Предпосылки создания европейского союза. Европейский союз: причины создания, этапы интеграции

Появление Европейского Союза – одно из центральных событий XX в., ставшее результатом комплекса исторически и логически взаимосвязанных предпосылок. Эти предпосылки следует искать в сфере экономики, политики, духовно-культурной жизни, идеологии.

Экономические предпосылки создания Европейского Союза заключаются в процессе глобализации хозяйственных связей, в результате которого происходит формирование международного рынка и его главных составляющих: транснациональных корпораций, международной кооперации и разделения труда, зарубежных инвестиций капитала, миграции рабочей силы и т.д.

Движение в направлении большего экономического единства – общая историческая тенденция европейского развития.

Огромное значение для становления Европейского Союза и формирования его права имеет общая правовая и конституционная культура, испытавшая на себе большое влияние римского права. Немаловажную роль в этих процессах сыграла практика многочисленных взаимозаимствований юридических достижений и политико-правовых институтов различных европейских стран друг у друга (рецепции). Это привело к появлению не только относительной базовой однородности европейского правового пространства, но и благоприятных условий для дальнейших процессов сближения и приведения к единообразию правовых норм и институтов в рамках Европейских сообществ и Союза.

Схема 1.1. Исторические предпосылки образования Европейского Союза

Для своего триумфа европейская идея сначала должна была появиться на свет, затем концептуально выкристаллизоваться, приобрести форму стройной научно обоснованной теории, а для того чтобы быть реализованной, необходимо, чтобы она овладела общественными массами, которые и делают историю. Кроме того, идея европейского единства исторически развивается не сама по себе, а в едином комплексе с взаимосвязанными идеями, теориями, концепциями и идеалами, которые вместе формируют жизнеспособную идеологию такого принципиально нового образования, как Европейский Союз. Эта идеология с неизбежностью меняется и развивается в соприкосновении с практикой в ходе ее реализации.

Основной составляющей европейской идеологии, иначе называемой панъевропейской, явилась совокупность концепций добровольного объединения народов Европы в единую политическую организацию.

География Европейского Союза

Европейский Союз – самобытный, динамично развивающийся феномен международной жизни, который является объективным результатом процессов интеграции между 27 государствами Западной, Южной и Северной Европы в различных областях жизнедеятельности, и в первую очередь – экономической. Членами Европейского Союза сегодня являются высокоразвитые в экономическом отношении государства,

Схема 1.2. География Европейского Союза

в которых обеспечивается высокий уровень благосостояния граждан, защита основных прав и свобод человека, демократический политический режим. Это государства: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Соединенное Королевство, Чехия, Франция, Финляндия, Швеция, Эстония. Одни государства-члены по форме правления являются монархиями (Бельгия, Дания, Испания, Люксембург, Нидерланды, Соединенное Королевство, Швеция), остальные – республиками.

В настоящее время государствами-кандидатами являются: Турция, Македония и Исландия.

9 декабря 2011 г. договор о вступлении в ЕС подписала Хорватия, он уже прошел все ратификационные процедуры и с 1 июля 2013 г. Хорватия становится 28-м членом ЕС.

Официальные языки Европейского Союза, которые являются официальными языками институтов Союза и издаваемых ими правовых актов, – 23 европейских языка, перечисленные в ст. 55 Договора о Европейском Союзе. Все эти языки имеют равный статус, т.е. изданные на них документы наделены одинаковой юридической силой и являются равно аутентичными

1. Понятие и особенности права Европейского Союза

Понятие права Европейского Союза. Признаки:

Юридический признак указывает на место ПЕС в системе юридических норм (отрасль, подотрасль, институт и др.)

Социальный признак – указывает на место и роль ПЕС в общественной жизни

Политико-географический признак указывает на то, кем создается ПЕС и где оно имеет обязательную силу

По своему юридическому признаку, ПЕС представляет собой правовую систему.

В качестве правовой системы ПЕС имеет свои собственные источники, свои правотворческие органы и процедуры и регулируют широкий круг общественных отношений, входящих в предмет различных отношений, входящих в предмет разных отраслей и правовых институтов.

Социальный признак – интеграционное право (объединяет народы разных стран). ПЕС служит инструментом регулирования и развития интеграционных процессов между странами и народами, входящими в эту организацию. ПЕС не регулирует те аспекты общественной жизни, которые не имеют значения для интеграционного процесса (к примеру, не регулирует статус церквей).

Политико-географический признак – создается организация «Европейский Союз» и действует на территории стран, входящих в этот союз. Всего 28 государств-членов.

Право Европейского Союза – особая правовая система, нормы которой обеспечивают развитие интеграционных процессов между странами и народами, объединенными в организацию «Европейский Союз».

Особенности права Европейского Союза:

1. Ограничение суверенных прав государств-членов в пользу органов Европейского Союза («Еврократия»).

Европейский Союз не является классической международной организацией в полном смысле этого слова. Он сочетает в себе черты международной организации, конфедерации и федерации («гибрид»).

2. ПЕС занимает промежуточное положение между национальным (внутригосударственным) и международным правами («гибридный» характер).

Теоретическая квалификация:

Наднациональным (надгосударственным) правом;

Европейским правом.

3. ПЕС сочетает в себе черты Романо-германской и англо-саксонской правовых систем. Несмотря на большее «давление» Романо-германской системы, имеет место прецедентное право на территории ЕС.

4. ПЕС имеет прямое действие (и признак, и принцип – принцип прямого действия). Прямое действие ПЕС означает, что его нормы устанавливают субъективные права и обязанности непосредственно для физических и юридических лиц. Данный признак сближает ЕС с государством. Но из этого принципа есть исключения.

5. Верховенство по отношению к национальному праву государств-членов. Принцип верховенства ПЕС. Верховенство ПЕС означает, что его источники обладают большей юридической силой, чем источники права, принимаемые в рамках отдельных государств-членов. Вместо «верховенства» в официальных документах используется слово «примат» ПЕС.

6. ПЕС является многоязычным. Оно создается и применяется на нескольких официальных языках. В ЕС 23 официальных языка.

Страны, входящие в ЕСНа сегодняшний день в состав ес входят следующие страны:

1. Австрия.Болгария.Бельгия.Британское Королевство.Германия.Венгрия.Греция.Италия Испанское Королевство.Дания.Ирландия.ЛитваЛатвия.Республика Кипр.Мальта.Королевство Нидерланды.Великое Герцогство Люксембург.Словения.Словакия.Польша.Финляндия.Французская Республика.ПортугалияРумыния.Хорватия.Швеция.Чехия.Эстония.

Государство, соответствующее вышеуказанным требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС, тем самым сделать первый шаг к вступлению в ЕС - это так называемый консультативный этап.

Затем наступает оценочный этап . На этом этапе страна пытается достичь критериев членства в ЕС. Государство официально становится страной - кандидатом на вступление в ЕС.

Следующий этап называется переговорным. Он длится от начала и до завершения переговоров о вступлении. В процессе переговоров определяются условия, на которых страна может присоединиться к ЕС, и сроки принятия, реализации и правового внедрения acquis communautaire (правовая концепция в системе правовых норм Европейского союза). Каждая страна-кандидат действует по отдельному графику и может быть принята в ЕС, как только достигнет соответствия критериям вступления и членским обязательствам. Переговоры проходят в форме двусторонних конференций между странами-членами и страной - кандидатом по каждому из 31 раздела acquis communautaire: конкурентная политика, транспортная политика, энергетика, налоговая политика, таможенный союз, сельское хозяйство, юстиция и внутренние дела, финансовая сфера, региональная политика, бюджетные ассигнования и т.д. Общий успех в переговорном процессе оценивается количеством разделов, по которым переговоры являются вполне завершенными. Результаты переговоров приобщаются к проекту соглашения о вступлении страны-кандидата в ЕС.

Ратификационный этап - продолжается между подписанием соглашения о вступлении и его ратификацией (процесс придания юридической силы документу) . Перед подписанием соглашения о вступлении оно должно быть подано до Совета ЕС для одобрения и в Европейский Парламент для получения согласия. После подписания соглашение о вступлении оно направляется к странам - членам ЕС и странам-кандидатам для ратификации и принятия странами-кандидатами решение относительно поступления, при необходимости - через процедуру референдума. Именно поэтому успешный ход переговоров не является гарантией вступления страны в ЕС, Норвегия, правительство которой дважды (в 1972 и 1994 г.) удачно завершило переговоры и даже подписало соглашение о вступлении, так и не стала членом ЕС, поскольку вопрос вступления в ЕС дважды не нашел должной поддержки населения.

Имплементационный этап - начинается после выполнения всех ратификационных процедур и вступления соглашения в силу. Только после этого страна становится полноправным членом ЕС.

Некоторые специалисты к предыдущему этапу вступления в ЕС причисляют и участие страны-претендента в Европейской Конференции.

Европейская Конференция - это многосторонняя структура, в рамках которой государства - члены ЕС и страны-кандидаты обсуждают насущные вопросы сотрудничества в сфере внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел

Если описывать порядок вступления страны- кандидата в ЕС более кратко, то это будет выглядеть так:

1) европейское государство подает заявку о вступлении в Совет ЕС;

2) Совет ЕС обращается к Европейской Комиссии с просьбой высказать свою позицию относительно поданной заявки;

3) Европейская Комиссия представляет свою оценку Совете ЕС;

4) Совет ЕС единогласно принимает решение начать переговоры о вступлении со страной-кандидатом;

5) Европейская Комиссия предлагает, а Совет ЕС единогласно утверждает основные составляющие и принципы позиции ЕС на переговорах с государством-кандидатом;

6) Совет ЕС проводит переговоры с государством-кандидатом;

7) проект договора о вступлении согласовывается между ЕС и государством-кандидатом;

8) проект договора о вступлении подается в Совета ЕС и Европейского Парламента;

9) Европейский Парламент одобряет Договор о вступлении большинством голосов;

10) Совет ЕС единогласно утверждает Договор о присоединении;

11) Страны-члены и страна-кандидат официально подписывают Договор о вступлении;

12) Страны-члены и страна-кандидат ратифицируют Договор о вступлении в соответствии с собственными конституционными нормами. Страна-кандидат становится членом ЕС.

ЧЛЕНСТВО В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

Согласно действующим учредительным договорам и заменяющим их конституционным постановлениям доступ в ЕС открыт для всех европейских государств , разделяющих с ЕС ценности и стремящихся к достижению его целей. Однако наличие такого одностороннего желания может служить лишь одним из условий вступления, но не предрешает вхождение изъявившего к тому желание государства в состав членов ЕС. Существует целый ряд условий и требований, суммарно изложенных в решениях саммитов в Копенгагене, которые определяют условия доступа в ЕС государств– претендентов на вступление.

Прежде всего участниками ЕС могут быть лишь европейские государства . Здесь имеется в виду чисто территориальное понятие, а не политическое.

К числу важнейших условий вхождения в состав ЕС относятся следование демократическим началам и принципам общественного и государственного устройства, а равно обеспечение построения и функционирования свободной рыночной экономики. На практике выполнение подобного рода требований сопряжено с проведением соответствующего мониторинга институтами ЕС, а со стороны государства члена– с работой по реформированию властных структур и административного аппарата, искоренению коррупции, внедрению демократических начал и принципов судопроизводства.

Каждое государство, намеревающееся вступить в состав ЕС, направляет соответствующую просьбу в Совет ЕС. О наличии такой просьбы информируются Европейский парламент и национальные парламенты государствчленов. Совет, вынося решения на основе принципа единогласия, после консультации с Комиссией и одобрения Парламентом принимает соответствующее решение. Переговоры по вопросу о вступлении проводит Еврокомиссия. Соответствующее соглашение и приложения к нему определяют условия и процедуры ратификации и вступления в состав ЕС. Соглашение о присоединении, одобренное Советом, передается на ратификацию, которая имеет место на основе конституционных процедур, действующих в соответствующих государствах. Решение считается принятым ,если оно было одобрено как в рамках ЕС, так и государствами – кандидатами на вступление. Одновременно с подписанием соглашения о присоединении определяется и дата официального приема государствакандидата в состав ЕС. Вновь принятое государство принимает на себя выполнение всех обязательств членов ЕС, проистекающих из членства в ЕС, а равно получает право на участие в руководстве и управлении его делами. Положения о выходе из членства ЕС в учредительных документах ЕС отсутствуют

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования:

а) построение общего и единого внутреннего рынка;

б) создание экономического и валютного союза;

в) экономическое и социальное сплочение;

г) содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу;

д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких как повышение занятости;

е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и образования;

ж) профессиональное обучение и развитие культуры;

з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя;

и) обеспечение гармонизации национального законодательства.

Цели и задачи ЕС осуществляются на принципах субсидиарности и пропорциональности – ЕС при осуществлении своих полномочий, если он действует вне сферы исключительной компетенции, должен принимать на себя реализацию необходимых мер только в том случае, если они не могут быть должным образом и эффективно осуществлены на уровне государствчленов.

КОНСТИТУЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Конституция ЕС синтезирует в себе Договор о ЕС и Договор о Сообществе в единое целое и одновременно включает ряд новых положений, связанных с конституционным оформлением ЕС. Она состоит из преамбулы и четырех частей. Каждая, в свою очередь, делится на главы, разделы, подразделы и статьи. В первой части определяются природа, цели и задачи ЕС, круг ведения ЕС, характер и порядок осуществления компетенции, принадлежащей ЕС, институциональная структура ЕС, порядок осуществления продвинутого сотрудничества, финансовая система ЕС, принципы взаимоотношений ЕС с государствами, составляющими его ближайшее окружение, условия членства ЕС. Всего в этой части 59 статей.

Часть вторая Конституции содержит изложение Хартии основных прав Европейского союза. Включение Хартии в текст Конституции предполагает придание ей обязательной юридической силы. Она содержит 54 статьи. Конституция подтверждает, что в тех случаях, когда основные права, в ней провозглашаемые, гарантируются одновременно Европейской конвенцией, их содержание и значение должны быть аналогичны тем, какие им придаются данной Конвенцией. В то же время согласно Конституции защита основных прав и свобод может затрагивать более широкую сферу, нежели та, которая очерчена в Конвенции.

Третья часть Конституции «Политика и функционирование Союза» наиболее велика по объему (около 340 статей). Сюда включены статьи, относящиеся к вопросам гражданства, построению общего рынка и обеспечению реализации четырех основных свобод, связанных с его функционированием; положения, регулирующие условия и режим конкуренции; осуществление экономической и валютной политики, включая статус ЕСЦБ и ЕЦБ; политика в области занятости; общая сельскохозяйственная политика; защита окружающей среды; защита прав потребителя; общая политика в сфере транспорта, научных исследований, технологии, исследований космического пространства, энергетики. Детализируется политика ЕС в области культуры, образования и профессиональной подготовки, политика в отношении молодежи и спорта, регулируются взаимоотношения ассоциации с заморскими территориями.

Четвертая часть содержит общие и заключительные постановления. Предусматривает, что с момента вступления в силу Договора, учреждающего Конституцию, прекращают свое действие Договоры, учреждающие Европейское сообщество и Европейский союз, акты и договоры, которые их дополняют или изменяют икоторые фигурируют в специальном протоколе, приложенном к тексту Конституции.

Конституция вступает в силу после завершения ратификационного процесса на национальном уровне.

ЕВРОСОЮЗ: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ

Евросоюз радикально отличается от любых других международных организаций целым рядом характерных черт и особенностей.

1. ЕС обладает собственной системой институтов, которые самостоятельно осуществляют полномочия, входящие в сферу ведения интеграционных образований, и обладает правом принятия обязательных правовых актов.

2. ЕС обладает собственной автономной правовой системой. Источниками права ЕС выступают как учредительные акты или замещающая их после вступления в силу Конституция ЕС, так и акты, непосредственно принимаемые институтами ЕС. Именно эти акты производного права содержат основную массу норм, регулирующих общественные отношения, связанные с процессом европейской интеграции.

3. ЕС обладает собственным автономным бюджетом. Одна из важнейших особенностей бюджетной системы ЕС заключается в том, что она формируется не за счет взносов государств членов, а за счет собственных средств. В бюджет ЕС поступают все налоги и сборы от импорта сельскохозяйственной продукции, переводится часть средств, поступающих от налога на добавленную стоимость, а также отчисления от внутреннего валового продукта государствчленов, составляющие не более 1,2 % ВВП.

4. ЕС обладает собственной валютной системой. Ее участниками стали с 1999 г. подавляющее большинство государствчленов. Во всех странах этой группы введена в обращение единая денежная единица – евро. Все участники зоны евро должны удовлетворять определенным требованиям, сформулированным в нормативноправовых актах, образующих в совокупности Пакт стабильности и экономического развития.

5. ЕС обладает собственным гражданством. Гражданство ЕС является производным от национального гражданства государств-членов. Каждое лицо, обладающее гражданством государства-члена, автоматически обретает гражданство ЕС. В свою очередь, утрата национального гражданства влечет за собой утрату гражданства ЕС. Состояние в гражданстве ЕС порождает определенные права и обязанности. Они включают свободу передвижения и проживания на территории государствчленов, правоизбирать и быть избранным на выборах в Европейский парламент, а также при проведении местных выборов в государствахчленах по месту их проживания. Граждане ЕС располагают правом на защиту и представительство их интересов на территории третьих государств со стороны дипломатических и консульских органов других государствчленов или со стороны ЕС в целом.

6. ЕС обладает собственной территорией. Территорию ЕС образует национальная территория государствчленов.

Варианты получения гражданства Кто может получить гражданство ЕС? Практически любой гражданин другой страны, не имевший проблем с законом. Существует несколько вариантов: Репатриация Этот путь открыт для тех, чьи не особенно отдаленные предки (не дальше прадедушек и прабабушек) были гражданами выбранной страны. Если у вас есть доказательства этого факта, вы можете попросить правительство страны разрешить вам вернуться на историческую родину. Одного факта родства мало - в большинстве стран нужно доказать и то, что вы не утратили корней, говорите на языке этой страны и знаете ее культуру и законы. Возможность репатриации дают Венгрия, Испания, Германия, Греция, Ирландия. Получение гражданства беженцами, в том числе политическими Многие европейские страны предоставляют убежище тем, кого в родной стране притесняют по политическим, расовым или религиозным причинам, а также на основании принадлежности к каким-либо меньшинствам и социальным группам. Чтобы получить статус беженца, придется основательно подготовиться. Иными словами, потребуется доказать, что дома вам грозит серьезная опасность, и правительство родины не намерено вас от нее защищать. Каждый год статус беженца в ЕС получает примерно четверть запросивших убежища. Невысокий процент, но доказать, что вы действительно нуждаетесь в защите, сложно. Натурализация Этот термин означает, что вы прожили в выбранной стране достаточно долго и у вас есть здесь свои объективные интересы - личные или деловые. Причинами для натурализации могут быть: воссоединение с семьей, в том числе брак с гражданином ЕС; учеба на территории ЕС; трудоустройство в стране-члене Евросоюза; инвестиции в экономику ЕС; регистрация бизнеса; покупка недвижимости.

Оригинал статьи: https://www.kp.ru/guide/grazhdanstvo-es.html

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ

НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ БЮДЖЕТА ЕВРОСОЮЗА

Перспективные финансовые прогнозы имеют характер рамочного плана и определяют структуру и лимиты расходов ЕС на несколько лет вперед. Финансовый прогноз не является многолетним бюджетным проектом, но служит основой для составления годового бюджета. Комиссия ежегодно корректирует финансовый прогноз с учетом изменения уровня цен и показателей валового общественного продукта. Финансовые прогнозы разрабатываются Комиссией и принимаются Парламентом, Советом и Комиссией в форме межинституционального соглашения.

Прогноз составляется с учетом необходимости содействия развитию экономики в странах ЕС, а также интеграции новых членов ЕС. Перспективы развития бюджетного права ЕС изложены в докладах Комиссии. В них также анализируется существующая финансовая система и рассматриваются возможные пути ее совершенствования. Комиссия исходит из необходимости обеспечения финансовой автономии ЕС, прозрачности бюджета, эффективности использования бюджетных средств.

Основные направления реформы бюджета ЕС:

а) упрощение системы собственныхсредств – может быть достигнуто посредством отказа от традиционных источников (таможенных пошлин и аграрных отчислений), совершенствования поступлений НДС и повышения роли отчислений от величины валового общественного продукта. Доходы от налоговых пошлин, отчислений за сахар и изоглюкозу, аграрных отчислений относительно невелики, и их значение как источника финансирования бюджета ЕС неизменно снижается. Поэтому ЕС мог бы постепенно отказаться от поступлений из традиционных источников и передать их государствамчленам. Система НДС может быть изменена путем установления долго срочной твердой квоты отчислений в бюджет ЕС. Более радикальное предложение состоит во введении системы собственных средств, основанной исключительно на отчислениях от величины валового общественного продукта. Возражения против этого вызваны тем, что такое решение хотя и отвечает критериям справедливости распределения финансового бремени и прозрачности бюджета, но приведет к существенному сокращению финансовой автономии ЕС;

б) расширение налоговой базы и введение новых источников дохода бюджета . Такими источниками могут стать собственные налоги ЕС, которые бы устанавливались и регулировались Советом и Парламентом и поступали бы в европейский бюджет непосредственно от налоговых субъектов, а не из бюджетов государствчленов;

в) решение проблемы баланса интересов государств-членов ЕС в бюджетной сфере, устранение несоответствия между вкладами и обратными поступлениями государств– членов ЕС.

Международная правосубъектность - это юридическое свойство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.

Международная правосубъектность предполагает, что t образование как субъект международного права обладает способ- I ностью защищать свои права путем предъявления претензий в слу-

I чае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

Международное право, как отмечалось, коренным образом отличается от системы внутригосударственного права. В связи с этим содержание используемых в международном праве и во внутригосударственном праве одних и тех же понятий в большинстве случаев не совпадает. Это относится и к понятию «международная 1 правосубъектность». В ряде международных договоров, текст кото

рых на русском языке является аутентичным, встречается термин «правоспособность». Так, в соответствии со ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры». Здесь правоспособность следует понимать как правомочие заключать договоры. И это правомочие вытекает из международного права.

Международная правосубъектность в отличие от правосубъектности во внутреннем праве включает право участвовать в процессе образования норм международного права. Поскольку отсутствуют какие-либо международные органы, предназначенные создавать международно-правовые нормы, только субъекты международного права участвуют в процессе создания этих норм.

Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступле-

ния в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности.

Исходя из изложенного можно дать следующее определение субъекта международного права.

Субъект международного права - это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Основу процесса европейской интеграции, стало стремление стран Западной Европы восстановить пошатнувшиеся в результате войны экономические позиции. Для стран, потерпевших поражение в войне (прежде всего Германии, разделенной на несколько оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции - Роберта Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики.

Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались, или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС).

В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС должны были интегрироваться под единым командованием военные контингенты этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС.

Вплоть до 1970-х годов не было никаких расширений; Великобритания, до того давшая отказ вступать в сообщество, после Суэцкого кризиса поменяла свою политику и подала заявку на членство в сообществе вместе с Данией, Ирландией и Норвегией. Однако французский президент Шарль де Голль наложил вето на весь план расширения, опасаясь «американского влияния» Великобритании.

Как только де Голль покинул занимаемый им пост, возможность вступить в Сообщество вновь открылась. Вместе с Великобританией Дания, Ирландия и Норвегия подали заявки и получили одобрение, однако норвежское правительство проиграло национальный референдум по членству в Сообществе и, следовательно, не вступало в Сообщество 1 января 1973 года наравне с другими странами. Гибралтар - британская заграничная территория - был присоединён к Сообществу с Великобританией.

В 1970 году произошло восстановление в Греции, Испании и Португалии демократии. Греция (в 1981 г.), а за ней и обе иберийские страны (в 1986 г.), получили допуск в сообщество. В 1985 году Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из состава Европейского сообщества. Марокко и Турция подали заявки в 1987 году, Марокко отказали, поскольку не сочли европейским государством. Заявление Турции было принято к рассмотрению, но лишь в 2000 году Турция получила статус кандидата, и лишь в 2004 году начались официальные переговоры о вступлении Турции в Сообщество.

В 1989-1990 годах закончилась холодная война, 3 октября 1990 года Восточная и Западная Германия были воссоединены. Следовательно, Восточная Германия стала частью сообщества в составе единой Германии. В 1993 году Европейское сообщество стало Европейским союзом на основании Маастрихтского договора от 1993 года. Часть государств Европейской Ассоциации Свободной Торговли, граничивших со старым Восточным блоком ещё до окончания холодной войны, подала заявки на вступление в Сообщество. В 1995 году Швеция, Финляндия и Австрия были приняты в Европейский союз.

Это стало 4-м расширением Европейского союза. Норвежское же правительство провалило в то время второй национальный референдум по членству. Конец холодной войны и «западнизация» Восточной Европы поставили ЕС перед необходимостью согласовать стандарты для будущих новых членов, чтобы оценить их соответствие. По Копенгагенским критериям было решено, что страна должна быть демократией, иметь свободный рынок и быть согласной принять всё право Европейского союза, уже согласованное ранее.

8 из этих стран (Чехия, Эстония, Венгрия, Литва, Латвия, Польша, Словакия и Словения) и средиземноморские островные государства Мальта и Кипр вступили в союз 1 мая 2004 года. Это было наибольшее расширение по людским и территориальным показателям, хотя и наименьшее по показателям ВВП (валового внутреннего продукта). Меньшая развитость этих стран привела некоторые страны-члены в беспокойство, в результате чего были приняты некоторые ограничения при приёме на работу и для путешествий относительно граждан новых стран-членов.

В новогоднюю ночь Болгария и Румыния стали членами Европейского союза. Таким образом, количество стран - участниц увеличилось до 27.

Дальнейшее расширение открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре. Является ли страна европейской, определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС.

Создание Европейского Союза – одно из крупнейших событий XX в., которое вызвало коренные преобразования сложившихся веками устоев общественной жизни в Европе. Очевидно, что столь масштабные реформы не могут быть результатом одного лишь случайного стечения обстоятельств или субъективных желаний отдельных людей.

Должны существовать – и на деле существуют – факторы, лежащие в основе этих процессов. Они начали складываться задолго до учреждения ЕС, еще в Средневековье. Вместе взятые, они образуют комплекс исторических предпосылок, которые подготовили и обусловили появление на свет Европейского Союза и успешность преобразований, им осуществляемых.

Решающую роль сыграли изменения в экономическом базисе, что не умаляет значения других предпосылок: в области политических отношений, духовно-культурной сферы, а также общественной идеологии.

Экономические предпосылки

Экономические предпосылки образования Европейского Союза заключаются в процессе интернационализации хозяйственных связей, в результате которого происходит формирование международного рынка и его главных составляющих, транснациональных корпораций и банков, международной кооперации и разделения труда, зарубежных инвестиций капитала и валютных операций; миграции рабочей силы и др. Однако движение в сторону экономического единства, объективное по своему характеру, вступило в противоречие с доставшейся от прошлого политической раздробленностью Европы – с "Европой суверенных государств", отделенных друг от друга границами, пошлинами, визами и прочими барьерами, стесняющими хозяйственные связи между народами разных стран.

Данное противоречие не является чем-то совершенно новым для европейских народов. Во многом оно повторяет ситуацию, которая уже существовала на рубеже конца Средневековья и Нового времени, но на ином уровне. В тот период рыночное хозяйство, которое пришло на смену натуральному, не смогло ужиться с феодальной раздробленностью и в конечном счете победило ее. Экономической основой возникших тогда централизованных государств стал национальный рынок.

Выход хозяйственных связей за пределы государственных границ поставил вопрос о формировании еще более крупной политической организации народов Европы. Ею и стали Европейские сообщества, первым крупным начинанием которых послужило создание именно общего рынка (посредством отмены всех национальных барьеров на движение товаров, рабочей силы, других факторов и результатов производства).

Национальные государства в рамках ЕС не ликвидируются, но постепенно добровольно ограничивают свой суверенитет в пользу этого надгосударственного формирования. При этом интеграция в экономике постепенно втягивает в данный процесс и другие сферы общественной жизни: политическую, информационную, социальную, культурную и т.д., которые со временем также включаются в сферу ведения ЕС.

Такого рода взаимосвязь в западной доктрине обычно называют "эффектом перелива" или "эффектом зубчатой передачи". При этом не подлежит сомнению, что ее ведущим звеном, которое дает импульс остальным, выступает именно экономика как наиболее открытая, наиболее "стимулирующая" и наименее скованная национальными предрассудками область деятельности людей.

Закономерен вопрос: почему описанные выше тенденции получили наибольшее развитие именно в Европе? Ведь международный, а ныне – мировой рынок охватывает и другие регионы планеты. Здесь, вероятно, главную роль сыграли факторы исторического и географического характера. Во-первых, именно в Европе ранее, чем в других частях Земного шара, сложилась капиталистическая система хозяйствования, стали налаживаться рыночные связи. Процессы экономической интеграции, таким образом, здесь имели больше времени для развития. Во-вторых, незначительные размеры территории большинства европейских государств гораздо сильнее, чем в России или США, подчеркивают узость национальных границ и внутреннего рынка, усиливают потребность в создании открытого общества.

У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 т. М.: Экономика, 2005.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:

во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует. параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;

во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: В 2 т. М.: Экономика, 2005.

Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государств и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, претворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика и т.д.) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 г. прямым голосованием граждан во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем представительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше).

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов - слабо индустриально развитых или депрессивных (с большим удельным весом старых отраслей).

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран - членов ЕС.

В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.

Состав, территория и официальные языки Европейского Союза. Условия и порядок вступления новых государств-членов

Строительство Союза и его правовой системы осуществлялись постепенно. Оно началось еще в 1950 годы, когда были созданы три сообщества:

1) Европейское сообщество угля и стали

2) Европейское сообщество по атомной энергии (евратом)

3) Европейское экономическое сообщество

ЕС включает в себя 27 государств Европы. Споры о том, что такое ЕС, т.к. оно содержит черты как федерации, конфедерации, так и международной организации.

Действие права Европейского Союза распространяется на территорию стран, входящих в состав организации Европейский Союз. Эти страны официально именуются государствами-членами, и их количество постоянно возрастает:

Состав: первоначальными участниками были 6 стран: Италия, Бельгия, Нидерланды, Германия, Франция, Люксембург

Государства-члены: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония, Хорватия.

Государства-кандидаты в члены ЕС : Македония, Черногория, Исландия, Сербия, Турция.

Албания, Боснии и Герцеговина, Косово –потенциальные кандидаты на вступление.

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский Cоюз : Азорские острова, Гваделупа, Канарские острова, Мадейра, Мартиника, Мелилья, Реюньон, Сеута, Французская Гвиана.

Условия и порядок

Маастрихтский договор о ЕС 1992 г . закрепляет в ст. 49 основные требования, предъявляемые к государству, которое желает получить членство в ЕС, а также процедуру принятия новых членов (географические и общеполитические критерии).

Основных требования к государству-кандидату:

Государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения;

В июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»:



1) стабильность государственных и общественных институтов;

2) гарантии демократии;

3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств;

4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положении.

5) государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права.

6) признавать цели ЕС

Формально критерий. Дополнительное требование о том, что все потенциальные члены должны привести свои законы в соответствие с принципами европейского права.

Также "неевропейские" государства, не имея право быть членами, могут претендовать на некоторую степень интеграции с ЕС, описанную в соответствующих международных соглашениях.

Государство, соответствующее требованиям, подает заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Проводятся переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента . Для дачи согласия на вступление необходимо единогласное решение Совета.

Язык

Официальными языками союза ЕС считаются 23 языка. Официальным органом публикации актов ЕС является Официальный журнал ЕС , который выходит на 23 языках.

В судах Европейского Союза дела могут рассматриваться на любом из 23 языков. Решение соответственно выносится на одном из этих языков, но затем официально переводится на остальные. Главные правила использования языков в судопроизводстве:

Язык дела выбирает истец

Если ответчиком выступает государство-член или гражданин/юридическое лицо, то дело рассматривается на языке ответчика;

В делах "преюдициальной юрисдикции", рассматриваемых по запросам судебных органов государств-членов.

Европейский Союз и Совет Европы соотношение и взаимодействие

Европейский союз – это надгосударственное объединение (имеющее признаки международной организации),

Руководствуется тремя учредительными документами. Издает НПА. Создана для политического сотрудничества.

Совет Европы - международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Руководствуется на основании устава. Не создает НПА. Создана для защиты нарушенных прав. Основанная 5 мая 1949 года. Входят в нее 47 государств (включая Россию 1996 г.). Штаб-квартира в Страсбурге.

ЕС сближает с СЕ не только сходство в названиях, идентичная символика, но и общность целей . «Целью СЕ является достижение единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу» (ст. 1 Устава СЕ).

ЕС и СЕ это самостоятельные политико-правовые образования, имеющие существенные различия в своем юридическом и фактическом статусе:

1. ЕС и СЕ созданы и функционируют на базе разных учредительных документов. ДляЕС это учредительные договоры (их 3). Для СЕ, - его Устав, являющийся по форме международным договором.

2. Различны даты создания двух организаций. ЕС начал формироваться в 1950-е гг., а Договор о ЕС вступил в действие в 1993 г. УставСЕ был подписан и вступил в силу в 1949 г.

3. ЕС и СЕ имеют неодинаковый состав государств-членов. Все 27 стран, входящих в Союз, одновременно состоят и в СЕ. А общее число стран - участниц СЕ равняется 47. С точки зрения состава СЕ - более широкая организация, чем ЕС, то с точки зрения компетенции соотношение является обратным.

4. В качестве предметов ведения и направлений деятельности Европейского Союза изначально выступала экономика. СЕ концентрирует свою деятельность на вопросе обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

5. В отличие от ЕС, СЕ собственными правотворческими полномочиями не обладает. Органы СЕ не издают нормативных актов. Они готовят проекты международных, конвенций, которые предлагаются государствам-членам для подписания и ратификации, а также принимают резолюции и рекомендации - акты, не имеющие юридически обязательной силы.

СЕ - международная межправительственная организация, которая осуществляет развитие интеграции посредством согласования воль суверенных государств. Это позволило обеспечить более широкий состав СЕ, но предполагает движение более медленными темпами.

В ЕС суверенитет государств-членов в существенной мере ограничен, созданы надгосударственные органы власти. Это дает возможность достигать более высоких результатов, более глубокой и масштабной интеграции, однако в более узком составе и в пределах меньшей территории.

Оба метода развития интеграции - международно-правовой и основанный на сочетании международных принципов с государственно-правовыми - не исключают, а удачно взаимодополняют друг друга.

Исторические предпосылки и этапы образования Европейского Союза

Предпосылки образования ЕС:

1) Экономические: глобализация хоз. связей, углубление международного разделения труда, цель - создание общего рынка.

2) Политические: небольшие размеры государств для объединения усилий, стремление оградить себя от войны

3) Идеологические: европейская идея

4) Культурные: общая правовая, конституционная культура, общие религиозные основы жизни.

Формирование ЕС шло поэтапно, данный процесс продолжается по сегодняшний день. Формы интеграции (от простых к сложным):

1) Снятие таможенных барьеров, создание зоны свободной торговли

2) Государства создают таможенный союз (договариваются о таможенной политике по отношению к третьим странам)

3) Границы могут пересекать услуги и рабочая сила

4) Общая валютная система, общая система регулирования экономической политики

Перечень договоров, на основе которых начался и продолжался развиваться процесс интеграции :

1. Парижский договор – основополагающий договор, подписан 18 апреля 1951г ., заключили Франция, Италия, Люксембург, Бельгия, ФРГ, Нидерланды вступил в силу 23 июля 1953г., на сегодня не действует – истек 23 июля 2002г. Договор создал Европейское объединение угля и стали. Реализован план Шумана.

2. 25 марта 1957г. были заключены Римские договоры (2 договора), вступили в силу 1 января 1958г., состав стран тот же. Значение: созданы ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Были отменены таможенные пошлины 1 июля 1968г.

3. Брюссельский договор – договор слияния, подписан 8 апреля 1965г., вступил в силу 1 июля 1967г.; объединяются руководящие органы 3-х сообществ. Был аннулирован Амстердамским договором в 1997г.

4. В 1970г. было создано Европейское политическое сотрудничество, состав тот же самый – прообраз внешней политики ЕС и политики безопасности ЕС. В 1975г. была создана группа TREVVI – сотрудничество в сфере борьбы с преступностью.

5. В 1986г. в Люксембурге и Гааге был подписан Единый европейский акт, вступил в силу 1 июля 1987г. Акт не создавал новой организации, он вносил многочисленные поправки в учредительные договоры сообществ, прежде всего в договор о ЕЭС.

6. 7 февраля 1992г . в г. Маастрих (Нидерланды) был подписан Маастрихтский договор – договор Европейского Союза. Договор положил начало ЕС. Вступил в силу 3 ноября 1993г. интеграция углублялась, создавался экономический валютный союз, впоследствии было введено евро.

7. 2 октября 1997г. – Амстердамский договор о внесении изменений в договор о ЕС, договор об учреждении Европейского сообщества и некоторые связанные с этим акты; Изменения: четко прописаны условия вступления в ЕС, включены Шенгенские соглашения, изменения нумерация статей и параграфов в учредительных договорах.

9. Ниццкий договор 26 февраля 2001г., вступил в силу 1 февраля 2001г.; регулировал структуру институтов для расширения на восток. Договор вносит изменения и дополнения в существующие договоры (Договоры об учреждении ЕЭС, договор о ЕС, о Евроатоме).

10. 7 декабря 2000г. Хартия ЕС об основных правах – 3-ий документ, обладающий высшей юридической силой на равнее с учредительными договорами.

11. Лиссабонский договор (договор о реформе) о внесении изменений в договор о ЕС и договор об учреждении Европейского Сообщества. Подписан на Самете ЕС 13 декабря 2007г в Лиссабоне, вступил в силу 1 декабря 2009г., подписали все 27 стран ЕС. Заменил не вступившую в законную силу Конституцию ЕС + внес изменения.

После подписания и ратификации перестала существовать структура «3 опоры».

До ЛД устройство ЕС включало в себя 3 опоры:

1) европейские сообщества (при подписании Парижского и Римских договоров);

2) сферы сотрудничества - общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ);

3) сотрудничество полиции и судебных органов в уголовно-правовой сфере.

Нынешняя структура ЕС: фундамент - государства-члены и народы Союза, которые состоят из граждан. Способность к развитию придают 2 договора – первый краткий договор о ЕС 1992г и Договор о функционировании ЕС (ранее договор о Европейском Сообществе, еще ранее Договор о ЕЭС, еще ранее Римский).