«Большая Берта» и другие сверхтяжелые пушки Первой мировой. Большая берта

Завод Круппа поставлял немецким войскам большую часть инновационных орудий. В ходе Первой мировой войны несколько пушек этого типа прекрасно себя показали на полях Франции и Бельгии. «Большая Берта» - чуть ли не единственный пример удачной конструкции колоссального орудия, оставшегося в истории как самая странная и одна из самых опасных пушек.

  • Основное предназначение

    Эта мортира нужна была для разрушения прочнейших фортификационных сооружений. Вообще, было создано целых два типа «Большой Берты»: полустационарный (тип Гамма) и буксируемый (тип М), с весами в 140 и 42 тонны соотвественно. Всего было выпущено девять мортир такого класса и только четыре из них были буксируемыми.


  • Разрушительная мощь

    Чтобы собрать Большую Берту типа М, инженерам требовалось около 12 часов. Но это время окупалось сторицей разрушительной силой снарядов орудия. Тяжелые снаряды типа М обладали массой в 810 кг и летели на расстояние в 9 километров. Применялось три вида зарядов: фугасные, осколочные и бронебойные - каждый из них был способен просто уничтожить защитников самого укрепленного фортификационного сооружения.


    Опыт Первой мировой

    Большая Берта прекрасно показала себя на полях Первой мировой войны. Французские и бельгийские крепости не могли ничего противопоставить этой разрушительной силе. Немецкие офицеры даже заключали пари, сколько продержится тот или иной форт: редко какой гарнизон выдерживал больше суток постоянного артобстрела.


    Где сражались

    Но эта колоссальная мортира просто не могла стать массовым орудием, уж слишком много денег приходилось тратить на производство одного экземпляра. 9 Больших Берт принимали участие во взятии Льежа (август 1914), битве за Верден (зима 1916) и атаке крепости Осовец (февраль 1915).


    Конец Большой Берты

    Еще в конце Первой мировой войны стало понятно, что время Большой Берты уходит безвозвратно. Монолитный армированный бетон современных укреплений оказался не по зубам массивным снарядам немецкого колосса. Кроме того, стволы Типа М изнашивались довольно быстро, а замена их была очень дорога. По условиям Версальского договора все Большие Берты были уничтожены - два сохранившихся экземпляра были переправлены в США, где в середине 50-х годов отправились на переплавку.

Военная история располагает огромным количеством запомнившихся фактов, в которые входит и создание вооружений, что и по сей день удивляют простором инженерной мысли и своими размерами. За все время существования артиллерии было создано несколько артиллерийских орудий внушительных габаритов. Из них можно отметить наиболее выдающиеся по размерам:

  • Маленький Давид;
  • Царь-Пушка;
  • Дора;
  • Карл;
  • Большая Берта;
  • 2Б2 Ока;
  • Сен-Шамон;
  • Родмена;
  • Конденсатор.

Маленький Давид

«Маленький Давид», сделанный американцами в конце Второй мировой войны, является экспериментальной моделью мортиры калибром 914 мм. Даже в наше время это самая большая пушка в мире, рекордсмен среди крупнокалиберных.

Царь-Пушка

«Царь-Пушка», создателем которой в 1586 году стал мастер Андрей Чохов, отлита из бронзы и имеет большой калибр890 мм.

На самом деле пушка никогда не стреляла, даже вопреки легендам, говорящим, что из нее сделан выстрел прахом Лжедмитрия. Как показывает детальное изучение орудия, оно не было доделано, а запальное отверстие так и не было просверлено. Ядра, из которых сегодня сделан постамент для «Царь-Пушки», на самом деле не предназначались для стрельбы из нее. Пушка должна была стрелять «дробом», представляющим собой каменные ядра, общий вес которых до 800 килограммов. Именно поэтому раннее ее название звучит как «Дробовик Российский».

Дора

Детище германского завода «Крупп» конца тридцатых годов прошлого века, названное в честь жены главного конструктора, носит название «Дора» и является сверхтяжелым железнодорожным артиллерийским орудием времен Второй мировой войны. Это самая большая пушка немецкой армии.

Калибр ее 800 мм, а ее крупнокалиберный заряд впечатлял разрушениями после выстрела. Однако точностью стрельбы она не отличалась, и много выстрелов сделать не удалось, т.к. затраты на ее использование не оправдались.

Карл

Во Вторую мировую войну своей выдающейся мощностью было суждено отличиться немецкой тяжелой самоходной мортире «Карл», большой калибр которой был ее главной ценностью, и составлял 600 мм.

Царь-пушка (Пермь)

Выполненная из чугуна пермская «Царь-пушка» обладает калибром 508 мм и, в отличие от своей тезки, все-таки является боевым орудием.

Изготовление пушки датируется 1868 годом, а заказ на нее Мотовилихинскому чугунопушечному заводу был выдан Морским министерством.

Большая Берта

Мортира «Большая Берта», обладая калибром 420 мм и дальностью стрельбы 14 километров, запомнилась как крупнейшее артиллерийское орудие Первой мировой войны.

Славится пробитием даже двухметровых бетонных перекрытий, а пятнадцать тысяч осколков от ее осколочных снарядов могли разлетаться до двух километров. Всего «убийц фортов», как еще называли «Большую Берту», было построено не более девяти экземпляров. Имея достаточно большой калибр, орудие способно стрелять с частотой одного выстрела в восемь минут, а для смягчения отдачи служил прикрепленный к станине якорь, который закапывался в землю.

Ока

Советская разработка 2Б2 «Ока», обладая калибром 420мм, за пять минут могла делать один выстрел дальностью двадцать пять километров. Активно-реактивная мина летела в два раза дальше и весила 670кг. Стрельба производилась с использованием ядерных зарядов.

Однако, как показала практика, возможность длительной эксплуатации осложнялась слишком сильной отдачей. Это и послужило причиной отказа поставить орудие на серийное производство, а в металлическом исполнении осталась одна единственная «Ока». Это при том, что выпущено было всего четыре экземпляра.

Сен-Шамон

В мае 1915 года фронт увидел восемь железнодорожных французских пушек фирмы «Шнейдер-Крезо».

За их создание отвечала сформированная французским правительством в 1914 году специальная комиссия, от которой крупные оружейные концерны и получили предложение разработать орудия большого калибра под железнодорожные транспортеры. Особо мощные пушки калибром 400 мм, которые выпустила фирма «Сен-Шамон», приняли участие в боевых действиях немного позже своих предшественниц из «Шнейдер-Крезо».

Родмена

В девятнадцатом веке стали появляться новые виды вооружения в виде бронепоездов и бронированных судов. Для борьбы с ними в 1863 году и была изготовлена пушка-колумбиада «Родмена», обладающая весом 22,6 тонн. Калибр ствола составлял 381 мм. Название пушки взято в честь раннего экземпляра подобного образца.

Конденсатор

Парад, прошедший на Красной площади в 1957 году, примечателен тем, что в колонне войск прошла самоходная артиллерийская установка «Конденсатор» (САУ 2А3).

Немалый калибр (406 мм) и внушительные габариты произвели фурор на параде. У специалистов из других стран зародились подозрения, что на самом деле показанная на параде техника носит исключительно бутафорский характер и имеет своей целью устрашение, но в действительности же это была настоящая боевая установка, которую к тому же отстреляли на полигоне.

Славин Станислав Николаевич
Из книги «Секретное оружие третьего рейха»

Обычно стоит лишь заговорить в компании "технарей" о сверхбольших пушках, кто-нибудь непременно вспомнит:

А, "Большая Берта"! Она стреляла по Парижу...

Но, как считает доктор технических наук, профессор В.Г. Маликов, в таком суждении есть, как минимум, две ошибки. Во-первых, по французской столице стреляла не "Большая Берта", а "Колоссаль"; во-вторых, "Берта" вообще не могла выплюнуть снаряд на сто с лишним километров. В общем, дело было так...

Ночь на 23 марта 1917 года прошла без воя сирен, возвещавших об очередном воздушном налете. Однако... "в 7 часов утра я услышал сильнейший, как мне показалось, разрыв бомбы, потрясший окна нашей квартиры на Кэ Бурбон, - вспоминал генерал-лейтенант А.А. Игнатьев, в то время военный атташе России во Франции. - Сирены молчали, и мы еще более были удивлены, когда ровно в 7 часов 15 минут раздался такой же удар, а в 7 часов 30 минут - третий, несколько более отдаленный. В это солнечное утро Париж замер от продолжавшихся и никому не понятных сильных разрывов каких-то неведомых бомб". То были снаряды, выпущенные из сверхдальнобойных германских орудий.

Замысел подвергнуть Париж артиллерийскому обстрелу, продемонстрировав тем самым свою военную мощь, и морально воздействовать на французов возник в кайзеровской ставке еще весной 1916 года. По инициативе генерала Э. Людендорфа было решено изготовить крупнокалиберную пушку, которая могла бы достать до Парижа из-за линии фронта, которая проходила тогда в 90 километрах от столицы Франции.

Разработку орудия поручили фирме Круппа, которая в 1914 году изготовила морское орудие, стрелявшее на 56 километров. Для того чтобы поразить Париж, требовалось значительно увеличить начальную скорость снаряда. Как известно, она зависит от длины ствола. Расчет показал суперпушке понадобится ствол длиной не менее 34 метров! Отлить такой ствол оказалось невозможно. Поэтому его решили сделать составным. За пятиметровой зарядной каморой шла состоящая из нескольких частей внутренняя нарезная труба. К ней крепилась шестиметровая гладкостенная дульная часть. От казенника ствол прикрывался 17-метровым кожухом.

Чрезмерно удлиненный, но относительно тонкий ствол весом... 138 тонн прогибался от собственной тяжести. Его даже пришлось поддерживать стальными тросами. После каждого выстрела он колебался 2-3 минуты. По окончании стрельб даже приходилось снимать его с помощью козловых кранов и выпрямлять.

Под воздействием раскаленных газов, образующихся при сгорании 250-килограммового порохового заряда, трения о стенки ствола снаряда массой 118 килограммов диаметр ствола менялся. Если сразу после изготовления калибр суперпушки был 210 миллиметров, то после стрельб увеличился до 214 миллиметров, поэтому последующие снаряды приходилось делать все толще.

На огневую позицию дальнобойный монстр вывозили на железнодорожной платформе-лафете массой 256 тонн, установленной на 18 парах колес. Они же воспринимали и энергию отдачи. С горизонтальной наводкой особых технических проблем не было. А с вертикальной? В том месте, откуда намеревались обстреливать Париж, немцы скрытно забетонировали площадку. И на этой "подушке" сделали поворотный круг для огромной платформы и смонтированного на ней орудия. Его обслуживало 60 комендоров береговой обороны во главе с адмиралом.

Перед каждым выстрелом одни специалисты сперва тщательно обследовали ствол, снаряд и заряд, другие рассчитывали траекторию с учетом данных метеосводок (направление, скорость ветра). Вылетев из ствола, поднятого на 52°30" относительно горизонта, снаряд через 20 секунд достигал высоты 20 километров, а спустя 90 секунд выходил на вершину траектории - 40 километров. Затем снаряд вновь входил в атмосферу и, разгоняясь, обрушивался на цель со скоростью 922 метра в секунду. Весь полет на расстояние 150 километров он проделывал за 176 секунд.

Первый снаряд упал на площади Республики. Всего по столице Франции немцы выпустили 367 снарядов, при этом треть их попала в пригороды. Погибли 256 парижан, 620 человек были ранены, но цели, поставленной Людендорфом, кайзеровское командование так и не достигло. Наоборот, в июле-августе 1918 года союзники предприняли наступление, поставившее Германию на грань поражения.

Правда, из Парижа уехали несколько сот горожан. Поползли слухи о таинственной суперпушке "Большая Берта", названной так якобы в честь жены А. Круппа. Однако, как уже упоминалось, - "Большой (или "Толстой") Бертой" именовали короткоствольную, 420-миллиметровую осадную мортиру, которую германская армия использовала при осаде бельгийской крепости Льеж. А по французской столице вели огонь три сверхдальнобойные 210-миллиметровые пушки "Колоссаль". После заключения перемирия с союзниками пушки демонтировали, спрятали их детали и документы.

Тем не менее произведенный эффект привел к тому, что в Первую мировую войну сверхдальнобойные орудия стали разрабатывать и в других странах. До конца войны французские специалисты успели изготовить тяжелое 210-миллиметровое орудие, установленное на многоосном железнодорожном транспортере. Дальность его огня должна была составить не менее 100 километров. Однако эта сверхпушка так и не попала на передовую - она оказалась настолько массивной, что при перевозке ее не выдержал бы ни один мост.

Английские инженеры предпочли калибр 203 миллиметра. Длина ствола английской пушки составляла 122 калибра. Этого было достаточно, чтобы 109-килограммовые снаряды при начальной скорости 1500 метров в секунду пролетали 110-120 километров.

В России еще в 1911 году военный инженер В. Трофимов предложил Главному артиллерийскому управлению проект тяжелого орудия, снаряды которого поднимались бы в стратосферу и поражали цели на дистанции более 100 километров. Однако проект отклонили. Позже, узнав об обстреле Парижа пушками "Колоссаль", В. Трофимов первым объяснил сущность сверхдальней стрельбы, подчеркнув, что есть основания подозревать немецких инженеров в заимствовании его идей, опубликованных еще до войны.

Так или иначе, но сами немцы не забыли о достигнутом успехе и к началу Второй мировой войны разработали и построили еще несколько сверхдальнобойных орудий. Так, в 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800-миллиметровую артиллерийскую систему "Дора". Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100-сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240-380-миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305-370-миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября - 18 часов 33 минуты.

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность "рельсовых" батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20-25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7-кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили "самоходом".

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700-900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, "засвечивался", в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические "изюминки" приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19-я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя - столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944-1945 годах советские "рельсовые пушки" полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944-го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356-миллиметровых и 305-миллиметровых установок - по 3, 180-миллиметровых и 152-миллиметровых - по 12, 130-миллиметровых - 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров...

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам "Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок". 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико-технические требования на "рельсовую" 356-миллиметровую пушку ТП-1 и 500-миллиметровую гаубицу ТГ-1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера - ЦКБ-19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме "Кресты". Позже эта "шарага" была переименована в ОКБ-172.

Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941-го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий - ленинградский завод "Баррикады" и Новокраматорский механический завод - перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП-1 и ТГ-1 законсервировали...

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же "Дору" и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.

Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла-Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600-миллиметровых самоходных орудий "Карл". Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными "мастодонтами", возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ-34 начало проектировать 406-миллиметровую железнодорожную установку СМ-Зб. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора "Советский Союз". Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором "Редан-3". Одновременно разрабатывали 305-миллиметровую установку СМ-31, также имевшую двойной откат, и 180-миллиметровое орудие ТМ-2-180.

Но в середине 1950-х годов в связи с новой позицией военно-политического руководства во главе с Н.С. Хрущевым ("ракеты вместо пушек") все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.

Тем не менее тяжелые "рельсовые пушки" длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ-1-180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ-3-12 (в финском заливе).

Оба орудия - по экземпляру этих "последних ласточек" отечественной железнодорожной артиллерии - помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт-Петербургом.

Артиллерия и минометы XX века Исмагилов Р. С.

420-мм мортира «Большая Берта»

Желая угодить владельцу крупнейшего немецкого концерна Адольфу Круппу, заводы которого выпускали самые мощные артсистемы в мире, конструктор профессор Раушенбергер назвал свое новое 420-мм орудие «Толстушка Берта» в честь внучки Круппа, родившейся в 1913 году.

Мортира предназначалась для разрушения особо прочных фортификационных сооружений и строилась в двух вариантах. Полустационарный вариант носил шифр «тип Гамма», а буксируемый обозначался «тип М». Орудия имели массу соответственно 140 и 42 тонны. Из 9 выпущенных мортир только 4 были буксируемые, но и облегченный вариант при транспортировке паровыми тягачами приходилось разбирать на три части. На сборку агрегатов «типа М» уходило 12 часов. Скорострельность «Берты» составляла 1 выстрел в 8 минут, а дальность полета 900-кг снаряда -14 км. Все три типа используемых снарядов обладали для того времени огромной разрушительной силой. Фугасный снаряд при взрыве образовывал воронку глубиной 4,25 метра и диаметром 10,5 метра. Осколочный имел 15 тыс. кусков смертоносного металла, сохранявших убойную силу на расстоянии до двух километров. Защитники крепостей считали самыми ужасными бронебойные снаряды, от которых не спасали двухметровые перекрытия из стали и бетона.

В годы Первой мировой войны немцы успешно применяли «Берты» при осаде хорошо укрепленных французских и бельгийских крепостей. Для того чтобы сломить волю к сопротивлению и вынудить к (даче гарнизон форта в тысячу человек, требовались две мортиры, сутки времени и 360 снарядов. Союзники на Западном фронте называли 420-мм мортиры «фортс киллерс» («убийцы фортов»).

Тактико-технические данные

Тип : тяжелая мортира

Калибр , мм: 420

Вес в боевом положении , кг: 42600

Начальная скорость снаряда , м/с: -400

Скорострельность : 1 выстрел в 8 минут

Макс. дальность стрельбы , м: 14000

Из книги Великая Отечественная альтернатива автора Исаев Алексей Валерьевич

Большая политика Удар по Гитлеру первыми традиционно негативно оценивается в отечественной литературе. Впрочем, нельзя сказать, что эта точка зрения является доминирующей. Тем не менее иногда даже звучат слова о том, что Сталин правильно сделал, что дождался нападения

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Большая стратегия Для понимания причин катастрофического развития ситуации имеет смысл рассмотреть штатный сценарий. Под штатным сценарием подразумевается развитие событий в той последовательности, которая в наилучшей степени устраивала Красную армию в плане

Из книги Отто Скорцени - диверсант №1. Взлет и падение гитлеровского спецназа автора Мадер Юлиус

420-мм мортира «Гамма» 420-мм мортира «Гамма» была создана в годы Первой мировой войны для разрушения особо прочных оборонительных сооружений противника на Западном и Восточном фронтах. Ее обслуживающий персонал состоял из 250 человек, а сборка и установка орудия

Из книги Артиллерия Вермахта автора Харук Андрей Иванович

Большая шумиха Скорцени лично доставил Муссолини в растенбургскую штаб-квартиру фюрера. «Этой услуги я никогда не забуду!» - обещал ему Гитлер.Геринг, Кейтель, Гиммлер и Геббельс тоже поспешили поздравить эсэсовца. А затем на Скорцени излился щедрый поток повышений,

Из книги У черноморских твердынь. Отдельная Приморская армия в обороне Одессы и Севастополя. Воспоминания автора Сахаров В. П.

210-мм мортира Mrs 18 С 1910 г. на вооружение кайзеровской армии поступала 210-мм мортира разработки фирмы «Крупп». К началу Первой мировой войны имелось уже 256 таких орудий - 112 в строевых частях, 112 в резерве и 32 в крепостях. В 1916 г. на вооружение приняли усовершенствованный

Из книги Прерванный полет «Эдельвейса» [Люфтваффе в наступлении на Кавказ, 1942 г.] автора Дегтев Дмитрий Михайлович

Большая разведка Противник, по всем данным, готовился нас атаковать, но о конкретных его намерениях мы знали мало определенного. Где же ждать удара? Если не иметь сведений об этом, враг легко может прорвать на каком-нибудь участке растянутый фронт бригады.Поэтому решили

Из книги Шпион номер раз автора Соколов Геннадий Евгеньевич

«Большая атака дня» 23 августа 1942 года навсегда вошло в историю одного из красивейших волжских городов, разделив ее на «до» и «после».То утро было солнечным и безоблачным. Солнце, взошедшее из-за казахской степи, все ярче освещало прифронтовой город и его окрестности. В

Из книги Секретная миссия в Париже. Граф Игнатьев против немецкой разведки в 1915–1917 гг. автора Карпов Владимир Николаевич

Из книги Радиошпионаж автора Анин Борис Юрьевич

Глава двенадцатая. БЕРТА ДУССЕ И ДРУГИЕ АГЕНТЫ П.

Из книги Ar 234 «Blitz» автора Иванов С. В.

«Большая игра» 24 ноября 1942 г. был арестован один из руководителей «Красного оркестра» - Леопольд Треппер. Немцы решили привлечь Треппера к развертыванию радиоигры небывалого масштаба. Но для этого им необходимо было его добровольное сотрудничество: только Треппер мог

Из книги Hs 129. Особенности модификаций и детали конструкции автора Иванов С. В.

Берта – или на собственных колесах Технические проблемы, с лыжным шасси, возникшие во время испытаний первых прототипов Ar-234, были не единственным поводом для отказа от такого конструктивного решения. Самолет, который после посадки не может тотчас же покинуть взлетную

Из книги История артиллерии [Вооружение. Тактика. Крупнейшие сражения. Начало XIV века - начало XX] автора Хогг Оливер

В-1: кардинально улучшенная «Берта» Сразу после окончания войсковых испытаний начались работы по внедрению в серию самолетов А-1. Кроме нового двигателя. в конструкцию были внесены многочисленные изменения. Одновременно на фирме начали разработку нового проекта на базе

Из книги Юнкерс Ju-87 1936-1945 автора Жуино Андре

Мортира Маллет (mallet’s Mortar) К началу Крымской войны (1853–1856) в 1854 году самая тяжелая мортира Британии была калибром 13 дюймов, стрелявшая снарядами весом 167 фунтов. Условия Крыма требовали нечто большее, и вскоре талантливый инженер Роберт Маллет (Robert Mallet) выполнил это

Из книги Бронеколлекция 1995 № 03 Бронетанковая техника Японии 1939-1945 автора Федосеев С.

«Большая Берта» (Big Bertha) Это было обобщенное имя сверхдальнобойных орудий, обстреливавших Париж в 1918 году в конце Первой мировой войны. Было несколько таких специфических орудий. Одной из особенностей таких орудий был срок их службы – вероятно, 50 выстрелов вместо 120 и

Из книги автора

Ju 87В, или «Берта» Ju 87B-2/Trop (W.Nr. 5763), принадлежавший сержанту (Sergente) Бартоломази из 209-й эскадрильи Королевских ВВС Италии (209а Squadriglia, Regia Aeronautica). Самолет был захвачен английскими войсками в Ливии в сентябре 1941 г. Ликторские фасции на нижней поверхности крыла изображены

Из книги автора

Самоходная мортира «ХА-ТО» В 1944 году малым числом была выпущена самоходная полубронированная 300-мм мортира «Тип 4» («Ха-то»), построенная на шасси тяжелого транспортера, напоминавшем перекомпонованное шасси «Чи-то»: впереди располагался двигатель, за ним - отделение

В Германии начала XX века лидирующие позиции в разработке мощных артиллерийских орудий захватила династия Круппов. Их главной задачей значилось создание такой пушки, которая смогла бы уничтожать любые укрепления потенциального противника. И венцом творения немецких конструкторов стало 420-мм орудие, прозванное «Толстушкой Бертой». Рассказывает Павел Жуков.

В конце XIX и начале XX веков Европу захлестнула гонка вооружений. Государства соперничали друг с другом буквально во всем: начиная от укрепленных фортов до орудий, призванных их уничтожить. Но самыми успешными оказались немцы. А Первая мировая война была для них как «аттестат зрелости», подтверждающий права на лидирующие позиции во всем мире.

От «Проекта Гамма» до «Убийцы фортов»

Изначально на заводах Круппа разрабатывался проект «Модель L/12», представлявший из себя 420-мм мортиру. Благодаря стараниям двух главных конструкторов Дрегера и Раушенбергера, бывшего и действующего соответственно, эта задумка переросла в проект «Dicke Bertha» («Большая Берта» или «Толстая Берта»). Новое сверхмощное орудие назвали в честь внучки владельца заводов Альфреда Круппа — Берты.

Альфред Крупп

«Гамма» показывала отличные результаты на стрельбах, но у нее был существенный недостаток — полное отсутствие мобильности. На подготовительные работы по установке (необходим был бетонный лафет) и монтаж уходило около недели. К тому же вес пушки составлял порядка 140 тонн, и чтобы ее перевезти, приходилось использовать 10 железнодорожных вагонов.

Берта Крупп

Официально работа над «Большой Бертой» была завершена в 1904 году, но доведение орудия до ума длилось еще 8 лет. И в 1912 году командование имперской армии выставило требование — сделать артиллерийское орудие более мобильным, то есть «прикрутить» к нему колесный лафет. И пока шла работа, правительство сделало заказ на одну «Берту». В декабре 1913 года орудие было готово, и командование увеличило заказ на еще одну боевую единицу.

С конца XIX века в Европе началась «гонка вооружений»

Спустя год на полевых стрельбищах побывал и кайзер Вильгельм ІІ. Он остался доволен и дал «Добро» на принятие «Берты» на вооружение.

Мобильный вариант «Большой Берты» на двухколесном лафете сбросил около 100 тонн веса, по сравнению с «Гаммой». При этом ее ствол стал короче на 4 калибра (12 калибров), а угол его подъема равнялся 80°. Заряжаться орудие могло как фугасным снарядом (760 килограммов), так и бетонобойным (886 килограммов).

Траспортировка Проекта Гамма

Еще в 1903 году англичанин Брэхем Джозеф Диплок изобрел специальные вездеходные платины Rad-guertel, которые позволяли орудиям с большим весом более или менее нормально передвигаться по вязкому грунту и грязи. Правда, изобретатель предполагал, что его детище пригодится исключительно в сельскохозяйственной сфере. Но он ошибся. Этой системой немцы оснастили свою «Берту» и не прогадали.

420-мм орудие получило свое имя в честь внучки владельца концерна

Сзади мортиры находилась огромная лопата, выполняющая роль якоря. Прежде чем начать огонь, чтобы нивелировать последствия мощнейшей отдачи, ее как можно глубже втыкали в землю.

Предприятие Круппа даже создало тягач (совместно с еще одним немецким концерном — заводом Даймлера), способный увезти «Берту». А при транспортировке орудие разбиралось на пять частей.

Толстушка Берта

Когда грянула Первая мировая, немцы первым делом направили обе «Берты» на Бельгийскую границу. 4 августа 1914 года сверхмощные артиллерийские орудия подъехали к крепости Льеж, где им предстояло сдать экзамен. Надо отметить, что хоть укрепления возводились бельгийцами в конце XIX века, они уже тогда считались устаревшими, что, конечно, облегчало задачу «Толстушек». Неармированный бетон укреплений Льежа представлял из себя лакомую добычу для немецких хищниц — он не мог выдержать мощный удар бетонобойных снарядов.

Масштабная модель M-Gerät, мобильной версии орудия, в парижском музее Musée de l’Armée

Стандартно бельгийский форт защищала одна тысяча солдат. Двум «Большим Бертам» потребовалось на уничтожение его укреплений и деморализацию гарнизона примерно один день и немногим менее четырехсот снарядов. Шансов у защитников Льежа не было. После этого артиллерийские орудия получили еще одно прозвище — «Убийцы фортов».

От триумфа до провала

Еще большего успеха немецкие мортиры смогли достичь при захвате другого бельгийского форта — Лонсен. От прямого попадания специального снаряда в пороховой погреб бетонная стена буквально взорвалась и рассыпалась на куски. Вслед за этим «эстафету» приняли и другие боекомплекты форта. Но и без помощи пороховых погребов 420-мм орудия справлялись отлично. Многослойный бетон без стального проката и так рассыпался на куски от попаданий немецкой суперпушки.

Пара «Толстушек» за 10 дней разрушила 12 фортов Льежа

Именно боевые действия в Бельгии стали для «Толстушки Берты» персональным «звездным часом». Всего за десять дней при помощи этих орудий немцам удалось захватить аж двенадцать фотов Льежа. И 16 августа город пал. А «Берты» сначала также быстро расправились с фортами Намюра и Антверпена, а после навели шороха уже на французской земле (Мобеж, а также несколько северных крепостей).

Муляж Большой Берты

А вот неудача совершенно неожиданно ждала артиллерийские орудия под русской крепостью Осовец, что в Восточной Польше. Именно она остановила триумфальное шествие «Берт» по Европе.

Первую неудачу «Берты» потерпели под русской крепостью Осовец

Интересно то, что в отличие от бельгийских фортов, которых атаковало по две «Толстушки», под Осовец немцы пригнали аж четыре. Плюс более шестидесяти других крупнокалиберных орудий. 25 февраля 1915 года начался обстрел. Наиболее мощным он был в период с 27 февраля по 3 марта. За это время «Берты» успели «плюнуть» порядка 250 тысяч одних только бетонобойных снарядов. Но какой-либо существенной пользы немцам это не принесло. Крепость держалась еще долго.

Солдаты на 420-мм орудии

Последний путь «Большой Берты»

Сколько всего было создано «Толстушек», доподлинно неизвестно. По разным источникам, их число «прыгает» с девяти до двенадцати. С количеством стволов для этих орудий тоже не все ясно. Известно, что их численность приближается к двум десяткам. В любом случае, их точно было больше, чем самих «Берт». Дело в том, что стволы из-за чудовищной мощности мортир быстро приходили в негодность. А первым признаком изнашивания значилось сокращение прицельной дальности стрельбы с 12,5 километров до 9. К тому же было зафиксировано несколько случаев детонаций некачественных снарядов внутри ствола.

Последняя «Большая Берта» была переплавлена в 50-х года в США

После Версальского договора «Толстушки Берты» были уничтожены. «Выжили» лишь две — их забрали американцы в качестве трофеев. Одно орудие нашло пристанище в Армейском музее артиллерии США до 50-х годов, после чего его переправили. А что случилось со второй «Бертой», неизвестно до сих пор. Она просто исчезла.