Семь самых необычных видов оружия второй мировой войны. Боевые корабли времен второй мировой

Войны также дают мощный толчок развитию всего, так или иначе связанного с военным делом. Ученые в годы войны усиленно разрабатывают новые лекарства, средства связи, транспорта и т.д. и т.п.

Естественно, наиболее сильный толчок получает военно-промышленный комплекс, который не только наращивает выпуск всех видов вооружений, боеприпасов и техники, но и лихорадочно разрабатывает новые виды оружия и техники.

Нередко попадаются среди разработок и изобретений и довольно странные. Ниже приводится далеко не полный, конечно, список самого необычного оружия, придуманного в годы Второй мировой войны.

1. Пушка, стреляющая ракетами с кораблей

С появлением авиации именно вражеские самолеты стали главным врагом военно-морского флота. Для защиты от авиации противника в Великобритании и были придуманы пусковые ракетные установки, которые устанавливались на палубах кораблей. Они стреляли специальными ракетами. Поднимаясь на высоту 300 метров, ракеты взрывались. В разные стороны разлетались находящиеся внутри мины на парашютах.

Идея состояла в создании над кораблем своего рода воздушного минного поля. Парашюты крепились на тросах длиной до 120 метров, что еще больше усложняло работу вражеских летчиков.

Идея выглядела вполне логичной, но новинка оказалась неэффективной. Мины, парашюты и тросы были видны издалека. Поэтому летчики без особых проблем обходили воздушные минные поля снизу или сверху. К тому же, мины находились полностью во власти ветра, который мог отнести их обратно на корабли.

Противосамолетные ракетные установки так и не сбили ни одного немецкого самолета. На британских же кораблях они произвели немало пожаров и унесли жизни нескольких десятков человек.

2. Собаки-подрывники

В СССР начали готовить собак подрывников еще в 1924 году, однако широкое применение четвероногие минеры, на которых вешали взрывчатку, получили в годы Второй мировой войны.

Применялись собаки в основном против танков. Их учили вырывать зубами детонатор, когда они оказывались под танком. Это «живое» оружие оказалось более эффективным, чем корабельные ракетные установки. Собаки подорвали не менее 300 немецких танков, но их слишком многое отвлекало во время выполнения задания, и они нередко возвращались к тем, кто их готовил.

3. Летучие мыши – бомбардировщики

Этот оригинальный вид оружия был придуман в США для операций против Японии. Идея использовать летучих мышей в качестве бомбардировщиков, вооруженных зажигательными бомбами, пришла в голову… дантисту Литлу С. Адамсу.

Летучие мыши казались идеальным оружием. Во-первых, их очень много. Во-вторых, они способны переносить груз значительно больше своего веса. В-третьих, находясь в спячке, летучие мыши не требуют питания и ухода. И наконец, в четвертых, они летают по ночам, а днем спят.

Мышей предполагалось сбрасывать на японские города в контейнерах. Они состояли из 26 полок, на каждой из которых располагались миниконтейнеры с 40 мышами. Летающие грызуны были вооружены 17- и 28-граммовыми напалмовыми бомбами. Контейнеры должны были сбрасывать на рассвете на парашютах с высоты 1500 м. На высоте 300 м над землей они раскрывались, и летучие мыши разлетались во все стороны. Они устраивались на ночлег на чердаках и крышах, после чего срабатывали таймеры и загорались бомбы.

Испытания проходили успешно, но летом 1944 года, когда стало ясно, что использовать боевых летучих мышей можно будет не раньше лета 45-го года, командование закрыло проект. Предпочтение было отдано атомной бомбе, работа над которой шла значительно быстрее.

4. Самое большое орудие

Перед вторжением во Францию Адольф Гитлер потребовал от немецких военных и инженеров создать новое суперорудие. Оно должно было легко пробить самые мощные укрепления защитной линии Мажино, единственной серьезной преграды, отделявшей Германию от Западной Европы.

В результате на заводах сталелитейной компании Friedrich Krupp A.G. была создана суперпушка, даже получившая имя – пушка «Густав». Высотой «Густав» был с четырехэтажный дом. В длину он имел 50 метров, а длина самой пушки составляла почти 27 метров. Весило суперорудие 1350 тонн и стреляло снарядами весом 4,5 тонны!

Гигантские размеры орудия, главный источник его мощи, оказались и главным минусом. Ввиду размеров перевозить его можно было только по железной дороге. Благодаря размерам «Густав» также был легкой мишенью союзной авиации. Менее чем через год проект создания суперпушки был закрыт.

5. Орудие Фау-3

Многокамерное артиллерийское орудие было также известно под названиями «многоножка», «трудолюбивая Лизхен» и «английская пушка». Орудие было разработано летом 1944 года и предназначалось для стрельбы ежечасно залпами из 300 снарядов в форме дротиков длиной 2,7 метра. «Дуло» орудия имело в длину 125 метров и теоретически, по крайней мере, могло достать Лондон из французской деревни Мимойек, находящейся в 8 километрах от Ла-Манша. Однако первые же испытания показали, что скорость снаряда достигала всего лишь 1 км/сек, т.е. была вдвое меньше скорости, необходимой для преодоления 160 км, отделявших Мимойек от Лондона.

Гитлер распорядился сделать 50 Фау-3, однако союзники успели разбомбить прототип орудия, который прятали в стогах сена, еще до запуска Фау-3 в производство.

В итоге были сделаны только два уменьшенных (длиной 45 метров) варианта Фау-3. Из них было произведено всего лишь несколько залпов. Поскольку никаких сведений о результатах стрельбы не сохранилось, можно утверждать, что они оказались не самыми удачными.

6. Мини-танки

Устройства, похожие на маленькие танки, управлялись при помощи пульта дистанционного управления и использовались для подрыва вражеских танков. Несмотря на название – Голиаф на библейского гиганта они не были похожи в первую очередь размерами. С оператором минитанк был сначала связан тросом длиной 650 метров. «Голиаф» был способен переносить ок. 50 кг взрывчатки. Минитанки забирались под танки союзников и взрывали их. Когда выяснилось, что самым уязвимым местом является кабель, который можно перерезать, были созданы минитанки, управляемые при помощи радиосигнала.

Судя по количеству выпущенных минитанков «Голиаф» - 7,5 тыс. штук, их действиями немецкое командование было довольно.

7. Армия призраков

Всемирно известный модельер и дизайнер Билл Бласс воевал в годы Второй мировой в «Армии призраков». Вместе с коллегами, такими же, как он представителями творческих профессий, он изготовливал камуфляж и водил врагов за нос при помощи надувных танков и орудий, бутафорских самолетов, фальшивых командных постов, громовых звуковых эффектов и многого другого.

«Призраки» несколько дней давали «представление» на поле какого-нибудь сражения или рядом с ним, после чего собирали весь инвентарь и реквизиты и переезжали на другое место. Менее чем за год они провели 17 подобных операций, смастерив 17 надувных танков, грузовиков и артиллерийских орудий, которые на расстоянии почти невозможно было отличить от настоящей техники. Их делали на основе каркаса из труб, по которым простой компрессор подавал воздух. Для придания им большего сходства солдаты накрывали каркасы прорезиненным брезентом».

Вторая мировая - после войны

Когда в конце 1930-х годов началась Вторая мировая война, население Земли составляло приблизительно 2 миллиарда человек. Менее чем за десять лет войны между союзными войсками и странами фашистского блока в общей сложности погибли 80 миллионов человек или 4 % всего населения планеты. Со временем союзные войска превратились в захватчиков, которые оккупировали Германию, Японию и большую часть подконтрольных им территорий. В Европе и Азии слушались дела о военных преступлениях, а затем последовали многочисленные казни и тюремные заключения. Миллионы немцев и японцев были принудительно выселены из регионов, которые они считали своим домом.

Оккупация союзными войсками и некоторые решения ООН привели к определенным последствиям в будущем, в том числе к разделению Германии на Восточную и Западную, а также к образованию Северной и Южной Кореи и началу Корейской войны в 1950 году. Благодаря плану ООН по разделу Палестины в 1948 году Израиль провозгласил себя независимым государством, но разгорелся Арабо-израильский конфликт. Всё нарастающее напряжение между Западом и странами советского блока вылилось в «холодную войну». В связи с развитием и распространением ядерного оружия нависла реальная угроза Третьей мировой войны в случае, если стороны не смогут найти общий язык.

Вторая мировая война была наиболее значимым событием 20 столетия, и её последствия продолжают оказывать влияние на современный мир даже по прошествии 65 лет.

1. Генерал вермахта Антон Достлер привязывается к столбу перед казнью через расстрел в Аверсе, Италия, 1 декабря 1945 года. Генерал, командовавший 75-м армейским корпусом, был приговорен к смерти военной комиссией США в Риме за расстрел 15-ти безоружных американских военнопленных в Специи, Италия, 26 марта 1944 года. (AP Photo) #.

2. Советские солдаты стоят с опущенными нацистскими знаменами во время парада в честь Дня победы на Красной площади в Москве, 24 июня 1945 года. (Yevgeny Khaldei/Waralbum.ru) # .

3. Изнуренные союзные военнопленные собирают вещи после освобождения из японского плена недалеко от Йокогамы, Япония, 11 сентября 1945 года. (AP Photo) # .

4. Возвращение советских солдат-победителей на железнодорожном вокзале в Москве, 1945 год. (Arkady Shaikhet/Waralbum.ru) # .

5. Вид с воздуха на Хиросиму, Япония, через год после взрыва атомной бомбы, 20 июля 1946 года. Город медленно восстанавливался из-за нехватки материалов и оборудования. (AP Photo/Charles P. Gorry) # .

6. Японец сидит возле обуглившихся руин на месте, где когда-то стоял его дом, в городе Йокогама, Япония. (NARA) #.

7. Фотограф Красной армии Евгений Халдей (в центре) в Берлине с советскими войсками возле Бранденбургских ворот, май 1945 года. (Waralbum.ru) # .

8. Истребитель-бомбардировщик Рипаблик P-47 «Тандерболт» 12-й воздушной армии США пролетает на небольшой высоте над пристанищем Гитлера в Берхтесгадене, Австрия, 26 мая 1945 года. На земле вокруг поврежденного строения видны большие и малые воронки от снарядов. (AP Photo) # .

9. Герман Геринг, бывший главнокомандующий Люфтваффе и председатель Рейхстага. Снимок был сделан ведомством Central Registry of War Criminals and Security Suspects в Париже, Франция, 5 ноября 1945 года. 9 мая 1945 года Геринг сдался американским солдатам в Баварии и был отправлен в Нюрнберг, где предстал пред судом по делу о военных преступлениях. (AP Photo) # .

10. Внутреннее убранство зала суда, где в 1946 году проходили слушания Нюрнбергского процесса по делу о тяжких военных преступлениях над 24 руководителями правительства и гражданскими лидерами нацистской Германии. Герман Геринг, бывший главнокомандующий Люфтваффе, сидит на скамье для дачи свидетельских показаний (в центре справа) в сером пиджаке, наушниках и темных очках. Рядом с ним сидят Рудольф Гесс, бывший заместитель фюрера по партии, Иоахим фон Риббентроп, бывший министр иностранных дел нацистской Германии, Вильгельм Кейтель, бывший начальник штаба Верховного главнокомандования вооруженными силами Германии и обергруппенфюрер СС Эрнст Кальтенбруннер. Геринг, Риббентроп, Кейтель и Кальтенбруннер были приговорены к смертной казни через расстрел. Геринг покончил жизнь самоубийством ночью накануне казни. Гесс был приговорен к пожизненному заключение, которое отбывал в тюрьме Шпандау в Берлине до своей смерти в 1987 году. (AP Photo/STF) # .

11. Многие из захваченных немецких новых и экспериментальных самолетов были выставлены в Лондоне накануне Дня благодарения, 14 сентября 1945 года. Среди экспонировавшихся воздушных судов были и реактивные самолеты. На фото: вид сбоку на истребитель Хейнкель He-162 «Volksjager», который был оснащен турбореактивным двигателем, установленным над фюзеляжем, в Гайд-Парке в Лондоне. (AP Photo) # .

12. Немецкие военнопленные разравнивают грунт на первом американском кладбище в коммуне Сен-Лоран-сюр-Мер, Франция, недалеко от пляжа «Омаха», спустя год после высадки десанта в Нормандии, 28 мая 1945 года. (AP Photo/Peter J. Carroll) # .

13. Судетские немцы идут на вокзал в городе Либерец, бывшая Чехословакия, чтобы отбыть в Германию, июль 1946 года. По окончании войны миллионы граждан Германии и этнических немцев были изгнаны из аннексированных Германией территорий, а также немецких земель, которые отошли Польше и Советскому Союзу. Число депортированных немцев варьируется от 12 до 14 миллионов. По некоторым оценкам, во время переселения умерли от 500 тысяч до 2 миллионов немцев. (AP Photo/CTK) # .

14. На теле Jinpe Teravama, выжившего после первой в истории атомной бомбардировки, остались шрамы после заживления ожогов, Хиросима, июнь 1947 года. (AP Photo) # .

15. Разбитые автобусы восполняли острую нехватку жилья в столице Японии, 2 октября 1946 года. Бездомные японцы отбуксировали автобусы на пустырь и обустроили в них жилища для своих семей. (AP Photo/Charles Gorry) # .

16. Американский солдат обнимает японскую девушку, любуясь Хибия-парком недалеко от Императорского дворца Токио, 21 января 1946 года. (AP Photo/Charles Gorry) # .

17. Вид с воздуха на разрушенный бомбардировками район Лондона возле Собора Святого Павла, апрель 1945 года. (AP Photo) # .

18. Генерал Шарль де Голль (в центре) пожимает руки детям в Лорьяне, Франция, через два месяца после капитуляции Германии, июль 1945 года. Во времена Второй мировой войны в Лорьяне располагалась немецкая база подводных лодок. Между 14 и 17 февраля 1943 года на Лорьян были сброшены 500 осколочно-фугасных и более 60 тысяч зажигательных бомб. Город был разрушен на 90 %. (AFP/Getty Images) # .

19. Транспортный корабль «General W.P. Richardson» с участниками боевых действий на борту стоит в доке в Нью-Йорке, 7 июня 1945 года. Многие из этих солдат участвовали в Африканской кампании, битвах в Салерно, Анцио, Кассино и зимних сражениях в горах Италии. (AP Photo/Tony Camerano) # .

20. На аэрофотоснимке из архива виден участок Левитауна, штат Нью-Йорк, вскоре после завершения строительства послевоенного поселка на фермерских угодьях в 1948 году. Левитаун был одним из первых поселков, построенных для солдат, вернувшихся со Второй мировой войны. Он стал символом послевоенных пригородных поселков в США. (AP Photo/Levittown Public Library, File) # .

21. Этот телевизор, стоимость которого составляла 100 долларов США, был первым приемником, продававшимся в розницу по доступной цене. Телевидение было изобретено ещё до начала Второй мировой войны, но военные действия помешали массовому производству телевизоров. (AP Photo/Ed Ford) # .

22. Американский солдат осматривает золотую статуэтку из личного тайника Германа Геринга, найденного 7-й армией США в пещере недалеко от Шёнау-ам-Кёнигсзее, Германия, 25 мая 1945 года. В тайной пещере также нашли краденные бесценные полотна со всей Европы. (AP Photo/Jim Pringle) # .

23. Некоторые церкви в Европе были разрушены до основания, другие же остались стоять среди руин. На фото: Менхенгладбахский собор возвышается над руинами, но его здание требует реставрации, Германия, 29 ноября 1945 года. (AP Photo) # .

24. 21 мая полковник Берд, комендант лагеря Бельзен, приказал сжечь последний барак в концлагере Бельзен. Раздались выстрелы в небо в память о погибших. В тот момент, когда был подожжен последний барак, над лагерем подняли британский флаг. Флаг Германии и портрет Гитлера были сожжены вместе с бараком в июне 1945 года. (AP Photo/British Official Photo) # .

25. Немецкие матери ведут своих детей в первую школу, открытую после войны американским военным правительством, по улицам Аахена, Германия, 6 июня 1945 года. (AP Photo/Peter J. Carroll) # .

26. Заседание Международного военного трибунала в Токио, апрель 1947 года. 3 мая 1946 года союзники начали судебный процесс над 28 японскими гражданскими лидерами и военачальниками по делу о совершении военных преступлений. Семеро из них были казнены через повешение, а остальные были приговорены к тюремному заключению. (AP Photo) # .

27. Советские солдаты идут маршем по территории северной Кореи, октябрь 1945 года. Япония 35 лет занимала Корейский полуостров вплоть до окончания Второй мировой войны. После войны союзные лидеры решили временно оккупировать страну до проведения выборов и создания правительства. Советский Союз оккупировал северную часть полуострова, а США - южную. Запланированные выборы не состоялись, так как СССР сделал Северную Корею коммунистической страной, а США основали на юге полуострова прозападное государство. Оба государства претендовали на всю территорию полуострова, что привело к Корейской войне, которая началась в 1950 году. В 1953 году Северная и Южная Корея подписали перемирие, но формально эти по сей день находятся в состоянии войны. (Waralbum.ru) # .

28. Коммунистический лидер Ким Ир Сен беседует с фермером из города Qingshanli в уезде Kangso провинции Пхёнан-Намдо, Северная Корея, октябрь 1945 года. (Korean Central News Agency/Korea News Service via AP Images) # .

29. Солдаты китайской коммунистической 8-й армии стоят на плацу в Яньане, городском округе на севере Китая, который находился под контролем Коммунистической партии Китая. Эти солдаты служили в батальоне «Night Tiger». Коммунистическая партия Китая вела войну за контроль над государством с правящей Китайской националистической партией с 1927 года. Вторжение Японии во время Второй мировой войны заставило обе стороны на время забыть о своих распрях, чтобы вместе побороть общего внешнего врага, хотя время от времени между ними по-прежнему происходили столкновения. По окончании Второй мировой войны и выхода советских войск из Маньчжурии в июне 1946 года в Китае вспыхнула гражданская война. В итоге КНП потерпела поражение, и в 1949 году и лидер Коммунистической партии Китая Мао Цзэдун основал Китайскую Народную Республику. (AP Photo) # .

30. ЭНИАК (Электронный числовой интегратор и вычислитель), первый широкомасштабный электронный компьютер, который представлял собой агрегат весом 30 тонн и располагался в здании Университета Пенсильвании. ЭНИАК, который тайно разрабатывался в Лаборатории баллистических исследований с 1943 года, был предназначен для расчётов таблиц стрельбы. Компьютер был представлен публике 14 февраля 1946 года. Его изобретатели пропагандировали применение новых технологий и в 1946 году прочитали в Университете Пенсильвании серию лекций о создании электронных цифровых компьютеров. (AP Photo) # .

31. Испытательный ядерный взрыв под кодовым названием «Бэйкер», который являлся частью операции «Перекрёстки», на атолле Бикини, Маршалловы острова, 25 июля 1946 года. Атомная бомба мощностью 40 килотонн была детонирована под водой на глубине 27 м и на расстоянии 5,6 км от атолла. Целью исследования было изучение воздействия ядерных взрывов на морские суда. (NARA) # .

32. «Летающее крыло» XB-35 авиастроительной компании «Northrop» в воздухе, 1946 год. Экспериментальный тяжелый бомбардировщик XB-35 был разработан для армии США во время Второй мировой войны. Однако, после войны армия отказалась от этого проекта из-за технических трудностей. (AP Photo) # .

33. Солдаты выбрасывают в море японские боеприпасы, 21 сентября 1945 года. Во время американской оккупации были уничтожены практически все продукты японской военной промышленности. (U.S. Army) # .

34. Немецкие работники в защитной одежде утилизируют токсичные бомбы на базе армии США в Санкт-Георгене, Германия, 28 июня 1946 года. Уничтожение 65 тысяч тонн немецких токсичных веществ, в том числе горчичного газа, осуществлялось двумя способами: сжигание или захоронение снарядов и бомб в Северном море. (AP Photo) # .

35. Американские военные власти готовятся казнить через повешение 74-летнего доктора Клауса Карла Шиллинга в Ландсберге, Германия, 28 мая 1946 года. Он был приговорен к смертной казни по обвинению в проведении медицинских экспериментов над 1200 заключенными лагеря Дахау. Тридцать человек сразу же скончались после инъекции от малярии и от 300 до 400 подопытных умерли впоследствии от осложнений болезни. Он начал проводить свои эксперименты в 1942 году. (AP Photo/Robert Clover) # .

36. Новое кладбище в Бельзене, Германия, где после освобождения концентрационного лагеря Берген-Бельзен были похоронены 13 тысяч человек, 28 марта 1946 года. (AP Photo) #.

37. Евреи, спасшиеся из нацистского концлагеря Бухенвальд, стоят на палубе иммигрантского судна «Mataroa» в порту Хайфа во времена британского мандата в Палестине, который впоследствии был преобразован в израильское государство, 15 июля 1945 года. Во времена Второй мировой войны миллионы евреев бежали из Германии и оккупированных нацистами территорий. Многие из них пытались попасть в британский мандат в Палестине, несмотря на жесткие ограничения на въезд иммигрантов, введенные Великобританией в 1939 году. Многие потенциальные иммигранты были схвачены и отправлены в лагеря для интернированных. В 1947 году Великобритания объявила о своем решении прекратить британский мандат, и ООН приняла план по разделу Палестины, основав Израильское и Палестинское государства. 14 мая 1948 года Израиль провозгласил себя независимой страной, и его тут же атаковали соседние арабские государства. Так начался Арабо-израильский конфликт, который длится по сей день. (Zoltan Kluger/GPO via Getty Images) # .

38. Польские дети-сироты войны, которые находятся на попечении Польского Красного Креста, толпятся в католическом приюте в Люблине, 11 сентября 1946 года. Большая часть одежды, а также витамины и медикаменты были предоставлены приюту Американским Красным Крестом. (AP Photo) # .

39. Императрица Японии посещает католический приют для детей, которые потеряли родителей во время боевых действий и воздушных налетов на Токио. Императрица осмотрела территорию детского дома и посетила часовню. Дети машут японскими флагами, чтобы поприветствовать императрицу во время её визита в Фудзисаву, Токио, 13 апреля 1946 года. (AP Photo) # .

40. Новые постройки (справа) в разрушенном районе Хиросимы, Япония, 11 марта 1946 года. Эти одноэтажные дома были построены вдоль шоссе в рамках программы японского правительства по отстройке пострадавших районов страны. На заднем плане слева виднеются поврежденные здания, выстоявшие во время взрыва первой атомной бомбы. (AP Photo/Charles P. Gorry) # .

41. Производство часов на экспорт в союзные страны. В апреле 1946 года 34 японские фабрики произвели 123 тысячи часов. Эта фотография была сделана 25 июня 1946 года. (AP Photo/Charles Gorry) # .

42. Тысячи людей приветствуют американского генерала Джорджа С. Паттона во время парада в центре Лос-Анджелеса, Калифорния, 9 июня 1945 года. Вскоре после этого, Паттон вернулся в Германию и погиб в автокатастрофе в декабре 1945 года. (AP Photo) # .

43. Жительницы Германии убирают завалы на улице Tauentzienstrasse в Берлине возле Мемориальной церкви кайзера Вильгельма. По причине отсутствие трудоспособных мужчин ответственность за уборку руин легла на плечи женщин. Знаки слева указывают на границу между британским и американским сектором оккупации Берлина. (AP Photo) # .

44. Массовый митинг на площади Республики в Берлине перед разрушенным зданием Рейхстага, 9 сентября 1948 года. Около четверти миллиона антикоммунистов, собрались на площади, чтобы выразить свое недовольство коммунистическим строем. (AP-Photo) # .

45. Хироо Онода, бывший сотрудник японской разведки, выходит из джунглей на острове Лубанг, Филиппины, где его, наконец, освободили от военной службы в марте 1974 года, через 29 лет после официального окончания Второй мировой войны. Он сдал свой меч (на поясе), ружьё, патроны и несколько ручных гранат. Онода был отправлен на остров Лубанг в декабре 1944 года, чтобы вместе с другими солдатами препятствовать любой атаке противника. Спустя несколько месяцев союзные войска оккупировали остров и убили или захватили в плен всех, кроме Оноды и ещё троих японских солдат. (AP Photo)


После окончания Великой Отечественной войны Советское государство взяло курс на строительство мощной кадровой армии, значительно сокращенной по численности, но оснащенной новейшими видами вооружений, способной решать боевые задачи по защите страны. Рассматривая исторический путь Вооруженными Силами, можно условно выделить 2 этапа их строительства:

1) 1945 г. – сер. 50-х гг. – ликвидация военного превосходства США, основанного на монопольном владении ими атомным оружием, создание советского ядерного оружия и средств его доставки; создание новейших образцов обычного вооружения; развитие реактивной авиации.

2) сер. 50-х – нач. 60-х гг. – революция в военном деле: суть которой заключалась в быстром переоснащении ВС СССР, США, Англии и Франции ракетно-ядерным оружием; создание противостоящих военных группировок – Североатлантический блок (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД).

Важнейшее направление военной политики СССР на первом этапе:

· реорганизация Вооруженных Сил, их значительное сокращение. Предстояло обеспечивая высокую боеспособность и боеготовность войск, безопасность государства, сократить Вооруженные Силы, насчитывавшие к концу войны 11365 тыс. чел. Сокращение Вооруженных Сил проводилось путем расформирования соединений и частей, перевода сохраняемых на новые штаты. Процесс демобилизации в основном завершился к началу 1948 г., из армии и флота было уволено около 8,5 млн. чел. 33-х призывных возрастов. Численность Вооруженных Сил составила 2874 тыс. чел. Были приняты меры по сохранению в ВС лучших военных кадров, способных решать задачи строительства Вооруженных Сил в мирных условиях. С этой целью не разрешалось увольнять офицеров, имеющих высшее военное, военно-техническое, военно-политическое образование;

· вывод советских войск из освобожденных стран. Осенью 1945 г. советские войска были полностью выведены из Югославии, Чехословакии и Норвегии, с датского острова Борнхольм – к апрелю, из Ирана и Китая – в мае 1946 г. В декабре 1947 г. советские войска покинули Болгарию, в декабре 1948 г. – Северную Корею, в 1955 г. – Австрию, Румынию, Венгрию. В Финляндии в районе Порккала-Удд Советский Союз имел свою военно-морскую базу и небольшой гарнизон, охранявший ее. В сентябре 1955 г. СССР добровольно вывел с арендованной территории все корабли и гарнизон. 1955 г. был отмечен выводом советских войск из Порт-Артура, все сооружения в районе базы СССР безвозмездно передал Китаю. Исключение составили Германия (Группа советских оккупационных войск, с 1949 г. – Группа советских войск в Германии) и Польша (Северная группа войск) для поддержания коммуникаций с ней;

· совершенствование системы управления Вооруженными Силами. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования. В феврале 1946 г. произошла реорганизация Народных комиссариатов обороны и Военно-Морского Флота. Руководство армией, авиацией и флотом возглавил Наркомат Вооруженных Сил (с марта 1946 г. – Министерство Вооруженных Сил, с марта 1953 г. – Министерство обороны СССР). В первые послевоенные годы Вооруженные Силы СССР имели трехвидовую структуру – Сухопутные войска, Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот. Организационной самостоятельностью обладали войска ПВО страны и воздушно-десантные войска. К Вооруженным Силам относились пограничные войска КГБ СССР и внутренние войска МВД СССР. Управление ими осуществляли соответствующие главнокомандующие и главные штабы. В целях быстрого и организационного сокращения армии и перевода ее на мирное положение значительно увеличилась численность военных округов. К 1 октября 1945 г. их было 32, затем по мере сокращения Вооруженных Сил упраздняются и округа (1946 г. – 21, с нач. 50-х – 16);

· изменения в системе подготовки военных кадров. Начался переход от ускоренной подготовки кадров к планомерной, четко организованной учебе на основе стабильных программ. В военных училищах вводится двух-, а затем трех годичный срок обучения. Наряду с совершенствованием существующих академий и училищ создаются новые (в 1946-1953 гг. открыты 4 академии и 32 военных училища) в основном инженерно-технического профиля. Увеличилась численность слушателей и курсантов, менялся профиль их подготовки, на преподавательскую работу направлялись офицеры, имевшие боевой опыт;

· перевооружение войск и сил флота. Главная задача состояла в создании вооружения, количественно и качественно не уступающего вооружению вероятного противника и обеспечивающего решение задачи по защите Родины. Широкое распространение получили автоматы, пистолеты, пулеметы, ручные и станковые пулеметы, рассчитанные на унифицированный 7, 62 мм патрон. Количество образцов оружия сократилось вдвое. В послевоенные годы значительно возросли боевые и маневренные возможности артиллерии. На вооружение поступили новые пушки и гаубицы, радиолокационные станции обнаружения и засечки наземных целей. Появились безотказные противотанковые орудия с повышенной системой автоматизации. Дальнейшее развитие получило реактивное оружие. Совершенствовалась бронетанковая техника. На вооружение поступил средний танк Т-54, созданный группой конструкторов под руководством А.А. Морозова. Войска связи получили усовершенствованные КВ и УКВ радиостанции, новые типы специальных радиоприемников, подвижных узлов связи, радиорелейных линий. В послевоенный период советская военная авиация перешла от поршневых самолетов к реактивным и турбовинтовым. К нач. 50-х гг. конструкторские бюро А.И. Микояна, М.И. Гуревича, С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева создали реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17; Ла-15, Як-17, Як-23. В бомбардировочную авиацию поступают самолеты Ту-4, Ту-16, Ил-28 конструкторов А.Н. Туполева, В.С. Ильюшина. Усиливается военно-техническая оснащенность ВМФ. К 1953 г. 30 % боевых кораблей в составе флота было построено после войны. Это новые серии крейсеров и эсминцев, дизельные, а затем и атомные подводные лодки;

· создание и принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия. Самоотверженный труд ученых, конструкторов, инженеров и рабочих позволил в 1947 г. Советскому правительству официально заявить, что секрета атомной бомбы не существует, а в 1949 г. было осуществлено первое ее испытание. В 1953 г. была испытана водородная бомба.

К нач. 1954 г. ВС располагали ядерным оружием различной мощности, средствами его доставки, экспериментальными данными о поражающей силе его, способах и средствах защиты.

К сер. 50-х гг. человечество вступило в период научно-технической революции, воздействие которой на военное дело в конечном счете приобрело форму качественного скачка и вылилось по своему содержанию в революцию в военном деле. Коренным образом изменились вооружение и боевая техника, организационная структура, теория и практика военного искусства, подготовка кадров, обучение и воспитание войск.

Достижения научно-технической революции в военном деле определили и дальнейшее развитие всех видов Вооруженных Сил.

1. Сухопутные войска претерпели ряд организационных и технических изменений. Общевойсковые армии стали механизированными, подвижными, более маневренными. Танковые армии были реорганизованы в механизированные, имеющие полевую и зенитную артиллерию, гвардейские минометы и другие специальные части.

2. Эффективность действий войск значительно повысилась за счет коренных изменений средств ПВО.

Успешно осваивались качественно новые виды вооружения: зенитные ракетные комплексы, ракетоносные истребители, радиоэлектронная техника, зенитная артиллерия. В кон. 50-х гг. были созданы зенитно-ракетные войска – основа огневой мощи войск ПВО.

3. Кардинальные изменения претерпела авиация. Она стала реактивной, ракетоносной, многоцелевой. Новые самолеты – фронтовой бомбардировщик Ил-28 и дальний бомбардировщик Ту-16 имели на борту реактивное оружие, радиолокационную технику и приборы. На вооружение был принят первый в СССР сверхзвуковой истребитель МиГ-19.

4. Качественные изменения в составе и вооружении ВМФ коренным образом повлияли на их предназначение, формы и масштабы действий. Появились новые типы подводных кораблей: ракетные катера, сторожевые корабли и ракетные крейсера, имевшие более мощное оружие, большую скорость и высокую маневренность.

5. В декабре 1959 г. были созданы ракетные войска стратегического назначения, что в последующем сыграло важную роль в установлении военного паритета СССР и США.

Возросшая обороноспособность позволили СССР предпринять попытки затормозить гонку вооружений, сделать шаги в разрядке международных отношений. С этой целью был проведен ряд мероприятий:

· в 1955 г. ВС были сокращены на 640 тыс. чел.;

· в 1956 г. – на 1200 тыс. чел. Было расформировано 63 дивизии и отдельные бригады, на консервацию ставилось 375 боевых кораблей;

· в 1957 г. армия была сокращена еще на 300 тыс. чел.

В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными. Достижение такого положения стоило СССР немалых затрат и даже жертв, поскольку страна оказалась втянутой в гонку вооружений с США, более разорительную для СССР. При этом не всегда принимались оптимальные решения о структуре и составе видов ВС.

Таким образом, к сер. 60-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США, имевший стабилизирующее значение с точки зрения национальной безопасности СССР и международного сообщества.



Линкоры

В 1930-е гг. Япония, вынашивавшая планы неизбежного столкновения с США, втайне задумала создать три самых мощных линкора, которые внушили бы страх всем морским державам. Разработка этих суперкораблей была поручена императорскому военно-морскому техническому комитету «Кампон».

Всего за два с половиной года работы неутомимый «Кампон» представил на рассмотрение 22 (!) варианта проекта линейного корабля нового типа.

В марте 1937 г. проект корабля был одобрен, и уже в ноябре на военной судоверфи в Куре заложили головной корабль серии однотипных японских дредноутов - «Ямато».

«Ямато» был настоящим гигантом. При длине 263 м он имел водоизмещение 72 000 т и паровую машину с 12 котлами, позволявшую линкору развивать скорость до 27 узлов. Корабль был одет в мощную броню, толщина которой в некоторых местах достигала 406 мм. Кроме этого, корпус для обеспечения непотопляемости разделили на 1147 (!) водонепроницаемых отсеков. Судовая артиллерия калибром 460 мм стреляла 1450-килограммовыми снарядами, каждый из которых поражал цель на дистанции до 22,5 миль. Кроме разнокалиберных орудий общим количеством 61 корабль вооружили 6 самолетами.

Трио японских линкоров - «Ямато», «Мусаси» и «Синано» - превзошло по водоизмещению, скорости и вооружению не только корабли, имевшиеся к началу 1940-х гг. у США и других стран, но и все, что могло быть построено потенциальным противником в ближайшее десятилетие. Они казались совершенством. «Ямато» являлся флагманским кораблем японского флота. В одной из битв он затопил американский авианосец и три эскадренных миноносца. Казалось, что «Ямато» непобедим, но он все же был потоплен 7 апреля 1945 г.: для этого потребовалось десять торпед и двадцать три бомбы, сброшенные с самолетов. Такая же участь постигла и «Мусаси». Получив многочисленные пробоины от одиннадцати торпед и двадцати бомб, колосс ушел на дно.

Тем не менее линкоры, вышедшие на морские дороги Второй мировой войны под флагами Америки и европейских держав, тоже были не маленькими кораблями. Их водоизмещение достигало 50-65 000 т. Главная артиллерия линкоров, «выплевывавшая» больше 10 т снарядов за один залп, состояла из 6-12 орудий калибром 356-406 мм, установленных по два, три или четыре в бронированных башнях. В состав универсальной артиллерии линейного корабля обычно входило от девяти до двадцати 127-152-мм орудий и около сотни зенитных автоматов.

В 1940 г. американцы заложили первые два судна новой серии из шести линкоров - «Айова» и «Нью-Джерси». Эти мощные корабли полным водоизмещением 57 000 т, имевшие на борту гидросамолеты, предназначались для действий в составе быстроходных авианосных соединений. Чтобы поднять скорость линкора до 33 узлов, пришлось облегчить бортовую броню, толщина которой составила всего 307 мм. Американцы долго скрывали это обстоятельство, и противник был убежден, что эти линкоры имеют 460-мм бронирование. Несмотря на большую длину в 270,4 м, американские линкоры были очень маневренными.
В декабре 1943 г. «Айова» доставила к берегам Северной Африки президента Рузвельта, откуда он отправился на знаменитую Тегеранскую конференцию. После этого линкор был прикомандирован к Тихоокеанской флотилии США: ему пришлось воевать у Маршалловых островов и принять участие в битве у залива Лейте, а мощная артиллерия линкора поддержала заключительный штурм Окинавы.

Перед войной СССР тоже начал строить свои линкоры. В 1938-1940 гг. на крупнейших судостроительных заводах было заложено несколько боевых кораблей типа «Советский Союз». Полное водоизмещение этих судов составляло 65 150 т, а скорость хода - 28 узлов.
«Советский Союз» планировалось вооружить 9 пушками главного калибра 406 мм. Остальные орудия (31 единица) имели калибр от 127 до 237 мм. Кроме этого, линкор должен был стать авианесущим - на его борту решили установить катапульту и четыре самолета. Великая Отечественная война прервала работы по строительству советских дредноутов - ни одни из них так и не был спущен на воду.

На военно-морскую стратегию государств антигитлеровской коалиции значительно повлияло строительство нескольких крупных немецких линкоров. Одним из них был «Тирпиц», водоизмещение которого составляло 53 500 т, длина - 250,5 м, ширина - 36 м, а экипаж - 1905 человек. Немецкий линкор был очень быстроходным, он легко развивал скорость в 31 узел.
«Тирпиц» был просто напичкан самой разнообразной артиллерией. К 1943 г., в самый разгар войны, вооружение линкора включало 132 орудия, в том числе 8 главного 380-мм калибра, и 8 торпедных аппаратов. На борту линкора в специальных ангарах располагались четыре боевых самолета.

Несмотря на устрашающую боевую мощь, не все операции этого дредноута были удачными. Он был слишком лакомым кусочком для субмарин. В 1942 г. при нападении на вражеский конвой у берегов Норвегии «Тирпиц» был атакован советской подлодкой «К-21». Получив повреждения, он был вынужден двинуться к себе на базу, но вскоре был запеленгован английской субмариной и спасся от нее позорным бегством.
В сентябре 1943 г. немецкий линкор вновь подвергся атаке английских субмарин - маленьких, типа «Миджет». Вражеские торпеды нанесли ему серьезные повреждения. Докончил дело снаряд с английского бомбардировщика.
В ноябре 1944 г. он угодил в кормовые артиллерийские погреба «Тирпица». Мощный взрыв потряс линкор, который тут же перевернулся и пошел на дно.

Крейсера

Крейсера

Начало развитию класса тяжелых крейсеров положило Вашингтонское морское соглашение 1922 г., ограничившее постройку сверхкрупных военных кораблей - главным образом линкоров н авианосцев. Что же касается крейсеров, то пункты Соглашения только подстегнули гонку вооружений. Понимая, что Англия вряд ли пустит на слом свои новейшие крейсера тина «Хаукиис», эксперты решили ограничить вооружение и водоизмещение всех будущих крейсеров характеристиками кораблей этого типа. Никто и не думал, что страны, до этого и не собиравшиеся обзаводиться тяжелыми крейсерами, немедленно начнут их строить, подгоняя под «вашингтонские ограничения» - 10 000 т водоизмещения, максимальный калибр орудий - 203 мм.

После 1922 г. тяжелые крейсера начали строить во всех странах, подписавших Соглашение, - в США, Франции, Японии и Италии. Пожалуй, одним из лучших крейсеров «вашингтонского типа» стал французский корабль «Алжир». Совершенные обводы его 186-метрового корпуса позволяли «выжать» из относительно маломощной турбиниой установки максимум возможной скорости - 31 узел. Подобные, но несколько лучше бронированные крейсера построили и в Штатах.

Однако уже через несколько лет интерес к крейсерам типа «Алжир» начал пропадать. Дело в том, что мощные, но тяжелые орудия были совершенно не нужны при выполнении крейсерских задач. Кроме этого, ослабленное бронирование делало эти суда очень уязвимыми во время эскадренного боя.
В начале 1930-х гг. все вновь обратили внимание на легкие крейсера меньшего водоизмещения с небольшим калибром орудий, зато очень быстроходные.
Так, например, калибр артиллерии на 5886-тоыном французском крейсере «Эмиль Бертен», построенном в 1933 г., составлял 152 мм, зато максимальная скорость хода перевалила за 39 узлов.

Считая французов своим главным врагом в предстоящей войне, Италия принялась за постройку легких крейсеров типа «кондотьери», способных, по ее мнению, одержать победу над быстроходными французскими миноносцами и лидерами. При водоизмещении 5200-7000 т «кондотьери» развивали скорость 37-42 узла, неся на борту восемь орудий калибром 152-мм, четырнадцать орудий калибром 37-100 мм и восемь зениток. Расплатой за скорость стала броня-«скорлупка» не толще 25 мм. Б итоге все «кондотьери» были уничтожены в первый же год войны.

Дальнейшая эволюция легких крейсеров пошла по пути усиления брони за счет некоторой потери скорости хода. В 1934 г. немцы построили легкий крейсер «Нюрнберг», который предназначался для действий на дальних океанских коммуникациях. Корабль имел водоизмещение 6980 т н среднюю скорость 32 узла. Крейсер за одно плавание мог преодолеть 5700 миль. Не прошло и года после спуска «Нюрнберга» на воду, как Германия сбросила с себя все ограничения Версальского мира и принялась строить тяжелые крейсера именно в тот момент, когда все морские державы решили отправить их на свалку. Немцы тщательно скрывали все, что касалось их тяжелых крейсеров, поэтому для Англии появление в 1939 г. крейсера «Адмирал Хиппер», вооруженного восемью 203-мм орудиями, стало неприятным сюрпризом. Вслед за ним Германия спустила на воду тяжелые «Блюхер» и «Принц Евгений». Три тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими - вот и весь крейсерский флот фашистов, с которым они начали Вторую мировую войну.

В первый день Великой Отечественной войны судовая артиллерия крейсера «Киров», стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыла огонь по немецким бомбардировщикам, атаковавшим Ригу. «Киров» был не единственным советским крейсером, во всеоружии встретившим врага. В предвоенные годы немногочисленная крейсерская эскадра Советов, состоявшая всего из 4 кораблей, пополнилась однотипными с «Кировым» судами - легкими крейсерами «Максим Горький», «Ворошилов» и «Слава».

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Последние два крейсера вошли в состав Черноморского флота. Им не раз приходилось прорываться в Севастополь, доставляя в осажденный порт войска и боеприпасы. Кстати, «Славу» (водоизмещение 9700 т, длина 191,2 м, скорость 36,6 узла) первым из советских кораблей оснастили радиолокационной станцией. В 1942 г. взрыв вражеской торпеды, настигшей крейсер около Феодосии, оторвал корму крейсера. Но моряки не хотели расставаться со своим, казалось бы, смертельно раненым кораблем. Мастерам-ремонтникам удалось сделать невозможное: они отрезали корму у недостроенного крейсера «Фрунзе» и надежно «пришили» ее к пострадавшей «Славе». Крейсер продолжил сражаться, с честью прошел через всю войну и оставался в строю аж до 1973 г.

А вот девятке немецких крейсеров предстояла бесславная судьба. Многие из них позорно капитулировали. Крейсера «Нюрнберг» и «Принц Евгений» сдались в Копенгагене. Особенно не посчастливилось «Приицу Евгению»: он попал в руки американцев и был включен в состав подопытной эскадры, на которой испытывали взрывы ядерных бомб у атолла Бикини.

Американцы всегда расценивали малое водоизмещение корабля как препятствие для выполнения основной задачи американского флота - вести войну подальше от родных берегов. Однако в 1930-х гг. и их захватила мода на легкие крейсера. «Наштамповав» сразу 27 легких крейсеров типа «Кливленд», американцы поняли, что надо вернуться к привычным и надежным тяжелым крейсерам.
Они увеличили длину «Кливленда» на 20 м, поставили на него девять 203-мм орудий и многочисленные зенитки. После этого его переименовали в «Балтимор». Он стал прототипом для огромного числа новых серий американских крейсеров - как тяжелых, так и легких. Потомками «Балтимора» принято считать и тройку лучших тяжелых американских крейсеров, сошедших со стапелей уже после войны, - «Ньюпорт Ньюс», «Салем» и «Де Мойн». Из-за тяжелой брони и тяжелых 203-мм орудий их водоизмещение было увеличено до 17 000 т.

С 1952 г. на американских верфях начинают закладывать большие ударные авианосцы. Эти исполины, начиненные боеприпасами и авиационным горючим, оказались настолько уязвимыми для авиабомб и торпед подводных лодок, что нуждались в защите куда более мощных судов, чем тяжелые крейсера. Так закончилась эпоха обычных, или артиллерийских, крейсеров, которые открыли путь новому типу кораблей - крейсерам УРО (управляемого ракетного оружия).

Авианосцы

Авианосцы

Успешный взлет самолетов с палубы корабля впервые был осуществлен 14 ноября 1910 г. с американского крейсера «Бирмингем» в заливе Чесапик. Первые авианосцы появились уже в 1917 г. сначала у англичан, а затем в США и Японии. Но прежде чем это стало возможным, были созданы гидросамолеты и предназначенные специально для них суда-авиатранспорты.

Еще в 1913 г. русский инженер Шишков спроектировал быстроходный авиатранспорт. С началом Первой мировой войны Черноморский флот России пополнился несколькими авиатранспортерами, каждый из которых мог нести до семи самолетов. Переоборудованный в авианосец крейсер «Алмаз» и авиатранспорт «Николай» показали высокую эффективность корабельной авиации при обстреле укрепления Босфора в марте 1915 г. Тем не менее до 1930 г. авианосцы создавались в основном из переоборудованных линкоров, крейсеров и пассажирских судов.

В 1931-1936 гг. во всех флотах крупных морских держав стали появляться авианосцы специальной постройки «Йорктаун» (25 500 т, США), «Арк Ройял» (27 600 т, Англия) и другие. Серийное строительство авианосцев развернулось лишь в годы Второй мировой войны. Толчком к этому послужил разгром части американского флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г.
Японская палубная авиация с непринужденной легкостью пустила в тот день на дно 4 линкора, а еще 4 вывела из строя. Кроме этого, были сильно повреждены 3 крейсера, 3 эсминца, а на аэродромах уничтожено около 250 самолетов.
Сами японцы потеряли всего 29 самолетов из 353, принимавших участие в налете.

Эта удачная операция японцев продемонстрировала исключительные возможности авианосцев и коренным образом изменила отношение к ним. В результате только в США, Японии и Англии было построено 169 авианосцев. В восемь раз больше, чем их было до войны. Эти суда изменились и качественно - они уже могли принимать на борт до 100 самолетов со стартовым весом 12-14 т. Кроме этого, боевая мощь авианосцев возросла за счет большей скорости н высоты полета истребителей, дальности действия и грузоподъемности бомбардировщиков.

В годы Второй мировой войны авианосцы, в зависимости от назначения, делились на тяжелые (ударные), легкие и конвойные. Первые предназначались для нанесения палубной авиацией торпедно-бомбовых ударов по кораблям и береговым целям, вторые сопровождали большие соединения боевых кораблей, третьи обеспечивали безопасность конвоев.

Походный порядок четырёх различных современных авианосцев - USS John C. Stennis (CVN-74), Шарль Де Голль, HMS Ocean (L12) и USS John F. Kennedy (CV-67) в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Корабли двигаются намного ближе друг к другу, чем располагались бы в боевых действиях.

Больше всего авианосцев было построено в США - 137 единиц, включая 23 тяжелых типа «Эссекс», 50 конвойных типа «Касабланка» и 9 легких эскадренных авианосцев, созданных на базе крейсеров тина «Кливленд». Большинство же конвойных авианосцев во время войны строили на базе транспортных судов. В Англии во время войны вступили в строй четыре тяжелых авианосца «Илластриес», «Иидомитейбл» н два типа «Имплейкебл». Легкие авианосцы англичан, в отличие от американских, были специальной постройки.

В Японии, в свою очередь, было построено 3 авианосца типа «Унрю» и по одному «Тайхо» и «Синано». Правда, гордость и надежда империи - гигант «Синано», имевший водоизмещение 71 890 т и скорость 27 узлов, мощную 200-мм броню, 16 орудий 130-мм калибра, 145 зениток и 12 реактивных установок, - был весьма прозаически потоплен. Произошло это всего через десять дней после того, как его спустили на воду. Во время перехода из порта Йокосука в Токио в него выпустила шесть торпед американская подлодка.

Эсминцы и сторожевые корабли

Эсминцы и сторожевые корабли

В период между двумя мировыми войнами развитие эскадренных миноносцев шло различными путями. Наряду со строительством эсминцев водоизмещением около 1500 т и миноносцев малого водоизмещения - порядка 900 т, спускались на воду суда водоизмещением 3000-3500 т, которые назывались лидерами. Лидеры были флагманскими кораблями соединений эсминцев и несли более мощное вооружение. Но в ходе Второй мировой войны боевые возможности эсминцев постоянно росли. Усиливалось артиллерийское вооружение, ставились реактивные бомбометы, гидролокаторы и радиолокационные станции. Значительно увеличилось и водоизмещение, в связи с чем название «лидер» утратило свое значение.

Другим классом кораблей, массовое строительство которых началось только в ходе Второй мировой войны, были сторожевики. Их появление было связано с ростом роли наступательных кораблей, таких как эсминцы, торпедные катера и подлодки.
Сторожевые корабли этого периода имели водоизмещение 1000-1500 т и являлись многоцелевыми. Они были предназначены для охраны больших кораблей, конвоирования транспортов и дозорной службы. На них же возложили поиск и уничтожение субмарин противника в прибрежных водах, а также противолодочную защиту конвоев. В зависимости от выполняемых задач «охотники» (так их еще называли) подразделялись на большие (120-450 т) и малые (20-100 т).

Для постановки минных заграждений применялись специальные суда - минные заградители. Чтобы отыскивать мины, установленные противником, понадобились тральщики. Как показал опыт, тральщики - единственные корабли, которым пришлось «воевать» еще несколько лет после окончания боевых действий. Для безопасности плавания они очищали от мин фарватеры и целые районы морей.

Корабли Второй мировой войны

Пять сильнейших морских держав – Великобритания, Германия, Россия, Франция, США – с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий. Правительство каждой из стран старалось наращивать боевую мощь не только сухопутных войск, но и флота.

Такие государства, как Великобритания, Германия, Франция и США, отдавали предпочтение строительству тяжелых надводных кораблей. Для сопровождения судов, их защиты и проведения разведывательных работ создавались специальные эскадренные подводные лодки.

В 1934 году Франция выстроила подводный крейсер «Сюрку». Крейсер имел возможность наносить удары по противнику, используя 14 торпедных аппаратов и 2 пушки калибра 203 мм. Защитой служила броня, которой были покрыты палуба и рубка.

Англия также готовилась к сражениям. Начиная с 40-х годов XX века во флоте Великобритании появились подводные мониторы «М-1», «М-2», «М-3». Немного позднее один из них был переоборудован в подводный авианосец. При этом орудийная башня была заменена просторным ангаром, где располагался гидросамолет.

С течением времени мощность английских кораблей все возрастала. Суда отличались высокой скоростью, глубиной погружения корпуса, дальностью плавания, а также характеристиками и составом общего вооружения. А эскадренная субмарина «Х-1» была оснащена и приводилась в действие с помощью дизельной установки, которая заставляла корабль двигаться со скоростью 20 узлов.

Каждая из морских держав мира стремилась к тому, чтобы усовершенствовать конструкцию военных кораблей и вырваться вперед по боеспособности своего флота.

Государства стремились превзойти друг друга техническими усовершенствованиями и новыми разработками. Голландия и Америка обеспечили матросов своих судов кондиционерами для охлаждения воздуха. Англичане установили на подводных лодках гидролокаторы «Асдик», с помощью которых становилось возможным измерение дистанции до неприятельского объекта в воде и к тому же значительно облегчался поиск якорных мин.

Государства не жалели денежных средств и устанавливали на подводных лодках устройства, уменьшающие количество пузырьков при торпедных выстрелах. А на субмаринах появились 20-миллиметровые зенитки, позволявшие сбивать самолеты противника. Подводные корабли, вынужденные длительное время проводить в море, требовали постоянного подвоза топлива. Матросы нуждались в пополнении запасов воды и продовольствия. Именно с целью снабжения подводных лодок в открытом океане были созданы подводные танкеры.

Повысить скорость перемещения лодок в надводном положении позволила установка мощных электромоторов и аккумуляторных батарей. Особая система работы дизелей под водой, получившая название «шноркель», продлевала время нахождения судна в подводном положении и таким образом увеличивала возможность скрытых боевых действий. Субмарина, первоначально задуманная как корабль для кратковременных погружений, превратилась в подводный корабль.

Продолжали совершенствоваться и средства слежения за противником. Моряки, плававшие на американских субмаринах, стали пользоваться ночными перископами с радиолокационными антеннами. А налаживать хорошую связь подводных лодок, идущих в надводном положении, помогали высокочастотные радиотелефоны.

Германия в основном заботилась об улучшении боевых возможностей своих судов, размещая на борту все большее количество оружия. В результате свободного пространства, предназначенного для экипажа, становилось все меньше. А потому условия пребывания моряков на борту подводной лодки часто оказывались тяжелыми.

Экспериментальные разработки воплощались в жизнь без тщательной предварительной проверки, и оттого корабли, оказавшись неприспособленными для нападения и отражения вражеских атак, так и не принимали участия в серьезных боях.

Почти перед самым началом Второй мировой войны в Германии был разработан проект новой субмарины «U-1407», снабженной тремя парогазовыми турбинами. Подводная лодка должна была развивать довольно высокую скорость, достигавшую 24 узлов, и предназначалась для дальних плаваний, на расстояние до 230 миль. Однако «U-1407», к сожалению, не оправдала надежд инженеров и конструкторов, так и оставшись всего лишь хорошим проектом.

Японские подводные корабли, созданные в начале 40-х годов XX века, отличались большим водоизмещением. В конструкции японских кораблей главным недостатком становились сложности в управлении и большая вибрация корпуса корабля при движении. Говорили, что грохот многочисленных механизмов можно было расслышать даже с небольшого расстояния.

Новой ударной силой мирового флота стали авианосцы. Первыми к проектированию и применению авианосцев приступили японцы. Авианосец «Хосё» обладал хорошими боевыми качествами, однако из-за малого хода не мог действовать согласованно с эскадрой. Авианосец передвигался в окружении крейсеров и эсминцев. Поэтому заботиться о броневой защите корабля не было необходимости. При этом отсутствие тяжелой брони позволяло размещать на палубах большое количество самолетов, зенитных орудий.

Англия вступила во Вторую мировую войну современным авианосцем «Арк Ройал». Корабль достигал скорости 30 узлов и при этом мог вместить на площадки до 72 самолетов. «Арк Ройал» стал первым авианосцем, на котором были построены двухэтажные ангары, соединенные с полетной палубой механическими подъемниками. В носовой части судна находились две большие катапульты, позволявшие запускать самолеты в воздух даже при том условии, что корабль оказывался развернутым против ветра. Кроме того, на борту устанавливали специальную прочную сеть, с помощью которой можно было ловить самолеты, промахнувшиеся при посадке на палубу корабля.

Техническим нововведением английских конструкторов «Арк Ройала» стало включение в его конструкцию особого кормового свеса, который позволял увеличивать длину полетной палубы до 244 м. Большего удлинения посадочной полосы на корабле не смогли достичь инженеры ни одной морской державы мира.

Японцы стремились следовать примеру европейских стран, которые совершенствовали военную технику, и потому вслед за англичанами решили провести реконструкцию старых судов. Спустя некоторое время строительные заводы Японии выпустили мощные авианосцы, получившие названия «Хирю» и «Сорю». Кроме того, перед началом Второй мировой войны Япония создала два гигантских авианосца, названных «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Корабли были способны разместить на своем борту до 92 боевых самолетов.

Однако самыми совершенными считались американские авианосцы. Корабли несли по 81 самолету. Полетная палуба имела свес, удлиняющий взлетную площадку. Дымоходы от паровых котлов объединялись в единую дымовую трубу, которая выводилась наружу через надстройку островного типа. Артиллерия использовалась только для отражения воздушных атак, поскольку авианосцы двигались, как обычно, в сопровождении крейсеров и эсминцев, способных отразить атаки неприятельских кораблей и подводных лодок.

Японский флот потерял за первые месяцы войны шесть авианосцев, в то время как потери Америки составили четыре корабля. Однако по общей численности флота Америка явно отставала от ведущих морских держав, и поэтому английские инженеры направили все свои силы на строительство новых судов и переоборудование старых.

Новые легкие авианосцы, переделанные из крейсеров, несли на своих бортах только по 45 самолетов. Поверх корпусов крейсеров устанавливались открытые ангары и полетные палубы. Для улучшения устойчивости на кораблях были поставлены бортовые були. В носовой части палубы появились дополнительные островные надстройки. Для запуска самолетов применялись две катапульты. От старой модели крейсера оставался только бронированный корпус и машинные двигатели.

Такие корабли американского флота получили название «Независимые» и стали принимать участие в боевых действиях начиная с 1943 года.

Крупнейшими американскими авианосцами стали корабли типа «Мидуэй». Мощные авианосцы были готовы принять на свои широкие полетные палубы до 137 самолетов, при этом они сохраняли большую скорость хода. Однако постройка авианосцев затянулась на долгие годы, и ни один из шести строившихся кораблей не принял участия в морских сражениях.

В Америке темпы построения авианосцев в течение Второй мировой войны в несколько раз превосходили скорость их производства в мирное время. За 20 мирных лет Америка выпустила 7 авианосцев, в то время как развитие военных событий заставило предоставить флоту 36 тяжелых авианосцев и 124 эскортных, предварительно переоборудованных из торговых судов.

После окончания Второй мировой войны военная промышленность США перешла на производство многоцелевых авианосцев, в задачи которых входило прикрытие с воздуха боевых кораблей, десанта и конвоев в море, нанесение воздушных ударов по наземным и морским объектам, блокада портов и проливов. Многоцелевые авианосцы, обладавшие новым видом орудия – ядерным, могли наносить удары по целям, находившимся в радиусе около 1500 км. За сутки такие авианосцы могли преодолеть до 1100 миль. Однако крупные размеры делали корабли очень уязвимыми для атак противника.

Главной проблемой внедрения многоцелевых авианосцев становились огромные денежные затраты, шедшие на строительство, содержание и использование судов. Стоимость одного такого авианосца могла достигать 250 млн. долларов.

Расчеты американских инженеров показали, что использование многоцелевых авианосцев экономически невыгодно. В 1980 году конгресс США отказал в финансировании работ по созданию многоцелевых авианесущих кораблей.

К началу 80-х годов XX века американцы перенесли большую часть своих ядерных ракет на корабли морского флота. Таким образом, самолеты, находившиеся на авианосцах, были заменены ракетами.

В ответ на совершенствование вооружения американских кораблей Советский Союз также занялся созданием ракетно-ядерного океанского флота. Советский флот не обладал достаточным количеством военных баз, размещенных на территориях других стран. Кораблям приходилось преодолевать большие пространства на территории соседних государств прежде, чем они достигали океанских просторов.

Именно необходимость длительных переходов и определила выбор конструкции новых российских кораблей. Такие суда обладали высокими мореходными качествами, хорошей боевой устойчивостью, надежностью и мощными моторными двигателями. К тому же на кораблях стали размещать крылатые и баллистические ракеты.

Созданная в то время атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», благодаря своей прочной конструкции и высокой выносливости, достигла Северного полюса. Спустя некоторое время группа атомных лодок совершила поход вокруг света без единого всплытия на поверхность. Это был уникальный случай в истории подводного флота.

Особенностью развития отечественного морского флота в сравнении с флотом других мировых держав стало применение многоцелевых подводных лодок, на которых располагались крылатые ракеты и дальноходные торпеды.

Отличным от других государств образом развивался и отечественный надводный флот. Наибольшее внимание советские инженеры уделяли использованию ракетных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, торпедных катеров на подводных крыльях, ракетных крейсеров типа «Варяг» с ракетно-артиллерийским зенитным оружием и атомных ракетных крейсеров типа «Киров».

Первый советский авианесущий корабль «Москва» впервые появился в 5-й (средиземноморской) эскадре ВМФ. На его борту располагались мощные военные вертолеты. На несколько лет опередили наши конструкторы британцев, в дальнейшем создав авианесущий крейсер типа «Киев», на котором, кроме вертолетов, находились и самолеты вертикального и укороченного взлета и посадки.

До сей поры Российский военно-морской флот постоянно обновляется и совершенствуется. Двенадцать морей омывают берега России. Население России с древних времен связано с морем, судоходством и военными походами. За 33 войны, прошедшие на территории России, только в двух из них не был задействован военно-морской флот.

Английский историк Ф. Джен выразил свое отношение к России как к могучей морской державе такими словами: «Русские бились в ожесточенных битвах и уже тысячу лет назад считались лучшими моряками своего времени».

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Корабли Второй мировой войны Пять сильнейших морских держав - Великобритания, Германия, Россия, Франция, США - с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий.

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Американские ПЛ, добившиеся наибольших успехов в годы Второй мировой войны ПЛ потопл. судов тоннажSS-222 Bluefisli 12 50.839SS-291 Crevalle 9 51.814SS-260 Lapon 1 1 53.443SS-257 Harder 16 54.002SS-239 Whale 9 57.716SS-254 Gurnard 10 57.866SS-229 Flying Fish 15 58.306SS-213 Greenling 15 59.234SS-230 Finback 13 59.383SS-281 Sunfish 16 59.815SS-311 Archerfish 2 59.800SS-238 Wahoo 20 60.038SS-223 Bonefish 12

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Американские ПЛ погибшие в годы Второй мировой войны Лодка Дата гибели1. SS-195 «Sealion»…………. 25.12.19412. SS-141 S-36………………….. 20.01.19423. SS-131 S-26………………….. 24.01.19424. SS-174 «Shark»…………….. 11.02.19425. SS-176 «Perch»……………. 03.03.19426. SS-132 (S-27)………………… 19.06.19427. SS-144 (S-39)………………… 14.08.19428. SS-216 «Grunion»………….

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

1 СОВЕТСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ И НАУКА НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Первые научно-исследовательские организации и центры, проводившие теоретические и экспериментальные исследования в различных областях авиационной науки и техники, появились в начале XX в. Так,

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Начало Второй мировой войны. Возможен ли был Варшавский «сговор»? Он умер и не узнал, погиб он в мелком пограничном конфликте или в начале Третьей мировой войны. Из записной книжки Юрия Визбора Существует заблуждение, что не обязательно нападение фашистской Германией на

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

1939 Начало Второй мировой войны На рассвете 1 сентября 1939 г. пять германских армий из Восточной Пруссии, Померании и Силезии в соответствии с планом «Вайс» внезапно обрушились на Польшу. Несмотря на упорное сопротивление польской армии, германские войска, используя

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

1945 Окончание Второй мировой войны Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 г. на борту американского флагманского линкора «Миссури», прибывшего в воды Токийского залива, министр иностранных дел Японии М. Сигемицу как представитель

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги автора

Самая громкая провокация Второй Мировой войны Гитлеровская Германия с 1936 года готовила захват Польши. 11 апреля 1939 года Гитлер подписал план "Вайс", которым предусматривалось нападение на Польшу, а также захват Литвы и Латвии.К концу августа 1939 года почти все

Из книги автора

Радиопеленгация во время второй мировой войны Скоростной метод радиопередач появился только после второй мировой войны. А в военное время службы разведки враждующих сторон провели много успешных операций по обнаружению чужих радиопередатчиков.Как ни странно, самой