Тексты для чтения про времена года дошкольникам. Антон чехов «припадок

«А метели-зимы как хорошо изображены!»
Л. Толстой

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное;
  • развивать навыки критического мышления, способности реализовать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Оборудование: презентация , раздаточный материал.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно время года не может нас порадовать такими великолепными пейзажами.

(Слайды с изображением зимы).

Искусник-мороз «убирает в алмазы, жемчуг, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.

– Запись темы урока.

– Что, по вашему мнению, значит «хорошо изображены»? (Прекрасно изображается зима в произведениях известных авторов. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», повесть «Метель» Пушкин.)

Ученик 1:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
А.С. Пушкин

– Приведите примеры олицетворений и эпитетов, выделите карандашом в тексте.

II. Текст Чехова

Ученик 2:

Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера..., и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег.

– В чём вы видите особенность «хорошего изображения снега»?

– Какие чувства вызывает у вас эта картина зимней природы?

– Найдите слова, обозначающие цвет. Какой частью речи они являются? Как вы определили?

– Дайте определение прилагательного.

– Подберите эпитеты к слову снег (мягкий, лёгкий, пушистый, пышный, серебристый...).

Чехов не один раз повторяет слово «снег», которое даже без эпитетов может многое сказать. Вместе с автором мы не только видим первый, «молодой снег, но и чувствуем его запах, слышим его мягкий хруст под ногами и даже ощущаем у себя на ладони холодок тающей снежинки.

Чеховский текст представляет собой блестящую иллюстрацию использования в художественной речи прилагательных.

Задание 1. Выпишите из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное. И объясните, пользуясь памяткой, какие особенности этой части речи отражены в самом термине «прилагательное».

Текст проецируется на экран.

  • Прилагательное – это... часть речи.
  • Прилагательное в речи связано с... , как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает... предмета, названного этим существительным.
  • Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается», не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в роде, числе, падеже.
  • Отличительные особенности морфологических признаков имён прилагательных:
    они изменяются не только по... и..., но и по...;
    во множественном числе род прилагательных не определяется, так как форма прилагательного при существительных разного рода одинакова.
  • В предложении прилагательные чаще всего бывают... или....

– Вспомните, какой постоянный признак имеет прилагательное? (Разряд)

– На какие разряды делятся прилагательные?

– Как определить разряд?

Задание 2. Вам предстоит заполнить таблицу в соответствии с разрядами прилагательных по значению.

На доске.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту. Весь день слышался по лесу заливистый собачий лай.

Учитель:

– Вернёмся к заданию! (к чеховскому тексту)

– Какому прилагательному Чехов отдал предпочтение, описывая первый снег? (белый)

– Что может быть белым всегда, постоянно?

– Во втором предложении найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

– Какими членами предложения являются прилагательные белый, молодой, пушистый?

– А какова синтаксическая роль кратких прилагательных?

– Имеет ли краткую форму прилагательное белый?

– А всегда ли снег одинаков. От чего зависит его состояние, вид? (от времени суток, погоды, каких-то других обстоятельств).

Снег глазами художников. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Февраль» из «Времён года»).

Учитель:

Задание 3. Рассмотрите репродукции известных художников и подберите цветовую лексику (эпитеты) к слову СНЕГ.

Объяснить значение непонятных слов.

III. Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

– Обратите внимание на эту чудесную репродукцию.

Ученик 3:

Чтение текста.

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

– Почему картина названа именно «Февральская лазурь»? (своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день).

– Какова основная мысль художника? (он увидел небывалый праздник лазоревого неба...)

Словарная работа: лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый. Записать в тетрадь. Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветви, сапфировые тени.

Определить разряд, разобрать прилагательные по составу.

IV. Практические задания.

1. Запишите словосочетания, подобрав к существительным прилагательные.

Определите род, выделите окончания.

В... лесу, ... воздух, по... дороге, ... утро, ... днём.

– Как определить окончание прилагательного?

Опорная схема
Прилагательное

Какой? (-ый, -ий, -ой) Какое? (-ое,-ее) Какая? (-ая, яя).

2. Списать словосочетания, обозначив графически окончания прилагательных.

Зимн… леса, мягк... снегом, син... отблеском, удивительн... тишиной, ледян… узорами.

– Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

V. А какой же была зима у нас? Фото-слайды. (Под музыку).

Чтение поэтических текстов

Ученик 4:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет.
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин.

Ученик 5:

Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз,
Чистейшего снега,
Белейшего снега
Зима отряхнула
На рощу с разбега.
М. Дудин.

Ученик 6:

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

VI. Игра. Замени словосочетания одним словом, близким по смыслу.

– Очень сильный мороз (трескучий).

– Очень холодная вода (студёная).

– Очень густой лес (дремучий).

– Очень маленькая снежинка (крохотная).

– Очень большое дерево (огромное).

VII. Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой.

Синтаксический разбор предложений, определить части речи.

1 вариант. Белый снег пушистый в воздухе кружится.

2 вариант. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

VIII. Роль прилагательных в речи.

– Как вы думаете, для чего нужны прилагательные в речи? (Без них наша речь не могла бы быть точной, меткой и выразительной).

И это действительно так. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов В художественном описании невозможно обойтись без прилагательных. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение. А под пером мастера они приобретают волшебную силу.

– Представьте себе на миг, что в языке не оказалось ни одного прилагательного. Докажите, что без этого вечного спутника существительного невозможно передать красоту, особое очарование зимнего пейзажа.

IX. Интерактивная доска.

– Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Великолепен вид леса! Все полянки и тропинки покрыты... снегом. В нём синеют следы. Здесь пробежал заяц. ...воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят... лучи и обсыпают их... блеском.

(белым, морозный, солнечные, хрустальным, серебряным).

Чехов Соболев Юрий Васильевич

«Припадок» и «Скучная история»

В 1889 году Чехов написал «Припадок» (для сборника памяти В. М. Гаршина), «Скучную историю» («Северный вестник» № 11), напечатал в том же «Северном вестнике» переработанного «Иванова» и пьесу «Леший».

«Припадок», - по признанию самого Чехова, - это та дань памяти Гаршина (Гаршин Всеволод Михайлович (1855–1888). Известный писатель, рассказы которого проникнуты упадочническими настроениями русской интеллигенции 80-х годов. Сам В. М. Гаршин был жертвой сумеречных настроений своей эпохи. Он говорил о себе, что пишет «одними своими несчастными нервами и каждая буква стоит капли крови». В таких рассказах, как «Надежда Николаевна», «Ночь», «Художники» Гаршин ставил наиболее острые вопросы своей эпохи. В «Художниках» поставлена проблема об «идейном художестве», причем Гаршин весь на стороне своего Рябова, который пишет картину «Глухарь», с исключительной силой изображающую физические страдания рабочего на производстве. Война нашла свое изображение в замечательных рассказах Гаршина «Четыре дня» и «Из воспоминаний рядового Иванова». Гаршин очень увлекался рассказами Чехова, предсказывая ему громкую известность. «Степь» произвела на него особенно сильное впечатление. Буквально за несколько дней до своей трагической смерти он все твердил о чеховской повести, говоря, что, прочитав ее, он чувствует себя так, «точно нарыв прорвался» ), какую он «хотел и умел воздать ему». Гаршин умер 19 марта 1888 года, - в припадке острой меланхолии бросившись в пролет лестницы.

Участвуя в сборнике, посвященном его памяти, Чехов считал своим долгом «публично расписаться в симпатии к таким людям». Гаршин в последние дни своей жизни интересовался Чеховым (Чехов пишет: «много занимался моей особой, чего я забыть не могу»). Лично он мало знал Гаршина - пришлось ему говорить с ним только один раз, да и то мельком. Два раза он заходил к нему домой, и не заставал.

Тема рассказа в передаче самого Чехова о том, что «молодой человек гаршинской закваски - недюжинный, честный, глубоко чуткий попадает первый раз в жизни в публичный дом терпимости». Чехову хотелось написать рассказ так, чтобы он произвел «гнетущее впечатление». Отослав его в сборник, он говорил Плещееву, что теперь его совесть спокойна, хотя «рассказ не грациозный и отдает сыростью водосточных труб». Он ценил в «Припадке» то, что «душевную боль он описал правильно, по всем правилам психиатрической науки».

Он был несколько разочарован тем приемом, какой оказали рассказу читатели и критики. Идейное содержание рассказа было оценено достаточно высоко. «Литературное общество, студенты, Евреинова (Редактор журнала «Северный вестник» ), Плещеев, девицы и пр. расхвалили мой «Припадок» во всю, а описание первого снега заметил только один Григорович», с горечью восклицает Чехов в письме к Суворину. В этом восклицании голос взыскательного художника, который хотел бы получить оценку качества исполнения. И как подлинный «взыскательный художник», он никогда не был доволен собой, но, вместе с тем, ясно понимал, что он нашел новую форму.

Вот описание первого снега, которое заметил один только Григорович:

«В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо; и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой пушистый снег.

Шел снег, хлопья его, попав в свет, лениво кружились в воздухе, как пух, и еще ленивее падали на землю. Снежинки кружились толпой около Васильева и висли на его бороде, ресницах, бровях. Извозчики, лошади и прохожие были белы.

И как не стыдно снегу падать в этот переулок, - думал Васильев. Будь прокляты эти дома».

Именно это место и отметил Григорович. Заметим, однако, что фраза «как не стыдно снегу падать в этот переулок» была изменена Чеховым: редактируя текст своих рассказов для собрания сочинений, он зачеркнул слова «и как не стыдно снегу» и написал «и как может снег». Новый текст звучит проще, сильнее и выразительнее. А самое, конечно, замечательное в этом «описании» первого снега - это необычайно смелое сравнение: «Чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег».

«Скучная история» была встречена критикой с некоторым недоумением. Повествование ведется от лица старого профессора Николая Степановича. Он причисляет себя к людям шестидесятых годов. С гордостью говорит о себе, что в числе его друзей были Пирогов, Некрасов, Кавелин. Однако рассуждает Николай Степанович так, как может рассуждать человек конца восьмидесятых годов. Николай Степанович нашел причину своего душевного краха: она в отсутствии «общей идеи - бога живого человека». Но ведь то поколение интеллигенции, от имени которого выступает Николай Степанович, имело «общую идею», так же как имело совершенно определенные цели, устремления, задачи. И даже не очень отдаленные, а ближайшие: борьбу с крепостным правом, борьбу с самодержавием. Николай же Степанович типичный восьмидесятник и Чехов совершенно точно называет болезнь его поколения: «отсутствие общей идеи». Старый профессор мыслит чеховскими мыслями. Чехов прячет себя за высказываниями своего героя. Так это и понял, например, Суворин, а Чехов в ответ на этот упрек, говорит: «Когда вам дают кофе, не ищите в нем пиво - не принимайте чужих мыслей за мои. Если я преподношу вам профессорские мысли, то верьте мне и не ищите в них чеховских мыслей».

Но вот две цитаты - одна из чеховского письма, другая из «Скучной истории».

- «Бурже увлекателен для русского читателя, как гроза после засухи, и это понятно. Читатель увидел в романе героев, и автора, которые умнее его, и жизнь, которая богаче его жизни; русские беллетристы глупее читателя, герои их бледны, ничтожны, третируемая ими жизнь скучна и неинтересна». (Из письма к А. С. Суворину 15 мая 1889 года.)

«Я не скажу, чтобы французские книжки были и умны, и талантливы, и благородны, но они не так скучны, как наши русские и в них не редкость найти главный элемент творчества, чувство личной свободы» («Скучная история»).

Эти цитаты так схожи по мыслям в них выраженным, что их легко спутать: отрывок из письма вставить в рассказ, а фразу рассказа поместить в письмо.

Рассуждения Николая Степановича о театре, который он не любит, потому что театр отнимает у государства много талантливых людей для дела, по существу ничтожного, повторяют мысли самого Чехова, находившего, что театр «это болезнь, вроде сыпи на теле больших городов».

Для уяснения того внутреннего процесса, который шел в Чехове, «Скучная история» дает огромный материал. Если мы примем, что за Николаем Степановичем скрывается Чехов, выразитель идеологии русской интеллигенции восьмидесятых годов, то мы поймем, что душевный крах старого профессора выражает нечто глубоко личное в чувствах и в мыслях самого Чехова. Чехов мучительно ищет выхода из тупика. Он стремится найти «общую идею». В чем она выражается для Чехова - мы увидим в истории его борьбы с «рабом», когда он стремился обрести «чувство личной свободы», то есть как раз то самое, чего, по замечанию Николая Степановича (он же Антон Павлович Чехов), нет у русских писателей.

Конец 1889 года принес неудачу с «Лешим», поставленным 27 декабря на сцене частного московского театра Абрамовой. Как мы знаем, Чехов предполагал писать пьесу вместе с Сувориным. Была составлена «афиша», т. е. выработан список всех действующих лиц с подробной характеристикой каждого, был разработан и сценарий. В конце концов Суворин от участия отказался, а Чехов отложил работу над «Лешим» и, лишь уступая просьбам режиссера театра - «выручить сезон и дать новую пьесу», согласился срочно дописать «Лешего».

«Сапоги в смятку». Шуточный рассказ Чехова для детей Киселевых

Пьеса не имела никакого успеха и Чехов почувствовал к ней ненависть. Когда его просили напечатать «Лешего», он ответил решительным отказом: «Эту пьесу я ненавижу и стараюсь забыть о ней. Сама ли она виновата, или те обстоятельства, при которых она писалась и шла на сцене, не знаю, но только для меня было бы истинным ударом, если бы какие-нибудь силы извлекли ее из-под спуда и заставили жить». (Из письма к А. И. Урусову.)

Винетка для книги «Пестрые рассказы» работы Ф. О. Шехтеля

Несколько лет спустя Чехов написал «Дядю Ваню» - одно из совершеннейших созданий своей драматургии. Здесь воскресли многие персонажи «Лешего».

Из книги У самого Черного моря. Книга III автора Авдеев Михаил Васильевич

«Скучная работа» Сегодня это вызовет улыбку, но в то утро - 17 августа 1944 года - я предавался воистину «горестным» размышлениям.Дело в том, что в полк недавно прибыли Як-3, истребители по тому времени действительно изумительные. Маневренные, превосходные и в воздушном бою,

Из книги Царская Россия во время мировой войны автора Палеолог Морис Жорж

IX. Припадок пессимизма: снарядный кризис Среда, 9 декабря 1914 г.Неуверенность, царящая относительно военных операций в Польше, слишком оправдавшееся предчувствие огромных потерь, понесенных русской армией под Брезинами, наконец, оставление Лодзи - все это поддерживает

Из книги Уильям Теккерей. Его жизнь и литературная деятельность автора Александров Николай Николаевич

Глава VI. «История Пенденниса». «Ньюкомы». «История Эсмонда». «Виргинцы» Вскоре после окончания «Ярмарки тщеславия», то есть в начале 1849 года, начал печататься второй большой роман Теккерея – «История Пенденниса». В предисловии к этому сочинению Теккерей сетует на то, что

Из книги Исповедь военнослужащего срочной службы автора Довгаленко Александр Витальевич

История В последнее время все больше и больше шума вокруг нашей многострадальной армии стало подниматься, то там кто-то застрелился, то тут кто-то удавился, то служивый пол-караулки перестрелял, а сам в бега ударился, нашумевший в последнее время случай с солдатиком,

Из книги Майк: Время рок-н-ролла автора Рыбин Алексей Викторович

История Далее текст в книге будет несколько бессвязным - главы станут располагаться не в хронологическом порядке, а так, как привиделось мне, автору. Тому есть две причины. Первая - связные тексты сейчас писать не модно, а рок-музыканты - первейшие модники. Я тоже был

Из книги Дневник автора Пипс Сэмюэль

1. ИСТОРИЯ РЕСТАВРАЦИЯ1 С Божьей помощью на здоровье мне в конце прошлого года жаловаться не приходилось. Я жил в Экс-Ярде; кроме жены, служанки и меня, в доме никого не было. Положение в государстве таково. Охвостье2 вернулось и вновь заседает; Монк со своей армией в

Из книги Гердер автора Гулыга Арсений Владимирович

2. История человечества как история культуры Поскольку Гердер создавал не труд по всемирной истории, а общесоциологическое исследование, его интересовали в первую очередь не факты, а уроки истории. Однако последние он старался выводить из анализа исторических событий.

Из книги Стихи про меня автора Вайль Петр

СКУЧНАЯ ИСТОРИЯ Иосиф Бродский 1940-1996Зимним вечером в Ялте Сухое левантинское лицо, упрятанное оспинками в бачки. Когда он ищет сигарету в пачке, на безымянном тусклое кольцо внезапно преломляет двести ватт, и мой хрусталик вспышки не выносит: я щурюсь; и тогда он

Из книги Подлинная судьба Николая II, или Кого убили в Ипатьевском доме? автора Сенин Юрий Иванович

Глава 12. Скучная неизвестность В стране все еще продолжалась война, положение оставалось тяжелым - Выборг занят белогвардейцами. В Мурманске находились английские и французские войска. Псков был занят немцами.Петроград готовит к эвакуации женщин и детей, одновременно

Из книги Троцкий. Характеристика (По личным воспоминаниям) автора Зив Григорий Абрамович

Глава третья В тюрьме Два года в одесской тюрьме. - Старший надзиратель Троцкий. - Переписка с Бронштейном в тюрьме. - Внезапный поворот к марксизму. - Голодовка. - Припадок эпилепсии В марте 1898 г. был арестован и я. В апреле я очутился в Одесской тюрьме, где уже

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

История - это мы Работая старшим редактором на студии «Союзмультфильм», в 1945 году я познакомился с Григорием Александровичем Ряжским. Старый москвич, пригретый киностудией, заинтересовал меня своими рассказами о нашем прошлом.Самый облик его, манеры, выражения

Из книги Forex Club: Win-win революция автора Таран Вячеслав

Моя история Согласно российскому этикету, добрые дела не подлежат огласке. Потому что «так принято», так праведно шли по жизни наши деды и прадеды.Я десять школьных лет прожил в Нанайском районе Хабаровского края. Помню одну местную традицию. Испокон веков беременная

Из книги Русская Мата Хари. Тайны петербургского двора автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Франсуа Мари Вольтер автора Кузнецов Виталий Николаевич

Из книги #SEKTA. Школа Идеального тела. История не про тело автора Маркес Ольга

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

П. Солдатенков – «История любви, история болезни» Нет ничего скучнее, чем разговоры о чужих болезнях и чужом блуде. Анна Ахматова Мне не нравится, когда солидные творческие люди рассказывают, как он пил. Я понимаю, что он пил, но они выставляют это на передний план, как

Веками люди переживают удивительное таинство зимы - Снег...Поэтичные и проникновенные описания природы, очарованной этим чудом Небес, сполна дарят нам прозведения литературы и искусства. Предлагаю Вам окунуться в мир слова и образа, создающих прекрасные картины бытия мира в Зиме...

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не осталось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. Они стояли, засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу...



...

ШЁЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ...

Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах - все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...

ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМА!

Итак, она пришла, долгожданная зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему унылые, сплошь покрыты белым снегом, и солнце переливается в нем слепяшим блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли вокруг себя посмотришь, везде все то же: снег, снег, снег. Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво все вокруг! Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе. Как ни колюч морозец, он тоже приятен. Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодрящей свежести. Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься и хочется сказать дружески этому чудному зимнему утру: «Здравствуй, зима!»

«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМА, ДОЛГОЖДАННАЯ, БОДРАЯ!»

День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом.

ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.
Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну - за стеклами все было снежно и безмолвно.

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг.
Когда же выпал первый снег? Я подошел к ходикам. Было так светло, что ясно чернели стрелки. Они показывали два часа. Я уснул в полночь. Значит, за два часа так необыкновенно изменилась земля, за два коротких часа поля, леса и сады заворожила стужа.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло.
Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал:
- Первый снег очень к лицу земле.

Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега.

ПЕРВОЕ СОПРИКОСНОВЕНИЕ

Я с детства испытываю своеобразное волнение перед свежим покровом снега…


Точно вступаешь в какой-то новый мир, и всего тебя пронизывает радость открытия, первого соприкосновения с чем-то чистым, нетронутым, неоскверненным.





















Фотографы - Александр Котенко http://kotenko.35photo.ru/user_profile/
Александр Коротков http://koam007.35photo.ru/ и др. сайт http://35photo.ru/

Художники Игорь Медведев http://artnow.ru/
и Ким Стенберг http://www.risunoc.com/

Музыка Густав Малер

Студент-медик Майер и ученик московского училища живописи, ваяния и зодчества Рыбников пришли как-то вечером к своему приятелю студенту-юристу Васильеву и предложили ему сходить с ними в С — в переулок. Васильев сначала долго не соглашался, но потом оделся и пошел с ними. Падших женщин он знал только понаслышке и из книг, и в тех домах, где они живут, не был ни разу в жизни. Он знал, что есть такие безнравственные женщины, которые под давлением роковых обстоятельств — среды, дурного воспитания, нужды и т. п. вынуждены бывают продавать за деньги свою честь. Они не знают чистой любви, не имеют детей, не правоспособны; матери и сестры оплакивают их, как мертвых, наука третирует их, как зло, мужчины говорят им ты. Но, несмотря на всё это, они не теряют образа и подобия божия. Все они сознают свой грех и надеются на спасение. Средствами, которые ведут к спасению, они могут пользоваться в самых широких размерах. Правда, общество не прощает людям прошлого, но у бога святая Мария Египетская считается не ниже других святых. Когда Васильеву приходилось по костюму или по манерам узнавать на улице падшую женщину или видеть ее изображение в юмористическом журнале, то всякий раз он вспоминал одну историю, где-то и когда-то им вычитанную: какой-то молодой человек, чистый и самоотверженный, полюбил падшую женщину и предложил ей стать его женою, она же, считая себя недостойною такого счастия, отравилась. Васильев жил в одном из переулков, выходящих на Тверской бульвар. Когда он вышел с приятелями из дому, было около 11 часов. Недавно шел первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядывали иначе, чем вчера, фонари горели ярче, воздух был прозрачней, экипажи стучали глуше, и в душу вместе со свежим, легким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег. — «Невольно к этим грустным берегам, — запел медик приятным тенором, — меня влечет неведомая сила...» — «Вот мельница... — подтянул ему художник. — Она уж развалилась...» — «Вот мельница... Она уж развалилась...», — повторил медик, поднимая брови и грустно покачивая головою. Он помолчал, потер лоб, припоминая слова, и запел громко и так хорошо, что на него оглянулись прохожие: — «Здесь некогда меня встречала свободного свободная любовь...» Все трое зашли в ресторан и, не снимая пальто, выпили у буфета по две рюмки водки. Перед тем, как выпить по второй, Васильев заметил у себя в водке кусочек пробки, поднес рюмку к глазам, долго глядел в нее и близоруко хмурился. Медик не понял его выражения и сказал: — Ну, что глядишь? Пожалуйста, без философии! Водка дана, чтобы пить ее, осетрина — чтобы есть, женщины — чтобы бывать у них, снег — чтобы ходить по нем. Хоть один вечер поживи по-человечески! — Да я ничего... — сказал Васильев, смеясь. — Разве я отказываюсь? От водки у него потеплело в груди. Он с умилением глядел на своих приятелей, любовался ими и завидовал. Как у этих здоровых, сильных, веселых людей всё уравновешено, как в их умах и душах всё законченно и гладко! Они и поют, и страстно любят театр, и рисуют, и много говорят, и пьют, и голова у них не болит на другой день после этого; они и поэтичны, и распутны, и нежны, и дерзки; они умеют и работать, и возмущаться, и хохотать без причины, и говорить глупости; они горячи, честны, самоотверженны и как люди ничем не хуже его, Васильева, который сторожит каждый свой шаг и каждое свое слово, мнителен, осторожен и малейший пустяк готов возводить на степень вопроса. И ему захотелось хоть один вечер пожить так, как живут приятели, развернуться, освободить себя от собственного контроля. Понадобится водку пить? Он будет пить, хотя бы завтра у него лопнула голова от боли. Его ведут к женщинам? Он идет. Он будет хохотать, дурачиться, весело отвечать на затрогивания прохожих... Вышел он из ресторана со смехом. Ему нравились его приятели — один в помятой широкополой шляпе с претензией на художественный беспорядок, другой в котиковой шапочке, человек не бедный, но с претензией на принадлежность к ученой богеме; нравился ему снег, бледные фонарные огни, резкие, черные следы, какие оставляли по первому снегу подошвы прохожих; нравился ему воздух и особенно этот прозрачный, нежный, наивный, точно девственный тон, какой в природе можно наблюдать только два раза в году: когда всё покрыто снегом и весною в ясные дни или в лунные вечера, когда на реке ломает лед. — «Невольно к этим грустным берегам, — запел он вполголоса, — меня влечет неведомая сила...» И всю дорогу почему-то у него и у его приятелей не сходил с языка этот мотив, и все трое напевали его машинально, не в такт друг другу. Воображение Васильева рисовало, как минут через десять он и его приятели постучатся в дверь, как они по темным коридорчикам и по темным комнатам будут красться к женщинам, как он, воспользовавшись потемками, чиркнет спичкой и вдруг осветит и увидит страдальческое лицо и виноватую улыбку. Неведомая блондинка или брюнетка наверное будет с распущенными волосами и в белой ночной кофточке; она испугается света, страшно сконфузится и скажет: «Ради бога, что вы делаете! Потушите!» Всё это страшно, но любопытно и ново.