Конспект занятия в доу природные особенности человека. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Человек и природа»

Татьяна Карелина
Конспект занятия: «Человек–часть природы».

Занятие «Человек – часть природы » .

Цели : сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое ) ; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать у детей чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Словарная работа : природа , человек , органы, части тела .

Материал : сюжетная картинка о природе , вата, игра по валеологии «Органы зрения, слуха, зубы» , зеркало.

Ход занятия

Вводная беседа. Органы зрения.

Сегодня мы будем говорить о человеке . Человек и природа – единое целое . Для того чтобы жить, человек должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Назовите основные части тела .

Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир? Отгадайте загадку :

Два братца через дорогу живут,

Друг друга не видят. (Глаза)

Глаза являются главными помощниками человека . Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать предметы, их цвет, форму, величину и т. д. повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у вас глаза!

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? Каким бывает цвет глаз? Как ты о них заботишься?

Гимнастика для глаз

1. Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.

2. Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.

3. Делай круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз. Повтори 10 раз.

4. Вытяни вперед руку. Следи взглядом за подушечкой пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 5 раз.

5. Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение 1 минуты.

Органы слуха

Какие органы слуха нам помогают слышать речь, звуки? Что тебе надо делать, чтобы сохранить уши в порядке? Послушайте стих. «Уши» э. Мошковской :

Доктор, доктор,

Как нам быть :

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор гневно :

Ежедневно!

Опыт : предложить детям положить в уши вату. (включить музыку)

Что произошло? Сразу исчезли все звуки. Вы перестали слышать. Благодаря органам слуха нам подвластен целый мир звуков : шуршание листьев, журчание ручейка, музыка и речь окружающих людей.

Слух – огромная ценность для человека . А что еще нужно делать каждое утро одновременно с умыванием? (чистить зубы)

Отгадайте еще одну загадку :

«Полный хлебец белых овец» . (Зубы)

Знаете ли вы, для чего нужны зубы? И как их беречь?

Почему они болят?

Как надо за ними ухаживать?

Почему нужно чистить зубы?

Как поел, почисти зубки,

Делай так два раза в сутки.

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

«Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи.

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли,

В ладошку ягодки собрали.

(Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Игра «Органы зрения, слуха….»

Карточки с изображением ситуаций правильного и неправильного ухода за тем или иным органом.

Игра «Свет мой зеркальце скажи…»

Дети садятся и берут зеркала и нахваливают свои глаза, уши, зубы.

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи :

Глазки у меня самые красивые,

Лучше всех видят.

Ушки у меня все слышат,

А зубки самые белые,

Самые крепкие.

Итог занятия

Человек , как и природа , любят чистоту.

Вы знакомы со словом природа ?

Природа бывает живая и неживая. Всю природу земли можно разделить на два огромных Мира :

Мир неживой природы (солнце, Земля)

Мир живой природы – животные , растения, человек .

Как человек связан с природой ? (обратить внимание детей на картину) Посмотрите на природе дети с родителями прекрасно отдыхают, наблюдают за жизнью бабочек и жуков, любуются красотой родной природы , дышат чистым и свежим воздухом…

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему? (конечно, человеку ничего не стоит истребить множество животных, вырубить лес или осушить болота, но от этого наша жизнь не станет лучше. Ведь человек часть Природы . У природы человек учится красоте , чувству меры, добра, справедливости.

Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Дети (поочередно) .

Я - солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.

Я - вода, главнее. Без меня вы погибнете от жажды.

Я - воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я - самый важный.

Я - почва, я - самая важная. Пусть будут солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я - растение - земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я - насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я - заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я - хищник, волк. Я на тебя охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я - человек . Могу управлять водой и вечером, распахать землю, посадить растение, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я - микроб. Если ты, человек , не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят!

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг.

Дети (хором) . Все связано со всем! (Поднимают руки вверх.)

Это один из главных законов экологии - науки, которая изучает, как человек и природа влияют друг на друга и что нужно делать, чтобы сохранить природу . А что мы можем сделать? Чем можем помочь Природе ? Вы можете сделать очень много. Не бросать мусор. Лучше соберите его аккуратно, а потом выбросите в отведенном для этого месте. Помыли руки – закройте кран. Помните, что чистой пресной воды на Земле не так уж много. Будете зимой кормить птиц – летом будет меньше мух и комаров. И, главное, старайся всегда и во всем любить и понимать Природу , и она обязательно ответит вам тем же!

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали ! (дети ходят)

Вверх на солнце посмотрели (смотрят вверх на солнце)

И их лучики погрели. (движение «Фонарики» )

Бабочки летали,

Крыльями махали. (имитируют бабочку)

Посмотрите вниз, друзья,

Вот бегут муравьи. (показывают пальцем вниз и считают)

Посчитаем их мы

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали опять! (разводят руки в стороны)

Мы листочки приподняли, (приседают, имитируя сбор ягод)

В ладошку ягодки собрали.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ,9, 10! (Кладут ягодки в рот)

Ох, как ягодки вкусны! (Покачивают головой)

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали.

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ОО «Речевое развитие»

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Материал. Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного чело-века, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жиз-ни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клу-бок пряжи.

Воспитатель предлагает посмотреть на ноутбуке отрывки из мультфильма «Кот который гулял сам по себе».

Беседа, подводя-щая к мысли о тесных взаимосвязях челове-ка с природой. Как жил древний человек? (Охотился на диких животных, чтобы пи-таться и шить себе одежду из шкур, ловил рыбу, собирал растения для еды, находил себе пещеру для жилья или сооружал шалаш из ветвей, искал воду для питья.) Все это человек брал у природы.

Как живет современный человек? Рассказ воспитателя по картинкам: для того, чтобы на завтрак можно было съесть теплую булочку и выпить стакан молока, человек должен вспахать землю, по-сеять семена, убрать урожай, отвезти зер-но на мукомольный завод, превратить в му-ку, муку отвезти на хлебопекарный завод, где выпекут хлеб.) Что, кроме муки, нужно для теста? (Яйца, дрожжи, вода, соль, мас-ло.) Откуда это все берется? (Ответы детей.)

Воспитатель: Все, чем пользуется человек, связано с приро-дой. Мебель, книги и тетради - из древеси-ны, столовые приборы - из металла (руда). Кашпо для цветов, посуда - из глины, стены - из кирпичей (глина).

Из чего сделаны разные предметы?

Игра лото «Из чего сделано?»

Игра "Логическая цепочка " на тему "Нужно ли свитеру солнышко?"

Дети выстраивают цепочку (с подсказками, картинками): свитер связан из шерстяных ниток, нитки спрядены из шерсти, шерсть настрижена с овцы, овца пасется на лугу, ест траву, траве для роста нужны солнце, почва, дождик. Получается, что и свитеру, вернее, чтобы он мог появиться, нужно солнышко!

Воспитатель делает вывод: современный человек связан с природой еще теснее, чем древний. Человеку нужно все, что есть в природе. Без природы ему не прожить.

Игра "Паутина жизни"

Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру с любого персонажа, например с пчелы.

Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".

Воспитатель: Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэто-му и называются "связями". Или даже "вза-имосвязями", потому что эти объекты вза-имно нужны друг другу. Взаимосвязи пере-крещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым.

Педагог предлагает детям потянуть за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки эти связи. Или просит кого-то из персона-жей отпустить свою ниточку: паутинка нач-нет рассыпаться. Педагог объясняет: так мо-жет случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.

Домашнее задание.Нарисовать в альбо-ме картинку, изображающую, что нужно че-ловеку для того, чтобы выпить за завтраком чашку чая. В центре листа нарисовать чаш-ку, а вокруг нее изобразить или просто на-писать (с помощью взрослого), что для этого нужно.

Конспект организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в старшей группе на тему «Человек часть природы»

Цель: обобщить знания детей об охране природы.

Задачи:

Показать детям экологические проблемы, возникшие от деятельности человека на Земле.

Формировать умение рассуждать, высказывать свое мнение, решать проблемные ситуации. Продолжать знакомить с экологическими знаками.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Виды деятельности: игровая, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Формы организации : групповое занятие.

Формы реализации детских видов деятельности: рассказ, решение проблемных ситуаций, рассматривание иллюстраций, игра.

Оборудование: проектор, ноутбук , презентация по теме.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций о природе, о жизни человека.

Работа с загадками, пословицами.

Чтение художественных произведений:

К. Ушинский "Четыре желания"

русская народная сказка "Мороз, солнце, ветер".

Уход за растениями в уголке природы.

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, дым, снег, ветер.

Проведение цикла занятий по ознакомлению с окружающим миром:

«Жизнь растений», «Жизнь животных», «Природа и люди».

Беседы на темы:

«Мир вокруг нас»

Содержание организованной образовательной деятельности

Ребята, мы сегодня получили письмо, а там загадки. Если правильно отгадаем загадки,мы узнаем, о чем сегодня будем говорить. (2слайд)

1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (Это солнце, оно находится высоко, красивое, горит без огня)

2. Рассыпалось в ночи золотое зерно,

Глянули поутру, нет ничего? (Это звезды на небе, потому, что они похожи на золотые зернышки, вечером появляются, а утром исчезают)

3. Рук нет, а строить умеет? (Это птица, у нее нет рук, а гнездо она строит с помощью лапок и клюва)

4. У родителей, у деток, вся одежда из монеток? (Рыбки, потому что у них чешуя похожа на монетки)

5. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля, она переодевается весной, летом, осенью и зимой)

6. Его весной и летом,

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Это дерево, весной и летом на дереве есть листья, а осенью с ней листья опадают)

Вы прекрасно справились с загадками. А о чем были загадки? (Эти загадки о природе)

Природа бывает какая? (Природа бывает живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Солнце, воздух, вода, звезды, небо, облака, горы, тучи)

А что относится к живой природе? (Это растения и животные)

Обратите внимание на этот пейзаж.(3слайд) А теперь представьте, что вы находитесь на берегу этой реки, возле этих березок. Вокруг вас зеленая трава. Хорошо на природе! Подумайте, что бы было, если бы вдруг исчезли растения и животные? (Стало бы на земле некрасиво, неинтересно, безжизненно)

Ребята, а люди могут жить без природы?

Люди не смогут жить без природы, потому что они, также как и растения, и животные, являются частью живой природы. Человек, так же как и растения, животные дышит воздухом, растет, питается.

- Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года.(4слайд) Зима - тишина и сказка, весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть.

День 22 апреля 1994 г. был объявлен Всемирным днем Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. День напоминания о страшных экологических катастрофах, день, когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем.

Земля, на которой живет человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они считали землю живым существом (она родит, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны).

Планета наша весьма засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке.

Воздух .(5,6слайд) Кислорода на Земле становится все меньше и меньше.А выхлопных газов от заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше.Над крупными городами, где много заводов и фабрик, ученые обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ. В наше время по улицам города проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух выхлопными газами.

Вода. (7,8слайд)Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рейне, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Почва. (9,10слайд) Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи. А потом ветры стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже. Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах, поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Леса. (11,12,13слайд) Лесов на Земле становится все меньше и меньше.Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. Лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что они обозначают.(14слайд) Я приглашаю вас на прогулку в лес.

Физминутка

Темным лесом и зеленым лугом

Мы шагаем друг за другом,

Чтоб цветы нам не помять,

Будем ноги поднимать.

Теплый ветер нежно гладит,

Лес шумит густой травой,

Кедр нам хочет низко поклониться,

Ель качает головой,

А кудрявая березка

Провожает всех домой.

(Дети имитируют все движения)

(14слайд) Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните своим друзьям, что это за знак и для чего он нужен?Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу.

Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, потому что все это часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, научите этому своих друзей.

А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Для этого мы поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. (15 слайд) Что это?

Правильно, Красная книга. А кто знает, что это за книга?

Среди птиц, насекомых, растений, деревьев и цветов, есть такие, которых осталось совсем мало. Их так и называют – редкие или исчезающие. Как вы думаете, почему они стали редкими?

Редкие животные и растения в нашей стране и в нашей республике охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди, как остановить это безобразие. Вот и решили создать Красную книгу. Почему именно Красную, а не какого-либо другого цвета?

Ответы детей.

Красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

Как вы думаете, от человека зависит красота природы? Почему?

Да, от человека зависит красота природы. Если человек будет беречь природу, то будут петь птицы, вся природа будет красивой. Ребята, вот так выглядит Красная Книга Башкортостана (16 слайд) Давайте познакомимся с теми животными, птицами и растениями, которые занесены в Красную книгу Башкортостана и которые нуждаются в нашей защите.

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о природе?

Как мы должны относиться к окружающей природе?

Что должны делать?

А что делать нельзя?

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля. Человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди бережно относятся к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и сделать свою Родину ещё краше. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть добрым. А быть добрым помогает улыбка, подаренная ласковому ветерку, цветам, солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.

«Давайте вместе Землю украшать»(Е. Смирнова)

(Алсу)

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

(А.Азалия)

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Люди должны жить в дружбе с природой, никого не обижать, никому не причинять зла. Берегите всё, что есть на Земле!

юлия савиук
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе ЗПР «Человек часть природы»

ГБДОУ детский сад компенсирующего вида № 93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД в подготовительной группе ЗПР

Человек часть природы

Составила : Савиук

Юлия Ивановна

воспитатель

Тема : Человек часть природы

Образовательная область : познание

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , речевое, физическое,художественно-эстетическое.

Возраст : 6-7 лет

Методы и приемы :словесный,наглядный,игровой,проблемно-поисковый,практический.

Технологии : здоровье сберегающие, исследовательской деятельности (постановка проблемного вопроса, опыт, ИКТ, игровая.

Цель : обобщить знания детей о живой и неживой природе , сформировать представление о человеке , как части природы .

Задачи : развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о природе ;

- развивать любознательность , память, умение делать выводы;

Способствовать развитию познавательных интересов ;

Учить решать проблемные задачи;

Учить способам самостоятельного познания ;

Воспитывать бережное отношение к природе .

Предварительная работа : беседа с детьми о живой и неживой природе , наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы .

Материалы : пластиковые стаканчики, вода, песок, карточки с изображением объектов живой и неживой природы , 2 стула, музыка волшебства, презентация «Человек часть живой природы » .

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент :

П. читает стихотворение

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром.

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

(Л. Дайнеко)

Актуализация знаний :

П. Вы все знакомы со словом природа .

Давайте вспомним, что оно означает.

Д. Это то, что нас окружает.

П. Приведите примеры.

Д. Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

П. А что нельзя назвать природой .

Д. То, что создано руками человека .

П. Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира : мир живой и неживой природы .

Экспериментальная деятельность.

П. Я предлагаю провести небольшой эксперимент.

Подходите к столу (на столе у каждого стакан с водой, стакан с песком

и два пустых стакана на подносе).

П. Вода и песок объекты какой природы .

Д. это объекты неживой природы .

П. Возьмите стакан с водой и перелейте часть воды в пустой стакан.

Что стало с водой?

Д. ее разделили.

П. Она перестала быть водой.

П. Возьмите песок и пересыпьте часть песка в пустой стакан.

П. Что стало с песком.

Д. его разделили.

П. Он перестал быть песком?

П. Конечно это все тот же песок только в двух разных стаканах.

П. А если мы разделили бы объект живой природы жука или цветок .

Что произойдет? Он будет жить?

Д. он погибнет.

П. Правильно вы отлично справились.

Физкультминутка.

П. Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Живое- неживое»

Я буду показывать карточки. Если изображен объект живой природы , вы двигаетесь или выполняете какое-нибудь действие. Если изображен объект неживой природы , вы замираете.

Постановка проблемы.

П. А теперь я немного побуду волшебницей и превращу вас в объекты живой и неживой природы .

Закрывайте глаза. Я начинаю волшебство.

(звучит музыка, педагог раздает детям карточки с изображением живой или неживой природы , ставит два стула с изображением березы и камня, одному ребенку карточку не дает)

П. Открывайте глаза. Те, кто стали живой природой соберитесь возле березы. Те, кто стали неживой природой соберитесь возле камня.

Д. выполняют задание, остается ребенок без карточки

П. Как ты думаешь, в кого я превратила тебя?

Д. ни в кого

П. Правильно. Ты остался человеком . А где твое место? Возле березы или возле камня?

Д. высказывают свои предположения

П. Давайте проверим.

Открытие нового знания.

П. Сначала надо вспомнить, что отличает живую природу от неживой .

Какие признаки есть у всех живых организмов.

П. Подходите к экрану (демонстрация презентации «Человек часть природы » .

1 слайд : Человек часть природы (заголовок)

2 слайд : Какой признак живой природы изображен ?

Живая природа дышит . А человек ?

3 слайд : Человек дышит .

4 слайд : Какой признак живой природы изображен ?

Живая природа растет . А человек ?

5 слайд : Человек растет .

6 слайд : Какой признак живой природы изображен ?

Живая природа питается . А человек ?

7 слайд : Какой признак живой природы изображен ?

Живая природа дает потомство . А человек ?

8 слайд : Человек тоже производит потомство.

9 слайд : Какой вывод мы можем сделать?

Человек часть живой природы .

Закрепление нового знания.

П. обращается к ребенку, который остался без карточки

Теперь найди, пожалуйста, свое место возле березы или возле камня.

Д. выполняет задание

П. Молодец.

Вот и пришло время превратить вас обратно в людей, а ты будешь мне помогать.

Закрывайте глаза (звучит волшебная музыка, собери пожалуйста карточки у ребят.

Д. выполняет задание

П. Теперь вы снова люди и уже точно можете сказать, к миру какой природы вы можете отнести себя, меня, своих родителей.

Д. к миру живой природы

П. По каким признакам мы можем отнести человека к миру живой природы ?

Д. человек , как и живая природа ,дышит, растет, питается, производит потомство.

П. Теперь вы знаете, что человек это…

Д. хором Часть живой природы

П. А как должен вести себя человек в этой природе ?

Д. Человек должен беречь и любить природу .

П. Молодцы. Я надеюсь вы никогда об этом не забудете.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию детей «Я - русский человек, сын своего народа, и с гордостью гляжу на Родину свою» Конспект НОД по познавательному развитию детей в подготовительной к школе группе. Цель:воспитание патриота и гражданина России, уважительное.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Человек трудится всегда» (средняя группа) Программные задачи: формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим.

Конспект НОД по познавательному развитию из цикла «Я - человек», проведенного в логопедической подготовительной группе Цель: формирование у дошкольников элементарных представлений об опорно-двигательном аппарате человека. Познавательные задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Моя семья» Цели: Совершенствование осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени, чувства гордости за свою семью. Обобщить знание.

Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Уголок природы» Цель: Продолжать формировать у детей представление о комнатных растениях. Создавать условия и побуждать детей ухаживать за комнатными растениями.

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с природой.
Тема: «Человек – часть природы.
Цель: Обобщение знаний детей о том, что человек часть природы.
Задачи Учить выполнять элементарные правила поведения в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предшествующая работа: Беседы о природе, рассматривание альбомов, слайдов о заповедниках, о том, что делать нельзя в природе и как надо относиться ко всему живому, чтение художественной литературы.
Материал: картинки, мяч, презентация о правилах поведения в природе, мультфильм «Уроки тетушки Совы».
Ход:
Организационный момент.
Послушайте стихотворение: «Мир вокруг»
Как чудесно все вокруг,
Когда солнце светит,
Как цветет душистый луг
И дует свежий ветер.
Когда белеют облака,
На небе голубом,
Когда река так глубока,
Что спрячет весь наш дом.
Когда в лесу так много птиц,
Что радуется слух!
Но не для злых все это лиц,
А лишь для тех, кто друг.
Здесь знает каждый, ты и я!
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три,
Откроем праздник – День Земли!
22 апреля мы с вами будем отмечать праздник «День Земли». В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы будет пронесено по всей нашей стране. Из кусков составляют флаг Земли - драматический символ, призывающий людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров.
Наша планета весьма засорена.
Вот послушайте, ребята, что происходит на нашей Земле.
Воздух. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов заводов, котельных, транспорта все больше. Заводы и фабрики выбрасывают в воздух вредные вещества, которые отравляют все вокруг. Идут загрязненные (кислотные) дожди. Люди, животные и растения очень страдают от этого. Нужно с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
Вода. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.
Почва. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушать ее можно очень быстро. Люди осваивали целинные и залежные земли, получали хорошие урожаи. А потом ветры – суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножию гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.
Леса. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и безумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения не вырубать леса, не уничтожать животных, не трогать лесных животных, не разорять гнезда, быть осторожным с костром, не рвать растения, занесенные в Красную книгу…
В.: У каждого растения, животного есть своя Родина, то место где они живут и растут. Природа прекрасна и удивительна, нужно только научиться быть наблюдательным, тогда сможем увидеть всю ее красоту: разнообразие цветов, кустарников, деревьев. Природа должна быть чистой, тогда будет красивой. На природе мы отдыхаем, восстанавливаем силы, укрепляем здоровье, дышим чистым воздухом. Ребята, а почему в лесу дышится легче? Дети: В лесу воздух чище. Растения поглощают углекислый газ и вредные вещества из воздуха, а выделяют кислород.
В.: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети. С.Михалков «Прогулка» .Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят: загорают и едят,
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу прошли и поляночку нашли.
Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки
И, как будто нам назло, даже битое стекло!
Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли
-Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята! – крикнул Дима.
-Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли, веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли! И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти!
В: Ребята назовите, какие правила поведения были нарушены.
А теперь, давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуаций, которые могут встретиться в природе.
Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в озеро попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они заглатывают, и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача – помочь уткам (ответы детей).
Ситуация 2. За лето на озере побывало много отдыхающих, и вода покрылась слоем мусора. А у уток появилось потомство. Чтобы утята могла плавать по чистому озеру, надо….. (очень быстро очистить водоем).
Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь.
Физкультминутка.
Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвет лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.
Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.
Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц, для них наше «развлечение» часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.
Не разрушай нечаянно или нарочно муравейников. Иначе муравьи не успевают отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут.
И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.
К сожалению, мы не редко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прощения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.
Прости нас, маленький жучок,
И муравей, и пчелки,
Простите, стройный тополек
И срубленные елки.
Прости нас пойманный зверек,
Тебе так тесно в клетке.
Прости за то, что не сберег
И стали вы теперь так редки!
Дидактическая игра « Где растет?» (с мячом).
Педагог называет среду обитания, дети перечисляют характерные для нее растения, показ наглядного пособия.
В лесу – сосна, береза, ель, папоротник, ландыш, лесная земляника, фиалка…
В поле – ромашка, колокольчик, клевер, одуванчик, мятлик…
В тундре – лиственница, лишайники, карликовая береза, верба, Иван- чай, жарки…
В.: Лес, тундра, поле, степи, горы – природный дом для животных, т.е. то место, где они обитают. Мир животных очень разнообразен.
Животный мир является одним из основных частей природы (природной среды). Кем должен быть человек для животного?
Дети: Другом. Сильным, умным, справедливым. Именно от людей во многом зависит жизнь и разнообразие растительного и животного мира.
Дидактическая игра: «Где чья Родина?»
Педагог спрашивает: «Кто живет…?» Дети отбирают нужные карточки с изображение животного.
На севере (белый медведь, северный олень, овцебык, морж, тюлень, полярный волк…) В лесу (лось, Бурый медведь, кабан, волк, лиса, заяц, косуля, бобр, рысь…) - в пустыне (верблюд, варан, кобра, скорпион…) В горах (снежный барс, горный козел, серна…)
В.: На какие группы можно разделить животных по способу питания?
Дети: травоядные, хищники, всеядные.
Хищники – волк, лиса, енот, песец, рысь…, они питаются другими животными,
Травоядные – лось, заяц, косуля, баран, олень…,
Всеядные – медведь, куропатка, кошка, собака.
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
В.: Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку, на зимнюю?
Дети: Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.
В.: А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок
Дети: Ему трудно было бы спасаться от врагов.
В.: Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Дети: Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.
В.: Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста? Дети: Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
Воспитатель: На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.
Подвижная игра «Лисы и зайцы».
В.: Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят зайцев. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут ловить лис. На удар бубна игра прекращается. Те, кого поймали, подходят ко мне. Будьте внимательны.
1 – У лисы длинный пушистый хвост. (лисы ловят зайцев)
2 – Волк любит скакать по веткам. (зайцы ловят лис)
3 – Медведь все лето спит в берлоге. (зайцы ловят лис)
4 – Заяц – длинноухий. (лисы ловят зайцев)
Рефлексия
В.Ребята, в конце нашей с вами деятельности, мы посмотрим мультфильм «Уроки тетушки Совы», о том, как надо относиться к нашей природе.
В.: Ребята, давайте сядем на коврик отдохнем, расскажите, какая игра больше всего вам понравилась?
Почему?
Что нового вы узнали?