Классный час (1 класс) на тему: Путешествие в осень. Классный час " Осенняя пора"

Золотая осень – как чудесно звучит это выражение! Классный час на тему осени поможет юным ученикам 1 и 2 и более старших классов научиться отличать это время года от других. Ученики узнают, что происходит осенью с природой и как на эту время года реагируют животных, птицы и люди. Плюс мы сделали для вас презентацию к данному уроку классного часа.


В начале классного чала учитель рассказывает стихотворение про осень.

Классный руководитель:
Взяла осень в руки краски,
Желтую, оранжевую и красную!
«Кистью» замахала,
И деревья все разрисовала!
Краска на траву попала,
И вся трава такой же желтой стала.
И словно золотом вокруг все так сверкает,
Не зря же осень «золотой» называют!

Я не зря начала наш классный час с рассказа стихотворения про осень. Ведь осень – это прекрасное время года. Осень – это волшебное время года. Осень – это необычная сказка, которую нам дарит сама природа.
Многие известные писатели и поэты восхваляли осень в своих стихах, рассказах и поэмах. Они описывали осень как необычное время года, которое ждешь после жаркого и душного лета. Ребята, а какие известные стихи про осень знаете вы?

Ученики называют названия стихотворений про осень и если могут, то рассказывают их. А если они не знают, то учитель сам зачитывает несколько стихов.

Классный руководитель:
Не только писатели, но и сами люди сложили много пословиц, поговорок и народных примет про осень. Какие знаете вы?

Ученики говорят пословицы, поговорки и народные приметы про осень. А учитель им помогает.

Классный руководитель:
А ведь не только писатели посвящали осени свои творения, но и художники запечатлели осень на своих холстах. И многие из этих картин знамениты и по сей день. А вы знаете, какие это картины?

Ученики называют названия картин. Если не знают, то учитель им помогает в этом.

Классный руководитель:
А вы знаете, что происходит с природой осенью? А как осенью себя ведут птицы и звери? Давайте вспомним, а кто не знает, тому поможем узнать.

Ученики и учитель вместе говорят о том, какие изменения происходят в природе и в жизни животных и зверей осенью.
Например, на деревьях желтеют листья, также желтеет трава. А вот рябина наоборот становится красной, ведь она поспевает осенью. С каждым днем тепла становится все меньше и меньше, небо все чаще и чаще затянуто облаками и тучами, часто идет дождь. Ночи становятся заметно холоднее. Многие птицы улетают в теплые края для зимовки (можно перечислить эти птицы). Звери, такие как белка и все грызуны собирают себе на зиму орешки и зернышки, грибы и жёлуди. Бобры стоят и утепляют хатки для зимовки, и также запасаются ветками на зиму для еды.

Классный руководитель:
Вот мы и узнали про осень много интересного и нового. А теперь давайте попробуем поиграть в игру и выяснить, что относится к осени, а что нет.

Игра заключается в следующем:
Детям на экране показываются одновременно четыре рисунка, и дети должны сказать какой или какие рисунки подходят для осени. Например, на экране четыре рисунка: уборка урожая, купание детей в речке, игра детей в снежки и спелая земляника. Здесь правильный ответ – уборка урожая, ведь это собирают осенью. Следующие картинки: зеленые листья, деревья в снегу, желтые листья и цветущие поле маков. Здесь правильный ответ – желтые листья, ведь они желтеют осенью. И так далее, сколько сможете придумать вариантов вопросов.

Классный руководитель:
Вы любите разгадывать загадки? А давайте мы с вами попробуем разгадать загадки про осень и про природные явления, которые происходят осенью. Готовы?

Учитель загадывает ученикам загадки.

Загадка 1.
Весной почки набухают,
Летом листья «расцветают»,
Летом листья зеленеют,
А осенью они…
(ответ: желтеют)

Загадка 2.
Небо хмурится с утра,
Не гуляет детвора.
Серые тучки по небу гуляют,
Нам на землю… посылают.
(ответ: дождь)

Загадка 3.
Осень настала, листья кружат,
Это зовётся?
(ответ: листопад)

Литературная гостиная

Внеклассное мероприятие.

«Очей очарованье - поэзия осени»

5 класс.

Составитель: Цехановская О.Б.

учитель технологии,

кл. руководитель,

МБОУ «ПСОШ №1»

Мероприятие можно провести в библиотеке. Используется компьютер, презентация -(слайды осень).

Чтец 1 Затварницкая Маша

В чём волшебство поэзии?

Возможно,в обнаженье чувств.

В способности затронуть сердца струны

Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмым.

А может, это просто наважденье?

И всё ж, покуда существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье.

Нанизывает медленно слова ….поэт

Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года - осени.

(звучит музыка на слайдах осенний пейзаж)

Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.

"Унылая пора! очей очарованье ! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин.

Читает Тиминов Саша.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Читает Тимошенко Оля

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)

чтец: Дегтярёва Лера
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.

Звучит произведение А. Вивальди "Осень".

Каждый поэт, писатель, художник. композитор своей эпохи по своему видит красоту осенней природы даже не смотря на дождливую позднюю осень

Чтец Бондарь Полина
У берега несмело
Ложится хрупкий лёд.
Печально туча серая
По дну пруда плывёт.
Суровой дышит осенью
Прозрачная вода.
Деревья листья сбросили,
Встречая холода.

чтец Мантешина Снежана

Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
на зыбкую речную гладь. Помедли, осень, покажи
Мне желтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин…

Я думаю, многие в зале.согласятся со мной - осенняя природа прекрасна, мы любим её за красоту небывалую

Чтец Дозморов Максим

Я люблю тебя, осень, за красу небывалую,
За нарядные листья и тепло запоздалое,

За страду урожайную, паутину летящую,
За грибы и за дождик, за печаль настоящую,

За лазурную просинь, за седые туманы
И за плавно бегущие облаков караваны.

Я люблю тебя, осень, и, как Пушкин, мечтаю -
Красоту своей области я в стихах воспеваю.

И так из года в год, мы наблюдаем за сменой времён года. После жаркого лета ждём красавицу осень и просим её подарить журавлиный крик, капельку дождя,

Чтец: Стаценко Юля

Подари мне осень — капельку дождя,
Где из жёлтых листьев мокрая стезя.
Лес,как в сказке замер, сбрасывая лист,
Между голых веток слышен ветра свист.

Подари мне осень — журавлиный крик,
В лужах на асфальте солнца яркий блик.
Где ручей игривый смыл дороги край,
Проложив из листьев путь в осенний рай.

А стихотворение осень - швея Татьяны Гусаровой на первый взгяд детское, но в нём своя красота.
чтец - Овчеренко саша
Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится.
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Вот и закончился праздник в нашей литературной гостиной. Прозвучали стихи об осени известных русских поэтов и современных Пушкина, Бунина, Лысикова, Замысловой, Ладошникова,Татьяничевой, Гусаровой. Я уверена, что равнодушным не остался никто.
Осень — пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень - любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту. Это всё - осень…
Всем спасибо! До новых встреч! В зимней гостиной.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»

г.Ак-Довурак РТ

Классный час

«Осень славная пора»

Учитель начальных классов

Хертек Ай-кыс Сергеевна.

2014 г.

осень славная пора.

Цели и задачи: воспитывать любовь к России и своей малой Родине, чувство красоты природы осенью; вспомнить названия деревьев и овощей, повторить приметы осенних месяцев, осени.

Эпиграф на доске : Любить природу –

значит любить свою Родину.

М. Пришвин

Ход занятия

Учитель . Отгадайте загадку:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает?

(Осенью.)

Ребята, сегодня мы подведем итоги наших наблюдений за признаками осени, изменениями в жизни растений и животных весной.

1. Беседа по вопросам:

Какое сейчас время года? Какой месяц?

Какие еще осенние месяцы вы знаете?

Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень. Почему вы выбрали именно эти картинки?

Назовите признаки осени. (Желтые, красные листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки и т. д.)

Какие приметы осени вы знаете? (Улетают птицы; собирают урожай; заготавливают на зиму овощи и фрукты и др.)

2.Игра «Лето – осень».

З а д а н и е: разложить картинки под «лето» и «осень».

На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

3. Динамическая пауза .

Можно повторить дважды.

Осень . Здравствуйте, ребята! Очень много вы знаете осенних примет. А пришла я к вам с тремя братьями – осенними месяцами. Вы знаете их?

Тогда отгадайте загадки:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к вам пришел?

(Сентябрь.)

Все мрачней лицо природы –

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

(Октябрь.)

Поле черно-белым стало.

Падает то дождь, то снег.

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

(Ноябрь.)

Учитель . Осень – очень важная пора для наблюдений. Все живое готовится к приходу зимы. Загляните в лес и постарайтесь подметить эти приготовления.

Раннее утро. Солнце еще невысоко. Его лучи скользят по верхушкам деревьев, а на земле лежит седая роса. Лес совсем не такой, каким он был летом – зеленым, тенистым. Теперь он весь разноцветный. Желтеют березы, клены, и среди них выделяются своим ярко-красным нарядом осины. Только ели да сосны остались по-прежнему зелеными.

Подует ветер, и в воздухе запорхают и упадут на землю разноцветные листья. С каждым днем их падает все больше и больше, оголяются ветки деревьев, и от этого в лесу становится как-то просторнее и светлее. Огромное большинство растений давно отцвели и теперь уже завяли. Но зато все они рассеяли на землю множество семян; из них будущей весной снова вырастут зеленые молодые растеньица.

21 сентября – день осеннего равноденствия. Теперь дни, продолжая убывать, будут уже короче ночей. Становится все холоднее. Забились в разные щели насекомые. Многие из них, отложив яички, погибают, а другие на зиму засыпают непробудным сном. Как только похолодает, прячутся лягушки, змеи, ящерицы. Лягушки зарываются в тину на дне водоемов, а некоторые забираются в ямы под опавшие листья. Ящерицы и змеи заползают в разные норки, щели или в трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.

В воздухе летают тонкие серебряные нити паутины. Поймайте такую паутинку, и вы увидите, что на ее конце сидит крошечный паучок. Это он выпустил из себя длинную серебристую нить, а ветер подхватил ее и понес вместе с паучком. Так на своей паутинке и расселяются молодые паучки.

Осенью, куда ни погляди, всюду видишь, как разные животные готовятся к зиме. Белка сушит грибы, собирает и прячет в дупла орехи и желуди. Все это ей пригодится в бескормицу зимой. А вот барсуку не нужно делать запасы. За осень он так отъелся, разжирел, что еле-еле ходит. Натаскает барсук в свою глубокую нору сухую подстилку из листьев и уляжется спать до весны.

Особенно заметны осенние приготовления у птиц. Высоко в небе уже слышится прощальное курлыканье улетающих журавлей. Собираются в огромные стаи грачи, скворцы и другие перелетные птицы. Поглядите на ласточек, вон как их много уселось на телеграфных проводах, будто черные бусинки на нитку нанизаны. Сидят и щебечут, словно переговариваясь о предстоящем далеком пути.

Зато вместо улетающих птиц в наших лесах скоро появятся стайки снегирей, клестов, свиристелей. Это все зимние гости. Они залетают к нам из более северных лесов, чтобы вместе с нами провести долгую суровую зиму.

Много интересного можно увидеть осенью в лесу. Нужно только уметь все подмечать и со вниманием, с любовью вглядываться в жизнь окружающей нас родной природы.

Ребята, а как ведут себя другие животные? Как они спасаются от непогоды, где ищут приют?

(Учащиеся дают ответы.)

В октябре давно уже исчезло большинство насекомых, жуков. Следом за ними стал делать в глубине в земле свои ловчие ходы неутомимый охотник – крот.

Не встретишь поздней осенью в лесу и ежика. Забрался он куда-нибудь под кучу хвороста или в другое укромное место, свернулся в клубок и уснул.

Огромный медведь тоже скоро ляжет в берлогу и задремлет там до теплых весенних дней.

Но совсем по-иному готовятся к холодам те звери, которые не спят зимним сном и запасов себе не делают: зайцы, лисицы, волки. Все они только переодеваются осенью в теплую шубу. В ней и мороз не страшен.

Ученик . Лес осенний облетает,

Льется рыжий листопад.

Скоро белка поменяет

Золотистый свой наряд.

Шубка зимняя на ней

Станет гуще и пышней.

Станет серым, серебристым

Хвостик белочки пушистой.

Сегодня у нас праздник осени, праздник листопада. Мы
с вами почитаем стихи, споем песни об этом чудесном времени года.

1-й учащийся . Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

2-й учащийся . Утром мы во дворе идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

3-й учащийся . Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит, должно быть, это

Улетает наше лето.

4. Беседа о бережном отношении к хлебу.

Ведущая . Осенью из пшеницы нового урожая пекут хлеб – наше главное богатство.

(Ведущая беседует о бережном отношении к хлебу.)

Девочка (в русском костюме).

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мальчик . Но не сразу зерна стали

Хлебом тем, что на земле.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вывод учителя.

5. Игра “Собери овощи и фрукты”

Две команды собирают в разные корзинки урожай. В одну – фрукты, в другую – овощи.

6. Отгадай загадки.

Прежде чем мы его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук.)

Учитель . В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один из видов лука и назвали «лук победный».

Во все времена у всех народов луку приписывали лечебное свойство. У восточных народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь».

А какая поговорка о луке есть у славянского народа? (Лук от семи недуг.)

Уже в средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Российский ученый П. Б. Токин установил, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии и даже лягушки и крысы.

Достаточно в течение 3 минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Отгадайте следующую загадку:

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная… (картошка).

Верно. Это картофель. Каждый из вас знает сказку «Вершки и корешки» – о том, как крестьянин обманывал медведя: от репы дал ему вершки, а от пшеницы – корешки. Медведь оказался бестолковым, проиграл человеку, не знал, у какого растения какая часть в пищу годится. Но и люди не сразу научились разбираться в растениях. Особенно большая путаница произошла с картофелем.

Учитель . С историей картофеля связано много забавных рассказов.

Еще в XVI веке один адмирал привез из Америки в Англию первый картофель. Хозяин решил угостить заморской едой своих друзей, но повар по незнанию приготовил не клубни, а поджарил в масле листья и стебли. Гости нашли новое блюдо отвратительным. Рассерженный адмирал приказал уничтожить посаженное в его имении растение. Кусты картофеля сожгли, но в золе были найдены испекшиеся клубни. Печеный картофель всем очень понравился. С тех пор картофель стал распространяться в Англии.

Много занятного писали про аптекаря Пармантье. Цветы картофеля, принесенные им в королевский дворец, вызвали бурю восторгов. Сам король стал носить их у себя на груди, а королева украсила ими прическу.

В России картофель входил в быт с огромными трудностями. Крестьяне считали грехом употребление его в пищу, называли «чертовыми яблоками». Крестьяне шли на каторгу, а картофель разводить отказывались.

Но был в России в XVIII веке замечательный агроном Андрей Тимофеевич Болотов. Он постоянно разъяснял населению полезность нового растения. Постепенно крестьяне поняли огромную пользу картофеля. Тогда-то и родились в народе пословицы: «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка».

Родиной картофеля считается Южная Америка.

1. Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи,

Мне зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

2. Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

3. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар, сладкая.

(Морковь.)

Учитель . В средние века морковь считали лакомством гномов – сказочных маленьких человечков. Существовало поверье: если вечером отнесешь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдешь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье.

Четыре тысячи лет морковь употребляют в пищу.

В наше время получено много различных по вкусу, форме и окраске сортов моркови. Многим известен сорт самой маленькой моркови, называемой каротелью. Но есть морковь длиной до 1 м и шириной с крупную свеклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину 1,5 м.

Ребята, закончите загадку:

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста.

Если я … (капуста).

Учитель . Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от латинского слова «капут», что означает «голова».

Капуста была известна еще жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капуста стала основой русских национальных блюд.

Великий полководец А. В. Суворов любил «кипящие» русские щи.

Капуста весьма полезна, несмотря на то, что в ее составе много (до 90 %) воды. Сок ее улучшает пищеварение.В капусте содержится много витамина С.

Отгадайте загадку:

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

(Огурец.)

Учитель . Родина огурца – Индия. Там дикие огурцы растут в лесу, обвивая деревья, как лианы. Огурцами оплетены заборы в деревнях.

В Китае и Японии земледельцы снимают урожай различных овощей три раза в год. Они сначала выращивают огурцы в ящиках на крышах, а затем высаживают в землю и подвязывают к кольям. Со шпалер свисают громадные плоды огурцов 1,5 м длиной.

В старое время, когда огурцы были большой редкостью, турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, однажды приказал вскрыть животы своим семи придворным, чтобы узнать, кто из них съел один из присланных ему в подарок огурцов.

С давних пор огурцы являются любимым овощным растением в России.

7. Занимательная страница.

1. В и к т о р и н а «Что растет на грядке?».

п/п

Вопросы

Ответы

Цветами какого растения украшала прическу королева Франции?

Картофеля

От какого слова происходит название «капуста», что оно означает?

От слова «капут»– голова

Что носили рыцари на груди как талисман?

Луковицу

В каком овощном растении содержится

90 % воды?

В капусте

Какое растение в средние века считалось лакомством гномов?

Морковь

Откуда родом картофель?

Из Южной Америки

В какой стране огурцы растут в лесу?

В Индии

Какое вещество особенно ценится в моркови?

Каротин; попадая в организм человека превращается в витамин А

Почему в пищу надо употреблять больше овощей?

В них много витаминов, различных солей и других полезных для здоровья веществ

2. К р о с с в о р д «Овощи» .

П о г о р и з о н т а л и :

1. Под кустом в земле плоды –

Человеку за труды.

(Картофель.)

2. Привязан кустик к колышку,

На кустике – шары,

Бока подставив солнышку,

Краснеют от жары.

(Помидоры.)

4. Нужнее всех из овощей

Для винегретов и борщей

Из урожая нового

Красавица лиловая.

(Свекла.)

6. Сколько стрел

Растет на грядках.

А стрельнуть

Нельзя ребяткам.

(Лук.)

7. Белый, тощий корнеплод

Под землей растет.

И хотя он очень горек,

В пищу нам он годен:

Все, от взрослых до ребят,

С холодцом его едят. (Хрен.)

8. Вырастает он в земле,

Убирается к зиме.

Головой на лук похож.

Если только пожуешь

Даже маленькую дольку –

Будет пахнуть очень долго.

(Чеснок.)

П о в е р т и к а л и :

1. Воду пьет – себя торопит.

И растет, и листья копит.

Набирает вес кубышка,

В середине – кочерыжка.

(Капуста.)

3. Все узнают молодца,

Что растет на грядке:

Он побольше огурца,

Толстый он и гладкий.

Тоже держится за плеть…

Приходите посмотреть.

(Кабачок.)

5. Играли в прятки

Ребятки с грядки.

И прямо с грядки

Попали в кадки.

(Огурцы.)

9. Снаружи красна,

Внутри бела,

На голове хохолок –

Зелененький лесок.

(Редис.)

Дети (расхаживая) . Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения.

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

8. И г р а «Найди на ощупь ».

Ученикам предлагается найти на ощупь и достать из мешочка какой-нибудь заданный овощ.

9. И г р а «Дай кролику морковку ».

Для игры нужна мишень, на которой нарисована голова кролика. Играющий становится в 4–5 шагах от мишени, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Нужно подойти к кролику и дать ему морковку.

10. И г р а «Посадка картофеля».

Дети становятся в две колонны. У детей, стоящих первыми, в руках по мешочку с 5–6 картофелинами. Напротив колонн чертится 5–6 кружков в ряд. По сигналу первые игроки бегут к своим кружкам, раскладывают картофелины по одной в кружок, возвращаются и передают пустые мешочки следующим. Те бегут к кружкам, собирают картофелины в мешочки, возвращаются и передают следующим по очереди игрокам. Таким образом, одни сажают картошку, другие ее собирают. Выигрывает та колонна, все игроки которой раньше выполнят задание.

Итог мероприятии . Все поют, славя урожай и тех, кто трудился.

Урожай собирай

Сл. Т. Волгиной Муз. А. Филиппенко

Мы корзиночки несем,

Хором песенку поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай!

Мы – ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох –

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок,

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай,

А в корзинку полезай!

Ой-да, не зевай,

А в корзинку полезай!

Мы вспомнили осенние приметы, пели песни, читали стихи. И еще раз поняли, как прекрасна наша Родина в любое время года, а осенью – особенно!

Праздник осени в начальной школе.

Цели: обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе, воспитывать в детях доброту, бережное и заботливое отношение к объектам природы, расширить кругозор учащихся об осенних изменениях окружающей среды;

Оборудование:

Декорации: зал украшен букетами из осенних листьев, цветов, ветками рябины, на стенах - картинки осенних пейзажей. В центре - пенёк-трон для Королевы Осени, костюмы для артистов. Рисунки детей на осеннюю тему, 2 корзины с муляжами фруктов и овощей;

Ход классного часа

1.Ведущий:

Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к самой красивой и замечательной королеве. А как её зовут, вы сейчас узнаете, если правильно отгадаете про неё загадку.

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Это осень)

2.Ученик выразительно читает стихотворение об осени:

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград-

Всё поспело для ребят.

И АРБУЗ УВИДЕВ ВАЖНЫЙ,

Оживится детвора-

И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора!

3.Ведущий:

Действительно, мы будем говорить об осени. Каждый видит осень по –своему. Посмотрите на иллюстрации картин художников. Какая здесь разная осень. А вот как видят осень наши ребята. Посмотрите на эти рисунки. Какой из них вам больше всего нравится?(Ребята оценивают рисунки своих товарищей)

Звучит фонограмма, выходит Осень.
Королева Осень:

Здравствуйте, друзья,
Вы узнали меня?

Ведущий:

Все узнали тебя, Королева Осень,
Садись на трон, просим.
Королева Осень:

Я очень рада нашей встречи. Я слышала ваши разговоры обо мне. Вы все очень любите осень. А какие же красивые поделки и рисунки Вы приготовили для меня. Молодцы ребята!

Учитель встречает Королеву Осень хлебом-солью. Королева Осень садится на трон. Учитель читает стихотворение о хлебе.

Ведущий:

Золотые есть слова -
Хлеб - всему голова.
Почему так говорят,
Объясню я для ребят:
Хлеб – тяжёлый труд людей,
И бросать его не смей.
На полях пшеница зреет,
Хлебороб её лелеет,
Срок придёт, её пожнёт
Зерно на мельницу свезёт.
Мельник там муки намелет,
По мешкам её разделит,
И в пекарню отвезёт –
Пекарь хлеб нам испечёт.
Труд, ребята, уважайте,
Хлеб под лавку не бросайте!

Ведущая:

А знают ли ребята, что происходит,
Когда Королева Осень приходит?

Королева Осень:

Знаете ли Вы ребятки, какие изменения происходят в природе осенью?
(Ребята рассказывают приметы осени: листья пожелтели, птицы улетают на юг, урожай люди собирают и т. д.)
Королева Осень:

Спасибо вам, ребятушки.
Что так хорошо меня встречаете,
Всё обо мне знаете.
На сцену выходит Петрушка. Играет озорная музыка.
Петрушка:

Здравствуйте, меня зовут Петрушка,
Я живой, а не игрушка.
А мне вот жаль, что Осень пришла,
Лето со двора согнала.
Как я буду теперь купаться, загорать,
Если по небу тучки будут гулять?
Ведущая:

Петрушка, каждый ребёнок знает,
Что после лета осень бывает.
Она жёлтыми листьями землю укрывает,
Зверятам к зиме готовиться помогает.
Осенью не только тучки по небу гуляют,
Осенью люди урожай собирают.
Петрушка:

Прости меня, Осень, за мои слова,
Эх, дырявая моя голова!
Не пора ли нам, ребята, поиграть?
Я буду вопросы задавать,
А вы на них отвечать.
У Королевы Осени есть три сына,
Сейчас они к нам придут
А вы знаете, как их зовут?
(Ребята называют сыновей Королевы Осени.)
На сцену выходит Сентябрь с пустой корзиной, ставит её рядом.
Сентябрь:

Я Сентябрь – младший брат,
Познакомиться я рад.
Ведущая:

Как-то утром на рассвете
По грибы собрались дети.
Сентябрь:

Только, чтобы их собрать,
Надо их сперва узнать.
Ведущая:

На полянке, у сосны
Шляпки тёмные видны.
Очень вкусные на вид,
Знай, что это белый гриб.
Сентябрь:

Эй, скорей сюда, ребята,
Здесь грибы сидят – опята.
Ведущая:

Хороши грибы в лесу,
Подберёзовик несу.
Все ребята посмотрели,
Он съедобный, в самом деле.
Сентябрь:

Кто тут спрятался в листве?
Тут лисички, целых две.
Ведущая:

Мы пока в лесу гуляли,
Много и грибов набрали.

Сейчас ребятки вы поиграете в игру
«Съедобный- несъедобный».

(Дети учатся распознавать грибы. Ребята берут корзинки и отправляются за грибами.

Королева Осень выявляет победителя этого конкурса.)
Ведущая:

Осень – лучшая пора,
Помогите, детвора!
Урожай нам собрать
И загадки отгадать.

1)Красный, сочный,
Вкусный, прочный.
Он растёт, не тужит,
С огурцами дружит.
От чего же до сих пор
Не сорвали...
(помидор)
(На сцену выходит Помидорка.)

Помидорка:

Я - Помидорка спелая,
Теперь уже созрела я.
Я летом зеленею,
А осенью краснею,
И к вам пришла, ребятки,
Загадывать загадки.
(Помидорка загадывает ребятам свои загадки)
1 загадка.
В огороде нашем жил,
И со всеми он дружил.
Хвост – зелёненький крючок.
Это – толстый….
(кабачок)
2 загадка.
Я на грядке прорастаю,
В огороде всех я знаю,
А укропу я подружка.
Как зовут меня - ...
(петрушка)
3 загадка.
Редька - старшая сестра,
Ну, а я ещё мала.
Угадает даже киска,
Что зовут меня...
(редиска)
4 загадка.
Колобок растёт на грядке,
Знают все его ребятки.
В землю врос он крепко,
Что за овощ? ...
(репка)
Ведущая:

Это кто такой зелёный?
Вкусный свежий и солёный?
Очень крепкий молодец,
Догадались?
(огурец)
Выходит Огурчик.
Огурчик:

Я - огурец зелёный,
Бываю свежий и солёный.
И на грядке не тужу,
С помидоркой я дружу.
Сентябрь:

Ай, да молодцы, ребятки!
Отгадали все загадки.
Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Ведущая:

Мы о фруктах не сказали,
Как же жить без них, едва ли!
В нашем солнечном саду
Зреют фрукты на виду.
На сцену выходит Яблоко.
Яблочко:

А я яблочко наливное,
Спелое и румяное такое.
Я думаю, что все ребята знают,
Какие фрукты в саду созревают.
Игра «Отгадай фрукт»
(Ребята рассказывают о фруктах. Ведущая показывает муляжи разных фруктов).

Ведущая:

Спасибо, Сентябрь за урожай,
В гости среднего брата приглашай.
Сентябрь:

Выходи, братец, Октябрь,
Зовёт тебя младший брат Сентябрь.
(Звучит музыка. Выходит месяц Октябрь. Братья кланяются друг другу.)
Октябрь:

Я - Королевы Осени
Сын второй,
Октябрь золотой.
Мы по улице идём –
Листья сыплются дождём,
И летят, летят, летят,
Под ногами шелестят.
(Во время своего монолога Октябрь разбрасывает листья.
На сцену выходит девочка с букетом жёлтых листьев. Она собирает листики и читает стихотворение.)
Девочка:

За окошком лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился, полетел.
Жёлтый листик подружился с ветерком,
Всё кружатся и играют под окном.
А когда весёлый ветер улетал,
Жёлтый листик на асфальте заскучал.
Я пошла во двор и листик подняла,
Принесла домой и маме отдала.
Оставлять его на улице нельзя,
Пусть живёт всю зиму у меня.
Игра: «Собери листочек».

(Ребята узнают, с какого дерева листок.)
За сценой звучат крики улетающих птиц.
Ведущая :

Ой, ребятки, что это значит?
Мне кажется, что кто-то плачет?

Осень:

Это птицы в стаи сейчас соберутся
Улетят, а весной к нам вернутся.
Высоко, высоко от земли,
Полетели на юг скворцы.
(На сцену выходит Скворушка. Он машет крыльями. Звучит музыка.)

Октябрь:

Скворушка, ты уже улетаешь?

Скворушка:

Да, мне на юг лететь пора,
Наступают холода.
Не горюйте, я весной к вам вернусь,
А здесь я замёрзнуть боюсь.
Скворушка машет крыльями и улетает.

Исполнение песни «Скворушка»
Королева Осень:

Спасибо тебе, сынок, Октябрь.
А теперь настал черёд сына моего серьёзного,
Самого старшего брата, Ноября морозного.
Октябрь:

Выходи, братец Ноябрь,
Зовёт тебя средний брат Октябрь.
(На сцену выходит месяц Ноябрь. Братья кланяются друг другу. Звучит музыка.)
Ноябрь:

Закончился листопад,
Без листьев стоит сад,
Птицы давно улетели,
Скоро начнутся первые метели.
(Звучит фонограмма дождя. На сцену выходит Дождь.)
Дождь:

Громко я стучу по крыше,
Кап-кап-кап,
Меня все слышат,
Сёстры-тучки слёзы льют
Дождиком меня зовут.
(На сцену выходит девочка под зонтиком.)
Девочка с зонтиком:

Мне купили зонтик самый настоящий,
Он, конечно, маленький, но зато блестящий.
Дождик будет весело зонтик поливать,
Я буду под зонтиком на улице гулять.
Ноябрь:

Солнце в Ноябре не жди,
Часто капают дожди.
(На сцену выходит девочка с рисунком. На рисунке – солнышко.)
Девочка:

За окошком дождик льёт,
По минутам день ползёт.
Надоело долго ждать,
Буду солнце рисовать.

Нарисую солнце –
Приклею на оконце.
Стало в комнате светлей,
Сразу всем нам веселей.
И скажу я вам, друзья –
Жить без солнышка нельзя!
Ноябрь:

Недаром говорят осень – унылая пора,
А может, мы повеселимся, детвора?
Не слышу? Да?
Дети хором отвечают: ДА!
Ноябрь:

Эй, помощники мои, идите сюда,
Здесь у нас с вами будет игра.
(Звучит фонограмма Дождя и Ветра.
К Ноябрю подходят Дождь и Ветер.)
Ветер:

Это знают даже дети –
Всех сильней на свете ветер.
За окошком громко вою,
Поиграете со мною?
Дождь:

С левой стороны - моя команда,
Громко говорит: кап-кап!
Ветер:

С правой стороны – моя команда,
Громко воет: у-у-у! Вот так!
Ноябрь:

Кто всех громче закричит,
Тот и битве победит.
(Ребята «Капают», как Дождик и «Воют», как Ветер.)
Королева Осень:

Спасибо тебе, сынок Ноябрь.
Славно мы сегодня попраздновали,
Да, я Королева Осень бываю разная:
Солнечная и пасмурная,
Но всегда щедрая и прекрасная.
Ведущая:

Спасибо, тебе Королева Осень, что к нам пришла,
Спасибо, что сыновей своих привела,
Спасибо тебе за богатый урожай,
Приходи к нам ещё, не забывай!
Королева Осень:

До свиданья! До свиданья!
Помашу вам на прощанье.
В гости к вам ещё приду,
Только в следующем году!

А сейчас я вас прошу,
К праздничному столу.
Угощайтесь, не стесняйтесь!
Я вам вкусные гостинцы принесла, налетай, детвора!

(Звучит музыка, дети встают и идут к накрытому столу. Ребят ждут вкусные пироги, фрукты и соки.)


Классный час :”Осенняя пора очей очарованье.”
Описание материала:
предлагаю вам сценарий классного часа в игровой форме «Унылая пора очей очарованье» для детей 5 класса. Данный материал будет полезен классным руководителям.

Цель: формирование познавательного интереса учащихся, бережного отношения к природе.
Задачи:
1. Расширить кругозор.
2. Формировать навыки работы в команде.
Организация:
Классный час построен в форме игры.
Дети делятся на 2 команды, которые в процессе мероприятия будут соревноваться между собой.
За каждое верно выполненное задание команды получают жетоны в виде осенних листьев. В конце классного часа полученные жетоны подсчитываются, и определяется команда-победитель.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), жетоны в виде листьев, листы ватмана, ножницы, клей, цветная бумага, краски или фломастеры

Ход мероприятия:

Наш урок посвящен времени года, про которое А.С.Пушкин говорил:

Унылая пора.

Очей очарованье! (Осень)

И сегодня мы проведем итоги тому, что знаем об осени, осенних изменениям в природе. А кроме того, мы еще сможем и посоревноваться.

Про осень говорят, что она мать-

Осенью кисель да блины;

Осень дождлива да сытна.

А почему такие поговорки народ сложил об осени?

Какие вы еще знаете?

Нам сегодня осень принесла свои гостинцы. Но вы их можете взять только в том случае, если правильно разгадаете загадки:

    Разминка.

    Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла. (картофель)

    Был ребенок – не знал пеленок, стал стариком – сто пеленок на нем. (капуста)

    Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

    В земле сидит, хвост вверх глядит, сахар их нее можно добыть, вкусный борщ сварить. (свекла)

    Маленький, горький, луку брат..(чеснок)

    Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь. (морковь)

    В маленьком горшочке кашка сладка. (орех)

    Раунд 1. «Давайте познакомимся».
    Учитель: Для начала, давайте познакомимся с нашими командами. В течение минуты вы должны посовещаться и придумать название для своей команды. Но есть одно условие: название должно соответствовать тематике нашей сегодняшней игры, то есть осени.
    Раунд 2. «Осенняя викторина».
    Командам раздаются карточки с вопросами викторины. В течении определенного времени команды должны посовещаться и написать на карточках ответы. За каждый правильный ответ- один жетон-лист.
    Викторина:
    1. Кого, согласно народной пословице, считают по осени? (цыплят)
    2. Назовите день осеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи одинакова и равна 12 часам? (22 сентября)
    3. Кто такие «хмурень», «грязник» и «грудень» ? (старинные названия месяцев сентябрь, октябрь и ноябрь).
    4. Какой праздник отмечают в западных странах 31 октября? (Хэллоуин)
    5. Как называется период осени с 28 августа по 21 сентября? (Бабье лето).
    Раунд 3. «Музыкальный аукцион».
    Участники команд должны вспомнить строчки песен, в которых звучит слово «осень» и пропеть их. Конкурс проводится по принципу аукциона. Сначала одна команда называет песню и поет её отрывок, затем другая. Побеждает команда, которая последней назовет песню. Повторять песни, нельзя. Если дети не справились заданием, то можно дать другое

пропеть 1-й куплет песни «Голубой вагон», как кукушка (ку-ку)

пропеть 1-й куплет песни «Крокодила Гены», как воробей (чик-чирик)

пропеть 1-й куплет песни «Чунга- чанга», как ворона (кар-кар)

Раунд 4. «Литературный».
Учащимся раздаются карточки с известными стихотворениями об осени, в которых пропущены строки. Задача учащихся вспомнить стихи и дописать недостающие слова.

« Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я …. (пышное природы увяданье)
А.С. Пушкин

«Осень наступила, высохли цветы.
И ….. (глядят уныло голые кусты)
А. Плещеев

"Осень. Сказочный чертог.
Всем открытый для обзора.
Просеки …. (лесных дорог,
Заглядевшихся в озера)
Б.Пастернак

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь …. (день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.)
Ф. И. Тютчев

А) Ласточки пропали,

(А вчера грачи летали да как сеть мелькали

Вон над той горой А.Фет «Осень )

Б) Славная осень,

(Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит. Н Некрасов)

В) Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

(Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва. А.Твардовский )

Г) Лес точно терем расписной,

(Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стено,

Стоит над светлою поляной. И.Бунин «Осень»)

Д) Кроет уж лист золотой

(Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу. А.Майков «Осень»)

Раунд 5. Конкурс капитанов «Осенние приметы».
В этом раунде участвуют капитаны команд. Их задача в течение 1 минуты вспомнить и написать на листе как можно больше признаков наступления осени.
Например:
На деревьях желтеют листья
Начинается листопад
Птицы улетают на юг ит.д.
За каждый верный признак капитан получает 1 лист-жетон. Побеждает капитан, набравший большее количество жетонов.
Раунд 6. «Палитра осени».
Командам выдаются листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, карандаши, фломастеры, краски.
Задача команд: создать, с помощью полученных материалов, панно на тему «Золотая осень».
По завершении конкурса каждая команда представляет свою работу. (Полученные панно можно в дальнейшем использовать для осеннего оформления кабинета).
По окончанию игры команды подсчитывают полученные ими жетоны-листья. Определяется команда – победительница.