рассматривается через призму национальных традиций, личностных качеств политических руководителей, тенденций в эконо­мической, социальной сферах общественной жизни и т.д.

Реальные материальные и политические потребности в развитии государства могут меняться, а вместе с ними меняются соответс­твенно интересы, цели, средства и внешнеполитическая деятель­ность. Смена потребностей и интересов государства ведет к смене и идеологических ценностей.

Выделяют два уровня национальных интересов государства: уро­вень главных внешнеполитических интересов и уровень специфических интересов. Первый связан с обеспечением его безопасности и це­лостности как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства. Главные интересы государс­тво обеспечивает всеми военными, экономическими, дипломатическими и идеологическими средствами.

К числу важнейших национальных интересов относятся:

Завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства, т.е. выгодная для РФ «реорганизация» постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных государств;

Дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация российско-НАТОвских отношений;

Предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;

Включенность в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.

Второй уровень охватывает отдельные, относительно частные, хотя и важные сами по себе интересы государства в сфере междуна­родных отношений.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Национальные интересы

интересы национальной общности или группы, объединенной специфическими связями и взаимоотношениями генетической и культурной гомогенности. Национальные интересы воплощаются в стремлении представителей одной национальности к кооперации и объединению на основе общности культуры, выражающейся в языке, семейных, религиозных, моральных традициях и обычаях, способах рекреации, политических системах и поведении.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Национальные интересы" в других словарях:

    Национальные интересы РФ - национальные интересы Российской Федерации совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;... Источник: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 О… … Официальная терминология

    У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес. Национальные интересы объективно значимые цели и задачи национального государства как целого. Содержание 1 Этимология 2 Альтернативы 3 … Википедия

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - совокупность духовно нравственных, политических, социальных, экономических, других потребностей нации, имеющих приоритетное значение для ее существования, развития и воспроизводства. Национальные интересы исходят из представлений о целях (миссии) … Война и мир в терминах и определениях - общественно политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - категория, отражающая меру самосознания и самовыражения народа, характеристика общественного единства, политический принцип и социальное чувство. Активный фактор объединения этносов, конфессий и граждан, обеспечивающий духовную целостность… … Социология: Энциклопедия

    Совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, политической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

    Национальные интересы РФ в Мировом океане - Национальные интересы Российской Федерации в Мировом океане это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, реализуемых на основе морского потенциала государства...

У каждого государства имеются свои национально-государственные интересы, связанные с его осознанными потребностями.

Национально-государственные интересы -это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов. Эти интересы определяются экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, вопросами обеспечения безопасности, зашитой населения от внешней угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т. д.

Понятие "национальный интерес" пришло в российскую политологию из западной англоязычной политической литературы, и там оно имеет значение "государственного интереса". Национальные интересы понимаются преимущественно как интересы государственные, и это связано с тем, что западные страны в основном мононациональные государства, и не столько в этническом аспекте, сколько в социальном.

Нация - это единство гражданского общества и государства. Национальный интерес представляет собой обобщающий интерес, который снимает противоречие между интересами государства и гражданского общества. Интересы гражданского общества в разных странах учитываются при решении внутренних задач, частных интересов. Интересы граждан имеют приоритетное значение при формировании внешнеполитического курса государства. Национальные интересы с такой позиции включают в этот курс параметры, которые направлены как на приобретение ресурсов, так и на повышение материального благосостояния населения. "Что хорошо для граждан, то хорошо для государства" - таков принцип подхода к национальным интересам в странах с развитым гражданским обществом.

Гражданское общество в России находится в начале своего становления. Поэтому идейно-политического консенсуса по вопросу национальных интересов нет. В России продолжаются поиски цивилизационной идентичности, проще сказать, вопроса о национальном российском патриотизме. Эти поиски вызывают острую и болезненную борьбу как между западниками-либералами - "атлантистами", так и славянофилами-государственниками - "евразийцами". Главный вопрос сегодня для России: "Кто является субъектом национального интереса?" Первые считают Россию европейской страной и, следовательно, выделяют универсальное цивилизационное преимущество. "Атлантисты" считают гражданское общество субъектом, который определяет содержание национальных интересов. Поэтому высший интерес состоит в проведении экономической реформы, которая сделает Россию богаче и свободнее.

"Евразийцы" же идентифицируют Россию как евразийскую страну и не признают либерального понимания национальных интересов. Для них национальные интересы представляют собой сохранение и укрепление российской государственности. Именно государство обладает несомненным приоритетом при формировании внешнеполитического курса. Здесь "национальный интерес" приравнивается к "государственному". Обеспечение государственной безопасности непосредственно связывается с программой усиления роли государственного регулирования в сфере экономики. Для "евразийцев" высший национальный интерес - это возрождение России и её державного величия .

Россия всегда существовала как многонациональное государство, однако абсолютное большинство государств постсоветского пространства стремится к построению этнических государств, что в геополитическом плане ослабляет всё постсоветское пространство.

Если заглянуть в историю, то можно проследить следующие особенности: Россия складывалась как союз этносов, культур и земель, а в основе этого союза лежала общая цель, соединённая общегосударственными ценностями и интересами. Ценности не предполагали превосходства одной национальности над другой, скорее наоборот, обстоятельства порождали формирование политического единства этносов. Именно этническое многообразие и предопределило особенность российского национального интереса, состоящего во "всемерном укреплении государства как организующего начала, призванного обеспечить территориальную целостность и внешнюю безопасность и выработать адекватные формы сосуществования различных национально-этнических, религиозных и культурных общностей. Вот почему исторически сложившиеся национальные интересы России стали преимущественно интересами государственными", - писал российский политолог Сергей Вадимович Коршунов (1956-2010) .

По своему содержанию и формам проявления национально-государственные интересы России на конкретно-исторических этапах её развития изменялись. Например, преобладание роли государства вело к значительному ущемлению собственно общественных интересов и главное - интересов отдельных личностей. Государственные интересы ставились выше всех иных интересов, что порождало "имперский" характер России и её великодержавность.

Основные интересы личности, общества и государства в настоящее время в России являются единой системой национальных интересов. Россия заявила о своём переходе к правовому государству и гражданскому обществу. При этом интересы личности объявлены первоосновой общественных и государственных интересов, хотя последние не являются чем-то вторичным или второстепенным. Указом Президента от 17 декабря 1997 года была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая зафиксировала то, что на современном этапе интересы личности - это реальное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопасности, а также повышение качества и уровня жизни; в физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России. Государственные интересы российского государства со стоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, а также в установлении политической, экономической и социальной стабильности; в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, на основе партнёрства и развития международного сотрудничества.

Государственные интересы России, согласно концепции национальной безопасности, определяются как в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, так и в социальной области, духовной жизни и культуре. Во внутриполитической сфере эти интересы состоят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и её институтов, правопорядка и др.

На современном этапе главными задачами для России являются укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления. Для реализации конституционного принципа народовластия требуется согласованное функционирование и взаимодействие во всех органов государственной власти, а также наличие жёсткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы России. Всё это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, чётким функциональным распределением полномочий между государственными институтами, укреплением федеративного устройства России. Важная цель защиты российского федерализма - это недопущение превращения и трансформации федеративных отношений в конфедеративные.

Во внешней политике приоритет отдаётся обеспечению безопасности и целостности России, как социально-экономической, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой экономической и политической независимости государства; развитию отношений российского государства с ведущими государствами мира; всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СССР, а также полноправному участию России в мировых, европейских и азиатских экономических и политических структурах .

Важнейшими национально-государственными интересами России являются:

  • - завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского государства;
  • - сокращение угрозы крупномасштабной войны и укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;
  • - предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;
  • - включённость в мирохозяйственные связи на максимально выгодных для национальной экономики условиях.

Развитие и становление новой России происходит в условиях, когда в системе международных отношений произошли коренные изменения за последние десятилетия. Они связаны с распадом "социалистического содружества", а затем и его создателя - Советского Союза.

Россия, как преемник СССР в условиях перехода к новой системе международных отношений, претерпела глубокую трансформацию в качестве участника системы международных отношений. Российское государство столкнулось с серьёзными геополитическими изменениями и даже временной дезориентацией в определении главного противника на международной арене. Произошла перегруппировка сил, коалиций и союзов. Изменились прежние идеологические стереотипы, произошла смена политических режимов, возникли новые государства.

Происходящие процессы не могли не ослабить внешнеполитические позиции России. На Западе широкое распространение получил тезис о том, что СССР проиграл "холодную войну". На самом деле в "холодной войне" проиграли все, а выиграли все, когда она закончилась. На Западе заговорили о "ненанесении ущерба интересам СССР". Такие формулировки свидетельствуют о том, что сложилось новое геополитическое соотношение сил, далеко не в пользу России. Над Россией возникла реальная перспектива утраты её статуса как великой державы на мировой арене.

Запад желает исключить Россию из механизма принятия решения по ключевым вопросам европейской и мировой безопасности путём расширения НАТО на Восток и включения в него государств - бывших членов Варшавского Договора: Чехии, Венгрии и Польши, а в дальнейшем и за счёт стран Балтии, Украины и других стран. Западные страны желают представить Россию в роли "побеждённой державы" и не имеющей равноправного статуса в международных делах. При таком положении дел в Европе и в мире в целом Россия должна в максимальной степени использовать все возможные дипломатические средства, переговорный процесс.

Несмотря на определённую слабость, Россия по-прежнему остаётся "слишком большой" и потенциально "слишком сильной" страной. Не случайным является приглашение её к присоединению к "большой семерке" ведущих развитых государств, чтобы составить вместе с ними "большую восьмёрку".

Главной задачей внешней политики самостоятельной России является возрождение и укрепление её международных позиций. На реализацию этой задачи нацелены разработанные Правительством РФ Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации.

Основные положения концепции внешней политики Российской Федерации:

  • - формирование государственности России и защита её территориальной целостности;
  • - создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;
  • - активное и полноправное участие России в строительстве новой системы международных отношений, где ей было бы обеспечено достойное место.

В системе международных отношений, несмотря на все имеющиеся трудности, Россия остаётся одной из великих держав, как по своему потенциалу, так и по влиянию в мире. В настоящий момент Россия несёт ответственность за формирующийся новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР.

Под угрозой национальной безопасности страны и жизненно важным интересам её граждан рассматриваются любые действия, направленные на подрыв целостности Российской Федерации; препятствие интеграционным процессам в СНГ, а также нарушение прав и свобод человека; вооружённые конфликты в сопредельных государствах. Особо важное значение для защиты внешнеэкономических интересов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками во всех сферах экономики.

Во внешней российской политике в центре внимания остаются и её отношения со странами Востока и Центральной Европы. Для России большую значимость имеют отношения и со странами Западной Европы. Эти отношения важны с точки зрения вхождения их в формирующееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространство, ядром которого выступает Европейское сообщество. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе внешнеполитические российские приоритеты включают в себя развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с Китаем, Японией и Индией.

Современная российская внешнеполитическая концепция имеет целью сформировать вокруг себя необходимый общегосударственный консенсус, что поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия, имеющая многовековую историю, культуру, православную веру, займёт своё достойное место в мире. Положение региональной державы с ограниченными международными интересами (именно такой Россия видится сегодня многим скептикам от геополитики) сменится ситуацией, где нашей стране будут обеспечены выходы на роль мировой державы, что и произойдёт в ближайшем и обозримом будущем. Другого пути у России просто нет!

Национальный интерес – осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Выразителем и защитником национального интереса в практике внешней, международной политики является государство. Понятия национальный и государственный интерес трудно различимы, поскольку каждая нация, писал М. Вебер, это сообщество чувства, которое может найти свое адекватное выражение только в собственном государстве, а нация может сохранять свою культуру только с помощью поддержки и защиты государства. Вопрос о правомерности использования понятия «национальный интерес» и о его содержании является предметом дискуссии среди представителей разных научных направ- лений в международных отношениях. Развернутое объяснение по этому вопросу представил один из основателей теории политического реализма Г. Моргентау. Основные положения этого объяснения таковы: 1) «национальный интерес» – объективная данность. Он основан на своеобразии географического положения государства и вытекающих из этого особенностей его экономического, политического и культурного развития, с одной стороны, а также на особенностях человеческой природы – с другой. Поэтому «национальный интерес» представляет собой стабильную основу международной политики государства. С точки зрения Г.Моргентау, «национальный интерес» содержит два основных элемента: центральный (постоянный) и второстепенный (изменчивый). Второстепенный элемент представляет собой не что иное, как конкретную форму, которую коренной «национальный интерес» принимает в пространстве и времени. Центральный интерес состоит из трех фак- торов: природы интереса, который должен быть защищен, политического окружения, в котором действует интерес, и рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств; 2) «национальный интерес» вполне поддает- ся рациональному осмыслению государственных деятелей. Они обязаны исходить из того, что хорошая политика – это рациональная политика, опирающаяся на правильно понятый «национальный интерес». Это предполагает осознание того факта, что отличительным качеством политики, в том числе и международной, является борьба за власть; 3) хотя суть политики состоит в стремлении к утверждению моральных ценностей посредством власти, это не означает, будто политик может претендовать на знание того, что является морально обусловленным для «государства» в той или иной конкретной ситуации. Моральная политика исходит из необходимости согласования и компромиссов в защите «на- циональных интересов» государств на международной аре- не, из стремления к достижению «всеобщих интересов», что несовместимо с соперничеством политических идеологий; 4) «национальный интерес» кардинально отличается от «общественного интереса». Если первый существует в условиях анархической международной среды, то второй связан с системой законов, регулирующих внутригосударственную политику. Иначе говоря, в отличие от «общественного интереса», понятие «национальный интерес» относится к сфере внешней политики государства. Либералы подвергают сомнению саму правомерность использования понятия «национальный интерес» в целях анализа или в качестве критерия внешней политики. Поскольку с такой точки зрения определить понятие национального интереса не представляется возможным, в конце концов, исследователи предложили считать побудительным мотивом действий участником международных отно- шений не интерес, а «национальную идентичность». Говоря о «национальной идентичности», подразумевают язык и религию как основу национального единства, культурно–исторические ценности и национально–историческую память и т.п. Теоретики либерально–идеалистической парадигмы и вдохновляющиеся их идеями практики готовы согласиться с существованием национальных интересов только при условии, что их содержанием должны быть признаны моральные нормы и глобальные проблемы современности. Защита суверенитета и связанное с этим стремление к могуществу в условиях усиливающейся взаимозависимо- сти мира все больше утрачивает свое значение. Отсюда заявления о том, что главная задача, стоящая сегодня перед демократическими государствами, не защита национальных интересов, а забота о моральных принципах и правах человека. Обсуждение в отечественной науке понятия «национальный интерес» также выявило различия в его понимании. Как и в западной политологии, основной водораздел в дискуссии проходит уже не столько между «объективистами» и «субъективистами», сколько между сторонниками реалистских и либерально–идеалистических подходов. Представители реализма считают, что «национальный интерес» остается базовой категорией всех без исключения государств мира, и пренебрегать им было бы не просто ошибочно, но и крайне опасно. По мнению либералов, в демократическом обществе национальный интерес формируется как некое обобщение интересов граждан, в то время как авторитарному и тоталитарному обществу свойственна «государственническая», или «державная», позиция, предполагающая, что интересы государства выше, чем интересы личности. Однако отечественные дискуссии о национальном интересе существенно отличаются от дискуссий в западном акаде- мическом сообществе. Первое отличие касается трактовки термина «национальный» как этнического. В этой связи высказывается сомнение в применимости понятия «нацио- нальный интерес» к полиэтническим государствам вообще и к России в частности. Исходя из этого, некоторые авторы предлагают говорить не о национальных, а о государственных, национально-государственных интересах. Второе существенное отличие, характеризующее российские научные представления о содержании понятия «национальный интерес», состоит в том, что оно, как правило, отделяется от понятия «общественный интерес». В результате появляется необходимость в таких дополнительных формулировках, как внешний аспект национальных интересов, национальные интересы в их внешнеполитическом измерении. В связи с дискуссией по вопросу о правомерности использования понятия «национальный интерес» и о его содержании можно сделать некоторые выводы. Первое. Попытки «отменить» значение «национального интереса» как аналитического инструмента и критерия внешней политики государства являются слишком поспешными и безосновательными. Эти попытки не отражают состояния исследова- ний по данной проблеме в научной литературе в целом: критикуя понятие «национальный интерес», ни реалисты, ни либералы, как правило, не склонны абсолютно отрицать его пользу. Второе. Отрицая значимость «национального инте- реса», российские либералы идут значительно дальше западных ученых. По их мнению, груз государственнических и авторитарных традиций и все еще отсутствующее у нас гражданское общество делают данную категорию не только неприменимой, но и опасной для становления демокра- тии. Третье. Строгое понимание «национального интереса» не предполагает его ассоциирования с «национальностью», т.е. с этническим фактором. Так же как и категория нации, понятие «национальный интерес» отражает прежде всего единство политических структур и гражданского общества и не сводится к этнической составляющей, имеющей в данном случае второстепенное значение. Четвертое. Отождествление «национального интереса» с общественным интере- сом столь же неправомерно, как и их противопоставление. Отождествление ведет к отрицанию специфики внешней политики, ее относительной самостоятельности и, в конечном счете, сводит ее к внутренней политике государства. Прот вопоставление – к абсолютизации несовпадения интересов государства и гражданского общества. Одним словом, национальные интересы определяются государством, и для их достижения используется внешняя политика. Обычно в научной литературе выделяются такие типы национальных интересов, как основные (коренные, постоянные); неосновные (второстепенные, временные); объективные; субъективные; подлинные; мнимые; совпадающие; взаимоисключающие; пересекающиеся; непересекающиеся. В основе традиционного понятия корен- ного национально-государственного интереса лежат гео- графические, культурные, политические и экономические факторы. Национально – государственный интерес включает следующие основные элементы: военная безопасность, предусматривающая защиту государственного суверенитета (национальной независимости и целостности), конституционного строя и системы ценностей; благосостояние страны и ее населения, подразумевающие экономическое процветание и развитие; безопасное и благоприятное международное окружение, предполагающее свободные контакты, обмены и сотрудничество в регионе и за его пределами. Формирующиеся глобальная финансовая система и единое информационное пространство, транснациональное производство и сеть мировой торговли влекут за собой стирание национальных границ и трансформацию государственного суверенитета. В мире произошли кардинальные перемены, среди которых выделяется процесс экономиза- ции политики, продолжающей набирать силу. Все это не может не оказывать существенного влияния на содержа- ние национальных интересов. Каков характер этого влия- ния? Единого мнения по данному вопросу нет. Одни счи- тают, что по существу ничего принципиального нового не происходит. Государства остаются главными участниками международных отношений, и по-прежнему, как во времена Фукидида, им необходимо уметь выживать и развиваться. Усложнение мира, появление новых глобальных вызовов ведет не к солидарности и единству человечества, а к обострению межгосударственных противоречий. Понятия «жизненные интересы», «зоны влияния», «принципы го- сударственного суверенитета» остаются центральными категориями, отражающими суть мировой политики в эпоху глобализации. Другие исследователи, напротив, говорят о полном размывании содержания национальных интересов, поскольку «новые субъекты мировой политики уже идут на смену государствам – нациям». По их мнению, глобализация не оставляет места для национальных интересов, заменяет их интересами мирового гражданского общества. Главным элементом этих интересов становится обеспечение прав и свобод личности, до сих пор подавляемые государством, особенно в странах с авторитарными политическими режимами. Однако реальность намного сложнее. Под влиянием глобализации государственные структуры, как и традиционные национальные институты, действительно испытывают разрушительные потрясения. Новые акторы подрывают традиционные приоритеты государственного суверенитета. Некоторые исследователи говорят о «детеррито- ризации», или о «конце территорий», чтобы подчеркнуть обесценивание национального государственного прави- тельства. Кризис государства – объективная данность. Государство испытывает давление «сверху», «снизу» и «извне». «Сверху» государственный суверенитет подрывается национальными организациями и институтами, которые все чаще вмешиваются в его прерогативы. Кроме того, встречается и добровольное ограничение своего суверенитета государствами. Это так называемый трансферт суверенитета, т.е. передача его части в распоряжение коммуни- тарных структур интегрирующихся государств. Наиболее показательный пример в этой области – Европейский союз. «Снизу» государственный суверенитет подвергается эрозии со стороны внутригосударственных структур и структур гражданского общества. В развитых странах в сфере политики это выражается в феномене «парадипломатии», т.е. параллельной дипломатии. Происходит эрозия нацио- нальной монополии в области внешней политики. Она проявляется главным образом на функциональном, а не кон- ституционном уровне. Объективные причины размывания суверенитета «снизу» заключаются в том, что государство является слишком маленьким субъектом по отношению к глобальной экономике, но оно слишком тяжелый груз для экономики регионов и тем более для частных предприятий и фирм. «Извне» ущерб суверенитету наносит активизация таких неправительственных групп и организаций, как Amnesty International, Human Rights Watch, правоза- щитные и экологические объединения. Еще больше госу- дарство теряет свою монополию под напором транснацио- нальных корпораций, фирм, банков и предприятий. Таким образом, динамика глобализации действительно вовлекает в себя все государства, игнорируя их независимость, типы политических режимов и уровень экономического разви- тия. В то же время государство - нация, его суверенитет и его интересы как аналитическое понятие и как критерий поведения государства на международной арене продолжа- ют сохранять свое значение. Но это не означает, что глобализация не вносит в национальные интересы никаких изменений. Напротив, национальный интерес существен- но изменяется в своем содержании и направленности. Возникают новые приоритеты, связанные с необходимостью использования преимущества глобализации путем адаптации к открываемым ею возможностям, с одной стороны, а с другой – борьбы против ущерба, приносимого ею нацио- нальному интересу.