Понятие международных отношений. Субъекты и виды международных отношений

Стало основным компонентом всего международного, поскольку без государства нет и международных отношений. Вестфальская модель мира и ее последующие модификации являлись государственно-центристскими: государство признавалось единственным актором международных отношений, которые собственно и понимались как межгосударственные; принцип государственного суверенитета являлся основополагающим. Создание государства - достаточно редкое событие. Нужно уникальное соединение условий и факторов объединения общественных групп в государство. Это подчеркнул еще Аристотель, определивший государство как союз свободных людей ради общего блага. Действительно, не часто можно встретить власть, действующую ради блага своих граждан и использующую свою мощь для их защиты, а не угнетения. От степени легитимности государственной власти напрямую зависела продолжительность ее существования. Гораздо чаще происходит создание не государств, а культурно-географических общностей - стран. Страны часто оказываются жертвой более мощных субъектов - государств. Тогда возникает печальный пример разделенных народов и даже наций. Так, на протяжении всего XIX в. Польша была сформировавшейся страной, но поделенной между несколькими европейскими государствами.

Возможны следующие варианты соотношения государств и стран:

  • 1) государство включает одну страну и несколько культурно-географических общностей (этнических территорий), еще не ставших странами или вообще не имеющих таких перспектив;
  • 2) государство включает в себя несколько стран. Как правило, существует лидирующая страна, объединяющая иные страны и добивающаяся от них лояльности . Пример: Речь Посполитая, образовавшаяся из союза польских и литовских территорий. Правда, как показал XX в., лояльность литовских территорий оказалась разрушенной;
  • 3) государство включает фрагменты разных стран и не привязана ни к одной из них. Некоторые мыслители полагают, что государство вообще не должно быть связано факторами «крови» и «почвы», т.е. естественной общности страны, и может быть составлено из граждан разной этнической и культурной принадлежности и даже мигрантов. Их лояльность обеспечивается высокими стандартами защиты прав человека, которые они не смогут найти на своих исторических территориях .

Нужно отметить следующие характеристики государства, позволяющие признать его главным действующим субъектом международных отношений:

  • - обладает способностью и ресурсом гражданского доверия использовать инструменты принуждения, в том числе военные средства;
  • - может мобилизовать экономические и людские ресурсы своих обществ для решения внешнеполитических задач;
  • - поддерживает и укрепляет лояльность граждан;
  • - имеет возможность не только реагировать на складывающиеся ситуации в международных отношениях, но и обладает достаточным запасом внутренней устойчивости, чтобы иметь осознанные, долгосрочные интересы и добиваться общественного консенсуса для их реализации. Для современных обществ это выражается в принятии официальных внешнеполитических доктрин, как правило, на межпартийной основе;
  • - имеет статус надежного и привлекательного партнера в международных отношениях, позволяющий участвовать в альянсах (блоках) участников международных отношений, т.е. поддерживать функционирование системы международных отношений.

Теоретические представления о ведущей роли государства в сфере международных отношений (государственном центризме) являются достоянием политического реализма и воспроизводят его основные положения. Основные тезисы государственно-центристской модели субъектов:

  • 1) главным действующим лицом международных отношений является государство, располагающее широким спектром воздействия на остальных участников;
  • 2) государственная политика базируется на соответствии внутренней и внешней политики при значительной автономии последней. Еще Д. Локк наряду с традиционными законодательной, исполнительной и судебной властью выделял «федеративную власть», ведающую внешней политикой. Механизм федеративной власти обладает существенной спецификой: гибкой конвенциональностыо международного права, слабой правовой связанностью законами собственного государства, действиями государственных агентов но усмотрению и в обстановке слабой информированности общественности, широким применением средств, сомнительных с точки зрения морали и даже законодательства;
  • 3) основа всех внешнеполитических действий государства - национальный интерес, составными элементами которого являются национальная и международная безопасность, гарантирующие его выживание и суверенитет;
  • 4) потребность в отстаивании национального интереса вызывает необходимость в мощном военном потенциале, который зависит от сложного сочетания природных, экономических и иных ресурсов государства, обычно называемых «источником государственной мощи». Государство всегда стремится за пределы «разумной оборонной достаточности» и «непровоцирующей обороны», как их определяют его соседи, полагающие себя потенциальной жертвой этого усиления. Поэтому международные отношения - это военно-силовое взаимодействие государств, баланс сил, в котором преимущества с точки зрения национальных интересов имеют наиболее мощные державы, уравновешивающие друг друга либо попарно, либо в составе коалиций. Для оценки государства важно охарактеризовать его мощь. Обычное определение государственной мощи таково: «Высокая степень вероятности того, что государство Л осуществит успешное воздействие на поведение государства Б в любой ситуации, достаточное для реализации целей А».

Выделяют следующие типы мощи: soft power, hard power, smart power.

В свою очередь, hard power подразделяется:

  • - на power to defeat - способность нанести поражение государству или ликвидировать его;
  • - power to hurt - способность нанести неприемлемый для противника ущерб его источникам мощи.

Для оценки потенциала государства важно знать источники мощи (табл. 4.1). Они подразделяются на актуальные и потенциированные. Например, экономический и научный потенциал Германии и Японии много больше, чем международное влияние и статус этих государств.

Таблица 4.1

Источники мощи государств

Источник мощи

Составляющие

Территория

  • Географическое положение
  • Климат
  • Природные ресурсы
  • Выход к океану
  • Топография

Население

  • Этнический состав
  • Половозрастной состав
  • Мобилизационные возможности
  • Продолжительность жизни
  • Уровень образования

Хозяйство

  • Технологии
  • Капитализация
  • Управление

И нфраструктура

  • Транспорт
  • Информационные технологии
  • Гражданская оборона

Военно-промышленный

комплекс

  • Уровень вооружений и их массовость
  • Интегрируемость вооружений в системы
  • Военное управление
  • Наличие оружия массового поражения

Источники мощи могут быть также подразделены на группы по такому признаку, как присутствие в них овеществленного труда, человеческого капитала. В этом случае можно выделить:

  • 1) базовые источники мощи (basic) - источники естественного происхождения, «дары природы»;
  • 2) high-tech - продукты индустрии;
  • 3) high-hume - человеческий капитал.

Эти группы источников присутствуют в неодинаковом наборе и объеме у разных государств. Кроме того, они образуют иерархию: наличие источников мощи более высокого уровня может компенсировать недостатки источников базового уровня.

На современном этапе к числу типичных международных акторов относят государства и межправительственные организации, международные неправительственные организации и движения (национально- освободительные, сепаратистские, экологические, правозащитные), транснациональные корпорации, региональные и местные органы власти, террористические организации и мафиозные группировки, глобальные средства массовой информации (СМИ) и даже отдельных политических или религиозных лидеров. Оценка значимости различных акторов в международных отношениях остается предметом дискуссий различных школ в теории международных отношений, в центре которых стоит вопрос о том, следует ли при анализе современных международных отношений отдавать предпочтение какому-либо типу акторов. Американские исследователи Д. Най-мл. и Р. Кохэн предложили наряду с «международными отношениями» признавать наличие «транснациональных отношений», в которых один из участников - негосударственный субъект .

Государства как акторы международных отношений классифицируются по юридическим и политическим признакам. В основе юридической классификации лежит объем доступного государству суверенитета. Выделяются следующие государства-акторы:

  • - империя;
  • - государство-нация;
  • - ассоциированное государство;
  • - самопровозглашенное (международно-непризнанное) государство;
  • - протекторат;
  • - оккупированное государство.

Политическая классификация государств ориентирована на доступный им объем мощи:

Держава (Power)

Возможность воздействовать на международные отношения в целом.

Глобальный масштаб интересов. Способность легитимировть / делегитимировать политические режимы других государс тв

Субдержава (региональный лидер)

Обладает региональными интересами, признаваемыми мировыми державами и государствами региона. Территория последних рассматривается как «жизненно важная» для нее, что исключает конкуренцию других государств с региональным лидером

Национальное государство:

  • - государство с активной внешней политикой;
  • - нейтральное государство;
  • - автаркическое;
  • - failed state

Суверенитет государства распространяется только на его территорию

Таблица 4.2

Крупнейшим субъектом международных отношений всегда были державы (империи). Империи как тип международного субъекта представлены в табл. 4.2 1 .

Типы империй как субъекты международных отношений

1 См.: От миропорядка империй к имперскому миропорядку. М: НОФМО, 2005. С. 9.

Тип империи

Колониальный

Континентальный

«Сверхдержава» или неформальная империя

Средства

доминирования

Прямое управление. Делегирование прав колабо- рационистам. Военное подавление

Прямое управление. Покупка лояльности. Культурная ассимиляция.

Хозяйственное

освоение.

Военное подавление

Косвенное управление. «Мягкая сила». Технологическое и экономическое лидерство. Покупка лояльности. Поддержка лояльных режимов.

Военное подавление в виде гуманитарных интервенций

Идеология

Цивилизаторская миссия («бремя белого человека»)

Наднациональная имперская идея

У н и версал истс кая имперская идея

Долгосрочные цели имперской политики

Перераспределение ресурсов. Укрепление безопасности. Укрепление национальной экономики

Укрепление безопасности. Защита «естественных границ». Подчинение национальной экономики военно-стратегическим целям («мобилизационное хозяйство»)

Перераспределение

ресурсов.

Укрепление безопасности.

Укрепление национальной экономики. Распространение образа жизни и ценностей

Выстраиваемый тип международного порядка

Равновесие сил (многополярный мир)

Однополярный мир

Последние десятилетия заставили говорить о том, что государственноцентристская модель вызывает обоснованные возражения. Это связывают с развитием глобализации, а также ростом количества и влияния негосударственных акторов. Государство становится все более ограниченным во всех сферах своей деятельности, оно вынуждено делегировать другим акторам часть своих функций и полномочий (или те сами их присваивают). Это происходит даже в традиционно «этатистских» сферах жизни: в обеспечении национальной безопасности стремительно увеличивается значимость частных военных компаний, привлекаемых для решения интернационализированных внутренних конфликтов, где участие государства создает для него большие внешне- и внутриполитические риски. Например, негосударственные акторы привлекаются при урегулировании внутриполитических конфликтов, решении экологических проблем. В результате происходит то, что иногда называется размыванием (эрозией) государственного суверенитета. Часть авторов считают, что глобализация вообще открыла эпоху отмирания национальных государств и создания глобального надгосударственного управления. Однако другие исследователи, напротив, полагают, что государственно-центристская модель сохраняет свои объясняющие возможности, а размышления об «отмирании государства» нс более чем идеологический продукт, оправдывающий диктат сверхдержавы в условиях «плюралистической однополярности», или пропагандистское оправдание беззастенчивой деятельности «новых кочевников» - транснациональных корпораций (ТНК), в лучшем случае - представление желаемого состояния международных отношений в качестве реального.

Государство не исчезнет в ближайшей и даже отдаленной перспективе, поскольку его ресурс легитимности и, следовательно, возможности мобилизации потенциала общества для внешней политики пока еще никем не может быть заменен (хотя и может быть восполнен). Однако было бы неправильным сводить все международные процессы только к деятельности государства. Государство, сохраняя за собой ведущий политический ресурс, вступает в сложное взаимодействие с негосударственными акторами. Агрессивная конкуренция международных неправительственных организаций и неправительственных организаций с государством может только помешать этому процессу. Печальным примером такой конкуренции явилась конфронтация Green Peace с правительством Франции, превратившаяся в шпионский конфликт, завершившийся операцией французских спецслужб в Новой Зеландии в начале 1980-х гг.

Негосударственные участники международных отношений подразделяются на две группы: межправительственные организации и неправительственные акторы.

Межправительственные организации (МПО ) создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. Через МПО государства стремятся воздействовать на международные процессы, реализовать свои цели посредством soft power. Однако МПО играют и самостоятельную роль: они все активнее вмешиваются в такие внутриполитические вопросы, как урегулирование внутригосударственных конфликтов, соблюдение прав человека и др.

Межправительственные организации могут быть универсальными (т.е. занимающимися всеми международными отношения в целом). Они реализуют значительный набор целей: политические, экономические, социальные, военные и др. Таковой является ООН. Существуют функциональные МПО, например Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) или Всемирная торговая организация (ВТО). По составу участников МПО делятся на глобальные и региональные. Примером первых являлась Лига Наций, а теперь - ООН. В ее состав может вступить - при определенных условиях - любое государство планеты. Членство в других ограничено тем или иным параметром, чаще всего географическим (Африканский союз, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), религиозными

(Организация Исламского сотрудничества), этническими (Лига арабских государств). Своеобразным вариантом МПО выступает Британское Содружество наций, объединившее доминионы и бывшие опекаемые территории по признаку официального (государственного) языка и исторической общности.

Неправительственные акторы разнородны по своим целям и интересам. Их подразделяют на международные неправительственные организации, транснациональные корпорации (далее - ТНК), внутригосударственные регионы.

Международные неправительственные организации исключительно разнообразны. Это гуманитарные (Международный Красный Крест), религиозные (Всемирный совет церквей), профессиональные (Международная организация журналистов), спортивные (Международный Олимпийский комитет) и другие организации. МИПО способны оказывать существенное влияние на общественное мнение и могут выступать как значимая политическая сила (как Международный Олимпийский комитет в 1980 г.).

Транснациональные корпорации , в отличие от других негосударственных акторов, имеют главной целью извлечение прибыли и поэтому их деятельность на международной арене особенно противоречива. С одной стороны, она ведет к развитию мировой торговли и экономики развивающихся стран, что объективно способствует распространению коммуникативных процессов, уменьшению разрыва между Севером и Югом. ТНК заинтересованы в стабильности и бесконфликтности международных отношений, поддерживают внедрение процедур мирного разрешения конфликтных ситуаций.

С другой стороны, стремясь к гарантированно стабильной и возрастающей прибыли, они заинтересованы в сохранении дешевой рабочей силы в развивающихся странах, а значит - в сдерживании социально- экономического развития Юга, замораживании отставания его от Севера. Ради собственных интересов ТНК готовы поддерживать деспотические и авторитарные режимы и дестабилизировать демократические. Хорошо известна роль ТНК в свержении чилийского президента С. Альенде (1973). В обобщенном виде направительственные акторы отражены на рис. 4.1.

Новый растущий субъект международных отношений - регионы и мегаполисы. Их международно-правовая институционализация находится на начальном уровне. Нелояльные регионы создавали (Ирландия, катарский, а затем гугенотский юг Франции, Баскония) и создают (Курдистан, Каталония, Квебек, Тайвань, Шотландия) не только внутренние, но и международные проблемы для «своих» государств. Все мегаполисы вызывают раздражение патриотически настроенных граждан, которые видят в них источники порока, негативного общественного влияния «заграницы» и места скопления международной преступности. «Растленным» мегаполисам (еще со времен Древней Греции) противопоставлялась морально здоровая провинция, честная, хотя и интеллектуально неподвижная. Ныо- Йорк, Москва, Париж часто включены в международное общение больше, чем во внутригосударственные связи. Эти космополитические города действуют как финансовые, информационные и инновационные центры, услуги которых просто не могут быть востребованы близлежащими территориями. Межгосударственные регионы характерны для Европейского союза (далее - ЕС). Они активно проявляют себя в экономической сфере, связанной с трансграничным региональным сотрудничеством, и тем самым вовлекаются в глобальную политику. Самостоятельность способствует их развитию, но в то же время создает опасность ослабления государственного единства, возникновения конфликтных ситуаций. Особенно чревата негативными для государства последствиями ситуация, когда связи пограничных регионов с соседней страной становятся более тесными, чем внутрирегиональные . Это может привести к «ползучей аннексии» и межгосударственным конфликтам.

Рис. 4.1.

Упорядочивание контактов государства с МНПО является сложной и трудно решаемой проблемой. Центральный офис МИПО, находящийся на территории другого государства, не подлежит юрисдикции страны пребывания, и правовое положение национальных отделений существенно различается, особенно в части получения или оказания иностранной помощи. У МНПО не всегда находится достаточно такта, чтобы учитывать разнообразие законодательств государств, иногда нет и желания.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Назовите объективные факторы, которые делают государство приоритетным субъектом международных отношений, независимо от условий места и времени действия на мировой арене.
  • 2. Выделите основные тезисы государственно-центричной концепции международных отношений.
  • 3. Проследите изменения категории «мощь государства» на протяжении всей истории развития международных отношений.
  • 4. Перечислите источники государственной мощи.
  • 5. Как классифицируются государства по объему своего суверенитета?
  • 6. Сравните между собой различные классификации государств, характерные для истории, социологии, политологии, международных исследований. Выявите сходство и различие используемых критериев.
  • 7. О существовании каких типов империй вам известно из истории международных отношений? Какие критерии державное™ предлагает современная наука международных отношений?
  • 8. Назовите базовые аргументы критиков государственно-цснтричной модели международных отношений. С какими из них вы согласны?
  • 9. Каких акторов современной системы международных отношений объединяет понятие «негосударственные участники» международных отношений?
  • 10. Назовите известные вам классификации международных неправительственных организаций.
  • Государство - легитимный, суверенный, территориальный, политический союз индивидов, обладающий публичной властью.
  • Государство может находиться в сложных отношениях с системообразующей страной.Император Николай I в разговоре со славянофилом Ю. Ф. Самариным гак аргументировалотказ от русификации Прибалтики: «Вы думаете о России, а я думаю о государстве». По прошествии времени следует, наверное, признать, что в этом споре прав был император, обеспечивший лояльность немецких баронов. Во время Первой мировой войны не было зафиксировано ни одного случая перехода немецких офицеров на сторону своей исторической родины.
  • См.: Хабермас /О. Вовлечение другого: очерки политической теории. СПб. : Наука,2001. С. 243.
  • Для более тщательного анализа иногда целесообразно разграничивать субъектыи акторы международных отношений. Различие между ними - в степени активности / реактивности внешнеполитического курса. Субъект реализует собственные цели, определяетмеждународную «повестку дня» или способен влиять на нее. Акторы подчиняются чужимвнешнеполитическим стратегиям и целям либо в силу внутренней дезинтегрированности(failed states), либо в силу военной и географической уязвимости (например, государства-лимитрофы, «приграничные» государства, расположенные в опасной близости от более мощных государственных объединений).
  • См.: Най-мл. Д. С., Кохэн Р. О. Транснациональные отношения и мировая политика //Теория международных отношений: хрестоматия / сост., науч. ред. и коммеит. П. А. Цыганкова. М.: Гардарики, 2002. С. 152.
  • Международные неправительственные организации (МНПО) по характеру присоединения делятся на открытые и закрытые. В нервом случае достаточно заявить о согласии с уставом организации. Большинство МНПО носят закрытый характер. Это означает,что для приема новых членов требуется согласие действующих участников организации.В отдельных случаях прием в члены возможен только в случае приглашения в ее состав(такова Организация Североатлантического договора - НАТО).
  • См.: Конфигурация нового мирового порядка: проекты и реальность: монография / под ред. О. И. Ивониной. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. С. 175.

Все акторы на международной арене действуют в сфере международных отношений. Международные отношения -- это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Они строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международных отношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.

Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне (глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные.

Международные отношения характеризуются субъективным фактором, который отражает роль выдающихся лидеров, а также намерений других участников международных отношений. Субъектом международных отношений называется социальная группа, способная быть самостоятельным агентом внешнеполитического действия.

Субъект международного права - это участник международных отношений, обладающий международными правами и обязанностями и осуществляющий и имеющий их в рамках и на основе международного права.

Обычно называют четыре типа субъектов международных отношений:

1. Национальные государства. Их в настоящее время насчитывается свыше 200. Все они имеют очерченные границы и являются суверенными. Государство является приоритетным субъектом международных отношений, поскольку оно представляет локальное сообщество.

Именно государства, а точнее межгосударственные отношения, в первую очередь определяют характер, климат и направление развития международных отношений. Цель межгосударственных отношений - создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих государств. Разумеется, - межгосударственные отношения могут затрагивать самые различные сферы: политическую, экономическую, культурную и т.д. При этом внутри каждой сферы возможно выделение определенных подвидов отношений: например, в политической сфере - дипломатические и военные отношения, в. экономической - торговые и т.д.

Влияние, силу государства на мировой арене можно представить как его способность, защищая собственные интересы, воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.

Силу государства, его положение в системе международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавно считалось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военный потенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующее положение на международной арене.

Реальное положение государства на мировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относить величину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальной экономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственного производства, умение обеспечивать поступательное развитие страны, гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страны оказывать прогрессивное влияние на международное развитие.

Существенной чертой государства как субъекта международных отношений является такое его свойство как суверенитет. Национально-государственный суверенитет имеет два основных аспекта: внутренний и внешний.

Внутренний аспект означает полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики. Внешний аспект означает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равноправие и независимость во взаимоотношениях. Однако формально юридическое равенство государств не говорит об их реальном равенстве как субъектов международных отношений. Государства различаются на основе своей территории, численности населения, по природным ресурсам, экономическому потенциалу, военной мощи и так далее. Следствием такого неравенства является реальная стратификация государств на сверхдержавы, великие государства, средние, малые и микрогосударства.

2. Наднациональные или межнациональные организации. Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - так называемые межправительственные организации. Они создаются для реализации определённых целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-либо общего интереса. Это, прежде всего, международные правительственные организации: ООН со своими глобальными отделами, такими как ЮНЕСКО, МБРР, МВФ, МОТ и др. Сюда относятся Европарламент, Международный суд и др. К этому типу субъектов международных отношений можно отнести организации, возникшие с целью усиления регионов, населения континентов, народов с близкими или сходными этническими свойствами. Это Лига арабских стран, организация американских государств, СНГ и др.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Ее членами являются 185 государств, что свидетельствует о том, что она достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.

Сложность межгосудартвенных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь приводит к расширению взаимосвязей между государствами и созданию международных организаций уже как третей группы субъектов международных отношений. В этом качестве (как субъекты международных отношений) международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего имени и одновременно от имени всех государств-членов.

Международные правительственные организации имеют больше рычагов воздействия на международную политику и отдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, в основном, через формирование международного общественного мнения.

3. Негосударственные организации. Это любые международные объединения, созданные без межправительственных соглашений и действующие в основном в сфере экономики, науки, техники, медицины и т.п.

Неправительственные организации имеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чисто неправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальных членов.

К международным неправительственным организациям относятся общественно-политические организации, а также транснациональные корпорации и некоторые межправительственные организации, которые стремятся утвердить своё экономическое влияние в международном сообществе. Примерами таких организаций могут служить Всемирный Совет Мира, Международная федерация женщин, Международная федерация демократической молодежи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная организация профсоюзов, церквей и др. Сюда относятся многочисленные разные корпорации (ТНК), идеологические объединения (Социнтерн, Коминтерн).

Огромным влиянием на мировой арене пользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). К ним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых является получение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, но даже и крупными державами.

Важными субъектами мировой политики выступают религиозные организации.

4. К четвертому типу субъектов можно отнести некоторые субъекты внутренней политики, если их деятельность выходит за национальные рамки и имеет весомое международное отражение, создает значимые для международной жизни последствия. Это организации типа объединения евреев в США, чья деятельность приобретает международное значение, а также разные террористические группы. К этому четвертому типу субъектов относятся и выдающиеся личности, чья национальная деятельность приобрела мировой масштаб (де Голль, М. Горбачев, Д. Сахаров и др.).

Существует две традиции в определении политического и правового положения субъекта международных отношений:

  • - государственный (монопольный субъект международных отношений - государство)
  • - внегосударственный (помимо государства субъектами международных отношений являются влиятельные социальные и политические группы, объединенные в неправительственные организации - финансовые группы, ТНК и др.)

План

Лекция №5. Современная система международных отношений

Наш народ есть самый лучший из всех народов,

и потому он предназначен так или иначе покорить себе

все другие народы или, во всяком случае, занять первое,

высшее место между ними...

Такою формулой освящается всякое насилие, угнетение,

бесконечные войны, все злое и темное в истории мира.

B.C. Соловьев

В.1. Субъекты международных отношений.

В.2. Мировой порядок.

В.3. Международные конфликты и методы их урегулирования.

Международные отношения продолжают оставаться борьбой за богатство и власть между независимыми акторами в состоянии относительной анархии.

Систему международных отношений образуют субъекты мирового сообщества. Данная система иерархична и включает в себя подсистемы, уровни – глобальные, региональные и локальные.

Главными актором международных отношений является государство; его политика определяет характер данных отношений.

Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его целостность и осуществляющая суверенную публичную власть посредством государственного механизма. Признаки государства: территория, граница; население; публичная власть; аппарат принуждения; суверенитет; нормативно-правовая база; налоги, казна, бюджет; символика.

(В современном мире идет процесс увеличения числа государств. С начала 20 века количество государств увеличилось более чем в три раза. В 1960-е года рост численности государств было следствием крушения империй, а в 1990-х – распадом тоталитарных государств.)

Государство – единственный субъект мировой политики, обладающий суверенитетом. Категория «суверенитет» имеет два аспекта – первый определяется свободой выбора населением политического режима и пути экономического развития. Второй – обозначает независимость и равенство государств, их невмешательство в дела друг друга.

Фактор суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений – отсутствие у них единого ядра власти и управления.

Формальные процессы мировой дезинтеграции, образование новых государств уравновешиваются реальным процессом их интеграции и ростом их взаимозависимости в ходе глобализации. С развитием информационных технологий, возникает и мировое коммуникационное сообщество, возрастает проницаемость границ, государственные структуры теряют часть властных полномочий. На мировую арену выходят новые субъекты политики: неправительственные организации, транснациональные корпорации, межгосударственные регионы и т.д.

Политика есть деятельность по поводу завоевания, удержания власти и распоряжения ею. Политика государства бывает внутренней и внешней, причем внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Под внешней политикой понимается курс государства (цели и способы их достижения) в международных отношениях. Она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика имеет собственные цели и обратное влияние на внутреннюю.



Некоторые геополитики разрабатывают теорию геополитических кодов государств – набора стратегических предположений, которые правительство составляет о других государствах при формировании своей внешней политики.

Внешняя политика опирается на потенциал государства – экономический, демографический, военный, научно-технический, культурный. В современных государствах руководство внешней политикой осуществляет глава государства. Для ведения внешнеполитического курса существуют специализированные органы – МИДы, парламентские комитеты по внешней политике, посольства и т.д.

Формально внешняя политика выражается в выработке и принятии внешнеполитических решений.

Определяющим фактором внешней политики является национальный интерес. Это осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности органов власти.

К сфере национальных интересов любого государства относятся:

1) обеспечение внутренней и внешней безопасности государства, поддержание его суверенитета и территориальной целостности,

2) повышение материального и духовного благосостояния населения,

3) рост влияния государства на мировой арене.

Специфические интересы России:

Построение эффективной экономики;

Создание дееспособных государственных институтов;

Оптимальное сочетание интересов всей страны и ее регионов;

Достижение относительно высокого уровня жизни;

Создание гражданского общества и развитие демократии;

Сохранение благоприятной внешней среды.

Национальные интересы не являются неизменными. Они изменяются с изменением самого государства и окружающей среды. Перед властной элитой стоит задача определения содержания национальных интересов на каждом этапе развития страны. Средствами достижения национальных интересов и проведения внешней политики являются: политические, экономические, военные и культурно-идеологические средства.

Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. По характеру членства выделяют два вида международных организаций:

1) межправительственные – созданные на основе договоров;

2) неправительственные организации, объединяющие неправительственные институты и граждан разных государств.

Существуют разные типологии межправительственных международных организаций:

1. По территориальному признаку:

Глобальные;

Региональные;

Межрегиональные;

Субрегиональные.

2. По сфере деятельности:

Организации экономического характера;

Отраслевые организации;

В области культуры и спорта;

Военно-политические;

Универсальные.

Международная организация – это явление историческое и динамично развивающиеся. Повышение их активности произошло во 2 пол. 19 века, в связи с увеличением числа суверенных государств и усилением контактов между ними в 1-ю волну глобализации. Так возникли: Всемирный телеграфный союз, Всемирный почтовый союз, Международное бюро мер и весов, Международный красный крест и др.

После Второй мировой войны возникло около трех тысяч межправительственных организаций и 20 тысяч неправительственных, из которых около 2 тысяч имеют статус наблюдателей при ООН. Великобритания, США, Япония, Бразилия участвуют более чем в 100 организациях, Франция, Дания – более чем 150.

Некоторые международные организации обладают атрибутами политической власти. В первую очередь, это - ООН. Ее органы могут принимать решения (резолюции СБ), являющиеся обязательными для всех членов мирового сообщества. ООН включает в себя ряд суборганизаций, например: МАГАТЭ, ВОЗ, МВФ, МОТ, ЮНЕСКО, Международный суд.

В последнее время ООН в значительной мере утратило свое влияние, поэтому многие проблемы мировой политики решаются вне ее рамок. Например, в рамках «восьмерки», «двадцатки», ЕС, НАТО и т.д.

Неправительственные международные организации – это союзы, которые состоят из общественных групп и граждан ряда стран. Это могут быть организации: профессиональные, демографические, религиозные, правовые, экологические, гуманитарные, спортивные, в защиту мира и др.

Транснациональные корпорации – это специализированные неправительственные международные коммерческие организации. Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать на мировую политику. В 2007 г. в мире насчитывалось 79 тыс. транснациональных корпораций. ТНК имели около 790 тыс. филиалов за рубежом. В 2007 г. их экспорт составлял одну треть мирового экспорта. Они контролируют 50% мирового промышленного производства, почти 2/3 внешней торговли, ¾ информуслуг и 4/5 рынка программных продуктов, 4/5 патентов и лицензий. Ядро хозяйственной системы составляют около 500 транснациональных корпораций, обладающих неограниченной экономической властью. Их потенциал сопоставим с валовым продуктом крупных государств. ТНК объединены в 50-60 финансово-промышленных блоков.

Деятельность транснациональных корпораций приводит к различным последствиям. В позитивном плане они способствуют развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного решения конфликтов. Отрицательными сторонами являются размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира (богатый Север – бедный Юг).

Итак, в современной системе международных отношений просматриваются следующие глобальные тенденции:

1. Расширение состава и увеличение разнообразия политических акторов.

2. Размывание государственного суверенитета вследствие прозрачности государственных границ, усиления сепаратизма, выхода регионов на международный уровень.

3. Формирующаяся многополярность. Конфигурация общемировой структуры является переходной (которую можно определить как плюралистическую однополярность).

4. Прогрессирующая проницаемость грани между внутренней и внешней политикой.

5. Демократизация как внутриполитической, так и международной жизни.

6. Усиливающееся воздействие на мировое развитие комплекса глобальных проблем (политических, экономических, экологических, гуманитарных).

Международные отношения - это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и взаимоотношений между субъектами, которые действуют на международной арене. Международные отношения характеризуются чертами, которые качественно отличают их от всех иных отношений в сфере общественной жизни. Среди них можно выделить следующие:
1. Отсутствие центральной власти и наличие множества относительно равных и суверенных центров принятия решений.
2. Значительное место здесь занимает стихийный характер международных процессов. Для этой сферы общественной жизни присуще множество убеждений участников международных отношений и преобладание центробежных тенденций над центростремительными процессами.
3. Значительность субъективного фактора, который отражает роль выдающихся лидеров, а также намерений других участников международных отношений.
По своему содержанию международные отношения подразделяются на следующие виды: политические, экономические, научно-технические, информационно-идеологические, международно-правовые, культурные и военные. Среди них на первый план выдвигаются международные политические отношения, поскольку они отражают непосредственные отношения между государствами, которые принимают политические решения и которые определяют все другие отношения. В настоящее время выделяются 3 основные группы субъектов международных отношений:
национальные суверенные государства
межгосударственные объединения
международные организации (межправительственные, неправительственные и смешанного типа)
Существенной чертой государства как субъекта меж. отн. является такое его свойство как суверенитет. Национально-государственный суверенитет имеет 2 основных аспекта: внутренний и внешний.
Внутренний означает полную свободу государства при определении своей внутренней и внешней политики. Внешний аспект означает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равноправие и независимость во взаимоотношениях. Однако формально юридическое равенство государств не говорит об их реальном равенстве как субъектов международных отношений. Государства различаются на основе своей территории, численности населения, по природным ресурсам, экономическому потенциалу, военной мощи и так далее. Следствием такого неравенства является реальная стратификация государств на сверхдержавы, великие государства, средние, малые и микрогосударства.
В наше время всё более важными субъектами меж. отн. являются междгосударственные объединения. Они создаются для реализации определённых целей государств-участников, чаще всего для реализации какого-либо общего интереса.
Сложность межгосудартвенных отношений в политической сфере, потребность регулировать хозяйственную жизнь приводит к расширению взаимосвязей между государствами и созданию международных организаций уже как третей группы субъектов международных отношений. В этом качестве (как субъекты межд. отн.) международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего имени и одновременно от имени всех государств-членов.
Черты международных организаций: международные организации имеют постоянные органы управления с определённой компетенцией, полномочиями и функциями, они как правило создаются на основе многостороннего договора или специальных соглашений, где определены цели, полномочия, функции, структура и обязанности членов организации. Деятельность таких организаций носит конституционный характер, т.е. их участники принимают на себя обязательства, закреплённые в нормах международного права.
Международное право - это система договорных, юридически закреплённых норм и принципов, которые регулируют отношения между государствами и другими субъектами международных отношений.
Первая международная организация - всемирный почтовый союз, возник в 1875 году. Примерами междунраодных организаций могут служить АСЕАН, лига арабских государств. Организации экономического характера. Организации в области отдельных областей мирового хозяйства. Профессиональные организации. И т.д.
Самую значительную роль в системе межд. отн. играет ООН. Она стала первым в истории механизмом широкого взаимодействия различных государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически входят в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные организации. К числу этих организаций относятся: ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), международная ассоциация труда, ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), МВФ (международный валютный фонд), международное агенство по атомной энергии МАГАТЭ, ЮЧКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), международный суд.
К международным неправительственным организациям относятся общественно-политические организации, а также транснациональные корпорации и некоторые межправительственные организации, которые стремятся утвердить своё экономическое влияние в международном сообществе. Транснациональные корпорации (ТНК) - крупнейшие компании, национальные по капиталу и интернациональные по сфере воздействия, которые действуют в международном масштабе и контролируют существенную долю мирового промышленного производства и торговли.


До середины XX в. мировая политика строилась из расчета государственно-центристской модели международных отношений. Главным ее субъектом выступали государства. Подобная схема международных отношений была заложена Вестфальским миром (1648), который подвел итог Тридцатилетней войне в Европе и определил границы между государствами. Договор стал признанием того, что споры невозможно решать только военным путем. Современная мировая политика учитывает тот факт, что в настоящее время в мире существует более ста девяноста государств. Но геополитики прогнозируют, что процессы этнического сепаратизма могут привести к созданию примерно четырехсот государств. Государства отличаются одна от другой разными параметрами: размерами, возрасту (исторические и новые государства), численности населения, экономическому потенциалу, степени политического влияния. По экономическому критерию выделяют три группы государств. К первой группе относятся богатые государства, под которыми понимают индустриально развитые государства с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Это, прежде всего, страны Большой семерки: США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония. К числу богатых относят и крупных экспортеров нефти Персидского залива - Бахрейн, Кувейт, Катар и др. Ко второй группе относятся новые индустриальные страны, что сделали в 70-80-х годах резкий бросок в своем экономическом развитии, но которые пока что не сумели догнать по уровню жизни государства первой группы: Китай, Индию, так называемых "азиатских тигров" (Сингапур, Южная Корея, Малайзия), страны Латинской Америки (Мексика, Бразилия). Сюда относятся и бывшие социалистические страны Восточной Европы. К третьей группе относятся бедные страны Латинской Америки, Африки, некоторые бывшие республики СССР.

Политическое влияние страны на международной арене в значительной мере определяется их экономической и военной мощью. В современном мире именно функционирования экономики непосредственно определяет как международный статус государства, так и ее боеспособность вооруженных сил. В отношении стран, которые обладают сильным военным и экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием, используется термин "государство". При этом в мировом сообществе выделяют собственно зверхдержави и большие государства. Начиная с 1945 г. и в течение следующих четырех десятилетий СССР вместе с США определялись как две зверхдержави. Зверхдержаву от других стран отличают три критерия: возможность массового и полного уничтожения, способность влиять на развитие всех других стран, невозможность для любой коалиции нанести поражение одной зверхдержаві, если эта коалиция не поддержит другая зверхдержава. Равновесие в международной среде, которая осуществляется по схеме противостояние двух государств и поддерживающих их коалиций стран, определяется как биполярная модель мира. После распада СССР сложилась однополюсна модель международных отношений с единственной зверхдержавою - США. Политологи хоть и прогнозируют возможность в будущем многополярность и появление других государств, равных по своим могуществом США, все же вынуждены признать, что сегодня США обладают всеобщей преимуществом.

В крупных государств, согласно Г.Маргентау, относят страны, обладающие военной силой и способностью отстоять свою независимость, экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием. Сюда же он добавляет и геополитический фактор (пространство и расположение страны). Как правило, в крупных относят страны, обладающие ядерным арсеналом и современными средствами его отправки, а также такие, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция, Китай). По экономическим и политическим влиянием в крупных относят Германию и Японию. Что касается России, то в связи с тем, что она считается наследником бывшего СССР, то она в определенной степени занимает сегодня статус определенного элемента мирового политического и экономического порядка.

Ключевую роль на региональном пространстве играют средние государства, например, Индия в Юго-Восточной Азии, Мексика в Центральной Америке, Турция, которая пытается закрепить свое влияние в новых государствах Средней Азии. Различают также малые и микрогосударства. Их отличает небольшое количество населения (один - два миллиона) и невозможность самостоятельно защитить свой суверенитет.

Субъектами политики мирового масштаба являются международные организации, блоки и союзы, которые сотрудничают или противостоят друг другу. Они создаются на основе общности интересов стран-участниц для реализации определенных экономических и военно-политических задач. Первые организации подобного типа появились в начале XX в., а сегодня их насчитывается более четырехсот. Существуют различные типологии международных организаций. Одна из наиболее распространенных классификаций предусматривает выделение различных типов в соответствии с территориальному признаку и направлением деятельности.

В зависимости от первому критерию различают:

  • универсальные международные организации. Такой является Организация Объединенных Наций (ООН);
  • межрегиональные организации, например, Организация Исламская Конференция;
  • региональные организации и блоки. Всего в мире насчитывается шестьдесят организаций подобного типа, например, Европейский Союз, СНГ, Организация Африканского Единства, Сообщество южноафриканских стран с целью развития, Региональное экономическое сообщество в Латинской Америке, Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
  • субрегиональные организации, например, Бенилюкс, что объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

В зависимости от направления деятельности выделяют:

  • загальноцільові организации. Такой организацией является ООН, который координирует сотрудничество стран-участниц в различных сферах. Одна из важнейших функций - осуществление международной безопасности, регулирования конфликтов. С 1948 p. OOH осуществила более пятидесяти миротворческих миссий в различных регионах мира;
  • специализированные организации. Например, ООН включает в свою структуру международные организации, созданные для координации усилий стран в отдельных отраслях - Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ), международная Организация Труда (МОТ), ЮНЕСКО (организация, занимающаяся вопросами культуры, образования и науки), Международный суд, Международный Валютный Фонд (МВФ), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и т.д. Различные формы сотрудничества осуществляются в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Наконец, необходимо вспомнить, что в течение нескольких десятилетий во второй половине XX в. мировая политика определялась противостоянием двух военно-политических блоков: Североатлантического союза (НАТО) и Организации Варшавского договора.

Специфической международной организацией, которая обладает атрибутами политической власти, является Европейский союз. Существующий с 1979 г. Европейский парламент наделен законодательной, бюджетной и контрольной функциями, но это не означает ограничение суверенитета государств, входящих в Союз.

Процессы глобализации современного мира значительно расширили круг субъектов международных отношений. Например, серьезную конкуренцию национальным государствам в осуществлении политики составляют транснациональные корпорации (ТНК). Они стали самостоятельными субъектами не только экономических, но и политических отношений. Сегодня в мире насчитывается тридцать пять тысяч транснациональных образований. Ядро же мировой хозяйственной системы составляют пятьсот ТНК, которые обладают неограниченной экономической властью. Под контролем ТНК находится более половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, четыре пятых патентов и лицензий на новую технику, технологии и "ноу-хау".

Исследователи, оценивая роль ТНК в современном мире, делают неоднозначные выводы о перспективах национального государства. Согласно одному из подходов, ТНК существенно подорвали суверенитет национального государства. При этом указывается на то, что экономический потенциал крупнейших ТНК можно сравнить с внутренним валовым продуктом ведущих средних стран. Применительно к развитых стран еще можно говорить о двоевластие: государство защищает интересы собственных ТНК в различных регионах мира, а те, в свою очередь, обеспечивают налоговые поступления от международной деятельности. По другой группы развивающихся государств, то их экономика иногда полностью зависит от ТНК. Последние обладают различными способами воздействия на правительства этих стран и могут заставлять их проводить политический курс, который противоречит собственным национальным интересам. Другими инструментами влияния на национальные правительства выступают международные банки, финансовые и трастовые компании. Они, как правило, связывают условия предоставления помощи с соблюдением странами определенных правил игры и предоставляют кредиты только тем из них, которые демонстрируют готовность следовать определенному экономическому и политическому курсу. Ослабление некоторых функций государства вовсе не означает, что она перестала быть институтом формирования политики. Речь, видимо, идет о том, что существенно подорвано монополия государства в сфере регулирования национальной экономики, финансовых потоков, экологических, правовых и социальных проблем. О расширении роли в мировой политике негосударственных факторов свидетельствует и деятельность неправительственных организаций - "Врачи без границ", "Международная амнистия", "Международный Красный Крест" и др. Нельзя не учитывать и контакты между политическими партиями, этническими и религиозными диаспорами разных стран. Неправительственные организации могут напрямую, минуя властный правительство, апеллировать к общественному мнению других стран в случае нарушения прав каких-либо групп населения. Наконец, международного значения могут приобрести даже отдельные личности, например, финансист Сорос или исламский террорист Бен Ладен.