Выживания в океане. Выживание в открытом море

Они теряли силы, вес, даже человеческий облик, но только не надежду доплыть до спасительного берега

Казалось бы, поначалу все оказывалось против них, как против героя знаменитого романа Даниэля Дэфо Робинзона Крузо. Их считали умершими и уже не искали, но люди, пережившие стихийное бедствие, до последнего цеплялись за жизнь. Их хранила судьба, а на помощь приходило самое настоящее чудо.

Пленник океана

В 1942 году китайский моряк Пань Лянь служил на британском торговом судне, которое уничтожила немецкая подлодка. Мужчина оказался в Атлантическом океане на спасательном плоту с минимальными запасами. Когда они закончились, китаец не растерялся: сделал леску, крючки, из консервной банки – нож для разделки рыбы. «Робинзон» натянул тент и собирал дождевую воду, ловил водоросли, что спасло его от цинги.

Любопытно, что китаец не умел плавать и поэтому привязал себя к утлому суденышку. Мимо терпящего бедствие не раз проплывали корабли: один не взял его на борт из-за того, что он китаец. Американским ВМФ помешал спасти человека разгулявшийся шторм. Таким образом он провел в одиночку на плоту в океане 133 дня, и его рекорд до сих пор никем не побит.

В апреле 1943 года Пань понял, что находится недалеко от прибрежной зоны: вода поменяла цвет, появилось много птиц. Его спасли бразильские рыбаки. Удивительно, но выживший передвигался самостоятельно и потерял всего 9 кг за время своего вынужденного путешествия. Его опыт использовали в инструкции по выживанию для британского флота. А его историю – при создании фильма «Жизнь Пи».

Сумасшедший в резиновой лодке

Французский биолог, путешественник, доктор Ален Бомбар решил на собственной шкуре поставить эксперимент и выжить в открытом море без еды и воды. Полгода он готовился в лаборатории, изучая химический состав воды, виды планктона, строение рыб. Вместе с собой в опасное путешествие смельчак пригласил английского яхтсмена Джека Палмера, который после пробного морского «вояжа» отказался от участия в эксперименте. По словам Бомбара, зачастую люди погибают в открытом море или океане именно из-за отчаяния и страха.

Пань Лян на плоту. Wikipedia

В 1952 году 28-летний мужчина сел на борт резиновой лодки «Еретик», намереваясь пересечь Атлантический океан от Канарских островов до Барбадоса за 65 дней. На борту маленького суденышка у него были аптечка, еда и вода в опломбированных ящиках. Их можно было вскрыть лишь в крайнем случае. Француз пережил шторм, пил морскую воду, питался сырой рыбой, планктоном и птицами.

Бомбар потерял 25 кг, страдал от гнойных язв, и, надо признать, за несколько дней до окончания испытания готовился к смерти, мучаясь то от дождей, то от жары. Даже написал завещание. Однако его плаванье на лодке завершилось удачно. Бомбар доказал, что человеку под силу выжить в нечеловеческих условиях, главное не терять надежду и не поддаваться отчаянию.

Унесенные ветром

В январе 1960 года на Курильских островах ураганный ветер сорвал пришвартованную самоходную баржу Т-36. На ее борту находились младший сержант Асхат Зиганшин, рядовые Филипп Поплавский, Иван Федотов и Анатолий Крючковский.

Стойкие солдатики инженерно-строительных войск болтались в открытом море 49 дней без провианта и живительной влаги. Они цеплялись за жизнь, съев даже ремни, сапоги и мыло. Их нашел американский авианосец. Задержись он хотя бы на день, в живых никого бы не застали.

Чему быть, того не миновать

Яхтсмен из США Стивен Каллахэн в январе 1982 года путешествовал на самодельной лодке в Атлантическом океане. Однажды ночью его судно столкнулось, возможно, с крупной рыбой и пошло ко дну. Стивену удалось перебраться на крошечный спасательный плот. При нем были карты, гарпун, опреснители воды, спальный мешок и книга о выживании в открытом море.

76 дней мужчина дрейфовал в негостеприимных водах. Он мучился от солнечных ожогов, чуть не попал в пасть акулы, закрывал телом пробоины в плоту. Каллахэна не заметили девять кораблей, проплывавших мимо, он уже отчаялся добраться до берега, как уже в Карибском море его обнаружили местные рыбаки.

Стивен потерял треть своего веса и проплыл более трех тысяч километров. Он написал книгу о своих приключениях «В дрейфе: Семьдесят шесть дней в плену у моря». В 2012 году консультировал на съемках фильма «Жизнь Пи».


Перевернутые жизни

Тами Олдхэм Эшкрафт с детства интересовалась парусным спортом. Благодаря своему хобби она встретила любовь – Ричарда Шарпа . Пара собиралась пожениться, а пока занималась перегонкой яхт.

В 1983 году молодые люди должны были сопроводить 15-метровый парусник «Хазана» из Сан-Диего до Таити. Ничто не предвещало беды, и пара надеялась на приятную прогулку длиною в месяц, но в их планы вмешалась стихия – шторм силой четыре балла.

Яхта перевернулась, Ричард пропал, а Тами получила травму головы. После случившегося она очнулась лишь через сутки. Неимоверными усилиями ей удалось перевернуть лодку, установить временные мачты и парус, а сам корпус яхты не пострадал. 40 дней она добиралась до берега, и лодка самостоятельно вошла в гавань Хило (Гавайи). К этому времени судно считали затонувшим.

В 2000 году Тами написала книгу «Небо, багровое от печали». Она не бросила заниматься парусным спортом и счастливо вышла замуж.

Потерявшиеся во времени

Трое мексиканских рыбаков Лусио Рендон, Сальвадор Ордонез и Хесус Видана в 2006 году чуть не вошли в Книгу рекордов Гиннесса за самый длинный дрейф в океане в экстремальных условиях. По их словам, они скитались по волнам девять месяцев и за это время преодолели более семи тысяч километров.

Все началось с того, что у рыболовецкой лодки заглох мотор. Припасов и воды у бедняг не было, но выживать нужно было. Они питались сырой рыбой и чайками. Их обнаружили у Маршалловых островов.

Однако родные спасенных утверждают, что их не было всего 90 дней. Появилась конспирологическая версия: рыбаки попали в Тихом океане в аномальную зону, где нарушены законы времени и пространства.

Контейнер для жизни

Рыбаки из Мьянмы 25 дней дрейфовали у берегов Австралии в холодильной камере. В 2009 году они с товарищами сели в деревянную лодку, которую потопила буря вместе с людьми. Выплыть удалось двум 20-летним молодым людям, которые забрались в ящик для хранения съестных припасов, и их понесло по волнам.

Рыбаки пили дождевую воду, ловили рыбу. И постоянно были начеку: эти воды «патрулируют» косяки акул. Бедолаг совершенно случайно заметили с неба и выслали за ними спасательный вертолет.

Несмотря на то, в результате чего вы оказались посреди открытого океана, будь то крушение самолёта, корабля или течение, унёсшее вас, как щепку, в водное пространство, такая изоляция от цивилизации запомнится на всю жизнь. Но, следуя нескольким советам по выживанию , вы научитесь стратегиям, которые помогут вам продержаться до прибытия помощи.

Вы в открытом океане. Единственное, что вы сейчас осознаёте – жуткий страх за свою жизнь. В такой момент особенно важно внутренне успокоиться и перейти к плану действий по выживанию :

1. Оставаться на плаву.

2. Найти питьевую воду.

3. Найти источник пищи.

4. Передвигаться в одном направлении.

5. Обеспечить собственную безопасность.

Давайте подробнее рассмотрим каждый из пунктов.

1. Оставаться на плаву:

Первостепенным для человека, затерявшегося в водном пространстве, будет оставаться на плаву. Следовательно, вам необходимо найти предмет, который не даст вам утонуть и до которого вы в силах доплыть. Прекрасно, если таким предметом окажется спасательная шлюпка или что-то напоминающее плот, одним словом, сгодится всё, что только сможет держать ваше тело на поверхности воды, тем самым экономя вашу энергию.

Если же и тут удача обошла вас стороной, и поблизости нет какого-либо плавающего предмета, тогда на помощь придёт следующая техника выживания на воде .

Штиль – плавание на спине:

Шаг 1: Если в океане штиль, лягте на спину.

Шаг 2: Пусть ваше тело само держится на поверхности, голова должна находиться выше уровня воды.

Шаг 3: Продолжайте плыть на спине, пока не появится какого-либо спасительного знака – дрейфующий объект, земля, группа спасения.
Волны – плавание на животе:

Шаг 1: Если поверхность океана неспокойна, и повсюду вздымаются волны, стоит лечь на живот и предать своё тело течению.

Шаг 2: Продолжайте плыть таким образом так долго, как сможете задержать дыхание.

Шаг 3: Приподнимите голову, сделайте глоток воздуха и выдохните его под воду.

Следующие этапы ваших действий предполагают наличие лодки или другого держащегося на воде объекта, который обеспечит вам относительно облегчённое передвижение.

2. Найти питьевую воду:

Без воды ваш организм не сможет продержаться дольше 3-4 дней, значит, следующим важным моментом станет нахождение источника питьевой воды, которыми могут быть:

Переработанная жидкость (моча):

Существует множество историй, в которых люди в попытке выжить и утолить свою жажду использовали собственную мочу. Но во многих гидах по выживанию такой способ не приветствуется, поскольку соли, входящие в состав мочи, только усугубят процесс обезвоживания организма, и вам ещё больше захочется пить.

Дождевая вода:

Замечательно, если вдруг полил дождь. У вас есть прекрасная возможность собрать драгоценную влагу и выжить . Поэтому нужно успеть выставить всю находящуюся в наличие ёмкость. Следите за тем, чтобы дождевая вода не смешалась с морской, которая может с брызгами попасть в вашу лодку/плот.

Жидкость из рыбы:

Рыба – это не только еда, в её мякоти, глазах и позвоночнике содержится жидкость. Чтобы извлечь её оттуда, разорвите плоть рыбы, сломайте позвонок и высосите жидкость.

Солёная вода:

Единственное, чего будет вдоволь, если вы окажетесь в открытом океане, это солёная вода. Но её употребление может спровоцировать почечную недостаточность. Хотя некоторые, в качестве примера приводя эксперимент доктора Алена Бомбар, с этим мнением не согласятся.

В 1952 году доктор Бомбар преднамеренно вышел в Атлантический океан в полном одиночестве и самостоятельно пересёк его за 65 дней. Он не прихватил с собой никакой провизии и в течение всего путешествия питался планктоном, сырой рыбой и пил солёную воду. Неизвестно, сколько солёной воды он выпил в соотношении с дождевой водой и жидкостью, добытой из рыбы.

Несмотря на то, что он серьёзно подорвал своё здоровье, экспериментом он доказал тот факт, что, вооружившись необходимыми знаниями и имея плот, выжить в открытом океане вполне возможно.

3. Найти источник пищи:

Поскольку в процессе пищеварения, ваш организм потребует достаточного количества воды, вполне логично ограничить себя в еде для того чтобы выжить, если у вас нет соответствующего запаса жидкости для выживания. Бесспорно, единственным источником пищи для вас будет океан и все его богатства – рыба, планктон.

Для того чтобы поймать рыбу, вам понадобятся несколько нехитрых приспособлений: из верёвки (шнурков, например) можно соорудить леса удочки; из алюминиевой банки при помощи ножа вырезать сияющие крючки, которые также привлекут рыбу.

Кроме этого, можно вытащить проплывающие мимо морские водоросли и внимательно осмотреть их на наличие съедобной рыбёшки, крабов или креветок.

4. Передвижение/Отдых:

В открытом океане не так много объектов, которые неподвижно находятся на своём месте и относительно которых можно судить, передвигаетесь ли вы или просто дрейфуете в пределах одного участка. В этом случае стоит возложить свои надежды в выживании на течение, которое принесёт вас к берегу или цивилизации.

Заметив землю, немедля постарайтесь грести в сторону спасительного маячка. А если в пределах вашей видимости появился корабль, легче дать ему сигнал при помощи сигнальной ракеты, зеркала или любой отражающей поверхности, чем пытаться нагнать его.

5. Обеспечить собственную безопасность в выживании :

Наибольшая опасность в открытом океане будет исходить от акул. Поэтому избегайте тех ситуаций, которые выдадут ваше присутствие. Например, погружение в воду участков тела с кровоточащими ранами.

Действительно невероятная и удивительная история про рыбака, который больше года дрейфовал в просторах самого большого океана… Как такое возможно? Читаем.

Невероятная история о «чудо-человеке из Тихого океана» - рыбака, который больше года питался кровью черепах, сырой рыбой и мясом чаек, пока он больше года дрейфовал в просторах самого большого океана. По прибытию в порт, Хосе Сальвадор Альбаньяга Иван долго улыбался репортёрам, а потом произнёс «Я жив, я жив, я просто не могу в это поверить… Я почти ничего не помню. Все мысли свелись к одному - океан, повсюду океан». Читайте далее очень удивительную историю.

Хосе вместе с молодым охотником на акул пришлось пройти очень суровое испытание после того, как двигатель их лодки сломался 21 декабря 2012 года.
Все их старания привлечь внимание других судов были тщетны, они по-прежнему дрейфовали в открытом океане. На глазах у Хосе умер его помощник, которому было лет 15-18 лет. Хосе неделю за неделей, месяц за месяцем боролся за свою жизнь, поедая сырую рыбу и мясо чаек и утоляя жажду собственной мочой.
Когда он вступил на пристань, он сказал: «Я выжил потому, что я молился. Все это время я постоянно молился». Он думает, что исключительно вера помогла ему выжить, но дело также и в огромной жажде жизни, благодаря которой он мог ловить черепах и пить их кровь, когда не было дождевой воды, есть мясо чаек и сырую рыбу.
«Я благодарен Богу за то, что я выжил»,- говорит он после своего путешествия примерно в 8000 миль по опасному океану, борясь с непогодой, в полном одиночестве, в мыслях о своей семье и Родине.

После того, как Хосе оказался в госпитале, он сказал, что хочет позвонить своей семье- жене и десятилетней дочери в Эль-Сальвадор, но он не помнит ни телефонного номера, ни названия деревни, где жил. Мужчина многого не помнит, даже того, сколько ему лет. Он думает, что ему 36-38, хотя из-за сурового испытания, которое ему пришлось пройти, он выглядит намного старше.
«Он будто с нами, и в то же время он как будто где-то далеко. Он по-прежнему дезориентирован», -говорит переводчик.
В Маджуро он прибыл на военном корабле, члены экипажа которого нашли мужчину на одном из коралловых островов.

Местные жители острова Ebon, которые нашли Хосе, погрузили мужчину в лодку и отвезли в главную деревню, где дали ему одежду, напоили и накормили его.
Студентка факультета антропологии из Норвегии, Ола Филдштадт, смогла понять кое-что из его необычной истории благодаря его рисункам и языку жестов.

Затем глава деревни связался по единственному на острове телефону с властями в Маджуро и сообщил о найденном человеке. Хосе с его темной бородой и спутанными волосами был поразительно похож на героя Тома Хэнкса из фильма «Изгой». Подробности истории Хосе вскоре узнал весь мир. Впрочем, сам Хосе вовсе не выглядел истощенным после такого сурового приключения.
Кровяное давление у Хосе было низким, он передвигался с осторожностью, но большие опасения вызывало его не физическое, а психическое состояние. Возможно вскоре его будут мучать последствия постоянного страха смерти, в котором он находился, недостатка воды и голодания. То, что он видел смерть своего молодого помощника, только усугубляет ситуацию.

Ему нужен полный покой, пока власти Эль Сальвадора готовятся к доставке его самолетам к жене и дочери. Неудивительно, что он не помнит деталей своего путешествия, ведь все, что он видел- это лодка и бескрайний океан. Но длительный отдых поможет ему восстановить силы и вспомнить подробности.
Человек может жить три недели без еды, но только 3-5 дней без воды. Кровь черепах богата железом и белком и по питательности ее можно сравнить с куском мяса или рыбы или яйцом, но это не лучшая замена питьевой воды. Скорей всего ему приходилось есть черпашьи глаза, так как в них есть жидкость.

Как говорит местная жительница Маршалловых островов, по ее опыту, большинство людей погибают в таких ситуациях, так как они неспособны питаться сырой пищей, их постоянно рвет. Возможно именно поэтому умер помощник Хосе.

В интервью MailOnline он сказал, что есть только одно, о чем он сейчас может думать. « Я просто хочу вернуться домой, но я не знаю, где я нахожусь. Я устал и мне плохо. Я очень хочу оказаться дома, но как это сделать?...». Затем, показав, что он еще не утратил свое чувство юмора, он добавил. «Если кто-нибудь вернет, меня домой, то я уверен, мой босс (хозяин лодки) заплатит».
Многие люди, оказавшиеся в подобной ситуации, не выживали. Например, два панамских рыбака умерли от жары и обезвоживания спустя 28 дней нахождения в открытом океане.
Однако были и еще счастливые случаи. В 2006 году три мексиканца, дрейфовавшие близ Маршалловых островов, смогли выжить, питаясь 9 месяцев сырой рыбой, птицей и дождевой водой.

Неприятности могут подстерегать нас где угодно. Разумеется, любители экстрима подвергают себя большему риску, но у них и больше шансов с успехом выйти из противостояния с природой за счёт личных навыков и подготовки. Но иногда этого недостаточно. Иногда случайности просто случаются, а ты, если жив останешься, из них выпутываешься. Именно это и произошло в 1983 году с парой яхтсменов.

Преамбула

Американка Тами Эшкрафт с детства парусным спортом увлекалась. И именно на этой почве и познакомилась с британцем Ричардом Шарпом. Любовь, морковь, все дела. Но жить на что-то надо было, так что молодые яхтсмены нанялись перегонять яхты через тихий океан новым владельцам. И в 1983 году им выпал заказ на перегонку яхты «Хазана» из Таити до Сан-Диего. Путешествие должно было занять 30 дней. Ничего сложного и особенного — пара уже неоднократно такие рейсы проделывала. Но увы, планы были нарушены самым трагичным образом.

Где-то на середине пути их настиг ураган четвёртой категории. Нужно ли уточнять, что у небольшой яхты в таких условиях шансов не слишком много? Тем не менее, Ричард остался у штурвала и пытался максимально долго удерживать яхту в стабильном положении. Тами он отослал в трюм — проверить показания каких-то приборов. Как мне кажется — просто поводу нашел, чтобы ещё и её жизнь риску не подвергать. Но увы, не получилось. Яхта перевернулась, Ричарда буквально вырвало из спасательного жилета, а Тами Эшкрафт сильно ударилась обо что-то головой.

Суть

Тами Эшкрафт пришла в себя через сутки после катастрофы. Темно, страшно, голова болит, на лице — запёкшаяся кровь. И чёткое понимание, что будущий муж, с которым ещё не так давно обсуждали планы на совместную жизнь, погиб. Так что ничего удивительного в том, что на даму накатила тяжелейшая депрессия, нет. К счастью, двух дней вполне хватило, чтобы осознать себя ещё живой, голодной и явно не собирающейся умирать вот так просто.

Тем не менее, проблем меньше не стало. Яхта была перевёрнутой, двигатель вышел из строя, радио — тоже (чёрт побери, во всех историях выживания у них всегда выходит из строя радио — может надо совет какой дать радиоконструкторам, типа «Сделайте ваши штуки более надёжными, чтобы людям не приходилось бороться за свою жизнь в одиночку и без связи!»). Из навигационных приборов оставался только обычный секстант. Запасов пищи и воды тоже было не слишком много. Ещё и мачта сломалась. Короче, как выживать — непонятно.

Решения

Если человек хочет жить, то его мало что способно остановить. Тами Эшкрафт уже хотела, так что . Сначала нужно было перевернуть обратно яхту. Этого получилось добиться используя сильные волны и перемещая весь груз на одну сторону яхты. Потом пришла очередь мачты и паруса. Из подручных материалов получилось соорудить «времянку», которая позволяла остаткам яхты плыть со скоростью 2 узла в час. Не много, но уже кое что. Особенно если знать, куда плыть. К счастью, Тами Эшкрафт знала как пользоваться секстантом, так что проложить и корректировать курс могла.

С припасами всё тоже оказалось не так уж плохо, благо рассчитаны они были на двух человек, а питаться теперь приходилось одному. Тем не менее, соорудить тент для сбора росы и дождевой воды было хорошей идеей. Не знаю, был ли на борту опреснитель воды и не вышел ли он из строя при катастрофе — об этом нигде не упоминалось, но если бы был — всё было бы немного легче. Кроме того, успешная рыбалка помогала немного разнообразить рацион. Но этого всё равно не хватало, так что к концу плаванья Тами Эшкрафт похудела на 40 фунтов (18 кг).

Корпус яхты уцелел, поэтому девушке не пришлось постоянно контактировать с солёной водой, да и укрываться от жары в трюме было довольно удобно. Так что по сравнению с кораблекрушение, ей ещё повезло.

Сложнее всего было с психологической стороной вопроса. Да, основной кризис прошел, но боль утраты, а также осознание того, что любая ошибка может повторно поставить всё под смертельную угрозу, уж никак не способствовали . Женщины, однако. Тем не менее, Тами Эшкрафт смогла взять себя в руки и довести дело до конца.

Итог

Через 40 дней после катастрофы яхта «Хазана», которую официально признали погибшей, своим ходом зашла в гавайский порт. Тами Эшкрафт смогла выжить, несмотря на истощение, хроническую депрессию и некоторые проблемы со здоровьем. Что самое интересное — она не бросила парусный спорт, а продолжила им заниматься. Даже лицензию капитан малого парусного судна получила. Но к каждому новому плаванью она готовилась намного тщательнее, чем раньше.

Чтобы справиться с психологическими проблемами, ей посоветовали книгу написать, что и было сделано. «Red sky in morning» — прекрасный образец творчества выживших в катастрофе, правда, в женской стилистике. То есть много про переживания и терзания, мало про конкретные действия и решения. Но самой Тами Эшкрафт это помогло — она смогла выйти замуж и довольно счастливо живёт с семьёй на острове Сан Хуан.

Что тут можно добавить. А ничего. Была непредсказуемая проблема, было её эффективное решение. А всё остальное — дело психологов. Как видите, даже хрупкая барышня может выжить в открытом океане, если, конечно, у неё есть нужные навыки и воля к жизни. Именно поэтому подготовка крайне важна, если вы увлекаетесь чем-то, что можно назвать «экстримом». Все эти EDC, комплекты выживания, НАЗы и прочее ничем вам не помогут, если вы не умеете ими пользоваться и не готовы выживать морально. Тами Эшкрафт была готова, поэтому и выжила.

На самом деле - долго. Один из наиболее поразительных случаев произошёл в XVIII веке с капитаном Уильямом Блаем и его командой. После мятежа на судне «Баунти» капитана и верных ему людей высадили на деревянный баркас длиной всего семь метров, оставив им минимальный запас еды и пресной воды.

Моряки продержались в океане 47 дней. Они даже добрались до европейской колонии, преодолев путь в 6 700 километров, не имея компаса и карты, выбирая направление при помощи секстанта.

Роберт Додд, «Бунтовщики»

В этом году девять участников шоу «Мятеж», которое уже идёт на Discovery Channel, повторяют их маршрут на таком же судне и с тем же снаряжением. Так что продержаться на воде реально, вы можете убедиться в этом сами - смотрите шоу в 22.00 по вторникам.

Что важнее всего для выживания?

Как ни странно, залог выживания - это не еда или вода, а спокойствие. Путешественник и врач Ален Бомбар был уверен, что люди гибнут в море не из-за погоды и сложных условий, а из-за депрессии и страха, которые заставляют их делать ошибки. Свою теорию он подтвердил, переплыв океан на спасательной шлюпке без запасов еды и воды. Ему очень непросто далось такое путешествие, но ведь в экстремальной ситуации, например после кораблекрушения, нет задачи переплывать океан - нужно дождаться помощи.

Christopher Johnson / Flickr.com

От поведения в открытом море зависит выживание: из-за паники люди совершают ошибки и принимают неверные решения, слишком много суетятся и двигаются, а энергию надо беречь. Плохое уже случилось - вы в открытом море. Некогда страдать, надо выбираться.

Как сберечь энергию?

В море или океане при избыточной активности мы теряем слишком много сил, необходимых для выживания. Если вы оказались в воде, то нужно двигаться как можно меньше и стараться найти плавающий предмет, за который вы зацепитесь. Многое зависит от температуры воды, но средство для плавания придётся искать даже в тёплых морях.

Если же вы на плоту, шлюпке или на чём-то, что держится на поверхности воды, старайтесь согреться и просохнуть, а также посмотрите вокруг. Подбирайте всё, что можете подобрать. В открытом море пригодится любой предмет.

Как добывать пресную воду?

Самый очевидный, но ненадёжный источник пресной воды - осадки. Постарайтесь подготовить любую ёмкость, куда соберёте дождевую воду: консервные банки, обувь, проплывающий мимо пластик, плотные листья, пакеты, мешки.

Ещё один способ найти питьё - сделать дистиллятор. Для него нужны две ёмкости (большая и маленькая), а также непромокаемый материал: кусок полиэтилена, пакет. В большую ёмкость наберите солёную воду, поставьте в неё пустую маленькую ёмкость. Пакет или другой материал натяните на края большой ёмкости и положите в центр небольшой груз. Вода будет испаряться и оседать на плёнке. Капли покатятся к центру, где лежит груз, и упадут в пустую ёмкость. Так вы наберёте немного пресной воды.

Способ добычи пресной воды

Возможно, на вашем плавательном средстве образуется конденсат сам по себе. Собирайте и его, даже если придётся облизывать лодку.

Не забывайте, что водоросли и рыба тоже содержат пресную воду, поэтому если сумеете поймать пропитание, часть жидкости получите вместе с едой.

Как добывать еду?

Как ни странно, с едой в океане всё более-менее нормально. Пань Лянь, китайский моряк, оказался после битвы во время Второй мировой войны в открытом море и прожил на спасательном плоту 133 дня. Он даже смог сделать запас пищи, потому что постоянно добывал себе пропитание, сделав удочки из подручных материалов.

Постарайтесь выдумать, из чего изготовить рыболовные снасти. Сгодятся любые верёвки, нитки, выдернутые из одежды, украшения, булавки, крышки от консервных банок. Для первой рыбалки наживкой может стать нитка, потом получится использовать остатки уже пойманных рыб.

Даже если рыба не ловится, можно поддерживать силы планктоном и водорослями.

Чтобы их собрать, нужно взять любой кусок ткани (из одежды), сформировать из него «сачок» и ловить им мелких обитателей океана. На вкус, конечно, так себе, но для выживания выбирать не приходится. Зато водоросли помогают не допустить развития цинги.

Вообще есть надо всё, что попалось (если только оно выглядит свежим и неядовитым): черепах, креветок, птиц. Пернатые в пустынных районах иногда не боятся людей, и их можно поймать с помощью приманки и петли из верёвки.

Ловушка для морских птиц

Добывать рыбу надо сразу же, как только вы оказались в море, даже если вы на спасательном плоту и у вас имеется положенный трёхдневный рацион. Никто не может точно сказать, когда вас найдут спасатели и на какое время придётся растягивать паёк. Действуйте немедленно.

Как защититься от опасностей?

Jeff Kubina / Flickr.com

Подготовиться ко многим опасностям в море в теории невозможно, но кое о чём стоит помнить:

  • Если приближается шторм, то для устойчивости плота все тяжёлые вещи нужно переложить в центр. То же относится и к людям - перемещайтесь в середину судна, чтобы волны его не перевернули.
  • Старайтесь защищать голову и кожу от ультрафиолета. В открытом море, когда мало питьевой воды, солнечный ожог переносить сложнее. Яркий свет отражается от поверхности океана, и этот блеск может сильно навредить глазам, так что берегите зрение и не смотрите на воду постоянно.
  • Когда ловите рыбу, не привязывайте леску и верёвки к рукам или ногам. Крупная рыба может дёрнуть крючок с такой силой, что не обойдётся без травм.
  • Соблюдайте осторожность и не пытайтесь вытащить слишком больших рыб. Они могут опрокинуть лодку.
  • Не берите в руки рыб с иглами и шипами. Они могут быть не только острыми, но ещё и ядовитыми.

Как найти землю?

На самом деле, если вы потерпели кораблекрушение, лучше никуда не двигаться и по возможности оставаться на месте, хотя в океане это и трудно. Спасательные операции будут проходить в первую очередь в районе аварии.

Если вы смыслите что-то в навигации, хорошо бы лечь на обратный курс и вернуться к земле тем же путём, которым вы шли.

Alexander Boden / Flickr.com

Когда под рукой нет навигационных приборов, а вы ничего не понимаете в звёздном небе и не умеете держать курс, найти землю можно случайно или по косвенным признакам: над сушей собираются облака, во время гроз туда бьют молнии, по мере приближения к побережью чаще появляются птицы. В некоторых районах их можно увидеть довольно далеко в открытом море, но на суше, конечно, их намного больше.

Как не сойти с ума в открытом море?

Чтобы добраться до суши, нужна ясная голова и уверенность в своих силах, но их как раз труднее всего сохранять. Помогут правила, которых придерживаются путешественники-одиночки:

  • Установите и соблюдайте режим, хотя бы какой-нибудь. Если вы не одиноки, назначьте дежурства и распределите обязанности. Необходимость вставать на вахту и выполнять свою часть работы поможет собраться и не впасть в отчаяние.
  • Ведите дневник или журнал, если есть возможность записывать. Это помогает упорядочить мысли и продумать планы.
  • Работайте. Ловите рыбу, собирайте водоросли, высматривайте землю, придумывайте новые способы применения старых предметов. Делайте всё, чтобы не успевать сожалеть о своём положении.
  • Старайтесь двигаться, насколько это возможно. Поплавайте, если позволяет погода и вы уверены, что сможете вернуться на плот или лодку.

Помните, что выжить можно даже в самых тяжёлых условиях. Девять человек в шоу «Мятеж» показывают это своим примером. Они отправляются по маршруту капитана Уильяма Блая, чтобы доказать: люди крепче, чем мы привыкли думать.