Конспект "экскурсия в осенний парк". Конспект урока-экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» (3 класс VIII вида)

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена года, и в ней ничего не происходит случайно, объясняя, почему важно, чтобы вокруг было много зеленых насаждений; формировать навыки посадки деревьев; учить ориентироваться по плану экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

Предварительная работа: наблюдения, заучивание стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.

Ход занятия

Занятие начинается с появления почтальона.

Воспитатель. Ребята, вы слышали, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон: Здравствуйте, ребята!

Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу -

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Вам письмо!

Получите и распишитесь.

Воспитатель благодарит и прощается с почтальоном.

Воспитатель . Ребята, давайте посмотрим, кто нам прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я - Дядюшка Ау, я хочу пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас дядюшка Ау. (дети ищут). Молодцы, нашли! Идем искать? (дети входят в парк). Ребята, посмотрите, а вот и дядюшка Ау нас встречает. Здравствуйте, Дядюшка Ау!

Дядюшка Ау . Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом? (ответы детей). А как вы думаете, какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в осеннем парке. Вы согласны? А как вы думаете, чем отличается парк от леса? Хотите посмотреть и узнать что-то новое? Тогда идем в парк.

Воспитатель . Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что вы заметили? (Листья изменили окраску, растения завяли, трава пожухла). Правильно, здесь побывала осень и устроила листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.

Дядюшка Ау . Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и опадают? (сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.)

Воспитатель. Давайте вспомним, что нужно растению, дереву, чтобы оно хорошо росло и зеленело? (свет, тепло, вода). А сейчас хватает света и тепла? (ответы детей). Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.

Дядюшка Ау . Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны растениям? (ответы детей).

Воспитатель. Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзает, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие листья (опад), перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Дядюшка Ау . Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожки опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (ответы детей).

Воспитатель. Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Ребята, давайте мы с вами пойдем по парковой тропинке и послушаем, как шуршат листья (дети ходят). Интересно? Красиво? Что мы слышим? (листья шуршат, шелестят). Давайте вместе скажем: шуршат, шелестят.

Дядюшка Ау . Ребята, как называются деревья, которые здесь растут. Назовите? (тополь, клен, вяз).

Воспитатель . Как вы узнали их? (по листьям). Найдите листик тополя (вяза, клена). (Дети находят и приносят).

Дядюшка Ау . Ребята, а я тоже нашел листочки, а с каких они деревьев не знаю. Помогите мне? (клен, ясень). Ребята, а вы мне покажете эти деревья?

Воспитатель . Дядюшка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево ясень. Ребята, посмотрите внимательно, какие части есть у этого дерева? (корень, ствол, крона, состоящая из веток). А что располагается на ветках? (листья). Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья? (из черенка и листиков к нему прикрепленных). А как вы узнали, что это листочки ясеня, а не другого дерева? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, сколько же всего у ясеня листочков? Я не умею считать, помогите мне (дети считают). Молодцы, и я вместе с вами научился считать.

Воспитатель . Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и посмотрите, какие листочки по размеру? (маленькие). Какие они по форме? (овальные). Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом дереве, кроме листьев? (ответы детей). Правильно. посмотрите, какие метелочки висят, как украшения.

Дядюшка Ау . А что это такое? (это семена).

Воспитатель . Они поспевают осенью. Посмотрите сколько семян на метелочке? (дети рассматривают). Ребята, а у Дядюшки Ау еще остался листик. С какого он дерева? (клена). Покажите его Дядюшке Ау, пожалуйста. (дети показывают). Ребята, а как вы узнали, что это клен? (по листьям). Что есть у этого дерева? (ответы детей). Какие по цвету листья? (темно-зеленые и желтые). Приложите лист к ладони, какой он? (крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками, пронизанный многочисленными жилками разной толщины). Ребята, давайте сравним листочки ясеня и клена. Чем они отличаются? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть еще отличия между этими деревьями?

Дети. Они отличаются плодами, у ясеня много мелких плодов с одним крылышком, и они на одной розеточке (метелочке), а у клена - плод крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель . Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы ощущаете? (тепло). Понюхайте кору дерева, чем она пахнет? (деревом, лесом).

Дядюшка Ау . Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные свойства?

Воспитатель. Листья клена очень полезны, используют их в лечебных целях. настой или отвар листьев снимает воспаление. снижает температуру, заживляет раны.

Дядюшка Ау. Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру. Называется она «Такой листок лети ко мне». Возьмите каждый по листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек клена, летите ко мне (ясеня, тополя, вяза).

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки.

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Дети бегают, помахивая листочками. Дети останавливаются, и Дядюшка Ау говорит слова: «У кого такой же листок - летите ко мне!»

Воспитатель . Молодцы, все справились. ребята, воздух бывает чистым и свежим только там, где растет много зеленых друзей. Как вы думаете, что мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? (ответы детей).

Дядюшка Ау . Я знаю, что нужно делать! Нужно посадить саженец и за ним ухаживать.

Воспитатель . Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? (ответы детей). С чего начинают? (ответы детей). Ребята, у нас здесь лежат предметы. Что вы видите? (лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка). Выберите то, что необходимо для посадки деревьев. (дети выбирают). А почему вы не взяли машину? (игрушка)). Кастрюлю с чашкой? (посуда). Зачем веревочка вам нужна? (ответы детей). Сегодня мы с вами посадим саженец. Вот он. Посмотрите, что есть у этого саженца? (корни, ствол, ветки, крона). Молодцы! Что сначала мы будем делать? (ответы детей). Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим. Что будем делать дальше? (ответы детей). Мальчики помогут придержать саженец аккуратно за ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из небольшой лейки и ведерка.

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню, которую недавно разучили на музыкальном занятии:

Посадили деревце

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Дедушка Ау . Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового узнали? (ответы детей). Понравилась вам прогулка? Хочу с вами попрощаться, мне пора домой. Я к вам еще приду. До свидания.

Воспитатель. До свидания, Дедушка Ау. Ребята, сегодня мы с вами нарисуем все вместе картину «Наш парк осенью».

Игнатьева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №15 "Теремок"
Населённый пункт: город Котовск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экскурсия в осенний парк (конспект занятия для детей 5-7 лет)"
Дата публикации: 10.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15 «Теремок»

Экскурсия в осенний парк

(конспект занятия для детей 5-7 лет)

Воспитатель старшей группы:

Киреева Ольга Михайловна

Тип: интеллектуально-развивающее

Вид детской деятельности: музыкально-художественная, игровая,

коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая,

продуктивная.

Программное содержание: обобщить и систематизировать знания

детей об осени; показать, что природа прекрасна во все времена

года и в ней не происходит случайно, объясняя, почему важно,

чтобы вокруг было много зеленых насаждений; формировать

навыки посадки деревьев; учить ориентироваться по плану

экологической тропы.

Планируемые результаты: развитие интегративных качеств

«любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый»,

«овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками», «способный управлять своим

поведением и планировать свои действия на основе первичных

ценностных представлений, соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения».

Словарная работа: листопад

Материал: лопатки, лейки, карточки, листочки, веревка, машина,

кастрюля.

Предварительная работа: наблюдения, заучивание и чтение

стихов, песен, чтение рассказов, рассматривание картин, беседы.

Ход занятия: Занятие начинается с появления почтальона.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то стучится в дверь.

Входит почтальон.

Печкин: Здравствуйте, ребята!

Я - почтальон веселый,

Я целый день спешу-

Открытки, телеграммы,

Посылки разношу.

Вам письмо!

Получите и распишитесь.

Воспитатель: спасибо, почтальон – Печкин.

Печкин: До свидания.

Воспитатель: До свидания. Ребята, давайте посмотрим, кто нам

прислал письмо: «Здравствуйте, ребята! Это я – Дядюшка Ау, я хочу

пригласить вас погулять вместе со мной. Чтобы найти меня, вы

должны посмотреть на план экологической тропы и найти, где я вас

жду. Жду вас в парке. Дядюшка Ау».

Ребята, давайте посмотрим, где ждет нас Дядюшка Ау.

Дети ищут.

Молодцы, нашли! Идем искать?

Дети: Да.

Дети входят в парк.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Дядюшка Ау нас

встречает. Здравствуйте, Дядюшка Ау!

Дядюшка Ау: Здравствуйте, ребята! Вы были в парке летом?

Дети: Да

Дядюшка Ау: А как вы думаете, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Дядюшка Ау: Правильно, осень. Я хочу прогуляться с вами в

осеннем парке. Вы согласны?

Дети: Да

Дядюшка Ау: А как вы думаете, чем отличается парк от леса?

Хотите посмотреть и узнать что-то новое?

Дети: Да

Дядюшка Ау: Тогда идем в парк.

Воспитатель: Посмотрите, как все изменилось в парке. Ребята, что

вы заметили?

Дети: Растения завяли, трава пожухла, листья поменяли цвет.

Воспитатель: Правильно, здесь побывала осень и устроила

листопад. Укрыла землю ковром, принесла с собой холод.

Дядюшка Ау: Ребята, вы знаете, почему листья желтеют и

Дети: Сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нужно растению, дереву,

чтобы оно хорошо росло и зеленело?

Дети: Тепло, вода и свет.

Воспитатель: А сейчас хватает света и тепла?

Дети: Нет.

Воспитатель: Вот поэтому деревья и сбрасывают свои листочки и

готовятся к зиме, ведь зимой они расти не будут.

Дядюшка Ау: Ребята, как вы думаете, опавшие листья нужны

растениям?

Дети: Конечно нужны.

Воспитатель: Опавшие листья, как теплая перина, будут защищать

корни от морозов, траву. Земля под опавшими листьями глубоко не

промерзнет, что очень важно для различных обитателей почвы,

которые рыхлят землю и делают ее плодородной. А весной опавшие

листья, перегнив под дождем, удобрят почву и дадут деревьям

питание, а также полезные вещества для роста.

Дядюшка Ау: Ребята, а давайте с вами выкопаем ямку и соберем с

дорожки опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это

делаем, как вы думаете?

Дети: чтобы эти листочки перегнили в земле.

Воспитатель: Листопад, листопад,

Листья падают, летят.

Листья жёлтые кружатся,

И на землю все ложатся.

(Н. Капустюк)

- Ребята, давайте мы с вами пройдем по парковой тропинке и

послушаем, как шуршат листья.

Дети ходят.

Интересно? Красиво? Что мы слышим?

Дети: Листья шуршат, шелестят.

Воспитатель: Давайте вместе скажем: шелестят, шуршат.

Дядюшка Ау: Ребята, как называются деревья, которые здесь

растут? Назовите.

Дети: тополь, клен, вяз

Воспитатель: Как вы узнали их?

Дети: по листьям.

Воспитатель: Найдите листик тополя (вяза, клена)

Дети находят и приносят

Дядюшка Ау: Ребята, а я тоже нашел листочки, а с каких они

деревьев, не знаю. Помогите мне.

Дети: Ясень и клен.

Дядюшка Ау: Ребята, а вы мне покажите эти деревья?

Воспитатель: Дядюшка Ау, мы тебе покажем и расскажем все, что

знаем. Пойдемте, посмотрим на дерево ясень. Ребята, посмотрите

внимательно, какие части есть у этого дерева?

Дети: Корень, ствол, крона, состоящая из веток.

Воспитатель: А что располагается на ветках?

Дети: Листья.

Воспитатель: Давайте рассмотрим их. Из чего состоят листья?

Дети: Из черешка и листиков, к нему прикрепленных.

Дядюшка Ау: Ребята, сколько же всего у ясеня листочков? Я не

Дети считают.

Дядюшка Ау: Молодцы, и я вместе с вами научился считать.

Воспитатель: Ребята, приложите ладонь к нижней части листа и

посмотрите, какие листочки по размеру?

Дети: маленькие.

Воспитатель: Какие они по форме?

Дети: Овальные

Воспитатель: Ребята, а вы заметили еще что-нибудь на этом

дереве, кроме листьев?

Дети: метелочки

Воспитатель: Правильно, посмотрите, какие метелочки висят, как

украшения.

Дядюшка Ау: А что это такое?

Дети: Это семена

Воспитатель: Они поспевают осенью. Посмотрите, сколько семян

на метелочке?

Дети рассматривают.

Ребята, а у Дядюшки Ау еще остался листик. С какого он дерева?

Дети: Клена

Воспитатель: Покажите его Дядюшке Ау, пожалуйста.

Дети показывают.

Ребята, а как вы узнали, что это клен?

Дети: По листьям

Воспитатель: Что есть у этого дерева?

Дети: веточки, листочки.

Воспитатель: какие по цвету листья?

Дети: темно зеленые и желтые.

Воспитатель: Приложите лис к ладони, какой он?

Дети: крупный, похож на пальцы с заостренными верхушками,

пронизанный многочисленными жилками разной толщины.

Воспитатель: ребята, давайте сравним листочки ясеня и клена. Чем

они отличаются?

Дети: видом и размером.

Дядюшка Ау: Ребята, а кА вы думаете, чем еще различаются эти

Дети: Они различаются плодами, у ясеня много мелких плодов с

одним крылышком, и они на одной метелочке, а у клена плод

крупнее, плоский с двумя крылышками.

Воспитатель: Ребята, прислонитесь к стволу дерева, что вы

ощущаете?

Дети: тепло

Воспитатель: Понюхайте кору дерева, чем она пахнет?

Дети: Деревом, лесом

Дядюшка Ау: Ребята, а как вы думаете, есть ли у клена полезные

свойства?

Дети да

Воспитатель: Действительно, листья клена очень полезны,

используют их в лечебных целях. Настой или отвар листьев

снимает воспаление, снижает температуру, заживляет раны.

Дядюшка Ау: Ребята, я хочу поиграть с вами в интересную игру.

Называется игра «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по

листочку, слушайте внимательно и смотрите, у кого будет листочек

клена (ясеня, тополя, вяза), летите ко мне. Звучит музыка и дети,

держа листочки, разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки

Мы осенние листочки,

Мы на веточках сидели.

Ветер дунул – полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

Дети бегают помахивая листочками. Дети останавливаются, и

Дядюшка Ау говорит слова: «У кого такой же листок – летите ко

Воспитатель: Молодцы, все справились. Ребята, воздух бывает

чистым и свежим там, где растет много друзей. Как вы думаете, что

мы с вами можем сделать, чтобы воздух был чистым и свежим.

Дети: посадить деревья

Дядюшка Ау: Согласен, нужно посадить саженец и за ним

ухаживать.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел, как сажают саженцы? У

нас здесь лежат предметы. Какие предметы вы видите?

Дети: Лопата, кастрюля, ведро, машина, веревка, чашка, лейка.

Воспитатель: выберите то, что необходимо для посадки деревьев.

А почему вы не взяли машину?

Дети: это игрушка.

Воспитатель: кастрюлю с чашкой?

Дети: Это посуда.

Воспитатель: сегодня мы посадим саженец. Вот он. Посмотрите,

что есть у этого саженца?

Дети: корень, ствол, ветки, крона.

Воспитатель: Молодцы! Что сначала мы будем делать? Как вы

Дети: выкопаем ямку.

Воспитатель: Верно, ребята, выкопаем для него ямку и посадим.

Мы с вами выкопали ямку, что будем делать дальше?

Дети: сажать саженец.

Воспитатель: Мальчики помогут придержать саженец аккуратно за

ствол, чтобы не сломать его и не повредить корни. Девочки будут

присыпать маленькой лопаткой корни, а затем польют саженец из

небольшой лейки и ведерка.

Какие вы у меня молодцы! Давайте все вместе споем песню

М.Авдеева, которую мы разучили недавно на музыкальном занятии:

Посадили деревце

У себя во дворе

Пусть растет зеленое,

лист резной, лист резной.

Поливаем деревце

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Дядюшка Ау: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что нового

Дети: в парке, научились сажать деревья.

Дядюшка Ау: понравилась вам прогулка?

Дети: Да!

Дядюшка Ау: хочу с вами попрощаться, мне пора домой. Я к вам

еще приду. До свидания.

Воспитатель: До свидания, Дядюшка Ау. Ребята, а с вами мы в

группе нарисуем все вместе картину «Наш парк осенью»

Список использованной литературы:

Г.Н. Суздалева «Познавательно-исследовательские занятия с

детьми 5-7 лет

В.А. Шишкина «Прогулки в природу» М.: Просвещение, 2002

М. Авдеева «Посадили деревце»

М. Капустюк «Листопад»

Осенняя экскурсия в парк для старшей группы «Осень - чудная пора»

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

обобщить и систематизировать знания детей об осени;

закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, и умение узнавать их по листьям.

Развивающая: развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.

Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая», чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада.

Ход экскурсии.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами получили письмо вот в таком красивом конверте. А от кого оно мы можем узнать, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

Кто это?

(Осень.)

Воспитатель. Осень приглашает нас на прогулку в парк. Вы принимаете её приглашение?

Дети. Да.

Воспитатель. Ребята, вы должны помнить, что в парке вы гости. Поэтому вести себя нужно хорошо. Давайте вспомним правила поведения в природе.

Тот, кто пришел в лес отдохнуть, должен вести себя как в гостях. Ведь в лесу есть лесные правила:

Воспитатель:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Ребенок 1:

что в лесу нельзя шуметь.

Ребенок 2:

даже очень громко петь!

Ребенок 3:

испугаются зверушки,

убегут с лесной опушки.

Ребенок 4:

ветки ели не ломай.

Ребенок 5:

и почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

Ребенок 6:

зря цветы не надо рвать!

Ребенок 7:

из рогатки не стрелять,

ты пришел не убивать!

Ребенок 8:

бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Ребенок 9:

здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Воспитатель:

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – ель и лось.

Их покой – побереги,

Ведь они нам – не враги!

Ответы детей.

Воспитатель. Ну, а теперь мы смело можем отправляться в путь.

По дороге воспитатель уточняет, какая погода.

Придя в парк, читает стихотворение «Осень художница».

Повязала осень пёстрый фартук,

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по лесу,

Листья позолотой обвела.

Ребята, представьте, что вы все художники. Вы пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие цвета вы возьмете для своих пейзажей. Давайте подумаем, какая он осень. Опишите её.

Ответы детей.

Воспитатель. С приходом осени все вокруг изменилось. Ребята, что вы можете сказать о кустарниках и деревьях?

Ответы детей.

Воспитатель. А какие деревья вы знаете? (Ответы.) послушайте загадку.

Стоит Алёнка – платок зелёный.

Тонкий стан белый сарафан.

(Берёза.)

Воспитатель. Давайте найдем в парке берёзу и сделаем вокруг нее хоровод. Берёза считается символом России. В народе говорят: «Где берёза вырастет, там русский человек приживется».

Воспитатель. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.

Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор. Про берёзу есть много стихотворений. Послушайте одно из них.

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.

А у меня для вас ещё одна загадка.

Вот колючка-недотрога!

Лучше ты ее не трогай.

Ой, остры иголочки

У зеленой. (елочки) .

Воспитатель. Давайте найдем в парке ель и станем вокруг нее в хоровод.

Воспитатель. Две больших сосны стояли рядом,

А меж ними елочка росла,

Две сосны подружку укрывали,

Чтоб вершинку ветры не сломали,

Чтоб красивой елочка была.

Ель похожа на пирамидку, все ветви у нее покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Она зеленая зимой и летом. А еще елочка

пахнет.

Давайте с вами погуляем по парку и посмотрим, какие ещё деревья здесь растут.

Проходя по парку, дети называют деревья. (Каштан, вяз, рябина.)

Воспитатель. Давайте остановимся около рябины.

Я по парку погуляла,

Где заря растет узнала.

Поглядела вверх - она

Сразу стала мне видна!

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина? -

Это дерево - рябина!

Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А еще за что любят рябину? (Из ее ягод варенье варят, чай заваривают). Кто еще любит ягоды рябины? (Птицы)

Воспитатель. А сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете деревья. Давайте поиграем в игру «К названному дереву беги».

Проводится игра.

Воспитатель. В парке растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.) Я сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей.) молодцы, правильно. Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Поиграем с листьями? Я буду показывать вам листочки, а вы называть с какого они дерева.

Проводится игра «От какой ветки детки».

Игра: «Мы листочки осенние»

Мы листочки осенние, (Дети идут по кругу,

На ветках мы сидим. руки в стороны вверх.

Дунул ветер – полетели Бегут по кругу и машут руками,

И на землю тихо сели. приседают, руки опускают на пол

Ветер снова набежал Поднимаются, движение руками

И листочки все поднял вправо и влево.

Закружились, полетели Кружатся на месте

И на землю снова сели. И приседают.)

Посмотрите, ребята, сколько листьев уже опало с деревьев

Воспитатель. Ребята, давайте соберем листочки, чтобы сделать красивые п Ребята, а почему не слышно голосов птиц (потому, что они улетели в теплые края)

А вы можете назвать перелетных птиц? (гуси, журавли, ласточки, аисты и т.д.)

А почему они улетели? (им зимой нечем кормиться)

А как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (это воробей, сорока, дятел и др.)

Игра: «Угадай звук» (дети на слух угадывают: стрекочет сорока, каркает ворона, идет

дождь)

Загадка.

Вот лесные жители

Мудрые строители

Строят всей артелью

Дом себе под елью. (Муравьи)

Ребята, когда идешь в лес, то с собой необходимо брать некоторые предметы. Сейчас

вам предстоит выбрать те предметы, которые на ваш взгляд пригодятся вам в лесу.

Игра: «Подбери картинки» (Дети выбирают необходимые картинки и обосновывают

Свой выбор)

Ребята, посмотрите, какую большую шишку я нашла. Поиграем с ней.

Игра: « Передай шишку»

Слышите, кто-то шуршит в траве. Кто это7

Входит ребенок в костюме ёжика и читает стихотворение Елены Мечик:

« Посмотрите на ежа

Ну и шуба хороши

А сидит уж как красиво

Загляденье, вот так диво

С виду, сразу и не скажешь

Что иголки, очень колки

Только вот беда друзья,

Не погладить вам меня.»

- Ёжик, что это у тебя в лапке? (Корзина, я иду за грибами)

Да, на нашей полянке много грибов. Какие грибы можно собирать? Назовите их?

А какие нельзя собирать? Назовите их?

Ёжик поиграй с нами.

Пальчиковая игра: « Идем по опушке»

Идем по опушке (Дети сжимают и разжимают

С корзинкой большой. кулачки.

Пришли мы в лесок Шагают по воображаемой поверхности

За грибами. средним и указательным пальцем.

Решили мы сделать Пальчики обеих рук

Нежданный сюрприз - здороваются по очереди с большим.

Подарок заботливой маме.

Подосиновик, волнушку, Четыре удара кулачком

Подберёзовик, свинушку - о кулачок друга.

Всё, что мы в лесу нашли, Хлопки в ладоши.)

Маме нашей принесли.

А теперь пора помочь ёжику собрать грибы. Но помните собираем только съедобные.

(дети собирают в корзинку ёжика грибы и ёжик прощается с детьми, уходит)

А кто еще живет в лесу?(загадки)

1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут её … (лиса) .

(Вручить 1-2 знака).

– А вот эту загадку надо показать:

2. Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы
Уши выше головы?

(Прыгают как зайчики. Вешаю знаки).

3. Серый, зубастый,
По полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.

– Отгадку покажите мимикой.

– Молодцы, я сразу поняла, что это – волк.

(Вручить 1-2 знака).

4. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

– Чувствую, что вы отгадали, скажите хором. (Медведь)

(Вешаю знаки).

5. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

– Кто догадался, … присядьте.

(Дети приседают и объясняют отгадку, описывая внешний вид снегиря, и рассказывают, чем он питается).

6. Всё время стучит – деревья долбит,
Он их не калечит, он их лечит.

– Кто догадался, поднимите 2 руки.

(Вручаю знаки).

– А эта загадка очень трудная. Отгадку мне на ушко.

7. Чернее сажи, белее снега
Выше дома, ниже травы. (Сорока).

– А я думала, вы не отгадаете. Вот мне сороки-то и принесли телеграмму на кленовом листе и конверт загадочный. Читаю телеграмму:

«Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек.
Я …» (Осень).

Ребята, нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Что запомнилось? Скажите, смогли бы вы поиграть с разноцветными листьями и

Грибочками в другое время года? О чём нам это говорит?

Вывод: Осень прекрасное время года и в ней есть свои радости.

Чтобы прогулка осталась у нас в памяти,давайте, возмём по одной шишке, а в группе

украсим их для осени.

Дети берут шишки и возвращаются в группу.

1. Хитрая плутовка,


Осенние мероприятия в начальной школе

Сценарий «Осенняя экскурсия в парк

Цели: организовать коллективную прогулку; понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе; расширить и углубить знания об объектах природы; воспитывать в детях эстетические чувства.

Ход мероприятия

Учитель не только проводит инструктаж о поведении во время экскурсии, но и готовит детей эмоционально к восприятию природы, к наблюдению за сезонными изменениями.

Накануне экскурсии ребята читают стихи об осени, разгадывают загадки, знакомятся с народными приметами, пословицами и поговорками.

3. От осени к лету поворота нету.

4. Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Загадки

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на небе вата? (Облака.)

Е. Серова

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду,

Покуда он идет. (Дождь.)

С. Маршак

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала.

Солнышко застлала. (Туча.)

Без рук, без ног

По полю скачет,

Под окном стучится,

В дом просится. (Ветер.)

Пришла пора -

Опустели леса:

Листья опадают.

Птицы улетают. (Осень.)

Учитель раздает детям для заучивания стихи о природе, об осени, о деревьях и птицах.

Во время экскурсии им предлагается понаблюдать за погодой.

1. Какая сегодня погода?

2. Какое небо?

3. Какое солнце?

4. Сравните сентябрьские дни с летними.

Учитель обращает внимание детей на краски осеннего парка и просит сравнить их с красками летнего парка. Учитель и дети наблюдают за листопадом.

1. Что называют осенним листопадом?

2. Начался ли осенний листопад?

3. Как вы думаете, в какую погоду листьев облетает больше?

4. Почему?

Учитель обращает внимание детей на отдельные деревья и кустарники. Учит отличать деревья.

1. Чем отличаются лиственные деревья от хвойных?

2. Какие лиственные деревья вы знаете?

3. Видите ли вы их в парке?

4. Как выглядит их ствол?

5. Какую форму имеют их листья?

Учитель и дети рассматривают цветущие травянистые растения в парке. Называют цветы, которые они видят.

Учитель обращает внимание детей на насекомых и рассказывает о них.

1. Каких насекомых можно увидеть в парке летом?

2. Много ли насекомых в парке сейчас?

3. Почему пропали насекомые?

4. Куда они делись?

Дети наблюдают за птицами. Называют их. Школьники гуляют по осеннему парку, вслушиваются в шелест листьев под ногами, собирают яркие осенние листочки. Читают стихи русских поэтов об осени наизусть (предварительно выученные по заданию учителя): Н. Некрасова «Славная осень!», И. Бунина «Лес точно терем расписной...» и др.

После экскурсии дети делятся своими впечатлениями о том, что особенно понравилось, что удивило, что нового узнали и увидели. Делают рисунки, аппликации из листьев.