Мария александровна ганнибал. Мария ганнибал и александр пушкин

2155 0

Что такое российская нация? Кто и что создает нацию? В чем заключается национальная идентичность? На эти вопросы отвечает редактор отдела политики сайт, политолог Александр Михайлов

В 1991 году на осколках советской империи возникла новая, демократическая Россия. Этим историческим событием завершилась эпоха глобального политического эксперимента, претворенного в жизнь знаменитым политиком и террористом Владимиром Ильичом Ульяновым (Лениным). Неудачи России в Первой мировой войне, предательство монархии со стороны царя Николая II и конфликт политических элит сыграли свою историческую роль в этом кровавом, неоднозначном эксперименте, кардинально изменившем ход истории российского государства.

Эксперимент завершился крахом системы, оставив массу неразрешимых вопросов будущим поколениям. При этом нельзя сказать, что попытка построить социализм привела к краху советской нации. Скорее, советская нация трансформировалась вместе с республиками бывшего СССР, получив по наследству прилагательное «российская» и отторгнув термин «советская» как не соответствующий политической реальности конца 20 века.

Наверное, я не ошибусь, если замечу, что большинство российских граждан не отдают себе отчета в том, что те события, которые произошли два десятилетия назад, стали началом процесса создания новой российской нации. Или, все-таки, российского народа?

А вообще, что такое российская нация? Кто и что создает нацию? В чем заключается национальная идентичность?

Задумываясь над ответами на эти вопросы, мы «включаем» свое представление об историческом пути развития российской нации и российского государства. Если пойти наиболее простым путем и заглянуть в терминологические словари, окажется, что, согласно научному определению, «нация» - это исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе: общности происхождения, языка, территории, общности сферы общественного самоуправления, психического склада, проявляющегося в общности культуры.

По этому определению, группу людей, живущих на одной территории, обладающих схожей культурой, способом управления или общим языком, можно смело называть «нацией». Однако, примеряя научное определение к термину «российская нация», невольно натыкаешься на очевидные противоречия.

Сегодня уже очевидно, что одной из причин распада СССР была и культурологическая: в советской идеологии была допущена роковая ошибка, когда понятие «нации» было переведено на уровень ниже общегосударственного, на уровень отдельно взятых этносов. Можно и сегодня бесконечно отворачиваться от неприятных последствий общественного обсуждения национальных проблем, однако в результате с наличием национальных вопросов приходится мириться, во всяком случае - в многонациональном обществе, которым является российская нация.

В российской Конституции, кстати, схожая ошибка. В ней опять говорится о многонациональном российском народе, а не о российской нации. Получается схожая картина: согласно главного документа страны, российский народ - это русские, татары, чуваши, калмыки и т.д., то есть люди, которые связаны в единый термин наличием российского паспорта. Но это в корне неверно: русские, татары, чуваши и т.д. - это этнические общности, другими словами - отдельные народы, а вот нация у нас одна - российская.

Многие историки и политологи не любят слово «нация». От него, согласимся, немного веет термином «нацизм» и вообще фашизмом. Возможно, именно поэтому само это слово искусственно затирается в политических дискуссиях: слишком большая опасность открыть очередной «ящик Пандоры».

Таким образом, одна из задач, которые я ставлю, работая над этой книгой, - вернуть смысл термину «российская нация», чтобы понимать самих себя, что все мы, жители России, - единая нация.

Если говорить о происхождении российской нации, то прежде следует рассмотреть подходы к происхождению наций в целом. Часть исследователей считают нациями все этнические группы, которые являются «надысторическими образованиями» и векамисохраняют свою традиционную, неизменную сущность. К сожалению, именно это направление геополитической философии стали основой для проявлений национализма, что привел к развалу многих государств.

Есть другое мнение, по которому нации представляются как идеологические конструкции, которые создаются элитами с целью консолидации своих соотечественников. И в этом подходе значительно больше разумного зерна, ведь ход истории может сложиться так, что даже выходцы из одного этноса свою нацию не образуют. И наоборот, когда люди самого разного этнического и расового происхождения способны сформировать нацию в полном понимании этого слова, как, например, в США.

Русский философ Лев Гумилев в своем труде «От Руси до России» писал, что вся история человечества состоит из череды изменений. Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономерности, а представляет собой не поддающийся объяснению хаос, задавался вопросом Гумилев? Издавна пытливые люди стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяснить истоки своей истории.

Ответы получались разные, ведь история многогранна: она может быть политической, экономической, военной и т.д. Поэтому, если историки юридической школы изучали законы и принципы государственного устройства, то историки-философы рассматривали историю сквозь призму развития общественных сил и социальных классов, этнографы-лингвисты изучали эволюцию языков, а кто-то и вовсе опирались в своих исследованиях на национальную психологию. А можно ли представить человеческую историю как историю народов?

Уроки отечественной истории показывают нам, как осуществляли на практике расширение России московские князья, русские Цари и Всероссийские Императоры, сумевшие объединить всю совокупность евразийских народов, нашедшие оптимальные меры их воссоединения в огромное государство и в течение столетий поддерживающие национальное и конфессиональное равновесие нашей страны.

По Гумилеву, формирование нового этноса всегда связано с наличием у некоторых индивидов необоримого внутреннего стремления к целенаправленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения. При благоприятных для себя условиях они совершают (и не могут не совершать) поступки, которые ломают инерцию старых традиций и инициируют новые этносы.

Лев Гумилев предложил называть это явление термин «социальная пассионарность» для ее описания (от passio - страсть). Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности.

Для нас, как исследователей становления российской нации, возникает вопрос: сохранили ли наши соотечественники прежний уровень пассионарности, не растеряли ли они ее в ходе многочисленных войн своей истории, двух мировых войн, гражданской войны, сталинского террора, социалистического застоя, горбачевской «перестройки»? Не стали ли россияне безвольной игрушкой в руках манипуляторов, в том числе и вследствие вполне осознанного заговора зарубежных элит?

Формирование современной России со времен средневековья до наших дней идет вокруг великорусского центра - Московского княжества, что определялось пассионарным толчком, прошедшим, по Гумилеву, через Великороссию. Среди многих положительных качеств «великороссов» отметим то, что Ф. М. Достоевский назвал «умением понимать и принимать другие народы». Историк Ключевский писал, что «вся история России - это история колонизации».

История последовательного присоединения Сибири, Украины, Кавказа, Средней Азии показывает, что включение в состав России огромных территорий осуществлялось не через истребление присоединяемых народов, не насильственным сгоном их в резервации или насилием над их традициями и верой, а на основе двусторонних договоренностей и добровольного вхождения народов под покровительство России. При этом русский этнос стал «системообразующим этносом», вокруг которого собрались и взаимно интегрировались другие, менее многочисленные этносы.

Отметим и постоянное присутствие рядом «системообразующей религии» - православия - религии, которая удивительным образом слилась со славянством и традиционным образом жизни древних славян. В отличие от католицизма, православие - это самая светлая христианская религия, не акцентирующая первородного греха, и призывающая к спасению души с помощью лично свершаемых добрых дел и «самоискупления греха» через покаяние (в отличие от католических индульгенций и инквизиции). Православию, кроме того, не было свойственно «воинствующее миссионерство», благодаря чему православие всегда мирно уживалось с другими конфессиями и культурами.

Но вернемся к истории России. В эпоху феодальной раздробленности обособленная в самостоятельные княжества Русь не могла сбросить с себя Ордынское иго. Ход истории требовал от русских значительного укрепления государственности. В результате появились тенденции к объединению русских земель вокруг Москвы и, как результат - централизация власти.

Возвышению Москвы, в прошлом - скромного княжества Владимиро-Суздальской земли - способствовали: выгодное географическое положение (город находился на перекрестке важных торговых путей и был изолирован от внешних врагов другими княжествами) и централизованная политика московских князей. Возвышение Москвы привело к последующему объединению вокруг нее русских земель, осознающих свою культурную и религиозную общность, связанных общим стремлением обрести независимость.

Началу объединения русских земель вокруг Москвы предшествовала борьба за власть между Московским и Тверским княжествами, из которой Москва вышла победителем. В дальнейшем московские князья сумели удержать великокняжеский престол за собой. А когда московский князь Дмитрий Донской начал открытую борьбу с Золотой Ордой и в 1380 году одержал блестящую победу над монголо-татарским войском на Куликовом поле, эта победа укрепила авторитет и значение Москвы, превратив ее в фактическую столицу Руси.

К середине 15 века сложились условия для завершения объединения русских земель и создания единого государства. Завершение процесса объединения приходится на конец 15 - начало 16 веков и связано в первую очередь с именем Ивана III, в годы княжения которого к Москве были присоединены великое княжество Ярославское, Пермский край, Ростовское княжество, Новгород и его земли, Тверское княжество, Вятская земля. Свою самостоятельность Иван III продемонстрировал и по отношению к татарам, отказавшись платить дань, а историческое «стояние на Угре» в 1480 году положило конец монголо-татарскому игу.

Создание единого государства оказало серьезное влияние на его экономическое развитие. Менялся характер землевладения князей, серьезные изменения произошли в армии. С конца 15 века начинает оформляться социальная классовость, а к началу 16 века в России установилась самодержавная монархия, где политическая власть принадлежала великому князю. Фактически, на этом этапе можно говорить о полноценном формировании российской нации.

История российской нации удивительна в своих взлетах и падениях. Сформировавшись как единое государство, Московия вскоре вступила в долговременную эпоху системного государственного кризиса.

Прежде всего, кризис был связан с правлением Ивана Грозного, противоречивая внутренняя и внешняя политика которого привела к разрушению экономики, потерям многих западных территорий, обострению социальных конфликтов внутри московского государства, которые охватили все российское общество.

С прекращением династии дома Калиты ключевой фигурой российской политикистановится Борис Годунов. Годунов кардинально изменил характер внутренней и внешней политики государства: начал освоение южных окраин, Сибири, предпринял попытки возвратить западные земли. Однако системный кризис, заложенный Иваном Грозным, уже не мог прекратиться. В апреле 1605 года Годунов неожиданно скончался (как полагают сегодня историки, в результате отравления), а уже в июне в Москву вступил Лжедмитрий Первый, который также был убит через 11 месяцев своего вхождения на престол.

Следующий этап «смуты» связан с Василием Шуйским, интриганом и предполагаемым заказчиком убийства Годунова. Взошел он на престол сразу после гибели Лжедмитрия Первого по решению Красной площади, но уже в 1610 году польские войска разбили отряды Шуйского, и он был свергнут с престола, а править страной начала «семибоярщина».

Именно на этом историческом этапе проявилась истинная «народная воля» российской нации, самостоятельно взявшейся за наведение политического порядка в государстве. Второе земское ополчение, возникшее в Новгороде под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарский, осенью 1612 года сумело взять московский Кремль.

Итоги «смутного времени» были чудовищными: общее число погибших равнялось одной трети населения, глобальная экономическая катастрофа отразилась на всех сферах жизнедеятельности российской нации, значительные территориальные потери отрезали важные торговые пути от государства.

Появление новой царской династии в 1613 году, когда земский собор избрал 16-летнего Михаила Романова, стало началом возрождения российского государства. Первые представители династии Романовых вынуждены были решать три основные проблемы государства - восстановление экономики, возвращение утерянных территорий, формирование надежной системы государственного управления.

В конце XVII века, когда к власти пришел царь Петр I, Россия все еще переживала сложный период своей истории. В отличие от развитых в технологическом смысле западноевропейских государств, Россия оставалась экономически отсталой страной, где отсутствовали крупные промышленные предприятия, не было выхода к морям, через которые могла бы развивать торговлю, не был собственного военного флота. Армия, доставшая в наследство Петру, была морально устаревшей, и состояла в основном из дворянского ополчения.

При этом Россия и ее богатые земли возбуждала захватческие амбиции западных соседей. Срочно необходимо было модернизировать армию, овладеть выходами к морям и построить флот, практически с нуля создать отечественную промышленность, перестроить систему управления государством. И царь Петр оказался именно такиммонархом - властным, незаурядным, умным, и эти качества сыграли ведущую роль в подъеме России, так и не вставшей «с колен» со времен «смуты».

Следует отметить, что именно в этот период российской истории происходит становление и развитие светской национальной культуры, серьезные изменения в традиционном быту россиян. Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светский характер. Во время правления Петра появились крупные технические новшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области. Изменился и внешний вид россиян: европейский стиль в одежде вытеснял традиционную одежду россиян, особенно в городской среде, вводились парики и запрещались бороды.

Петр направил сотни молодых дворян в Европу для изучения различных военных специальностей, главным образом - для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в самой России, открывал учебные заведения, формировал российскую научную элиту.

В общем, Петр I начал модернизацию российской нации в прямом смысле этого слова. Царь стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига ущербность и отсталость России от Европы. Главным итогом петровских реформ стало установление в России абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 году официального титула российского монарха - Петр объявил себя императором, а государство стало называться Российской Империей.

За годы своего правления Петр добился задуманного: создал государство с вертикальной системой управления, сильной армией и мощным флотом, технологичной экономикой. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить, он является и одной из самых значимых фигур мировой истории. И его правление стало возрождением российской нации, потерявшей свою значимость почти на целый век.

Реформы Петра по укреплению российской нации фактически продолжила императрица Екатерина II, которая, провозгласив себя продолжательницей дела Петра I, направила все свои усилия на создание абсолютического государства. В отличие от своих многих властных предшественников, Екатерина II была талантливым политиком, прекрасно понимавшей, что править старыми, архаичными методами в России уже нельзя.

Политика, проводимая Екатериной II, получила в истории название «политики просвещенного абсолютизма». Социально-экономической основой политики стало развитие нового, фактически - капиталистического уклада европейского образца.

Вплоть до Февральской революции российская нация укрепляла свой авторитет в многочисленных войнах и военных конфликтах. Русско-турецкие, крымские войны, многолетние кавказские столкновения, и, конечно, Отечественная война 1812 года, позволили России крепко занять одну из лидирующих геополитических позиций на планете. Даже неудача в русско-японской войне и кровопролитные бои Первой мировой войны не могли даже предположить то, что предстояло испытать России после 1917 года.

В 1917 году царь Николай II предал Россию. Другие словами назвать поступок императора по отречению от власти назвать нельзя. В трудное время для страны, в тяжелейшем положении на западном фронте, Николай II предал не только российскую монархию, но и всю российскую нацию, обрекая народы своего государства на гражданскую войну и безвластие.

При этом нельзя сказать, что предательство Николая II было первым предательством российского народа со стороны власти. Из курса истории мы помним, как царь Иван Грозный оставил свою страну на растерзание опричнины, а сам фактически отдалился от управления государством. К чему это привело - мы уж сказали: «смутное время» и польская интервенция.

Тем не менее, тогда нашлись народные силы, сумевшие спасти страну от развала и дележа территорий. И 1612 год стал годом возрождения российской нации, сплочение народных рядов, возвращения национального единства. К сожалению, в 1917 году «чуда» не произошло: история страны пошла по кровавому пути большевизма.

Террорист и большевик Владимир Ульянов (Ленин) пришел к власти не как российский политик, а как представитель национальной интервенции Германии на ее же денежные средства. Фактически, Ленин предал национальные интересы России, и если бы результаты Первой мировой войны были бы иными, и Германия со своими союзниками одержала бы победу, судьба российской территории была бы в руках немецкого правительства.

25 октября (7 ноября) 1917 года в результате вооружённого переворота в России было свергнуто Временное правительство. В ночь на 27 октября (9 ноября) съезд создал советское правительство — Совет Народных Комиссаров (Совнарком), и уже 9 (22) ноября председатель Совнаркома Ленин направил телеграмму во все полки фронтовых армий: «Пусть полки, стоящие на позициях, выбирают тотчас уполномоченных для формального вступления в переговоры о перемирии с неприятелем».

Сегодня историкам ясно, что заключением Брестского мира и выводом России из войны большевики под руководством Ленина выполнили ранее взятые на себя обязательства перед Германией за финансовую поддержку в захвате власти в России.

Согласно условиям Брестского мира, Россия потеряла привислинские губернии, Украину, губернии с преобладающим белорусским населением, Эстляндскую, Курляндскую и Лифляндскую губернии, Великое княжество Финляндское. На Кавказе мы потеряли Карсскую и Батумскую области. Армия и флот демобилизовывались. Балтийский флот выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике. Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам. Кроме того, Россия стала должна 6 миллиардов марок репараций плюс уплатить убытки, понесенные Германией в ходе русской революции — 500 млн. золотых рублей.

Фактически, от России была отторгнута территория площадью 780 тыссяч кв. км. с населением 56 миллионов человек, что составляло тогда треть населения Российской империи).

Предательский Брестский мир, заключенный Лениным, не только позволил находившимся в 1917 году на грани поражения центральным державам продолжить войну. Брестский мир послужил катализатором перехода гражданской войны от локальных конфликтов к широкомасштабным сражениям за власть на российской земле.

Брестский мир стал предательством национальных интересов России и практически сразу же получил прозвище «похабный мир». В итоге гражданская война в России продолжалась до 1922 года, а сотни тысяч россиян стали жертвами этого многолетнего, бессмысленного кровопролития.

В Великой Отечественной войне, безусловно, победила национальная компонента. Российские войны шли в бой с лозунгом «За Родину!», подразумевая защиту родной земли и своего народа, и не идеологию советского государства. Итоги войны и сегодня трудно назвать положительными для российской нации: с одной стороны - Победа над фашизмом, с другой - противостояние между Востоком и Западом, которое в результате привело к полувековому застою в жизни советского общества.

Конечно, в советский период российская нация не утеряла своего духовного и исторического наследия. Победа в Великой Отечественной войне, освоение космоса, создание мощнейшего ядерного щита и другие достижения сохранили и подтвердилиавторитет российского нации на мировой арене. Однако советская система негативно отразилась на самих российских гражданах. Насильственное отторжение российской национальной идеи привело к непониманию советскими гражданами идеологии своего государства.

К концу 80-х годов достаточно было небольшой «трещины» в идеологии СССР, чтобы мощный поток «ожидаемости перемен» сокрушил казавшуюся несокрушимой плотину советской системы. Этой «трещиной» стала горбачевская «перестройка», самое непредсказуемое явление в политической истории страны 2-й половины 20 века.

Редактор отдела политики сайт, политолог Александр Михайлов

Подмосковное имение Захарово было куплено М.А.Ганнибал в ноябре 1804 г. у вдовы надворного советника Екатерины Андреевны Тиньковой за 28 тысяч рублей. Об этом свидетельствует купчая крепость.

Хозяйка Захарова - Мария Алексеевна Ганнибал - была женщина с незаурядным характером, нежная, любящая, глубоко преданная своей семье, «очень умная, дельная и рассудительная», как отозвалась о ней одна из современниц. По матери Мария Алексеевна происходила из старинного рода бояр Ржевских и, как сообщает ее внучка Ольга Сергеевна Павлищева, «дорожила этим родством и часто любила вспоминать былые времена».

По обычаю того времени, она была выдана замуж против своей воли за одного из сыновей любимца Петра Великого Ибрагима Ганнибала - Осипа. Эпизоды из ее жизни и колоритные фигуры бояр Ржевских вошли в неоконченную повесть Пушкина «Арап Петра Великого».

Супружеская жизнь Марии Алексеевны не была ни долгой, ни счастливой. Через два года после свадьбы муж выгнал ее из дома, оставив у себя их единственную дочь - Надежду (будущую мать поэта) . Освободившись от жены, Осип Абрамович женился вторично. Юной Марии Алексеевне, защищая свои материнские права, свое честное имя, свое положение в обществе, пришлось вынести тяжелую, унизительную борьбу с мужем. После длительного процесса дело было выиграно.

Второй брак Осипа Абрамовича признали незаконным, дочь возвратили матери и по разделу имущества ей назначили село Кобрино (часть вотчины Ганнибалов под Петербургом).

Разъехавшись с мужем, Мария Алексеевна всю себя отдала дочери, а когда Надежда Осиповна вышла замуж, - заботам о ее семье, особенно о детях. Она вносила спокойный уют, порядок, ласку и заботу в безалаберный строй домашней жизни, которым отличалась семья Пушкиных, где мать была занята светской жизнью больше; нежели детьми, а отец ко всему, что непосредственно не касалось его, относился безразлично. Материнским вниманием и любовью бабушка смягчала Александру холодность к нему Надежды Осиповны, которая не любила старшего сына. При ней не так часты и обидны были наказания, а гувернеры и гувернантки не имели такой воли. В нужную минуту бабушка всегда выручала, заступалась.

Пушкин охотно оставался с ней, любил забираться в корзину для рукоделия и следить за ее работой. Несомненно, что сюда приводили будущего поэта не столько интерес к вышивкам и вязанью или намерение спрятаться под крылышко доброй бабушки, но и страстное желание послушать рассказы о старине. По отзыву Ольги Сергеевны, сестры A.С.Пушкина, бабушка была «ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком». В те годы увлечения всем французским она учила будущего народного поэта, создателя русского литературного языка правильно говорить и писать по-русски.

Мария Алексеевна не любила вымысла и потому не сказывала внукам сказок. Ее рассказы были правдивой передачей былого. От нее маленький Пушкин впервые услышал об арапе Петра Великого - Ибрагиме Ганнибале и его старшем сыне, участнике Наваринского сражения. Красочно, ярко передавала Мария Алексеевна истории о жизни, быте и нравах дворянства XVIII века.

Памятник Марии Ганнибал и Александру Пушкину в Захарово


Бабушка подтолкнула внука и к страстному увлечению книгами. Ольга Сергеевна свидетельствует, что брат «рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или «Илиаду» и «Одиссею». В стихотворении «Послание к Юдиф» Поэт называет место в захаровском саду, где он любил сидеть с книгой:

Вот здесь, под дубом наклоненным,
С Горацием и Лафонтеном
В приятных погружен мечтах...

Хозяйка Захарова Мария Алексеевна создала все условия для развития поэтического дара внука, а также дала ему бесценно чувство любви, близости и защиты, которые так много значат для детей в возрасте становления и активного познания окружающего мира.


Н.П.Верховская.

Памятник Марии Алексеевне Ганнибал и Александру Пушкину в подмосковном Захарово

Первой воспитательницей Александра Сергеевича Пушкина была его бабушка Мария Ганнибал. Она вложила во внука всю душу, по сути, заменив ему мать, которая относилась к сыну прохладно. И в том, что Саша вырос поэтом, огромную роль сыграла бабушка – самый близкий Пушкину человек в семье.

Родители Саши почти не уделяли ему внимания, они были людьми занятыми светской жизнью. Когда внуку исполнился год Мария Алексеевна продала свою петербургскую квартиру и переехала в Москву к дочери – присматривать за её детьми и хозяйством. С собой она привезла Арину Родионовну, ставшую няней Саши. В доме Пушкиных Мария Алексеевна хозяйкой себя не считала и подчинялась порядкам, которые завели дочь и зять. Но ей не нравилось, что детей здесь воспитывают на французский лад, выписывая им иностранных гувернёров, что с Сашей обращаются сурово. Она очень жалела мальчика.

Бабушка прекрасно знала русский язык, хорошо писала и знала множество старинных преданий, в том числе и семейных. Ими она щедро делилась с внуком. Саша отказывался засыпать, если Мария Алексеевна не расскажет что-нибудь на ночь. Никто и не подозревал тогда, что в эти минуты формируются поэтические задатки Саши Пушкина, зарождается его любовь к родному языку.

Маленький Пушкин был нескладным толстым мальчуганом. Когда к родителям приезжали гости и Саша вместе со всеми пускался в пляс, над его неуклюжестью посмеивались. Малыш обижался, усаживался в угол и больше в общем веселье не участвовал. Со своими огорчениями Саша бежал к «мамушке» – так он называл Марию Алексеевну, ища утешения у неё. Внук устраивался на корзине с шерстью, бабушка вязала и рассказывала ему истории далёкой старины или учила грамоте. Потом воспоминания об этом стали драгоценными для Пушкина. Он писал:

Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня…

В 1805-ом году Мария Алексеевна купила подмосковное село Захарово, куда стала вывозить своих внуков. В первую очередь шестилетнего Сашу. Здесь Пушкины-младшие жили с весны до осени. В усадьбе был пруд, берёзовая роща. Неподалёку находилось село Большие Вязёмы. Сюда Мария Алексеевна с Сашей ходили в церковь и в гости к княгине Голицыной – с которой будущий поэт потом написал свою «Пиковую даму». Кстати, сын княгини Борис стал прототипом Ленского. А жену Бориса звали Татьяной…

В Захарово Мария Алексеевна завела свои порядки. Она запретила говорить по-французски, уволила гувернёров, оставив только няню Арину Родионовну и слугу Никиту Козлова, который был с Пушкиным до его последнего часа. В Захарово Саша почувствовал себя счастливым. Из неповоротливого увальня он превратился в озорника, которого интересовало всё на свете. Саша стал настоящим непоседой, что порой огорчало бабушку. В письме своей подруге Мария Алексеевна жаловалась: «Не знаю, матушка, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а Учится плохо, то его не расшевелишь, то не прогонишь играть с детьми, то вдруг расхОдится, что ничем его не уймёшь, из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится».

Саше исполнилось 12, когда на семейном совете решили отдать его в Царскосельский лицей – престижное учебное заведение. Порядки там были строгими, детей не распускали по домам даже на лето и бабушка – единственный человек в семье – ездила навещать внука. Мария Алексеевна умерла вскоре после того, как Саша окончил лицей. Александр Сергеевич бабушку никогда не забывал и в её честь назвал свою старшую дочь Марией.

В 2005-ом году в усадьбе Захарово появился чудесный памятник маленькому Пушкину и Марии Ганнибал. Старушка на постаменте рукой придерживает прижавшегося к ней мальчугана. Этот нежный жест – воплощение настоящей любви и доверия. Такими и были они – отношения бабушки и внука.

Что известно нам о судьбе этой замечательной женщины, вырастившей и воспитавшей маленького Пушкина?

Родилась 20 января 1745 года в Нижнем Новгороде. Отец ее был воеводой маленького городка Сокольска Тамбовской губернии.

Миниатюрные портреты Марии Алексеевны рисуют нам приятное женское лицо с мягкими добрыми чертами.

Что происходило в жизни этой женщины до замужества? Почему она вышла замуж только в 28 лет, будучи по всем меркам того времени старой девой?

И по-видимому, вышла с отчаяния - за отставного капитана морской артиллерии Осипа Ганнибала.

Этот на первый взгляд престижный брак обернулся бедой. Осип Ганнибал оказался изрядным кутилой и транжиром, и искал он на тот момент богатую невесту, чтобы покрыть свои долги.

Поэтому приданое Марии Алексеевны, ярославское имение, пришлось сразу продать.

Первенец Марии Алексеевны, Николай, умер во младенчестве. А в 1775 году родилась дочь Надежда.

И тут начинаются странные события, которые до сих пор не дают покоя исследователям.

Вскоре после рождения дочери Осип Абрамович расстается с женой и поселяется в родовом имении Михайловском.

Почему? Ряд исследователей полагает, что Надежда Осиповна на самом деле была рождена не от Осипа Абрамовича. И это было для него достаточным основанием для разрыва.

О чем говорят факты. 18 мая 1776 года Мария Алексеевна пишет письмо мужу из Москвы, куда она буквально сбежала к родителям. Письмо странное.

Мария Алексеевна предлагает мужу расстаться навек и обещает никогда не предъявлять имущественных претензий ни к нему, ни к его наследникам. Просит только об одном - отдать ей ее дочь Надежду. И самое интересное, что подлинность этого письма заверена ее братом, кирасирским подполковником Михаилом Пушкиным.

Что могло произойти на самом деле? Мария Алексеевна сбежала к родителям в Москву и рассказала им о семейной жизни что-то такое, что привело семью в ужас. И несмотря на все этические нормы и христианские запреты пытаются оградить Марию от притязаний супруга.

Осип Абрамович отвечает на это письмо раздраженно, обвиняя свою супругу в холодности и давней к нему неприязни. Дочь вернуть готов, препятствий чинить не будет!

И пошел по московским и питерским гостиным слушок, что супруга Ганнибала прижила дочь не от мужа, а от конюха-цыгана. Не сам ли Осип Ганнибал пустил этот слух, чтобы оправдать разрыв с женой и переложить всю вину на нее?

Вскоре отец Марии Алексеевный умер. Она с маленькой дочерью лишилась материальной поддержки и решилась просить помощи и защиты у императрицы Екатерины II. Не потому ли пошел грязный слух о супружеской измене Марии Алексеевны - уж очень кстати пришелся.

А Осип Абрамович как ни в чем не бывало женился на девице Устинье Толстой, объявив себя вдовцом. Но и этот его брак кончился скандалом, так как и здесь приданое жены он благополучно растратил.

Пришлось Осипу Абрамовичу в 1784 году предстать перед судом. Мария Александровна обвинила его в двоеженстве, а Устинья Ермолаевна в мошеннической растрате ее средств.

Приговорен Осип Абрамович был к семилетнему церковному покаянию в монастыре. Но по ходатайству свыше покаяние было заменено морской службой. А петербургское имение Ганнибала Кобрино по приговору суда было передано Марии Алексеевне в качестве компенсации.

Под Петербургом Мария Алексеевна жить не стала и после свадьбы дочери Надежды Осиповны с Сергем Львовичем Пушкиным купила имение Захарово под Москвой.

С 1800 года Мария Алексеевна постоянно жила в семье дочери и растила внуков.

Именно ей мы обязаны нашей российской гордостью - лучшим нашим поэтом. Именно она в семье Пушкиных говорила исключительно по-русски - очень красиво и правильно. Этой ее способностью восхищался Антон Дельвиг, чуткий знаток русского языка.

Трудно предположить, как сложилась бы судьба Александра Пушкина без участия Марии Алексеевны. Ведь долгое время в детстве он писал стихи исключительно по-французски.

Люблю от бабушки московской

Я слушать толки о родне,

Об отдаленной старине…

Мария Алексеевна Ганнибал (урож. Пушкина) родилась 21 января 1745 года в имении своего отца селе Покровском, под Липецком. Ее родители – отец Алексей Федорович Пушкин и мать Сара Юрьевна, урожденная Ржевская имели пятерых детей – Юрия, Михаила, Надежду, Екатерину и Марию.

Мария Алексеевна очень любила своих родных, поддерживала с ними тесные родственные отношения, всегда стараясь им помочь в нужде.

В начале 1773 году Мария Алексеевна вышла замуж за Осипа Абрамовича Ганнибала. Она познакомилась с будущим мужем незадолго то того времени, когда он приехал на липецкие заводы, откомандированный туда по службе.

Ганнибал, морской артиллерист, капитан второго ранга, стал бывать в Липецке, в доме Марии Алексеевны. Осип Абрамович, образованный молодой человек 29 лет, «столичный щеголь и любезник», посватался к Марии Алексеевне, получил согласие на брак, и была сыграна свадьба.

Молодые после свадьбы некоторое время жили вблизи липецких заводов, в Муроме.

оставил службу и, выйдя в отставку, поселился с женой в Суйде, в доме Абрама Петровича Ганнибала.

Здесь 21 июня 1775 года у Марии Алексеевны родилась дочь Надежда, будущая мать великого поэта. Но согласия в семье не было. Пушкин писал по этому поводу: «…ревность жены и непостоянство мужа были причиной недовольствий и ссор, которые кончились разводом». Развод был длительным и трудным.

поселилась в выделенной ей деревне Кобрино, на мызе Руново. Практическое чутье и хозяйственная способность помогли ей не только наладить хозяйство в Кобрино, но и купить в Петербурге в Преображенском полку домик, где она жила со своей дочерью. Весной и летом Мария Алексеевна выезжала в свое имение Кобрино и Руново.

Марья Алексеевна сумела дать дочери вполне приличное воспитание. Надежда Осиповна хорошо знала языки и могла быть приятной собеседницей в светском обществе.

К ней приглашают лучших гувернанток и учителей, она обучается французскому языку , танцам – получает «великосветское воспитание». Благодаря светским знакомствам, посещениям театра и родственным связям Марии Алексеевны мать и дочь вращались среди самых образованных людей Петербурга.

Дом Марии Алексеевны посещают сыновья ее родственника Льва Александровича Пушкина – Василий и Сергей Львовичи, гвардейские офицеры и образованные молодые люди. Братья Пушкины летом бывают на мызе Руново, гостят и в Суйде.

Сергей Львович сватается к Надежде Осиповне и предложение его принимается.

28 сентября 1796 г. в церкви села Воскресенского в имении Суйда состоялось венчание Надежды Осиповны и Сергея Львовича, родителей поэта.

Мария Алексеевна, у которой не сложилась семейная жизнь, радовалась, глядя на счастье молодых.

Продав домик в Преображенском полку, она купила дом в Измайловском, где служил ее зять. Летом всей семьей уезжали в Руново и Кобрино.

Мария Алексеевна вскоре перебирается в Москву, чтобы заняться воспитанием внуков и хозяйством своих беспечных, занятых светской жизнью дочери и зятя.

Мария Алексеевна ведала всем домом Пушкиных в Москве и занималась воспитанием внуков. Сестра поэта, Ольга Сергеевна, пишет в своих воспоминаниях: «Замечательна по своему влиянию на детство и первое воспитание Александра и сестры была их бабушка Мария Алексеевна…».

По свидетельству современницы, «Пушкины жили весело и открыто, и всем в доме заведовала больше старуха Ганнибал, очень умная, дельная и рассудительная женщина; она умела вести как следует, и она также больше занималась и детьми: принимала к ним мамзелей и учителей и сама учила».

В 1800 г. продает имение Кобрино и Руново и покупает подмосковное с. Захарово. Под присмотром любящей бабушки в Москве и селе прошли детские годы Пушкина до поступления его в Лицей. Поэт хорошо помнил эту подмосковную усадьбу бабушки.

В 1815 г. в «Послании к Юдину» он пишет:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово: оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

Мария Алексеевна окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в русском языке , она научила маленького Сашу читать и писать на родном языке и во многом положила начало формированию его личности. Она любила вспоминать старину, и от нее Пушкин наслышался семейных преданий, коими так дорожил впоследствии.

Мария Алексеевна умерла 27 июня 1818 года в селе Михайловском Псковской губернии, семидесяти трех лет от роду.

Родители Пушкина похоронили ее на родовом кладбище в Светогорском монастыре рядом с Осипом Абрамовичем.

Ах! Умолчу ль о мамушке моей,

О прелести таинственных ночей,

Когда в чепце, в старинном одеянье,

Она, духов молитвой уклоняя,

С усердием перекрестит меня

И шепотом рассказывать мне

станет…

. Сон

Все литературные и биографические материалы собраны в библиотеках Гатчинского района:

    МУК «Межпоселенческая центральная районная библиотека им.

5а.

Ганнибал

Мария Алексеевна

В Липецке или в селе Покровском, состоялось венчание, и вскоре молодая чета отправилась в имение Суйда, что находилось в 58 верстах от С.-Петербурга, на поклон к родителю мужа – Абраму Петровичу.

Но семейная жизнь завершилась ссорой и «разъездом».

Мария Алексеевна была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком, которым так восхищался барон Дельвиг.