Какие страны вошли в состав лиги наций. Лига наций

Лига наций

Лига наций

первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.
Структура. Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).
В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.
Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.
Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.
Члены Лиги наций. Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и/или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.
Австралия*
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина*
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия*
Болгария (принята в 1920)
Боливия*
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла* (вышла в 1938)
Гаити* (вышла в 1942)
Гватемала* (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас* (вышел в 1936)
Греция*
Дания*
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия*
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания* (вышла в 1939)
Италия* (вышла в 1937)
Канада*
Китай*
Колумбия*
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба*
Латвия (принята в 1921)
Либерия*
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды*
Никарагуа* (вышла в 1936)
Новая Зеландия*
Норвегия*
Панама*
Парагвай* (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу* (вышла в 1939)
Польша*
Португалия*
Румыния* (вышла в 1940)
Сальвадор* (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай*
Финляндия (принята в 1920)
Франция*
Чехословакия*
Чили* (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция*
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия*
Южно-Африканский Союз*
Япония* (вышла в 1933)
Фунции. Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.
Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать – в той или иной степени успешно – более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.
Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.
Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава – Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.
ПРИЛОЖЕНИЕ
УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ
Вступил в силу 10 января 1920 года
Высокие Договаривающиеся Стороны,
принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно
принять некоторые обязательства не прибегать к войне,
поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,
строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,
установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций.
Статья 1
1. Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.
2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.
3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.
Статья 2
Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Уставе, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.
Статья 3
1. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги.
2. Она собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.
3. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.
4. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Ассамблее и располагает лишь одним голосом.
Статья 4
1. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (Примеч.: США , Британская империя, Франция , Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в те сроки, которые она пожелает избрать. Впредь до первого назначения Ассамблеей представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются членами Совета.
2. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным (Примеч. В силу этого параграфа Устава Германия была избрана постоянным членом Совета 8 сентября 1926 г.). Он может с такого же одобрения увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете (Примеч. 25 сентября 1922 г. количество членов Совета, выбираемых Ассамблеей, было увеличено до шести, а 8 сентября 1926 г. – до девяти).
2-а. Ассамблея установит, большинством в две трети голосов, порядок избрания временных членов Совета, в частности определит срок их участия в нем и условия нового избрания. (Эта поправка вступила в силу 29 июля 1926 г.)
3. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.
4. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир.
5. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.
6. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.
Статья 5
1. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора, решения Ассамблеи или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.
2. Всякие вопросы о процедуре, возникающие на собраниях Ассамблеи или Совета, включая назначение комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании. […]
Статья 6
1. Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал. […]
Статья 7
1. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.
Статья 8
1. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.
2. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.
3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра по меньшей мере каждые десять лет.
4. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.
5. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды тех Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.
6. Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.
Статья 9
Постоянная комиссия будет образована для представления Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и равным образом по общим военным, морским и воздушным вопросам.
Статья 10
Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.
Статья 11
1. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.
2. Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.
Статья 12
1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета.
2. Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей или судебное постановление должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.
Статья 13
1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом или судебным постановлением, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству или судебному разрешению.
2. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому или судебному разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.
3. Судом, на рассмотрение которого должны передаваться все подобного рода споры, будет являться Постоянная Палата Международного Суда (Правосудия), учрежденная в соответствии со статьей 14, или всякий другой трибунал, о котором стороны, участвующие в споре, согласятся между собой или который является установленным какой-либо существующей между ними конвенцией.
4. Члены Лиги обязуются добросовестно выполнять вынесенные решения или постановления и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразовываться. В случае невыполнения решения или постановления Совет предлагает меры, которые должны обеспечить их проведение.
Статья 14
Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги. Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей.
Статья 15
1. Если между Членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.
2. В кратчайший срок Стороны должны сообщать ему изложение их дела со всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами. Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.
3. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.
4. Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.
5. Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору, и свои собственные выводы.
6. Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса представителей сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой стороны, которая сообразуется с выводами доклада.
7. В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия.
8. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса.
9. Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Ассамблею. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.
10. Во всяком деле, переданном Ассамблее, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Условлено, что доклад, составленный Ассамблеей с одобрения представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей участвующих в споре Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон.
Статья 16
1. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.
2. В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
3. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении финансовых и экономических мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии, для поддержания уважения к обязательствам Лиги.
4. Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава. Исключение решается голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.
Статья 17
1. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги, или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательства, лежащим на ее Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.
2. После посылки этого приглашения Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.
3. Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи 16.
4. Если обе приглашенные стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.
Статья 18
Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы возможно скорее. Никакие из этих международных договоров или соглашений не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.
Статья 19
Ассамблея может время от времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.
1. Члены Лиги признают – каждый, поскольку это его касается, – что настоящий Устав отменяет все обязательства или соглашения inter se, несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.
2. Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Устава, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.
Статья 21
Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и соглашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава.
Статья 22
1. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.
2. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям […] которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.
3. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям и всяким другим аналогичным обстоятельствам. […]
7. Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены. […]
Статья 23
С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними Члены Лиги:
а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения. […]
Статья 24
1. Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги. […]
Печатается по: Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике . М., Госполитиздат, 1947.

Энциклопедия Кругосвет . 2008 .

10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций - международной организации, созданной после окончания Первой мировой войны для избежания вооружённых конфликтов на планете.

Лига Наций, в которую в разное время входили более 60 стран мира, ставила своей целью всеобщее разоружение, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путём дипломатических переговоров, борьбу с незаконным оборотом оружия и работорговлей, защиту интересов национальных меньшинств.

АиФ.ru собрал пять интересных фактов об организации.

- У Лиги Наций не было официальной символики

Лига Наций никогда не имела ни флага, ни эмблемы. Предложения по принятию официальной символики выдвигали с момента основания организации, однако государства-члены так и не смогли достигнуть соглашения.

Официальными языками организации были французский, английский и испанский. Лигой также рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто - самого распространённого в мире искусственного языка, созданного варшавским окулистом Лазарем Заменгофом в 1887 году.

- США никогда не входили в Лигу Наций

В годы Первой мировой войны американский президент Вудро Вильсон высказал идею необходимости «формирования на определённых условиях общей ассоциации наций с целью предоставления крупным и малым государствам взаимных гарантий политической независимости и территориальной целостности». США должны были стать пятым постоянным членом Совета Лиги Наций*, но Конгресс проголосовал против ратификации Версальского договора**, который, по мнению американских законодателей, «не в полной мере представлял интересы страны». Таким образом Вашингтон закрыл для себя двери в Лигу Наций.

- СССР исключили из Лиги Наций

30 ноября 1939 года Советский Союз вступил в войну с Финляндией. 14 декабря за исключение СССР из Лиги Наций проголосовало 7 из 15 членов Совета (Великобритания, Франция, Бельгия, Доминиканская республика, Боливия, Египет, Южно-Африканский Союз), то есть меньшинство. Остальные же 8 членов Совета либо воздержались (Греция, Югославия, Китай и сама Финляндия), либо отсутствовали (Перу, Иран, Норвегия). Тем не менее, Лига Наций нарушила свой устав и постановила исключить Советский Союз из организации.

СССР отреагировал на своё исключение заявлением ТАСС от 16 декабря 1939 года: «По мнению советских кругов, это нелепое решение Лиги Наций вызывает ироническую улыбку, и оно способно лишь оскандалить его незадачливых авторов», - говорилось в статье.

Образец паспорта Нансена. Фото:

- Успехи Лиги Наций

Главным достижением Лиги Наций считается ограничение распространения опиума и работорговли. Особая комиссия занималась проблемами беженцев. Одним из нововведений в этой области было создание паспорта Нансена - первого международного удостоверения личности для вынужденных переселенцев, не имеющих гражданства.

- Лига Наций не справилась со своей задачей

Несовершенство Версальско-Вашингтонской системы***, которая легла в основу Лиги Наций, не способствовало установлению мировой стабильности. Страны-победительницы Первой мировой войны (Великобритания, Франция, США и Япония) пытались извлечь максимум выгоды для себя, игнорируя интересы побеждённых и недавно образованных стран.

Всё это привело к падению престижа и влияния организации. Из Лиги в разные годы вышли или были исключены: Бразилия, Венгрия, Гаити, Гватемала, Германия, Гондурас, Коста-Рика, Италия, Никарагуа, Парагвай, Румыния, Сальвадор, СССР, Япония.

Методы воздействия Лиги Наций на стран-агрессоров оказались недостаточными для того, чтобы предотвратить Вторую мировую. На протяжении войны организация продолжала существовать только на бумаге. В апреле 1946 года Лига Наций была распущена, её функции и полномочия перешли к Организации Объединённых Наций (ООН).

Совет Лиги Наций - исполнительный орган, включал четырёх постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырёх непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода.
Версальский мирный договор - договор, подписанный 28 июня 1919 года в Версальском дворце во Франции, официально завершивший Первую мировую войну 1914–1918 годов.
Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны Версальским мирным договором 1919 года, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921–1922.

Вчера в Лозанне прошла жеребьевка Лиги наций - нового турнира, организованного УЕФА для национальных команд. По ее итогам осенью этого года Россия сыграет во второй группе лиги В с Турцией и Швецией. Лучшая из трех выйдет в лигу А, где собраны ведущие сборные Европы.

ЧТО ТАКОЕ ЛИГА НАЦИЙ

П роект нового турнира предложил теперь уже бывший президент УЕФА Мишель Платини и группа его советников. Цель: поднять интерес к играм сборных, свести к минимуму потерявшие значимость товарищеские матчи, не пользующиеся интересом у болельщиков и спонсоров, создать новые коммерческие возможности (в том числе для самих федераций). Кроме того, Лига наций имеет и спортивную составляющую. Через этот турнир можно попасть на чемпионат Европы-2020.

УЧАСТНИКИ

В лиге выступают все 55 сборных, представляющих федерации, входящие в УЕФА. Их в соответствии с коэффициентами национальных команд (не путайте с рейтингом ФИФА) разбили на четыре дивизиона - первый (12 сборных), второй (12), третий (15) и четвертый (16). Использован рейтинг УЕФА по состоянию на 11 октября 2017 года - после завершения отборочных матчей чемпионата мира-2018 (не включая стыковые игры). Таблица коэффициентов национальных команд Европы учитывает результаты выступлений в отборочных и финальных турнирах ЧМ-2014 и Euro -2016, а также отборочном турнире ЧМ-2018.

ФОРМАТ

Первый дивизион (лига А)

Четыре победителя групп выйдут в финальный турнир, который проведут с 5 по 9 июня 2019 года (полуфинал, матч за 3-е место и финал). УЕФА рассчитывает, что эти игры привлекут внимание многих спонсоров. Представляете, какие матчи нас ждут, если квартет составят, к примеру, Германия, Бельгия, Италия и Испания! Четыре аутсайдера опустятся во второй дивизион (лигу В). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro

Второй дивизион (лига В)

Четыре победителя групп выйдут в первый дивизион (лигу А), четыре аутсайдера опустятся в третий дивизион (лигу С). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

Третий дивизион (лига С)

Четыре победителя групп выйдут во второй дивизион (лигу В), четыре аутсайдера опустятся в четвертый дивизион (лигу D ). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

Четвертый дивизион (лига D )

Четыре победителя групп выйдут в третий дивизион (лигу С). Четыре лучшие команды (из тех, что не попали на Euro -2020 по итогам отборочного турнира) в марте 2020 года разыграют одну путевку на чемпионат Европы.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ

Матчи первого турнира пройдут в 2018-м в следующие сроки:

1-й тур. 6-8 сентября
2-й тур. 9-11 сентября
3-й тур. 11-13 октября
4-й тур. 14-16 октября
5-й тур. 15-17 октября
6-й тур. 18-20 ноября

Стыковые матчи за четыре путевки на Euro -2020 должны состояться с 26 по 31 марта 2020 года.

К тому времени уже завершится отборочный турнир первенства континента: его игры пройдут с марта по ноябрь 2019-го. По итогам определятся 20 обладателей путевок - по две лучшие команды из 10 групп, по которым распределят 55 команд (по пять или шесть в каждой). Жеребьевка отборочного турнира запланирована на 2 декабря 2018 года (в Дублине).

ВРЕМЯ НАЧАЛА МАТЧЕЙ

Как правило, игры планируется начинать в 18.00 и 20.45 по среднеевропейскому времени (в 19.00 или 20.00 и 21.45 или 22.45 - по московскому). Некоторые встречи в субботу и воскресенье будут стартовать в 15.00 по среднеевропейскому времени. Определенные исключения сделают для России, Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Турции. Домашние матчи сборных этих стран можно будет проводить не позднее чем в 18.00 по среднеевропейскому времени (19.00 или 20.00 по московскому). В Казахстане еще раньше - в 16.00 по среднеевропейскому времени.

ЛИГА НАЦИЙ, первая всемирная организация, в цели которой входило сохранение мира и развитие международного сотрудничества. Формально была основана 10 января 1920 и прекратила существование 18 апреля 1946 с образованием ООН. В Лиге наций нашли свое практическое выражение идеи и проекты, предлагавшиеся начиная с 17 в. вплоть до Первой мировой войны. Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги. Структура. Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял ок. 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Члены Лиги наций. Страны-учредители отмечены звездочкой (*). Год принятия и / или год заявления о выходе (вступало в действие по истечении двух лет) указаны в скобках.
Австралия*
Австрия (принята в 1920, аннексирована Германией в 1938)
Албания (принята в 1920, аннексирована Италией в 1939)
Аргентина*
Афганистан (принят в 1934)
Бельгия*
Болгария (принята в 1920)
Боливия*
Бразилия (вышла в 1926)
Венгрия (принята в 1922, вышла в 1939)
Венесуэла* (вышла в 1938)
Гаити* (вышла в 1942)
Гватемала* (вышла в 1936)
Германия (принята в 1926, вышла в 1933)
Гондурас* (вышел в 1936)
Греция*
Дания*
Доминиканская Республика (принята в 1924)
Египет (принят в 1937)
Индия*
Ирак (принят в 1932)
Ирландия (принята в 1923)
Испания* (вышла в 1939)
Италия* (вышла в 1937)
Канада*
Китай*
Колумбия*
Коста-Рика (принята в 1920, вышла в 1925)
Куба*
Латвия (принята в 1921)
Либерия*
Литва (принята в 1921)
Люксембург (принят в 1920)
Мексика (принята в 1931)
Нидерланды*
Никарагуа* (вышла в 1936)
Новая Зеландия*
Норвегия*
Панама*
Парагвай* (вышел в 1935)
Персия (Иран)*
Перу* (вышла в 1939)
Польша*
Португалия*
Румыния* (вышла в 1940)
Сальвадор* (вышел в 1937)
Сиам (Таиланд)*
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии*
Союз Советских Социалистических Республик (принят в 1934, исключен в 1939)
Турция (принята в 1932)
Уругвай*
Финляндия (принята в 1920)
Франция*
Чехословакия*
Чили* (вышла в 1938)
Швейцария*
Швеция*
Эквадор (принят в 1934)
Эстония (принята в 1921)
Эфиопия (принята в 1923)
Югославия*
Южно-Африканский Союз*
Япония* (вышла в 1933) Фунции. Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Несмотря на то, что Лиге удалось урегулировать – в той или иной степени успешно – более сорока политических конфликтов, ее усилия по разрешению основных противоречий путем использования параграфа 16 Устава Лиги о коллективной безопасности привели к ее ослаблению и прекращению деятельности. Неудачная попытка Лиги применить в 1931 эффективные санкции против Японии, напавшей на Маньчжурию, еще более серьезная неспособность воздействовать на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии ясно продемонстрировали потенциальным агрессорам слабость механизма применения силовых решений в мирном урегулировании.

Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Исключение СССР из членов Лиги в 1939 привело к тому, что в ее составе осталась лишь одна великая держава – Великобритания. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939, ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги; к январю 1940 Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ УСТАВ ЛИГИ НАЦИЙ

Высокие Договаривающиеся Стороны,

принимая во внимание, что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно

принять некоторые обязательства не прибегать к войне,

поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести,

строго соблюдать предписания международного права, признаваемые отныне действительным правилом поведения правительств,

установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов, принимающих настоящий Устав, который учреждает Лигу Наций.

1. Первоначальными Членами Лиги Наций являются те из подписавшихся, имена которых значатся в Приложении к настоящему Уставу, а также Государства, равным образом названные в Приложении, которые приступят к настоящему Уставу без всяких оговорок, посредством декларации, сданной в Секретариат в течение двух месяцев до вступления в силу Устава, о чем будет сделано оповещение другим Членам Лиги.

2. Все государства, доминионы или колонии, которые управляются свободно и которые не указаны в Приложении, могут сделаться Членами Лиги, если за их допущение выскажутся две трети Ассамблеи (Собрания), поскольку ими будут даны действительные гарантии их искреннего намерения соблюдать международные обязательства и поскольку они примут положения, установленные Лигой касательно их военных, морских и воздушных сил и вооружений.

3. Всякий Член Лиги может, после предварительного, за два года, предупреждения, выйти из Лиги, при условии, что он выполнил к этому моменту все свои международные обязательства, включая и обязательства по настоящему Уставу.

Деятельность Лиги, как она определена в настоящем Уставе, осуществляется Ассамблеей и Советом, при которых состоит постоянный Секретариат.

1. Ассамблея состоит из представителей Членов Лиги.

2. Она собирается в установленное время и во всякий другой момент, если того требуют обстоятельства, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, какое может быть назначено.

3. Ассамблея ведает всеми вопросами, которые входят в сферу действия Лиги и которые затрагивают всеобщий мир.

4. Каждый Член Лиги может насчитывать не более трех представителей в Ассамблее и располагает лишь одним голосом.

1. Совет состоит из представителей Главных Союзных и Объединившихся Держав (Примеч.: США, Британская империя, Франция, Италия и Япония), а также из представителей четырех других Членов Лиги. Эти четыре Члена Лиги назначаются по усмотрению Ассамблеи и в те сроки, которые она пожелает избрать. Впредь до первого назначения Ассамблеей представители Бельгии, Бразилии, Испании и Греции являются членами Совета.

2. С одобрения большинства Ассамблеи Совет может назначать других Членов Лиги, представительство которых в Совете будет с тех пор постоянным (Примеч. В силу этого параграфа Устава Германия была избрана постоянным членом Совета 8 сентября 1926 г.). Он может с такого же одобрения увеличивать число Членов Лиги, которые будут избраны Ассамблеей, чтобы быть представленными в Совете (Примеч. 25 сентября 1922 г. количество членов Совета, выбираемых Ассамблеей, было увеличено до шести, а 8 сентября 1926 г. – до девяти).

2-а. Ассамблея установит, большинством в две трети голосов, порядок избрания временных членов Совета, в частности определит срок их участия в нем и условия нового избрания. (Эта поправка вступила в силу 29 июля 1926 г.)

3. Совет собирается, когда того требуют обстоятельства, и, по меньшей мере, один раз в год, в месте пребывания Лиги или в таком другом месте, которое может быть назначено.

4. Совет ведает всеми вопросами, входящими в сферу действия Лиги и затрагивающими всеобщий мир.

5. Всякий Член Лиги, не представленный в Совете, приглашается посылать для присутствия в нем представителя, когда в Совет вносится вопрос, особенно затрагивающий его интересы.

6. Каждый Член Лиги, представленный в Совете, располагает лишь одним голосом и имеет лишь одного представителя.

1. Поскольку не имеется определенно противоположных постановлений настоящего Устава или положений настоящего Договора, решения Ассамблеи или Совета принимаются единогласно Членами Лиги, представленными в собрании.

2. Всякие вопросы о процедуре, возникающие на собраниях Ассамблеи или Совета, включая назначение комиссий, на которые возлагается расследование особых случаев, разрешаются Ассамблеей или Советом, и решение выносится большинством Членов Лиги, представленных на собрании. [...]

1. Постоянный Секретариат устанавливается в месте пребывания Лиги. Он включает в себя Генерального секретаря, а также необходимых секретарей и необходимый персонал. [...]

1. Местом пребывания Лиги устанавливается Женева.

1. Члены Лиги признают, что сохранение мира требует ограничения национальных вооружений до минимума, совместимого с национальной безопасностью и с выполнением международных обязательств, налагаемых общим выступлением.

2. Совет, учитывая географическое положение и особые условия каждого государства, подготовляет планы этого ограничения в целях рассмотрения и вынесения решения различными правительствами.

3. Эти планы должны составить предмет нового рассмотрения, а в случае надобности, пересмотра по меньшей мере каждые десять лет.

4. После их принятия различными правительствами предел вооружений, установленный таким образом, не может быть превышаем без согласия Совета.

5. Принимая во внимание, что частное производство снаряжения и военного материала вызывает серьезные возражения, члены Лиги поручают Совету дать заключение о мерах, способных устранить его пагубные последствия, учитывая нужды тех Членов Лиги, которые не могут изготовлять снаряжение и военный материал, необходимые для их безопасности.

6. Члены Лиги обязуются обмениваться самым откровенным и исчерпывающим образом всеми сведениями, относящимися к масштабу их вооружений, к их военным, морским и воздушным программам и к состоянию тех из отраслей их промышленности, которые могут быть использованы для войны.

Постоянная комиссия будет образована для представления Совету своих заключений о выполнении постановлений статей 1 и 8 и равным образом по общим военным, морским и воздушным вопросам.

Члены Лиги обязуются уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целость и существующую политическую независимость всех Членов Лиги. В случае нападения, угрозы или опасности нападения Совет указывает меры к обеспечению выполнения этого обязательства.

1. Определенно объявляет, что всякая война или угроза войны, затрагивает ли она прямо или нет кого-либо из Членов Лиги, интересует Лигу в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций. В подобном случае Генеральный Секретарь немедленно созывает Совет по требованию всякого Члена Лиги.

2. Кроме того, объявляется, что всякий Член Лиги имеет право дружественным образом обратить внимание Ассамблеи или Совета на всякое обстоятельство, способное затронуть международные отношения и, следовательно, грозящее поколебать мир или доброе согласие между нациями, от которого мир зависит.

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий повлечь за собой разрыв, то они подвергнут его либо третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Совета. Они соглашаются еще, что они ни в коем случае не должны прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или судебного постановления, или доклада Совета.

2. Во всех случаях, предусмотренных этой статьей, решение третейских судей или судебное постановление должно быть вынесено в течение разумного срока, а доклад Совета должен быть составлен в течение шести месяцев, считая со дня представления спора на его рассмотрение.

1. Члены Лиги соглашаются, что если между ними возникнет спор, могущий, по их мнению, быть разрешенным третейским судом или судебным постановлением, и если этот спор не может быть удовлетворительно урегулирован дипломатическим путем, то вопрос будет полностью подвергнут третейскому разбирательству или судебному разрешению.

2. Объявляются принадлежащими к числу вопросов, вообще подлежащих третейскому или судебному разрешению, споры, которые относятся к толкованию какого-либо договора, ко всякому вопросу международного права, к наличию всякого факта, который, будучи установлен, составил бы нарушение международного обязательства, или к объему и способу возмещения, следуемого за такое нарушение.

3. Судом, на рассмотрение которого должны передаваться все подобного рода споры, будет являться Постоянная Палата Международного Суда (Правосудия), учрежденная в соответствии со статьей 14, или всякий другой трибунал, о котором стороны, участвующие в споре, согласятся между собой или который является установленным какой-либо существующей между ними конвенцией.

4. Члены Лиги обязуются добросовестно выполнять вынесенные решения или постановления и не прибегать к войне против Члена Лиги, который будет с ними сообразовываться. В случае невыполнения решения или постановления Совет предлагает меры, которые должны обеспечить их проведение.

Совету поручается изготовить проект Постоянной Палаты Международного Суда и представить его Членам Лиги.

Эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны передадут ей. Она будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей.

1. Если между Членами Лиги возникает спор, могущий повлечь за собой разрыв, и если этот спор не будет подвергнут третейскому или судебному разбирательству, предусмотренному в статье 13, то Члены Лиги соглашаются представить его Совету. Для этого достаточно, чтобы один из них указал на этот спор Генеральному Секретарю, который принимает все меры для полного расследования и рассмотрения.

2. В кратчайший срок Стороны должны сообщать ему изложение их дела со всеми относящимися сюда фактами и оправдательными документами. Совет может распорядиться об их немедленном опубликовании.

3. Совет прилагает усилия к тому, чтобы обеспечить урегулирование спора. Если ему это удается, то он публикует в той мере, в какой сочтет нужным изложение, передающее факты, соответствующие разъяснения и условия этого урегулирования.

4. Если спор не мог быть урегулирован, то Совет составляет и публикует доклад, принятый либо единогласно, либо по большинству голосов, для осведомления об обстоятельствах спора, а также решения, предлагаемые им, как наиболее справедливые и наиболее подходящие к случаю.

5. Всякий Член Лиги, представленный в Совете, может равным образом публиковать изложение фактов, относящихся к спору, и свои собственные выводы.

6. Если доклад Совета принят единогласно, причем голоса представителей сторон не учитываются при установлении этого единогласия, то Члены Лиги обязуются не прибегать к войне против всякой стороны, которая сообразуется с выводами доклада.

7. В том случае, когда Совету не удастся достигнуть принятия его доклада всеми его членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон, Члены Лиги оставляют за собой право поступать, как они считают подходящим для сохранения права и правосудия.

8. Если одна из Сторон утверждает и если Совет признает, что спор касается вопроса, предоставляемого международным правом исключительно ведению внутренней юрисдикции этой Стороны, то Совет констатирует это в докладе, не предлагая какого-либо решения вопроса.

9. Совет может во всех случаях, предусмотренных в настоящей статье, внести спор в Ассамблею. Ассамблея должна будет заниматься рассмотрением спора также и по ходатайству одной из Сторон; это ходатайство должно быть представлено в течение четырнадцати дней, считая с момента, когда спор внесен в Совет.

10. Во всяком деле, переданном Ассамблее, постановления настоящей статьи и статьи 12, относящиеся к действиям и полномочиям Совета, равным образом применяются к действиям и полномочиям Ассамблеи. Условлено, что доклад, составленный Ассамблеей с одобрения представителей Членов Лиги, представленных в Совете, и большинства других Членов Лиги, за исключением в каждом случае Представителей участвующих в споре Сторон, имеет ту же силу, как и доклад Совета, единогласно принятый его Членами, кроме Представителей участвующих в споре Сторон.

1. Если Член Лиги прибегает к войне, вопреки обязательствам, принятым в статьях 12, 13 или 15, то он

ipso facto рассматривается как совершивший акт войны против всех других Членов Лиги. Последние обязуются немедленно порвать с ним все торговые или финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Устав, и пресечь финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно Членом Лиги или нет.

2. В этом случае Совет обязан предложить различным заинтересованным Правительствам тот численный состав военной, морской или воздушной силы, посредством которого Члены Лиги будут, по принадлежности, участвовать в вооруженных силах, предназначенных для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

3. Члены Лиги соглашаются, кроме того, оказывать друг другу взаимную поддержку при применении финансовых и экономических мер, которые должны быть приняты в силу настоящей статьи, чтобы сократить до минимума могущие проистечь из них потери и неудобства. Они, равным образом, оказывают взаимную поддержку для противодействия всякой специальной мере, направленной против одного из них государством, нарушившим Устав. Они принимают необходимые постановления для облегчения прохода через

их территорию сил всякого Члена Лиги, участвующего в общем действии, для поддержания уважения к обязательствам Лиги.

4. Может быть исключен из Лиги всякий Член, оказавшийся виновным в нарушении одного из обязательств, вытекающих из Устава. Исключение решается голосами всех остальных членов Лиги, представленных в Совете.

1. В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является Членом Лиги, или из которых ни одно не входит в нее, государство или государства, посторонние Лиге, приглашаются подчиниться обязательства, лежащим на ее Членах, в целях урегулирования спора на условиях, признанных Советом справедливыми.

Если это приглашение принимается, то применяются постановления статей 12–16, с соблюдением изменений, сочтенных Советом необходимыми.

2. После посылки этого приглашения Совет открывает расследование об обстоятельствах спора и предлагает такую меру, которая кажется ему лучшей и наиболее действительной в данном случае.

3. Если приглашенное государство, отказываясь принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, прибегнет к войне против Члена Лиги, то к нему применимы постановления статьи

16. 4. Если обе приглашенные стороны отказываются принять на себя обязанности Члена Лиги в целях урегулирования спора, то Совет может принять всякие меры и сделать всякие предложения, способные предупредить враждебные действия и привести к разрешению конфликта.

Всякие международные договоры или международные обязательства, заключаемые в будущем Членом Лиги, должны быть немедленно зарегистрированы Секретариатом и опубликованы возможно скорее. Никакие из этих международных договоров или соглашений не сделаются обязательными, пока не будут зарегистрированы.

Ассамблея может время от времени приглашать Членов Лиги приступить к новому рассмотрению договоров, сделавшихся неприменимыми, а также международных положений, сохранение которых могло бы подвергнуть опасности всеобщий мир.

1. Члены Лиги признают – каждый, поскольку это его касается, – что настоящий Устав отменяет все обязательства или соглашения

inter se , несовместимые с его условиями, и торжественно обязуются подобных в будущем не заключать.

2. Если до своего вступления в Лигу Член взял на себя обязательства, несовместимые с условиями Устава, то он должен принять немедленные меры к освобождению себя от этих обязательств.

Международные обязательства, такие, как договоры о третейском разбирательстве, и соглашения, ограниченные пределами известных районов, как доктрина Монро, которые обеспечивают сохранение мира, не рассматриваются, как несовместимые с каким-либо из постановлений настоящего Устава.

1. Следующие принципы применяются к колониям и территориям, которые в итоге войны перестали быть под суверенитетом государств, управлявших ими перед тем, и которые населены народами, еще не способными самостоятельно руководить собой в особо трудных условиях современного мира. Благосостояние и развитие этих народов составляет священную миссию цивилизации и подобает включить гарантии осуществления этой миссии в настоящий Устав.

2. Лучший метод практически провести этот принцип – это доверить опеку над этими народами передовым нациям [...] которые согласны ее принять: они осуществляли бы эту опеку в качестве Мандатариев и от имени Лиги.

3. Характер мандата должен различаться сообразно степени развития народа, географическому положению территории, ее экономическим условиям и всяким другим аналогичным обстоятельствам. [...]

7. Во всех случаях Мандатарий должен посылать в Совет ежегодный доклад касательно территорий, которые ему поручены. [...]

С соблюдением постановлений международных соглашений, которые существуют в настоящее время или будут заключены впоследствии, и в согласии с ними Члены Лиги:

а) приложат усилия к обеспечению и сохранению справедливых и гуманных условий труда для мужчины, женщины и ребенка на своих собственных территориях, а также и во всех странах, на которые распространяются их торговые и промышленные отношения. [...]

1. Все международные бюро, ранее учрежденные коллективными договорами, будут, под условием согласия Сторон, поставлены под руководство Лиги. Всякие другие международные бюро и всякие комиссии по урегулированию дел международного значения, которые будут созданы впоследствии, будут поставлены под руководство Лиги. [...]

Печатается по: Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике . М., Госполитиздат, 1947.

Лига Наций (англ. League of Nations, фр. Société des Nations, исп. Sociedad de Naciones) - международная организация, основанная в результате Версальско-Вашингтонской системы Версальского соглашения в 1919-20 годах. В период с 28 сентября 1934 по 23 февраля 1935 в Лигу Наций входило 58 государств-участников. Цели Лиги Наций включали в себя: разоружение, предотвращение военных действий, обеспечение коллективной безопасности, урегулирование споров между странами путем дипломатических переговоров, а также улучшение качества жизни на планете. Прекратила свое существование в 1946 году.
Устав Лиги Наций, выработанный специальной комиссией, созданной на Парижской мирной конференции (1919-1920), и включенный в Версальский мирный договор (1919) и другие мирные договоры, завершившие первую мировую войну (1914-1918), был первоначально подписан с 44 государствами
1919: Фото членов комиссии Лиги Наций на пленарном заседании сессии Предварительной мирной конференции в Париже, Франция


Основные принципы мирного сообщества наций были заложены в 1795 году Иммануилом Кантом, который в своем политологическом трактате «К вечному миру» впервые описал культурные и философские основы будущего объединения Европы и тем самым выразил идею Лиги Наций, которая могла бы осуществлять контроль конфликтных ситуаций, и прилагала бы усилия к сохранению и укреплению мира между государствами.
1920: Штаб-квартира Лиги Наций, во Дворце Наций на берегу Женевского озера в Швейцарии

Официальными языками Лиги Наций были: французский, английский и испанский (с 1920 года). Лигой также серьёзно рассматривался вопрос учреждения в качестве рабочего языка эсперанто.
1920: Перед началом первого заседания Лиги Наций

Лига Наций не имела ни официального флага, ни логотипа. Предложения по принятию официального символа выдвигались, начиная с 1920 года, однако государства-члены так и не достигли соглашения.
10 января 1920 года состоялось первое заседание Лиги Наций, первой политической международной организации
1920: Торжества по случаю открытия первой сессии Лиги Наций

1920: Сэр Эрик Драммонд, Генеральный секретарь Лиги Наций. Первое заседание Лиги Наций в Женеве
Сэр Джеймс Эрик Драммонд, позднее 16-й граф Перт (англ. Sir James Eric Drummond, англ. James Eric Drummond, 16th Earl of Perth; 17 августа 1876, Северный Йоркшир - 15 декабря 1951, Западный Суссекс) - член палаты представителей от Шотландии (1941-1951), британский дипломат и первый Генеральный секретарь Лиги Наций.

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. Прибытие сотрудников делегатов Лиги Наций

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве. Слева направо: президент Поль Гиманс (Бельгия), Яльмар Брантинг (Швеция), Леон Буржуа (Франция) и Томмазо Титтони (Италия)

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. Японская делегация с женой одного из делегатов, взявшего в Женеву всю свою семью

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве: Гиманс, представитель Бельгии, сэр Эрик Драммонд (Великобритания) Проф. Амель (Нидерланды), Леон Буржуа (Франция) Падеревский (Польша) Титтони (Италия) и Устери (Швейцария)

1920: Первое заседание Лиги Наций в Женеве. На фотографии польская делегация во главе с Игнацием Яном Падеревским (1860-1941), известный пианист (слева)

1920: Первое заседание Лиги Наций от 10 января в Женеве. На фотографии голландский посланник в Швейцарии покидает здание, где проходила сессия

Сотрудники Лиги в секретариате отвечали за подготовку повестки дня Совета и Ассамблеи и публиковали отчеты о заседаниях, а также за другие вопросы, действуя, как гражданская служба для Лиги. Ассамблея была местом встречи всех государств-членов, при этом каждое государство имело право на трех представителей и один голос.
1920: Джузеппе Мотта (Швейцария), президент Швейцарской конфедерации открывает первое заседание Лиги Наций

Совет Лиги действовал как тип исполнительного органа руководства Ассамблеи. Совет Лиги включал четырех постоянных участников (Великобритания, Франция, Италия, Япония) и четырех непостоянных участников, которые были избраны Собранием в течение трехлетнего периода. Первыми четырьмя непостоянными участниками были Бельгия, Бразилия, Греция и Испания. США должны были быть пятым постоянным членом, но американский сенат проголосовал 19 марта 1920 году против ратификации Версальского договора, таким образом предотвращая американское участие в Лиге.
1921: Первое заседание Второй Ассамблеи. Женева

Лига наблюдала за Постоянной палатой международного правосудия и несколькими другими агентствами и комиссиями, созданных для решения международных проблем.
1921: Международная комиссия блокады - специальный орган созданный Советом Лиги Наций 21 февраля, целью которого было изучение положений закрепленных в статье 16 Устава Лиги Наций и их разъяснение

Они включали Комитет по изучению правового статуса женщин, Комиссию разоружения, Организацию здравоохранения, Международную организацию труда, Комиссию мандатов, Международную комиссию по интеллектуальному сотрудничеству (предшественник ЮНЕСКО), Постоянный центральный опийный совет, Комиссию для беженцев и Комиссию рабства. Несколько из этих учреждений были переданы Организации Объединенных Наций после Второй мировой войны - Международная организация труда, Постоянная палата международного правосудия (как Международный суд) и Организация здравоохранения (реструктурированная как Всемирная организация здравоохранения) стали учреждениями ООН.
1921: Представители европейских стран на заседании Совета Лиги Наций в Женеве

Организация здравоохранения Лиги состояла из трех органов - Бюро здравоохранения, содержащее постоянных представителей Лиги, исполнительного раздела Общего консультативного совета или Конференции, состоящей из медицинских экспертов, и комитета здравоохранения. Целью Комитета являлись проведение расследований, надзор за функционированием Лиги здоровья и получение готовых работ, которые должны быть представлены на рассмотрение Совету. Организация здравоохранения также успешно работала с правительством Советского Союза в целях предотвращения эпидемий тифа, включая организацию крупной просветительской кампании по поводу этой болезни.
1921: Голландский министр иностранных дел Карнебик выступает с речью в качестве президента Лиги Наций на конференции в Женеве

В 1919 году Международная организация труда (МОТ) была создана как часть Версальского соглашения и стала частью операций Лиги. Ее первым директором был Альбер Тома. МОТ успешно ограничила использование свинца в красках и убедила несколько стран принять восьмичасовой рабочий день и рабочую неделю в сорок восемь часов. Она также работала над тем, чтобы положить конец детскому труду, расширить права женщин на рабочем месте и установить ответственность судовладельцев за транспортные происшествия с участием моряков. Эта организация продолжила существование и после расформировании Лиги, войдя в состав Организации Объединенных Наций в 1946 году.
1922: Международный суд в Гааге. Состав суда на сессии 1922 года. Слева направо: Шукинг (Германия), Хубер (Швейцария), Ода (Япония), Бустаманте (Куба), Ниджхолм (Дания), Вайс (Франция), президент суда Бернард Лодер (Нидерланды), Финкли (Англия), Бассет Мур (США) Альтимара (Испания), Анджелотти (Италия), Вэй Чунг Хай (Китай) и секретарь Хаммаршельд (Швеция), Гаага, Нидерланды 1922 года

1923: Международный суд в Гааге. Состав суда. Слева направо: Господи Финли (Англия), Бернхард Лодер (Нидерланды), Вайс (Франция), Джон Бассет Мур (США), Йованович (Югославия) Бейчманн (Норвегия) Хубер (Швейцария), Анцилотти (Италия), Нихолм (Дания), Альтамира (Испания), Ода (Япония), сэр Герберт Эймс (Лига), Хаммаршельд (секретарь, Швеция). Гаага, Нидерланды

Лига хотела отрегулировать торговлю наркотиками и учредила Постоянный центральный опийный совет, чтобы контролировать статистическую систему управления, введенную вторым Международным опийным соглашением, которое добилось запрета производства, изготовления, торговли и розничной продажи опиума и его побочных продуктов. Совет также установил систему свидетельств импорта и экспортных разрешений для законной международной торговли наркотиками.
1923: Д-р Рудольф Альфред Циммерман (1869-1939), Верховный комиссар Лиги Наций в окружении своих сотрудников. Вена, Австрия

Комиссия по вопросам рабства стремилась искоренить рабство и торговлю людьми во всем мире и боролась с проституцией. Ее основным успехом являлось давление на правительства, которые управляли переданными под мандат странами, чтобы положить конец рабству в этих странах. Лига обеспечила обязательство Эфиопии отменить рабство как условие членства в 1926 году и работала с Либерией над отменой принудительного труда и межплеменного рабства. Она также преуспела в том, чтобы уменьшить показатель смертности рабочих, строящих железную дорогу Танганьики, с 55 % до 4 %. Отчеты были сведены к контролю рабства, проституции и торговле женщинами и детьми.
1924: Конференция Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве, Швейцария.

1924: Участники Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве

1924: председатель голландской делегации Карнебик (слева) беседует с послом в Париже Джоном Лоудоном

1924: Председатель голландской делегации Карнебик (2-й слева) в разговоре с другими дипломатами на заседании Лиги Наций в Женеве.

1924: Председатель голландской делегации Карнебик (2-й слева) в разговоре с другими дипломатами на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Британская делегация на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Делегаты из нескольких европейских стран встретились на заседании Лиги Наций в Женеве

1924: Заседание Лиги Наций во Дворце Наций в Женеве

Под руководством Фритьофа Нансена, Комиссия по делам беженцев заботилась о беженцах, включая наблюдение за их репатриацией и, когда необходимо, переселение. В конце Первой мировой войны было два-три миллиона экс-военнопленных, разбросанных по всей России - в течение двух лет с момента основания комиссии, в 1920 году, она помогла 425 тыс. из них вернуться домой. Она также учредила паспорт Нансена в качестве средства идентификации лиц без гражданства.
Комитет по исследованию правового статуса женщин стремился расследовать положение женщин во всём мире. Он был образован в апреле 1938 и распался в начале 1939 года. Среди участников комитета была P. Bastid (Франция), M. de Ruelle (Бельгия), Anka Godjevac (Югославия), H. C. Gutteridge (Великобритания), Kerstin Hesselgren (Швеция), Dorothy Kenyon (Соединенные Штаты), М. Paul Sebastyen (Венгрия) и Hugh McKinnon (Великобритания).
1924: Эдгар Олджернон Роберт Гэскойн-Сесил, 1-й виконт Сесил-оф-Челвуд (1864 - 1958) - британский юрист, парламентский, общественный и государственный деятель, активный сотрудник и идеолог Лиги Наций, лауреат Нобелевской премии мира 1937 года, врученной ему за заслуги перед Лигой Наций.

Между 1920 и 1946 годом в общей сложности 63 страны стали членами Лиги Наций. Пакт Лиги Наций был включен в состав Версальского договора и вступил в силу 10 января 1920 года. США, Хиджаз и Эквадор, подписавшие Устав (Пакт) Лиги Наций, не успели ратифицировать его к этой дате. В итоге, США и Хиджаз так и не вступили в организацию (Хиджаз в 1925 году был присоединен к Неджду), а Эквадор сумел вступить в Лигу Наций лишь в 1934 году. Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, когда ее активы и обязательства были переданы в ООН.
1925: Портрет Дж..Ван Хамела (1880-1964), голландского профессора права и верховного комиссара Лиги Наций

Мандаты Лиги Наций были установлены согласно статье 22 Соглашения Лиги Наций. Мандатные территории были прежними колониями Германской и Османской империй, которые были взяты под наблюдение Лигой после Первой мировой войны. Постоянная Комиссия мандатов контролировала Мандаты Лиги Наций, а также организовывала плебисциты на спорных территориях так, чтобы жители могли решить, к какой стране они желают присоединиться.
1926: Граф Стефан Бетлен, руководитель венгерской делегации по пути на заседание Лиги Наций

Последствия Первой мировой войны оставили много вопросов, которые требовали урегулирования между государствами, в том числе точное положение национальных границ. Большинство этих вопросов были рассмотрены союзными державами в таких органах, как Высший совет союзников. Союзники, как правило, обращались к Лиге только с особо трудными вопросами. Это означало, что в течение первых трех лет 1920-х Лига играла небольшую роль в устранении последствий суматохи, последовавшей после войны.
1926: Германия вступила в Лигу Наций. Делегацию возглавляет министр Густав Штреземан. Рядом с ним лорд Чемберлен, Аристид Бриан и фон Шуберт

1926: Первый день сессии Лиги Наций в Женеве. Принятие Германии в члены Лиги Наций
Штреземан, Густав: министр иностранных дел, канцлер, лауреат Нобелевской премии мира в 1926 году, Германия. Лютер, Ханс: канцлер, президент Рейхсбанка, посол Германии в США.Бриан, Аристид: премьер-министр, министр иностранных дел Франции.
Вандервельде, Эмиль: государственный секретарь, министр юстиции, социал-демократ, юрист, Бельгия. Скилоджа, Витторио: Министр иностранных дел Италии.

Поскольку Лига развивалась, ее роль расширилась и к середине 1920-х она стала центром международной деятельности. Это изменение может быть замечено в отношениях между Лигой и лицами, не являющимися членом каких-либо организаций. Соединенные Штаты и Россия, например, все больше и больше работали с Лигой. В течение второй половины 1920-х Франция, Великобритания и Германия использовали Лигу Наций как центр их дипломатической деятельности, и министры иностранных дел этих стран посетили встречи Лиги в Женеве во время этого периода. Они также использовали органы Лиги, чтобы попытаться улучшить отношения и уладить разногласия.
1926: Профессор Дж. Эмель на корабле вместе со своей семьей отправляется в Данциг, где он должен исполнять должность Верховного комиссара Лиги Наций Амстердам

1926: Голландский посол в Париже Джон Лоудон избран председателем конференции по разоружению при Лиге Наций в Женеве

В дополнение к территориальным спорам, Лига также попыталась вмешаться в другие конфликты между нациями.
1928: Советская делегация на одном из заседаний Лиги Наций

1928: Девятая Ассамблея Лиги Наций, Йохан Бернсторф (Германия). Женева

1928: Девятая Ассамблея Лиги Наций, Герман Мюллер (Германия).

Среди ее успехов были попытки бороться с международной торговлей опиумом и сексуальным рабством и ее работа над облегчением положения беженцев, особенно в Турции в период к 1926 году.
1929: Висент Герреро (председатель) закладывает первый камень здания будущей штаб-квартиры Лиги Наций в Женеве

Портрет доктора Рудольфа Альфреда Циммермана (1869-1939), мэра Роттердама, а затем Верховного комиссара Лиги Наций

Одним из его нововведений в этой последней области было введение паспорта Нансена - первым всемирно признанным удостоверением личности для не имеющих гражданства беженцев.
Нансеновский паспорт

1930: На заседании Лиги Наций

Многие из успехов Лиги были достигнуты ее различными агентствами и комиссиями.
1933: Адольф Гитлер объявляет о выходе из Лиги Наций. Берлин

Статья 8 соглашения Лиги поставила перед ней задачу сокращения вооружений к минимальным объемам, совместимым с национальной безопасностью и осуществлением общих действий международных обязательств. Существенное количество времени и энергии Лиги было посвящено разоружению, даже притом, что много правительств-членов сомневалось, что такое обширное разоружение могло быть достигнуто или даже желательно. Силы союзников были также под обязательством из Соглашения относительно Версаля, ограничивающего их вооружения, введенных в отношении побежденных стран, это были названо первым шагом в направлении разоружения во всем мире. Члены Лиги придерживались различных взглядов к разоружению. Французы отказывались уменьшать свои вооружения без гарантии военной помощи, если они подвергнутся нападению, Польша и Чехословакия чувствовали себя уязвимыми к нападению с востока. Страх перед нападением увеличился, поскольку Германия восстановила силы после Первой мировой войны, особенно после того, как Гитлер получил власть и стал канцлером в 1933 году.
1935: Аэрофотосъемка Саарбрюккена. Саар является промышленным районом. Этот район в прошлом веке был "яблоком раздора"" Европы. 15 лет был под контролем Лиги Наций

1935: Комитет Лиги Наций готовится к голосованию по Саару. Слева направо: г-жа Уэмбо (США), председатель комитета Генри (Швейцария), г-н Роде из Швеции, г-н де Йонг из Нидерландов и датский делегат Хеллштадт

1935: Во время внеочередной сессии Лиги Наций представитель Португалии, г-н Васконселлос (справа) беседует с министром иностранных дел Чехословакии Эдвардом Бенешем (1884-1948)

1935: Сэр Джеффри Джордж Нокс, председатель управляющей комиссии Саара от Лиги Наций

1935: Верховный Главнокомандующий армии Лиги Наций генерал-майор Бринд по приезду в Саарбрюкен, Саар

1935: Контингент британских солдат в Сааре накануне голосования

1935: Контингент нидерландских солдат в Сааре накануне голосования

1935: Контингент итальянских солдат в Сааре накануне голосования

Решение о роспуске Лиги принято единогласно представителями 34 стран, участвовавших в последнем заседании Генеральной Ассамблеи: «Лига Наций должна прекратить свое существование». Решение также установило дату ликвидации Лиги: на следующий день после закрытия сессии. 19 апреля 1946 года, Председатель Ассамблеи, Карл Дж. Хамбро из Норвегии, заявил, что «двадцать первая и последняя сессия Генеральной Ассамблеи Лиги Наций закрыта.» В результате, Лига Наций прекратила свое существование 20 апреля 1946 года
1936: Заседание Лиги Наций в Женеве, Швейцария. Негус Абиссинии Хайле Селассие (слева в черной куртке) и члены его делегации слушают выступление Эден, который объясняет причины снятия санкций в отношении Италии

1937:Генерал-губернатор Старкенборгю Стачюоушер, последний колониальный генерал-губернатор Голландской Ост-Индии в разговоре с представителями Лиги Наций. Бандунг

1937: Прием по случаю съезда Лиги Наций дает генерал-губернатор Голландской Ост-Индии Старкенборгю Стачюоушер в Бандунге.

1939: Двадцатая Ассамблея Лиги Наций

1939: Министр иностранных дел Финляндии Рудольф Холсти выступает перед Генеральной Ассамблеей Лиги Наций 11 декабря по поводу начала так называемой "Зимней войны". 14 декабря Советский Союз будет исключен из Лиги Наций