Потери сша во второй мировой войне. Глава i

В 1913 году США имели отрицательный внешнеторговый баланс, а инвестиции североамериканского государства в экономику других стран, в основном стран Латинской Америки, были меньше чем внешний государственный долг. В конце 1913 года за рубежом были размещены североамериканские капиталы на сумму 2,065 млрд. долларов, а сами Штаты были должны 5 млрд. долларов. Надо сказать, что тогдашние доллары – образца 1873 года, были реальной денежной единицей, каждый доллар был равен 1,50463 гр. чистого золота. Но, с началом Первой мировой войны картина радикально изменилась. США из государства-должника стали кредитором ведущих мировых держав.

Первая мировая война унесла миллионы жизней, прошлась разрушительным смерчем по территориям Франции, Германии, Австро-Венгрии и России, и стала для американского правительства настоящей манной небесной. С 1 августа 1914 года по 1 января 1917 года Соединенные Штаты предоставили воюющим державам займов на 1,9 млрд. долларов. Уже в апреле 1915 года один из владельцев финансовой империи Моргана Томас Ламонт, выступая перед представителями прессы, отметил, что США надо как можно больше помогать европейским союзникам, т. к. это приведет к выкупу американцами их долговых обязательств перед Великобританией и Францией. Ещё большим потоком займы европейским странам пошли, когда США сами вступили в войну. До конца Первой мировой войны общий объём кредитов составил более 10 млрд. долларов. Примерно 7 млрд. долларов пошли на закупку , боеприпасов, амуниции, различных военных материалов. Причём покупалось всё это в самих же США. Деньги остались в Штатах и стимулировали её экономику. Понятно, что огромные прибыли были получены финансовыми магнатами и промышленниками. Одним из итогов Первой мировой войны стало превращение Соединенных Штатов из крупнейшего мирового должника в крупнейшего кредитора. Франция и Великобритания, наоборот, из крупнейших в мире кредиторов превратились в должников.

В случае с Францией превращение этой страны в крупного должника способствовало то, что на её территории велись затяжные боевые действия, миллионы рабочих рук были оторваны от народного хозяйства и северо-восточные области, где была сосредоточена значительная часть тяжёлой промышленности, была под немецкой оккупацией. Французские золотые запасы к началу войны оценивались в 845 млн. долларов и они были израсходованы уже в первые месяцы Первой мировой войны.

Интересен тот факт, что в неофициальных беседах со своими британскими партнёрами американские государственные деятели всю войну и первое время после неё заверяли, что после завершения войны США часть долгов спишет, часть переложит на побеждённые страны. График выплат стран-должников предлагалось увязать с графиком получения ими репарационных платежей от побеждённых держав. Ситуация для стран-должников прояснилась только в марте 1920 года, когда американское финансовое ведомство в ответ на послание британского министра финансов сообщило, что Штаты не волнует задержка выплат со стороны Германии, Англия должна платить США вовремя. В письме от 3 ноября 1920 года британский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж просил американского президента Вудро Вильсона пересмотреть условия выплат. Однако ответ американского президента был выдержан примерно в том же духе, что и сообщение финансового ведомства. В итоге вопрос о военных долгах был вынесен на Генуэзскую конференцию. На ней было принято решение, что те 4 млрд. 600 млн. долларов, которые Великобритания была должна США, будут выплачены в течение 62 лет. При этом до 1932 года британцы были должны платить 3% годовых, а с 1933 года до конца выплат – 3,5%. В результате сумма процентов стала выше самой суммы долга. Англия должна была заплатить 11 млрд. 105 млн. долларов. Это притом, что большую часть германских репараций получала Франция – 54,4%, а Англия получила 23%.

Берлин ежегодно был обязан выплачивать старанм-победителям по 650 млн. долларов, из них 149 млн. 760 тыс. долларов причиталось Англии. До 1933 года Лондон был должен передавать американцам ежегодно по 138 млн. долларов. Таким образом, практически все репарации Германии, которые полагались Англии, поглощали США. Однако уже в 1923 году Германия не смогла выплатить ни одной марки. Франция в ответ на это оккупировала Рур. Британцы созвали Лондонскую конференцию, на которой в августе 1924 года был утверждён новый репарационный план для Германии. Его разработал международный комитет экспертов во главе с американским банкиром Чарльзом Гейтом Дауэсом.

План был принят под давлением США. Чтобы запустить механизм экономики Германии, по плану Дауэса Берлин не только платил репарации, но одновременно получал международный заём. Первоначально Германии предоставили заём в 200 млн. долларов (110 млн. предоставляли американские банки) для стабилизации марки. До 1929 года Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд. марок, преимущественно из США. Поэтому за первый год реализации плана Дауэса Берлину пришлось самостоятельно выплатить только 200 млн. золотых марок. План Дауэса установил, что в 1924 году немцы выплатят репарации на сумму в 1 млрд. золотых марок (что тогда составляло примерно 238 млн. долларов), в первые несколько лет сумма вырастала до 1,75 млрд. золотых марок и в 1928 году должна была возрасти до 2,5 млрд. марок. Таким образом, ежегодные выплаты Германии существенно снижались, теперь большую часть ежегодной выплаты США англичанам пришлось платить из своего кармана. К тому же и эти суммы Берлин выплачивал нерегулярно, а с начала 1930-х годов прекратил выплаты совсем.

На Гаагской конференции по репарациям 1929-1930 гг. был принят второй план репарационных выплат Германии (план Юнга). США официально не принимали участие в работе конференции, но фактически стали инициатором плана Юнга. План был подготовлен группой финансовых экспертов во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, в первую очередь американских, кредиторов Германии. США оказали давление на участников конференции, чтобы этот план был принят. План Юнга предусматривал некоторое сокращение размера годовых платежей - в среднем до 2 млрд. марок, отменял репарационный налог на промышленность и сокращение обложения транспорта, уничтожение иностранных контрольных органов. Он также предусматривал сокращение общей суммы германских платежей до 113,9 млрд. золотых марок со сроком погашения 37 лет (возможным пересмотром в будущем). Однако этот план действовал только один год. В 1931 году рейхсканцлер Генрих Брюнинг смог ввести мораторий на репарационные выплаты и больше немцы ничего не платили. Ещё один удар по финансам Великобритании нанёс СССР, который отказался признать долги царского и временного правительств – 13,2 млрд. золотых рублей (а с учётом долгов правительств Колчака, Врангеля, Миллера и других «правительств» России – 18,5 млрд. золотых рублей). В результате Первой мировой войны ведущие мировые державы – Англия, Франция, Германия и Италия, стали должниками Соединенных Штатов.

Ещё больше США заработали на Второй мировой войне. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, уже 16 сентября польское правительство и высшее командование сбежало из страны в Румынию. Вместе с ними из Польши был вывезен и золотой запас страны. Вскоре он из Румынии попал во Францию. Во Франции оказалось также золото потерпевшей поражении Бельгии. После того как была разгромлена Франция, польское, бельгийское, часть золота Нидерландов, а главное, золотой запас Французского Национального банка, который составлял на конец мая 1940 года 2 млрд. 477 млн. долларов, были вывезены во Французскую Африку. В ноябре 1942 года в Дакаре высадились американцы, в 1943 году золото было перевезено в США и перекочевало в хранилища Форт-Нокса. Ещё раньше американцы вывезли норвежское золото. Правда, его было не так уж и много, перед немецкой оккупацией, в стране было золота на 84 млн. долларов.

Кроме того, надо отметить, что золото, серебро и различные драгоценности из Европы, как бы сами стекались в Соединенные Штаты. Их владельцы, частные лица, фирмы, переводили свои сбережения в безопасное место – США, т. к. в Европе бушевала война. Так, если в октябре 1939 года в Федеральной резервной системе США хранилось золота на сумму 17 млрд. долларов, то к февралю 1940 года эта сумма увеличилась уже на целый миллиард (тогдашний доллар стоил примерно как 25-26 современных). С началом активных боевых действий в Европе приток золота в США ещё более вырос. Так, только за 10–14 мая 1940 года в США поступило золота на 46 млн. долларов. Когда стало очевидно, что Франция обречена, поток ещё больше вырос - за 3–4 июня в Соединенные Штаты поступило золота на 500 млн. долларов.

Необходимо также участь, что американские фирмы заработали на финансировании Третьего рейха. Во время войны США обогащались, поставляя вооружение и военные материалы союзникам. Когда война закончилась, США давали разоренным войной европейским странам уже взаймы. На займы европейцы покупали американские товары. Экономика США росла, деньги возвращались и снова давались в рост уже младшим партнёрам. Так, 6 декабря 1945 года между США и Англией было подписано кредитное соглашение, которое вступило в силу 15 июля 1946 года. По нему британцы получали 3 млрд. 750 млн. долларов. 6-я статья этого соглашения запрещала Англии до 1951 года брать кредиты у других стран и использовать деньги для погашения других кредитов. 9-я статья запрещала использовать этот заём на покупку неамериканских товаров. США сразу после вступления в силу этого договора подняли цены на свои товары. Англия потеряла до 28% от суммы кредита из-за повышения цен на товары. Часть суммы была потеряна из-за размена долларов на фунты (более 6% суммы).

В 1947 году американским государственным секретарем Джорджем К. Маршаллом была выдвинута «Программа восстановления Европы» (план Маршалла). План вступил в действие в 1948 году и охватил 17 европейских государств. Фактически США поставили их под свой финансово-экономический контроль.

Таким образом, США стали после Второй мировой войны самой богатой страной мира, предварительно ограбив, обворовав и закабалив значительную часть мира. Необходимо также учесть и тот факт, что для этого американские финансово-промышленные группы приняли активнейшее участие в подготовке и разжигании пожаров Первой и Второй мировых войн. Две мировые войны позволили США установить финансовый контроль над планетой.


После окончания Великой Отечественной войны Советское государство взяло курс на строительство мощной кадровой армии, значительно сокращенной по численности, но оснащенной новейшими видами вооружений, способной решать боевые задачи по защите страны. Рассматривая исторический путь Вооруженными Силами, можно условно выделить 2 этапа их строительства:

1) 1945 г. – сер. 50-х гг. – ликвидация военного превосходства США, основанного на монопольном владении ими атомным оружием, создание советского ядерного оружия и средств его доставки; создание новейших образцов обычного вооружения; развитие реактивной авиации.

2) сер. 50-х – нач. 60-х гг. – революция в военном деле: суть которой заключалась в быстром переоснащении ВС СССР, США, Англии и Франции ракетно-ядерным оружием; создание противостоящих военных группировок – Североатлантический блок (НАТО) и Организация Варшавского Договора (ОВД).

Важнейшее направление военной политики СССР на первом этапе:

· реорганизация Вооруженных Сил, их значительное сокращение. Предстояло обеспечивая высокую боеспособность и боеготовность войск, безопасность государства, сократить Вооруженные Силы, насчитывавшие к концу войны 11365 тыс. чел. Сокращение Вооруженных Сил проводилось путем расформирования соединений и частей, перевода сохраняемых на новые штаты. Процесс демобилизации в основном завершился к началу 1948 г., из армии и флота было уволено около 8,5 млн. чел. 33-х призывных возрастов. Численность Вооруженных Сил составила 2874 тыс. чел. Были приняты меры по сохранению в ВС лучших военных кадров, способных решать задачи строительства Вооруженных Сил в мирных условиях. С этой целью не разрешалось увольнять офицеров, имеющих высшее военное, военно-техническое, военно-политическое образование;

· вывод советских войск из освобожденных стран. Осенью 1945 г. советские войска были полностью выведены из Югославии, Чехословакии и Норвегии, с датского острова Борнхольм – к апрелю, из Ирана и Китая – в мае 1946 г. В декабре 1947 г. советские войска покинули Болгарию, в декабре 1948 г. – Северную Корею, в 1955 г. – Австрию, Румынию, Венгрию. В Финляндии в районе Порккала-Удд Советский Союз имел свою военно-морскую базу и небольшой гарнизон, охранявший ее. В сентябре 1955 г. СССР добровольно вывел с арендованной территории все корабли и гарнизон. 1955 г. был отмечен выводом советских войск из Порт-Артура, все сооружения в районе базы СССР безвозмездно передал Китаю. Исключение составили Германия (Группа советских оккупационных войск, с 1949 г. – Группа советских войск в Германии) и Польша (Северная группа войск) для поддержания коммуникаций с ней;

· совершенствование системы управления Вооруженными Силами. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны и Ставка Верховного Главнокомандования. В феврале 1946 г. произошла реорганизация Народных комиссариатов обороны и Военно-Морского Флота. Руководство армией, авиацией и флотом возглавил Наркомат Вооруженных Сил (с марта 1946 г. – Министерство Вооруженных Сил, с марта 1953 г. – Министерство обороны СССР). В первые послевоенные годы Вооруженные Силы СССР имели трехвидовую структуру – Сухопутные войска, Военно-воздушные Силы, Военно-Морской Флот. Организационной самостоятельностью обладали войска ПВО страны и воздушно-десантные войска. К Вооруженным Силам относились пограничные войска КГБ СССР и внутренние войска МВД СССР. Управление ими осуществляли соответствующие главнокомандующие и главные штабы. В целях быстрого и организационного сокращения армии и перевода ее на мирное положение значительно увеличилась численность военных округов. К 1 октября 1945 г. их было 32, затем по мере сокращения Вооруженных Сил упраздняются и округа (1946 г. – 21, с нач. 50-х – 16);

· изменения в системе подготовки военных кадров. Начался переход от ускоренной подготовки кадров к планомерной, четко организованной учебе на основе стабильных программ. В военных училищах вводится двух-, а затем трех годичный срок обучения. Наряду с совершенствованием существующих академий и училищ создаются новые (в 1946-1953 гг. открыты 4 академии и 32 военных училища) в основном инженерно-технического профиля. Увеличилась численность слушателей и курсантов, менялся профиль их подготовки, на преподавательскую работу направлялись офицеры, имевшие боевой опыт;

· перевооружение войск и сил флота. Главная задача состояла в создании вооружения, количественно и качественно не уступающего вооружению вероятного противника и обеспечивающего решение задачи по защите Родины. Широкое распространение получили автоматы, пистолеты, пулеметы, ручные и станковые пулеметы, рассчитанные на унифицированный 7, 62 мм патрон. Количество образцов оружия сократилось вдвое. В послевоенные годы значительно возросли боевые и маневренные возможности артиллерии. На вооружение поступили новые пушки и гаубицы, радиолокационные станции обнаружения и засечки наземных целей. Появились безотказные противотанковые орудия с повышенной системой автоматизации. Дальнейшее развитие получило реактивное оружие. Совершенствовалась бронетанковая техника. На вооружение поступил средний танк Т-54, созданный группой конструкторов под руководством А.А. Морозова. Войска связи получили усовершенствованные КВ и УКВ радиостанции, новые типы специальных радиоприемников, подвижных узлов связи, радиорелейных линий. В послевоенный период советская военная авиация перешла от поршневых самолетов к реактивным и турбовинтовым. К нач. 50-х гг. конструкторские бюро А.И. Микояна, М.И. Гуревича, С.А. Лавочкина, А.С. Яковлева создали реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17; Ла-15, Як-17, Як-23. В бомбардировочную авиацию поступают самолеты Ту-4, Ту-16, Ил-28 конструкторов А.Н. Туполева, В.С. Ильюшина. Усиливается военно-техническая оснащенность ВМФ. К 1953 г. 30 % боевых кораблей в составе флота было построено после войны. Это новые серии крейсеров и эсминцев, дизельные, а затем и атомные подводные лодки;

· создание и принятие на вооружение ракетно-ядерного оружия. Самоотверженный труд ученых, конструкторов, инженеров и рабочих позволил в 1947 г. Советскому правительству официально заявить, что секрета атомной бомбы не существует, а в 1949 г. было осуществлено первое ее испытание. В 1953 г. была испытана водородная бомба.

К нач. 1954 г. ВС располагали ядерным оружием различной мощности, средствами его доставки, экспериментальными данными о поражающей силе его, способах и средствах защиты.

К сер. 50-х гг. человечество вступило в период научно-технической революции, воздействие которой на военное дело в конечном счете приобрело форму качественного скачка и вылилось по своему содержанию в революцию в военном деле. Коренным образом изменились вооружение и боевая техника, организационная структура, теория и практика военного искусства, подготовка кадров, обучение и воспитание войск.

Достижения научно-технической революции в военном деле определили и дальнейшее развитие всех видов Вооруженных Сил.

1. Сухопутные войска претерпели ряд организационных и технических изменений. Общевойсковые армии стали механизированными, подвижными, более маневренными. Танковые армии были реорганизованы в механизированные, имеющие полевую и зенитную артиллерию, гвардейские минометы и другие специальные части.

2. Эффективность действий войск значительно повысилась за счет коренных изменений средств ПВО.

Успешно осваивались качественно новые виды вооружения: зенитные ракетные комплексы, ракетоносные истребители, радиоэлектронная техника, зенитная артиллерия. В кон. 50-х гг. были созданы зенитно-ракетные войска – основа огневой мощи войск ПВО.

3. Кардинальные изменения претерпела авиация. Она стала реактивной, ракетоносной, многоцелевой. Новые самолеты – фронтовой бомбардировщик Ил-28 и дальний бомбардировщик Ту-16 имели на борту реактивное оружие, радиолокационную технику и приборы. На вооружение был принят первый в СССР сверхзвуковой истребитель МиГ-19.

4. Качественные изменения в составе и вооружении ВМФ коренным образом повлияли на их предназначение, формы и масштабы действий. Появились новые типы подводных кораблей: ракетные катера, сторожевые корабли и ракетные крейсера, имевшие более мощное оружие, большую скорость и высокую маневренность.

5. В декабре 1959 г. были созданы ракетные войска стратегического назначения, что в последующем сыграло важную роль в установлении военного паритета СССР и США.

Возросшая обороноспособность позволили СССР предпринять попытки затормозить гонку вооружений, сделать шаги в разрядке международных отношений. С этой целью был проведен ряд мероприятий:

· в 1955 г. ВС были сокращены на 640 тыс. чел.;

· в 1956 г. – на 1200 тыс. чел. Было расформировано 63 дивизии и отдельные бригады, на консервацию ставилось 375 боевых кораблей;

· в 1957 г. армия была сокращена еще на 300 тыс. чел.

В 1961 г. президент США Д. Кеннеди признал военные силы СССР и США равными. Достижение такого положения стоило СССР немалых затрат и даже жертв, поскольку страна оказалась втянутой в гонку вооружений с США, более разорительную для СССР. При этом не всегда принимались оптимальные решения о структуре и составе видов ВС.

Таким образом, к сер. 60-х гг. был достигнут военно-стратегический паритет между СССР и США, имевший стабилизирующее значение с точки зрения национальной безопасности СССР и международного сообщества.



Опыт войны в Корее

Основным достижением в области развития авиационной техники после второй мировой войны были реактивные двигатели, поступившие на смену поршневым. Впервые они были установлены на самолеты-истребители, скорость которых достигла 1100 км/ч, а практический потолок возрос до 15000 м. В ноябре 1950 г. реактивные самолеты провели первый воздушный бой в небе Кореи.

Опыт корейской войны привлек пристальное внимание зарубежных специалистов, ожидавших существенных изменений в тактике в связи с улучшением летных характеристик самолетов. Однако быстрый технический прогресс повлиял далеко не на все стороны боевой деятельности истребителей. Тактика получила дальнейшее развитие, но сохранила основные черты последних лет второй мировой войны.

Воздушный бой остался групповым и маневренным, хотя рамки его расширились, а темп возрос. Неизменными остались и принципы боя. Прежние требования предъявлялись и к профессиональной подготовке летчика-истребителя: уверенный пилотаж, пространственная ориентировка, устойчивость к перегрузкам, умение действовать в группе и метко стрелять. Но уровень этих требований стал намного выше.

Главным препятствием, не позволившим изменить вид и характер воздушного боя, было старое оружие. На борту реактивных самолетов остались пулеметы и пушки прошлого поколения. Из двух основных элементов боя: маневра и огня - новое содержание получил только первый. Дальность действия авиационных пушек возросла незначительно, поэтому область возможных атак почти не изменила своих размеров. Чтобы достичь основной цели боя - поразить воздушного противника, - требовалось зайти ему в хвост и сблизиться на небольшое расстояние. Необходимость выхода на малые курсовые углы и короткую дистанцию по отношению к подвижной цели обусловливала маневренный характер боя. Слабая мощь бортового огня вынуждала, как и прежде, компенсировать ее количеством участвовавших в атаке самолетов.

Чем же, по мнению зарубежных военных специалистов, ценен опыт войны в Корее? Во-первых, воздушные бои происходили на больших высотах, истребители получили практику боевого применения в стратосфере. Во-вторых, были разработаны новые тактические приемы, соответствовавшие возросшим боевым возможностям техники. В-третьих, усовершенствован боевой порядок - расстановка сил перед боем. В-четвертых, произошла реорганизация управления истребителями в воздухе.



Специалисты отмечали, что наиболее сложным оказалось соединить тактику с возможностями новой техники. Участвовавшие в воздушных боях первые реактивные истребители (северокорейский МиГ-15 и американский F-86 "Сейбр") принадлежали к одному классу, но имели различное вооружение. Первый из них обладал несколько большей максимальной скоростью и заметно лучшей скороподъемностью. Второй имел преимущество в маневре по горизонту, особенно на малой высоте. МиГ-15 был вооружен одной 37-мм и двумя 23-мм пушками, F-86-шестью 12,7-мм пулеметами (впоследствии на "сейбр" также были установлены пушки). Исходя из этих различий логика ведения боя для летчика МиГ-15 коротко выражалась так: "выше и на вертикаль", а для летчика "сейбра" - "ниже и на горизонталь".

Обстановку перед завязкой боя западные специалисты называли типичной и для последующих локальных войн. "Сейбры" к началу налетов своих штурмовиков на прифронтовые объекты выставляли многоярусные заслоны и перекрывали возможные пути подхода "мигов" к району боевых действий. Северокорейские истребители вступали в бой с группами заслона и оттесняли противника со своей территории.

Вот как описывает один из эпизодов того времени полковник ВВС США Г. Р. Тинг, командир крыла истребителей F-86: "Разбившись на небольшие группы, мы совершаем полет на различных высотах, проверяем наши прицелы и пушки, делая несколько пробных выстрелов при подходе к району боевых действий. Кислородные маски плотно облегают наши лица. В предстоящем бою перегрузки могут достигать восьмикратных и при свободно надетой маске возникают болевые ощущения. Напрягаем зрение, чтобы заметить приближение "мигов" к району, примыкающему к южному берегу реки Ялуцзяя, известному под названием "аллея истребителей". Скорость полета близка к максимальной. Мы знаем, что северокорейские летчики становятся активнее по мере уменьшения у нас запаса топлива и, следовательно, сокращения резерва летного времени. Наконец получаем информацию по радио и видим, как в лучах солнца на большой высоте сверкают прекрасные "миги".

Боевой порядок уплотняется, нижний эшелон подбирает высоту. Группы "мигов" теперь наводятся с земли и, совершая полет на большой скорости и высоте, имеют тактическое преимущество.

Наши истребители развертываются фронтом, но "миги" неожиданно проходят через наш расчлененный строй со скоростью сближения около 1900 км/ч. Точная стрельба по радиодальномеру в таких условиях невозможна, но она ведется наугад. "Миги" немедленно взмывают вверх, разворачиваясь на 180°, а мы с максимальной перегрузкой должны быстрее выйти им навстречу. Самолеты снова сходятся, подобно средневековым рыцарям, после "холостой" лобовой атаки. "Сейбр" выигрывает в скорости разворота и получает лучшую позицию, но проигрывает в высоте.

Если в этом положении "миг" будет продолжать маневр, не снижая скорости, то он уйдет из поля зрения, схватка прекратится и возобновление ее возможно лишь после повторного наведения. Однако если "миг" также увеличит перегрузку и пожертвует скоростью ради быстрого поворота, то задача "сейбра" - "переманеврировать" его на сходящихся "ножницах".

Бой превращается в единоборства, строй групп распадается, однако напарник должен быть всегда на месте и прикрывать тебя. Дальнейшая цель-выбрать момент для уменьшения скорости и пропустить "миг" вперед. В критический момент ты еще раз резко изменяешь направление полета и выпускаешь воздушные тормоза. Если "миг" остается в развороте и не успевает среагировать на ложный прием, открывается возможность для стрельбы. Здесь на учете каждое мгновение, ибо безрезультатная атака после потери скорости чрезвычайно опасна".

По мнению Тинга, только опыт пилота и его высокая подготовка делали "сейбр" равноценным противником "мига". Это были трудные воздушные бои, в которых меньшую максимальную скорость и скороподъемность приходилось компенсировать тактическим умением. Потерю такого самолета, как МиГ-15, он объясняет только недостатками в обучении северокорейских летчиков. "Этот самолет страшен,- пишет Тинг,- если управляется хорошим, инициативным летчиком" (Стюарт Дж. Воздушная мощь - решающая сила в Корее. М., Изд-во иностр. лит-ры, 1959, с. 57 и 58.).

Боевые порядки истребителей приспосабливали к условиям выполнения боевых задач. Основным тактическим подразделением являлась эскадрилья. В предвидении боя она делилась на ударную и прикрывающую группы, а также группу наращивания усилий (резерв). Ударная группа включала не меньше звена и предназначалась для поражения основных сил в боевом порядке противника. Обязанности группы прикрытия заключались в защите ударной группы и ее усилении. Резерв (одна-две пары) должен был поддерживать основные группы, а также отражать атаки вновь появляющихся в районе боя истребителей противника. Когда того истребовала обстановка или не ожидалось интенсивного противодействия со стороны противника, резерв не выделялся или находился в готовности к вылету на аэродроме. Интервалы и дистанции в боевом порядке увеличились.

Стремление "мигов" постоянно иметь преимущество в высоте обусловило относительно небольшую глубину боевого порядка эскадрильи МиГ-15. Обычно прикрывающая и ударные группы располагались одна над другой. Северокорейские истребители часто практиковали полеты шестеркой; третья пара называлась группой свободного маневра.

При поиске противника шестерка выстраивалась тупым клином, а перед боем пара свободного маневра переходила в пеленг или резко набирала высоту. Она была готова к наращиванию усилий или отражению внезапных атак.

Звено истребителей МиГ-15 действовало в составе эскадрильи или самостоятельно. Одна пара звена была ударной, а другая - прикрывающей. Типичным для звена было размыкание по фронту и превышение прикрывающей пары над ударной. Перед атакой ведомая пара занимала острый пеленг-боевой порядок вытягивался в глубину для лучшей защиты, облегчения маневра и концентрации огня на выбранном направлении.

Пара истребителей считалась неделимой в бою. Она все чаще получала сложные боевые задания и ответственность за их выполнение нес старший летчик (ведущий пары). Предоставление большей самостоятельности заставляло его повышать тактическую грамотность, развивать творчество и инициативу (См.: Военно-исторический журнал, 1977, № 5, с. 32 и 33.).

Организация управления. Расчленение боевого порядка приводило к усложнению управления истребителями в воздухе. Однако сохранению непрерывного управления способствовало появление новых самолетных и наземных радиотехнических средств. На борту реактивных самолетов, участвовавших в воздушных боях, находились уже УКВ приемопередающие радиостанции, а контроль за воздушной обстановкой с земли осуществлялся с помощью радиолокаторов, тактико-технические характеристики которых значительно улучшились. Так, дальность обнаружения воздушных целей и разрешающая способность радиолокаторов были увеличены примерно в два-три раза. Наземный командный пункт стал "видеть" выше и дальше, различать по отдельности мелкие группы истребителей, находившиеся друг от друга на небольшом расстоянии.

Данные о противнике поступали от постов системы оповещения, боевой расчет анализировал обстановку по вертикальному планшету, на котором велась проводка обнаруженных целей, и поднимал нужное количество истребителей в воздух. Наведение на противника осуществлялось курсовым способом до момента обнаружения цели ведущим группы.

Достижения в электронике изменили тактику военно-воздушных сил. Они в значительно большей степени повлияли на оперативную деятельность командиров, чем на успехи в самолетовождении или воздушной стрельбе. Оперативные комнаты командных пунктов и штабов с настольными картами и средствами отображения обстановки и сами операторы внезапно стали играть важную роль в войне в воздухе. Летчики уже не были предоставлены сами себе, а реально ощущали контроль за своими действиями с земли (См.: Ревю милитер женераль, февраль, 1968, с, 185.).

Зарубежные специалисты предполагали, что сдвиги в способах управления истребителями повлекут за собой не менее крупные изменения в способах ведения воздушного боя. Однако этого не произошло. Командные пункты ограничивались оповещением и наведением, а непосредственно в сферу боя не вмешивались. После схождения групп обстановка на экранах локаторов становилась настолько сложной, что даже опытный оператор не мог в ней разобраться.

После двух лет войны американской авиацией были применены средства радиопротиводействия в целях подавления работы системы оповещения и управления истребителями КНА. Для этого несколько бомбардировщиков В-26 были переоборудованы в постановщиков активных и пассивных помех. Помехи ставились наземным радиолокационным станциям обнаружения воздушных целей (в системе оповещения истребителей) и станциям орудийной наводки зенитной артиллерии.

Самолеты - постановщики помех обычно следовали впереди ударных групп. После того как бортовая аппаратура радиотехнической разведки фиксировала облучение самолета наземными РЛС, оператор сбрасывал металлизированные ленты-отражатели и включал передатчики активных помех. Наведение истребителей и управление ими в полете в такой обстановке значительно усложнились.

В конце войны в ВВС США в Корее начали активно проводиться мероприятия, направленные на усложнение воздушной обстановки в районе боевых действий: дезинформация по радио, имитация ложного направления удара, демонстративные маневры перед началом налета. Все это должно было затруднять анализ действий противника и принятие решения. Значительно повысились требования к подготовке расчетов командных пунктов. Им надо было в дополнение к прежним обязанностям уметь правильно разобраться в потоке ложной и действительной информации, разгадать замысел противника и обеспечить своим истребителям начало боя на выгодных условиях. В тактику истребителей начали внедрять способы ведения радиоэлектронной борьбы (Военно-исторический журнал, 1977, № 9, с. 45.).

Тактические приемы.

В книге Дж. Стюарта "Воздушная мощь - решающая сила в Корее" приведено девять из более чем тридцати тактических приемов, применявшихся истребителями КНА.

Рис. 1. "Удар и уход"

Рассмотрим их.

Наиболее распространенным был прием "удар и уход" (рис. 1). В тот период типичными условиями завязки воздушного боя после получения информации с земли являлось сближение на встречных курсах, при этом "миги" обычно занимали исходное положение с превышением относительно противника. После схождения с "сейбрами" запас высоты корейские летчики использовали для нисходящего маневра с разгоном, который пары одного звена выполняли поочередно. Если в ходе атаки первой пары группа противника размыкалась (выполнялся оборонительный маневр), вторая пара не меняла направление пикирования и выбирала наиболее уязвимую цель. После атаки за счет набранной на снижении скорости "миги" немедленно уходили вверх. В затяжной бой они не ввязывались, но при возможности повторяли маневр.

Многое, если не все, зависело в этом приеме от своевременности начала маневра и точности его выполнения, но и при срыве атаки противнику было трудно перейти в наступление. У "сейбра" для быстрого набора нужной высоты просто не хватало мощности двигателей, первая же точная атака с переворота, которую завершала очередь из пушек, могла сразу же решить исход боя. Маневр "горка к солнцу" (рис. 2) являлся усовершенствованным вариантом маневра "удар и уход". Атака начиналась cо стороны солнца, а уход - в сторону солнца. Оба приема были рассчитаны на использование хорошей скороподъемности самолета МиГ-15.

Тактический прием "карусель" (рис. 3) выполнялся в ходе прикрытия наземных объектов (например, электростанции на р. Ялуцзян). Два звена "мигов" становились в круг; летчики прикрывали друг друга от возможных атак противника. Таких кругов образовывалось от двух до трех, причем круги эшелонировались по высоте уступом - верхний выдвигался в сторону противника. "Сейбры" обычно вторгались в зону контроля одного из нижних эшелонов. Тогда сверху следовала атака по типу "удар и уход". Выходившие из атаки "миги" образовывали новый круг. В этом приеме должен был строго соблюдаться принцип непрерывности взаимодействия между группами истребителей, действующих по единому замыслу.

Прием "клещи" (рис. 4) применялся при налете крупных сил истребителей КНА в воздушное пространство, примыкавшее к линии фронта. С несколько расходящимися курсами на высоте 10000-12000 м две большие группы "мигов" следовали в южном направлении. Интервал между группами выходил далеко за пределы зрительной связи. Действия групп координировал наземный пункт управления.

При подходе к линии фронта "миги" снижались до высоты 4500-6000 м и разворачивались на север, выполняя встречный маневр. Полет с обратным курсом совершался вдоль главных наземных коммуникаций в поисках истребителей-бомбардировщиков противника и небольших групп "сейбров", возвращавшихся на свои аэродромы. Третья группа "мигов" в расчетное время с намеченного рубежа вклинивалась в пространство внутрь "клещей" для уничтожения "зажатых" в них самолетов противника. В ряде случаев эта группа имела другое тактическое назначение - она прикрывала "мигов", возвращавшихся с задания с ограниченным остатком топлива. Последний вариант предусматривал увеличение высоты полета третьей группы, но общая схема приема не изменялась.

Прием "отвлечение" (рис. 5) был достаточно сложным; его начали выполнять после того, как северокорейские летчики приобрели достаточный боевой опыт. Замыслом предусматривалось выманивать патрулировавших "сейбров" из своих зон и обеспечивать этим пролет "мигов" к югу для атаки американских истребителей-бомбардировщиков, действовавших по наземным целям. Регулировал действия "мигов" пункт управления, который, наблюдая за воздушной обстановкой, давал команду на вход ударной группы истребителей в освободившееся пространство. Главной задачей группы отвлечения считалось создание благоприятных условий для действий ударной группы, что не исключало связывания "сейбров" боем в интересах выполнения главной задачи.

"Ловушка" (рис. 6) - активный прием с выделением группы приманки. Северокорейские летчики знали, что "сейбры" охотно атакуют превосходившими силами оторвавшихся от строя одиночек или пары "мигов". Учитывая это, эскадрилья "мигов" по звеньям выстраивалась лестницей, опускавшейся в сторону противника. Нижний эшелон составляли отдельные пары, которые приковывали к себе внимание патрулировавших "сейбров" из групп заслона. Обнаружив сближение последних или получив об этом информацию с пункта управления (других групп), "миги" из группы приманки бой йе принимали, а выполняли маневр с набором высоты в направлении верхних ступенек лестницы. Преследовавшие приманку "сейбры" попадали под атаку и были вынуждены вести оборонительный бой в невыгодных для себя условиях.

"Удар снизу" применялся как по "сейбрам", так и по истребителям-бомбардировщикам, совершавшим полет на небольшой высоте. Пары "мигов", составленные из наиболее Подготовленных летчиков, выходили в район боевых действий на предельно малой высоте и уничтожали обнаруженные самолеты противника. В продолжительный бой не ввязывались, а, используя складки местности, выходили из атаки. Этот прием выполнялся в ходе свободной охоты, принципы и порядок ведения которой были известны из опыта второй мировой войны.


Рис. 8. "Удар снизу"

Имелся и другой вариант удара снизу (рис. 8), он заключался в следующем. Когда "сейбры" обнаруживали пару "мигов", совершавшую полет на высоте 4000-6000 м, и сближались с ней, ударная группа, самолеты которой имели камуфлированную окраску под местность, выполняла атаку. Удар снизу был наглядным примером принципа тактической внезапности.

Прием "лестница" (рис. 9) напоминал "ловушку", но здесь ближе к противнику были "миги" верхнего эшелона ("лестница" опускалась в свою сторону). Ступеньки были более крутыми и состояли из пар самолетов, каждая из которой летела ниже и сзади ведущей на 300-600 м. Приманкой служила верхняя пара, находившаяся на высоте 2400-4500 м. Когда "сейбры" сближались с ней, ведомые пары быстро набирали высоту и выполняли атаку сзади.

Большинство приведенных приемов из опыта войны в Корее с необходимыми поправками и уточнениями вошли в тактику истребителей следующих поколений.

Выполнению заданий в период войны в Корее предшествовали, как правило, тщательная оценка возможностей своих и противника, розыгрыш вероятных ситуаций и анализ последствий каждого тактического хода. Такие приемы, как "клещи", "ловушка" или "пасть", требовали более тщательной подготовки, даже предварительных расчетов на земле. Летчики поднимались в воздух уже с готовым вариантом действий.

Рис. 9. "Лестница"

Опыт корейских событий, по мнению зарубежных военных специалистов, показывает, что все основные элементы тактики истребителей - способы выполнения боевых задач, приемы воздушного боя, организация управления и взаимодействия, а также методика подготовки к полетам пополнили свое содержание. Дальнейшее развитие тактики было уже невозможно без учета опыта этой войны.

Корабли Второй мировой войны

Пять сильнейших морских держав – Великобритания, Германия, Россия, Франция, США – с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий. Правительство каждой из стран старалось наращивать боевую мощь не только сухопутных войск, но и флота.

Такие государства, как Великобритания, Германия, Франция и США, отдавали предпочтение строительству тяжелых надводных кораблей. Для сопровождения судов, их защиты и проведения разведывательных работ создавались специальные эскадренные подводные лодки.

В 1934 году Франция выстроила подводный крейсер «Сюрку». Крейсер имел возможность наносить удары по противнику, используя 14 торпедных аппаратов и 2 пушки калибра 203 мм. Защитой служила броня, которой были покрыты палуба и рубка.

Англия также готовилась к сражениям. Начиная с 40-х годов XX века во флоте Великобритании появились подводные мониторы «М-1», «М-2», «М-3». Немного позднее один из них был переоборудован в подводный авианосец. При этом орудийная башня была заменена просторным ангаром, где располагался гидросамолет.

С течением времени мощность английских кораблей все возрастала. Суда отличались высокой скоростью, глубиной погружения корпуса, дальностью плавания, а также характеристиками и составом общего вооружения. А эскадренная субмарина «Х-1» была оснащена и приводилась в действие с помощью дизельной установки, которая заставляла корабль двигаться со скоростью 20 узлов.

Каждая из морских держав мира стремилась к тому, чтобы усовершенствовать конструкцию военных кораблей и вырваться вперед по боеспособности своего флота.

Государства стремились превзойти друг друга техническими усовершенствованиями и новыми разработками. Голландия и Америка обеспечили матросов своих судов кондиционерами для охлаждения воздуха. Англичане установили на подводных лодках гидролокаторы «Асдик», с помощью которых становилось возможным измерение дистанции до неприятельского объекта в воде и к тому же значительно облегчался поиск якорных мин.

Государства не жалели денежных средств и устанавливали на подводных лодках устройства, уменьшающие количество пузырьков при торпедных выстрелах. А на субмаринах появились 20-миллиметровые зенитки, позволявшие сбивать самолеты противника. Подводные корабли, вынужденные длительное время проводить в море, требовали постоянного подвоза топлива. Матросы нуждались в пополнении запасов воды и продовольствия. Именно с целью снабжения подводных лодок в открытом океане были созданы подводные танкеры.

Повысить скорость перемещения лодок в надводном положении позволила установка мощных электромоторов и аккумуляторных батарей. Особая система работы дизелей под водой, получившая название «шноркель», продлевала время нахождения судна в подводном положении и таким образом увеличивала возможность скрытых боевых действий. Субмарина, первоначально задуманная как корабль для кратковременных погружений, превратилась в подводный корабль.

Продолжали совершенствоваться и средства слежения за противником. Моряки, плававшие на американских субмаринах, стали пользоваться ночными перископами с радиолокационными антеннами. А налаживать хорошую связь подводных лодок, идущих в надводном положении, помогали высокочастотные радиотелефоны.

Германия в основном заботилась об улучшении боевых возможностей своих судов, размещая на борту все большее количество оружия. В результате свободного пространства, предназначенного для экипажа, становилось все меньше. А потому условия пребывания моряков на борту подводной лодки часто оказывались тяжелыми.

Экспериментальные разработки воплощались в жизнь без тщательной предварительной проверки, и оттого корабли, оказавшись неприспособленными для нападения и отражения вражеских атак, так и не принимали участия в серьезных боях.

Почти перед самым началом Второй мировой войны в Германии был разработан проект новой субмарины «U-1407», снабженной тремя парогазовыми турбинами. Подводная лодка должна была развивать довольно высокую скорость, достигавшую 24 узлов, и предназначалась для дальних плаваний, на расстояние до 230 миль. Однако «U-1407», к сожалению, не оправдала надежд инженеров и конструкторов, так и оставшись всего лишь хорошим проектом.

Японские подводные корабли, созданные в начале 40-х годов XX века, отличались большим водоизмещением. В конструкции японских кораблей главным недостатком становились сложности в управлении и большая вибрация корпуса корабля при движении. Говорили, что грохот многочисленных механизмов можно было расслышать даже с небольшого расстояния.

Новой ударной силой мирового флота стали авианосцы. Первыми к проектированию и применению авианосцев приступили японцы. Авианосец «Хосё» обладал хорошими боевыми качествами, однако из-за малого хода не мог действовать согласованно с эскадрой. Авианосец передвигался в окружении крейсеров и эсминцев. Поэтому заботиться о броневой защите корабля не было необходимости. При этом отсутствие тяжелой брони позволяло размещать на палубах большое количество самолетов, зенитных орудий.

Англия вступила во Вторую мировую войну современным авианосцем «Арк Ройал». Корабль достигал скорости 30 узлов и при этом мог вместить на площадки до 72 самолетов. «Арк Ройал» стал первым авианосцем, на котором были построены двухэтажные ангары, соединенные с полетной палубой механическими подъемниками. В носовой части судна находились две большие катапульты, позволявшие запускать самолеты в воздух даже при том условии, что корабль оказывался развернутым против ветра. Кроме того, на борту устанавливали специальную прочную сеть, с помощью которой можно было ловить самолеты, промахнувшиеся при посадке на палубу корабля.

Техническим нововведением английских конструкторов «Арк Ройала» стало включение в его конструкцию особого кормового свеса, который позволял увеличивать длину полетной палубы до 244 м. Большего удлинения посадочной полосы на корабле не смогли достичь инженеры ни одной морской державы мира.

Японцы стремились следовать примеру европейских стран, которые совершенствовали военную технику, и потому вслед за англичанами решили провести реконструкцию старых судов. Спустя некоторое время строительные заводы Японии выпустили мощные авианосцы, получившие названия «Хирю» и «Сорю». Кроме того, перед началом Второй мировой войны Япония создала два гигантских авианосца, названных «Дзуйкаку» и «Сёкаку». Корабли были способны разместить на своем борту до 92 боевых самолетов.

Однако самыми совершенными считались американские авианосцы. Корабли несли по 81 самолету. Полетная палуба имела свес, удлиняющий взлетную площадку. Дымоходы от паровых котлов объединялись в единую дымовую трубу, которая выводилась наружу через надстройку островного типа. Артиллерия использовалась только для отражения воздушных атак, поскольку авианосцы двигались, как обычно, в сопровождении крейсеров и эсминцев, способных отразить атаки неприятельских кораблей и подводных лодок.

Японский флот потерял за первые месяцы войны шесть авианосцев, в то время как потери Америки составили четыре корабля. Однако по общей численности флота Америка явно отставала от ведущих морских держав, и поэтому английские инженеры направили все свои силы на строительство новых судов и переоборудование старых.

Новые легкие авианосцы, переделанные из крейсеров, несли на своих бортах только по 45 самолетов. Поверх корпусов крейсеров устанавливались открытые ангары и полетные палубы. Для улучшения устойчивости на кораблях были поставлены бортовые були. В носовой части палубы появились дополнительные островные надстройки. Для запуска самолетов применялись две катапульты. От старой модели крейсера оставался только бронированный корпус и машинные двигатели.

Такие корабли американского флота получили название «Независимые» и стали принимать участие в боевых действиях начиная с 1943 года.

Крупнейшими американскими авианосцами стали корабли типа «Мидуэй». Мощные авианосцы были готовы принять на свои широкие полетные палубы до 137 самолетов, при этом они сохраняли большую скорость хода. Однако постройка авианосцев затянулась на долгие годы, и ни один из шести строившихся кораблей не принял участия в морских сражениях.

В Америке темпы построения авианосцев в течение Второй мировой войны в несколько раз превосходили скорость их производства в мирное время. За 20 мирных лет Америка выпустила 7 авианосцев, в то время как развитие военных событий заставило предоставить флоту 36 тяжелых авианосцев и 124 эскортных, предварительно переоборудованных из торговых судов.

После окончания Второй мировой войны военная промышленность США перешла на производство многоцелевых авианосцев, в задачи которых входило прикрытие с воздуха боевых кораблей, десанта и конвоев в море, нанесение воздушных ударов по наземным и морским объектам, блокада портов и проливов. Многоцелевые авианосцы, обладавшие новым видом орудия – ядерным, могли наносить удары по целям, находившимся в радиусе около 1500 км. За сутки такие авианосцы могли преодолеть до 1100 миль. Однако крупные размеры делали корабли очень уязвимыми для атак противника.

Главной проблемой внедрения многоцелевых авианосцев становились огромные денежные затраты, шедшие на строительство, содержание и использование судов. Стоимость одного такого авианосца могла достигать 250 млн. долларов.

Расчеты американских инженеров показали, что использование многоцелевых авианосцев экономически невыгодно. В 1980 году конгресс США отказал в финансировании работ по созданию многоцелевых авианесущих кораблей.

К началу 80-х годов XX века американцы перенесли большую часть своих ядерных ракет на корабли морского флота. Таким образом, самолеты, находившиеся на авианосцах, были заменены ракетами.

В ответ на совершенствование вооружения американских кораблей Советский Союз также занялся созданием ракетно-ядерного океанского флота. Советский флот не обладал достаточным количеством военных баз, размещенных на территориях других стран. Кораблям приходилось преодолевать большие пространства на территории соседних государств прежде, чем они достигали океанских просторов.

Именно необходимость длительных переходов и определила выбор конструкции новых российских кораблей. Такие суда обладали высокими мореходными качествами, хорошей боевой устойчивостью, надежностью и мощными моторными двигателями. К тому же на кораблях стали размещать крылатые и баллистические ракеты.

Созданная в то время атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», благодаря своей прочной конструкции и высокой выносливости, достигла Северного полюса. Спустя некоторое время группа атомных лодок совершила поход вокруг света без единого всплытия на поверхность. Это был уникальный случай в истории подводного флота.

Особенностью развития отечественного морского флота в сравнении с флотом других мировых держав стало применение многоцелевых подводных лодок, на которых располагались крылатые ракеты и дальноходные торпеды.

Отличным от других государств образом развивался и отечественный надводный флот. Наибольшее внимание советские инженеры уделяли использованию ракетных катеров, десантных кораблей на воздушной подушке, торпедных катеров на подводных крыльях, ракетных крейсеров типа «Варяг» с ракетно-артиллерийским зенитным оружием и атомных ракетных крейсеров типа «Киров».

Первый советский авианесущий корабль «Москва» впервые появился в 5-й (средиземноморской) эскадре ВМФ. На его борту располагались мощные военные вертолеты. На несколько лет опередили наши конструкторы британцев, в дальнейшем создав авианесущий крейсер типа «Киев», на котором, кроме вертолетов, находились и самолеты вертикального и укороченного взлета и посадки.

До сей поры Российский военно-морской флот постоянно обновляется и совершенствуется. Двенадцать морей омывают берега России. Население России с древних времен связано с морем, судоходством и военными походами. За 33 войны, прошедшие на территории России, только в двух из них не был задействован военно-морской флот.

Английский историк Ф. Джен выразил свое отношение к России как к могучей морской державе такими словами: «Русские бились в ожесточенных битвах и уже тысячу лет назад считались лучшими моряками своего времени».

Из книги Морские сражения автора Хворостухина Светлана Александровна

Корабли Второй мировой войны Пять сильнейших морских держав - Великобритания, Германия, Россия, Франция, США - с давних времен делят между собой влияние на море. К концу 30-х годов XX столетия все европейские государства ощущали приближение больших кровопролитных событий.

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Американские ПЛ, добившиеся наибольших успехов в годы Второй мировой войны ПЛ потопл. судов тоннажSS-222 Bluefisli 12 50.839SS-291 Crevalle 9 51.814SS-260 Lapon 1 1 53.443SS-257 Harder 16 54.002SS-239 Whale 9 57.716SS-254 Gurnard 10 57.866SS-229 Flying Fish 15 58.306SS-213 Greenling 15 59.234SS-230 Finback 13 59.383SS-281 Sunfish 16 59.815SS-311 Archerfish 2 59.800SS-238 Wahoo 20 60.038SS-223 Bonefish 12

Из книги Авиация Красной армии автора Козырев Михаил Егорович

Американские ПЛ погибшие в годы Второй мировой войны Лодка Дата гибели1. SS-195 «Sealion»…………. 25.12.19412. SS-141 S-36………………….. 20.01.19423. SS-131 S-26………………….. 24.01.19424. SS-174 «Shark»…………….. 11.02.19425. SS-176 «Perch»……………. 03.03.19426. SS-132 (S-27)………………… 19.06.19427. SS-144 (S-39)………………… 14.08.19428. SS-216 «Grunion»………….

Из книги «Моссад» и другие спецслужбы Израиля автора Север Александр

1 СОВЕТСКОЕ АВИАСТРОЕНИЕ И НАУКА НАКАНУНЕ И ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Первые научно-исследовательские организации и центры, проводившие теоретические и экспериментальные исследования в различных областях авиационной науки и техники, появились в начале XX в. Так,

Из книги Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия автора Колпакиди Александр Иванович

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Артиллерия и минометы XX века автора Исмагилов Р. С.

Начало Второй мировой войны. Возможен ли был Варшавский «сговор»? Он умер и не узнал, погиб он в мелком пограничном конфликте или в начале Третьей мировой войны. Из записной книжки Юрия Визбора Существует заблуждение, что не обязательно нападение фашистской Германией на

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

1939 Начало Второй мировой войны На рассвете 1 сентября 1939 г. пять германских армий из Восточной Пруссии, Померании и Силезии в соответствии с планом «Вайс» внезапно обрушились на Польшу. Несмотря на упорное сопротивление польской армии, германские войска, используя

Из книги Малая энциклопедия холодного оружия автора Югринов Павел

1945 Окончание Второй мировой войны Вторая мировая война завершилась полностью и окончательно, когда 2 сентября 1945 г. на борту американского флагманского линкора «Миссури», прибывшего в воды Токийского залива, министр иностранных дел Японии М. Сигемицу как представитель

Из книги Разведка и шпионаж автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Из книги Медицинские запоминалки автора Климов Алексей Григорьевич

Из книги автора

Самая громкая провокация Второй Мировой войны Гитлеровская Германия с 1936 года готовила захват Польши. 11 апреля 1939 года Гитлер подписал план "Вайс", которым предусматривалось нападение на Польшу, а также захват Литвы и Латвии.К концу августа 1939 года почти все

Из книги автора

Радиопеленгация во время второй мировой войны Скоростной метод радиопередач появился только после второй мировой войны. А в военное время службы разведки враждующих сторон провели много успешных операций по обнаружению чужих радиопередатчиков.Как ни странно, самой

Колыбелью практически всех военных технологий второй половины XX столетия, включая ракетное и ядерное оружие, стала Вторая мировая война стала. Вот лишь некоторые удивительные оружейные разработки Второй мировой

Специально для сайта «Секреты мира». При использовании материала, активная ссылка на сайт обязательна.

Удивительное оружие Второй мировой войны: противокорабельная бомба Glide Bomb

Противокорабельную бомбу Glide Bomb разработали в США. Она была оснащена активной радиолокационной системой самонаведения. С помощью этого оружия в конце войны американцы уничтожили несколько японских кораблей. В американской армии эти планирующие бомбы получили прозвище «Грейпфрут».

Бомба крепилась к небольшому планеру, который крепился под крыльями тяжелого бомбардировщика Б-17.

Идея была в том, чтобы нанести удар по вражеским целям издалека не подвергая опасности сами бомбардировщики.

После отрыва от B-17 «Грейпфрут» разгонялся до скорости 250 миль в час и мог пролететь 20 миль.

Оружие Второй мировой войны: бактериологические разработки

На фото: Ландсберг, Германия, 28 мая 1946 года. Казнь 74-летнего бактериолога доктора Клауса Карла Шиллинга. Шиллинг был осужден за военные преступления.

В концлагере Дахау он проводил над узниками эксперименты, заражая их тропическими болезнями (в большей степени малярией). Участниками бесчеловечных опытов стали свыше 1200 узников концлагеря. Из которых тридцать умерли непосредственно от прививок и 400 позднее от осложнений. Свои эксперименты над заключенными Шиллинг начал в 1942 году. До войны доктор Клаус Шиллинг был одним из ведущих мировых экспертов по тропическим заболеваниям. До выхода на пенсию, доктор Шиллинг работал в престижном Институт Роберта Коха в Берлине. В 1942 году Генрих Гиммлер попросил его продолжить свои исследования по лечению малярии, т.к. немецкие солдаты начали умирать от этой болезни в Северной Африке. В качестве лекарства от малярии Шиллинг использовал различные виды наркотиков. Большинство инфицированных в Дахау были молодые польские священники, которых доктор Шиллинг заразил с помощью комаров обитавших в болотах Италии и в Крыму. Священники были выбраны для экспериментов, потому что они не работали, как обычные заключенные в Дахау.

74-летний Шиллинг был осужден и повешен. В своем последнем слове на суде, доктор Шиллинг попросил опубликовать после его смерти результаты своих экспериментов и сказал, что все его опыты были на благо человечества. По его словам он совершил настоящий прорыв в науке.

После войны доктор Шиллинг был арестован, обвинен в преступлениях против человечности и повешен.

Оружие Второй мировой войны: ядерное оружие

Япония, 11 марта 1946 года. Новостройки (справа) поднимаются из руин Хиросимы. Слева видны здания фундамент которых пережил атомную бомбардировку.

Очередное испытание США атомной бомбы было проведено на атолле Бикини (Маршалловы острова) 25 июля 1946 года. Ядерной взрыв проходил под кодовым названием «Бейкер». Атомная бомба мощностью 40 килотонн была взорвана на глубине 27 метров ниже поверхности океана в 3,5 милях от атолла Бикини. Целью испытаний было изучение влияния ядерных взрывов на суда и электронику. В районе атолла были собраны 73 корабля. Как устаревшие американские, так и захваченных суда, в том числе и японской линкор «Нагато». Участие последнего в испытаниях в качестве мишени было символичным. В 1941 году «Нагато» был флагманом японского флота. С него осуществлялось руководство знаменитой атакой японцев на Перл-Харбор. Во время взрыва «Бейкер» линкор «Нагато», и так находившийся в очень плохом состоянии получил сильные повреждения и спустя 4 дня затонул. В настоящее время остов линкора «Нагато», находится на дне лагуны атолла Бикини. Он стал туристической достопримечательностью и привлекает многочисленных дайверов со всего мира.

Удивительное оружие Второй мировой войны: акустические устройства

Одно из гигантских подслушивающих акустических устройств, которые были расставлены вокруг Берлина и улавливали даже малейший шум авиационного двигателя.

Устройство Bundesarchiv Bild 183-E12007 для обнаружения самолетов было разработано немецкими инженерами еще в годы Первой мировой войны. Это был своего рода акустический радар. Он состоял из четырех акустических преобразователей: двух вертикальных и двух горизонтальных. Все они были соединены резиновыми трубками по типу стетоскопа. Звук выводился на стерео-наушники, которые использовали техники, чтобы определить направление и высоту самолета.

Аналоги акустических устройств были и на вооружении советской армии.

Удивительное оружие Второй мировой войны: первый компьютер

На этой фотографии 1946 года изображение ENIAC (Electronic Numerical Integrator And Computer) — первый электронный компьютер общего назначения. Его разработали и создали ученые из университета Пенсильвании по заказу американской лаборатории баллистики. Главной задачей этого компьютера был расчет баллистических траекторий полетов снарядов. ENIAC был тайно запущен в 1943 году.

Аппарат весил 30 тонн. Секретность с ENIAC была снята только в 1946 году. Именно тогда и были сделаны эти фотографии. После того, как проект рассекретили конструкторы ENIAC разработали механику строительства электронных цифровых компьютеров. Эта система стала прорывом в разработке новых компьютерных технологий.

Удивительное оружие Второй мировой войны: реактивная авиация

Гайд-парк, Лондон, 14 сентября 1945 года. На выставке в Лондоне была показана захваченная у немцев новая, экспериментальная техника. В частности здесь можно было увидеть немецкий реактивный самолет Хейнкель He-162 (Volksjaeger). Над фюзеляжем самолета установлен турбореактивный двигатель ВМW-003 «Штурм».

В течение 1944 года фирма «Хейнкель» интенсивно занималась разработкой реактивных истребителей. Проработав не менее 20 проектов одноместных самолетов с разными двигателями и компоновкой, конструкторы остановились на наиболее простых решениях. Спроектированный, как турбореактивный перехватчик, He-162 строился в основном из дерева — для облегчения и удешевления производства. Турбореактивный блок устанавливался прямо на фюзеляж, за кабиной пилота «на спине» самолета.

После капитуляции Германии британцам досталось одиннадцать Не-162, американцам — четыре, французам — семь. В Советский Союз попало две машины. Абсолютным откровением для советских конструкторов явилась катапульта летчика, действующая от пиропатрона.

Удивительное оружие Второй мировой войны: летающее крыло

Northrop (летающее крыло). Этот экспериментальный тяжелый бомбардировщик разработан для ВВС США американскими конструкторами во время Второй мировой войны. Известен как XB-35. Самолеты использовали, как турбовинтовые, так и реактивные двигатели. Снимок сделан в 1946 году.

Проект был закрыт вскоре после войны, из-за его технических трудностей. Однако многие разработки внедренные при создании XB-35 были использованы для создания самолета-невидимки Стелс.

Оружие Второй мировой войны: химическое оружие

28 июня 1946 года, Санкт-Георгене (Зальцбург, Германия). Немецкие рабочие дезактивируют токсичные бомбы содержащие горчичный газ. На заводе были утилизированы 65 000 тонн боеголовок химического оружия. Газ сжигали, а пустые снаряды и бомбы затем были затоплены в Северном море.

Начатое в годы Второй мировой войны изучение природных ядов и токсинов привело к появлению так называемого токсинного оружия — разновидности химического оружия, основанного на использовании поражающих свойств ядовитых веществ белкового строения, продуцируемых микроорганизмами, некоторыми видами животных и растений. В ходе исследований были выделены и охарактеризованы различные типы ботулинического токсина, стафилококкового энтеротоксина, а также рицин.

Затопление контейнеров с химвеществом в Северном море.

После Второй мировой войны в США в области химических и биологических средств массового уничтожения наибольшее внимание уделялось фосфорорганическим ОВ нервно-паралитического действия типа зарин и зоман, намного превосходившим по токсичности все известные ранее вещества.
В послевоенные годы в армии США на смену старых веществ раздражающего действия были приняты новые вещества — СS и СR. Оба вещества явились результатом совместных англо-американских исследований. Известны факты применения химического оружия армией США против КНДР (1951-1952 гг.) и Вьетнама (60-е годы).

Удивительное оружие Второй мировой войны: реактивные установки «Катюша»

Кстати, химическая война могла начаться на советско-германском фронте.

В конце 1941 года под Керчью немцы обстреляли советские позиции химическими снарядами из реактивных минометов Nebelwerfer-41. Это было сделано в ответ на применение советскими войсками ракетно-зажигательных снарядов РЗС-132. Этот боеприпас снаряжался термитом и предназначался для стрельбы из «Катюш».

За один залп «Катюша» выстреливала 1500 таких зажигательных элементов. При воздушном подрыве РЗС-132 на позициях противника создавались множество очагов пожара, потушить которые было невозможно. Температура горения термита достигала 4000°С. Попадая в снег горящий термит разлагал воду на кислород и водород, образуя «гремучую смесь» газов, увеличивая и без того сильное горение. При попадании термита на броню танков и стволы орудий, легированная сталь меняла свои свойства и боевая техника уже не могла использоваться.

Осуществив обстрел химическими снарядами позиций советских войск под Керчью, немцы продемонстрировали советскому командованию готовность пойти на нарушение Женевского протокола 1925 года, если продолжится применение снарядов РЗС-132.

Больше до конца войны советские войска этот тип снарядов не использовали.

Известно, что немцы охотились за «Катюшами» в надежде получить хоть какую-то информацию о новом советском оружии. В фашистских войсках были собственные реактивные минометные установки, обладавшие большой кучностью стрельбы, но они были эффективны только в ближнем бою, тогда как «Катюши» могли эффективно применяться на дальностях свыше 8 километров. Секрет заключался в порохе, который разработали советские оружейники.

Оружие Второй мировой войны: реактивные снаряды

Активно-реактивные снаряды (АРС) обычно считаются изобретением 60-х годов ХХ века. Но это не так. В частности Германия вступила в войну против СССР имея на вооружении небольшие ракеты — боеприпасы реактивной артиллерии калибров 150, 280 и 320 мм. Наиболее удачной разработкой немецких конструкторов была осколочно-фугасная ракета Wurfgranate 42 Spreng.

По своей форме ракета была схожа с артиллерийским снарядом и имела очень удачную баллистическую форму. В камеру сгорания было уложено 18 кг горючего — пороха. Горловина камеры завинчивалась днищем с 22 наклонными соплами и небольшим центральным отверстием, в которое вкладывался электрический запал. К передней части боеголовки крепился футляр с капсюлем воспламенителем. Требуемая баллистическая форма обеспечивалась кожухом, надевавшимся на переднюю часть боеголовки.
Направляющие реактивных снарядов монтировались на шасси бронетранспортера Sd Kfz 251 по три с каждого борта. Пуск снарядов производился с помощью электрического дистанционного запала из кабины установки. Как правило, огонь велся залпами с чередованием в каждом осколочно-фугасных снарядов и зажигательных снарядов. В жаргоне немецких солдат эта установка получила названия «Мычащая корова».

Так 280-мм фугасная ракета Wurfkorper Spreng снаряжалась 45.4 кг взрывчатки. Эффективная зона поражения осколками этой ракеты составляла 800 метров. При прямом попадании боеприпаса в кирпичное здание оно полностью разрушалось. Боевая часть 320-мм зажигательной ракеты наполнялась 50 кг зажигательной смеси. При ведении огня по сухому лесу разрыв мины вызывал пожар площадью до 200 кв. метров с высотой пламени до двух-трех метров.

Эти мины также называли турбореактивными, так-как они вращались в полете за счет специальной конструкции сопла реактивного двигателя.

Оружие Второй мировой войны: радиоуправляемые самоходки

12 апреля 1944 года. Британский солдат осматривает захваченный у немцев радиоуправляемую гусеничную платформу, которая снаряжалась бомбой и использовалась для подрыва защитных сооружений противника.

Покатушки американского солдата на немецкой радиоуправляемой самоходной платформе.