«штурмтигр» - тяжёлый танк «тигр. Штурмовая мортира (реактивный бомбомет) Sturmtiger Ausf Е («Штурмтигр»)

Сталинградская битва, ставшая переломным моментом Великой Отечественной войны, наглядно показала, насколько трудно вести боевые действия в городе при помощи вооружений и техники, предназначенных для работы на больших открытых пространствах. Кроме того, в очередной раз подтвердилась важность укрепленных позиций, бункеров и долговременных огневых точек – достаточно вспомнить легендарный Дом Павлова, чей «гарнизон» два месяца успешно оборонялся от атак противника. Для борьбы с подобными укреплениями, а тем более для уничтожения более серьезных опорных пунктов обороны, требовалось соответствующее , способное обстреливать цели с закрытых позиций и при этом накрывать их мощными крупнокалиберными снарядами. Вскоре после окончания сражения за Сталинград, генерал Г. Гудериан, недавно назначенный на пост инспектора танковых войск, выступил с предложением создать крупнокалиберное самоходное орудие.

Показывают прототип на базе PzKpfw. VI Ausf. H фюреру, Альберту Шпееру и Гудериану


Штурмтигр во время испытаний на Куммерсдофском полигоне, 1944 г.


Предложение было одобрено на самом высоком уровне, после чего началась проработка облика новой бронемашины. Сперва самоходка, получившая кодовое название Sturmtiger («Штурмтигр»), должна была выглядеть как тяжелый танк PzKpfw VI с установленными на нем рубкой и 210-миллиметровой гаубицей. Предварительное проектирование этого самоходного орудия на фирме «Хеншель» шло долго и тяжело – что называется, подкачали смежники. Разработка гаубицы заняла больше времени, чем изначально планировалось. Поэтому в середине весны 43-го вспомнили про интересный проект, отвергнутый флотом. Бомбомет Raketenwerfer 61, также известный под названием Gerat 562, имел калибр 380 миллиметров и обещал перспективной самоходке большое будущее. После принятия на вооружение в составе САУ «Штурмтигр» бомбомет получил индекс StuM RM 61 L/5.

Ствол бомбомета Rheinmetall Borsig Raketenwerfer 61 имел длину всего в 5,4 калибра, что компенсировалось большим весом и мощностью снаряда. Кроме того, предполагалось, что огонь будет вестись по навесным траекториям, для чего большая длина ствола не требуется. Казенная часть бомбомета состояла из кожуха, реечного механизма и плиты замка толщиной 65 миллиметров. Заряжание орудия имело одну оригинальную особенность: после досылания снаряда в ствол и запирания последнего между плитой и задней частью снаряда оставался небольшой зазор в 12-15 миллиметров. Нужен он был для следующей цели. В снарядах бомбомета был солидный метательный заряд, а также маршевый твердотопливный двигатель. Очевидно, что метание 350-килограммового боеприпаса даст отдачу колоссальной силы. Поэтому был сделан зазор между снарядом и замком, выполненный связанным с каналами кожуха ствола. Между стволом Gerat 562 и его кожухом имелось пространство, через которое пороховые газы вырывались наружу, в сторону дула. Благодаря этой системе на «Штурмтигр» не пришлось ставить противооткатные устройства.

Захваченный Штурмтигр во время испытаний на НИБТПолигоне, ст.Кубинка, 1945 г.

В отличие от других ствольных артиллерийских систем, Raketenwerfer 61 проектировался для стрельбы твердотопливными активно-реактивными снарядами. Фугасные боеприпасы массой 351 килограмм оснащались метательным зарядом и шашкой твердотопливного двигателя. В передней части снарядов помещалось до 135 кг взрывчатого вещества. Дно боеприпаса имело 32 наклонных отверстия, расположенных по окружности. Благодаря конфигурации этих «сопел», снаряд вращался в полете. Также небольшое вращение придавалось ему нарезами ствола, в которые входили специальные штифты снаряда. Активно-реактивная система привела к интересной особенности стрельбы: дульная скорость снаряда не превышала 40 метров в секунду. Через мгновение после выхода снаряда-ракеты из ствола происходило воспламенение шашки двигателя. Последний разгонял снаряд до скорости в 250 м/с. Заряд 380-мм снаряда инициировался от взрывателя, который мог настраиваться на задержку от 0,5 до 12 секунд. Согласно инструкциям, прилагавшимся к САУ Sturmtiger, при максимальном возвышении ствола дальность стрельбы составляла 4400 метров.

Из-за оригинального орудия со специальным боеприпасом пришлось значительно пересмотреть старые взгляды на порядок заряжания орудия. Активно-реактивные снаряды помещались в ствол вручную, через казенную часть. Для этого в боевом отделении имелся специальный лоток с роликами и небольшой тельфер с ручным приводом. Перед заряжанием требовалось опустить ствол в горизонтальное положение, после чего конструкция затвора позволяла отпереть его. Далее снаряд вручную досылался в ствол. На случай если боеприпас не попадал своими штифтами в нарезы ствола, экипаж располагал специальным ключом, которым можно было провернуть его на нужный угол. Боекомплект «Штурмтигра» состоял из 12-14 снарядов. По шесть штук размещалось в держателях на боковых стенках боевого отделения. Тринадцатый снаряд помещался в ствол, а 14-й – на лоток. Ввиду большой массы и габаритов снарядов заряжание бомбомета занимало значительное время. Хорошо тренированный экипаж успевал сделать не более одного выстрела за десять минут. При этом в процедуре заряжания участвовало четыре члена экипажа из пяти. Не менее трудоемким было и снаряжение боекомплекта. На крыше рубки устанавливался специальный кран, с помощью которого снаряды переносились с машины снабжения в боевое отделение. Для этих целей над лотком орудия имелся специальный люк. Опущенный снаряд при помощи внутреннего тельфера переносился на свое место, после чего процедура повторялась.



Отсутствие каких-либо специальных противооткатных устройств позволило установить Raketenwerfer 61 на сравнительно простой шаровой установке. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось в пределах десяти градусов от оси, в вертикальной – от 0° до 85°. Орудие наводилось при помощи телескопического прицела Pak ZF3x8 с трехкратным увеличением. Прочая оптика «Штурмтигра» состояла из командирского перископа на крыше и наблюдательного прицела у механика-водителя. Дополнительное вооружение самоходки было достаточно разнообразным. В лобовом листе монтировалась шаровая установка с пулеметом MG34 или MG42 с боезапасом в 600 патронов. Вместо крышки люка для загрузки снарядом мог устанавливаться модуль с 90-миллиметровым казнозарядным минометом. На крайний случай экипаж располагал пистолетами-пулеметами MP38/40.

Ходовая часть всех выпущенных «Штурмтигров» была полностью аналогична ходовой обычных «Тигров». Дело в том, что самоходный бомбомет-мортира не собирался с нуля, но переделывался из готовых танков. Поэтому 12-цилиндровые бензиновые двигатели HL210P30 или HL230P45, а также трансмиссия остались без изменений. В то же время, бронекорпус танка был значительно переработан. Удалялась часть его крыши и две лобовые плиты. Вместо них ставилась сварная рубка из катаных броневых листов, прошедших цементацию. Лоб рубки имел толщину в 150 миллиметров, борта и корма – по 82. Крыша боевого отделения изготовлялась из 40-мм панели. Остальные элементы бронированного корпуса не изменялись.

Проект самоходки Sturmtiger был готов к началу августа 1943 года. Германское руководство сразу его одобрило и начало строить планы на серийное производство. К примеру, первоначальные объемы сборки равнялись десяти машинам в месяц. Однако изготовление «Штурмтигров» грозило ударить по производству тяжелых танков. Поэтому было принято простое и оригинальное решение: переделывать танки, приходящие на капитальный ремонт. Именно из такого PzKpfw VI был собран первый прототип. Фирма Alkett сделала его осенью 43-го, после чего начались испытания. В связи с рядом обстоятельств рубка первого опытного образца была собрана из обычной неброневой стали. Пробные стрельбы показали высокую огневую мощь машины. Не обошлось без претензий: длительное и трудоемкое заряжание ограничивали возможности самоходки. Также ряд нареканий вызвали снаряды, которые не были доведены до ума. В итоге окажется, что до самого конца Второй Мировой экипажам «Штурмтигров» придется стрелять исключительно фугасными снарядами. Обещанный кумулятивный боеприпас для уничтожения особо крепких сооружений так и не был сделан.



Полная проверка прототипа затянулась на десять месяцев. Из-за этого обстоятельства «Штурмтигр» отправился в бой прямо с полигона. 12 августа 1944 года прототип без бронирования и всего с 12-ю снарядами был отправлен в Варшаву, где его предполагалось использовать при подавлении восстания. Результаты стрельб по объектам восставших подтвердили все выводы испытателей: снаряд ненадежен, а точность все же оставляет желать лучшего. Кроме того, к старым проблемам добавилась новая. При стрельбе на полигоне подрыв учебных целей происходил нормально. Однако тяжелые активно-реактивные боеприпасы были предназначены, прежде всего, для обстрела хорошо защищенных бетонированных объектов. В случае с кирпичными домами пробивное действие снарядов было избыточным – дом буквально пробивался навылет, снаряд заглублялся в землю и взрыв частично поглощался грунтом. Через пять-семь дней после прибытия первого прототипа под Варшаву к нему присоединился только что собранный первый серийный экземпляр. Приехавшие с ним снаряды имели более чувствительные взрыватели, благодаря чему огневая мощь бомбометов была полностью восстановлена до полигонных показателей.

Серийное производство самоходок длилось крайне недолго. Первая из 17-ти машин была собрана 13 августа 44-го, а последняя – 21 сентября. Серийные машины практически не отличались от прототипа. Самое заметное различие – другая нарезка ствола, с 36 нарезами вместо девяти. На практике это означало, что при неправильной подаче снаряд нужно было проворачивать на меньший угол. Только после окончания сборки партии Sturmtiger был принят на вооружение под названием 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger. До конца осени 1944 года в Вермахте было сформировано три роты, которые вооружались новыми «Штурмтиграми». Помимо серийных образцов в войска был отправлен и прототип, который довели до состояния серийных машин. Долго он не служил – уже в конце 44-го года был списан из-за сильного износа.


Штурмтигр во время испытаний на Куммерсдофском полигоне. Загрузка боеприпасов, 1944 г.

Специфическая тактическая ниша САУ Sturmtiger в сочетании с отсутствием большого количества хорошо укрепленных целей и постоянным отступлением немецких войск привела к тому, что 380-мм снаряды посылались в самые разные объекты. К примеру, в отчете 1001-й роты, на вооружении которой состояли «Штурмтигры», значится уничтожение сразу трех танков «Шерман» всего одним выстрелом. Тем не менее, это была скорее случайная удача, нежели нормальная практика. Другие примечательные события из боевой практики 1000-й, 1001-й и 1002-й рот – единственных подразделений, где были 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger – если и были, то широкой известности не получили. Зато еще во время войны самоходки «прославились» другим. Из-за своей большой боевой массы в 66 тонн «Штурмтигры» часто ломались, и порой не было никакой возможности провести ремонт или эвакуировать их в тыл. Стоит отметить, что до начала весны 1945 года это было достаточно редкой практикой – за зиму немцы списали по неисправности всего одну машину. «Сезон потерь» начался в марте. Всего за пару месяцев весны большая часть остававшихся «Штурмтигров» была брошена либо уничтожена собственными экипажами. Техника все больше изнашивалась, а возможностей для ремонта не было. Поэтому бойцы были вынуждены отступать без своей боевой машины.

Стоит отметить, что были уничтожены не все самоходки. Как минимум, три или четыре единицы попали в руки стран антигитлеровской коалиции. Имеются сведения о послевоенных испытаниях двух экземпляров в США и Великобритании. До нашего времени дожило только два «Штурмтигра», которые теперь являются музейными экспонатами. Первый находится в танковом музее города Кубинка, второй – в Немецком танковом музее (г. Мюнстер). Существует версия, что самоходка из Кубинки – тот самый прототип, доработанный до комплектации серийной машины, хотя стопроцентных доказательств этому пока не найдено. Кроме того, в европейских музеях имеется несколько активно-реактивных снарядов для 380-мм бомбомета StuM RM 61 L/5.

Проект 38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger получился неоднозначным. Превосходная огневая мощь самоходки и замечательное бронирование с лихвой компенсировались невысокими ходовыми данными и не очень надежной трансмиссией. В отношении последней можно сказать то же самое, что и о силовых агрегатах любых поздних модификаций танка «Тигр». Двигатель и трансмиссия не всегда справлялись с выросшей боевой массой, что в ряде случаев приводило к потере машины. При этом, по-видимому, недостатки «Штурмтигра» не ограничивались только лишь проблемами трансмиссии и ходовой части. Крупнокалиберная ствольная артиллерия с активно-реактивными боеприпасами оказалась не самым лучшим видом военной техники. Низкая точность, сверхмалая для сухопутных войск скорострельность и очень узкая тактическая ниша привели к тому, что ни одна из стран мира не стала серьезно браться за это направление. «Штурмтигр» остался первым и последним серийным реактивным бомбометом.

«ШТУРМТИГР»

«Штурмтигр» во время полигонных испытаний в Германии, осень 1944 года. Машина не имеет бортовых крыльев и кольца-противовеса на стволе бомбомёта.

5 августа 1943 года Гитлер отдал приказ начать разработку тяжёлого штурмового орудия, предназначенного для уничтожения сильно укреплённых опорных пунктов противника. Его конструкция являлась логическим продолжением средних штурмовых танков StuG 33 на базе танка Pz.III и Brummb"ar на базе Pz.IV. Обе машины были вооружены 150-мм орудиями, мощности которых, как показал опыт боёв на Курской дуге, не хватало даже для уничтожения полевых укреплений.


Шаровая установка 380-мм бомбомёта.

Первоначально планировалось вооружить новую самоходку 210-мм гаубицей, но в окончательном варианте разработчики остановились на реактивном 380-мм корабельном бомбомёте - Ger"at 562, он же Raketenwerfer 61, который и является наиболее интересной частью этой САУ.

Бомбомёт, выпускавшийся заводом фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе, заряжался с казённой части. Замок бомбомёта представлял собой стальную плиту толщиной 65 мм, перемещавшуюся в горизонтальной плоскости с помощью реечного механизма. После заряжания между снарядом и плитой замка оставался зазор 12 см. Такое положение снаряда объяснялось особенностями конструкции ударно-спускового механизма.


Вид на казённую часть бомбомёта Raketenwerfer 61. Затвор в открытом положении.

Шаровая установка, в которой был смонтирован бомбомёт, допускала его наведение в горизонтальной плоскости до 10° на сторону, а в вертикальной от 0° до 85°.


Схема 380-мм бомбомёта Raketenwerfer 61:

1 - ствол; 2 - рубашка; 3 - цапфа; 4 - болт крепления ствола к рубашке; 5 - казённая часть; 6 - отверстие для воспламенения запальной трубки снаряда; 7 - обтюраторная канавка; 8 - замок; 9 - ударно-спусковой механизм; 10 - боевой рычаг; 11 - жёлоб для замка; 12 - ручка открывания замка; 13 - рейка.

Для стрельбы из Raketenwerfer 61 использовались фугасные реактивные снаряды массой 351 кг и кумулятивные - массой 345 кг. Дальность выстрела фугасным снарядом при температуре воздуха +15°С и скорости ветра не более 4 м/с достигала 5600 м. Снаряд состоял из боевого (до 135 кг тротила) и метательного зарядов и маршевого ракетного двигателя. В дне снаряда имелись 32 наклонных отверстия для выхода газов от ракетного двигателя, за счёт которых ему сообщалось вращение вокруг своей оси, повышавшее устойчивость в полёте. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 40 м/с, а после срабатывания маршевого двигателя разгонялся до 250 м/с. Взрыватель располагался в носовой части снаряда и устанавливался непосредственно перед заряжанием. Задержка срабатывания взрывателя могла устанавливаться в диапазоне от 0,5 до 12 с.

При загрузке боеприпасов в «Штурмтигр» ракеты поднимались с помощью крана.


Поворот ракеты при заряжании для направления выступов на её корпусе в нарезы канала ствола бомбомёта осуществлялся специальным ключом.

В целях снижения до минимума силы отдачи при выстреле (бомбомёт не имел противооткатных устройств) часть газов, образовывавшихся при сгорании метательного заряда, направлялась в зазор между собственно стволом и 13-мм рубашкой, надетой на ствол. Для выхода газов в торцевом кольце у дульного среза имелось 31 отверстие. Такая конструкция ствола способствовала и его лучшему охлаждению.

«Штурмтигр»

Заряжание производилось с лотка с роликами при помощи специального досылателя. Загружались снаряды внутрь машины краном, через прямоугольный люк в крыше рубки. На стенках боевого отделения располагалось 12 захватов (по 6 с каждой стороны) для снарядов. 13-й снаряд мог находиться на лотке, а 14-й - непосредственно в стволе, поднятом на угол 16°. Внутри боевого отделения снаряды перемещались с помощью тельфера.

Бомбомёт устанавливался в лобовом листе простой сварной прямоугольной рубки, крепившейся к корпусу танка болтами. Лобовой лист рубки был расположен под углом 47°. Справа от бомбомёта в шаровой установке размещался пулемёт MG 34. Его боекомплект состоял из 1500 патронов. Для наведения бомбомёта использовался прицел Рак ZF 3x8, а пулемёта - KZF 2. На крыше рубки монтировалось «устройство ближнего боя» (N"ahkampfger"at).



Вверху и справа - «Штурмтигр» захваченный войсками союзников. Германия, 28 февраля 1945 года.


Вид сзади на тот же «Штурмтигр». На крыше МТО уложены запасные траки, в левой части кормового листа - четыре снарядные пробоины.

Экипаж машины включал механика-водителя, стрелка-радиста, командира, выполнявшего обязанности наводчика, и двух заряжающих.

Двигатель, трансмиссия, ходовая часть и почти все элементы корпуса были заимствованы у линейного танка Tiger Ausf.E поздних выпусков. Последнее обстоятельство вполне объяснимо, поскольку все САУ не изготавливались вновь, а переделывались из линейных танков.

Прототип САУ, получившей название 38-cm Panzerm"orser Sturmtiger Ausf.E, выпустили в сентябре 1943 года. 20 октября машину с рубкой из неброневой стали продемонстрировали Гитлеру.


Американский солдат осматривает ствол бомбомёта. Хорошо видны отверстия для отвода газов и ракета в стволе бомбомёта.

Первый же серийный «Штурмтигр» покинул цехи завода Alkett 15 сентября 1944 года. В течение нескольких месяцев за ним последовали ещё 17 машин.

Прототип «Штурмтигра» использовался для обстрела Варшавы в ходе подавления немцами Варшавского восстания в августе 1944-го. Из серийных машин в конце того же года сформировали две роты штурмовых мортир (Panzer Sturmm"orser Kompanie) - 1000-ю и 1001-ю, по четыре установки в каждой. Обе роты действовали на Западном фронте. Первая вступила в бой в декабре 1944 года в районе Трира, причём в боях участвовала только одна установка, остальные вышли из строя по техническим причинам и были брошены. Вторая начала боевые действия в ноябре 1944 года, а в январе 1945-го довольно успешно воевала недалеко от Бонна. При переправе через Рейн в марте 1945 года одна установка была подбита огнём «Шермана», а три уцелевших машины вскоре попали в руки американцев.


Трофейная БРЭМ Bergepanther буксирует трофейный же «Штурмтигр», доставленный для испытаний в Великобританию. 1945 год.

Позже других сформировали 1002-ю роту, имевшую шесть установок. Она также принимала участие в боевых действиях восточнее Бонна. В марте 1945 года четыре оставшиеся в строю машины этой роты были переброшены на Восточный фронт. О действиях «штурмтигров» на Восточном фронте достоверных сведений пока нет. Точно можно сказать лишь то, что в апреле 1945 года войсками 3-й армии генерала Горбатова (1-й Белорусский фронт) был захвачен прототип «Штурмтигра».

Реактивные бомбомёты неплохо проявили себя при разрушении опорных пунктов на «Линии Зигфрида», захваченных американцами, и при стрельбе по групповым целям. Основными средствами союзников в борьбе с «штурмтиграми» стали тяжёлая артиллерия и авиация. В начале марта 1945 года в строю оставалось ещё 13 «штурмтигров».


Прототип «Штурмтигра» на НИБТПолигоне в подмосковной Кубинке. 1946 год.

До настоящего времени сохранились два образца «штурмтигров». Прототип находится в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, а серийная машина - в экспозиции военного музея в Кобленце (Германия).


| |

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

По одной из версий, появление штурмовой самоходной мортиры обуславливается манией Гитлера отдавать приказы на создание сверхмощного оружия (или супер оружия) для устрашения противника и для повышения морального духа немецкого солдата. Во второй половине 1944 года немецкая фирма «Алкетт» для боя в городских условиях переделала 18 линейных танков «Тигр» в новую самоходную артиллерийскую установку - штурмовую мортиру 38-см RW61 Panzer Sturmtiger Ausf E. На шасси «Тигра» Ausf E устанавливали 380-мм мортиру, a дополнительным вооружением (оружием ближнего боя) служил 7,92-мм пулемет MG-34, закрепленный в шаровой установке.


Американский солдат осматривает САУ "Штурмтигр"

По другой версии, появление реактивного бомбомета Штурмтигр (Sturmtiger) было обусловлено потребностями пехоты в мощной установке, способной вести бои с хорошо укрепленными и долговременными огневыми точками, расположенными на улицах крупных городов.

Впервые необходимость такой установки немцы поняли после ожесточенных боев в Сталинграде. В планах уже не было применения для этих целей крупнокалиберной артиллерии, поэтому, реактивный бомбомет на своем ходу очень подходил для этих целей, тем более, оружие обладало серьезной разрушительной мощью.


Схема бронирования САУ "Штурмтигр"

Первоначально фирмы получили заказ на создание штурмового орудия 20-см калибра, однако во время работы над проектом возникла идея приспособить для этой цели 38-мм корабельный противолодочный бомбомет - мортиру RW-61, стреляющую турбореактивными снарядами (Raketenwerfer 61). Он обладал мощнейшим разрушительным действием.

Он был создан фирмой «Рейнметалл-Борзиг» для борьбы с вражескими подводными лодками. В результате на шасси «Тигра» установили просторную прямоугольную рубку, которая могла выдержать лобовое попадание основных танков союзников.


Американские военные специалисты осматривают немецкую САУ "Штурмтигр"

Бронирование верхнего лобового листа корпуса САУ Sturmtiger составляло 150 мм, борта защищались 80-мм листами, а крыша рубки - 40-мм. Мортира устанавливалась цапфами люльки в опорах боевой рубки, конструкция которых позволяла наводить орудие по вертикали с углом возвышения от 0° до +85°. Дальность стрельбы варьировалась в зависимости от температуры и находилась в диапазоне от 5900 м (при +50 °С) до 5150 м (при 0 °С).


Вид на казенную часть САУ "Штурмтигр"

Экипаж Штурмовой мортиры Sturmtiger состоял из 7 человек - командира, наводчика, механика-водителя и четверых артиллеристов, обслуживавших мортиру. Боекомплект состоял из 13 выстрелов (ракет) с двумя видами снарядов (фугасными и кумулятивными). Масса снаряда - 345 килограмм.


Американские солдаты осматривают САУ "Штурмтигр"

Загрузка боеприпасов осуществлялась с помощью подъемной поворотной лебедки, закрепленной на кормовом листе рубки. В рубке САУ Штурмтигр для заряжания мортиры из боеукладки имелись механическая лебедка и лоток, перемещавшийся на 6 роликах.


Немецкая штурмовая мортира Штурмтигр (Sturmtiger) ведёт огонь

Бомбометы Штурмтигр практически до мая 1945 года ограниченно применялись (так как было мало подходящих целей) против Красной Армии и войск союзников. В конце войны сказывалась большая проблема со снабжением и подвозом боеприпасов, и это еще одна из причин узкого применения этих мортир. К тому же, шасси танка "Тигр" было достаточно ломучим, а ремонтных бригад не хватало. Большая часть Штрумтигров была потеряна в этих боях. Стоит заметить, что САУ "Штурмтигр" было произведено очень ограниченное количество, и они практически не могли изменить хода войны.


Брошенная по причине поломки САУ "Штурмтигр"

_____________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)