Сверхтяжелый танк «Маус. Самый большой танк в мире

Идея создать супертанк, способный прорвать любую оборону, будучи неуязвимым для огня артиллерии и способным уничтожить любую бронированную технику противника, будоражила умы многих генералов Второй мировой.

Сухопутный крейсер весом 1000 тонн Ratte существовал только в проектах на бумаге. Фото: tanki-v-boju.ru

Так родились такие гиганты, как немецкий Maus или американский T28-T95 Turtle, еще больше проектов так и осталось на бумаге.

сайт выбрал пять самых больших танков, построенных во время Второй мировой войны.

TOG II, ностальгия по Первой мировой

TOG I — предшественник TOG II — напоминал собой классический ромбовидный танк времен битвы при Сомме (1916 год). Оружие конструкторы разместили в спонсонах по бокам, а гусеница полностью охватывала корпус.


TOG I с башней от пехотного танка Matilda II. Фото: alternathistory.com

TOG I был крайне тихоходным, его максимальная скорость составляла 8 км/ч, что делало его легкой добычей артиллеристов противника.


TOG II. Фото: wot-all.ru

Учтя все недостатки первой машины, решено было сделать ее улучшенный вариант — TOG II. Танк был построен в металле в 1941 году. Его вес достигал 82,3 тонны, а максимальная скорость — 14 км/ч. Несмотря на большую массу, TOG II обладал хорошей проходимостью благодаря независимой торсионной подвеске, большой длине и тому, что привод каждой гусеницы осуществлялся отдельным электродвигателем.


TOG II. Фото: i.imgur.com

Танк мог взбираться на стены высотой 2,1 метра и преодолевать 6,4-метровые рвы. От орудий в спонсонах отказались, вместо них планировалось установить башню с 76,2-мм орудием QF 17 pounder.

Лоб башни танка защищался 114-мм броней, лоб корпуса — 76 мм, таким же было и бортовое бронирование. Пока шли испытания английской машины, немцы успели выкатить на поле боя танки Tiger I и Panther. Против этих машин у тихоходного и слабобронированного англичанина не было ни единого шанса.

Единственный экземпляр TOG II находится в танковом музее в Бовингтоне.

A39 Tortoise, черепаха по-английски

Еще один монстр с берегов Туманного Альбиона — 79-тонный сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Лобовая броня этой машины составляла целых 228 мм, бортовая — 178 мм.


A39 Tortoise. Фото: memecdn.com

В качестве основного вооружения использовалась бывшая зенитная пушка 94-мм Ordnance QF 32 pounder. Ее снаряд на километровом расстоянии во время испытаний пробил немецкую «пантеру» навылет.

Экипаж этого монстра составлял семь человек: командир, стрелок, пулеметчик, два заряжающих, механик-водитель и помощник механика-водителя.


По шоссе Tortoise ездил еще более-менее сносно — до 19 км/ч, а вот на пересеченной местности его скорость падала до 6 км/ч. По задумке конструкторов, А39 предназначался для прорыва укрепленных полос, а его броня должна была выдержать огонь любой противотанковой артиллерии.

Поэтому медлительность недостатком не считали. Внимательный читатель заметит, что у этого танка нет башни. Дело в том, что по британской классификации САУ не могла быть настолько тяжелой (79 тонн), и было решено классифицировать Tortoise как танк.

Один из экземпляров этой машины дошел в идеальном состоянии до наших дней и хранится в танковом музее в Бовингтоне.

T28-T95 Turtle, черепаха по-американски

Перед высадкой в Европе американцы задумались о способах преодоления немецкого «Западного вала» и решили, что им понадобится тяжелобронированная и хорошо вооруженная машина.


T95. Фото: mg-tank.ru

Первоначально машина получила индекс Т-28, но потом начальник департамента вооружения 7 февраля 1945 года издал меморандум с предложением сменить наименование с Т28 на «самоходное» Т95.

Задача по созданию оказалась непростой, и к большой войне в Европе машина не успела: первая отливка лобовой части корпуса поступила 20 июня, а сварка корпуса была завершена в августе 1945 г.


21 декабря 1945 г. стальной монстр весом в 86,3 тонны поступил на Абердинский полигон. Сверхтяжелый танк прорыва был вооружен 105-мм пушкой Т5Е1, способной пробивать бетонные стены ДОТов, а неприступная 305-мм броня делала T95 неуязвимым в фронтальной проекции.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Для уменьшения высоты силуэта орудие монтировалось прямо в лобовом листе. Во время продолжительных испытаний, которые затянулись не в последнюю очередь из-за медлительности Т95 — создатели снабдили 86-тонную машину 500-сильным двигателем, из-за чего монстр бегал со скоростью 10 км/ч, — американские военные переименовали Т95 в танк прорыва Т28, так как, по их мнению, САУ столько весить не могла.

Кроме того, было решено, что такая машина войскам не нужна, и от дальнейших работ по проекту отказались. Сейчас один Т28 (Т95) выставлен в коллекции музея Паттона в Форт-Ноксе, штат Кентукки (США).

Самая большая мышь

Maus — самый тяжелый танк в истории, его вес — 188,9 тонны. Немецкий тяжеловес имел мощное круговое бронирование и вооружение, состоящее сразу из двух орудий, смонтированных в башне.


Maus. Фото: panzernet.net

В качестве основной использовалась 128-мм пушка KwK-44 L/55, до конца войны не имевшая аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости. До 1948 года в мире не было танка, способного выдержать попадание ее 28 кг снаряда. В качестве вспомогательного использовалось 75-мм орудие KwK-40.

Лобовая броня танка составляла внушительные 200 мм и гарантировала экипажу хорошую защиту.


Maus. Фото: plus.google.com

Благодаря многокатковой ходовой части и гусеницам шириной 1100 мм Maus имел низкое удельное давление на грунт, не намного больше, чем у обычных немецких тяжелых танков.


Всего было построено два сверхтяжелых танка Maus, ни один из которых не принял участие в боевых действиях. Когда войска Красной Армии подошли к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации.

Позже из двух танков был собран один Maus, который сейчас находится в бронетанковом музее Кубинка.


Советские войска осматривают трофей. Фото: aviarmor.net

Таким образом, все сверхтяжелые танки не приняли участия в боевых действиях, став пустой растратой денежных средств, промышленных ресурсов и материалов.

За время Второй мировой войны были созданы "катюша", базука, T-34, которые сыграли решающую роль в боевых действиях. Но большинство проектов так и остались на бумаге или в виде опытных образцов.

Авианосец «Синано»

В Японии, в силу особенностей географического положения, во время Второй мировой войны особое внимание уделялось развитию военно-морского флота и авиации. Среди кораблей введенных в строй были гигантские линкоры «Ямато» и «Мусаси». Третий недостроенный линкор уже в ходе войны решили переделать в авианосец. Поскольку полностью проект корабля изменить было уже невозможно, «Синано» сохранил часть нехарактерного для авианосца бронирования. Но при водоизмещении почти 72 тысяч тонн корабль мог нести не более 47 самолетов, в то время как авианосцы специальной постройки перевозили авиационные группы в двое больше. «Синано» так и не успел проявить себя как боевую единицу. 29 ноября 1944 года недостроенный авианосец был атакован американской подводной лодкой и затонул после попадания четырех торпед.

Планер Ju-322

На случай проведения широкомасштабной десантной операции в Англии германское командование предполагало использовать планеры. Ju-322 предназначался для высадки десанта и доставки боевой техники. Размах крыла этого самого большого в мире планера достигал 62 метров. К 1941 году на разных стадиях сборки находилось 98 планеров, а один был готов к испытанию. Первый полет сразу показал, что планер очень «капризный», и может создавать ряд опасных ситуаций при взлете. Работа над проектом затянулась.

Тем временем тяжелые потери немецких десантников во время операции по высадке на Крит показали слабость планеров в деле. Кроме того, переориентация немецкой военной машины на войну с СССР требовала отложить вторжение в Британию. Дальнейшую работу над созданием гигантского планера признали нецелесообразной.

КВ-7

В ходе боевых действий начального периода Великой Отечественной войны неплохо показали себя танки КВ-1, которые послужили базой для создания целого ряда опытных образцов с различным вооружением. Боевой опыт, полученный танкистами Красной Армии на первом этапе войны, показал необходимость оснащения войск машиной с более высокой мощностью огня, чем у серийных танков. КВ-7 нес одно 76 мм и два 45 мм орудия, установленных в неподвижной рубке. Однако ввиду отсутствия у нового образца особых преимуществ перед серийным КВ-1, САУ КВ-7 не была принята на вооружение и массово не производилась. Кроме того, КВ-7 стала последним в СССР образцом бронетехники со спаренным пушечным вооружением среднего калибра в башне или рубке.

Сверхтяжелый танк «Маус»

В конце 1942 года в Германии начали работы по созданию сверхтяжелого танка прорыва «Маус». Танк должен был иметь мощную броневую защиту и сильное вооружение. Было построено два опытных образца, которые оказались чрезвычайно дорогими и сложными в производстве. Помимо этого колоссальная масса исключала возможность движения «Мауса» по мосту. В общем, машина оказалась мощной, но малопригодной в условиях Второй мировой войны, где основную роль играла скорость производства и поставки вооружения. 180-тонным монстрам так и не довелось принять участие в боевых действиях. В апреле 1945 года при приближении Красной Армии, немцы уничтожили прототипы ввиду невозможности их эвакуации.

Английский тяжелый танк А-38


В Англии тоже пытались строить тяжелые танки. Одним из них стал А-38 «Вэлиант». Он создавался как замена танку «Черчилль». Его рассматривали как оружие для условий Среднего Востока. Скорость «Вэлианта» принесли в жертву мощному бронированию. Первый прототип был выпущен фирмой Ruston & Hornsby в середине 1944 года, когда боевые действия уже локализовались в Европе и в Тихоокеанском регионе, а необходимость в восточной специализации танка отпала. Он стал морально и физически устаревшим уже на стадии производства. В результате А-38 так и остался в виде двух опытных образцов.

СКС-45

Примечательно, но в ходе Второй мировой войны проходил испытания прообраз знаменитого карабина системы Симонова, СКС-45. Боевой опыт показал, что винтовочный патрон был слишком мощным для использования в бою на дистанции в несколько сотен метров - он хорош для пулемета, но обычному стрелку не нужен. Другой крайностью оказался маломощный, но легкий пистолетный патрон, который использовали в пистолетах-пулеметах. «Золотой серединой» стал 7,62 мм промежуточный патрон образца 1943 года.

По его примеру, в дальнейшем, был создан ряд образцов стрелкового оружия, в том числе и карабин системы Симонова. Первая экспериментальная партия СКС оказалась на фронте летом 1944 года во время операции «Багратион» в Белоруссии. Там оружие получило положительный отзыв в войсках, но доработка карабина затянулась на долгие пять лет. На вооружение его приняли лишь в 1949 году.

Противотанковое ружье

В ходе Великой Отечественной войны широкую известность приобрели советские противотанковые ружья системы Симонова и Дегтярева. Но были созданы и другие, которые применялись ограниченно и существовали только в виде опытных образцов. Самым удачным из них было противотанковое ружье Рукавишникова (под 12,7 мм патрон). В полигонных отчетах говорилось, что оно с достоинством прошло испытание, показало себя как удобное и надежное оружие, и рекомендовано для серийного производства.

Но у него были серьезные недостатки, в частности, небольшая бронепробиваемость. Противник, напротив, постоянно усиливал броню своих машин. В конце концов, от серийного производство ружья Рукавишникова отказались. Правда, такая судьба постигла большинство противотанковых ружей, которые сыграли важную роль на первом этапе войны, но в борьбе с утяжеленной техникой были малоэффективны и применялись в основном для поражения транспортеров и огневых точек противника.

Максим Коломиец

СУПЕРТАНКИ СТАЛИНА ИС-7 И ДР

Сверхтяжелые танки СССР

Первый образец танка ИС-7 выпуска 1947 года, вид спереди. Хорошо видна форма передней части корпуса, люк механика-водителя и укладка буксирных тросов (АСКМ)

ВВЕДЕНИЕ

В истории танкостроения, и не только отечественного, можно найти огромное количество различных проектов и предложений боевых машин массой 100, 200 и даже 1000 тонн. Большая часть этих предложений носила авантюрный характер - танки, построенные по таким чертежам едва ли смогли бы передвигаться.

Тем не менее, сверхтяжелые танки строились в разных странах, причем не только в опытных образцах, но и выпускались серийно, пусть и небольшими партиями. Наиболее известной в этой области стала Германия - «сумеречный тевтонский гений» породил такие машины как 188-тонный «Маус» (самый тяжелый построенный в «металле» танк), 140-тонный Е-100 (так и не законченный изготовлением), 75-тонную самоходку «Ягдтигр» (выпускавшуюся серийно). Эти боевые машины известны всем любителям истории бронетехники.

Однако работы по сверхтяжелым танкам велись и в нашей стране, причем довольно активно. Причем в конструкции этих машин часто использовались весьма интересные инженерные решения. Но по ряду причин не все предполагавшиеся к постройке опытные образцы таких танков были изготовлены.

Предлагаемая читателю книга рассказывает об истории сверхтяжелых советских танков 1940-х годов. Термин «сверхтяжелые» в данном случае подразумевает танки массой свыше 50 тонн («за бортом» повествования остался КВ-2, так как ему была посвящена отдельная книга). В данной работе повествуется только от тех проектах, которые предполагалось реально воплотить в металле. Многочисленные варианты сверхтяжелых танков, присылаемые в Главное автобронетанковое управление Красной Армии как отдельными лицами, так и организациями, не рассматриваются, так как все эти проекты были нежизнеспособными (для их рассмотрения в ГАБТУ КА было создано специальное подразделение - отдел изобретений), хотя и могли содержать удачные решения отдельных узлов и агрегатов. В качестве иллюстраций книги используются не только фотографии, но и фрагменты заводских чертежей танков, о которых идет речь.

ОТ Т-150 К КВ-3

Несмотря на то, что к моменту принятия танка КВ на вооружение его броня не пробивалось ни одной противотанковой пушкой, уже весной 1940 года руководство Красной Армии обсуждало возможность создания еще более толстобронных машин. Этот вопрос несколько раз обсуждался и в главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА), и в руководстве наркомата тяжелого машиностроения (в его состав входил Кировский завод, занимавшийся разработкой и производством танков КВ). Результаты обсуждений доложили «наверх», и 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось:

«К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.

Танк КВ-1 выпуска декабря 1940 года (с 76-мм пушкой Л-11) во дворе Кировского завода. Несмотря на то, что к этому времени КВ был самым мощным танком в мире, в Советском Союзе начались работы над проектированием еще более толстобронных машин (АСКМ).

К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».

Как видно из приведенного документа, предполагалось не только усилить броню, но и вооружение тяжелых танков путем установки пушки калибра 85-мм.

Разработкой последней занималось конструкторское бюро завода № 92 в Горьком. Руководил работами КБ В. Г. Грабин. Еще в 1938 году его конструкторское бюро получило от главного артиллерийского управления Красной Армии задание на проектирование новых танковых орудий калибра 76 и 95-мм. При этом предполагалось, что 76-мм орудие будет иметь баллистику зенитной пушки такого же калибра. К началу 1939 года был готов проект 76-мм танковой пушки под индексом Ф-27, но вскоре все работы по нему прекратили. Дело в том, что к этому времени на вооружение Красной Армии приняли более мощную 85-мм зенитку, разработанную на подмосковном заводе № 8.

Однако это не остановило Грабина и его инженеров - в кратчайшие сроки они создают танковую пушку Ф-30. От Ф-27 она отличалась новой, 85-мм трубой ствола и усиленными противооткатными приспособлениями. Весной 1939 года Ф-30 установили в башню танка Т-28 и провели ее краткосрочные испытания. Выяснилось, что артсистема нуждается в доработке - в результате ее «доводили до ума» до начала 1940 года, после чего пушка поступила на полигонные испытания. Именно этой 85-мм пушкой предполагалось вооружить новые толстобронные тяжелые танки, речь о которых шла в постановлении от 17 июля 1940 года. Правда, следует отметить, что к этому времени имелся всего один экземпляр Ф-30, который к тому же не завершил полный цикл испытаний.

Разработка новых тяжелых танков легла серьезным грузом на конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода. Дело в том, что его коллектив был весьма малочисленным и молодым, к тому же имел небольшой опыт собственного проектирования (в активе у СКБ-2 были лишь СМК, КВ, проект танка поддержки пехоты «объект 211» и танкетка ППГ). К тому же летом 1940 года инженеры конструкторского бюро Кировского завода были очень сильно загружены работами по доведению танка КВ и обеспечению серийного производства новой боевой машины. Причем параллельно с этим велись и испытания серийных КВ, по результатам которых в конструкцию танков приходилось вносить изменения. Ситуация усложнялась тем, что тактико-технических требований на разработку новых тяжелых танков от заказчика - главного автобронетанкового управления - получено не было.

Испытание 85-мм пушки Ф-30, установленной в башне танка Т-28. 1939 год. Приведенное фото представляет собой коллаж из нескольких изображений этой машины, снятой с разных ракурсов (ГАНО).

Тем не менее, 32-летний начальник СКБ-2 Жозеф Яковлевич Котин и его подчиненные справились с новой работой в довольно сжатые сроки. К сентябрю 1940 года группа под руководством инженера Л.H. Переверзева подготовила проект танка с 90-мм броней, получившего обозначение Т-150 или «объект 150», а конструкторы под руководством Л.Е. Сычева - «объект 220» с броней в 100 мм. Чертежи корпуса и башни новых машин передали для изготовления на Ижорский завод, но последний не смог выполнить задание полностью - до конца 1940 года он сумел сдать лишь один корпус с башней из 90 м и один - из 100 мм брони. О причинах невыполнения руководство предприятия сообщало следующее:

«Изготовление опытных образцов для Кировского завода происходило в том же цехе № 2, где изготавливался основной объект КВ (речь идет о серийных танках. - Прим. автора ). В силу этого одной из причин неизготовления объектов КВ с броней 90 и 100 мм была перегрузка станочного оборудования, тем более что в производстве одновременно находилось четыре опытных образца КВ.

"У кого дубина больше, тот и сильней". Этот примитивный принцип времен пещерных людей оказался невероятно живуч и неотступно следовал за человеком через века и страны. Стоило появиться на свет новому орудию уничтожения, как почти сразу же предлагались его монстрообразные варианты, один вид которых должен был вселить необъятный ужас в умы и сердца врагов.

Первая «ласточка»

К началу Первой мировой войны в арсенале истребления человека человеком появилось сразу несколько новинок, определивших путь развития военной техники на многие десятилетия вперед. Именно на фронтах Первой мировой впервые серьезно заявили о себе бронированные боевые машины - танки. И тут же в конструкторских бюро ведущих в техническом отношении стран словно устроили соревнование - кто изобретет самый большой танк в мире.

В марте 1917 года командование германских войск поручило инженерам разработать танк, способный прорвать французские позиции на западном фронте. В результате получилась конструкция некоего "подвижного форта". Два двигателя буквально волочили по шоссе со скоростью 7,5 км/ч корпус с 30-мм броней, защищавшей экипаж из 18 человек, которые могли вести огонь из четырех пушек, четырех пулеметов и двух огнеметов. Весил K-Wagen 150 тонн. Постройка танков началась весной 1918 года. Вскоре Германия потерпела поражение, и все недостроенные "железные капуты" были отправлены на переплавку.

Затем наступила мирная пауза, в течение которой как-то обходились обычными танками. Но стоило разгореться пламени Второй мировой - и вновь конструкторы начали проектировать самый мощный танк.

Терпя поражения и одерживая победы

Интересно, что первыми предложили их создать в странах, ставших жертвами гитлеровской агрессии. Было это в 1940 году. Во Франции попытались ввести в строй FCM F1 - самый тяжелый танк в мире, спроектированный не в нацистской Германии. С 90 мм и 47 мм пушками, шестью пулеметами и восемью танкистами FCM F1 весил до 145 тонн. Работы по супертанку прекратились буквально за несколько дней до капитуляции Франции.

Одновременно сверхтяжелый танк пытались создать и в Великобритании. Получился TOG - нечто, напоминавшее первые английские танки. Был даже построен прототип с 76 мм пушкой и весом за 80 тонн. Но проект заморозили в пользу уже готовившегося в серию "Черчилля".

Забегая по времени вперед: под конец Второй мировой на Островах повторили попытку, спроектировав для будущего "второго фронта" сверхтяжелый штурмовой танк A39 Tortoise. Он весил немного меньше, чем TOG, - 78 тонн, но имел 96 мм пушку, на испытаниях крушившую толстенную броню на мишенях. Однако медлительность "Черепахи" и головная боль с ее транспортировкой решили судьбу бронированного монстра.

И, прежде чем мы перейдем к детищам Третьего рейха, - еще два гиганта, которых разделил Тихий океан. Страна Восходящего Солнца тоже решила не отставать от общего безумства. Однако, в отличие от прочих, сведения о проекте O-I чрезвычайно скупы. Известно, что этот 130-тонный танк должен был иметь три башни с 105 мм "главного калибра", еще одной пушкой и тремя пулеметами. Проект так и не был реализован.

Американский Т-28, на 45 тонн легче "японца", имел такую же пушку, но без поворотной башни, из-за чего более подходил на роль "зверобоя" - истребителя танков. Очень интересная деталь: у этого супертяжа были две парные гусеницы вместо одной пары.

Чудовища со свастикой

Обозревая монстров из "Панцерваффе", начнем с самых "легких".

E-100 Maus. Вес - 140 тонн, экипаж - 5 человек. Вооружение: пушка 128 мм, пушка 75 мм. Доведен до стадии опытного образца. Его начали строить в 1944 году, но установить башню уже не успели.

Panzerkampfwagen VIII Maus. Вес - 188 тонн, экипаж - 6 человек. Предшественник E-100 с тем же вооружением. Самый крупный в мире танк, воплощенный в металле. Два танка, построенные до окончания войны, ничего не решали и решить не могли.

Landkreuzer P. 1000 Ratte. Тридцатипятиметровое тысячетонное чудовище, на которое вместо танковой башни собирались установить корабельную, оснащенную двумя пушками 280 мм. "Крысу" с экипажем из 20 человек предполагалось также вооружить 128 мм пушкой, восемью 20 мм зенитными орудиями и пулеметами.

И наконец, абсолютный лидер семейства "самые большие танки в мире" - Landkreuzer P. 1500 Monster. Из 2,5 тысячи тонн веса часть приходилась на гигантское 800 мм орудие Круппа, способное отправить 7-тонный снаряд за 37 км от места выстрела. Управлять "Монстром" предстояло целому экипажу из 100 человек. Как и "Крыса", он остался на бумаге.

Из-за своей вопиющей неповоротливости, неэффективности, и в гораздо большей степени - из-за уязвимости к несоизмеримо дешевому оружию, сверхтяжелые танки с самого момента своей задумки превратились в тупиковую ветвь эволюции бронетанковой техники. Что они теперь? Не более, чем курьез? Или повод поразмыслить, до каких чудовищных размеров может дойти желание человека истреблять себе подобных?