Вооружённые Силы Российской Федерации. Военно-морской флот Моряки российской армии

ВМФ России насчитывает 203 надводных корабля и 71 подводную лодку, в том числе 23 атомные подлодки, оснащенные баллистическими и крылатыми ракетами. Обороноспособность России на море обеспечивают современные и мощные корабли.

«Петр Великий»

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Пeтр Великий» является самым большим в мире неавианесущим ударным кораблем. Способен уничтожать группы авианосцев противника. Единственный находящийся на плаву крейсер знаменитого советского проекта 1144 «Орлан». Построен на Балтийском заводе и спущен на воду в 1989 году. Введен в эксплуатацию спустя 9 лет.

За 16 лет крейсер прошел 140 000 миль. Флагман Северного флота ВМФ России, порт приписки – Североморск.
При ширине 28,5 метров имеет длину 251 метр. Полное водоизмещение 25860 тонн.
Два ядерных реактора мощностью 300 Мегаватт, два котла, турбины и газотурбогенераторы способны обеспечить энергией город населением в 200 тысяч. Может развивать скорость до 32 узлов, дальность плаванья не ограничена. Экипаж в 727 человек может находиться в автономном плавании 60 суток.
Вооружение: 20 пусковых установок СМ-233 с крылатыми ракетами П-700 «Гранит», дальность стрельбы - 700 км. Противовоздушный комплекс «Риф» С-300Ф (96 ракет вертикального пуска). Противовоздушная система «Кортик» с запасом 128 ракет. Артустановка АК-130. Два противолодочных ракетно-торпедных комплекса «Водопад», противоторпедный комплекс «Удав-1М». Реактивные установки бомбометания РБУ-12000 и РБУ-1000 «Смерч-3». На борту могут базироваться три противолодочных вертолета «Ка-27».

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (проект 11435). Построен на Черноморском судостроительном заводе, спущен на воду в 1985 году. Носил имена «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси». С 1991 года вошел в состав Северного флота. Нес боевую службу в Средиземноморье, участвовал в спасательной операции при гибели «Курска». Через три года по плану уйдет на модернизацию.
Длина крейсера – 302,3 метра, полное водоизмещение 55000 тонн. Максимальная скорость - 29 узлов. Экипаж в 1960 человек может находиться в море полтора месяца.
Вооружение: 12 противокорабельных ракет «Гранит», 60 ракет «Удав-1», 24 установки ЗРК «Клинок» (192 ракеты,) и «Каштан» (256 ракет). Может нести 24 вертолета Ка-27, 16 сверхзвуковых самолетов Як-41М вертикального взлета и до 12 истребителей Су-27К.

«Москва»

«Москва», гвардейский ракетный крейсер. Многоцелевой корабль. Построен на судоверфях завода имени 61 коммунара в Николаеве. Изначально именовался «Слава». Введен в эксплуатацию в 1983 году. Флагман Черноморского флота России.
Участвовал в военном конфликте с Грузией, в 2014 году осуществлял блокаду украинских ВМС.
При ширине 20,8 метров имеет длину в 186,4 метра и водоизмещение в 11490 тонн. Максимальная скорость 32 узла. Дальность плавания до 6000 морских миль. Экипаж в 510 человек может месяц находиться в «автономке».
Вооружение: 16 установок П-500 «Базальт», две артустановки AK-130, шесть 6-ствольных артустановок АК-630, установки Б-204 ЗРК С-300Ф «Риф» (64 ракеты), пусковые установки ЗРК «Оса-МА» (48 ракет), торпедные аппараты, реактивные бомбометы РБУ-6000, вертолет Ка-27.
Копия «Москвы» - крейсер «Варяг» является флагманом Тихоокеанского флота.

«Дагестан»

Сторожевой корабль «Дагестан» введен в строй в 2012 году. Построен на Зеленодольском судостроительном заводе. В 2014 году передан в Каспийскую флотилию. Это второй корабль проекта 11661К, первый – «Татарстан» является флагманом Каспийского флота.
«Дагестан» имеет более мощное и современное вооружение: универсальный РК «Калибр-НК», который может применять несколько типов высокоточных ракет (дальность стрельбы составляет больше 300 км), ЗРАК «Пальма», АУ АК-176М. Оснащен технологией «стелс».
При ширине 13,1 метра «Дагестан» имеет длину в 102,2 метра, водоизмещение 1900 тонн. Может развивать скорость до 28 узлов. Экипаж в 120 человек может находиться в автономном плавании 15 суток.
На верфях заложено еще четыре таких корабля.

«Настойчивый»

Флагман Балтийского флота эсминец «Настойчивый» был построен на Ленинградском судостроительном заводе имени Жданова и спущен на воду в 1991 году. Предназначается для уничтожения наземных целей, противовоздушной и противокорабельной обороны соединений.
При ширине 17,2 метра имеет длину в 156,5 метра, и водоизмещение в 7940 тонн. Экипаж в 296 человек может находится в плавании без захода в порт до 30 суток.
Эсминец несет вертолет КА-27. Оснащен спаренными артустановками АК-130/54, шестиствольными установками АК-630, установками П-270 «Москит», шестиствольными реактивными бомбометными установками, двумя ЗРК «Штиль» и торпедными аппаратами.

«Юрий Долгорукий»

Атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий» (первая подлодка проекта 955 «Борей») заложена в 1996 году в Северодвинске. Введена в строй в 2013 году. Порт приписки - Гаджиево. Входит в состав Северного флота.
Длина лодки 170 метров, подводное водоизмещение - 24000 тонн. Максимальная надводная скорость – 15 узлов, подводная – 29 узлов. Экипаж 107 человек. Может три месяца нести боевое дежурство, не заходя в порт.
«Юрий Долгорукий» несет 16 баллистических ракет «Булава», оснащена PHR 9R38 «Игла», 533-милиметровыми торпедными аппаратами, шестью установками акустического противодействия РЭПС-324 «Шлагбаум». В ближайшие годы на вервях России будет построено еще шесть подлодок такого же класса.

«Северодвинск»

Многоцелевая атомная подводная лодка «Северодвинск» стала первой подводной лодкой нового российского проекта 855 «Ясень». Самая «тихая» подлодка в мире. Построена в Северодвинске. В 2014 году вошла в состав Северного флота ВМФ России. Порт приписки – Западная Лица.
При ширине 13,5 метра, имеет длину 119 метров, подводное водоизмещение 13800 тонн,
Надводная скорость «Северодвинска» составляет 16 узлов, подводная – 31 узел. Автономность плавания – 100 суток, экипаж – 90 человек.
Имеет современный бесшумный атомный реактор нового поколения. Подлодка оснащена десятью торпедными аппаратами, крылатыми ракетами П-100 «Оникс», Х-35, ЗМ-54Э, ЗМ-54Э1, ЗМ-14Э. Несет стратегические крылатые ракеты Х-101 и может поражать цели в радиусе до 3000 километров. До 2020 года в России планируется построить еще шесть подлодок класса «Ясень».

Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения.

Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.

ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы - ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса “корабль-корабль”, нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника. Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря. Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения.

Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава. Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса “воздух-поверхность” и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны , как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

Флоты:

Черноморский флот (ЧФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России на Черном море.
Главная база - г.Севастополь.

Тихоокеанский флот (ТОФ)

Тихоокеанский флот России, как составная часть Военно-Морского Флота и Вооруженных Сил России в целом, является средством обеспечения военной безопасности России в АТР.

Для выполнения поставленных задач Тихоокеанский флот имеет в своем составе ракетные подводные крейсера стратегического назначения, многоцелевые атомные и дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиация, сухопутные войска, части сухопутных и береговых войск.

Основными задачами Тихоокеанского флота России в настоящее время являются:

  • поддержание морских стратегических ядерных сил в постоянной готовности в интересах ядерного сдерживания;
  • защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности;
  • обеспечение безопасности судоходства;
  • выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.)
Северный флот (СФ) - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России.

Основу современного Северного флота составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли.

Балтийский флот - оперативно-стратегическое объединение Военно-Морского Флота России на Балтийском море.

Основные пункты базирования – Балтийск (Калининградская область) и Кронштадт (Ленинградская область). В своем составе имеет дивизию надводных кораблей, бригаду дизельных подводных лодок, соединения вспомогательных и поисково-спасательных судов, ВВС флота, береговые войска, части тылового технического и специального обеспечения.

Флот всегда был гордостью нашего государства - и во времена Российской империи, и СССР, и в современности. Мы знаем, что наши морские, океанские просторы, береговые линии надежно защищены. Предлагаем вам поговорить о том, каков российский флот в современности. Узнаем о его задачах, структуре, перспективах, командовании.

Флот РФ

Так называется сейчас, во времена РФ, преемник ВМФ СССР, ВМФ Российской империи, военно-морские силы нашей страны. Ведет свою современную историю с января 1992 года. ВМФ входит в подчиняется Министерству обороны РФ.

Главный штаб российского флота расположен в Северной столице - Санкт-Петербурге. Действующий адмирал - Владимир Королев. На 2016 году в рядах ВМФ служило 148 тысяч человек.

Российский флот за свою недолгую историю успел принять участие в ряде боевых операций:

  • Первая и вторая чеченские войны.
  • Вооруженный конфликт 2008 года в Южной Осетии.
  • Борьба с сомалийскими пиратами.
  • Участие в сирийской военной операции.

День российского флота - это последнее воскресенье июля. Это профессиональный праздник и стоящих на страже морских просторов и береговых линий, и всех, кто связал свою жизнь с подготовкой кораблей, и членов семей моряков, и рабочих, служащих флотских предприятий, и дорогих ветеранов ВМФ.

Цели ВМФ РФ

В своей деятельности российский флот преследует следующие цели:


Объединения Военно-морского флота

Российский флот представлен следующими составляющими - смотрите таблицу.

Продолжаем разбирать систему флота РФ.

Структура российского Военно-морского флота

Военно-морские силы РФ - это система оперативно-стратегических объединений. Кратко познакомимся с ними.

Надводные силы. Данная структура преследует следующие задачи:

  • Защита морских коммуникаций.
  • Противостояние минной опасности (в т. ч. постановка минных заграждений).
  • Прикрытие и перевозка десанта.
  • Помощь подводным силам: обеспечение выхода и развертывания последних, а также возвращения их на базу.

Подводные силы. Основные цели - это разведывательная деятельность, а также нанесение неожиданных ударов по континентальным и морским целям. Их основа - это атомные подлодки, которые снабжены крылатыми и баллистическими ракетами.

Морская авиация. Представлена двумя группами - береговой и палубной. Главные задачи следующие:


Флотские береговые войска. Состоят из двух подразделений - морской пехоты и войск береговой обороны. Основных задач у них две:

  • Участие в боевых операциях в составе воздушных, морских, воздушно-морских десантов.
  • Оборона объектов на побережье - портов, береговых объектов, систем базирования.

Иные подразделения. В состав российского морского флота также входят:

  • Подразделения и части тыла.
  • Спецчасти.
  • Гидрографическая служба. Она относится к Главуправлению океанографии и навигации российского Министерства обороны.

Командование

Познакомимся с командованием ВМФ:


Современность и перспективы

Своего пика могущества отечественный ВМФ достиг в 1985 году. Тогда в его составе был 1561 корабль. Флот занимал в мире почетное второе (после США) место. В двухтысячных началось его постепенное ослабление. В результате в 2010 году российский флот владел всего 136 боевыми кораблями.

В 2011-м бывший командующий Комоедов В. П. с горечью отмечал, что превосходство одного турецкого флота над отечественным оценивается в 4,7 раза. А объединенные силы НАТО в 20 раз сильнее Главными задачами флота стала только охрана побережья и борьба с морским терроризмом.

Но в наше время Россия уже возобновила свое военно-морское присутствие в мировом океане. В 2014 году был основан Национальный центр управления обороной РФ. Цели его деятельности следующие:


В 2013 году было создано Оперативное командование постоянного средиземноморского подразделения ВМФ РФ (средиземноморской эскадры).

Что касается перспектив развития, то на эти цели по Госпрограмме вооружений до 2020 года планируется выделить для ВМФ порядка 4,5 трлн рублей. Активное финансирование уже началось в 2015 году. Одна из главных задач - увеличить на 70 % число боевых кораблей в составе ВМФ.

Флот Российской Федерации по-прежнему является гордостью нашего Отечества. Сегодня он переживает непростые времена - находится в стадии возрождения, стремясь к былому могуществу.

Российский военно-морской флот в настоящий момент представляет собой весьма противоречивую картину.

Несмотря на то, что ВМФ России является лишь тенью некогда могучего ВМФ СССР, он по-прежнему входит в число наиболее сильнейших ВМС стран мира, учитывая суммарный состав кораблей и подводных лодок, а также их качественный уровень.

Вместе с тем российский флот и военно-морская промышленность до сих пор испытывают огромное количество проблем. Попробуем разобраться, насколько удовлетворительно российские военно-морские силы могут выполнять поставленные перед ними задачи и какие перспективы ожидают их в будущем?

Прежде чем говорить, о состоянии и перспективах российских военно-морских сил, необходимо рассмотреть стоящие перед ними задачи и угрозы, которым они должны противодействовать. Одна из основных и "традиционных" проблем ВМС России заключается в географическом положении Российской Федерации, в результате чего российские ВМС разделены на 4 фактически изолированных друг от друга флота - Черноморский, Балтийский, Северный и Тихоокеанский, взаимодействие между которыми затруднено, а зачастую и вовсе невозможно. При этом перед каждым из четырёх российских флотов стоят свои, во многом специфические задачи. В результате, Россия вынуждена иметь достаточно многочисленные военно-морские группировки, на каждом из направлений. Поэтому, даже не смотря на номинально многочисленный состав группировки ВМС России, её состав на конкретном стратегическом направлении, зачастую, совершенно недостаточен.

Задачами Балтийского и Черноморского флота является недопущение действий потенциального противника в соответствующих морях, что достаточно легко реализуемо. Учитывая малые географические размеры Балтийского и Чёрного моря, там затруднено действие крупных группировок потенциального противника. В тоже время данные моря легко "перекрываются" силами малых ракетных кораблей, береговых ракетных комплексов, авиации и дизельных подводных лодок.

Совсем иная ситуация для Северного и Тихоокеанского флота России. Даже те моря, что находятся в "зоне ответственности" Северного и Тихоокеанского флота, имеют огромную площадь, что вынуждает данные флоты иметь силы способные эффективно действовать на большом удалении побережья. При этом, в отличии от Балтийского и Черноморского флотов, силы Северного и Тихоокеанского флота не могут быть прикрыты силами авиации и ПВО - на удалении уже в несколько сотен километров от берега, время подлёта авиации с наземных аэродромов слишком велико, а с учётом радиуса действия даже современных тактических самолётов, время патрулирования, в течении которого они могут осуществлять прикрытие кораблей совершенно недостаточное.

Рассмотрим, какие угрозы стоят перед Северным и Тихоокеанским флотом. Для этого обратимся к докладу Министерства Обороны России "О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности в 2016 году". В докладе для ВМФ России указываются следующие угрозы:

  • «Потенциально возможный военный конфликт» со странами НАТО.
  • Сложная военно-политическая обстановка в Черноморском регионе.
  • Усиление борьбы за контроль над районами Арктического шельфа, попытки увеличения военного присутствия в Арктическом регионе, а также попытки пересмотра в свою пользу международных договорённостей, со стороны некоторых стран-членов НАТО, имеющих "доступ" к территориям Арктики. К примеру, в качестве одной из угроз рассматривается желание Норвегии к установлению полного контроля над архипелагом Шпицберген и прилегающих к нему водах.
  • Территориальные претензии Японии на Курильские острова.

Таким образом, для Северного флота наибольшей военной угрозой является столкновение с крупными военно-морскими группировками НАТО, в том числе и с авианосными ударными группами. Для Тихоокеанского флота исходя из указанных выше потенциальных угроз, основным вероятным противником является ВМС Японии. Учитывая огромный численный и качественный состав морских "сил самообороны" Японии (являющимися таковыми только по названию), задача противодействия группировки ВМС Японии, с учётом предельно близкого расположения Японии к потенциальному театру военных действий, а также крайне мощные ВВС, по своей сложности превосходит задачу противодействия АУГ США.

Исходя из этого, практически в любом случае, военно-морским группировкам Северного и Тихоокеанского флота требуется иметь способность эффективно противодействовать численно превосходящим корабельным группировкам потенциального противника, что в свою очередь требует создания на каждом из направлений развитых и высокоэффективных группировок разнородных сил.

На текущий момент основные силы российских флотов следующие:

  • Надводные силы Северный флот в своём "активном" составе располагает авианосцем "Адмирал Кузнецов", тяжёлым атомным ракетным крейсером "Пётр Великий", ракетным крейсером проекта 1164 "Маршал Устинов" (в 2016 году завершил полный восстановительный ремонт и модернизацию), большим противолодочным кораблём (БПК) пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко", 3 БПК пр.1155 и 1 эсминец пр. 956. Подводные силы Северно флота включают в себя ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) пр.955 "Юрий Долгорукий", РПКСН пр. 941У ТК-208 "Дмитрий Донской", 6 РПК СН пр. 667БДРМ, 3 атомные подводные лодки (АПЛ) с крылатыми ракетами пр. 949А, новейшая многоцелевая АПЛ 4-го поколения пр.885 - "Северодвинск", 6 многоцелевых АПЛ пр.971 "Щука-Б", 3 подводные лодки проектов 945 и 945А, 3 модернизированные АПЛ пр. 671РТМК, а также 5 дизельных подводных лодок пр. 877 и находящаяся в опытной эксплуатации новейшая дизельная подлодка пр.677 "Лада".
  • "Ядро" надводных сил Тихоокеанского флота составляют ракетный крейсер "Варяг" (пр. 1164), 4 БПК пр. 1155, 2 эсминца пр. 956, новейший корвет пр.20380, а также 4 малых ракетных корабля пр. 1234, и 11 ракетных катеров пр.1241. Подводные силы Тихоокеанского флота состоят из 3 устаревших РПК СН пр. 667БДР (в ближайшие годы будут списаны), 2 новейших РПК СН пр.955 - "Александр Невский" и "Владимир Мономах", 5 подводных лодок с крылатыми ракетами пр. 949А, 4 многоцелевые АПЛ пр. 971 и 8 дизельных подводных лодок пр. 877.
  • "Ядро" Черноморского флота образуют ракетный крейсер "Москва" (пр. 1164), сторожевой корабль "Сметливый", 2 сторожевых корабля пр. 1135М - "Сметливый" и "Ладный", 3 новейших фрегата пр.11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров" (официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года), скоростные малые ракетные корабли пр.1239 - "Бора" и "Самум", 2 малых ракетных корабля пр.1234, 5 ракетных катеров пр.1241, а также дизельная подводная лодка пр.877 и 6 новейших подводных лодок пр. 636.3
  • Основные силы Балтийского флота включают в себя эсминец пр. 956 "Настойчивый", 2 фрегата пр.11540 - "Неустрашимый" и "Ярослав Мудрый", 4 новых корвета пр.20380, 4 малых ракетных корабля пр.1234.1, 2 новейших малых ракетных корабля пр.21631 "Буян-М" и 7 ракетных катеров пр.1241, а также 2 дизельные подводные лодки пр.877.

В целом состояние и уровень боеготовности ВМС России весьма неплохие. Флот активно занимается боевой подготовкой, на регулярной основе совершает походы в различные уголки Мирового океана. При этом динамика "активности" ВМФ России за последние 5 лет непрерывно растёт. Так, например, согласно докладу Министерства Обороны, в 2016 году корабли и подлодки ВМФ России совершили в общей сложности 102 похода, пробыв в море 9538 суток, при этом интенсивность выполнения задач по сравнению с 2015 выросла в 1.3 раза. Состоявшийся в 2016 году боевой поход российских кораблей во главе с авианосцем "Адмирал Кузнецов" к берегам Сирии показал, что Россия вполне в состоянии "выставить" при необходимости мощную многоцелевую корабельную ударную группу в требуемом районе Мирового Океана.

В целом уровень исправности и боеспособности корабельного состава существенно вырос, хотя имеются и существенные проблемы. Так, например, из 5 числящихся в составе Тихоокеанского флота многоцелевых атомных подводных пр.971 лишь 1-2 являются боеготовыми, остальные перманентно находятся в ремонте, как правило, вялотекущем.

Отдельной проблемой ВМФ России является его весьма неслабалансированный состав, что касается надводного флота. Основные силы Северного и Тихоокеанского флота имеют очень значительные противолодочные возможности, но количество кораблей, способных обеспечивать эффективную коллективную противовоздушную оборону корабельных соединений и обладающие мощными ударными возможностями составляет всего считанные единицы. Такими кораблями является тяжёлый атомный ракетный крейсер "Пётр Великий" и три ракетных крейсера пр. 1164 - "Москва", "Варяг" и "Маршал Устинов". Поэтому ВМФ России остро нуждается в новых кораблях дальней океанской зоны.

Строительство новых крупных надводных кораблей.

Наибольшей проблемой для современного ВМФ России является строительство новых боевых кораблей. К середине двухтысячных годов предполагалось масштабное перевооружение и усиление флота новыми кораблями в течении 10-15 лет. Однако, надежды на это не оправдались. Скорость строительства новых крупных надводных кораблей оказалась крайне низкой. Так например, головной новейший фрегат пр.22350 (которые должны были стать основными "рабочими лошадками" ВМФ России) "Адмирал Горшков", заложенный в 2006 году до сих пор официально не передан флоту. Ситуация со строительством надводных кораблей для современного ВМФ России постоянно подвергается шквалу критики в различных СМИ.

Вместе с тем, стоит заметить, что флот и военно-морская промышленность наиболее сильно пострадали в 1990-е годы. К примеру, многим предприятиям авиационной промышленности, особенно ОКБ им. Сухого, а также заводам, производящим самолёты разработки данного КБ, удалось "выжить" благодаря многочисленным экспортным контрактам (в первую очередь для Индии и Китая). Данные контракты позволяли сохранить ключевые предприятия в твёрдой валюте, что в свою очередь позволило им не только "удерживаться на плаву", но и финансировать новые разработки. Военно-морская промышленность же столь "щедрых" контрактов не имела. Военно-морской флот же, являясь крайне сложным военно-техническим механизмом, требует очень значительных средств на содержание. Поэтому, практически полное отсутствие средств на содержание флота в 1990-е годы, привело к тому, что он стал деградировать, пожалуй, наиболее стремительными темпами, по сравнению с другими видами российских вооружённых сил.

Таким образом, параллельно со строительством новых кораблей, потребовалось восстанавливать заново всю военно-морскую отрасль в целом. Кроме того, в двухтысячных годах наиболее приоритетным направлением развития ВМФ стало обновление морской компоненты российских Стратегических Ядерных Сил и строительство новых подводных ракетоносцев пр.955 "Борей" и создание их основного оружия - межконтинентальных баллистических ракет (МБР) морского базирования Р-30 "Булава", на что выделялась крайне значительная доля средств, отпущенных на развитие флота.

Отдельной проблемой стала необходимость оснащения новых кораблей дальней океанской зоны принципиально новыми образцами вооружения. Фрегаты пр.22350, которые должны составить в будущем основу кораблей дальней океанской зоны российского ВМФ, изначально должны были использовать только самые современные, перспективные системы вооружения - 2 Универсальных Корабельных Стрельбовых Комплекса (УКСК), имеющий каждый по 8 ячеек, в каждой из которых может разместиться сверхзвуковая ПКР "Оникс" или одна из крылатых ракет семейства "Калибр" - противокорабельная 3М54, крылатая ракета 3М14 для поражения наземных целей или противолодочная ракета 91Р, новейшую универсальную артиллерийскую установку А-192 "Армат", новые средства радиоэлектронной борьбы, и самое главное - новейший зенитно-ракетный комплекс "Полимент-Редут". ЗРК "Полимент-Редут" состоит из многофункциональной РЛС "Полимент" и собственно ЗРК "Редут", имеющего новейшие зенитные ракеты семейства 9М96Д с активными головками самонаведения. РЛС "Полимент" состоит из четырёх, ориентированных под углом 90 градусов друг к другу фазированных антенных решёток, каждая из которых обеспечивает обзор пространства и радиокоррекцию зенитных ракет на маршевом участке траектории в секторе 90 градусов по азимуту и 90 - по углу места. Таким образом 4 антенных решётки обеспечивают круговой обзор пространства и возможность обстрела целей в любом направлении. Каждая из четырёх решёток обеспечивает наведение 4 зенитных ракет, а количество одновременно наводимых ракет при отражении удара с одного направления составляет 8 (при ориентации корабля таким образом, что бы атакующие средства воздушного нападения оказались на "пересечении" секторов работы двух антенных решёток). Зенитные ракеты семейства 9М96 имеют активные головки самонаведения, что позволяет сократить участок наведения при помощи РЛС, обеспечивают возможность поражения воздушной цели в случае её ухода за радиогоризонт, а в перспективе это позволяет обеспечить возможность обстрела целей за радиогоризонтом. Данные ракеты имеют газодинамические рули, что позволяет на высотах менее 5 километров развивать перегрузки до 60 (по другим данным до 65 единиц), позволяя уверенно бороться с интенсивно маневрирующими целями и обеспечивает вероятность поражения дозвуковых ПКР, близкую к гарантированной (0.9 - 0.95).

Создание новых образцов морского оружия "с нуля", в условиях находившейся в крайне проблемном состоянии военно-морской отрасли, не могло сказаться на сроках их создания. В итоге, головной корабль проекта 22350 "Адмирал Горшков" приступил к ходовым испытаниям лишь в 2015 году, но до сих пор формально не передан флоту. Причиной столь долгих задержек со вводом в строй стала необходимость испытания огромного количества новых систем, и главным образом ЗРК "Полимент-Редут". На конец 2017 года предприятиям концерна "Алмаз-Антей" удалось успешно решить большинство проблем с "Полимент-Редутом". Более того, как сообщается, в ходе испытаний и доработок комплекса обеспечено применение зенитной ракеты 9М96Д, обладающей дальностью полёта свыше 100 километров. Все остальные системы вооружения корабля, а также новейшие средства РЭБ успешно прошли испытания. Стоит заметить, что само по себе "затягивание" сроков доработок корабельных ЗРК не является чем то из ряда вон выходящим, и имело место быть в годы Холодной войны и в США, и в СССР, не испытывавшего никаких проблем в области ВПК. К примеру, зенитно-ракетный комплекс "Форт", которым вооружены современные крейсеры пр.1164 был доведён до полного соответствия заданным характеристикам спустя 3 года после после ввода в строй первого корабля, вооружённого этим комплексом - крейсера пр.1164. БПК пр.1155, являющиеся наиболее многочисленным типом кораблей дальней океанской зоны в ВМФ России, после постройки фактически несколько лет не имели положенного ЗРК "Кинжал", который официально был принят на вооружение лишь в 1989. При этом комплексы "Форт" и "Кинжал" до сих пор обладают отличными боевыми возможностями. Первый корабль ВМС США, оснащённый многофункциональной системой управления оружием "Иджис" вошёл в состав американского флота в 1983 году, однако система "Иджис" и комплекс интегрированных в неё средств вооружения доводились до приемлемого уровня боеспособности ещё 3 года.

Не являются исключением и современные боевые корабли других флотов мира. Так например, первый британский эсминец ПВО нового поколения, типа 45 "Дэринг", вошёл в строй с фактически с "условно" работоспособным ЗРК PAAMS (который является его главным оружием), сейчас же эсминцы данной серии считаются лучшими в мире кораблями ПВО. Аналогичная ситуация сложилась и индийско-израильским корабельным ЗРК “Барак-8”. Из-за проблем и его созданием на многие годы был сдвинут срок ввода в строй новейших индийских эсминцев “Калькутта”. Головной корабль был заложен в 2003-м году, а в строй вошёл в 2014-м, хотя планировался ввод в строй в 2010-м. Последний, третий эсминец данной серии вступил в строй в конце 2016 года, спустя более, чем через 10 лет после закладки. Причём неизвестно является ли 100% боеспособным ЗРК “Барак-8” на индийских эсминцах в настоящий момент.

По всей видимости, командование ВМФ России и Министерство Обороны хотят получить сразу полностью боеспособный корабль, без доводки его различных систем вооружения в процессе эксплуатации. Кроме того, фрегаты пр.22350 в целом определят облик надводных кораблей ВМФ России на ближайшие десятилетия. Можно с большой долей вероятности прогнозировать, что после принятия в состав флота фрегатов "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов" (второй корабль проекта 22350), который уже завершил достройку, строительство других кораблей серии, как и возможное строительство фрегатов усовершенствованного проекта - 22350М пойдёт значительно более высокими темпами.

В текущем десятилетии военно-морской промышленности России не удалось и осуществить массовое строительство фрегатов проекта 11356 - "упрощённых" фрегатов, созданных для "внутренних" морей - Балтийского и Чёрного. До 2014 года судостроителям удавалось выдерживать высокие темпы строительства данных кораблей, т.к. строились они на базе строившихся в двухтысячных годах для Индии фрегатов класса "Тальвар" и оснащались уже имеющимся и отработанным вооружением, радиотехническими и информационными системами. К 2014 году удалось построить 3 таких корабля из 6 заложенных, однако после событий 2014 года, Украина в одностороннем порядке прекратила военно-техническое сотрудничество с Россией, и в частности, прекратила поставки корабельных газотурбинных силовых установок для фрегатов пр.2230 и пр.11356, изготавливаемых в Николаеве заводом "Зоря-Машпроект". В результате потребовалось почти 3 года на развёртывание производства данных силовых установок в России, в Рыбинском НПО "Сатурн". К счастью, данную задачу удалось успешно решить. В настоящий момент в состав ВМФ России вошло 3 фрегата проекта 11356 - "Адмирал Григорович", "Адмирал Эссен" и "Адмирал Макаров", причём последний был официально принят в состав флота 27 декабря 2017 года. Ещё 3 фрегата данного проекта будут достроены с уже российскими силовыми установками, и, как ожидается, вступят в состав флота в 2020-21 годах.

Таким образом основные усилия в военном-морском строительстве России за последнее десятилетие были направлены на модернизацию и восстановление судостроительной промышленности, а также на разработку и "доводку" перспективных систем вооружения. В этих условиях, руководство ВМФ России и Министерство Обороны были вынуждены несколько скорректировать концепцию развития и применения военно-морских сил.

До момента появления крупных надводных кораблей нового поколения, руководство российского флота и Министерство Обороны, очевидно, избрали курс на крупномасштабное строительство малых ракетных кораблей и береговых ракетных комплексов, с целью создания, как называют это в Западных странах "зон воспрещения манёвра и доступа" в важнейших районах, прилегающих к российскому побережью и территориальным водам, и надёжное "перекрытие" т.н. литторальной зоны, а также модернизацию имеющихся крупных боевых кораблей и подводных лодок.

Продолжение следует...

Павел Румянцев

Предназначение и характер деятельности Военно-Морского Флота требуют наличия в его составе различных родов сил, способных решать как наступательные, так и оборонительные задачи в удаленных и прибрежных районах.

ВМФ состоит из двух компонентов: морских стратегических ядерных сил (МСЯС), морских сил общего назначения (МСОН), а также из сил обеспечения, специальных войск и служб флота.

ВМФ включает в себя четыре рода сил: подводные силы; надводные силы; морскую авиацию; береговые войска ВМФ.

Род сил - составная часть вида ВС, включающая части и соединения, которые имеют свойственные им боевые средства, оружие и технику. Каждый род сил обладает характерными для него боевыми свойствами, применяет свою тактику и предназначается для решения оперативных, тактических, оперативно-тактических задач. Рода сил, как правило, действуют в определенной географической среде и способны вести боевые действия самостоятельно и совместно с другими родами сил.

В современных условиях главными родами сил ВМФ, способными наиболее успешно решать основные наступательные задачи флота с применением обычного и ракетно-ядерного оружия, являются подводные силы и морская авиация.

Морские стратегические ядерные силы - составная часть стратегических ядерных сил страны. Они представлены ракетными подводными лодками стратегического назначения (рплСН) и применяются в операциях стратегических ядерных сил по плану Верховного Главного командования.

Морские силы общего назначения включают все рода сил ВМФ, применяются для решения оперативных и тактических задач, для ведения систематических боевых действий.

Береговые войска как род сил ВМФ объединяет соединения и части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ), а в определенных регионах РФ и группировки береговых войск (войска береговой обороны).

Силы обеспечения, специальные войска и службы флота включают силы противовоздушной обороны флота, соединения и части специальных войск и служб (разведывательные, морские инженерные, химические, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, ракетно-технические, технического обеспечения, поисково-спасательные, гидрографические), соединения, части и учреждения тыла. Состав ВМФ РФ приведен на рис. 2.

Организационно ВМФ Российской федерации состоит из объединений, военно-морских баз, отдельных соединений, частей и учреждений.

Во главе Военно-Морского Флота РФ стоит Главнокомандующий ВМФ, который является одним из заместителей Министра обороны. Ему подчиняются высший орган Военно-Морского Флота - Главный штаб ВМФ и Управления ВМФ.

Объединение - крупное организационное формирование, состоящее из соединений и частей различных родов сил ВМФ, способное самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС решать оперативные (иногда стратегические) задачи. В зависимости от состава и масштаба решаемых задач объединения могут быть оперативно-стратегические, оперативные и оперативно-тактические.

К регионально дислоцированным оперативно-стратегическим объединениям ВМФ РФ относятся: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия. Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Основа Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии - многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

К оперативным объединениям ВМФ относятся флотилии (флотилия разнородных сил, флотилия рпл СН, флотилия многоцелевых подводных лодок) и военно-воздушные силы флота.

К оперативно-тактическим объединениям ВМФ относятся эскадры (оперативная эскадра, эскадра разнородных сил, эскадра многоцелевых подводных лодок, эскадра морских десантных сил).

Региональная дислокация ВМФ требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов - военно-морских баз.

Военно-морская база (ВМБ) есть оборудованный и обороняемый район побережья с прилежащей к нему акваторией, обеспечивающий базирование, комплексное обеспечение, развертывание и возвращение сил флота. Включает, как правило, несколько пунктов базирования, а также силы и средства для поддержания благоприятного оперативного режима в назначенной 8МБ операционной зоне ответственности.

Состав объединений и военно-морских баз непостоянный. Он определяется в зависимости от предназначения, характера выполняемых задач, районов и направлений, на которых они действуют, а также условий театра военных действий.

Соединением называется постоянное организационное формирование кораблей и частей, способное самостоятельно решать тактические задачи и участвовать в решении оперативных задач. Состав соединений определяется их штатной структурой. Предназначено для целеустремленной боевой подготовки и удобства управления. Дивизия-основное тактическое соединение. Бригада и дивизион кораблей - тактические соединения.

Дивизия (бригада) подводных лодок состоит, как правило, из подвддных лодок одного класса (подкласса). Например: дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, дивизия (бригада) торпедных подводных лодок. Дивизии (бригады) надводных кораблей состоят из одного или нескольких классов (подклассов) кораблей. Например: дивизия ракет-но-артиллерийских кораблей. Дивизион как тактическое соединение есть формирование кораблей 111 и IV ранга. Например: дивизион тральщиков, дивизион ракетных катеров и др.

Тактическая часть - это воинское формирование, способное самостоятельно решать тактические задачи. Частями являются: корабли 1-го, 2-го и 3-го ранга, группы кораблей 4-го ранга, полк (в морской авиации, морской пехоте, БРАВ).

Часть в свою очередь состоит из воинских подразделений - небольших воинских формирований. Типовые подразделения: боевая часть (служба), корабль 4-го ранга, эскадрилья, авиазвено, батальон, рота, взвод и др.

Специальные войска и службы, предназначенные для обеспечения боевой деятельности ВМФ и решения присущих им специальных задач, организационно сводятся в соединения, части, подразделения и учреждения, которые входят в состав объединений, соединений и частей Военно-Морского Флота, а также находятся в центральном подчинении. Например: дивизион разведывательных кораблей, военно-строительный отряд, батальон химической защиты, узел связи, радиотехническая рота, эскадрилья радиоэлектронной борьбы, арсенал, базы и склады, судоремонтный завод, бригада спасательных судов, гидрографический отряд, автомобильная рота, группа морских судов обеспечения и проч.

Организационная структура ВМФ РФ приведена на рис. 3.

Качественный и количественный состав войск (сил) флотов (флотилий) должен соответствовать уровню и характеру угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретном регионе.

Многообразие задач, решаемых флотом, вызывает необходимость специализации кораблей, т.е. строительства кораблей с определенными качествами, что привело к необходимости их классификации.

Все корабли и суда в ВМФ делятся на группы. Критерием деления служит предназначение. Различают пять групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, рейдовые суда и катера обеспечения.

Боевые корабли и боевые катера, т.е. первая и вторая группы, определяют боевой состав ВМФ и предназначены для решения именно боевых задач.

Группа кораблей специального назначения включает подводные лодки специального назначения, корабли управления, учебные корабли, разведывательные корабли.

Группа морских судов обеспечения включает суда обеспечения боевой подготовки, медицинского обеспечения, радиационной безопасности и химической защиты, транспортные, аварийно-спасательные, нэвигационно-гидрографического обеспечения.

Группа рейдовых судов обеспечения включает суда, предназначенные для обеспечения деятельности флота на рейдах и гаванях. К ним от- ; носятся базовые аварийно-спасательные суда, самоходные и" несамоходные суда технического обслуживания, базовые сухогрузные и наливные суда, буксиры, рейдовые катера и др.

Внутри групп корабли и суда ВМФ делятся на классы. Критериями деления на классы служат решаемые задачи и главное оружие. Так, например, подводные лодки делятся на два класса, а надводные корабли на пять классов.

Внутри классов корабли боевого состава и корабли специального назначения делятся на подклассы. Критериями деления на подклассы являются водоизмещение, тип энергетической установки, более узкая специализация, дальность плавания.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров, правового положения офицерского состава и норм материально-технического обеспечения военные корабли делятся на ранги. В ВМФ РФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим является первый. Разделение на классы и ранги определяется Положением о классификации кораблей и судов ВМФ.

6 зависимости от конструктивных особенностей корабли одного и того же подкласса различаются еще по типам и проектам.

Классификация корабельного состава в различных государствах имеет свои особенности и не является постоянной. По мере развития флота, с изменением его задач и вооружения кораблей появляются новые классы (подклассы), а устаревшие исключаются из состава флота. Так, после Второй мировой войны в большинстве государств исключены из состава флота класс линейных кораблей, подклассы конвойных авианосцев, в ВМС США исключен подкласс сторожевых кораблей. С оснащением флота ракетным оружием появился класс ракетных кораблей.

будущее флота за многоцелевыми, универсальными кораблями, способными вести эффективную борьбу с воздушными, надводными, подводными и береговыми целями. Поэтому количество классов кораблей будет сокращаться. Вместе с тем есть специфичные задачи, которые требуют применения в строительстве кораблей особых материалов и конструктивных решений, например, минно-трапьных, десантных кораблей, некоторых кораблей специального назначения, универсализация которых нецелесообразна.