Рассказать детям человек часть природы. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа»

Цель: сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое), что мы - люди - являемся частью природы;

Задачи: Закреплять знания детей о Земле — как общем доме (растения, животные, человек). Подвести детей к выводу о том, что человек и природа взаимосвязаны, что человек является частью природы. Развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас; совершенствовать речь детей; развивать фантазию.

Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе, беседы с детьми о нашей планете и ее жителях; рассматривание глобуса, какие цвета имеет наша земля; дидактическая игра «Кто где живет».

Материалы: Макеты: леса, речки и города, фигурки деревьев, животных, рыб, насекомых, домов, людей, таблицы «Чем природа помогает человеку», «Чем человек отличается от природы», фигурки животных, музыкальное сопровождение.

Методические приемы: игровые действия по размещению животных, насекомых, людей, рыб на макетах, заполнение таблиц, вопросы к детям, оценка и поощрение, слушание музыкальных записей, просмотр слайдов.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Куда бы вы хотели отправиться в путешествие? (Ответы детей)

— А хотели бы вы отправиться путешествовать в космос, и увидеть все то, что видят космонавты?

Дети: Да

Воспитатель: Нам предстоит совершить фантастический полет в космос, где вы встретитесь с чудесами, неизведанными открытиями.

А вы знаете, что космонавты в космических кораблях находятся в невесомости. Давайте и мы представим, что мы в космическом корабле в невесомости, а для этого ложитесь поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте, что вы в космосе.

(дети ложатся по кругу, закрывают глаза и представляют космос, звучит музыка)

Воспитатель: Ребята, откройте глаза и расскажите, что вы видели в космосе? А какие были звезды? Какого цвета луна? Солнце? (ответы детей)

— А на что похожа наша планета Земля?

Дети: Земля похожа на шар

А какого цвета наша земля?

Дети : Cинего, коричневого, зеленого, белого

Воспитатель: Почему?

Дети: Синий цвет — реки, моря, океаны; зелёный цвет — леса, луга; жёлтый и коричневый цвет — суша, горы, равнины, пустыни; белый — снег и льды.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите посмотреть фильм про нашу планету?

Дети: Да

Воспитатель: Я вас приглашаю на передачу «Клуб путешественников», посмотреть фильм.

(Показываются слайды по стихотворению, звучит музыка)

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года — это всё вокруг природа.

Воспитатель: -Ребята, а что вы видели?

Дети: Гору, реку, поле, лес и т.д.

Воспитатель: Мы живём на большой и красивой планете, имя которой – Земля. Как прекрасен и удивителен мир, окружающий нас. Как прекрасны и неповторимы бескрайние леса и безбрежные моря, полноводные реки и озёра, высокие горы и зелёные равнины, бескрайние степи и пустыни!

— Ребята, а вы хотите построить свой дом? Но это будут не просто дома, чтобы их построить надо превратиться в волшебников, ведь они творят чудеса.

На столе находятся 3 макета.

— Как вы думаете, что они означают?

Дети: Река, лес, город.

Воспитатель: Выберете какой макет вы оживите и создавайте свой лес, реку или город. (работа в группах, дети оживляют макеты фигурками, звучит музыка)


— Вы создали прекрасный лес, чудесный город и красивую реку. Все это наша земля. А кто живет в этом доме?

Дети: Растения, животные, птицы, насекомые, человек.

Воспитатель: Можно ли сказать, что земля наш общий дом? Почему? (ответы детей)

А человек — это часть природы? (ответы детей)

Почему? Как он связан с природой? (ответы детей)

— Я предлагаю вам заполнить таблицу «Чем природа помогает человеку». Выберите нужные картинки и прикрепить их на нашу таблицу.

(работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать те, на которых изображено чем природа помогает человеку. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу)

Обсуждение таблицы, чем природа помогает человеку.

Воспитатель: Правильно, природа помогает человеку. Человек без природы не сможет.

Ребята, а с каким животным вы бы сравнили человека? Я предлагаю вам подойти к столу и выбрать животное, с которым вы бы сравнили человека.

(дети подходят к столу и выбирают среди диких и домашних животных тех, с которыми они бы сравнили человека)

А человек отличается от животного? (высказывания детей)

Я предлагаю вам заполнить таблицу и выяснить отличается человек от животного или нет.

(работа с таблицей — детям предлагаются картинки, из которых необходимо выбрать картинки отличия животного от человека. Дети выбирают картинки и вклеивают их в таблицу)

Обсуждение таблиц, чем человек отличается от животного

Молодцы, ребята, вы хорошо работали и мы многое с вами узнали. Мы узнали, что планета Земля – наш общий дом, человек — часть природы. Мы будем беречь нашу землю и делать ее еще краше.

И получить сертификат к аттестации ?

Цель:

  • Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе; расширять представления детей о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.
  • Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу.

Оборудование:

  • Панно для модели “Лес”. Схемы живой и неживой природы, запись “Голоса леса”, конверт, мяч, предметные картинки:
  • Листья и ветки деревьев: ель, сосна, береза, рябина, черемуха, дуб, клён, липа.
  • Лекарственные растения: подорожник, мать-и-мачеха, душица, липа, одуванчик, ландыш, малина, шиповник.
  • Ягоды: голубика, брусника, земляника, крыжовник.
  • Грибы: подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор.
  • Птицы: дятел, сова, кукушка, клест.
  • Насекомые: бабочка, стрекоза, божья коровка, пчела.
  • Животные: рысь, лиса, белка, волк, медведь, ёж, крот, барсук.

Ход занятия

Воспитатель : Сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем, и больше не будем отвлекаться.

Дети :

Всем, всем добрый день.
Прочь с дороги наша лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.

Воспитатель : Послушайте отрывок из стихотворения Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, плещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети : Стихотворение о природе.

Воспитатель : Что такое природа?

Дети : Природа - это все, что нас окружает, не созданное руками человека. Воспитатель: Какая бывает природа?

Дети : Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель : Почему мы называем природу живой?

Дети : Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Воспитатель : Что относится к живой природе?

Дети : К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения. Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети : К не живой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна..

Воспитатель : А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети : Нет. Человек - часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Воспитатель : А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе необычное послание. Сейчас я вам его зачитаю.

Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок-Лесовичок!

Ну что, ребята, примем приглашение Старичка- Лесовичка? Итак, отправляемся в путь.

Воспитатель : Чтобы попасть в лес, необходимо узнать дерево по листку или ветке. Дидактическая игра “ Узнай дерево по листку . ветке”.

(сосна, дуб, береза, клен, осина, липа, рябина, черемуха, ель).

Воспитатель : Вы так много разных деревьев назвали. В каком лесу мы оказались? Дети: В смешанном лесу.

Воспитатель : А какие еще бывают леса?

Ребенок :

Кусты и деревья, листочки на ветках,
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья - Тут все деревья от “А” и до “Я”.

Воспитатель : Вот мы и на лесной поляне. Первая стоянка на нашем пути: “Айболит”. Ребята, вспомните, кто такой Айболит?

Дети : Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Воспитатель : Он лечил зверей разными настойками, пилюлями, мазями. Многие лекарственные средства изготавливают из лекарственных растений, которые растут на нашей солнечной поляне. А какие - мы сейчас и узнаем.

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его - сережки,
На земле лежат листки -
Маленькие лопушки.
Нам он - как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(подорожник)

Летом рад я свежей ягоде медвежьей,
А сушенная в запас, лечит от простуды нас.
(малина)

Воспитатель : А какие еще растения используют для лечения простуды?

Дети: мать-и-мачеха, липа.
Липа - средство от простуды.
Знают все о том повсюду.
Хоть невзрачен липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простудах
Пьют целебный липы чай.

Воспитатель : Какое лекарственное растение служит для улучшения аппетита?

Дети : корень одуванчика.

Воспитатель : Отгадайте загадку:

Я на розу так похож,
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
(шиповник)

Воспитатель : Шиповник богат витамином С.

Воспитатель : Какой цветок лечит больное сердце?

Дети : Ландыш.

Воспитатель : На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Самая лучшая аптека - это Природа. Но запомните, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, а дети могут только помогать!

Воспитатель : Следующая остановка “Дары леса”. Ребята, какие дары преподносит нам лес?

Дети : Лес нам дает ягоды, грибы, орехи.

Воспитатель : Рассмотрите картинки, назовите что на них изображено и скажите, что лишнее.

Игра “4-й лишний”.

Клюква, голубика, земляника, крыжовник.

Мухомор, лисички, подберезовик, подосиновик.

Дети : Липший мухомор, потому что он ядовитый гриб, а остальные съедобные. Воспитатель: можно уничтожать мухоморы?

Дети : Нет. Мухоморы - лекарство для лосей.

Воспитатель : Наш путь продолжается, (проводится физкультминутка “Прогулка в лесу”), Включается фонограмма “Звуки леса”

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела,
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли!
И немножечко устали!

Воспитатель : Следующая остановка “Лесные звери”.

Отгадайте, какое животное здесь зашифровано.

Воспитатель: Где живет крот?

Дети: Крот живет в норе.

Воспитатель: Посмотрите внимательно. Кто из животных решил занять чужой домик?

Дидактическая игра “Загадай мы отгадаем” (по плану: чем питается, где живет, окрас, особенности строения. Например: хищник, шерсть серая, живет в логове. Волк). Рыжая плутовка с длинным пушистым хвостом.(лиса) Длинные уши, всех боится, летом серый, зимой белый, (заяц)

Воспитатель : Кто из лесных зверей меняет шубки!

Дети : Заяц, белка, лиса.

Воспитатель : Кто впадает в зимнюю спячку?

Дети : Еж, медведь, барсук.

Воспитатель : А сейчас проверим, знаете ли вы детенышей диких животных. Дидактическая игра с мячом “Кто у кого”.

Воспитатель : Вот мы и прошли весь путь, удачно справились с заданиями.

Воспитатель Вот и закончилось наше путешествие в лес. На каких остановках мы побывали?

Дети : “Айболит”, “Дары леса”, “Животные леса”.

Воспитатель : На какой остановке вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

Воспитатель : Назовите игры, в которые мы играли.

Воспитатель : Что должен делать человек, чтобы сохранить природу?

Дети : чтение стихотворения “Лесные правила”

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель : Занятие закончено. Давайте попрощаемся с гостями.

Цель : формирование бережного отношения к природе.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о значении природы в жизни человека;

— воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности русской природы;

— формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности.

Оборудование : диктофон; наглядно-печатные игры «Найди лекарственные растения», «Как рубашка в поле выросла» (лента времени), лото «Кому что нужно для труда?»; альбом «Природа в жизни русских людей»; рисунки с изображением растений, в том числе лекарственных.

Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратились мастера фабрики игрушек. К ним поступил заказ на изготовление настольно-печатных игр по теме «Природа в жизни русских людей». Часть игр они уже сделали: «Уральские ягоды», «Съедобные и несъедобные грибы», «Домашние и дикие животные». Мастера считают, что этих игр недостаточно, потому что природа помогала русским людям не только питаться, но и одеваться, быть здоровыми. Они не знают, как об этом можно рассказать детям через настольно-печатные игры. Мастера не случайно обратились к вам: они слышали, что вам в детском саду много рассказывали о значении природы в жизни русских людей, у вас есть много альбомов, книг, игр по этой теме.

Ребята, как мы можем помочь работникам фабрики игрушек, обратившимся к вам за помощью?

Дети . Рассказать им о значении природы в жизни русских людей, об играх, которые есть в нашей группе, можно выслать альбом с картинками.

Воспитатель . Предлагаю вам сегодня вспомнить все, что вы знаете о значении природы в жизни русских людей. Ваши рассказы я запишу на диктофон, и мы их отправим мастерам по изготовлению игр. В древние времена предки русских — славяне — селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. «У леса жить — голодным не быть» — гласит пословица. Почему так говорят?

Дети. В лесу много грибов, ягод, которыми можно питаться. Правильно, ребята, в лесу — зверь и птица, грибы и ягоды, дикий мед, съедобные коренья и травы.

Воспитатель . Ребята, какие игры есть в нашей группе, которые рассказывают о том, как природа помогает людям питаться?

Дети. «Съедобное — несъедобное», «Уральские ягоды», «С какой ветки детки», лото «Овощи».

Воспитатель . Русский народ сложил много пословиц, поговорок о дарах леса. Вспомните их.

Дети. «Где один гриб, там и другой», «Грибы ищут — по лесу рыщут», «Появились опенки — лето кончилось», «Пропустя лето — да в лес по малину».

Воспитатель. Как вы понимаете смысл пословицы «Пропустя лето — да в лес по малину»?

Дети отвечают.

Русским людям приходилось много трудиться, чтобы добыть еду, в этой пословице осуждается лень. Наши предки были трудолюбивыми людьми.

Но не только добывать еду, но и лечиться от всех болезней приходилось самим. Ведь больниц и аптек тогда не было, скорую помощь не вызовешь. Постепенно люди узнали, что многие растения являются лечебными. Лес рядом, а в нем, как говорили русские люди, «на всякую болезнь зелье вырастает». Знаете ли вы, от каких недугов помогают клюква, липа, малина, подорожник?

Дети. Липа и малина помогают бороться с простудой, подорожник заживляет раны, клюква снимает жар.

Воспитатель . Эти чудесные свойства растений использует человек и сейчас. Какие народные пословицы и поговорки о здоровье вы знаете?

Дети . «Живи просто — проживешь лет до ста», «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Кто долго жует, тот долго живет».

Игра «Найди лекарственные растения»

Воспитатель предлагает выбрать из нарисованных на листе бумаги растений те, которые помогают людям избавиться от болезней (клюква, малина, цветы липы, подорожник, черника, ромашка) и отметить их любым значком. Благодарит детей за правильно выполненное задание.

Воспитатель. Ребята, чтобы вспомнить о том, как природа одевала русских людей, предлагаю поиграть в игры.

Игра «Как рубашка в поле выросла» (лента времени)

Две подгруппы детей работают одновременно. Первая подгруппа раскладывает по порядку картинки, на каждой из которой нарисован один из этапов выращивания льна и изготовления одежды (сеяние, уборка, вымачивание, трепание, чесание, прядение, ткут холст, шьют рубашки). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровная).

Игра-лото «Кому что нужно для труда?»

Вторая подгруппа подбирает к большой карте с изображением женщины, которая вяжет теплые вещи из шерсти, маленькие карточки с изображением орудий труда, необходимых для изготовления теплых вязаных вещей: ножницы для состригания шерсти, прялка, веретено, спицы для вязания, иголка с ниткой. После выполнения задания каждая подгруппа рассказывает о последовательности труда русских людей по изготовлению одежды изо льна и шерсти.

Воспитатель . Вот как много приходилось трудиться русским людям, чтобы изготовить одежду из шерсти животных и ткани изо льна! Вспомните пословицы и поговорки об их труде.

Дети. «Всякое умение трудом дается», «Терпение и труд все перетрут!», «Была бы охота — будет ладиться работа!», «Умелые руки не знают скуки!», «Есть терпенье — будет и уменье!».

Воспитатель . Природа не только одевала, но и обувала русских людей. Послушайте загадку о самой распространенной обуви русского народа: «Два котика, четыре хвостика» (лапти). Из чего же плели лапти? Отгадайте загадки.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают —

Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)

Как же не грустить липе, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты. Вспомните, что такое береста.

Дети. Кора березы.

Воспитатель . Такие лапти считались праздничными. Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку. С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем в нее.

Русская народная игра «Лапти»

На полу выкладывается большой круг из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры — за кругом спиной к нему. Игроки перебрасывают через голову какой-нибудь предмет — «лапоть». Повернувшись к водящему, они спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают тот же вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий караулит «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять предмет, выбывает из игры.

Воспитатель . Благодаря тому, что природа помогала человеку жить, быть здоровым, люди считали ее живой и воспевали ее красоту в песнях, сказках, былинах. В каких сказках сказочные персонажи разговаривают на человеческом языке и помогают людям?

Дети . «Гуси-лебеди», «Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк».

Воспитатель. С особой любовью относились наши предки к березе. Почему?

Дети. Они верили, что береза приносит здоровье и добро.

Воспитатель . Верно, они считали ее счастливым деревом, которое оберегает от зла, приносит здоровье и добро и высаживали рядом с домом. Любовь к этому дереву люди передали в народных песнях, поговорках. Какие вы знаете стихи о березе?

Дети

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые.

Под тобой, березонька,

Травка шелковая.

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

Хоровод водят.

По предложению воспитателя дети заводят хоровод «Во поле береза стояла».

Воспитатель. С нежностью обращались русские люди к рябинушке кудрявой. Почему почиталась рябина?

Дети . Люди верили, что рябина излечивает от болезней.

Воспитатель . Какие еще деревья почитались русскими людьми?

Дети . Верба, дуб.

Воспитатель . Почему почитался дуб?

Дети . Дуб был самым большим деревом.

Воспитатель. Верно, дуб — символ мощи, силы, твердости. А почему почиталась верба?

Дети . Потому что она раньше всех цвела весной.

Воспитатель. Правильно, ребята, верба — первое цветущее дерево. С давних времен существует поверье, что расцветающее Дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. Давайте поиграем в игру «Верба-вербочка», в которую любили играть наши предки.

Русская народная игра «Верба-вербочка»

Дети образуют два круга. В один встает мальчик, в другой — девочка. Дети водят хоровод, напевая.

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая,

Не расти, верба, во ржи,

Расти, верба, на меже.

Как во городе царевна

Посреди круга стоит,

Ее ветер не берет,

Канарейка гнездо вьет.

На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают свои круги и делают руками воротца. Дети проходят в них, продолжая припевать.

Канарейка — (имя девочки).

Соловейка — (имя мальчика).

Люди спросят: «Кто такой?»

(Имя девочки) скажет: «Милый мой».

В конце девочка и мальчик танцуют.

Воспитатель . Ребята, флешку с записью ваших рассказов и описание игр, альбом «Природа в жизни русских людей» я отправлю мастерам фабрики игрушек, которые обратились к нам за помощью. Думаю, что ваши интересные рассказы помогут им в изготовлении игр для детей.

Татьяна Карелина
Конспект занятия: «Человек–часть природы».

Занятие «Человек – часть природы » .

Цели : сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое ) ; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Словарная работа : природа , человек , органы, части тела .

Материал : сюжетная картинка о природе , вата, игра по валеологии «Органы зрения, слуха, зубы» , зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения.

Сегодня мы будем говорить о человеке . Человек и природа – единое целое . Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела .

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку :

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят. (Глаза)

Глаза являются главными помощниками человека . Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делай круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за подушечкой пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стих. «Уши» э. Мошковской :

Доктор, доктор,

Как нам быть :

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор гневно :

Ежедневно!

Опыт : предложить детям положить в уши вату. (включить музыку)

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков : шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека . А что еще нужно делать каждое утро одновременно с умыванием? (чистить зубы)

Отгадайте еще одну загадку :

«Полный хлебец белых овец» . (Зубы)

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

«Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи.

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

(Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Игра «Органы зрения, слуха….»

Карточки с изображением ситуаций правильного и неправильного ухода за тем или иным органом.

Игра «Свет мой зеркальце скажи…»

Дети садятся и берут зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубки самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Человек , как и природа , любят чистоту.

Вы знакомы со словом природа ?

Природа бывает живая и неживая. Всю природу земли можно разделить на два огромных Мира :

Мир неживой природы (солнце, Земля)

Мир живой природы – животные , растения, человек .

Как человек связан с природой ? (обратить внимание детей на картину) Посмотрите на природе дети с родителями прекрасно отдыхают, наблюдают за жизнью бабочек и жуков, любуются красотой родной природы , дышат чистым и свежим воздухом…

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему? (конечно, человеку ничего не стоит истребить множество животных, вырубить лес или осушить болота, но от этого наша жизнь не станет лучше. Ведь человек часть Природы . У природы человек учится красоте , чувству меры, добра, справедливости.

Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Дети (поочередно) .

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек . Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я - микроб. Если ты, человек , не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором) . Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу . А что мы можем сделать? Чем можем помочь Природе ? Вы можете сделать очень много. Не бросать мусор. Лучше соберите его аккуратно, а потом выбросите в отведенном для этого месте. Помыли руки – закройте кран. Помните, что чистой пресной воды на Земле не так уж много. Будете зимой кормить птиц – летом будет меньше мух и комаров. И, главное, старайся всегда и во всем любить и понимать Природу , и она обязательно ответит вам тем же!

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

И их лучики погрели. (движение «Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. (показывают пальцем вниз и считают)

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли, (приседают, имитируя сбор ягод)

В ладошку ягодки собрали.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10! (Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе на тему «Человек часть природы»

Цель: обобщить знания детей об охране природы.

Задачи:

Показать детям экологические проблемы, возникшие от деятельности человека на Земле.

Формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение, решать проблемные ситуации. Продолжать знакомить с экологическими знаками.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Формы организации : групповое занятие.

Формы реализации детских видов деятельности: рассказ, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, игра.

Оборудование: проектор, ноутбук , презентация по теме.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.

Работа с загадками, пословицами.

Чтение художественных произведений:

К. Ушинский "Четыре желания"

русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".

Уход за растениями в уголке природы.

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.

Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

«Жизнь растений», «Жизнь животных», «Природа и люди».

Беседы на темы:

«Мир вокруг нас»

Содержание организованной образовательной деятельности

Ребята, мы сегодня получили письмо, а там загадки. Если правильно отгадаем загадки,мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. (2слайд)

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня)

2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Это звезды на небе, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают)

3. Рук нет, а строить умеет? (Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва)

4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки)

5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля, она переодевается весной, летом, осенью и зимой)

6. Его весной и летом,

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Это дерево, весной и летом на дереве есть листья, а осенью с ней листья опадают)

Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки? (Эти загадки о природе)

Природа бывает какая? (Природа бывает живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, горы, тучи)

А что относится к живой природе? (Это растения и животные)

Обратите внимание на этот пейзаж.(3слайд) А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные? (Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно)

Ребята, а люди могут жить без природы?

Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы. Человек, так же как и растения, животные дышит воздухом, растет, питается.

- Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года.(4слайд) Зима - тишина и сказка, весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть.

День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.

Земля, на которой живет человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.

Воздух .(5,6слайд) Кислорода на Земле становится все меньше и меньше.А выхлопных газов от заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше.Над крупными городами, где много заводов и фабрик, ученые обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ. В наше время по улицам города проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух выхлопными газами.

Вода. (7,8слайд)Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Почва. (9,10слайд) Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах, поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Леса. (11,12,13слайд) Лесов на Земле становится все меньше и меньше.Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. Лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают.(14слайд) Я приглашаю вас на прогулку в лес.

Физминутка

Темным лесом и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом,

Чтоб цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой,

Кедр нам хочет низко поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех домой.

(Дети имитируют все движения)

(14слайд) Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, потому что все это часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, научите этому своих друзей.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (15 слайд) Что это?

Правильно, Красная книга. А кто знает, что это за книга?

Среди птиц, насекомых, растений, деревьев и цветов, есть такие, которых осталось совсем мало. Их так и называют – редкие или исчезающие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Редкие животные и растения в нашей стране и в нашей республике охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди, как остановить это безобразие. Вот и решили создать Красную книгу. Почему именно Красную, а не какого-либо другого цвета?

Ответы детей.

Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? Почему?

Да, от человека зависит красота природы. Если человек будет беречь природу, то будут петь птицы, вся природа будет красивой. Ребята, вот так выглядит Красная Книга Башкортостана (16 слайд) Давайте познакомимся с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу Башкортостана и которые нуждаются в нашей защите.

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о природе?

Как мы должны относиться к окружающей природе?

Что должны делать?

А что делать нельзя?

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

«Давайте вместе Землю украшать»(Е. Смирнова)

(Алсу)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

(А.Азалия)

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Берегите всё, что есть на Земле!