Публичная власть в первобытном обществе. Признаки государства, отличающие его от публичной власти первобытнообщинного строя

Власть - это возможность определенного лица или социальной инстанции использовать различные средства (силу, авторитет, традиции и др.) с целью оказания определенного воздействия на людей для достижения той или иной цели (координация поведения, обеспечение порядка и др.).

Первобытнообщинный строй был самым длительным - более миллиона лет - этапом истории человечества. Для этого строя были характерны следующие основные черты:

  • - наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Известно, что в тот период люди, работая совместно, коллективно, не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обществе не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;
  • - экономическое равенство обусловливало и социальное равенство. Все взрослое население рода - и мужчины, и женщины - имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Власть в догосударственный период являлась необходимой функцией общества того периода времени. Она не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами:

  • 1) основывалась на кровно-родственных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общность имущества и труда. Соответственно, социальная власть ограничивалась рамками рода, выражала его волю;
  • 2) была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления;
  • 3) опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;
  • 4) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, сходы), так и его представители (старейшины, советы старейшин, военачальники, жрецы), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности общества. Все функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись членами рода. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность. Жизнь человека в рассматриваемый период, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организовывали и регулировали совместный труд, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между людьми, процедуры разрешения возникающих споров.

Что же представляло собой общественное регулирование в рассматриваемый период времени? Общественное регулирование при первобытно-общинном строе выражалось в решениях общих собраний , в решениях старейшин, и в существовании особых норм - обычаев.

Обычай - это общепринятое неписанное правило поведения, исторически сложившееся и вошедшее в привычку в силу многократного применения.

Обычаи одновременно выступали нормами первобытной морали, первобытной религии. Нормы первобытного общества нередко называют монормами (monos греческ. - «один», «единичный»). Мононормы первобытного общества - это единые, нерасчлененные нормы, определяющие порядок организации общественной жизни, взаимоотношения между членами общества, отправление религиозных обрядов и др. Эти нормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Содержание мононормы составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных и регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись определенные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Таким образом, социальными регуляторами в первобытном обществе выступала общественная власть и мононормы, которые и обеспечивали ее целостность.

Общественная власть в первобытном обществе

Человек (Homo habilis - человек умелый) возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса около 2 миллионов лет назад. Человек современного вида (Homo sapiens - человек разумный) появился не позднее 40 тысяч лет назад, а по некоторым данным еще раньше. Первые государства на нашей планете стали возникать сравнительно недавно. Так, в Древнем Египте оно возникло в конце IV – начале III тыс. до н.э., в Китае – II тыс. до н.э., на территории нынешней России – чуть более 1 тысячи лет назад. В ряде стран Африки и Латинской Америки государства возникали в прошлом и начале нынешнего века.

Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. В науке этот период называется первобытным обществом - первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права.

Человек и человеческое общество сформировались и выделились из царства природы посредством труда и совместной хозяйственной жизнедеятельности.

Значительное время в своей истории люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало, чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции человека данного периода можно выделить каменный век, бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного добывания огня появилось более обширное и прочнее организованное, чем первобытное стадо, объединение людей – род.

Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство. Присваивающая экономика постепенно вытесняется производящей экономикой. В науке этот период называют «неолитической революцией». Человек начинает заниматься не только охотой, рыболовством и собирательством, но и скотоводством, земледелием и ремеслом. На смену неупорядоченных половых отношений пришел групповой брак. Однако, учитывая то, что настоящего отца при таких отношениях установить было практически невозможно, родство шло исключительно по женской линии.

На определенном этапе развития общества произошло естественное разделение труда между мужчинами и женщинами. В усложнившемся домашнем хозяйстве главенствующее положение стали занимать женщины. Они играли ведущую роль в таких видах производственной деятельности, как собирательство и раннемотыжное земледелие. Все это и привело к выдвижению женщины на первое место в родовой общине. Господство материнского рода (матриархат – от лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть; буквально власть матери) продолжалось несколько тысячелетий. При матриархате счет родства велся по линии матери (материнский род), а муж переходил на жительство в родовое поселение жены.

В результате развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, повышения эффективности и значимости мужского труда на смену матриархату приходит патриархат (от греч. Pater – отец и Arche – начало, власть) характеризующийся отцовским (патриархальным) родом, в котором происхождение родства ведется по мужской линии и мужчина занимает господствующее положение в производстве и в обществе. Это был качественно новый этап в развитии человеческого общества. На смену групповому приходит парный брак, который рядом с родной матерью поставил достоверного родного отца. В дальнейшем на смену парному браку приходит брак с господством мужчины, запрещением внебрачных связей для женщины. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя.

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.
  2. Американский профессор Невилл Смелзер утверждал, что социология - это наука об обществе. Социология - socium (общество) logos(наука).
  3. Аппарат государства – это система государственных органов, обладающих государственной властью и осуществляющих функции государства.
  4. В случае, когда власть не осознается людьми как чье-то персональное господство, а воздействует методами ________, речь идет о «четвертом лице» власти.
  5. Государство, власть и общество в первой трети XVI в.: формирование сословной системы.
  6. Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.

Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшедствовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.

Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности.

Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т.к. не была связана с государством.

Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.

В первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных», глава рода, вождь племени, по старшенству получившие право управлять родом, племенем в интересах всех сородичей и соплименников.

Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.

Сущность социальных норм первобытного общества. Понятие и признаки социальных норм первобытного общества

Социальные нормы - это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Признаки социальных норм:

Социальные нормы - это правила взаимодействия людей в обществе.

Практическое взаимодействие людей в обществе осуществляется в их поведении. Поэтому с точки зрения своего содержания социальные нормы представляют как общие (обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц) правила, устанавливающие характер и границы возможного или должного поведения человека в отношении других людей, и таким образом являются правилами именно социального взаимодействия. При этом термин « правила» трактуется широко и относится как к развернуто сформулированным предписаниям требуемого или допустимого поведения, так и к не имеющим строгих формулировок нравственных идеалам, моральным принципам.

Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей.

Само наличие социальных норм как одного из элементов общества, необходимого условия его существования объективно обусловлено и от воли и сознания конкретных людей, разумеется не зависит. Указанная связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей. Причем характер и степень связи различных социальных норм с волей и сознанием неодинаковы. Одни создаются в процессе целевого нормотворчества и оформляются как развернутые требования к поведению. Другие складываются в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от него и выступают как образцы и стереотипы такого поведения (обычаи). Третьи формируются в результате осмысления основополагающих этических идеей, фундаментальных ценностей человеческого существования, закрепляясь в общественном сознании, в основном, в виде принципов (мораль) и т.д. Таким образом, социальные нормы по- разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают и функционируют в связи с ними.

Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором данного процесса.

С одной стороны, социальные нормы, являясь элементом общества, возникают в процессе его развития. Так, историческое усложнение социальной организации, появление относительно самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государства, религия и т.д., проводит к содержательной дифференциации первичных «мононорм», появлению различных по- своему социальному содержанию норм, регламентирующих поведение людей в той или иной сфере общества, то есть приобретающих отличный от других предмет регулирования. Так возникают политические, экономические, религиозные и другие нормы, различающиеся по сфере своего действия, типу регулируемых отношений. Причем вместе с историческими изменениями в сферах регулируемых отношений меняется и содержание соответствующих норм, которое, в свою очередь, влияет на изменения в общественных отношениях.

С другой стороны, регламентируя поведение людей, определяя формы их общественно значимого взаимодействия, социальные нормы влияют на характер и темпы идущих в обществе процессов, способны затормозить или и в этом смысле являются фактором, влияющим на историческое развития общества. Например, было замечено, что рецепция странами западной Европы римского частного права привела к либерализации их государственно - политических режимов.

Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкретного общества.

Соответствие социальных норм определенному типу культуры проявляется, прежде всего, через особенности их содержания. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащих различным культурных традициям, например, основанным на христианстве и исламе. Можно сказать, культурные различия данных обществ выражены в социальных нормах так же определено, как и в их религиозных учениях и философских традициях. Однако и в правовых системах особенности культурных традиций присутствуют достаточно отчетливо.


| 2 | | | | | | | | | |

В результате освоения дайной темы студент должен:

знать

  • – понятие и этапы развития первобытного общества;
  • – основные закономерности возникновения и развития государства и права;
  • – особенности власти в первобытном обществе;
  • – природу и назначение социальных норм первобытного общества;
  • – основные способы формирования права;
  • – характеристику основных теорий происхождения государства и права;

уметь

  • – определять вид социальных норм первобытного общества;
  • – выделять признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества;
  • – различать позиции ученых по вопросу происхождения государства и права;
  • – самостоятельно определять достоинства и недостатки основных теорий происхождения государства и права;

владеть

  • – навыками самостоятельного анализа государственно-правовых явлений в области происхождения государства и права;
  • – навыками оперирования основными понятиями и категориями по данной теме.

Общественная власть в первобытном обществе

По современным научным представлениям планета Земля образовалась около 4,7 млрд лет назад из рассеянного в протосолнечной системе газово-пылевого вещества. Около 3–3,5 млрд лет назад в результате закономерной эволюции материи на Земле возникла жизнь, началось развитие биосферы. Человек (homo habilis – человек умелый) возни

к на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса около 2 млн лет назад. Человек современного вида (homo sapiens – человек разумный) появился не позднее 40 тыс. лет назад, а по некоторым данным, еще раньше. Первые государства на планете стали возникать сравнительно недавно. Так, в Древнем Египте оно возникло в конце IV – начале III тыс. до н.э., в Китае – во II тыс. до н.э., на территории нынешней России – чуть более одной тысячи лет назад. В ряде стран Африки и Латинской Америки государства возникали в XIX – начале XX в.

Таким образом, в истории человечества был достаточно длительный период, когда оно существовало и развивалось без государства и без права. В науке этот период называется первобытным обществом – первой в истории человечества формой жизнедеятельности людей, охватывающей эпоху от появления первых людей до возникновения государства и права.

Человек и человеческое общество сформировались и выделились из царства природы посредством труда и совместной хозяйственной жизнедеятельности.

Какими особенностями отличается человек?

Во-первых, достаточно высоким уровнем сознания. Не просто сознанием, поскольку ученые доказали, что животным также присуще какое-то сознание. Уровень сознания человека значительно выше, чем у животных, его эволюция имеет прогрессирующую, вертикальную направленность, а сознание животных не развивается выше определенного уровня.

Во-вторых, человек в отличие от животного имеет способность создавать орудия труда и пользоваться ими. Если животные производят изменения в природе в силу своего присутствия в ней, то человек между собой и природой ставит нечто опосредованное, а именно орудия труда. При этом он воздействует на природу целенаправленно, сознательно.

В-третьих, человек имеет определенную психофизическую конституцию (строение, форму скелета, обладает речью и т.д.).

В-четвертых, человек обладает высокой степенью организованности. Совместная жизнедеятельность, коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками.

В истории развития первобытного общества выделяют три основных этапа :

  • – первобытное стадо;
  • – родовая община;
  • – разложение родовой общины.

Значительное время в своей истории люди существовали в условиях первобытного стада. Это был период так называемой присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство). Орудия труда были весьма примитивны (камни и палки), но само их наличие поднимало человека над животным миром. Власть в этот период мало чем отличалась от той власти, которая существует в стаде животных.

Постепенно по мере совершенствования орудий труда (в эволюции человека данного периода можно выделить каменный век, бронзовый век и железный век), открытия способов искусственного добывания огня появилось более обширное и прочнее организованное, чем первобытное стадо, объединение людей – род.

Род – исторически сложившаяся общность людей, основанная на кровном родстве, имеющая общую собственность и ведущая совместное хозяйство.

Присваивающая экономика постепенно вытесняется производящей экономикой. В науке этот период называют "неолитической революцией". Человек начинает заниматься не только охотой, рыболовством и собирательством, но и скотоводством, земледелием и ремеслом. На смену неупорядоченным половым отношениям пришел групповой брак. Однако, учитывая то, что настоящего отца при таких отношениях установить было практически невозможно, родство шло исключительно по женской линии.

На определенном этапе развития общества произошло естественное разделение труда между мужчинами и женщинами.

В усложнившемся домашнем хозяйстве главенствующее положение стали занимать женщины. Они играли ведущую роль в таких видах производственной деятельности, как собирательство и раннемотыжное земледелие. Все это и привело к выдвижению женщины на первое место в родовой общине.

Господство материнского рода (матриархат – от лат. mater – мать и греч. arche – начало, власть; буквально власть матери) продолжалось несколько тысячелетий.

При матриархате счет родства велся по линии матери (материнский род), а муж переходил на жительство в родовое поселение жены.

В результате развития скотоводства, плужного земледелия, металлообработки, повышения эффективности и значимости мужского труда на смену матриархату приходит патриархат (от греч. pater – отец и arche – начало, власть) характеризующийся отцовским (патриархальным) родом, в котором происхождение родства ведется по мужской линии и мужчина занимает господствующее положение в производстве и в обществе.

Это был качественно новый этап в развитии человеческого общества. На смену групповому приходит парный брак, который рядом с родной матерью поставил достоверного родного отца. В дальнейшем на смену парному браку приходит брак с господством мужчины, запрещением внебрачных связей для женщины. Так появилась патриархальная семейная община, которая характерна для заключительной стадии родового строя.

Этап разложения родовой общины предшествует возникновению государства и права и характеризуется разрушением внутриродовых связей и зарождением будущих государственно-правовых институтов.

Отличительными особенностями власти родовой общины являлись следующие.

Во-первых, источником власти была вся родовая община в целом. Это был период так называемого прямого правления, когда люди непосредственно осуществляли всю полноту власти. Понятно, что применительно к тому периоду нельзя говорить о существовании законодательной, исполнительной и судебной власти в современном их понимании, но члены родовой общины сами устанавливали для себя правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности.

Во-вторых, высшей властью было общее собрание (совет) всех взрослых членов рода. Совет решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между отдельными родами и т.д.

В-третьих, повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, избираемый обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так женщинами. Его власть не являлась наследственной.

В любой момент старейшина мог быть заменен другим членом рода.

Принципиально важно подчеркнуть то, что старейшины и другие "должностные лица" рода (военачальники) участвовали в производственной деятельности родовой общины наравне с другими ее членами. В дальнейшем при рассмотрении признаков государства это обстоятельство необходимо будет вспомнить, поскольку чиновники государства в отличие от старейшин занимаются исключительно управлением и абсолютно никакого участия не принимают в производственной деятельности общества.

В-четвертых, власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение, обычаи. К нарушителям порядка применялось принуждение (иногда достаточно суровое), однако никаких специальных (правоохранительных, карательных) органов для этого не было.

Принуждение исходило от всего рода. Это тоже важное обстоятельство, поскольку государственная власть осуществляет принуждение с помощью специальных правоохранительных органов.

В-пятых, в более широких, чем род, социальных объединениях (например, в Греции – фратрии, в России – племя) власть основывалась на тех же принципах, что и в родовой общине.

Таким образом, власть в период родовой организации общества строилась на принципах первобытной демократии, каких-либо специальных, занимающихся только и исключительно управлением органов в то время не существовало. Однако на смену первобытной демократии в силу различных причин неизбежно приходит государство, представляющее собой особую форму организации жизнедеятельности людей.

  • Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
    • Теория государства и права как наука
    • Предмет науки теории государства и права
    • Структура науки теории государства и права
    • Методология науки теории государства и права
    • Теория государства и права в системе гуманитарных наук
    • Теория государства и права в системе юридических наук
    • Функции науки теории государства, и права
  • Происхождение государства и права
    • Основные теории происхождения государства и правя
    • Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе
    • Происхождение государства (современные трактовки)
    • Происхождение права
  • Понятие, сущность, типология и функции государства
  • Государственная власть и ее механизм
  • Формы государства
  • Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  • Сущность права
    • Понятие и признаки права
    • Принципы права
    • Функции права
  • Нормы права
    • Понятие и признаки нормы права
    • Структура нормы права
    • Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта
    • Виды норм права
  • Источники (формы) права
    • Понятие формы и источника права
    • Виды источников (форм) права
  • Система права
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Предмет и метод правого регулирования как основания деления системы права на отрасли
    • Частное и публичное право
    • Общая характеристика отраслей российского права
  • Правотворчество
    • Правотворчество: понятие, принципы и виды
    • Понятие и стадии законотворчества в РФ
    • Систематизация законодательства
    • Соотношение системы права и системы законодательства
  • Реализация права
    • Понятие и формы реализации права
    • Применение права как особая форма его реализации
    • Понятие акта применения права и его виды
  • Толкование права
    • Понятие толкования права
    • Способы толкования права
    • Виды толкования права
    • Аналогия в праве
    • Акты толкования права
  • Правоотношения
    • Правоотношение: понятие, признаки и структура
    • Субъекты правоотношений
    • Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
    • Виды правоотношений
    • Юридические факты
  • Правомерное поведение
    • Понятие и признаки правомерного поведения
    • Состав правомерного поведения
    • Виды правомерного поведения
  • Правонарушение
    • Понятие и признаки правонарушения
    • Юридический состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки и основания юридической ответственности
    • Цели и функции юридической ответственности
    • Общая характеристика видов юридической ответственности
  • Правосознание и правовая культура
    • Понятие, структура и виды правового сознания
    • Понятие и общая характеристика правовой культуры общества и личности
    • Правовой нигилизм
  • Законность и правопорядок
    • Понятие и принципы законности
    • Гарантии законности
    • Правопорядок: понятие и структура

Общественное устройство, власть и управление в первобытном обществе

Рассмотрев основные теории происхождения государства и права, мы видим, что в большинстве своем они исходят из того, что государство и право появляются только на определенной ступени исторического развития общества. В истории человечества существовало общество, которое не знало ни государства, ни права. По данным современной науки, человеческое общество возникло примерно 40 тыс. лет назад, в то время как первые государства появляются только в IV-III тысячелетиях до н.э.

Догосударственное общество принято называть первобытным, а существовавший в нем строй - первобытнообщинным. Оно заняло в истории человечества значительный отрезок времени - более тридцати тысячелетий. Вопрос о периодизации первобытного общества не имеет в отечественной науке однозначного решения. Долгое время принято было выделять два периода - матриархат и патриархат. Матриархат - материнский род, в котором господствующая роль принадлежала женщине и родство велось по материнской линии. Патриархат - отцовский род, родство в котором велось по отцовской линии. С этим периодом связывался процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства. Предлагаются варианты периодизации первобытного общества, в которых выделяются три периода - ранний, средний и поздний, из которых ранний - это период становления первобытнообщинного строя, средний - период зрелости, а поздний - период распада первобытного общества. В других вариантах выделяются периоды присваивающей и производящей экономики, причем с последним связывается процесс разложения первобытнообщинного строя и возникновения государства.

Для общественного устройства первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира.

Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это объединение людей, связанных между собой родственными узами.

Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединения родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д.

В первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов.

Роды, фратрии, племена, союзы племен, являясь различными формами общественного объединения первобытных людей, были однотипными, основанными на кровном или предполагаемом родстве.

Власть и управление в период зрелого первобытного общества. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Это публичная (общественная) власть. С публичной властью тесно связано управление, которое является способом осуществления власти, претворения ее в жизнь.

Публичной власти первобытного общества присущи следующие черты: она не была оторвана от общества и не стояла над ним. Она осуществлялась либо самим обществом, либо выбранными им лицами, которые никакими привилегиями не обладали и в любой момент могли быть отозваны и заменены другими. Какого-либо специального аппарата управления, что имеется в любом государстве, у этой власти не существовало. Публичная власть первобытного общества опиралась, как правило, на общественное мнение и авторитет тех, кто ее осуществлял. Принуждение, если оно и имело место, исходило от всего общества - рода, племени и т.д., - и каких-либо специальных органов принуждения в виде армии, полиции, судов и т.п. здесь тоже не было.

Основным органом и власти, и управления было родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя. Старейшина или вождь избирался из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. Его власть держалась исключительно на авторитете и уважении к нему со стороны других членов рода. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя, жрецов, шаманов, колдунов и т.п., которые тоже никакими привилегиями не обладали.

В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти управления здесь, как правило, был совет старейшин (вождей).

Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Здесь встречаются и народные собрания, советы старейшин, советы вождей, военные представители. Специального аппарата управления или принуждения здесь еще не существует. Это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя.

Таким образом, власть в этом обществе строилась на началах самоуправления. Никакого специального аппарата управления и принуждения, который имеется в любом государстве, здесь не существовало. Выражаясь современными понятиями, само общество было и парламентом, и правительством, и судом.