Золотая осень – как чудесно звучит это выражение! Классный час на тему осени поможет юным ученикам 1 и 2 и более старших классов научиться отличать это время года от других. Ученики узнают, что происходит осенью с природой и как на эту время года реагируют животных, птицы и люди. Плюс мы сделали для вас презентацию к данному уроку классного часа.
В начале классного чала учитель рассказывает стихотворение про осень.
Классный руководитель:
Взяла осень в руки краски,
Желтую, оранжевую и красную!
«Кистью» замахала,
И деревья все разрисовала!
Краска на траву попала,
И вся трава такой же желтой стала.
И словно золотом вокруг все так сверкает,
Не зря же осень «золотой» называют!
Я не зря начала наш классный час с рассказа стихотворения про осень. Ведь осень – это прекрасное время года. Осень – это волшебное время года. Осень – это необычная сказка, которую нам дарит сама природа.
Многие известные писатели и поэты восхваляли осень в своих стихах, рассказах и поэмах. Они описывали осень как необычное время года, которое ждешь после жаркого и душного лета. Ребята, а какие известные стихи про осень знаете вы?
Ученики называют названия стихотворений про осень и если могут, то рассказывают их. А если они не знают, то учитель сам зачитывает несколько стихов.
Классный руководитель:
Не только писатели, но и сами люди сложили много пословиц, поговорок и народных примет про осень. Какие знаете вы?
Ученики говорят пословицы, поговорки и народные приметы про осень. А учитель им помогает.
Классный руководитель:
А ведь не только писатели посвящали осени свои творения, но и художники запечатлели осень на своих холстах. И многие из этих картин знамениты и по сей день. А вы знаете, какие это картины?
Ученики называют названия картин. Если не знают, то учитель им помогает в этом.
Классный руководитель:
А вы знаете, что происходит с природой осенью? А как осенью себя ведут птицы и звери? Давайте вспомним, а кто не знает, тому поможем узнать.
Ученики и учитель вместе говорят о том, какие изменения происходят в природе и в жизни животных и зверей осенью.
Например, на деревьях желтеют листья, также желтеет трава. А вот рябина наоборот становится красной, ведь она поспевает осенью. С каждым днем тепла становится все меньше и меньше, небо все чаще и чаще затянуто облаками и тучами, часто идет дождь. Ночи становятся заметно холоднее. Многие птицы улетают в теплые края для зимовки (можно перечислить эти птицы). Звери, такие как белка и все грызуны собирают себе на зиму орешки и зернышки, грибы и жёлуди. Бобры стоят и утепляют хатки для зимовки, и также запасаются ветками на зиму для еды.
Классный руководитель:
Вот мы и узнали про осень много интересного и нового. А теперь давайте попробуем поиграть в игру и выяснить, что относится к осени, а что нет.
Игра заключается в следующем:
Детям на экране показываются одновременно четыре рисунка, и дети должны сказать какой или какие рисунки подходят для осени. Например, на экране четыре рисунка: уборка урожая, купание детей в речке, игра детей в снежки и спелая земляника. Здесь правильный ответ – уборка урожая, ведь это собирают осенью. Следующие картинки: зеленые листья, деревья в снегу, желтые листья и цветущие поле маков. Здесь правильный ответ – желтые листья, ведь они желтеют осенью. И так далее, сколько сможете придумать вариантов вопросов.
Классный руководитель:
Вы любите разгадывать загадки? А давайте мы с вами попробуем разгадать загадки про осень и про природные явления, которые происходят осенью. Готовы?
Учитель загадывает ученикам загадки.
Загадка 1.
Весной почки набухают,
Летом листья «расцветают»,
Летом листья зеленеют,
А осенью они…
(ответ: желтеют)
Загадка 2.
Небо хмурится с утра,
Не гуляет детвора.
Серые тучки по небу гуляют,
Нам на землю… посылают.
(ответ: дождь)
Загадка 3.
Осень настала, листья кружат,
Это зовётся?
(ответ: листопад)
Тема: «Времена года. Осень пришла» (экскурсия)
Цели и задачи классного часа
— Воспитывать бережное отношение к природе и потребность в охране окружающей среды;
— прививать навыки анализа, наблюдения за изменениями в природе;
— развивать наблюдательность, внимание, мышление.
Оборудование
Спортивная форма или одежда по предстоящей погоде; обувь, предназначенная для ходьбы; возможны папки для сбора гербария.
Подготовительная работа
Учитель заранее сообщает ученикам о предстоящей экскурсии, говорит о месте ее проведения, напоминает правила поведения. Проводит беседу по следующим вопросам:
— Какого цвета были листья у деревьев летом?
— Какого цвета была трава летом?
— Что вы собирали летом в лесу?
Ход классного часа
Беседа об осени
Учитель:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Пришла волшебница-осень, взмахнула своей волшебной палочкой, и все животные, растения, люди стали готовиться к зиме. Давайте представим, что мы с вами в сказочном сквере, и деревья будто разговаривают с нами.
Расскажи ты нам, береза златоглавая, как осень встречаешь?
Ученица: Я — царица лесов. Обо мне поют песни, складывают сказки, пишут стихи:
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
С. Прокофьев
Осенью я надеваю солнечного цвета сарафанчик как воспоминание о ласковом, жарком лете. Золотым дождем сыплются на землю мои листья-самоцветы. Прислушайтесь к их хороводу, и вы услышите удивительную осеннюю мелодию. (Дети закрывают глаза и слушают.)
Учитель : А как встречает осень елочка? (Ответы детей.)
«...Каждую осень в день елочкиного рождения деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку золотыми рыбками. И стоит елочка счастливая: раскинула лапки, и на ладошках — подарки. Вся в золоте, нарядная, разноцветная...» (Н. Сладков).
Беседа об изменении одежды людей
Учитель: Ребята, а как изменилась наша одежда? Почему? (Наблюдение за прохожими, беседа.)
Действительно, дни и ночи стали холоднее, в огородах убрали овощи, чтобы они не замерзли. А сейчас мы проверим, как ребятишки знают овощи. Слушайте внимательно, отгадывайте старательно.
Красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска.)
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель.)
Над землей — трава,
Под землей — алая голова. (Свекла.)
Учитель: Молодцы, ребята! А какие овощи вы еще знаете? (Ответы детей.)
Убрали лук, картошку, репу, морковь, одна капуста осталась. У нее, у капусты, 77 одежек — она и холода не боится. А вы, ребята, не замерзли? Давайте погреемся, поиграем в игру «Гуси и волк».
— Гуси! Гуси!
— Га! Га! Га!
— Есть хотите? -Да! Да! Да!
— Так чего ж вы не летите?
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой.
— Гуси, а как вы готовитесь к зиме? (Ответы детей.)
— А как другие животные готовятся к зиме? (Беседа.)
Учитель:
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
А. Гонтарь
Учитель читает, дети выполняют соответствующие движения.
— А в заключение посмотрим, кто из вас самый наблюдательный?
— Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)
—- Кто сушит грибы на деревьях? (Белка.)
— У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (У зайца.)
— Не на все вопросы мы знаем ответы, поэтому и будем изучать окружающий нас мир. Мы должны бережно относиться к природе в благодарность за ее дары. (Обращаем особое внимание на мусор в сквере.)
— Природа готовится к зиме. Волшебница-осень дарит нам сегодня прекрасный букет из листьев. Выберите листочек, который вам больше всего понравится. Этим букетом мы украсим наш класс.
Подведение итогов классного часа
Учитель в краткой беседе еще раз вспоминает с учащимися, о чем шел разговор во время экскурсии, и предлагает подумать: «На каких уроках мы сможем использовать собранные листья?»
Классный час.
Тема. Золотая волшебница осень. Задачи: познакомить учащихся с признаками осени; развивать смекалку, любознательность, наблюдательность;воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие природных явлений.Оборудование: осенние листья разных деревьев; картинки про осень, аппликации из осенних листьев, поделки из природного материала, рисунки «Осень в рисунках и музыке».
Ход классного часа
Ребята, сегодня мы будем говорить об … . А в прочим, о чём мы будем говорить, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года оно.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Легкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают-
Значит, лета больше нет,
наступает … .(Осень)
О каком времени года говорится в этом стихотворении?- Назовите осенние месяцы?- Какой месяц у нас сейчас?- Что мы можем рассказать об октябре?- Какие изменения происходят в природе в октябре? Ребята, а какие цветы сейчас ещё растут?Посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какие цветы вы видите здесь? (Ученики рассказывают о цветах.)Учитель. Ребята, когда вы заходите в школьный двор, то видите яркие краски осенних цветов. Вся природа готовится к холодному времени года – зиме. Но пока еще осень на улице со своей неповторимой красотой. И такую картину красоты мы видим осенью.- Ребята, скажите, какие изменения в природе происходят именно сейчас? Какое небо, деревья, растения?Ребята, нарисуйте осень на своих листочках.Работа учащихся. После окончания работы, все рисунки вывешиваем на доске.-Да, всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.Учитель читает стихотворение ученикам. Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кисточкой водила;
Пожелтел орешник, и зарделись клёны
И пурпурные осинки, только дуб зелёный.
Улетает осень! Не жалейте лето, Посмотрите роща - золотом одета!- Ребята, а вам нравится осень? (Ответы учащихся)- А давайте подарим осени нашу песенку.
Наступила после лета
осень
Наступила после лета
Осень, осень.
Мы ее о разных красках
Спросим, спросим.
Закружился в небе листопад,
Снова листики с дерев летят.
Расставаться с летом очень жаль,
Улетают птицы вдаль.
Припев:
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Краски радуги-дуги
Яркие, цветные.
Осень, осень, раз, два, три,
Ты нам краски подари.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
Чтоб смогли раскрасить мы
Листья и в лесу грибы.
С неба льется чаще, чаще
Дождик, дождик.
Мы раскроем поскорее
Зонтик, зонтик.
Плачут-плачут тучки
Кап-кап-кап.
Лица грустные у мам и пап.
Лица грустные у детворы
От осенней слякотной поры.
Припев.
Ля-ля-ля-ля...
Наступила после лета
Осень, осень…
Учитель: каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства кистью на бумаге, как сделали мы с вами.
Рассматривание картин с осенними пейзажами
-
Ребята посмотрите на эти картины. На этих картинах чувствуется дыхание жизни, кажется, что мы с вами оказались там. Ученики рассматривают, а учитель читает стихотворение
Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян. Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушки и полям. Мы идём и под ногами Слышим шорох золотой, Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной.Игра « Отгадай, с какого дерева листочек» - А теперь такое задание, я буду показывать листочки, а вы должны отгадать с какого дерева эти листья.-Кристина подготовила индивидуальный проект «Золотая волшебница осень»(Защита проекта)Разгадывание загадок об осенней природе -Сейчас попробуйте отгадать загадки.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Шёл долговяз, В землю увяз (Дождь)
Без крыльев летят, Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
Ребята, вы хорошо отгадали загадки об осенней природе. Осень – ещё пора собирать урожай с полей и огородов. А вы знаете, какие овощи собирают осенью? Сейчас проверим: Без окон и дверей, Полна горница людей (Огурец)
Круглая, да не мяч, Жёлтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь.(Репа)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)
Росли на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки (Помидоры).
А сейчас, ребята, загадайте свои загадки про овощи своим друзьям.Инсценирование сказки «Репка»
“РЕПКА”
Сказочница:Дед с бабкой раздают угощения.
Итог.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете родную природу и её особенности в осеннее время года. Давайте вместе с вами сделаем осеннее дерево из наших ладошек.(Из заранее приготовленных заготовок ладошек детей выклеиваем крону дерева)-Очень красиво получилось.
А в заключении мы споем песню:
«Ежик-почтальон»
Пишет лето, пишет осень,
Листья-письма ежик носит:
И кроту, и мышке в норки,
И еноту на пригорке.
Всем вручает письма он,
Этот Ёжик-почтальон.
Припев:
И письмо кленовое,
И письмо ольховое,
Распишитесь, мишка.
Пишет лето, пишет осень…
Листья-письма ежик носит:
Белке, заиньке, еноту –
Любит он свою работу.
Всем вручает письма он,
Этот ежик почтальон
А зимою снег кружится,
И белым бело кругом.
И зверятам Ёжик снится,
Этот Ёжик-почтальон:
Он идет с большою сумкой,
Он приносит письма в дом.
Классный час «СЛАВНАЯ ОСЕНЬ».
Цель: Поддерживая искренний интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе; развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Учить детей работать в группе и видеть, что твой успех зависит от успешной работы всего коллектива.
Развивать творческие способности детей.
Ход занятия.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наш классный час будет посвящен…, а впрочем, вы сейчас сами определите тему классного часа.
Ученик 1. Унылая пора! Очей очарованье-
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Ученик 2. Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист,
Осинник желтый бьет тревогу,
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу.
Учитель: Догадались о чем пойдет речь? Конечно же, об осени, прекрасной поре. А какие вы знаете осенние месяцы?
Дети называют осенние месяцы и рассказывают о происхождении названия каждого месяца (домашнее задание).
«Сентябрь» от латинского слова «сэптэбэр» - седьмой. Новый год у древних римлян начинался с 1 марта, а не как сейчас – с 1 января. Поэтому сентябрь был седьмым месяцем.
В старину славянские названия месяцев тесно были связаны с явлениями природы. Этот месяц наши предки называли: хмурень, рюен, ревун, вересень(карточки с названиями – на магнитную доску).
Хмурень – дни короткие, тучи плотно кроют небо.
Рюен – желтый цвет.
Ревун – ветреная погода.
Вересень – цветение вереска.
« Октябрь» - десятый месяц в году. Образовано от латинского «окто», что значит « восемь».
Почему же десятый, а не восьмой месяц назвали октябрем? Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинался с 1 марта, а не с 1 января. Поэтому октябрь был восьмым месяцем. На Руси этот месяц называли грязник, листобой, хлебник.
(Карточки – на магнитную доску).
Хлебник – полны закрома, убраны все поля.
- А почему грязник и листобой, сможете объяснить?
«Ноябрь» получил свое название от латинского «новем», что значит «девять». В народе ноябрь зовут полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что покрываются льдом реки и озера.
Учитель: И так начинаем игру. Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Выбирайте любой кленовый листок.
* Дети выбирают листочки красного и желтого цвета.
Учитель: Команда Красного кленового листа занимает места справа, команда Желтого кленового листа – слева.
Учитель: 1 задание – конкурс.
Команды по очереди называют слова на тему «Осень» Побеждает та команда, которая последняя назовет слово. Победителю конкурса – кленовый лист, который приклеивается на заранее приготовленное из бумаги дерево.
2 задание – конкурс «Узнай овощ».
Вызывается по 1 представителю от команды .
«Однажды хозяйка с базара пришла,
Хозяйка с базара овощей принесла…»
А вот какие овощи она принесла, вам придется угадать.
Участникам завязывают глаза. Необходимо определить, какой овощ, ощупывая его руками.
За каждый правильный ответ- листочек на командное дерево.
3 конкурс «Конкурс загадок».
Представители команд выбирают конверты «Лесные загадки от Осени».
Сосны, елки, березы, клены…
Это лес – он наш друг зеленый!
Добрый друг, он шумит, поет
И в прохладную тень зовет.
А вы знаете, что для вас
Он загадки свои припас!
№1. «Чей это дом?».
К загадке первой мы идем…
Смотри, стоит какой-то дом.
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен.
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой…
Все что-то тащат, все снуют,
Стараются, не устают…
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
№2. «Удивительный портной».
Удивительный портной, -
Нет катушки ни одной,
И машинки швейной нет…
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? Их не перечесть!
№3. «Бусы на опушке».
Сколько бус рассыпано
На лесной опушке!
Девочки – подружки
Соберут их в кружки.
Трудятся, стараются
Девочки проворные,
Потому что вкусные
Эти бусы черные!
№4. «Хвастун – обманщик»,
Нам издали красная шляпа видна
Лесного обманщика – хвастуна.
Ему к нам в корзинку
Попасть не придется,
Пусть мухам на гибель
В лесу остается!
№5. « Грибы на сосне».
Может быть, вы поверите мне,
Но я увидала грибы на сосне.
Разве грибы на деревьях растут?
Что-то совсем непонятное тут…
Надеты на ветки маслята, опята…
Кто же их на зиму сушит, ребята?
№ 6. «Крокодил – малютка».
Мальчик по лесу бродил:
- Ой, смотрите, крокодил!
Что за чудо? Что за шутка?
Крокодил совсем малютка!
Как тот мальчик ни старался,
Крокодила не поймал.
Только хвост в руке остался,
Крокодил в траву удрал.
Знаешь, как зовут его –
Крокодильчика того?
Загадки читаются каждой командой по очереди, если команда затрудняется с ответом, ей помогает команда – соперница.
За каждый правильный ответ – кленовый лист на командное дерево.
4. Конкурс художников «Мы рисуем осень».
Вызывается по одному «художнику» от команды. «Художники» выбирают лист с заданием.
1задание: нарисуй осень, листопад, прекрасная погода.
2 задание: нарисуй осень, сильный ветер, идет дождь.
Своя команда должна по рисунку угадать задание «художнику».
5. Конкурс проводится, пока «художники» выполняют задание.
Конкурс стихов об осени.
Победителя выбираем по аплодисментам.
- Конкурс «Какого цвета осень»
- У каждого времени года свой любимый цвет. Какой цвет любим осенью, вы узнаете, отгадав кроссворд.
За каждый правильный ответ – листочек на дерево.
- Это явление природы, при котором понижается температура воздуха. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (заморозки).
- Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (дождь) .
- Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?(листопад)
- Осенью ночью намного холоднее, чем днем, воздух, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды Что это?(роса)
- Это явление похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую, непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это?(туман)
- Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий лед, а затем и вся река покрывается льдом. Река становится подо льдом. Как это называется? (ледостав)
- Осенью птицы улетают в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (стая)
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.