Конспект НОД «Золотая осень» по формированию целостной картины мира и расширению кругозора у детей. Занятие по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: Осень

Тема: Три поры осени.

Цели: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрация «Осень», картинки с признаками осени; картинки, изображающие три поры осени, листья с разных деревьев, зонт, резиновые сапоги, узкая дорожка, канат, мольберт.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот, все обиды и огорчения.
- Молодцы, а теперь присаживайтесь и начнем наше занятие.

2. Постановка целей и задач.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки:
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Да это осень. И сегодня мы с вами поговорим о том, какой разной бывает осень.

3. Основная часть.

А) Беседа.
- Осень, ребята, это одно из времен года. а скажите, сколько всего времен года в году?
+ 4
- Давайте назовем их.
+ Осень, зима, весна, лето.
- А сколько месяцев у осени?
+ три.
- Назовите их, пожалуйста.
+ Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Б) Работа по иллюстрации «Осень»
- Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года. в этом нам поможет наш волшебный экран.
(Иллюстрация «Осень», а отдельные картинки, признаки осени)
- Каким осенью становится небо?
+ Небо осенью хмурое, затянуто тучами.
+ Дует холодный ветер.
+ Часто идут дожди.
- А солнце осенью, какое?
+ Низкое, светит и греет мало, грустное, печальное.
+ На деревьях листья становятся разноцветными и опадают.
+ Это листопад.
+ Птицы улетают на юг.
- Да, правильно, это все признаки осеннего времени года.

В) Логическая задача «Книжка про осень»
- А сейчас, я хочу вам рассказать про мальчика Сашу.
- Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинка, почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег.
- «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочитала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять ответила мама.

Ребята, скажите, почему про осень нарисованы три разные картинки?
+ Потому что она разная.
- Да, скажите, на какой картинке нарисовано начало осени?
+ На первой.
- Почему вы так думаете?
- А её окончание, где заметно, что осень скоро закончится?
+ На последней.
- Почему вы так думаете?
- Правильно. А на второй нарисована середина осени.
(дети раскладывают по порядку картинки)

Г) Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Падают с ветки, золотые монетки. (листья).
- Да, это листья. А почему монетки «золотые»?
+ Потому что листья становятся желтыми, оранжевыми, как будто золотые.
- Какой период осени называют «золотая осень»?
+ самое начало осени.
- Как можно назвать первую картинку в книжке Саши?
+ Ранняя осень, золотая осень, красивая осень.
- Да, это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые и дети. Поэты написали очень много стихотворений об этой поре осени.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…
- С чем сравнивает поэт лес?
- Какие краски увидел он в лесу?
+
- Да, и именно за богатство красок, за красоту, осень стали называть «золотой».
- А «поздняя осень», - какой период осени?
+ Последний. Это её окончание.
- Название второй картинки можно оставить таким же, а вот третью как можно назвать?
+ Поздняя осень. Скоро зима. Конец осени.
- Молодцы.

Д) Физминутка.

А сейчас мы с вами отправимся на осеннюю прогулку.
(дети за воспитателем идут по узкой дорожке и по канату)
Мы сейчас в поход выходим,
По дорожке мы идем,
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем!
Е)
- Шагаем по мягкому ковру из осенних листьев. Давайте попробуем определить с какого дерева листок.
(дети поднимают один листок и называют, с какого он дерева)

Ребята, прислушайтесь, почему то не слышно птичьих голосов?
+ Они улетели в теплые края.
- Правильно. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Как называют таких птиц?
+ Перелетные птицы.
- А почему они улетают?
- Да перелетные птицы улетают на юг, потому что там тепло и много еды для птиц.
- Ребята, пока мы с вами гуляли, погода испортилась. Отгадайте загадку.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле.
(Дождь)
- Да, ребята, пошел такой сильный дождь.
- Что появляется на дорожках во время дождя?
+ Лужи.
- И чтобы нам вернуться сухими нам необходимы помощники.

Сухой – клин.
Мокрый – блин. (зонт)

Если дождик, мы не тужим –
Бойко шлепаем по лужам.
Будет солнышко сиять –
Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)

Да, конечно, это зонт и резиновые сапоги. А зачем они нам с вами нужны во время дождя?
+
- Идемте быстрее под зонтик. Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.

4 Итог
- О чем мы сегодня говорили?
+ Об осени.
- Да, осенью дни стали короче. Солнце светит мало. Листья на деревьях становятся разноцветными: желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми. Они падают на землю – это листопад. Часто дует ветер, моросит холодный дождь. Поэтому на дорогах лужи, грязь, а люди прячутся от дождя под зонтиками. Птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. Поздней осенью выпадает первый снег. Природа готовится к приходу зимы.
- А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится?
+
- Какой время года было перед осенью?
+
- Какое будет после осени?
+
Какой самое любимое и почему?
+
- Наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо. А наши наблюдения за осенью еще продолжатся на прогулке.

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Задачи:

1. Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.

2. Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.

3. Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.

Материалы: репродукции картин русских художников: И. Левитан «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкин «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень», музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», А. Вивальди «Осень. Времена года», карточки в виде осенних листочков.

Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок, беседы по теме «Осень», заучивание стихотворения «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» и. Бунина, организация подвижных игр «Осенние листья», «Плетень», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».

Ход:

Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».

Ребята, а сегодня у нас с вами будет интересное занятие, а на какую тему, вы мне скажите сами, когда отгадаете мою загадку.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень! А кто мне скажет, а какое сейчас время года? Правильно, тоже осень, вы правы! А как вы поняли, что сейчас именно осень?

Все верно! А какие вы знаете осенние месяцы?

А сейчас у нас какой месяц осени? Верно, сентябрь. А давайте теперь послушаем стихотворение З. Письмана, которое как раз об осени и называется «В сентябре в лесу».

Желтый лист кружит и вьется,

Дождик капает и льется,

Покраснели уж рябины,

Висят нити паутины.

Ветерок летит, вихрится

И негромко поют птицы,

Солнца лучик в тучках тает, День быстрее убегает.

Лес наполнился грибами,

Лист, иголки под ногами.

На траве росинки тают,

Грибников в лес приглашают.

Ищет белочка орех,

Распушился ее мех.

Ежик ходит, не спешит,

А на спинке гриб лежит.

Зайчик прыгает, петляет,

Он капусту собирает.

Крот готовит закрома,

Не страшна ему зима.

Понравилось вам это стихотворение? Чем именно оно вам понравилось? О чем в нем говорится? Молодцы, а теперь давайте посмотрим, какой красивой изображали осень в своих работах известные русские пейзажисты.

Детям демонстрируются работы И. Левитана «В лесу осенью», «Дубовая роща. Осень», «Золотая осень, И. Шишкина «Золотая осень», «Лесная заводь. Осень», Куинджи «Осень» под звуки композиции А. Вивальди «Времена года. Осень».

Нравится вам картины? А чем они вам нравятся? Какая картина понравилась вам больше всего? Какой изображена осень на этих картинах? Что мы можем сказать об осени, глядя на эти картины?

Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры.

Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края.

Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка «Листопад»

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Молодцы, а теперь давайте послушаем мелодию «Звуки осени», после чего вы мне расскажите, что вы услышали на записи.

Молодцы! Теперь я хочу поиграть с вами в одну игру, для этого вам нужно очень внимательно меня слушать, чтобы закончить за мной предложение, которое я вам буду читать.

После лета наступает (осень)

Осенью деревья… (меняют свои окраску)

Осенью опадают (листья)

Дует холодный (ветер)

В лесу растут (грибы)

Осенью чаще идет (дождик)

Насекомые… (прячутся)

Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края)

А теперь я предлагаю проверить, насколько хорошо вы запомнили все основные признаки и осени, а для этого нам нужно провести небольшую викторину. За каждый правильный ответ вы будете получать по осеннему листочку. Готовы?

Какое время года следует за летом?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Как греет солнце осенью?

Куда исчезают насекомые?

Куда исчезают птицы?

Птицам страшнее пережить холод или голод?

Что происходит с деревьями осенью?

Какие вы молодцы! Чудесно поиграли!

Понравилось вам сегодня наше занятие? Что именно вам запомнилось?

Ковбаса Оксана Юрьевна
АНО ДО "Планета детства "Лада" Д/с № 149 "Ёлочка", Самарская область, г. Тольятти

Конспект НОД

«Осень в лесу» (Старшая группа)

Цели:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить узнавать разные породы деревьев по листьям;

Обогащать и уточнять словарь по теме (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлёт птиц);

Учить детей составлять рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме;

Развивать непроизвольную память, мышление;

Воспитывать бережное отношение к природе и животным.

Предварительная работа: экскурсия в лес,наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов, чтение рассказов и загадывание загадок о диких животных.

Демонстрационный материал: цветные иллюстрации деревьев (демонстрационные); заламинированные листья березы, клена, дуба, рябины, ивы (раздаточные); предметные картинки с изображением зверей (белка, заяц, медведь, волк, лиса, ёж); русская народная сказка «Как коза избушку построила».

Организационный момент:

Игра «Повтори». Дуб - рябина - осина, берёза - ель - клён, клён - рябина - ель, берёза - дуб - рябина, ель - дуб - сосна, дуб - клён - берёза.

Основная часть:

В о с п и т а т е л ь: (читает стихотворение)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой…

(И. Бунин)

В о с п и т а т е л ь:

Какое время года описал поэт? (Осень)

Почему вы так решили? (Когда наступает осень, листья на деревьях окрашиваются в разные цвета )

Какими словами поэт рассказывает о лесе, каким он стал осенью? (лиловым, золотым, багряным )

Какое настроение у вас возникает во время прослушивания этого стихотворения? (Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут )

Назовите еще признаки осени. (Солнце светит меньше, день становится короче, а ночь длиннее; вянет и жухнет трава; птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к зиме)

- Почему птицы улетают в тёплые края? (Насекомые, которыми питаются птицы, прячутся глубоко в землю; замерзают водоёмы)

А теперь послушайте русскую народную сказку «Как коза избушку строила».

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка.

— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

В о с п и т а т е л ь:

Про кого эта сказка? (Про ленивую старуху-говоруху и козу с козлятами )

Куда убежала коза с козлятами от старухи-говорухи? (В лес )

Какие деревья росли в лесу? Почему они отказались приютить козу с козлятами? Кто помог козе? (Ответы детей )

Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(загибаем поочередно пальчики, начиная с большого)

Листья березы,(сжимают и разжимают кулачки )

Листья рябины,(загибают поочередно пальчики, начиная с большого )

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.(«шагаем» средним и указательным пальчиками по коленям)

Н. Нищева

Воспитатель проводит игру с раздаточным материалом. (Д/и «Детки с ветки»).

В о с п и т а т е л ь: В лесу, куда убежала коза с козлятами, растут разные деревья. Помогите деревья найти свои опавшие листочки. Я буду выставлять на магнитной доске изображение дерева, а тот, у кого есть листок с этого дерева, поднимает руку, называет дерево и прикрепляет к нему листок.

Работа с демонстрационным материалом (на поставленные вопросы выставляются картинки)

В о с п и т а т е л ь:

Какое время года наступит после осени? (Зима )

Как готовятся к зиме животные в лесу?

Что делает заяц? (у него изменяется окраска шкурки )

Какого цвета у него шкурка осенью? (серого )

А какого цвета шкурка будет зимой, почему? (Белого,чтобы его не было видно на снегу )

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом )

Как готовится к зиме белка? (Она с лета начала запасать грибы, ягоды, орехи на зиму; белка меняет окрас с рыжей на серую, утепляет своё жилище. )

Как называется жилище белки? (Дупло )

Как готовится к зиме медведь? (Он нагуливает жир, готовит жилище к зиме. )

Как называется жилище медведя? (Берлога )

Как зимует медведь? (Он спит в берлоге и сосет лапу. )

Дети рассказывают о том, как готовятся к зиме другие звери: лиса, волк, ёж.

Итог занятия

Обобщающие вопросы по теме занятия.

Что нового вы узнали?

Что особенно понравилось?

Конспект НОД по познанию: формирование целостной картины мира в старшей группе

«Путешествие в осенний лес»

Цель: показать детям, что осень красивое время года, закрепить знания о характерных приметах осени. Закрепить знания о временах года: характерных признаках осени; научить детей видеть красоту, многоцветие осени. Воспитывать интерес к образовательной деятельности, бережное отношение к природе, желание заботиться о ней.

Материал: осенние листья (березовый, кленовый, дубовый, рябиновый.

1.Организационный момент: Сюрпризный момент появляется Степашка.

В: Ребята, посмотрите, кто это (Ответы детей) Ребята, Степашка мне сказал, что у него в голове всё перепуталось, и он никак не поймёт, какое у нас сейчас время года, какой месяц на дворе, он спрашивает, сможете ли вы ему помочь? (Да)

В: Конечно, Степашка, мы тебе всё расскажем и покажем, мы как раз собирались отправиться в путешествие в необычный лес. Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей) А мы сегодня с вами отправимся в лес на воздушном шаре, для этого вам необходимо надуть воздушные шары вот так: воспитатель показывает- дети «строго надувают шары» – с-с-с-с-с.

2.Основная часть: В: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? (В лесу)

Это лес стоит густой,

Нам качает головой.

Ветки ласково он тянет

В гости нас зовёт и манит.

Здравствуй, здравствуй, добрый лес,

Полный сказок и чудес!

Никого мы не обидим,

Чудеса твои увидим.

В: Ребята, мы зашли в лес и сразу почувствовали, что деревья, птицы, насекомые притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли. Может, мы станем ветки ломать и срывать кору? (Нет) Может мы взяли с собой рогатки, и будем стрелять в птиц? (Нет) А может мы начнём вытаптывать лесной мох и травку? (Нет) Или пойдём разломаем муравейники? (Нет) Конечно нет, уважаемый лес, мы пришли как друзья! Мы будем очень осторожными, будем смотреть под ноги и не будем шуметь и баловаться, что бы не распугать всех твоих жителей!

Тихо в осеннем лесу, только слышно как шуршат листья под ногами. Ребята, пройдитесь и послушайте шорох листьев. Как шуршат листья? (Дети протяжно шшш-шшш-шшш).

Игра «Угадай с какого дерева лист? »: из цветной бумаги берёзовые, кленовые, дубовые, рябиновые листья.

В: Ой, ребята, меня Степашка за кофточку дёргает, он так и не понял, какое у нас время года и спрашивает, что это случилось со всеми деревьями, почему листья такие яркие, как будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не висят на ветках? (Ответы детей). Дети, давайте хором назовём время года! (Осень) .

В: Ребята, посмотрите на наш осенний лес, давайте Степашке расскажем, какая бывает осень?

Игровое упражнение «Какая бывает осень? » (индивидуальные ответы детей: тёплая, золотая, дождливая, хмурая, красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная) .

В: Ребята, а Степашка спрашивает, что же бывает только осенью, расскажем?

Игровое упражнение «Подбери действие».

В: Листья осенью (что делают) – дети: желтеют, опадают.

Дождь осенью – идёт, моросит,

Урожай осенью – убирают, собирают,

Птицы осенью – улетают,

Деревья осенью – роняют листья.

А листья осенью какие – жёлтые, красные, золотые. Как можно сказать об этом одним словом? Разноцветные

Дождь осенью (какой) – холодный,

Погода осенью (какая) – пасмурная, дождливая, хмурая.

Воспитатель: а поздней осенью ещё и морозная, правда, ребята?

Деревья осенью какие – ранней осенью - разноцветные, а поздней осенью – голые.

В: Ребята, теперь для Степашки придумаем красивые предложения про осень, что бы он больше не забыл это время года. Я вам предлагаю придумать предложение, об осени глядя на картину.

Игровое упражнение «Составь предложение». Воспитатель: например: «Осенью листья на деревьях желтеют»

«Осенью солнышко светит, но не греет», «Осенью часто идут дожди», «Осенью листья опадают с деревьев - листопад», «Осенью землю покрывают разноцветные листья», «Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края», «Осенью люди собирают урожай, делают запасы», «Осенью животные делают запасы на зиму»

В: Молодцы, ребята, Степашке очень понравились ваши предложения об осени, он говорит, что теперь никогда не перепутает это время года с другим! А ещё Степашка сказал, что ему пора возвращаться домой, к своим друзьям, а кто друзья Степашки? (ответы детей)

3.Итог: А теперь возвращаемся в детский сад, на чём мы с вами прилетели? (на воздушных шарах) .

Правильно, и в д/с нам придётся тоже вернуться на шарах! Дети «строго надувают шары» – с-с-с-с-с. Закрываем глазки, кружимся: раз, два, раз, два – возвращаться нам пора! В: Вам понравилось наше путешествие в лес? А какой это был лес? (волшебный, осенний) Молодцы ребята, вы все занимались очень хорошо.