Максим Коломиец: Танки в Гражданской войне. Трофеи гражданской войны на службе в ркка

Первые танки попали в Россию в 1918 году, в рамках оказания Антантой помощи Белому движению в Гражданской войне.

12 декабря 1918 г. в Одессе вместе с французской и греческой пехотой выгрузили 20 танков «Рено» FT 17 из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. Именно это подразделение и «подарило» советскому государству первые трофейные танки, поскольку под ударами 2-й Украинской Советской армии его личный состав разбежался. (подробнее об этом эпизоде тут )
22 марта 1919 г. на пароходе «Святой Михаил» прибыла первая партия английских танков – шесть «больших» (Mk. V) и шесть «легких» (Мк. А). Вместе с танками прибыли и инструкторы – водители под командованием майора Е. Брука. Вскоре в Екатеринодаре на заводе «Саломас» была открыта Школа английских танков, которая занималась подготовкой будущих танкистов Вооруженных сил на Юге России.
Командующий Донской армией генерал Сидорин в окружении русских офицеров и английских инстукторов, у прибывших на фронт танков Mk. V. 1919 год.

Танк Mk. V 1-го танкового отряда Вооруженных Сил Юга России с именем собственным "За единую Россию". Царицын 1919 год.



Танки Mk. A «Whippet» 4-го танкового отряда Вооруженных Сил Юга России по пути на фронт. 1919 год.

Там же были сформированы и первые танковые отряды. Несмотря на то что курс подготовки танкистов был рассчитан на полгода, уже после четырех недель интенсивных занятий ученики были сочтены готовыми для отправки на фронт. Всего за время своей работы школа смогла подготовить 200 офицеров-танкистов. Общее количество танков, поставленных Вооруженным силам Юга России, составило 73 машины Mk. V, Мк. А и «Рено» FT 17.
В ходе боев на Юге России часть танков были утрачены в боях, особенно кровопролитных в районе Царицына и на Каховском плацдарме, но после захвата Крыма и бегства остатков вооруженных сил Юга России Красной армии достались богатые трофеи. Особенно при взятии Таганрога – 19 танков, Ростова – 9 танков, Новороссийска – 18 танков, Феодосии – 5 танков, Севастополя – 6 танков.
На севере России танки появились в составе танкового отряда майора Льюис-Брауна, в котором было всего 5 машин – 2 «больших» (Mk. V) и 3 «легких» (Мк. В). Во время эвакуации английских войск из Архангельска они оставили там два танка – «большой» и «легкий».
Еще один танковый отряд – под командованием майора Карсона высадился 6 августа 1919 г. в Ревеле (Таллин) для поддержки наступления генерала Юденича на Петроград. Этот отряд насчитывал 4 танка Mk. V. В сентябре к нему присоединились еще 2 машины. Эти танки, вместе с тремя доставленными сюда из Финляндии французскими «Рено», приняли участие в боях под Гатчиной. Но по окончании боев танки были эвакуированы в Ревель.
С.И.Гусев, М.В.Фрунзе и Д.М.Карбышев (сидят) на захваченном у белых в бою 5 сентября 1920 года танке Mk. A «Whippet» "Сфинксъ".


Одна из самых известных фотографий танка Mk. V захваченного частями Красной Армии. Машина с собственным именем "За Русь Святую". Сбоку справа лежит труп танкиста из подразделений Белой Армии. Оригинальная надпись на фотографии: "Танк взятый нашими героями в боях 13-14/ (неразб.) под Каховкой". Ноябрь 1920 года.

Кроме того, в ходе советско-польской войны 1920 г. Красной армией было захвачено 7 танков «Рено» (вероятно, что один танк «Фиат-3000», имевшийся в Красной армии в 1920-е, был поврежден и захвачен в числе этих семи машин при взятии города Гродно в июле 1920 г.).
И наконец, во Владивосток в марте 1920 г. под видом «помощи Красного Креста» американские войска доставили 10 танков «Рено», которые были перехвачены амурскими партизанами, отремонтированы, вооружены 37-мм пушкой или пулеметом и приняли ограниченное участие в боях 1921 г. Но до 1922 г. в исправном состоянии здесь дожил только один танк. Остальные были разбиты и требовали ремонта.
Первые автобронеотряды в составе Красной армии с использованием трофейных танков начали формировать практически с самого появления танков на фронтах. Но сначала этот процесс был в известной степени хаотичным. В 1920 г. в Екатеринодаре на базе захваченного белогвардейского имущества были организованы курсы по подготовке танкистов из шоферов, рассчитанные на 136 часов занятий. Тогда же начальник бронечастей 9-й армии Кавказского фронта красных П. Вершинин разработал первые штаты танковых отрядов в составе 100 человек при трех танках и двух бронеавтомобилях.
Личный состав бронедивизиона особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины у трофейного танка Renault FT17. Харьков, май 1919 года. Обратите внимание на надпись на фото.



В то же время инженерами 9-й армии Лауденбахом, Давидовичем и начальником танкового отдела Фотьяновым были разработаны «Временное краткое наставление для действий танков в бою» и «Инструкция отряду танков».
Другим центром формирования танковых первых отрядов Красной армии был Смоленск, куда в мае 1920 г. прибыл 1-й танковый отряд. Здесь предложенная структура танкового отряда была опробована в полигонных условиях. По результатам оного были разработаны «Штат и табель танкового автоброневого отряда», утвержденные приказом РВСР от 28 мая 1920 г.
Английский танк Mk. В на службе в РККА. 1920-е годы.



Опыт боев с поляками помог скорректировать указанные штат и табель, причем число танков в отряде было доведено с трех до четырех. причем все танки должны обязательно быть одного типа, что упрощаю и применение танков, и их обслуживание. В июле 1920 г. в состав танкового отряда была введена команда пехоты (30 человек) с двумя пулеметами «Льюис» для прикрытия танков в бою.
По результатам боев 1920 г. была разработана «Инструкция по боевому применению танков», ставшая, по сути первым уставом бронечастей Красной армии. По этому документу танки относились к вспомогательным средствам ведения боя, предназначенным для оказания помощи пехоте.
Все доставшиеся Красной армии танки были отнесены к трем основным типам:
– тип «Б» – «большой» танк – английский тяжелый танк Мк V, называвшийся в Советской России по названию мотора – «Рикардо»;
– тип «С» – «средний» – английские танки Мк А «Уипетт» («борзая») или Мк В, называвшиеся по мотору – «Тейлор»;
– тип «М» – «малый» – французские малые танки типа « FT-17» фирмы « Рено».
Ремонт трофейных танков был организован в 1920-1922 гг. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ), но из-за недостатка запчастей и кадров велся он очень медленно.
Командиры бронечастей РККА у трофейного британского танка Mk-V, 1920 г.



По окончании Гражданской войны трофейные танки состояли на вооружении Красной армии и применялись для боевой подготовки войск. Кроме того, в начале 1922 г. для помощи голодающему Поволжью несколько танковых отрядов (автобронеотрядов) были отправлены для вспашки зяби. Здесь наиболее удачно применялись танки «Рено».
В 1923 г. Управление броневыми силами Красной армии ГВИУ было расформировано, его функции были переданы Главному артиллерийскому управлению (ГАУ), а все работы по танкам, начатые прежде, законсервированы. Автобронеотряды были сведены в Отдельную эскадру танков, состоящую из тяжелых и легких флотилий танков. Название «эскадра» было взято из распространенного в то время соображения, что танки суть сухопутные броненосцы и крейсеры.
Танки MkV в параде на Красной площади. Конец 1920-х гг.



Отдельная эскадра танков, по воззрениям того времени на их применение, была средством усиления пехоты. Ее легкие флотилии предназначались для поддержки пехоты в наступательном бою. а тяжелая являлась средством усиления при прорыве укрепленных полос.
Тяжелая флотилия состояла из четырех дивизионов по четыре однотипных тяжелых танка Mk V «Рикардо», легкая же флотилия состояла из трех дивизионов: легкого маневренного дивизиона (встречается также его название «крейсерский дивизион»), состоявшего из шести танков типа «С» (Мк А. «Тейлор»), легкого истребительного дивизиона из шести танков «Рено» с пушечным вооружением и дивизиона малых танков. содержавшего шесть танков «Рено» с пулеметным вооружением. Кроме танков в состав флотилий включались вспомогательные дивизионы из грузового взвода (3 грузовых автомобиля), тракторного взвода – 2-3 трактора и мастерской на шасси автомобиля.
Танк Мк V на службе в РККА в оригинальном двуцветном камуфляже, 1924 г.



Летом 1924 г. танковая эскадра была обследована спецкомиссией МВО. нашедшей, что по состоянию матчасти, структуре и силам эскадра уже не отвечает нуждам Красной армии и не может быть признана удовлетворительной для проведения учебного дела.
На всеармейском совещании командного состава артиллерии, состоявшемся в июне 1924 г., прошло обсуждение вопросов реорганизации эскадры танков. Голоса учавствовавших разделились.
Одни предлагали эскадру сохранить. сделав ее «Центром изучения танкового дела», причем при центре создать также конструкторско-техническое бюро для разработки новых образцов танков и производства испытаний.
Другие (и среди них начальник штаба танковой эскадры П. Генрихе) предлагали сформировать на базе эскадры танковую дивизию, в которую свести все имеющиеся в наличии танковые силы.
Третьи стояли за реорганизацию эскадры в несколько небольших танковых подразделений.
Обсудив все предлагавшиеся варианты, РВС СССР принял решение о переводе всех танковых сил республики на полковую организацию. На базе эскадры был сформирован отдельный танковый полк, состоявший из кадрового и учебного батальонов, насчитывающий 356 человек при 18 танках всех типов. Прочие танки были переданы на военные склады для консервации, откуда должны были выводиться только в случае угрозы начала войны.
В 1925 г. в состав полка был включен третий танковый батальон, а в каждый батальон еще по одной (третьей) роте. Таким образом, боевая мощь полка была увеличена на треть.
В 1927 г., с началом серийного производства танков МС-1 и формированием новых танковых частей, «Рикардо», «Тейлоры» и «Рено» еще какое-то время эксплуатировались в войсках параллельно с новыми машинами. Но их состояние уже было никуда не годным, и потому они постепенно выводились из войск.
В 1930 г. все трофейные танки времен Гражданской войны должны были быть переданы на длительное хранение и в учебные заведения. К 30 января 1931 г. на военных складах и в учебных заведениях РККА имелось танков типа «Б» 44 шт. (из которых 9 шт. снятые с вооружения), типа «С» – 12 шт. (все сняты с вооружения), «Русский «Рено» – 15 шт. (все сняты с вооружения), французский «Рено» – 13 шт. (все сняты с вооружения).

Их время кончилось.
Красноармейцы у танка Mk.V. Конец 1920 -х гг.



Сохранившийся танк Mk.V. в музее БВиТ п. Кубинка


Разгрузка танков "Рено" FT во Владивостоке. 1920 год. Хорошо видно, что все машины имеют трехцветный французский камуфляж (ЯМ).

В августе из этих танков "Рено" сформировали 1-й Амурский тяжелый танковый дивизион (пять взводов по два танка и хозяйственная команда), вошедший в состав Народно-революционной армии Дальневосточной республики (НРА ДВР). Состав дивизиона (на 15 июня 1920 года) был следующий:

1-й взвод - танки № 9254 "Беспощадный" и № 9141 "Интернационал".

2-й взвод - танки № 4320 "Сивуч" и № 9108 "Зоркий".

3-й взвод - танки № 9446 "Лазо" и №? "Мухин".

4-й взвод - танки № 9092 "Революционер" и № 1871 "Гроза".

5-й взвод - танки № 1930 "Амурец" и № 9096 "Мститель".

Танки "Рено" FT выгружают краном с парохода в порту Владивостока. 1920 год. На борту верхней машины читается французский номер - 9096. В армии ДВР эта машина получит название "Мститель" (ЯМ).

Танки 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона в Благовещенске. 10 августа 1920 года. Обратите внимание на броневые "щеки" на башне дальней машины, вооруженной пулеметом Максима (АСКМ).

"Рено" FT 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона. 1920 год. Обратите внимание на броневые "короба", установленные на башнях для защиты пулеметов. Второй танк вооружен 37-мм японской пушкой, за ним видна машина с 8-мм пулеметом Гочкиса, на башне которой видно название "Амурец" (ЦМВС).

20 сентября 1920 года командир дивизиона Н. Шамрай докладывал в штаб Амурского фронта ДВР о состоянии вверенной ему части:

"Доношу, что в настоящее время в Благовещенске находится шесть танок, из коих пять исправны и один находится в разобранном виде в ремонте. Но ввиду неимения в танках патентованных (то есть "фирменных" французских. - Прим. автора ) вентиляторных ремней и неполного вооружения танок, таковые не могут быть использованы к действии. Вооружение танок следующее:

1) две танки во неимение вооружения совершенно не вооружены;

2) две танки, каждая вооружена одним 37-мм японским скорострельным орудием, у коих нет боевых пружин. Заказ на пружины сделали в срочном виде на заводе Чевурина и по изготовлении таковых орудия могут быть приведены в действие;

3) две танки, каждая вооружена по одному пулемету: системы "Гочкис" и "Максим". К пулемету "Максим" нет запасных частей, как то: ствола и замка. В настоящее время имеется: снарядов 350 штук, 5000 патрон к пулемету "Гочкис" и 250 патрон при одной только ленте к пулемету "Максим".

Танк "Рено" FT Амурского тяжелого танкового дивизиона на митинге в Благовещенске. 10 августа 1920 года. Машина вооружена пулеметом Гочкиса (ЦМВС).

Бойцы одной из частей Народно-Революционной Армии Дальневосточной республики (НРА ДВР) у танков "Рено" FT. 1920 год. Левая машина имеет литую башню (ЦМВС).

Летом-осенью 1920 года танки повзводно действовали против белых в составе войск Амурского фронта. Командиром дивизиона Н. Шамраем была разработана "Инструкция порядка введения танок в бой при полевой обстановке", выдержки из которой приводятся ниже:

"Самое главное обстоятельство введения танок в бой - это условие по возможности пройти им до места боя небольшое расстояние, дабы танки могли пройти самостоятельно с боем большое расстояние. Танки наносят серьезное поражение и громадное моральное впечатление на противника только в количестве несколько штук, посылать в бой одну машину не разрешается".

Видимо, "моральное впечатление" и было главным назначением при действии танков. Ведь подобных "стальных чудищ" никто в Забайкалье не видел. Например, 19 октября 1920 года части 5-й Амурской бригады ДВР при поддержке танков 3-го взвода атаковали белых на ст. Урульга. Белые открыли сильный артиллерийско-пулеметный огонь, но появление танков произвело на них ошеломляющее впечатление, и они в беспорядке отошли. Станция была взята пехотой ДВР без потерь.

Танки дивизиона использовались в боях в течение 1921 года, причем на некоторых машинах первоначальное вооружение заменили на другое. К концу года все "Рено" вышли из строя из-за отсутствия запасных частей и специального инструмента. Поэтому в декабре 1921 года по решению военного совета НРА ДВР танки были отправлены для ремонта в Россию. Только 2-й взвод "в силу сложившейся боевой обстановки" был оставлен в составе НРА. По донесению начальника бронечастей НРА, "в состав взвода входят два танка французского типа "Бабэ". "Зоркий" вооружен пулеметом "Гочкиса" с удлиненным кавалерийским прикладом (патроны в обоймах), "Сивуч" - пулеметом "Максим". Из инструмента для ремонта и разборки имеется только один французский ключ. Запасных частей нет совершенно".

Варианты установки вооружения танков "Рено" FT из состава 1-го Амурского тяжелого танкового дивизиона НРА ДВР: 1 - 37-мм пушка; 2 - 8-мм пулемет Гочкис образца 1909 года с дополнительной броневой защитой; 3 - 8-мм пулемет Гочкис образца 1909 года, 4, 5 - 7,62-мм пулемет Максима с различными вариантами дополнительных броневых кожухов (рис. П. Шиткина).

К 28 января 1922 года удалось отремонтировать только один танк - "Зоркий", который на следующий день убыл на фронт. 9 февраля по приказу начальника Восточного фронта ДВР танк направлен под Волочаевку, где 10 февраля придан Особому амурскому полку и отправлен в стрелковую цепь. Но ввиду наступления темноты и сильного пулеметного огня белых, полк отошел в исходное положение. "Зоркий" был оставлен у проволочного заграждения противника, чтобы утром совместно с пехотой начать наступление. На рассвете 11 февраля белые заметили танк и открыли по нему огонь с бронепоезда "Каппелевец", стоявшего на станции Волочаевка. Одним из снарядов с бронепоезда у танка разбило направляющее колесо, и машина встала. Другой снаряд пробил насквозь оба борта, едва не уничтожив экипаж. После этого водитель и пулеметчики бросили танк, взорвав гранатами бензобак. Так закончилась боевая служба танков Дальневосточной республики.

В рядах Вооруженных сил Юга России

Поставки танков для белых армий из Англии начались только после окончания первой мировой войны. 22 марта 1919 года в Новороссийск на пароходе "Святой Михаил" прибыла первая партия английских танков - шесть MK-V и шесть МК-А. (В документах белых первые назывались тяжелыми или большими, а вторые - легкими или малыми.) Вместе с танками прибыли и английские инструкторы - всего 29 человек под командованием майора Е. Брука.

По воспоминаниям британского персонала, готовившегося воевать исключительно "в стране снега и льда, Новороссийск оказался солнечным и зеленым городом, а в Южной России было гораздо теплее, чем в Англии".

После разгрузки и проверки материальной части, что заняло семь дней, танки "стали демонстрировать свою боевую мощь". Эта пропагандистская акция проводилась по просьбе русского командования. Ежедневно, в течение недели, один из танков проезжал по набережной в сопровождении сотни казаков. В выходной день один MK-V объехал вокруг всего города. Массы народа глазели на это зрелище. Танк сломал небольшую кирпичную стену и взобрался на гору. Все это время его сопровождали верховые казаки.

"Мы мирные люди, но наш бронепоезд…" - эти слова из знаменитой песни "Каховка" давно стали "крылатыми". Однако в ожесточенных боях 1920 года за Каховский плацдарм активно участвовали не только бронепоезда и бронемашины, но и танки. А впервые новое "чудо-оружие" появилось в России полутора годами раньше, когда в составе французских экспедиционных войск в Одессе высадились двадцать "Рено" FT-17. Британские Mk.V и Mk A "Уиппет" поставлялись деникинцам с весны 1919 г. И хотя в условиях маневренной Гражданской войны танки не могли применяться так же массово, как в позиционных сражениях на Западном фронте Первой Мировой, новые боевые машины провели ряд успешных боев в Донбассе и под Царицыным. По воспоминаниям "белых": "Наше командование не зря придавало этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение. Когда первые танки врезались в неприятельское расположение и стали уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди...

Читать полностью

"Мы мирные люди, но наш бронепоезд…" - эти слова из знаменитой песни "Каховка" давно стали "крылатыми". Однако в ожесточенных боях 1920 года за Каховский плацдарм активно участвовали не только бронепоезда и бронемашины, но и танки. А впервые новое "чудо-оружие" появилось в России полутора годами раньше, когда в составе французских экспедиционных войск в Одессе высадились двадцать "Рено" FT-17. Британские Mk.V и Mk A "Уиппет" поставлялись деникинцам с весны 1919 г. И хотя в условиях маневренной Гражданской войны танки не могли применяться так же массово, как в позиционных сражениях на Западном фронте Первой Мировой, новые боевые машины провели ряд успешных боев в Донбассе и под Царицыным. По воспоминаниям "белых": "Наше командование не зря придавало этому новому и грозному средству борьбы чрезвычайное значение. Когда первые танки врезались в неприятельское расположение и стали уничтожать красные цепи, разразилась полная паника. Весть о появлении танков быстро разнеслась среди большевистских войск и лишила их всякой сопротивляемости. Ещё издали, завидя танки, большевики немедленно очищали свои позиции и поспешно отходили. Пробивая путь этими чудовищами, наша пехота и конница быстро и без особых потерь очистила Донецкий бассейн…"
Интересна история появления танков у амурских партизан - украденные у американцев во Владивостоке, "Рено" применялись в боях под Читой, а затем и во взятии Волочаевки. Так что другая знаменитая песня Гражданской войны "Разгромили атаманов, разогнали воевод, и на Тихом океане свой закончили поход" имеет отношение и к трофейным "красным" танкам.
В новой книге ведущего историка бронетехники вы найдете исчерпывающую информацию о боевом применении танков всеми участниками Гражданской войны, начиная с января 1919-го и заканчивая операцией против Грузии в 1921 году, а также о послевоенной службе этих машин в Красной Армии и их судьбе вплоть до Великой Победы. Коллекционное издание на мелованной бумаге высшего качества иллюстрировано сотнями эксклюзивных фотографий.

Скрыть

Максим Коломиец

ТАНКИ В ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ

Светлой памяти моего друга Михаила Свирина

ПОСВЯЩАЕТСЯ

Танки «Рено» FT проходят по Красной площади во время парада. 7 ноября 1928 года. Обратите внимание, что головная машина перевооружена 37-мм пушкой Гочкиса отечественного производства (ЦМВС).

Введение

Первые танки появились на территории нашей страны с началом гражданской войны. Впервые они прибыли с вооруженными силами иностранных интервентов, затем поступали в качестве помощи от союзников белым армиям.

Данная книга рассказывает об организации танковых частей, подготовке кадров и боевом применении танков в ходе боев гражданской войны на территории бывшей Российской империи в 1918–1922 годах и последующей службе трофейных машин в Красной Армии. Автор не рассказывает об устройстве и тактико-технических данных английских и французских танков - эту информацию легко найти в соответствующей литературе. Книга разделена на несколько глав, каждая из которых повествует об использовании боевых машин на том или ином участке фронта той или иной воюющей стороной. Наряду с боями гражданской войны, приводятся и сведения о применении танков в ходе советско-польской войны.

Хочется поблагодарить своих друзей, оказавших значительную помощь в работе над данной книгой: Игоря Гостева за материалы о действиях танков на Севере и Сергея Ромадина за помощь иллюстрациями и ценными замечаниями.

Использование танков на Западном фронте союзниками по Антанте не осталось незамеченным и в России. Русские журналы и газеты того времени много писали об этом новом виде оружия. Причем любопытно то, что английское слово «tank», (обозначающее «бак» или «чан») в то время переводилось на русский язык как «лохань». Например, в январе 1917 года журнал «Нива» поместил фото танка MK-I со следующей подписью: «Лохань (tank) - новый английский бронированный автомобиль, не знающий преград». Фотографию сопровождала статья под оригинальным названием «Семь дней в „лохани“».

«Бронированную новинку» не оставило без внимания и Военное ведомство России. Ведь к осени 1916 года в составе бронечастей русской армии имелось более 250 броневых автомобилей, которые с успехом воевали на фронте. Правда, их существенным недостатком была ограниченная проходимость, позволявшая использовать броневики только по дорогам или хорошо укатанному снегу. Поэтому информацией о танках, «обладавших возможностью свободно ходить вне дорог», активно заинтересовались русские военные.

Материалы о применении танков союзниками напрямую поступали от русских военных агентов в Англии и Франции. Представители Англо-русского правительственного комитета были приглашены на демонстрацию английского танка MK-I. Подобная демонстрация произошла и во Франции.

На состоявшейся в Петрограде весной 1917 года союзнической конференции была установлена потребность русской армии в танках в количестве 390 штук из расчета шесть машин на каждое из 50 отделений бронедивизиона и 30 % для резерва. Что касается марок танков предполагавшихся для России, то первоначально выбор остановили на французском танке «Шнейдер» С.А.1, но затем русские военные проявили интерес к легким «Рено» и тяжелым английским МК.

Нет никаких сомнений, что планы формирования новых бронечастей и оснащения их танками, равно как и планы организации производства танков в России (именно для этой цели весной 1917 года из Англии прибыла комиссия по вопросу постройки в России бронированных тракторов), были вполне реальными. Для этого имелись и промышленная база, и подготовленные кадры. Здесь следует отметить, что, судя по некоторым документам, возможно в 1917 году заказ на танки был частично оплачен русским правительством. Поэтому не исключено, что поступление их на вооружение частей белых армий шло в счет этого заказа.

Личный состав броневого дивизиона особого назначения при Совете народных комиссаров Украины у своих боевых машин: слева танк «Рено» FT, справа - бронеавтомобиль «Пирлесс». Снимок сделан 22 апреля 1919 года в Харькове во время смотра дивизиона заместителем народного комиссара по военным делам Украины В.И. Межлауком (ЦМВС) .

Первые танки в России

Первые танки прибыли в Россию 12 декабря 1918 года, когда в Одессе вместе с французской и греческой пехотой высадились 20 танков «Рено» из состава 3-й роты 303-го полка штурмовой артиллерии. 18 марта 1919 года машины впервые применили в бою под станцией Березовка (53 км от Одессы) против 1-й Заднепровской стрелковой дивизии 2-й Украинской Советской армии. Начдивом был П.Е. Дыбенко, военкомом А.А. Каверин, а командирами бригад - Н.А. Григорьев и Н.И. Махно. В ходе этого боя Красной Армией были захвачены первые танки. В донесении, направленном в штаб фронта, говорилось:

«Противник - греки, французы и добровольцы - был выбит с передовых позиций и, растерявшись, бежал в полном беспорядке. В течение нескольких минут нам досталось много трофеев: около 100 пулеметов, четыре орудия, из них два дальнобойных, масса снаряжения, семь паровозов, пять эшелонов, бронированный поезд, четыре танка и два штаба греческий и французский».

Один из танков бойцы отослали в Москву, в подарок В. Ленину, написав в сопроводительном письме:

«Без оружия и без винтовок шел украинский пролетариат на усовершенствованные орудия современной техники, но, как видите, даже танки, эти современные чудища, порожденные последней войной, не устояли перед революционной войной, и сегодня 2-я Украинская Советская армия имеет счастье преподнести Вам, дорогой учитель, одно из этих страшных орудий. Вам мы отправляем один из этих танков, который будет лучшим доказательством мощи пролетарской революции».

Первый «танковый» парад на Красной площади 1 мая 1919 года - проходит один из захваченных под Одессой «Рено» FT (ЦМВС).

Еще один снимок трофейного «Рено» FT на Красной площади 1 мая 1919 года. Видимо, танк проехал по площади несколько раз туда-сюда, так как на этом фото виден Собор Василия Блаженного (на заднем плане), а на предыдущем - Никольская башня Московского Кремля (РГАКФД).

Офицер белой армии у танка «Рено» FT. 1919 год. Машина из состава броневого дивизиона особого назначения при Совете народных комиссаров Украины, о чем свидетельствует эмблема в виде двух концентрических кругов - такая же видна на бронемашине «Пирлесс». Судя по разукомплектованному виду, танк находился на ремонте (ЯМ).

В ответ на это, Ленин направил в штаб армии телеграмму следующего содержания:

«Приношу свою самую глубокую благодарность и признательность товарищам Второй Украинской Советской Армии по поводу присланного в подарок танка. Этот подарок, дорог нам всем, дорог рабочим и крестьянам России, как доказательство геройства украинских братьев, дорог также потому, что свидетельствует о полном крахе казавшейся столь сильной Антанты.

Лучший привет и самые горячие пожелания успеха рабочим и крестьянам Украины и Украинской Красной Армии.

Председатель Совета Обороны В. Ульянов (Ленин)».

Оставшиеся три «Рено» были увезены в Харьков, в то время столицу советской Украины. Здесь на базе бронеавтомобилей бронеотряда особого назначения и трофейных танков сформировали «Броневой дивизион особого назначения при Совете Народных Комиссаров Украины». Командиром дивизиона стал А. Селявкин.

С 1917 по 1923 год в России бушевала Гражданская война. Многие слышали о героических бронеавтомобилях частей РККА, принимавших участие в боевых действиях против войск Белого движения, - «Остине-Путиловце», «Остине-Кегрессе», «Гарфорде-Путилове». Но мало кто задумывается о том, что Белое движение тоже активно применяло бронетехнику - как трофейную или доставшуюся от царской армии по наследству, так и собственной разработки…


В Русской армии было не так уж много бронеавтомобилей. Большая их часть строилась по одному принципу: за границей заказывали шасси (чаще всего - Renault, Fiat или Austin), после чего на него устанавливали бронекузов собственного производства. Так и появлялись странные гибриды с удивительными названиями вроде «Остин-Путиловец» или «Фиат-Ижора». Существовал и ряд полностью отечественных разработок вроде «Руссо-Балта» конструкции Братолюбова-Некрасова, но количество выпущенных машин такого типа обычно не превышало десятка. А вот танков Российская империя не использовала вообще.

Было реализовано два опытных проекта («Вездеход» Пороховщикова и «Царь-танк» Лебеденко), но до серии дело не дошло, а потом грянула революция, и танковое производство отодвинулось на второй план. Вот здесь-то, уже в 1917-м, произошло интересное «разделение» бронетехники между РККА и частями Белого движения. Дело в том, что большая часть броневиков царской армии досталась по наследству именно красным - ввиду того, что базировались они в основном в Москве и Петрограде.

Зато у белых, в отличие от РККА, были полноценные танки, переданные им европейскими союзниками, - Антанта не признавала большевиков и считала Белое движение единственно легитимной властью в России. Конечно, Гражданская война не стала сражением «танки против бронеавтомобилей», но определенный перевес подобного плана существовал. Так на чем же воевали белые?


Bullock-Lombard,
бронированный в 1919 году на новороссийском заводе «Судосталь». Машина разгонялась максимум до 8 км/ч, но воевала вполне успешно.

Белые британцы

До 1919 года никаких танков не было ни у одной из сторон. Но закончилась Первая мировая война, и британское правительство обратило внимание на трагические события, происходившие в России. В результате весной 1919 года в Батум прибыли двенадцать танков, призванных поддержать Белую гвардию: шесть Mark V и шесть Medium Mark A Whippet. Была образована «Школа английских танков» - там под началом англичан готовились первые русские танкисты.

Вообще в 1919-1920 годах англичане невероятно активно снабжали танками все части Белого движения - и Вооруженные силы Юга России (ВСЮР) под командованием Деникина, и оставшуюся после их разгрома Русскую армию Врангеля, и Северную армию. Лишь Колчак на востоке остался без британской поддержки - это было связано с чрезвычайными логистическими трудностями при доставке бронетехники в глубь страны.

1-й танковый дивизион ВСЮР был организован 27 апреля 1919 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар). Дивизион насчитывал шестнадцать английских танков - четыре отряда по четыре машины. Половина - могучие Mark V с тяжелым пушечным вооружением, вторая половина - легкие пулеметные Mk A Whippet. Танки оказались мощным подспорьем.

Наиболее известной операцией с их участием стал штурм Царицына в конце июня 1919 года - именно танки и бронепоезда сыграли наиболее значительную роль в разгроме красных и итоговом взятии города. В определенной мере танки имели больше психологическое, нежели огневое значение, но последнее тоже не стоит недооценивать. К слову, в том бою принимало участие не шестнадцать, а семнадцать танков: к 1-му танковому дивизиону ВСЮР присоединился еще один Mk A Whippet с британским экипажем под командованием капитана Кокса.

Суммарное количество танков в распоряжении ВСЮР к концу года достигло 74 единиц. Практически все современники утверждали, что войска РККА при виде танков старались отступить и не принимать бой, что, впрочем, было совершенно верной тактикой. Танки не могли воевать на передовой и достигали максимума эффективности при прорыве линии обороны предварительной пехотной атакой, что случалось в данном случае довольно редко.

После разгрома ВСЮР в Русской армии Врангеля осталось всего 20 британских танков, плюс два французских Renault FT образца 1917 года.


Броневик «Полковник Безмолитвенный»
(не путать с одноименным бронетрактором) отбит Донской армией у красных в 1918 году. Машина построена фирмой Heinrich Ehrhardt Automobilwerke на базе военного грузовика модели E-V/4.

Небольшое количество танков британцы поставили также Северной армии (четыре машины) и Северо-Западной армии (шесть). Восточной армии Колчака пытались переправить десять Renault FT, но они были успешно перехвачены красными. Серьезного влияния на ход войны все эти машины не оказали.

Интересно, что целый ряд «белых британцев» дошли до наших дней в очень хорошем состоянии. Это связано с тем, что впоследствии они достались РККА и служили вплоть до 1938 года, когда по личному указанию Ворошилова были установлены в ряде городов в качестве танков-памятников. Хорошо известны Mark V в Харькове, Луганске, Архангельске.

Если же подводить итог танковым успехам Белой гвардии, можно сказать, что, будь британцы чуть активнее в своей «гуманитарной помощи», ход Гражданской войны действительно мог бы измениться - вместе со всей последующей . На деле же танков было слишком мало, а необходимость в них имелась весьма значительная. И поэтому в войсках Белого движения появлялись оригинальные эрзац-машины.


«Фиат-Омский»
(«длинный» двухбашенный вариант) неподалеку от штаб-квартиры генерала Розанова во Владивостоке, 1919 год.

Трактора - в бой!

Эрцаз-танки на базе тракторов - это обязательный элемент практически любой гражданской войны, даже вполне современной. Поскольку первые танки появились у белых лишь в 1919 году, а большая часть царских бронеавтомобилей досталась РККА, заводы, располагавшиеся на подконтрольных белым территориях, занимались доработкой тракторов до боевого состояния. Ввиду полного отсутствия опыта подобных работ получалось весьма посредственно, но ряд интересных конструкций все же стоит упомянуть.

Один из наиболее известных эрзац-танков Белого движения - это «Полковник Безмолитвенный» на базе британского трактора Clayton & Shuttleworth 1916 года. Шасси было далеко не лучшим - просто единственным, которое попалось под руку работавшим в мастерских Донской армии инженерам и рабочим. На шасси был поставлен массивный бронированный кузов, напоминавший железнодорожный вагон. Внутри находилось несколько отделений - моторное, отделение управления и боевое (в кормовой части); вооружение составляли 76,2-мм пушка и шесть пулеметов «Максим», а экипаж состоял из 11 (!) человек.

Недостатков у машины оказалось множество. Поворот базового трактора осуществлялся с помощью вынесенного вперед, за гусеницы, колеса - оно оказалось вне бронированного корпуса «Полковника Безмолитвенного» и потому подвергалось особой опасности в бою. Но что самое главное, бронетрактор получился чудовищно тяжелым - серийный тракторный двигатель его практически не тянул. В итоге было принято решение не отправлять машину на фронт, где от нее не было бы никакого проку. «Полковник» использовался для обучения экипажей бронеавтомобилей, а затем, годом спустя, был разобран.

Собственно, шасси британских тракторов в частях ВСЮР взялись из того же источника, откуда позже и танки. Англичане поставляли шасси Bullock-Lombard, Holt, Clayton; использовались они чаще в качестве артиллерийских тягачей, но три трактора Bullock-Lombard превратились под руками умельцев в эрзац-танки. Два таких броневика были изготовлены в Новороссийске на заводе «Судосталь». В отличие от Clayton, шасси Bullock-Lombard имело два ведущих колеса и управлялось значительно лучше.

Внешне бронекорпус имел классическую компоновку дореволюционных бронемашин, включая башню с пулеметом «Максим» (всего пулеметов на каждый трактор приходилось по пять штук). Толщина брони составляла около 10 мм. Два новороссийских бронетрактора получили названия «Генерал Улагай» и «Доблестный лабинец», поступили в 3-й бронеотряд 2-го бронедивизиона Кавказской Добровольческой армии и вполне успешно сражались на протяжении 1919 года, несмотря на низкую (5−8 км/ч) скорость.

Третий Bullock-Lombard был переделан на Ревельском заводе и получил имя «Астраханец». По компоновке он отличался от собратьев двумя пулеметными башнями. Машину передали 3-й Донской армии, однако буквально через несколько дней вернули назад, поскольку двигатель просто не тянул, вода в радиаторе мгновенно вскипала, башни заедало, и вообще «Астраханец», судя по всему, не проехал на испытаниях даже сотни метров. С завода бронетрактор так и не вернулся. Впоследствии все три машины достались в качестве трофеев РККА. Первые два были перевооружены и отправлены на фронт, а последний признан негодным и разобран.

На таганрогском заводе было сделано еще несколько интересных машин - САУ на шасси Clayton и Bullock-Lombard. На трактора устанавливались 120-мм орудия (пушки Канэ) и бронещиты - было изготовлено как минимум две такие машины, хотя точное количество остается неизвестным. САУ воевали на Кавказском фронте и весной 1920 года были захвачены РККА, некоторое время принимали участие в боях, после чего, видимо, были разоружены.


Бронедрезина «Бенц»
Самым необычным броне-автомобилем Белого движения была бронедрезина «Бенц», созданная в 1912 году по заказу Амурской железной дороги для обороны от китайских налетчиков. Броне-дрезина была оборудована 4,5-мм броней и пулеметом «Максим», но к 1918 году применялась в качестве огне-вой точки на передвижной платформе
.

Единственный серийный

Дореволюционные броневики были сильно изношены и технически несовершенны - особенно плоха была их проходимость по бездорожью. Кустарных эрзац-броневиков было несколько десятков (мы описали лишь самые характерные), и их катастрофически не хватало. Требовалось наладить хоть какое-то серийное производство - и это получилось у частей обделенной танками армии Колчака. В 1918 году Колчак получил из США пятнадцать шасси «Фиат» (изготовленных американским заводом компании).

Машины были бронированы частично в Омске и частично во Владивостоке; существовало два типа бронирования. Первый вариант, «короткий», имел экипаж в три человека и единственный пулемет «Максим», установленный в башне. Второй, «длинный», был более громоздким, два пулемета располагались по бокам, в спонсонах бронерубки.

Родной двигатель «Фиат» мощностью 72 л.с. мог разогнать машину до 70 км/ч при наличии дорожного покрытия, то есть бронеавтомобиль был достаточно скоростным и маневренным.

Правда, в отличие от танков, «Фиаты-Омские» (история запомнила эти машины под таким наименованием) воевали довольно бессистемно. Из них не составляли звеньев или отделений - все пятнадцать машин распределили между разными частями Белого движения, и в разное время они так или иначе попали в руки красноармейцев.

Конструкция «Фиата-Омского» была неплоха, и в другое время он, возможно, смог бы оказать влияние на ход боевых действий. Но и машин, и времени было слишком мало - война вошла в вялотекущую стадию, броневики были уничтожены или захвачены, а Верховный правитель России адмирал Колчак расстрелян в Иркутске 7 февраля 1920 года.

Белое движение внесло не слишком большой вклад в историю развития бронетехники, но все же отрицать этот вклад совсем невозможно. И эрзац-танки на основе тракторов, и «Фиат-Омский» оставили свой след на страницах истории. Жалко, что от них не сохранилось даже толковых чертежей - лишь посредственного качества фотографии и отрывочные сведения, по которым сложно составить полноценную картину. В этом плане у военных историков еще огромный фронт работ.