Я безумно ревновала алексея. Лидия Вележева: "Я безумно ревновала Алексея"

Картины «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя»‚ «Воровка»‚ «Идиот» превратили ее в суперзвезду российского кинематографа. Так как популярность пришла к заслуженной артистке России Лидии Вележевой в зрелом возрасте‚ она не страдает звездной болезнью. Для того чтобы сейчас улыбаться с обложек глянцевых журналов‚ она очень много работала - начала сниматься в кино с 13 лет. О том‚ как складывается жизнь за кулисами‚ знаменитая актриса кино и Театра имени Вахтангова рассказала корреспонденту «Красоты & здоровья» Марине Долиной.

Марина ДОЛИНА: Лидия, вы верите в судьбу?
Лидия ВЕЛЕЖЕВА:
Да, и считаю, что судьба меня ведет. Многие важные события происходят в моей жизни благодаря счастливому случаю. Я не раз оказывалась в нужное время в нужном месте. Думаю, это было неспроста.

М. Д.: С каким чувством вы вспоминаете школьные годы?
Л. В.:
Я и моя сестра Ирина учились в школе-интернате. Дело в том, что мама растила нас одна и вынуждена была работать на фабрике в две-три смены. Она рассказывала, что я и сестра росли настоящими маленькими разбойницами и оставлять нас без присмотра практически на целый день дома ей было просто страшно. Устроить детей в хороший интернат ей предложило руководство фабрики, так как она считалась ценным сотрудником. Причем по тем временам наше обучение стоило немалых денег: 120 рублей в месяц, то есть примерно половину маминой зарплаты. Несмотря на огромную нагрузку на работе, каждое утро мама приезжала нас проведать. Она была уверена, что мы проучимся в интернате буквально несколько лет, а потом она обязательно заберет нас домой. Но атмосфера в нашем учебном заведении была настолько теплой и творческой, что, когда после третьего класса мама приехала, чтобы увезти нас домой, мы с сестрой умоляли ее оставить нас учиться в интернате. Для мамы такой поворот событий стал неприятной неожиданностью, но она приняла все как есть, за что я ей благодарна. В интернате я занималась практически во всех кружках, которые там были, и привыкла к насыщенному жизненному графику. В старшем возрасте мне это очень пригодилось.

М. Д.: А как же ужасы, связанные с жестокостью преподавателей и нянечек в интернатах и детских домах?
Л. В.:
Знаете, есть хорошая поговорка «Каков поп, таков и приход», и я абсолютно с этим утверждением согласна. Если директор интерната или детского дома любит детей, его подопечные ни в чем не будут нуждаться. И наоборот. Я сейчас много езжу по детским домам и интернатам, где иногда вижу хороший ремонт, новую мебель, красивые игрушки и… несчастные лица детей. Потому что самое важное во всех начинаниях - пресловутый человеческий фактор. Заставить людей отдавать часть своей души сиротам с помощью щедрых пожертвований спонсоров, к сожалению, нельзя. Именно поэтому отбирать персонал для работы в сиротских учреждениях надо тщательно. За все десять лет моей учебы в интернате только один раз я столкнулась с неадекватным поведением преподавателя. В младших классах у нас появилась воспитательница, которая к детям относилась весьма своеобразно. Если мы сидели за партой сутулясь, она не только страшно ругала, но и била провинившихся линейкой по рукам - пребольно, я вам скажу. Мы с сестрой недолго терпели такое отношение: как только мама приехала нас навестить, сразу пожаловались ей на жестокое обращение. Она поговорила с директором и с воспитателем, после чего эти унизительные сцены навсегда прекратились в интернате.

М. Д.: В чем, на ваш взгляд, отличие ребят, выросших в интернате, от их сверстников, получивших домашнее воспитание?

Л. В.: Мы выросли самостоятельными, дисциплинированными и ответственными людьми. Я всегда мысленно благодарю сотрудников интерната, которые помогли нам на практике ощутить, что все в наших руках. Мы сами наводили порядок в спальнях, классах, рекреациях и на этажах, сажали деревья в саду, строили теплицы и тир. Не у всех ребят из нашего интерната были родители, поэтому воспитатели внушали нам одно: надеяться в жизни надо только на себя. И эта привычка не ждать, когда «волшебник прилетит в голубом вертолете и бесплатно покажет кино», а самостоятельно сесть и придумать план конкретных действий для исполнения своих заветных желаний мне в жизни очень помогает. Думаю, многие одаренные и даже талантливые люди не могут добиться успеха именно потому, что ждут, когда кто‑то устроит их судьбу, вместо того, чтобы самим пробиваться в профессии.

М. Д.: Как вы попали на съемочную площадку?
Л. В.:
Это было счастливое стечение обстоятельств. В 13 лет я решила отвезти свои фотографии на Киностудию имени Довженко, я ведь родилась и выросла в Киеве. Когда я пришла на киностудию, сотрудница, которой я отдала свою фотокарточку, пристально на меня посмотрела и попросила задержаться в приемной. Через несколько минут на меня вышла взглянуть ассистентка режиссера, который как раз искал юную актрису на главную роль в картине «Ожидание». Как ни странно, меня, совсем неопытную девчонку, утвердили, и на съемках этой картины я познакомилась с московским педагогом из Щукинского училища Юрием Васильевичем Катиным-Ярцевым. При встрече он сказал маме, чтобы я обязательно приезжала в Москву поступать в театральный. И хотя в Москву я действительно приехала, напоминать ему о нашем знакомстве постеснялась. Поступила сама, а он меня увидел только на лекциях и страшно удивился, что я не подошла к нему перед вступительными экзаменами.

М. Д.: Что бы вы посоветовали людям, которые мечтают об актерской профессии?
Л. В.: Трезво оценить свои силы. Потому что цветы, аплодисменты и фотосессии для глянцевых журналов - это лишь незначительная, хотя и весьма приятная составляющая нашей профессии. Однако большую часть времени мы проводим на съемочной площадке, причем работаем по 12–18 часов в сутки без выходных и больничных. Не говоря уже о таких «мелочах», как съемки ночью после дневной репетиции и спектакля или летних сцен поздней осенью…

М. Д.: Вы познакомились с мужем актером Алексеем Гуськовым задолго до того, как в вашей жизни появился достаток. С каким чувством вспоминаете первые годы супружеской жизни?
Л. В.:
Сейчас люди буквально помешались на материальных ценностях, а мне кажется, что достаток и семейное счастье - вещи совершенно не взаимосвязанные. Я не понимаю, почему многие девушки, да и взрослые женщины тоже, думают, что если выходят замуж за богатого человека, то застраховывают себя от всех проблем. Деньги же можно не только заработать, но и потерять. И наоборот. Так что когда мы с Лешей начали жить вместе в общежитии, а потом в коммуналке, я знала, что бытовых проблем у нас будет немало. Но не могу сказать, что это помешало нашему семейному счастью. Когда финансы пели романсы, мы быстренько составляли список вещей, от которых в этом месяце придется отказаться совсем, или же урезали свои потребности. И ничего, выкручивались как‑то. В данный момент мы можем позволить себе некоторые радости жизни, но для нас обоих это не главное.

М. Д.: Что необходимо, чтобы мужчине хотелось возвращаться домой каждый день?
Л. В
.: Уверенность в том, что дома его любят и ждут. Всегда. Сегодня женщины крайне требовательны к своим избранникам. Оглядываясь по сторонам, они обязательно находят подругу в шубке поновее и на машине классом повыше. И эта вечная гонка «быстрее, выше, сильнее» для мужчин не только утомительна, но и унизительна, особенно если добиться всех поставленных второй половиной целей супруг не может по разным причинам. Я думаю, если муж знает, что жена любит его и в печали и в радости, это важный аргумент для него в пользу того, чтобы беречь свою семью и дорожить отношениями с женой. Поэтому женщине надо почаще задавать себе вопрос не «что муж мне дал?», а «что я ему дала?». Это отрезвляет и дисциплинирует.

М. Д.: Что вы делаете, если чувствуете, что отрицательные эмоции вас переполняют?
Л. В
.: В себе не коплю. Выплескиваю. Я уже давно поняла: если пытаешься отмахнуться от проблемы или поглубже загнать раздражение или обиду, этот негатив все равно прорвется наружу, только в самое неподходящее время. Поэтому лучше всегда выпустить пар.

М. Д.: Актеры - народ суеверный. Есть ли у вас какие‑то ограничения в профессии, связанные с субъективными соображениями?
Л. В.
: Я действительно в своей профессии человек суеверный, поэтому, например, когда поступило предложение поехать на пробы на главную роль для картины «Мастер и Маргарита», категорически отказалась. Известно же, что это «нехорошее» произведение. По тем же соображениям не стала сниматься в мистическом фильме «Юленька». Испугалась. Еще я считаю, что даже во время съемок нельзя ложиться в гроб. Это создает режиссерам некоторые дополнительные сложности, но они относятся к моему пожеланию с пониманием. Потому что это не звездный каприз, а глубокое внутреннее убеждение.

М. Д.: Часто ли вы бываете на кинопремьерах?
Л. В.:
Мне больше нравится смотреть кино дома на DVD. Я стараюсь покупать диски с картинами, получившими престижные награды на международных кинофестивалях в Каннах, Венеции, Берлине. Единственный человек, которому время от времени удается вытащить меня в кино, - мой младший сын Митя. Я, правда, честно его предупреждаю, что, если картина мне не понравится, встану и уйду.

М. Д.: Такие проколы бывают?
Л. В. : Редко. Достаточно посмотреть трейлер, чтобы понять, насколько талантлив режиссер, удачен кастинг актеров и хороша работа оператора.

М. Д.: А когда появляются картины с вашим участием, чье мнение стремитесь выслушать в первую очередь?
Л. В.
: Главный критик для меня - муж. Еще я всегда приглашаю на премьеру близких подруг, которые не принадлежат к миру кино. Простое зрительское «нравится - не нравится» намного важнее сложных рассуждений киноведов о художественном своеобразии картины.

М. Д.: Какие театральные постановки кажутся вам сейчас наиболее интересными?
Л. В.
: Я с большим любопытством наблюдаю за подрастающими актерами. Поэтому довольно часто хожу на спектакли театральных училищ.

М. Д.: Какие телепередачи вы смотрите с удовольствием?
Л. В.
: Люблю познавательные и новостные программы. Больше всего, пожалуй, мне нравится канал «Дискавери».

М. Д.: Ваш старший сын уже закончил театральный институт. Вы помогаете ему пробиться в профессии?
Л. В
.: Я бы и рада помочь, но Володю после окончания Щукинского училища пригласили в несколько известных театров Москвы и Петербурга, в том числе в наш, вахтанговский. В результате сын выбрал Театр имени Маяковского. Потому что не хочет, чтобы все его достижения - если таковые будут, конечно, - приписывали протекции матери…

М. Д.: Младший сын тоже станет актером?
Л. В
.: Митя выбрал продюсерский факультет. Вот подрастет немного и будет заниматься пиаром всех членов семьи. (Смеется.)

М. Д.: Как складываются ваши отношения со второй половиной старшего сына?
Л. В.
: Володя поступает весьма дипломатично - со своими подругами меня пока не знакомит. Я просто знаю, что он не одинок. И ничего плохого в этом не вижу. Пусть выстраивает отношения с женщинами сам, без участия третьих лиц, даже если это мама и папа. Когда сын сделает окончательный выбор, я с радостью познакомлюсь с его избранницей.

М. Д.: У вас есть своя материнская точка зрения, в каком возрасте мальчикам надо жениться?
Л. В.: Я не сторонница ранних браков. Всякое бывает, конечно, - есть примеры очень счастливых семей, созданных в возрасте 17 лет, но таковых меньшинство. И дело не только в материальных проблемах молодой семьи. К разводу в таких браках приводит неготовность молодоженов жертвовать своими интересами ради партнера, ребенка. Все‑таки сохранение отношений в паре - большая работа, и каждый из супругов должен хотя бы теоретически понимать, что у него появятся в браке не только права, но и обязанности. Вот почему я, именно как мама мальчиков, хотела бы, чтобы они психологически дозрели до создания семьи и сделали это осознанно, а не импульсивно. Также мне бы хотелось, чтобы со своими будущими женами они прожили какое‑то время в гражданском браке и их отношения прошли проверку временем. Я понимаю, что, будь я мамой девочки, наверное, рассуждала бы иначе, но у меня двое сыновей.

М. Д.: Какой вам представляется идеальная невестка?
Л. В.:
Нас с сестрой мама всегда учила, что девочка должна быть доброй, сострадательной, умеющей прощать, а также аккуратной хозяйкой дома. Когда женщина встречает любимого вкусным обедом и ужином и держит дом в чистоте - это уже показатель ее отношения к мужчине, который с ней рядом. Если же элементарной женской руки в доме не видно, для меня, как матери, это было бы дурным знаком. Я считаю, что если жена любит своего мужа, она готова о нем ежедневно заботиться. И об этом часто своим сыновьям говорю.

М. Д.: Как у вас складываются отношения со свекровью?
Л. В.:
Я благодарна Лешиной маме Любови Леонидовне, во‑первых, за то, что она родила моего мужа, а во‑вторых, за то, что она много времени и сил отдает нашим детям. Так как вместе мы не живем, мелкие разногласия, если и возникают, быстро сглаживаются. Тем более свекровь ведет себя по отношению к нам не только тактично, но и мудро. Даже если она становится свидетелем какой‑то семейной размолвки, никогда не вмешивается. Я очень уважаю ее и в каких‑то вопросах обращаюсь за советом именно к ней.

М. Д.: Вы в отличной физической форме. Это генетическая особенность вашего организма или же плоды кропотливого труда в тренажерном зале?
Л. В.:
Жизнь - мой тренажерный зал. При такой загруженности в театре и кино времени на фитнес просто не остается. Достаточно вспомнить пластический спектакль «Берег женщин», после которого у каждой из актрис появляется ощущение, что она похудела на несколько килограммов.

М. Д.: Актеры часто снимаются помногу часов без перерыва. Есть ли у вас какие‑то неизменные привычки в питании?
Л. В.
: Главное блюдо дня для меня - это горячее, желательно суп. На мой взгляд, для сохранения нормальной фигуры нужно не отказываться от любимых блюд, а вставать из‑за стола слегка голодной. Такой способ заботы о фигуре мне нравится больше, чем изнурительные диеты, дающие краткосрочный результат.

М. Д.: Чем вы руководствуетесь при составлении гардероба?

Л. В.: Предпочитаю женственные модели, подчеркивающие достоинства фигуры. Причем важно одеваться в соответствии со своими собственными представлениями о прекрасном, а не усредненными рекомендациями глянцевых журналов. Например, женщины средних лет в малиновых мини-платьях кажутся мне… как минимум закомплексованными. Это лишний раз подчеркивает, что даме далеко за 18. Тогда как при современном ассортименте в магазинах и авторских бутиках российских и зарубежных дизайнеров можно в любом возрасте подобрать наряд, который будет смотреться элегантно и стильно. Я люблю вещи от российских модельеров Юлии Яниной и Ирины Аликовой, а также французские и итальянские модные бренды.

М. Д.: Часто ли вы бываете в салонах красоты?
Л. В.:
Три раза в месяц обязательно. В первую очередь стараюсь вырваться к нашему семейному стилисту Оксане Данскир, которая приводит в порядок мою прическу. За 20 лет мы с Оксаночкой научились понимать друг друга без слов, что, согласитесь, очень важно.

М. Д.: Что, по вашему мнению, главное для сохранения молодости кожи?
Л. В
.: Качественное и регулярное очищение кожи - половина успеха в борьбе за красоту. Именно поэтому раз в неделю я делаю глубокий пилинг лица.

М. Д.: Есть ли у вас какие‑то секреты из арсенала народных средств?
Л. В.
: Да, они всем известны, а главное, эффективны. Если состояние кожи вокруг глаз оставляет желать лучшего, я кладу на глаза пакетик спитого чая, а умываюсь по утрам минеральной газированной водой. Она не только освежает лицо, но и помогает проснуться.

М. Д.: Что вы думаете по поводу омоложения с помощью достижений современной пластической хирургии?
Л. В.:
Это серьезный бизнес, о чем нельзя забывать, оказываясь на консультации у доктора. Моя подруга, например, решила сделать омолаживающую операцию, причем врач предупредил ее, что результаты окончательно будут заметны только через четыре месяца. В действительности она приходила в себя вдвое дольше, а результаты… Честное слово, ее страдания не стоили того. Она не помолодела, а просто изменилась. Я буду стареть достойно, не подправляя своих морщин скальпелем. Потому что понимаю: на оперативное вмешательство мой организм может отреагировать как угодно. Так что эксперименты я лучше буду ставить над собой на сцене, а не в реальной жизни.

М. Д.: Ваши пожелания нашим читателям?
Л. В.:
Любви и мира в семье.

БЛИЦАНКЕТА

· Возраст, когда вы почувствовали, что неотразимы? 27–28 лет.

· Профессия, в которой вы принесли бы обществу много вреда? Бухгалтер.

· Любимое время года? не зима, главное, чтобы было тепло - весной, летом или осенью.

· Как долго вы восстанавливаетесь после серьезной роли? От трех месяцев до полугода.

· Любимые русские писатели? Островский и Достоевский.

· Сколько времени вы знакомы с ближайшей подругой? 25 лет.

Совет от Лидии Вележевой

Не завидуйте. Вместо того чтобы рассуждать о чьих-то достижениях, лучше сосредоточьтесь на собственной жизни. Так вы быстрее добьетесь успехов.

Издание: Вечерняя Москва

Таких персон традиционно называют «лицо партии». В этом смысле у «Единой России» оно яркое и запоминающееся. В актрисе Лидии Вележевой все излучает гармонию. Если роли - то только любимые, а количество не важно. Если семья - то дружная, с троекратным мужским вниманием (в помощь мужу, актеру и продюсеру Алексею Гуськову, двое подрастающих сыновей, старший из которых уже продолжает дело родителей). На вопрос, каких жертв потребовало от нее искусство, Лидия Вележева вспомнила? химическую завивку для съемок «Очарованного странника» - в экспедиции негде было бы завиваться, пришлось слегка подпортить роскошные волосы. И действительно, глядя на нее, начинаешь верить, что не нужно никаких жертв - все должно быть в радость.
При взгляде на Лидию Вележеву афоризм князя Мышкина: «Красотой спасется мир»- становится аксиомой. В детстве Лидия учила китайский язык, занималась гандболом, посещала кучу кружков - мама вынуждена была работать в две, а то и в три смены, и потому они с сестрой учились в интернате. В 13 лет снялась в своем первом фильме, а в 17 провалилась в Киевском театральном институте, чтобы сразу после этого поступить в Москве. Неудивительно, что никакие трудности ее с тех пор не пугают.

Говорят - Вахтанговский театр, подразумевают некие секреты праздничной театральности, которые знают только посвященные. Как вам, вахтанговке со стажем, кажется - за этими разговорами реальность или уже легенда?
- К сожалению, вахтанговского секрета уже не существует. Сейчас такое время - актеры отработали и разбежались по съемкам и антрепризам. Раньше, например, вахтанговцы обязательно отмечали Новый год, и попасть на эти феерические торжества было нереально - вот уж действительно только для избранных. Теперь этого нет.
Раньше, когда у актеров не было такого количества съемок, озвучаний, антреприз и так далее, рядовой спектакль превращался в праздник, после которого можно было задержаться и пообщаться. Мы, пришедшие в театр в 80-х годах, еще застали… хвостик этой легенды. В буфете рождались идеи новых спектаклей, завязывались романы, а разговоры были не на уровне «как я сыграл» - рассказывались замечательные истории о прошлом, которые мы, молодые, слушали, затаив дыхание.
- Вы играете Адельму в «Принцессе Турандот». Для кого-то из артистов участие в 80-летнем спектакле превратилось в трудовую повинность. А для вас?
- Как?! Почему в повинность? У нас многие артистки, приходя в театр, проходят через «Принцессу Турандот». Начинают с рабынь, потом получают роли побольше. Про себя могу сказать, что когда мне дали роль Адельмы, меня очень грело сознание, что через эту роль прошли все великие вахтанговцы. Конечно, к спектаклю в нынешнем его состоянии есть претензии, в том числе и к актерам. И, конечно, сделать новую редакцию сложнее, чем попросту закрыть спектакль, как в итоге и сделали.
- Как?! «Принцессу Турандот» закрыли?
- Да, закрыли - как нам было сказано - на время. Очень хочется, чтобы «Турандот» вернулась в репертуар. Вы не представляете, что творилось на последнем спектакле.
Впрочем, на «Турандот» всегда аншлаг - это самый кассовый спектакль. По телевидению прошел сюжет, что спектакль снимают, и был невероятный бум. Фотоаппараты, цветы. Конечно, надо искать что-то новое, отредактировать реплики «Масок». Например, упоминание водки «Столичной» или телеграммы-молнии уже не проходит (какие теперь телеграммы?).
А вот загадка про Интернет, которую вставил Рубен Симонов, встречается бурными овациями. Время…
- Вы сегодня довольно мало играете в театре, но зато вас можно увидеть в спектаклях Петра Фоменко и Владимира Иванова, который считается одним из лучших педагогов Щукинского училища. Это что, ваша разборчивость?
- Скорее удача. Куда-то я не попала из-за съемочных периодов. Скажем, когда снималась в «Идиоте», попросила руководство не загружать меня, а в это время как раз шли распределения на несколько лет вперед. Что ж, все что ни делается - к лучшему.
- А вы имеете право отказаться от роли?
- Весь ужас в том, что у нас очень многие имеют на это право. Хотя в идеале артист даже подумать не смеет, чтобы отказаться от роли из-за съемок или из-за того, что «я только что выпустил спектакль». А у нас это вошло в норму. И молодые артисты это видят, копируют, и начинается уже цепная реакция.
- Как вы думаете, почему у Петра Наумовича Фоменко так удался спектакль «Без вины виноватые» в вашем театре? Какие звезды должны были сойтись?
- А потому что он Фоменко. На него надо молиться и выполнять все его капризы - он этого заслуживает. Так точно, понятно, современно и доступно актерам объяснять классику! Мне было так легко понимать, чего он хочет, что в процессе репетиций возникло ощущение, будто я уже могу выйти на сцену, готова! Есть спектакли, которые надо все время повторять, а этот помнишь - настолько прочный там стержень. А ведь уже 14-й год идет. Фоменко и Иванов - те режиссеры, у которых я и сегодня больше всего хочу работать. Знаете, как расстраиваются все, кто не попал в работу к Иванову?
- Как вы можете объяснить (или, может, Владимир Бортко говорил об этом) почему именно в наше время возникла потребность в новом «Идиоте»?
- Очень просто: Владимир Бортко захотел снять весь роман. У Пырьева был любовный треугольник. А Бортко инсценировал роман от первой страницы до последней. Его спрашивали: а почему бы вам не снять «Анну Каренину», например? Потому, отвечал он, что уже есть замечательный фильм по всему роману. А почему бы и нет?
- Понятно, что такие роли, как Настасья Филипповна, требуют от актрисы колоссальной собственной работы?
- На первом месте все равно режиссерские задачи. Я могу, готовясь к съемочной смене, придумывать все что угодно. Но на съемках может выясниться, что твои фантазии не совпадают с режиссерским видением. У меня был некий ступор от того, что мне ничего не помогает, режиссер отобрал у меня все подпорки. Ведь любой предмет в руках - веер, чашка, ручка - может помочь актеру передать состояние персонажа. Я пересматривала пырьевского «Идиота» - у Юлии Константиновны там и муфточка, и веер, которыми можно манипулировать. А Бортко заявил мне, что ему этого ничего не надо. Только фигура, нутро, душа и глаза. Даже ресницы не дал наклеить - мне, говорит, не нужна кукла. При этом все должно быть очень достойно - повадки, походка, манеры. Я старалась приходить на съемки пораньше, чтобы спокойно походить в костюме, настроиться, ничего не трогать, не хватать телефон.
- Достоевский - жестокий автор, и история знает немало срывов у актеров, игравших его. Вы с режиссером искали какие-то защитные механизмы, чтобы и роль получилась, и нервы при этом остались целы?
- Он не жестокий, просто держит в невероятном напряжении. А мы, конечно же, люди ранимые и все пропускаем через себя. На «Идиоте» во мне накопилось эмоциональное ощущение взрыва. А Бортко говорил - не надо, мол, я вижу, что ты можешь, но ты дави эту лаву, не пускай ее наружу, пусть внутри кипит. Мы с ним долго спорили по этому поводу, и он мне доказывал - Настасья Филипповна очень гордая. И даже если взрывается и дает пощечины - делает это достойно. И любой ее шаг - не истеричный всплеск эмоций, а Поступок.
А вообще-то Бортко очень бережно относится к артистам. Лишний раз обратит внимание - отдыхал ли актер, удобно ли ему. Следил, чтобы для меня всегда стоял стул - я ведь не могла в своем платье и с прической, над которой несколько часов трудились гримеры, прилечь на кушетку в перерывах, как это делали мужчины. Он первый на моей памяти выставлял свет без актеров, и приглашал нас только тогда, когда все было готово.
- Говорят, его поразило, как вы сжигаете деньги?
- А-а, это руководство вместе с журналистами приехало в тот момент, когда мы снимали эту сложнейшую сцену, да еще практически одним куском. Вы, сказала я им, сюда приехали посмотреть, не жжем ли мы нал?
- А в жизни вы как относитесь к деньгам: стыдно, когда их нет, и надо стремиться заработать, или нет - и не надо, скорректируем потребности?
- Я не жадный человек и зарабатывать, лишь бы заработать невесть как, не буду. Может, потому что у меня есть каменная стена в лице мужа, и заработком, по большому счету, занимается он, позволяя мне иногда даже полениться.
- Что может дать мать будущему мужчине: уравновешивать лаской строгость отца, постоянно показывать сыну, что она женщина, или побаловать его, пока маленький?
- А вот все понемногу, что вы перечислили. У мальчишек в подсознании - мы, мол, сильные, и потому нам многое позволено. Так что надо все время их собирать. Мне мама всегда говорила - это плохо потому-то и потому-то и всегда рисовала перспективу, объясняя, почему плохо. И я старалась, чтобы мое «нет» было для детей категоричным, но объясняла, почему.
Сейчас многие воспитывают детей по японской системе - вседозволенность до трех лет. Но я считаю это неправильным. А еще я всегда приучала их - прежде чем что-то попросить, выясни, есть ли у нас для этого деньги.
- Ваш старший сын поступил на актерский факультет. Он получил то, чего ожидал?
- Да. Я вижу, с каким наслаждением и как быстро он собирается в институт. И как завидуют ему мальчишки-одноклассники. А теперь выясняется, что он попал к Нине Дорошиной, у которой когда-то училась и я. И наблюдений (есть такое актерское упражнение) у него получилось столько же, сколько и у меня в студенческие годы.
- А вы бы отпустили своих сыновей в армию?
- Нет. Наша армия с ее дедовщиной, работой на стройках у кого-то не дает гарантий, что мой здоровый ребенок вернется живым, не искалеченным и не больным.
- Вы вступили в партию «Единая Россия». Зачем вам это нужно и что вы реально там делаете?
- Могу сказать, что «Единая Россия» - единственная партия, которая не занимается демагогией. Не раздувает шумиху вокруг любой своей акции, а просто делает конкретные дела. Ну, например, одна московская школа - не богатая, обычная - просила компьютерный класс.
Написали письма в ЛДПР, «Яблоко», КПРФ и «ЕР» - и только «Единая Россия» подарила эти компьютеры.
Что я там делаю? Выступаю, если просят. Например, перед детьми Беслана. Или помогаю решить какие-то вопросы. Вот другой школе нужно было поставить «лежачего полицейского». Директор ходила, обивала пороги.
Когда узнали, что я в партии, попросили - Лидочка, помогите. Я подошла на съезде к префекту этого округа, и вопрос решился очень просто.
- Вашего партнера по «Идиоту» Евгения Миронова часто сравнивают с корифеями сцены, точно он негласно несет ответственность за свое поколение. А вы через это проходили?
- Сравнение вообще-то - плохая штука: актер должен быть индивидуальностью. Все зависит от того, по какому принципу сравнивают - типаж, внешность, манера игры, попадание в образ. С кем меня только не сравнивали - начну перечислять, скажете - во, загнула.
-???
- Ну, с Верой Холодной. Даже Петр Наумович Фоменко в «Без вины виноватых» просил сделать мне грим под Веру Холодную. Но я не люблю никаких сравнений - каждый актер индивидуален. Надо благодарить Бога за то, что тебе дают такие роли.
Знаете, когда проявляется любой человек, и актер в частности? Когда к нему приходит либо власть, либо слава.
Вот тут слетают все маски, и обнажается истинное лицо. И тогда я поражаюсь, глядя на некоторых коллег, - какие они становятся гордые да неприступные. И все сплошь звезды. Разве можно себе представить, что Табакова или Ульянова назовут звездой? Это любимые народом артисты, а звезда сегодня в небе взойдет, а завтра упадет.
Если я где-то выступаю, умоляю администраторов не вешать на меня никаких ярлыков, а представить просто - актриса театра и кино Лидия Вележева.

—Сейчас мало кто может похвастаться таким крепким браком, как ваш. Прожив вместе 24 года, вы еще способны удивлять друг друга?

Алексей: Последний раз я сильно удивил Лиду три года назад, когда неожиданно завел лабрадора.

Лидия: Леша обожает собак! Он даже родился в год Собаки, и это, наверное, многое объясняет. И муж, и сыновья периодически затевали разговор о том, как было бы чудесно завести пса. Но всегда слышали в ответ мое категорическое нет. Потому что я боялась брать ответственность за живое существо: мы с Лешей вечно в разъездах, и даже если в Москве снимаемся, то рабочий день все равно ненормированный. А дети учатся. Кто будет гулять с собакой, кормить ее и ухаживать за ней?

— То есть мужу и детям приходилось довольствоваться зверьем попроще? Хомячками и черепахами?

Лидия: Даже их не было.

Алексей: За исключением того белого хомяка, которого Вовка в детстве ненадолго взял у друга напрокат. Мы приняли его тогда за крысу!

Лидия: Но три года назад Леша сделал мне сюрприз. В финале комедии «Любовь-Морковь 2» моя героиня, злодейка Левицкая, превращается в лабрадоршу. Премьера фильма была 23 декабря, а через два дня Леша позвонил мне на мобильный со словами: «Я купил тебе замечательный подарок на Новый год!» Я, разумеется, принялась выпытывать подробности. Но он все мои уточняющие вопросы проигнорировал, только спросил: «А ты во сколько будешь дома? Когда приедешь, позвони — я выйду». Меня это насторожило: подарок подарком, но зачем на улице встречать? Приехала, позвонила — Леша мгновенно выскочил во двор, что тоже было подозрительно. Паркуюсь, и он говорит: «Я приготовил тебе замечательный подарок, ты ему очень обрадуешься…» А сам на меня по-особенному смотрит. Я все в его глазах прочла. Поняла, что подарок — животное. И сказала только одно слово — «нет». А он в ответ: «Да». Идем к подъезду. Я снова: «Нет!» Он: «Да!!!» Так и шли до квартиры, ведя однообразный, но очень эмоциональный диалог. Зашли домой, а навстречу Митя — в руках маленький черненький комочек: «Мамочка, посмотри, какой хорошенький…» Я отвернулась: «Даже не показывай». Ужасно расстроилась: «Господи, это же новая проблема, это же еще один ребенок…» Но как только увидела эти глазки и мордочку, растаяла: «Ой, какая пре-елесть!»

Алексей: Мы провернули тогда секретную операцию, достойную Джеймса Бонда. А подбил нас на эту авантюру старший сын. Я Володе сказал: «Ты представляешь количество забот? Кровью клянись, что будете сами ухаживать за собакой!» — «Будем!» И мы со старшим поехали выбирать пса. А младшего только через неделю в свой план посвятили: боялись, что матери сболтнет. Семья у нас шумная, народу много, и все эмоциональные. Поэтому нам требовался пес с устойчивой психикой, чтобы не разбирался, кто главнее, и не крутил головой, выбирая, кого защищать. У знакомого на передержке был черный лабрадор, который все время таскал игрушки и вилял хвостом. И знакомый говорил: «Видишь, он прекрасно себя ведет, спокойно адаптируется. Очень умный пес». И мы отправились к заводчику, выбрали самого славного из племянников того черного лабрадора и повязали ему на шею красную ленточку — забирать его от мамы было еще рано. Кстати, с тех пор у нашего Визиря только красные ошейники. В день, когда мы его забрали, на дорогах были ужаснейшие пробки. Мы со скоростью захворавшей улитки ползли домой — и попасть туда нам надо было раньше, чем вернется Лида. Поэтому мы ей то и дело звонили: «Лидочка, ты где? А не заедешь в магазин?» Когда у меня заканчивались предлоги, под которыми я мог продлить ее путь домой, подключались сыновья. Внесли собаку в квартиру минут на десять раньше, чем Лида приехала… Когда же мы штурмом добились ее разрешения, все сложилось чудесно. Лида его приняла и полюбила. И теперь на даче одна не остается — только с защитником.

— Пока он вырос в защитника, много тапочек изгрызть успел?

Лидия: Он грыз исключительно Лешины тапки. Алексей искал пса, который не выбирал бы, кто в семье важнее. Но собака, даже самая умная

И миролюбивая, все равно сразу определяет главного. И для Визика вожак стаи — мой муж.

Алексей: Тут иная ситуация. У меня, когда купили щенка, была серьезная проблема с коленом. И я три месяца сидел дома, никуда не выходил. Но ведь и собаку до трех месяцев, до первой прививки от чумки, не выпускают на улицу. Вот он и провел со мной все раннее детство. У собак год идет за семь, так что три месяца — это четыре года по-нашему, по-человечески.

Лидия: И теперь мы обнимаем только Лешины тапочки, ложимся и лапой двигаем только Лешины тапочки, разговариваем только с Лешиными тапочками. А уж когда Леша собирается уезжать и Визик видит, что Леша берет чемодан…

Алексей: Да, самый ненавистный предмет в доме — чемодан! Собираться в дорогу при Визире не рекомендуется…

Лидия: Он начинает говорить: «Ы-ы-ы» — и смотрит недовольно.

— Наверное, вы без него жизни уже и не представляете.

Лидия: Конечно, я полюбила эту мордаху с первого взгляда. Но моим мужчинам сказала: «Вы мне подарок подарили — вы за ним и ухаживайте». Согласились.

— Но хватило их от силы на месяц?

Лидия: Они, конечно, просто молодцы: как дали слово, так его и держат. Этим сыновья в папу пошли: Леша, если что пообещал, выполнит, и дети тоже. Надо отдать моим мужчинам должное: ухаживают за Визирем. За три года я с ним в городе ни разу не гуляла одна. Разве что вместе с сыном за компанию, если погода хорошая.

— Каких вы сознательных молодых людей вырастили!

Лидия: Это правда, и не только в вопросе выгуливания собаки. У Димитрия и Володи разница в возрасте 5 лет, так что компании у них разные, и оба друзей в беде не бросают. Случись что — несутся выручать и делают все, что от них зависит. А еще оба очень внимательные. У нас дом трехэтажный, без лифта, поэтому они просят: «Мам, ты позвони, когда к дому приедешь» — чтобы спуститься и помочь мне сумки донести. Всегда руку подадут, помогут пальто надеть. При разных характерах эти качества у них общие.

— А в чем они меньше всего похожи?

Лидия: Один любит быть в центре внимания, другой — нет. Младшему это нравится, он невероятно общительный, иногда даже чересчур. Димитрий учится на первом курсе ВГИКа, на продюсерском факультете. Сказал: «Папа — актер, мама — актер, еще и брат — актер. Должна же хоть у кого-то в семье быть нормальная профессия!» Но когда вспоминала рассказы его преподавателей в школе, как он оправдывался, пропустив занятие, начинала сомневаться: может, и Димитрию стоило пойти на актерский? Старший тоже может быть душой компании, но повышенного внимания к своей персоне не любит. Он два года назад окончил Щукинское училище. С моим постоянным присутствием смирился. Что поделать, раз уж я там преподаю! Но когда Леша туда заглядывал и все говорили: «Боже, артист Гуськов!», Володя хмурился: «Пап, ну вот зачем ты?» И Леша оправдывался: «Я же по делу…» Сын пытается сам продвинуть себя в актерской профессии, не хочет никакой помощи. И в этом плане пошел в нас с Лешей: мы никогда ни у кого ничего не просили.

Когда Володя окончил училище и начались показы в театрах, принципиально не пошел в Вахтанговский, где я служу. Хотя понравился и его брали. Сказал мне: «Ты же прекрасно понимаешь: если я приду, какую бы роль ни получил, за спиной скажут: «Ну понятно, мамочка помогла». А дети других актеров с удовольствием отправлялись в театр к родителям, и возможные сплетни их не волновали ни грамма… Осуждать тут никого не возьмусь — каждый поступает, как ему лучше. Мой сын решил: «Я, может быть, потом приду в Театр Вахтангова. Когда стану известным, когда докажу, что сам что-то могу».

— Кажется, вас порадовал этот поступок…

Лидия: Да, и в театре его многие оценили. Думали, я буду Володю куда-то засовывать, разговаривать с руководством. А я пришла, тихо посмотрела показ и ушла, не дожидаясь обсуждения. Ничего не спрашивала. И только потом узнала, что его хотели взять, а он категорически отказался. В итоге он служит в Театре имени Маяковского. Недавно там вышел спектакль «Маяковский идет за сахаром», и главную роль — самого поэта — играет наш Володя.

— На свою премьеру он вас пустил? Или родители в зале — дополнительный стресс для молодого таланта на сцене?

Лидия: Я его в роли Маяковского до сих пор не видела! Но не потому, что родителям вход воспрещен, просто совпадают числа, по которым идет его спектакль и мой в Вахтанговском театре. Я расстраиваюсь, а он успокаивает: «Мам, ну ничего, придешь попозже. Как раз спектакль обкатается». Впрочем, мы же не только видим сына из зала: все вместе — Леша, Володя и я — играем в постановках театрального дома «Миллениум».




— И каково это — играть на сцене с собственным ребенком? Сильно переживаете?

Лидия: За ребенка всегда волнуешься — когда он сдает экзамен, когда куда-то уезжает, когда снимается… Если играем вместе, Володя всегда держит дистанцию. И когда я делаю замечания, ему кажется, что я эту дистанцию нарушаю. Сразу слышу: «Ма-ам, опять начинается…» — «Да я сейчас не как мама говорю! Я тебе советую как опытная актриса, твой партнер». Но он все равно считает: мол, мама снова поучает, вечно она недовольна. У него установка: «Я сам все знаю и сам все сделаю». Сразу видно, как ему хочется поскорее стать самостоятельной единицей, а не просто сыном Гуськова и Вележевой.

— Алексей, а ведь вы вместе с сыном еще и в фильме «Осенние заботы» снялись. Сильно о нем тогда заботились?

Алексей: Не могу сказать, что я его усиленно опекал и давал много советов. Но приглядывался. Вообще это особенное чувство — работать вместе с взрослым сыном, которого ты вроде не так уж давно кормил из бутылочки и купал…

— Страшно их с Димитрием во взрослую жизнь отпускать?

Алексей: Да чего бояться? Они же не уезжают в неведомые дали, мы в любой момент можем созвониться и встретиться! А отпускать детей из гнезда обязательно надо, причем вовремя, чтобы они могли правильно расти и развиваться, иметь свои интересы. Как показывает жизнь, люди, которые не смогли вовремя вырваться из-под родительской опеки, более уязвимы и несчастны.

Лидия: Это мы с Лешей, когда нам было по 17 лет, уехали от мам в далекую Москву. А сыновья с нами рядом, а не в Питере, Киеве или Махачкале.

Лидия: Этого давно нет. Сыновья предпочитают в клуб пойти или в кафе. Их интересует взрослая жизнь, а не свечки на тортике в домашней обстановке.



— А вас как поздравляют, что дарят?

Лидия: Чего только не дарят! Цветы, кулончики, цепочки… На последний день рождения вечно мерзнущей маме подарили шикарную теплую кофту. Я капризная, мне сложно угодить, но кофту ношу постоянно — и вижу, что ребятам приятно.

— Что из последних подарков от Алексея вам больше всего нравится?

Лидия: Машина. Volkswagen Touareg.

Алексей: Какой же это подарок, если мы ее на совместно заработанные деньги покупали?!

Лидия: Как какой? Традиционный! Первую машину мне купил ты, вторую и третью — тоже ты, и только четвертую мы приобрели в складчину. Ты подарил мне прекрасную половину этого автомобиля!

— Сами определяетесь с моделью? Или говорите: «Теперь мне нужен большой автомобиль красного цвета», а Алексей подбирает марку?



Лидия: Я знаю, какую модель хочу, и на другую не соглашусь. В случае с машиной дорого не только внимание, но и конкретные пожелания…

— Алексей, у вас сейчас две премьеры одна за другой. 16 февраля — фильм про Великую Отечественную войну «Четыре дня в мае», где вы и продюсер, и исполнитель одной из главных ролей. А 21 февраля — «Август. Восьмого» — про конфликт в Южной Осетии в 2008 году…

Алексей: Да, причем режиссер фильма «Август. Восьмого» Джаник Файзиев перед началом съемок мне рассказал, что мой герой Казбек существовал на самом деле. Он реально всегда готов протянуть руку помощи слабому, тем более если это женщина, оказавшаяся в сложных обстоятельствах. Как мне кажется, нормальный для каждого мужчины взгляд на вещи, не только для военного.

Меня впечатлил объем проделанной над фильмом работы, а также очень солидные декорации. Огромная машинерия в павильоне «Мосфильма», где воссоздали интерьер Дома Правительства Южной Осетии: кабинет с взрывающейся в кадре стеной, коридор с проломанным полом, лестница, проваливающаяся под ногами моего персонажа. И конечно, масштабные натурные съемки в Абхазии, где я был первый раз в жизни. Тяжелое осталось впечатление. Я говорю не о людях — они-то были радушны и приветливы к нам. А вот запустение прекрасного края, брошенные дома, поросшие травой, — это тяжело было видеть­.

— События в Южной Осетии показаны глазами молодой женщины, помчавшейся в пекло спасать своего ребенка, а в фильме «Четыре дня в мае» война такова, какой увидел ее озлобленный немецкий подросток…

Лидия: Леша, можно я расскажу, как такой прием выбрали? «Четыре дня в мае» стоили Гуськову пяти лет жизни. Мы все за него переживали, и, конечно, периодически Леша показывал нам отснятый материал. И вот два человека — немецкий и российский монтажеры — сделали по варианту фильма. Я посмотрела оба. Причем специально попросила мужа не говорить, какой вариант кто подготовил. И выбрала тот, где все показано глазами колючего ненавидящего ребенка. Вот так на судьбу фильма и повлияла, чем очень горжусь. Он сильный получился, мы с детьми смотрели его со слезами. Я потом несколько минут говорить не могла­.

— Алексей, вы ведь историю «Четыре дня в мае» в Германии снимали? Долго там жили?

Алексей: Примерно полгода.

— Семья к вам в гости приезжала?

Лидия: Да откуда же у семьи время на это? Я работаю, да и дети заняты. Но мы с Митей приезжали к Леше летом 2008-го во Францию, когда он снимался во французской комедии «Концерт». Жили недели три в центре Парижа. Выходишь утром завтракать в кафе, а кофе и круассаны такие вкусные, апельсиновый сок оранжевый и солнце желтое… И ты почему-то от этого совершенно счастлив! Жаль, что Леша за все это время так ни разу с нами не позавтракал — то снимался, то репетировал, то брал уроки дирижерского ремесла. Он ведь играл дирижера Большого театра и очень ответственно отнесся к подготовке. Мы старались ему не мешать, поэтому уходили. И только вечерами, когда он был свободен, гуляли, ходили в рестораны…

Алексей: И я не зря старался и жертвовал завтраками в кафе. Фильм стал очень популярным во Франции, получил национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло». Статуэтка стоит теперь у меня дома, и я с ней чокаюсь. Надеюсь, итальянскую комедию, в которой я летом прошлого года снимался, тоже будут смотреть. Фильм, название которого в переводе на русский звучит как «Пока петух не клюнет», осенью должны выпустить — к какому-то большому кинофестивалю.

— А в итальянском кино вы кого играете?

Алексей: Русского уборщика на италь­янской телестудии. Когда в европейских фильмах предлагают сыграть офицера КГБ или мафиози (а это то и дело происходит), отказываюсь сразу. Говорю: «Мне этих радостей в России по горло хватает!» Так что во всех европейских фильмах я играю русских. Просто русских, без государственной или криминальной судьбы. А кого я еще могу играть с моим-то языком?

Лидия: Ну прекрати! Он еще семь лет назад не знал ни одного, а теперь говорит на трех. Я горжусь им!

Алексей: Да какие три! Не слушайте ее, я могу с горем пополам говорить по-французски, могу понять итальянский…

Лидия: А английский?

Алексей: Да, английский мы с трудом, но победили.

— Ого! Как вам это удалось в возрасте, далеком от школьного?

Алексей: Это как у Пушкина: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Я после 10-го класса помнил только, что «Ландон из зе кэпитал оф зе Грейт Британ». На этом мои познания заканчивались, потому что в большем необходимости у меня не было. Я ведь бывший советский, а не новый русский. А когда стал работать как продюсер, необходимость появилась. В 2005 году у меня возник первый международный проект, мы работали с австрийцами, и была необходима хотя бы элементарная коммуникация…

Лидия: А потом Лешу стали приглашать играть в Европе, и он должен был понимать, о чем говорят на переговорах. Когда он брал текст на английском, ему хотелось чувствовать его, а не просто, как попугай, повторять сочетания звуков. И я как актриса ему завидую. Правда, Леш, я бы так не смогла…

Алексей: Ты лентяйка же еще!

Лидия: Лентяйка, да. Когда Володя в школе начал учить немецкий, я решила: «Дай-ка вместе с сыном язык освою». И не получилось! Я недостаточно усидчивая. Если надо для роли, например, спеть песню на итальянском или французском, просто учу наизусть непонятный текст.

Алексей: Зато ты знаешь китайский! Вот это лингвистический козырь!

Лидия: Да я его забыла уже, сколько лет прошло… (Лидия окончила школу-интернат с углубленным изучением китайского языка)

— Алексей, а по какой методике вы учите языки? Ведь это серьезные успехи!

Алексей: Мой опыт говорит, что надо прыгать в языковую среду. Только так за четыре года и осилил три языка, ведь надо было играть на них. Это стресс страшный для организма! Ты выключаешь все — телевизор, радио, — всегда и везде слушаешь только диски с речью. И когда недели через две непонятный поток речи начинает распадаться на отдельные слова, в этот момент можно погрузиться в грамматику. А потом надо учить элементарные фразы. Да, именно фразы, слова учить бессмысленно. Сейчас во всем мире популярен способ Assimil — всем его рекомендую. Заказываешь через Интернет диски с уроками французского, итальянского, английского… В них по определенным темам повторяются фразы. И дома, и в машине я бесконечно слушал эти диски.

Лидия: Да-да, едем и слушаем уроки, уроки, уроки… Иногда мне так хотелось ему сказать: «Давай хоть чуть-чуть музыку послушаем», но я аж язык прикусывала — молчала, думала: «Нет, пусть учит».



— Слушайте, бесконечная работа, учеба, дети… А ужин вдвоем или, что еще лучше, романтическая поездка — такое в вашей жизни когда последний раз было?

Алексей: Для романтических ужинов сложно время найти, а ездить мы всегда стараемся с детьми. Точно знаю, куда хочу Лиду и детей в следующий раз отвезти. Я после съемок в «Концерте» вымотался страшно. Надо было перевести дух, и я отправился в Тоскану, где развит агротуризм — для тех, кто хочет отдохнуть в сельской местности. Через Интернет нашел малюсенькую, на четыре дома, деревушку. Дома стоят на холме, и такие с него открываются виды! Когда я учился в театральном институте, недоумевал: бывают же лентяи, которые умеют устраиваться! Защищают кандидатские диссертации по фону на картинах Тициана или Рафаэля, при первой же возможности мотаются в Европу… Вот, думал, нашли себе легкий труд. И вдруг, будучи в Тоскане, увидел, что пейзаж в 11 часов утра окрашен в одни цвета, в два часа дня — в совершенно другие, а в пять часов — в третьи! Невероятная красота!

От той деревушки было 50 км до Флоренции, 70 км до Сан-Доминиано, и 60 км до Пизы. Берешь маленькую машинку и, когда тебе заблагорассудится, едешь куда хочешь. И ты не связан никакими графиками… Был сентябрь, у сыновей шли занятия (тогда они оба учились в школе), у Лиды начался сезон в театре, поэтому я оказался там один и провел всего неделю. Теперь дети уже выросли… Может, махнуть туда не с ними, а вдвоем с Лидой?

Лидия Вележева

Знак зодиака: Весы

Семья: муж — Алексей Гуськов, актер, продюсер; сыновья — Владимир (23 года) и Димитрий (18 лет)

Образование: в 1988 году окончила Театральное училище им. Щукина

Карьера : в 13 лет сыграла в фильме «Ожидание», с 1988 года — актриса Театра им. Вахтангова. Снялась в фильмах и сериалах: «Очарованный странник», «Волкодав», «Классик», «Любовь-Морковь 2», «Воровка», «Следствие ведут Знатоки. Десять лет спустя», «Идиот», «Пончик Люся», «Август. Восьмого».

Алексей Гуськов

Знак зодиака: Телец

Семья: жена — Лидия Вележева, актриса; дочь — Наталья (29 лет); сыновья — Владимир (23 года) и Димитрий (18 лет)

Образование: с 1975 по 1979 год учился в МГТУ им. Баумана, в 1983 году окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: снялся в фильмах и сериалах: «Плюмбум, или Опасная игра», «Волкодав», «Турецкий гамбит», «1814», «Концерт», «Горячев и другие», «Граница. Таежный роман», «Участок», «Диверсант. Конец войны», «Мусорщик». Руководитель студии «Ф.А.Ф. Интертейнмент», кинопродюсер

Домашний питомец: лабрадор Визирь Шахрияра Фортуна Ле Ретт

Они встретились в театре Василия Ливанова «Детектив» 18 лет назад. «Девушка, у вас прикурить не найдётся?» - спросил бегущий по лестнице Алексей. Взял спички, прикурил и по инерции положил коробок в карман. После репетиции Лидия напомнила о «долге»: «Спички вернуть не хотите?» С тех пор у них общие спички, дом и два красавца сына: 17-летний Владимир и 12-летний Дмитрий.


НА ЦЕРЕМОНИИ «Звёздная пара года», которую вот уже третий год подряд проводит компания «АкадемЛюкс», звание лучшей кинопары получили актриса Лидия Вележева («Воровка», «Знатоки», «Идиот») и актёр и продюсер Алексей Гуськов («Граница. Таёжный роман», «Мусорщик», «Рагин»).

ОНИ встретились в театре Василия Ливанова «Детектив» 18 лет назад. «Девушка, у вас прикурить не найдётся?» - спросил бегущий по лестнице Алексей. Взял спички, прикурил и по инерции положил коробок в карман. После репетиции Лидия напомнила о «долге»: «Спички вернуть не хотите?»

С тех пор у них общие спички, дом и два красавца сына: 17-летний Владимир и 12-летний Дмитрий.

- По словам Максима Горького, «семейная жизнь понижает энергию революционера». Кажется, в вашем случае советский писатель был не прав.

Мы же не революционеры (смеётся)… Счастливая семейная жизнь не понижает, а повышает энергию актёра. Ведь, когда ты работаешь, в подсознании всё равно сидит мысль: «А как там дети, муж?» Если дома всё хорошо и стабильно, то и на работе ходишь окрылённым. Это как во время бурного романа, когда влюблённый человек не замечает вокруг ничего плохого, у него всё получается и на мир он смотрит сквозь розовые очки.

- Только бывает грустно, когда эти розовые очки слетают…

Слава богу, с меня они до сих пор не слетели. Лёша как-то сказал фразу, которая мне очень понравилась: «Надо стареть вместе». Если ты нашёл свою половину, обрёл с ней гармонию и счастье, береги её и охраняй.

Я не понимаю и не принимаю мужчин, которые, став обеспеченными, бросают своих жён и кидаются на молоденьких девочек. Хочется сказать: «Вспомни, когда ты был никем и получал маленькую зарплату, жена не укоряла тебя этим, а помогала. Почему ты сейчас её предаёшь?»

- Ваша семья тоже не сразу стала обеспеченной…

Как и полагается приезжим в Москву людям, мы прошли все этапы: общежитие, комната в коммуналке, квартира. И всего добились самостоятельно.

«Все! Развод!»

- «ЛИДА была дикой кошечкой, но я её приручил», - как-то сказал ваш муж.

Лёша старше меня, мудрее и умнее, и он, конечно, повлиял на моё отношение к жизни и к людям. Если раньше я могла повысить голос и с досадой потребовать: «Почему вы не платите за работу, а только обещаете?», то сейчас уже не буду этого делать. Гуськов-продюсер объяснил: люди не платят не потому, что не хотят, а потому, что так складываются обстоятельства. Например, платёжки вовремя не приходят. Лёша - очень дипломатичный человек.

- А дома кто из вас дипломат?

Муж. Я очень благодарна Лёше за то, что он никогда (тьфу-тьфу) не доводил ситуацию до какой-то критической точки. Иногда смотрю на подруг, которые кричат: «Всё! Развод! Надоело! Это была последняя капля!», и убеждаю их, что надо успокоиться, взять себя в руки, и тогда станет понятно, что разводиться просто глупо.

- Неужели в вашей семье за 18 лет не произносилось слово «развод»?

К счастью, нет. У меня часто спрашивают: «Как ты справляешься с ревностью? У тебя муж-актёр, он многим нравится». Когда-то я Лёшу безумно ревновала и внутренне себя съедала этим чувством. А потом поняла одну простую вещь: если нет доверия в семье, то лучше не быть вместе. Зачем мучить себя и близкого человека?

Когда муж приходит вечером домой, всё можно увидеть по его глазам, врут они или нет. Лично я очень чувствительный человек, сразу вижу фальшь.

Лёше тоже иногда говорят: «Мы видели твою жену в кафе с каким-то молодым человеком». Получив подобную информацию, можно всё что угодно накрутить в своей голове. А на самом деле этот молодой человек может быть журналистом, продюсером, партнёром по спектаклю.

- Алексей способен ударить человека, если тот вас обидит?

Он не просто побьёт а разорвёт его на маленькие кусочки. И такое бывало… Человек потом извинялся, причитал «простите». Так что обижать меня не советую (смеётся).

- Один режиссёр тайно снял обнажённой вашу дублёршу, и зритель мог принять её за Лидию Вележеву. Гуськов с ним разобрался?

Толку от этого не было бы. Лёша тогда нашёл мне хорошего адвоката. И мы выиграли суд. Фильм не вышел на экран, а я получила извинения и компенсацию.

Когда читала сценарий фильма, в нём не было никакой обнажёнки. Снялась в картине, уехала на другую работу и вдруг случайно узнаю о том, что режиссёр решил доснять «клубничку». Нашёл дублёршу, которая согласилась раздеться догола, надел на неё шляпу и перчатки моей героини и снял, как будто это я… Неприятно. Особенно когда подобные гадости делаются у тебя за спиной.

«Семейка злодеев»

- В ВАШЕЙ актёрской семье устраиваются домашние спектакли?

Мы не ставим дома спектакли. Нам хватает того, что играем в театре и в кино.

Младший сын сам любит изображать папины сцены из «Границы. Таёжный роман» - это его любимый фильм. А когда старший был ещё маленьким, Лёша однажды переоделся в Деда Мороза. Володя рассказал ему стихи, спел песенки, показал, какая у нас чудная ёлка. Потом Дед Мороз его спросил: «А где твоя мама?» - «Мама на кухне, готовит праздничный стол». - «А где папа? - «Так вот же он!» - И показывает на Деда Мороза. Потом сказал, что узнал папу по рукам. Лицо Лёши под бородой и бровями было спрятано, а вот перчатки он не надел… ^Ребёнок узнал отца, но подыграл ему.

- Актёр!

Володя сейчас заканчивает 1-й курс Щукинского училища, и я очень рада, что он учится именно там. Не только потому, что это моя альма-матер, это действительно очень сильная школа. Володю приглашают сниматься в кино и сериалы, он очень фактурный парень. Но сын понимает, что ещё слишком рано выходить на съёмочную площадку, надо подучиться. А работать просто «шкафом», который двигают в кадре, не стоит.

- А у младшего какие устремления?

У Мити интересы менялись как перчатки. Он хотел быть археологом, палеонтологом, актёром, президентом. Сейчас говорит: «Что-то в нашей семье слишком много актёров. Стану-ка я продюсером, буду давать работу маме, папе и брату». Посмотрим, куда вырулят эти желания.

Младший сын говорит: «Что-то в нашей семье слишком много актёров. Стану-ка я продюсером, буду давать работу маме, папе и брату»

- Столь творческие дети не высказывают родителям критических замечаний по поводу их работ?

Им всё нравится. Скажут, что меня слишком мало в картине, или «ну, мама, ты и стерву сыграла». Не думаю, что дети могут заявить родному отцу: «Папа, я не буду больше с тобой разговарить, потому что ты сыграл злодея».

- Да уж, Алексей сыграл массу отрицательных персонажей, и вы не отстаёте. Прямо семейка злодеев какая-то.

Если бы дети сказали: «Мама, ты слишком мягкая на экране, а ведь играешь стерву», тогда было бы плохо. Значит, я недотянула свою роль.

А вообще плохих героев играть намного интереснее. Как говорила героиня Фаины Раневской, «жалко, королевство маловато, развернуться негде». Вот в положительной роли развернуться негде, а отрицательный персонаж можно наделить и плохими качествами, и хорошими.

Сестра-двойняшка

- У ВАС есть сестра-двойняшка. Она тоже актриса?

Нет, Ира никак не связана с актёрской профессией. Поразительное дело: у нас разница всего в пять минут (я младшая), а мы такие разные люди. Я уже в детстве любила выступать, с выражением читала стихи. В 13 лет сама поехала на кинопробы и начала сниматься в кино на Киевской киностудии, потом на Одесской. Ира же всегда была стеснительным ребёнком.

Мои сыновья тоже очень разные. Но главное - они любят друг друга и защищают. Помню, однажды маленький Митя играл погремушкой и каким-то неведомым образом открутил от неё шарик. Засунул его себе в рот и сморщился, как будто подавился. Володя прибежал ко мне испуганный: «Мама! Там Митя задыхается!» Я вытащила шарик, а старший сын плачет и говорит: «Я бы не пережил, если бы с Митей что-нибудь случилось…» Они и сейчас очень дружны. При этом, конечно, как все нормальные живые мальчишки, могут поругаться.

- Вы чувствуете себя королевой в окружении трёх мужчин?

Не каждый день, но чувствую. Я не говорю о подарках или признаниях в любви. Всё-таки об отношении к нам людей мы судим по их поступкам. Если Лёша видит, что я устала или плохо себя чувствую, скажет «отдохни», займётся детьми, вымоет посуду и даже может испечь пирог. Дети тоже стараются быть внимательными. Закроют дверь, чтобы дать маме выспаться, завтрак приготовят. Кажется, бытовые мелочи, а ведь именно из них состоит наша жизнь. Когда близкие люди неравнодушны к тебе, это очень приятно.

Запомнилась российским зрителям образом Настасьи Филипповны в сериале Владимира Бортко «Идиот» с Евгением Мироновым, а также главными ролями в сериалах «Воровка» и «Берёзка». В гостях программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» 51-летняя актриса рассказала о своей жизни.

Уже 30 лет Лидия счастлива в браке с актером и продюсером Алексеем Гуськовым . У пары двое сыновей и двухлетняя внучка Стеша.

«Я впервые увидела его, и время словно остановилось. Мне будто сказали, что это мой будущий муж. Я знала, что мы будем вместе. Конечно, я к нему присматривалась, но у нас так быстро все развивалось, он так красиво ухаживал. Была безумная любовь», — с улыбкой и нежностью вспомнила актриса знакомство с Алексеем Гуськовым.

View this post on Instagram

Лидия Вележева и Алексей Гуськов

Непреходящей болью для Лидии стала потеря сестры-близняшки, с которой они были очень близки. Ирина родилась на пять минут раньше, однако лидерство оставалось за младшей: «Я была безумно активна, любопытна, ничего не боялась… Она же была скромной, тихой, незаметной, но безумно красивой», — рассказала Лидия. В школьные годы обе сестры учились в киевском интернате, где была актерская мастерская.

Решительная Лидия в 13 лет сама отнесла анкету на киностудию имени Довженко для картотеки детей-актеров. Через год ей предложили главную роль в детском фильме «Ожидание».

Карьера Лидии складывалась успешно. Актриса была востребована даже в девяностые годы, когда кино находилось в упадке. Гораздо труднее складывалась судьба Ирины. Старшая сестра Лидии в 16 лет неудачно вышла замуж и вскоре начала злоупотреблять спиртным. «Она ни в какой институт не поступила, она говорила: «Лид, я не сдам. Я не могу ничего с собой поделать», — с горечью вспоминает Вележева.

View this post on Instagram

Актриса вспоминает, что близкие старались поддержать Ирину: «Мама ей всегда помогала, все приданное осталось у Иры. Дальнейшая судьба сложилась у нее печально, она стала увлекаться алкоголем. Нет, она не была, конечно, алкоголичкой, но у нее как-то у нее пропал интерес к жизни. Я много раз с ней разговаривала, она даже пряталась от меня. Я все анализировала, всегда была защитником, заступником для нее».

Лидия отметила, что сестра сначала радовалась ее успехам, но потом они начали отдаляться. Восемь лет назад Ирина скоропостижно скончалась: «В 43 года ее не стало — тот день я запомнила. Мне позвонил отчим и сообщил, что Иры больше нет.

Я не сразу поняла, о чем он говорил. Отчим плакал, просил меня помочь и как можно скорее приехать. Когда Ира умерла, у нее не было паспорта — потеряла, поэтому ее забрали как бомжа. Я приехала в Киев и не знала, в каком морге ее искать. Самое страшное — это сказать маме, что Иры нет, а завтра похороны», — в слезах рассказала Лидия.

View this post on Instagram