Немецкие танки после второй мировой. Танки второй мировой войны

Вермахту в 37-м году потребовался танк прорыва, который имел бы 50-миллиметровую броню и был в полтора раза тяжелее танка Pz Kpfw IV. Проектирование поручили машиностроительной компании Хеншель в городе Кассель.

Заказом от управления вооружений занялся Э. Адерс, начальник отдела новых разработок, которого впоследствии признали «отцом тигров» (Tigerfater). Его первой машиной стал DW1 (машина прорыва, Durchbruchswagen), изготовленный в единственном экземпляре. DW2 появился в 1938 году. Имея такую же ходовую часть, как и у DW1 (пять катков с индивидуальной торсионной подвеской), машина развивала скорость до 35 км/ч. Э. Адерс в сентябре начал работы над уточненным заданием (масса конкретизировали в 30 тонн). Одновременно к проекту привлекали компании Даймлер-Бенц, MAN и КБ Ф. Порше.


Обозначения экспериментальных машин и тому времени были стандартизированы и заказанной машине присвоили идентификатор VK3001. В шифре первые две цифры – проектная масса, последние - номер образца.

Танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 101-го тяжелого танкового батальона СС во время учебных боев. Франция, весна 1944 года

Высшее немецкое командование осматривает на полигоне, после завершения очередных испытаний, один из первых экземпляров танка «Тигр» (PzKpfw VI Ausf. H). 1942 г.

Новейшие немецкие тяжелые танки «Тигр» (PzKpfw VI «Tiger I») доставлены на боевые испытания на железнодорожную станцию Мга под Ленинградом, но машинам сразу же потребовался ремонт

За основу Э. Адерс взял машину DW2. Компания Хеншель изготовила четыре прототипа, которые незначительно различались - две машины в марте 1941 года и столько же в октябре. Что эти машины представляли собой? При боевом весе 32 тонны 300-сильный двигатель обеспечивал скорость до 25 км/ч. Ходовая часть – семь (парных и одинарных) катков, размещенных в шахматном порядке, и три поддерживающих ролика. Вооружение танка - короткоствольная 75-мм пушка и два пулемета. Лобовая часть корпуса и башни изготавливались из 50-миллиметровых бронелистов, борта – из 30-миллиметровых. Экипаж танка пять человек.

Пока VK3001 (Н) дорабатывали, началась кампания против СССР. После первых же боев стало ясно, что прототипы Хеншель бой с KB и Т-34 не выдержат. Что касается Порше, то он лишь пробовал себя в проектировании танков. По-видимому это и предопределило дальнейшие неудачи Порше в области танкостроения. Два экземпляра данной машины VK3001 (Р) были изготовлены зимой 40-41 годов. Танк заданной массы не превысил и благодаря паре двигателей имеющих воздушное охлаждение развивал скорость до 60 км/ч. Порше предложил электротрансмиссию и продольную торсионную подвеску с шестью катками на борт. Однако освоить данную сложную конструкцию в течении короткого срока немецкая промышленность не смогла и реализовать оригинальный замысел не удалось.

В мае 41-м году компания Хеншель занялась еще одним экспериментальным VK3601 оснащенный пушкой, снаряд которой пробивал бы броню толщиной 100 миллиметров с расстояния 1,5 тыс. метров. Кстати, когда этот танк был изготовлен, толщина бронилистов также составила 100 миллиметров. Машина массой 40 тонн развивала скорость до 40 км/ ч. Ходовая часть состояла из восьми катков большого диаметра (она позже была применена на «Тиграх»).



Министерство вооружений и боеприпасов в июле 1941 года выдало КБ Ф. Порше и фирме Хеншель заказ на VK4501. Предлагалось, что будет спроектирована машина под 88-миллиметровую зенитную пушку образца 1936 г., которая перерабатывалась под танк. Пушку создали в 20-е годы усилиями двух концернов - немецкий Крупп и шведский Бофорс. Имея основным предназначением борьбу с воздушными целями, данная система все-таки прославилась в качестве мощного противотанкового средства. Немцы в такой роли опробовали систему еще в Испании. Особенно активно ее использовали в 40-42 годах на полях сражений Второй мировой против танков имеющих противоснарядное бронирование - советских KB и Т-34, английских и американских «Шерманов», «Грантов» и «Матильд». Бронебойный снаряд выпущенный из нее поражал данные танки даже на дистанциях 2 – 2,5 тыс. метров.

Полуавтоматическое, с клиновым вертикальным затвором орудие дополнялись электроспуском и дульным тормозом. После модернизации его стали называть 8.8cm KwK36 - 8,8-сантиметровая пушка образца 36-го года.

Оба танка VK4501 (Н и Р) должны были изготовить к 20 апреля 1942 года – дню рождения Гитлера. То есть, времени было маловато. Оба конструктора взяли лучшее от предыдущих экспериментальных машин. Выбор после сравнительных испытаний остановили на машине Адерса, хотя Гитлер поддерживал Ф. Порше.

VK4501(P), имевшая конструкторское обозначение «Порше 101», массой 57 тонн развивал скорость до 35 км/ч. Экипаж машины пять человек. «Крупповская» башня и вооружение были такими же, как и у танка соперника. Толщина лобового бронилиста башни и корпуса – 100 миллиметров, бортов - 80 миллиметров.

Система воздушного охлаждения пары бензиновых десятицилиндровых двигателей делала конструкция Порше лучшей машиной для африканских пустынных условий. В июле 1942 года на заводе компании Нибелунг в австрийском Линце даже изготовили пять машин и около 90 корпусов, которые получили обозначение "Tiger(P)" или Pz Kpfw VIP. И те и другие нашли применение: первые использовали в качестве учебных машин, из полуфабрикатов вышли отличные истребители танков.

С августа 1942 года фирма Хеншель организовала серийное производство танков разработанных Адерсом. Позднее аналогичные сборочные линии были открыты фирмой Вегманн. «Тигры» выпускались до августа 44-го года. В 42-м году было построено 84 танка, в 43-м - 647 машин, в 44-м - 623. В апреле 44-го года зарегистрировали максимальный месячный выпуск - 104 танка.

Экипаж немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» демонстрирует возможности своей машины по преодолению противотанковых заграждений

Немецкие танкисты на привале и танк PzKpfw VI «Тигр»

Немецкий тяжелый танк PzKpfw VI «Тигр» №232 101-го тяжелого танкового батальона СС. Командир танка - унтершарфюрер Курт Клибер из роты Михаэля Виттмана

Первоначально машины официально назывались Pz Kpfw VI Ausf H «Tiger I». С февраля 44-го года, после принятия «Tiger II» на вооружение, название изменили на просто «Tiger I» или Pz Kpfw VI Ausf E. Данная машина не является очередной модификацией «шестерки». Имелась лишь одна модификация. Хотя, конечно, в конструкцию все же вносились изменения во время производства.

Боевой вес серийных машин превысил заданный более чем на 10 тонн. С момента появления танка и на протяжении полутора лет он был сильнейшей машиной в мире практически по всем показателям. В первую очередь, он имел мощное бронирование. Адерс придал корпусу коробчатое прямоугольное сечение за счет незначительного наклона лобовых и вертикальной установки бортовых бронеплит. Такая конфигурация ускорила и упростила технологический процесс. Кроме того, бронеплиты закреплялись сваркой и соединялись на шипах. Это позволяло достигать значительной механической прочности. Для изготовления днища использовался один лист. Броня - хромоникельмолибденовая катаная, гомогенная.

Внутреннее пространство «Тигра» было разделено на четыре отсека. Слева впереди в собственном отделении размещался водитель, справа - радист. Многоступенчатая коробка передач безвального типа имела восемь переднего, а также четыре заднего хода монтировалась между ними. В картер коробки передач помещались многодисковый главный фрикцион, работающий в масле, и тормоз. Дифференциальным механизмом поворота, имеющим двойным подводом мощности, обеспечивалось поворот на месте и по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. Для управления танком служило рулевое колесо через гидравлический полуавтоматический сервопривод. При отказе рулевого колеса использовались два ручных рычага с приводами на дисковые тормоза.

Ширина смотровой щели, через которую водитель наблюдал за окружающей обстановкой, регулировалась толстой броневой заслонкой перемещавшейся вертикально. При плохой видимости водитель больше ориентировался по расположенному справа курсоуказателю (гирополукомпасу), а не визуально. Люки, прорезанные над головами радиста и водителя, прикрывались крышками оснащенные перископическими приборами наблюдения. Во время стрельбы из лобового пулемета MG34 радист для прицеливания использовал свой перископ.

Под боевое отделение была отведена подковообразная башня, выгнутая из 80-миллиметрового бронелиста с вертикальными стенками, а также средняя часть корпуса, которая от моторного отсека отделялась броневой перегородкой. справа от пушки рабочее место заряжающего, слева - наводчика. Оба имели перед собой узкие смотровые щели со стеклоблоком. Башня поворачивалась при помощи гидравлического привода наводчиком нажатием ногой на педаль. Командир танка дублировал горизонтальную наводку.

Командиру предназначалась устанавливаемая на крыше башни сзади слева цилиндрическая башенка имеющая люк и пять смотровых щелей. С июля 43-го года была заменена унифицированной (такая же, как на «Пантере») сферической башенкой имеющей семь перископических приборов наблюдения по периметру и круговой обвод для перемещения и крепления зенитного пулемета. На передней стенке башни устанавливалось три метательных устройства предназначенных для огня дымовыми гранатами.

88-миллиметровая пушка (L/56) и спаренный 7,92-миллиметровый пулемет смонтированный справа от нее были установлены в броневой маске (толщина 110 миллиметров). Боеукладку размещали ниже погона башни - под поликом башни и по стенкам боевого отделения около водителя. Полуавтоматикой орудия и унитарным патроном обеспечивалась боевую скорострельность в 8 выстрелов в минуту.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Немецкие танки Pz.Kpfw. VI «Тигр» 506-го тяжелого танкового батальона весной 1944 года на западной Украине

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го тяжелого танкового батальона в районе Невеля, Псковская область. Январь 1944 года

«Тигр» стал первым немецким серийным танком имеющим новую ходовую часть, изобретенную Г. Книпкампом. Один борт имел восемь тройных опорных катков расположенных в шахматном порядке на торсионной подвеске имеющих гидравлические амортизаторы на переднем и заднем блоках. Кстати, немцами уже применялась такая конструкция шасси на легких машинах - бронетранспортерах и артиллерийских полугусеничных тягачах. Подвеска равномерно распределяла вес машины по гусенице, незначительно нагружая каждый каток, а также позволяла экономить на бандажах резину. С января 44-го года использовались катки без бандажа с внутренней амортизацией (такие же, как и на «Пантере»).

В моторном отделении устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный двигатель «Майбах» HL210P45 с жидкостным охлаждением мощностью 650 л.с. В мае 43-го года в связи с переходом на унификацию танкового производства был заменен более мощным и уже проверенным на «Пантерах» HL230P30.

Прогрессивная трансмиссия, имеющая гидросервоприводы, и торсионная подвеска сделали «Тигр» легкоуправляемым танком с плавным ходом. Водитель не затрачивал значительных физических усилий и не переутомлялся при управлении танком. Освоить управление было несложно. От водителя высокой квалификации не требовалось, и если он погибал, его мог заменить любой член экипажа.

495 ранних «Тигров» были оснащены оборудованием для подводного вождения, которое позволяло преодолевать водные преграды глубиной до 4 метра по дну. Кроме того, первые серийные машины вооружались S-средством ближнего боя (Schrapnell). Оно служило для поражения солдат, которые пытались взять повреждённый танк «на абордаж». Пять гранатометов размещенных по краям корпуса танка выстреливали вверх шрапнельные гранаты на 1,5-2 метра. Взрываясь, они засыпали стальными шариками все вокруг на 360 градусов.

Кроме линейных, изготовили 84 командирских танка. Для того чтобы установить вторую радиостанцию, уменьшили боекомплект орудия до 66 выстрелов и убрали спаренный пулемет.

Тигры 2-й дивизии СС «Дас Райх» на марше в лесу под Кировоградом

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» дивизии СС «Дас Райх». Конец 1943 г

Камуфлированный немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» состава 102-го тяжелого танкового батальона СС выдвигается к линии фронта у реки Орн. Сзади, очевидно, установлены дополнительные баки с горючим

Впервые «Тигры» в бой вступили на Восточном фронте осенью 1942 года под Ленинградом в районе станции Мга. В дальнейшем принимали участие в боях на всех фронтах.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf H:
Год выпуска – 1942;
Боевая масса – 57000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры
Длина по корпусу – 6200 мм;
Длина с пушкой вперед – 8450 мм;
Ширина – 3700 мм;
Высота – 2860 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 100 мм (24 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 110 мм (8 град.);
Толщина бронелистов крыша и днища корпуса – 26 и 28;
Вооружение:
Марка пушки – KwK36;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 56 кпб;
Боекомплект – 92 выстрела;
Количество пулеметов – 2;
Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект пулеметов – 4800 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P45
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 38 км/ч;
Запас топлива – 570 л;
Запас хода по шоссе – 140 км;
Среднее давление на грунт – 1,04 кг/см2.

Немецкий танк «Тигр» валит дерево для эффектного снимка. Польша. Лето 1944 года

Немецкие солдаты под прикрытием танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» из состава 502-го батальона тяжелых танков под Нарвой. На заднем плане, левее, еще один такой же танк, и далее, правее, еще один «Тигр»

Командир немецкого тяжелого танка «Тигр» смотрит в бинокль

Вид из немецкого танка Pz.Kpfw. VI «Тигр» во время боя. Впереди виден горящий Т-34. СССР, 1944 год

Подбитый и сгоревший тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. E «Тигр» «средних» серий выпуска из состава 3-го танкового полка 3-й танковой дивизии СС «Мертвая голова». Номер советской трофейной команды «308а». Район озера Балатон

Тяжелый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H «Тигр» из состава 502-го тяжелого танкового батальона вермахта, подбитый под Ленинградом. Вероятнее всего, этот "Тигр" был подбит еще зимой 1943 года

Подбитый тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. H "Тигр " из состава 509-го тяжелого танкового батальона вермахта. Тактический номер танка 331. Танк окрашен коричневыми размытыми пятнами по стандартномутемно-желтому «Dunkel-Gelb». На заднем плане советское полковое орудие обр. 1927 года на конной тяге. Ноябрь 1943 года, район Киева

Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный «Тигр» на выставке трофейного вооружения в ЦПКиО имени Горького в Москве летом 1943 года - Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом осенью 1942 года. Обращает на себя внимание необычное крепление ящика для снаряжения на борту башни, впоследствии никогда не встречавшееся.

Выставка трофейной немецкой бронетехники в Киеве. Советские солдаты осматривают захваченные немецкие тяжелые танки PzKpfw VI «Тигр» с номерами S54 и S51 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт Адольф Гитлер». Зима 1945 года

Инвалид войны на выставке трофейной немецкой военной техники в Москве. В центре танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» 502-го батальона тяжелых танков вермахта (такти­ческий номер танка -"100"), захваченный советскими войсками под Ленинградом

В тридцатые годы немецкие боевые машины были далеко не самыми лучшими в мире по тактико-техническим характеристикам. Танки фашистской Германии уступали практически всем вероятным противникам: СССР, Франции и Великобритании. И хотя немецкую технику середины 30х и начала 40х годов отличала потрясающая надежность и простота в эксплуатации,главным козырем германских танковых командиров в начале Второй Мировой Войны были вовсе не техническое превосходство, а высокая организованность танковых соединений и их способность наносить быстрые удары по уязвимым участкам фронта противника, командование которого просто не успевало отреагировать на молниеностные перемещения мобильных немецких танковых групп. Вся немецкая армия в ходе победоносных операций первых лет войны действовала в рамках теории, разработанной в начале 20века прусским генералом Альфредом Фон Шлиффеном и получившей название "Блицкриг". Руководствуясь теорией блицкрига, демонстрируя четкую слаженность действий, мобильность и грамотное оперативное руководство, немецкие танки на начальном этапе Второй Мировой Войны не оставляли своим противникам никаких шансов. Многим тогда казалось, что германский "Блицкриг" невозможно остановить. Немецкие танки в начале Второй Мировой Войны стремительными операциями на окружение просто деморализовали своих противников, не давая им перехватить инициативу и нанести контрудары.

Вторжение в Польшу и кампания на Западе 1939-1940

Основой "Блицкрига" были тесное взаимодействие хорошо организованных танковых групп, пехоты, артиллерии и воздушных сил. Первой жертвой немецкой стратегии стала Польша. Перед вторжением в Польшу немецкие танковые войска(Панцерваффе) состояли из шести танковых дивизий и имели в своем распоряжении 3518 боевых машин(Лобанов М. "Танковые войска Гитлера"). Больше танков было только у СССР. Но основная масса этой немецкой армады - это устаревшие лёгкие танки "Pz.I" и "Pz.II" , которые были вооружены только пулемётом. Эти боевые машины составляли более половины германского танкового парка - 2868 единиц(1445 "Pz.I" и 1223 "Pz.II"). Кроме этого в войсках также присутствовали лёгкие танки "Pz.35(t) и "Pz.38(t)" (202 и 78 единиц соответственно). Было также небольшое количество средних танков "Panzer III" - 98 машин и "Panzer IV" - 211. В группировку были включены и командирские танки - 215 штук, вооружения не несли. К этому стоит добавить небольшое количество САУ. Наличие в танковых войсках в основном лёгких, плохо вооруженных и слабобронированных танков не помешало Вермахту в короткие сроки разгромить польскую армию, которая не смогла ничего противопоставить сосредоточенным танковым ударам и стремительным операциям на окружение. Та же участь постигла англо-французкие объединённые силы весной и летом 1940 года. На то, чтобы завершить кампанию против Франции немцам понадобилось чуть больше месяца. Во этих блестяще проведенных операциях самыми массовыми немецкими танками всё ещё продолжали оставаться устаревшие PzI, а также Pz.II. Победа была одержана немцами отнюдь не по причине абсолютного технического превосходства. Если в польской кампании таковое всё же имело место, то в кампании на Западе союзники не уступали германским войскам ни в численности, ни в технических параметрах машин. Главными причинами побед были умелая организация и грамотное использование танковых сил - основного средства ведения маневренной войны. Взаимодействие различных родов войск - пехоты, артиллерии и авиации с танками было в немецкой армии на недосягаемой для англо-французских союзников высоте.

Смотрите также:

Нападение на СССР

К началу войны с СССР основным танком германской армии был уже Panzer III , но по ходу войны он был вытеснен более совершенной боевой машиной Pz.IV . "Четвёрки" первоначально вооружались короткоствольными 75-мм орудиями, слабость которых была отмечена немецким командованием ещё после кампании во Франции. Однако в ходе военных действий против СССР танк неоднократно модернизировали, усиливая броню и вооружение. Последнии модификации "Panzer IV" серии J к концу войны имели 80мм бронирование лба и орудия калибра 75-мм.
. Готовые к нападению на СССР немецкие войска располагали более чем 4 тысячами танков. Несмотря на отсутствие тяжелых танков, это была серьёзная сила. Немецкие танки летом 1941 сумели нанести Красной Армии серию страшных ударов, после которых ситуация на советско-германском фронте часто приобретала для СССР угрожающие очертания. Однако германские танки не смогли полностью решить задачу разгрома советских войск в первые месяцы войны. В 1942 году на Германия впервые бросает на восточный фронт появившиеся у неё новые тяжелые танки "Тигр" , позже начинают поступать на фронт средние танки "Пантера" , а к лету 1943-го появляются знаменитые САУ "Фердинанд" , выпущенные в количестве всего 90 штук. Эта техника бросила серьёзный вызов советским боевым машинам, которые до появления тяжелых танков "ИС" лишились своих преимуществ в танковых сражениях. На длительное время основным наземным средством борьбы с новой немецкой бронетехникой для советской стороны стало применение САУ, таких как "СУ-85" , "СУ-100" и т.д. Новейшая техника не смогла спасти нацистов от советской танковой лавины, которая неудержимо двигалась к Берлину, чтобы положить конец существованию Третьего Рейха.

Он многократно улучшался и модифицировался, благодаря чему весьма эффективно противостоял другим средним танкам на протяжении всей войны.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – средний танк;
  • Боевая масса – 25 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – с 1936 по 1945;
  • Годы эксплуатации – с 1939 по 1970;
  • Всего выпущено – 8686 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 5890 мм;
  • Ширина корпуса – 2880 мм;
  • Высота – 2680 мм.

Бронирование

  • Тип брони – кованая стальная, катаная с поверхностной закалкой;
  • Лоб – 80 мм/градус;
  • Борт – 30 мм/градус;
  • Корма корпуса – 20 м/градус;
  • Лоб башни – 50 мм/градус;
  • Борт башни – 30 мм/градус;
  • Корма рубки – 30 мм/градус;
  • Крыша башни – 18 мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 75-мм KwK 37, KwK 40 L/43, KwK 40 L/48, в зависимости от модификации;
  • Длина ствола – 24, 43 или 48 калибров;
  • Боекомплект – 87;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34.

Подвижность

  • Мощность двигателя – 300 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе – 40 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 300 км;
  • Удельная мощность – 13 л.с. на тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 30 градусов;
  • Преодолеваемый ров – 2,2 метра

Модификации

  • Panzerkampfwagen IV Ausf. A. – с противопульным бронированием и слабой защитой приборов наблюдения. По сути это предсерийная модификация – их выпустили всего 10 штук, и сразу поступил заказ на улучшенную модель;
  • PzKpfw IV Ausf. В – корпус другой формы, отсутствие курсового пулемета и улучшенные смотровые приборы. Усилено лобное бронирование, поставлен мощный двигатель, новая коробка передач. Разумеется, масса танка увеличилась, но и скорость возросла до 40 км/ч. Было выпущено 42 штуки;
  • PzKpfw IV Ausf. С – по-настоящему массовая модификация. Похожа на вариант В, но с новым двигателем и некоторыми изменениями. С 1938 года изготовлено 140 штук;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf. D – модель в внешней маской башни, более толстой бортовой броней и некоторыми усовершенствованиями. Последняя мирная модель, было выпущено 45 штук;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf. Е – модель, которая учитывала опыт первых военных лет. Получила новую командирскую башню и усиленную броню. Улучшилась ходовая, конструкция смотровых приборов и люков, в итоге вес машины возрос до 21 тонны;
  • Panzerkampfwagen IV Ausf.F2 – с 75-миллиметровой пушкой. Все еще имел недостаточную защиту по сравнению с советскими танками;
  • Pz.Kpfw.IV Ausf.G – более защищенный танк, на некоторый поставили 75-мм пушку длиной 48 калибров;
  • Ausf.H – машина 1943 года, самая массовая. Похожа на модель G, но с утолщенной крышей башни и новой трансмиссией;
  • Ausf.J – попытка упростить и удешевить производство танка в 1944 году. Отсутствовал электропривод поворота башни, вскоре после выпуска убрали пистолетные порты и упростили конструкцию люков. Танки этой модификации производили до конца войны.

Pz.Kpfw IV Ausf.H

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen» — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.


Применение в бою

Вермахт получил первые три танка Pz. IV в январе 1938 года. Всего в 1938 было выпущено 113 машин. Первые операции этих танков – аншлюс Австрии и захват Судейской области Чехословакии в 1938 году. А в 1939 они проехали по пражским улицам.

Перед вторжением в Польшу у вермахта было 211 Pz. IV А, В и С. Все они превосходили польские машины, но вот противотанковые пушки были для них опасны, так что много танков было потеряно.

К 10 мая 1940 у панцерваффе было 290 танков Pz.Kpfw.IV. Они успешно сражались с французскими танками, побеждая с меньшими потерями. Однако пока в войсках все же было больше легких Pz.l и Pz.ll, чем Pz. IV. В дальнейших операциях они практически не несли потерь.

После 1940 года

К началу операции «Барбаросса» у немцев было 439 Pz.lV. Есть данные, что тогда немцы относили их к тяжелым танкам, но советским тяжелым КВ они существенно уступали по боевым качествам. Впрочем, Pz.lV уступал даже нашему Т-34. Из-за этого в боях в 1941 году было потеряно около 348 единиц Pz.Kpfw.IV. Похожая ситуация произошла и в Северной Африке.

Даже сами немцы отзывались о Pz.Kpfw.IV не очень хорошо, что и послужило причиной столь многочисленных модификаций. В Африке машины явно терпели поражение, и несколько удачных операций с участием Pz.lV Ausf.G и Тигров в итоге ничему не помогли – в Северной Африке немцам пришлось капитулировать.

На Восточном фронте в наступлении на Северный Кавказ и Сталинград участвовали Ausf.F2. Когда в 1943 Pz.lll перестали производить, именно четверка стала главным немецким танком. И хотя после начала выпуска «Пантеры» четверки хотели перестать выпускать, от этого решения отказались, и не зря. В итоге в 1943-му Pz.IV составляли 60% от всех немецких танков – больше всего было модификаций G и H. Часто их путали с Тиграми из-за броневых экранов.

В операции «Цитадель» именно Pz.lV участвовали активно – их было гораздо больше «тигров» и «пантер». При этом похоже, что советские войска как раз приняли многие Pz. IV за тигров, так как по отчетам они подбили «Тигров» намного больше, чем их присутствовало со стороны немцев.

Во всех этих сражения было потеряно очень много четверок – в 1943 году это число дошло до 2402, причем отремонтировать удалось только 161 штуку.


Подбитый Pz. IV

Конец войны

Летом 1944 года немецкие войска постоянно проигрывали и на Востоке, и на Западе, и танки Pz.lV не выдерживали натиска врагов. Было уничтожено 1139 машин, но в войсках их все еще было достаточно.

Последние крупные операции, в которых Pz.lV участвовали на стороне Германии – это контрнаступление в Арденнах и контрудар на озере Балатон. Они закончились неудачей, многие танки были подбиты. В целом четверки участвовали в боевых действиях до самого конца войны – их можно было встретить и на уличных боях в Берлине, и на территории Чехословакии.

Разумеется, захваченные Pz. IV активно использовались Красной Армией и союзниками в различных сражениях.

После Второй мировой

После капитуляции Германии достаточно крупную партию четверок передали в Чехословакию. Они были отремонтированы и находились на вооружении до 50-х годов. Также Pz.lV активно эксплуатировали в Сирии, Болгарии, Финляндии, Франции, Турции и Испании.

На Ближнем востоке Pz.Kpfw.IV сражались в 1964 году, в «водную войну» из-за реки Иордан. Тогда Pz.lV Ausf.H обстреляли израильские войска, но вскоре были уничтожены в больших количествах. А в 1967, в «шестидневную» войну израильтяне захватили оставшиеся машины.


Pz. IV в Сирии

Танк в культуре

Танк Pz. IV был одним из самых популярных немецких танков, так что он широко представлен в современной культуре.

В стендовом моделизме пластиковые сборные модели в масштабе 1:35 выпускаются в Китае, Японии, России и Южной Корее. На территории РФ наиболее распространены модели фирмы «Звезда» — поздний экранированный танк и ранний короткоствольный, с пушкой 75-мм.


Pz.Kpfw.IV Ausf.А, модель

Очень часто танк встречается в играх. Pz. IV А, D и H можно найти в игре Word of Tanks, в Battlefield 1942 это основной немецкий танк. Также его можно увидеть в обеих частях Company of Heroes, в Advanced Military Commander, в играх “В тылу врага», Red Orchestra 2 и др. Модификации Ausf. C, Ausf. E, Ausf. F1, Ausf. F2, Ausf. G, Ausf. H, Ausf. J представлены . На мобильных платформах Pz.IV Ausf. F2 можно увидеть в игре «Armored Aces».

Память о танке

PzKpfw IV выпускался очень массово, так что многие его модификации, особенно поздние, представлены в разных музеях мира:

  • Бельгия, Брюссель – Музей королевской армии и военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Болгария, София — Музей военной истории, PzKpfw IV Ausf J;
  • Великобритания – Военный музей в Даксфорде и Танковый музей в Бовингтоне, Ausf. D;
  • Германия – Музей техники в Зинсхайме и Танковый музей в Мунстере, Ausf G;
  • Израиль – Музей Армии обороны Израиля в Тель-Авиве, Ausf. J, и музей Израильских танковых войск в Латруне, Ausf. G;
  • Испания, Эль Голосо – Музей бронетехники, Ausf H;
  • Россия, Кубинка – Бронетанковый музей, Ausf G;
  • Румыния, Бухарест – Национальный военный музей, Ausf J;
  • Сербия, Белград – Военный музей, Ausf H;
  • Словакия – Музей Словацкого восстания в Банска-Бистрице и музей Карпатско-Дукельской операции в Свиднике, Ausf J;
  • США – Музей Military Vehicle Technology Foundation в Портола-Вэлли, Ausf. H, Музей вооружений армии США в Форте Ли: Ausf. D, Ausf. G, Ausf. H;
  • Финляндия, Парола – Танковый музей, Ausf J;
  • Франция, Сомюр – Танковый музей, Ausf J;
  • Швейцария, Туна – Танковый музей, Ausf H.

Pz.Kpfw.IV В Кубинке

Фото и видео


Flakpanzer IV «Möbelwagen»


Снимки сделаны на всех фронтах сражения.

Заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-7 перед боевым вылетом.

Заправка топливом истребителя Як-9 из 14-го гвардейского истребительного авиаполка. Рядом с самолетом аэродромный заправщик БЗ-335 на базе автомобиля ЗиС-6.

Заряжание 210-мм неуправляемой ракеты WerferGranate 21 на немецкий истребитель Мессершмитт Bf.110G-2. По некоторым данным, самолет принадлежал 7.ZG76 (7-я эскадрилья 76-й эскадры разрушителей).

Засыпанный землей при близком взрыве авиабомбы немецкий солдат пытается выбраться. Он действительно жив - есть кинохроника с этим эпизодом, где видно, как солдат рукой разгребает землю.

Захваченные исправными танки Pz.Kpfw. V «Пантера» (по некоторым данным из состава 10-й «Пантербригады»).

Захваченные Красной Армией как трофеи болгарские гидросамолеты «Арадо-196» (Arado Ar 196). Болгария, озеро Чайка.

Захваченные на Курской дуге немецкие противотанковые пушки PaK 3536. На заднем плане советский грузовик ЗиС-5, буксирующий 37-мм зенитное орудие 61-к.

Захваченные польскими повстанцами немецкие пленные у стены бывшего Варшавского гетто на Бонифратерской улице (Bonifraterska).

Захваченный в исправном состоянии немецкий танк Pz.Kpfw. IV. Територия Сталинградского тракторного завода.

Захваченный немцами истребитель Як-1Б командира эскадрильи 148-го истребительного авиаполка Леонида Смирнова на аэродроме. На самолет уже нанесены немецкие опознавательные знаки.

Захваченный польскими повстанцами немецкий истребитель танков «Хетцер» (Jagdpanzer 38(t) «Hetzer») на баррикаде на площади Наполеона в начале Варшавского восстания.

Защитники немецкого города Пиритц (Pyritz) в Померании - юные добровольцы из гитлерюгенда, командиры фольксштурма и вермахта обсуждают план обороны города от наступающих частей Красной Армии.

Здание гестапо на улице Принца Альбрехта в Берлине со следами ожесточенных боев.

Зенитчитца Елена Петровна Иванова после возвращения с фронта.

Зина Козлова - пулеметчица из кавалерийского корпуса генерала Белова. За короткий период боев уничтожила наблюдательный пункт противника, несколько огневых точек.

Знаменитая фотография расстрела последнего еврея Винницы, сделанная офицером немецкой айнзатцгруппы, занимавшейся казнями лиц, подлежавших уничтожению (в первую очередь - евреев).

Иван Александрович Кичигин на могиле друга Григория Афанасьевича Козлова в Берлине в начале мая 1945-го года. Подпись на обратной стороне фотографии «Саша! Это могила Козлова Григория.

Идет форсирование Днепра. Расчет станкового пулемета ДШК поддерживает переправляющихся огнем. Ноябрь 1943 г.

Известный немецкий фотограф и журналист Бенно Вундсхаммер (Benno Wundshammer, справа), во время войны служивший в роте пропаганды (Propagandakompanie), рядом с офицерами вермахта в Сталинграде.

Именно эта машина была отремонтирована и отправлена на НИБТ полигон. В настоящее время находится в экспозиции музея бронетанковой техники в Кубинке. Курская дуга, район поселка Горелое.

Имитация расстрела члена французского движения Сопротивления Жоржа Блинда (Georges Blind) в крепости Бельфор (Belfort).

Инструктаж японских танкистов у танка «Йи-Го» (Тип 89) во время наступления в монгольской степи. На заднем плане виден танк «Чи-Ха» (Тип 97). Фотография иллюстрирует эпизод из боев на реке Халхин-Гол.

Интерьер здания Рейхстага после поражения Германии в войне. На стенах и колоннах - оставленные на память надписи советских солдат.

Интерьер самоходной установки СУ-152. На переднем плане - массивная казенная часть 152-мм пушки-гаубицы МЛ-20 с открытым поршневым затвором.

Йозеф Геббельс (Joseph Goebbels) поздравляет 16-летнего солдата Вильгельма Хюбнера (Wilhelm Hübner) после награждения его Железным крестом 2 класса. Город Любань (Lauban), ныне в Польше.

Иосиф Виссарионович Сталин, Гарри Трумэн (Harry S. Truman) и Уинстон Черчилль (Winston Churchill) пожимают руки на Потсдамской конференции.

Испытания истребителя Мессершмитт BF.109 в Большой аэродинамической трубе в Берлине.

Испытания немецкого 37-мм зенитного орудия FlaK-18 в баротоннеле.

Истребители P-47D из 19-й эскадрильи 318-й истребительной группы 7-й воздушной армии США взлетают с аэродрома Ист Филд (East Field), расположенного на острове Сайпан.

Истребитель «Спитфайр» на катапульте крейсера «Молотов». Истребители «Спитфайр» в 1944 г. базировались на крейсере «Молотов» для проработки проблем использования корабельной авиации.

Истребитель F6F «Хеллкэт» (Grumman F6F Hellcat) на американском авианосце «Йорктаун» (USS Yorktown (CV-10)). Фото интересно видимым эффектом «гало», создающимся от высоких оборотов винта самолета.

Истребитель Macchi C.200 «Saetta» 369-й итальянской эскадрильи 22-й группы на аэродроме оккупированного Кривого Рога.

Истребитель Ла-5 ФН из состава 1-го истребительного авиационного полка ВВС Чехословакии во время словацкого национального восстания.

Истребитель ЛаГГ-3 66-й производственной серии с бортовым номером 932.

Истребитель Мессершмитт Bf.109F-4 командира III.JG51 «Мельдерс» обер-лейтенанта Генриха Краффта (Heinrich Krafft) в полете.

Истребитель МиГ-9 не пошел в серию, так как по результатам испытаний в 1942-1943 годах получил неудовлетворительную оценку. Его основные летные характеристики оказались хуже, чем у самолетов Ла-5 и Як-7.

Истребитель Реджиане Re.2000 «Фалько» (Reggiane RE 2000 «Falco» сatapultabile, серийный номер 8281) на катапульте итальянского корабля «Джузеппе Миралья» (Giuseppe Miraglia) перед вылетом.

Итальянские авиатехники у истребителей Реджиане Re.2001 «Фалько II» (Reggiane Re.2001 «Falco II») на аэродроме авиационного завода.

Итальянские пилоты лейтенант Гвидо Брешиани (Guido Bresciani) и старший сержант Эмилио Каско (Emilio Casco) у своего самолета на аэродроме в Ливии. На фюзеляже видны заплатки в местах пулевых пробоин.

Итальянский диктатор Бенито Муссолини на пробежке с офицерами генерального штаба.

Итальянское 152-мм орудие 15245 (Cannone da 15245) из береговой батареи острова Эльба, Италия.

Итальянское 194-мм железнодорожное орудие и его расчет.

Кавалер Ордена Славы II и III степеней снайпер 3-го Белорусского фронта старший сержант Роза Георгиевна Шанина.

Канадские военные проводят дезинфекцию освобожденных советских военнопленных в городе Фризойте (Friesoythe), Германия.

Капитуляция немцев на косе Фриш-Нерунг, Восточная Пруссия. Немецкий и советские офицеры обсуждают условия капитуляции и порядок сдачи в плен немецких войск.

Кенигсберг, немецкие траншеи.

Кенигсберг, район Трагхайм после штурма, поврежденное здание.

Киноактриса Зоя Федорова общается с бойцами одной из танковых частей Красной Армии.

Немецкий солдат в окопе прикуривает сигарету. Курская дуга.

Немецкий солдат ведет огонь из пистолета-пулемета MP-38.

Немецкий солдат из обоза 167-й пехотной дивизии у тел убитых лошадей.

Немецкий солдат обыскивает погибшего советского солдата-пехотинца.

Немецкий солдат осматривает уничтоженный взрывом боекомплекта в результате пробития лобовой брони над люком механика-водителя советский танк ИС-2. На дальнем плане видны еще два подбитых ИСа.

Немецкий солдат позирует, сидя на башне подбитого в поле советского танка Т-34. По характерным признакам машина выпуска апреля 1943 года и производства завода №112 «Красное Сормово».

Немецкий солдат проверяет карманы сдавшегося в плен красноармейца.

Немецкий солдат рассматривает подбитый советский танк БТ-7. На дороге стоит немецкий легковой автомобиль Опель «Кадет».

Немецкий солдат с ручным пулеметом MG-42 во время Курской битвы.

Немецкий солдат собирается бросить гранату Stielhandgranate-24.

Немецкий солдат чистит свой карабин в коротком перерыве между боями в Сталинграде. Осень 1942 года.

Немецкий солдат, вооруженный штурмовой винтовкой StG 44 прикуривает у самоходчика из экипажа штурмового орудия StuG IV.

Немецкий танк Pz. IV Ausf. H из состава 3-й танковой дивизии, тактический номр 63, сгоревший в результате попадания бронебойного снаряда калибра 57-76 мм.

Немецкий танк Pz.Kpfw V «Пантера», подбитый САУ СУ-85 под командованием лейтенанта Кравцева. Украина, 1944 год. Фотография сделана из люка механика-водителя

Немецкий танк Pz.Kpfw. V «Пантера», подбитый расчетом гвардии старшего сержанта Парфенова. Окраина Харькова, август 1943 года.

Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf. A «Пантера», подбитый в борт снарядом калибра 100-122 мм.

Немецкий танк Pz.Kpfw. V Ausf.A «Пантера» и бронетранспортер Sd.Kfz. 251 с экипажами на дороге. Второй слева возле танка - оберштурмфюрер СС Карл Николес-Лек, командир 8.SS-Panzerregiment 5.

Немецкий танкист наблюдает за горящим нефтехранилищем в районе Майкопа.

Немецкий танкист осматривает след от попадания советского снаряда на лобовой броне танка PzKpfw. V «Тигр». Курская дуга.

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI «Тигр» с тактическим номером «211» из состава 503-го танкового батальона, в районе Белгорода. Немецкая наступательная операция «Цитадель»

Немецкий тяжелый танк Тигр II, увязший в сырых лугах. Окрестности чешского города Тржебонь. май 1945 г.

Немецкий тяжелый транспортный самолет Мессершмитт Me.323 «Гигант».

Немецкий унтер-офицер обыскивает сдавшегося красноармейца.

Немецкий фельдфебель возле советского танка Т-34 на разбитой переправе через речку Зельвянка. На переднем плане танк Т-34 образца 1941 года, в реке утопленный танк Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11.

Немецкий фельдфебель объясняет солдатам, как использовать фаустпатрон. Снимок сделан на северном участке Восточного фронта (СССР).

Немецкий экипаж в кабине бомбардировщика Ю-88 (Ju-88). Сцена напоминает происходящее в полете, но фото сделано через переднее остекление - в полете такое фото сделать было бы невозможно.

Немецкий танк «Тигр», подорванный и брошенный немцами на улице сицилийского города Бискари.

Во время войны трофейная бронетехника вермахта ограниченно использовалась в боевых целях армиями его противников, особенно Красной Армией. Ещё в декабре 1941 года в составе Автобронетанкового Управления РККА создали Отдел по эвакуации и сбору трофеев. А в феврале 1943 года стали создаваться специальные трофейные бригады для сбора и вывоза всякого захваченного имущества. Они подчинялись образованному в апреле 1943 году Трофейному комитету ГКО во главе с маршалом Ворошиловым. Всего за время войны и после неё трофейные бригады собрали более 24 тысяч немецких танков и штурмовых орудий.

Часть немецких танков и бронемашин доставалась советским войскам в исправном состоянии или могла использоваться после небольшого ремонта. Однако их боевое применение было ограниченным. Сказывалось отсутствие собственной ремонтной базы для вражеской техники и недостаток боеприпасов нужного калибра.

Ближе к концу войны большинство захваченной техники составляли новые модификации. Они были очень сложны в эксплуатации для неподготовленных к ним советских экипажей. Боевое применение трофейных танков «Тигр» и «Пантера» было единичным и, как правило, очень коротким по времени после их захвата. Тем не менее, такие случаи имели место.

В конце войны Германия производила только танки «Тигр», «Королевский тигр» и «Пантера». Их производство было ограниченным. Так, «Королевских тигров» было выпущено менее пятисот штук, а «Тигров» – чуть более полутора тысяч. Почти все они были выбиты ещё зимой 1944/45 г. в Арденнах и в марте 1945 г. при немецком наступлении у озера Балатон. Множество немецкой техники было уничтожено во время уличных боёв в Берлине и Кёнигсберге.

Тем не менее, по окончании войны в распоряжении Красной Армии находилось некоторое количество трофейных немецких танков, особенно «Пантер», коих немцы изготовили более 5000. В июне 1945 года в советских войсках насчитывалось 307 «Пантер», однако исправных среди них числилось всего 111. Спустя месяц, после сортировки и отбраковки части машин, «Пантер» на ходу осталось 63, ещё 83 штуки требовали ремонта.

На вооружении Советской Армии после войны немецкие трофеи не состояли. Они использовались в основном как мишени на учебных стрельбах и испытаниях, реже как тягачи и учебные машины. По мере их износа они не ремонтировались, а списывались и шли в переплавку. К концу 1946 года немецкой трофейной бронетехники в Советской Армии не осталось.

В странах – союзниках СССР по Восточному блоку жизнь немецких танков оказалась более долгой. Так, на вооружение армии Чехословакии поступили 167 немецких танков (в том числе 65 «Пантер»). Поскольку в Чехословакии располагались танковые заводы бывшего Рейха, там эти танки состояли на вооружении до 1955 года. 15 «Пантер» до начала 50-х гг. имелось в армии Болгарии. Со списанных после этого танков сняли башни и установили в качестве дотов вдоль границы с Турцией. В Румынии до конца 40-х гг. использовались 13 «Пантер».

Больше полусотни трофейных «Пантер» до 1950 года состояло на вооружении Франции. Единичные экземпляры большинства моделей немецкой бронетехники имеются во многих музеях мира, в том числе в подмосковной Кубинке.