Классный час на тему "осень". Классный час "путешествие в осень"

Классный час :”Осенняя пора очей очарованье.”
Описание материала:
предлагаю вам сценарий классного часа в игровой форме «Унылая пора очей очарованье» для детей 5 класса. Данный материал будет полезен классным руководителям.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширить кругозор.
2. Формировать навыки работы в команде.
Организация:
Классный час построен в форме игры.
Дети делятся на 2 команды, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
За каждое верно выполненное задание команды получают жетоны в виде осенних листьев. В конце классного часа полученные жетоны подсчитываются, и определяется команда-победитель.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), жетоны в виде листьев, листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, краски или фломастеры

Ход мероприятия:

Наш урок посвящен времени года, про которое А.С.Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

И сегодня мы проведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениям в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.

Про осень говорят, что она мать-

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

А почему такие поговорки народ сложил об осени?

Какие вы еще знаете?

Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их можете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки:

    Разминка.

    Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (картофель)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)

    Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар их нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (свекла)

    Маленький, горький, луку брат..(чеснок)

    Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (морковь)

    В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)

    Раунд 1. «Давайте познакомимся».
    Учитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими командами. В течение минуты вы должны посовещаться и придумать название для своей команды. Но есть одно условие: название должно соответствовать тематике нашей сегодняшней игры, то есть осени.
    Раунд 2. «Осенняя викторина».
    Командам раздаются карточки с вопросами викторины. В течении определенного времени команды должны посовещаться и написать на карточках ответы. За каждый правильный ответ- один жетон-лист.
    Викторина:
    1. Кого, согласно народной пословице, считают по осени? (цыплят)
    2. Назовите день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова и равна 12 часам? (22 сентября)
    3. Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень» ? (старинные названия месяцев сентябрь, октябрь и ноябрь).
    4. Какой праздник отмечают в западных странах 31 октября? (Хэллоуин)
    5. Как называется период осени с 28 августа по 21 сентября? (Бабье лето).
    Раунд 3. «Музыкальный аукцион».
    Участники команд должны вспомнить строчки песен, в которых звучит слово «осень» и пропеть их. Конкурс проводится по принципу аукциона. Сначала одна команда называет песню и поет её отрывок, затем другая. Побеждает команда, которая последней назовет песню. Повторять песни, нельзя. Если дети не справились заданием, то можно дать другое

пропеть 1-й куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку)

пропеть 1-й куплет песни «Крокодила Гены», как воробей (чик-чирик)

пропеть 1-й куплет песни «Чунга- чанга», как ворона (кар-кар)

Раунд 4. «Литературный».
Учащимся раздаются карточки с известными стихотворениями об осени, в которых пропущены строки. Задача учащихся вспомнить стихи и дописать недостающие слова.

« Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я …. (пышное природы увяданье)
А.С. Пушкин

«Осень наступила, высохли цветы.
И ….. (глядят уныло голые кусты)
А. Плещеев

"Осень. Сказочный чертог.
Всем открытый для обзора.
Просеки …. (лесных дорог,
Заглядевшихся в озера)
Б.Пастернак

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь …. (день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.)
Ф. И. Тютчев

А) Ласточки пропали,

(А вчера грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой А.Фет «Осень )

Б) Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит. Н Некрасов)

В) Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва. А.Твардовский )

Г) Лес точно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено,

Стоит над светлою поляной. И.Бунин «Осень»)

Д) Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А.Майков «Осень»)

Раунд 5. Конкурс капитанов «Осенние приметы».
В этом раунде участвуют капитаны команд. Их задача в течение 1 минуты вспомнить и написать на листе как можно больше признаков наступления осени.
Например:
На деревьях желтеют листья
Начинается листопад
Птицы улетают на юг ит.д.
За каждый верный признак капитан получает 1 лист-жетон. Побеждает капитан, набравший большее количество жетонов.
Раунд 6. «Палитра осени».
Командам выдаются листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, краски.
Задача команд: создать, с помощью полученных материалов, панно на тему «Золотая осень».
По завершении конкурса каждая команда представляет свою работу. (Полученные панно можно в дальнейшем использовать для осеннего оформления кабинета).
По окончанию игры команды подсчитывают полученные ими жетоны-листья. Определяется команда – победительница.

Классный час « Золотая красавица – осень!»

Цель : Обобщить знания детей об осени.
Задачи : - формировать и расширять представления об осени, как времени года;
- закреплять знания о приметах осени, овощах, съедобных и несъедобных грибах.
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение действовать в группе.

Воспитывать любовь к природе, ко времени года осень.

Ведущий : Нельзя нам на свете прожить без чудес.

Они нас повсюду встречают.

Волшебный осенний и сказочный лес

нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

листочки нам под ноги бросит.

Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень!
Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постараемся передать в рисунках все краски осени.

Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового .

Ваша задача – раскрасить буквы осенними красками. Каждый раскрасит по одной букве, а затем из них мы составим название нашего праздника: «Золотая красавица – осень!».

Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте их отгадать. Слушайте.

Пусты поля, мокнет земля,

День убывает. Когда это бывает? Осенью.

Ученик

Несет она нам урожай,

Поля вновь засевает,

Птиц к югу отправляет,

Деревья укрывает,

Но не касается елей и сосен,

Потому что это... Осень.

Ученик

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Это осень. И сегодня мы с вами пригласим ее к нам в гости.

Ученик 1 .

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград –

Все поспело для ребят.

Ученик 2.

Журавли на юг летят,

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

Ученик 3.

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждем тебя,

Осень золотая.

Ведущий. Осень, милая шалунья, разместилась тут и там,
Как заправская колдунья разукрасила свой храм.
Гроздья - яхонты калины восхищают красотой.
Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой!
Дай тобой полюбоваться!
Дай наслушаться тебя!
Не спеши уйти, расстаться,
Не позволь затмить себя.

Осень: Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Не виделись мы целый год.
За летом - следом мой черед.
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Осенние сады и парки?
Да, хороши мои подарки!
Я пришла на праздник к вам

Петь, веселиться,
Я хочу со всеми вами
Крепко подружиться.

Каждому ученику прикалывают нарисованный жетон (цветок, птица, гриб, лист, ягода)

    Ведущий: Осень украсила лес, как на праздник. Листья стали золотыми, тёмно- коричневыми, вишнёвыми, алыми. Листья опадают и разноцветным огнём устилают землю.

Листопад, листопад.
Загрустил осенний сад.
Словно птицы перелётные,
Листья по ветру летят.

Дней Прошедших не вернуть.
В небе облачная муть.
Машут ветками деревья,
Провожая листья в путь.

Листопад, листопад….
Но живёт надеждой сад,
Что весною, словно, птицы,
Листья снова прилетят.

Осыпаются астры в садах,

Старый клен под окошком желтеет

И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет.

Ближний лес затихает, и в нем

Показались повсюду просветы

И красив он в уборе своем,

Золотою листвою одетый!

Песня ______________________

Ведущий: Пожалуй, ни об одном времени года не написано столько стихов, сколько об осени. Каждый поэт видит осень по-своему, находит иные её приметы, замечает то, что особенно его поразило, взволновало. Послушайте стихотворение Ивана Бунина.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца…

Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И осень тихою вдовой вступает
В пёстрый терем свой.

Ведущий: Много примет у этого времени года.

Запомните эти приметы, и тогда вы сможете проверить, сбываются они или нет.

    Тёплая осень - к долгой зиме.

    Высоко птицы перелётные летят - много снегу будет, а низко - мало.

    Если птицы летят низко - к холодной зиме, высоко – к тёплой.

    Если много рябины, то осень дождливая, а зима морозная.

Вопросы викторины «Осень, осень…»

1. Явление сбрасывания деревом листвы. (Листопад)
2. Осенний месяц, десятый по счёту. (Октябрь)
3. Разновидность пластид, которые придают листьям желтый и красный цвет. (Хромопласты)
4. Известный русский поэт, который любил осень. (А.С.Пушкин)
5. Плохое настроение в дождливую погоду. (Осенняя хандра)
6. Детёныши домашней птицы, которых надо считать осенью. (Цыплята)
8. С каким благородным металлом сравнивают осень. (Золото)
9.. Результат, собранный осенью на полях. (Урожай)
10. Когда отмечали приход нового года в древней Руси. (1 сентября)
11. Птицы, улетающие осенью в тёплые края. (Перелётные)
12. Какое время года возвращается осенью на несколько дней. (Бабье лето)
13. Известный русский художник, писавший картины на осеннюю тему. (И.Левитан)
14. Как называется летящая стая журавлей. (Клин)

Ведущий: Есть у осени и другие приметы. К примеру, грибы. Появились в лесу опята, значит, лето кончилось.

Осень. А сейчас мы все вместе потанцуем. песня «Ах, какая осень!»

(Ученики исполняют танец, в конце которого кладут на пол осенние листья.)

Ведущий . Какой красивый ковер получился! Я знаю, что вы любите собирать осенние листья, и предлагаю вам игру «Кто больше соберет листьев». Приглашаю четырех участников: вы собираете листья под музыку, музыка заканчивается - несете листочки ко мне, и мы считаем.

Победителю - аплодисменты ребят.

(Проводится игра.)

Осень. Славно мы поиграли. А теперь я приглашаю вас в осенний лес. Посмотрим, что здесь растет.

(Выходят дети, на голове у каждого шапочка с нарисованными грибами.)

Подосиновик.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я...

Дети . Подосиновик.

Сыроежка.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных.

Собирай, не мешкай, я ведь

Издали заметна.

Дети . Сыроежка.

Мухомор.

А я очень важный

На беленькой ножке.

Я с красною шляпкой,

На шляпке - горошки.

Дети. Мухомор.

Осень . Какие грибы мы возьмем из лесу, а какие оставим?

Это интересно!

Килограмм сушеных белых грибов - это почти 3 килограмма мяса, 3 килограмма рыбы, 4 килограмма картофеля. Свежие грибы по калорийности питательнее капусты, зеленого лука, а сушенные почти в 2 раза калорийнее яиц и вареной колбасы

А вы знаете?

Хотя он и ядовит для человека, но употребляется многими животными. Например, лосями. Да и в народной медицине настойки из красных мухоморов уже давно используют для лечения многих, заболеваний. А еще – от радикулита, ревматизма.

(Дети разыгрывают сценку «Разговор птиц».)

Закричал раз утром мудрый ворон.

Ворон . Жители леса! Осень у лесного порога. Все ли готовы к ее приходу?

Птицы (все). Готовы. 5

Ворон . Перво-наперво осень холоду напустит. Что станете делать?

Перелетные птицы . Мы улетим в теплые края.

Зимующие птицы . А мы пуховые телогрейки наденем.

Ворон. Затем осень листья с деревьев начнет срывать.

Зимующие птицы. Пусть срывает. Ягоды видней будут.

Ворон . Потом осень последних насекомых заставит спрятаться.

Зимующие птицы . А мы, дрозды, на рябину навалимся. А мы, дятлы, шишки начнем шелушить. А мы, щеглы, за сорняки примемся.

Ворон. В конце концов осень скукой донимать станет.

Зимующие птицы . Нас скукой не проймешь. Будем сыты - не заскучаем.

Осень . Махнул тут крылом мудрый ворон и улетел. Послушайте еще одну историю. Только про зверей.

(Выходит Белочка.)

Белочка.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носим мы, трудяги белки,

Про запас грибы в дупло.

Осень . Белочка, а ты большой запас на зиму сделала?

Белочка . Грибов много набрала, а орехов мало, шишки очень тяжелые.

Осень. Ребята, давайте поможем Белочке. Игра так и называется «Кто быстрее перенесет шишки».

(Дети играют.)

А кто это к нам идет? Да это Ежик!

(Выходит Ежик с корзинкой яблок.)

Ежик.

У меня здесь что-то есть,

Это «что-то» можно съесть.

Это «что-то» сладкое,

Круглое да гладкое.

Я нашел его в саду,

Захочу - еще найду.

Много-много притащу,

Всех вас сразу угощу.

Это «что-то» сладкое,

Круглое да гладкое.

Осень. Ребята давайте угадаем, что же Ежик нашел?

(Осень проводит с ребятами конкурсы «Хваленое яблоко», когда ребята расхваливают фрукт, и «Кто быстрее съест яблоко».)

Спасибо вам, ребята, за игры и конкурсы. Да и мне в путь-дорогу пора. До свидания, детвора. Приду к вам в гости через год, наступит снова мой черед.

Прежде чем нам проститься, вы, ребята получите задания от Осени.

Виды заданий:

    Очистите территорию от осенней листвы.

    Соберите корм для зимующих птиц.

    Изготовьте кормушки.

    Охраняйте зеленые насаждения.

Классный час проходит с использованием презентации (Приложение 1).

Цель:

  • обобщить знания детей об осенних изменениях в природе;
  • знакомство со стихотворениями русских классиков об осени
  • поговорить о значении названий осенних месяцев;
  • развитие речи детей;
  • воспитание любви к природе и родному краю;
  • развитие мышления и внимания;
  • Ход классного часа

    1 слайд

    Начинаем классный час, который пройдёт в виде устного литературного журнала. Послушайте загадку:

    Пришла без краски и без кисти и перекрасила все листья (осень).

    Эпиграфом классного часа будет стихотворение А.С.Пушкина (открыть стихотворение). Учитель читает (затем картинка и тема). На уроке чтения и окружающего мира мы с вами много говорили на эту тему. Сегодня постараемся обобщить полученные знания.

    2слайд

    Вступление-1-я страничка (учитель читает.

    2 –я страничка: - Какие осенние месяцы вы знаете?

    А как по-другому они называются?

    3 слайд

    Прочитаем названия: - Почему так называются? (ответы детей)

    На уроках окружающего мира мы узнали об изменениях в неживой природе. Послушаем выступления ребят.

    4 слайд

    3-страничка. В гостях у художника (описание картины).

    Перед нами расстилается земля,покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали полей и лесов. Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

    Исполняется песня об осени.

    5 слайд

    4-страничка.Литературная страничка.

    Прочитаем вслух стихотворение И.Бунина Листопад. Попробуйте услышать музыку листопада.

    Давайте объясним значение некоторых слов: терем, лиловый, багряный, лазурь, пёстрый?

    6 слайд

    Послушайте выступления на тему осенних изменений в природе.

    7 слайд

    5-я страничка. Витаминная.

    Попробуем разгадать кроссворд: (открываем)

    А теперь загадки.

    8 слайд

    6-я страничка. Угадай-ка.

    На уроке окружающего мира мы много говорили о природных явлениях. Попробуем угадать их: (заморозки, роса, туман, листопад, стаи, дожди)

    Сценка «лесные разговоры»

    9 слайд

    7-я страничка. Итоговая.

    Что же характерно для осени? Назовите осенние явления и изменения в природе (дети называют, на слайде появляются)

    10 слайд:

    Проверим себя(открыть). Правильно?

    11 слайд

    Заключение.

    12 слайд

    До скорой встречи!

    Классный час.

    Тема. Золотая волшебница осень. Задачи: познакомить учащихся с признаками осени; развивать смекалку, любознательность, наблюдательность;воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие природных явлений.
    Оборудование: осенние листья разных деревьев; картинки про осень, аппликации из осенних листьев, поделки из природного материала, рисунки «Осень в рисунках и музыке».

    Ход классного часа

    Ребята, сегодня мы будем говорить об … . А в прочим, о чём мы будем говорить, вы должны догадаться сами. Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года оно.

    Бродит в роще листопад

    По кустам и клёнам,

    Скоро он заглянет в сад

    Золотистым звоном.

    Собери из листьев веер,

    Яркий и красивый.

    Побежит по листьям ветер

    Легкий и игривый.

    И послушно ветру в след

    Листья улетают-

    Значит, лета больше нет,

    наступает … .(Осень)

    О каком времени года говорится в этом стихотворении?- Назовите осенние месяцы?- Какой месяц у нас сейчас?- Что мы можем рассказать об октябре?- Какие изменения происходят в природе в октябре? Ребята, а какие цветы сейчас ещё растут?Посмотрите, пожалуйста, на картины и скажите, какие цветы вы видите здесь? (Ученики рассказывают о цветах.)Учитель. Ребята, когда вы заходите в школьный двор, то видите яркие краски осенних цветов. Вся природа готовится к холодному времени года – зиме. Но пока еще осень на улице со своей неповторимой красотой. И такую картину красоты мы видим осенью.- Ребята, скажите, какие изменения в природе происходят именно сейчас? Какое небо, деревья, растения?Ребята, нарисуйте осень на своих листочках.Работа учащихся. После окончания работы, все рисунки вывешиваем на доске.-Да, всё окрасилось в яркие золотые, жёлтые и красные цвета, осень постаралась.Учитель читает стихотворение ученикам. Осень на опушке краски разводила,

    По листве тихонько кисточкой водила;

    Пожелтел орешник, и зарделись клёны

    И пурпурные осинки, только дуб зелёный.

    Улетает осень! Не жалейте лето, Посмотрите роща - золотом одета!- Ребята, а вам нравится осень? (Ответы учащихся)- А давайте подарим осени нашу песенку.

    Наступила после лета осень
    Наступила после лета
    Осень, осень.
    Мы ее о разных красках
    Спросим, спросим.
    Закружился в небе листопад,
    Снова листики с дерев летят.
    Расставаться с летом очень жаль,
    Улетают птицы вдаль.

    Припев:
    Осень, осень, раз, два, три,
    Ты нам краски подари.
    Краски радуги-дуги
    Яркие, цветные.
    Осень, осень, раз, два, три,
    Ты нам краски подари.
    Чтоб смогли раскрасить мы
    Листья и в лесу грибы.
    Чтоб смогли раскрасить мы
    Листья и в лесу грибы.

    С неба льется чаще, чаще
    Дождик, дождик.
    Мы раскроем поскорее
    Зонтик, зонтик.
    Плачут-плачут тучки
    Кап-кап-кап.
    Лица грустные у мам и пап.
    Лица грустные у детворы
    От осенней слякотной поры.

    Припев.

    Ля-ля-ля-ля...

    Наступила после лета
    Осень, осень…

    Учитель: каждый человек по-своему восхищается осенью. Одни молча любуются ею, другие выражают свои чувства кистью на бумаге, как сделали мы с вами.
    Рассматривание картин с осенними пейзажами - Ребята посмотрите на эти картины. На этих картинах чувствуется дыхание жизни, кажется, что мы с вами оказались там. Ученики рассматривают, а учитель читает стихотворение

    Кружатся листья над дорогой,

    Лес прозрачен и багрян. Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушки и полям. Мы идём и под ногами Слышим шорох золотой, Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной.Игра « Отгадай, с какого дерева листочек» - А теперь такое задание, я буду показывать листочки, а вы должны отгадать с какого дерева эти листья.-Кристина подготовила индивидуальный проект «Золотая волшебница осень»(Защита проекта)Разгадывание загадок об осенней природе -Сейчас попробуйте отгадать загадки.

    Пусты поля, мокнет земля,

    Дождь поливает,

    Когда это бывает? (Осенью).

    Шёл долговяз, В землю увяз (Дождь)

    Без крыльев летят, Без ног бегут,

    Без паруса плывут. (Облака)

    Ребята, вы хорошо отгадали загадки об осенней природе. Осень – ещё пора собирать урожай с полей и огородов. А вы знаете, какие овощи собирают осенью? Сейчас проверим: Без окон и дверей, Полна горница людей (Огурец)

    Круглая, да не мяч, Жёлтая, да не масло, Сладкая, да не сахар, С хвостиком, да не мышь.(Репа)

    Сидит дед во сто шуб одет,

    Кто его раздевает,

    Тот слёзы проливает. (Лук)

    Росли на грядке зелёные ветки,

    А на них красные детки (Помидоры).

    А сейчас, ребята, загадайте свои загадки про овощи своим друзьям.Инсценирование сказки «Репка»

    “РЕПКА”

    Сказочница:

    Дед с бабкой раздают угощения.

    Итог. - Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете родную природу и её особенности в осеннее время года. Давайте вместе с вами сделаем осеннее дерево из наших ладошек.(Из заранее приготовленных заготовок ладошек детей выклеиваем крону дерева)-Очень красиво получилось.
    А в заключении мы споем песню:
    «Ежик-почтальон»

    Пишет лето, пишет осень,

    Листья-письма ежик носит:

    И кроту, и мышке в норки,

    И еноту на пригорке.

    Всем вручает письма он,

    Этот Ёжик-почтальон.

    Припев:

    И письмо кленовое,

    И письмо ольховое,

    И сосновой шишкой

    Распишитесь, мишка.

    Пишет лето, пишет осень…

    Листья-письма ежик носит:

    Белке, заиньке, еноту –

    Любит он свою работу.

    Всем вручает письма он,

    Этот ежик почтальон

    А зимою снег кружится,

    И белым бело кругом.

    И зверятам Ёжик снится,

    Этот Ёжик-почтальон:

    Он идет с большою сумкой,

    Он приносит письма в дом.

    «Золотой листопад», 1-2 класс. Разработка

    Цель: уточнить представления детей об осенних явлениях природы; развивать внимание, логическое мышление, ориентацию в пространстве, память, речь.

    Оборудование: у учителя — рисунок ветки с прикрепленными к ней шестью желтыми листьями с номерами на лицевой стороне от 1 до 6, шесть карточек с текстами заданий под номерами от 1 до 6, распечатки к заданию 5 для каждой пары учащихся; магнитофон, запись легкой инструментальной мелодии; у учащихся — ручка, тетрадь в клетку, цветные карандаши.

    Учитель. Самой яркой приметой наступившей осени является листопад. Как только ни описывали его поэты в своих стихах, с чем только ни сравнивали облетающие листья, какие только слова ни подбирали!.. Послушайте цитаты из произведений разных авторов, постарайтесь представить себе описываемые ими картины. Скажите, какие слова и выражения, выбранные авторами, вам особенно понравились.

    Учитель читает, останавливаясь после каждой цитаты; выслушиваются отклики детей.

    В саду листки берез,

    Без шороха срываясь,

    Средь тонких паутинок,

    Как бабочки, летят.

    И. Бунин

    Дорожки в скверах почернели.

    Бушует в рощах листопад.

    Н. Доризо

    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

    Последние листы с нагих своих ветвей.

    А. Пушкин

    Ветер бронзу с деревьев срывает,

    Листьев бронзовых слышится звон.

    Э. Межелайтис

    Тихо льется с кленов листьев медь.

    С. Есенин

    Листья летят, словно клочья тетрадок.

    А. Ахматова

    Осень ранняя развесила

    Флаги желтые на вязах.

    А. Ахматова

    Ты видел факельное шествие

    Берез осенних на Руси?

    Они леса зажгли окрестные, —

    Теперь попробуй погаси!

    Д. Смирнов

    Листопад золотые потоки

    Разметал — ничего не найдешь.

    А на ветке листок одинокий

    На замерзшую птицу похож.

    Т. Таисоглы

    По российским полям в сентябре

    Прокатилась волна листопада.

    В. Мослан

    Учитель. Сегодняшнее занятие нам поможет провести вот эта веточка с не успевшими еще облететь листочками.

    Учитель обращает внимание детей на рисунок ветки с прикрепленными к ней с помощью кнопок шестью листьями.

    Выполнив задания, принесенные нам осенними листьями, в конце занятия мы увидим, что нашей веточки тоже коснулся листопад.

    Номера листьев выбираются детьми в любой последовательности. После успешного выполнения задания лист с выбранным номером снимается. 20

    Задание 1. Изобразить по клеточкам листок.

    Учитель выполняет задание одновременно с учащимися на клеточках доски.

    Поставьте точку в уголке клетки. Проведите линию на одну клетку вверх наискосок слева направо;

    на одну клетку вправо;

    на две клетки вниз;

    на три клетки вниз наискосок справа налево;

    на три клетки вверх наискосок справа налево;

    на две клетки вверх;

    на одну клетку вверх наискосок слева направо;

    на одну клетку вправо;

    на одну клетку вниз наискосок слева направо;

    на две клетки вверх;

    на одну клетку вверх наискосок слева направо.

    Разукрасьте листок в золотой цвет. Какими карандашами можно воспользоваться?

    Задание 2 . Вставить в фразы недостающие слова.

    1. ... птицы прилетают, а осенью...

    2. ... осени веселое, а конец осени...

    3. ... придет лето, а за осенью...

    4. ... дни становятся длиннее, а осенью...

    5. ... начинается потепление, а осенью...

    6. ... учебный год заканчивается, а осенью...

    7 как правило, идет снег, а осенью, как правило, ...

    8. ... мы собираем ягоды малины, а осенью ягоды...

    9. ... грибная пора начинается, а осенью...

    10. ... начинается с июня, а осень...

    Ответ. 1. Весной, улетают. 2. Начало, грустный. 3. За весной, зима. 4. Весной, короче. 5. Весной, похолодание. 6. Весной, начинается. 7. Зимой, дождь. 8. Летом, клюквы. 9. Летом, заканчивается.

    10. Лето, с сентября.

    Задание 3. Игра «Что это?»

    Густой, волнистый, утренний, холодный, липкий. (Туман)

    Моросящий, затяжной, косой, нескончаемый, барабанящий. (Дождь)

    Ясный, солнечный, теплый, тихий, осенний. (День)

    Туманное, серое, мглистое, сырое, пасмурное. (Утро)

    Рыжий, золотой, огненный, непрерывный, ежегодный. (Листопад)

    Живительный, бодрящий, морозный, свежий, чистый. (Воздух)

    Грязная, глубокая, темная, широкая, хлюпающая. (Лужа)

    Лучистое, яркое, золотое, ласковое, румяное. (Солнце)

    Бездонное, голубое, безбрежное, частое, высокое. (Небо)

    Знатный, хороший, богатый, небывалый, высокий. (Урожай)

    Задание 4. Отгадать «урожайные» загадки.

    В процессе разгадывания учитель записывает доску слова-отгадки.

    Этот овощ для борща,

    Хорош с ним винегрет.

    Он имеет темно-красный,

    Точней — бордовый цвет. (Свекла)

    За кудрявый хохолок

    Лису из норки поволок.

    На ощупь она гладкая,

    На вкус же очень сладкая. (Морковь)

    Стоит матрешка на одной ножке,

    Закутана, запутана. (Капуста)

    Круглый бок, желтый бок —

    Сидит на грядке колобок.

    Врос он в землю крепко.

    Узнали? Это... (репка).

    Посадили зернышко,

    Вырастили солнышко,

    А когда его сорвем,

    Много зерен соберем. (Подсолнух)

    Хлеб второй пришел на стол,

    Он не из муки.

    Очень любят его люди,

    А еще — жуки! (Картофель)

    Все узнают молодца,

    Что растет на грядке:

    Он побольше огурца,

    Толстый он и гладкий,

    Тоже держится за плеть —

    Приходите посмотреть. (Кабачок)

    Дом зеленый тесноват:

    Узкий, длинный, гладкий.

    В доме рядышком сидят

    Круглые ребятки. (Горох)

    Вырос я на грядке,

    Характер мой гадкий:

    Куда ни приду,

    Всех до слез доведу. (Лук)

    Желтая курица под тыном дуется. (Тыква)

    Учитель . Прочтем хором сделанную мной запись на доске. Запишите в тетрадь все слова-отгадки, которые вам удалось запомнить.

    Самостоятельная работа.

    Проверка.

    Задание 5 . Соединить начало и конец пословицы.

    Учащиеся получают распечатки задания. Работа проводится в парах. Проверка.

    Ответ. Осень — перемен восемь. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется. Осенью и у воробья пир. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь — капустой. Октябрь землю покроет где листком, где снежком.

    Смысл пословиц объясняется.

    Задание 6 . Представить себя осенним листком, оторвавшимся с дерева и полетевшим путешествовать.

    Звучит тихая инструментальная мелодия в течение примерно одной минуты. Дети могут закрыть глаза, воображая себя листком. Желающие рассказывают о своем «путешествии».

    Учитель . В заключение, ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой.

    Листопад

    Под ногой похрустывают льдинки,

    Ничего не видно. Темнота.

    И шуршат листочки-невидимки,

    Облетая с каждого куста.

    Осень ходит по дорогам лета,

    Все притихло, отдыхать легко.

    Только в небе празднично от света —

    Небо все созвездия зажгло!

    Звезды то роятся, будто пчелы,

    То горят они, как светлячки....

    Слышно, как слетают с ветки голой

    Самые последние листки.

    Е. Трутнева