"Большая Берта" – убийца фортов. Большая Берта: самая странная пушка в истории

Самые большие пушки в истории - от «Базилики» венгерского инженера с крутейшей фамилией Урбан (или это имя?) до крупповской «Доры» с длиной ствола 32,5 м!


1. «Базилика»


Она же - Османская пушка. Была отлита в 1453 году венгерским инженером Урбаном по заказу османского султана Мехмеда II. В тот достопамятный год турки осадили столицу Византийской империи Константинополь и все никак не могли попасть внутрь неприступного города.

Три месяца Урбан терпеливо отливал из бронзы свое детище и наконец представил султану получившегося монстра. 32-тонный великан длиной 10 м и диаметром ствола 90 см мог запустить 550-килограммовое ядро примерно на 2 км.

Чтобы перевезти «Базилику» с места на место, в нее впрягали 60 быков. Вообще же обслуживать султан-пушку должны были 700 человек, в числе которых были 50 плотников и 200 рабочих, делавших специальные деревянные мостки для передвижения и установки орудия. На одну лишь перезарядку новым ядром требовался целый час!

Жизнь «Базилики» была короткой, но яркой. На второй день пальбы по Константинополю ствол дал трещину. Но дело было уже сделано. К этому моменту пушка успела совершить меткий выстрел и пробить брешь в защитной стене. Турки вошли в столицу Византии.

Спустя еще полтора месяца пушка сделала последний выстрел и раскололась окончательно. (На снимке ты видишь Дарданелльскую пушку, аналог «Базилики», отлитый в 1464 году.) Ее создатель к этому моменту был уже мертв. Историки расходятся во мнении, как он погиб. По одной из версий, Урбана убило осколком взорвавшейся осадной пушки (более мелкой, но опять же отлитой им самим). По другой версии, после окончания осады султан Мехмед казнил мастера, узнав, что Урбан предлагал свою помощь и византийцам. Нынешняя международная обстановка велит нам склониться ко второй версии, которая лишний раз доказывает вероломную сущность турок.

2. Царь-пушка


Ну а куда же без нее! Каждый житель России старше семи лет примерно представляет, что это за штука. Поэтому ограничимся лишь самыми краткими сведениями.

Царь-пушка была отлита из бронзы пушечным и колокольным мастером Андреем Чоховым в 1586 году. На троне тогда сидел царь Федор Иоаннович, третий сын Ивана Грозного.

Длина пушки - 5,34 м, диаметр ствола - 120 см, масса - 39 т. Все мы привыкли видеть эту пушку лежащей на красивом, украшенном орнаментом лафете, с покоящимися рядом ядрами. Однако лафет и ядра были изготовлены лишь 1835 году. К тому же стрелять такими ядрами Царь-пушка не может и не могла.

Пока за орудием не закрепилось нынешнее прозвище, его называли «Дробовик российский». И это ближе к истине, поскольку стрелять пушка должна была картечью («дробом» - каменными ядрами, общим весом до 800 кг). Должна, но никогда не стреляла.

Хотя, согласно легенде, один залп пушка все-таки сделала, выстрелив прахом Лжедмитрия, но это не соответствует фактам. Когда в восьмидесятых Царь-пушку отправили на реставрацию, изучившие ее специалисты пришли к выводу, что орудие так и не было доделано. В пушке не оказалось запального отверстия, которое за пять веков так никто и не удосужился просверлить.

Впрочем, это не мешало красоваться пушке в сердце столицы и своим внушительным видом демонстрировать заморским послам мощь русского оружия.

3. «Большая Берта»


Свое прозвище легендарная мортира, выпущенная в 1914 году на заводах старинной литейной династии Круппов, получила в честь Берты Крупп, бывшей в то время единственной владелицей концерна. Судя по сохранившимся фотографиям, Берта действительно была довольно крупной женщиной.

420-мм мортира могла делать один выстрел в 8 минут и посылала 900-килограммовый снаряд на 14 км. Фугас взрывался, оставляя после себя воронку диаметром 10 м и глубиной 4 м. Разлетавшиеся осколки убивали на расстоянии до 2 км. Стены французских и бельгийских гарнизонов к такому подготовлены не были. Союзные войска, сражавшиеся на Западном фронте, окрестили Берту «убийцей фортов». На взятие очередной крепости у немцев уходило не более двух дней.


Всего за годы Первой мировой было произведено двенадцать «Берт», к настоящему времени не уцелело ни одной. Те, что не взорвались сами, были уничтожены во время боев. Дольше всего просуществовала мортира, захваченная в конце войны американской армией и выставлявшаяся до 1944 года в военном музее города Абердина (штат Мэриленд), пока ее не отправили на переплавку.

4. Парижская пушка


21 марта 1918 года в Париже прогремел взрыв. За ним другой, третий, четвертый. Взрывы раздавались с пятнадцатиминутными интервалами, и всего за день их прозвучало 21… Парижане были в панике. Небо над городом при этом оставалось пустынно: ни вражеских самолетов, ни цеппелинов.

К вечеру, после изучения осколков, стало понятно, что это были не авиабомбы, а артиллерийские снаряды. Неужели немцы добрались до самых стен Парижа, а то и вовсе засели где-то внутри города?

Лишь спустя несколько дней французский авиатор Дидье Дора, совершая облет, обнаружил место, откуда стреляли по Парижу. Пушка пряталась в 120 километрах от города. По Парижу стреляла «Труба кайзера Вильгельма» - сверхдальнобойное орудие, еще одно исчадие концерна Круппа.

Ствол 210-миллиметровой пушки имел длину 28 м (плюс 6-метровое удлинение). Колоссальное орудие, весившее 256 т, размещалось на особой железнодорожной платформе. Дальность выстрела 120-килограммового снаряда составляла 130 км, а высота траектории доходила до 45 км. Именно потому, что снаряд двигался в стратосфере и испытывал меньшее сопротивление воздуха, и достигалась уникальная дальнобойность. Снаряд добирался до цели за три минуты.

Пушка, замеченная глазастым летчиком, пряталась в лесу. Вокруг нее располагались несколько батарей орудий малого калибра, которые создавали шумовой фон, мешавший установить точное расположение «Трубы кайзера».


При всей своей внешней ужасности орудие было довольно бестолковым. 138-тонный ствол прогибался от собственного веса и нуждался в поддержке дополнительными тросами. А раз в три дня ствол и вовсе приходилось целиком менять, поскольку больше 65 выстрелов он не выдерживал, слишком уж быстро его стачивали залпы. Поэтому для очередного нового ствола имелся особый набор нумерованных снарядов - каждый следующий чуть толще (то есть чуть больше по калибру), чем предыдущий. Все это сказывалось на точности стрельбы.

Всего по Парижу было произведено около 360 выстрелов. При этом было убито 250 человек. Больше всего парижан (60) погибло при попадании (естественно, случайном) в церковь Сен-Жерве во время службы. И хотя погибших было не так много, весь Париж был напуган и подавлен могуществом немецкого оружия.

Когда ситуация на фронте изменилась, пушку немедля эвакуировали обратно в Германию и уничтожили, чтобы ее секрет не достался войскам Антанты.

5. «Дора»


И снова немцы, и снова фирма «Крупп». В 1936 году Адольф Гитлер настоятельно рекомендовал концерну построить пушку, которая была бы способна разрушить французскую линию Мажино (систему из 39 оборонительных укреплений, 75 бункеров и прочих блиндажей, построенную на границе с Германией). Спустя год спецзаказ фюрера был выполнен и одобрен. Проект был тут же запущен в производство. И в 1941 году суперпушка увидела свет.

«Дора», получившая свое имя в честь жены главного конструктора, была способна пробить броню толщиной в 1 м, 7 м бетона и 30 м обычного твердого грунта. Дальнобойность орудия оценивалась в 35-45 км.

«Дора» даже сегодня ужасает своими размерами: длина ствола - 32,5 м, вес - 400 т, высота - 11, 6 м, каждый снаряд весил 7088 кг. Пушка располагалась на двух железнодорожных транспортерах, и полный вес всей системы достигал 1350 т.

Ужасать «Дора», конечно, ужасала, но тут выяснилось, что применить ее особо негде. Линия Мажино уже год как была взята, форты Бельгии пали. Даже переправить пушку для укрепления Гибралтара не представлялось возможным: железнодорожные мосты Испании не выдержали бы ее веса. Но в феврале 1942 года было решено доставить «Дору» в Крым и начать обстрел Севастополя.

Операция, к счастью, вылилась в пшик. Несмотря на чудовищные усилия фашистской армии, эффект оказался практически нулевой. Более 4000 человек были заняты обслуживанием «Доры». Для орудия была даже проведена специальная километровая железнодорожная ветка. Сложная маскировка и защита позиции осуществлялась с помощью истребителей, дивизиона дымомаскировки, двух пехотных рот и специальных команд полевой жандармерии.

Модель «Доры»

В период с 5 по 26 июня по Севастополю было выпущено 53 снаряда. В цель попало лишь пять, да и те не достигли желаемого эффекта. Операция была свернута, и «Дору» отправили к Ленинграду. Но больше за всю войну она так и не произвела ни одного выстрела.

В апреле 1945-го в лесу под городом Ауэрбахом американские войска обнаружили обломки «Доры». Орудие было уничтожено самими немцами, чтобы оно не досталось наступавшей Красной армии.


Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона двум «Бертам» требовалось, в среднем, 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев в Бельгии союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов»

В последние десятилетия XIX и первые годы XX века в Европе шла гонка вооружений. Она сопровождалась невидимым соперничеством брони и бетона новых крепостей с пробивной способностью снарядов гаубиц и мортир осадной артиллерии. Промышленники Рурского бассейна, среди которых лидирующее положение занимала династия Круппов, инвестировали значительные средства в разработку сверхмощных артиллерийских систем, призванных уничтожить новейшие укрепления потенциальных противников Германской империи – форты с бетонными стенами толщиной в несколько метров и бронированными башнями. «Подведение итогов» этой гонки вооружений произошло во время Первой мировой войны.

«Толстая Берта» от концерна «Крупп»
Одной из таких разработок стала 420-мм мортира проекта «Модель L/12», изготовленная на заводах Круппа, расположенных в Эссене. Автором проекта орудия был конструкторский тандем, состоявший из главного конструктора концерна Фрица Раушенбергера и его предшественника на этом посту – конструктора по фамилии Дрегер. В разговорах между собой инженеры называли проект «Большая Берта» или «Толстая Берта» (нем. «Dicke Bertha») в честь единоличной на тот момент владелицы концерна, внучки и единственной наследницы Альфреда Круппа – Берты Крупп.
Мортира представляла собой логическое развитие 420-мм проекта, носившего название «Модель L/16» или, как ее еще называли разработчики, «проект Гамма». Это было уже третье крупнокалиберное осадное орудие, разрабатывавшееся концерном Круппа, поэтому его назвали в честь третьей буквы греческого алфавита. «Проект Гамма» демонстрировал высокие показатели стрельб, но подготовительные работы и монтаж орудия, необходимые для его подготовки к открытию огня, были очень длительными и дорогостоящими.

Установка «Гаммы» занимала больше недели – на каждой новой артиллерийской позиции требовалось отливать новый бетонный лафет, которому требовалась минимум неделя времени, чтобы застыть. Кроме того, «Гамма» весила 140 тонн, и для ее перевозки нужно было задействовать десять железнодорожных вагонов.
В 1904 году проектные работы были завершены, но доработки и доводка опытного образца продолжались вплоть до 1912 года. В июле 1912 года, когда после испытаний недостатки «Гаммы» стали понятны командованию имперской армии, оно поставило перед разработчиками задачу создания одного экземпляра похожей артиллерийской системы, но более мобильной, снабженной колесным лафетом. Не дожидаясь окончания разработки (декабрь 1913 года), в феврале 1913 года немецкое командование заказывает второе такое орудие.

В марте 1914 года первую мортиру продемонстрировали кайзеру Вильгельму ІІ. Результаты стрельб полностью удовлетворили заказчиков, и орудие сразу же приняли на вооружение. В июне того же года был готов и второй экземпляр.

Получившаяся артиллерийская система отличалась мобильностью (размещалась на двухколесном лафете) и весила около 43 тонн. Длина ее ствола была на 4 калибра короче «Гаммы» и составляла 12 калибров (отсюда второе название орудия – «Модель L/12») или 5,88 метра. Угол подъема ствола мортиры достигал 80° и регулировался гидравлическими подъемниками.
Орудие имело скользящий клиновый затвор. Прицельная стрельба могла вестись на дистанциях до 12,5 км, хотя дальность полета снаряда превышала 14 км. Скорострельность мортиры составляла 1 выстрел в 8 минут, что являлось высоким показателем для таких крупнокалиберных орудий. «Большая Берта» могла вести огонь боеприпасами трех видов:

Бетонобойными снарядами, обладавшими способностью разрушать 8-метровые бетонные стены, не армированные металлопрокатом;
- фугасными снарядами, которые уничтожали все живое в радиусе 500 метров и оставляли в земле воронки четырехметровой глубины и радиусом до 12 метров;
- осколочными снарядами, начиненными 15 000 металлических остроконечных звезд, которые разлетались на расстояние до 1500 метров.

Вес бетонобойного снаряда мортиры достигал 886 кг, фугасного – 760 кг.

Для того, чтобы колеса орудия не вязли в грунте и грязи разбитых военных дорог, на них крепились специальные пластины, уменьшавшие удельное давление мортиры на единицу площади. Эта технология изготовления колес для вездеходной техники носила название Rad-guertel или «пэдрэйл» и являлась прообразом гусениц. Она была изобретена в 1903 году англичанином Брэхемом Джозефом Диплоком, который первоначально предполагал ее использование в сфере сельскохозяйственного машиностроения.
Сзади к станине «Большой Берты» крепился большой тяжелый якорь-лопата. Перед началом ведения огня расчет углублял его в грунт подобно воткнутой лопате. Якорь принимал на себя и передавал на грунт нагрузки, возникавшие при чудовищной отдаче орудия, гася ее.

Концерн Круппа совместно с концерном Даймлера разработал и специальный тягач для перевозки «Большой Берты», которая при транспортировке должна была разбираться на пять транспортируемых узлов.


Две немецких «девушки» против бельгийских крепостей

К началу Первой мировой войны на вооружении у Германской императорской армии было только две «Большие Берты», которые в конце июля 1914 года были отправлены на границу с Бельгией. Здесь они должны были принять активное участие в штурме бельгийских крепостей Льежа, Намюра и Антверпена, а также северных фортов Франции.

Современная американская пресса в некоторых изданиях ставит под вопрос авторство немецких конструкторов в проектировании «Большой Берты». Есть мнение, что немецкие конструкторы позаимствовали идею 420-мм мортиры у американского изобретателя Луи Гатмана. Однако если учесть, что «Большая Берта» была уже четвертым проектом в эволюции крупнокалиберных осадных артиллерийских систем, которые разрабатывались инженерами Крупповского концерна, подобные заявления теряют свою состоятельность.
4 августа 1914 года немецкие войска двинулись к бельгийской крепости Льеж. Среди 124 орудий, приданных немецким частям в Бельгии, были и две «Большие Берты». Начиная с 5 августа они обстреливали форты Льежской крепости, которые к началу Первой мировой войны уже морально устарели. Несмотря на то, что они строились относительно недавно (в период с 1880 по 1892 год), неармированный бетон их монолитных артиллерийских блоков был недостаточно прочен, чтобы выдержать пробивную и разрушительную мощь бетонобойных снарядов новых немецких артиллерийских систем.

Для выведения из строя укреплений одного форта и полной деморализации его гарнизона, который в типовых бельгийских фортах достигал численности в 1000 человек, двум «Бертам» требовалось в среднем 360 снарядов и всего один день времени. После первых боев на Западном фронте союзники стали называть 420-мм немецкие мортиры «убийцами фортов».
Ошеломляющего успеха «Большие Берты» достигли при штурме бельгийского форта Лонсен, бетонный монолит которого взорвался и развалился на куски после прямого попадания бетонобойного снаряда в его пороховой погреб. После этого сдетонировали снаряды и в некоторых башнях форта. Бетон, использовавшийся при возведении бельгийских фортов, был низкого качества, не армировался стальным прокатом и закладывался по устаревшей многослойной технологии, где каждый слой имел разный состав и обладал различными физическими качествами. Такой бетон разваливался на куски под воздействием прямых попаданий 420-мм снарядов немецких мортир.

За время боев в Бельгии «Большая Берта» получила всемирное признание. Двенадцать фортов крепости Льеж были взяты за десять дней во многом благодаря эффективности ее огня. Льеж пал 16 августа 1914 года, затем «Большие Берты» не менее триумфально расправились с фортами Намюра и Антверпена. Во время боевых действий на территории Франции они внесли значительный вклад в штурм форта в Мобеже и других северных французских фортов.
Однако когда в феврале 1916 года «Берты» столкнулись с более современными укреплениями Вердена, где при возведении казематов использовался монолитный армированный бетон, оказалось, что против железобетона их огонь не столь эффективен.
Как неудачный можно расценивать и опыт применения «Больших Берт» против русской крепости Осовец в Восточной Польше. Сюда немцы привезли четыре «Большие Берты» и 64 крупнокалиберных осадных орудия других систем. 25 февраля 1915 года начался обстрел крепости, который 27 февраля достиг пика интенсивности и продолжался до 3 марта. За несколько дней непрерывного обстрела по крепости было выпущено до 250 тысяч только тяжелых снарядов, а всего за время осады – до 400 тысяч.

По свидетельствам очевидцев кирпичные постройки крепости разрушались, деревянные конструкции горели, бетонные сооружения давали внутренние отколы в сводах и стенах. Проводная связь была повсеместно прервана, а дороги, окопы, пулеметные гнезда и блиндажи – перепаханы снарядами. Над крепостью постоянно висели клубы дыма и пыли. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.
Немецкие артиллеристы расположили осадные орудия вне пределов досягаемости крепостной артиллерии Осовца, которая состояла из морально устаревших 152-мм орудий 1885 года выпуска. В связи с этим они посчитали излишним маскировать свои батареи, в результате чего поплатились за свою легкомысленность и мнимую безнаказанность. Немцы не знали, что на вооружении крепости состояли также два дальнобойных 152-мм морских орудия системы Канэ, дальности стрельбы которых вполне хватало, чтобы накрыть огнем немецкие батареи.

В результате артиллерийской дуэли русские комендоры повредили и уничтожили 8 немецких орудий, включая две «Большие Берты», потеряв при этом только одну свою пушку. В результате Осовец был оставлен русской армией только 24 августа в связи с общим отступлением русских войск в Польше. Гарнизон покинул крепость, предварительно уничтожив все, что невозможно было вывезти или унести на себе. Укрепления крепости также были взорваны русскими саперами при отступлении.


Снаряды, использовавшиеся немцами при штурме крепости Осовец.
Слева направо – 420 мм, 305 мм, 210 мм, 150 мм, 107 мм и 100 мм.

Информация об общем количестве построенных «Больших Берт» в различных источниках варьируется от 9 до 12 единиц, а общее количество стволов, произведенных для них, составило от 18 до 20 штук.

Стоит отметить, что стволы «берт» быстро изнашивались, что снижало прицельную дальность их стрельбы с первоначальных 12,5 км до 9 км. Кроме того, были зафиксированы случаи детонации некачественных снарядов в стволах орудий.

На некоторых 420-мм орудиях стволы со временем были заменены на 305-мм (их длину увеличили до 30 калибров) с целью увеличения дальности стрельбы за счет уменьшения массы снаряда. Такие орудия получили название «Тяжелая картауна» или «Модель-Бета-М».
За время Первой мировой войны, а также после выполнения немецким правительством условий Версальского договора все «Большие Берты», за исключением двух экземпляров, были уничтожены. Два орудия достались американцам в виде трофеев и были вывезены в США. Одна мортира выставлялась в Армейском музее артиллерии Соединенных Штатов в Абердине до тех пор, пока в 50-х годах не была отправлена на переплавку. Судьба же второй «Берты» автору статьи неизвестна.

В Германии начала XX века лидирующие позиции в разработке мощных артиллерийских орудий захватила династия Круппов. Их главной задачей значилось создание такой пушки, которая смогла бы уничтожать любые укрепления потенциального противника. И венцом творения немецких конструкторов стало 420-мм орудие, прозванное «Толстушкой Бертой». Рассказывает Павел Жуков.

В конце XIX и начале XX веков Европу захлестнула гонка вооружений. Государства соперничали друг с другом буквально во всем: начиная от укрепленных фортов до орудий, призванных их уничтожить. Но самыми успешными оказались немцы. А Первая мировая война была для них как «аттестат зрелости», подтверждающий права на лидирующие позиции во всем мире.

От «Проекта Гамма» до «Убийцы фортов»

Изначально на заводах Круппа разрабатывался проект «Модель L/12», представлявший из себя 420-мм мортиру. Благодаря стараниям двух главных конструкторов Дрегера и Раушенбергера, бывшего и действующего соответственно, эта задумка переросла в проект «Dicke Bertha» («Большая Берта» или «Толстая Берта»). Новое сверхмощное орудие назвали в честь внучки владельца заводов Альфреда Круппа — Берты.

Альфред Крупп

«Гамма» показывала отличные результаты на стрельбах, но у нее был существенный недостаток — полное отсутствие мобильности. На подготовительные работы по установке (необходим был бетонный лафет) и монтаж уходило около недели. К тому же вес пушки составлял порядка 140 тонн, и чтобы ее перевезти, приходилось использовать 10 железнодорожных вагонов.

Берта Крупп

Официально работа над «Большой Бертой» была завершена в 1904 году, но доведение орудия до ума длилось еще 8 лет. И в 1912 году командование имперской армии выставило требование — сделать артиллерийское орудие более мобильным, то есть «прикрутить» к нему колесный лафет. И пока шла работа, правительство сделало заказ на одну «Берту». В декабре 1913 года орудие было готово, и командование увеличило заказ на еще одну боевую единицу.

С конца XIX века в Европе началась «гонка вооружений»

Спустя год на полевых стрельбищах побывал и кайзер Вильгельм ІІ. Он остался доволен и дал «Добро» на принятие «Берты» на вооружение.

Мобильный вариант «Большой Берты» на двухколесном лафете сбросил около 100 тонн веса, по сравнению с «Гаммой». При этом ее ствол стал короче на 4 калибра (12 калибров), а угол его подъема равнялся 80°. Заряжаться орудие могло как фугасным снарядом (760 килограммов), так и бетонобойным (886 килограммов).

Траспортировка Проекта Гамма

Еще в 1903 году англичанин Брэхем Джозеф Диплок изобрел специальные вездеходные платины Rad-guertel, которые позволяли орудиям с большим весом более или менее нормально передвигаться по вязкому грунту и грязи. Правда, изобретатель предполагал, что его детище пригодится исключительно в сельскохозяйственной сфере. Но он ошибся. Этой системой немцы оснастили свою «Берту» и не прогадали.

420-мм орудие получило свое имя в честь внучки владельца концерна

Сзади мортиры находилась огромная лопата, выполняющая роль якоря. Прежде чем начать огонь, чтобы нивелировать последствия мощнейшей отдачи, ее как можно глубже втыкали в землю.

Предприятие Круппа даже создало тягач (совместно с еще одним немецким концерном — заводом Даймлера), способный увезти «Берту». А при транспортировке орудие разбиралось на пять частей.

Толстушка Берта

Когда грянула Первая мировая, немцы первым делом направили обе «Берты» на Бельгийскую границу. 4 августа 1914 года сверхмощные артиллерийские орудия подъехали к крепости Льеж, где им предстояло сдать экзамен. Надо отметить, что хоть укрепления возводились бельгийцами в конце XIX века, они уже тогда считались устаревшими, что, конечно, облегчало задачу «Толстушек». Неармированный бетон укреплений Льежа представлял из себя лакомую добычу для немецких хищниц — он не мог выдержать мощный удар бетонобойных снарядов.

Масштабная модель M-Gerät, мобильной версии орудия, в парижском музее Musée de l’Armée

Стандартно бельгийский форт защищала одна тысяча солдат. Двум «Большим Бертам» потребовалось на уничтожение его укреплений и деморализацию гарнизона примерно один день и немногим менее четырехсот снарядов. Шансов у защитников Льежа не было. После этого артиллерийские орудия получили еще одно прозвище — «Убийцы фортов».

От триумфа до провала

Еще большего успеха немецкие мортиры смогли достичь при захвате другого бельгийского форта — Лонсен. От прямого попадания специального снаряда в пороховой погреб бетонная стена буквально взорвалась и рассыпалась на куски. Вслед за этим «эстафету» приняли и другие боекомплекты форта. Но и без помощи пороховых погребов 420-мм орудия справлялись отлично. Многослойный бетон без стального проката и так рассыпался на куски от попаданий немецкой суперпушки.

Пара «Толстушек» за 10 дней разрушила 12 фортов Льежа

Именно боевые действия в Бельгии стали для «Толстушки Берты» персональным «звездным часом». Всего за десять дней при помощи этих орудий немцам удалось захватить аж двенадцать фотов Льежа. И 16 августа город пал. А «Берты» сначала также быстро расправились с фортами Намюра и Антверпена, а после навели шороха уже на французской земле (Мобеж, а также несколько северных крепостей).

Муляж Большой Берты

А вот неудача совершенно неожиданно ждала артиллерийские орудия под русской крепостью Осовец, что в Восточной Польше. Именно она остановила триумфальное шествие «Берт» по Европе.

Первую неудачу «Берты» потерпели под русской крепостью Осовец

Интересно то, что в отличие от бельгийских фортов, которых атаковало по две «Толстушки», под Осовец немцы пригнали аж четыре. Плюс более шестидесяти других крупнокалиберных орудий. 25 февраля 1915 года начался обстрел. Наиболее мощным он был в период с 27 февраля по 3 марта. За это время «Берты» успели «плюнуть» порядка 250 тысяч одних только бетонобойных снарядов. Но какой-либо существенной пользы немцам это не принесло. Крепость держалась еще долго.

Солдаты на 420-мм орудии

Последний путь «Большой Берты»

Сколько всего было создано «Толстушек», доподлинно неизвестно. По разным источникам, их число «прыгает» с девяти до двенадцати. С количеством стволов для этих орудий тоже не все ясно. Известно, что их численность приближается к двум десяткам. В любом случае, их точно было больше, чем самих «Берт». Дело в том, что стволы из-за чудовищной мощности мортир быстро приходили в негодность. А первым признаком изнашивания значилось сокращение прицельной дальности стрельбы с 12,5 километров до 9. К тому же было зафиксировано несколько случаев детонаций некачественных снарядов внутри ствола.

Последняя «Большая Берта» была переплавлена в 50-х года в США

После Версальского договора «Толстушки Берты» были уничтожены. «Выжили» лишь две — их забрали американцы в качестве трофеев. Одно орудие нашло пристанище в Армейском музее артиллерии США до 50-х годов, после чего его переправили. А что случилось со второй «Бертой», неизвестно до сих пор. Она просто исчезла.

Завод Круппа поставлял немецким войскам большую часть инновационных орудий. В ходе Первой мировой войны несколько пушек этого типа прекрасно себя показали на полях Франции и Бельгии. «Большая Берта» - чуть ли не единственный пример удачной конструкции колоссального орудия, оставшегося в истории как самая странная и одна из самых опасных пушек.

  • Основное предназначение

    Эта мортира нужна была для разрушения прочнейших фортификационных сооружений. Вообще, было создано целых два типа «Большой Берты»: полустационарный (тип Гамма) и буксируемый (тип М), с весами в 140 и 42 тонны соотвественно. Всего было выпущено девять мортир такого класса и только четыре из них были буксируемыми.


  • Разрушительная мощь

    Чтобы собрать Большую Берту типа М, инженерам требовалось около 12 часов. Но это время окупалось сторицей разрушительной силой снарядов орудия. Тяжелые снаряды типа М обладали массой в 810 кг и летели на расстояние в 9 километров. Применялось три вида зарядов: фугасные, осколочные и бронебойные - каждый из них был способен просто уничтожить защитников самого укрепленного фортификационного сооружения.


    Опыт Первой мировой

    Большая Берта прекрасно показала себя на полях Первой мировой войны. Французские и бельгийские крепости не могли ничего противопоставить этой разрушительной силе. Немецкие офицеры даже заключали пари, сколько продержится тот или иной форт: редко какой гарнизон выдерживал больше суток постоянного артобстрела.


    Где сражались

    Но эта колоссальная мортира просто не могла стать массовым орудием, уж слишком много денег приходилось тратить на производство одного экземпляра. 9 Больших Берт принимали участие во взятии Льежа (август 1914), битве за Верден (зима 1916) и атаке крепости Осовец (февраль 1915).


    Конец Большой Берты

    Еще в конце Первой мировой войны стало понятно, что время Большой Берты уходит безвозвратно. Монолитный армированный бетон современных укреплений оказался не по зубам массивным снарядам немецкого колосса. Кроме того, стволы Типа М изнашивались довольно быстро, а замена их была очень дорога. По условиям Версальского договора все Большие Берты были уничтожены - два сохранившихся экземпляра были переправлены в США, где в середине 50-х годов отправились на переплавку.

Славин Станислав Николаевич
Из книги «Секретное оружие третьего рейха»

Обычно стоит лишь заговорить в компании "технарей" о сверхбольших пушках, кто-нибудь непременно вспомнит:

А, "Большая Берта"! Она стреляла по Парижу...

Но, как считает доктор технических наук, профессор В.Г. Маликов, в таком суждении есть, как минимум, две ошибки. Во-первых, по французской столице стреляла не "Большая Берта", а "Колоссаль"; во-вторых, "Берта" вообще не могла выплюнуть снаряд на сто с лишним километров. В общем, дело было так...

Ночь на 23 марта 1917 года прошла без воя сирен, возвещавших об очередном воздушном налете. Однако... "в 7 часов утра я услышал сильнейший, как мне показалось, разрыв бомбы, потрясший окна нашей квартиры на Кэ Бурбон, - вспоминал генерал-лейтенант А.А. Игнатьев, в то время военный атташе России во Франции. - Сирены молчали, и мы еще более были удивлены, когда ровно в 7 часов 15 минут раздался такой же удар, а в 7 часов 30 минут - третий, несколько более отдаленный. В это солнечное утро Париж замер от продолжавшихся и никому не понятных сильных разрывов каких-то неведомых бомб". То были снаряды, выпущенные из сверхдальнобойных германских орудий.

Замысел подвергнуть Париж артиллерийскому обстрелу, продемонстрировав тем самым свою военную мощь, и морально воздействовать на французов возник в кайзеровской ставке еще весной 1916 года. По инициативе генерала Э. Людендорфа было решено изготовить крупнокалиберную пушку, которая могла бы достать до Парижа из-за линии фронта, которая проходила тогда в 90 километрах от столицы Франции.

Разработку орудия поручили фирме Круппа, которая в 1914 году изготовила морское орудие, стрелявшее на 56 километров. Для того чтобы поразить Париж, требовалось значительно увеличить начальную скорость снаряда. Как известно, она зависит от длины ствола. Расчет показал суперпушке понадобится ствол длиной не менее 34 метров! Отлить такой ствол оказалось невозможно. Поэтому его решили сделать составным. За пятиметровой зарядной каморой шла состоящая из нескольких частей внутренняя нарезная труба. К ней крепилась шестиметровая гладкостенная дульная часть. От казенника ствол прикрывался 17-метровым кожухом.

Чрезмерно удлиненный, но относительно тонкий ствол весом... 138 тонн прогибался от собственной тяжести. Его даже пришлось поддерживать стальными тросами. После каждого выстрела он колебался 2-3 минуты. По окончании стрельб даже приходилось снимать его с помощью козловых кранов и выпрямлять.

Под воздействием раскаленных газов, образующихся при сгорании 250-килограммового порохового заряда, трения о стенки ствола снаряда массой 118 килограммов диаметр ствола менялся. Если сразу после изготовления калибр суперпушки был 210 миллиметров, то после стрельб увеличился до 214 миллиметров, поэтому последующие снаряды приходилось делать все толще.

На огневую позицию дальнобойный монстр вывозили на железнодорожной платформе-лафете массой 256 тонн, установленной на 18 парах колес. Они же воспринимали и энергию отдачи. С горизонтальной наводкой особых технических проблем не было. А с вертикальной? В том месте, откуда намеревались обстреливать Париж, немцы скрытно забетонировали площадку. И на этой "подушке" сделали поворотный круг для огромной платформы и смонтированного на ней орудия. Его обслуживало 60 комендоров береговой обороны во главе с адмиралом.

Перед каждым выстрелом одни специалисты сперва тщательно обследовали ствол, снаряд и заряд, другие рассчитывали траекторию с учетом данных метеосводок (направление, скорость ветра). Вылетев из ствола, поднятого на 52°30" относительно горизонта, снаряд через 20 секунд достигал высоты 20 километров, а спустя 90 секунд выходил на вершину траектории - 40 километров. Затем снаряд вновь входил в атмосферу и, разгоняясь, обрушивался на цель со скоростью 922 метра в секунду. Весь полет на расстояние 150 километров он проделывал за 176 секунд.

Первый снаряд упал на площади Республики. Всего по столице Франции немцы выпустили 367 снарядов, при этом треть их попала в пригороды. Погибли 256 парижан, 620 человек были ранены, но цели, поставленной Людендорфом, кайзеровское командование так и не достигло. Наоборот, в июле-августе 1918 года союзники предприняли наступление, поставившее Германию на грань поражения.

Правда, из Парижа уехали несколько сот горожан. Поползли слухи о таинственной суперпушке "Большая Берта", названной так якобы в честь жены А. Круппа. Однако, как уже упоминалось, - "Большой (или "Толстой") Бертой" именовали короткоствольную, 420-миллиметровую осадную мортиру, которую германская армия использовала при осаде бельгийской крепости Льеж. А по французской столице вели огонь три сверхдальнобойные 210-миллиметровые пушки "Колоссаль". После заключения перемирия с союзниками пушки демонтировали, спрятали их детали и документы.

Тем не менее произведенный эффект привел к тому, что в Первую мировую войну сверхдальнобойные орудия стали разрабатывать и в других странах. До конца войны французские специалисты успели изготовить тяжелое 210-миллиметровое орудие, установленное на многоосном железнодорожном транспортере. Дальность его огня должна была составить не менее 100 километров. Однако эта сверхпушка так и не попала на передовую - она оказалась настолько массивной, что при перевозке ее не выдержал бы ни один мост.

Английские инженеры предпочли калибр 203 миллиметра. Длина ствола английской пушки составляла 122 калибра. Этого было достаточно, чтобы 109-килограммовые снаряды при начальной скорости 1500 метров в секунду пролетали 110-120 километров.

В России еще в 1911 году военный инженер В. Трофимов предложил Главному артиллерийскому управлению проект тяжелого орудия, снаряды которого поднимались бы в стратосферу и поражали цели на дистанции более 100 километров. Однако проект отклонили. Позже, узнав об обстреле Парижа пушками "Колоссаль", В. Трофимов первым объяснил сущность сверхдальней стрельбы, подчеркнув, что есть основания подозревать немецких инженеров в заимствовании его идей, опубликованных еще до войны.

Так или иначе, но сами немцы не забыли о достигнутом успехе и к началу Второй мировой войны разработали и построили еще несколько сверхдальнобойных орудий. Так, в 1942 году при осаде Севастополя гитлеровцы применили кроме прочих орудий и 800-миллиметровую артиллерийскую систему "Дора". Семитонные снаряды этой пушки пробивали 100-сантиметровую броню. Вес орудия превышал 1350 тонн. Установка передвигалась на платформе с 80 колесами. Расчет составляла команда из 450 солдат и офицеров.

Однако 80 снарядов, выпущенных по героическому Севастополю, не оправдали надежд гитлеровского командования. Орудие вскоре перевезли под Ленинград, где началась знаменитая рельсовая война.

Нашим воинам противостоял сильный и опытный противник. Фронт подошел так близко к Ленинграду, что центр города оказался в радиусе действия гитлеровской дивизионной и корпусной артиллерии. Кроме того, немцы постоянно подвозили к передовой орудия большой мощности калибром до 420 миллиметров. В обстрелах участвовали как германские железнодорожные установки (240-380-миллиметровые), так и их трофейные французские аналоги (305-370-миллиметровые). 15 сентября 1941 года Ленинград находился под огнем 18 часов 32 минуты, 17 сентября - 18 часов 33 минуты.

Артиллерия Ленинградского фронта имела дальность стрельбы всего до 20 километров, так что вся тяжесть противоборства легла на моряков и железнодорожников. Подвижность "рельсовых" батарей и разветвленность местного транспортного узла обеспечили широкий маневр орудиям. При необходимости прокладывались и новые пути.

К лету 1942 года батареи научились открывать огонь уже через минуту после обнаружения вспышки орудий противника. Гитлеровцы тоже не дремали: в начале осады они начинали стрельбу только через 20-25 минут после первых залпов советских пушек с железнодорожных транспортеров, а через год этот промежуток сократился втрое. Но в ответ наша артиллерия ускорила развертывание на огневой позиции и отход с нее. Такого прогресса достигли за счет перехода от последовательного выполнения отдельных операций к параллельному. Делалось все, чтобы обеспечить быстрое движение транспортера по рельсам. В итоге получилась почти 7-кратная экономия (4 минуты вместо штатных 25)! Часто с целью соблюдения маскировки батареи отходили "самоходом".

Открытие огня маскировалось подрывом имитационных взрывпакетов или залпами орудий среднего калибра. Саперы устраивали ложную позицию батареи на 700-900 метров впереди действующей. Первые выстрелы производили с нее, а когда противник, отвечая, "засвечивался", в дело вступал большой калибр.

Подобные тактические "изюминки" приносили неплохие результаты. К 1 октября 1943 года 19-я батарея осуществила 118 выходов на боевые позиции и в 89 случаях подвергалась ответному огню. Немцы выпустили до 1500 снарядов, но ни один транспортер так и не вывели из строя - столь высоким оказалось искусство маскировки! Ну а уже в 1944-1945 годах советские "рельсовые пушки" полностью доминировали. При прорыве блокады Ленинграда зимой 1944-го батареи выпустили по врагу 6798 снарядов. Железнодорожники участвовали в штурме Выборга, обеспечивали десантные операции на островах Финского залива, обстреливали блокированные гарнизоны Мемеля, Либавы и Кенигсберга.

К концу войны бригада железнодорожной артиллерии насчитывала 356-миллиметровых и 305-миллиметровых установок - по 3, 180-миллиметровых и 152-миллиметровых - по 12, 130-миллиметровых - 39. Причем в ходе боев не погиб ни один расчет с орудием калибром более 152 миллиметров...

Столь блестящие результаты не могли не привлечь внимания командования. Разработчики уникальной техники были удостоены надлежащих почестей. Но мало кто сегодня знает, сколько интереснейших образцов осталось на бумаге.

Главное артиллерийское управление (ГАУ) еще в 1931 году выдало наркоматам "Ориентировочное задание на проектирование железнодорожных установок". 8 февраля 1938 года маршал Кулик утвердил тактико-технические требования на "рельсовую" 356-миллиметровую пушку ТП-1 и 500-миллиметровую гаубицу ТГ-1. Проектирование качающейся части обоих орудий поручили Особому техническому бюро УНКВД Ленинградской области, а транспортера - ЦКБ-19, располагавшемуся прямо в знаменитой тюрьме "Кресты". Позже эта "шарага" была переименована в ОКБ-172.

Рабочие чертежи и той и другой системы были подписаны в январе 1940 года. А уже летом 1941-го планировали провести испытания. Но начавшаяся война нарушила планы. Изготовители суперорудий - ленинградский завод "Баррикады" и Новокраматорский механический завод - перешли на выпуск другой продукции. Уже отлитые материальные части ТП-1 и ТГ-1 законсервировали...

Тем более что опыт Второй мировой войны показал не очень хорошие перспективы использования сверхдальнобойной артиллерии. Ту же "Дору" и двух ее сестер при первой же угрозе прорыва ленинградской блокады пришлось вывезти в Германию, где они и были взорваны к концу войны.

Не лучшая участь ждала и другие суперпушки. Так, орудие, предназначавшееся для обстрела Лондона и появившееся на побережье Ла-Манша в начале 1945 года, поначалу обеспокоило союзников. Еще бы! Махина имела длину ствола в 130 метров, а снаряд калибра 150 миллиметров весил 140 килограммов. Однако первый же выстрел закончился разрывом ствола и больше к этой затее не возвращались!

Наконец, в самом конце Второй мировой войны на вооружение вермахта поступило несколько 600-миллиметровых самоходных орудий "Карл". Однако они оказались неповоротливыми, недостаточно эффективными и вскоре были захвачены нашими частями.

Знакомство с трофейными "мастодонтами", возможно, послужило толчком к тому, что в 1951 году ЦКБ-34 начало проектировать 406-миллиметровую железнодорожную установку СМ-Зб. Для расчета ее баллистических характеристик использовали данные аналогичной пушки с недостроенного линкора "Советский Союз". Впервые артиллерийская система имела двойной откат (ствол откатывался по люльке, а верхний станок скользил по нижнему) и специальные приборы управления стрельбой, сопряженные с радиолокатором "Редан-3". Одновременно разрабатывали 305-миллиметровую установку СМ-31, также имевшую двойной откат, и 180-миллиметровое орудие ТМ-2-180.

Но в середине 1950-х годов в связи с новой позицией военно-политического руководства во главе с Н.С. Хрущевым ("ракеты вместо пушек") все работы по железнодорожной, а также морской и береговой тяжелой артиллерии были свернуты. К моменту прекращения финансирования упомянутые установки еще не выпускались, но их чертежи уже готовились для передачи на заводы.

Тем не менее тяжелые "рельсовые пушки" длительное время оставались на вооружении ВМФ. Так, еще до 1 января 1984 года моряки эксплуатировали одиннадцать ТМ-1-180 (8 на Черном море и 3 на Балтике) и две ТМ-3-12 (в финском заливе).

Оба орудия - по экземпляру этих "последних ласточек" отечественной железнодорожной артиллерии - помещены на вечной стоянке, близ форта Краснофлотский (бывшая Красная Горка) под Санкт-Петербургом.