Международные организации по разработке стандартов. • металлсертификат: о центре

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года . СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ίσος (исос) - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Официальными языками являются: английский , французский и русский .

Состав ИСО

На сегодняшний день в состав ИСО входит 165 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов, членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран.

Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 42) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационная структура

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты (ПК), технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года прошла в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путём переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем.

ДЕВКО

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН . Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО

В марте 2008 года изменённая спецификация была принята как будущий стандарт ISO/IEC 29500. В частности, в Норвегии при этом были отмечены нарушения процесса стандартизации . Позже оказалось, что файлы, сохраняемые Microsoft Office 2007, не проходят тестов на соответствие стандарту, что нарушает правила принятия стандарта через процедуру Fast-Tracking , требующие, чтобы существовали реализации стандарта .

Публикация ISO/IEC DIS 29500 была отложена на период рассмотрения апелляций (30 дней) .

В июле руководители ISO и IEC порекомендовали Technical Management Board отклонить апелляции, указав в качестве причины то, что проект стандарта был принят голосованием в соответствии с директивами ISO/IEC JTC 1 .

В августе ISO отклонила апелляции стран, выступающих против принятия OOXML как стандарта, так как они не смогли получить поддержку необходимого числа участников ISO для приостановления принятия стандарта .

В конце августа государственные IT‐организации Бразилии, ЮАР, Венесуэлы, Эквадора , Кубы и Парагвая опубликовали заявление о сомнениях в нейтральности ISO .

В Норвегии, где из 21 голоса «против» и двух голосов «за» получилось «за», 29 сентября 2008 года 13 членов технической комиссии в знак протеста вышли из состава Standard Norge (норв. ) .

По данным собрания ISO/IEC JTC1/SC34, подкомиссии ISO/IEC JTC1 , в начале октября SC34 отправила OASIS неопубликованный запрос на передачу ей контроля над стандартом ISO/IEC 26300 (ODF), обосновывая это стремлением к лучшей совместимости между стандартами. В Groklaw также обратили внимание на то, что 9 из 20 присутствовавших на собрании в июле являлись сотрудниками или консультантами Microsoft, либо членами ECMA TC45. В результате появились подозрения в попытке захвата Microsoft контроля над ODF .

См. также

Примечания

  1. The 3 official full names of ISO can be found at the beginning of the foreword sections of the PDF document: ISO/IEC Guide 2:2004 Standardization and related activities - General vocabulary
  2. Члены ИСО
  3. The ISO Story - founding (англ.) . ISO. Проверено 13 декабря 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  4. Как пользоваться каталогом ИСО (неопр.) . ISO (2010). Проверено 13 ноября 2011. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  5. ISO - ISO members
  6. Vote closes on draft ISO/IEC DIS 29500 standard (англ.) . ISO (4 September 2007). Проверено 4 сентября 2007. Архивировано 23 февраля 2012 года.
  7. Front-page: OOXML triggers demonstration in Norway: «Let’s throw OOXML out of ISO» (неопр.) (недоступная ссылка) . Проверено 11 апреля 2008. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  8. Pamela Jones. Microsoft Office 2007 Fails OOXML Conformance Tests, Alex Brown Admits, Hopes For the Best (англ.) . Groklaw (21 April 2008). Проверено 22 апреля 2008.
  9. David Meyer. OOXML ratification faces delay after objection (англ.) . ZDNet.co.uk .

Вариант № 9

1. Международные организации по стандартизации

2. Системы единиц физических величин

Литература

Международные организации по стандартизации

Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово ισος - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название «исо».

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

На сегодняшний день в состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 45) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели. Генеральная ассамблея 2013 года пройдет в Санкт-Петербурге.

Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

Совету ИСО подчиняется семь комитетов: ПЛАКО (техническое бюро), ПРОФКО (методическая и информационная помощь); КАСКО (комитет по оценке соответствия); ИНФКО (комитет по научно-технической информации); ДЕВКО (комитет по оказанию помощи развивающимся странам); КОПОЛКО (комитет по защите интересов потребителей); РЕМКО (комитет по стандартным образцам).

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др.

КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Международная электротехническая комиссия создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованных в такой ор­ганизации. Датой начала международного сотрудничества по электротехнике считается 1881 г., когда состоялся первый Международный конгресс по электричеству. Позже, в 1904 г., правительственные делегаты конгресса решили, что необходима специальная организация, которая бы занималась стандартизацией параметров электрических машин и терминологией в этой области.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран-членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (Россию представляет Госстандарт РФ), в некоторых странах созданы специальные комитеты по участию в МЭК, не входящие в структуру национальных организаций по стандартизации (Франция, Германия, Италия, Бельгия и др.).

Международные организации, участвующие в международной стандартизации

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН). Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) - это орган ЭКОCOC ООН (Экономического и социального совета OOH). Она создана в 1947 г. сначала как временная организация для оказания помощи пострадавшим в войне странам. Но в 1951 г, ЭКОСОС ООН принял решение о продлении полномочий ВЭК на неопределенное время, определив основные направления ее деятельности как развитие экономического сотрудничества государств в рамках ООН. Кроме государств-членов ЕЭК (их около 40), в ее работе могут участвовать в качестве наблюдателей или консультантов любые страны-члены ООН. Главная задача ЕЭК ООН в области стандартизации состоит в разработке основных направлении политики по стандартизации на правительственном уровне и определении приоритетов в этой области.

ЕЭК ООН при взаимодействии с ИСО, МЭК и другими международными организациями издает "Перечень ЕЭК ООН по стандартизации", определяющий приоритеты в этой области. Цель этого издания - помочь правительствам стран членов ЕЭК в решении проблем национальной стандартизации, а также ускорить международную стандартизацию в приоритетных областях и скоординировать усилия всех стран, занятых вопросами стандартизации.

В связи с этим ЕЭК признает необходимым:

Содействие внедрению международных стандартов;

Использование единообразной терминологии;

Устранение технических барьеров в торговле на основе международных стандартов;

Установление тесных контактов между организациями, разрабатывающими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

Унификацию оформления международных и региональных стандартов в целом или по отдельным элементам, что, по мнению экспертов ЕЭК, должно служить ускорению их внедрения.

ЕЭК рекомендует меры координации деятельности в области стандартизации, относящиеся к национальному и международному уровням разработки стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного органа или должностного лица, ответственного за координацию правительственной политики по стандартизации; правительственное содействие стандартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стандартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуществляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизованным с ними национальным нормативным документам.

На международном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению определенных принципов в деятельности по международной стандартизации: до начала работ не­обходимы сбор и анализ информации по имеющимся в данной области стандартам, по возможности при выработке новых стандартов следует идти от международного уровня к региональному. Исключения допустимы, когда региональные потребности в силу своей специфики не могут быть удовлетворены таким образом.


Похожая информация.


Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization , ISO ) - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО. При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Для этого было решено использовать греческое слово isos - равный, вот почему на всех языках мира Международная организация по стандартизации имеет краткое название ISO (ИСО). Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии(МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации. ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Основная цель Организации сформулирована в ее Уставе: "…содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в областях интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности". Официальные языки ISO - английский, французский и русский.

Центральный секретариат ISO расположен в Женеве, имеет штат около 200 человек. Он осуществляет организацию текущей работы комитетов, а также информационное обеспечение членов ISO.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Госстандарт РФ в качестве комитета - члена ИСО. Всего в составе ИСО более 80 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты (их 25) не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации.

Организационно в ИСО входят руководящие и рабочие органы. Руководящие органы: Генеральная ассамблея (высший орган), Совет, Техническое руководящее бюро. Рабочие органы - технические Комитеты (ТК), подкомитеты, технические консультативные группы (ТКГ).

Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели. Члены-корреспонденты и члены-абоненты участвуют как наблюдатели.

ПЛАКО (PLACO - Planning Committee) подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, котоСТАКО (STACO - Standing Committee for the Study of Principles of Standardization) обязан оказывать методическую и информационную помощь Совету ИСО по принципам и методике разработки международных стандартов. Силами комитета проводятся изучение основополагающих принципов стандартизации и подготовка рекомендаций по достижению оптимальных результатов в данной области.

СТАКО занимается также терминологией и организацией семинаров по применению международных стандартов для развития торговли.рой должны заниматься комитеты.

КАСКО (CASCO - Committee on conformity assessment) занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия. КАСКО совместно с МЭК подготовлен целый ряд руководств по различным аспектам сертификации, которые широко используются в странах-членах ИСО и МЭК: принципы, изложенные в этих документах, учтены в национальных системах сертификации, а также служат основой для соглашений по оценке соответствия взаимопоставляемой продукции в торгово-экономических связях стран разных регионов. КАСКО также занимается вопросами создания общих требований к аудиторам по аккредитации испытательных лабораторий и оценке качества работы аккредитующих органов; взаимного признания сертификатов соответствия продукции и систем качества и др.

ДЕВКО (DEVCO - Committee on developing country matters) изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии. В этих направлениях ДЕВКО сотрудничает с ООН. Одним из результатов совместных усилий стало создание и функционирование международных центров обучения.

КОПОЛКО (COPOLCO - Committee on consumer policy) изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров» и др. КОПОЛКО участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

РЕМКО (REMCO - Committee on reference materials) оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов). Так, подготовлен справочник по стандартным образцам и несколько руководств: «Ссылка на стандартные образцы в международных стандартах», «Аттестация стандартных образцов. Общие и статистическое принципы» и др. Кроме того, РЕМКО - координатор деятельности ИСО по стандартным образцам с международными метрологическими организациями, в частности, с МОЗМ - Международной организацией законодательной метрологии.

Международная электротехническая комиссия (МЭК; англ. International Electrotechnical Commission,IEC) - международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

МЭК составлена из представителей национальных служб стандартов. МЭК была основана в 1906 году и в настоящее время в её состав входят более 76 стран. Первоначально комиссия располагалась в Лондоне, с 1948 года по настоящее время штаб-квартира находится в Женеве, Швейцария. В настоящее время имеет региональные центры в Юго-восточной Азии (Сингапур), Латинской Америке (Сан-Пауло, Бразилия) и Северной Америке (Бостон, США).

МЭК способствовала развитию и распространению стандартов для единиц измерения, особенно гаусса, герца, и вебера. Также комиссия МЭК предложила систему стандартов, которая в конечном счёте стала единицами СИ. В 1938 году был издан международный словарь с целью объединить электрическую терминологию. Эти усилия продолжаются и Международный электротехнический словарь остаётся важной работой в электрических и электронных отраслях промышленности.Стандарты МЭК имеют номера в диапазоне 60 000 - 79 999, и их названия имеют вид типа МЭК 60411 Графические символы. Номера старых стандартов МЭК были преобразованы в 1997 году путём добавления числа 60 000, например, стандарт МЭК 27 получил номер МЭК 60027. Стандарты, развитые совместно с Международной организацией по стандартизации, имеют названия вида ISO/IEC 7498-1:1994 Open Systems Interconnection: Basic Reference Model.

Введение

Органы и службы стандартизации - организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.

В систему органов и служб стандартизации входят международные, региональные и национальные организации по стандартизации. В настоящее время существует более 400 организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Крупнейшими международными организациями, специализирующимися на работах по стандартизации, являются ИСО (ISO), МЭК (IEC), Международный союз электросвязи - МСЭ (ITU). Они являются самостоятельными и не зависящими друг от друга.

В России компетентными органами в области стандартизации являются Росстандарт России и ГосСтрой. Основополагающим нормативным документом по стандартизации Росстандарта России установлена «Государственная система стандартизации» (ГСС). Комплекс стандартов ГСС РФ представляет собой систему взаимоувязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех производственных отраслях России. ГСС устанавливает порядок разработки, оформления, согласования, утверждения, издания, обращения стандартов разных уровней стандартизации и других нормативных документов, а также контроля над их внедрением и соблюдением.

В данной работе были подробно рассмотрены международные и региональные организации, а так же основные органы стандартизации Российской Федерации. Особое внимание уделено функциям Росстандарта.

Международная стандартизация

Международная стандартизация - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран. Под стандартизацией понимается деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.



Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Международные организации по стандартизации

1. Международная организация стандартизации (ISO)

2. Международная электротехническая комиссия (IEC)

3. Международный Союз Электросвязи (ITU)

Рассмотрим каждую из них более подробно.

Международная организация стандартизации (ISO)

Международная организация по стандартизации создана в 1946 году двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учреждённой в Нью-Йорке в 1926 году (расформирована в 1942) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учреждённой в 1944 году. Фактически её работа началась с 1947 года. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

При создании организации и выборе её названия учитывалась необходимость того, чтобы аббревиатура наименования звучала одинаково на всех языках. Официальными языками являются: английский, французский и русский.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается проблемами сертификации.

Основной задачей ИСО является содействие развитию стандартизации в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Организационная структура ИСО:

· Генеральная ассамблея - это собрание должностных лиц и делегатов, назначенных комитетами-членами. Каждый комитет-член имеет право представить не более трех делегатов, но их могут сопровождать наблюдатели.

· Совет руководит работой ИСО в перерывах между сессиями Генеральной ассамблеи. Совет имеет право, не созывая Генеральной ассамблеи, направить в комитеты-члены вопросы для консультации или поручить комитетам-членам их решение. На заседаниях Совета решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комитетов-членов Совета. В период между заседаниями и при необходимости Совет может принимать решения путем переписки.

· PLACO - Planning Committee подготавливает предложения по планированию работы ИСО, по организации и координации технических сторон работы. В сферу работы ПЛАКО входят рассмотрение предложений по созданию и роспуску технических комитетов, определение области стандартизации, которой должны заниматься комитеты.

· CASCO - Committee on conformity assessment занимается вопросами подтверждения соответствия продукции, услуг процессов и систем качества требованиям стандартов, изучая практику этой деятельности и анализируя информацию. Комитет разрабатывает руководства по испытаниям и оценке соответствия (сертификации) продукции, услуг, систем качества, подтверждению компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации. Важная область работы КАСКО - содействие взаимному признанию и принятию национальных и региональных систем сертификации, а также использованию международных стандартов в области испытаний и подтверждения соответствия.

· DEVCO - Committee on developing country matters изучает запросы развивающихся стран в области стандартизации и разрабатывает рекомендации по содействию этим странам в данной области. Главные функции ДЕВКО: организация обсуждения в широких масштабах всех аспектов стандартизации в развивающихся странах, создание условий для обмена опытом с развитыми странами; подготовка специалистов по стандартизации на базе различных обучающих центров в развитых странах; содействие ознакомительным поездкам специалистов организаций, занимающихся стандартизацией в развивающихся странах; подготовка учебных пособий по стандартизации для развивающихся стран; стимулирование развития двустороннего сотрудничества промышленно развитых и развивающихся государств в области стандартизации и метрологии.

· COPOLCO - Committee on consumer policy изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах.

· REMCO - Committee on reference materials оказывает методическую помощь ИСО путем разработки соответствующих руководств по вопросам, касающимся стандартных образцов (эталонов).

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
Рубрика (тематическая категория) Стандартизация

В области международной стандартизации работа­ют Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ). Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации.

Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 ᴦ. Аббревиатура ИСО происходит от греческого isos - ʼʼравныйʼʼ. Сфера деятельности

ИСО охватывает стандартизацию во всœех областях, за исключением электроники и электротехники, кото­рые относятся к компетенции МЭК. В работе ИСО участвует более 120 стран. СССР был одним из осно­вателœей организации. Денежные фонды ИСО состав­ляются из взносов стран-членов, от продажи стан­дартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета͵ технические комитеты и Централь­ный секретариат; высший орган ИСО - Генераль­ная ассамблея. В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабаты­ваются непосредственно рабочими группами, дейст­вующими в рамках технических комитетов. Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в кон­кретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, к примеру, относят­ся ТК 12 ʼʼЕдиницы измеренийʼʼ, ТК 19 ʼʼПредпочти­тельные числаʼʼ, ТК 37 ʼʼТерминологияʼʼ. Остальные ТК (числом около 140) действуют в конкретных об­ластях техники (ТК 22 ʼʼАвтомобилиʼʼ, ТК 39 ʼʼСтан­киʼʼ и др.). ТК, деятельность которых охватывает це­лую отрасль (химия, авиационная и космическая тех­ника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ).

Учитывая зависимость отстепени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство должна быть активным и в качестве наблюдателœей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, в случае если он одоб­рен большинством (75%) активных членов ТК. В начале 2000 ᴦ. действовало примерно 11 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО - основополагающие стан­дарты, или стандарты на методы испытаний.

В практике международной стандартизации ос­новной упор при разработке стандартов на продук­цию делается на установление единых методов испы­таний продукции, требований к маркировке, терми­нологии, ᴛ.ᴇ. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя неза­висимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяе­мости и технической совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продук­ции, то их нецелœесообразно устанавливать в МС, - конкретные нормы качества на конкретную продук­цию для разных категорий потребителœей регулируют­ся через цену непосредственно в контрактах.

Рассматривая результаты деятельности общетех­нических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку междуна­родной системы единиц измерения, принятие метри­ческой системы резьбы, системы стандартных разме­ров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всœеми видами транспорта. Сегодня особое внимание привлекает работа ТК 176 ʼʼСистемы обес­печения качестваʼʼ. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основопола­гающих принципов создания систем обеспечения ка­чества. В 1987 ᴦ. была опубликована первая версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов каче­ства продукции на предприятиях.

Актуальной задачей ИСО является совершенство­вание структуры фонда стандартов. В начале 90-х гᴦ. превалировали стандарты в области машиностроения (около 30%), химии (около 12,5%). На долю стандар­тов в области здравоохранения и медицины приходи­лось всœего 3,5%, охраны окружающей среды - 3%. Относительно небольшую долю (около 10,5%) зани­мали стандарты в области информатики, электрони­ки и информационного обеспечения. В перспективе социальные сферы (защита окружающей среды, здра­воохранение), а также информационные технологии должны стать приоритетными в деятельности ИСО.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями кон­кретной продукции, начинается и проявляется на, этапе разработки МС. В региональных и междуна­родных организациях по стандартизации идет посто­янная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в проек­те конкретного МС соответствующий национальный стандарт и борются за отражение в данном проекте сво­их национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всœеми ТК, бо­лее 70% соответствуют национальным или фирмен­ным стандартам промышленно развитых стран мира. Лидерство какой-либо страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ - ТК, ПК, РГ.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 185 ТК, 636 ПК, 1975 РГ.

МС ИСО не являются обязательными, ᴛ.ᴇ. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. При этом в усло­виях острой конкуренции на мировом рынке изгото­вители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промы­шленно развитые страны мира применяют до 80% всœего фонда стандартов ИСО. Особенно широко ис­пользуют стандарты ИСО и других международных

организаций страны, экономика которых в большой степени зависит от внешней торговли. Это Нидер­ланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объёму производства составляет 40-50%. Эти страны стремятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротех­ники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 ᴦ., ᴛ.ᴇ. задолго до образования ИСО. Разновре­менность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существова­ния двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возмож­ности дублирования деятельности отдельных техниче­ских органов между этими организациями заключено соглашение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой - на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 60) меньше, чем чле­нов ИСО. Это обусловлено тем, что многие развиваю­щиеся страны практически не имеют или имеют сла­боразвитую электротехнику, электронику и связь. На­ша страна является членов МЭК с 1922 ᴦ. Высший ру­ководящий орган МЭК - Совет, в котором представ­лены всœе национальные комитеты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран - членов этой организации и поступлений от продажи международных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические ко­митеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабатывает МС общетехнического да межотрасле­вого характера, а другая - МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппаратура, трансформаторы, изделия электронной техники).

Сегодня разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует отметить важность проводимых в МЭК работ по установлению требований безопасно­сти для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 ʼʼБезопасность бытовых элект­роприборовʼʼ выпущено более 40 МС, устанавливаю­щих требования практически ко всœем электробыто­вым приборам и машинам: Разработка МС в этой об­ласти имеет особо важное значение в связи с созда­нием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специали­стов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе - это выработка еди­ных правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информацион­ной технологии), а на втором этапе - возможное слияние, тем более что большинство стран представ­лено в ИСО и МЭК одними и теми же органами - национальными организациями по стандартизации.

Актуальной задачей является сокращение сроков подготовки МС ИСО и МЭК, так как в настоящее время выработка их занимает в среднем 4-5 лет. Тенденция к сокращению сроков морального старе­ния продукции, крайне важно сть оперативного реаги­рования на запросы международной торговли в стан­дартах ставят задачу резкого сокращения сроков раз­работки МС. Все чаще начинает практиковаться про­цедура обсуждения проектов МС в рамках телœекон­ференций. В отличие от традиционных заседаний ра­бочих органов по стандартизации, на которые коман­дируются специалисты из разных стран, телœеконфе­ренции могут проводиться чаще, организованнее и оперативнее. По оценкам специалистов, проведение телœеконференций экономит 80% средств и 60% вре­мени, затрачиваемых на разработку МС в рамках тра­диционных процедур.

В зарубежной практике процессы ʼʼэлектрониза­ции процедур разработки стандартовʼʼ могут со вре­менем привести к полному отказу от традиционных стадий разработки стандартов: вместо цепочки ʼʼпро­ект-отзыв-учет отзываʼʼ планируется работа в режи­ме реального многостороннего участия всœех заинте­ресованных сторон непосредственно в отработке ре­дакций стандартов.

Помимо ИСО, МЭК, МСТ (как организаций, специали­зирующихся на работах по стандартизации), в работах по меж­дународной стандартизации участвуют другие организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) ши­роко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств. Правила ЕЭК ООН (их более 80) имеют статус меж­дународных стандартов и являются нормативной базой между­народной и отечественной систем обязательной сертификации автомобилей. ЕЭК ООН совместно с ИСО разработаны МС на универсальные правила по электронному обмену данными в управлении, торговле и на транспорте (см. о системе ʼʼЭДИ-ФАКТʼʼ с. 100).

Последней разработкой в области товаров народного по­требления стали стандарты на мясо - говядину и свинину.

Международная торговая палата (МТП) широко известна работами по унификации торговой документации. ʼʼНастоль­ной книгойʼʼ специалистов внешней торговли являлся сборник ʼʼИНКОТЕРМСʼʼ - Международные правила толкования тор­говых терминов.

В рамках Объединœенного комитета экспертов ФАО – учреждения ООН по продовольствию в рамках Всемирной организации по здравоохранению действует Комиссия ʼʼКодекс алиментариусʼʼ. Этой комиссией разработано свыше 300 МС на пищевые продукты и несколь­ко десятков сводов гигиенических правил. Европейское отде­ление комиссии определяет возможность использования пи­щевых добавок в пищевых продуктах (российскому потреби­телю добавки знакомы по обозначениям на упаковке - Е 103, Е 210 и т.д., где буква Е происходит, от усечения слова ʼʼEuropeʼʼ)..

В пределах своей компетенции в работах по стандартиза­ции участвуют и другие международные организации при ООН - ЮНЕСКО, МАГАТЭ и пр.

К международным стандартам можно условно отнести стандарты международных профессиональных объединœений производителœей отдельных видов продукции (их свыше 40), к примеру шерсти, текстиля, мяса и пр.
Размещено на реф.рф
К примеру, известна (с 1937 ᴦ.) деятельность Международного секретариата шерсти на базе компании ʼʼВулмаркʼʼ. Она выдает лицензии на приме­нение знака ʼʼВулмаркʼʼ тем изготовителям шерсти и изделий из неё, которые смогли подтвердить соответствие качества продукции нормативным требованиям Международного сек­ретариата шерсти. При разработке национальных стандартов учитывают требования таких организаций, как Международ­ная организация виноградарства и виноделия, Международная ассоциация производителœей бутилированной воды и т. д.

В мире действует семь региональных организацийпо стандартизации, подобных рассмотренной ранее - в Скандинавии, Латинской Америке, Араб­ском регионе, в Африке, в Европейском Союзе (ЕС). Наиболее интересен опыт стандартизации в ЕС.

Сегодня наблюдается тенденция к ин­теграции экономики, созданию объединœенных регио­нальных рынков. Наибольшее развитие интеграция получила в рамках Европейского экономического со­общества (ЕЭС), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформировало единый вну­тренний рынок к 1 января 1993 ᴦ. Такой рынок об­служивает в общей сложности 320 млн жителœей 12 стран - членов ЕЭС (Англии, Бельгии, Герма­нии, Греции, Дании, Италии, Испании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Франции). При этом первоочередное значение в устранении на­циональных барьеров придается развитию европей­ской стандартизации.

В 1972 ᴦ. Советом ЕС была принята Генеральная программа устранения технических барьеров в тор­говле в пределах Сообщества. Под техническим барьером принято понимать различия в требова­ниях национальных и международных стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практи­кой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

В рамках этой про­граммы ставилась задача создания системы обяза­тельных для ЕС единых стандартов - ʼʼиз сотен на­циональных стандартов в каждой европейской стра­не сделать несколько тысяч единых стандартовʼʼ.

Единые стандарты должны были лишить страны - члены ЕС возможности отказа от иностранных про­дуктов из государств. Сообщества. Огромное внима­ние, предполагалось уделить нормам по показателям качества продукции, устанавливаемым едиными стан­дартами. В этой части предполагалось брать за обра­зец стандарты ФРГ - ДИНы, дающие гарантию вы­сокого технического уровня стандартизируемой про­дукции.

Прорыв в работах по стандартизации в ЕС произо­шел в начале 90-х гᴦ. В случае если в 1991 ᴦ. в ЕС действовало 200 директив и 1200 евростандартов, то уже к 1993 ᴦ. была поставлена задача - удвоить число директив, а фонд евростандартов довести до нескольких тысяч.

Техническое законодательство ЕС представлено поста­новлениями Совета͵ директивами Совета͵ гармонизированны­ми европейскими стандартами. Постановления Совета имеют прямое действие для стран-членов ЕС (без переоформления через национальное законо­дательство).

Директива Совета вводится через законодательные акты государств-членов ЕС, причем устанавливаются сроки ввода: начало действия и конечный срок ее введения в националь­ных рамках.

В применении постановлений и директив Совета (обычно используют одно понятие - директива) существуют старый и новый подходы.

В старых директивах, которые действуют и в настоящее время, к примеру, на продукты питания, автомобильную тех­нику, фармацевтику, косметику, устанавливаются конкретные требования к продукции. К примеру, в директиве № 76/768, принятой по косметике в 1976 ᴦ., содержится 15 статей и 8 приложений. В статьях даны классификация косметических изделий, требования к качеству, правила маркировки. В при­ложениях даются: список веществ, которые не должны вхо­дить в состав косметических продуктов (приложение 2), пе­речни красящих веществ, разрешенных и неразрешенных к применению (приложения 4 и 5) и т.д. К директиве (по состо­янию на 1996 ᴦ.) имеются 23 поправки (последняя внесена в 1993 ᴦ.).

Новый подход (или концепция) введен в 1985 ᴦ. В новых директивах требования формулируются в общей форме. Это обеспечивает длительность действия без изменения, тогда как старые директивы сопровождаются большим числом дополне­ний и массой поправок (до 100). В отличие от старых новые имеют унифицированную структуру - две части, одна из ко­торых правовая, другая - техническая в виде 4-6 приложе­ний. Принципиальное отличие новой директивы в том, что в ней делается запись о том, каким европейским стандартам должна соответствовать продукция. В этом случае к термину ʼʼевропейский стандартʼʼ добавляется определœение ʼʼгармонизи­рованныйʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, гармонизированный европейский стан­дарт - это стандарт, обеспечивающий реализацию соответст­вующей директивы, и в данном случае он обязателœен для приме­нения в странах ЕС. Перечни таких гармонизированных стан­дартов публикуются в официальном бюллетене ЕС. В случае отсутствия европейских стандартов, необходимых для обеспечения директивы, комиссия ЕС дает мандат евро­пейским организациям по стандартизации (СЕН, СЕНЭЛЕК) на разработку необходимых стандартов и финансирует эти ра­боты.

Стандарт считается гармонизированным после его опуб­ликования в бюллетене ЕС с указанием номера соответствую­щей директивы.

Следует иметь в виду, что один и тот же европейский стандарт должна быть обязательным, когда он направлен на обеспечение конкретной директивы, и необязательным, когда он применяется в других случаях.

Продукция, отвечающая требованиям директивы, марки­руется знаком СЕ.

Особенность и ʼʼсилаʼʼ большинства евростандартов заключаются в том, что в их основу закладывают, как правило, лучшие стандарты отдельных европейских стран. К примеру, широко известные своим высоким техническим уровнем стандарты Швеции по электромагнитной безопасности персональных компьютеров положены в основу единого стандарта ЕС. Политика комитетов СЕН и СЕНЭЛЕК на совре­менном этапе состоит по сути в том, чтобы как можно чаще использовать МС ИСО и МЭК в качестве реги­ональных. В итоге около 45% НД в рамках ЕС пред­ставляют международные стандарты, разработанные ИСО/МЭК.

5.5. ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Одним из важнейших направлений эффективного участия нашей страны в работах по международной стандартизации является своевременное и наиболее полное использование МС в отраслях народного хо­зяйства. Существует три варианта применения в Россий­ской Федерации международных, региональных, на­циональных стандартов других стран исходя из степени использования международного докумен­та и формы его представления.

1. Принятие государственного стандарта͵ пред­ставляющего аутентичный текст на русском языке соответствующего международного документа. Этот вариант называют прямым методом или ʼʼметодом обложкиʼʼ. При данном методе соответствующий МС используется без какого-либо изменения текста МС. Изменения касаются только оформления обложки. При этом обозначение государственного стандарта РФ состоит: из индекса (ГОСТ Р); обозначения соответствующего международного стандарта (без указания года его принятия); отделœенных тире двух последних цифр года утверждения ГОСТ Р. Пример: ГОСТ Р ИСО 9591-93.

2. Принятие государственного стандарта͵ представ­ляющего аутентичный текст на русском языке соответ­ствующего документа с дополнительными требования­ми, отражающими специфику потребностей России. Как видно, при данном методе содержание ГОСТа отличается от зарубежного аналога. При этом под обозначением ГОСТ Р в скобках приводится обозна­чение МС, к примеру: ГОСТ Р 50231-92 (ИСО 7173-89). В ряде случаев по тексту стандарта выделяют (шрифтом или другим способом) требования, учиты­вающие национальные особенности России или СНГ.

3. Принятие ОСТ, СТП, СТО на базе междуна­родного документа до принятия их в качестве госу­дарственных стандартов. Как видно, данный метод состоит в локальном ис­пользовании международного документа или в рам­ках отрасли, или в.рамках предприятия, или в рамках научно-технического (инженерного) общества, по­скольку государственные органы и субъекты хозяйст­венной деятельности России в целом еще не подго­товлены к применению международного стандарта.

Все другие варианты использования МС с разной степенью заимствования норм и положений между­народных документов следует квалифицировать как использование МС в качестве источников исходной ин­формации, тем более ГОСТ Р 1.2 ʼʼГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартовʼʼ обязывает разработчиков учитывать международные, регио­нальные стандарты и прогрессивные стандарты дру­гих стран.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ" 2017, 2018.