Немецкая актриса времен третьего рейха. Первые леди Третьего рейха…

Такие разные, эти Первые леди Третьего Рейха.Ольга Чехова и Эрика Кох, Марика Рёкк и Магда Геббельс, Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь, Инга Лей и Ева Браун... Кто они?

Ольга Чехова

Ученица русской школы театрального искусства стала "кинодивой № 1″ гитлеровского кинематографа. Ее ближайшими подругами были Ева Браун, Магда Геббельс, Лени Рифеншталь, она общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман.

Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рeкк и Цары Леандер. Не имея никакой поддержки, не зная немецкого языка в совершенстве, красивая и умная русская становится сначала одной из звезд немецкого кинематографа, а затем и "государственной актрисой" Третьего Рейха. Сентиментальная немецкая публика не просто признала, но и полюбила Ольгу.

Фюрер лично приглашал Ольгу Константиновну Чехову на все важные государственные торжества, причем всегда сажал ее рядом с собой. Во время визита в Германию В. М. Молотова он представил ему актрису первой. Ее авторитет в стране был необыкновенный, к ней за помощью обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись решить свои проблемы обычным способом.

Марика Рёкк

После выхода картины "Алло, Жанин" Марику пригласили на прием к фюреру. Не представляя, как она в вечернем платье будет традиционно приветствовать вождя, Рекк неожиданно для себя сделала книксен, а Гитлер, видимо, тоже неожиданно, поцеловал ей руку. Позже ей припомнят и этот поцелуй, и комплименты, которыми фюрер осыпал актрису в тот вечер.

Фрау Рекк вспоминала, что Гитлер интересовался, сама ли она проделывает эти головокружительные трюки в кино, или, может быть, у нее есть дублерша? Узнав, что никаких дублерш у Марики отродясь не было, продолжил: "Скажите же мне в таком случае, милая чудесница, чего вы не умеете делать?" И получил в ответ: "Говорить правильно по-немецки, мой фюрер!"

Чудесную "Девушку моей мечты" крутили после войны практически во всех кинотеатрах, смотрели по несколько раз. Сам Штирлиц смотрел его, кажется раз двадцать семь - но, правда, каждый раз по служебной необходимости, ожидая связника.

Марлен Дитрих

Великолепная Марлен Дитрих стала единственной женщиной в мире, отказавшей Адольфу в любезности побыть его официальной любовницей. Она была его любимой актрисой, и Гитлер никогда не стеснялся говорить об этом.

По официальной версии фюрер прежде всего восхищался ее драматической игрой, но современники диктатора время от времени упоминали о том, что чаще всего Гитлер говорил о ногах актрисы.
В 1937 году Дитрих приняла американское гражданство. Но ее горячий поклонник до последнего хотел, чтобы она вернулась в Германию.

Однако даже Рудольф Гесс, тайно встретившийся с Марлен, не сумел уговорить актрису переехать на Родину. Более того, в 1939-1945 годы Марлен принимает активное участие в антифашистской пропаганде, выступая как певица перед американскими солдатами. Да так, что рейхсминистр пропаганды Геббельс объявляет Дитрих радиовойну.

Конечно же, роль отважной женщины-антифашистки только добавила славы к ее звездному имени, но вот только в родную Германию актриса вернулась в гробу, - она похоронена на берлинском кладбище. И это далеко не самая худшая судьба "понравившейся фюреру".

Гели Раубаль

Семнадцатилетняя племянница фюрера Гели Раубаль из-за дядюшки наложила на себя руки. Современники утверждают, что только ее Гитлер любил по-настоящему. Впервые они встретились в 1925 году, и Гитлер был сразу очарован светловолосой девушкой с приятным тихим голосом.

В 1929 Гитлер снял огромную квартиру в Мюнхене и перевез туда Раубаль.Он брал ее повсюду с собой - на митинги, конференции, в кафе и театры. Гели страстно хотела стать оперной певицей и надеялась в этом на помощь своего дяди.

Когда до Гели дошли слухи, что Гитлер намерен жениться на Винифред Вагнер, вдове сына композитора Рихарда Вагнера Зигфрида Вагнера, отчаянью ее не было предела. В свою очередь, Гитлер подозревал Гели в тайной любовной связи со своим телохранителем Эмилем Морисом.

Летом 1931 года Гели, которой надоел деспотизм и постоянная бешеная ревность Гитлера, собиралась перебраться в Вену. Уезжавший 17 сентября в Гамбург для проведения предвыборной кампании Гитлер категорически запретил ей это делать, а 18 сентября ее нашли застреленной в собственной квартире Гитлера. Тайна смерти Гели Раубаль так никогда и не была раскрыт

Ева Браун

Давний компаньон Адольфа Гитлера, и в последние часы его жена, Браун стала первой женщиной в его жизни после самоубийства Гели Раубаль, племянницы Гитлера и, если верить слухам, любовницы. Браун часто характеризуется в книгах как скромная и простая женщина, но не лишенная тщеславия.

30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Браун вместе с Гитлером совершили самоубийство.

Гретл, сестра Евы Браун

Брауны были почтенной баварской семьей, которая и не предполагала, что их ждет после того, как семнадцатилетняя Ева стала фотомоделью в студии Генриха Хоффмэна, официального фотографа Рейха. На работе Ева встретила человека с "забавными усами", которым оказался Гитлер.

Гретл Браун вышла замуж за Германа Фегелейна, генерала СС и члена нацистской партии с 1930 года и пережила войну. Фегелейн был казнен - некоторые говорят по собственному приказу Гитлера - в 1945 году.

Шведская актриса Цара Леандер

Шведка Цара Леандер была известна своей работой в немецких фильмах, которые расценивались как нацистская пропаганда. В действительности, она не имела ничего общего с нацистами и даже осуждала Йозефа Геббельса.

Гертруда Форстер

Гитлер ужинает с Гертрудой, женой Альберта Форстера, нацистского губернатора большого региона Польши. Британская и американская разведка предполагали, что Форстер и Гитлер были гомосексуальными любовниками.

Форстер был повешен в Варшаве в 1952 году. Его жена узнала о повешении в 1954 году.

Магда Геббельс

Жена Йозефа Геббельса была неофициальной "первой леди" Третьего Рейха. Когда нацистский архитектор Альберт Шпеер предложил перевезти ее шестеро детей из Германии в 1945, она отказалась.

Все шестеро были отравлены - многие говорят, что Магда сама отравила детей на следующий день после гибели Гитлера.

Чешская Актриса Лида Баарова и Йозеф Геббельс

Геббельс (справа), актер Густав Фрелих и невеста Лида Баарова на вечеринке в 1936 году. Бээрова начала роман с Геббельсом, который почти расторг брак Йозефа. Она избежала казни в Чехословакии после войны.

Немецкая киноактриса Ханнелоре Шрот сидит на стуле в канцелярии во время приема художников в Берлине в 1940 году. "Гитлер часто отмечал, что не хотел видеть вокруг себя остроумных или интеллектуальных женщин.

Не знаю, как такие оскорбительные замечания должны были терпеть дамы, находившиеся на приеме", - писал главный нацистский архитектор Альберт Шпеер.

Гитлер улыбается Лени Рифеншталь
В 1937 году Гитлер восхищался актрисой, режиссером и фотографом Рифеншталь.

Лени дружила с Гитлером и Геббельсом. Среди современниц она была настоящей белой вороной, - летала на самолетах, таскалась по морям и пустыням, и снимала, снимала, снимала. Даже на кадрах скупой официальной хроники видно, что "этим двум ненормальным" было хорошо друг с другом.

Разумеется, по официальной версии встречались они только "по работе". Кинорежиссер-новатор и личный кинооператор Гитлера - эти определения остались рядом с именем Лени.

Критики всего мира единодушно сошлись во мнении, что хотя госпожа Рифеншталь и не состояла в Национал-социалистической партии, благодаря ее фильмам в ряды нацистов вступили тысячи человек.

Винифред Вагнер и Адольф Гитлер

В 1938 Винни Вагнер и Гитлер совершают поездку по дому Вагнера. Невестка композитора Ричарда Вагнера была преданной подругой Гитлеру до самой смерти. По слухами, ходившим в начале 1930-ых, эта пара чуть не вступила в брак.

Юнге Траудль , секретарь Гитлера

Юнге Траудль была назначена личным секретарём Гитлера в конце 1942 года по рекомендации М. Бормана. В 1943 году вышла замуж за помощника фюрера Ханса Юнге. Арестована советскими контрразведчиками 9 июня 1945 года. Автор воспоминаний, на основе которых снят фильм Бункер. Умерла от рака в одной из клиник Мюнхена.

Герман и Эмма Геринг

Бывшая актриса Эмма Геринг жила на широкую ногу благодаря своему алчному и жадному мужу, конфисковавшему богатства евреев. В 1938 году, когда она родила дочь, Герман в знак приветствия приказал 500 самолетам пролететь над Берлином.

Гиммлер и его жена любуются Гитлером

Маргарета Гиммлер и ее муж Рейхсфюрер СС слушают Гитлера во время ужина. Гиммлер женился на взрослой голубоглазой блондинке Маргарете в 1928 году. В 1940 они разошлись и Гиммлер взял в жены любовницу, от которой у него было два ребенка.

Инга и Роберт Лей

Ранний член нацистской партии Роберт Лей - аферист, печально известный своей коррумпированностью, любивший пьянство в общественных местах, - неизменно верный Адольфу Гитлеру. В 1942 году Инга Лей застрелилась.

Илзе Кох

Кох, которую прозвали "Зверь из Бухенвальда" (также "Ведьма из Бухенвальда" и "сука Бухенвальда"), была приговорена к пожизненному заключению за военные преступления.

Жена коменданта лагеря, она была садисткой даже по нацистским стандартам. Илзе покончила жизнь самоубийством в тюрьме в 1967 году.

Гитлер демонстрирует свою популярность среди женщин Германии в 1943 году. Он отказался жениться, поскольку считал, что брак помешает продвижению нацистской партии и Германии. Тем временем, Еву Браун называли "самой несчастной женщиной Германии."

Суицид нацистских женщин в знак падения Германии в 1945 году
Тело жены и дочери нацистского лейпцигского городского члена совета, отравленной цианидом. Слухи об убийствах, насилиях, и других злодеяний, переданные Союзниками, разносились по всей Германии. Некоторые женщины предпочли покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать насилия от рук победителей.


Лида Баарова (Lida Baarova)

В 1934 году киностудия УФА пригласила чешскую актрису, очаровательную Лиду Баарову (настоящее имя Людмила Бабкова) для работы в Германии. Она родилась в 1914 году в актёрской семье, училась в Пражской консерватории и уже в 17 лет дебютировала в кино. На съёмках её первого фильма в Германии «Баркарола» присутствовал Гитлер, который был поражён красотой юной актрисы. И хотя их встреча была мимолётной, фюрер пригласил Баарову на чай, совсем не смутившись её славянским происхождением.

А вскоре партнёр Лиды по фильму Густав Фрёлих (Gustav Fröhlich) объяснился ей в любви. Он снял шикарную виллу под Берлином, и они стали жить вместе. За три года актриса сыграла главные роли в десяти фильмах. Она получила приглашение в Голливуд, но не решилась покинуть Германию. Впоследствии Баарова не раз сожалела об этом, ведь, по её словам, она могла затмить саму Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

Почему же актриса отказалась от выгодного контракта? Вероятно, тут не последнюю роль сыграла любовь. Лида влюбилась. И не в кого-нибудь, а… в рейхсминистра пропаганды Геббельса (Paul Joseph Goebbels). Как оказалось, Геббельс с семейством – женой Магдой и четырьмя детьми (позднее родились ещё двое) – проживал по соседству с Фрёлихом и Бааровой. Страсть, вспыхнувшая между всесильным министром и актрисой, была обоюдной. Рассказывая позже о своей роковой связи, она не скрывала, что между ней и Геббельсом сразу же возникли интимные отношения.

Когда Магда поняла, что её семье грозит опасность, она обратилась за помощью к Гитлеру. Фюрер был крёстным отцом детей Геббельса и не мог допустить, чтобы образцовая немецкая семья рухнула. Рейхсминистр хотел уйти в отставку, чтобы уехать со своей возлюбленной за границу, и даже совершил попытку самоубийства. Однако Гитлер потребовал от Геббельса немедленно прекратить роман с Бааровой.

Кинокарьера актрисы в Германии закончилась, её фильм «Прусская любовная история» был запрещён к показу, и она была вынуждена покинуть страну. После войны Баарова снималась в кино, в том числе и у таких знаменитых режиссёров, как Федерико Феллини (Federico Fellini) и Райнер Вернер Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder). Она дважды выходила замуж, а последние годы своей жизни провела в Австрии. И умерла на чужбине, так и не дождавшись полного прощения со стороны соотечественников.

Цара Леандер (Zarah Leander)

Руководство УФА не слишком огорчилось, расставшись с Лидой Бааровой. В это время на небосклоне немецкого кино ярко засверкала новая звезда – шведская актриса Цара Леандер. Она совсем не соответствовала идеалу немецкой женщины, тем не менее высокая красавица с огненно-рыжими волосами, крупными чертами лица и царственными манерами оказывала магическое влияние на зрителей. Её низкое чувственное контральто и необыкновенный шарм сводили мужчин с ума. Во время Берлинского кинофестиваля 1986 года Феллини (Federico Fellini), вспоминая о Леандер, сказал: «Она была львицей, которой был бы с удовольствием растерзан любой мужчина».

Цара Леандер (Хельдберг) родилась в 1907 году, в шведской провинции, в религиозной семье со строгими нравами. Она рано ушла из дома, вышла замуж и родила двоих детей. С мужем вскоре развелась, унаследовав от него звучную сценическую фамилию – Леандер. Первая записанная ею пластинка оказалась удачной, и вскоре её взяли на главную роль в мюзикл, который шёл на сцене венского Театра оперетты. Цара пела на немецком языке с едва заметным акцентом, который придавал особую прелесть её исполнению. Со временем она стала популярной артисткой и в 1936 году подписала контракт с киностудией УФА.

Её первый снятый в Германии фильм «К новым берегам» имел оглушительный успех. На премьере актрису вызывали на бис несчётное количество раз. Толпы людей сопровождали по улицам Берлина её лимузин, окружённый полицейскими. А чего стоил её обращённый вдаль, слегка удивлённый и загадочный взгляд! Мало кто знал, что актриса близорука. Разве можно было допустить, чтобы публика увидела Цару Леандер в очках с толстыми стёклами, спотыкающуюся на каждом шагу? Поэтому её постоянно сопровождали два красивых молодых человека, исполнявших роль поводырей. У Цары было много слабостей: она непрерывно курила и не отказывала себе ни в еде, ни в алкоголе. Леандер не обладала идеальной фигурой и появлялась на публике в специально сшитых для неё платьях чёрного цвета, скрывающих полноту.

Однажды Геббельс поинтересовался именем актрисы. Ведь Цара может звучать как Сара. На что Леандер шутливо заметила, что Йозеф можно произнести как Иосиф. В её репертуаре была популярная песня «Bei mir bist du schön» (Для меня ты красива), написанная американским евреем Шоломом Секундой (Shalom Secunda). Возможно, это и насторожило рейхсминистра.

Отношение Леандер и Геббельса складывались непросто. Он назвал её «врагом Германии», когда узнал, какой гонорар запросила она по контракту, да ещё половину в шведских кронах. Геббельс хотел, чтобы актриса вступила в партию, но она постоянно отказывалась. Леандер не интересовалась политикой, говорила, что не может поменять политический цвет, поскольку его у неё нет. Она не входила в нацистский Союз кинематографистов и была единственной киноактрисой, для которой в этом отношении сделали исключение. В своей книге «Женщины нацистов» Анна Мария Зигмунд (Anna Maria Sigmund) пишет, что Геббельс настаивал на получении Леандер немецкого гражданства, но не смог добиться её согласия.

И всё-таки министр пропаганды высоко ценил талантливую актрису, чьи фильмы получили международное признание. Она жила на шикарной вилле в пригороде Берлина. На юге от Стокгольма, на берегу Балтийского моря, Цара приобрела огромное поместье. Дом из 39 комнат был обставлен антикварной мебелью и украшен старинными картинами. Известно, что планы съёмок Леандер были составлены таким образом, чтобы она дважды в месяц могла приезжать в своё имение в Швеции.

Несмотря на бурную светскую жизнь и стремление к роскоши, она никогда не забывала о главном деле в своей жизни – кино. В 1939 году на экраны вышел фильм о Чайковском, в котором Леандер играла возлюбленную великого композитора. Сценарий писали в спешке, так как фильм нужно было закончить до подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом. Его премьера состоялась за неделю до приезда министра иностранных дел Риббентропа (Joachim von Ribbentrop) в Москву. А ещё через неделю началась Вторая мировая война. После нападения Германии на СССР фильм был запрещён, но ставшей популярной песня «Только не надо плакать из-за любви», которую спела в картине Цара Леандер, продолжала исполняться.

После разгрома фашистских войск под Сталинградом Леандер стало понятно, что Третий рейх ждёт неминуемое поражение. А значит, Германию нужно покинуть, тем более что как гражданка Швеции она могла это сделать. Последний фильм, в котором снялась актриса, назывался «Когда-то». Но на его премьеру в марте 1943 года Цара Леандер в Германию уже не приехала. Она бежала в Швецию, а насильно заставить её сниматься на киностудии УФА было невозможно.

Автор книги «Женщины нацистов» пишет о том, что после окончания войны шведская публика весьма прохладно относилась к бывшей звезде Третьего рейха. Но постепенно она снова начала выступать в концертах, снялась в нескольких музыкальных мелодрамах. К ней снова вернулась популярность. Даже став бабушкой, актриса продолжала пить, курить по две пачки сигарет в день и давать в месяц по десять-двадцать концертов. Леандер покинула сцену в семидесятилетнем возрасте. Два с половиной года спустя она умерла.

Марика Рёкк (Marika Rökk)

Она была, пожалуй, единственной иностранной актрисой, соответствующей стандартам немецкой красоты. Марика обладала звонким голосом, хорошими актёрскими данными, внешней привлекательностью и грациозностью. Зажигательные танцы и откровенные костюмы вызывали восторг публики.

Актриса эстрады, театра и кино родилась в 1913 году в Каире, в семье венгерского архитектора. Уже в 11 лет она танцевала в кабаре Парижа, Лондона и Нью-Йорка. В 16 – успешно выступила в Будапеште на профессиональной сцене Театра оперетты. Рёкк стала сниматься в кино и свою первую большую роль сыграла в комедии-оперетте «Поезд привидений». Она была неутомима: осваивала акробатику, часами занималась у балетного станка, множество раз взбиралась на лошадь, которая никак не хотела подчиняться ей.

В 1935 году актриса подписала контракт с немецкой киностудией УФА и уехала в Берлин. В Германии она снималась в развлекательных фильмах, музыкальных комедиях. Наиболее известные из них «Привет, Жанин», «Кора Терри», а также первый полнометражный (до этого были только короткометражные) цветной фильм в Германии «Женщины всё же лучшие дипломаты» (1941). Многие картины с участием Марики Рёкк снимал немецкий кинорежиссёр венгерского происхождения Георг Якоби, который стал её мужем. Больше всего она любила свою роль в мелодраме «Привет, Жанин», где лихо отплясывала чечётку на лестнице, украшенной ракушками. А потом в темноте медленно спускалась по ступеням вниз, и казалось, что Марика парит в воздухе. После этого фильма она получила приглашение на приём к фюреру, и он, восхищённый мастерством и красотой актрисы, поцеловал ей руку. На вопрос Гитлера: что даётся ей труднее всего? она ответила: «Правильно говорить по-немецки!».

Вершиной её карьеры стала цветная музыкальная комедия «Женщина моих грёз» (1944), в которой Марика снималась, будучи беременной. Под названием «Девушка моей мечты» картина с огромным успехом демонстрировалась в качестве трофейного кино в советском прокате. После окончания войны из Германии в Советский Союз вывезли богатейший архив немецких, австрийских, американских фильмов, многие из которых попали на экраны страны. Правда, ни в одном из них не было ни единого титра. Кто режиссёр, что за актёры – оставалось для зрителей загадкой. Позже Михаил Ромм в «Обыкновенном фашизме» назвал Рёкк «главной звездой гитлеровского кино» и «кошкой секса». После этого фильм «Девушка моей мечты» положили на полку.

В момент окончания Второй мировой войны Марика Рёкк находилась в Австрии. По подозрению в шпионаже в пользу нацистов её выступления в Германии и Австрии были запрещены. Была ли она шпионкой, и чьей, до сих пор неизвестно. В своей книге «Рассекреченные судьбы» Александр Авербух пишет, что со второй половины 30-х годов в рейхе действовала агентурная сеть «Крона», созданная выдающимся советским разведчиком Яном Черняком. Полученная от членов этой группы информация получала самую высокую оценку в Москве. Ни один из агентов Черняка никогда не был разоблачён гестапо. По некоторым данным, Черняк завербовал Марику Рёкк, и любимица Гитлера добывала сведения исключительной важности. Но так ли это – ещё предстоит выяснить.

В послевоенное время фильмы с её участием уже не пользовались былой популярностью. В 1974 году Рёкк написала автобиографическую книгу «Сердце с перцем». Снималась в Австрии и ФРГ. В 1981 получила премию «Золотая кинолента» за многолетнюю деятельность в кино. Рёкк покинула киноэкран, сцену кабаре и варьете в конце 1980-х годов.

Немецкая газета «Бильд» опубликовала интервью с Марикой Рёкк, взятое в больнице австрийского города Бадена. На вопрос корреспондента о том, как ей удалось до преклонного возраста сохранить такой молодой вид, Марика ответила: «Господь Бог даровал мне это лицо и это тело, а о морщинах он запамятовал». Она умерла от инфаркта в возрасте 90 лет.

Кинодивы Третьего рейха не участвовали в политике и ничего не хотели знать об ужасах войны. Однако их взлёт, огромная популярность и слава неразрывно связаны с нацистским режимом и самыми тёмными и трагическими годами немецкой истории.

Ольга Чехова
Ученица русской школы театрального искусства стала «кинодивой № 1″ гитлеровского кинематографа. Ее ближайшими подругами были Ева Браун, Магда Геббельс, Лени Рифеншталь, она общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рeкк и Цары Леандер. Не имея никакой поддержки, не зная немецкого языка в совершенстве, красивая и умная русская становится сначала одной из звезд немецкого кинематографа, а затем и «государственной актрисой» Третьего Рейха. Сентиментальная немецкая публика не просто признала, но и полюбила Ольгу.
Фюрер лично приглашал Ольгу Константиновну Чехову на все важные государственные торжества, причем всегда сажал ее рядом с собой. Во время визита в Германию В. М. Молотова он представил ему актрису первой. Ее авторитет в стране был необыкновенный, к ней за помощью обращались многие высокопоставленные чиновники и военные, отчаявшись решить свои проблемы обычным способом.

Марика Рёкк
После выхода картины «Алло, Жанин» Марику пригласили на прием к фюреру. Не представляя, как она в вечернем платье будет традиционно приветствовать вождя, Рекк неожиданно для себя сделала книксен, а Гитлер, видимо, тоже неожиданно, поцеловал ей руку. Позже ей припомнят и этот поцелуй, и комплименты, которыми фюрер осыпал актрису в тот вечер.
Фрау Рекк вспоминала, что Гитлер интересовался, сама ли она проделывает эти головокружительные трюки в кино, или, может быть, у нее есть дублерша? Узнав, что никаких дублерш у Марики отродясь не было, продолжил: «Скажите же мне в таком случае, милая чудесница, чего вы не умеете делать?» И получил в ответ: «Говорить правильно по-немецки, мой фюрер!»
Чудесную «Девушку моей мечты» крутили после войны практически во всех кинотеатрах, смотрели по несколько раз. Сам Штирлиц смотрел его, кажется раз двадцать семь – но, правда, каждый раз по служебной необходимости, ожидая связника.

Марлен Дитрих
Великолепная Марлен Дитрих стала единственой женщиной в мире, отказавшей Адольфу в любезности побыть его официальной любовницей.
Она была его любимой актрисой, и Гитлер никогда не стеснялся говорить об этом.
По официальной версии фюрер прежде всего восхищался ее драматической игрой, но современники диктатора время от времени упоминали о том, что чаще всего Гитлер говорил о ногах актрисы.
В 1937 году Дитрих приняла американское гражданство. Но ее горячий поклонник до последнего хотел, чтобы она вернулась в Германию. Однако даже Рудольф Гесс, тайно встретившийся с Марлен, не сумел уговорить актрису переехать на Родину. Более того, в 1939-1945 годы Марлен принимает активное участие в антифашистской пропаганде, выступая как певица перед американскими солдатами. Да так, что рейхсминистр пропаганды Геббельс объявляет Дитрих радиовойну. Конечно же, роль отважной женщины-антифашистки только добавила славы к ее звездному имени, но вот только в родную Германию актриса вернулась в гробу, — она похоронена на берлинском кладбище. И это далеко не самая худшая судьба «понравившейся фюреру».

Гели Раубаль
Семнадцатилетняя племянница фюрера Гели Раубаль из-за дядюшки наложила на себя руки. Современники утверждают, что только ее Гитлер любил по-настоящему. Впервые они встретились в 1925 году, и Гитлер был сразу очарован светловолосой девушкой с приятным тихим голосом.
В 1929 Гитлер снял огромную квартиру в Мюнхене и перевез туда Раубаль.Он брал ее повсюду с собой — на митинги, конференции, в кафе и театры. Гели страстно хотела стать оперной певицей и надеялась в этом на помощь своего дяди.
Когда до Гели дошли слухи, что Гитлер намерен жениться на Винифред Вагнер, вдове сына композитора Рихарда Вагнера Зигфрида Вагнера, отчаянью ее не было предела. В свою очередь, Гитлер подозревал Гели в тайной любовной связи со своим телохранителем Эмилем Морисом. Летом 1931 года Гели, которой надоел деспотизм и постоянная бешеная ревность Гитлера, собиралась перебраться в Вену. Уезжавший 17 сентября в Гамбург для проведения предвыборной кампании Гитлер категорически запретил ей это делать, а 18 сентября ее нашли застреленной в собственной квартире Гитлера. Тайна смерти Гели Раубаль так никогда и не была раскрыта.

Ева Браун
Давний компаньон Адольфа Гитлера, и в последние часы его жена, Браун стала первой женщиной в его жизни после самоубийства Гели Раубаль, племянницы Гитлера и, если верить слухам, любовницы. Браун часто характеризуется в книгах как скромная и простая женщина, но не лишенная тщеславия. 30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Браун вместе с Гитлером совершили самоубийство.

01 января 1939 г.

Гретл, сестра Евы Браун
Брауны были почтенной баварской семьей, которая и не предполагала, что их ждет после того, как семнадцатилетняя Ева стала фотомоделью в студии Генриха Хоффмэна, официального фотографа Рейха. На работе Ева встретила человека с «забавными усами», которым оказался Гитлер. Гретл Браун вышла замуж за Германа Фегелейна, генерала СС и члена нацистской партии с 1930 года и пережила войну. Фегелейн был казнен — некоторые говорят по собственному приказу Гитлера — в 1945 году.
Фото Hugo Jaeger./Time & Life Pictures/Getty Images
01 января 1939 г.

Шведская актриса Цара Леандер
Шведка Цара Леандер была известна своей работой в немецких фильмах, которые расценивались как нацистская пропаганда. В действительности, она не имела ничего общего с нацистами и даже осуждала Йозефа Геббельса.
Фото Imagno/Getty Images
01 января 1940 г.

Гертруда Форстер
Гитлер ужинает с Гертрудой, женой Альберта Форстера, нацистского губернатора большого региона Польши. Британская и американская разведка предполагали, что Форстер и Гитлер были гомосексуальными любовниками. Форстер был повешен в Варшаве в 1952 году. Его жена узнала о повешении в 1954 году.
Фото Hugo Jaeger./Time & Life Pictures/Getty Images
01 января 1939 г.

Магда Геббельс
Жена Йозефа Геббельса была неофициальной «первой леди» Третьего Рейха. Когда нацистский архитектор Альберт Шпеер предложил перевезти ее шестеро детей из Германии в 1945, она отказалась. Все шестеро были отравлены — многие говорят, что Магда сама отравила детей на следующий день после гибели Гитлера.
Фото Roger Schall/Time & Life Pictures/Getty Images
01 января 1936 г.

Чешская Актриса Лида Баарова и Йозеф Геббельс
Геббельс (справа), актер Густав Фрелих и невеста Лида Баарова на вечеринке в 1936 году. Бээрова начала роман с Геббельсом, который почти расторг брак Йозефа. Она избежала казни в Чехословакии после войны.
Фото Imagno/Getty Images
01 января 1936 г.

Немецкая актриса Клавдия Марилуизе откинулась на стуле в канцелярии во время приема художников в Берлине в 1940 году. Плодовитая актриса 1930-х, она умерла от сердечной недостаточности в 1941 году, в возрасте 29 лет.
Фото Hugo Jaeger./Time & Life Pictures/Getty Images
01 января 1940 г.

Немецкая киноактриса Ханнелоре Шрот сидит на стуле в канцелярии во время приема художников в Берлине в 1940 году. «Гитлер часто отмечал, что не хотел видеть вокруг себя остроумных или интеллектуальных женщин. Не знаю, как такие оскорбительные замечания должны были терпеть дамы, находившиеся на приеме», — писал главный нацистский архитектор Альберт Шпеер.
Фото Hugo Jaeger./Time & Life Pictures/Getty Images
01 января 1940 г.

Гитлер улыбается Лени Рифеншталь
В 1937 году Гитлер восхищался актрисой, режиссером и фотографом Рифеншталь. Лени дружила с Гитлером и Геббельсом. Среди современниц она была настоящей белой вороной, — летала на самолетах, таскалась по морям и пустыням, и снимала, снимала, снимала. Даже на кадрах скупой официальной хроники видно, что «этим двум ненормальным» было хорошо друг с другом.
Разумеется, по официальной версии встречались они только «по работе». Кинорежиссер-новатор и личный кинооператор Гитлера — эти определения остались рядом с именем Лени. Критики всего мира единодушно сошлись во мнении, что хотя госпожа Рифеншталь и не состояла в Национал-социалистической партии, благодаря ее фильмам в ряды нацистов вступили тысячи человек.
Фото Express/Getty Images
01 января 1937 г.

Винифред Вагнер и Адольф Гитлер
В 1938 Винни Вагнер и Гитлер совершают поездку по дому Вагнера. Невестка композитора Ричарда Вагнера была преданной подругой Гитлеру до самой смерти. По слухами, ходившим в начале 1930-ых, эта пара чуть не вступила в брак.
Фото Keystone/Getty Images
26 июля 1938 г.

Юнге Траудль, секретарь Гитлера
Юнге Траудль была назначена личным секретарём Гитлера в конце 1942 года по рекомендации М. Бормана. В 1943 году вышла замуж за помощника фюрера Ханса Юнге. Арестована советскими контрразведчиками 9 июня 1945 года. Автор воспоминаний, на основе которых снят фильм Бункер. Умерла от рака в одной из клиник Мюнхена.
Фото Pictorial Parade/Getty Images
14 июля 1943 г.

Герман и Эмма Геринг, 1936
Бывшая актриса Эмма Геринг жила на широкую ногу благодаря своему алчному и жадному мужу, конфисковавшему богатства евреев. В 1938 году, когда она родила дочь, Герман в знак приветствия приказал 500 самолетам пролететь над Берлином.
Фото Three Lions/Getty Images
01 января 1936 г.

Гиммлер и его жена любуются Гитлером
Маргарета Гиммлер и ее муж Рейхсфюрер СС слушают Гитлера во время ужина. Гиммлер женился на взрослой голубоглазой блондинке Маргарете в 1928 году. В 1940 они разошлись и Гиммлер взял в жены любовницу, от которой у него было два ребенка.
Фото Hugo Jaeger./Time & Life Pictures/Getty Images
25 февраля 1939 г.

Инга и Роберт Лей, 1939
Ранний член нацистской партии Роберт Лей — аферист, печально известный своей коррумпированностью, любивший пьянство в общественных местах, — неизменно верный Адольфу Гитлеру. В 1942 году Инга Лей застрелилась.
Фото Hugo Jaeger./Time & Life Pictures/Getty Images
06 июня 1939 г.

Илзе Кох
Кох, которую прозвали «Зверь из Бухенвальда» (также «Ведьма из Бухенвальда» и «сука Бухенвальда»), была приговорена к пожизненному заключению за военные преступления. Жена коменданта лагеря, она была садисткой даже по нацистским стандартам. Илзе покончила жизнь самоубийством в тюрьме в 1967 году.
Фото Ralph Morse./Time & Life Pictures/Getty Images
01 апреля 1946 г.

Гитлер демонстрирует свою популярность среди женщин Германии в 1943 году. Он отказался жениться, поскольку считал, что брак помешает продвижению нацистской партии и Германии. Тем временем, Еву Браун называли «самой несчастной женщиной Германии.»
Фото Keystone/Getty Images
01 января 1943 г.

Суицид нацистских женщин в знак падения Германии в 1945 году
Тело жены и дочери нацистского лейпцигского городского члена совета, отравленной цианидом. Слухи об убийствах, насилиях, и других злодеяний, переданные Союзниками, разносились по всей Германии. Некоторые женщины предпочли покончить жизнь самоубийством, чтобы избежать насилия от рук победителей.
Фото Margaret Bourke-White/Time & Life Pictures/Getty Images
13 апреля 1945 г.

Ученица русской школы театрального искусства, она стала "кинодивой № 1" гитлеровского кинематографа. Ее ближайшими подругами были Ева Браун и Магда Геббельс.
Дружила она и с Лени Рифеншталь, "главным кинолетописцем" Третьего Рейха, общалась с женой Геринга актрисой Эмми Зоннеман. Но главное, Ольгу Чехову любил сам фюрер, ставивший ее выше признанных актрис Марики Рокк и Зары Леандер. В России фильмы с ее участием не показывали ни разу.

Между тем, имеются предположения, что "авантюристка", как ласково называла Ольгу ее родная тетя, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, была глубоко законспирированным агентом советской разведки и поддерживала регулярные контакты с НКВД.

В своей книге "Под псевдонимом – Ирина" бывшая разведчица Зоя Воскресенская приводит эту историческую сенсацию: "Сегодня ясно одно: королева нацистского рейха Ольга Чехова была среди тех, кто мужественно боролся с фашизмом на незримом фронте".

Как Книппер стала Чеховой

Фамилии "Чехов" и "Книппер" объединились более ста лет тому назад, когда Антон Павлович Чехов сочетался браком с актрисой МХАТ Ольгой Леонардовной Книппер. Незадолго до этого знаменательного события, в 1897 году, в семье родного брата актрисы, Константина Леонардовича, родилась девочка, названная в честь тети. Юная Ольга с детства поражала окружающих красотой, умом и самообладанием. Девушка могла получить любое образование, но с детства мечтала о карьере актрисы. Она так страстно увлекалась театром, что когда ей исполнилось семнадцать лет, отец – важный петербургский чиновник – отправил Оленьку к своей знаменитой сестре, в Москву. Шло лето 1914 года.

Девочка быстро освоилась в театральном мире. Станиславский пригласил Олю в свой театр: на сцене она играла в таких постановках, как "Сверчок на печи" Диккенса, "Вишневый сад" и "Три сестры" Чехова. Богемная компания молодых людей, в основном актеров МХАТ, просто сходили с ума от Оленьки Книппер, – уж очень красива и обольстительна была племянница знаменитой актрисы, вдовы писателя. Особое внимание ей уделяли два брата Чеховы, родные племянники Антона Павловича, Владимир Иванович и Михаил Александрович.

Михаила Ольга знала давно, видела на сцене петербургского Малого театра в роли царя Федора Иоанновича. "Я была для него просто маленькой девочкой. Я же сходила по нему с ума и рисовала себе в еженощных грезах, какое это было бы счастье всегда-всегда быть с ним вместе". Владимир, получивший отказ в ответ на предложение руки и сердца, через три года застрелился. Когда же с молодой девушкой объяснился кумир ее ночных грез, Ольга дала согласие.

Венчались молодые люди в сентябре 1914 года, тайно

Ольге было 17, Михаилу – 23 года. Счастливый супруг писал одному из друзей: "Жена моя красавица! Жена моя – не по носу табак… Да, я думаю, не легко тебе представить меня рядом с красавицей женой, семнадцатилетней изумительной женкой". Та понимала: для отца Михаил - всего лишь "актеришка" и благословения они не получат.

В письме к своей родственнице Михаил писал: "Мы с Олей были готовы к разного рода неприятностям, но то, что произошло, мы все-таки не ожидали. В вечер свадьбы, узнав о происшедшем, приехала Ольга Леонардовна и с истерикой и обмороками на лестнице, перед дверью моей квартиры, требовала, чтобы Ольга сейчас же вернулась к ней!"

Через год родители Ольги признали этот скоропалительный брак, к тому же Михаила Чехова в то время называли "первой знаменитостью России" и "гениальным актером". Он сам, гастролируя с МХАТ в городе на Неве, в письмах к своей тетке не скромничал: "Твой гениальный племянник желает сказать, что принят у Олиных родных чудесно…" Еще через год, в 1916 году, у Чеховых родилась дочь, названная при крещении традиционно-семейным именем Ольгой, но всю жизнь ее звали Адой.

К тому времени Ольга-старшая поступила в училище живописи, ваяния и зодчества, на правах вольнослушательницы, посещая школу-студию МХАТ. У нее было много друзей, – она училась с сыновьями Станиславского и Качалова, в их доме бывали Вахтангов, Горький, Добужинский.

Никто из ее знаменитых друзей к творческим занятиям "чертовски пленительной" Ольги серьезно не относился, считая неталантливой, хотя и "обольстительной". Ее это огорчало и раздражало. Отношения с мужем становились день ото дня все напряженнее. Михаил, обожающий красавицу жену, тем не менее, запойно пил, а после спектаклей по их квартире бродили толпы юных поклонниц таланта Чехова. Чему, кстати, потакала свекровь, ненавидевшая невестку.

И они расстались

"Развод Миши Чехова с женой произошел не так неожиданно, как может показаться на первый взгляд. Он очень любил Ольгу Константиновну, и она его. Вероятно, тут сыграла некрасивую роль Мишкина мать Наталья Александровна, эгоистичная, присосавшаяся со своей деспотичной любовью к сыну", - писал позднее близкий друг Михаила, Смышляев.

Михаил Чехов очень тяжело переживал расставание с Ольгой. "Помню как, уходя, уже одетая, она, видя, как тяжело я переживаю разлуку, приласкала меня и сказала: "Какой ты некрасивый. Ну, прощай. Скоро забудешь". И, поцеловав меня дружески, ушла". Слегка опомнившись от большой потери, Михаил с сарказмом сказал кому-то из друзей: "Ушла, а звонкую фамилию Чеховых оставила. Хотела разделить со мной мою славу!"

Ольга Константиновна ушла, забрав с собой дочь. Вскоре она вышла замуж за Фридриха Яроши, австо-венгерского офицера. По словам Михаила Чехова, "это был авантюрист… изящный, красивый, обаятельный и талантливый. Он выдавал себя за писателя и часто увлекательно излагал нам темы своих будущих рассказов".

С Михаилом Ольга сохранила добрые отношения. В июне 1928 года они виделись в Берлине: в Германию Михаил приезжал с женой. Ольга сняла бывшему мужу квартиру, познакомила с ведущим немецким режиссером Максом Рейнхардом, даже решила снять фильм как режиссер, где главная роль предназначалась Михаилу. Но тот "не прижился" и уехал сначала в Прибалтику, а затем в Париж.

Позже Михаил эмигрировал в США и, обосновавшись в Голливуде, создал школу мастерства русского театрального искусства. Несмотря на новую семью, он всегда нежно любил свою дочь Ольгу (Аду), оставшуюся с матерью и завещал ей виллу недалеко от Сан-Франциско.

"Государственная актриса" Рейха

В январе 1921 года Ольге Чеховой удалось получить у наркома просвещения РСФСР Луначарского разрешение на выезд из страны "для поправки здоровья и продолжения театрального образования". По имеющейся информации, перед отъездом она имела встречу с начальником Контрразведывательного отдела ГПУ А.Х. Артузовым, известным по операции "Трест".

В 1923 году у нее останавливалась Лариса Рейснер, прибывшая в Берлин для освещения готовившейся пролетарской революции. Тогда же, по мнению некоторых исследователей, и началась связь Ольги Чеховой с советской разведкой. Ольга разводится с Фридрихом и, чтобы как-то свести концы с концами, начинает играть, для начала в маленьких театриках. Все-таки, несмотря на высокомерные отзывы ее русских друзей, талант у "прекрасной Ольги" был. Плюс "удивительная женская сила", подмеченная еще ее знаменитой тетей. За неполных восемь лет она сделала головокружительную карьеру.

Не имея никакой поддержки, не зная немецкого языка, красивая и умная женщина, Ольга Чехова, становится одной из звезд немецкого кинематографа, а затем, после прихода к власти нацистов, и "государственной актрисой" Третьего Рейха, входя в близкое окружение Гитлера и Геббельса. "Те годы научили меня различать главное и второстепенное", - напишет она в своих мемуарах. Главным, конечно, был театр. В Германии Ольга Чехова дебютировала в фильме "Замок Фогелед" (1921 год). Премьера завершилась "успехом обаятельной иностранки".

Затем последовали съемки в "Хороводе смерти" и вновь был шумный успех у немецкой публики. Актрису приглашают к себе такие мастера, как Дуглас Фербенкс, Гарольд Ллойд, Адольф Манжу. Знаменитый режиссер Альфред Хичкок предлагал ей главную роль в одном из своих фильмов – детективе "Мари". Среди самых известных фильмов с ее участием – "Маскарад", "Мир без маски", "Зачем вступать в брак", "Красивые орхидеи".

Сентиментальная немецкая публика признала и полюбила Ольгу

Зрители как можно чаще хотели видеть ее на экране, и продюсеры охотно использовали славу "новорожденной" звезды. В 1923 году она принимает немецкое гражданство. Предложения ролей сыпались со всех сторон. "Я работаю с энергией ста лошадей, - писала она в Москву Ольге Леонардовне, - ведь, кроме занятий с Мишей, никакой школы у меня нет". К тому времени молодая актриса снималась в 6-7 фильмах ежегодно, имя Ольги Чеховой стало известно буквально всем, а после выхода на экран "Мулен-Руж", она проснулась знаменитой.

В 1930 году у Ольги Чеховой появилась соперница, Марлен Дитрих, впрочем, довольно быстро исчезнувшая в заокеанском Голливуде. Туда, кстати, была приглашена и Ольга, но, сообразив, что карьеру ей там не сделать, вернулась в Германию. С приходом к власти Гитлера этот поступок оценили.

"В январе 1933 года Гитлер становится рейхсканцлером, а доктор Йозеф Геббельс – рейхсминистром народного просвещения и пропаганды. Изменившиеся нравы Третьего Рейха дают о себе знать необычным приглашением: в один прекрасный день мама (мать, сестра и племянница актрисы жили вместе с ней в Берлине – авт.) сообщает мне на студию по телефону, что меня ждут во второй половине дня на приеме у господина министра пропаганды. Будет фюрер, он же рейхсканцлер. Как только собираюсь покинуть студию, навстречу спешит надутый чиновник министерства пропаганды и везет меня непереодетой на Вильгельмштрассе.

Перед помещением, в котором сервирован чай, стоит Гитлер в цивильном. Он тотчас же заговаривает о моем фильме "Пылающая граница", осыпает меня комплиментами. Мое первое впечатление о нем: робкий, неловкий, хотя держит себя с дамами с австрийской любезностью. Поразительно, почти непостижимо, его превращение из разглагольствующего зануды в фанатичного подстрекателя, когда он оказывается перед массами. Геббельс... внешне обойденный природой, с трудом передвигающийся человек, явно наслаждается министерским постом и возможностью собрать вокруг себя деятелей культуры". Так Ольга Константиновна описывает в книге "Мои часы идут иначе" (1973 год) первую встречу с вождями Третьего Рейха. После приема у Геббельса и комплиментов Гитлера популярность Ольги Чеховой выросла "почти до пугающих высот".

Из справки, подписанной в ноябре 1945 года начальником 4-го отдела Главного управления "СМЕРШ" генерал-майором Утехиным:

"В 1922 (такая дата в документах – авт.) году Чехова Ольга с целью получения образования в области кинематографии выехала за границу и до последнего времени проживала в Германии – Берлин, Гросс-Глинике в собственном доме. Проживая за границей, получила известность как киноактриса и снималась в кинофильмах в Германии, Франции, Австрии, Чехословакии, на Балканах и в Голливуде (США). Одновременно с этим со дня капитуляции Германии играла в частных театрах Берлина. В 1936 году получила звание "государственной актрисы Германии".

По агентурным материалам, а также по показаниям арестованного Управлением "СМЕРШ" Группы советских оккупационных войск в Германии агента германской разведки Глазунова Б.Ф., знающего Чехову О.К. с детских лет и поддерживающего с ней знакомство до последнего времени, Чехова Ольга, известная актриса, неоднократно бывала на официальных приемах, устраиваемых главарями фашистской Германии, и была близка к Гитлеру, Геббельсу и другим крупным нацистам".

Ее, обворожительную женщину и популярную актрису, действительно регулярно приглашали на приемы руководители Третьего Рейха

Именно благодаря рекомендации Геббельса, Ольга Чехова в 1936 году удостоилась звания "государственной актрисы". Несколько позднее сам фюрер подарил ей свое фото с такой надписью: "Фрау Ольге Чеховой – откровенно восхищенный и удивленный". Может быть, поэтому "всех иностранцев, что приезжали в Берлин, вели ко мне в театр, как в зверинец", - иронизировала она в мемуарах.

Выйдя в 1936 году замуж за бельгийского миллионера Марселя Робинса, "человека порядочного, но очень изнеженного и избалованного", Ольга вновь разочаровалась. Она всю жизнь не любила безвольных людей. Супруги расстаются. Актриса возвращается в Берлин, где только за четыре года войны снимается в сорока фильмах. А всего за свою кинокарьеру Ольга Чехова снялась в 145 лентах.

В 1937 году, возвращаясь из Парижа после гастролей МХАТ, О.Л. Книппер-Чехова заехала в Берлин, чтобы навестить племянницу. Уехала Ольга Леонардовна стремительно - на другое же утро после приема, устроенного в ее честь. В Москве, "при закрытых дверях", она с ужасом поведала близким, что в доме "авантюристки Ольги" ее представили вождям Рейха. Ей пожимал руку Геринг! Гитлер звонил, сожалел, что не сможет приехать.

Немцы боготворили свою "звезду". Для них Ольга Чехова была женщиной, "умевшей разбередить мужскую тоску", частью немецкой мечты. В годы войны солдаты и офицеры с нетерпением ждали каждый новый фильм с ее участием.

"Двойной агент" Гитлера и Сталина

"Нам крепко повезло, - говорил Гитлер во время одной из застольных бесед, - что в Берлине в нашем распоряжении есть такие дамы, как актрисы Лил Даговер, Ольга Чехова и Тиана Лемниц". Ольга Чехова, продолжая работать "на благо великой Германии", категорически отказывалась от участия в военных репортажах с восточного фронта. Выступая по радио, никогда не пела патриотические песни, предпочитая лирические.

Остались фотографии, на которых Ольга Чехова запечатлена "под ручку" с руководителями Германии, - они появлялись во всех немецких газетах. Актриса чувствовала себя в Рейхстаге, как пишет Андрей Судоплатов, "как на собственной вилле, могла позволить себе весьма независимые суждения". Лишь однажды "черная кошка недоверия и подозрительности" пробегает между Чеховой и ее высокими покровителями. Об этом она написала в воспоминаниях "Мои часы идут иначе".

Через месяц после начала войны у Геббельса состоялся прием, на котором праздновалось предстоящее взятие Москвы. Неожиданно для всех рейхсминистр обратился к актрисе с вопросом.

Не думаете ли вы, мадам, что эта война будет окончена еще до зимы, и Рождество мы отметим в Москве?
- Нет, - отвечаю я спокойно.

Геббельс холодно:

А почему нет?
- Наполеон убедился в том, каковы русские пространства.
- Между французами и нами огромная разница, - снисходительно улыбается Геббельс. – Мы пришли в Россию как освободители. Клика большевиков будет свергнута новой революцией!

Пытаюсь успокоить нервы. Это удается плохо.

Новая революция не состоится, герр министр, перед опасностью русские будут солидарны как никогда!
- Интересно, мадам, - холодно произнес Геббельс и наклонился вперед, - значит, вы не доверяете немецкому военному могуществу?
- Я ничего не предсказываю, герр министр, - спокойно ответила актриса, - просто вы мне задали вопрос, будут ли наши солдаты к Рождеству в Москве, я сказала свое мнение. Оно может быть и верным, и ошибочным.

После этого диалога устанавливается продолжительное молчание. Геббельс с подозрением вглядывается в бесстрастное лицо Чеховой. Впрочем, инцидент с рейхсминистром пропаганды не повлек за собой никаких негативных последствий.

Любимица фюрера

Поразительное сочетание: "звезда Третьего Рейха, любимица фюрера и – агент советской разведки". Павел Судоплатов сообщает, что в 1940 году к старым источникам информации "добавились сотрудничавшие с нами на основе доверительных отношений и вербовочных обязательств знаменитая актриса Ольга Чехова и князь Януш Радзивилл…". А что было до 40-го года? Об этом мог бы рассказать Артузов, но он был расстрелян как "враг народа" в 1937 году. Связь с Ольгой Чеховой была потеряна и, видимо, только накануне войны ее удалось восстановить.

Торжественный прием у Риббентропа, 1939 год: Адольф Гитлер с Ольгой Чеховой

К августу 1942 года действовавшая в Германии "Красная капелла" - мощная разведывательная сеть, включавшая агентов военной разведки и НКВД, была уничтожена немецкими спецслужбами. Несмотря на тяжелый провал, в Германии уцелел ряд важных источников информации и агентов влияния. "Не были скомпрометированы Ольга Чехова и польский князь Януш Радзивилл, - пишет в своих мемуарах Павел Судоплатов. – Однако отсутствовали надежные связники с ними".

Даже в своих воспоминаниях она оставалась актрисой, ничего не рассказав о своей работе на советскую разведку. Владимир Книппер (двоюродный брат О.К.) в книге "Пора галлюцинаций", со слов самой Ольги Константиновны вспоминает такой эпизод. "Весной 1945 года, в самом конце войны, над Чеховой "повисла угроза ареста". Акцию осуществлял Гиммлер. Невероятно, как ей удалось отсрочить арест с вечера до утра следующего дня, но это факт. Когда наутро эсэсовцы во главе с Гиммлером вошли в дом Чеховой, они застали ее за утренним кофе в компании с Гитлером.

По рассказам Чеховой, Гитлер "сообщал ей о своей благосклонности в таких выражениях: "Я беру, фрау Чехова, над вами шефство, а не то Гиммлер упрячет вас в свои подвалы. Представляю, какое у него досье на вас". Знал ли Гитлер о разведывательной деятельности Чеховой, а если знал, то почему не препятствовал? Или же был самоуверен и не допускал мысли, что его может обманывать эта беззащитная женщина?..

Поездка в Москву

В конце мая 1945 года Ольга Леонардовна Книппер-Чехова получила из Берлина посылку на имя своей племянницы. В посылке были роскошные туалеты, перчатки, короче все необходимое для вечерних приемов. К посылке прилагалось письмо от дочери Ольги (Ады). Она беспокоилась, что мама, столь поспешно уехавшая на гастроли в Москву, не успела захватить с собой театральный реквизит, интересовалась, как идут гастроли мамы в Художественном театре, играет ли она в "Трех сестрах"?

Между тем, никаких гастролей в Москве у Ольги Чеховой не было. Потрясенная, Ольга Леонардовна бросилась к Василию Ивановичу Качалову, тот был знаком с комендантом Берлина Н.Э. Берзариным.
Ответ генерала Берзарина поверг всех в еще большее смятение. Когда Качалов позвонил генералу, тот, всегда любезный, ледяным тоном посоветовал артисту никогда и никому вопросов об Ольге Чеховой не задавать.

Об Ольге Чеховой я ничего не знаю, и больше не звоните, забудьте об этом.

Завеса над тайной, которая не давала покоя родным Ольги Чеховой, все-таки приоткрылась. Да, в 1945 году Ольга Константиновна действительно посетила город своей юности. В Берлине еще шли бои. 29 апреля сотрудниками контрразведки СМЕРШ 1-го Белорусского фронта в советской оккупационной зоне была задержана и отправлена на самолете в Москву "государственная актриса Германии" Ольга Чехова. Ведь буквально всем было известно о ее связях с гитлеровскими главарями.

Из справки, подписанной начальником 4-го отдела Главного управления СМЕРШ генерал-майором Утехиным:

"После занятия Красной Армией Берлина Чехова О. К. была доставлена в Москву и помещена на конспиративной квартире Главного управления СМЕРШ. Будучи в Москве, Чехова подробно опрашивалась о ее связях с фашистскими руководителями Германии. В своем объяснении Чехова подтвердила, что неоднократно бывала в качестве гостьи на приемах в министерстве пропаганды Германии и встречалась с Гитлером, Геббельсом, Герингом, Риббентропом и другими.

Однако, как указывала Чехова, приемы носили только официальный характер, на них бывали дипломаты, ученые, литераторы, актеры. Чехова объяснила, что в Германии многие из зависти к ней как знаменитости, или из желания скомпрометировать ее в глазах русских могут сделать заявление о наличии у нее близких отношений с Гитлером или кем-либо другим из его окружения, однако таких связей у нее с этими лицами не было. Оперативному работнику СМЕРШа, проживавшему вместе с Чеховой в квартире под видом сотрудницы "Интуриста", Чехова также заявила, что в Германии ее будут стараться оклеветать".

Из дневника О. К. Чеховой:

"Сообщения, которые обо мне распространяются, достойны романа. Видимо, получены сведения, что я была близка с Гитлером. Боже мой, я много над этим смеялась. Каким образом и почему ведутся эти интриги? Невероятная и подлая клевета! Когда совесть чиста, то ничего не трогает. А как прекрасно, что можешь говорить правду. Захотят ли мне верить, – покажет время". Допрашивал ее начальник контрразведки СМЕРШ Виктор Абакумов. При чтении архивных документов создается впечатление, что Ольгу Чехову привезли только для того, чтобы услышать рассказы о "светской жизни нацистских бонз". Вот характерная цитата из протокола допроса:

"Точно не помню, в котором это было году, когда приезжал из Югославии король с женой. Кажется, в 1938 году были большие чествования четыре дня подряд. Был дан прием в Шарлотебургском дворце. Это устраивал Геринг. В прусском старинном дворце комнаты были освещены свечами в старых люстрах, все присутствовавшие были в костюмах времен Фридриха Великого. Геринг с женой встречал гостей. После ужина я сидела с королевской парой в саду, говорили о моих фильмах, о моих гастролях и о Московском художественном театре".

Лишь одна подробность в архивных документах привлекает внимание: Ольга Константиновна пишет о том, что якобы именно ей удалось убедить своих покровителей и поклонников не трогать чеховский дом-музей в Ялте.

Из справки генерал-майора Утехина:

"Будучи в Москве, Чехова вела дневник на немецком языке, который тщательно прятала. Секретным изъятием и просмотром дневника было установлено, что в дневнике Чехова записывает свои впечатления от пребывания в Москве".

Из дневника О. К. Чеховой:

"С 1-го мая я нахожусь в запертой комнате. Для чего? Я кажусь игрушкой, которую нашли на дороге и подобрали, но никто не знает, что с ней теперь делать. Играть нет времени, но бросать не хочется. Неутешителен вид из окна на фабрику с разбитыми стеклами. За что я страдаю?"

"Сегодня ночью я должна, наконец, ехать в третий раз к генерал-полковнику "Х". У меня такое впечатление, что он не знает, что со мной делать. Меня доставили сюда по политическим "подозрениям". Я в этом уверена. Как это комично!"

Через пару дней Чехова пишет: "В два часа ночи была у генерал-полковника. В три часа ночи поехали по тихой Москве и направились за город… Сказочно красиво. Сообщили также, что мне неоднократно делали пластические операции, а я это скрываю. Зачем ведутся эти интриги?" Правда, при этом Ольга Константиновна отмечала, что все офицеры и обслуживающий персонал были "обходительны, вежливы и внимательны с ней".

"Меня здесь балуют и выполняют все мои желания. Прислали лучшего парикмахера, вино, продукты: икру, лимоны… Достаточно было одного моего намека, что Оля, оставшаяся в Берлине, может быть, нуждается в продуктах, как это уже урегулировали. У меня есть радиоприемник, цветы, духи, лучшие книги".

Все, что писала в своем дневнике Ольга Чехова, было явно рассчитано на ведомство Абакумова. Неужели смершевцы действительно уверовали в наивность женщины, которая на конспиративной квартире пишет дневник и надеется, что это останется тайной? Вряд ли она была наивным человеком. Да и дневниковые описания, согласитесь, больше похожи на описание жизни отдыхающего в санатории, чем на "скудный быт арестанта". Идет первый послевоенный май, а тут икра, лимоны…

"На допросах, - пишет в своей книге Серго Гегечкори (сын Берия), - она вела себя молодцом. Во всяком случае, даже Абакумов, начальник Главного управления контрразведки – заместитель наркома обороны, о том, что задержанная в зоне советских оккупационных войск гражданка Германии Ольга Чехова является советской разведчицей, так никогда и не узнал. Что уж говорить об остальных. Меня нисколько не удивляет, что органы государственной безопасности бывшего Союза, а ныне России, не смогли подтвердить причастность Ольги Чеховой к деятельности советской разведки. Наверняка таких документов нет. Объяснение простое: мой отец, ни тогда, в сорок пятом, ни позднее решил ее не раскрывать. Случай, должен сказать, довольно типичный. По картотекам органов государственной безопасности не проходили, – знаю это совершенно точно – сотни фамилий. Отец считал, что "настоящего нелегала через аппарат пускать нельзя".

Сегодня уже ни для кого не секрет, что советская разведка, возглавляемая Лаврентием Берия, имела своих агентов в германском Генеральном штабе, в Абвере и "в святая святых, - гитлеровской рейхсканцелярии".

Из книги Серго Гегечкори:

"Когда отец узнал, что задержана немецкая актриса Ольга Чехова, поинтересовался, что Абакумов собирается с нею делать и какие компрометирующие эту женщину материалы есть у военной контрразведки. СМЕРШ какими-либо данными для ареста Чеховой не располагал.

В таком случае, - сказал отец, - ее следует отпустить, пусть уезжает в Германию…

И Чехова действительно уехала в Германию. Насколько знаю, и она сама, и ее дочь были неплохо обеспечены и в Союз не возвратились. Ольга Чехова была связана сотрудничеством с моим отцом много лет. Я знаю, кто ее вербовал, и на каких основаниях это делалось, но не считаю себя вправе говорить о таких деталях из биографии разведчицы. Могу сказать лишь, что в отношении Ольги Чеховой не было допущено никаких провокаций, и работала она на советскую стратегическую разведку отнюдь не из материальных соображений.

Ее вклад в успехи нашей разведки переоценить трудно. Ольга Константиновна была поистине бесценным источником информации, которым не зря так дорожил Берия. Даже в своих мемуарах, изданных в ФРГ, она не словом не обмолвилась о своей другой (главной) жизни". А ведь еще осенью сорок пятого в западной печати ее называли "русской шпионкой, овладевшей Гитлером", "королевой нацистского Рейха", и даже писали, что в Москве ее принимал Сталин и наградил орденом Ленина. Это не совсем так. За работу в разведке Ольгу Чехову действительно отблагодарили, обеспечив ее материальное благополучие.

А подозрения, что она работала на Советский Союз, так и остались на Западе всего лишь подозрениями, не больше. Послевоенный Запад подозревал Ольгу Чехову не только в этом. Одно время бытовала версия, что "Чехова – двойной агент Гитлера и Сталина".

Продержав Ольгу Чехову на московской конспиративной квартире два месяца, ее привозят обратно в Берлин

Увидеться с ближайшими родственниками ей так и не позволили. "Чехова Ольга Константиновна с семьей и принадлежащим ей имуществом переселена в восточную часть Берлина", - докладывает Абакумову начальник СМЕРШ в Германии генерал Вадис.

Интересно, что после допросов в Москве актриса Чехова и начальник контрразведки СМЕРШ расстались дружески, и Ольга Константиновна пишет Абакумову "благодарственное письмо", в котором спрашивает "дорогого Виктора Сергеевича", когда они "вновь встретятся". По информации Павла Судоплатова, Ольга Чехова "была передана непосредственно на связь Абакумову, ставшим в 1946 году министром госбезопастности. С Абакумовым она поддерживала личную переписку, находясь в Германии, вплоть до его ареста в июле 1951 года".

Сохранился документ, на котором 22 ноября 1945 года Берия напишет: "т. Абакумов, что предлагается делать в отношении Чеховой?" В ответ контрразведка берет на себя заботу о продовольственных товарах для семьи Чеховой, о бензине для ее автомобиля, о строительных материалах для ремонта нового дома, "об охране членов семьи и вооруженном сопровождении" в многочисленных поездках. Ольге разрешали ездить повсюду – в американскую зону, в Австрию, на гастроли, на съемки. Работала она по-прежнему много, достигнув своей "довоенной нормы" - семь фильмов в год.

Видимо, не случайно Лаврентий Павлович "подкармливал" столь ценный кадр

Берия, который вынашивал план объединения двух Германий, "предполагал использовать ее для переговоров с канцлером ФРГ Конрадом Аденауэром". В связи с этим 26 июня 1953 года состоялась встреча Ольги Чеховой и начальника немецкого отдела внешней разведки Зои Рыбкиной-Воскресенской, будущей писательницы. По иронии судьбы в этот же день был арестован сам Берия, затеявший эту "операцию", а вслед за ним и начальник 4-го управления генерал-лейтенант Павел Судоплатов, "бок о бок" с которым Воскресенская проработала два десятка лет, в том числе и на нелегальном положении.

Зоя Ивановна заявила на парткоме, что с Судоплатовым они дружили семьями. Ее быстро определили в Воркуту на заштатную должность старшего лейтенанта, а потом уволили. Так что, судя по всему, никакого "практического продолжения" встреча с Ольгой Чеховой не имела.

Сведения о том, что Чехова была разведчицей, кроме статьи В.Фришауэра в "Пипл", находятся и у других компетентных источников. В 1993 году старейший чекист Павел Судоплатов называл Ольгу Чехову "одной из сверхсекретных агентов Берия и Сталина". То же говорил и Серго Гегечкори (Берия) в своей книге "Личные агенты отца", где он называет Чехову "опытнейшей советской разведчицей". По некоторым данным, именно Ольга Чехова сообщила нашему командованию время танкового удара немцев под Курском.

Интересно, что сама Чехова всегда категорически отрицала свою причастность к советской контрразведке: "Я не воспринимаю всерьез эти сомнительные сообщения, потому что за годы жизни в свете рампы научилась не обращать внимания на сплетни и пересуды", но "туманно намекала" на некую "шпионскую историю", что позволило английскому журналу "Пипл" утверждать: Чехова должна была обеспечить "агентам НКВД доступ к Гитлеру с целью убийства, группа уже находилась в Германии, но Сталин отказался от этого проекта".

Несостоявшееся покушение

В книге "Спецоперации" Павел Судоплатов пишет: "У нас существовал план убийства Гитлера, в соответствии с которым польский князь Януш Радзивилл и Ольга Чехова должны были при помощи своих друзей среди немецкой аристократии обеспечить нашим людям доступ к Гитлеру. Группа агентов, заброшенных в Германию и находившихся в Берлине в подполье, полностью подчинялась боевику Игорю Миклашевскому, прибывшему в Германию в начале 1942 года".

Дядя Миклашевского бежал из советской России в первый год войны и стал одним из активных участников комитета за освобождение СССР. Он с радостью принял своего племянника и оказывал ему всяческую поддержку. В 1942 году Миклашевскому на одном из приемов удалось встретиться с Ольгой Чеховой. Он передал в Центр, что можно будет легко убрать Геринга, но Кремль не проявил к этому особого интереса.

По легенде, бывший чемпион по боксу Миклашевский стал перебежчиком. В Берлине он приобрел немалую популярность после боя с Максом Шмелингом, "королем германского ринга".

"Не было, к примеру, ничего удивительного, в том, что я – рассказывал Игорь Миклашевский, - с букетом цветов подходил к машине, на которой Ольга Чехова приезжала в театр. Моя мать была знакома с ней в Москве. Но поговорить о деле долго не удавалось". И тогда Игорь находит выход, – он просит "дядю Севу" взять его с собой на один из приемов, где будет блистать Ольга Чехова, чтобы высказать ей восхищение. Во время раута, под звуки музыки Миклашевский, подойдя к приме, произносит ничего не значащую фразу, которая является паролем.

"В 1943 году, - сообщает Судоплатов, - Сталин отказался от своего первоначального плана покушения на Гитлера, потому что боялся: как только Гитлер будет устранен, нацистские круги и военные попытаются заключить сепаратный мирный договор с союзниками без участия Советского Союза".

Последние кадры

В 1954 году Ольга Чехова навсегда оставляет мир кино, а через восемь лет – расстается со сценой, сыграв последний раз в пьесе О. Уайльда "Веер леди Уиндмиер". Через десять лет она засобиралась в Москву вместе с дочерью Адой и внучкой Верой (впоследствии – актрисой западногерманского театра и кино) и написала старым МХАТовским друзьям, что собирается приехать "совсем по-домашнему, со мной будут только секретарь, доктор и массажист. Хочу посетить могилы дяди Антона и тети Оли".

Подруга юности Алла Тарасова испугалась одного упоминания имени Чеховой, и в Берлин полетело письмо о том, что "еще не время приезжать". И Ольга Константиновна перестала писать в Москву, более того, когда по радио или телевидению шли сообщения из России, всегда тут же выключала их.

На склоне лет, завершив свою кино - и театральную карьеру, Чехова открывает в 1965 году фирму "Ольга Чехова-косметик". Дела "Чехова-косметик" сразу пошли более чем успешно. Клиентки свято верили в то, что эта семидесятилетняя женщина, сохранившая красоту, подскажет и им "секрет вечной молодости".

Через год погибает в авиакатастрофе дочь Ада, и Ольга Константиновна посвящает себя внуку Мише, названного так в честь своего гениального деда. А потом, в 1970 году, начинает писать мемуары, полные неясностей, неточностей, недоговоренностей. Ольга Чехова опубликовала две книги воспоминаний и руководство по косметике и здоровому образу жизни.

Часы жизни Ольги Константиновны Книппер-Чеховой, которые "всю жизнь шли иначе", остановились в 1980 году. В возрасте 83 лет актриса умерла от рака мозга. Уже после этого появилась ошеломляющая версия о том, что знаменитая Янтарная комната спрятана в бункере Гитлера в Тюрингии с кодовым названием "Ольга".

- Марика Рёкк

Марика Рёкк (Мария Каролина Рёкк) родилась 3 ноября 1913 года в венгерской семье. С 8 лет девочка брала уроки танцев и акробатики и продолжала ими заниматься после переезда в Париж. И, конечно, выступала в небезызвестном Мулен Руже, Бродвее, Монте-Карло в качестве звезды ревю.

«В одиннадцать лет я танцевала в варьете «Мулен Руж» в Париже, в двенадцать пробовала свои силы на Бродвее, стала любимицей публики бульварного кольца в Будапеште. В Вене за роль в «Звезде манежа» меня превознесли до небес как новое светило под куполом цирка» , - писала Марика Рёкк в своей автобиографии «Сердце с перцем».

Её дебютом в кинематографе была эпизодическая роль в фильме «Why Sailors Leave Home», за ним последовали несколько фильмов. В 1934 году, во время ее гастролей в Германию, с ней заключила контракт УФА.

Небольшое отступление. UFA, «Universum Film AG», Deutsche Film-Aktiengesellschaft - немецкая киностудия, которая вела начало с 1910 года и изначально называлась «Киностудией Бабельсберг». Она была одной из крупнейших киностудий в Европе. В 1917 году было организовано акционерное общество «UFA: Universum Film Aktiengesellschaft». Одним из его учредителей выступил рейхсвер, планировавший вести пропаганду посредством фильмов, но после поражения Германии в Первой мировой войне, студия долгое время не функционировала.

В 1933-м году к власти пришла NSDAP и студия в рамках программы «унификации» (Gleichschaltung) - подчинения идеологии национал-социализма - перешла под контроль министра пропаганды Йозефа Геббельса и стала одним из главных центров киноиндустрии Третьего Рейха. Под контролем Геббельса на студии снимаются развлекательные ленты и пропагандистские фильмы о «новой» Германии. Тогда были изгнаны все режиссеры и актеры семитской национальности. Но тем не менее, кинематограф остался многонациональным, и многие актрисы нарочито говорили на немецком с акцентом. Русская Ольга Чехова, венгерка Марика Рёкк, чешка Лида Баарова, англичанка Лилиан Харви - все они в кино играли немок. Коренными немками были только Магда Шнайдер (ее дочь Роми Шнайдер достаточно известна у нас) и Марлен Дитрих, которая на время Третьего рейха уехала в Голливуд.

За всю историю Третьего рейха в Германии было выпущено 1363 полнометражных фильма. Все эти фильмы, равно как и короткометражки, выпуски новостей и документальные фильмы, перед широкой демонстрацией обязательно просматривало министерство пропаганды. Большинство полнометражных фильмов было далеко не только от жизни, но и вообще от творчества. Лишь малая часть из них служила пропагандистским целям. Аудитория кинотеатров во время войны значительно увеличилась.

Как ни странно, но NSDAP была на редкость снисходительна к всякого рода эротическим подробностям в кинематографе. Считалось, что мужчинам в кинотеатре нужно отвлекаться от работы, от проблем в стране и прочего. И нужно сказать, что Марика Рёкк была в этой музыкально-эротической стихии одной из самых-самых. Рослая, с низким голосом и холодным ясным взглядом - она как никто соответствовала духу и букве нацистской идеологии.

В 1935-м году вышел первый немецкий фильм с участием Марики «Leichte Kavallerie» (Легкая кавалерия), с него начался головокружительный успех актрисы в кинематографе Третьего рейха. Надо заметить, что она снималась исключительно в развлекательных фильмах, а тогда было запрещено в подобного рода лентах показывать портрет фюрера и традиционное приветствие нацистов.

1939-й год в жизни Марики ознаменовался выходом фильма «Hallo Janine», где ей позволили вовсю отбивать любимую чечетку. В этом фильме она била степ на лестнице, которая была скрыта в темноте, за счет чего создавалась иллюзия, что Марика свободно парит в воздухе.
Если я правильно поняла (всё-таки немецкий подзабыт основательно), то это нарезка из «Hallo Janine!»

После выхода этой ленты актрису пригласили на прием к фюреру, который очень живо интересовался, сама ли она проделывает все эти головокружительные трюки. Получив ответ, что у Марики никогда не было дублерши, спросил: «Неужели нет ничего такого, чего бы вы, милая чудесница, не могли бы делать?». «Правильно говорить по-немецки, мой фюрер» - ответила Марика Рёкк. Примечательно, что явившись на этот прием в красивом вечернем платье, Марика приветствовала вождя не традиционным взмахом руки, а сделав книксен. Что же касается самого Гитлера, то и он повел себя несколько в несвойственной для него манере - поцеловал Марике руку.

Вершиной ее успеха в национал-социалистическом кинематографе стала цветная музыкальная комедия «Die Frau meiner Träume», снятая в 1944-м году и также имевшая успех в советском прокате как трофейное кино под названием «Девушка моей мечты». За билетами на «рёкк-фильмы» люди занимали очередь с ночи, запасаясь термосами и стульчиками. Критики отмечали ее хорошие актерские данные, внешнюю привлекательность, а также грациозность и пластичность. Забавный факт, но в этом фильме актриса снялась, будучи в интересном положении. Даже Бабельсбергский бычок - он же Геббельс - постоянно критиковавший фильмы Якоби и Рёкк, был снисходителен.

«...Штирлиц пришел в кинотеатр на встречу со связником. Давали «Девушку моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли. Происходившее на экране не трогало его и даже где-то раздражало: Штирлиц смотрел этот фильм в двадцать седьмой раз. Связник не появился и теперь...»

Марика Рёкк была любимой актрисой не только Гитлера и Геббельса, но и Сталина.

После взятия советской армией Вены, в студиях было много незавершенных картин, в том числе и с Марикой Рёкк. Советские кинематографисты завершили их и пустили в прокат, что принесло немалый доход казне СССР. Но сейчас эти фильмы считаются утерянными.

Карьера Марики Рёкк сильно осложнилась после войны: наступили дни забвения, когда режиссеры боялись приглашать актрису, имевшую головокружительный успех, только потому, что у нее появилась репутация чуть не ли рейх-гейши. Репутация, не подкрепленная никакими фактами. Надо отметить и тот факт, что Марике приписывают еще роль советской шпионки. Во всяком случае, так написал в своей книге сын Лаврентия Берии.

В конце концов актриса все-таки получила роли на студиях Австрии и ФРГ, где снималась вплоть до 1981 года, после чего стала выступать только в оперетте. В свои 79 лет Марика выступала на подмостках Будапештского театра оперетты, исполняла зажигательные танцы и выполняла сложнейшие пируэты, не всегда доступные молодым актрисам. Так и было вплоть до ее смерти в 2004 году в возрасте 90 лет. Ее незадолго до смерти спросили, как же ей удалось сохранить такую молодую кожу, на что она ответила - «Господь даровал мне это лицо и тело, а о морщинах, видно, запамятовал»

Марика Рёкк с Луи Армстронгом в 1959 году.