Конспект нод в подготовительной к школе группе "животные жарких стран". Конспект НОД «Животные жарких стран» в старшей группе

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Закрепление представлений о животных жарких стран и их особенностях.
  • Закрепление грамматических форм существительных родительного падежа единственного и множественного числа, названий детенышей.
  • Упражнение в согласовании существительных с прилагательными.
  • Закрепление слов сложной слоговой структуры.
  • Закрепление умения образовывать сложные слова путем сложения основ.
  • Повторение схемы составления рассказа-описания животного.
  • Развитие умения сравнивать животных по существенным признакам.
  • Развитие связной речи (умения составлять рассказ-описание).
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Развитие плавного длительного выдоха.
  • Развитие внимания.
  • Воспитание познавательного интереса к фауне жарких стран.
  • Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям.

Оборудование: большая объемная снежинка, бумажные снежинки для детей (размером с детскую ладонь), спичечные коробки с изображениями животных внутри, 2 игрушечных телефона, проектор, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент.

Слайд 1. Заставка. Звучит музыка.

Логопед: Послушайте, ребята, одну удивительную историю. Жила-была маленькая Снежинка. (Слайд 2.). Снежинка очень любила зиму (щелчок), любила кружиться и танцевать в морозном воздухе. Но еще Снежинка умела мечтать. И мечтала она совсем не о зимних забавах. По ночам Снежинке снились необыкновенные сны.

Что может, ребята, присниться Снежинке?
Она не расскажет – расскажут картинки.

Составление детьми предложений о том, что снится Снежинке. Поощряется вариативность ответов.

Снятся Снежинке хорошие сны:
Африка снится, львы и слоны.
Доброе солнце, жаркое лето,
Снится земля зеленого цвета.

Снежинка очень грустила, что не может увидеть наяву таких необыкновенных животных. Ведь в наших лесах не водятся страусы и фламинго.

Кого еще нет в наших лесах?

– В наших лесах нет черепах и кенгуру (слайд 4)

– В наших лесах нет обезьян и жирафов (слайд 5)

– В наших лесах нет крокодилов и носорогов (слайд 6)

2. Постановка цели занятия.

– И вот однажды Снежинка решила совершить опасное путешествие – в жаркие страны. Почему оно было опасным для Снежинки?

– Потому что от жары она может растаять.

– Правильно, молодцы. …Снежинка отправилась к своему другу Ветерку и попросила его помочь. …Сегодня мы тоже совершим путешествие с нашей Снежинкой, а потом расскажем обо всем, что видели и слышали.

3. Основная часть.

  • Упражнение на развитие длительной и плавной воздушной струи.

Логопед раздает детям вырезанные из бумаги снежинки, дети дуют на них, соблюдая правила не раздувать щеки и не поднимать плечи.

– Пока Ветерок нес Снежинку, он рассказал ей о джунглях. А что он ей рассказал, ребята? Что такое джунгли? Какие растения растут в джунглях?

– Джунгли – это влажный и жаркий лес. В джунглях растут пальмы и лианы.

– Верно. Именно так и сказал Снежинке Ветерок. …Но вот Снежинка в джунглях. Она приземлилась на верхушку пальмы и увидела

…веселую длиннохвостую… (обезьяну). Слайд 8, щелчок 1

Потом она заметила…

…чешуйчатого острозубого… (крокодила). Слайд 8, щелчок 2

Затем она увидела …

полосатого хищного… (тигра). Слайд 8, щелчок 3

– “Я хочу увидеть и других животных!” – радостно закричала Снежинка. И тогда Ветерок понес ее в Африку.

И снова он рассказывал маленькой Снежинке. Что же он рассказал ей об Африке, ребята? Слайд 9, два щелчка.

– В Африке есть пустыни, покрытые песком, а есть саванны, покрытые травой.

– Правильно. А еще Ветерок рассказал, что в Африке живет

  • двугорбый … (верблюд) Слайд 10, щелчок 1
  • гривастый царственный … (лев). Щелчок 2
  • длинношеий пятнистый … (жираф). Щелчок 3
  • большеухие серые … (слоны). Щелчок 4
  • толстокожий воинственный … (носорог). Щелчок 5
  • полосатая … (зебра). Щелчок 6

И пока Ветерок говорил это, Снежинка очутилась в Африке.

  • Сравнение животных, выделение характерных признаков.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский гусь! Он такой же длинношеий!

– Ребята, разве это гусь? Давайте поможем Снежинке разобраться!

Дети сравнивают гуся и жирафа:

И у жирафа, и у гуся длинная шея. НО:

Гусь – это водоплавающая птица, а жираф – это сухопутное животное.

Гусь живет в наших краях, а жираф – в Африке.

Гусь покрыт перьями, а жираф нет.

У жирафа пятнистая шкура, а у гуся пятен нет.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканский кот! Он очень похож на кота!

– Ребята, докажем Снежинке что это не кот?

Дети сравнивают льва и кота (аналогично). Отмечается сходство кота и льва. Логопед напоминает, что кот, тигр, пантера и леопард относятся к семейству “кошачьи”.

– Ух, какой он! – закричала Снежинка. – Это, наверное, африканская лошадь! У лошади такая же грива и такие же копыта!

Сравнение лошади и зебры (слайд 16). Логопед хвалит детей за внимательность и говорит, что зебра и лошадь тоже представители одного семейства.

  • Развитие слогового анализа.

– Снежинке так понравились животные, что ей сразу же захотелось рассказать о них своей сестре Дождинке. Как же ей рассказать? Ведь Африка очень далеко!

– Можно отправить письмо, телеграмму или позвонить по телефону.

– Правильно. Именно так и поступила Снежинка. Она отправила телеграмму. Но некоторые слова в ней написаны неразборчиво. Что хотела сообщить Снежинка? Давайте разбираться!

Дети подбирают с помощью прохлопывания названия животных к схеме и доказывают правильность своего выбора.

  • Динамическая пауза.

Снежинка увидела много нового и слегка утомилась. Давайте вместе с нею сделаем веселую звериную зарядку!

Слайд 18 с музыкой. Дети выполняют движения в соответствии с текстом песни.

  • Дидактическая игра “Фотоохота”. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных и названий детенышей животных. Развитие мелкой моторики.

– И тут Снежинка вспомнила про другую свою сестру – Пылинку. Надо и ей что-нибудь интересное рассказать. Пожалуй, я сделаю много чудесных фотографий! …Ребята, мы отправляемся на фотоохоту. Но будьте внимательны, животные любят прятаться. …Ой, смотрите-смотрите, кто это там спрятался за деревом?

По очереди слайды 19, 20,21. Дети составляют предложения: За деревом спрятался жирафенок. И т.п.

Логопед раздает детям “фотоаппараты” (спичечные коробки), дети “фотографируют”, открывают коробки и называют, кого они сфотографировали. Логопед хвалит ребят и добавляет:

И Снежинка старалась,

Животных снимала.

Но что получилось?

Что в кадр поместилось?

Слайд 22. После каждого щелчка дети говорят полными предложениями. Например: Снежинка сфотографировала тигриную пасть. И т.д.

  • Составление рассказа-описания.

– Посмотрела Снежинка на получившиеся фотографии и решила, что ничего Пылинка не поймет. Надо, пожалуй, ей позвонить.

Логопед выставляет игрушечный телефон. Сам играет роль Пылинки, а ребенок – роль Снежинки, которая отвечает на вопросы.

С: Здравствуй, дорогая Пылинка! Я увидела столько необыкновенных животных!

П: Расскажи мне, пожалуйста!

С: Вот, например, жираф.

П: Чем покрыта его шкура?

С: Шкура жирафа покрыта коричневыми пятнами разной формы.

П: Что интересного есть в его теле?

С: Жираф – очень длинношее животное. На голове у жирафа рожки. Сзади – хвост, а на конце хвоста – маленькая кисточка.

П: Ух, как интересно! А чем питается жираф?

С: Жираф питается листьями с кустов и деревьев. Поэтому ему очень нужна длинная шея.

П: А кто у жирафа детеныш?

С: У жирафа рождается маленький жирафенок.

П: Где можно увидеть жирафа?

С: Жираф живет в Африке.

П: Как много интересного ты увидела, Снежинка! Спасибо тебе за рассказ! Пока!

С: Пока! Увидимся!

– Ребята, а вам понравился рассказ Снежинки? Что еще можно рассказать о жирафе?

(Дети добавляют)

4. Закрепление.

  • Самостоятельный рассказ.

Логопед имитирует звонок Пылинке, говоря ей, что дети хотят рассказать еще об одном животном. Один-два ребенка рассказывают о выбранном животном.

Сопровождение рассказа ребенка – слайд 23. Второй ряд эффектов – для дополнительной помощи детям в составлении рассказа.

  • Припоминание алгоритма составления рассказа-описания.

– А теперь вспомним, на какие вопросы ответила Снежинка, чтобы ее рассказ получился красивым и интересным? (Дети вспоминают, задают вопросы.)

Слайд 23 (третий ряд эффектов).

5. Обобщение.

Логопед просит детей сказать, что им особенно понравилось в занятии и почему.

6. Итог.

Логопед хвалит детей и просит их дома нарисовать любое животное, которое живет в Африке, найти вместе с мамой и папой стишок и составить рассказ об этом животном.

(Средняя группа)

Закрепить представления детей о животных жарких стран и их особенностях.

  1. Уточнить и систематизировать представления детей о животных жарких стран, умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
  2. Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.

3. Развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в ходе непосредственно образовательной деятельности.

4. Формировать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

  1. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Ребята, давайте вспомним, о ком мы с вами говорили на этой неделе.

Ответы детей (о животных жарких стран).

Каких животных жарких стран вы уже знаете. Сможете показать и рассказать об особенностях каждого из этих животных.

Дети берут на выбор любого животного (игрушку), называют, и говорят особенности каждого (верблюд, жираф, зебра, слон, обезьяна, бегемот).

Все эти животные и еще многие другие живут в странах, где жарко и не бывает зимы. Вчера у нас с вами было конструирование, на котором мы делали животных жарких стран. Помните? Как вы думаете, этим животным хорошо, комфортно будет в нашей стране, России?

Ответы детей.

Нет конечно, почему?

Ответы детей.

Правильно, им будет холодно, они не могут жить в холоде. Для них у нас нет в это время года пищи. Что же нам делать с ними? Как поступить с животными, которых мы сделали?

Ответы детей.

Да, ребята, мы можем создать для них хорошие условия жизни в нашей группе, чтобы им было тепло, светло и комфортно. А чтобы лучше узнать где живут и как живут эти животные, мы с вами посмотрим сейчас небольшой фильм.

Смотрят фильм «Животные жарких стран».

Понравился фильм?

Что интересного увидели?

Что нового узнали?

Что больше всего вам запомнилось?

Кто запомнил, где живут все эти животные?

Пустыню видели? Как она выглядит?

Что там есть?

Какие растения растут?

Да ребята, эти животные живут в Африке. Там есть пустыня Сахара. Скажем все вместе Сахара . В Африке, а особенно в этой пустыне очень жарко круглый год. Пустыня – это царство песков. Там очень мало воды. Поэтому и растений очень мало. Одно из них это – верблюжья колючка (показ на картинке). Есть в пустыне места, где находятся вода, пальмы и цветы. Вот там и живут многие животные, привыкшие к таким условиям жизни. Таких животных зовут – животные жарких стран.

Вот мы и узнали, как живут животные в Африке, в пустыне Сахара. Давайте еще раз вспомним, каких животных мы видели в фильме и попробуем их изобразить.

Физминутка (дети называют и изображают животных).

Правда много интересного мы узнали о жизни животных в Африке. Но что же делать с нашими животными, как сделать так, чтобы им было хорошо в нашей группе.

Ответы детей.

Ребята, а еще мы с вами можем создать у себя в группе маленькую часть Африки. Это называется макет.

Вот посмотрите, что такое макет. У нас есть макет «Лесная опушка». Мы не можем в данный момент попасть на лесную опушку, которая находится далеко-далеко, за городом. Но мы можем рассмотреть на этом макете, что находится на опушке, какие звери приходят и живут на опушке. Смотрите. макет сделан из разного природного материала: мха, камней, веток и др. Понятно, что такое макет?

Ответы детей.

Давайте все вместе скажем макет. Оля скажи, Саша, Кира.

Вы согласны сделаем макет пустыни для наших животных, чтобы им было комфортно у нас.

Как вы думаете, что должно быть обязательно в этом макете?

Ответы детей.

Правильно. Песок, камни, растения, вода. Тогда приступим делать макет, но сначала я хочу предложить рассмотреть схему, как правильно начать делать макет. Вот смотрите и называйте, что сначала, что потом.

Ответы детей (коробка, вода, песок, деревья, пальмы, животные).

Сейчас, опираясь на эту схему, приступаем к изготовлению макета.

Дети составляют макет.

Как вы думаете, понравится животным здесь жить? Почему?

А вам понравилось делать макет? Что именно понравилось?

Смотрите, наши животные так обрадовались, что мы им сделали макет, что даже запели песенку. Давайте и мы с вами споем песню.

Звучит песня «В Африке горы…»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Журавлик»

Конспект ООД

по познавательному развитию

во второй младшей группе

«Животные жарких стран»

п. Пионерский,Елизовский район, Камчатский край

2016г.

Тема « Животные жарких стран» (2 младшая группа.)

Образовательная область – познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Задачи:1. Дать представление о животных жарких стран.

2. Закреплять знания названий диких животных.

3. Упражнять в употреблении названий детенышей животных.

4.Продолжать знакомить с народным творчеством (загадки.)

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Животные жарких стран», иллюстрации с изображением животных жарких стран.

Ход занятия.

1. Дидактическая игра «Назови животное»

Дети стоят на ковре в кругу и передают мягкую игрушку тигренка под весёлую мелодию. Воспитатель останавливает музыкальное сопровождение. Тот ребёнок, у кого окажется игрушка, называют любое животное.

Воспитатель : Ребята, а где мы можем увидеть животных? (В книгах, в зоопарке.) Правильно. Поедем в зоопарк?

Проводится игра малой подвижности «Поездка»

На машине ехали

В зоопарк приехали

На лошадке ехали

Всех зверей объехали

Гоп-гоп-гоп.

На поезде ехали

Чух-чух-чух

И назад приехали

2. Беседа с показом презентации «Животные жарких стран»

Воспитатель: Ребята, вот мы и в зоопарке. Смотреть зверей в зоопарке можно, но надо соблюдать правила поведения. А вы знаете эти правила?

Не кормить зверей!

Не пугать их!

Не дразнить!

Не бросать в них ничего!

Не просовывать руки за ограждение!

Обязательно соблюдать тишину

Воспитатель: Нас встречает кто? (Слон.)

Какой он? (Большой.)

Что есть у слона? (Хобот.)

Правильно. Хоботом слон пользуется, как рукой. Он им срывает листочки с деревьев, поднимает еду с земли и кладет в рот, хоботом переносит груз. А еще слон очень любит купаться, он заходит в реку,набирает хоботом воду и поливает на себя.

Что еще есть у слона? (Большие уши.)

Ими он обмахивается, когда ему жарко, как веером. (Показать веер.)

Ребята, папа СЛОН, мама СЛОНИХА. А детеныш…(СЛОНЕНОК).

Ребята, когда вы идете с мамой, вы держитесь за ручку? (Да.)

А маленький слоненок держится своим хоботом за хвост мамы.

А сейчас нас, кто встречает? (Жираф.)

Какой он? (Высокий, у него длинная шея, длинные ноги.)

Правильно. Благодаря своей длинной шее, жираф может срывать листочки

с самой верхушке дерева.Длинные ноги хорошо и плохо. Как вы думаете, когда длинные ноги помогают жирафу? (Ответы детей) Он может быстро убегать от своих врагов. А когда длинные ноги мешают жирафу? (ответы детей). Чтобы напиться воды, жираф вынужден широко расставлять ноги, чтобы нагнуться. Во время опасности он не может быстро сдвинуть ноги для бега. Этим пользуются хищники.

Ребята, а вы знаете, кто такие хищники?. Это животные, которые питаются другими животными. Например: Лиса и заяц. Кто хищник? Правильно.

Ребята, а посмотрите на его окраску жирафа. Он коричневый и пятнистый.

Папа ЖИРАФ, мама ЖИРАФИХА, а ДЕТЕНЫШ ЖИРАФЁНОК,

Кто узнал следующее животное? (ЛЕВ)

Правильно, льва называют царём зверей.

Что есть у льва? (У него красивая густая грива.)

Ребята, грива только у папы льва, а у мамы львицы нет такой гривы.

Ребята, лев хищник. Он питается мясом других животных, тех которые слабее.

Лев, если он сытый, лежит, бездельничает. Но если он голодный, выходит на охоту, но не один, а с другими львами. И живут они тоже вместе, стаей.

Взрослые львы любят играть со своими малышами львятами. Не только играют, но и обучают всему важному для жизни львов.

Папа ЛЕВ, мама ЛЬВИЦА, а детеныш … (ЛЬВЕНОК).

Воспитатель: Ребята, нам уже пора возвращаться, но давайте задержимся еще около одного животного.

Кто это? (Тигр.)

Какой он? (Светло-коричневый с черными полосками.)

Тигр, как и лев, тоже хищник. Он охотится на более слабых животных.

Папа ТИГР, мама ТИГРИЦА, а детеныш… (ТИГРЕНОК).

3. ФИЗМИНУТКА.

Если в жаркую страну

Я случайно попаду

То увижу там ШАКАЛА,

КЕНГУРУ, ГИППОПОТАМА,

ОБЕЗЬЯНКУ, ТИГРА, ЛЬВА,

КРОКОДИЛА И СЛОНА!

Хорошо живется им-

НЕ бывает снежных зим.

4. Сюрпризный момент

Воспитатель : Сегодня утром почтальон принёс нам письмо (показывает конверт). Его прислали нам животные жарких стран. Они просят вас помочь им узнать, о ком говорится в этих загадках.

а). Он высокий и пятнистый

С длинной, длинной шеей

И питается он листьями

Листьями деревьев.

б). У него большие уши

Длинный хобот носит он

Он силен, он добродушен

Потому что, это.....

в). С этим зверем полосатым

Не шутите, вы ребята!!!

г). Его увидишь, сразу ясно!

Царь зверей - шутить опасно.

Грозный вид и грозный рык.

Даже гривы не подстриг!!!

5. Дидактическая игра «Почему так?»

На доске расположены две группы иллюстраций с изображением животных – с одной стороны хищные, а с другой – травоядные.

Воспитатель: Ребята, а почему животные находятся по разным сторонам, а не вместе?

(Одни звери могут съесть других.)

6. Релаксация.

Воспитатель: Вам понравилось в зоопарке? С какими животными мы познакомились? Как надо вести себя в зоопарке?

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе «Животные жарких стран»

Выполнила:Воспитатель первой квалификационной категории Голятина Наталья Александровна

Цели:

    Образовательные:

уточнить названия животных жарких стран и их детенышей;

уточнить внешние признаки, их строение, чем питаются;

учить образовывать названия детенышей животных;

учить образовывать притяжательные прилагательные, сложные слова.

    Развивающие:

развитие внимания, памяти, мышления;

3. Воспитательные:

прививать любовь к животным;

воспитывать умение слушать воспитателя и сверстников.

Оборудование: коробка (посылка), бананы, волшебный мешочек, игрушки (слон, жираф, бегемот, зебра, носорог), мягкая игрушка обезьяна.

Предварительная работа: беседа о животных жарких стран, рассматривание иллюстраций, чтение интересных фактов о животных, разучивание физ.мин., «Зарядка с животными»

Доброе утро ребята!

В этой группе все друзья

Я, ты,он, она

Обними соседа слева,

Обними соседа справа

Улыбнись соседу слева,

Улыбнись соседу справа

Все мы дружная семья

Я, ты, он,она

Рефлексивный круг

Ребята посмотрите, к нам сегодня в гости на занятие пришла веселая обезьянка, и принесла с собой посылочку! Давайте вместе с вами посмотрим, что же там!

Это бананы – любимая еда нашего гостя!

Но бананы это не простые (загадки о животных)

Давайте поможем обезьянке отгадать загадки! Расскажем,что еще мы

знаем о животных жарких стран.

Работа с презентацией загадки о животных жарких стран .

Проверяем домашнее задание (работа с родителями)

Кто из вас может рассказать про слона?

Существуют два вида слонов: африканские – самые крупные животные, Индийские – меньше. Слон – громадное животное. Шкура у него морщинистая, голова без шерсти. Хобот длинный и упругий. Его слоны используют для того, чтобы срывать растения, подносить их ко рту. Из хобота слоны поливают себя водой или осыпают пылью. Если приручить слона, он будет хорошим помощником: деревья клыками выкорчовывать, большие камни с места на место перетаскивать. Слон – очень умное животное. Молодец!

А кто расскажет про кенгуру?

Кенгуру – животное Австралии. Передвигается прыжками. У него мощные сильные задние лапы и хвост, с помощью которого он удерживает равновесие.

На животе у кенгуру – сумка, с находящимся там маленьким детенышем. Кенгуру – это травоядное животное. Молодец!

Про верблюда кто-то что-то знает?

Верблюды бывают двух видов: одно –и двухгорбые. Они живут в жарких сыпучих песках. Верблюды дольше всех могут терпеть голод и жажду. На спине у них горбы, наполненные жиром. Целую неделю они могут прожить без еды и питья – жир их прокормит.

Питаются верблюды сухой травой и листьями пустынных растений. Замечательно!

А про льва,жирафа, носорога? Молодцы!

- А как мы можем назвать этих животных, одним словом?

Кроме Африки есть и другие жаркие страны.Какие?

Дидактическая игра «Составь слово».

Образование сложных слов.

У жирафа длинная шея – жираф какой?

У бегемота толстые ноги – толстоногий….

У слона длинный нос, он какой? (длинноносый)

У льва густая грива – густогривый….

У обезьяны длинный хвост – длиннохвостая….

У верблюда горбы – горбатый….

Игра «Волшебный мешочек»

Ребята, посмотрите в нашей посылочке лежит какой то волшебный мешочек! (в мешке лежат животные) Отгадайте на ощупь какого животного вы взяли. Назовите детенышей. (образование названий детенышей в единственном и множественном числе).

У львицы – львенок, львята

У тигрицы – тигренок, тигрята.

У слонихи – слоненок, слонята.

У жирафа – жирафенок, жирафята.

У верблюдицы – верблюжонок, верблюжата.

У кенгуру – кенгуренок, кенгурята.

У зебры – зебренок, зебрята.

Дидактическая игра «Определи лишнее слово»

Жираф – высокий, копытный, пятнистый, длиннохвостый. (У жирафа нет длинного хвоста, он не длиннохвостый).

Слон – большой, ушастый, рогатый, сильный. (У слона нет рогов, он не рогатый).

Крокодил – зелёный, зубастый, ласковый хищник. (Крокодил не может быть ласковым, потому что он- хищник).

Бегемот – толстый, тяжёлый, длинноносый, травоядный. (У бегемота нет длинного носа, он не длинноносый).

Носорог – опасный, маленький, толстый. (Носорог – опасный, толстый, но не маленький).

Физ. Минутка – координация речи с движением: « Звери»

Это – лев. Он царь зверей.

В мире нет его сильней

(идём по кругу неторопливо, подняв голову)

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.

(пружинка, стоя в кругу, ноги на ширине плеч)

А вот умный, добрый слон

Посылает всем поклон

(ладони прижаты к голове, наклоны туловища вперёд – вправо, вперёд – влево)

Леопард так ловко скачет,

Словно наш любимый мячик.

(подскоки на месте)

Пони бегает, резвится,

Хочет с нами подружиться.

(бег по кругу поскоками)

Зебра головой качает

К себе в гости приглашает.

(руки на поясе, наклоны головы вправо – влево).

Игра: «Добавь словечко»

В Африке живут ловкие,хвостатые ….

В Африке живут большие,толстокожие ….

В Африке живут огромные,сильные,толстоногие ….

В Африке живут пятнистые,длинношеие…

В Африке живут сильные,желтогривые..

В Африке живут пугливые, полосатые…

Ребята, звери решили поиграть с нами в прятки,давайте их найдем.

(работа в парах.детям раздаю картинки,они ищут животных)

Игра « Четвёртый лишний » (работа подгруппами)

Посмотрите внимательно на картинку.

Какое животное лишнее?

Игра « Это кто такой большой» (с мячом)

Я бросаю мяч и называю животное, вы ловите мяч и называете это животное так чтобы в названии была часть –ищ

Страус-

Лев-

Слон-

Жираф-

Зебра-

Крокодил-

Носорог-

Бегемот-

Верблюд-

Молодцы!

Рефлексия:

Ребята вы помогли обезьяне?

Как вы ей помогали?

Чем вам больше всего понравилось из того чем мы занимались?

А мне понравилось как много знаете о животных жарких стран

И нашей гостье тоже. Она принесла вам угощенье.

Ф.И.О. Пакляшова Анна Васильевна

Должность: Учитель-логопед

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 общеразвивающего вида» г. Бабаево

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Животные жарких стран».

Задачи:

Уточнение и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран»

Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных)

Употребление в речи предлогов из, из-за, на, с, к, в, под, из-под

Распространение предложения однородными членами

Употребление ИС в Р.п. мн.ч. («много кого?»)

Развитие связной речи

Развитие речевого слуха, фонематического восприятия

Развитие тонкой моторики, координации речи с движением

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности

Решение проблемных ситуаций (исследовательская деятельность)

Оборудование: фигуры животных, запись звуков джунглей и голосов животных жарких стран, картинка «Кто за деревом?», листы бумаги с изображением верблюда, карандаши, контейнер с песком, палочки, поролон.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети: Я слышал рык тигра и леопарда. Я слышала голос обезьяны.

Логопед: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о животных жарких стран.

Логопед: Давайте вспомним, что это за жаркие страны такие?

Дети: Это пустыня, где очень тепло, где всегда светит солнце, много песка и мало воды.

Логопед: Правильно, ребята! В жарких странах всегда жарко, температура даже зимой составляет + 20 градусов, осадков очень мало, нет снега, но это не только песчаная пустыня, есть ещё полупустыни, степи и джунгли.

Логопед: Ребята, животные узнали, что вы скоро идёте в школу, значит должны много всего знать, они решили проверить ваши знания и приготовили для вас задания.

Вы готовы показать свои знания? Справитесь с заданиями? (Ответы детей.)

2. Звуковой анализ слова.

Логопед: К нам на занятие кто-то пришёл. Отгадайте, кто это.

Я покажу картинки, а вы выделите первый звук в названиях этих картинок и из этих звуков составьте слово: солнце, лампа, ослик, нож.

Дети: Слон.

Логопед: Правильно, ребята. Скажите, слон какой?

Дети: Большой.

Логопед: А ещё какой?

Дети: Большой толстокожий слон.

3. Составление предложений по данному образцу.

Логопед: Слон не мог приехать один без своих друзей. Выберете из всех животных только тех, которые живут в жарких странах (На столе расставлены фигуры разных животных. Дети подходят к столу и выбирают только животных жарких странах).

Логопед: А теперь скажите, кого вы нашли.

Например: Я нашла огромного толстокожего слона.

Дети: Я нашёл огромного толстокожего носорога, быстрого ловкого леопарда, зелёного зубастого крокодила.

Логопед: Как вы думаете, правильно Вера составила предложение? (Ответы детей.)

4. «Скажи, какой?» (образование сложных слов).

Логопед: Я бросаю мяч и называю слова, а вы из этих слов должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?».

Логопед: Если у носорога короткие лапы, значит он какой?

Дети: Коротколалый.

Логопед: Короткий хвост, острые зубы, большая голова и т.д.

5. «Заселим саванну (джунгли)» .

Логопед: Ребята, давайте поселим наших животных.

Даша, поставь льва за дерево. Где стоит лев?

Дети: За деревом.

Логопед: Откуда выходит лев?

Дети: Из-за дерева.

Логопед: Диана, положи крокодила в воду. Откуда выглядывает крокодил?

Дети: Из воды.

Логопед: Обезьяну на дерево, слона между деревом и водой, жирафа около дерева, зебру под дерево, бегемота под воду и т.д.

6. «Много кого?»

Логопед: Вот ребята, как много животных. Как скажем со словом « много» про льва?

Дети: Много львов. И т.д. с другими животными.

7. Физкультминутка .

Логопед: На какие две группы можно разделить животных? Где живут эти животные?

Дети: В саванне, в джунглях.

Логопед: Чем питаются хищники?

Дети: Другими животными.

Логопед: Чем питаются травоядные животные?

Дети: Листьями деревьев, травой, корнями.

Логопед: Если я называю травоядное животное – вы приседаете, а если хищное – встаёте.

8. «Кто внимательный?»

Логопед: Животным нужно быть очень внимательными, сосредоточенными, бдительными к окружающим звукам. Посмотрим, какие же вы внимательные. Вспомните животных, названиях которых начинаются на твёрдый согласный звук.

Дети: Слон, крокодил, жираф, носорог.

Логопед: А теперь назовите животных, названия которых начинаются на мягкий согласный.

Дети: Бегемот, тигр, зебра, леопард.

Логопед: Молодцы! Вы очень внимательные.

9. «Найди маму».

Логопед: Ребята, пока мы играли, у зебр перепутались дети. Поможем малышам найти своих мам?

Дети: Да.

Логопед: А как узнать, у кого какая мама? (Ответы детей).

Логопед: Вы знаете, что каждая такая лошадка имеет свой полосатый рисунок, именно по нему жеребята узнают своих мам в большом табуне (нет ни одного повторяющегося рисунка).

Дети по данному им рисунку находят мам зебр.

10. Физкультминутка.

Пошли детки погулять,

А их мамы догонять,

Жирафята – бегом,

Черепашки – пешком,

А зебрята поскакали

И в конце пути упали. (Выполняют соответствующие движения).

11. «Кто за деревом?» (образование притяжательных прилагательных).

Логопед: Пока мы играли, животные спрятались за дерево. Расскажите, что видите. Постройте предложение со словами потому что .

Дети: За деревом прячется лев, потому что я вижу львиную гриву, крокодилий хвост, тигриное туловище, слоновьи уши и т.д.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы очень зоркие, внимательные.

12. Эксперимент с песком.

Логопед: Ребята, посмотрите, чьи-то следы? Как вы думаете, где это место находится?

Дети: Это пустыня.

Логопед: Ребята, скажите, а кто живёт в пустыне?

Дети: Верблюд, ящерицы, змеи.

Логопед: В пустыне жарко, а у верблюда густая шерсть? Как вы считаете, зачем?

Дети: Шерсть у верблюда густая, поэтому спасает его от солнечных ожогов.

Логопед: Ребята, посмотрите, верблюд большой, а когда идёт по песку, то ноги у него не проваливаются. Почему, как вы думаете?

Как мы можем это узнать? Что нам надо узнать? (Ответы детей.)

Логопед: Давайте проведём эксперимент и посмотрим, как устроена нога верблюда.

(Дети проводят эксперимент и приходят к выводу, что нога верблюда широкая).

Логопед: Как вы думаете, ребята, почему верблюд идёт босиком и не обжигает ноги, ведь песок очень горячий? (Ответы детей).

Логопед: А всё потому, что у верблюда на ноге очень толстая, твёрдая кожа, напоминающая мозоль (мозолистая подушка). Поэтому верблюдов иногда называют мозоленогими.

13. Пальчиковая гимнастика «За мамой» («Су-Джок»).

За мамой слонихой шагает слонёнок, (Поочерёдно одевают колечко на пальчики,

За крокодилихой – крокодилёнок, начиная с мизинца правой руки).

За львицей шагает маленький львёнок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебрёнок,

За кем же торопится каждый ребёнок. (Катают Су-Джок между ладонями).

14. «Кто быстрее и аккуратнее?» (Дети заштриховывают изображение верблюда).

Логопед: Нарисуйте зелёный кружок, если задание выполнено аккуратно, линии ровные и не выходят за границы картинки. Нарисуйте жёлтый кружок, если некоторые линии выходят за границы картинки; красный кружок, если линии неровные и выходят за края картинки (оценивают друг друга).

15. Итог занятия .

Логопед: Вот ребята, вы и справились со всеми заданиями. Трудно было? Чем мы занимались? Что нового узнали? Кому помогли? Как это удалось? (Ответы детей).