Сценарий земля наш общий дом начальная школа. "Земля -наш общий дом"- сценарий экологического праздника план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Елена Гречко
Сценарий праздника «Наш дом - Земля»

«Наш дом – Земля »

Сценарий праздника для детей старшей группы

Цель :

Формировать нравственно - эстетические установки по отношению к окружающему миру и собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка через двигательную активность.

Задачи :

1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля .

2. Закрепить навыки экологического поведения в природе;

3. Развивать творческие и физические способности детей;

Ведущий : Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости дорогие!

Мы рады приветствовать вас на нашем празднике .

В этот день все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля - наш дом , а в доме всегда должно быть чисто и уютно!

Ребенок : «Наша Земля »

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля , где мы с тобой живём!

Ты только посмотри вокруг :

Тут речка, там зелёный луг.

В лесу дремучем не пройдёшь,

Воды в пустыне не найдёшь!

А где – то снег лежит горой,

А где – то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть –

Леса и горы, и моря, всё называется Земля !

Ведущий : Ребята, мы сегодня устроим праздник , что бы нам было весело и радостно.

Первый вопрос вам : Что же такое окружающая среда?

Ребенок : Все - от тополя у забора

До большого темного бора,

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

Ребенок : А еще и медведь и лось,

И котенок Васька, небось?

Даже муха вот это да! –

Окружающая среда.

Ребенок : Я люблю на озере тишь

И в саду отражение крыш,

Брать чернику люблю в лесу,

Барсука люблю и лису.

Я люблю тебя навсегда,

Окружающая среда! Л. Фадеева

Ведущий : Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня.

Звучит фонограмма «Звуки леса»

Ведущий : Что это за звуки ребята? Правильно эти звуки леса.

Ребята вы знаете правила поведения в лесу?

Сейчас мы узнаем

Первый конкурс – эстафета «Правила поведения в лесу»

Дети по очереди бегут к столу раскладывая картинки с правилами на две части (к красному квадрату что нельзя делать в лесу, к зеленому квадрату что можно).

Ведущий : молодцы ребята справились с заданием. Хорошо знаете правила поведения в лесу. И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие

Второй конкурс –путешествие с препятствиями

1 пройти по бревнышку

2 пролезть под сваленным деревом (дугой)

3 перепрыгнуть с кочки на кочку

4 обежать вокруг кустарника

Ведущий : Вот какие молодцы все добрались, а теперь ребята вы должны отгадать куда же мы пришли?

Третий конкурс «Угадай-ка»

Слайды с загадками

1слайд Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево)

Летом шубу надевает, а зимой её снимает (Лес)

2слайд Стоят в белой одежке свесив сережки (березы)

3 слайд Платье потерялось, а пуговки остались (Рябина)

4 слайд Что же это за девица :

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

5 слайд Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нем! (дуб)

Ведущий : Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны,

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой!

А уж, сколько орехов и ягод!

Свято помни, что лес – наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь.

Ведущий : Ребята окружающий мир многообразен. мы с вами говорили о растениях, а сейчас кого мы будем изображать постарайтесь отгадать

Четвертый конкурс «Перевоплощение»

1. У болотной мягкой кочки, под зелеными листочками,

притаилась попрыгушка - пучеглазая (лягушка)

дети прыжками на двух ногах преодолевают полосу препятствий из обручей

2. Под землёю он живет ,

Червячков жучков жуёт (крот)

Каждый ребенок преодолевает «подземный ход» под ногами товарищей и становится впереди

3. волосата, зелена, в листья прячется она,

Хоть и много ножек бегать все равно не может (гусеница)

Дети ползут подтягивая коленки к рукам, не отрывая ног от пола,а потом переставляя обе руки одновременно вперед как можно дальше.

4. тоньше его пряжи не найдёшь в продаже (паук)

Дети передвигаются вперед с опорой на руки, ногами вперед

Ведущий : Молодцы, вы все дружные ребята, старались разминались. Ребята, лес – это дом для птиц, животных, насекомых, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой. Птицы - наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.

Пятый шуточный конкурс «Будь внимательным»

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи,

Дети : хлопают.

В : Что не правильно?

Дети : Мухи!

В : А мухи – это кто?

Дети : Насекомые.

Прилетели птицы

Голуби, синицы,

Аисты, вороны.

Галки, макароны.

Дети : хлопают.

В : Что не правильно?

Дети : Макароны!

Прилетели птицы

Комары, кукушки,

Чибисы, чижи,

Аисты, лягушки,

Совы и ватрушки.

Дети : хлопают.

В : Что не правильно?

Дети : Комары, лягушки, ватрушки.

Прилетели птицы

Комары, кукушки,

Чибисы, чижи,

Аисты, лягушки,

Совы и ватрушки.

Лебеди и утки –

И спасибо шутке!

Ведущий : Все связано со всем. И животные, и птицы, насекомые, растения не могут обходится без воды и воздуха. А мы с вами поиграем в игру «Ручейки и озера»

Подвижная игра «Ручейки и озера»

Дети строятся друг за другом, руки кладут на пояс или плечи впереди стоящему – это «ручейки» . По сигналу : «ручейки бегут!» - дети бегут (с высоким подниманием колен, в полуприседе) каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу : «Озеро!» - каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «озеро» . Выигрывает команда, которая быстрее построила круг.

Ведущий : А теперь самый вкусный конкурс «Угадай на вкус» участвуют все предлагаются кусочки свежих фруктов, овощей

Ведущий : Наш праздник подошел к концу . Закончим мы его стихотворением :

Ребенок : Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучу и дым,

В обиду её никому не дадим!

Ребенок : Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей!

Украсим всю Землю садами , цветами,

Такая планета нужна нам с вами!

Ведущий : Все живое, растения, животные, богатство для нашей страны. И мы должны его беречь. Земля наш дом , а в нем должно быть уютно и чисто! Сохраняя природу, мы сохраняем свое здоровье! Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей Земли .

Звучит песня «Земля наш дом»

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоемы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхается от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Земля наш общий дом, и ее нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология.

Чтец (камила) Созвал Господь народы мира,
Чтоб каждому дать свой удел,
И выделил Он справедливо
Долин и рек, земли надел.

Леса, богатые плодами,
Луга как пастбища скотам,
А Горцу лишь земли не дали,
Ему и не пришлось быть там.

Раздал Господь все земли людям,
А для покоя Своего
Оставил край Себе уютный
Среди ущелий, рек и гор.

Но вдруг пришел усталый горец
И просит себе часть земли.
Но молвил Бог: «Уж не осталось,
Всё роздано тем, что пришли».

«Прости мне, Боже, что замедлил,
Я странника в дому встречал,
Топил избу, кормил обедом,
С пути айраном угощал.

Обычай есть у моих близких,
Чтоб в путнике Тебя почтить,
Как Аврааму дуб Маврийский, Помог трех ангелов вместить.

Как только отбыл странник Божий,
Я поспешил к Тебе прийти.
Неужто для Тебя так сложно
И для меня удел найти?»

Растрогали те речи Бога,
И Он немедля подарил
Удел – не мало и не много,
А тот, что для Себя хранил.

Удел назвали Тебердой,
Что в переводе «Божий дар»,
Домбай стоит стеной крутою,
В ущелье с гор бежит вода.

Там сосны, пихты, зубры, барсы,
Там сказочная красота.
И этот горный край прекрасный –
Дар Божий людям, Теберда

чтец: Акбаева Амина

Ведущий:- В самом красивом уголке нашей Родины живем мы с вами.

Покрытые вечными снегами и ледниками вершины. Лесные дебри, живописные озера, водопады, изобилие минеральных источников, памятники далекого прошлого, а главное люди Кавказа – гордые, трудолюбивые, гостеприимные- все это влечет к нам множество туристов. Красоту нашей природы воплощают в своих работах великие художники, композиторы пишут музыку, барды сочиняют песни, поэты пишут стихи.

Исполнение песни «Домбай»

Чтец : Снежанна (мы речь свою ведем)

Чтец (Аида) Есть просто храм, есть храм науки.

А есть еще природы храм-

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверни ее святынь.

Чтец: Лес не только для нашей забавы,

Он богатство России.

Все деревья в нем, ягоды травы

Нам на пользу друзья взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три охвата

Березняк иль малинник густой.

А уж, сколько орехов и ягод!

Сердцу любо, коль знать, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Ведущий: У писателя Антуана де Сент- Экзюпери есть произведение « Маленький принц». Там есть такие слова: « Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету»

Очень часто человек не задумывается о том, какой вред может нанести природе его деятельность.

А ведь мы уже сейчас должны думать о том, что останется нашим потомкам. Смогут ли они любоваться лесами, полями, слушать пение птиц.

Чтец: (Мадина 4 кл) Дымят в городе заводы, атмосферу засоряя

Отравляют жизнь природы, стоки в воду направляя.

(Лейла М) Прогуляться в лес меж делом?

Он же мусором завален,

В нем не видно даже белок,

Вороньё среди подпален.

(Лейла Б)По отдельности мы каждый

Грудью встанем за природу,

А дойдет до дела скажем:

«Не сорил нигде я сроду»

(Чомаева д)Неужели непонятно,

Что мы сами дом свой губим

Вон на озерах грязи пятна. И в лесу деревья рубим.

Сохраним потомкам город, чистый воздух, реку, лес.

Уникальную природу

Не погубит наш прогресс!

(Лейла М) Природа в нашей жизни большую роль играет

Если беречь природу, Жизнь красивее станет.

Нельзя деревья вырубать, нужно беречь леса,

Животных нельзя обижать, Они ведь наши друзья.

Пусть даже опасный хищник, или страшный зверь,

Природа не простит пропажу своих детей.

Чтец: (Байчорова Л)

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.

Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.

Ведущий: А сейчас поговорим о птицах. Птицы украшают нашу планету своим пением, их яркая окраска оживляет наш мир. Вы наверное, слышали народную примету « Ласточка низко летает- к дождю». Оказывается, перед дождем повышается атмосферное давление, и насекомые летают низко. Охотясь за ними, ласточки тоже вынуждены низко летать. Одна семья ласточки за лето истребляет 1000000 вредных насекомых.

(Аппоева А)- Я уважаю муравья за то,

Что он трудолюбивый,

Я уважаю соловья

За песни звонких переливы.

Я уважаю снегирей И дятлов тоже уважаю,

За то, что родины своей Они в мороз не покидают.

Я очень уважаю тех, кто никого не обижает!

Ведущий: А сейчас проведем небольшую викторину! Вы готовы?!

Вопросы: 1 - Какой зверь зимой страшен белке? (варианты ответов: волк, куница , лиса). Куница выгоняет белку из жилья, съедает запасы.

2. У какого зверя зимой самый теплый дом? (варианты ответов: белка , бобр, медведь)

Жилье белки называется гайно, оно шарообразное. Снаружи замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью. Температура в любой мороз 18-19 0

тепла. У белок бывает от 3 до 5 гнезд.

3. Какой зверь самый чистоплотный? (варианты ответов: куница, бобр, барсук )

Около норы барсука всегда чисто, туалет - глубокие ямки- барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Уходя на охоту, он очищает шерстку, расправляет примятые в норе волоски.

4. Какую птицу прозвали крылатой кошкой? (сову ).

5. плавают ли муравьи? (Да . Могут переплыть реку).

6. Как пингвины узнают своих детей? (по голосу)

7. Как птицы ориентируются, возвращаясь на родину? (варианты ответов: по луне , по звездам, по солнцу.)

8. Какие птицы самые дружные? (« Тронь одного- все за него горой») Варианты ответов: синица, грач, ласточка .)

(Камила) Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Ведущий: давайте вспомним некоторые правила поведения в природе. Не разоряйте птичьи гнезда!

Чтец:(Сафаров А) Дети запомнить должны и понять:

Гнезда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увядали яйцо

Или услышали крики птенцов, не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.

Ведущий: Не ломайте веток и не вырезайте надписи на деревьях!

Чтец: (Муслим)стоят деревья великаны, их не жалеют хулиганы

И режут острыми ножами

Слова на дереве « на память»!

Но так жестоко поступать!

Нельзя деревья обижать.

Пускай они в лесу растут, добро и красоту несут…

Ведущий: Не ловите бабочек!

(Аджиева А)

Чтец: Бабочка цветная

Над тобой порхает…

Стрекоза резвится, пляшет, веселится…

Лету все так рады!

Их ловить не надо…

Пусть себе летают, землю украшают…

Ведущий: не забирайте из леса домой животных!

Чтец: (Алан) для ежиков и белок

Лес – это дом родной.

Они живут там смело

И летом и зимой:

Находят пропитанье,

Своих детей растят

И уходить из леса нисколько не хотят…

Поэтому не стоит Их в город забирать…

Поверь: они в неволе

Не будут есть и спать…

Ведущий: Не обижай змей!

Чтец: (Беланова П) Ты змею не обижай

И, увидев, палку не хватай,

Не маши руками, не кричи-

Просто отойди и помолчи…

Хоть опасны змеи, но нужны:

Чистоту беречь они должны;

Санитарам леса и воды

Ты не делай зла или беды…

Ведущий: Не оставляйте мусор в лесу!

Чтец: (Снежанна) Вы в поход пришли, ребята…

Отдохнуть, конечно надо:

Поиграть и порезвиться,

И наесться, и напиться…

Но вокруг остались банки,

Целлофан, железки, склянки…

Оставлять их здесь нельзя!

Не поленимся, друзья:

Мусор тут, в лесу, чужой,

Заберем его с собой!

Ведущий: Не разжигайте в лесу костер без взрослых!

Чтец: (Арина)(Мадина) Без взрослых с огнем развлекаться опасно-

Закончиться может забава ужасно.

В лесу очень сухо бывает порой

Костер обернется серьезной бедой!

Ведущий: Не портите несъедобные грибы!

Чтец: (Каппушева С) В лесу грибов различных много…

Ты несъедобные не трогай!

В корзинку их не собирай, но и ногами не сбивай…

Нужны они лесным зверятам:

Лисичкам, ежикам, зайчатам…

Их только люди не едят:

В поганках, мухоморах – яд!

Но для зверья лесного все ж

Тот гриб полезен и хорош.

Ведущий: Не шумите в лесу!

Чтец: (Салима) У леса музыка своя…

Её послушайте, друзья!

Вот птичьи трели раздались,

Вот белка скачет вверх и вниз,

А вот кузнечик затрещал,

По ветке дятел застучал…

не нужен шум и гам:

Нельзя шуметь, галдеть, кричать…

И громко музыку включать!

Ведущий: Не разоряй муравейники!

Чтец:((Хапчаева А) Муравьи – лесные санитары

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров, Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь: Гонят короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй! Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны

Ведущий: Не рвите цветы!

Чтец: (Канаматов Р) Цветы украшают луга и леса

Но это не только природы краса-

В них пчелы находят целительный дар

А бабочки пьют из них сладкий нектар

Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,

Не надо, букеты из них составлять…

Завянут букеты… Погибнут цветы…

И больше не будет такой красоты!

Ведущий: Все эти правила мы должны соблюдать, если хотим сохранить красоту Земли, на которой мы живем.

Под песню « Не рвите цветы» вручение памятных рисунков.

Ведущий: Для того, чтобы сохранить красоту и животный мир нашего города был создан Тебердинский Государственный природный биосферный заповедник, основная задача которого охранять и защищать это достояние республики. В Тебердинском заповеднике представлены такие редкие виды животных, как зубр, олень, тур, бурый медведь, рысь, кабан, волк, лисица, енот, косуля, косуля. Птицы: гриф, беркут, орел, разнообразие растительного мира.

Мы приглашаем вас посетить наш заповедник! (Вручение буклетов)

Чтец:(Алана) (Алина) Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Хапчаева А) Самая прекрасная, родная,

Разноцветная веселая живая,

Ты для нас, как мать одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы не жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья, Мы Земля, с тобой одна семья.

«Танец цветов» 1 класс

Ведущий: напоследок, я хочу прочитать вам стихотворение:

Благодарим за внимание, спасибо всем!

Сценарий внеклассного мероприятия по экологии

« Земля - это наш общий дом»

Классный руководитель: Гаврилова Ольга Анатольевна

Цели: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты,

желание сознательно взаимодействовать вместе с природой.

Задачи: развивать эстетические чувства – увидеть и прочувствовать красоту природы,

участвовать в посильной деятельности по охране и защите природы,

воспитывать любовь к окружающему миру, умению вести себя в природе.

Ход мероприятия

Ученик . На одной родной планете

Дружно мы живем.

Никого не трогаем.

Песни лишь поем.

Мы цветы не рвем.

Чистую водичку

Из ручья лишь пьем.

Птиц не убиваем,

Гнезд не разоряем.

Мы природу любим,

Она нам как родная мать.

И пора подумать всем,

Природу надо сохранять!

1 ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы живём на планете Земля. Это есть наш общий дом.

И сегодня мы собрались, чтобы научиться любить и беречь этот дом, дом, в котором мы живем.

Наш дом - это небо над нами,

Земля - под ногами,

Вода - в родниках

И ласковое солнышко в голубых облаках.

2 ведущий; Мы будем охранять нашу планету. А поможет нам в этом наука - экология. Что же это за наука? Экология от греческого слова « экос» - дом. А «логос» - ученье. Значит экология – это наука о доме.

Экология – это наука о бережном отношении к природе и ко всему, что нас окружает. Замечательный писатель и большой знаток большой природы М.М. Пришвин писал:

«Мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице – воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ученик: Есть просто храм,

Есть храм науки

А есть ещё природы храм -

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь.

(А. Кардаков)

Учитель ; Дорогие ребята, мы ходим по земле, пользуемся водой, дышим кислородом и должны помнить, что всюду тоже существует своя жизнь и мы не в праве ее нарушать, изменять, уничтожать.

Ты природу не губи!

Ты природу береги!

Какие правила природы мы должны знать?

Ученики : Нельзя шуметь, громко включать музыку, не ломать веток, не рвать цветы, не ловить насекомых, не разжигать костров, не мусорить, уходя из леса все за собой убрать, не стрелять из рогаток и т. д..)

Учитель :

Молодцы.! Конечно, природе мы будем друзьями. Будем ее озеленять, а не загрязнять. 2017 год объявлен годом экологии.

А сейчас давайте поиграем в игру « Это я, это я, это - все мои друзья!»

Кто приходит в лес шуметь?

И горланить, и реветь?

Кто всем зверям помогает7

Птичьих гнезд не разоряет?

Кто цветы не обрывает?

А сажает их и поливает?

Кто с природой дружит?

Ни о чем не тужит?

Кто мусор не бросает?

Сам площадку убирает?

Кто деревья посадил?

Ни одного не загубил?

Кто всегда идет вперед?

И рогатку в лес берет?

Кто идет и очень рад,

Взял с собой фотоаппарат?

Кто мусор убирает, банки закопает?

Любит природу и ей помогает?

Учитель : А теперь послушайте стихотворение.

Мусорная фантазия

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете –
Пострашней произойдут беды на планете…
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок –
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

(А. Усачёв)

Учитель: Воздухом дышим мы с вами, дышат звери, птицы и растения, и воздух этот должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Выхлопные газы, пыль загрязняют воздух. Озеленение окружающей среды – одна из главных задач охраны воздуха.

Быстро пролетит время. Вы станете взрослыми. А задавали ли вы себе вопрос, в каком мире мы будем жить?

Земля - всего лишь маленькая частица Вселенной. Но только на ней есть жизнь.

А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась всё богаче и краше с каждым днем. Где бы мы не жили: в лесу, в горах, в степях, в городе, в селе, мы – дети природы. Только поняв это,мы станем все в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Наша планета
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Звучит песня « Дорогою добра» (Татьяны и Сергея Никитина)

Внеклассное мероприятие « Планета Земля – наш общий дом!»

(2-а класс)

Цель: активизировать познавательную деятельность детей, способствовать сплочению классного коллектива, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру.

Задачи:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Планируемые результаты: знать особенности природы родного края, заложить основы природоохранного поведения; уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: таблица по окружающему миру (Животные Красной книги России), иллюстрации с изображением лекарственных растений, аудиокассета с записью голосов лесных птиц, презентация.

Форма проведения занятия: симпозиум по проблеме охраны природы. Объединение класса в команды способствует сплочению участников команды, их более тесному общению в неформальной обстановке.

Возраст учащихся: 2 класс, 8 лет; детям дана возможность почувствовать себя малой частью природы, пропуская через себя проблемы защиты окружающей среды).

Ход мероприятия

Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящается самой удивительной планете в Солнечной Системе - планете Земля.

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

2. Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

3. Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

Наша планета – Земля –

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает,

Весело птицы поют,

Песнею день начинают.

Как хорошо, приглядись, -

Клены, березы и елки!..

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

Ой, ребята, на наш адрес пришло послание от планеты Земля, послушайте:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка. Любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал разрушать меня, растения, животных. Он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Итак, пора открывать симпозиум. Тема симпозиума «Наша планета в опасности!»

Мы должны помочь планете и нам самим, ведь Земля- наш общий дом!

Презентация «Земля в опасности!»

Что думают по этому поводу географы? Зоологи? Ботаники?

(Выступления детей)

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Выступают ботаники

У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и воздуха не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.Фабрики и заводы загрязняют воздух.

Учитель:

Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)

Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за ту речку, которая бежит по земле, за воздух, которым мы дышим, за растения и животных, которые обитают на ней, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

Я вам сказать хочу о том,

Что вся Земля - наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом, -

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте подумаем, как мы,люди, можем помочь планете в вопросах сохранения

воды и воздуха. Какие будут ваши предложения, географы?

(Дети высказывают свои предложения)

Сегодня на уроке мы говорили о растениях и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Как им помочь, уважаемые зоологи и ботаники?

Физкультминутка

Поднимите плечики, прыгайте кузнечики….

Спал цветок и вдруг проснулся….

- А теперь давайте рассмотрим ситуацию.

Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).

1 турист: «Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр».

2 турист : «Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю».

1 турист : «Предлагаю подкрепиться».

2 турист : «А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?»

1 турист : «Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь».

2 турист: «Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать».

1 турист : «А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, - они ядовитые

- Итак какие правила поведения в природе были нарушены?

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет нашу природу

От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас в реке купался

И на пляже загорал?

А когда домой собрался

Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил

Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не ловит

И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит

Кто природу охраняет?

За порядком кто следит?

Рассмотрим другие ситуации (инсценировка)

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Природа нам может помочь в определении погоды. Какие народные приметы вы знаете?

(Дети называют приметы)

В январе к вечеру потеплело - к осадкам.

В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.

В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Определите « маленькие тайны природы»

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.

Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.

Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.

Я-я-я - Наука экология.

Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

- Ну, что ж, посмотрим, как преобразилась наша планета…..

Просмотр слайдов.

Дети, глядя на такую красоту даже хотят прочитать стихотворения…

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Давайте украсим нашу планету цветами, чтобы она стала ещё краше...

(Дети украшают доску цветами)

Исполнение песни.

Песня Гимн природе

1.Шар наш земной, где родились,

Где море, горы и степи

Будем беречь, будем стеречь

И охранять будем вечно!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома - цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

2.Стой человек, остановись,

Не разрушай мир прекрасный.

Лес охраняй, птиц береги,

Не разоряй гнёзд напрасно!

3.Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

  • Формировать представление о нашем доме- планета Земля;
  • Формировать познавательный интерес детей к природе
  • Уточнять,расширять и углублять знания детей о природе;
  • Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к Земле и к ее обитателям.
  • Воспитывать патриотизм, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
  • Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.
  • Уточнять представление детей о растительном и животном мире, развивать логическое мышление детей через решения проблемных ситуаций, загадки и вопросы. Поощрять независимую обоснованную позицию.
  • Продолжать учить детей работать сообща, дать возможность ощущения радости поиска наилучших решений.

Оборудование: Эмблема «Земли», изготовленная из ватмана, грамоты, жетоны в виде планеты, реквизиты команд.

В: Добрый день, дорогие друзья!

В этот прекрасный весенний день люди всех стран отмечают международный День земли.

Все мы - жители одного большого дома под названием Планета Земля.

Р: В этот день мы обещаем беречь этот большой дом, заботится о нем, любить его и делать как можно больше добрых дел для того чтобы наша планета земля становилась красивее.

Р: Наш дом родной, наш общий дом,

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг,

В лесу дремучем не пройдешь!

А где то жарко и зимой

Чудес нам всех не перечесть

Одно у них названье есть

Лиса и горы и моря

Все называется земля.

В: Ребята, сегодняшний праздник я решила построить в виде викторины «Знатоки природы». Вам нужно показать знания о жизни растений, животных, птиц, насекомых.

В викторине примут участие 2 команды «Экологи» и «Юннаты» .

Оценивать викторину будет жюри (Представляю жюри).

Итак, начинаем нашу викторину с приветствия команд (название, девиз)

А теперь команды приветствуют наше уважаемое жюри.

  1. Назови какие ты знаешь лекарственные растения? (клевер, репейник, мать и мачеха, алое, шиповник, крапива).
  2. Какие грибы называются так же как деревья, под которыми они растут (подберезовик, подосиновик)
  3. Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? (у хвойных деревьев вместо листьев иголки, хвоя, они не боятся морозов)
  4. Какое дерево остается зеленым и летом и зимой? (ель, сосна)
  5. Какую пользу приносят деревья? (листья деревьев собирают пыль и гарь, обогащают воздух чистым кислородом)
  6. Почему нельзя уничтожать мухоморы? (Красный мухомор служит лекарством для лосей)
  1. Какие животные являются санитарами леса? (волки)
  2. Почему в одних сказках заяц белый, а в других серый? (Белый бывает зимой, а весной и летом он серый)
  3. Хожу в пушистой шубе,

Хожу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Посмотри- ка какая

Вся горит как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой (Лиса)

Назови домашних животных? (Лошадь,корова, кошка, овца, коза, собака)

Назови диких животных (Волк, кабан, медведь, лиса, заяц, белка)

  1. Для чего птице нужен хвост? (с помощью хвоста птица управляет полетом)
  2. Какие птицы предсказывают погоду? (Ласточки, стрижи, низко летаю перед грозой)
  3. Назови хищных птиц (Орел, сокол, ястреб, сова)
  4. Назови домашних птиц (Гуси, куры, утки, петух, индюк)
  5. Назови перелетных птиц (Журавль, ласточка,грач, скворец, кукушка, соловей)
  6. Назовите зимующих птиц (Голуби, воробьи, синицы, вороны)

«Птица, рыба, зверь»

Давайте все вместе встанем в круг, выберем водящего.

Водящий, поворачиваясь вокруг себя с вытянутой вперед рукой, говорит такие слова «Рыба, птица, зверь». По сигналу «Стоп» останавливается и на кого показывает рука должен назвать рыбу, птицу и зверя. (проводится несколько раз, меняя водящего).

  1. Какую пользу приносят муравьи? (очищают лес от мусора, вычесывают птиц и опрыскивают их полезной смесью пахнущей кислотой)
  2. Из чего муравьи строят дома? (Из хвойных иголок, листьев, кусочков коры, веточек)
  3. Расскажите, как появляется бабочка? (Из личинки появляется гусеница, гусеница становится куколкой, из куколки появляется бабочка)
  4. Какую пользу приносит червяк? (Рыхлит почву чтобы корни растений получали больше влаги и воздуха)
  5. Куда зимой пропадают насекомые?(прячутся под кору деревьев, под сухие листья, забиваются в щели домов, заползают под землю и в подаю в спячку)
  6. Муха -Цокотуха: Вот один из моих гостей:

Черен, да не ворог, рогат да не бык,

Шесть ног без копыт, летит -воет.

На землю сядет - роет.

Назван по одному из весенних месяцев (Майский жук)

  1. Еще на полях лежит снег, еще упрямится зима, посылая на землю снег, метель, холод. Но уже становится длиннее день, звенят капели, бегут ручьи, от тепла осел снег, почернел и стал таять. На крышах плачут сосульки, но почки еще не набухли. Когда это бывает? (В начале Весны)
  2. Почему в народе говорят: Весна да осень - на дню по год восемь? (Весной очень переменчивая погода, с утра холодно- как зимой, днем солнце греет все тает, а может и снег посыпать и опять выглянет солнце и все в один день)
  3. Какой снег быстрее тает грязный или чистый? (грязный потому что солнце к темному припекает сильнее)
  4. Назовите признаки времен года Осень (Листопад), Зима (снегопад) ,весна (проталины, бегут ручьи), Лето (солнце светит, все зелено)
  1. Ребята! Береза плачет не добрые люди сделали у нее Весной и пили березовый сок, а этот живительный сок корни из земли вытягивают, пока не напьются им все веточки его и почки, листья не развернуться надо помочь дереву, как остановить сок? (Замазать ранки смолой, сырым песком, глиной, забинтовать, завязать)
  2. Ребята нашли в лесу птичье гнездо с яичками: Вот здорово! Возьмем эти яички с собой домой, из них вылупятся, птенчики и будут жить у нас дома, мы будем заботиться о птенцах - решили ребята и взяли гнездо с собой. Правильно ли они поступили? (нет, птенцы погибнут, им нужно материнское тепло)
  3. Оля была в лесу с родителями и ей очень понравились Весенние ландыши, они были такие красивые с белыми головками на тонком стебельке. Их было видимо не видимо, целая поляна. Оля собрала большой, красивый букет ландышей. Скажите можно ли рвать большие букеты? (Нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветах есть нектар для бабочек и пчел. Тем более нельзя рвать ландыши, они занесены в Красную книгу как лекарственное растение).
  4. Борис с Лешей решили посмотреть, как муравьи откладывают яички в муравейнике. Взяли большую палку и стали разгребать муравейник. Муравьи засуетились, пытаясь спасти яички, перенести их в безопасное место. Как вы думаете, что этим мальчикам сказала мама? (Что нельзя разорять муравейник, так как на постройку нового уйдет много времени, яички могут погибнуть)
  5. Ребята в лесу поймали ежика, он был такой забавный и любопытный, а когда пугался, то сворачивался клубочкам, выставляя колючки. Они решили принести ежика домой: пусть живет у нас, а потом отпустим обратно в лес. А вы взяли бы ежика домой?Можно ли это делать?(Нельзя забирать диких животных из леса домой, так как они разучатся заботиться о себе сами, добывать пищу и когда снова попадут в лес, то могут даже погибнуть)
  6. Ребята на прогулке набрали в банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили и забыли про них. Что случилось с червяком? И как бы поступили вы? (Без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезные- рыхлят землю, чтобы корням растений проходила влага и воздух)